23.01.2021
Михаил Михайлович Курилко-Рюмин (8 февраля 1923, Петроград — 16 марта 2012, Москва) — советский и российский театральный художник, сценограф, живописец, педагог, профессор. Академик Российской академии художеств (1995; член-корреспондент с 1988), народный художник России (1993).
Биография
Родился 8 февраля 1923 года в Петрограде.
Участник Великой Отечественной войны. В результате фронтового ранения лишился руки и был демобилизован. До конца войны работал художником Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе. Учился у трудившихся там в период эвакуации крупных театральных художников из Большого Театра (Т. Дьякова) и МХАТа (В. Селиванов, Т. Серебрякова и И. Элияссон). Первые самостоятельные постановки в качестве театрального художника — опера «Чио-Чио-Сан» и комедия «Ревизор».
В 1945 году поступил во ВГИК, где его педагогами были Ф. Богородский, Ю. Пименов, Г. Щегаль, Б. Дубровский-Эшке.
Первой его работой в Москве стал спектакль «Горе от ума» А. С. Грибоедова, поставленный М. О. Кнебель в 1952 году на сцене Центрального детского театра.
Почти за полвека работы в театре М. Курилко-Рюмин оформил более двухсот спектаклей в театрах Алма-Аты, Астрахани, Будапешта, Днепропетровска, Владикавказ, Донецка, Каунаса, Минска, Москвы, Праги, Саратова, Свердловска, Омска, Уфы, Фрунзе. Среди его киноработ — знаменит фильм «Шумный день», снятый в 1960 году режиссёром А. Эфросом по пьесе В. Розова.
С 1951 по 1962 год Курилко-Рюмин преподавал во ВГИКе, а в 1962 году стал профессором Московского художественного института имени В. И. Сурикова.
Жил в Москве в доме у Покровских ворот.
Скончался 16 марта 2012 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Награды и звания
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — 1998 год;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — 2008 год;
- Народный художник России (1993);
- Заслуженный художник РСФСР
- Заслуженный художник Республики Северная Осетия — Алания (1996)
- Золотая медаль Российской академии художеств 1995 г. — за эскизы к опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского;
- Орден «Серебряного орла» — 2008 г.;
- Благодарность Президента Российской Федерации (2003) — за большие заслуги в развитии отечественного изобразительного искусства
Учёные звания
- Действительный член Российской академии художеств (1995; член-корреспондент 1988);
- Действительный член Российской академии гуманитарных наук (1995);
- Действительный член Академии художеств Киргизии (1998);
- Главный учёный секретарь президиума Российской академии художеств с 1997 года;
- Академик-секретарь отделения театрально- и кинодекорационного искусства Российской академии художеств с 1998 года;
- Профессор (1989).
Основные работы
Сценография спектаклей
- в Днепропетровском театре оперы:
- «Овод» А. Спадавеккиа (1987)
- «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1990)
- в театре драмы в Уфе:
- «Бедность не порок» А. Островского (1973)
- «Не было ни гроша» (1986)
- в театре им. М. Н. Ермоловой:
- «Пушкин» А. Глобы (1954)
- «Суббота, воскресенье, понедельник» (1962)
- «Горное гнездо» по Д. Мамину-Сибиряку (1977)
- во МХАТе:
- «Возмездие» (1965),
- «Безымянная звезда» (1957)
- «Горе от ума» А. Грибоедова в ЦТМ (1951, Москва)
- в театре им. Я. Купалы (Минск):
- «Дядя Ваня» А. Чехова (1996)
- в Музыкальном театре Омска:
- «Риголетто» Дж. Верди (1995)
- в Русском драматическом театре (Владикавказ):
- «Отелло» У. Шекспира (1996)
- «Вишневый сад» А. Чехова (1997)
Выставки
- «Театр». Посвящена 50-летию педагогической деятельности М. М. Курилко-Рюмина. 24 января 2012 — 04 февраля 2012
- «Сотворивший Чудо». Ретроспективная, посвящена 90-летию М. М. Курилко-Рюмина. 12-28 февраля 2013
Семья
- Отец — Курилко Михаил Иванович (1880—1969), выдающийся театральный художник,
- Мать — Рюмина Вера Николаевна (1889 — июль 1942?) из знаменитого рода Бестужевых-Рюминых.
М. М. Курилко-Рюмин чтил память своих родителей и предков и страстно защищал её даже от тех, кто заслуживал только пренебрежения.
- Супруга — Курилко-Рюмина Маргарита Пантелеймоновна (род. 1934),
- Сын — Курилко-Рюмин Михаил Михайлович (род. 1954),
- Дочь — Курилко-Рюмина Мария Михайловна (род. 1960).
Известные ученики
- Акмухаммедов Шамухаммед (Шаджан) (1937—2010) Народный художник Туркменистана, профессор, член группы «Семёрка»;
- Бекмурадов Батыр Бекмурадович, заслуженный художник Туркменистана;
- Амансахатов Бердикули (род.1950) — лауреат Госпремии СССР, заслуженный художник Республики Хакасии;
- Никонова, Виктория Павловна (1968—2008) — российская художница;
- Пугачёв, Владимир Николаевич (род. 1969) — российский художник, пейзажист;
- Полиенко, Иван Алексеевич (род. 1951) — советский и российский художник, живописец, заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ;
- Цагараев, Максим Максимович (род. 1951) — советский и российский живописец, педагог, доцент РГСАИ;
- Цыбикова, Алла Ойдоповна (1951—1998) —заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный художник Бурятии;
- Амансахатов Б. Г.
- Амансахедов В.Б
- Азиханов И.
- Арефьев В. А.
- Бенедиктов С. Б.
- Бортнова Н. П.
- Васина А. В.
- Данюкова Н. А.
- Дюков А. В.
- Елизаров В. Е.
- Елизаров Ф. В.
- Елизарова И. В.
- Кулаков В. А.
- Купалян А. В.
- Лаворько (Кузнецова) Л. С.
- Низамов Р. З.
- Очнев А. Е.
- Перотти С.
- Покладова (Покладова-Архангельская) И. А.
- Полиенко И. А.
- Пугачев В. Н.
- Решетникова Л. Ф.
- Сукоян В. Н.
- Терентьева Т.
- Тимергалеев А.
- Токарев С. Е.
- Устинов Ю. С.
- Фомичева Д. В.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 мая 2020; проверки требуют 5 правок.
Государственная премия имени Коста Хетагурова (Премия имени Коста Хетагурова, Премия имени Коста Хетагурова (Северная Осетия), официальные названия — Государственная премия Северо-Осетинской АССР им. К. Л. Хетагурова (1964—1991), Государственная премия Республики Северная Осетия-Алания имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства (с 2003)) — высшая награда республики Северная Осетия в области литературы и искусства.
Государственная премия Республики Северная Осетия-Алания имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства | |
---|---|
| |
Страна |
|
Тип | почётное звание |
Основания награждения | за создание произведений литературы и искусства, получивших общественное признание и являющихся выдающимся творческим вкладом в культуру Осетии |
Дата учреждения | 6.10.1964 |
Первое награждение | 25.10.1967 |
Последнее награждение | присваивается |
Количество награждений | 137 |
О премииПравить
В Северной Осетии-Алании присуждается Государственная премия Республики Северная Осетия-Алания имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства[1]. В соответствии с действующим положением[2], Госпремия Республики Северная Осетия-Алания им. К. Хетагурова присуждается за создание произведений литературы и искусства, получивших общественное признание и являющихся выдающимся творческим вкладом в культуру Осетии. Один раз в три года присуждаются две премии: одна в области литературы и одна в области искусства.
Не допускается выдвижение авторов на соискание премии посмертно, за исключением случая, когда смерть автора наступила после его выдвижения на соискание Государственной премии имени Коста Хетагурова.
Лицу, удостоенному Государственной премии Республики Северная Осетия-Алания имени Коста Хетагурова, присваивается почетное звание «Лауреат Государственной премии имени Коста Хетагурова в области литературы (искусства)», вручается денежное вознаграждение, диплом и нагрудный знак.
Государственная премия имени Коста Хетагурова вручается Главой Республики Северная Осетия-Алания в торжественной обстановке в день рождения Коста Хетагурова (15 октября).
Из истории премииПравить
В Северной Осетии премия им. Коста Хетагурова была учреждена в 1964 году. Присваивается с 1967 года. До 1991 года награждали, как правило, по двое лауреатов.
Первыми лауреатами премии в 1965 году стали Николай Тихонов и Владимир Тхапсаев[3].
ЛауреатыПравить
- 1964
- Абаев, Василий Иванович
- Мамсуров, Дабе Хабиевич
- 1965
- Тихонов, Николай Семенович
- Тхапсаев, Владимир Васильевич
- 1966
- Марзоев Сергей Тимофеевич
- Плиев Христофор Сосланович
- 1967
- Кайтуков Георгий Харитонович
- Бритаева Зарифа Елбыздыкоевна, Кеворков Борис Георгиевич, Вершинин Вячеслав Григорьевич, Дубровина Ирина Львовна, Соколов-Беллонин Владимир Борисович, Дружнов Борис Михайлович, Келл Александр Александрович
- 1969
- Хаханов Дудар Соломонович
- 1970
- Калманов Батр Николаевич
- 1972
- Плиев Харитон Давидович
- 1973, 1974
- Цагараев Максим Николаевич
- Ядых Павел Арнольдович
- I975
- Труппа джигитов Осетии «Али-Бек» Союзгосцирка Министерства культуры СССР
- 1976, 1977
- Цирихов Михаил Тасолтанович
- Северо-Осетинский государственный ансамбль народного танца «Алан»
- 1978—1979
- Муртазов Борис Алхастович
- 1980—1981
- Джанаев Азамбек Васильевич
- 1982—1983
- Тотиев Борис Александрович, Ходов Николай Васильевич, Козырев Руслан Рамазанович
- 1986—1987
- Хетагуров Казбек Акимович
- 1988—1989
- Дюмезиль Жорж (Франция)
- Цаллагов Владимир Николаевич, Гаспарянц Рафаэль Сетракович, Немысский Михаил Александрович
- Галаев Борис Александрович
- 1990—1991
- Джикаев Шамиль Федорович
- Дзбоев Михаил Николаевич, Губаев Заур Хазбиевич
- Дзиваев Анатолий Гаврилович, Макоев Ацамаз Владимирович, Дзуцев Артур Узаирович, Сабанов Тамерлан Малиевич
- 1992—1993
- Комаева Римма Заурбековна
- Цихиев Маирбек Борисович, Ватаев Бимболат Заурбекович, Ходов Камал Хазбиевич
- Цориев Султан Татарканович, Гаврилов Георгий Сергеевич
- 1994—1995
- Плиев Григорий (Грис) Дзамболатович
- Хаев Владимир Касполатович, Дзиов Казбек Ахбердович
- 1998
- Алборов Феликс Шалвович
- Камерный хор Министерства культуры и искусства РСО-А
- Кусов Генрий Измаилович
- Магометов Ахурбек Алиханович
- Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств РФ
- 1999
- Республиканская газета «Рæстдзинад»
- Газданов Булат Гаппоевич
- Брискин Анатолий Аркадьевич
- 2000
- Дударова Вероника Борисовна
- Мецаев Казбек Кайсынович,
- Черчесов Борис Хаджумарович,
- Дзахова Зинаида Давидовна,
- Бекоева Роза Ясоновна,
- Галаов Анатолий Ильич
- 2001
- Дзасохов Музафер Созырикоевич
- Коллектив детского ансамбля национального танца «Маленький джигит» Республиканского Дворца творчества детей и юношества (руководитель Т. Д. Кокаев)
- Гамзатов Расул Гамзатович
- 2002—2003
- Хугаев Георгий Доментьевич
- Гудиев Герман Георгиевич
- Тамерьян Юлий Авдеевич, Поляков Николай Александрович, Серегина Наталья Владимировна, Елпатова Наталья Сергеевна, Уваров Владимир Иванович
- 2004—2005
- Эмилия Максимовна Цаллагова
- Цгоев Хазби Федорович
- 2007—2008
- Бзаров Руслан Сулейманович, Бзаров Альберт Измаилович, Кайтуков Аслан Дзибоевич
- Гергиев Валерий Абисалович
- Кибиров Тимур Юрьевич
- 2010—2011
- Кокаев Тотраз
- Абисалов Юрий
- Кузнецов Владимир Александрович
- Баскаева Эльза
-
- 2013—2014
- Агнаев Гастан
- Келехсаев Магрез
- Чибиров Людвиг, Канукова Залина, Цуциев Аслан
- 2016—2017
- Цомартов Изатбек
- Гулуев Вячеслав
- 2021[4]
- Кесаев Батраз — за поэтический сборник на осетинском языке «Уды дзангарджыта» (Колокола души)
- Сикоев Тимур, Караев Алик, Халиев Мераб (авторский коллектив) — за постановку конно-поэтической композиция «Праздник в горах», посвященная 160-летию Коста Хетагурова
См. такжеПравить
- Премия имени Коста Хетагурова (Южная Осетия)
ПримечанияПравить
ЛитератураПравить
- Глава Республики Северная Осетия-Алания. Указ от 28 мая 2018 года N 156. О Государственной премии Республики Северная Осетия-Алания имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства.. Консорциум Кодекс (28.05.2018).
- Лауреаты премии имени Коста Хетагурова / составители: Н. А. Дзатцеева, З. Х. Тедтоева. — Изд. 3-е, доп.. — Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2019. — 345 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-8336-1007-7.
СсылкиПравить
- ПРЕМИЯ ИМ. КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА
Автор На чтение 13 мин. Просмотров 5 Опубликовано
Ранние произведения (1892-1899) М. Горького овеяны романтическим настроением. Это «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Нельзя однозначно утверждать, что ранние рассказы автора создаются только в рамках романтизма: Горький в это же время создает и реалистические произведения – «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и др. Романтизм М. Горького – это прежде всего атмосфера – ночь, старинные предания и легенды, невероятные любовные истории и колоритные персонажи. Основными понятиями романтических произведений автора становятся «свобода», «независимость», «борьба», что отвечало революционному духу времени: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Гёте).
Романтич
еские рассказы рождаются из желания противопоставить усталой, размеренной, однообразной реальности с ее духовной нищетой и деградацией взлеты человеческой фантазии, подвига, стремления «к свободе, к свету», жажду реализации в мире, страсть признания. Горьковские герои стоят над бытом и обыденностью жизни. Они не довольствуются «средним», они стремятся к высокому, вечному.
Центром рассказа «Макар Чудра» становится столкновение двух сильных и независимых характеров – Радды и Лойко Зобара. Оба жаждут любви, но это иная любовь – любовь-страсть, любовь-огонь, любовь-красота и любовь-свобода, любовь-независимость одновременно. Жажда свободы доходит у героев до крайности: за неподвластность кому-то герои способны заплатить собственной жизнью. Свободолюбие и красота героев поэтизируются автором, возводятся до идеала. Трагическую легенду о Радде и Лойко рассказывает Макар Чудра, который противопоставляет их современному человеку: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».
От конфликта между героями М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» переходит к конфликту «герой-общество». Этот конфликт более глубокий, психологически и социально заостренный. Из многочисленных легенд и историй, рассказанных Старухой, рождаются образы Ларры – сына женщины и орла, Данко – «лучшего из всех» и др. Ларра за свой эгоизм и желание властвовать над людьми был наказан свободой и невозможностью закончить жизнь ранее, чем это предначертано: «Вот как был поражен человек за гордость!». Данко ценой жизни пытался привести своих соплеменников к свободе и свету: «Оно пылало так ярко. Как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Но жертва Данко была незамечена: из-за усталости люди отказались продолжать свой путь. История же самой Изергиль, служащая связующим звеном между двумя легендами, полна самоотверженности и подвига, чем автор и подчеркивает наличие героического в человеке.
Примечательно, что в своих рассказах Горький выводит частное на уровень глобального. Так, в «Макаре Чудра» гордые фигуры Радды и Лойко обратились в облака, где второе пытается, но никак не может настигнуть первое. В «Старухе Изергиль» искры сердца Данко превратились в «голубые искры степи, что появляются перед грозой».
«Песня о Соколе» рисует столкновение двух правд – правды Сокола, «счастье битвы», и правды Ужа: «Летай или ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Несмотря на размеренность и продуманность позиции Ужа, автор на стороне «борющегося» Сокола: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни».
Вопреки использованию горьковских произведений в революционной пропаганде, их смысл более глубок: эти рассказы – это философское размышление автора о природе человеческого в человеке.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
М. Горький «На дне»: проблемы гуманизмаТема родины в поэзии С. Есенина
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
Автор: · 18.07.2017
Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.
Романтизм ранних рассказов Горького
К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.
Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.
Основные черты
Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.
Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.
Что такое революционный романтизм?
Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.
Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.
Старуха Изергиль
В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.
Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.
Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.
Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.
Макар Чудра
В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.
Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.
Челкаш
Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.
Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.
Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.
Особенности романтизма Горького
Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.
Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.
Автор: Сергей Безруков
Автор: · 04.02.2019
(416 слов) Максим Горький известен читателям, прежде всего, как писатель-реалист. Герои его поздних рассказов и повестей — обычные люди, живущие в современной им России. Однако творческий путь литератора начался в 1890-е годы, и в этот период своего творчества Горький был уверен, что «настало время нужды в героическом», и поэтому его ранние работы относятся к романтическому направлению литературы.
Герои произведений этого периода – исключительные личности, которые оказались в нетипичных обстоятельствах; они смелые, решительные, готовы на самопожертвование ради других людей. Романтические персонажи – максималисты, их жизнь часто посвящена одному: любви или ненависти, служению людям или потаканию своим желаниям. Как правило, у каждого героя есть свой идеальный романтический мир, о котором он мечтает, но грёзы персонажа сталкиваются с реальностью, далёкой от его представлений. В романтизме Горького важную роль в повествовании играют пейзажи: они отражают душевное состояние героев.
Наиболее ярким романтическим произведением Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Здесь в большей мере «исключительными» являются образы Ларры и Данко. Первый из них, сын человека и орла, горделивый и не уважающий других людей, обречён на вечное одиночество из-за убийства девушки. Он становится тенью, этим Горький показывает, что жизнь ради свободы, но в одиночестве, лишена смысла, автор делает Ларру «антиидеалом» романтизма.
Данко же другой, у него горячее сердце, которое он в буквальном смысле вырывает из груди, освещая им тёмную дорогу из чащи леса. Он — мужественный человек, совершивший героический поступок. В основе его взаимоотношений с обществом лежит конфликт: его соплеменники потеряли веру в то, что он сумеет вывести их из леса. Но в юноше было столько духовной силы и желания помочь согражданам, что он без раздумий пожертвовал своей жизнью. Данко — романтический герой, который готов пойти на подвиги, но поступки которого не оценены по достоинству: это выделяет его среди толпы и противопоставляет остальным людям.
В другом рассказе Горького, который называется «Макар Чудра», главные герои сильно романтизированы. Лойко и Радда были молоды и горды, каждый хотел остаться свободным, но между ними проскочила искра любви. Цыганка сказала, что выйдет замуж за юношу, только если он при всех поклонится ей в ноги и поцелует руку; не было хуже унижения для цыгана, чем это. Но Лойко согласился. Когда пришло время, он молниеносно воткнул нож в сердце девушки, а потом и сам скончался от удара отца Радды. Так и умерли два свободолюбивых человека, которые пожертвовали любовью и жизнью только потому, что не хотели быть зависимы друг от друга.
В ранних произведениях Максима Горького явно присутствуют отличительные особенности романтического направления, автор показывает сильных духом героев, которые не поступаются своими принципами. Для них очень важно воплотить идеал в действительности, и ради этого они готовы пожертвовать своей жизнью.
Многомудрый Литрекон выявил романтические черты и признаки в рассказах Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра». Но если Вам не понравилось его сочинение-рассуждение, напишите, почему?
Автор: Юлия Калугина
Используемые источники:
- https://blog.tutoronline.ru/m-gorkij-svoeobrazie-romanticheskih-proizvedenij
- https://literaguru.ru/romantizm-v-tvorchestve-gorkogo/
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/romantizm-v-tvorchestve-maksima-gorkogo/
Автор На чтение 13 мин. Просмотров 4 Опубликовано
Тема любви в пьесе Горького «На дне»
- Горький М.
«На дне» – одно из значимых произведений в творчестве писателя М.Горького. Социально-философская пьеса поднимает ряд «вечных» проблем общества, среди которых есть и проблема любви. У Горького любовный конфликт – это одна из граней конфликта социального. Любовную тему пьесы «На дне» раскрывает треугольник между Василисой Костылевой, Васькой Пеплом и Натальей – сестрой Василисы.
Василиса – жена Костылева, являющегося хозяином ночлежки. Она намного моложе своего мужа: Костылеву уже 54 года, тогда как Василисе всего 26 лет. Отношения супругов складывается трагично. Девушка была вынуждена выйти замуж за Костылева по расчету. Мужчина это понимал и без конца попрекал жену нищетой («Нищая… свинья…»). По стороны Костылева не наблюдается искренних чувств по отношению к своей супруге. По своей натуре это очень жадный человек, лицемерный и подлый, поэтому на любовь он не способен. «Васка… поганая!» – вот так он называет свою жену. Естественно, ни о какой любви и уважении при таком обращении говорить не приходится. Жизнь с Костылевым для Василисы превратилась в ад. Отдушину она нашла в Ваське Пепле – с ним она изменяет мужу.
Но сама Василиса тоже не святая. Далеко не все сочувствуют ее судьбе из-за «дьявольского характера». Женщина ведет за Ваську Пепла борьбу довольно сомнительными методами: она ревнует Пепла к своей сестре, Наташе. Эта девушка бесправна, она во всем зависит от Василисы. Обитатели ночлежки говорят, что Наташа «славная девка», то есть относятся к ней положительно. Она «строгая… хорошая, надежный человек…». Василису же окружающие называют не иначе, как «гадюка ядовитая». Пепел испытывает искренние чувства к Наташе, ведь у нее действительно немало достоинств. Василисе он с упреком говорит: «… души в тебе нет, баба… в женщине – душа должна быть…». Пепел искренен по отношению к Костылевой. Он честно признается ей, что жил с ней развлечения ради, чувств он к ней не испытывал никогда. Васька любит Наташу, и ради нее он уходит от Костылевой. Василиса не может перенести того, что Пепел предпочел ей её же сестру, поэтому она решает отомстить. Охваченная порывом злобы, женщина начинает мучить и избивать родную сестру, опрокидывает на неё таз с кипятком. Наташа находится в непростом положении, и в этой ситуации она готова идти за Пеплом, но наученная горьким опытом, не доверяет ему до конца. Любовь Наташи дает Ваське надежду на новую жизнь, однако не всё так просто.
Василиса корыстна и коварна. Отношения с Пеплом для нее – это шанс на то, что любовник поможет избавиться от постылого мужа, ведь после этого только она будет управлять ночлежкой. И здесь возникает вопрос, действительно ли Василиса любит Пепла? Скорее всего, ответ будет отрицательным. Может ли любящий человек толкать возлюбленного на преступление? Толкала бы она его на воровство, чтобы скупать краденое, если бы действительно любила? Василиса до конца надеялась, что у нее получится уговорить Пепла вступить в сговор. Она даже дает согласие на его брак с Наташей и обещает денежное вознаграждение. Но Пепел смог распознать натуру Костылевой. «Ей денег надо… и воли надо… а воля ей — чтобы развратничать», – говорит он. Он мог бы полюбить Костылеву и даже пошел бы на все ради того, чтобы сделать ее счастливой. Однако страсть Василисы к достатку оттолкнула Ваську, за это женщина и возненавидела его.
Василиса загоняет Пепла в тупик: он заступился за Наташу, которую избивали Костылевы. В драке Васька убил хозяина ночлежки, а это было как раз то, чего хотела Василиса. «Васька убил. Я – видела!» – кричит она и ядовито приговаривает: «Что, Вася, мил друг? От судьбы не уйдешь…» Эту женщину настигло абсолютное нравственное оскудение, поэтому в ней больше нет ничего человеческого.
Настя – еще один персонаж, о котором нельзя не вспомнить, говоря о теме любви в пьесе М.Горького «На дне». Девушка выдумала историю любви, над которой насмехаются и Бубнов, и Барон. После чтения любовных романов Настя начала мечтать о Рауле и возвышенной любви вымышленного пылкого поклонника. Эти мечты остались единственным светлым моментом в жизни проститутки. Несмотря на то, что Настя торгует собой, в ней еще сохранились стремления к чистоте, добру, теплу и сочувствию. За придуманной любовью скрыта большая потребность в этом чувстве. Настя продолжает надеяться, что истинная любовь поможет изменить ее судьбу и позволит подняться со дна жизни.
В пьесе «На дне» М. Горький наглядно изобразил, насколько велика сила бесчеловечных условий жизни. Они способны изуродовать возвышенные чувства, разрушить личность, стать причиной деградации человеческого «я». У М. Горького социальное и духовно-нравственное неразрывно взаимосвязаны.
- Главная
- Учащимся
- Сочинение на тему
- Горький М.
- Тема любви в пьесе Горького «На дне»
Пьеса «На дне» — одно из вершинных произведений Горького. Это социально-философская пьеса, но ее конфликт связан с целым рядом проблем, в том числе и с проблемой любви. Любовный конфликт у Горького выступает как грань конфликта социального. Тема любви в пьесе сопряжена прежде всего с любовным треугольником, который образуют Василиса Костылева, ее сестра Наталья и вор Васька Пепел.
Костылев, пятидесяти четырех летний содержатель ночлежки, имеет двадцатишести летнюю жену Василису. Отношения его с Василисой драматичны. Не по любви вышла Василиса за Костылева, а по расчету, и он ее без конца попрекает нищетой («Нищая… свинья…»). Едва ли сам Костылев искренне любит супругу. Этот стяжатель, жадина, лицемер не способен на светлые, чистые чувства. «Васка… поганая!» — говорит он в адрес жены. Жизнь с таким человеком — для Василисы ад. Она изменяет ему с Васькой Пеплом. Василиса — злая, жестокая женщина, у нее «дьявольский характер» и она ведет за Пепла борьбу. Методы Василисиной борьбы весьма сомнительны. Костылева ревнует Ваську к Наташе, своей сестре, бесправной, во всем от нее зависящей девушке. Обитатели ночлежки отзываются о Наташе положительно, а вот Василису не жалуют. Наташа «славная девка», «строгая… хорошая., надежный человек…», а Костылева «гадюка ядовитая». Наташа полна достоинств, и потому Пепел неравнодушен к ней. Василису же он справедливо упрекает: «.. души в тебе нет, баба… в женщине — душа должна быть…». Васька искренен с Костылевой. Напрямую он говорит ей, что никогда не лежало у него к ней сердце, что он жил с ней просто так, ради развлечения. Ради Наташи Васька оставляет Василису. Его любви к своей сестре не может вынести Василиса. Она очень мстительная, и, охваченная этим чувством, не перестает мучить и зверски бить Наташу. Наташа, находясь в таких невыносимых условиях, готова идти за Пеплом хоть на край света. Отношения с Наташей обогащают Пепла, дают ему надежду на новую, совсем иную жизнь.
Василиса — корыстолюбивый человек. В связи с Пеплом она видит возможность не только реализации себя как женщины. Она надеялась, что любовник поможет ей избавиться от мужа, после чего она станет единовластной хозяйкой ночлежки. Возникает вопрос, любит ли Василиса Пепла по-настоящему? Думается, что нет. Разве стала бы она тогда толкать его на преступление, обрекая тем самым себя на разлуку с возлюбленным? Стала бы толкать его на воровство и потом скупать у него краденое? В последний миг Василиса надеется еще уговорить Пепла вступить с ней в сговор. Она даже дает согласие на его брак с Наташей и обещает Пеплу денежное вознаграждение. Васька хорошо понял сущность Костылевой. «Ей денег надо… и воли надо… а воля ей — чтобы развратничать»,-говорит он. Пепел смог бы полюбить Василису, смог бы пойти ради ее счастья на что угодно, но ее страсть к деньгам оттолкнула Ваську. Это ненавистно им в Василисе.
Василиса загоняет Пепла в окончательный тупик. Заступившись за Наташу, которую нещадно избивали и обварили кипятком Костылевы, Пепел в драке убивает хозяина ночлежки. Это на руку его жене. «Васька убил. Я — видела!» — кричит она и ядовито приговаривает: «Что, Вася, мил друг? От судьбы не уйдешь. .» В Василисе не остается ничего человеческого, ее постигает полное нравственное оскудение.
Говоря о теме любви в пьесе «На дне», нельзя не сказать еще об одной героине, проститутке Насте. Бубнов и Барон смеются над ней, над выдуманной ею историей любви. Читая любовные романы, Настя грезит о Рауле, воображает себя страстно и возвышенно любимой выдуманным поклонником. Это единственное, что есть у нее хорошего в жизни. Торгуя собой, она все еще тянется к свету, к теплу, к доброте и участию. За Настиной выдумкой стоит глубокая потребность в любви. Девушка не теряет надежды и верит в то, что великая и большая любовь изменила бы ее жизнь, подняла бы ее со дна жизни.
В пьесе «На дне» М. Горький наглядно показывает, как бесчеловечные условия жизни калечат личность, уродуют самые возвышенные чувства, ведут к разрушению, к деградации человеческого «я». Социальное и духовно-нравственное у Горького неразрывно взаимосвязаны.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Горький, сочинение | Распечатать 06.08.2011 / 22:04 — Сочинения
Сочинения / Горький М.Ю. / На днеПьеса «На дне» — произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них — проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, все-таки существует и заставляет персонажей совершать безумные поступки, чтобы доказать свое чувство.Жизнь в ночлежке, обитатели которой пытаются как-то существовать, кажется нереальной и фантастической, потому что люди изначально поставлены в такие условия, когда ничего нормального быть не может. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой, каменной, стене- дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя», так описывает автор место происходящих событий. Грязь, теснота, скученность, сырость, убожество, мужчины в одном помещении с женщинами — вот тот интерьер, на фоне которого разворачивается любовь персонажей. Жена хозяина ночлежки Василиса бегает на свидания с вором Пеплом, чем вызывает постоянную ревность своего лицемерного и жадного мужа, Пепел любит ее сестру Наташу, а Настя, добывающая себе хлеб насущный самым унизительным ремеслом в мире, мечтает о чистой, бескорыстной любви. Человеческие чувства не умерли даже в таких страшных условиях: и здесь есть место состраданию, сочувствию, надеждам и любви.Наверное, самыми значимыми для развития сюжета пьесы являются взаимоотношения Пепла и Наташи. Пепел, вор, сын вора, видит в скромной и доброй Наташе, над которой постоянно издевается ее сестра, символ чего-то прекрасного, светлого, за что не жалко отдать жизнь: «Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру — не охну! Даже — с радостью, потому что — от чистой руки…» При этом Пепел не понимает, что Василиса, женщина властная и злобная, так просто своего не отдаст. Первое действие пьесы заканчивается тем, что Василиса избивает Наташу. Василиса пытается уговорить Пепла убить мужа, освободить ее от него, а за это она обещает отдать ему Наташу в жены. А сама Наташа Пепла не любит, она тоже живет мечтами: «Вот, думаю, завтра… приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… Или— случится что-нибудь… тоже — небывалое… Подолгу жду… всегда — жду… А так… на самом деле — чего можно ждать?»Старец Лука уговаривает Пепла забрать Наташу из ночлежки и уехать с ней в Сибирь, которую представляет Пеплу как рай земной. Пепел, доверяя Луке, верит в то, что можно изменить жизнь, он готов на все ради своей любви: «Я сказал- брошу воровство! Ей-богу- брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамотный… буду работать… Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…» Наташа тоже не прочь уехать с Пеплом, понимая, что другого выхода у нее нет. Но герои не успевают: третье действие заканчивается тем, что Василиса опрокидывает на свою сестру кипящий самовар, а Пепел в этой суматохе одним ударом убивает Костылева. В конце пьесы мы узнаем, что Наташа исчезла из больницы, а Пепла ждет тюрьма. Какова дальнейшая судьба этих героев, не известно, но вряд ли они найдут свое счастье в мире насилия и угнетения.А вот судьба еще одной героини пьесы, Насти, к сожалению, вполне определенна. Настя зарабатывает свой хлеб на улице, над ней смеются все ночлежники, ее все презирают. Настя уходит в мечты, фантазии о великой любви, которой у нее не было и никогда не будет. Она единственная из ночлежников читает книги, правда, это бульварные романы, из которых она черпает сюжеты своих фантазий: «Ей-богу… было это! Все было! Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!» Только Лука сочувствует Насте, говоря: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она!» В этом страшном мире Насте остается только мечтать, забывая об унижениях и оскорблениях, которые достаются на ее долю в мире реальном.В своей пьесе Горький показывает, как трагичны судьбы людей, которые по природе своей не могут быть хищниками. В мире наживы им достается роль жертвы, и все их человеческие чувства, в том числе и любовь, разбиваются о страшную действительность. Но люди остаются людьми, потому что они не могут не страдать, не сочувствовать друг другу и не любить.
Просмотров: 19181Используемые источники:
- https://litera.su/learner/all-works/gorky-m/theme-of-love-in-gorkys-play-at-the-bottom
- http://5litra.ru/soch/246-tema-lyubvi-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html
- https://m.lit-helper.com/p_tema_lyubvi_v_p-ese_m__gor-kogo_na_dne
«Метро 2033: К свету» — роман Андрея Дьякова в жанре постапокалиптики, четвёртая книга в серии «Вселенная Метро 2033». Первая часть трилогии «Метро 2033: Тени Пост-Петербурга». Первое издание романа было выпущено в июне 2010 года издательством «АСТ».
По сюжету, жители метро постъядерного Санкт-Петербурга собирают экспедицию в Кронштадт, чтобы проверить слухи, распространяемые сектой «Исход» об этом городе. С отрядом отправляется опытный сталкер Таран вместе со своим учеником — двенадцатилетним мальчиком Глебом. Произведение описывает путешествие к Кронштадту через разрушенный ядерной войной и полный различных смертельных опасностей Санкт-Петербург.
Роман был издан на нескольких языках и был высоко оценён читателями серии, но получил отзывы различного характера от рецензентов специализированных СМИ.
Сюжет
Действие романа происходит в 2033 году в постъядерном Санкт-Петербурге. Основная часть населения живёт в Петербургском метрополитене, поскольку на поверхности разрушенного ядерной войной города люди жить не могут. Метрополитен разделён на общины-государства.
Главные герои романа — опытный сталкер Таран и мальчик-сирота Глеб. Таран избавляет жителей одной из станций метро от мутанта, с которым те долго не могли справиться. Жители метро организовывают экспедицию в загадочный Кронштадт, откуда видны источники света, явно посылаемые людьми. Тарану предлагается провести эту экспедицию. Сталкер соглашается, но при условии, что с ним пойдёт Глеб. Мальчик нужен сталкеру, поскольку тот страдает от заболевания, вызванного укусом мутанта, и задачей мальчика является вкалывание сталкеру противоядия, когда тот в моменты приступов становится беспомощным. Таран и Глеб присоединяются к отряду из девятерых героев книги — Бельгийца, Ксивы, Окуня, Наты, Шамана, Фарида, человека-мутанта Дыма, командира Кондора и сектанта Ишкария. Они все вместе отправляются в путь.
Первая часть маршрута проходит по поверхности города. От станции метро Автово герои доходят до посёлка Стрельна, где исследуют бункер. Затем путники посещают Петергоф. Идя вдоль Финского залива, они перебираются через Невскую губу и добираются до автомобильного тоннеля, проходящего под заливом и ведущего в Кронштадт; через этот тоннель они рассчитывают добраться до цели путешествия. Всё это время участники похода подвергаются различным испытаниям, опасностям, которые готовит им мутировавшая природа Санкт-Петербурга, и рискуют жизнью. Отряд теряет четырёх своих членов — Бельгийца, Окуня, Дыма и Ксиву.
Выйдя из туннеля, группа попадает на остров Котлин и видит ракетный крейсер «Варяг» — тот самый «Ковчег», который должен был забрать людей в далёкие дали (по легенде, в которую верит Ишкарий). Однако крейсер находится на мели и оказывается пробитым. Ишкарий ссорится с Натой и толкает её на нож, случайно оказавшийся в руке Кондора. Ната умирает. Командование берёт на себя Таран.
Путники входят в бомбоубежище в Кронштадте, которое оказывается заброшенным и ненаселённым. Ишкарий открывает одну из дверей, из-за чего бомбоубежище начинает затапливать вода. Потеряв Фарида, отряд выбирается из убежища на поверхность. Таран теряет сознание из-за приступа, а Глеб — после того, как его ударяют о перила Ишкарий и Шаман, не дав ему вколоть сталкеру противоядие.
Придя в сознание в одиночестве, Глеб начинает искать остальных членов отряда и замечает, что какие-то люди в робах заносят мёртвых Шамана и Кондора в один из ангаров. Глеб решает разбить прожектор Кронштадтского маяка, сигналы которого и были видны петербуржцам. Внезапно к Глебу приходит Ишкарий, который готовится убить мальчика. Со слов Ишкария выясняется, что в Кронштадте живут людоеды, заинтересованные, чтобы к ним приходили люди, Ишкарий является одним из людоедов и именно он убил некоторых членов своей команды. По счастливой случайности Глеб в потасовке скидывает Ишкария с маяка.
Глеб видит живого Тарана, отстреливающегося на баркасе от сектантов. Глеб добегает до наставника и, прыгнув на судно, уплывает вместе с Тараном. Вдвоём они устремляются назад в город, чтобы рассказать всем о сектантах-людоедах, однако те перекрывают им путь к Петербургу. Глеб сворачивает к Балтийскому морю. Обстреливаемый людоедами баркас начинает тонуть, и в конечном итоге Таран с Глебом оказываются в холодной воде залива.
Глебу и Тарану везёт: их замечают люди, прибывшие к свету с маяка. Они забирают их и отвозят на «Вавилон» — населённую буровую платформу, стоящую посреди Финского залива. Таран просит начальство поселения эвакуировать жителей Петербургского метрополитена на населённые колонии островов Малый и Мощный.
Вернувшись в Петербург, Таран и Глеб рассказывают жителям метро о секте людоедов на Кронштадте. Там же в метро они встречают живого Дыма, который, как оказалось, сумел спастись.
Создание и выход романа
Во время написания романа Андрей Дьяков был непрофессиональным автором и рядовым читателем книжной серии. По его собственным словам, написание романа заняло чуть больше двух месяцев. Текст романа был размещён Андреем в качестве фанфика на официальном сайте «Вселенной Метро 2033», где в то время принимались подобные работы фанатов. Размещённый роман стал одним из лучших и победил в пользовательском голосовании, после чего был издан в рамках официальной книжной серии. По словам Дмитрия Глуховского, книга стала первой в серии, написанной непрофессиональным автором и изданной по итогам читательского голосования на портале. Выход романа в продажу состоялся в июне 2010 года.
В дальнейшем роман занял первое место во внутреннем конкурсе книжной серии «Лучшая книга Вселенной», в котором читатели голосованием выбирали лучшую книгу среди книг, изданных в рамках серии в 2009 и 2010 годах. В этом голосовании роман обошёл девять произведений, часть из которых, по словам Дмитрия Глуховского, была написана профессиональными авторами.
Роман был издан на нескольких языках.
Критика
Виталий Шишикин в своей рецензии для российского журнала «Мир фантастики» поставил роману оценку 8 баллов из 10. Критик высоко оценил сюжет, сочетающий в себе разные жанры: боевик, «герои которого сполна демонстрируют навыки владения холодным и огнестрельным оружием», психологический триллер, «заставляющий, затаив дыхание, следить за разворачивающимися событиями», а также ужасы — «так и ждёшь за каждым поворотом фатального фиаско для команды, которая всеми силами стремится пробиться к пункту назначения, до последнего сохраняя призрачную надежду». При этом, по мнению критика, Дьяков «выдержал ювелирную точность», балансируя между разными жанрами. Также Шишикин отметил колоритность персонажей и то, что автор строго следует канонам, установленным создателем серии, чтобы рассказать свою историю.
Критик французского портала If Is Dead в своём кратком обзоре отметил «ритмичный» сюжет, указав, что «после прочтения первой страницы книгу трудно отложить», и отметил не покидающее чувство напряжённости во время чтения. По его мнению, роман находится на одном уровне с «Метро 2033» и превосходит «Метро 2034» благодаря хорошему сюжету и «интригующим» персонажам. Критик высоко оценил оформление обложки, которая во французском издании была проиллюстрирована Бенджамином Карре. В качестве недостатка автор обзора указал нереалистичность вымышленного мира, что свойственно и романам Дмитрия Глуховского, — по его мнению, трудно поверить, что природа могла мутировать так быстро до состояния, показанного в романе.
Ласло Хипски, рецензент венгерского портала Ekultura, отметил наличие в романе экшн-сцен, острых ощущений и неожиданных поворотов, что, однако, по его словам, обычно для подобных произведений. Кроме того, в качестве плюса критик назвал упоминание в романе достопримечательностей Санкт-Петербурга. Автор обзора отметил, что роман лишён самокопаний и романтических линий, зато ему присуща брутальность и жёсткость. Критиком отмечается недостаток в тексте длинных предложений на фоне обилия коротких и местами вульгарный язык изложения.
Рецензент итальянского портала Everyeye Алессандро Мацога считает, что роман «К свету» продолжает тенденцию ухудшения книг серии, начатую романом «Метро 2034». Мацога обращает внимание на основное отличие романа от «Метро 2033» — большая часть сюжета происходит на поверхности Земли. По мнению рецензента, в то время как «сердцем» книжной серии является тема метро, тот факт, что Дьяков переносит действие на постапокалиптическую поверхность Земли, в «тему, которая более убедительно раскрыта во множестве других произведений прошлого», не добавляет книжной серии «ничего», и роман не содержит никаких особенностей, которые могли бы сделать его выдающимся в панораме современной научной фантастики. Критик низко оценил характеры персонажей романа, «слишком обрамлённых стереотипом учителя и ученика», и недостаточное внимание автора к большинству из них: по мнению критика, автор рассматривает персонажей как «мясо для убийства», и, когда кто-либо из героев умирает, это недостаточно серьёзно влияет на поведение остальных, и события продолжают происходить без особых изменений.
Продолжения и сборники
В июле 2011 года в рамках книжной серии вышел роман Андрея Дьякова, продолжающий действие сюжета, — «Метро 2033: Во мрак». В сиквеле, в отличие от начального романа, действие происходит, в основном, в Петербургском метрополитене. Главными героями являются Глеб и Таран. По сюжету, колонии на островах Мощный и Малый уничтожаются ядерным взрывом, и жители Петербургского метрополитена, как единственные обладатели сведений об этих колониях, начинают поиск виновных у себя. Сопутствующей задачей главных героев становится поиск легендарного правительственного бункера, который, по слухам, находится под метро.
В январе 2013 года вышла третья часть эпопеи за авторством Андрея Дьякова — «Метро 2033: За горизонт». По сюжету этого романа, группа питерцев, возглавляемая Тараном и включающая Глеба и Дыма, отправляется во Владивосток в поисках устройства, способного очистить Землю от радиации.
Оба романа, как и начальный, были переведены на несколько языков. Образованная трилогия была затем издана в одной книге под названием «Метро 2033: Тени Пост-Петербурга» на русском языке и под названием Dunkelheit (рус. Тьма) на немецком языке. В 2018 году французским издательством Le Livre de Poche романы «Метро 2033: К свету» и «Метро 2033: Во мрак» были выпущены в одной книге на французском языке под названием «Тени Пост-Петербурга».