Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Дружба» г. Орска» 462421, г. Орск ул. Олимпийская 20 «А» тел. (3537) 28-96-90 тел./факс (3537) 28-88-64 E — mail : MDOAY 118@ yandex . ru Презентация книги – юбиляра 190 лет « Сказке о царе Салтане » А.С. Пушкина Подготовили: Миронов Никита Сергеевич, 6 лет Старший воспитатель: Миронова Елена Васильевна Россия, Оренбургская область, г. Орск 2021 г.
Слайд 2
Александр С ергеевич Пушкин
Слайд 3
Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна . Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием. Папа Саши писал стихи. И скоро маленький Саша тоже начал сочинять стихотворения . В 12 лет Саша поступил в лицей . Там он встретил друзей и начал писать прекрасные стихи . Пушкин при написании некоторых произведений использовал рассказы своей няни Арины Родионовны. Поэт слушал её сказки и народные песни, будучи уже взрослым, и записывал. Он написал много сказок и красивых стихов, которые стали известны по всему миру. Он стал великим русским поэтом. Поэт умер 10 февраля 1837 года в Петербурге.
Слайд 4
Сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений. Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона , который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.
Слайд 5
СЮЕТ Сюжет Сестры пряли у окошка и мечтали выйти замуж за царя. Одна, если станет царицей, хотела устроить большой пир, другая наткать полотна, а третья – родить сына царевича. Они не знали, что под окошком их слушает царь. Он выбрал в жёны ту, которая хотела родить сына. Сестры, назначенные при дворе на должность поварихи и ткачихи затаили обиду, и решили погубить царицу. Когда она родила красивого мальчика, злые сестры прислали письмо с ложными обвинениями Салтану . Царь возвратился с войны, и не нашёл свою жену. Бояре уже заточили царицу с сыном в бочку, и кинули в морские волны.
Слайд 6
Бочку прибило к берегу острова. Из неё вышел уже взрослый царевич и его мать. На охоте юноша защитил лебедя от коршуна. Лебедь оказался девушкой волшебницей, она отблагодарила царевича Гвидона , создав для него город, в котором он стал царём.
Слайд 8
Мимо острова проплывают купцы и удивляются, видя на прежде необитаемом острове «город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой». Гвидон принимает купцов как дорогих гостей, а в конце разговора передаёт поклон царю Салтану . По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебеди в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке , которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав об этом, царь отказывается от поездки к Гвидону . За это комар жалит повариху в правый глаз.
Слайд 10
После возвращения в свои владения Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.
Слайд 11
В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.
Слайд 12
И вновь купцы рассказывают царю Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Услышав об этом чуде, Салтан в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.
Слайд 13
После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона , потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть. Купцы в очередной раз приезжают к царю Салтану , рассказывают ему о всех изменениях на острове и вновь передают приглашение Гвидона с укором: «К нам-де в гости обещался, а доселе не собрался». В итоге царь Салтан отправляется в путь. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, после чего отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир .
Слайд 14
Сказка говорит, о победе добра над злом
Слайд 15
ссылки http://hronika.su/biografiya-pushkina-dlya-detey-doshkoln/ https://interesnyefakty.org/foto-pushkina/ https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_% D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5 http:// skazochnyj-domik.ru/skazka-o-care-saltane-kartinki https:// nukadeti.ru/skazki/pushkin_skazka_o_care_saltane https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/chemu-uchit-skazka-o-tsare-saltane-napisannaya-pushkinyim-dlya-detey/ https ://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/17371-skrap-nabor-schastlivyiy.html
Тема :
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.
Цель урока:
Михайловское
«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.
Музей-заповедник «Михайловское»
Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».
Игра «Это правда, это неправда».
Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.
(Это неправда. Указ.)
Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.
Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.
( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)
Над лебедью носился в море орел.
( Это неправда. Коршун)
Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.
(Это неправда. Буян.)
Гвидон сам построил город на острове.
(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
Гвидон трижды летал к царю Салтану .
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.
Самостоятельная работа
Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.
1 вариант
2 вариант
заботливый
добрый
справедливый
милосердный
энергичный
пассивный
вспыльчивый
любящий
сильный
гостеприимный
Князь Гвидон
Царь Салтан
Проверим работу
добрый справедливый милосердный
пассивный вспыльчивый любящий
гостеприимный
заботливый добрый справедливый
энергичный любящий сильный
гостеприимный
Что объединяет отца и сына?
доброта, любовь, гостеприимство.
Каковы основные отличительные особенности характеров героев?
Царь пассивный, а сын его активный
Какой герой вам нравится больше? А автору?
Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?
А сватья баба Бабариха?
Назовите всех герое сказки
князь Гвидон
повариха
коршун
царь Салтан
ткачиха
гонцы
царевна Лебедь
корабельщики
Бабариха
царица
Самостоятельная работа
гонцы
царь Салтан
коршун
ткачиха
Бабариха
царевна Лебедь
корабельщики
царица
князь Гвидон
повариха
Проверим работу
положительные
отрицательные
нейтральные
царь Салтан
князь Гвидон
царица
царевна Лебедь
ткачиха
повариха
Бабариха
коршун
гонцы
корабельщики
Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?
Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.
Игра «Угадайка»
злость, зависть, обман
смелость, уважительность, бескорыстие
ловкость
доброта, любовь, сострадание
милосердие
пассивность
вспыльчивость
материнство
любовь
забота
Работа в группах
К какому герою из сказки можно отнести пословицу
1ряд
1. Где гнев, там и милость.
2. Долг платежом красен.
3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
4. Повинную голову и меч не сечёт.
5. Что посеешь, то и пожнёшь.
6. Шила в мешке не утаишь.
2ряд
3ряд
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
1
2
5
3
4
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
1
2
3
4
и
ч
к
о
с
а
з
н
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
с
2
к
т
а
р
з
а
3
о
т
ч
4
о
р
н
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
3
ч
з
о
и
т
ч
х
4
о
р
н
а
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
з
з
ч
т
и
о
а
4
х
о
ч
и
н
р
а
н
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
з
з
ч
а
и
т
о
х
г
о
ч
н
р
и
в
а
н
и
к
д
о
н
Домашнее задание
1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию
3. творческое задание.
Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.
Подготовила:
Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа №
36»
Урок литературного
чтения
(3 класс)
А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане».
Эпиграф: «Сказка
ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок!»
А.С.Пушкин
Тип урока: урок обобщения
Форма урока: урок-беседа
Цели урока: Обобщить
знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить
нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить
характеризовать героев и их поступки; учить
детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие. Воспитывать
интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства
поэта.
Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к
истории родного края.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация,
учебник, тесты, рисунки детей.
Ход урока
1. Организационный
момент. Мотивация учебной деятельности.
Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на
грудь и медленно за мной
повторяем:
– Я в школе на
уроке.
– Сейчас я начну
учиться.
– Я радуюсь этому
(пауза).
— Внимание моё
растёт. —
Память моя
крепка.
– Голова мыслит ясно (пауза). —
Я хочу
учиться.
– Я очень хочу учиться.
— Я готов к работе (глазки
открыли).
—
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
2.Актуализация знаний. Введение в
тему.
Беседа -Иногда
вы можете услышать «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь» —
Что такое сказка?
(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном,
волшебном)
Сказка–это богатейшая сокровищница
народной мудрости.
Послушайте, пожалуйста, начало народной
сказки «Некоторый царь
задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды
разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После
девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился
чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в
затылке месяц
— Вам ничего это сказка не напоминает?
( Сказку «О царе Салтане…»)
Эпиграф нашего урока «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!»
-Почему сказка ложь? ( В сказках выдуманные
сюжеты, персонажи)
— О каком тогда намёке говорится в сказке?
(Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)
— В чём сила сказок? ( Добро побеждает зло)
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)
Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти
великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать
«симфонией русской души». У
нас с вами заключительный урок и мы проведем его, в необычной форме. Это будет
путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.
— Подумайте, о
каких пяти сказках я вела разговор?
(«
Сказка о царе Салтане…», « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом
петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».) –
Кто автор сказок? ( А.С. Пушкин)
— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)
— Почему?
—
Что вы знаете об А.С.Пушкине?
Великий
русский поэт родился в Москве более двух веков назад.
Он
был любителем и ценителем сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его
бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. С раннего
детства он был окружён заботой и вниманием родителей.
Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, у которой был особый,
певучий голос, она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький
Саша называл её ласково матушкой.
Когда — то няня поэта рассказала ему
сказку, из которой вы услышали отрывок и в ней не было никакой
белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними
сыпалось золото и серебро.
Переработав сюжет, Пушкин создает
поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, о его приключениях, об
истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей
семьей. Через 9
лет
в далёком 1831 году появилась сказка созданная Пушкиным «О
царе Салтане…»,
которую начал
писать поэт в 1822 году
3.Работа по теме урока.
1.Анализ сказки.
—В этой сказке отсутствует зачин. Как
вы думаете, почему?
( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской
земле.) —
Что заметили вы необычного в начале
сказки?
( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или
трех братьях, но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном
разговор трех девиц; стоит на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же женится
в тот же вечер.) —
Похож ли он на царя в нашем представлении? (Нет)
— Почему? —
Как начинается действие сказки? (Три девицы
под
окном,
Пряли поздно вечерком.)
Послушайте отрывок из сказки в исполнение детей.
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
·
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)
·
То на весь крещёный мир,
приготовила б я пир
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)
·
То на весь бы мир одна,
наткала я полотна
·
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)
·
Я б, для батюшки – царя,
родила богатыря.
·
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела
·
И в светлицу входит царь,
стороны той государь (кланяется третьей сестре)
·
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)
·
Будь царица и роди богатыря
·
Мне к исходу сентября.
·
Вы ж, голубушки-сестрицы,
выбирайтесь из светлицы,
·
Поезжайте вслед за мной, вслед
за мной и за сестрой.
·
Будь одна из вас ткачиха, а
другая повариха.
-Назовите, пожалуйста, полное название
сказки? («Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».) —
Что подсказывает название сказки?
(Все
перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании
и герои не просто называются, им дается краткая
характеристика, отношение к ним автора). –
Вы слышали когда – нибудь имена героев в жизни? (
Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен
Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной
традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там,
где рождаются сказки, у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой
лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из
народных сказок.
2.Словарная работа
В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи
-Как они называются? (устаревшие или архаизмы)
— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые
объясняют их смысл:
Вымолвить
Светлица
Град
Грамота
Нарёкся
Тужить
Город
Сказать
Назвался
Горевать
Сообщение, письмо
Светлая комната
3.Выборочное
чтение. Работа по учебнику. А
теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами
из текста, зачитывая их.
1. Почему царь
выбрал третью сестрицу? (с. 92)
2.Почему царю
пришлось проститься с женой? ( с. 94)
3. Что же стало причиной несчастий молодой
царицы? (с 94) 4.Кого
родила царица? (с.94)
5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95)
6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95)
7 Как изменили настоящий приказ? (с.95) 8.Как
чувствовали мать и сын себя в неволе? (с.96)
9.О
чём просило дитя волну? (с.96)
10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97)
11.О
чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98) 12.
Кого увидел царевич на море? (с.97-98)
13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)
Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался князь
Гвидон?
(
1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)
4.Физминутка
(имитирование
движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)
— Изобразите богатырей,
выходящих из моря.
— Изобразите волны,
набегающие на берег.
— Летящую царевну
Лебедь.
— Гвидона,
натягивающего лук.
— Танцующую белку,
поющую песенки.
Кто из вас
знает, что за музыка звучала?
— Это отрывок из
оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».
А написал её в 1889 г выдающийся
русский композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков, восхищённый сказкой и
в честь 100-летия со дня рождения поэта.
К творчеству Пушкина
обращаются не только композиторы, но и художники. Особого блеска и
выдумки достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.
Перед вами
репродукция картины русского художника М. А. Врубеля «Царевна Лебедь». Царевна
Лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. —
А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке? (добро) —
А ещё мы с вами организовали чудесную выставку ваших рисунков, посмотрите
на неё, вы тоже выступили в роли художников — иллюстраторов.
5.Чтение понравившихся отрывков
6.Характеристика
героев.
Читая любое произведение, мы не
только знакомимся с героями, но
и невольно начинаем сопереживать одним из
них и испытывать антипатию к другим.
-А сейчас ребята
мы проведём работу в
группах
— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя (характер,
действия и поступки героя, ваше отношение к нему)
Царь Салтан (добрый,
щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)
Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень
доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего
не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на
ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и
отпускает домой.
Царица (верная, добрая,
мягкая, выносливая, душевная,
доверчивая,
мудрая.)
Князь Гвидон (храбрый,
выносливый, смелый, находчивый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий,
крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый.)
Князь Гвидон — сын царя Салтана , прекрасный, сильный,
смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит
в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За
свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду:
чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.
Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая,
скромная, благодарная
)
Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая
Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем
становится его женой.
Ткачиха, Повариха, сватья Баба
Бабариха
(жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).
На какие группы можно разделить
героев?
(положительные и отрицательные герои) —
Каких героев вы отнесли бы в группу
положительных?
(Князь Гвидон, царица, царь Салтан.)
— Каких героев вы отнесли в
группу отрицательных героев?
(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.
Действия, которые совершают положительные и отрицательные
персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле
зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом
случае победит!
–Вспомните, как заканчивается сказка
— Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?
— Почему? (Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает
зло). —
Какой пословицей мы могли бы закончить
сказку? (
Вся семья вместе и душа на месте).
При чтении сказок мы можем сделать выводы о том, что добром воздается
тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего
и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает
заповеди, приходит возмездие.
-Какие
Божьи
заповеди были нарушены в сказке? ( «Не
желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убивай», «Не лжесвидетельствуй»
— Кто в сказке нарушил заповеди данные человеку Богом?
— Какая заповедь была
выполнена?
7. Тест по
сказке.
8. Рефлексия.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Сказка в жизни помогает, Принимать
людей с добром!
9. Подведение итогов урока
— Вот и подошёл к концу наш урок.
Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для
себя что – то новое.
— Чему
же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
Начните со слов: Меня эта сказка научила… (доброте,
терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а
учиться радоваться за других людей и следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром.)
— Как вы думаете, для чего нужны чудеса?
(чтобы исполнять желания, мечту) —
В жизни чудеса встречаются?
(Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)
Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим
гостям.
Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.
Цель:
1)
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;
2)
работать над навыками
выразительной речи;
3)
учить работе с текстом;
4)
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска
Планируемые результаты
Личностные
-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;
-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
Познавательные
— расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.
Регулятивные
-определять цель учебной деятельности;
-контролировать выполнение задания
-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.
Коммуникативные
-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;
-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;
-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи.
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка
проблемного вопроса.
Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».
Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
1.
Есть волшебство
2.
Странствия,
приключения героев
3.
Кто-то мешает или
помогает
4.
Герой воюет с
нечистой силой
5.
Эпизоды повторяются
по 3раза
6.
Есть зачин,
концовка
7.
Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
1.
Повторы
2.
Общие места
3.
Строй сказки
плавный, напевный
4.
Сказочник рисует
словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки
В кухне злится
повариха (злость)
Плачет у станка
ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене
(зависть)
С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)
Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
1.
Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли
Приведите
примеры
Кабы я была
царица, —
Говорит одна
девица, —
То на весь
крещенный мир
Приготовила б я
пир…
Кабы я была
царица, —
Третья молвила
сестрица, —
Я б для батюшки
царя
Родила б богатыря
Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…
А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)
(Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)
Век тебя я
не забуду:
Отплачу
тебе добром,
Сослужу
тебе потом!
2.
Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.
Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?
Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце
3.
Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю
плывет…
А ткачиха с поварихой,
с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится,
злится
И впился комар как
раз
Тетке прямо в
правый глаз.
Повариха
побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как
раз
Тетке сел на левый
глаз,
И ткачиха
побледнела:
«Ай!» — и тут же
окривела.
Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы
можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…
Что общим
является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую
мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Разбежались
по углам:
Их нашли
насилу там.
Тут они во
всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать
Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Учит справедливости , добру, правде
II. Анализ сказки по плану «Сюжет».
Что такое сюжет?
Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем
приводить примеры
Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
III.
Рассмотрим план под названием «Композиция».
Что такое композиция?
Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
Три девицы под
окном
Пряли поздно
вечерком…
В сказке
есть концовка:
Я там был, мед,
пиво пил
Да усы лишь
обмочил.
В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.
IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.
V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки.
Перечислим их
(см.план на ИД)
1.
Синонимы
2.
Сравнения
3.
Эпитеты
4.
Противопоставления
5.
Ондокоренные слова
6.
Сложные слова
7.
Славянизмы
8.
Определение после
определяемого слова стоит
9.
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы
10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь
Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Бог вас,
дети, наградит
Обращение
Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова
Найдите в
тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь
На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»
5.
Противопоставление
VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина на ИД)
VII.Рефлексия.
Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране следующие цифры:
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.
А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Да
Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.
А теперь
подведем итоги нашему уроку.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения
На этом
урок закончен
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую —
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
«Уж диковинка, ну право, —
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, —
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок —
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон».
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана —
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо,
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится…
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;
Все кричат: «Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! постой немножко,
Погоди…» А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает —
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
— Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит…
Так и тянет и уносит…
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят —
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Повариха и ткачиха
Ни гугу — но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Он их кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному дарю Салтану;
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался —
Шлю ему я свой поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался,
А доселе не собрался».
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешечек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале — торопливо
Смотрят — что ж? княгиня — диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.