Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Часть 1.
Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.
Размышляем о прочитанном
1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.
2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?
Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.
Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.
3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?
Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.
Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.
4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.
5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?
Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.
6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?
Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.
7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?
Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».
Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.
8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.
Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.
Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».
9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?
Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.
Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.
10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?
Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.
Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.
Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.
11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?
Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.
Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.
12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
«И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!»
«И трубит уже молва:
Дочка царская жива!»
Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.
Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.
Будьте внимательны к слову
Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.
Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.
Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 9
Разработка внеурочного предметного мероприятия
Литературный час
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Подготовила
учитель нач. классов
Бреус И.Н.
ст.Нефтяная-2019г.
Цель: Обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи
Образовательные: активизировать имеющиеся у
учащихся знания о сказке; прививать любовь к чтению; учить работать в команде;
развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ;
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к книге; воспитание
выдержки и умения выслушать других; способствовать установлению доброжелательных
взаимоотношений между учащимися; учить на примере сказки Пушкина правильно
оценивать поступки героев;
Развивающие: способствовать развитию творческого мышления; развитие
внимания, памяти, мышления;
Формирование коммуникативных УУД:
·
Умения участвовать в
диалоге и оформлять диалогическое высказывание (умение объяснять свой выбор,
строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать; дополнять
ответы учащихся; работать в группе);
·
Умения строить
монологические высказывания (описывать объект: передавать его внешние
характеристики, используя выразительные средства речи).
Оборудование:
Иллюстрации из сказки, презентация, книги со сказкой
А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке, портрет писателя, карточки с вопросами и
заданиями, толковые словари, иллюстрация дерева- успеха.
Участники:
Ученики 2-го класса.
Ход мероприятия
I.ФАЗА ВЫЗОВА
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня мы собрались вместе с вами для того, чтобы провести
литературный час в виде групповой игры и в этом вы будете мне помогать!
-Прежде, чем я перейду к мероприятию, я хочу спросить у вас, знаете ли
вы, почему мы решили провести это мероприятие? Чему оно посвящено?
На доске эпиграф .
«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»
— Кто мог бы так сказать? Музыкант, поэт, или художник?
-Значить речь пойдёт о поэте.
-Представьте, что перед вами корзина, накидаем в неё разные идеи.
— Предположите, когда мог жить этот поэт, что он писал, какого он
возраста?
-Ребята,
перед вами ряд иллюстраций, ваша задача догадаться, кому принадлежат эти
предметы и из какого они произведения .
На доске иллюстрации:
невод, печатный пряник, море
—
Кто из вас догадался, о каком произведении пойдёт речь? А кто его автор?
-Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
—
Сегодня мы с вами войдем в замечательный мир сказок А.С.Пушкина. Вы уже прочитали
сказку о рыбаке и рыбке, посмотрели мультфильм, а сегодня мы продолжим изучение
этой сказки, внимательно проследим за её сюжетом и поговорим о главных
героях.
-Кто
сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? На «3»? Спасибо…
II. ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ.
— Перед вами лежат листочки с высказываниями . Прочтите высказывания.
Напротив каждого поставьте знак «+» или «-« в зависимости от того, верите
ли вы этому или нет.
Предложены высказывания
1.В этом году исполняется 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина.________
2. Произведения А.С. Пушкина знакомы нам с самого раннего детства.____
3. Александр был любимцем матери.____
4. Мама научила его писать и читать по –русски.______
-Проверить правильность ваших предположений вы сможете, прочитав о
Пушкине небольшую статью.
Слайд 1, 2,3
—
Ребята, вначале мы свами высказали разные идеи, какие из них подтвердились?
— Кто из вас сейчас может сказать, чему посвящен наш литературный
час? (В этом году отмечается 220-лет со дня рождения великого русского
поэта А.С. Пушкина)
-Предлагаю вам разделиться на три группы, по количеству главных героев
сказки. Каждый ряд –это группа. Напоминаем правила работы в группе.
а) каждый должен слушать
своих товарищей,
б) каждый должен принимать участие в работе,
в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна,
г)
каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят
Сказка о рыбаке и рыбке написана Пушкиным в 1833 году, то
есть 186 лет назад, и конечно многие слова, встречающиеся в сказке, сейчас
считаются устаревшими. Сейчас мы с вами поработаем над толкованием некоторых
слов. Каждая группа получает небольшой фрагмент сказки где встречаются
устаревшие слова. Ваша задача найти устаревшее слово в тексте, найти его в
толковом словаре и прочитать его значение. Распределите роли в группе: кто
читает фрагмент, кто находит устаревшие слова, кто работает с толковым словарём
и кто прочитает значения слов и ознакомит всех участников группы.
(Работа с толковым словарём)
1 группа.
Пошёл он ко своей землянке,
А землянке нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми , тесовыми вороты.
Землянка- крытое углубление в земле, вырытое для жилья.
Светёлка- небольшая комнатка, обычно в верхней части жилья.
2 группа
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчёвая на маковке
кичка.
Душегрейка- женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по
талии.
Парча – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми,
серебряными нитями.
Кичка- старинный праздничный головной убор замужней женщины.
3 группа
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка»
Пуще прежнего
старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой.
Хочет быть столбовою дворянкой.
Смилуйся- сжалиться, проявить милосердие.
Пуще- больше, сильнее
Столбовой – дворянин, относящийся к древнему потомственному
дворянскому роду, в 16 веке, заносившиеся в специальные столбцы(родословные
книги)
-Ребята, вы молодцы, соблюдая правила работы в группе справились с
заданием.
— А хорошо ли вы помните содержание сказки?
Предлагаю посоревноваться группам и поиграть в игру «Жокей и лошадь».
— Каждая группа получит вопросы по содержанию сказки, но ответы все
перемешались. Вам нужно найти ответ на ваш вопрос. Каждая команда – это «жокей»,
а ответ на вопрос это его «лошадь». Желаю каждой команде оседлать свою
«лошадь».
1 группа
1.С чем первый раз
пришел невод? ( с одною тиной)
2.С чем второй раз
пришел невод? ( с травою морскою)
3Что сделала старуха
в гневе, когда пожелала стать царицей?(ударила по щеке старика)
2 группа
1.
Куда отправила
старуха-дворянка старика работать?(на конюшню)
2.
Какое желание старухи
рыбка не исполнила? ( стать владычицей морскою)
3.
Каким было второе
желание старухи? ( изба)
3 группа
1.
Каким было первое желание
старухи? (новое корыто)
2.
Как бранила старика
старуха? (Дурачина ты, простофиля!»)
3.
Как старуха относилась к
своим слугам? (Она бъёт их, за чупрун таскает)
Проверим, как справились группы со своим заданием.
— Как вы думаете,
почему старик не отказывался ходить с просьбами к морю?
Давайте выясним,
какой характер у каждого героя.
— Вот сейчас вы будете
работать каждый в своей команде. Вы устно обсудите характер вашего героя, а
затем обобщите свои ответы и один из вашей команды даст характеристику герою.
1 группа -старуха ( жадная, вредная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, плохая,
требовательная, жестокая)
2 группа- старик(добрый,
старый, послушный, исполнительный, работящий, хороший, безотказный.)
3 группа – рыбка(добрая,
послушная, исполнительная, вежливая, красивая, жалостливая, хорошая.)
-Напишите групповой
синквеин о вашем герое (пятистрочие)
1 строчка-
(существительное)
2 строчка (два
прилагательных)
3 строчка (два
глагола)
4 строчка(одно
предложение)
5 строчка (слово
синоним)
-Прочитайте, что у
вас получилось.
Рыбка старик
Добрая.
Отзывчивая безвольный, безотказный
Плавала, исполняла
выполнял, просил
Рыбка исполняла
желания старухи. Старик боялся ослушаться старуху.
Милосердие
невежа
Физ. минутка
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и провести физкультминутку
Продолжаем работу по
сказке.
.- Кто из героев вам
больше всего нравится? Почему?
– Вы уже сказали, что
старуха за свою жадность была наказана. Она оказалась опять у разбитого корыта.
— Почему был наказан
старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
— Являются ли
положительными такие качества, как безвольность?
— Смиренность,
податливость – положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но
в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе,
возразить ей, указать на ее неправоту, остановить ее жадность. Он не смел ей
перечить, слепо подчинялся, выполняя все ее прихоти.
— Случается ли такое
в жизни?
– В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой
характер, твердо сказать – нет. Например, если окружающие или знакомые просят
тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
— Мы начали наше
занятие с эпиграфа
А.С.Пушкина «Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок»
– Какой же урок
преподал нам великий поэт?
Выберите наиболее
точную формулировку:
Слайд 4
Как здорово
поймать волшебную рыбку.
Как плохо быть
сварливым и жадным.
Если ты сварливый
и жадный, ты можешь потерять свое счастье.
Есть ситуации, когда
необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать.
— Ребята, вы молодцы
мне очень понравились ваши ответы.
III. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
На доске нарисованное
дерево.
– Ребята, как вы
думаете, что это такое.
– Правильно, это
дерево, но это не простое дерево, а дерево-успеха. Как вы думаете, чего ему не
хватает?
-Правильно листочков.
— У вас на столах
лежат конверты, а в них листья зеленые, красные и желтые. Если вам сегодня на
занятии все было понятно и интересно, вы должны повесить на дерево зеленые
листочки, если что-то было непонятно – желтые, а если вы вообще ничего не
поняли, вам было скучно и неинтересно – красные.
— За работу. Свой
выбор надо подтвердить словами, что понравилось, а что нет
— Ребята, посмотрите,
какое у нас получилось дерево.
— Проходят годы, но
во все времена дети будут с удовольствием читать и перечитывать сказки
А.С.Пушкина. Сегодня мы поработали только с одной сказкой, но осталось ещё
много не известного. Я думаю, что у вас возникнет желание познакомиться и с
другими сказками этого великого писателя.
-Спасибо за активную
работу.
Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам.
Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.
- Содержание
- Загадочный и чудесный мир сказок
- Мудрость в сказках Пушкина
- Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
- Сказки Пушкина (список всех сказок)
- На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.
Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей.
Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех.
Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!
Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.
Загадочный и чудесный мир сказок
Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.
По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.
Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.
Мудрость в сказках Пушкина
Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов.
В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины.
Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.
В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.
Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из “Сказки о царе Салтане…” о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором.
Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев “в чешуе, как жар горя”. Нельзя без внимания оставить и знаменитое “У лукоморья”, где собраны многочисленные сказочные персонажи.
С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.
Сказки Пушкина (список всех сказок)
Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.
Вот список сказок Пушкина:
- “Сказка о рыбаке и рыбке”,
- “Сказка о попе и о работнике его Балде”,
- “Сказка о золотом петушке”,
- “У лукоморья дуб зелёный…
” (вступление к поэме “Руслан и Людмила”),
- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
- “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”,
- “Сказка о медведихе”,
- “Песнь о вещем Олеге”,
- “Царь Никита и сорок его дочерей”,
- “Жених”.
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.
Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
“Сказка о попе и работнике его Балде”
“Сказка о попе и работнике его Балде” расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб.
При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду. Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника.
«Не гонялся бы ты поп за дешевизной» – в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.
“Сказке о рыбаке и рыбке”
Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.
Конечно же, «Сказка о рыбаке и рыбке» – пушкинская сказка сказок. Говорят, что это сказка Пушкина о муже и жене, о том, как не должны выстраиваться отношения между мужем и женой. Муж поставлен в семье главой и представляет собой разумное начало. Именно его задача корректировать эмоциональность и импульсивность жены.
Интересно, что в сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка, а в названии присутствует только рыбак и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке.
А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.
Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен.
Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула.
Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.
Фразеологизм “разбитое корыто” ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.
“Сказка о царе Салтане”
«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна.
Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки.
Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке.
Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.
Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя.
Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря.
В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.
Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном.
Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом.
И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, – с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.
Читая “Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы – мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.
Царевна прекрасна собой, она не белоручка, – в терему у семи богатырей она все хозяйство взяла на свои плечи, она скромна, «тиха», верна царевичу Елисею. Ей противостоит царица-мачеха, которая хоть и красива внешне, но имеет гордый, злобный и завистливый характер. Основным ее занятием является самолюбование, «самоистуканство».
Царевич Елисей воплощает собой верность. Он похож на богатыря, который ради поиска любимой, бесстрашно отправляется на край света и на равных обращается со стихиями – Солнцем, Месяцем, Ветром. Добро и любовь побеждает: Елисей находит царевну, разбивает хрустальный гроб, и царевна оживает.
Зло наказано: царица-мачеха умирает от злобы и зависти.
Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату.
Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице.
Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.
“Сказка о золотом петушке”
Чему учит сказка о Золотом петушке?
Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться.
А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог.
Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.
“Руслан и Людмила”
Сказочная поэма “Руслан и Людмила” погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.
“Жених”
Малоизвестная сказка-баллада “Жених” предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда.
Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков.
Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».
Сказки Пушкина для детей – поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.
Викторина для детей на тему – Сказки А.С. Пушкина
Суть сказок Пушкина. Скрытые смыслы, секреты и коды – МЕТАИССКРА
Суть сказок Пушкина давно уже обсуждается в эзотерических кругах, как многоуровневое послание потомкам. Предлагаем взглянуть на суть сказок Пушкина немного под иным углом через призму сеанса ведомой медитации. Далее словами ведущего гипнолога
Суть сказок Пушкина, осознанная через сеанс ведомой медитации
Задачи на сеанс: Тема Пушкина. Ранее приходил в сеансе, пришло время выяснить – зачем?
Попадаем в иную жизнь, похоже на Древнюю Русь, В.
– юноша, одежда славянская, идёт по лесной тропинке к своей возлюбленной, в спину летит стрела, не простая – с магическим влиянием, вокруг неё голубое свечение.
Прослеживаем, откуда летит, пришло слово Колдун, увидела мужчину с чёрной бородой, в чёрных сапогах и плаще, имя Эригор (В. Сразу обратила внимание созвучность его имени со словом «эгрегор»).
Эригор сообщает, что он воин, представитель эгрегориальной структуры, контролирующей, чтобы люди как можно меньше испытывали чувство безусловной Любви. Задача этой структуры – следить, чтобы через проявление истинной любви, люди не просыпались от эволюционного сна.
Функции Эригора, как адепта данной структуры – отслеживать тех, кто уже готов проснуться и через магические стрелы – погружать обратно в сон. Стрелы поражают через увлечение чувственной любовью, именно как земного человека.
Таким образом, вовлекаясь в земные эмоции и страсти, человек открывает к себе возможный доступ этого эгрегора.
Как выглядело внешне подключение Эригора к эгрегору — от его тела шли вниз конусообразные трубы, т.е. подключение было не сверху, а снизу, было ощущение нижних миров.
Эригор был действительно сильным воином, попался на своём чувстве вины и глубокой печали, не смог спасти и защитить свою жену. Через эти низкочастотные эмоции (печаль и вина) открыл к себе доступ данному эгрерогу и завязался контракт.
Его расплата за связь с эгрегором, в этом воплощении – бездетность.
Моё понимание как гипнолога этого сеанса: один из вариантов выхода из нашей Земной матрицы — повышение своих вибраций через безусловную Любовь.
Любовь, как энергия, имеет свою вибрационную шкалу, высшая точка- безусловная любовь, она очищает и подвигает человека к дальнейшей эволюции своей Души, низшая точка – страсть (земная чувственность и всё, что с этим связано) если человек чрезмерно увлекается чувствами и страстью и становится зависим от этого (не только в отношениях мужчинаженщина, но и та самая слепая эгоистичная любовь к своим детям, близким и т.д.), то у него повышаются шансы зависнуть в матрице через свои привязанности.
Ведь когда мы кого-то любим не как божественную Душу, а как конкретного человека, часто возникает страх потери этого человека, а когда происходит эта потеря, как например у Эригора, может возникнуть чувство вины, горечь утраты, жалость к самому себе.
И здесь ты становишься уязвимым для различного рода подключек, блоков, кармических узлов и т.д., это всё и удерживает в Сансаре (Земной матрице).
Одна из задач Души воплощенной в земное тело – научиться любить и пройти путь через земную страсть/ любовь к любви безусловной, научиться любить, не привязывая к себе объект любви, и не привязываясь самому через свой эгоизм.
Смотрим, проявлен ли Эригор в данном воплощении в жизни В., увидела его своим коллегой на работе. Между ними есть связь в виде двух верёвочек, зелёная – на уровне ног, красная – в районе горловой чакры.
Красную убирает Хранитель, зелёную оставляем – это связь по работе, идут в одном направлении, решая общие задачи, как коллеги. Эригору предоставляем возможность разорвать контракт и себя почистить.
Возвращаем его и забираем свою энергию, благодарим за урок, прощаемся.
Суть сказки Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
А дальше всё как в сказке Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Здесь небольшое отступление. Суть сказок Пушкина для изучения у нас с В. возникла в самом первом нашем совместном сеансе на курсах. Тогда погружала меня В., и во время чистки неожиданно появился Александр Сергеевич. Тогда мы попросили его подождать, т.к.
были другие вопросы, и уже позже, когда писала отчёт по тому сеансу, размышляя на тему почему вдруг он пришел к нам, связала это еще с тем, что сам сеанс проходил в г. Пушкин, где живёт В. В этот раз, мы решили сделать отдельный запрос на эту тему.
После прощания с Эригором, сразу возникла сцена из той самой сказки Пушкина.
Напоминаю, мы просматриваем ПЖ В., где она юноша идёт к своей возлюбленной. По лесной тропинке выходит на поляну, где между крон деревьев висит хрустальный гроб, светящийся изнутри – в нём спящая девушка. Юноша подходит к нему, открывает крышку – целует свою возлюбленную, она просыпается: «Как долго я тебя ждала!», юноша берёт её на руки и уходит в свет.
Решаем посмотреть суть сказок Пушкина подробнее
Сама сказка имеет несколько слоёв, т.е.
многомерна (аналогия с рунами, у них несколько уровней прочтения) например, в одном из своих сеансов (когда я просматривала своё воплощение боевого мага) увидела как работает боевая руна на тонком плане – вначале руна в виде обычного плоского знака, становится объёмной, в момент произнесения руны вслух, знак становится объёмной голограммой перетекающей через звуковую вибрацию в энергию и дальше уже на физическом плане происходит воздействие этой энергии на физический объект, в моём случае это был противник на поле боя.
Так и с сутью сказок Пушкина. Когда родитель читает ребёнку сказку Пушкина, на тонком плане — через звуковые вибрации идёт пробуждение Искры ребёнка! Происходит запуск процесса пробуждения Души. Т.е. в момент прочтения сказки создаётся определённое энергетическое поле, которое начинает взаимодействовать с тонкими телами ребёнка.
Суть сказок Пушкина. Кем вообще был автор и что хотел сказать?
Смотрим аспект Пушкина. Это был волхв, очень сильный. Таким образом он зашифровал и сохранил знания. Каждая сказка выполняет определённую функцию.
Т.к. отдельно не готовились рассматривать именно сказки Пушкина, получилось вкраце считать основную суть и то не всех (какие вспомнили):
«Сказка о попе и его работнике Балде» — вышибает дурь из человека.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — раскрытие сердца и точки любви.
«Сказка о рыбаке и рыбке» — прорабатывает лень.
«Сказка о царе Салтане» — если у человека суть воина пробуждала доброту, а не агрессию, т.е. активация воина с добром (защитники, а не убийцы).
Так же В. увидела много его неизданных рукописей, лежат «под сукном» в лесной избе где-то на Урале. Поначалу, в его произведениях магия была слишком явной, те его вещи – остались неизданными, потом он стал писать по-иному. Возможно поэтому выбрал жанр сказок, к ним серьёзно не относились.
- Сам Пушкин. Пришел в своём классическом образе – длинный сюртук, цилиндр, трость… прямо-таки:
«Как денди лондонский одет, - Он наконец увидел свет.»
В (ему): Зачем приходил в наш первый сеанс?
О: Проверял готовность на получение информации, тогда оказались еще не готовы.
Далее его образ стал меняться, высокий, длинные светлые волосы, голубые глаза – его истинная суть, то, каким его описывают современники, включая портреты – попытка скрыть его настоящего. Пытаемся понять, всё-таки что видит В., то как он выглядит на тонком плане, или он действительно был с этой внешностью, а по каким-то причинам в истории ему приписали предков эфиопов.
О: Глубоко копаете, не нужно.
Смотрим есть ли воплощенные его аспекты а нашей реальности, идёт яркий луч на Ближний Восток.
В: Что хочет нам сказать или передать?
Даёт свиток перевязанный красной лентой.
О: Дальше сами.
Если развернуть свиток, там рисунок кристалла в пространственной проекции в виде схемы. Идёт понимание свитка как пробуждение определённой энергии, для её активации нужно физически попасть в царско-сельский лицей Пушкина, и на тонком плане развернуть этот свиток. Доступ в лицей самой В.
закрыт, т.к. лицей находится под контролем церковного эгрегора, за ним стоит эгрегор военных структур. Задача В. передать этот свиток человеку с задачами воина, он сможет туда зайти и сделать то, что нужно. В. увидела, кому именно она должна передать свиток (человек из нашей группы).
Далее Александр Сергеевич оставил подарок мне (гипнологу), чем несказанно удивил – пероперьевую ручку. Моя задача писать и через печатный текст активировать людей, выкладывая в свободный доступ «плоды трудов своих печатных» ))
Суть сказок Пушкина и неизданные произведения
В: Неизданные произведения в данный момент как-то работают в пространстве?
О: Всё новое, хорошо забытое старое, это придёт через другое проявление. Пока с вас хватит.
- Поклонился и ушел.
Суть сказок Пушкина и информация, пришедшая после сеанса
Сейчас многое на Земле меняется, приходят новые энергии и может пришла пора и нам дополнить тему связи безусловной и земной (чувственной любви).
Часто встречается информация, что любовь земная – это матричная тема и лучше от неё отказаться в пользу безусловной. Здесь прослеживается чёткая параллель к телу и душе. Тело грязное (матричное), а душа светлая (безусловная).
К примеру унижением тела (оно же грязное) можно очистить душу. Здесь эхом звучит знаменитая формула управления «Разделяй и властвуй».
Несомненно, безусловная любовь есть суть, апофеоз Творца и его творений. А тело с течением жизни естественно загрязняется и его можно очищать как снаружи, так и внутри. Только зачем же разделять эти понятия? Может здесь на Земле одним из основных уроков человека (помимо раскрытия осознанности и принятия) является взращивание одной любви из другой и их гармоничное объединение?
Причем не важно, какая любовь была первична в человеке: земная или безусловная. Да, и такое бывает, что человек сначала постигает небесную любовь, а потом уже наслаждается радостями чувственной любви. Равно в той мере это относится и к тандему души и тела: привести их к гармоничному существованию.
Ведь тело есть суть чувственной любви, а душа – безусловной. Всё вышесказанное относится не только к отношению между мужчиной и женщиной, но прежде всего к построению отношений внутри себя. Ведь в каждом человеке живет как женское, так и мужское начало.
Задача души — привести к гармонии эти два начала исходя из того, в каком теле произошло воплощение.
В сеансе Юноша как мужчина находит свою женщину, помогает ей раскрыть сердце через любовь (открывает крышку гроба), целует её (момент принятия её как женщины и части женщины в себе) и уносит её на руках в свет (достижение гармонии). Эти процессы конечно взаимны.
Кроме того, во всех сказках не девушка бегает и спасает из темницы своего суженного, а всегда юноша. Пушкин через эти образы чётко показал суть мужской энергии (активная, целеустремленная, преодолевающая барьеры и т.д.) и женской (пассивная, спокойная, умиротворенная и т.д.).
*сеанс новых гипнологов
Лекция на тему :
В.А. Ефимов — Тайные коды Пушкина (Полная лекция)
Читаем другие статьи-сеансы на тему разговоров с Пушкиным:
Земная любовь, как преграда работе команд
Космическая любовь
Короткий разговор с Пушкиным
Начало интервью с Пушкиным
Интервью с Пушкиным и Сен-Жерменом (Ч. 2)
Интервью с Пушкиным (Ч. 3)
Реальность многомерна, взгляды на неё многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней, каждая из которых должна рассматриваться как частный случай, описанный через личную призму убеждений, миропонимания и доступных знаний рассказчика в текущем моменте.
Эта призма может не совпадать с вашей или существенно отличаться от общепринятых концепций, ибо каждый имеет право на свое индивидуальное восприятие реальности и точку зрения. Частное мнение рассказчика не обязано отражать другие мнения, знания, ожидания и «прописные истины», ибо истина безгранична, а реальность постоянно меняется.
Берем свое и оставляем чужое по принципу внутреннего резонанса
О методике | Обучение | Запись на сеанс | Отзывы о сеансах и курсах | Коучинг | Консультация психолога | Вебинары
ВРАКИ.НЕТ
В литературоведении сказка — содержащий фантастический вымысел вид устных повествований, который формировался во взаимосвязи с мифологией, фольклорная проза.
Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных. Характеры зверей и птиц отражают социальные отношения и конфликты.
Волшебные сказки воплощают стремление людей к лучшему, рассказывая о магических предметах и явлениях. Бытовые – раскрывают социальные отношения.
Вместе с тем, стоит отметить, что признаки, которые характеризуют ту или иную сказку, являются гибкими и взаимопроникающими.
Красота народных сказок открывается в творчестве Аксакова, чей «Аленький цветочек» не тускнеет со временем, Баженова — его магическая «Малахитовая шкатулка» интересна как детям, так и взрослым. Интересны сказки в переводе В.А. Жуковского, например, «Тюльпанное дерево» братьев Гримм, не теряет популярности замечательная сказка в стихах «Конёк-горбунок» Ершова.
Сказки А.С. Пушкина, созданные на основе народных преданий, закономерно продолжают традиции предшественников, но занимают особое место в литературе.
Во многом это определено стихотворной формой сказок, сделавшей их выразительными, содержательными, легкими для запоминания.
Основная значимость этих произведений заключается в том, что, через систему образов, автором отражены быт, нравы, отношения между людьми. Все то, что важно и для современного читателя.
Сказки Пушкина
Сказки Пушкина – универсальны: они одновременно являются и волшебными, и бытовыми, и социальными. Так, в «Сказке о золотом петушке»:
- Верный сторож, как со сна,
- Шевельнётся, встрепенётся,
- К той сторонке обернётся
- И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!
- Мы видим и волшебство, и социальную проблему: вряд ли возможно успешно царствовать, бездействуя, переложив ответственность на кого-то другого, тем более, на птицу.
- В сказке «О рыбаке и рыбке» показана подобная ситуация – старуха пытается решить свои бытовые вопросы с помощью рыбки, а не реальных действий. Чем больше власти у старухи, тем больше она ею злоупотребляет:
- «Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает».
Достигая желаемого, старуха не знает меры, и в результате остается у разбитого корыта. В приведенных примерах просматривается позиция самого Пушкина, у которого, как известно, были непростые отношения с властью. С другой стороны, сказка сама по себе является универсальным «хранилищем», зеркалом человеческих пороков и достоинств.
Как уже упоминалось выше, сказка – своеобразная трансформация мифа. Стоит отметить, что в произведениях Пушкина мифотворческий элемент проявляется особенно сильно. Так, в «Сказке о царе Салтане…», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» обращения к волнам, ветру, солнцу, месяцу можно рассматривать, как отсылку к древнейшим верованиям.
Отравленное яблоко, съеденное царевной, вызывает ассоциацию с античной мифологией – достаточно вспомнить яблоко раздора или «молодильные» яблоки Гесперид. В сказках Пушкина присутствуют различные мифические существа: царевна Лебедь – архетип – оборотень, причем ее магическими свойствами наделяется и князь Гвидон, превращаясь в насекомых.
Царица смотрит в волшебное зеркало, и, по сути, является злой ведьмой, воплощением негативных качеств, молодая царевна, напротив, олицетворяет позитивные. Шамаханская царица в «Золотом петушке» – одновременно и сирена, которая всех очаровывает, и мираж, греза.
Таким образом, сказка – явление не только развлекательное, но и познавательное, побуждающее к размышлению.
Сказки Александра Сергеевич Пушкина – наследие не только поэтическое, но и этнографическое. Благодаря работе поэта мы можем знать, как жили люди в давние времена, как одевались, иметь представление об иерархии отношений. Характерная особенность сказок Пушкина – соединение реального и фантастического, причем осуществленное так искусно, что различий словно и нет.
В сущности, читаешь о любви, ревности, хитрости, войне, свадьбах, рождении, смерти. О том, что есть в жизни человечества с момента его возникновения. Конечно, об этом можно говорить и прямо, не в иносказательной форме сказки, но ключевое здесь – сказать, сказывать.
Делает это каждый по-своему, но, чтобы донести событие, мысль или поучение до слушателя, речь должна быть оформлена просто, понятно, на основе известных понятий. И в этом случае на помощь приходит сказка – универсальная форма повествования.
Многие сказки мира похожи: «Аленький цветочек» – интерпретация сказки «Красавица и Чудовище», французская «Золушка» похожа на русскую «Крошечку-Хаврошечку», «Морозко» – на «Госпожу Метелицу». Значение сказок Пушкина состоит в том, что ему удалось синтезировать многие узнаваемые сказочные детали, обогатить их национальным колоритом.
Каждое его творение прекрасно по-своему, но по-настоящему народной, думаю, можно назвать «Сказку о попе и работнике его Балде». Это история, прежде всего, социальная, бытовая. С точки зрения современных реалий, она посвящена отношениям работодателя и соискателя – работника. Как мы знаем, работника зовут Балдой. Значение слова «балда» – недалекий, глупый человек.
Между тем, не поп – действительно, «толоконный лоб», а именно Балда добивается своего: ему удалось и чертей перехитрить, и оброк принести, и «плату» – щелчки, с попа получить. При этом, то обстоятельство, что Балда – дешевый работник, роли не играет, ведь он – человек умелый и ответственный, свою работу делает хорошо.
Причем, как здравый человек, он справедливо полагает, что всякий труд должен быть оплачен. Между тем, попа именно расплата и беспокоит, превращаясь в навязчивую идею. Эта сказка – отражение мысли о том, что то, чего боишься больше всего, в итоге настигает тебя. Также она предостерегает: согласно известной поговорке, « и на старуху бывает проруха», в данном случае – на старика-попа.
Мифы, предания, легенды, сказки с древнейших времен стали средоточием опыта, накопленного людьми, передаваемого из уст в уста, отражением представлений о возникновении Вселенной, нравственных ценностях, жизни в целом.
Символика сказок Пушкина
Знаменитые сказки Пушкина по праву стали достоянием не только отечественной, но и мировой литературы, в которой аналогов им нет.
Герои сказок предстают перед читателем во все многообразии отношений, касающихся семьи, любви, дружбы, доблести, ревности, умения выжить. В «Одиссее» Гомер повествует о возвращении домой после Троянской войны.
В «Сказке о царе Салтане…» мотив в некоторой степени повторяется: царь Салтан едет на войну, возвращается, теряет семью, но потом снова ее находит.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» во многом повторяет символику Белоснежки. Это – волшебное зеркало, злая мачеха, яблоко, стеклянный гроб, семеро богатырей, как более уместные для русской сказки персонажи.
И снова обыденное соединено с фантастическим: отец царевны становится вдовцом и женится во второй раз, маленькая царевна в переносном значении теряет отца, попавшего под влияние новой жены.
Царица неудержимо ревнует к царевне-сопернице… В то же время пес, наделенный чутьем, пытается предостеречь царевну от встречи с переодетой ведьмой, откусив от яблока, царевна кажется спящей а не мертвой. Несмотря на мифологические детали, сказка, по сути, посвящена конкретному вопросу: поиску счастья, которое у каждого – свое.
На протяжении веков сказка была средоточием духовного опыта людей, выраженного в образной форме. Так, колдун – существо злое, показано в облике хищного коршуна, лебедь – издавна ласковое название на Руси, комплимент, поэтому царевна обладает образом этой птицы.
Зеркало – проводник в мир неведомого, в него и смотрится мачеха, чтобы поддерживать свою необычную красоту. Волшебство, красота, справедливость – вот основные мотивы творчества Пушкина. Его сказки также можно отнести к дидактическим, то есть, содержащим поучение. Многие выражения из сказок Пушкина стали крылатыми.
“Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Сказки Пушкина – волшебная история преображений героев, природы, самой действительности, которая образно охватывает период от сотворения мира до современных автору явлений.
Особенно хочется отметить красоту и плавность стиха, которым написаны сказки, выразительность пейзажных и портретных описаний.
Сказки актуальны и в наше время, потому что действительность постоянно меняются, но извечные человеческие ценности: любовь, красота, дружба, остаются прежними.
Значение сказаний, сказок для человечества неоспоримо – они, являясь колыбелью мировой литературы, содержат в себе национальную специфику, характеры, быт, а значит, выступают отражением национальной культуры в целом. Но основное их значение заключено в заложенном авторами стремлении совершенствования мира и человека.
С давних пор люди мечтали управлять силами природы, хотели понять, что происходит в окружающем мире. Мечтали о плодотворном труде, счастье, справедливости. Мечты людей разных стран, по сути, были сходными, но выражались в индивидуальных формах.
Из ожиданий и надежд человечества, веры в чудеса возник волшебный сказочный мир. В сказке отражено стремление людей к творчеству, реализации фантазии. Случается и так, что фантазия становится частью действительности.
Например, летающая машина – самолет, названа по сказке, где, как известно, был ковер-самолет. А знаменитое яблоко на тарелке – чем не современный Интернет?.. В своих многогранных сказках Пушкин, силой своего гения, предвидел многие достижения современности.
Между тем, сказка не стареет, являясь уникальной и полезной частью действительности.
А.
С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель
урока: познакомить обучающихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке».
Задачи:
познакомить с биографией А.С. Пушкина, способствовать обогащению словарного
запаса. Развивать умения выразительного чтения, передавая интонацией
настроение.Воспитывать доброту, милосердие.
Ход урока:
Улыбка
нужна нам самим и другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь
мне.
2. Актуализация
знаний.
— А
сейчас проведем небольшую разминку. Я читаю слова, по которым
вы должны узнать сказку.
1.
Служивый, котел, варево, горсточка крупы. («Каша из топора»)
2.
Яблоня, печка, речка, мышка, пирожок. («Гуси – лебеди»)
3.
Куманек, окрошка, каша, тарелка, кувшин. («Лиса и журавль»)
— Молодцы,
ребята!
—
Ребята, мы вспомнили сказки. На какие две группы делятся сказки? (народные,
авторские) на доске кластер
—
Чем авторская сказка отличается от народной? (Авторскую
написал автор, народную – народ)
Авторы
народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с
возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который
раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.
По
описаниям устного портрета попробуйте догадаться о каком авторе идёт речь.
—
Давайте вспомним творчество А.С.Пушкина.
А.С.
Пушкин в детстве. Родился поэт 6 июня 1799 г. В городе Москва.
Родители
поэта. Его родители: отец Пушкин Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были
дворяне, но не богатые.
Бабушка
поэта. Грамоте Пушкина обучала его бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили
русские и иностранные гувернеры.
Няня
Арина Родионовна. Воспитывала будущего поэта и прививала любовь к сказкам няня
Арина Родионовна.
Царскосельский
лицей. В 12 лет Александра Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей. Там
он написал первые стихи.
Изучение
нового материала.
1.
Просмотрите отрывок из мультфильма и сформулируйте тему урока. («Сказка
о рыбаке и рыбке»).
– Знакома
вам эта сказка?
—
Назовите главных героев. (Старик, старуха.)
—
Какое чудо великое произошло? (Рыбка заговорила)
Физкультминутка.
2.
Первичное чтение. Учитель включает аудиозапись сказки. Внимательно
слушаем и ищем непонятные слова.
3. Чтение
с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет
словарная работа. Объясняются слова и выражения:
1
часть
Ветхая
землянка — старый дом, вырытый в земле;
Невод —
большая рыболовная сеть
Пряла
пряжу – крутить нить из волокон
Тина
– скопление живущих в воде растений, в основном водорослей.
Взмолится
– просить, умолять
Молвит
– говорит
Старче –
старик
Откуп — плата;
— Где
жили старик со старухой?
—
Сколько лет они жили?
—
Какое чудо произошло?
2
часть
Простофиля —
глупый, несообразительный человек.
Корыто —
большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для
других домашних дел.
— Как
отнеслась старуха к рассказу старика?
—
Какой вам представляется старуха?
—
Каким вам представляется старик?
3
часть
Кликать —
звать
Разбранила –
разругать
— Что
попросил старик у рыбки? (Новое корыто)
— Что
ответила рыбка старику? Зачитайте из текста. («Не печалься, ступай себе
с Богом. Будет вам новое корыто».)
4
часть
Воротился –
вернулся
Пуще –
больше
Бранится –
ругается
В
корыте много ль корысти – в корыте много ль
выгоды, пользы.
— Что
теперь захотелось старухе? (Избу)
5
часть
Сварливая
баба – ворчливая, склонная к ссорам
Землянка
– углубленное в землю жилище
Изба
со светёлкой – светлая
комната, отделённая сенями от кухни.
Тесовые
ворота – сделанные из теса, из тонких досок.
Черная
крестьянка – простая крестьянка
Столбовая
дворянка – дворянка старинного и
знатного рода.
— Была
ли рада старуха избе? (Нет)
— Кем
захотела быть старуха? (Столбовою дворянкой)
6
часть
Вздурилась
– без толку рассердиться
Физкультминутка.
— Я
назову слова, если это слова положительно характеризует человека – приседание,
если отрицательно – хлопок над головой.
—
добросовестный
—
аккуратный
—
небрежный
—
старательный
— грубиян
7
часть
Душегрейка
— верхняя женская одежда для праздников наподобие кофты
Парчовая
– плотная узорчатая шелковая ткань
Кичка
– старинный женский головной убор
Перстень
– кольцо, надеваемое на безымянный палец
Чупрун
– прядь волос, спадающая на лоб
—
Отблагодарила старуха старика?
—
Куда, отправила его старуха? (Служить на конюшне)
— Во
что была одета старуха? (Душегрейка, кичка, жемчуга на шее, золотые
перстни, красные сапожки.)
8
часть
Белены
объелась – обезумел, одурел
Осердилась
– рассердилась
Поведут
поневоле – вопреки желанию
— Кем
теперь хочет быть старуха? (Вольною царицей)
9 — 10
часть
Бунтует
– возмущается
Царские
палаты – большая красивая комната в них жили бояре
и цари царевны.
Заморские
вина – привезенные из-за границы
Пряник
печатный – пряник с оттиснутым
(отпечатанным) рисунком или буквами.
Вкруг
– вокруг
Очи –
глаза
Поделом тебе
старый – справедливо, заслуженно
Невежа –
грубый, невоспитанный человек
— Кем
теперь захотела стать старуха?
—
Почему это желание испугало старика?
—
Выполнил ли он приказ старухи?
— Как
изменилась старуха?
— А
почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?
—
Когда так говорят? {Когда человек не соответствует месту, которое
занимает.)
11
часть
Царедворцы
– лицо, занимающее должность при царском дворе,
придворный
Морская
владычица – морская царица
Была
на посылках – служить кому-н., исполняя мелкие и простые
поручения.
12 —
13 часть
Перечить
– возражать кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.
Глядь
— смотреть
—
Почему рыбка ничего не сказав, ушла в глубокое море?
— Посмотрите,
как постепенно меняется море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что
требовала старуха. (Написать на доске)
Море
слегка разыгралось Корыто
Помутилось
синее море Изба
Не
спокойно синее море Дворянка
Почернело
синее море Царица
—
Почему так происходит?
— Как
заканчивается сказка?
Работа
в парах.
— Кто
является главными героями сказки? Давайте выясним, какой характер у
каждого героя. Слова, которые характеризуют старуху, подчеркните
красным цветом. Слова, которые характеризуют старика, зеленым
цветом. Попробуйте доказать характер каждого героя, примером из
текста.
—
Помогите мне подобрать к каждому герою свою характеристику.
Характер
старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер
старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.
-Кто
из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер
старухи? (Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых,
злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.)
—
Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? (Она
опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать,
выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в
речи.)
— Что
оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
—
Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, добрым
характером?
—
Являются ли положительными такие качества, как безвольность,
смиренность, безответность? (Дети приходят к выводу, что безвольность
(отсутствие воли) — отрицательная черта. Смиренность,
безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они
оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять
жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность.
Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её
прихоти.)
— Случается ли
такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить
свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие
или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим
поступком.)
—
Приведите примеры. (Обидеть кого-то,
отобрать или украсть чужую вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.)
5.
Итог урока.
— Пушкин
писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
— А
какой урок мы возьмем из этой сказки? (А еще, ребята, когда человек
жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не
достигнет, он останется у разбитого корыта.)
—
Ребята, а чтобы вы попросили у золотой рыбки?
6. Рефлексия.
Домашнее задание.
—
Дайте характеристику золотой рыбке.
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
План-конспект урока
по предмету: детская литература с практикумом
по выразительному чтению
на тему: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
выполнила:
студентка 3 курса
Устинова Е.С.
Саратов, 2020
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство со сказками А.С. Пушкина, изучение произведения «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи урока:
Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть отдельные фразы и слова из текста, описывать характеристику героев и мотивы их поступков.
Воспитательные: воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина, создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, жадности, хитрости.
Развивающие: развить навыки выразительного чтения, устную речь, память мыслительные навыки, воображение, умение анализировать произведение, обогатить словарный запас.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, в парах.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карандаши/фломастеры, конверт.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть (стр.100-101)
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Итак, начнем наш урок.
2. Актуализация знаний
Цель: проверить усвоение материала предыдущего урока.
— На прошлом уроке вы познакомились с биографией и творчеством великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии:
1) Где родился А.С. Пушкин? (Москва), в каком году? (1799)
2) Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна)
3) Любимое время года поэта? (Осень)
4) Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)
5) Скажите, любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки любят читать дети и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)
5) Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)
6) Сколько их? (5)
7) Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)
3. Вступительная беседа
Цель: подвести детей к формулированию темы урока
В мире много сказок —
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
Сегодня мы будем работать с одной из сказок Пушкина. Угадайте, как она называется?
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о … .
(Рыбаке и рыбке)
4. Словарная работа
Цель: расширить словарный запас детей, разъяснить значение устаревших слов.
Давайте посмотрим, знаете ли вы значения этих слов:
- ветхая землянка- старый дом, вырытый в земле;
- корыто – большой продолговатый сосуд для стирки белья;
- невод – большая рыболовная сеть;
- кликать – звать;
- тина – скопление водорослей в воде;
- откуп – плата;
- корысть — выгода, польза;
- бранится – ругается;
- чупрун – чуб;
- душегрейка – верхняя женская одежда;
- простофиля — глупый, несообразительный человек;
- пуще- больше.
5. Первичное восприятие текста
Цель: познакомить с сюжетом и героями произведения.
Откройте учебник на странице 30. Я буду читать текст, а ваша задача- внимательно слушать. (учитель читает 1 часть сказки). Итак, ребята, ответьте мне на вопросы:
- -Где жили старик со старухой? (в землянке)
- -Чем занимался старик? (ловил неводом рыбу)
- — Что делала старуха? (пряла пряжу)
- — Сколько лет жил старик со старухой? (33 года)
- — Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
- — Что происходило каждый раз? (не мог поймать рыбу)
- — Почему старик отпустил рыбку? (ему стало жалко рыбку)
Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)
Давайте продолжим читать и узнаем, оправдались ли ваши предположения!
(Продолжение чтения текста (части 2-7) учениками (по выбору учителя)).
6. Физкультминутка
Цель: обеспечить физическую и эмоциональную разгрузку
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
7. Вторичное восприятие текста
Цель: ознакомление с сюжетом и героями произведения.
А вот следующие части сказки мы прочитаем по ролям (Ч. 8-11). Давайте определимся, какая роль кому достанется! Выбираются дети для чтения по ролям, а все остальные следят по тексту.
8. Проверка
Цель: провести анализ прочитанного с целью проверки усвоения материала.
А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали сказку.
Расскажите, в каком порядке старуха высказывала свои желания:
- Попросила избу.
- Захотела быть владычицей морскою.
- Попросила корыто.
- Желает быть столбовой дворянкой.
- Хочет быть царицей.
— Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)
— Какой представляете рыбку?
— Почему рыбка выполняла все просьбы старика?
— Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)
— Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)
— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
— Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком).
9. Итог урока
Цель: зафиксировать новое содержание урока.
- Кто автор произведения, которое мы прочитали на уроке? (А.С. Пушкин)
- Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)
- Понравилась ли вам сказка?
- Какая часть сказки показалась вам самой интересной?
- Как можно было по-другому назвать эту сказку? (Морская сказка, Золотая рыбка, Три желания)
- Чему нас научила эта сказка?
- Как могли бы развиваться события дальше? (предположения детей)
Если вам сегодня было интересно на уроке- хлопните в ладоши.
10. Творческая работа
Цель: развитие творческих способностей.
Задание 1. Восстанови цепочку:
Задание 2.
Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.
СТАРИК СТАРУХА
Много хочешь, да мало получишь.
Не умел характер проявить, тебе и битому быть.
Ненасытному всё мало.
Кто жадный бывает, тот всё потеряет.
Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.
Много желать – добра не видать.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.
Задание 3.
Помните в начале урока я вам говорила о сюрпризе от одного из наших главных героев. Так вот какой сюрприз вам приготовила золотая рыбка
— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
— Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением золотой рыбки я предлагаю вам на обратной стороне написать ваше желание.
(все желания кладутся в конверт и передаются золотой рыбке).
11. Домашнее задание
Ответить на вопросы к сказке в учебнике. По желанию к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.