Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
- имена собственные: Ебишка, Еблантий, Ебукентий, Ёпрст, Ёхан, Мишка-ебишка, Поёб Поебович, Скороёбишка
- фамилии: (квазифамилии): Ебаков, Ебунидзе, Подъебишкин, Подъебышкин
- топонимы: Ебехово, Еботенка, Ебшино, Ербалово, Наебуха, Ненаебуха, Поиблица, Поиблой
- квазитопонимы: Ебеня, Малые Ебеня, Ново-Ебуново, Ново-Ебенёво, Ебеньциемс, Ебеняй, Поебенишкес, Эбанск
- пр. существительные: ебание, ебанье, ебель, ёбка, ебля, ёбля; ебало, ебальник, ебальничек, ебальце, ебач, ебельник, еблет, еблетень, еблетка, еблец, еблецо, еблина, еблишко, еблище, ебло, ёблышко, ебучка, ебушатник, ебушатня, ёбыч; ёб, ёба, ебабельность, ебак, ебака, ебалай, ебан, ебанавт, ебанат, ебанатик, ебанация, ебанашка, ебандяй, ебанизм, ебанина, ебантей, ебанутик, ебанутость, ебанушка, ёбань, ебанько, ебарёк, ебарёчек, ебаришка, ебаришко, ёбарь, ебатарь, ебаторий, ебатория, ебатура, ебашилово, ебелистика, ебень, ебеня, ебетень, ебец, ебёшка, ёбж, ёбжик, ёбик, ебилитация, ебистика, ебистос, ебица, ебицин, ёбкость, еблан, ебланище, ебланка, еблематика, ебливость, еблито, ебня, ебобо, ебок, ебота, еботина, ёботность, еботня, еботуха, ёбрик, ёбрь, ёбство, ебуки́, ебун, ебундей, ебунец, ебуница, ебунок, ебунчик, ебунья, ебур, ебурлыг, ебуха, ебучесть, ёбщик, ёбщица, ёбырь, ёж эвф. от ёб, етьба, етьё, ёш; ебалай-ебалаевич, ебанько-подай-патроны, ёбарь-надомник, ёбарь-перехватчик, ёбарь-террорист, ёба-сутра, ёбла-шобла, ебун-гора, ебун-страна, ебун-трава, ебун-царь, музон-заебон, шобла-ёбла; взъёб, взъёбка, взъёбочка, выебесы, выебина, выебосы, выебусики, доёб, доёбистость, доёбка, доёбочка, доёбчивость, доёбщик, доёбщица, заёб, заёба, заебанец, заёбка, заебон, заеботина, заёбочка, заёбушка, заёбчивость, заёбыш, изъёб, наёб, наебаловка, наебалово, наебательство, наёбка, наебон, наебончик, наёбочка, наёбщик, наёбщица, невзъебенность, невзъебучесть, невъебение, невъебенность, недоёб, недоёба, недоебучесть, неебабельность, объёб, объёба, объебательство, объёбка, объеблан, объебон, объебончик, объебос, объебушечка, объебушка, объёбщик, объёбщица, переёб, подъёб, подъебательство, подъебаш, подъёбка, подъебон, подъебончик, подъебушка, подъёбщик, подъёбщица, поебёнка, поебень, поебёшка, поебистика, поёбка, поебон, поебончик, поебо́та, поеботина, поебусенка, поебуха, поебушечка, поебушка, приёб, приёбка, приёбочка, приёбчивость, проёб, проёбщик, проёбщица, проёбырь, разъёб, разъёба, разъебай, разъебалово, разъебон, разъебончик, разъебуха, распроёб, распроёбка, съебаторы, съёбка, уёба, уебан, уёбан, уебанище, уёбище, уёбищность, уёбок, уёбыш, эбанск, япон; блядоёбина, веселоебучесть, волоёб, волоёбство, вротъебанство, долбоёб, долбоебизм, долбоёбище, долбоеботня, долбоёбство, долгоёб, дуроёб, ебасос, еблотряс, ебология, еботрахань, ебукентий, ебулдос, ёбфренд, злоебучесть, козлоёб, козоёб, колдоёбина, конеёб, коноёбина, коноёбица, короёбочка, кошкоёб, куроёб, луркоёб, мамкоёб, мамоёб, многоёб, мозгоёб, мозгоебание, мозгоебанье, мозгоебатель, мозгоебательство, мозгоёбка, мозгоёбство, мудоёб, мудоёбство, мумоёб, мумоебание, мумоебанье, мумоёбство, наеботека, нищеёб, нищеёбка, нищеёбство, Одноёбники, овцеёб, ослоёб, пиздоёбство, пиздопроебень, пиздопроёбина, пиздопроёбище, пиздопроёбство, понтоёб, самоёб, свиноёб, сестроёб, собакоёб, страхоёбина, хитровыебанность, худоёбина
- прилагательные: еба́ный, ёбаный; ёбаный-переёбаный; еба́бельнее, еба́бельней, ебабельный, ебальный, ебанутее, ебанутей, ебанутенький, ебанутый, ебарёчков, ебарьков, еба́тельнее, еба́тельней, ебательный, ебачий, ебаяный, ебейший, ебёный, ебитский, ебицкий, ебический, ёбкий, ебла́нистее, ебла́нистей, ебланистый, ебланский, ебли́вее, ебли́вей, ебливенький, ебливый, ебо́вее, ебо́вей, ебовый, ёботный, ебучий, ёбче, ябитский, ябицкий, ябический; ёкарный, ёханый, ёшкин, грёбаный, японый; выебанный, выёбистый, выебонистый, доёбистее, доёбистей, доёбистый, доёбчивее, доёбчивей, доёбчивый, заёбанный, заебательский, заебатый, заебачий, заебенный, заёбистее, заёбистей, заёбистый, заебический, заебучий, заебцо́вее, заебцо́вей, заебцовый, изъёбистый, изъебучий, наёбанный, невзъебенный, невзъебучий, невъебе́ннее, невъебе́нней, невъебенный, невъебецкий, невъебический, невъебучий, недоёбанный, неебабельный, неебательский, неебёный, неебический, ненаёбный, объебенелый, переёбаный, подъебучий, поеба́бельнее, поеба́бельней, поёбанный, поебанутее, поебанутей, поебли́вее, поебли́вей, подоёбистее, подоёбистей, подоёбчивее, подоёбчивей, позаёбистее, позаёбистей, позаебцо́вее, позаебцо́вей, приёбливее, приёбливей, приёбливый, приёбчивый, уебанский, уёбаный, уёбистый, уёбищный, уёбский; блядоёбский, веселоебучий, волоёбский, злоёбанный, злоеба́ный, злоебучий, нищеёбский, понтоёбский, хитровыебанный
- глаголы: ебалайствовать; наебалайствоваться, поебалайствовать, проебалайствовать; ебануть, ебануться; ебати, ебатись, ебатися; ебать, ебаться; взъебать, взъебаться, въебать, въебаться, выебать, выебаться, доебать, доебаться, заебать, заебаться, изъебать, изъебаться, наебать, наебаться, объебать, объебаться, отъебать, отъебаться, переебать, переебаться, подзаебать, подзаебаться, подъебать, подъебаться, поебать, поебаться, приебать, приебаться, проебать, проебаться, разъебать, разъебаться, съебать, съебаться, уебать, уебаться; ебашить, ебашиться; въебашить, въебашиться, доебашить, заебашить, заебашиться, изъебашить, изъебашиться, наебашить, наебашиться, объебашить, объебашиться, отъебашить, отъебашиться, переебашить, переебашиться, поебашить, поебашиться, приебашить, приебашиться, проебашить, проебашиться, разъебашить, разъебашиться, съебашить, съебашиться, уебашить, уебашиться; въебашивать, въебашиваться, доебашивать, доебашиваться, заебашивать, заебашиваться, изъебашивать, изъебашиваться, наебашивать, наебашиваться, объебашивать, объебашиваться, отъебашивать, отъебашиваться, переебашивать, переебашиваться, поебашивать, поебашиваться, приебашивать, приебашиваться, проебашивать, проебашиваться, разъебашивать, разъебашиваться, съебашивать, съебашиваться, уебашивать, уебашиваться; ебенить; въебенить, въебениться, доебенить, заебенить, заебениться, изъебенить, изъебениться, наебенивать, наебениваться, наебенить, наебениться, объебенить, объебениться, отъебенить, отъебениться, переебенить, переебениться, приебенить, приебениться, проебенить, проебениться, разъебенить, разъебениться, съебенить, съебениться, уебенить, уебениться; еберзить; ебиздить; ебит; ебить; ебланить; проебланить; ебловать; проебловать; ебну́ть, ебну́ться; взъебнуть, выебнуться, изъебнуться, переебнуть, переебнуться, подъебнуть, подъебнуться, съебнуть, съебнуться, уебнуть, уебнуться; ёбнуть, ёбнуться; ебозить; ебошить, ебошиться, взъебошить, взъебошиться, въебошить, въебошиться, доебошить, доебошиться, заебошить, заебошиться, изъебошить, изъебошиться, наебошить, наебошиться, объебошить, объебошиться, отъебошить, отъебошиться, переебошить, переебошиться, поебошить, приебошить, приебошиться, проебошить, проебошиться, разъебошить, разъебошиться, съебошить, съебошиться, уебошить, уебошиться; ебсти, ебстись, ебстися; выебсти, выебстись, выебстися, доебсти, доебстись, доебстися, заебсти, заебстись, заебстися, изъебсти, изъебстись, изъебстися, наебсти, наебстись, наебстися, отъебсти, отъебстись, отъебстися, переебсти, переебстись, переебстися, подзаебсти, подзаебстись, подзаебстися, поебсти, поебстись, поебстися, проебсти, проебстись, проебстися, разъебсти, разъебстись, разъебстися, съебстись, съебстися, уебсти, уебстись, уебстися; ебсть; ебти, ебтись, ебтися; взъебти, выебти, выебтись, выебтися, доебти, доебтись, доебтися, заебти, заебтись, заебтися, изъебти, изъебтись, изъебтися, наебти, наебтись, наебтися, отъебти, отъебтись, отъебтися, переебти, переебтись, переебтися, подъебти, подъебтись, подъебтися, поебти, поебтись, поебтися, проебти, проебтись, проебтися, разъебти, разъебтись, разъебтися, уебти, уебтись, уебтися; ебтить; ебть; ебукать; наебукать, отъебукать; ебукентить; наебукентить, отъебукентить; ебунеть; заебунеть; ёбствовать; наёбствоваться, поёбствовать, проёбствовать; ёбывать; взъёбывать, взъёбываться, въёбывать, въёбываться, выёбывать, выёбываться, довыёбываться, доёбывать, доёбываться, заёбывать, заёбываться, изъёбывать, изъёбываться, наёбывать, наёбываться, объёбывать, объёбываться, отъёбывать, отъёбываться, переёбывать, переёбываться, подъёбывать, подъёбываться, поёбывать, поёбываться, приёбывать, приёбываться, проёбывать, проёбываться, разъёбывать, разъёбываться, съёбывать, съёбываться, уёбывать, уёбываться; едить; едрить; ёпт; ете; ети́; выети, выетись, доети, доетись, заети, заетись, изъети, езъетись, наети, наетись, отъети, отъетись, переети, переетись, поети, поетись, проети, проетись, разъети, разъетись, уети, уетись; е́ти; етить, етиться; выетить, доетить, заетить, заетиться, изъетить, изъетиться, неетить, наетиться, поетить, поетиться, проетить, проетиться, уетить, уетиться; еть, еться; выеть, выеться, доеть, доеться, заеть, заеться, наеть, наеться, отъеть, отъеться, перееть, перееться, поеть, поеться, проеть, проеться, разъеть, разъеться, распроеть, уеть, уеться; заебенивать, заебениваться; поёбать; ябать, ябаться; взъябать, взъябаться, въябать, въябаться, выябать, выябаться, доябать, доябаться, заябать, заябаться, изъябать, изъябаться, наябать, наябаться, объябать, объябаться, отъябать, отъябаться, переябать, переябаться, подъябать, подъябаться, поябать, поябаться, приябать, приябаться, проябать, проябаться, разъябать, разъябаться, съябать, съябаться, уябать, уябаться; ябывать, ябываться; взъябывать, взъябываться, въябывать, въябываться, выябывать, выябываться, довыябывать, довыябываться, доябывать, доябываться, заябывать, заябываться, изъябывать, изъябываться, наябывать, наябываться, объябывать, объябываться, отъябывать, отъябываться, переябывать, переябываться, перьябать, перьябаться, подъябывать, подъябываться, поябывать, поябываться, приябывать, приябываться, проябывать, проябываться, разъябывать, разъябываться, съябывать, съябываться, уябывать, уябываться; выежнуться; ебурить, съебуриться; уебуривать; ядрить; волоёбить, изволоёбить, проволоёбить, волоёбствовать, наволоёбствоваться, поволоёбствовать, проволоёбствовать, долбоёбиться, одолбоёбиться, ебоглазить, наебоглазиться, поебоглазить, проебоглазить, коноёбить, коноёбиться, косоёбить, косоёбиться, накосоёбить, перекосоёбить, перекосоёбиться, скосоебенить, скосоебениться, скосоёбить, скосоёбиться, мозгоёбствовать, настоебать, настоебенить, наеборезиться, наеборезнуть, наеборезываться, нищеёбствовать, остоебенить, проконоёбиться, шароёбить, шароёбиться, дошароёбиться, нашароёбиться, пошароёбиться, прошароёбиться
- причастия: ебавший, ебавшийся; ёбанный, ебанутый, ёбнутый, *ебо́мый, ебущий; ёванный, ёханный; выебавший, выебавшийся, выебанный, заебавший, заебавшийся, заёбанный, изъёбанный, наебавший, наебавшийся, недоёбанный, объёбанный, объебашенный, объебенелый, объебененный, объебенившийся, объебошенный, объебошившийся, отъёбанный, переебавший, переебавшийся, переёбанный, приёбнутый, проебавший, проебавшийся, проёбанный, разъёбанный, уебавший, уебавшийся, уёбнутый; злоёбанный, косоёбив, косоёбивши, косоёбивший, косоёбленный, косоёбящий
- деепричастия: ебав, ебавши, ебавшись, ёбши, поёбши; ебя, ебясь; проебав, проебавши; косоёбя
- предикативы: заебательно, заебательски, заебато, заебись, заебок, заебокус, заебца, заебцом, поебатор, поебать
- наречия: ебано, ёбко, ёбом, ёботно, ебстественно; заебательно, заебательски, заебато, заебись, заебок, заебца, заебцом, невъебенно, невъебически, невзъебенно, неебательски, неебически, уёбищно; блядоёбски, веселоебуче, нищеёбски, по-нищеёбски, хитровыебанно; к ебеням, на отъебись
- междометия: а ебётся оно в чайник, ахтыжёбаныйтынахуй, боже ж ёб твою мой, в рот ебать мой лысый череп, в рот ебать твои костыли, в рот мента ебать, ебёна мать, ебёная матерь, ебёный бобёр, ебёный хуй, ё, ёба, ёб вашу мать, ёб иху мать, еби её мать, ёб твою, ёб твою ёб, ёб твою мать, ёб твою налево, ёб ты, ёбаное вымя, ёбаный ананас, ёбаный в рот, ёбаный карась, ёбаный кебан, ёбаный компот, ёбаный конь, ёбаный налево, ёбаный насос, ёбаный насрать, ёбаный носорог, ёбаный пиздец, ёбаный по голове, ёбаный по кумполу, ёбаный по макитре, ёбаный по черепу, ёбаный покос, ёбаный понеси, ёбаный сапог, ёбаный стос, ёбаный стыд, ёбаный сусек, ёбаный тарантас, ёбаный толчёный пеликан, ёбаный цирк, ёбаный шашлык, ёбаный экибастуз, ёбаньки, ебать, ебать вола, ебать всех копытом, ебать его в спину, ебать и резать, ебать конём, ебать коня в лицо, ебать меня в рот, ебать мои кастрюльки, ебать мои лысые валенки, ебать мои сиськи, ебать мои титечки, ебать мои уши, ебать мой голый череп, ебать мой лысый хуй, ебать мой лысый череп, ебать мой хуй, ебать мой хуй ментовской жопой, ебать мою жопу, ебать мою телегу, ебать мою тощую задницу, ебать твоё коромысло, ебать тебя в жопу костылём, ебать тебя в колено, ебать тебя раком, ебать того в сраку, ебать тот день, ебать тот рот, ебать ту Люсю, ебать тя в сраку, ебать царя, ебать царя в бороду, ебать царя в ухо, ебать-дремать, ебать-ебать, ебать-ковырять, ебать-колотить, ебать-колоть, ебать-копать, ебать-копать мой лысый череп, ебать-косить, ебать-молотить, ебать-насрать, ебать-разъебать, ебать-срать-мазать, ебаться в телевизор, ебаться в хуй, ебаться в шляпе, ебаться-всраться, ебаться-обосраться, ебаться-сраться, ебаться-сраться, в говне ковыряться, ебаться-сраться-колупаться, ебаться-улыбаться, ебаться-усраться, ебать-тарахтеть, ебатюшки мои, е-батюшки мои, ебачьи уши, ебенть, ебёныть, ебтить, ебись всё конём, ебись оно всё конём, ебись всё лошадью, ебись оно всё лошадью, ебитская сила, ебицкая сила, ебическая сила, еблысть, еблысь, ебок, ебокс, ебох, ёбс, ёб-с, ёбс-переёбс, ёбстудэй, ёбс-тудэй, ебутся быки, ебутся кроты, ебутся грибы, ёбушки, ёбушки-воробушки, едрён батон, едрёна вошь, едрёна колобашка, едрёна корень, едрёна кочерга, едрёна матрёна, едрёна мать, едрёна-кучерёна, едрёная матерь, едрёный корень, едрит твою, едрит твою в пень, едрит твою налево, едрить, едрить твою в дышло, едрить твою кочерыжку, едрить твою налево, едрить-мадрить, едрить-мандрить, едрить-твою-налево, едрить-твою-переядрить, ёж-твою-медь, ёж-твою-мышь, ёкала-манокала, ё-ка-лэ-мэ-нэ, ёкарганай, ёкарный бабай, ёкарный-макарёкарный, ёклмн, ё-кэ-лэ-мэ-нэ, ё-моё, ё-моё-коробка-спичек, епатий-коловратий, ёперный тарантас, ёперный театр, ёпрст, ёпст, ёпсть, ёпта, ёпт, ёпт вашу мать, ёпт твою мать, ёпта, ёптель-шмоптель, ёптый, ёптыть, ёпть, ё-пэ-рэ-сэ-тэ, ёрш-твою-медь, ёханный бабай, ёханый бабай, ёшки-матрёшки, ёшкин-матрёшкин, ёшь-твою-вошь, ёшь-твою-клёш, ёшь-твою-плешь, жёванный бабай, заебок, заебон, ибиомать, йопт, о-ё, ой-ё, ой-йо, ухтыжёбаныйтынахуй, ябитская сила, ябицкая сила, ябическая сила, я ебу бабу ягу, ядрён корень, ядрёна вошь, ядрёна корень, ядрёна кочерга, ядрёна матрёна, ядрёна мать, ядрёна-кучерёна, ядрёный корень, япона мама, япона мать, японский городовой
«Царь-батюшка»
Царей допетровской Златоглавой Руси у нас принято представлять сугубо иронически. Сидел он, дескать, на своем престоле, отягощенный какими-то бармами, шапкой Мономаха, державой, скипетром, золотыми цепями — скучно, примитивно, никакого тебе настоящего «блеска». Однако современники считали иначе. Британский посол Карлейль восхищенно писал: «Царь, ослепительным сиянием подобный солнцу, самым величественным образом восседал на троне со скипетром в руке, увенчанный короной. Его массивный трон был сделан из позолоченного серебра, а спинку украшала причудливая резьба и пирамидки. Приподнятый над полом на 7 или 8 ступеней, трон придавал монарху сверхъестественное величие. Его корона, надетая поверх шапки, отороченной черным соболем, была вся усыпана драгоценными камнями, а ее конусообразная вершина заканчивалась золотым крестом. Скипетр тоже весь сверкал драгоценными камнями, как и все царское облачение сверху донизу, включая бармы».
Что ж, приемы иностранных посольств были именно «парадными» мероприятиями — речь шла о престиже державы. Такие церемонии проходили (как и в любых других государствах) строго по протоколу. И царю действительно требовалось только восседать на троне и поддерживать имидж величия. Он лишь интересовался здоровьем монарха, от которого прибыло посольство, а прочие речи от имени государя произносил глава Посольского приказа. Но все, что должно быть сказано, выверялось заранее, в том числе и с участием царя. Если же он отклонялся от протокола и лично обращался к послам — например, спросив о их здоровье, это считалось великой честью и знаком расположения (и Алексей Михайлович подобные отклонения практиковал очень часто). Допустив дипломатов к целованию руки, царь мыл руки, чем многие иностранцы возмущались — вот, мол, за нехристей считают, руки моют! Хотя, учитывая европейскую антисанитарию и частые эпидемии, мера выглядит вполне разумной.
После приема следовал обед — тоже в большей степени церемония, чем еда. В зависимости от уровня мероприятия существовали протоколы «большого пира» и «малого пира». (В действительности не очень-то «малого» — поляки насчитали на нем 107 блюд и 82 вида напитков.) Если день не был постным, первым блюдом подавался жареный лебедь под винным соусом или шафраном. Его распределял гостям сам царь — кому ножку, кому крылышко. Он же жаловал гостей ломтями хлеба, рассылал тому или иному человеку некоторые лакомства. Стоя произносил тост за монарха послов и выслушивал ответный. А большая часть наготовленной еды и напитков отправлялась потом на дом дипломатам и другим почетным гостям.
Карлейль отмечал: «Двор московского государя так красив и держится в таком порядке, что между всеми христианскими монархами едва ли есть один, который бы превосходил в этом московитян». Да, это был не французский или польский двор с постоянными сварами вельмож, а то и дуэлями. В Соборном Уложении имелась целая глава «О государевом дворе, чтоб на государевом дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было». Когда на Постельном крыльце дворянин Иван Зайцев, повздорив с Иваном Бутурлиным, «матерно лаялся», царь посадил его в тюрьму «за честь двора своего». Не в кабаке ведь! «Честью двора» поддерживался авторитет верховной власти. Той же цели авторитета служили выезды государя — зимой на санях, летом Алексей Михайлович предпочитал ездить верхом, но всегда это пышно обставлялось эскортом стрельцов, большой свитой бояр и дворян. Кстати, а для подданных падать ниц перед царским поездом отнюдь не требовалось, все современники пишут только о «земных поклонах». Дань уважения, а не преклонения. И отметим, что все приемы, выходы и выезды несли не только «идеологическую», а и эстетическую нагрузку, они были очень красивы.
Ну а в будний «рабочий день» Алексей Михайлович вставал очень рано, в 4 часа утра. Шел в молельню, прикладывался к праздничной иконе, духовник благословлял его и кропил святой водой. Потом царь отправлялся к супруге и вместе с ней шел к заутрене. К этому времени во дворец уже собирались думные чины, начальники приказов с докладами. После службы государь беседовал с ними, узнавал новости. Около 9 часов он шел к обедне в один из кремлевских храмов. Через Соборную площадь, встречаемый поклонами собравшегося народа. Ежедневно подданные могли видеть своего царя! Если случались особо важные и срочные дела, он иногда потихоньку решал их и во время службы. А по ее окончании уходил во внутренние покои «сидеть с боярами», заниматься государственными делами. Обедал он обычно один. Готовилось 50–70 блюд, но Алексей Михайлович был умерен в еде. Выбирал то, что нравилось, а остальное рассылал кому-то из придворных и слуг, что считалось очень почетным. Хмельное употреблял мало. Пил квас, реже — брагу или пиво, сдобренное корицей. Во время постов обедал три раза в неделю, а вЛ остальные дни довольствовался куском хлеба с солью, соленым грибком или огурцом. Его врач Коллинз писал: «Ни один монах так рьяно не блюдет часы молитв, как царь — посты. Можно сказать, что он постится почти 8 месяцев в году».
После обеда он 2–3 часа отдыхал, потом отправлялся к вечерне, а остаток дня проводил в кругу семьи и друзей. Вместе ужинали. Царь играл с друзьями в шахматы, любил чтение — читал отрывки из Священного Писания, жития святых, хроники, письма русских послов из-за границы, выдержки из иностранных газет, переводные книги, привозимые из Польши. Любил он и слушать рассказы интересных людей. К царю и его семье приглашались побывавшие в дальних краях купцы, паломники, путешественники. Если в начале правления под влиянием «кружка ревнителей благочестия» государь запретил скоморошество, музыку, пляски, то позже одумался. После ухода из Москвы сурового Никона была восстановлена Потешная палата, где выступали музыканты, певцы, скоморохи, «бахари» народных сказок и былин.
А вот праздничные дни являлись для царя не развлечением, а тоже работой. Он обязательно участвовал в торжествах Водосвятия, Вербного воскресенья, крестных ходах. Перед большими праздниками обходил богадельни, тюрьмы, выкупал должников, миловал преступников, раздавал милостыню, а иногда и устраивал обеды с нищими. Глубокое понимание им не только царского, но и христианского долга поражало иностранцев. Павел Алеппский писал, что он «взял себе за правило пешком являться на праздники всех главных святых в посвященных им церквях, воздерживаясь от езды в экипаже. Он простаивает всю службу до конца, обнажив голову, без конца бьет поклоны, ударяется лбом оземь, рыдая и сокрушаясь перед иконой святого, и все это на глазах собравшихся». Совершал паломничества к святым местам — в Можайск, Боровск, Звенигород, Кашин, Углич, в сентябре почти каждый год ездил в Троице-Сергиев монастырь. Когда возили по монастырям Макария Антиохийского, царь взял его за руку и повел в богадельню, чтобы патриарх благословил парализованных и больных. И Павел Алеппский (епископ!) вспоминал: «Войдя туда, некоторые из нас не смогли оставаться в помещении из-за отвратительного запаха гниения и невыносимого зрелища людских страданий. Но государь думал лишь о том, чтобы наш господин помолился и благословил больных. Патриарх шел, благословляя каждого, а царь следовал за ним и всех подряд целовал в лоб, губы, руки. Поистине удивительны были для нас такие святость и смирение, ведь сами мы только и мечтали поскорее оттуда выбраться».
Для отдыха Алексей Михайлович выезжал в свои загородные села: Голенищево, Покровское, Хорошево, Воробьево, Семеновское, Никольское, Всевидное, Остров, Соколово, Алексеевское, Дьяково, Коломенское, Преображенское, Измайлово. Точнее, делами он и там занимался, но от соблюдения придворного ритуала отходил, вел себя гораздо свободнее. Любил пошутить и повеселиться. Например, в Коломенском ввел в обычай купать в пруду стольников, опоздавших на смотр. Но шутил безобидно, а «наказанных» потом приглашал к своему столу, так что некоторые стольники опаздывали нарочно. Очень ценил красоту, природу, и его излюбленной забавой являлась соколиная охота — целью в ней была не добыча, а зрелищность. Верховая прогулка по лесам и лугам, взлет в небо сильных и гордых птиц, наблюдение за ними — лучшие соколы не сразу били добычу, а делали по несколько заходов. Однако в развлечениях государь знал меру и других учил: делу время — потехе час.
Он отнюдь не был ретроградом. Побывав в войну в Белоруссии, Литве, Лифляндии, с интересом знакомился с местными обычаями. И перенимал то, что ему нравилось. Во дворце появились мебель и обстановка немецкого и польского образца. Чай, впервые завезенный при Михаиле Федоровиче, завоевывал все большую популярность, и в договор с монголами был включен специальный пункт о поставках чая. Алексей Михайлович снял запрет на табак — ведь все украинские казаки «люльки» курили. В России курение не поощрялось, но и не запрещалось. В хозяйство внедрились кукуруза, подсолнечник (тоже быстро ставший популярным). И картошку уже выращивали! Никон в 1666 г. клеймил тех, кто курит табак, лузгает семечки и употребляет в пищу «богопротивный картовь». Менялась и мода. Мужчины, в отличие от начала XVII в., начали подстригать бороды и усы. Исчезли длинные декоративные рукава, кафтаны стали короче. Из женских нарядов исчезли оплечья и ожерелья (накладные воротники), платки-убрусы, теперь костюмы оставляли открытыми шею и верхнюю часть груди.
Продолжала развиваться система образования. Действовали школы при Чудовом, Андреевском и Заиконоспасском монастырях (в Заиконоспасской ученикам полагалась стипендия — 10 рублей в год!). Открывались и новые центры просвещения — в 1667 г. «Гимнасион» при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе, в 1668 г. — училище при церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе, потом школа при Московском печатном дворе. При многих монастырях функционировали «работные школы», обучающие подростков тому или иному ремеслу. И небезынтересным представляется гнев протопопа Аввакума, обрушенный на девку Евдокию, за то, что она «высокие науки ищет»: «На что тебе, вороне, высокие хоромы? Грамматику и риторику Васильев и Златоустов и Афанасьев разумом обдержал. К тому же и диалектику, и философию, что потребно — то в церковь взяли, а что непотребно — под гору лопатой сбросили. А ты кто, чадь немочная? И себе имени не знаешь, нежели богословия себе составляит. Ай, девка! Нет полно меня при тебе близко, я бы тебе ощипал волосье за грамматику ту». Оставляю без комментариев позицию самого Аввакума, но выходит, что и для девки из простонародья изучать гуманитарные науки было возможно!
Заимствовался полезный опыт иноземцев в военной и технической области. Но Алексей Михайлович осуществлял реформы не «революционно», а «эволюционно», без ломки старого, без разрыва с традициями. И строго придерживался национальной политики. Иноземцев держал в узде и хищничать в ущерб России и ее гражданам не позволял. Так, в 1662 г., когда вышел срок лицензий, данных Марселису и Виниусу, половина построенных ими металлургических заводов была «отписана на государя». Получили прибыль — и будьте этим довольны. А для дальнейших прибылей оставили вам другую половину — и тоже будьте довольны.
Царь был примерным семьянином, любил жену, детей, сестер, писал им с войны обстоятельные и теплые письма. Мария Милославская родила ему 13 детей. Впрочем, тут надо сделать отступление, касающееся русских женщин вообще. С легкой руки ряда иностранных путешественников и последующих историков с какой-то стати внедрилось представление, будто бабы на Руси были бесправными и забитыми, полностью зависевшими от мужа, пребывали в «заточении» в своих теремах, не смея выйти на люди и занимаясь только шитьем и прядением. Представление это совершенно нелепое. 90 % населения составляли крестьяне — ну и подумайте сами, могли ли крестьянки сидеть взаперти? А в поле работать кто будет, за скотиной ходить? Что касается горожанок, то те же иноземцы описывают множество женщин на улицах и площадях, на праздничных мероприятиях, на базарах. Кстати, Коллинз упоминает, что Милославские жили очень бедно, и будущая царица в юности собирала грибы и продавала их на рынке. В семьях дворян и детей боярских мужчины подолгу отсутствовали, находясь на службе, а хозяйство в их поместьях вели жены или матери. И за себя постоять умели. А бывало и так, что не жена от мужа, а он от нее страдал. Скажем, в 1670 г. дворянин Никифор Скорятин даже к царю обратился с жалобой на свою супругу Пелагею, которая его била и за бороду драла. Но в данном случае власть ему ничем помочь не смогла, и Скорятин подал вторую челобитную с просьбой защитить его от женушки или дать разрешение на развод. И опять Алексей Михайлович не счел для себя возможным вмешиваться в их семейные отношения.
Правда, в домах знати существовала отдельная женская половина, которую называли теремом. Но «заточение» выражалось только в том, что было не принято устраивать совместных пиров и балов с участием мужчин и женщин. Хозяин в виде особой чести мог представить гостям супругу — она выйдет, по рюмочке им поднесет, сама пригубит и удалится. Так ведь и к ней свои подружки, свои гости ходили. Можно вспомнить и боярыню Морозову, которая после смерти мужа руководила огромным хозяйством, вела активную работу с раскольниками. Какое уж тут женское закрепощение? Наконец, представительницы знати и сами находились на службе, каждый день ездили во дворец. У царицы был свой двор из боярынь и дворянок. Мамками и няньками у малолетних царевичей и царевен тоже были аристократки. Да, государыне не полагалось показываться на народе, она выезжала в закрытом возке, а за теми или иными торжествами наблюдала из особых помещений, оставаясь невидимой снаружи. Но и сам по себе царский терем был местом многолюдным и от внешнего мира отнюдь не обособленным. Мария Милославская нередко и без мужа выезжала со своим двором в паломничества, занималась благотворительностью, ведала «царицыными» мануфактурами.
Кроме того, при «женской половине» жили или посещали ее русские и иностранные доктора, учителя, гувернеры. Государь старался дать детям хорошее образование. Наставником для них он выбрал известного поэта, публициста и проповедника Симеона Полоцкого (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситниакович). Он в свое время окончил Виленскую иезуитскую коллегию, но твердо остался в православии, преподавал в школе Полоцкого братства, а в 1660 г. приехал в Москву. Читал свои стихи перед царской семьей, предложил литературную службу и был назначен преподавателем в школу при Заиконоспасском монастыре. К царским детям приглашались и другие учителя. И наследник престола Алексей Алексеевич, сохраняя уважение к национальным традициям, был крайне увлечен науками. По воспоминаниям современников, его покои были увешаны иконами, но одновременно завалены физическими приборами, моделями, книгами, картами, глобусами. Он владел несколькими языками, читал классиков, книги по философии, математике, географии, русские летописи.
Царь и сам обладал хорошим слогом, пробовал писать воспоминания о войне (к сожалению, не написал). В качестве развлечения создал трактат о соколиной охоте. Собственноручно составлял и редактировал указы, писал письма. И по дошедшей до нас переписке видно, что его интересовало буквально все — и политика, и военные вопросы, и садоводство, и правила церковного пения, и охота, и театр, и пожарная охрана, и буйство пьяного монаха. И он сам пишет этому монаху, учинившему драку со стрельцами, чтобы пристыдить его! Алексей Михайлович был человеком искренним. Не стеснялся, допустим, признаться в письме, что когда ему одному пришлось ночью сидеть у гроба патриарха Иосифа, ему было страшно. По натуре был вспыльчивым. Мог под горячую руку и ударить провинившегося. Но быстро отходил, умел прощать и мириться с людьми. И вообще конфликтов не любил. Иногда даже держал на руководящих должностях неспособных людей — но терпел их, не желая связываться с дрязгами. Просто старался дать таким деятелям посты, где они не могли бы напортачить, или выделял им хороших помощников.
Алексея Михайловича трогало всякое чужое несчастье, и он утешал подданных в их горестях. Когда Никита Одоевский потерял сына, писал ему: «И тебе бы, боярину нашему, через меру не скорбеть, и нельзя, чтоб не скорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не гневить… Князь Никита Иванович! Не горюй и уповай на Бога и на нас будь надежен!» А когда сын Ордина-Нащокина совершил вдруг измену, бежал за границу, и боярин из-за этого подал в отставку, царь ее не принял. Писал: «И что удивительного в том, что надурил твой сын? От малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть мир Божий и Его дела; как птица полетает туда-сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к вам воротится». И действительно, вернулся. И царь его простил. Коллинз делал вывод: «Его царское величество — приятный человек».
Иноземцев чрезвычайно удивляло патриархально-отеческое отношение Алексея Михайловича к народу, и Коллинз отмечал: «Он мог сурово карать, но вместе с тем очень дорожил любовью своих подданных». И я даже берусь утверждать, что при Алексее Михайловиче Россия была страной наивысшей социальной защищенности в тогдашней Европе, а то и в мире! Он старался вникать в нужды людей, сам читал поданные ему челобитные, назначал разбирательства, выносил решения, через приказ Тайных дел контролировал их выполнение. И судил не по общественному или материальному положению сторон, а «по правде» — по закону и справедливости. Пожаловались, скажем, крестьяне (и не черносошные, а крепостные!) что помещик, князь Оболенский, заставляет их работать сверхурочно, по воскресеньям и праздникам, да еще и говорит им «скверные слова». Царь велел посадить его в тюрьму, а поместье отобрать. Пожаловались псковичи, что на выборах в земское самоуправление туда подобрались богатые и мухлюют с налогами, перекладывая их на «бедных людишек» — царь назначил перевыборы.
В спорных ситуациях он обычно шел навстречу пожеланиям «мира». Например, обратились к нему посадские, попросили выборного целовальника вместо назначенного — пожалуйста, государь разрешил. Или обратились, что из Москвы прислали нового подьячего, а прежний был лучше — государь распорядился оставить прежнего. А когда Ордин-Нащокин, пользуясь властью канцлера, вздумал возобновить во Пскове эксперимент с вольной продажей вина, Алексей Михайлович вынес этот вопрос на суд самих псковичей — как они решат, так и будет. И любопытно, что за реформу высказались только крестьяне, а духовенство, дворянство, купцы и посадские постановили, что «питейным дворам быть никак нельзя», так как из-за этого «людям быть в лишних скудостях и бесчестьях за пьянственным невоздержанием».
Со злоупотреблениями государь вел непримиримую борьбу не только карательными, а и профилактическими мерами. Скажем, издал указ, запрещавший воеводам судить тех лиц, которые подавали на них жалобы. Этих людей должны были судить воеводы соседних городов. Другим указом запрещалось назначать в города таких воевод, чьи поместья и вотчины входят в данный уезд. Когда требовалось поддержать законность и справедливость, Алексей Михайлович мог быть и очень крутым. И целый ряд подобных примеров приводит в своих записках секретарь датского посольства А. Роде — как ни парадоксально, приводит их в качестве иллюстраций русской «тирании». Ведь в Европе под «свободами» понимались только привилегии верхушки общества. А царь, получалось, ущемлял «свободы» верхушки!
Так, состоявший на русской службе майор фон Зален, возвращаясь пьяным из гостей, захотел купить на базаре яиц. Они ему показались несвежими, и он швырнул их в лицо продавцу-крестьянину. Русские, видевшие это, набросились на хулигана и избили. Подоспел наряд стрельцов. Разобрались, кто виноват, и отвели фон Залена в кутузку, где он и сидел до следующего дня, пока протрезвится. Царь, узнав о случившемся, взысканий на майора не наложил — счел, что он свое получил. Но вызвал его начальника, князя Юрия Ромодановского, и учинил выговор за то, что тот распустил офицеров. А когда князь попытался возражать, еще и оттаскал за бороду. Ромодановский выяснил, где напивались его подчиненные, и запретил им ходить к датскому послу (обидели офицеров!)
Другой случай был с генералом-шотландцем Доумондом. Он решил отомстить немецкому купцу Колю, выразившемуся о шотландцах «непочтительно». Пригласил домой, там полковник Джонстон наставил на купца пистолет, чтоб не рыпался, а Доумонд приказал слугам разрезать у него на спине одежду, заткнуть рот и бить батогами. Лупили, пока не зашли какие-то торговцы и не выручили Коля. К удивлению офицеров (подумаешь — дворяне проучили купчишку!) русский суд приговорил их просить прощения у пострадавшего и выплатить ему 60 червонцев «за поругание». Мало того, их еще и предупредили, что они легко отделались из-за военного времени и нехватки командных кадров — а иначе за такое преступление могли бы лишиться правой руки и ушей. А полковник Мейн, поссорившись с законоучителем из Немецкой слободы, подал на него донос об измене. В истине быстро разобрались, полковника вызвали в Иноземный приказ, и боярин Милославский сделал ему строгое предупреждение. Объяснил, что по русским законам за ложный донос предусматривается наказание, равнозначное тому, какое следовало бы по сути доноса. И что только на первый раз Мейна прощают и не дают делу ход.
Еще один скандал произошел с генеральшей-англичанкой, как пишет Роде, «весьма распутной дамой». Когда муж был в походе, она возненавидела свою смазливую служанку, приревновав к любовнику. И учинила над ней зверскую расправу (какую именно, не уточняется). Генеральшу арестовали, отвели в Иноземный приказ к Милославскому. Чувствовала она себя уверенно — велика ли беда, жена генерала изувечила какую-то там холопку! И к тому же Илья Милославский, глава приказа и царский тесть, еще и приходился англичанке крестным отцом. Поэтому ни малейшего раскаяния она не выказала и даже посетовала, что не добила свою жертву совсем. Однако в России такое с рук сойти не могло. Милославский посадил ее в монастырь и доложил царю. А Алексей Михайлович вынес приговор — «принимая во внимание, что пострадавшая женщина осталась в живых», генеральше «всего лишь» отрубить правую руку, отрезать нос и сослать в Сибирь. Привели ли приговор в исполнение или позже удалось добиться его смягчения, мы не знаем — датчане, описавшие эту историю, уехали домой.
Но и на обратном пути, в районе Нахабино, с ними произошел весьма любопытный эпизод. Они сочли, что их везут медленно, стали понукать ямщиков, подгонять их тычками и пинками. И ямщики «были очень удивлены» подобным обращением. Остановились, выпрягли лошадей и заявили, что возвращаются в Москву жаловаться царю. В результате самому послу пришлось просить извинения у простых русских мужиков и задабривать их деньгами и водкой.
Ну а наглядной иллюстрацией того, к чему приводила царская забота о подданных, служит история возникновения в Москве Мещанской слободы. Термина «мещане» в нашей стране еще не было, так называли горожан в Речи Посполитой. И во время войны в Россию были депортированы белорусские мещане. Подчеркну — не из тех городов, которые добровольно отдались «под государеву руку», а из тех, что отбивались и оборонялись. После заключения Андрусовского мира им разрешили вернуться. Но белорусы предпочли остаться. Это несмотря ни на какое «магдебургское право» и «вольности» родных городов. Просто они побыли в России и поняли, что тут живется лучше, увереннее, сытнее и спокойнее. Видать, все же не зря родилась в народе пословица: «Царь — батюшка, а земля — матушка».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Грумант батюшка
Грумант батюшка
Конечно, у поморов, которые хаживали на Грумант, были и свои особые традиции, обряды, приметы, песни, предания. Разве можно без них обойтись в студеные ночи полярной зимы, на далеких от родного дома островах?Наверное, одним из самых известных грумантских
4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан
4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан
На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царём Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное
2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор
2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор
Прежде чем перейти к отражениям царя Ивана IV Грозного в Библии, сделаем отступление от библейской темы и напомним о повторе, обнаруженном нами в русской истории. Оказывается, романовская история царя
4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН
4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН
На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царем Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное
Амур-батюшка
Амур-батюшка
Путь на Амур был обследован экспедицией Василия Пояркова (1643—1646). На острове Сучу имелись обширные деревни из огромных и тесно сплоченных, как пчелиные соты, землянок. Отдельные землянки достигали гигантских размеров и имели вид воронок глубиной до 4 м при
«Батюшка-благодетель»
«Батюшка-благодетель»
Мужики разгромили Малое Пирогово, где жил князь Оболенский*, и он с женой и детьми приехал в Ясную Поляну. Сестра Таня уступила ему низ своего дома-флигеля, а сама переехала наверх. В большом доме жили две старушки: мам? и тетенька Татьяна Андреевна.
Богатый Амур-батюшка
Богатый Амур-батюшка
Далеко к востоку от Байкала, в долине Амура, в нынешнем Приморском крае, жизнь древних людей шла своим путем. Своеобразие, прежде всего, определялось природной средой, совершенно непохожей на ту, в которой жили люди конца ледниковой эпохи между Уралом
Народ и царь-батюшка
Народ и царь-батюшка
После того, как в XIII–XVI вв. русские земли объединились вокруг Великого княжества Московского, а в 1547 г. князь Иван Грозный принял титул царя (от латинского «цезарь»), культ святых князей-страстотепцев постепенно трансформировался в миф о царе —
Богатый Амур-батюшка
Богатый Амур-батюшка
Далеко к востоку от Байкала, в долине Амура, в нынешнем Приморском крае, жизнь древних людей шла своим путем. Своеобразие, прежде всего, определялось природной средой, совершенно непохожей на ту, в которой жили люди конца ледниковой эпохи между Уралом
Зачем соврал батюшка?
Зачем соврал батюшка?
«В семье не без урода», — гласит народная мудрость. Наверное, каждому из нас приходилось убеждаться в истинности этого утверждения. Увы, «работает» оно в том числе и в православной церкви. Тут нет ничего удивительного. Известно ведь, что даже среди
Благослови, батюшка Сергий!
Благослови, батюшка Сергий!
Преподобный Сергий Радонежский по праву занимает среди русских святых особое место. Но почему, по какой причине? Ответ на этот вопрос можно найти далеко не всегда. Конечно, любой верующий знает, что он был великим подвижником, получил от Бога
5. «Царь-батюшка» и баррикады
5. «Царь-батюшка» и баррикады
Бросая общий взгляд на события кровавого воскресенья, всего более поражаешься этим сочетанием наивной патриархальной веры в царя и ожесточенной уличной борьбы с оружием в руках против царской власти. Первый день русской революции с
Глава пятая «Прости, Париж-батюшка!..»
Глава пятая
«Прости, Париж-батюшка!..»
Все языки обладают большими или меньшими недостатками: это неровная поверхность, из которой рука искусного художника умеет извлечь пользу.
Франсуа Вольтер
Слово не есть наша произвольная выдумка: всякое слово, получившее место в
Батюшка
Батюшка
Языческие обряды, верования древних славян много в чем были позаимствованы христианством, ибо крепко прижились в народе. Так, хозяин дома, отец семьи, был и остался исполнителем всех праздничных ритуалов. Отец в обряде рождественской кутьи выступает в роли жреца.