Царь додон в какой сказке

Велика роль народной сказки в творчестве наших писателей xviii начала xix века и а. с. пушкина в частности. стихия

Велика роль народной сказки в творчестве наших писателей XVIII – начала XIX века и А. С. Пушкина в частности. Стихия народной песни, былины и сказки пронизывала жизнь крестьянина от рождения до смерти. И эта область народной поэзии окружала А. С. Пушкина с детства. Свои сказки поэт писал на протяжении не менее 20 лет.

Связь А. Пушкина и народной поэзии

У Пушкина это были не пассивные пересказы сюжетов, не просто занимательные приключения героев с любовной интригой, а введение в них социальных вопросов. Примером являются жадный поп и его сметливый батрак. Они рассказывают об идеальных нравственных нормах поведения («Сказка о мертвой царевне»). От народных все сказки А. С. Пушкина отличаются прежде всего стихотворной речью. Одни, более ранние, написаны подлинным народным языком, когда поэт становится похож на народного сказителя.

царь додон

Другие, более поздние, сказки А. С. Пушкина пишутся литературным стихом, хореем. Он вместе со сказителями, видоизменяя сюжеты, вводя новых героев, что-то заимствуя из фольклора других стран, создает новую русскую сказку, однако сохраняя ее национальный колорит. Ничего подобного более никто не написал. Почти все сказки взрослые знают с детских лет, возвращаясь к ним вновь, когда подрастают их собственные дети и внуки, но только углубленный анализ может вскрыть то, что прячется за сюжетом.

Самая страшная сказочная история

сказки а с пушкина

В какой из сказок Пушкина мы найдем столько смертей? Как актуально звучит сказка о царе Додоне во все времена! Фантасмагорическая картина гибели империи и исчезновения династии написана в 1834 году. В конце этой истории остаются груды мертвых тел, которые и похоронить некому. Одно воронье кружит над ними. В выдумке содержится намек и урок оставшимся в живых: не допускайте войны, в особенности братоубийственной.

Потеря контроля над ситуацией

Смелый и задиристый царь Додон смолоду всегда нападал на соседей. Никого не жалея, он вел захватнические войны. Постарев, властитель устал и захотел покоя. Но не тут-то было. Соседи, почувствовав слабость государя, стали нападать на него со всех сторон. Старый правитель не знал, как оградить свою страну от набегов.

царь додон пушкин

Поэтому он обратился за помощью к мудрецу-астрологу. Этот шаг, как выяснится впоследствии, оказался роковым.

Чудо-птица

Сначала все, кажется, идет прекрасно. Царь Додон получил в подарок волшебного золотого петушка. Эта птица оповещает не просто о том, что кто-то из врагов нарушил границы, а, поворачиваясь в нужную сторону, громко сообщает, с какой стороны будет нападение. Так монарх успевал послать свои войска за пределы страны и не допустить грабежей у себя в царстве. Все теперь знали, что это государство не допустит дерзости и даст своевременный отпор. Мирно и спокойно потекла жизнь.

Результат, полученный в конце жизни

Бурная молодость, которую провел неумный царь Додон, ничему его не научила. Он не стал заключать с соседями мирные договоры или торговать, а только громил чужие войска. Никакого покаяния за грехи молодости правитель не испытывал. Он не изменился к старости, радуясь каждой победе своего войска. Ленивый и нерадивый, он считал, что он всегда прав в любой ситуации. На протяжении всей сказки его характер не меняется.

За кулисами помощи мудреца

Когда царь Додон оказался в тупике, то скопец-мудрец, вынув из мешка птичку, помог царю исправить положение таким образом, что сам монарх не тратил никаких сил и не прилагал для этого умственных усилий. Страж столицы, петушок, волшебным образом собирал всю информацию и не замолкал до тех пор, пока воеводы не будили царя и не отправлялись в поход.

царь додон золотой петушок

Но жители столицы очень боялись криков волшебной птицы, потому что за ними стояли сражения и смерти. Правителю, чтобы жить безмятежно и спать, переворачиваясь с боку на бок, надо было успокоить народ. Практически для жизни страны он не был нужен. Требовались только астролог, вещий петушок и воеводы, которые сражались с врагами. Или даже еще меньше – петушок и его хозяин-мудрец, который и сам мог дать указание военным начальникам. Царю оказывался почет, но фактически он был бесполезен. Так описан царь Додон. Пушкин, следуя народной традиции, не изменил царский характер в лучшую сторону.

Золотой петушок

Кроме мудреца, мыслей которого читатель не знал и которые так и остались тайной, представляет загадку и золотой петушок, птица яркая, сияющая и солнечная. В славянских поверьях петухи могут отпугивать нечистую силу. Их вышивали как оберег или ставили над коньком крыши для этих же целей. Эта добрая птица, которую в конце концов заставил отомстить за смерть хозяина царь Додон. Золотой петушок, увидев, что царь за добро отплатил звездочету злом, слетел с флюгера, клюнул царя в темя и улетел неизвестно куда.

Кто был врагом государства

На самом деле не чужие войска и народы представляли опасность, а именно ничем не ограниченный тиран и его дети. Ведь именно с действий царя в молодости начались кровопролитные войны, которые никак не могли закончиться. Но дав отпор нападениям со всех сторон, тиран зажил год-другой спокойно. И вдруг, испугав всю столицу и повернувшись на восток, закричал петушок. Царь отправил из царства тьмы и мрака к свету с востока во главе войска старшего сына. И стало все тихо. Прошло восемь дней, и, снова также обернувшись на восток, к свету, петушок предсказал беду. На помощь старшему сыну старый монарх отправляет младшего. Проходит еще восемь дней, и снова горе – петушок также кричит, повернувшись к востоку. Тогда сам Дадон ведет третье войско. И что же он видит?

сказка о царе додоне

Мертвыми лежат оба сына, которые сражались между собой. Между тем, шатер распахнулся, и оттуда вышла прекрасная девица – сияющая вечерняя заря, появление которой предвещало, что погибнет царь Додон. Пушкин девицу сравнивает с солнцем, а царя – с птицей ночи, и значит, дни его клонятся к закату. Увидев ее, царь забыл смерть сыновей. Он пировал с ней и увез в столицу. Царица волшебным образом обладала властью над всеми мужчинами, и каждый хотел ею обладать: и молодые царевичи, забывшие родство и убившие друг друга, и престарелый царь, и даже скопец, у которого не могло быть интереса к женщинам. И когда правитель убил звездочета-скопца, который затребовал обещанной платы, то весь народ содрогнулся: прекрасная царица не свет и солнце, а сама смерть.

Зло коренится в самовластии. Его уничтожают сказочные силы, а как должно быть в жизни? А. Пушкин предложил читателю извлечь урок самостоятельно. Наверное, поэтому последнее двустишие при печати в первой редакции сняли.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2017; проверки требуют 54 правки.

Сказка о золотом петушке
Додон получает золотого петушка
Додон получает золотого петушка
Тип мультфильма рисованный
Жанр сказка
Режиссёр Александра Снежко-Блоцкая
На основе Александр Пушкин
Автор сценария Виктор Шкловский
Художник-постановщик Виктор Никитин
Роли озвучивали Алексей Грибов, Людмила Пирогова, Алексей Консовский, Георгий Вицин, Степан Бубнов, Мария Виноградова, Леонид Пирогов, Анатолий Кубацкий, Лидия Рюмина, Юрий Медведев
Композитор Виталий Гевиксман
Мультипликаторы Виктор Шевков, Ольга Орлова, Игорь Подгорский, Марина Восканьянц, Светлана Жутовская, Виолетта Колесникова, Юрий Бутырин, Константин Чикин, Владимир Крумин, Владимир Балашов, Николай Фёдоров
Оператор Екатерина Ризо
Звукооператор Борис Фильчиков
Студия «Союзмультфильм»
Страна Царь додон в какой сказке СССР
Язык русский
Длительность 29 мин. 58 сек.
Премьера 1967
IMDb ID 0214139
BCdb подробнее
Аниматор.ру ID 2230

«Ска́зка о золото́м петушке́» — советский рисованный мультфильм, снятый на киностудии «Союзмультфильм» по мотивам одноимённой сказки (1834) Александра Пушкина. Премьера состоялась в 1967 году в СССР.

Сюжет[править | править код]

Мультфильм начинается словами автора:

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Додон[1].
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

Далее следует сражение между вражескими солдатами и воинами Додона, причём под бой колокола. Днём царь просыпается и берёт меч, чтобы принять бой, но из-за старости он падает и бросает меч. Ночью в царстве случился пожар. Тогда на следующий день после сражения царь решил созвать совет для того, чтобы решить, что делать дальше. Старший царевич говорит:

Надо рать убрать с границы
И поставить вкруг столицы.
Мы же в стольном граде сём
Яств и питий запасём.

Тогда враг задрожит от страха. Над этим советом царь посмеялся, зато воевода Полкан беспокоится, что враги сожгут дворец. Младший царевич дал совет поехать навстречу соседям и принять бой, с чем Додон согласился. Но воеводе не нравится и этот совет:

Как же так, великий царь?
Кипяток меня ошпарь!
Ну, а как сосед наш дерзкий
По повадке богомерзкой
Нам не даст заране знать,
Что собрался воевать!

Не вытерпев этого, все по команде младшего царевича «Бей его!» начали драться с Полканом. Последний заготовил секиру и замахнулся на бояр. Тогда царь ударил жезлом, чтобы остановить драку. Когда он уже готов был гадать по звёздам, словно по вызову, появился мудрец-звездочёт и подарил Додону золотого петушка. Если в стране будет спокойно, он будет сидеть смирно, а в случае опасности возвестит:

Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!

После этого Додон предложил мудрецу золото, но тот отказался. Тогда царь пообещал исполнить любое его желание. С тех пор «петушок с высокой спицы стал стеречь его границы». Когда к царству Додона начали подплывать вражеские корабли, все зажгли порох, будто это тревожный сигнал. Под бой колокола рать Додона сожгла одно из суден, а остальные уплыли. Благодаря этому «соседи присмирели, воевать уже не смели».

Пока всё было мирно, сыновья Додона флагами отгоняли голубей от петушка, а за их отцом ухаживала ключница Амелфа. Стоило младшему царевичу свистнуть, как вдруг в комнату к Додону залетели мухи. Амелфа прогнала их платком. Вскоре царевичи уснули, оставив флаги возле петушка. Через некоторое время петушок снова встрепенулся, повернулся на восток и прокричал:

Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!

Воевода Полкан прибежал ко дворцу Додона и напомнил о сигнале петушка. Тогда царь начал собирать войско. Сначала войско повёл старший сын Додона, потом — младший и, наконец, сам Додон (из-за того, что никто из его сыновей не вернулся). Через 8 дней царь со своим войском прибыл в горы, где кругом лежала побитая рать, которую клевали птицы. Когда они улетели, царь увидел своих сыновей мёртвыми. Очевидно, они убили друг друга в поединке ради Шемаханской царицы.

Неожиданно появился шатёр. И только воевода Полкан приказал пушкарям стрелять, как неожиданно появилась Шемаханская царица. Из-за её красоты Додон забыл обо всём и решил познакомиться с ней. Та изначально закрыла от Додона лицо, но потом объяснила, что собирается завоевать его край. Хотя это была чистая правда, царь не поверил и посмеялся над этим, назвав царицу шутницей, а после знакомства она поднесла Додону вино. Тот вначале отказался, но потом всё-таки выпил. Увидев Полкана, царица закрывается и от него, но потом тоже подносит ему вино. Царь, увидев, что Шемаханская царица закрывается от его воеводы, прогоняет его.

Наконец царица увела Додона в шатёр, где он упал на кровать, и латы снялись с него. Царица спрашивает у Додона, пел ли он, когда был влюблён, но тот этого не помнит. Тогда царица даёт ему арфу, и царь начал играть на ней и петь то, что когда-то пел своей умершей жене. Царица посмеялась над этим. Под песню Додона все начали танцевать, петь и так далее.

Царица предложила Додону плясать, но тот изначально отказался, а потом, когда царица позвала Полкана, согласился, хотя это он не умеет. Устав от пляски, царь захотел жениться на Шемаханской царице. Для этого он решил взять её с собой во дворец. Собрались они и отправились обратно. Когда Додон со своим войском и Шемаханской царицей вернулся назад, им навстречу вышел звездочёт и попросил подарить ему царицу. Однако Додон не хотел этого делать: сначала он предлагал своему собеседнику откупиться чем-нибудь другим, а затем, рассердившись, позвал своих стражников и велел им прогнать старика:

Тьфу ты, пропасть! Лих же, нет!
Ну, так слушай мой ответ:
Ничего ты не получишь,
Сам себя ты, грешник, мучишь.
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!

Стражники попытались оттащить мудреца, но тот, вырвавшись, подбежал к колеснице, продолжая тем самым настаивать на своём. Не вытерпев этого, Додон ударил мудреца жезлом по лбу, и последний умер, вследствие чего ударил гром, и царица посмеялась над смертью мудреца. Как по приказу, золотой петушок вспорхнул со спицы, на которой он всё это время сидел, полетел к колеснице и клюнул Додона в голову, чтобы отомстить ему за смерть хозяина. В результате неблагодарный царь тоже умер, а Шемаханская царица, посмеявшись над этим, пропала, как будто её и не было. Заканчивается мультфильм словами автора:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Создатели[2][править | править код]

  • Сценарий Виктора Шкловского
  • Режиссёр: Александра Снежко-Блоцкая
  • Художник-постановщик: Виктор Никитин
  • Композитор: Виталий Гевиксман
  • В музыке использованы мотивы Николая Андреевича Римского-Корсакова
  • Текст Владимира Владимирова
  • Оператор: Екатерина Ризо
  • Звукооператор: Борис Фильчиков
  • Редактор: Раиса Фричинская
  • Директор картины: Григорий Кругликов
  • Ассистенты:
    • Елена Новосельская
    • Нина Майорова
    • Лидия Модель
    • Владимир Морозов
    • Светлана Кащеева
  • Художники-декораторы: Ирина Светлица, Вера Харитонова
  • Художники-мультипликаторы:
    • Виктор Шевков
    • Ольга Орлова
    • Игорь Подгорский
    • Марина Восканьянц
    • Светлана Жутовская
    • Виолетта Колесникова
    • Юрий Бутырин
    • Константин Чикин
    • Владимир Крумин
    • Владимир Балашов
    • Николай Фёдоров
  • Роли озвучивали:
    • Алексей Грибов — царь Додон
    • Людмила Пирогова — Шемаханская царица
    • Алексей Консовский — текст от автора/младший царевич
    • Георгий Вицин — мудрец
    • Степан Бубнов — воевода Полкан
    • Мария Виноградова — золотой петушок
    • Леонид Пирогов — боярин в оранжевом
    • Анатолий Кубацкий — боярин в синем/старик с палкой
    • Лидия Рюмина — Амелфа
    • Юрий Медведев — старший царевич
    • Борис Новиков — ратник/пушкарь (в титрах не указан)
  • Танцы: Владимир Шубарин

Отличия от оригинала[править | править код]

Текст в мультфильме написан Владимиром Владимировым (с использованием отдельных мотивов и фрагментов либретто Владимира Бельского к опере Николая Римского-Корсакова) и почти полностью не соответствует оригинальной сказке Александра Пушкина:

  • В отличие от оригинала, в мультфильме (как и в оперном либретто) царь Додон созывает совет для того, чтобы решить, как быть дальше. В оригинале он посылает гонца за помощью к мудрецу.
  • В оперном либретто старшего царевича зовут Гвидоном (так же как и князя из «Сказки о царе Салтане» Пушкина), а младшего — Афроном. В фильме, как и в оригинале, их имена не упоминаются.
  • В оригинале воевода не называется по имени, а в мультфильме (как и в оперном либретто) его зовут Полканом.
  • В фильме, как и в оперном либретто, мудрец появляется во время совета.
  • В отличие от оригинала, смысл произведения дан подробно. Например, Шемаханская царица говорит Додону:

Знай, Додон, что я — девица,
Шемаханская царица.
Пробираюсь я, как тать,
Весь твой край завоевать.

Её первая реплика — перефразировка фрагмента оперного либретто Владимира Бельского:

В своей воле я девица,
Шемаханская царица;
Пробираюсь же, как тать,
Город твой завоевать.

Таким образом, золотой петушок не ошибся, но с этой напастью Додон не смог справиться.

Отсутствуют в оригинале, но есть в фильме[править | править код]

  • За Додоном ухаживает прислуга. В частности, здесь выведен отсутствующий у Пушкина, но придуманный для оперы персонаж — ключница Амелфа.
  • Перед заключительными словами появляется старик с палкой и говорит:

Если это всё не сон.

Эта же фраза позаимствована из либретто оперы.

Видео[править | править код]

В начале 1990-х годов мультфильм был выпущен на видеокассетах киновидеообъединением «Крупный план» вместе с мультфильмом «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1973). В середине 1990-х выпускался на VHS Studio PRO Video в сборнике мультфильмов-сказок А. Пушкина вместе с м/ф «Двенадцать месяцев» (1956), и в сборнике мультфильмов киностудии «Союзмультфильм» студией «Союз».

В 2000-е годы мультфильм был выпущен на DVD кинообъединением «Крупный план» и студией «Союз», а также в 2003 году — в одном из выпусков «Золотой коллекции любимых мультфильмов».

Критик о мультфильме[править | править код]

В 1967 году Снежко-Блоцкая изящно перенесла на экран «Сказку о золотом петушке». Художник Виктор Никитин насытил знаменитый сюжет А. С. Пушкина о разрушающей силе красоты и глупости колоритными персонажами и остроумными находками. Самыми яркими героями, как и следовало ожидать, оказались женственная, таинственная и весьма эротичная Шемаханская царица и старый царь Додон. В фильме он был длинным и костлявым, как Дон Кихот. Особый колорит придал ему голос актёра Алексея Грибова. Сцена обольщения девицы, когда старик пытался исполнить современный танец, а потом запевал: «Век тебя любить я буду, никогда не па-за-буду!..», стала несомненной удачей фильма.

Сергей Капков[3]

Говоря о роли царя Додона, Сергей Капков замечал, что Грибову удавалось передать своё обаяние даже отрицательным персонажам[4].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Сказка о золотом петушке» на «Аниматор.ру»
  • Капков С. Интервью с Виктором Никитиным «ГАЗЕТА» 01.08.2004

  • Царевна несмеяна читать русская народная сказка читать
  • Царские палаты толковый словарь сказка о рыбаке и рыбке
  • Царевна несмеяна слушать русская народная сказка
  • Царица в сказке а с пушкина родила дочь
  • Царевна несмеяна сказка читать полностью бесплатно