Чук и гек иллюстрации к рассказу

Тема урока: а. гайдар чук и гек цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве а.п.гайдара; учить давать оценку

Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»

Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;

Задачи урока:

Образовательные

  • расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;

  • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;

  • обогащать активный и пассивный словарный запас;

  • расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие

  • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. 

  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

  • отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;

  • развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

Воспитательные

  • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;

  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

Оборудование: книги для чтения;  выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

Ход урока

I Мотивационно-ориентировочный этап

-Добрый день, ребята!

-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.

II.Актуализация имеющихся знаний.

Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.

Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

С тобою дорога моя далека —

В любую страну, в любые века.

— Кто написал эту книгу? 
Выставляется портрет А.П. Гайдара.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.

— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.

Ученик. 

Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым,

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя-большевика.

 IV.Изучение нового материала

1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

   В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.

2.Решение задач по ориентировке в   художественной книге

(Учитель раздаёт книги)

3.Словарная работа

Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы

— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»

 Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму

4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения

— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».

4. .Проверка первичного восприятия произведения

-Кто же такие Чук и Гек?

— А что с ними случилось?

— Кто позвонил в дверь?

— Что в это время делали братья

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке?

— Что сделал Чук?

— Что случилось после?

— Нашли они коробку?

— Что заставило помериться мальчикам?

— Кто из них старше?

— Какую историю они придумали?

— Что принесла мама?

V.Физминутка

VI. Закрепление изученного материала

2. Беседа   по содержанию текста эмоционально – оценочного характера

 -Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?

— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?

-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?

— Почему так делать нельзя?

— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.

— Вранье не введет в добро.

— Правда в огне не горит и в воде не тонет.

— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?

— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых          работал отец Чука и Гека (Синие)

99769799 1

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

99769799 1

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)

99769799 1

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

99769799 1

Профессия отца Чука и Гека (геолог)

99769799 1

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)

99769799 1

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

99769799 1

Фамилия Чука и Гека Серёгины

VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.

1.Соотношение цели урока и его результата

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?

Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»

2.Рефлекия

Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…

Гайдар Аркадий “Чук и Гек”. Читательский дневник, краткое содержание

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.

Сюжет — краткое содержание

  1. Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
  2. Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о просьбе мужа, она едет к нему в гости.
  3. Мама с детьми по снегу добираются до лагеря геологов и находят его пустым.
  4. Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется на лыжах к геологам.
  5. Сторож привозит ключи от дома Серегина, и находит спрятавшегося в сундуке Гека.
  6. Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают геологи, и семья воссоединяется.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой. Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась, повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его пес нашел Гека.

План произведения для пересказа

  1. Телеграмма от отца;
  2. Баловство детей;
  3. Потерянная телеграмма;
  4. На станции;
  5. Пустой лагерь;
  6. Домик сторожа;
  7. Спрятавшийся Гек;
  8. Возвращение сторожа;
  9. Подготовка к Новому году;
  10. Встреча с отцом.

Главная мысль

Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.

Чему учит эта книга

Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости. Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать признавшего вину. Учит семейным ценностям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.

Новые слова и выражения

Гимнастерка — солдатская рубашка.

Растеря — человек, который все теряет.

Эшелон — воинский поезд с вагонами.

Пословицы к произведению

Вместе жить — все делить.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Аркадий Гайдар — Чук и Гек:
Краткое содержание

В Москве вместе с мамой живут два брата: старший Чук Серегин и младший Гек Серегин. Уже год они не видели папу: он начальник геологической партии у Синих гор. Зимой он письмом зовет их к себе в гости. Все рады, хотя ехать туда долго и непросто: поездом, потом на лошадях по тайге. Чук «белобрысый, круглоголовый», запасливый, он коллекционер разных мелочей. Гек рассеянный, разиня, мечтатель и любитель попеть.

Перед отъездом пришла телеграмма от папы, но братья подрались, и коробка с ней улетела в окно. Найти ее они не смогли. Чук предложил не говорить маме о телеграмме, если она не спросит. Так и вышло: мама о ней не знала. Поезд Геку понравился. Он смотрел в окно на дома, людей, лес. На станции их никто не встретил. Значит, отец не знает о них. Ямщик повез их через снежную тайгу. На ночлеге в избушке Гек думает, что «дальше, чем это, уже и не много осталось мест на свете». И здесь их папа.

На базе геологов пусто. Но назад семья не едет, ждет папу. В избушку возвращается сторож с псом Смелым. Тут-то и выясняется, что было написано в той самой телеграмме. Папа в срочной экспедиции на 2 недели. Братья в слезах признались, как все было. Мать зашила сторожу полушубок: тому встретился медведь. У сторожа свои дела, он оставил еду с ружьем и ушел. Потом был переполох из-за Гека: все искали его, а мальчик спал в сундуке. Оказалось, хмурый сторож уходил не по своим делам, а к геологам. Он принес ключи от комнаты и письмо от папы! А потом сходил за елкой к Новому году. Игрушки семья сделала сама.

Когда вернулся «сильный, добродушный» отец с геологами, все стали праздновать: плясали, пели. А потом, как и все люди в стране, по радио слушали звон часов в Кремле, желали друг другу счастья. А счастье – это жить и трудиться честно, защищать Родину.

Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Гайдара

Сюжет

Маленькие братья Чук и Гек Серегины вместе с мамой из Москвы едут в тайгу к папе в гости. Он – начальник геологической партии у Синих гор. Братья не признались маме, что перед отъездом была телеграмма от папы, а они в драке потеряли ее. Едут поездом, потом с ямщиком на лошадях. Папы на базе нет.

Сторож объясняет, что в телеграмме папа писал, что 2 недели будет в экспедиции. Мама штопает сторожу полушубок. Он уходит будто по делам, а сам спешит к папе. Назад приходит с ключами от комнаты и письмом. Все украшают елку, а потом с папой и геологами празднуют Новый год. Все желают друг другу счастья. То есть, жить и работать на совесть, и беречь Родину.

Отзыв

Рассказ о любящей, самоотверженной семье, хороших людях, которых они встретили на пути. Чук старше брата на год, он бережливый, запасливый белобрысый толстячок. А Гек растяпа, мечтатель, и любитель петь. Оба брата жизнерадостные и после драк легко мирятся. Родители у них добрые, терпеливые и трудолюбивые. Рассказ учит слушаться родителей, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощенья, дружить, любить семью, Родину, свою работу, быть любознательным, смелым, бескорыстным, помогать друг другу, уважать старших, не сдаваться, радоваться жизни.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

gajdar chuk i gek main

В 1939 году Аркадий Гайдар написал рассказ «Чук и Гек». Впервые он был опубликован в журнале «Красная новь» под названием «Телеграмма».

Это светлая повесть в стиле святочной сказки. С одной стороны, очень реальная, так как рассказывает историю обычной семьи. С другой стороны, в ней много сказочных описаний, преувеличенных событий, снов, даже имена главных героев ненастоящие. Приурочена повесть «Чук и Гек» А. Гайдара к новогоднему празднику – самому волшебному и долгожданному для каждого ребенка.

Художественные приемы произведения «Чук и Гек» легко воспринимаются детьми, поэтому оно изучается в начальных классах. Если у вас нет возможности прочитать весь рассказ «Чук и Гек», краткое описание и пересказ помогут вам быстро узнать, о чем это произведение.

Персонажи рассказа

Главные герои

  • Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
  • Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
  • Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.

Второстепенные герои

  • Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
  • Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
  • Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
  • Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.

Сокращенное содержание рассказа читайте далее.

Сюжет рассказа тезисно

  1. Мама и двое братьев собираются в дальнюю поездку в тайгу, где работает отец семейства.
  2. Из-за постоянных ссор между братьями теряется важная телеграмма, и происходит путаница со временем поездки.
  3. Они приезжают в зимний поселок в тот момент, когда там нет никого, кроме сторожа.
  4. В пути их сопровождают интересные приключения, встречаются разные люди, и все им помогают.
  5. Несмотря на то, что им приходится долго ждать отца в заброшенном поселке, они находят себе занятие – украсить дом к Новому году, чтобы встретить этот замечательный праздник всей семьей.

Краткое содержание рассказа

Однажды почтальон принес домой к мальчикам Чуку и Геку письмо от отца, который работал в далекой тайге. Папа приглашал их к себе на новогодние праздники. Хотя ребята немного боялись долгого пути и страшного леса, все начали собираться в дорогу. Чук смастерил себе кинжал, а Гек – длинную пику – ведь надо чем-то отбиваться от диких зверей в тайге.

Мама уехала за билетами, а ребята решили поиграть, но как обычно поссорились. Появился почтальон и передал Чуку какую-то телеграмму, он спрятал ее в коробке со своими «драгоценностями», а Гек, расшалившись, выкинул ее в окно. Братья долго искали коробку в снегу, но так и не обнаружили. Мальчики посовещались и решили ничего не говорить про телеграмму маме.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Семья отправилась в путь на поезде. Ночью Гек решил прогуляться по вагону. Но после прогулки оказалось, что он перепутал купе. Добрый усатый дядька помог ему найти свое. Всю ночь ему снились волшебные сны. А утром мама очень смеялась над разиней сыном.

На железнодорожной станции их почему-то никто не встретил. Мама очень долго искала ямщика, который согласился бы отвезти их в поселок. Это был долгий и интересный путь. Им встретились настоящие зайцы, много раз приходилось подталкивать сани, расчищать дорогу, а ночь пришлось провести в маленькой избушке. Геку казалось, что за окном ходит настоящий медведь, и опять ему снились необычные сны.

На геологической базе тоже никого не было. Только горел очаг, и стояли теплые щи. Мама решила остаться и подождать кого-нибудь. Вечером появился сторож и рассказал, что все геологи давно ушли в тайгу, а он сам лично отвозил телеграмму для мамы, что им следует задержаться в городе. Тут мальчики расплакались и признались, что, получив телеграмму, потеряли ее, а от матери это скрыли.

Сторож ушел по своим делам, оставив им продуктов и ружье. Семья начала обустраивать свой быт, как могла, – ходили за водой, рубили дрова, готовили в настоящей русской печи. А еще они гуляли по снежной тайге, словно по сказочному королевству. Ведь для городских мальчишек все здесь было в новинку – разные животные, их следы, огромные деревья. Даже солнце светило по-особенному.

Через четыре дня Чук и мама ушли за водой, а по возвращении обнаружили, что Гек пропал. Его искали в доме, в сенях, затем мама схватила ружье и побежала в лес. Она выстрелила несколько раз в воздух, и к ней на встречу выбежал тот самый сторож. Он взял калошу Гека и дал ее понюхать своему псу Смелому. Собака повела их обратно в дом. Там, в темном сундуке, сладко спал проказник, не подозревая, сколько шуму наделал, желая подшутить над родными.

Сторож, хоть казался угрюмым и нелюдимым, оказывается, ездил не по своим делам, а в тайгу к их отцу. Он привез ключи от его комнаты, а еще письмо. Братья не умели читать, поэтому письмо досталось маме. Теперь стало намного веселее – у них была своя комната, сторож охотно им помогал, а еще они часто играли с собакой. Все вместе начали готовиться к Новому году – делали снежинки, шарики из оберточной бумаги, шили игрушки из ненужных тряпок. А сторож срубил им в лесу самую красивую елочку.

Когда вернулся отец и другие жители станции, все дружно встретили Новый год. Несмотря на все трудности и приключения, он был самым лучшим и запоминающимся для братьев.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Чук и Гек. Кадр из одноименного фильма (1953 г.)

В чем заключается идея автора

Несмотря на то, что вы познакомились с кратким содержанием рассказа «Чук и Гек», советуем вам прочитать его полностью. Это добрая повесть о том, что даже самая маленькая неправда может вылиться в очень большие неприятности. Но если всем дружно взяться за их решение, быть честными, добрыми и открытыми, то можно все исправить.

Нет ничего сильнее, чем дружная и крепкая семья. И даже вечно спорящие, дерущиеся братья очень любят друг друга. Несмотря на их проказы и шалости, родители серьезно их не наказывают, а помогают понять ошибки и вместе их исправить.

  • Чук и гек о чем рассказ главная мысль
  • Чук и гек о чем рассказ кратко
  • Чук и гек рассказы аркадий гайдар книга
  • Чужой как пишется на английском
  • Чужого края как пишется