Царь из сказки пушкина золотой петушок

Негде, в тридевятом царстве,в тридесятом государстве,жил-был славный царь дадон.смолоду был грозен они соседям то и делонаносил обиды смело;но под старость

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря… Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.
Шлёт за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, —
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
“За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою”.

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробуждён:
“Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода. —
Государь! проснись! беда!” —
“Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая, —
А?.. Кто там?.. беда какая?”
Воевода говорит:
“Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице”.
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: “Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!”
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять;
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлёт на выручку большого.
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять;
Царь скликает третью рать
И ведёт её к востоку, —
Сам, не зная, быть ли проку.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
“Что за чудо?” — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: “Ох, дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла”.
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
“А! здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?” —
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтёмся наконец,
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу. —
Шамаханскую царицу… —
Крайне царь был изумлён.
“Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего”.
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: “Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!”
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась; а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Сказка о золотом петушке рассказывает о царе Дадоне и о даре, который он получил от одного мудреца. Этим подарком был золотой петушок, который сообщал Дадону о приближении врага. Как-то раз царь задумал жениться, вот тут-то я появился мудрец и потребовал его невесту в уплату…

Велика роль народной сказки в творчестве наших писателей XVIII – начала XIX века и А. С. Пушкина в частности. Стихия народной песни, былины и сказки пронизывала жизнь крестьянина от рождения до смерти. И эта область народной поэзии окружала А. С. Пушкина с детства. Свои сказки поэт писал на протяжении не менее 20 лет.

Связь А. Пушкина и народной поэзии

У Пушкина это были не пассивные пересказы сюжетов, не просто занимательные приключения героев с любовной интригой, а введение в них социальных вопросов. Примером являются жадный поп и его сметливый батрак. Они рассказывают об идеальных нравственных нормах поведения («Сказка о мертвой царевне»). От народных все сказки А. С. Пушкина отличаются прежде всего стихотворной речью. Одни, более ранние, написаны подлинным народным языком, когда поэт становится похож на народного сказителя.

царь додон

Другие, более поздние, сказки А. С. Пушкина пишутся литературным стихом, хореем. Он вместе со сказителями, видоизменяя сюжеты, вводя новых героев, что-то заимствуя из фольклора других стран, создает новую русскую сказку, однако сохраняя ее национальный колорит. Ничего подобного более никто не написал. Почти все сказки взрослые знают с детских лет, возвращаясь к ним вновь, когда подрастают их собственные дети и внуки, но только углубленный анализ может вскрыть то, что прячется за сюжетом.

Самая страшная сказочная история

сказки а с пушкина

В какой из сказок Пушкина мы найдем столько смертей? Как актуально звучит сказка о царе Додоне во все времена! Фантасмагорическая картина гибели империи и исчезновения династии написана в 1834 году. В конце этой истории остаются груды мертвых тел, которые и похоронить некому. Одно воронье кружит над ними. В выдумке содержится намек и урок оставшимся в живых: не допускайте войны, в особенности братоубийственной.

Потеря контроля над ситуацией

Смелый и задиристый царь Додон смолоду всегда нападал на соседей. Никого не жалея, он вел захватнические войны. Постарев, властитель устал и захотел покоя. Но не тут-то было. Соседи, почувствовав слабость государя, стали нападать на него со всех сторон. Старый правитель не знал, как оградить свою страну от набегов.

царь додон пушкин

Поэтому он обратился за помощью к мудрецу-астрологу. Этот шаг, как выяснится впоследствии, оказался роковым.

Чудо-птица

Сначала все, кажется, идет прекрасно. Царь Додон получил в подарок волшебного золотого петушка. Эта птица оповещает не просто о том, что кто-то из врагов нарушил границы, а, поворачиваясь в нужную сторону, громко сообщает, с какой стороны будет нападение. Так монарх успевал послать свои войска за пределы страны и не допустить грабежей у себя в царстве. Все теперь знали, что это государство не допустит дерзости и даст своевременный отпор. Мирно и спокойно потекла жизнь.

Результат, полученный в конце жизни

Бурная молодость, которую провел неумный царь Додон, ничему его не научила. Он не стал заключать с соседями мирные договоры или торговать, а только громил чужие войска. Никакого покаяния за грехи молодости правитель не испытывал. Он не изменился к старости, радуясь каждой победе своего войска. Ленивый и нерадивый, он считал, что он всегда прав в любой ситуации. На протяжении всей сказки его характер не меняется.

За кулисами помощи мудреца

Когда царь Додон оказался в тупике, то скопец-мудрец, вынув из мешка птичку, помог царю исправить положение таким образом, что сам монарх не тратил никаких сил и не прилагал для этого умственных усилий. Страж столицы, петушок, волшебным образом собирал всю информацию и не замолкал до тех пор, пока воеводы не будили царя и не отправлялись в поход.

царь додон золотой петушок

Но жители столицы очень боялись криков волшебной птицы, потому что за ними стояли сражения и смерти. Правителю, чтобы жить безмятежно и спать, переворачиваясь с боку на бок, надо было успокоить народ. Практически для жизни страны он не был нужен. Требовались только астролог, вещий петушок и воеводы, которые сражались с врагами. Или даже еще меньше – петушок и его хозяин-мудрец, который и сам мог дать указание военным начальникам. Царю оказывался почет, но фактически он был бесполезен. Так описан царь Додон. Пушкин, следуя народной традиции, не изменил царский характер в лучшую сторону.

Золотой петушок

Кроме мудреца, мыслей которого читатель не знал и которые так и остались тайной, представляет загадку и золотой петушок, птица яркая, сияющая и солнечная. В славянских поверьях петухи могут отпугивать нечистую силу. Их вышивали как оберег или ставили над коньком крыши для этих же целей. Эта добрая птица, которую в конце концов заставил отомстить за смерть хозяина царь Додон. Золотой петушок, увидев, что царь за добро отплатил звездочету злом, слетел с флюгера, клюнул царя в темя и улетел неизвестно куда.

Кто был врагом государства

На самом деле не чужие войска и народы представляли опасность, а именно ничем не ограниченный тиран и его дети. Ведь именно с действий царя в молодости начались кровопролитные войны, которые никак не могли закончиться. Но дав отпор нападениям со всех сторон, тиран зажил год-другой спокойно. И вдруг, испугав всю столицу и повернувшись на восток, закричал петушок. Царь отправил из царства тьмы и мрака к свету с востока во главе войска старшего сына. И стало все тихо. Прошло восемь дней, и, снова также обернувшись на восток, к свету, петушок предсказал беду. На помощь старшему сыну старый монарх отправляет младшего. Проходит еще восемь дней, и снова горе – петушок также кричит, повернувшись к востоку. Тогда сам Дадон ведет третье войско. И что же он видит?

сказка о царе додоне

Мертвыми лежат оба сына, которые сражались между собой. Между тем, шатер распахнулся, и оттуда вышла прекрасная девица – сияющая вечерняя заря, появление которой предвещало, что погибнет царь Додон. Пушкин девицу сравнивает с солнцем, а царя – с птицей ночи, и значит, дни его клонятся к закату. Увидев ее, царь забыл смерть сыновей. Он пировал с ней и увез в столицу. Царица волшебным образом обладала властью над всеми мужчинами, и каждый хотел ею обладать: и молодые царевичи, забывшие родство и убившие друг друга, и престарелый царь, и даже скопец, у которого не могло быть интереса к женщинам. И когда правитель убил звездочета-скопца, который затребовал обещанной платы, то весь народ содрогнулся: прекрасная царица не свет и солнце, а сама смерть.

Зло коренится в самовластии. Его уничтожают сказочные силы, а как должно быть в жизни? А. Пушкин предложил читателю извлечь урок самостоятельно. Наверное, поэтому последнее двустишие при печати в первой редакции сняли.

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 7» г. Курска

Сценарий по сказке А.С.Пушкина

«Золотой Петушок»

Преподаватель Театрального

отделения ДШИ № 7

Лукьянчиков И.Ю.

Курск 2018г.

Звучат фанфары. ( На сцену с двух сторон выходят участники спектакля. В руках они держат за спинки складные стулья. Становятся напротив друг друга. Через цену проходит царь.)

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный Царь Дадон.

Смолоду был грозен он.
И соседям то и дело,
Наносил обиды смело;

Царь:
Но под старость захотел,
Отдохнуть от ратных дел.
И покой себе устроить.

Все:
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

Звонит колокол

ЦАРЬ ( вскакивает с кровати берет меч, он падает из рук)

( опять звонит колокол.)

ЦАРЬ (сидит на троне. Все раскладывают стулья садятся полукругом )

Я собрал вас нынче други,

Чтоб обдумать на досуге.

Как нам царство уберечь,

Вот о чем веду я речь.

Наседает грозный ворог, Ваш совет зело мне дорог.

Что надумал младший сын…

МЛ .СЫН ( встает)

Есть тут замысел один:

Надо рать убрать с границы,

И поставить вкруг столицы.

Мы же в стольном граде сем,

Явства , питий запосем.

Враг увидит что столица,

Ест и пьет и веселится.

Он от страха задрожит…

ЦАРЬ (радостно)

Без оглядки побежит.

НЯНЬКА и ПОВАРИХА

Ну царевич , ну орел

Враз беду от нас отвел.

ЦАРЬ

И глядите как все просто!

ПОЛКАН ( вскочил возмущенно)

Ах! Заешь меня короста!

Что надумал ну и ну !

Допустить врага в страну.

Он у стен как станет станом,

Да как даст по ним тараном.

(машет палицей)

Да как пустит кучу стрел,

Царский терем и сгорел.

(все от страха головы склоняют )

( НЯНЬКА и ПОВАРИХА крестятся )

Спаси Боже ,спаси Боже,

Ты пугаешь нас чего же.

ЦАРЬ ( вскочил ,стучит жезлом )

Поумерь Полкаша прыть,

Впрочем , что греха таить.

Подпускать врага чего-то,

Нам к Столице неохота.

(обращается к СТ. СЫНУ )

Ну а старший наш сынок,

Он чего надумать мог.

СТ. СЫН ( встает )

Отступать нам не годится

Мой совет: деньков за тридцать,

Как напасть на нас соседям,

Мы навстречу к ним поедем.

Встретим в поле, примем бой,

И с победою — домой!

ЦАРЬ ( наклонился к сыну)

Дай тебя я обниму,

Быть по слову твоему.

ПОЛКАН ( Вскочил)

Как же так ,великий царь,

Кипяток меня ошпарь.

Ну а как сосед наш дерзкий,

По повадке богомерзкой

Нам не даст заране знать,

Что собрался воевать.

ЦАРЬ (грозит кулаком )

Ты опять болтун проклятый.

Благо бороду лопатой

Отрастил до кушака,

Так ломаешь дурака.

НЯНЬКА и ПОВАРИХА

Завсегда он мутит воду.

Образумьте воеводу.

ЦАРЬ (хватается за сердце)

Рассердил меня до боли. НЯНЬКА и ПОВАРИХА

Он с врагом, не заодно ли.

Он изменник

СТ.СЫН

Для него, царь не значит ни чего.

МЛ .СЫН

За родителя радея,

Бей его,

НЯНЬКА и ПОВАРИХА

Держи злодея.

(все тянут кулаки к Полкану, Тот прячется под лестницу)

ЦАРЬ ( стучит жезлом )

Цыц , мне нужен ваш совет,

Как избавится от бед.

НЯНЬКА

На бобах одна гадалка нагадала бы,

Да жалко…померла.

ПОВАРИХА

Но только пуще, на квасной гадают гуще.

НЯНЬКА

На бобах, оно виднее

ПОВАРИХА

Гуща лучше

НЯНЬКА

Боб вернее!!

(хватают друг друга за руки)

ЦАРЬ (стучит посохом)

За совет я все отдам, хоть гадайте по звездам.

(звуки грома, появляется мудрец)

МУДРЕЦ

Славен будь великий царь.

Знал меня отец твой встарь

(со стула встает участник одевает шапку ПЕТУШКА. Музыка )

В дар тебе принес я птицу,

Посади ее на спицу.

Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.

ПЕТУШОК

Кири- ку-ку ,царствуй лежа на боку!

ЦАРЬ

Посадить его на спицу,

Сторожить мою столицу.

( ПЕТУШОК становится на возвышение за Царем)

ЦАРЬ

Ну, так вот мое решенье,

За такое одолженье

Волю первую твою,

Я исполню как свою.

МУДРЕЦ

Верю я царю Дадону,

Но хочу чтоб по закону

Он об этом в сей же час ,

Царский свой издал указ.

ЦАРЬ

По закону ,что за слово?

Я не слыхивал такого.

Значит дело решено.

(Звучит музыка. Все говорят)

Петушок с высокой спицы,

Стал стеречь его границы.

ПЕТУШОК

Кири- ку-ку ,царствуй лежа на боку!

( Звучит колокол опасность. Все говорят: )

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!

( БРАТЬЯ играют в карты ЦАРЬ спит ,рядом дремлет НЯНЬКА. Все : )

Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно.

Вот однажды царь Дадон

Страшным шумом пробужден.

(Звуки тревоги.)

ПЕТУШОК

Кири- ку-ку ,царствуй лежа на боку!

( ПОЛКАН будит ЦАРЯ )

Царь ты наш, отец народа,

Это я твой воевода

Государь! Проснись! Беда
ЦАРЬ

Медлить нечего; Скорее!

Люди, на конь ! Эй, живее!

ПОЛКАН

Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет.

(участники с левой стороны уходят с Полканом)

ЦАРЬ

Петушок , родной! Спасибо!

Погрозит еще что-либо,

Дай нам знать не утая.

Взбей подушки мать моя.

(Все:)

Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей;

Было ль, не было сраженья,

Нет Дадону донесенья.

ПЕТУШОК

Кири- ку-ку ,царствуй лежа на боку!

(МЛ.СЫН собирается )

ЦАРЬ( ложится говорит НЯНЬКЕ )

Как не бранная тревога,

Я б поспал еще немного.

Среди ратных этих дел,

Дивный сон не доглядел.

Что Амилка мне приснилось?

Не припомнишь?

НЯНЬКА

Сделай милость.

Может девица-краса?

ЦАРЬ

Верно, черные глаза…

НЯНЬКА

Знать ,за стол тебя сажала,

Всяким явством угощала

Уложила почивать ,

На парчевую кровать.

ЦАРЬ

Где ж она моя краса- то

(гладит подушку )

НЯНЬКА (зевая )

Уж не знаю ,виновата.

(все спят )

ПЕТУШОК

Кири -ку-ку ,царствуй лежа на боку!

ПОЛКАН

Поднимайся царь-надежа

Слышь, нельзя уж правит лежа.

ЦАРЬ (вскакивет)

Что? Кого? Кому? Опять?

ПОЛКАН

Собираем третью рать .

Время видимо приспело,

Стариков пускать нам в дело.

ЦАРЬ

Вот сорока, что за птица

Что ей смирно не сидится.

Ждут подмоги сыновья

Эту рать возглавлю я.

Где шелом, тащите латы.

( на Царя одевают доспехи)

Латы мне тяжеловаты.

Поищите, где висит

Мой любимый красный щит.

Ой, чуть дышу, заветный меч

Стал тяжел для царских плеч.

Делать нечего, ведите

На коня меня садите.

(со свитой выходит вперед)

ПЕТУШОК

Кири -ку-ку ,царствуй лежа на боку!

ЦАРЬ

Ох уж этот петушок,

Спрятал бы его в мешок.

Конь то смирен?

ПОЛКАН

Как корова.

ЦАРЬ

Нам и надобно такого.

Все уходят за царем к кулисам)

НЯНЬКА

Ты себя-то соблюди

Стой все время позади.

НЯНЬКА и ПОВАРИХА

Царь наш батюшка. Ура!

Сам поехал со двора.

(Уходят за кулисы. Все говорят)

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.

(Царь со свитой выходит.Все:)

“Что за чудо?” — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит

ЦАРЬ. Опускается на колени перед возвышением)

Ох опора наша, дети.

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе, смерть моя пришла.

ПОЛКАН

Станем братцы за Дадоном

Зададим врагу трезвона.

СОЛДАТ

Отчего же не задать,

Только б нам его сыскать.

ПОЛКАН

Уж не здесь ли вражий витязь?

Братцы разом навалитесь.

СОЛДАТ

Это можно, но вначале,

Не пальнуть ли из пищали.

ПОЛКАН

Верно всем отыдя вдаль

Зарядить ядром пищаль.

СОЛДАТ

Зажигайте фитили,

Целься братцы!

ПОЛКАН (крестится )

Ну, пали!

(Выстрел пушки. Все падают. Звучит восточная музыка. Из шатра выходит царица, закрывая лицо большим вейером.)

ЦАРЬ (встает с колен, подходит к Царице.)

Нас ты милая не бойся,

Нам по совести откройся.

Чья ты, кто, откуда ты?

Дева дивной красоты.

ДЕВИЦА(пританцовывает под музыку)

Знай Дадон, что я, девица

Шамаханская царица.

Пробираюсь я как тать,

Весь твой край завоевать.

ЦАРЬ

Ха-ха ,ха-ха! Вижу я что ты шутница

Шамаханская царица.

ДЕВИЦА

Выпей царь Дадон до дна,

Чашу сладкого вина.

(дает кубок )

ЦАРЬ

Ты сама испей сначала.

Мы потом…

ДЕВИЦА

Не ожидала!

Значит встречи ты не рад,

Коль подумал: это яд.

ЦАРЬ

( пьет вино, обращается к Полкану )

Ну а ты что, старый хрыч

Пялишь бельма, словно сыч.

Видишь девица стыдится

Перед нею находится

Невозможно двум за раз.

Сгинь немедля, скройся с глаз.

(топает )

ДЕВИЦА

Старичок, был путь твой долог

Подними узорный полог.

ЦАРЬ

Вовсе я не стар, морщины…

ДЕВИЦА

Украшение мужчины.

(танцует под музыку)

Хороша ли я девица

Шамаханская царица.

(царь падает на пол)

Закружилася головка

ЦАРЬ

Что-то в печени не ловко

ДЕВИЦА

Ну а что ты ,царь Дадон

Пел, когда бывал влюблен?.

ЦАРЬ

Не припомню я никак…

ДЕВИЦА

Постарайся!

ЦАРЬ

Как-то так ..

( берет в руки жезл поет )

Век тебя любить я буду,

Никогда не позабуду.

( Девица хохочет )

А как стану забывать ,

Ты напомнишь мне опять !

( Все пританцовывают. Девица шепчет Царю )

ЦАРЬ

Ни по чем плясать не стану!

ДЕВИЦА

Значит быть со мной , Полкану!

Эй, Полкан!

ЦАРЬ (отгоняет Полкана)

А как же я? Что ты, горлица моя!

Хоть плясать я не умею,

Сам себя не пожалею.

( звучит музыка. Царь и девица танцуют. )

ЦАРЬ

( падает )

Погоди, нет больше сил!

Без тебя мне свет не мил.

Бью тебе челом на царстве,

На великом государстве.

Все твое , и сам я твой!

ДЕВИЦА

Что же делать мне с тобой?

ЦАРЬ

Как что делать, сласти кушать.

Отдыхать и сказки слушать.

Отвечай, согласна?

ДЕВИЦА

Да!

( Все хором ) Да!

ЦАРЬ

Мешкать некогда тогда.

Эй, Полкан, труби победу!

Я домой с невестой еду!

(играет марш. Все проходят кругом по классу. Хором говорят )

Наконец и в путь обратный
Со- своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.

(Царится сидит на троне, Царь у ее ног. Рядом вита. Звучит гром, появляется мудрец.)

ЦАРЬ

А здорово, мой мудрец, Благодетель и отец!

Что для праздника нам скажешь?
Подь поближе, что прикажешь?

МУДРЕЦ

Мой тебе земной поклон.

Разочтемся царь Дадон.

Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу. —
Шамаханскую царицу… –

ЦАРЬ

“Что ты?., —
Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего”

МУДРЕЦ

— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу

ЦАРЬ

Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика.

(свита хватает мудреца)

МУДРЕЦ

Как же так?

ЦАРЬ

Ты снова спорить?

Знай же как со мною вздорить!

(Бьет мудреца жезлом, тот падает)

ДЕВИЦА

( хохочет )

ХИ-ХИ-ХИ , ХА-ХА-ХА!

(убегает за кулисы)
ПЕТУШОК

Кири-ку-ку!

(подлетает к царю, клюет его. Царь падает Все хором )

Где ж царица то, пропала,
Будто вовсе не бывало

ПОЛКАН

Охнул царь, и умер он,

Если это все не сон.

(Все берутся за руки и выходят зрителям)

Сказка – ложь, да в ней намек:

Добрым молодцам урок!

Урок. Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 1-4 классов.

Учитель: Синицына И.М.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина в начальной школе

Викторина состоит из вопросов с ответами по сказкам А.С. Пушкина. Она предназначена для учащихся начальной школы. Это мероприятие можно провести на уроке внеклассного чтения как итоговое по сказкам, в рамках Недели, посвящённой творчеству А.С. Пушкина, а также в качестве тематического занятия в группе продлённого дня.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.

Цель: развитие познавательного интереса у обучающихся к литературному чтению через интеллектуальную викторину.

Задачи:

  • Познакомить детей c биографией и творчеством А.С. Пушкина.
  • Через литературные стихотворные сказки А.С. Пушкина прививать любовь к чтению произведений поэта.
  • Развивать память, устную речь, внимание, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей.
  • Воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.

Оборудование:

Компьютер, проектор;

Портрет А. С. Пушкина;

Выставка книг А. С. Пушкина;

Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина.

Жетоны.

Ход урока

I. Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.

Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы знаем о самом авторе. 

Краткая биографическая информация.

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.

В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими, дружба с которыми продлится всю его жизнь. 

В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».

В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.

9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет. 

Можно показать презентацию о А.С. Пушкине.

III. Вопросы викторины

Задание 1. Назовите все сказки, которые написал А. С. Пушкин.

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Сказка о золотом петушке»
  • «Сказка о царе Салтане:»
  • «Жених»
  • «Сказка о медведихе»

Задание 2. По страницам прочитанных книг…

 Вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке»

  1. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке
  2. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки? Неводом
  3. Сколько раз старик закидывал невод в море?  Три раза
  4. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? Тридцать три года
  5. Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море
  6. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка? Четыре
  7. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? Чтобы старуха стала владычицей морскою
  8. За что была наказана старуха? За жадность
  9. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие
  10. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани

Вопросы к «Сказке о попе и работнике его Балде»

  1. Где поп повстречал своего будущего работника Балду?  На базаре
  2. Какую Кашу любил Балда? Полбу
  3. За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу
  4. За сколько человек ел Балда? За четверых
  5. За сколько человек работал Балда? За семерых
  6. За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? За дешевизной
  7. С кем Балда соревновался на море? С чертёнком
  8. Какое первое задание предложили черти Балде? Оббежать вокруг моря
  9. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? Зайчишку
  10. Какое животное Балда мог пронести между ног? Лошадь
  11. Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил Балда.
  12. У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»? У попа.

Вопросы к «Сказке о золотом петушке»

  1. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? Золотого петушка
  2. Кто подарил Дадону птицу, предупреждающую об опасности? Мудрец
  3. Назовите профессию мудреца? Звездочет
  4. Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка? На спицу шпиля
  5. Сколько было сыновей у царя Дадона в «Сказке о золотом петушке»? Два
  6. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон? 7 дней
  7. Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке? Одна
  8. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? Царь умер

Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  1. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? У зеркальца
  2. Что умело делать волшебное зеркальце? Говорить
  3. Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей?  140
  4. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7 богатырей
  5. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, ветер, солнце
  6. Кто в сказке помог Елисею найти невесту? Ветер
  7. У семи богатырей из сказки была собака.  А какая у неё была кличка?  Соколко
  8. Чем было опасно румяное яблоко старушки? Оно было отравленное
  9. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? Хрусталь
  10. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? Поцелуя

Вопросы к «Сказке о царе Салтане»

  1. Что три девицы под окном делали поздно вечерком ? Пряли
  2. Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана? Две
  3. Какой титул был у Гвидона? Князь
  4. Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество? В море-океане.
  5. В каких насекомых превращался князь Гвидон? В комара, шмеля, муху
  6. Куда укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»? В нос.
  7.  Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана? Буяна
  8. Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана? На восток
  9. Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук пушкинский князь Гвидон. Дуб.
  10. Что «под косой блестит» у царевны Лебедь? Месяц
  11. Что выстроил для своей белки князь Гвидон? Хрустальный дом
  12. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? Коршуна
  13. Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями? Черномор.
  14. Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина? Изумруды.

Задание 3. Продолжите фразу:

  1. «А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
  2. «Я ль на свете всех милее: …всех румяней и белее».
  3. «Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».
  4. «Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок». 
  5. «Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»
  6. «Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил».
  7. «Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».
  8. «Ум у бабы догадлив: …на всякие хитрости повадлив».
  9. «Чем вы, гости, торг ведёте: …и куда теперь плывете?».

Физкультминутка

Изобразите:

— Волны на море

— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.

— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона

— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.

Задание 4. Из каких сказок Пушкина эти слова?

1. «Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»

Ответ: сказка «О царе Салтане»

2. Вкруг ее стоит грозная стража, 
На плечах топорики держат. 
Как увидел старик, — испугался!

         Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

         3. Дома в ту пору без дела
         Злая мачеха сидела
         Перед зеркальцем своим
         И беседовала с ним…

         Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

         4. «Ель растёт перед дворцом,
         А под ней хрустальный дом;
         Белка там живёт ручная, 
         Да затейница какая!
         Белка песенки поёт
         Да орешки всё грызёт, 
         А орешки не простые,
         Всё скорлупки золотые,
         Ядра – чистый изумруд;
         Слуги белку стерегут…»

         Ответ: сказка «О царе Салтане»

         5. Тут соседи беспокоить 
         Стали старого царя, 
         Страшный вред ему творя.

           Ответ: «Сказка о золотом петушке»

         6. Жил-был поп, толоконный лоб.

         Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.

           Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде»

         7. Мать с младенцем спасена; 
         Землю чувствует она.

           Ответ: сказка «О царе Салтане»

          8. Крепко связаны ей локти; 
          Попадется зверю в когти, 
          Меньше будет ей терпеть, 
          Легче будет умереть.

            Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

          9. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
          Со мною, дворянкой столбовою?»

          Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

          10. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,
          Жил-был славный царь Дадон, смолоду был грозен он…

          Ответ: «Сказка о золотом петушке»

           11.»Кабы я была царица,
           Говорит ее сестрица,

           Ответ: Сказка «О царе Салтане»

Задание 5. Узнайте сказку по признакам:

  • Шатер, звездочет, петушок, царица. «Сказка о золотом петушке»
  • Землянка, терем, рыбка, царица, корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Князь, белка, муха, остров, лебедь, комар. «Сказка о царе Салтане:»
  • Солнышко, свадьба, яблоко, прялка, месяц. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Задание 6. Кто отправил телеграмму?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..» 
(Мачеха-царица)

«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….» 
(Старуха)

«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! …»
 (Мудрец)

«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий …» 
(Королевич Елисей)

 «Да вот верёвкой хочу море морщить,
 Да вас, проклятье племя, корчить! …»
 (Балда)

         «Горе мне! Попались в сети
         Оба наши сокола!
         Горе! Смерть моя пришла…»
 (Царь Дадон)

Задание 7. Какими словами заканчиваются сказки?

«Сказка о попе и о работнике его Балде»? 

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

«Сказка о рыбаке и рыбке»?

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

«Сказка о Золотом петушке»? 

Сказка-ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

«Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? 

Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил.

Обобщение:

Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).

Учитель: давайте подведём итог нашего урока:

  • Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
  • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

VI. Заключительное слово учителя:

Богатое, удивительное наследство – свои сказки, оставил нам А. С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте количество жетонов и подведём итоги. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!

— А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

Спасибо за урок.

Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.

Представление жюри:

библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна

от родителей в жюри приглашается

Слово ведущего (учитель литературы)

2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».

Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.

Первый этап – литературоведческий.

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).

  2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).

  3. Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).

Второй этап посвящен сказкам.

Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.

(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).

Сказки Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о медведихе»

Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.

Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.

Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .

Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

  2. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  3. Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)

  4. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)

  3. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Вопросы для третьей команды:

  1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)

  2. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

  3. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

  4. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.

(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Конкурс 5. Узнай сказочного героя.

Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Высока, стройна, бела,

И умом, и все взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд

Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).

Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».

Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.

Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.

А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».

Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»

орех – «Сказка о царе Салтане»

верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»

мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.

Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)

  2. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)

  3. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)

  4. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

  5. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)

  6. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)

  7. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

  8. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

  9. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

  10. Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Задание для второй команды

  1. Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)

Вопросы для третьей команды:

  1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)

  1. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

И в конце нашего урока хочу вас спросить:
 — Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
 — Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение.

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7 +
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6 +
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Царь додон сказка пушкина читать
  • Царь женился второй раз через сказка о семи богатырях ответ
  • Царь из сказки 1000 и 1 ночь
  • Царь и мужик сказка бытовая сказка
  • Царь и рубашка план рассказа
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии