Чуковский сказки краденое солнце читать

конспект урока литературного чтения цели: создать условия для знакомства детей с содержанием произведения и его инсценирования, для развития их

                                                                     
Конспект урока литературного чтения

Цели:
создать
условия для знакомства детей с содержанием произведения и его инсценирования, для
развития их творческих способностей.

Планируемые
предметные результаты:
дети будут читать текст, анализировать его
выразительные средства, инсценировать сказку.

личностные
будут
оценить поступки героев сказки, формировать собственную позицию;

регулятивные
будут
учиться работать по плану в соответствии с поставленной задачей;

познавательные
—  
будут
оперировать информацией,  полученной из разных источников для решения учебных
задач;

коммуникативные
будут
сотрудничать с учителем и одноклассниками, высказывать свое мнение,
осуществлять взаимоконтроль.

Тип урока:
урок
открытия новых знаний.

Оборудование
урока:
презентация,
маски, карточки с названиями героев сказки.

                 
Этапы урока

               Деятельность
учителя

       
Деятельность учащихся

Организационный


Здравствуйте, ребята.

                       Прозвенел
для нас звонок,

Начинается
урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

В школу мы пришли учиться!


Сегодня урок чтения  проведу у вас я, зовут меня Дарья Сергеевна.

Приветствуют
учителя.

Настраиваются
на работу.

Речевая
разминка.

Целевая
установка 

(слайд 2)


К нам на урок заглянуло солнышко, но оно какое-то грустное.

— Как
думаете, почему?

— Надо
бы нам солнышку помочь, тучку прогнать.

—  Вы
готовы это сделать?

— Кто
готов это сделать,  просигнальте.


Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернете солнышку
хорошее настроение.

— Начнём
с речевой разминки.

— На
экране будут появляться фразы, вы должны их прочитать по моей команде 
дружно, хором и добавить недостающее слово.

(Слайд 3)

Он-он-он

Он-он-он-

У
меня зазвонил  телефон.


Начинаем 3-4.

(Слайд 4)

ыр-ыр-ыр

ыр-ыр-ыр

Любит
воду  Мойдодыр

(Слайд 5)

Ил-ил-ил

Ил-ил-ил-

Крокодил
солнце в небе проглотил.

(Слайд 6)

Ца-ца-ца

Ца-ца-ца-

Нынче
Муха-Цокотуха именинница!

(Слайд 7)

Ит-ит-ит

Ит-ит-ит-

Добрый
доктор Айболит.


А кто написал все книги, в которых живут герои наших чистоговорок ?

(Слайд 8)

— Верно,
это Корней Иванович Чуковский.

— Хочу
проверить, что вы помните об этом писателе.

— Корней
Чуковский — настоящее ли это имя писателя?

— А как  звали
писателя на самом деле?


Литературное творчество он начал с произведений для детей или взрослых?

— Какие
произведения дедушки Корнея вы знаете?


Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного сказочника
Корнея Ивановича Чуковского.

— А
девизом нашего урока станут вот эти слова.

(Слайд 9)

Солнце
доброе встает,

Светит
нам в окошко

Значит, 
с вами мы должны

Стать
добрей немножко.


Посмотрите на экран, прочитайте их глазками.


теперь давайте зачитаем их с вами хором, 3-4.

— Потому
что солнышко закрыли тучки.

— Да

Читают
чистоговорки под руководством учителя

— Корней
Иванович  Чуковский.

— Нет, ненастоящее.


Николай Васильевич  Корнейчуков.

— Для
детей.


«Муха-Цокотуха», «Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Бибигон», «Федорино
горе»

Читают
девиз глазками, а потом все хором.

Работа над новым материалом

— Откройте учебники на стр. 42.

— Зачитайте название сказки Корнея
Ивановича, с которой будем знакомиться сегодня на уроке.

— А почему в верхней части страницы
написано «Наш театр»? Что это значит?

— Для того чтобы инсценировать произведение,
будем действовать по такому плану.

(Слайд  10)

1.
Внимательно прочитать текст.

2. Определить
героев.

3.
Распределить роли.

4.
Инсценировать сказку.

5.
Оценить выступление.

— Что мы должны сделать сначала?

-Давайте это сделаем.

— Читать будем вслух по строфам, будьте
очень внимательны, старайтесь не пропустить ни одного слова, старайтесь все заметить,
всё понять.

— Начнем чтение.

— Скажите, какие чувства вы испытывали,
когда читали сказку? Что произвело на вас впечатление?

— Сказку мы прочитали, что же предстоит сделать дальше?

— Обратимся к нашему плану.

— Кто зачитает второй пункт.

— Герои сказки «Краденое солнце» — это люди?

— А кто они, как их назвать всех одним словом?

— Да, в сказке прозвучало множество
названий животных, давайте их всех вспомним и назовем.

— Я буду перечислять несколько
определений,  а вы по ним должны догадаться, о каких животных идет речь.

— Длинный, зеленый, страшный……..

— Серые, голодные, воющие, бешеные. Кто?

— Трусливые, длинноухие, косоглазые. Кто?

— Болтливые, белобокие, стрекочущие. Кто?

— Маленький, серенький, пернатый, юркий. Кто?

— Пятящиеся, пучеглазые, членистоногие. Кто?

— Косолапый, неуклюжий, бурый, неповоротливый. Кто?

— Горный, пушистый, парнокопытный. Кто?

— Героев всех определили.

— Но прежде чем приступить к выполнению
нового задания, давайте поработаем в парах.

— Возьмите такую карточку положите посередине.

— Вам надо прочитать слова первого
столбика, а затем соединить их с подходящими по смыслу словами из 2 столбика.

— Работайте простым карандашом,
совещаясь вполголоса,                    не мешая соседям.

— Приступайте к работе.

—  Кто готов, подайте  сигнал, руки домиком.

Завопил           Темнота

Мрак                Лентяй

                                Лодырь                 Рот

Пасть               Закричал

— Проверим.

— Завопил. Как сказать иначе?

— Что такое мрак?

— Каким словом можно заменить слово «лодырь»?

— Что значит слово «пасть»?

— «
Краденое солнце»

— Будем
инсценировать сказку.

— Прочитать
внимательно сказку.

Читают
сказку по цепочке.

Делятся
впечатлениями                           от прочитанного.


Определить героев.

— Нет.


Животные.


Крокодил.

— Волки

— Зайцы

— Сороки

— Воробей

— Раки


Медведь

— Баран

Работают
в парах.

Осуществляют
проверку.

Физкультурная пауза

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(поднимают ручки вверх)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже

(опускаются на корточки)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А  нам  под солнышком, 
друзья

Весело живется.

( хлопают в ладоши)

(Повторить 2 раза)

Выполняют
упражнения                          под руководством учителя

Продолжение работы                   нам новым
материалом

— Обратимся к плану, что теперь нам надо сделать?

— Предлагаю инсценировать отрывок на стр. 42-43 до слов

«Чтобы жадный крокодил солнце  в небо
воротил»!

— Просмотрите его глазками и скажите,
исполнители каких ролей нам понадобятся?

 — Выбирайте для исполнения только тех 
героев,  которые произносят  слова.

— Выбираем артистов.

— Слова автора будет читать ….. Выходи.

— Слова сороки — Белобоки  будет читать ….. Выходи.

— Слова воробья  будет читать ….. Выходи.

— Слова баранов  будут читать …..
Выходите. Вы будете читать свои слова вместе одновременно.

— Берите маски.

— Роли распределили. Обратимся опять к плану. Зачитаем последние
пункты. Что нам осталось сделать?

— Оценивать будем мы, зрители. Ведь
зрители в театре – это самые главные и самые строгие судьи.

— В театре нужны декорации, то есть оформление сцены.  Вот какую
декорацию к этой сценке подготовила я.

(Слайд 11)

— Артисты, старайтесь  передать голосом испуг своих героев, их
беспокойство и тревогу.

— Зрители, будьте внимательны. Ведите себя в театре культурно.

 — Представление начинается.

— Слово зрителям.

— Кому удалось  лучше всех исполнить свою роль?

— Чем понравилось его исполнение?

— Что посоветуете остальным артистам?

— А теперь будем инсценировать отрывок на стр. 44- 46

со слов «Тут зайчиха выходила и медведю говорила»

до слов «Если только захочу  и луну я проглочу!»

— Просмотрите его глазками и скажите, исполнители каких ролей
нам понадобятся  на этот раз?

 — Выбирайте для исполнения только тех героев, которые
произносят  слова.

— Выбираем артистов.

— Слова автора будет читать ….. Выходи.

— Слова медведя будет читать ….. Выходи.

— Слова  зайчихи будет читать ….. Выходи.

— Слова крокодила  будет читать ….. Выходи.

— Берите маски.

— Представление начинается.

— Слово зрителем.

— Кому удалось  лучше всех исполнить свою роль?

— Чем понравилось его исполнение?

— Что посоветуете остальным артистам?

— В сказках  добро всегда побеждает зло, чем же завершилась
сказка Корнея Ивановича Чуковского?

— Солнце в этой сказке является символом добра.

А мы с вами  выполнили все задания.

(Слайд 12)

— Посмотрите,  наше солнышко вышло из-за
туч и дарит нам свою улыбку.


Распределить роли

— Автор,
сороки – Белобоки, воробей, бараны.

Готовятся
к инсценированию.


Инсценировать сказку и оценить выступление.

Дети
инсценируют отрывок                       из сказки.

Зрители
оценивают качество выступления.


Медведь, зайчиха, крокодил, автор.

Дети
инсценируют отрывок                       из сказки.

Зрители
оценивают качество выступления.


Медведь спас, освободил солнышко.


Солнышко освобождено, все ему рады.

Итог урока.

Рефлексия

— Урок
подходит к концу, пора подводить его итоги.


Оцените свою работу на уроке.


Если довольны тем, как поработали, покажите открытые ладошки.


Замечательно!


Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.


Продолжите фразы.

(Слайд 13)

Мне особенно понравилось …….

Я могу похвалить себя за …..

Я хочу сказать спасибо ……..


А кому захотелось сказать спасибо К. И. Чуковскому за его удивительные
произведения, поднимите руку.

 —  Спасибо Чуковскому мы говорим,

   
За сказки его мы благодарим.

    Они
нам открыли дверь в царство книг.

   
Чтенью, друзья,

   
Посвятим каждый миг!

Оценивают
свою работу.

Делятся
своими впечатлениями         об уроке.

Домашнее задание


Откройте дневники и запишите задание на дом.

— Сделать
афишу к спектаклю « Краденое солнце»,  оформить на альбомном листе.


Молодцы! Благодарю за урок.  (Оценки поставить!!!!)

Записывают
домашнее задание

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»

Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»

А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»

Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»

Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.

Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,
За букашками летать.

Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского

Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.

Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.

Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.

Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.

Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.

Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.

  • Чудо фотограф как пишется
  • Чудо расчудесное как пишется
  • Чувствовать себя скованно как пишется
  • Что я могу сделать для окружающей среды сочинение
  • Что явилось предметом переживаний николеньки прочитайте заключительные абзацы рассказа почему