Чук и гек о чем рассказ главная мысль

Тема урока: а. гайдар чук и гек цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве а.п.гайдара; учить давать оценку

Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»

Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;

Задачи урока:

Образовательные

  • расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;

  • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;

  • обогащать активный и пассивный словарный запас;

  • расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие

  • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. 

  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

  • отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;

  • развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

Воспитательные

  • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;

  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

Оборудование: книги для чтения;  выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

Ход урока

I Мотивационно-ориентировочный этап

-Добрый день, ребята!

-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.

II.Актуализация имеющихся знаний.

Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.

Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

С тобою дорога моя далека —

В любую страну, в любые века.

— Кто написал эту книгу? 
Выставляется портрет А.П. Гайдара.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.

— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.

Ученик. 

Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым,

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя-большевика.

 IV.Изучение нового материала

1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

   В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.

2.Решение задач по ориентировке в   художественной книге

(Учитель раздаёт книги)

3.Словарная работа

Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы

— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»

 Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму

4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения

— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».

4. .Проверка первичного восприятия произведения

-Кто же такие Чук и Гек?

— А что с ними случилось?

— Кто позвонил в дверь?

— Что в это время делали братья

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке?

— Что сделал Чук?

— Что случилось после?

— Нашли они коробку?

— Что заставило помериться мальчикам?

— Кто из них старше?

— Какую историю они придумали?

— Что принесла мама?

V.Физминутка

VI. Закрепление изученного материала

2. Беседа   по содержанию текста эмоционально – оценочного характера

 -Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?

— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?

-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?

— Почему так делать нельзя?

— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.

— Вранье не введет в добро.

— Правда в огне не горит и в воде не тонет.

— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?

— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых          работал отец Чука и Гека (Синие)

99769799 1

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

99769799 1

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)

99769799 1

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

99769799 1

Профессия отца Чука и Гека (геолог)

99769799 1

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)

99769799 1

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

99769799 1

Фамилия Чука и Гека Серёгины

VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.

1.Соотношение цели урока и его результата

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?

Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»

2.Рефлекия

Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…

Обновлено: 21.06.2021 11:54:50

Ведение дневника читателя является обязательным требованием современной программы по литературе. Уже первоклассник учится делать анализ и оценивать прочитанное произведение. Мы попробуем разобраться, как оформлять читательский дневник во 2 классе, покажем пример, как это сделать.

Читательский дневник 2 класс: образец, оформление, пример как сделать

Для чего заполнять дневник читателя

Нередко дневник читателя заводят взрослые люди. Это помогает им лучше понять произведение, сохранить о нем впечатление. Смысл читательского дневника в том, чтобы спустя время была возможность вспомнить прочитанные книги, их содержание, сюжет, главных героев, свои чувства и переживания.

Для детей читательский дневник стает что-то вроде шпаргалки. Если ребенок прочитал произведение на летних каникулах, то записи позволят ему в течение учебного года вспомнить, о чем шла речь. У учеников 1-2 класса с помощью записей происходит развитие памяти. Дети учатся делать анализ книги, понимать ее, выражать свои мысли и чувства по отношению к сюжету и главным героям.

Второклассник является еще маленьким ребенком, поэтому он нередко нуждается в помощи родителей. Ему пока сложно найти главных и второстепенных героев, понять основную мысль автора. Ведение дневника читателя – это своего рода обсуждение, которое учит четко выражать мысли.

Плюсы ведения читательского дневника

Это только на первый взгляд кажется, что ведение дневника читателя – бесполезная трата времени. На самом же деле это очень полезное занятие, которое обладает следующими достоинствами:

  1. Призывает внимательно относиться к чтению, как к действию. Ведь прочитанную информацию нужно впоследствии осмыслить и записать своими словами.

  2. Посмотрев дневник читателя, можно оценить много или мало ребенок прочитал за лето.

  3. Записанные незнакомые слова и их расшифровка расширяют лексику ребенка.

  4. Ведение дневника читателя – это организация времени ребенка, систематизация его знаний, развитие творческих способностей. С его помощью дети учатся писать сочинения, проявлять свой вкус в оформлении страниц.

Как должен выглядеть дневник читателя

К оформлению дневника читателя не выдвигается четких требований. Можно взять готовый шаблон и заполнить его. Можно же проявить творчество и сделать красочный, эмоциональный дневник, который вполне может стать предметом гордости ребенка. Ведь во 2 классе дети еще ориентированы на внешнюю сторону процесса.

За основу можно взять обычную тетрадь, на обложке сделать надпись, что это дневник читателя с указанием класса, имени и фамилии заполнителя. Обложка оформляется по усмотрению ребенка. Можно разрисовать ее героями прочитанных книг.

Следующая страница – это содержание с нумерованным указанием прочитанных книг и авторов. На содержание лучше оставить одну или две страницы в начале или конце дневника читателя. На разворотах страниц идет заполнение с указанием автора, названия книги, главной мысли. Все это, как правило, помещается на одной странице. На другой идет выполнение рисунка к прочитанному.

Как оформлять дневник читателя во 2 классе

К оформлению читательского дневника во 2 классе предъявляются несложные требования. Детям нужно дать следующую информацию:

  1. Автор произведения.

  2. Название произведения.

  3. Жанр произведения, сказка, басня, рассказ, сказ, стихотворение.

  4. Главные герои произведения.

  5. Сюжет.

  6. Основная мысль.

Памятка к ведению читательского дневника

Педагоги дают следующие рекомендации детям и родителям по ведению дневника читателя, осмыслению прочитанного:

  1. К заполнению дневника нужно приступать сразу после того, как ребенок прочтет книгу. Таким образом он помнит больше информации, а если возникнет необходимость вернуться к прочитанному, он знает, где что найти.

  2. Временами лучше возвращаться к дневнику читателя, прочитывать написанное. Таким образом содержание о книге и впечатление о ней лучше закрепится в памяти.

  3. Если задано большое произведение, а ребенок пока читает плоховато, то напишите дату начала и окончания чтения произведения.

  4. Описывая отзыв, пусть ребенок выскажет собственное мнение о прочитанном, главных героях.

Не нужно списывать отзыв о произведении из учебников. Пусть ребенок сам прочувствует книгу, оставит ее в своей памяти.

Примеры заполнения дневника читателя во 2 классе

Ниже мы приведем примеры заполнения дневника читателя для учеников 2 класса на наиболее распространенных произведениях, заданных к прочтению второклассникам.

Маршак «Двенадцать месяцев»

Автор: Самуил Яковлевич Маршак.

Название произведения: «Двенадцать месяцев».

Жанр произведения: сказка.

Главные герои:

  1. Падчерица – добрая, милая, отзывчива, послушная, трудолюбивая девочка.

  2. Мачеха. Злая, корыстная, завистливая.

  3. Сестра. Ленивая, жадная, грубая.

  4. Отец. Добрый, мягкий, безвольный.

  5. 12 месяцев. Добрые, справедливые, готовы прийти на помощь.

Сюжет:

Мачеха отправила зимой за подснежниками в лес падчерицу. Замерзающая девочка вышла на поляну, где сидели 12 месяцев. Она попросилась у них погреться и поведала, что пришла за подснежниками. Брат-Март попросил разрешения у Января помочь девочке и уступить ему место. 12 месяцев согласились. После того, как девочка принесла домой подснежники, мачеха пошла с ними во дворец.

Королева отдает приказ справлять Новый год и приказывает мачехе следовать со своей падчерицей в лес к братьям-месяцам. В лесу бушевала метель, все быстро замерзли. Профессор, который приехал вместе со всеми в лес, попросил братьев-месяцев, чтобы все шло своим чередом. В итоге мачеха с дочерью превращаются в собак, а падчерица награждается теплой шубой, лошадьми и каретой.

Основная мысль: нельзя делать зло. Зло всегда наказывается.

Волков «Волшебник Изумрудного города»

Автор: Александр Волков.

Название произведения: «Волшебник Изумрудного города».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Элли – смелая, добрая, находчивая маленькая девочка.

  2. Тотошка – собака Элли. Добрый, смелый, всегда готов защитить свою хозяйку.

  3. Железный Дровосек. Надежный, смелый, честный, отважный.

  4. Страшила – чучело из соломы, доброе и мудрое.

  5. Трусливый Лев – верный, храбрый друг.

  6. Гудвин – волшебник, который всех обманул.

  7. Бастинда – злая волшебница.

Сюжет:

В городе Канзасе был сильный ураган. Он унес девочку Элли с Тотошкой в волшебную страну. Она узнает, что вернуться домой может помочь ей только Гудвин, великий волшебник, который живет в Изумрудном городе. Он также может исполнить три желания.

Девочка принимает решение идти к Гудвину с просьбой о возвращении домой. По дороге она встречает Страшилу. Мечта соломенного чучела – обрести мозги. Они идут вместе и встречают Железного Дровосека, мечтой которого было обретение настоящего сердца. Элли и Страшила смазывают Дровосека маслом и продолжают путь вместе. Через некоторое время они встречают Трусливого Льва, который мечтает обрести храбрость и все вместе продолжают путь к Великому Гудвину.

В Изумрудном городе друзья встречаются с волшебником, который соглашается исполнить их желания, но в обмен на освобождение Фиолетовой страны от злой волшебницы Бастинды. Друзьям не оставалось другого выхода, и они согласились, преодолели путь и победили колдунью. Компания вернулась обратно к Гудвину, потребовала выполнения желаний. Но оказалось, что это не Великий волшебник, а самозванец. Впрочем, во время пути каждый получил то, о чем мечтал, преодолевая трудности. Элли простилась с друзьями и вернулась домой на волшебных башмачках.

Основная мысль: с друзьями можно преодолеть любые трудности.

Катаев «Цветик-семицветик»

Автор: Валентин Катаев.

Название произведения: «Цветик-семицветик».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Женя – добрая, рассеянная, веселая, легкомысленная девочка.

  2. Витя – добрый, веселый мальчик, которому помогла Женя.

  3. Старушка – добрая волшебница.

Сюжет:

Девочка Женя пошла в магазин за баранками. Когда она шла обратно, то рассеянно смотрела по сторонам. В это время собака стащила у нее все баранки. Девочка расстроилась и побежала за ней. Догнать собаку Женя не смогла и заблудилась. Девочка испугалась и заплакала. К ней подошла старушка, увела ее в сад и сказала, что у нее есть цветик-семицветик. Это волшебный цветок, который сможет исполнить любое желание. Для этого достаточно произнести волшебные слова и загадать желание.

Женя очень обрадовалась и загадала оказаться дома вместе с баранками. Девочке хотелось, чтобы цветок как можно дольше простоял, она полезла за вазой. Пока доставала вазу, отвлеклась на ворону и разбила вазу. Боясь, что ее заругает мама, девочка сорвала лепесток. Ваза стала целой.

Девочка пошла играть во двор. Там мальчишки играли в полярников на море и не хотели ее брать в игру. Женя оторвала лепесток у цветка и загадала очутиться на Северном полюсе. Когда она оказалась там, то быстро замерзла в своем летнем платье. К тому же к ней шли белые медведи. Женя замерзшими руками оторвала лепесток у волшебного цветка, очутилась в своем дворе.

Девочка пошла играть в другой двор, где дети играли с яркими игрушками. Она загадала, чтобы все игрушки мира были ее. Сразу же начали падать и преследовать ее разные куклы, зайцы, машины, медведи. Все они кричали. Женя испугалась и попросила цветок отменить желание.

Расстроенная девочка сидела на скамейке и увидела мальчика, который не мог ходить и бегать. У него болела нога. Тогда Женя без сомнений оторвала последний лепесток и загадала здоровье Вите. Дети стали бегать. Вот сейчас девочка почувствовала себя счастливой.

Основная мысль: счастливый человек тот, кто делится радостью с другими, совершает хорошие дела.

Гайдар «Чук и Гек»

Автор: Аркадий Гайдар.

Название произведения: «Чук и Гек».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Чук и Гек – братья близнецы, веселые, озорные.

  2. Мама. Добрая, смелая, решительная.

  3. Серегин – отец Чука и Гека. Геолог, очень ответственный.

  4. Сторож. Отзывчивый и добрый.

Сюжет:

Чук и Гек с мамой собирались ехать в тайгу к папе встречать Новый год, потому что он был занят и не смог приехать сам. Мама пошла на вокзал за билетами, тем временем пришел почтальон и принес телеграмму. Братья подрались и выкинули ее в окно. Потом они опомнились, выбежали во двор, но телеграммы не нашли. Мальчики решили ничего не рассказывать маме.

Мама с детьми приехала на станцию и была удивлена, что их никто не встречает. Тогда она нашла ямщика, который отвез ее в тайгу к геологам. Какого было у нее удивление и страх, когда там обнаружилась пустая база. Маме с Чуком и Геком пришлось остаться у сторожа, который рассказал, что Серегин отправил телеграмму домой с просьбой не приезжать. Мальчикам пришлось во всем признаться.

Сторож оставил семью геолога жить у себя, обеспечил ее продуктами, а сам на лыжах пошел в тайгу рассказать Серегину о приехавшей семье. Маме пришлось научиться носить снег, таять из него воду, топить печь. Как-то она пошла за водой и потеряла Гека, который тем временем уснул в сундуке. Мама от отчаяния выстрелила из ружья. Тем временем сторож с Серегиным были близко. Они поспешили к сторожке. Вскоре из сундука вылез заспанный мальчик, папа принес красивую ель, собрались все геологи. Новый год прошел в веселой обстановке.

Основная мысль: даже небольшая ложь может привести к большим неприятностям. Всегда нужно говорить правду, нельзя недоговаривать.

Это только некоторые произведения, которые задаются на чтение детям второго класса. По указанному образцу можно заполнить другие книги.

Оцените статью

 

Всего голосов: 1, рейтинг: 5

На чтение 9 мин. Опубликовано

Счастливый конец

Сторож сообщает Серёгину, что приехала его семья. Он отдаёт женщине ключ от домика её мужа и приносит симпатичную ёлку. Она наводит порядок вместе с мальчишками, украшает комнаты и готовится встретить Новый Год. Через время прибывают геологи на собачьей упряжке. Праздник проходит по-настоящему весело:

schastlivyy_konec_rasskaza.jpg

  • танцы и песни;
  • игра на баяне;
  • бой курантов по радиоприёмнику.

Главная мысль «Чука и Гека» заключается в том, что тайное всегда становится явным. Лучше сразу рассказать правду, чем потом краснеть и ощущать вину. Рассказ учит многому:

  • доброте;
  • искренности;
  • умению дружить и слушаться старших.

Книга была названа в честь главных героев. Есть несколько версий происхождения имён мальчиков. В самом первом издании сказки отец зовёт Чуком Владимира, а Геком — Сергея. Отсюда и появляются сокращённые варианты.

Согласно другой версии, Чук — русифицированный аналог Чака, а Гек происходит от Джек. При жизни писателя подобные имена имели высокую популярность.

Повествование ведётся от третьего лица, что обуславливает объективность картины мира ключевых персонажей.

Книга о том, как хорошо жить

Гайдар решил написать рассказ летом, на рыбалке.

«Аркадий Петрович задумал «Чука и Гека», когда гостил на даче у своего друга Рувима Фраермана в Солотче, под Рязанью, — рассказывает научный сотрудник Дома-музея Аркадия Гайдара в Клину Надежда Румянцева. — Однажды они удачно порыбачили и вечером возвращались домой. Перед сном Гайдар сказал: «Как хорошо жить на земле! Как хорошо быть человеком! Надо непременно про это написать!» Тогда он задумал написать светлое, позитивное произведение для детей».

Писал рассказ Гайдар в Москве, а закончил его в доме в Клину. Есть версия, что прототипами братьев-погодок стали дети соседа писателя по коммунальной квартире в Москве, в Большом Казенном переулке. Им был полярный геолог Серегин, а его сыновей-погодок звали Вовой и Сережей. В книге у героев та же фамилия — Серегины.

sajt3-36-750x708.jpg

1 января 1935 г. Аркадий Петрович Гайдар. Фотохроника ТАСС

«Помните, в «Тимуре и его команде» есть мальчишка по имени Гейка? — объясняет Надежда Румянцева. — Это сокращение от имени Сергей, Сергейка. Убираем «й» — и получаем «Гек». Чук, по рассказам, серьезный, деловитый, запасливый, Гайдар хотел подчеркнуть его характер именем — Чук. Оно образовано от Вовы — Вовчук. Убираем первый слог — и получаем имя книжного героя».

Кроме Чука и Гека ни у кого нет имен, есть только мама, сторож, папа. Это придает книге дополнительную атмосферу сказочности. Язык сказки Гайдар использует и в повествовании: «Жил человек в лесу возле Синих гор» — именно такими словами начинается «Чук и Гек».

Сюжет развивается в соответствии с жанровыми требованиями святочного рассказа: герои попадают в затруднительную ситуацию, при этом толком не понятно, где они находятся, никаких топонимов кроме Москвы, Синих гор и ущелья Алкараш. Последние два названия, очевидно, выдуманы, их нет на карте России. Некоторые исследователи творчества Гайдара полагают, что Гайдар подразумевал Кавказ, другие думают, что речь об Урале.

С самого начала рассказа читатель становится свидетелем проделки братьев и узнает об их тайне — они нечаянно потеряли нераспечатанную телеграмму от папы. Напряжение нарастает, когда мама с детьми не находят отца на геологической станции, а кульминацией становится пропажа мальчика, который на самом деле заснул в сундуке сторожа. В финале ситуация счастливо разрешается: вся семья собирается вместе и весело празднует Новый год.

Тема, идея, проблематика, сюжет

pisatel_arkadiy_gaydar.jpg

Произведение повествует о смысле человеческой жизни, это и является темой рассказа. Писатель поднимает проблему счастья. Он пишет, что надо честно жить, быть трудолюбивым и любить Советскую страну. По сути, это и есть главная мысль сказки. По мнению Гайдара, человек должен при любых обстоятельствах вести себя в соответствии с честью. Автор считает, что нельзя не только лгать, но и утаивать. Надо отвечать за своё поведение, ни на кого не перекладывая ответственность.

Сюжет рассказа строится на основе путешествий и приключений. Давая характеристику братьям, Гайдар говорит, что между ними есть что-то общее, но, вместе с тем, каждый мальчик является индивидуальностью. У них разные:

  • привычки;
  • взгляды на жизнь;
  • характеры.

Если Чук практичен, то Гек невнимательный. Недаром писатель отмечает, что именно последний потерял телеграмму. А ещё в ходе повествования Гек таинственно исчезает. Однако он по-своему талантлив: в отличие от брата, он прекрасно поёт.

Главные герои — весёлые, шаловливые ребятишки. Они доставляют матери немало хлопот, но всё равно её очень любят.

glavnye_geroi__veselye_shalovlivye.jpg

Через каждый эпизод произведения проходит сказочная окраска. С подобными мотивами связана поэтичность рассказа и его лирический подтекст. Произведение очень эмоционально благодаря тому, что происходящее воспринимаются глазами детей. Ребята в этом рассказе вовлекаются во все события реальной действительности:

  • противостояние классов;
  • гражданская война.

Всё это не прошло мимо мальчишек. Гайдар намекает, что времена формировали у мальчишек определённые типы характеров, и им приходилось принимать участие далеко не в детских сценах. Однако, невзирая на основательность подобного подтекста, писатель всё-таки задействует юмористические приёмы, ведь главные герои ещё дети.

Если нужно написать анализ произведения «Чук и Гек» для читательского дневника, можно изучить укороченную версию рассказа. Там кратко описан весь сюжет. Конечно, если позволяет время, лучше всего ознакомиться с оригиналом.

Сказка «Чук и Гек» учит любить свои корни: отца, мать и родную землю. Автор призывает читателя всегда быть честным и никогда ничего не бояться, в этом и состоит основная мысль рассказа.


Краткий пересказ

«Чук и Гек» — добрая и поучительная сказка о двух братьях-шалунах, отправившихся вместе с мамой на дальний север, чтобы погостить у папы. Мальчишки живут в Москве, их отец работает начальником разведывательной геологической станции в тайге и бывает дома очень редко. У него нет времени навестить свою семью, он отправляет им телеграмму и просит приехать в гости. Семья счастлива и с радостью соглашается. Мальчишки не видели отца целый год и очень по нему соскучились. Сборы длятся неделю.

papa_prislal_telegrammu.jpg

Мама спешит за билетами. Пока она отсутствует, приходит ещё одна телеграмма, в это время Гек делает пику для охоты на медведя. Мальчики ссорятся, и Чук ломает палку брата. Тот в отместку выкидывает в окно любимую коробочку мальчишки, в которой находится бумажка с важным известием от отца. Они выбегают на улицу, чтобы найти телеграмму, но у них не получается это сделать.

Братья понимают, что врать — плохо, однако всё же принимают решение ничего не говорить матери. В назначенный день семья отправляется к отцу. В поезде каждый из них находит для себя интересное занятие, поэтому в пути им весело. Когда они прибывают на свою станцию, их почему-то никто не встречает. Мать решает, что отец ещё не успел получить телеграмму об их приезде, которую она отправляла накануне. Женщина нанимает ямщика, и они едут в тайгу на санях. Когда они прибывают в посёлок геологов, то видят опустевшую базу.

Вскоре приходит сторож, он очень удивлён. Он точно знает, что отец мальчишек отправлял супруге телеграмму, чтобы семья повременила с приездом. Вдруг мать начинает понимать, в чём дело. Мальчишкам становится стыдно и они во всём признаются.

Сторожу нужно идти по делам, он вынужден покинуть гостей. Он оставляет им своё ружьё и убитого зайца, просит женщину пока хозяйничать без него. Сторож обещает возвратиться через 2 дня. Дети впервые видят тайгу, они восхищены её величием и красотой. Проходит четверо суток, но мужчина не приходит. Продовольственные запасы кончаются. Нужно идти за водой.

Мать идёт к колодцу, взяв с собой Чука. В это время Гек решает пошутить: он находит в доме укромное место и прячется. Когда они возвращаются, Гека нет, они его ищут, но никак не могут найти. Отчаявшись, женщина стреляет из ружья и слышит ответный выстрел. Это сторож спешит ей на помощь. Мужчина даёт своей собаке понюхать обувь пропавшего мальчика, пёс остаётся в избе. Мать находит заснувшего Гека в сундуке.


«Телеграмма»

Именно так изначально назывался знаменитый рассказ о приключениях двух маленьких братьев, отправившихся под Новый год с мамой в далекое путешествие к папе-геологу.

Рассказ был опубликован в 1939 году, но не в канун Нового года, а в феврале. Впрочем, на дворе конец 30-х — опала на елку только-только прошла, а первый день нового года — не выходной, а рабочий. Напиши Гайдар рассказ раньше года на три-четыре, в свет он вряд ли вышел бы. Елка с 1927 года была фактически вне закона: её объявили буржуазным и религиозным атрибутом, ведь в дореволюционной России её наряжали на Рождество — именно оно, а не Новый год было главным праздником. Только через восемь лет с подачи соратника Сталина Павла Постышева елку вернули — с формулировкой в главной советской газете «Правда»: «Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки положить конец. В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, кино и театрах — везде должна быть елка!»

sajt2-50-750x482.jpg

Разворот журнала художественной литературы, критики и публицистики «Красная новь» за февраль 1939 года с напечатанным рассказом Гайдара «Телеграмма» © Роман Канащук/ТАСС, фонды РГБ

Спустя три года был напечатан «Чук и Гек»: во взрослом литературном журнале «Красная новь» он шел первым в оглавлении. Несколько страниц печатного текста, по две колонки на листе, никаких картинок. Тем не менее совсем скоро рассказ становится не менее известным и популярным, чем «Тимур и его команда».

  • Чук и гек о чем рассказ кратко
  • Чук и гек рассказы аркадий гайдар книга
  • Чужой как пишется на английском
  • Чужого края как пишется
  • Чужие люди рассказ на дзен странички жизни