Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»
Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;
Задачи урока:
Образовательные
-
расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;
-
отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
-
обогащать активный и пассивный словарный запас;
-
расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие
-
развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.
-
развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;
-
отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;
-
развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
Воспитательные
-
на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;
-
содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Оборудование: книги для чтения; выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».
Ход урока
I Мотивационно-ориентировочный этап
-Добрый день, ребята!
-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.
II.Актуализация имеющихся знаний.
Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.
Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
С тобою дорога моя далека —
В любую страну, в любые века.
— Кто написал эту книгу?
Выставляется портрет А.П. Гайдара.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.
— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.
Ученик.
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым,
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя-большевика.
IV.Изучение нового материала
1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.
— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?
В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.
-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.
2.Решение задач по ориентировке в художественной книге
(Учитель раздаёт книги)
3.Словарная работа
Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы
— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»
Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму
4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения
— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».
4. .Проверка первичного восприятия произведения
-Кто же такие Чук и Гек?
— А что с ними случилось?
— Кто позвонил в дверь?
— Что в это время делали братья
— Куда Чук положил телеграмму?
— Что в это время делал Гек?
— А что хранилось в этой коробке?
— Что сделал Чук?
— Что случилось после?
— Нашли они коробку?
— Что заставило помериться мальчикам?
— Кто из них старше?
— Какую историю они придумали?
— Что принесла мама?
V.Физминутка
VI. Закрепление изученного материала
2. Беседа по содержанию текста эмоционально – оценочного характера
-Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?
— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?
-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?
— Почему так делать нельзя?
— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.
— Вранье не введет в добро.
— Правда в огне не горит и в воде не тонет.
— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?
— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:
Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека (Синие)
Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)
Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)
Профессия отца Чука и Гека (геолог)
Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)
Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)
Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)
Фамилия Чука и Гека Серёгины
VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.
1.Соотношение цели урока и его результата
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?
Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»
2.Рефлекия
Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…
Обновлено: 21.06.2021 11:54:50
Ведение дневника читателя является обязательным требованием современной программы по литературе. Уже первоклассник учится делать анализ и оценивать прочитанное произведение. Мы попробуем разобраться, как оформлять читательский дневник во 2 классе, покажем пример, как это сделать.
Для чего заполнять дневник читателя
Нередко дневник читателя заводят взрослые люди. Это помогает им лучше понять произведение, сохранить о нем впечатление. Смысл читательского дневника в том, чтобы спустя время была возможность вспомнить прочитанные книги, их содержание, сюжет, главных героев, свои чувства и переживания.
Для детей читательский дневник стает что-то вроде шпаргалки. Если ребенок прочитал произведение на летних каникулах, то записи позволят ему в течение учебного года вспомнить, о чем шла речь. У учеников 1-2 класса с помощью записей происходит развитие памяти. Дети учатся делать анализ книги, понимать ее, выражать свои мысли и чувства по отношению к сюжету и главным героям.
Второклассник является еще маленьким ребенком, поэтому он нередко нуждается в помощи родителей. Ему пока сложно найти главных и второстепенных героев, понять основную мысль автора. Ведение дневника читателя – это своего рода обсуждение, которое учит четко выражать мысли.
Плюсы ведения читательского дневника
Это только на первый взгляд кажется, что ведение дневника читателя – бесполезная трата времени. На самом же деле это очень полезное занятие, которое обладает следующими достоинствами:
-
Призывает внимательно относиться к чтению, как к действию. Ведь прочитанную информацию нужно впоследствии осмыслить и записать своими словами.
-
Посмотрев дневник читателя, можно оценить много или мало ребенок прочитал за лето.
-
Записанные незнакомые слова и их расшифровка расширяют лексику ребенка.
-
Ведение дневника читателя – это организация времени ребенка, систематизация его знаний, развитие творческих способностей. С его помощью дети учатся писать сочинения, проявлять свой вкус в оформлении страниц.
Как должен выглядеть дневник читателя
К оформлению дневника читателя не выдвигается четких требований. Можно взять готовый шаблон и заполнить его. Можно же проявить творчество и сделать красочный, эмоциональный дневник, который вполне может стать предметом гордости ребенка. Ведь во 2 классе дети еще ориентированы на внешнюю сторону процесса.
За основу можно взять обычную тетрадь, на обложке сделать надпись, что это дневник читателя с указанием класса, имени и фамилии заполнителя. Обложка оформляется по усмотрению ребенка. Можно разрисовать ее героями прочитанных книг.
Следующая страница – это содержание с нумерованным указанием прочитанных книг и авторов. На содержание лучше оставить одну или две страницы в начале или конце дневника читателя. На разворотах страниц идет заполнение с указанием автора, названия книги, главной мысли. Все это, как правило, помещается на одной странице. На другой идет выполнение рисунка к прочитанному.
Как оформлять дневник читателя во 2 классе
К оформлению читательского дневника во 2 классе предъявляются несложные требования. Детям нужно дать следующую информацию:
-
Автор произведения.
-
Название произведения.
-
Жанр произведения, сказка, басня, рассказ, сказ, стихотворение.
-
Главные герои произведения.
-
Сюжет.
-
Основная мысль.
Памятка к ведению читательского дневника
Педагоги дают следующие рекомендации детям и родителям по ведению дневника читателя, осмыслению прочитанного:
-
К заполнению дневника нужно приступать сразу после того, как ребенок прочтет книгу. Таким образом он помнит больше информации, а если возникнет необходимость вернуться к прочитанному, он знает, где что найти.
-
Временами лучше возвращаться к дневнику читателя, прочитывать написанное. Таким образом содержание о книге и впечатление о ней лучше закрепится в памяти.
-
Если задано большое произведение, а ребенок пока читает плоховато, то напишите дату начала и окончания чтения произведения.
-
Описывая отзыв, пусть ребенок выскажет собственное мнение о прочитанном, главных героях.
Не нужно списывать отзыв о произведении из учебников. Пусть ребенок сам прочувствует книгу, оставит ее в своей памяти.
Примеры заполнения дневника читателя во 2 классе
Ниже мы приведем примеры заполнения дневника читателя для учеников 2 класса на наиболее распространенных произведениях, заданных к прочтению второклассникам.
Маршак «Двенадцать месяцев»
Автор: Самуил Яковлевич Маршак.
Название произведения: «Двенадцать месяцев».
Жанр произведения: сказка.
Главные герои:
-
Падчерица – добрая, милая, отзывчива, послушная, трудолюбивая девочка.
-
Мачеха. Злая, корыстная, завистливая.
-
Сестра. Ленивая, жадная, грубая.
-
Отец. Добрый, мягкий, безвольный.
-
12 месяцев. Добрые, справедливые, готовы прийти на помощь.
Сюжет:
Мачеха отправила зимой за подснежниками в лес падчерицу. Замерзающая девочка вышла на поляну, где сидели 12 месяцев. Она попросилась у них погреться и поведала, что пришла за подснежниками. Брат-Март попросил разрешения у Января помочь девочке и уступить ему место. 12 месяцев согласились. После того, как девочка принесла домой подснежники, мачеха пошла с ними во дворец.
Королева отдает приказ справлять Новый год и приказывает мачехе следовать со своей падчерицей в лес к братьям-месяцам. В лесу бушевала метель, все быстро замерзли. Профессор, который приехал вместе со всеми в лес, попросил братьев-месяцев, чтобы все шло своим чередом. В итоге мачеха с дочерью превращаются в собак, а падчерица награждается теплой шубой, лошадьми и каретой.
Основная мысль: нельзя делать зло. Зло всегда наказывается.
Волков «Волшебник Изумрудного города»
Автор: Александр Волков.
Название произведения: «Волшебник Изумрудного города».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Элли – смелая, добрая, находчивая маленькая девочка.
-
Тотошка – собака Элли. Добрый, смелый, всегда готов защитить свою хозяйку.
-
Железный Дровосек. Надежный, смелый, честный, отважный.
-
Страшила – чучело из соломы, доброе и мудрое.
-
Трусливый Лев – верный, храбрый друг.
-
Гудвин – волшебник, который всех обманул.
-
Бастинда – злая волшебница.
Сюжет:
В городе Канзасе был сильный ураган. Он унес девочку Элли с Тотошкой в волшебную страну. Она узнает, что вернуться домой может помочь ей только Гудвин, великий волшебник, который живет в Изумрудном городе. Он также может исполнить три желания.
Девочка принимает решение идти к Гудвину с просьбой о возвращении домой. По дороге она встречает Страшилу. Мечта соломенного чучела – обрести мозги. Они идут вместе и встречают Железного Дровосека, мечтой которого было обретение настоящего сердца. Элли и Страшила смазывают Дровосека маслом и продолжают путь вместе. Через некоторое время они встречают Трусливого Льва, который мечтает обрести храбрость и все вместе продолжают путь к Великому Гудвину.
В Изумрудном городе друзья встречаются с волшебником, который соглашается исполнить их желания, но в обмен на освобождение Фиолетовой страны от злой волшебницы Бастинды. Друзьям не оставалось другого выхода, и они согласились, преодолели путь и победили колдунью. Компания вернулась обратно к Гудвину, потребовала выполнения желаний. Но оказалось, что это не Великий волшебник, а самозванец. Впрочем, во время пути каждый получил то, о чем мечтал, преодолевая трудности. Элли простилась с друзьями и вернулась домой на волшебных башмачках.
Основная мысль: с друзьями можно преодолеть любые трудности.
Катаев «Цветик-семицветик»
Автор: Валентин Катаев.
Название произведения: «Цветик-семицветик».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Женя – добрая, рассеянная, веселая, легкомысленная девочка.
-
Витя – добрый, веселый мальчик, которому помогла Женя.
-
Старушка – добрая волшебница.
Сюжет:
Девочка Женя пошла в магазин за баранками. Когда она шла обратно, то рассеянно смотрела по сторонам. В это время собака стащила у нее все баранки. Девочка расстроилась и побежала за ней. Догнать собаку Женя не смогла и заблудилась. Девочка испугалась и заплакала. К ней подошла старушка, увела ее в сад и сказала, что у нее есть цветик-семицветик. Это волшебный цветок, который сможет исполнить любое желание. Для этого достаточно произнести волшебные слова и загадать желание.
Женя очень обрадовалась и загадала оказаться дома вместе с баранками. Девочке хотелось, чтобы цветок как можно дольше простоял, она полезла за вазой. Пока доставала вазу, отвлеклась на ворону и разбила вазу. Боясь, что ее заругает мама, девочка сорвала лепесток. Ваза стала целой.
Девочка пошла играть во двор. Там мальчишки играли в полярников на море и не хотели ее брать в игру. Женя оторвала лепесток у цветка и загадала очутиться на Северном полюсе. Когда она оказалась там, то быстро замерзла в своем летнем платье. К тому же к ней шли белые медведи. Женя замерзшими руками оторвала лепесток у волшебного цветка, очутилась в своем дворе.
Девочка пошла играть в другой двор, где дети играли с яркими игрушками. Она загадала, чтобы все игрушки мира были ее. Сразу же начали падать и преследовать ее разные куклы, зайцы, машины, медведи. Все они кричали. Женя испугалась и попросила цветок отменить желание.
Расстроенная девочка сидела на скамейке и увидела мальчика, который не мог ходить и бегать. У него болела нога. Тогда Женя без сомнений оторвала последний лепесток и загадала здоровье Вите. Дети стали бегать. Вот сейчас девочка почувствовала себя счастливой.
Основная мысль: счастливый человек тот, кто делится радостью с другими, совершает хорошие дела.
Гайдар «Чук и Гек»
Автор: Аркадий Гайдар.
Название произведения: «Чук и Гек».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Чук и Гек – братья близнецы, веселые, озорные.
-
Мама. Добрая, смелая, решительная.
-
Серегин – отец Чука и Гека. Геолог, очень ответственный.
-
Сторож. Отзывчивый и добрый.
Сюжет:
Чук и Гек с мамой собирались ехать в тайгу к папе встречать Новый год, потому что он был занят и не смог приехать сам. Мама пошла на вокзал за билетами, тем временем пришел почтальон и принес телеграмму. Братья подрались и выкинули ее в окно. Потом они опомнились, выбежали во двор, но телеграммы не нашли. Мальчики решили ничего не рассказывать маме.
Мама с детьми приехала на станцию и была удивлена, что их никто не встречает. Тогда она нашла ямщика, который отвез ее в тайгу к геологам. Какого было у нее удивление и страх, когда там обнаружилась пустая база. Маме с Чуком и Геком пришлось остаться у сторожа, который рассказал, что Серегин отправил телеграмму домой с просьбой не приезжать. Мальчикам пришлось во всем признаться.
Сторож оставил семью геолога жить у себя, обеспечил ее продуктами, а сам на лыжах пошел в тайгу рассказать Серегину о приехавшей семье. Маме пришлось научиться носить снег, таять из него воду, топить печь. Как-то она пошла за водой и потеряла Гека, который тем временем уснул в сундуке. Мама от отчаяния выстрелила из ружья. Тем временем сторож с Серегиным были близко. Они поспешили к сторожке. Вскоре из сундука вылез заспанный мальчик, папа принес красивую ель, собрались все геологи. Новый год прошел в веселой обстановке.
Основная мысль: даже небольшая ложь может привести к большим неприятностям. Всегда нужно говорить правду, нельзя недоговаривать.
Это только некоторые произведения, которые задаются на чтение детям второго класса. По указанному образцу можно заполнить другие книги.
Оцените статью | |
Всего голосов: 1, рейтинг: 5 |
Автор Андрей Измаилов На чтение 9 мин. Опубликовано
Счастливый конец
Сторож сообщает Серёгину, что приехала его семья. Он отдаёт женщине ключ от домика её мужа и приносит симпатичную ёлку. Она наводит порядок вместе с мальчишками, украшает комнаты и готовится встретить Новый Год. Через время прибывают геологи на собачьей упряжке. Праздник проходит по-настоящему весело:
- танцы и песни;
- игра на баяне;
- бой курантов по радиоприёмнику.
Главная мысль «Чука и Гека» заключается в том, что тайное всегда становится явным. Лучше сразу рассказать правду, чем потом краснеть и ощущать вину. Рассказ учит многому:
- доброте;
- искренности;
- умению дружить и слушаться старших.
Книга была названа в честь главных героев. Есть несколько версий происхождения имён мальчиков. В самом первом издании сказки отец зовёт Чуком Владимира, а Геком — Сергея. Отсюда и появляются сокращённые варианты.
Согласно другой версии, Чук — русифицированный аналог Чака, а Гек происходит от Джек. При жизни писателя подобные имена имели высокую популярность.
Повествование ведётся от третьего лица, что обуславливает объективность картины мира ключевых персонажей.
Книга о том, как хорошо жить
Гайдар решил написать рассказ летом, на рыбалке.
«Аркадий Петрович задумал «Чука и Гека», когда гостил на даче у своего друга Рувима Фраермана в Солотче, под Рязанью, — рассказывает научный сотрудник Дома-музея Аркадия Гайдара в Клину Надежда Румянцева. — Однажды они удачно порыбачили и вечером возвращались домой. Перед сном Гайдар сказал: «Как хорошо жить на земле! Как хорошо быть человеком! Надо непременно про это написать!» Тогда он задумал написать светлое, позитивное произведение для детей».
Писал рассказ Гайдар в Москве, а закончил его в доме в Клину. Есть версия, что прототипами братьев-погодок стали дети соседа писателя по коммунальной квартире в Москве, в Большом Казенном переулке. Им был полярный геолог Серегин, а его сыновей-погодок звали Вовой и Сережей. В книге у героев та же фамилия — Серегины.
1 января 1935 г. Аркадий Петрович Гайдар. Фотохроника ТАСС
«Помните, в «Тимуре и его команде» есть мальчишка по имени Гейка? — объясняет Надежда Румянцева. — Это сокращение от имени Сергей, Сергейка. Убираем «й» — и получаем «Гек». Чук, по рассказам, серьезный, деловитый, запасливый, Гайдар хотел подчеркнуть его характер именем — Чук. Оно образовано от Вовы — Вовчук. Убираем первый слог — и получаем имя книжного героя».
Кроме Чука и Гека ни у кого нет имен, есть только мама, сторож, папа. Это придает книге дополнительную атмосферу сказочности. Язык сказки Гайдар использует и в повествовании: «Жил человек в лесу возле Синих гор» — именно такими словами начинается «Чук и Гек».
Сюжет развивается в соответствии с жанровыми требованиями святочного рассказа: герои попадают в затруднительную ситуацию, при этом толком не понятно, где они находятся, никаких топонимов кроме Москвы, Синих гор и ущелья Алкараш. Последние два названия, очевидно, выдуманы, их нет на карте России. Некоторые исследователи творчества Гайдара полагают, что Гайдар подразумевал Кавказ, другие думают, что речь об Урале.
С самого начала рассказа читатель становится свидетелем проделки братьев и узнает об их тайне — они нечаянно потеряли нераспечатанную телеграмму от папы. Напряжение нарастает, когда мама с детьми не находят отца на геологической станции, а кульминацией становится пропажа мальчика, который на самом деле заснул в сундуке сторожа. В финале ситуация счастливо разрешается: вся семья собирается вместе и весело празднует Новый год.
Тема, идея, проблематика, сюжет
Произведение повествует о смысле человеческой жизни, это и является темой рассказа. Писатель поднимает проблему счастья. Он пишет, что надо честно жить, быть трудолюбивым и любить Советскую страну. По сути, это и есть главная мысль сказки. По мнению Гайдара, человек должен при любых обстоятельствах вести себя в соответствии с честью. Автор считает, что нельзя не только лгать, но и утаивать. Надо отвечать за своё поведение, ни на кого не перекладывая ответственность.
Сюжет рассказа строится на основе путешествий и приключений. Давая характеристику братьям, Гайдар говорит, что между ними есть что-то общее, но, вместе с тем, каждый мальчик является индивидуальностью. У них разные:
- привычки;
- взгляды на жизнь;
- характеры.
Если Чук практичен, то Гек невнимательный. Недаром писатель отмечает, что именно последний потерял телеграмму. А ещё в ходе повествования Гек таинственно исчезает. Однако он по-своему талантлив: в отличие от брата, он прекрасно поёт.
Главные герои — весёлые, шаловливые ребятишки. Они доставляют матери немало хлопот, но всё равно её очень любят.
Через каждый эпизод произведения проходит сказочная окраска. С подобными мотивами связана поэтичность рассказа и его лирический подтекст. Произведение очень эмоционально благодаря тому, что происходящее воспринимаются глазами детей. Ребята в этом рассказе вовлекаются во все события реальной действительности:
- противостояние классов;
- гражданская война.
Всё это не прошло мимо мальчишек. Гайдар намекает, что времена формировали у мальчишек определённые типы характеров, и им приходилось принимать участие далеко не в детских сценах. Однако, невзирая на основательность подобного подтекста, писатель всё-таки задействует юмористические приёмы, ведь главные герои ещё дети.
Если нужно написать анализ произведения «Чук и Гек» для читательского дневника, можно изучить укороченную версию рассказа. Там кратко описан весь сюжет. Конечно, если позволяет время, лучше всего ознакомиться с оригиналом.
Сказка «Чук и Гек» учит любить свои корни: отца, мать и родную землю. Автор призывает читателя всегда быть честным и никогда ничего не бояться, в этом и состоит основная мысль рассказа.
Краткий пересказ
«Чук и Гек» — добрая и поучительная сказка о двух братьях-шалунах, отправившихся вместе с мамой на дальний север, чтобы погостить у папы. Мальчишки живут в Москве, их отец работает начальником разведывательной геологической станции в тайге и бывает дома очень редко. У него нет времени навестить свою семью, он отправляет им телеграмму и просит приехать в гости. Семья счастлива и с радостью соглашается. Мальчишки не видели отца целый год и очень по нему соскучились. Сборы длятся неделю.
Мама спешит за билетами. Пока она отсутствует, приходит ещё одна телеграмма, в это время Гек делает пику для охоты на медведя. Мальчики ссорятся, и Чук ломает палку брата. Тот в отместку выкидывает в окно любимую коробочку мальчишки, в которой находится бумажка с важным известием от отца. Они выбегают на улицу, чтобы найти телеграмму, но у них не получается это сделать.
Братья понимают, что врать — плохо, однако всё же принимают решение ничего не говорить матери. В назначенный день семья отправляется к отцу. В поезде каждый из них находит для себя интересное занятие, поэтому в пути им весело. Когда они прибывают на свою станцию, их почему-то никто не встречает. Мать решает, что отец ещё не успел получить телеграмму об их приезде, которую она отправляла накануне. Женщина нанимает ямщика, и они едут в тайгу на санях. Когда они прибывают в посёлок геологов, то видят опустевшую базу.
Вскоре приходит сторож, он очень удивлён. Он точно знает, что отец мальчишек отправлял супруге телеграмму, чтобы семья повременила с приездом. Вдруг мать начинает понимать, в чём дело. Мальчишкам становится стыдно и они во всём признаются.
Сторожу нужно идти по делам, он вынужден покинуть гостей. Он оставляет им своё ружьё и убитого зайца, просит женщину пока хозяйничать без него. Сторож обещает возвратиться через 2 дня. Дети впервые видят тайгу, они восхищены её величием и красотой. Проходит четверо суток, но мужчина не приходит. Продовольственные запасы кончаются. Нужно идти за водой.
Мать идёт к колодцу, взяв с собой Чука. В это время Гек решает пошутить: он находит в доме укромное место и прячется. Когда они возвращаются, Гека нет, они его ищут, но никак не могут найти. Отчаявшись, женщина стреляет из ружья и слышит ответный выстрел. Это сторож спешит ей на помощь. Мужчина даёт своей собаке понюхать обувь пропавшего мальчика, пёс остаётся в избе. Мать находит заснувшего Гека в сундуке.
«Телеграмма»
Именно так изначально назывался знаменитый рассказ о приключениях двух маленьких братьев, отправившихся под Новый год с мамой в далекое путешествие к папе-геологу.
Рассказ был опубликован в 1939 году, но не в канун Нового года, а в феврале. Впрочем, на дворе конец 30-х — опала на елку только-только прошла, а первый день нового года — не выходной, а рабочий. Напиши Гайдар рассказ раньше года на три-четыре, в свет он вряд ли вышел бы. Елка с 1927 года была фактически вне закона: её объявили буржуазным и религиозным атрибутом, ведь в дореволюционной России её наряжали на Рождество — именно оно, а не Новый год было главным праздником. Только через восемь лет с подачи соратника Сталина Павла Постышева елку вернули — с формулировкой в главной советской газете «Правда»: «Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки положить конец. В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, кино и театрах — везде должна быть елка!»
Разворот журнала художественной литературы, критики и публицистики «Красная новь» за февраль 1939 года с напечатанным рассказом Гайдара «Телеграмма» © Роман Канащук/ТАСС, фонды РГБ
Спустя три года был напечатан «Чук и Гек»: во взрослом литературном журнале «Красная новь» он шел первым в оглавлении. Несколько страниц печатного текста, по две колонки на листе, никаких картинок. Тем не менее совсем скоро рассказ становится не менее известным и популярным, чем «Тимур и его команда».