Чужое яичко ушинский главная мысль рассказа

жалобная книга рассказ великого русского писателя антона павловича чехова. впервые опубликован в журнале осколки 10 от 10 марта

«Жалобная книга» — рассказ великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Впервые опубликован в журнале «Осколки» № 10 от 10 марта 1884 года под подписью «А. Чехонте».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Чехов Антон Павлович
Название: Жалобная книга
Число страниц: 2.
Издательство: «Проф-Пресс».
Год издания: 2006 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1884 год

Время и место сюжета

События в рассказе происходят во второй половине XIX века в царской России, на одной из многочисленных безымянных станций, разбросанных по всей стране.

Главные герои и их краткая характеристика

Ярмонкин – недалекий гражданин, готовый обвинить в собственной глупости кого угодно, но только не себя.

Самолучшев – конторщик, возмущенный грубым поведением кондуктора и жандарма, единственный человек, оставивший отзыв по делу.

Алексей Зудьев – гимназист, ученик седьмого класса Курской гимназии, излишне эмоциональный мальчик.

Неунывающий дачник – веселый мужчина, большой шутник.

Дьякон Духов – священнослужитель, который не понимал, что в придорожном буфете он не найдет постной пищи.

Козьмодемьянский – телеграфист, которого уволили за пьянство, но он так и не признал своей вины.

Иванов 7-ой – единственный человек, который попытался образумить тех, кто оставлял глупые записи, и в ответ получил оскорбление.

Краткое содержание и сюжет

На железнодорожной станции была жалобная книга, которая находилась в специальной запирающейся конторке. По правилам ключи от этой конторки должны были храниться у станционного смотрителя. Однако на деле она была всегда открыта, и любой желающий мог оставить в ней свой отзыв.

Книга была полна разного рода оскорблений и рисунков, в ней были даже признания в любви и жалобы на то, что никакого отношения к работе железнодорожной станции не имело. При этом многие записи буквально пестрели ошибками.

Вот кто-то нарисовал в книге смешную рожицу с рожками и длинным носом, сделав надпись «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет».

Под ней некий господин Ярмонкин пожаловался на ветер, который сорвал с него шляпу во время движения поезда.

Конторщик Самолучшев решил пожаловаться на кондуктора и написал целую петицию. Грубейший кондуктор Кучкин имел наглость нахамить его тихой, скромной жене, в то время как жандарм Клятвин схватил самого конторщика за плечо.

Попробовал оставить запись в жалобной книге и ученик седьмого класса Алексей Зудьев. Но, видимо, гимназиста одолевали такие сильные эмоции, что он с ними не совладал, и его жалоба оказалась вся перечеркнута.

Какой-то веселый дачник написал, что во время ожидания поезда он был вынужден смотреть на физиономию начальника станции, и она ему крайне не понравилась.

Следом за дачником кто-то предупредил, что Тельцовский является шулером, а жена жандарма изменяет мужу с буфетчиком Костей. А дьякон Духов был весьма недоволен тем, что, проезжая мимо станции и будучи очень голодным, он не нашел в местном буфете постной пищи. Чуть ниже аноним грубо посоветовал ему есть, что дают.

Некий пассажир потерял свой кожаный портсигар, и попросил тех, кто его найдет, передать пропажу в кассу. Телеграфист Козьмодемьянский негодовал из-за увольнения, причиной которому послужило его пьянство. В гневе он называл всех мошенниками и ворами.

Далее последовало признание в любви, после чего некий Иванов 7-й попросил не писать посторонних вещей в жалобной книге. Ниже ему ответили, что он, хоть и седьмой, а дурак.

Вывод и мое мнение

Поначалу может показаться, что рассказ лишен какого-либо смысла. Но, анализируя каждую заметку, можно составить представление о характере, привычках, жизненных ценностях того, кто ее оставил в жалобной книге. Таким замысловатым образом писатель отразил не только образы конкретных людей, но и показал Россию в миниатюре – то, чем живут люди, чему радуются и чему огорчаются. Рассказ заставляет посмеяться не только над героями рассказа, но и над самим собой, потому что среди чужих недостатков каждый может найти что-то родственное. Рассказ невольно вызывает улыбку, и именно при помощи смеха А. П. Чехов пытается бороться с человеческими пороками и недостатками.

Основная мысль

Глупые, недалекие и невежественные люди – бич любого общества.

Цитаты из текста рассказа

«…Лопай, что дают…»

«…Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры…»

«…Добродетелью украшайтесь…»

«…Кто писал не знаю, а я дурак читаю…»

«…Хоть ты и седьмой, а дурак…»

Словарь новых и незнакомых слов

Жандарм – конный полицейский.

Государь – то же, что господин, владелец, хозяин (также в почтительном обращении).

Конторщик – младший служащий в конторе или другом учреждении по письменной части.

Кондуктор – работник железной дороги, сопровождающий вагон в пути.

Физиономия – передняя часть головы человека, лицо.

В основе сюжета рассказа «Чудесный доктор» лежит реальная история, рассказанная Куприну знакомым банкиром.

Описание книги

ФИО автора: Куприн Александр Иванович

Название: Чудесный доктор

Число страниц: 14.

Издательство «Искатель».

Год издания 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1897 год

Композиция

Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.

Направление – Реализм.

Тема

Милосердие и доброта, борьба с отчаянием и безнадежностью.

Главные герои и их характеристика

Мерцалов Емельян – глава большого семейства, безработный, доведенный до отчаяния человек.

Елизавета Ивановна – супруга Емельяна, несчастная, измученная нищетой и бесконечными проблемами женщина.

Гриша – старший сын Мерцалова, десятилетний мальчик, на которого особенно сильно повлиял человечный поступок доктора.

Володя – младший брат Гриши.

Машутка – семилетняя девочка, сестра Гриши и Володи, которую вылечил доктор.

Пирогов – профессор, доктор, невероятно добрый, милосердный, отзывчивый человек.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в Киеве во второй половине XIX века в день накануне Рождества. Произведение названо в честь доброго, милосердного доктора, уберегшего одно несчастное семейство от страшного горя.

Краткое содержание и сюжет

В холодном, сыром полуподвальном помещении, где свободно бегали крысы, ютилось бедное семейство Мерцаловых: родители, десятилетний Гриша, его младший брат Володя, младенец и маленькая больная девочка, на лечение которой у семьи не было денег. Женщина послала старших сыновей к барину с просьбой о помощи, но тот и слышать ничего не хотел.

Большое семейство Мерцаловых переживало лихие времена. Началось все с болезни главы семьи, и все скудные сбережения ушли на его лечение. Затем он лишился работы, и перебивался случайными заработками. Из-за постоянного недоедания и нехватки дров на отопления дома один за другим стали болеть дети. Совсем недавно Мерцаловы похоронили дочь, и вот теперь серьезно заболела другая девчушка, семилетняя Машенька. Пока мать ждала милости о барина, отец бродил по городу, собирая гроши на микстуру для больной дочери.

Попытки раздобыть деньги оказались безуспешными, и тяжкие думы стали одолевать Емельяна Мерцалова. Присев на скамейку в городском саду, он стал размышлять о больной дочери, голодных домочадцах, и, не в силах терпеть эти муки, решил покончить жизнь самоубийством. Его печальные мысли были нарушены появлением пожилого, хорошо одетого мужчины, который принялся восхищаться красотой зимнего сада. Однако Мерцалов, доведенный до отчаяния, принялся озлобленно кричать о своих проблемах в семье.

К удивлению Емельяна, незнакомец не только не испугался, но стал подробно расспрашивать его обо всех злоключениях. Сказав, что он – врач, мужчина предложил свою помощь. В доме Мерцаловых он застал угнетающую картину: мать лежала без сил, мальчики плакали, больная девочка, измученная высокой температурой, едва дышала. Доктор тут же развел активную деятельность – дал деньги на дрова и еду, выписал бесплатный рецепт, поставил Машутке компресс, и перед уходом оставил на столе несколько крупных купюр. Лишь после этого Мерцаловы узнали, что их спасителем был выдающийся профессор Пирогов.

Появление доктора в мрачном подвале было подобно явлению ангела. В семье, наконец, наступила белая полоса: Маша выздоровела, отец нашел приличную работу, Володя и Гриша стали учиться в гимназии за казенный счет. Повзрослев, Григорий стал успешных банкиром, и часто вспоминал добрым словом их спасителя.

План пересказа

  • Голодные мальчики сквозь витрину магазина рассматривают продукты.
  • Дорога домой.
  • Подземелье — жильё ребят.
  • Разговор о письме.
  • Описание о трудностях семьи Мерцаловых.
  • Мерцалов думает о смерти ( самоубийстве ).
  • Случайное знакомство.
  • Бескорыстная помощь незнакомца.
  • Доктор выписывает рецепт на лекарство и оставляет деньги.
  • Изменения в бедной семье к лучшему.

Вывод и свое мнение

Испытания, которые, порой, преподносит жизнь, бывают такими сложными, что невольно опускаются руки. Своим произведением автор доказывает, что не стоит этого делать – даже в самой сложной ситуации непременно найдется выход, нужно только верить в это. Чудеса может творить и сам человек, если откроет свое сердце и душу для добрых, милосердных поступков.

Главная мысль

Чудеса случаются, нужно лишь верить в них, и никогда не терять надежду на лучшее.

Авторские афоризмы

«…Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса…»

«…Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке…»

«…Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом…»

«…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо…»

Толкование непонятных слов

Досужий – не занятый работой, каким-либо делом, праздный.

Стужа – сильный холод.

Калоши – непромокаемые (обычно резиновые) накладки, надеваемые на обувь.

Клянчить – выпрашивать, умолять.

Сочельник – канун праздника Рождества Христова.

Новые слова

Рысак – лошадь, способная к бегу быстрой, устойчивой рысью.

Полозья – загнутые спереди гладкие полоски снизу саней, на которых они скользят по снегу.

Пустырь – незастроенное, запущенное место.

На чтение 18 мин. Просмотров 27 Опубликовано

«Елка» – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок.

elka-chitatelskiy-dnevnik-64148.jpg

Краткое содержание «Елка» для читательского дневника

ФИО автора: Зощенко Михаил Михайлович

Название: Елка

Число страниц: 16. М. М. Зощенко. «Елка». Издательство «Махаон». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1932 год

Главные герои

Минька – пятилетний мальчик, жадный, эгоистичный, обидчивый.

Леля – семилетняя сестра Миньки, жадная, хитрая обманщица.

Мама – добрая, заботливая, всегда заступается за детей.

Папа – умный, строгий, справедливый.

Сюжет

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга. Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

План пересказа

  1. Долгожданная елка.
  2. Разорение елки.
  3. Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение Миньки и Лели.
  6. Мальчик и паровозик.
  7. Уход гостей.
  8. Слова папы.

Главная мысль

Жадность – главный враг дружбы.

Чему учит

Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Отзыв

Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться.

elka-e1561426983472.png

Рисунок-иллюстрация к рассказу Елка.

Пословицы

  • Звал гостей, а накупил костей.
  • Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
  • В одну лапу всего не сгребешь.

Что понравилось

Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Сколько лет исполнилось герою в начале рассказа?</h3>

    • <label>50</label>
    • <label>20</label>
    • <label>40</label>

(новая вкладка)Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Ёлка

Автор: Зощенко Михаил

Год написания: 1932

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Минька и Лёля — брат и сестра

Зощенко был одним из самых популярных писателей своего времени, краткое содержание рассказа «Ёлка» для читательского дневника показывает суть его творчества, основанного на детских воспоминаниях.

Сюжет

Накануне новогоднего праздника пятилетний Минька и семилетняя Леля пробрались в комнату с ёлкой. Родители готовились к приему гостей и не заметили, что дети там. Мама украсила ёлку сладостями — яблоками, конфетами, пастилками, орешками и разложила под ней подарки для детей гостей. Минька и Лёля решили попробовать по одной сладости. Минька был меньше ростом и поэтому смог достать только до яблока. Лёля же легко взяла пастилу с верхних веток. Во второй и в третий раз Минька опять не достал ничего, кроме яблока, а его сестра брала самые вкусные конфеты. Мальчик разозлился и решил достать до верхних веток с помощью стула, но уронил его на подарки и сломал куклу, предназначенную для гостей. Когда пришли гости, родители стали раздавать их детям сладости с ёлки и дарить подарки. Одному из мальчиков чуть не досталось надкусанное яблоко. Гости обиделись и стали ссориться с хозяевами дома. Мать Миньки и Лёли поняла, что ее дети разорили ёлку, подарила обиженному мальчику игрушечный паровоз, предназначенный Миньке, и вернула все подарки, которые принесли гости. Миньку и Лёлю наказал отец, заперев в комнате.

Вывод (моё мнение)

Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.

Добавить в избранноеЗощенко М., рассказ «Елка» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Елка» и их характеристика

  1. Минька. Мальчик пяти лет. Обидчивый, эгоистичный, жадный.
  2. Леля. Сестра Миньки семи лет. Хитрая, жадная, обманщица.
  3. Мама. Добрая и ласковая, всегда заступается за своих детей.
  4. Папа. Строгий, но справедливый. Очень умный.

План пересказа рассказа «Елка»

  1. Елка в гостиной
  2. Вкусные подарки
  3. Леля ест пастилку
  4. Надкусанное яблоко
  5. Разорение елки
  6. Сломанная кукла
  7. Приход гостей
  8. Разоблачение
  9. Золотушный мальчик и его паровозик
  10. Золотушная девочка и ее кукла
  11. Гости ушли
  12. Слова папы

Кратчайшее содержание рассказа «Елка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Минька и Леля проникают в гостиную и начинают объедать подарки прямо с елки.
  2. Минька роняет стул на куклу и ломает ей ручку.
  3. Мама раздает подарки гостям и отдает Минькин паровозик другому мальчику.
  4. Минька бьет мальчика, а его мама обижается и уводит ребенка.
  5. Леля и Минька выгоняют всех гостей, мечтая забрать все игрушки.
  6. Папа предупреждает, что они умрут от одиночества и отправляет детей спать.

Главная мысль рассказа «Елка» Человек не должен быть жадным, чтобы не лишиться всех друзей.Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому рассказу смотрите по ссылке.Чему учит рассказ «Елка» Рассказ учит быть щедрым, гостеприимным, радушным. Учит никогда не жадничать, не бить слабого, не отнимать чужое. Учит ничего не брать без спросу. Учит делиться тем, что имеешь с другими. Учит тому, что одиночество для человека страшнее всего.Отзыв на рассказ «Елка» Мне понравился этот рассказ, хотя поведение детей я, конечно, осуждаю. Что Минька, что Леля вели себя очень некрасиво. Они не только обидели всех гостей, они испортили праздник и себе, и людям. А виной всему обычное детское непослушание, жадность и зависть.Пословицы к рассказу «Елка» Звал гостей, а накупил костей. Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен. В одну лапу всего не сгребешь. Берут завидки на чужие пожитки. На чужую кучу нечего глаза пучить.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Елка» Когда Миньке было всего пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. Для мальчика это был большой праздник. И вот в канун праздника Минька и его сестра Леля проникли в гостиную, где стояла наряженная елка. Под елкой лежали разные подарки, а на елке висели бусы, фонарики, пастилки и крымские яблоки. Леля сразу сказала Миньке, что подарки они смотреть не будут, а вот с елки можно что-нибудь съесть. Она сорвала пастилку и тут же отправила ее в рот. Минка сказал, что раз Леля съела пастилку, то и он что-нибудь съест, и откусил кусок яблока. А Леля сказала, что она тогда съест еще пастилку и вдобавок конфету. Леля была высокой девочкой и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока. Увидев это, Леля съела третью пастилку и взяла себе в подарок хлопушку и орех. Минька чуть не заревел и стал тянуть к елке стул, чтобы достать что-нибудь выше яблока. Но стул опрокинулся и упал на подарки. У одной фарфоровой куклы оказался отбита ручка. Тут послышались шаги мамы и дети быстро убежали. Потом пришли гости, взрослые и много детей. И мама сказала, чтобы все дети к ней подходили и давала каждому подарок и что-нибудь вкусное с елки. Но вот мама нашла обкусанное яблоко и подозвала детей. Леля и Минька стали валить вину друг на друга, а мама сказала, что поставит Лелю в угол, а паровозик, который хотела подарить Миньке отдаст мальчику, которому чуть не отдала надкусанное яблоко. Мальчик взял паровозик и сразу стал с ним играть, а Минька обиделся и ударил его по руке. Мальчик заплакал, а его мама сказала, что они сейчас уйдут. И Минька обрадовался, что тогда паровозик останется ему. Мама мальчика сказала, что Минька настоящий разбойник, а Минькина мама назвала ее ребенка золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить. Тут возмутилась еще одна мама, дочке которой досталась кукла с отломанной ручкой и собралась уходить. Леля сказала, чтобы она уходила с золотушным ребенком, а кукла тогда достанется ей. А Минька крикнул, что все могут уходить, а игрушки останутся им. И все гости разошлись, а удивленная мама осталась в пустой комнате. И тут пришел папа. Он сказал, что не хочет чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей. Потому что тогда они умрут в одиночестве. Потом он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех прошло почти сорок лет и Минька вырос. Но больше никогда не брал чужого и никогда не ударил слабого.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Елка»

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Краткое содержание — Елка — Зощенко М.М.

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: Зощенко Михаил Михайлович

Название: “Елка”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о детях

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

Минька, мальчик пяти лет. Маленький, глупый, наивный. Жадный, эгоистичный, несдержанный. Капризный и самовольный.

Леля, девочка семи лет. Хитрая, умная, расторопная. Любит быть в центре внимания. Жадная и невоспитанная.

Мама. Любящая, добрая, обидчивая, справедливая.

Папа. Очень умный, мудрый и спокойный человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Леля и Минька плохо себя вели с гостями, и мама их поддержала. Но папа восстановил справедливость, объяснив, в чем дети ошибались.

Краткое содержание

Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.

Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.

Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.

Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.

Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.

Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.

Понравившийся эпизод

Мне понравились заключительные слова папы, когда он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими нельзя,  иначе дети останутся в одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить

План произведения для пересказа

  1. Сладости на елке.
  2. Поедание подарков.
  3. Упавший стул.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение проказников.
  6. Минька и мальчик.
  7. Ссора мам.
  8. Гости уходят.
  9. Радость Миньки и Лели.
  10. Золотые слова папы.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Чему учит эта книга

Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным, не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть щедрым и добрым.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои — совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают, как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих детей поступать правильно и расти хорошими людьми.

Новые слова и выражения

Золотушный ребенок — больной, истощенный.

Пословицы к произведению

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Позвал гостей, а накупил костей.

Берут завидки на чужие пожитки.

В одну лапу всего не соберешь.

На чужую кучу нечего глаза пучить.

Рисунок к произведению

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

elka-rasskaz-dlya-detei.jpg

Михаил Михайлович Зощенко – известный и популярный писатель, чьи юмористические произведения нравятся и взрослым, и детям. Самым известным его циклом является «Леля и Минька», в который помещены восемь небольших рассказов. Начинается этот сборник известным и занимательным рассказом «Ёлка», краткое содержание которого представлено в этой статье.

Оглавление:

План рассказа «Ёлка»

Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:

  1. yolka-rasskaz-zoschenko.jpgВступление автора.
  2. Украшение ёлки.
  3. Прекрасная ёлка.
  4. Проступок детей.
  5. Гости.
  6. Обида мальчика.
  7. Конфликт взрослых.
  8. Решение папы.

Основная мысль рассказа

Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.

Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.

Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.

Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.

Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.

Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.

Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.

Главные герои

Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:

  1. Леля.
  2. Минька.

Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.

Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.

Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.

Краткое содержание

rasskaz-zoschenko-yolka.jpg

Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз. Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней. Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.

Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.

Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке. А Минька решил ещё и откусить яблоко. Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.

Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке. Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны. Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.

Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра. А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал. Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.

Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки. Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей. Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.

И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек.

Анализ произведения Михаил Зощенко

zoschenko-mihail-elka-rasskaz-dlya-detei.jpg

Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей. Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.

Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/elka.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass/1488-elka.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/10/blog-post12.html
  • https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-4-класс-готовые-о/зощенко-м-м-елка-кратко-содержание-дл.html
  • https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-mihaila-zoshhenko-yolka.html

Духовно-нравственное воспитание младшего
школьника на уроках литературного чтения

Николаева Людмила Викторовна
 

Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой 

Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в  условиях современного общества.
В настоящее время в нашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме.
Передо мной всегда стоит  проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности.
Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников,
В условиях реализации ФГОС одним из приоритетных направлений  содержания начального общего образования становится духовно- нравственное воспитание детей. 
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно  ведет  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают  его  собственные  взгляды  и  убеждения.  Выработка  таких  взглядов  и  убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность  нравственного  воспитания.
В своей педагогической работе я ставлю перед собой  основную цель духовно-нравственного воспитания:
формировать  основы духовно-нравственной личности, способной проявлять свои лучшие нравственные качества средствами урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Задачи:
-воспитывать в детях доброту, отзывчивость, милосердие, сострадание, честность, уважение, чувство товарищества, взаимопомощи, доброго отношения в коллективе и к окружающим;
-воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения, самодисциплину;
-вовлекать младших школьников в исследовательскую и социально-значимую деятельность по заботе и оказанию помощи нуждающимся: пожилым людям, родным, лицам с ограниченными возможностями, детям дошкольного возраста, природе;
быть терпимым, толерантным во взаимоотношениях со всеми;
— побуждать действовать и поступать честно, не на словах, а на деле в повседневной жизни;  избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;
-воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
-формирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
— ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.
 
Воспитание патриотизма, любви к Родине, к культуре русского народа, к красоте родной природы,  к историческим ценностям осуществляется школой, как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.
Содержание учеников и учебных пособий УМК «Школа России», по которым я работаю, позволяют в полной мере эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания создаются  на уроках литературного чтения. В учебниках «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В Голованова) включены лучшие произведения духовно-нравственной тематики. Они подобраны авторами в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле.
Добрый, говорят дети, — это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, родных, друзьях, близких, оказывая бескорыстную помощь.
Добрый – это тот, который никого не обижает.
В 1 классе, изучая рассказ «Наше Отечество» К.Д. Ушинского, дети знакомятся с понятиями: Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем работаем над   смысловым значениям рассказа: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет нам не в радость.
В статье В. Крупина «Первоучители словенские» дети приобщаются к русской культуре и традициям, знакомятся с истоками славянской письменности, со словенскими первоучителями Кириллом и Мефодием.   Статья «Первый букварь» знакомит ребят с историей первой азбуки, которую написал и напечатал московский первопечатник Иван Федоров. 
В рассказах В.Осеевой, Л. Платонова, Н. Носова, В.Ю.Драгунского  сопоставляем плохие поступки с хорошими, добрыми делами, лжи противопоставляем честность. Прочитав произведения, прошу детей рассказать, какие добрые дела совершили они,  за какие поступки им было стыдно.              
На уроках создаю атмосферу сотрудничества, так как доброжелательный стиль общения учителя и детей, детей друг с другом, делают их более открытыми, контактными. Дети не стесняются рассуждать, находить подтверждение своим рассуждениям в тексте, сопоставлять,  осмысливать прочитанное, выражать свое отношение к качествам личности героя.
Стараюсь создавать ситуации, чтобы ребенок задумался над своими поступками, их последствиями, как для самого себя, так и для окружающих его людей.
Анализируя поступки героев следующих произведений: Н. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?», предлагаю детям рассказать, а как бы они поступили, оказавшись в такой жизненной ситуации.
Перед знакомством с рассказом Толстого «Правда всего дороже» работаем с пословицами.

  • Мир правдой держится.
  • Однажды солгал — навек лгуном стал.
  • Правда — свет разума.
  • Шила в мешке не утаишь

Затем идёт беседа по содержанию:
– Какова главная мысль этого произведения? 
– Каким вам представился мальчик? А отец? 
– Чему учит этот рассказ?
– Каким вам показался этот рассказ?
   (интересным, грустным, поучительным).
– Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказал правду)’
Далее идёт анализ произведения:
– Кто является главным героем рассказа?
(Мальчик)
– Что случилось с мальчиком?
(Он разбил чашку).
–  Как поступил мальчик?
–  (Сказал правду).
–  Как вы оцениваете поступок мальчика?
(Он поступил хорошо, правильно).
–  Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
(Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина учащиеся делают выводы о том, что за злые поступки следует наказание.
Считаю,  что огромное воспитательное воздействие на детей имеют произведения на тему «Семья». Произведение С. Маршака «Хороший день» (1 класс) воспитывает уважение и внимательное отношение к другим людям, любовь к близким.
Примером крепкой семьи,  добрых теплых отношений является произведение А.Платонова «Еще мама» (3 класс). Автор затрагивает проблему взаимоотношений матери и сына. Мальчик очень любит свою маму и боится, что без него она заскучает. С такой же любовью и нежностью он относится и к своей первой учительнице, которая для него становится «второй мамой».
Читая  и анализируя произведения А.Платонова «Еще мама», Цветок на земле», «Сухой хлеб» наблюдаем отношения между членами семьи. В рассказах раскрываются такие понятия, как семья, любовь, забота, уважение, сопереживание. В ходе бесед, рассуждений приходим к пониманию того, что семья – это  главная опора в жизни человека, семья – это достояние, семья – это счастье, семья – это гордость.
Большую роль для полноценного восприятия текста играет подготовительная работа. Так, например, перед знакомством  с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (2 класс),  ребятам можно дать задания по группам: нарисовать рисунки на тему «Моя семья», подобрать пословицы и поговорки о семье, подготовить рассказ о своей семье. Такие задания активизируют детей, обогащают их словарный  запас, обеспечивают необходимый настрой перед изучением нового произведения. В ходе урока ставится проблемный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы старики были счастливы?». 
Анализируя произведение, можно задать вопросы:
-Это произведение грустное или веселое? Почему оно вызвало у тебя такое настроение?
— Какой урок преподнес сынишка своим родителям?
— Почему родители заплакали?
— Изменилось ли после этого отношение родителей к старику?
-Модно ли назвать эту историю поучительной?
-Что бы вы посоветовали своим родителям?
-Приходилось ли вам наблюдать ситуации неуважительного отношения к пожилым людям?
— Хотел бы ты  в старости жить в семье, о которой рассказал Л.Н.Толстой?
На этапе рефлексии предложить детям продолжить высказывание:
-Сегодня на уроке я понял, что…
(Нужно быть добрыми, отзывчивыми, уважительно относиться к пожилым людям, родителям; быть внимательными по отношению друг к другу в семье)
В детских произведениях Л. Н. Толстого глубоко раскрыты нравственные проблемы. Его рассказы, басни, сказки формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал. В баснях, сказках, рассказах Л.Н.Толстой стремится внушить ребёнку моральные понятия, необходимые в его настоящей и будущей, взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому человеку нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; за бескорыстную помощь воздастся сторицей и т.п.
Басня Л. Н. Толстого «Два товарища» посвящена теме дружбы. Главная мысль басни состоит в том, что нельзя бросать друзей и товарищей в случае опасности. Народная мудрость гласит: «Друг познается в беде».
Рассказы К. Д. Ушинского: «Худо тому, кто добра  не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно»  способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, чувства дружбы, сопереживания.
Работа с рассказами В.Бианки «Первая охота», Е. Чарушина, Н. Сладкова, М. Пришвина «Глоток молока», Е. Скребицкого приводит к пониманию того, что красота русской природы, ее животный и растительный мир, это богатство нашей Родины, которые, по словам М.Пришвина, надо хранить и преумножать.
 Анализируя произведения, опираюсь на личный опыт общения детей с домашними животными, чтобы воспитывать в них любовь к животным, проявлять заботу о братьях наших меньших, бережно  относиться к природе. 
В учебниках «Литературное чтение» в каждом классе есть раздел «Устное народное творчество». Знакомясь с пословицами и поговорками, загадками, песенками  формирую у детей такие нравственные понятия, как уважение, доброта,  трудолюбие, любовь к Родине, к природе: «Жить – Родине служить», «Где дружбой дорожат, там враги дрожат», «Без труда хлеб не родится никогда», «Хлеб — всему голова», «Хороша потеха, когда много доброго смеха» и др.
Считаю, что произведения устного народного творчества, произведения русских классиков, басни, былины имеют огромное воспитательное значение.
Высказывание К.Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства» говорит о том, насколько огромно значение чтения, так как литература воздействует на становление личности, воспитывает ценности, необходимые душе.
 С этой целью я применяю на уроках современные педагогические технологии (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, технологию сотрудничества). На своих уроках я использую разные виды и формы деятельности: самостоятельные работы, проекты, творческие задания, работа в парах и группах,  игры и игровые ситуации, коллективные творческие работы, иллюстрирование произведений, инсценирование, написание детьми рассказов, сказок и стихов, придумывание вопросов на понимание поступков героев.
Благодаря этому,  обучающиеся учатся сопоставлять свои знания со знаниями других ребят, учатся слушать, отстаивать свою точку зрения, помогают друг другу, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.
Важным воспитательным средством моральных качеств личности младшего школьника является  народная сказка. Она не дает детям каких-либо прямых наставлений, однако в ее содержании присутствует нравственный урок, духовный смысл.
 Читая сказку  «Курочка Ряба» подвожу детей к тому, что нужно беречь то, что имеешь, радоваться и ценить то, что есть. Ведь недаром дед и бабка, когда яйцо разбилось, стали плакать.
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей.
Знакомясь со сказкой   «Теремок» ребята приходят к мысли, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нем. Также главной мыслью сказки можно назвать дружелюбие и взаимопомощь.
Главная мысль сказки «Рукавичка» — свое не теряй, чужое не отбирай.  Сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их.
Работая над содержанием сказки “Петух и собака” ребята рассуждают о  том, что дружба должна быть на первом месте, верные друзья справятся с любой бедой сообща.
Народные сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, послушными, вежливыми, старательными, находчивыми, умеющими справляться с чувством страха, преодолевать трудности и находить выход из сложных ситуаций, вырабатывают стремление бороться со злом, отстаивать свою позицию.
В сказках высмеиваются такие недостатки, как трусость, жадность, хитрость, безделье, желание легко получить жизненные блага.  Трудолюбие же вознаграждается, поощряется забота о близких, восхваляется мудрость. Она помогает верить в силу добра, которое побеждает в борьбе со злом, благодаря таким качествам как мужество, стойкость, преданность.
Несмотря на то, что на помощь героям сказок приходят волшебные предметы, они становятся для детей примером для подражания, потому что  добиваются  успеха, преодолевая  трудности, препятствия  благодаря личным качествам – силе духа, смекалке, находчивости, сообразительности, изобретательности и т.д.
Сказки имеют огромную воспитательную ценность, формируют навыки межличностных отношений, способствует развитию эстетических чувств.
Таким образом, содержание учебников «Литературное чтение» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
 
 
Список используемой литературы:
1.Петракова Т. И., Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. — М. : Дрофа, 2004.- 53 с.

  1. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Азбука» часть 1, часть 2

3.Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных  1-4 классы. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2015.
4.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009
5.Макухина Н. А. «Нравственное воспитание на уроках литературного чтения при изучении произведений Л. Н. Толстого.
6.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000, 464 с.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской  Федерацию – М., 2010.
8.Рувинский Л. И. «Нравственное воспитание личности».

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андрейковская средняя общеобразовательная школа»

Вяземского района Смоленской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературному чтению

на родном языке (русском) для 4  класса

на 2021/2022 учебный год

                                                                                        учитель Л.И. Соколова

Согласовано

на заседании методического совета

МБОУ «Андрейковская СОШ»,

протокол от 28.08.2020№3

Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ «Андрейковская СОШ»,

протокол от 31.08.2020 №10

Утверждено

приказом директора

МБОУ «Андрейковская СОШ»

от 31.08.2020 № 198/01-10

Соответствует федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373 с изменениями)

Пояснительная записка

Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по литературному чтению на родном языке (русском)  для 4 класса.

Программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4  класса изучается в объеме 34 часов в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области. Реализуется УМК под Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Освоение программы предмета возможно с использованием электронного обучения и с использованием дистанционных образовательных технологий.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Личностные.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
  • мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения;
  • соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями;
  • делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре;
  • рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое  «тщеславие», «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».
  • Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев).

Метапредметные.

Регулятивные.

У выпускника будут сформированы умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  
  • работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
  • технология продуктивного чтения.

Познавательные.

У выпускника будут сформированы умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
  • создавать высказывание (пересказ);
  • собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте;
  • на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению;
  • на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные.

У выпускника будут сформированы умения:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы;
  • планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные.

  1. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
  3. использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Виды речевой и читательской деятельности.

У выпускника будут сформированы умения:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
  • понимать цель чтения;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части;
  • озаглавливать части;  
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения;
  • сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • называть выставку книг;
  • классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему;
  • представлять свои рассказы в группе;
  • оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать  произведения разных жанров;
  • группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы;
  • находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы;
  • готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Круг детского чтения.

У выпускника будут сформированы умения:        

  • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • самостоятельно составлять аннотацию;
  • самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • рассказывать о книге;
  • составлять на книгу отзыв.

Литературоведческая пропедевтика.

У выпускника будут сформированы умения:        

  • сравнивать научно-познавательный и художественный текст;
  • определять отличительные особенности;
  • выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • выявить особенности юмористического произведения;
  • определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте;
  • находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • отличать виды устного народного творчества;
  • выявлять особенности каждого вида;
  • сравнивать пословицы и поговорки разных народов;
  • группировать пословицы и поговорки по темам;
  • сравнивать былину и сказочный текст;
  • сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • определять ритм стихотворения.

Виды речевой и читательской деятельности.

 Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;

умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст).

Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др.

Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др.

Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др.

Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы.

Пополнение словарного запаса.

Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. 

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия.

Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.

Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.

Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений). 

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

Содержание учебного предмета, курса.

Вводный урок

Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Книга в мировой культуре

Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста.

Истоки литературного творчества

Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия — главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

О Родине, о подвигах, о славе.

Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. К. Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая Отечественная война 194I —1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений

Жить по совести, любя друг друга

Основные понятия раздела: ответственность, совесть. А. К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии. М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели — детям». Н. Носов. Метро.

Великие русские писатели

Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег.

Литература как искусство слов

Обобщение по курсу литературного чтения

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

2

Из повести временных лет. О книгах. «Летописец Нестор».

3

Работа по содержанию: тема, главная мысль. «Летописец Нестор».

4

Пословицы разных народов.

5

Проект: «Пословица, недаром молвится»

6

М. Горький. О книгах. История книги.

7

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах

8

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи

9

«Исцеление  Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Особенности былинных текстов.

10

Работа по содержанию: тема, главная мысль. «Исцеление  Ильи Муромца». Былина.

11

К. Ушинский. «Отечество». В. Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

12

Работа по содержанию: тема, главная мысль. К. Ушинский. «Отечество». В. Песков. «Отечество».

13

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом».

14

Работа по содержанию: тема, главная мысль. В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом».

15

Дмитрий Донской. «Куликовская битва». Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

16

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Дмитрий Донской. «Куликовская битва».

17

Михаил Кутузов. «Историческая песня». Ф. Глинка. «Солдатская песнь». Сравнение текстов.

18

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Михаил Кутузов. «Историческая песня». Ф. Глинка. «Солдатская песнь».

19

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». А. Приставкин. «Портрет отца». Сравнение произведения живописи и литературы.

20

В. Костецкий. «Возвращение». Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы.

21

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта».

22

А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа

23

Работа по содержанию: тема, главная мысль. А. Толстой. «Детство Никиты».

24

М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа

25

Работа по содержанию: тема, главная мысль. М. Зощенко. «Самое главное».

26

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей.

27

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Метро». Особенности юмористического текста.

28

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Метро».

29

Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. Подготовка сообщений.

30

Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Работа по содержанию статьи: «Великие русские писатели». А.С. Пушкин.

31

Л. Толстой. «Был русский князь Олег». Смысл рассказа

32

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Л. Толстой. «Был русский князь Олег».

33

Промежуточная аттестация. Комплексная работа с текстом.

34

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

  • Чудо юдо сказка читать с картинками
  • Чужая свадьба рассказ на дзен часть 102
  • Чудо юдо рыба кит сказка читать
  • Чужая тайна рассказ на дзен глава 25
  • Чужая свадьба рассказ на дзен часть 108