Класс: 2
УМК: Перспектива
Тема урока: А. П. Гайдар «Чук и Гек»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель: ознакомление учащихся с произведением А.П. Гайдара «Чук и Гек»
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с творчеством А.П. Гайдара на материале произведения «Чук и Гек».
2. Продолжить работу над формированием умения отвечать на вопросы учителя полным ответом.
3. Продолжить работу над формированием умения аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.
Развивающие:
1. Формировать умение находить информацию в тексте по заданию учителя.
2. Способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста.
3. Развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы учителя.
4. Развивать навык правильного и осознанного чтения.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию нравственно-этических качеств личности, чуткости, доброты, внимания к ближнему, через содержание урока.
Планируемые результаты:
Предметные:
— знают биографию А. Гайдара.
— знают произведение «Чук и Гек»
— умеют отвечать на вопросы учителя.
— умеют аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.
Метапредметные:
Регулятивные:
— понимают и принимают учебную задачу;
— осуществляют самоконтроль при чтении произведения;
— оценивают результаты своей деятельности.
Познавательные:
— умеют находить информацию в тексте по заданию учителя;
— умеют прогнозировать содержание читаемого текста.
Коммуникативные:
— умеют слышать и слушать собеседника;
— вступают в диалог с учителем;
Личностные:
— осознают важность проявления чуткости, доброты, внимания к ближнему.
Оборудование: учебник, презентация, карточки.
План урока
1. Организационный этап. (1 минута)
2. Проверка домашнего задания. (10 минут)
3. Подготовка к восприятию текста. (8 минут)
4. Первичное восприятие и анализ текста (20 минут)
5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)
6. Домашнее задание. (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы, формы и средства | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. | Создать эмоциональный настрой на урок. | — Прозвенел звонок. Начинаем мы урок. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. — Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. — Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы для себя сделать открытие? — Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов. | Приветствуют учителя. Быть внимательными и наблюдательными | Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, стихотворение. | ЛУУД: Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний. | Определить степень усвоения изученного. | — Но прежде чем мы приступим к изучению нового, давайте проведем речевую разминку. Та – та – та – у нас дома чистота. Ты –ты –ты – сметану съели всю коты. Ти — ти – ти — съели кашу всю почти. То – то – то – стали мы играть в лото. — Прочитайте чистоговорку хором. -Теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией. — А теперь давайте прочитаем с логическим ударением, выделяя голосом выделенные слова. — Отлично. | Читают чистоговорку | Методы: беседа. Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, чистоговорка, слайд презентации. | КУУД: умение вступать в диалог с учителем. |
3. Подготовка к восприятию текста. | Организовать настрой на восприятие текста; актуализацию знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произведение. | — Посмотрите на выставку книг, которая представлена на слайде. И скажите, с какими произведениями вы уже познакомились? (На слайде след. произведения: К. Чуковский «Путаница», Н. Носов «На горке», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья, А. Гайдар «Чук и Гек») — Посмотрите, здесь есть еще одно произведение, которое вы не называли. Как оно называется? — Кто написал это произведение? — Поднимите руку, кто не читал это произведение. — А теперь поднимите руку, кто уже знаком с данным произведением и читал его. — Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А. Гайдара и прочитаем фрагмент из произведения «Чук и Гек». А те, кто уже знаком с данным произведением, будут слушать вдвойне внимательнее и помогать отвечать на вопросы другим ребятам. — Как вы думаете, какие задачи мы перед собой поставим? Попробуем сформулировать их, используя незаконченное предложение. Познакомимся…. Узнаем… — Действительно, мы познакомимся с новым произведением А. Гайдара «Чук и Гек». Узнаем, о чем этот рассказ, и кто такие Чук и Гек. — Прежде чем, мы перейдем к чтению рассказа, предлагаю вам познакомиться с автором произведения «Чук и Гек» А. П. Гайдар. — Посмотрите на слайд здесь представлен портрет А. Гайдара. Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным. Отец Гайдара – был школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков. Мать – Наталья Аркадьевна, работала сначала учительницей, позже медсестрой. В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры. Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет. — О Аркадии Петровиче Гайдаре нам расскажет Полина и Женя. В 1927 году приехал в Москву, где создал произведения, принесшие славу. Он стал одним из самых читаемых детских писателей того времени. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Аркадий Петрович ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде. Писатель погиб в бою с фашистами 26 октября 1941 года. — Спасибо. — Прочитайте название произведения и подумайте, о ком или, о чем оно будет? Как вы думаете, кто такие Чук и Гек? — В ходе чтения, мы узнаем подтвердились ваши предположения или нет. — В тексте вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении. — Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением. ЗА-ПАС-ЛИ-ВО-ГО ЗАПАСЛИВОГО МЕ – ТАЛ – ЛИ – ЧЕС – КИ – Е МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КРАС – СНО – АР –МЕ- -ЕЦ КРАСНОАРАМЕЕЦ РАЗ – ЛОХ – МО – ЧЕН – НА – Я РАЗЛОХМОЧЕННАЯ ПРО – ДЫ – РЯВ – ЛЕН – НУ – Ю ПРОДЫРЯВЛЕННУЮ ПО – ДО – КОН – НИК ПОДОКОННИК — Также в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые. — У вас на столах лежит карточка с незнакомыми словами и определения к ним. Ваша задача соединить слова с их значениями, работая в парах. После чего мы все вместе проверим, что у вас получилось. (пика, почуяв, укромное, телеграмма, красноармеец, турумбей) Пика — колющее холодное оружие, разновидность длинного копья Почуяв — осознать, понять, что – либо (кого –либо). Укромное — укрытый от посторонних взглядов, уединенный, тихий. Телеграмма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующих электрическую передачу информации. Красноармеец – военнослужащий Красной армии. Турумбей – беспорядок. — Закончили. Давайте проверим, что у вас получилось. (один ученик читает первое определение, другой ученик второе определение, и т.д.) — Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения. | «Чук и Гек» А. Гайдар Познакомимся с творчеством А.Гайдара, с новым произведением. Узнаем, кто такие Чук и Гек. Слушают биографию автора. О мальчиках, которые все время были вместе. Может быть, это два брата. | Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная, парная Средства: речь учителя, учебник, слайд презентации. Приёмы: незаконченное предложение, прогнозирование | РУУД: умение понимать и принимать учебную задачу; умение прогнозировать; ПУУД: умение устанавливать соответствие между словом и его значением КУУД: умение вступать в диалог с учителем |
4. Первичное восприятие и анализ текста. | Организовать чтение текста. | — Давайте, посмотрим небольшой отрывок из рассказа «Чук и Гек». Внимание на слайд. — Кто же такие Чук и Гек? — В каком городе они жили? — Где был их папа? — Почему мама улыбалась, когда читала письмо от папы? — Приедет ли папа к ним в гости? — Как вы думаете, что произойдет дальше? — Хорошо, давайте продолжим читать и узнаем, что произойдет дальше. — Я начну читать. Будьте внимательны, по ходу чтения я вам буду задавать вопросы по тексту. (прочли 1 часть) — Давайте проверим, как вы поняли прочитанное. На вопросы отвечаем полным ответом. — Подтвердилось ли наше предположение? Поедут ли ребята с мамой в гости к папе? — Какие были братья? Какой был Чук по характеру? -Какой Гек? — Куда Чук положил телеграмму? — Что в это время делал Гек? — А что хранилось в этой коробке? Найдите эти слова в тексте. — Предположите, что увидел Чук, когда открыл дверь? — Отлично, молодцы, продолжаем читать. Читать будем по цепочке по одному предложению. Начнем с 1 ряда. (прочли 2 часть) — Что произошло? — Что разозлило Чука, когда он вошел в комнату? — Как вы думаете, намеренно Гек испортил коробку брата? Почему? — Что произошло с мальчиками, когда Гек выкинул коробку? — Как это проявилось? Найдите слова в тексте. (Громко завопил…) — Как автор смог показать безысходность ситуации? Найдите слова в тексте. (Навеки пропала, со всем добром…) — Случалось ли с вами такая ситуация, когда по вашей вине пропала чужая вещь? Что вы чувствовали? — Продолжаем чтение. Дальше читает Фоменков Ваня, а все остальные внимательно следят. — Достаточно, спасибо, Ваня. Чтение продолжает Белов Артем. — Достаточно, спасибо, дальше читает Петровская Вероника. — Достаточно, спасибо, Вероника. Дальше читает Тимофеев Филипп. — Достаточно, спасибо. Продолжает София. — Закончили, спасибо. — Как вы думаете понимают ли мальчики, что телеграмма – это важно? — Как вам кажется, если ничего не сказать, а просто скрыть свой поступок – это будет обманом? — Почему мальчики ничего не рассказали маме? — Правильно ли поступили Чук и Гек? Как должны были поступить мальчики? — Кто никогда не обманывал, поднимите руку? — Почему люди обманывают? — Что может чувствовать тот, кого обманывают, если узнаёт об обмане? — Мы прочитали рассказ «Чук и Гек», какое впечатление он на вас произвёл? Что вам запомнилось? — Какие чувства он у вас вызвал? — Спасибо за ответы. Предлагаю вам немного отдохнуть. Все встаем из-за парт и повторяем за мной. Физминутка Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись — Сейчас я предлагаю вам охарактеризовать главных героев. Поработайте в парах и подумайте, какими качествами обладали Чук и Гек. (раздаю учащимся список качеств, они должны выбрать для каждого героя, те качества, которыми они обладает в произведение.) Чук – спокойный, обстоятельный, рассудительный, бережливый, хозяйственный. Гек – рассудительный, хитрый, эмоциональный, рассеянный, простодушный. — Приступайте к работе. — Закончили. И так каким Чук нам представляется в произведение? А каким мы видим Гека? — Прочитайте пословицы на стр. 131. — Как понимаете пословицы? «Стыдно сказать, а грех утаить.» «Как не хитри, а правды не перехитрить.» — Действительно, когда ты что – то знаешь или сделала, то сказать стыдно об этом, а не сказать тоже плохо. — Во второй пословице говорится, о том, что сколько бы мы не врали, правду все равно не перехитрить. Вранье когда-нибудь станет известным. — Спасибо за ответы. | Это два брата. Москва. Работал в горах. Она обрадовалась, что он ей написал и что у него все хорошо. Нет. Они поедут к нему сами. Да. Запасливый, хозяйственный Разиня, умел петь В свою коробочку Пел песни Он хранил в ней серебряные бумажки от чая, фантики от конфет. Увидел Гека, который играл в свои игрушки. Увидел Гека, который зарничит. Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца. Он тыкал пикой в его коробку. Нет, ему просто хотелось поиграть. Да, чтобы разозлить брата. Испугались. Да. Нет. Да. Да. Они не хотели огорчать маму. Они испугались. Нет Нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму. Чтобы не огорчать людей правдой. Предательство, обиду. | Методы: беседа, работа с учебником Форма: фронтальная Средства: речь учителя, учебник, Приёмы: приём прогнозирования дальнейшего развития событий, чтение с остановками. | РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении. ПУУД: умение понимать прочитанное; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого. КУУД: умение вступать в диалог с учителем. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | Выявить уровень понимания прочитанного. | — Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. — В начале урока мы поставили перед собой задачу познакомиться с новым произведением. Удалось ли нам это? — Как называется рассказ? — Какова тема этого произведения? — О чём заставил задуматься нас автор? | Да «Чук и Гек» | Методы: беседа Форма: фронтальная Средства: речь учителя. | РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности. КУУД: умение вступать в диалог с учителем; умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. |
6. Домашнее задание. | Информирование о д.з. | — Вашим домашним заданием будет дочитать рассказ «Чук и Гек» до конца. — Урок окончен, всем спасибо за работу! | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, дневник |
Гайдар Аркадий “Чук и Гек”. Читательский дневник, краткое содержание
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.
Сюжет — краткое содержание
- Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
- Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о просьбе мужа, она едет к нему в гости.
- Мама с детьми по снегу добираются до лагеря геологов и находят его пустым.
- Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется на лыжах к геологам.
- Сторож привозит ключи от дома Серегина, и находит спрятавшегося в сундуке Гека.
- Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают геологи, и семья воссоединяется.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой. Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась, повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его пес нашел Гека.
План произведения для пересказа
- Телеграмма от отца;
- Баловство детей;
- Потерянная телеграмма;
- На станции;
- Пустой лагерь;
- Домик сторожа;
- Спрятавшийся Гек;
- Возвращение сторожа;
- Подготовка к Новому году;
- Встреча с отцом.
Главная мысль
Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.
Чему учит эта книга
Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости. Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать признавшего вину. Учит семейным ценностям.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.
Новые слова и выражения
Гимнастерка — солдатская рубашка.
Растеря — человек, который все теряет.
Эшелон — воинский поезд с вагонами.
Пословицы к произведению
Вместе жить — все делить.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Аркадий Гайдар — Чук и Гек:
Краткое содержание
В Москве вместе с мамой живут два брата: старший Чук Серегин и младший Гек Серегин. Уже год они не видели папу: он начальник геологической партии у Синих гор. Зимой он письмом зовет их к себе в гости. Все рады, хотя ехать туда долго и непросто: поездом, потом на лошадях по тайге. Чук «белобрысый, круглоголовый», запасливый, он коллекционер разных мелочей. Гек рассеянный, разиня, мечтатель и любитель попеть.
Перед отъездом пришла телеграмма от папы, но братья подрались, и коробка с ней улетела в окно. Найти ее они не смогли. Чук предложил не говорить маме о телеграмме, если она не спросит. Так и вышло: мама о ней не знала. Поезд Геку понравился. Он смотрел в окно на дома, людей, лес. На станции их никто не встретил. Значит, отец не знает о них. Ямщик повез их через снежную тайгу. На ночлеге в избушке Гек думает, что «дальше, чем это, уже и не много осталось мест на свете». И здесь их папа.
На базе геологов пусто. Но назад семья не едет, ждет папу. В избушку возвращается сторож с псом Смелым. Тут-то и выясняется, что было написано в той самой телеграмме. Папа в срочной экспедиции на 2 недели. Братья в слезах признались, как все было. Мать зашила сторожу полушубок: тому встретился медведь. У сторожа свои дела, он оставил еду с ружьем и ушел. Потом был переполох из-за Гека: все искали его, а мальчик спал в сундуке. Оказалось, хмурый сторож уходил не по своим делам, а к геологам. Он принес ключи от комнаты и письмо от папы! А потом сходил за елкой к Новому году. Игрушки семья сделала сама.
Когда вернулся «сильный, добродушный» отец с геологами, все стали праздновать: плясали, пели. А потом, как и все люди в стране, по радио слушали звон часов в Кремле, желали друг другу счастья. А счастье – это жить и трудиться честно, защищать Родину.
Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Гайдара
Сюжет
Маленькие братья Чук и Гек Серегины вместе с мамой из Москвы едут в тайгу к папе в гости. Он – начальник геологической партии у Синих гор. Братья не признались маме, что перед отъездом была телеграмма от папы, а они в драке потеряли ее. Едут поездом, потом с ямщиком на лошадях. Папы на базе нет.
Сторож объясняет, что в телеграмме папа писал, что 2 недели будет в экспедиции. Мама штопает сторожу полушубок. Он уходит будто по делам, а сам спешит к папе. Назад приходит с ключами от комнаты и письмом. Все украшают елку, а потом с папой и геологами празднуют Новый год. Все желают друг другу счастья. То есть, жить и работать на совесть, и беречь Родину.
Отзыв
Рассказ о любящей, самоотверженной семье, хороших людях, которых они встретили на пути. Чук старше брата на год, он бережливый, запасливый белобрысый толстячок. А Гек растяпа, мечтатель, и любитель петь. Оба брата жизнерадостные и после драк легко мирятся. Родители у них добрые, терпеливые и трудолюбивые. Рассказ учит слушаться родителей, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощенья, дружить, любить семью, Родину, свою работу, быть любознательным, смелым, бескорыстным, помогать друг другу, уважать старших, не сдаваться, радоваться жизни.
Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»
В 1939 году Аркадий Гайдар написал рассказ «Чук и Гек». Впервые он был опубликован в журнале «Красная новь» под названием «Телеграмма».
Это светлая повесть в стиле святочной сказки. С одной стороны, очень реальная, так как рассказывает историю обычной семьи. С другой стороны, в ней много сказочных описаний, преувеличенных событий, снов, даже имена главных героев ненастоящие. Приурочена повесть «Чук и Гек» А. Гайдара к новогоднему празднику – самому волшебному и долгожданному для каждого ребенка.
Художественные приемы произведения «Чук и Гек» легко воспринимаются детьми, поэтому оно изучается в начальных классах. Если у вас нет возможности прочитать весь рассказ «Чук и Гек», краткое описание и пересказ помогут вам быстро узнать, о чем это произведение.
Персонажи рассказа
Главные герои
- Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
- Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
- Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.
Второстепенные герои
- Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
- Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
- Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
- Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.
Сокращенное содержание рассказа читайте далее.
Сюжет рассказа тезисно
- Мама и двое братьев собираются в дальнюю поездку в тайгу, где работает отец семейства.
- Из-за постоянных ссор между братьями теряется важная телеграмма, и происходит путаница со временем поездки.
- Они приезжают в зимний поселок в тот момент, когда там нет никого, кроме сторожа.
- В пути их сопровождают интересные приключения, встречаются разные люди, и все им помогают.
- Несмотря на то, что им приходится долго ждать отца в заброшенном поселке, они находят себе занятие – украсить дом к Новому году, чтобы встретить этот замечательный праздник всей семьей.
Краткое содержание рассказа
Однажды почтальон принес домой к мальчикам Чуку и Геку письмо от отца, который работал в далекой тайге. Папа приглашал их к себе на новогодние праздники. Хотя ребята немного боялись долгого пути и страшного леса, все начали собираться в дорогу. Чук смастерил себе кинжал, а Гек – длинную пику – ведь надо чем-то отбиваться от диких зверей в тайге.
Мама уехала за билетами, а ребята решили поиграть, но как обычно поссорились. Появился почтальон и передал Чуку какую-то телеграмму, он спрятал ее в коробке со своими «драгоценностями», а Гек, расшалившись, выкинул ее в окно. Братья долго искали коробку в снегу, но так и не обнаружили. Мальчики посовещались и решили ничего не говорить про телеграмму маме.
Семья отправилась в путь на поезде. Ночью Гек решил прогуляться по вагону. Но после прогулки оказалось, что он перепутал купе. Добрый усатый дядька помог ему найти свое. Всю ночь ему снились волшебные сны. А утром мама очень смеялась над разиней сыном.
На железнодорожной станции их почему-то никто не встретил. Мама очень долго искала ямщика, который согласился бы отвезти их в поселок. Это был долгий и интересный путь. Им встретились настоящие зайцы, много раз приходилось подталкивать сани, расчищать дорогу, а ночь пришлось провести в маленькой избушке. Геку казалось, что за окном ходит настоящий медведь, и опять ему снились необычные сны.
На геологической базе тоже никого не было. Только горел очаг, и стояли теплые щи. Мама решила остаться и подождать кого-нибудь. Вечером появился сторож и рассказал, что все геологи давно ушли в тайгу, а он сам лично отвозил телеграмму для мамы, что им следует задержаться в городе. Тут мальчики расплакались и признались, что, получив телеграмму, потеряли ее, а от матери это скрыли.
Сторож ушел по своим делам, оставив им продуктов и ружье. Семья начала обустраивать свой быт, как могла, – ходили за водой, рубили дрова, готовили в настоящей русской печи. А еще они гуляли по снежной тайге, словно по сказочному королевству. Ведь для городских мальчишек все здесь было в новинку – разные животные, их следы, огромные деревья. Даже солнце светило по-особенному.
Через четыре дня Чук и мама ушли за водой, а по возвращении обнаружили, что Гек пропал. Его искали в доме, в сенях, затем мама схватила ружье и побежала в лес. Она выстрелила несколько раз в воздух, и к ней на встречу выбежал тот самый сторож. Он взял калошу Гека и дал ее понюхать своему псу Смелому. Собака повела их обратно в дом. Там, в темном сундуке, сладко спал проказник, не подозревая, сколько шуму наделал, желая подшутить над родными.
Сторож, хоть казался угрюмым и нелюдимым, оказывается, ездил не по своим делам, а в тайгу к их отцу. Он привез ключи от его комнаты, а еще письмо. Братья не умели читать, поэтому письмо досталось маме. Теперь стало намного веселее – у них была своя комната, сторож охотно им помогал, а еще они часто играли с собакой. Все вместе начали готовиться к Новому году – делали снежинки, шарики из оберточной бумаги, шили игрушки из ненужных тряпок. А сторож срубил им в лесу самую красивую елочку.
Когда вернулся отец и другие жители станции, все дружно встретили Новый год. Несмотря на все трудности и приключения, он был самым лучшим и запоминающимся для братьев.
Чук и Гек. Кадр из одноименного фильма (1953 г.)
В чем заключается идея автора
Несмотря на то, что вы познакомились с кратким содержанием рассказа «Чук и Гек», советуем вам прочитать его полностью. Это добрая повесть о том, что даже самая маленькая неправда может вылиться в очень большие неприятности. Но если всем дружно взяться за их решение, быть честными, добрыми и открытыми, то можно все исправить.
Нет ничего сильнее, чем дружная и крепкая семья. И даже вечно спорящие, дерущиеся братья очень любят друг друга. Несмотря на их проказы и шалости, родители серьезно их не наказывают, а помогают понять ошибки и вместе их исправить.