Сказки Чуковского с картинками — произведения, которые знакомы многим с детства. Собранные воедино и дополненные яркими иллюстрациями произведения Корнея Чуковского станут отличным материалом для чтения детям младшего возраста. Благодаря колоритным изображениям ребята смогут ярче представить героев и злодеев сказки, построить короткий пересказ произведения с опорой на картинки и попробовать нарисовать любимых персонажей из добрых сказок Чуковского сами.
-
Мойдодыр
«Мойдодыр» — произведение Корнея Чуковского, с которым был знаком каждый ребенок некогда необъятной страны. Познакомьте и вы своего ребенка со сказкой в стихах о неопрятном мальчишке. Как однажды началось его утро? Почему…
-
Федорино горе
Федорино горе — сказка Корнея Чуковского, на котором воспитано не одно поколение советских и российских детей. В сказке повествуется о бунте посуды и утвари против своей хозяйки Федоры, которая оказалась очень нечистоплотной…
-
Муха-Цокотуха
«Муха-Цокотуха» — сказка Корнея Чуковского, которую любят и дети, и взрослые уже много лет. Иногда произведение ещё называют «Мухина свадьба». В ней излагается интересная история из жизни маленькой мухи, которая нашла на…
-
Айболит
Айболит — сказка Корнея Чуковского в стихах, которая восхищает собой взрослых и ребят почти сто лет. В ней описан подвиг доктора Айболита. Днем и ночью к нему сбегаются звери за помощью, и врач всем помогает. Слава о лучшем…
-
Бармалей
Бармалей — произведение К. Чуковского, на котором было воспитано не одно поколение детей. В сказке говорится об увлекательном пребывании Танечки и Ванечки в Африке, куда им запрещали ходить родители. Начало пути было весёлым…
-
Телефон
Телефон — произведение Корнея Чуковского, его любят уже многие годы не только дети, но и взрослые. В нем показана жизнь человека, телефон которого не умолкает. Рассказчику звонит слон, цапли, зайцы, крокодил, медведь с различными…
-
Краденое солнце
Краденое солнце — сказка Корнея Чуковского, которую любят взрослые и дети. В ней рассказывается, как зайка поглядел в окно, а за ним — темнота. Сороки поведали, что крокодилу удалось проглотить солнце. Все животные стали…
-
Чудо-дерево
Чудо-дерево — сказка в стихах Корнея Чуковского была написана в 1924 году. С тех пор она любима многими семьями. В ней рассказывается, как вблизи дома выросло волшебное Чудо-дерево. На этом дереве растут башмаки, туфли…
-
Тараканище
Тараканище — произведение Корнея Чуковского, которое любят и взрослые, и дети. В нём ведётся рассказ о том, как маленькая «букашечка» преградила путь животным и птицам, привела в ужас всё царство зверей. Внезапно львы, носороги…
-
Путаница
Путаница — произведение Корнея Чуковского, которое любимо детьми уже долгие годы. В нем описывается, как в мире животных произошел «бунт». Все звери и птицы решили производить иные звуки, потому что прежние им надоели. Что…
-
Бутерброд
Бутерброд — стихотворение Корнея Чуковского, которое очаровывает собой детей и взрослых много лет. В нем говорится о том, что однажды бутерброд решил пройтись. Кого он пригласил на прогулку, зачем его отговаривали от этого…
-
Крокодил
Крокодил — сказка Корнея Чуковского, любимая многими детьми. В ней поведано о крокодиле, который потревожил жителей Петрограда своим поведением и поступками. На беду крокодила в этом городе жил мальчик Ваня. Он был бесстрашным…
-
Топтыгин и лиса
Топтыгин и лиса — потешная сказка Корнея Чуковского в стихах, которая нравится ребятам уже больше полувека. В ней идёт речь о том, что медведь очень хотел себе хвост. Доктор Айболит пообещал Мишке в этом помочь, а хитрая…
-
Обжора
Обжора — произведение Корнея Чуковского, которое обожают дети уже не один десяток лет. В нем рассказчик повествует о своей сестре, ее аппетите и необыкновенной удаче. Так однажды она сумела поймать в костре осетра, и все…
-
Закаляка
«Закаляка» — стихотворное произведение Корнея Чуковского, которое знакомо и любимо детьми разных поколений. В нём рассказывается, как девочка Мура села рисовать. Что и кого она изобразила на бумаге? Как закончилось её занятие…
-
Ёлка
Елка — стихотворение Корнея Чуковского, которое стоит прочесть детям. В нем описывается, что бы стала делать елка в канун Нового года, если бы у нее были ножки. Елочка нарядилась бы в роскошный наряд и сапожки, а ее украшения…
-
Черепаха
Черепаха — произведение Корнея Чуковского, строки которого легко воспринимаются детьми младшего возраста. В нем лягушки издалека бредут к родному болоту. Чтобы отдохнуть, они прислоняются к придорожному камню и ставят на…
-
Радость
Радость — стихотворение Корнея Чуковского, которое стоит прочесть вместе с ребенком. В нем описан мир, где царит жизнелюбие и согласие с самим собой. Автор показывает, что радость способна творить чудеса, открывать новые…
-
Свинки
Свинки — стихотворение Корнея Чуковского, которое адресовано ребятам младшего возраста. В нем описано, как две свинки увлеченно работают на печатных машинках. Произведение учит прислушиваться к звукам, знакомит со звучанием…
-
Поросёнок
Поросенок — произведение Корнея Чуковского, которое забавляет ребят и взрослых уже не одно десятилетие. В нем рассказчик перечисляет, кого любит малышка Тата. Кто окажется в их числе, и кто окажется милее всех девочке? Прочтите…
Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.
По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.
Малышам
«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне
Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.
Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.
«Только все вместе» Лоренца Паули
Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.
Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.
Ребятам постарше
«Вратарь и море» Марии Парр
Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.
Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.
«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской
Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.
Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.
Подросткам
«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой
Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.
Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.
Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.
«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна
Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.
Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.
В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
– Елена Владимировна, не кажется ли вам, что дети не хотят читать именно произведения школьной программы? Может быть, дело в списке литературы, который нужно освоить в обязательном порядке?
– Мнение, что современные дети мало читают, ошибочное. Об этом говорит и большая посещаемость нашей библиотеки и заинтересованность родителей, которые приходят вместе с детьми. Во всяком случае, так обстоят дела с дошкольниками и младшими классами, с которыми лично я работаю. Уверена, что желание или нежелание читать никак не связано со списками литературы, которые задают в школе. Да, порой они не соответствуют возрастным особенностям детей. Но дети, увлечённые чтением, не ограничивают себя обязательными списками.
– В списке литературы для тех, кто перешел во второй класс, Чуковский и сказки… Вы считаете, что восьмилетним детям интересно читать русские народные сказки и «Доктора Айболита»?
– Это только на первый взгляд кажется, что из сказок можно вырасти. На примерах сказок мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову, развивать и пополнять словарный запас, сравнивать, отличать добро от зла, развивать творческие способности, обучать сторителлингу – умению рассказывать истории, угадывать, чем заканчивается сказка, сочинять другой конец, добавлять новых героев и так далее. Правда, без помощи взрослых ребёнок вряд ли самостоятельно сможет извлечь пользу из сказки. Поэтому вводить возрастные ограничения на сказки, я считаю, просто недопустимым. И почему бы и не почитать «Айболита» Корнея Иванович Чуковского? Практика показывает, что некоторые современные родители не читают детям классику детской литературы! Есть малыши, которые не знакомы с творчеством Чуковского! Поэтому включать «Доктора Айболита» в списки литературы после 1 класса – некая профилактическая мера против родительских упущений.
– Какие книги, на ваш взгляд, относятся к классике детской литературы? Что из них будет интересно почитать современному школьнику, ученику младших классов? Почему?
– Пушкин, Некрасов, Гайдар, Носов, Драгунский, Барто, Михалков, Маршак, Чуковский, Бианки, Зощенко, Андерсен, Кэрролл, Перро, Гримм… Можно перечислять и дальше. Произведения этих авторов читали еще наши бабушки и дедушки, это универсальная, детская, нестареющая классика. Я считаю, что у каждого современного школьника должны быть на слуху эти имена, и ребенок должен с этими именами ассоциировать конкретные произведения и знать, о чем они.
– Можно ли ребенку читать электронную книгу?
– Родители младших школьников, как правило, против, чтобы их дети читали электронные книги. Они стараются, чтобы их дети как можно меньше сидели в планшете, компьютере или телефоне, неважно, книгу они читают или играют.
– Обязательны ли в детских книгах картинки? Школьники уже не малыши, но все же…
– Младших школьников «пугают» толстые книги, и дети, как показывает практика, предпочитают книги с картинками. Поэтому, чтобы не отбить желание читать рекомендованную литературу, мы стараемся подбирать книги не с мелким шрифтом и не в толстом сборнике, а обязательно – хотя бы с минимумом иллюстраций. Но если книга издана совсем неприглядно и без картинок, то совместно решаем с родителями, как лучше привлечь к ней внимание.
– Время меняется, меняется русский язык, некоторые слова советских времен нынешним детям непонятны. Как быть родителям? Сидеть рядом с чадом и все объяснять? Или сказать: «гугл в помощь»?
– Современным детям трудно читать сказы Бажова, рассказы Гайдара. Тяжело идет книга Аксакова «Детские годы Багрова внука». Но почему-то все дети с легкостью читают Гарри Поттера. Думаю, родителям стоит уделять время детям и читать вместе с ними. Молодые родители порой и сами путают фамилии авторов и смешно перевирают названия книг, рекомендованных для летнего чтения. Например, книгу Сергея Михалкова «Праздник непослушания» называют «День неповиновения», книгу Аркадия Гайдара «Дым в лесу» – «День в лесу», Бианки – Бьянкой и так далее.
– Как вы относитесь к тому, что восьмилетнему и даже девятилетнему ребенку читают родители? Это хорошо – все же совместное времяпровождение с пользой? Или плохо – вроде как большой уже, читай сам?
– Совместное времяпровождение, а особенно чтение – хорошо. Детям важно чувствовать внимание и поддержку родителей. Так у них формируется и укрепляется уверенность в себе и собственных силах.
– Вернемся к списку литературы. В читательских дневниках, которые учителя начальных классов рекомендуют вести летом, есть задание сформулировать главную мысль текста. Это непросто. Должны ли родители помогать в этом, и как научить школьника делать это самому?
– Совместное комментированное чтение поможет ребёнку впоследствии самому находить главную мысль текста. Уроки литературы и русского языка, в первую очередь, должны способствовать навыкам смыслового чтения.
– Как понять, что ребенок усвоил содержимое книги? Попросить пересказать?
– Отдельные школы дополнительно к списку книг на лето дают рекомендательные задания. Например: «Спроси родителей о книгах, любимых ими в детстве, а затем прочти хотя бы одну из них», или «Прочти вслух литературное произведение другу, брату, сестре», или «Прочти экранизированную книгу и сравни ее с фильмом».
– А, кстати, стоит ли после прочтения книги посмотреть фильм или мультик по одноименному произведению?
– Стоит. И желательно проанализировать, отличается ли сюжет, как переданы в фильме представленные ребенком образы героев после прочтения книги.
– Нужно ли заставлять ребенка читать весь летний список литературы? Или разрешить прочитать только то, что интересно?
– Лично я считаю нецелесообразным включать в список летнего чтения одно конкретное стихотворение какого-либо поэта. Ведь как показывает практика, эти стихи потом будут разучиваться в учебном году. Правильнее было бы задавать не одно конкретное произведение, а дать список поэтов, с творчеством которых надо познакомиться, а библиотекарь порекомендует книги.
– Какие книги сейчас пользуются популярностью у детей?
– Сейчас среди младших школьников – книги английской писательницы Холли Вебб. В этих произведениях легкий слог, простой, но увлекательный сюжет, милые герои, попадающие в разные смешные ситуации, много сентиментальных моментов, доброты и нежности. Это может привлечь даже тех, кто не особенно любит читать.
– Вы считаете, ребенку надо читать каждый день?
– Мы рекомендуем родителям включить в режим дня своего ребёнка время, отведённое для чтения книг. Таким образом, вы сможете выработать необходимость в ежедневном чтении книг. Конечно же, первое время понадобится родительский контроль. Первое время дети должны читать только то, что им нравится. Школьники любят приключения, весёлые рассказы, истории о своих сверстниках. Из современной литературы я бы порекомендовала книги серии «Пятая четверть».