Чуковский сказка про слониху щеголиху смотреть

1 августа 1925 г. был вчера в городе, по вызову клячко. оказывается, что в гублите запретили муху цокотуху. тараканище висел

1 августа 1925 г.

Был вчера в городе, по вызову Клячко. Оказывается, что в Гублите запретили «Муху Цокотуху». «Тараканище» висел на волоске — отстояли. Но «Муху» отстоять не удалось. Итак, мое наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается только потому, что в нем упомянуты именины!! Тов. Быстрова, очень приятным голосом, объяснила мне, что комарик — переодетый принц, а Муха — принцесса. Это рассердило даже меня. Этак можно и в Карле Марксе увидеть переодетого принца! Я спорил с нею целый час — но она стояла на своем. Пришел Клячко, он тоже нажал на Быстрову, она не сдвинулась ни на йоту и стала утверждать, что рисунки неприличны: комарик стоит слишком близко к мухе, и они флиртуют. Как будто найдется ребенок, который до такой степени развратен, что близость мухи к комару вызовет у него фривольные мысли!

17 февраля 1926 г.

Видя, что о детской сказке мне теперь не написать, я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живет — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от «расстрела коммунистов в Баку». Расстрел заключается в том, что очень некрасивые мужчины стреляют в очень красивых мужчин, которые стоят, озаренные солнцем, в театральных героических позах. И самое ужасное то, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых «расстрелов» в клубы, сельсоветы и т.д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них свое имя и живет припеваючи.

28 ноября 1936 г.

Вчера был в двух новых школах. Одна рядом с нами тут же на Манежном. Пошел в 3-й класс. Ужас. Ребята ничего не знают — тетрадки у них изодранные, безграмотность страшная. А учительница ясно говорит: тристо. И ставит отметки за дисциплину, хотя слово дисциплина пишется школьниками так:

дистеплина

десцыплина

и проч. Дети ей ненавистны, она глядит на них как на каторжников. А в другой школе, на Кирочной (вместо церкви), — я попал на Пушкинский вечер. <…> Потом вышел учитель Скрябин — и заявил, что Пушкин был революционер и что он подготовил… Сталинскую Конституцию, так как был реалист и написал стихотворение… «Вишня». Все наркомпросовские пошлости о Пушкине собраны в один пучок.

24 июля 1943 г.

Был вчера в Переделкине — впервые за все лето. С невыразимым ужасом увидел, что вся моя библиотека разграблена. От немногих оставшихся книг оторваны переплеты. Разрознена, расхищена «Некрасовиана», собрание сочинении Джонсона, все мои детские книги, тысячи английских (British Theatre), библиотека эссеистов, письма моих детей, Марии Б. ко мне, мои к ней — составляют наст на полу, по которому ходят. Уже уезжая, я увидел в лесу костер. Меня потянуло к детям, которые сидели у костра. — Постойте, куда же вы? — Но они разбежались. Я подошел и увидел: горят английские книги, и между прочим — любимая моя американская детская «Think of it» и номера «Детской литературы». И я подумал, какой это гротеск, что дети, те, которым я отдал столько любви, жгут у меня на глазах те книги, которыми я хотел бы служить им.

31 мая 1960 г.

Пришла Лида и сказала страшное: «Умер Пастернак». Час с четвертью. Оказывается, мне звонил Асмус.

Хоронят его в четверг 2-го. Стоит прелестная, невероятная погода — жаркая, ровная,— яблони и вишни в цвету. Кажется, никогда еще не было столько бабочек, птиц, пчел, цветов, песен. Я целые дни на балконе: каждый час — чудо, каждый час что-нибудь новое, и он, певец всех этих облаков, деревьев, тропинок (даже в его «Рождестве» изображено Переделкино) — он лежит сейчас — на дрянной раскладушке глухой и слепой, обокраденный — и мы никогда не услышим его порывистого, взрывчатого баса, не увидим его триумфального…

(очень болит голова, не могу писать). Он был создан для триумфов, он расцветал среди восторженных приветствий аудиторий, на эстраде он был счастливейшим человеком, видеть обращенные к нему благодарные горячие глаза молодежи, подхватывающей каждое его слово, было его потребностью — тогда он был добр, находчив, радостен, немного кокетлив — в своей стихии! Когда же его сделали пугалом, изгоем, мрачным преступником — он переродился, стал чуждаться людей — я помню, как уязвило его, что он — первый поэт СССР — неизвестен никому в той больничной палате, куда положили его,—

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь.

25 декабря 1964 г.

Гулял с Симой Дрейденом. Он рассказал мне потрясающую, имеющую глубокий смысл историю. Некий интеллигент поселился (поневоле) в будке железнодорожного сторожа. Сторож был неграмотен. Интеллигент с большим трудом научил его грамоте. Сторож был туп, но в конце концов одолел начатки грамматики. Он очень хотел стать проводником на поезде. Для этого нужно было изучить десятки правил наизусть — и сдать экзамен. Интеллигент помог и здесь. Сторож стал проводником, приезжая на юг, закупал апельсины и проч. и небезвыгодно продавал на севере. Разбогател.

Интеллигента между тем арестовали. Отбыв в лагере свой срок, он воротился домой. Здесь его реабилитировали — и показали его «дело». Оказалось, что, научившись грамоте, благодарный железнодорожник первым делом написал на него донос: «Предупреждаю, что NN имеет связи с заграницей».

21 сентября 1968 г.

Вчера была поэтесса двадцати одного года — с поклонником физиком. Стихи талантливы… Я спросил, есть ли у нее в институте товарищи. Она ответила, как самую обыкновенную вещь:

— Были у меня товарищи — «ребята», — теперь это значит юноши, — но всех их прогнали.

— Куда? За что?

— Они не голосовали за наше вторжение в Чехословакию.

— Только за это?

— Да. Это были самые талантливые наши студенты!

И это сделано во всех институтах.

24 марта 1969 г.

Здесь (в больнице) мне особенно ясно стало, что начальство при помощи радио, и теле, и газет распространяет среди миллионов разухабистые гнусные песни — дабы население не знало ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама. И массажистки, и сестры в разговоре цитируют самые вульгарные песни, и никто не знает Пушкина, Баратынского, Жуковского, Фета — никто.

25 июля 1969 г.

Весь поглощен полетом американцев на Луну. Наши интернационалисты, так много говорившие о мировом масштабе космических полетов, полны зависти и ненависти к великим американским героям — и внушили те же чувства народу. В то время когда у меня «грудь от нежности болит» — нежности к этим людям, домработница Лиды Маруся сказала: «Эх, подохли бы они по дороге». Школьникам внушают, что американцы послали на Луну людей из-за черствости и бесчеловечия; мы, мол, посылаем аппараты, механизмы, а подлые американцы — живых людей!

Словом, бедные сектанты даже не желают чувствовать себя частью человечества.»

Свой дневник Чуковский вел почти семьдесят лет — с 1901 по 1969 год. Сохранилось двадцать девять тетрадей с дневниковыми записями. После смерти Корнея Ивановича, в начале 70-х годов, дневник был полностью перепечатан и сверен с оригиналом.  В перепечатанном виде дневник насчитывает 2500 страниц. Прав был Зощенко, написавший в 1934 г. в «Чукоккале»: «Наибольше всего завидую, Корней Иванович, тем Вашим читателям, которые лет через пятьдесят будут читать Ваши дневники и весь этот Ваш замечательный материал».

Дневники стали самой откровенной и самой драматичной  книгой писателя, охватывающей почти семь десятилетий  жизни. В ней бурная эпоха начала века сменяется чудовищной фантасмагорией двадцатых-шестидесятых годов, наполненной бесконечной борьбой за право быть писателем, страшными потерями родных и близких людей…

Автор дневника дружил или был близко знаком едва ли не со всеми выдающимися современниками – Горьким и Леонидом Андреевым, Короленко и Куприным, Репиным и Евреиновым, Блоком и Маяковским, Гумилевым и Мандельштамом, Пастернаком и Ахматовой, Зощенко и Тыняновым, Твардовским и Солженицыным… Все они, а также многие другие известные деятели русской культуры оживают на страницах этой книги – беспощадного свидетельства об ушедшем уже от нас в историю ХХ веке.

Урок обучения грамоте(
чтение )

Тема урока : Сказки
К.Чуковского. Чтение слов с буквой Лл.

Цели урока : познакомить
учащихся  с буквой Лл; упражнять в чтении буквосочетаний, слов, предложений, в
составлении простых предложений; развивать речь, внимание, логическое мышление,
фонематический слух; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые
результаты:

дети научатся выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’];
находить в словах новые звуки [л], [л’]; давать полную характеристику новым
звукам; познакомятся с буквами Л,л; сформировать навык чтения слов и
предложений на диапазоне всех изученных букв.

Метапредметные  УУД: Регулятивные
УУД:
 будут сформированы: способность принимать учебную цель и задачу,
умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение
оценивать действия других, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:  будет
развиваться читательский интерес, познавательный интерес и активность, устная
речь и фонематический слух, мышление, память, внимание.

Коммуникативные
УУД
:
будет формироваться умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать
друг друга и вступать в диалог, выражать свои мысли, высказывать своё мнение.

Личностные УУД : будет
формироваться целенаправленная познавательная деятельность, положительная
мотивация к обучению и желание научиться читать.

Раздел: обучение
грамоте

Тип урока:
 урок «открытия» нового знания.

Оборудование: интерактивная
доска, учебник Азбука часть 1; полоски – лучики для рефлексии, словарь
толковый, домики красного цвета- гласные звуки, голубой домик – согласные
звуки; портрет К.Чуковского; профили звуков  [л], [л’]; предметные картинки.

                                                         
Ход урока

1.Эмоциональный настрой

– Прозвенел звонок весёлый,

 Все готовы? Всё готово?

 Мы сейчас не отдыхаем,

 Мы работать начинаем.

— Повернитесь
 друг к другу лицом. Возьмитесь за руки. Передайте тепло, доброжелательность
и хорошее настроение.

— Садитесь. Молодцы!

2.Включение  в учебную деятельность

( Работа с лентой букв)

— Сколько букв, обозначающих гласные
звуки, вы уже знаете ? Назовите их.


В каких домиках (согласных или гласных) живут звуки? (
Дети
показывают домик, где живёт звук  : и — гласный, к — согласный, ы, т, у, с, а,
о, н)

— Сколько букв вы знаете?

— Сколько согласных звуков вы знаете
больше или меньше, чем букв, обозначающих согласные звуки ? (Звуков больше,
потому  что одна буква может обозначать и мягкий , и твердый звук).

3.Развитие речевого аппарата. Артикуляционная
гимнастика

Заборчик:Губы
растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы
зажать «заборчиком».

Картинки по запросу "артикуляционная гимнастика заборчик"

Окошко :Рот
открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.

Картинки по запросу "картинка артикул.упражнения. "окошко""

Лопаточка: Рот
приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать
широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Картинки по запросу "артикуляционное упражнение "лопаточка""

Качели :Улыбнуться,
показать зубы, приоткрыть рот. Положить язык за нижние зубы и удерживать в таком
положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и
удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Картинки по запросу "артикуляционное упражнение "лопаточка""

Ленточка :
Просунуть
широкий язык между сомкнутыми зубами и улыбнуться.

Зарядка:Оскалить
зубы попеременно смыкать и размыкать губы.

Индюк :Рот
открыть, широким языком совершать движения по верхней губе вперед-назад:
БЛ-БЛ-БЛ.

Картинки по запросу "артикуляц. упражнение "ленточка""

Пароход
гудит

:Улыбнуться, закусить кончик языка зубами и длительно произносить звук
«Ы».

4. Актуализация
опорных знаний

Повторение о гласных и согласных звуках.

-Как отличить гласные звуки от согласных?
(Гласные поются, а согласные встречают преграду и их нельзя петъ.)

-Какие бывают согласные? (Мягкие, твёрдые;
звонкие и глухие;.)

-Как произносятся звонкие согласные’? (С
шумом и голосом.)

-Как произносятся глухие согласные?
(Только с шумом.)

-Когда согласные произносятся мягко?
(Перед гласной и.)

-Когда согласные произносятся твёрдо?
(Перед гласными а о у ы.)

5.Работа по теме урока

1)Работа с загадками.  Выделение
звуков [л], [л’]   из слов – отгадок.

Учитель читает загадки.

1. Горбоносый,
длинноногий

Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.
 (лось).

Картинки по запросу "картинка лося"

2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?.. (лиса)

Картинки по запросу "картинка лисы"

2)Звукобуквенный анализ слов лось и
лиса

3)Выделение новых звуков [Л], [Л’].

Картинки по запросу "артикуляц. упражнение "ленточка""


-Произнесите хором слово лось и лиса.

-Какой звук слышите в начале этих слов?
(Звук [л] и звук [л’]). Посмотрите на профили звуков, чем они отличаются. (Учащиеся
разбирают артикуляцию звуков [л]  и [л’]).

— Подберите соответствующую схему к словам
лось и лиса             
                   

— А кто знает,  какой буквой мы
обозначаем  звуки
[л], [л’], когда
мы их пишем или читаем?  Как  называется эта буква?

— Она называется —  буква «эль».


кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?


Сформулируйте цель нашего урока.

Сообщение
темы и цели урока .
Отгадав загадки, дети формулируют тему урока.

Сегодня на уроке:


Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.


Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать  эти звуки.  


Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.


Научиться читать слоги и слова с этими буквами.


Что мы для этого будем делать?

4)Составляем план работы на уроке.

 
  1. Составим характеристику звуков.о

 
  2. Будем читать слоги.

   
3.
Будем читать слова и предложения.

 -Ребята.  А для чего мы
всё это будем делать?

5).Этап осмысления

1. Характеристика
звука:
Звук
[л]

согласный, звонкий, твердый. Звук 
[л’].— согласный,
звонкий, мягкий.  Воздух задерживается –звук произносится  с голосом – звонкий,
может быть твердым, мягким. При произнесении твердого
([л] и мягкого
[л’] – язык находится в разных местах.

2. Игра «Кто
внимательный». 

— Поиграем в игру
«Кто внимательный». Вам нужно запомнить слова со звуками ([л], [л’]), которые
встретятся вам в картинках. Садитесь поудобнее, спины прямые, ноги на полу.

– Смотрите внимательно.
Запоминайте  картинки -слова со звуками [л], [л’].

Картинки по запросу "картинки со словами на звук "л""

Картинки по запросу "картинки со словами на звук "ль""

6) Распознавание нового звука в
словах. 

 1)
Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [л], [л’] в слове, то хлопайте
в ладоши, а если этих звуков нет, то просто сидите.

Лес,
радуга, поле, дорога, ласточка, дождь, полоса, лукошко, весло, грибы,
половинка.

2)
А сейчас, если услышите звуки в начале слова, то встанут из-за парт девочки, а
если в середине или конце слова, то встанут мальчики.

Лето,
пол, лесенка, велосипед, полка, лимон, лук, потолок, лак, стол.

7).Знакомство
с буквой


Итак, мы уже сказали, что звуки  [л], [л’]  можно обозначить буквой –
эль. Посмотрите,  как выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На
что они похожи?

*Алфавит продолжит наш

Буква
Л- лесной шалаш.

-Что
такое шалаш?

— Шалаш-это
постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой.
(Словарь
С.И. Ожегова).

Картинки по запросу "картинка шалаша"


На что похожа эта буква? (На лесной шалаш.)


Как называется новая буква? (Эль).

*Дрессировщик
буквой машет.

Перед
ним лошадка скачет.

— Замените  звук [л] на звук [л’]
 в словах : лук (люк), галка (галька), гол (голь), ел (ель), мол (моль),
мел (мель), был (быль).

     Физминутка

Утром
лисонька проснулась,

Лапкой
вправо потянулась,

Лапкой
влево потянулась,

Солнцу
нежно улыбнулась

В
кулачок все пальцы сжала,

Растирать
себе лапки стала –

Ручки,
ножки и бока.

Вот
какая красота!

А
потом ладошкой

Пошлёпала
немножко.

Ну,
красавица – Лиса!

До
чего же хороша! ( Выполняют действия по тексту под руководством учителя)

6.Продолжение работы по теме урока

Беседа
по иллюстрации с.58  


Откройте «Азбуку» на с.58.


Рассмотрите картинку. Это иллюстрация к одному из произведений Корнея Ивановича
Чуковского. Писатель, поэт, переводчик. Родился в Санкт-Петербурге 136 лет
назад. Прожил долгих, творческих 87 лет. Жил в Одессе, Лондоне, где изучал
английский язык. Первое свое произведение «Крокодил» он посвятил своему сыну, а
сказку «Чудо-дерево» — своей дочке.

– А какие
произведения Корнея Ивановича знаете вы? («Мойдодыр», «Федорино горе»,
«Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Айболит»,
«Телефон»)

— Рассмотрите
иллюстрацию в учебнике на с. 58. Составьте по ней рассказ.

— Из какой
сказки взят сюжет для иллюстрации?  (Ответ: «Тараканище» К.Чуковского) .

— Какое
время суток изображено? ( Поздний вечер или ночь)

— По каким
признакам вы определили, что это поздний вечер или ночь? ( Звёзды на небе,
темно).

Картинки по запросу "иллюстрации к сказке Чуковского "Тараканище""

-Почему
солнце лежит на спине слона?

https://teremok.in/wp-content/uploads/imported/images/Tarakan18.jpg

А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.


Чем занят ослик? ( Поет по нотам)


Как одним словом назвать персонажей, изображенные на картинке?


Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки [л], [л’] (слон,
слониха, ослик, луна, шляпа).

Все ли
слова были вам понятны?

— Меня
заинтересовало слово «лихо». Как понимаете?

— В
толковом словаре Ожегова я узнала, что оно обозначает бойко, активно, смело.

-Почему
автор называет  слониху щеголихой?

-Что
означает слово «кубарем»? (работа с толковым словарем).

КУ́БАРЕМ,
нареч. Разг. Перевертываясь, кувыркаясь при движении, падении
.


Прочитайте слова в столбиках и текст на с.58.


Ответ вы найдете в  строках сказки К.Чуковского


 Прочитайте слова и слоги на с.59 учебника. Что вы можете сказать  о звуках [л]
 и [л’].

2).
Чтение предложений:  ( читают  уже читающие учащиеся)

Тут
лиса. Она мила. А тут утка. Она мала.

Работа
«над словесным рисованием»: нарисуйте  по воображению, как все происходило,
дополните  текст.

5. Итог урока


 Что нового узнали на уроке?


Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки   [л]  и [л’]  одинаковые
или  разные? А какой буквой их можно обозначить?


Что понравилось на уроке?


Какое задание было трудным?


Чем хотели бы завтра заниматься на уроке?

6. Рефлексия

Критерии
оценивания:


Я могу различать согласные звуки [л], [л’], правильно их произносить.


Могу читать слоги, слова с буквами Лл.

-Если
у вас все плюсы – прикрепите красный листочек, если плюсы и минусы — жёлтый
цветочек. А если все минусы –зелёный цветочек

Картинки по запросу "портрет писателя К.Чуковского"

                                               
К.ЧУКОВСКИЙ

Картинки по запросу "картинка лося"

Картинки по запросу "картинка лисы"

Картинки по запросу "картинки со словами на звук "л""

Картинки по запросу "картинки со словами на звук "ль""

Картинки по запросу "картинка шалаша"

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Личностные результаты:

— осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

Коммуникативные УУД:

— развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Предметные

Обучающиеся научатся:

— осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

— осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающие получат возможность научиться:

— воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

— создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

II. Содержание учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

III. Тематическое планирование

Тема

Количество уроков

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги (3 ч)

1

В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего»

1

2

В. П. Крапивин. «День рождения».

(Глава из повести «Сказки Севки Глущенко»

1

3

Т.В.Толстая «Детство Лермонтова»

1

Я взрослею (3 ч)

4

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

1

5

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

1

6

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

1

В дружной семье и в холод тепло (2 ч)

7

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

1

8

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

1

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

9

В. П. Крапивин. «Зелёная грива».

Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

1

10

В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко»

1

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Люди земли русской (2 ч)

11

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей»

1

12

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор»

1

От праздника к празднику (2 ч)

13

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

1

14

С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

1

О родной природе (3 ч)

15

И. С. Никитин. «Лес».

К. Г. Паустовский. «Клад».

1

16

М.М.Пришвин. «Река»

В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная»

В.Г.Распутин. «Горные речки»

1

17

И. П. Токмакова. «Туман».

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).

1

Если вы хоть немного интересуетесь искусством, то, наверное, бывали на ежегодном «Осеннем салоне с „Белгазпромбанком“». Необычный художник Александр Бельский не просто в нем участвует, но и неоднократно получал там приз зрительских симпатий. Причем он умудряется на своих полотнах объединять, казалось бы, необъединимое: Бэтмена и советских детей около елки, штурмовиков из «Звездных войн» и белорусский трактор, космонавтов и советский самовар. О том, как Александр шел на подобные эксперименты, как выбирал забавные, но серьезные сюжеты, сегодня рассказывает наш гид по миру современного белорусского искусства Любовь Гаврилюк.

Кто такой Бельский?

Александр Бельский родился в 1980-м в Жодино. Сначала окончил училище имени Глебова, позже  Академию искусств. С 2007 по 2017 год работал художником-оформителем в столичном кинотеатре «Пионер», а в 2017-м отправился в свободное плавание. Участвует в коллективных выставках, продает работы через интернет. Некоторые из них стали вирусными.

От «ручных афиш» к коллажам

Во Дворце искусств в 2019 году состоялась персональная выставка Александра Бельского «3, 2, 1… Апрель», которая стала открытием: оказывается, работ за последние годы написано много, а их чудесные (в прямом смысле слова) герои населяют странный мир  очень условное отражение реального. Жители этого мира  зайцы, снеговики, космонавты; какие-то инопланетные полицейские грузят яблоки в трактор «Беларусь», потом вдруг бьют снеговиков, а снеговики вписаны в классическую живопись Рембрандта и Ван Гога. Тут я погорячилась: на выставке все было подобрано согласно концепции и более последовательно, но после экспозиции вы же идете смотреть работы художника в сети. И достраиваете, дополняете этот странный мир  да, он такой. Мало подчиняется обычной логике.

Авторский прием с хрестоматийными сюжетами особенно интересен: сюжеты-то знакомые, но новые герои меняют смысл, отношение современного зрителя. Я бы даже сказала, что меняется восприятие исторического материала как такового. Мы как будто учимся смотреть на прошлое не как на безнадежно ушедшее нечто, а как на события сегодняшнего дня. Но об этом чуть позже.

Впрочем, и работы предыдущего десятилетия заставляют зрителя удивиться: и такой тоже бывает живопись? Это про афиши, которые Александр писал в кинотеатре «Пионер». Сейчас их можно отнести к стилю ретро, да и в конце 2010-х они были раритетом — наверное, последними в Минске. Наивными, сюрреалистичными. Их воспринимали как особенную эстетику кинотеатра. Думаю, такими они и останутся в культурной истории Минска. Хотя сам художник называет их «хорошим опытом быстрого рисунка»:

— С афишами я стал чувствовать себя увереннее. Работа над большими форматами — тот случай, когда процесс приносит радость, хотя это, конечно, не самоцель. Когда готовилась выставка «3, 2, 1… Апрель», мне хотелось посмотреть на все со стороны, нужно было собрать работы в одном пространстве. А потом начались перемены: поиск новых приемов, технологий, что-то переформатировалось. Для меня перестало быть важным писать именно картину и чтобы она выглядела «красиво». Движение значит больше, а инструменты могут быть самыми разными.

Не отказываясь от привычных холста и масла, Александр стал больше использовать уже готовые изображения, заниматься коллажами и печатью. Это тоже непросто: порой на сбор нужного материала и компиляцию уходит год-два, можно попробовать сделать несколько версий одной композиции в разных форматах. Хорошо, что жена Виктория воодушевляет и влияет на творческий процесс.

Человек внутри

По большому счету все, что происходит с людьми, так или иначе имеет отношение к животным. В этой части художник находится близко к традиции: история искусства знает множество сюжетов, где героями были звери. Реальные или сказочные, мифологические и фантастические персонажи, в самых разных жанрах и техниках. В визуальном искусстве чего стоят только книжные иллюстрации Евгения Чарушина (в юности он, кстати, тоже делал вывески и плакаты). Он имя для тех, кто знаком с еще советскими изданиями Бианки, Пришвина, Чуковского и Маршака. Для более молодых читателей назову белорусскую художницу Екатерину Дубовик и наших классиков Валерия Слаука, Александра Шеверова, Николая Селещука. Но иллюстрация — это, конечно, совсем другое искусство.

У Александра подход принципиально иной. Не столько важен сам герой  заяц, космонавт, человек в черном шлеме или снеговик, сколько идея и желание автора не выставлять на первый план нравоучение, замаскировать его с помощью другой формы. С этой точки зрения художник не рассказывает нам историю (сказку) зайцев, а оставляет пространство для аллегории, без разжевывания и прямых оценок. Бельский не пишет серии или проекты с нарративами наподобие литературных. Это полностью визуальный опыт, а в основе своей — концептуальный.

— Для меня они — персонажи, на которых спроецированы отношения людей между собой, отношения с миром вокруг, — объясняет художник. — В этом их назначение. Есть параллели с жизнью людей, отчасти есть мой собственный опыт. Важно, что все они — не абстрактные образы и не конкретные модели, зато всегда дают мне место для метафоры, реплики, отсылок к самым разным событиям.

Дети на экскурсиях высоко оценивают эти «проекции», взрослые тоже их считывают  так что призы зрительских симпатий, которые художник получил на «Осенних салонах» в 20162017 годах, имеют вполне определенное основание.

С зайцами и снеговиками, впрочем, отдельная тема  это своего рода версия родства, сочувствия, заботы. Человек в этих снеговиках скрыт, но не утрачивает чувство собственного достоинства, не теряет эмоций, не коверкает язык. Трансформация человеческого происходит как перемена и даже протест, а сохранение человеческого выдают детали, окружающая среда, антагонисты снеговиков и зайцев. Помещая животных и снежных героев в реальные обстоятельства, художник подчеркивает их уязвимость. Особенно это заметно, когда они собираются в группы или стаи  даже непонятно, как лучше сказать. Или в компании, когда начинает работать коллективная энергия, общая драматургия. Удивительно, но «другие» только усиливают эффект человеческой сущности. От сказки, от волшебства остается лишь момент телесного перерождения.

И еще интересно, что, выбирая именно эти образы, Александр не идет по пути роботизации, клонирования и т. д., то есть в сторону science spesific. Наоборот, удивление, страх, растерянность работают на доверие и сочувствие к «слабым» героям.

Вопрос органики

Справедливости ради нужно отметить, что есть у художника вполне яркие социальные темы. Но они написаны в своем ключе, и здесь от зрителя тоже требуется чувствительность особого рода. Отправной точкой для понимания я бы назвала работу 2019 года «Новые боты». Не сразу разглядишь, что на первом плане маленький ребенок гуляет по лужам в резиновых сапожках. Наконец-то никто не будет доставать его из-за мокрых ног! Строгие дяди на постаментах неизмеримо выше, значительнее — правда, в параллельной жизни, откуда новые боты не заметны, а риск простуды не рассматривается всерьез.

Не всерьез  еще одна иллюзия, которая будет преследовать зрителя на протяжении всего просмотра, на сайтах ли, в галереях или частных коллекциях. Смешение контекстов как бы случайное: вот неуклюжие снеговики из детских игр, Дарт Вейдер из «Звездных войн», какая-то вышка почему-то упала, вдруг возникает кусочек из старого новостного репортажа. На самом деле спонтанного здесь нет ничего.

В качестве примера такой подачи отмечу небольшой цикл «Бэтмен и дети» (2021), парафраз на советский сюжет с Владимиром Ильичом.

— В основе — советская мифология, точнее, ее популярная часть, пропаганда, — говорит художник— Мне хотелось ее поправить, убрать образ доброго дедушки из истории, хотя бы из книжной иллюстрации.

Да, постмодернистское смешение контекстов, известная игра и практика, но как по-разному это можно сделать! А еще юмор  легкий, грустный или болезненный, он всегда есть в живописи Александра, даже в его афишах.

Всегда, будь этот юмор родом из поп-арта, лирики или актуальной хроники. На мой взгляд, инструмент не менее важный, чем выбор героя или эпизода социальной драмы.

К слову, о подходе к творческому процессу и об отсылках: первый снеговик родился из ассоциаций с «Нарциссом» Караваджо. А все, что связано с космосом, сценки на Луне появились вместе с конкретными деталями и событиями разных лет.

 У любой работы есть мотивы для появления. Например, «Бог в помощь», который существует и в небольшой, пробной версии 80×40 кв. см, и в максимальной — 3 × 1,5 кв. м. Вроде мы продолжаем наблюдать за космосом, технологии развиваются, и люди летают на серьезных кораблях продолжает Александр. — Но тут же, на этом пафосном фоне, видим, как их героически спасают (как когда-то Владимир Джанибеков, Виктор Савиных и др.). Вдруг, всегда неожиданно. А самовар пришел вообще из другой сферы, из художественного образования: кувшин и самовар — самые банальные, всем надоевшие предметы для учебного натюрморта.

Вот как, оказывается, рождаются метафоры.

Структурировать время

Да, ни много, ни мало. Эту возможность дает Александру теперешняя работа в «Белреставрации». А живопись остается основным творческим полем художника. И здесь мы подходим к теме о востребованности, о том, может ли the artist в современном понимании этого слова жить и зарабатывать своей профессией.

По словам Александра, работа художника-реставратора позволяет ему распределять время работы так, чтобы не метаться каждый день между искусством и коммерческими заказами. Те же снеговики возникли в свое время как попытка отстранения после большого числа шаржей и портретов. В какой-то момент, после тысяч лиц, живых и фотографических, стало просто необходимо найти анонимные типажи. Сейчас, при стабильном заработке, можно спокойно заниматься искусством, а не постоянным добыванием денег. Есть ведь и неприятные заказы, и только очень немногие авторы умеют отговаривать клиентов  в чем-то образовывая их, теряя в деньгах, но сохраняя при этом профессиональную честность.

Судя по онлайн-галереям, которые продают произведения искусства, почти все полотна Александра нашли своих покупателей. Это прекрасный результат. Как говорит художник, во-первых, людям нравится то, что он делает, а во-вторых, его работы доступны по стоимости.

— Мой самый первый покупатель приобрел восемь полотен сразу. До этого я и не предполагал, что доходами от искусства можно жить. И вот впервые это сработало. Но и раньше, и сейчас на первом месте по-прежнему остается мысль, идея, а потом уже, конечно, хорошо, что она обрастает капиталом.

Что же касается «Белреставрации», Александру интересны технологии и сами подходы, принятые в этой области. Понятно, что и здесь есть свои проблемы: многое из историко-культурного наследия утрачено, появляется немало новодела, но «работать со стенами XIV  XVI веков интересно». Художник считает так:

— Важно принимать в принципе правильные решения. Что нужно реставрировать, что восстанавливать, с какой целью? Может быть, я пока не очень подготовлен как реставратор, но есть рядом люди, которые подсказывают. В Несвиже мои действия были обоснованы. И это тоже творческий рост.


 Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

  • Чуковский сказки издательство аст
  • Чуковский сказки для детей читать 1 класс
  • Чук и гек чем понравился рассказ
  • Чукмалдин сказка о светлом сне
  • Чуковский рассказы для детей 1 класса