Царь рыба астафьев аргументы для сочинения

Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022 литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека а.н. радищев путешествие

Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022

Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека

  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
  • И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника»
  • Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Ч.Т. Ай, «И дольше века длится день»
  • В.А. Обручев «Земля Санникова»
  • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  • И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
  • Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
  • М.М. Пришвин «Путешествие»
  • А.П. Платонов «Жена машиниста»
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
  • Гомер «Одиссея», «Илиада»
  • А. Данте «Божественная комедия»
  • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • Дж. Керуак «В дороге»
  • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
  • Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
  • Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
  • Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
  • Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
  • Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
  • Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
  •  Дж. Барри серия «Питер Пэн»
  • Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
  • М. Сервантес «Дон Кихот»
  • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
  • Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
  • У. Грум «Форрест Гамп»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

  • М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
  • Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
  • Т.Н. Толстая «Кысь»
  • В.О. Пелевин «Generation “П”»
  • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
  • А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
  • Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
  • Г. Каспаров «Человек и компьютер»
  • А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
  • К. Воннегут «Колыбель для кошки»
  • С. Лем «Солярис»
  • Дж. Оруэлл «1984»
  • К. Исигуро «Не отпускай меня»
  • Э. Вейер «Марсианин»
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона»
  • В. Рот «Дивергент»
  • Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
  • Ю. Харари «21 урок для XXI века»
  • Т. Чан «История твоей жизни»
  • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
  • О.С. Кард «Игра Эндера»
  • С. Коллинз «Голодные игры»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Ж. Верн «20000 лье под водой»
  • Г. Уэллс «Машина времени»
  • М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  • Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема

  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  • А. Камю «Посторонний»
  •  А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
  • А. Островский «Гроза»
  •  А.А. Ахматова «Реквием»
  •  А.А. Блок «Двенадцать»
  • А.В. Иванов «Тобол»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
  • А.И. Солженицын «В круге первом»
  • А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
  • А.Н. Толстой «Петр I»
  • А.П. Платонов «Чевенгур»
  • А.П. Чехов «Злоумышленник»
  • А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Памятник»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • А.Т. Твардовский «По праву памяти»
  • Б.Л. Васильев «Завтра была война»
  • Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
  • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • В. Быков «Обелиск».
  • В. Гюго «Отверженные»
  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • В.А. Каверин «Открытая книга»
  • В.А. Чивилихин «Память»
  • В.В. Быков «Обелиск»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
  • В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
  • В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
  • В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
  • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • В.П. Катаев «Трава забвения»
  • В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
  • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
  • В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
  • Ги де Мопассан «Пышка»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • Дж. Оруэлл «1984»
  • И. Стоун «Жажда жизни»
  • И. Тургенев «Муму»
  • И.А. Бродский «Посвящается стулу»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
  • К. Булычев «Город без памяти»
  • Л. Андреев «Иуда Искариот»
  • Л. Андреева «Предстояла кража»
  • Л. Лоури «Дающий»
  • Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
  • Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Булгаков «Белая гвардия»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • М.А. Шолохов «Поднятая целина»
  • М.А. Шолохов «Родинка»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  • М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

  • А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
  • М.И. Цветаева «Об Искусстве»
  • М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Куприн «Гамбринус»
  • К.Г. Паустовский «Золотая роза»
  • Н.В. Гоголь «Портрет»
  • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
  • Л.Н. Толстой «Альберт»
  • М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
  • Д.А. Гранин «Картина»
  • В.В. Набоков «Дар»
  • М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  • Д. Быков «Советская литература»
  • З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • Д. Мережковский «Вечные спутники»
  • У. Эко «О литературе»
  • С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
  • Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
  • П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
  • С. Лем «Мой взгляд на литературу»
  • П. Зюскинд «Литературная амнезия»
  • Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
  • Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
  • М. Зусак «Книжный вор»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
  • Г. Миллер «Книги в моей жизни»
  • Г. Гессе «Магия книги»

Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

  • М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
  • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
  • А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
  • В.Г. Короленко «В дурном обществе»
  • М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
  • Н. Носов серия книг о Незнайке
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
  • А.Н. Толстой «Петр Первый»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
  • А.П. Платонов «Котлован»
  • Т. Мор «Утопия»
  • Платон «Государство»
  • Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.
В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
Борьба Игнатьича и царь-рыбы – метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.

↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц») 

Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе.
Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету.
Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека.

↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха») 

В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков.
Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его.
Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди.
Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов.
Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка.
Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии.

↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день») 

Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит “никогда не видеть солнца”, Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце – это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем.

↑ Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы») 

Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю.
Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек – хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей.

↑ Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья») 

“Человек, который сажал деревья” – это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности.
На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье.
Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.

↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”) 

Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».

↑ Отношение человека к природе, взаимосвязь человека и природы, ответственность человека за его поступки перед миром природы. (Рэй Брэдбери «И грянул гром») 

Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – отношение к миру природы. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся экосистема и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение.

↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов “Неизвестный цветок”) 

В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.

↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (И.С. Тургенев «Отцы и дети») 

Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же в произведении следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа – храм, а не мастерская, что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье.
ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ

↑ Как природа влияет на характер человека? (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”) 

Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Виктор Петрович Астафьев

1 мая 1924 г. – 29 ноября 2001 г.

Известная цитата: В ей, в жизни, завсегда, как на рыбалке: то клюет, то не клюет…

 
биография астафьева e1626330938993

Виктор Петрович Астафьев – один из лучших представителей русской литературы второй половины ХХ века. Коллега Астафьева, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын, назвал его «непреклонным любителем истины, одним из первых, кто отреагировал на моральную развратность нашей жизни». Жизнь и творчество Астафьева – пример беззаветного служения людям и истине. Каждому россиянину и каждому иностранцу, если они действительно интересуют проблемы российской национальной повестки дня, книги Астафьева будут самыми полезными. Для многих он был более чем талантливым писателем – он был человеком, в которого они безгранично верили. Ветеран войны, Астафьев известен своими безжалостно правдивыми рассказами о Второй мировой войне.

Земля, где жил Астафьев, Восточная Сибирь, измеряется не сотнями, а тысячами километров. Уроженец Сибири, Астафьев большую часть года жил в поселке Овсянка на реке Енисей, где некогда обрабатывали землю несколько поколений его предков. Также у Астафьева была квартира в Красноярске, городе, который по крайней мере четырехчасовой перелет из Москвы. «Я бы хотел вернуться в деревню, тихонько посидеть у русской печи, или поехать в тайгу, в такие места, где, уверен, ни один гость не найдет.
меня. 

В свои 75 лет в день моего рождения, 1 мая, я помню только пять лет с такой ненастной погодой. Вечером люблю выйти на Енисей и посидеть на бревне. Это заставляет меня чувствовать себя сильнее. У меня на огороде лук, салат, клубника. Я все сажаю и сам собираю урожай. Еще у меня есть несколько деревьев, которые я привез из тайги, пепел, лиственницы и кедры. Один кедр уже приносит орехи. Возможно, это самая большая радость в моей жизни после радости творения».

Один из главных героев прозы Астафьева – природа Сибири. Страницы, посвященные природе, настолько ярки, что читатель сразу может представить себе удивительные места, которые лишь немногим удалось увидеть своими глазами. Астафьев описал мощный Енисей и более мелкие реки, такие как Нижняя Тунгуска и Опариха, каждая со своим характером.

Астафьев был первым советским автором, поднявшим проблему экологической катастрофы в романе «Царь-рыба», который сразу был признан литературным шедевром, но также подвергся критике. Астафьев засыпал 550 страниц книги редкими диалектными словами и выражениями. Даже русскоговорящему человеку будет трудно читать эту книгу. Но этого не произошло
отпугивают переводчиков и издателей, а книгу Астафьева можно найти в 27 зарубежных языков. «Царь-рыба» и другие его книги изданы миллионными тиражами в России и за ее пределами, среди них «Кража», «Пастух и пастушка» и «Последний поклон».

Астафьев не мог представить себе человеческое существование без чтения книг: «Я прочитал« Дон Кихота »Сервантеса не молодым человеком, а намного позже. Это книга книг, самая милосердная книга и ее главный герой – самый милосердный человек. период, когда я много читал Шишкова и Горького. Потом я перешел к Достоевскому и только в 45 обнаруженных книгах Ивана Бунина, которых не было в сибирской провинции. И моя любовь к роману Тургенева «Рудин» доставляла мне неприятности. Во время Второй мировой войны я служил в войсках связи. Каждую свободную минуту я тратил на любимую книгу и цитировал для товарищей любимые отрывки из жизни русской шляхты середины XIX века и философских стремлений Рудина. Но мои товарищи считали все это совершенно неуместным и не хотели меня слушать».

Астафьев остался сиротой в раннем возрасте. Когда разразилась Вторая мировая война, он ушел добровольцем на фронт и всю жизнь воевал рядовым солдатом. Награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В 1951 году Астафьев опубликовал свой первый рассказ «Гражданский».

Книги Астафьева показывают, что он думает о русском национальном характере и русской национальной идее. В 1995 году он опубликовал роман «Осужденные и убитые», еще одну книгу о Второй мировой войне – вероятно, самую жестокую из всех. Он пытался сказать всю правду, какой бы горькой и невыносимой она ни была. Смерть, ужас и безумие войны описаны безоговорочно. Астафьев, который сам видел действие, неоднократно обращался к теме войны, пытаясь сказать то, что он знал о прошлом, чтобы прошлое никогда не повторилось. Ему хватило смелости взглянуть на окопы врага, показать тяготы войны, пережитые не только русскими, но и немецкими солдатами. Сотни документов о Второй мировой войне прошли через его руки, документы, которые стали доступны только недавно.

Эти документы шокировали писателя, заставили его иначе взглянуть на многие исторические события. Он пришел к выводу, что Ленинград должен был быть сдан в 1942 году, а штурм Берлина был ошибкой командования. «На мой взгляд, самое главное, самое интересное и самое сложное, что стоит перед русской литературой, – это проверка на истину. Как ни странно, было легче пробиться, выпуская «крупинки» правды. Нашей литературы хватило только на три минуты правды. А сегодня, когда нет нужды врать, это неожиданно оказалось очень трудным. Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления ». и что штурм Берлина был ошибкой командования. «На мой взгляд, самое главное, самое интересное и самое сложное, что стоит перед русской литературой, – это проверка на истину. Как ни странно, было легче пробиться, выпуская «крупинки» правды. Нашей литературы хватило только на три минуты правды. А сегодня, когда нет нужды врать, это неожиданно оказалось очень трудно.

Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления ». и что штурм Берлина был ошибкой командования. «На мой взгляд, самое главное, самое интересное и самое сложное, что стоит перед русской литературой, – это проверка на истину. Как ни странно, было легче пробиться, выпуская «крупинки» правды. Нашей литературы хватило только на три минуты правды. А сегодня, когда нет нужды врать, это неожиданно оказалось очень трудным. Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления ». когда нет нужды лгать, это внезапно оказалось очень трудным. Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления ». когда нет нужды лгать, это внезапно оказалось очень трудным. Жизнь как таковая, неприкрытая реальность, замеченная и блестяще записанная писателем, – это вечный источник литературного обновления».

«Осужденные и убитые» – это, пожалуй, первый из русских романов о войне, завершающейся словами сочувствия к трагической судьбе немецких захватчиков. Независимо от того, какую тему он исследовал, войну или жизнь сибирских фермеров, он яростно критиковал сладкие мифы и иллюзии, рассказывая горькую, наглую правду о своем собственном народе и родине и постепенно теряя популярность у советских критиков и культурной бюрократии . Астафьев – писатель, к прямолинейному и дерзкому голосу которого всегда прислушивался народ. Каждая новая публикация автора была светским событием, влияние которого выходило далеко за пределы литературного мира. С его безжалостно правдивыми описаниями некоторых из самых трагических эпизодов Второй мировой войны и ее влияния на жизнь в маленьких русских деревнях, Астафьев часто воспринимается как рупор нации. Герои его романов – это люди, испытавшие на себе всю меру страданий и бедствий войны. 

Писатель побывал во многих странах и великих городах мира. Его очаровала столица Колумбии Богота с ее природой, дающей четыре урожая в год, где в декабре, когда в Сибири царят сильные морозы, начинают цвести эвкалипты. Но в душе он всегда был озабочен своей родной землей. Самым большим его желанием было увидеть построенную в его родном селе широкую лестницу из сибирской лиственницы, которая вела бы от церкви в центре села вниз к реке Енисей.

Писатель неоднократно удостаивался высших государственных наград России. В 1975 году получил Государственную премию России за роман «Осужденные и убитые».

Виктор Астафьев умер в 2001 году от сердечной недостаточности и был похоронен в родном селе Овсянка под Красноярском. Возле мемориального музея писателя в его родном селе установлен трогательный памятник: Астафьев с женой сидят на скамейке под деревьями.

  • Царь рыба астафьев рассказ царь рыба читать
  • Царь горох картинки из сказки конек горбунок
  • Царевна несмеяна сказка читать краткое содержание
  • Царица и царевна в сказке о мертвой царевне и семи богатырях а с пушкина сравнение
  • Царицино или царицыно как пишется