Конспект урока литературного чтения
Цели:
создать
условия для знакомства детей с содержанием произведения и его инсценирования, для
развития их творческих способностей.
Планируемые
предметные результаты: дети будут читать текст, анализировать его
выразительные средства, инсценировать сказку.
личностные
— будут
оценить поступки героев сказки, формировать собственную позицию;
регулятивные
— будут
учиться работать по плану в соответствии с поставленной задачей;
познавательные
— будут
оперировать информацией, полученной из разных источников для решения учебных
задач;
коммуникативные
— будут
сотрудничать с учителем и одноклассниками, высказывать свое мнение,
осуществлять взаимоконтроль.
Тип урока:
урок
открытия новых знаний.
Оборудование
урока: презентация,
маски, карточки с названиями героев сказки.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Организационный
—
Здравствуйте, ребята.
Прозвенел
для нас звонок,
Начинается
урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться
В школу мы пришли учиться!
—
Сегодня урок чтения проведу у вас я, зовут меня Дарья Сергеевна.
Приветствуют
учителя.
Настраиваются
на работу.
Речевая
разминка.
Целевая
установка
(слайд 2)
—
К нам на урок заглянуло солнышко, но оно какое-то грустное.
— Как
думаете, почему?
— Надо
бы нам солнышку помочь, тучку прогнать.
— Вы
готовы это сделать?
— Кто
готов это сделать, просигнальте.
—
Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернете солнышку
хорошее настроение.
— Начнём
с речевой разминки.
— На
экране будут появляться фразы, вы должны их прочитать по моей команде
дружно, хором и добавить недостающее слово.
(Слайд 3)
Он-он-он
Он-он-он-
У
меня зазвонил телефон.
—
Начинаем 3-4.
(Слайд 4)
ыр-ыр-ыр
ыр-ыр-ыр
—
Любит
воду Мойдодыр
(Слайд 5)
Ил-ил-ил
Ил-ил-ил-
Крокодил
солнце в небе проглотил.
(Слайд 6)
Ца-ца-ца
Ца-ца-ца-
Нынче
Муха-Цокотуха именинница!
(Слайд 7)
Ит-ит-ит
Ит-ит-ит-
Добрый
доктор Айболит.
—
А кто написал все книги, в которых живут герои наших чистоговорок ?
(Слайд
— Верно,
это Корней Иванович Чуковский.
— Хочу
проверить, что вы помните об этом писателе.
— Корней
Чуковский — настоящее ли это имя писателя?
— А как звали
писателя на самом деле?
—
Литературное творчество он начал с произведений для детей или взрослых?
— Какие
произведения дедушки Корнея вы знаете?
—
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного сказочника
Корнея Ивановича Чуковского.
— А
девизом нашего урока станут вот эти слова.
(Слайд 9)
Солнце
доброе встает,
Светит
нам в окошко
Значит,
с вами мы должны
Стать
добрей немножко.
—
Посмотрите на экран, прочитайте их глазками.
-А
теперь давайте зачитаем их с вами хором, 3-4.
— Потому
что солнышко закрыли тучки.
— Да
Читают
чистоговорки под руководством учителя
— Корней
Иванович Чуковский.
— Нет, ненастоящее.
—
Николай Васильевич Корнейчуков.
— Для
детей.
—
«Муха-Цокотуха», «Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Бибигон», «Федорино
горе»
Читают
девиз глазками, а потом все хором.
Работа над новым материалом
— Откройте учебники на стр. 42.
— Зачитайте название сказки Корнея
Ивановича, с которой будем знакомиться сегодня на уроке.
— А почему в верхней части страницы
написано «Наш театр»? Что это значит?
— Для того чтобы инсценировать произведение,
будем действовать по такому плану.
(Слайд 10)
1.
Внимательно прочитать текст.
2. Определить
героев.
3.
Распределить роли.
4.
Инсценировать сказку.
5.
Оценить выступление.
— Что мы должны сделать сначала?
-Давайте это сделаем.
— Читать будем вслух по строфам, будьте
очень внимательны, старайтесь не пропустить ни одного слова, старайтесь все заметить,
всё понять.
— Начнем чтение.
— Скажите, какие чувства вы испытывали,
когда читали сказку? Что произвело на вас впечатление?
— Сказку мы прочитали, что же предстоит сделать дальше?
— Обратимся к нашему плану.
— Кто зачитает второй пункт.
— Герои сказки «Краденое солнце» — это люди?
— А кто они, как их назвать всех одним словом?
— Да, в сказке прозвучало множество
названий животных, давайте их всех вспомним и назовем.
— Я буду перечислять несколько
определений, а вы по ним должны догадаться, о каких животных идет речь.
— Длинный, зеленый, страшный……..
— Серые, голодные, воющие, бешеные. Кто?
— Трусливые, длинноухие, косоглазые. Кто?
— Болтливые, белобокие, стрекочущие. Кто?
— Маленький, серенький, пернатый, юркий. Кто?
— Пятящиеся, пучеглазые, членистоногие. Кто?
— Косолапый, неуклюжий, бурый, неповоротливый. Кто?
— Горный, пушистый, парнокопытный. Кто?
— Героев всех определили.
— Но прежде чем приступить к выполнению
нового задания, давайте поработаем в парах.
— Возьмите такую карточку положите посередине.
— Вам надо прочитать слова первого
столбика, а затем соединить их с подходящими по смыслу словами из 2 столбика.
— Работайте простым карандашом,
совещаясь вполголоса, не мешая соседям.
— Приступайте к работе.
— Кто готов, подайте сигнал, руки домиком.
Завопил Темнота
Мрак Лентяй
Лодырь Рот
Пасть Закричал
— Проверим.
— Завопил. Как сказать иначе?
— Что такое мрак?
— Каким словом можно заменить слово «лодырь»?
— Что значит слово «пасть»?
— «
Краденое солнце»
— Будем
инсценировать сказку.
— Прочитать
внимательно сказку.
Читают
сказку по цепочке.
Делятся
впечатлениями от прочитанного.
—
Определить героев.
— Нет.
—
Животные.
—
Крокодил.
— Волки
— Зайцы
— Сороки
— Воробей
— Раки
—
Медведь
— Баран
Работают
в парах.
Осуществляют
проверку.
Физкультурная пауза
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(поднимают ручки вверх)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже
(опускаются на корточки)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А нам под солнышком,
друзья
Весело живется.
( хлопают в ладоши)
(Повторить 2 раза)
Выполняют
упражнения под руководством учителя
Продолжение работы нам новым
материалом
— Обратимся к плану, что теперь нам надо сделать?
— Предлагаю инсценировать отрывок на стр. 42-43 до слов
«Чтобы жадный крокодил солнце в небо
воротил»!
— Просмотрите его глазками и скажите,
исполнители каких ролей нам понадобятся?
— Выбирайте для исполнения только тех
героев, которые произносят слова.
— Выбираем артистов.
— Слова автора будет читать ….. Выходи.
— Слова сороки — Белобоки будет читать ….. Выходи.
— Слова воробья будет читать ….. Выходи.
— Слова баранов будут читать …..
Выходите. Вы будете читать свои слова вместе одновременно.
— Берите маски.
— Роли распределили. Обратимся опять к плану. Зачитаем последние
пункты. Что нам осталось сделать?
— Оценивать будем мы, зрители. Ведь
зрители в театре – это самые главные и самые строгие судьи.
— В театре нужны декорации, то есть оформление сцены. Вот какую
декорацию к этой сценке подготовила я.
(Слайд 11)
— Артисты, старайтесь передать голосом испуг своих героев, их
беспокойство и тревогу.
— Зрители, будьте внимательны. Ведите себя в театре культурно.
— Представление начинается.
— Слово зрителям.
— Кому удалось лучше всех исполнить свою роль?
— Чем понравилось его исполнение?
— Что посоветуете остальным артистам?
— А теперь будем инсценировать отрывок на стр. 44- 46
со слов «Тут зайчиха выходила и медведю говорила»
до слов «Если только захочу и луну я проглочу!»
— Просмотрите его глазками и скажите, исполнители каких ролей
нам понадобятся на этот раз?
— Выбирайте для исполнения только тех героев, которые
произносят слова.
— Выбираем артистов.
— Слова автора будет читать ….. Выходи.
— Слова медведя будет читать ….. Выходи.
— Слова зайчихи будет читать ….. Выходи.
— Слова крокодила будет читать ….. Выходи.
— Берите маски.
— Представление начинается.
— Слово зрителем.
— Кому удалось лучше всех исполнить свою роль?
— Чем понравилось его исполнение?
— Что посоветуете остальным артистам?
— В сказках добро всегда побеждает зло, чем же завершилась
сказка Корнея Ивановича Чуковского?
— Солнце в этой сказке является символом добра.
— А мы с вами выполнили все задания.
(Слайд 12)
— Посмотрите, наше солнышко вышло из-за
туч и дарит нам свою улыбку.
—
Распределить роли
— Автор,
сороки – Белобоки, воробей, бараны.
Готовятся
к инсценированию.
—
Инсценировать сказку и оценить выступление.
Дети
инсценируют отрывок из сказки.
Зрители
оценивают качество выступления.
—
Медведь, зайчиха, крокодил, автор.
Дети
инсценируют отрывок из сказки.
Зрители
оценивают качество выступления.
—
Медведь спас, освободил солнышко.
—
Солнышко освобождено, все ему рады.
Итог урока.
Рефлексия
— Урок
подходит к концу, пора подводить его итоги.
—
Оцените свою работу на уроке.
—
Если довольны тем, как поработали, покажите открытые ладошки.
—
Замечательно!
—
Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.
—
Продолжите фразы.
(Слайд 13)
Мне особенно понравилось …….
Я могу похвалить себя за …..
Я хочу сказать спасибо ……..
—
А кому захотелось сказать спасибо К. И. Чуковскому за его удивительные
произведения, поднимите руку.
— Спасибо Чуковскому мы говорим,
За сказки его мы благодарим.
Они
нам открыли дверь в царство книг.
Чтенью, друзья,
Посвятим каждый миг!
Оценивают
свою работу.
Делятся
своими впечатлениями об уроке.
Домашнее задание
—
Откройте дневники и запишите задание на дом.
— Сделать
афишу к спектаклю « Краденое солнце», оформить на альбомном листе.
—
Молодцы! Благодарю за урок. (Оценки поставить!!!!)
Записывают
домашнее задание
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»
Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.
Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»
Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»
Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского
Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.
Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.
Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.
Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.
Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.
Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.