Чугунолитейный завод как пишется

Каменск-уральский город крылатого металла. недаром этот символ отражен на гербе. но помимо алюминия были в истории старой красногорки и

Каменск-Уральский – город «крылатого» металла. Недаром этот символ отражен на гербе. Но помимо алюминия были в истории Старой Красногорки и другие «крылатые» страницы. О них и пойдет речь.

Аэродром

Начавшемуся в 1933-34 годах строительству алюминиевого комбината требовалась связь с другими городами. Телефона и телеграфа было недостаточно. Поэтому для оперативного управления, быстрого перемещения специалистов, доставки документации нужен был воздушный транспорт.

Когда возник уазовский аэродром, пока доподлинно неизвестно. Предположительно в 1934-35 году полеты с него уже осуществлялись.

Аэродром располагался в границах современных улиц Алюминиевая, Уральская, Каменская, Гагарина и представлял собой летное поле в виде сектора с естественным грунтовым покрытием. Здесь же располагался охраняемый ангар для самолета У-2 (трехместный вариант). Самолет был один. Но приземлялись тут и другие воздушные суда. Например, с вышестоящим начальством.

С юго-западной стороны к аэродрому примыкал садовый питомник № 1, в котором для озеленения города выращивались саженцы разнообразных деревьев и кустарников. Перед самой войной, 17 июня 1941 года, завод передает питомники в ведение Продснаба (сад под вторым номером располагался у стадиона «Металлург»).

Существующий изгиб железной дороги на Челябинск после моста через Исеть как раз и был обусловлен наличием в этом месте аэродрома и питомника саженцев.

План расположения аэродрома УАЗа в Каменске-Уральском

План расположения аэродрома УАЗа и прилегающих объектов относительно современного состояния местности.

После того, как процесс строительства завода был налажен, и авральные вылеты перестали быть нормой, У-2 стал предоставляться сторонним организациям. За деньги, разумеется. Так, в 1938 году стоимость одного летного часа в виде услуги составляла 237 рублей 37 копеек. В случае задержки самолета клиентом с него дополнительно взималось по 200 рублей за каждый календарный день. Для сравнения: 1 машино-час предоставляемого грузового автомобиля стоил 14 рублей 60 копеек, а легковой машины – 7,02 рубля.

Аэродром УАЗа в 1930-е годы

В августе 1938-го Управление строительства и эксплуатации УАЗа передает самолет Гражданскому воздушному флоту. В этой связи становятся известными фамилии уазовских авиаторов – пилот Асланянц и бортмеханик Мамкин. При этом самолет по-прежнему выполнял заявки завода.

Аэродром УАЗа действовал по 1940-41 год включительно, вероятно до того момента, пока не появился новый аэродром рядом с селом Травянским, призванный обеспечить нужды всех предприятий города. Туда, скорее всего, и перебазировалось воздушное судно. Но к этой версии, за отсутствием фактов, нужно добавить и более логичный вариант размещения самолета на Южном аэродроме, о котором речь пойдет ниже.

С началом Великой Отечественной войны в город стали направлять бойцов строительных батальонов. Один из таких трудармейцев, Михаил Васильевич Дистергефт, вспоминает, что их подразделение прибыло на строительство Уральского алюминиевого завода где-то в октябре 1941-го: «Стройбат размещался на Северном аэродроме, который не действовал, но был заселен. Стояли двойные палатки – зима… Строительный батальон, насчитывающий 2000 человек, просуществовал до апреля 1942 года».

Между тем, в марте 1942 года на территории аэродрома в документах упоминается только один барак. В конце этого же года строится еще девять для нужд уазовцев и два барака для рабочих Красногорской ТЭЦ. Всего же на площадке от Уральской до Гагарина и от Алюминиевой до Попова за годы войны появилось 19 бараков, принадлежавших УАЗу и КТЭЦ. Барачный поселок на этом месте так и назывался – Аэродромный.

Анатолий Николаевич Овчинников, проработавший на алюминиевом заводе более 48 лет, пишет: «В конце декабря 1942 года поселили нас в бараках Аэродромного поселка. Бараки строились глубокой осенью на мерзлой земле и имели печное отопление. Зимой в бараке было очень холодно, в комнате проживало 40 человек, спали не раздеваясь, вдвоем на одной койке, чтобы как-то согреться».

Еще семь бараков, тяготеющих по расположению к перекрестку улиц Алюминиевой и Уральской, использовались с 1943 года для размещения военнопленных немцев. Лагерь имел ограждение и охранялся. Юго-западную часть описываемого участка по-прежнему занимал питомник.

В 1950 году территория бывшего аэродрома начала застраиваться теми капитальными домами, что мы видим сейчас. А бараки стали постепенно сносить. Первым появилось здание семилетней школы № 25 (ныне – медицинский колледж).

Аэродромный поселок в Каменске-Уральском

Один из бараков Аэродромного поселка и школа № 25 (вид от ул. Алюминиевой), 1951 г.

Аэроклуб

В 1930-е годы Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращенно – ОСОАВИАХИМ) вовлекло в свои ряды многих подростков и молодых людей. Вот и молодежь, работавшая на стройках УАЗа и КТЭЦ, с большим воодушевлением и энтузиазмом занималась в различных секциях этого Общества. В том числе планерным и парашютным спортом, авиамоделизмом.

Прыжки с парашютом проводились в летнее время. Сначала тренировались с вышки, которая стояла (предположительно с 1936 года) на месте современного мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны алюминщикам (напротив Дворца культуры). А затем уже прыгали по-настоящему, с самолета У-2.

Планеристы базировались на другом летном поле. Эта площадка была южнее первого аэродрома и располагалась в границах современных улиц Строителей, Белинского, Пролетарской, Мира. Для запуска планера использовался резиновый трос, который натягивался усилиями нескольких человек.

С 1936-37 года на Первомай и в День авиации (18 августа) работники Уралалюминия устраивали здесь показательные полеты на учебном планере, демонстрировали свое мастерство парашютисты, а на самолете У-2 катали стахановцев и передовиков производства – в качестве поощрения. Людей на эти мероприятия собиралось очень много.

В 1937-м на базе УАЗа создается городской аэроклуб. Председателем его оргкомитета был начальник Алюминстроя Александр Павлович Альпов. Аэроклуб был призван упорядочить работу авиационных секций ОСОАВИАХИМа и увеличить охват молодежи.

При нем также действовала школа летчиков. Григорий Иванович Холкин рассказывает: «В числе подготовленных уазовским аэроклубом двадцати пяти летчиков я ушел служить в авиацию еще до начала Великой Отечественной войны. И прослужил в армии вплоть до 1962 года… Так что УАЗ не только «крылатый» металл выплавляет, но, было время, и летные кадры готовил».

«Эскадрилья»

…И не только готовил, но и самолеты для них уазовцы «покупали» в годы войны. Так, по инициативе работников электролизного производства, к 25-й годовщине Красной Армии, было решено собрать пожертвования заводчан на постройку эскадрильи «Уральский алюминщик», а также выдать для нее сверхплановый металл.

В заводском музее хранится телеграмма от Верховного главнокомандующего, полученная в 1943 году: «Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим Уральского алюминиевого завода, собравшим 2 миллиона 258 тысяч рублей на строительство эскадрильи истребителей «Уральский алюминщик», мой братский привет и благодарность Красной Армии. Сталин».

Тем не менее, никакой информации о существовавшей эскадрилье с таким названием пока не обнаружено. В интернете на этот счет сказано следующее: «Эскадрилья «Уральский алюминщик» – это не конкретное воинское подразделение, а лишь указание на количество: в данном случае – 15 самолетов, каждый из которых воевал в составе разных формирований». И этому находится подтверждение.

Про один такой самолет в книге Анатолия Лашкевича «В воздушных боях. Балтийское небо» читаем: «Незадолго до начала Синявинской операции (в районе Ленинграда) труженики Урала подарили нашему полку самолет, на борту которого было начертано «Уральский алюминщик». Этот самолет вручили технику Андрею Матвеевичу Жерновенко… 60 боевых вылетов на этой машине произвел командир эскадрильи старший лейтенант Константин Присяжнюк. На ней он сбил немецкий бомбардировщик, и еще три самолета врага сбил на этой машине старший лейтенант Виктор Степанов. Можно было рапортовать уральцам, что их подарок в надежных руках. Совершив сто боевых вылетов, самолет был как новенький, хотя это стоило технику Жерновенко много труда и энергии».

Добавлю, что этим самолетом был Як-7Б и речь идет об июле 1943 года, а подразделение, получившее уральский подарок, именовалось – 13-й Краснознаменный истребительный авиаполк Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота.

В память о Великой Отечественной войне, о героическом труде заводчан, об эскадрилье «Уральский алюминщик» ныне на заводской площади стоит памятник – взмывающий в небо самолет. На основании надпись: «1941-1945. Героям трудового фронта. Без прошлого нет будущего». Монумент торжественно открыли 2 сентября 2004 года, к 65-летию УАЗа.

Самолет-памятник у заводоуправления УАЗа.

Самолет-памятник у заводоуправления УАЗа.

Однако, на постаменте находится вовсе не истребитель времен Второй Мировой, как об этом обычно пишется в прессе. Самолет переделан из современного двухместного учебно-тренировочного Як-52. И хотя он не соответствует историческим реалиям, все же это зримый символ – дань ушедшему поколению и напоминание поколению живущему.

2016-2021 гг.

Дмитрий Анчугов, краевед

Справка. Самолет У-2 (По-2)

Самолет У-2 (По-2)

У-2 – советский самолет, сконструированный в 1928 году под руководством Николая Николаевича Поликарпова. Первоначально создавался как учебный самолет. Представляет собой биплан с мотором воздушного охлаждения мощностью 100 л.с. Вес пустого самолета в учебном варианте – 635-656 кг, взлетный – от 890 кг. Скорость максимальная – от 130 до 150 км/час, крейсерская – 100-120 км/час, посадочная – 60-70 км/час. Практический потолок – 3000 м. Практическая дальность – 530 км. Разбег и пробег – 100-150 м. Вместимость – пилот и один пассажир (курсант).

В течение многих лет самолеты У-2 были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима. Но также самолет получил широкое применение в сельском хозяйстве, оказании воздушной скорой помощи, аэрофотосъемке, пассажирских перевозках и др. Во время Великой Отечественной войны использовался как легкий ночной бомбардировщик с возможностью размещения бомб общим весом до 350 кг. В 1944 году, после смерти Поликарпова, в честь его создателя, был переименован в По-2. Серийное производство продолжалось до 1953 года, было построено 33 000 машин.

Летные качества У-2 в зависимости от модификации колебались. Но во всех случаях самолет оставался надежным, легким и послушным в управлении. У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках.




В статье рассматривается проблема историографического освещения тульского предпринимательства XIX века. Автором проведён анализ литературы по основным видам экономической деятельности тульских предпринимателей.



Ключевые слова:



историография, предпринимательство, промышленность, торговля, купечество.

Тульская губерния — один из старейших центров предпринимательства в России. В последние десятилетия хозяйственная деятельность предпринимателей тульского региона XIX века часто становились предметом внимания отечественных историков. В связи с ростом интереса к региональной истории в последние десятилетия, подавляющее большинство работ по истории тульского предпринимательства относятся к современному этапу развития исторической науки.

Одной из ведущих отраслей промышленности Тулы было оружейное производство. В статье Л. Н. Дзиговской исследована история одной из старейшин династий оружейников Тулы — Лялиных [3]. Лялины занимались огнестрельным оружием: изготовлением станков, замков и лож. Уже в начале XIX многие из Лялиных были в Туле владельцами мануфактур. При этом уже в это время они занимались не только оружейным делом, но и торговали, например, строевым лесом, крупным рогатым скотом. Капиталы позволили им вступить в купечество 3-й гильдии.

Л. Н. Дзиговская отмечает, что с 1829 г. мастера-оружейники, не занимавшиеся своим ремеслом, могли быть переведены в купцы или мещане. Возможность перехода оружейников в купеческое сословие — один из специфических механизмов пополнения предпринимательского слоя в Туле.

Другой династией тульских оружейников-предпринимателей были Алпатовы, о которых рассказывает в своей статье Л. Н. Дзиговская [4]. В основном они специализировались на работе с ружейным стволом, но были также и литейщики, мастера по изготовлению лож, эфесов. В 1801 г. был создан чугунолитейный завод Алпатовых, который стал к концу столетия крупным предприятием. Завод делал утюги, различные прессы, люки для коммуникаций канализации и водопровода.

Одним из старейших видов предпринимательства в Тульской губернии было кожевенное производство. В частности, им занималась с 1807 г. семейство Васильковых, чьей деятельности посвящена статья В. Ю. Василькова [2]. К середине XIX в. это было крупное производство, однако развитие кожевенного производства в Тульской губернии сдерживалось дефицитом сырья. Тем не менее, с 1841 г. завод М. Я. Василькова удерживал первое место в губернии по объёмам производства. Автор указывает, что уровень механизации на кожевенных предприятиях был низким, а сама отрасль была низко рентабельной, так как существовали высокие накладные расходы, такие как закупка импортных красителей.

В. Ю. Васильков в своей статье описывает тульскую специфику функционирования кожевенной промышленности. При выходе тульских производителей на общероссийский рынок, выяснилось, что там более высокие требования к качеству продукции. Необходимо было вкладывать деньги в модернизацию производств, а у тульских предпринимателей таких средств не было. Поэтому во второй половине XIX в. тульская кожевенная промышленность была представлена 10–15 мелкими заводами, которые выпускали дешёвую продукцию и продавали её в собственных лавках.

Т. В. Майорова в своей статье рассказывает об одной из ведущих отраслей промышленности в Тульской губернии [6]. В XIX в. сахарная свёкла стала одной из основных сельскохозяйственных культур в Тульской губернии. В пореформенные годы, после введения акцизной системы торговли алкоголем, сахарная свёкла стала использоваться как сырьё для производства спирта. Автор рассматривает работу Воскресенского спиртозавода, открытого в 1897 г. в Одоевском уезде и принадлежавшего шталмейстеру императорского Двора Н. С. Мальцеву. Высокая рентабельность завода объяснялась тем, что рабочие получали весьма невысокое жалование, в среднем даже квалифицированные рабочие получали по 1,8–2 руб. в неделю. Также в рабочий период работникам предоставлялось жильё (казарма), керосин для освещения, дрова для отопления. На Воскресенском спиртозаводе было новейшее современное оборудование.

В целом в Туле и Тульской губернии эффективно развивалось производство товаров народного потребления. В частности, в 1870–1873 гг. выпуск самоваров в Туле достигал 660 000 шт. в год. Популярность самоваров в России была связана с их большей вместительностью по сравнению с чайниками. Кроме того, по-прежнему выпускались и знаменитые тульские пряники. Расширение географии торговли пряниками происходило по причине удобства их транспортировки и хранения, так как пряники не портились в течение долгого времени.

По-прежнему в Туле было широко развито изготовление металлических изделий. Нужно упомянуть в этой связи «колокольный» завод Н. И. Черникова. На этом предприятии также выпускались самовары (около 5000 в год), тазы, рукомойники, кофейники, а также металлические декоративные кованые решётки [5, с.203–209].

Анализ торговой деятельности, проведённый в работе Е. В. Симоновой и Н. А. Биленко, показывает, что во второй половине XIX в. наиболее успешную торговлю вели купцы Тулы и Белёва [11]. В губернию ввозили металл, мануфактурные товары, а вывозили металлические изделия, оружие, сельскохозяйственные товары. Е. В. Симонова и Н. А. Биленко указывают, что во второй половине XIX в. торговля оставалась преобладающим видом предпринимательской деятельности в Тульской губернии.

Симптом перехода от традиционной торговли к капиталистическому предпринимательству исследователи видят в процессе расширения сети стационарной торговли. Н. А. Биленко и Е. В. Симонова констатируют упадок традиционной ярмарочной торговли и указывают, что после 1885 г. зачастую бывало, что до половины товаров, доставленных на ярмарку, оставались не распроданными.

Крестьянскому предпринимательству посвящена статья Н. А. Биленко [1]. В ней автор отмечает, что торговая сеть Тулы во многом обеспечивалась благодаря «мелочным лавочкам» крестьян-предпринимателей. Цены в них были невысокими, а крестьяне стремись привлекать покупателей за счёт богатого ассортимента. Следующим шагом развития торгового крестьянского предпринимательства стала торговля алкоголем. Акцизный порядок торговли алкоголем, введённый в 1860-х гг., подразумевал, что торговать алкогольными напитками можно практически в любом торговом заведении [1, С.157].

На 1888 г. доля торговых предприятий, принадлежавших крестьянам, в Туле достигала 18 %, а купцам принадлежали лишь 22 % торговых предприятий. Крестьяне-предприниматели также держали слесарные, токарные и самоварные мастерские. Н. А. Биленко отмечает, что крестьянские предприятия не были механизированы.

В книге В. Е. Шарикова, посвящённой тульской повседневности пореформенной эпохи, о тульских портных указывается, что в Туле процветала мануфактурная торговля и изготовление одежды [12, с.149–256]. Самыми модными портными были евреи С. С. Финкельштейн и Е. Я. Люблин, которые шили для политической, финансовой элиты губернии, а также для «людей свободных профессий». Но в целом изготовление одежды в Тульской губернии не смогло преодолеть узких рамок ремесла.

Т. В. Майорова в одной из своих статей указывает, что одним из источников формирования класса предпринимателей были ремесленники [9]. Автор отмечает, что в «черте осёдлости» из-за перенаселённости и ограничений на ряд профессий для иудеев остро стояла проблема безработицы. Поэтому многие евреи стремились стать механиками и получить ремесленные свидетельства, которые давали право работать в любом городе России, где есть ремесленная управа. В частности, была популярна профессия часовых дел мастера. По мнению Т. В. Майоровой, Тула была привлекательна для предприимчивых людей еврейской национальности тем, что в городе и губернии было достаточно многочисленное мещанское и рабочее население, обеспеченное, по меркам «черты осёдлости».

Т. В. Майорова указывает в своей работе, что лишь крупные предприниматели Тулы обращались к услугам банков для получения кредитов [8]. Большинство тульских предпринимателей не имели таких финансовых потребностей, чтобы обращаться в банки, которые к тому же считались ненадёжными и имели дурную репутацию. В частности, в Туле лопнул банк Сушкиных, оставив множество обманутых вкладчиков ни с чем, а братья Сушкины были сосланы в Сибирь на 6 лет.

Для обеспечения нужд предпринимателей и населения, создавались ссудные кассы. Это была узаконенная форма ростовщичества. В частности, в 1880 г. такую ссудную кассу открыл в Туле И. Я. Вайнер, купец 2-й гильдии. Вторую ссудную кассу открыл в Туле в 1889 г. Э. Э. Кисельман.

XIX век — это эпоха становления рекламного дела. Т. В. Майорова в одной из своих работ уделила внимание истории рекламного дела в Тульском регионе. Т. В. Майорова относит начало становления рекламной деятельности к концу XIX в. Автор связывает это с перенасыщенностью российского рынка товарами, вследствие чего началась конкуренция за покупателя [7]. По мнению Т. В. Майоровой, уровень создателей рекламы того времени не был высоким. Среди рекламистов даже более или менее грамотный человек, который умел писать без грубых ошибок, был довольно редким явлением.

Существуют и другие оценки состояния рекламного дела в Туле. Н. И. Шелкоплясова в своих работах подробно изучила процесс формирования и трансформации рекламы в губернском центре [13; 15]. Автор приходит к выводу о том, что к концу XIX века рекламное дело в Туле стало значимой частью экономики, а сама реклама стала качественной и разнообразной. Н. И. Шелкоплясова исследует процесс появления новых типов рекламы, таких как буклеты, рекламные проспекты [14, с.196–205].

Е. В. Симонова и Н. А. Биленко отмечают, что процессы модернизации второй половины XIX в. существенно сказались на состоянии хозяйственной деятельности тульских предпринимателей. Вследствие железнодорожного строительства Тула получила мощный стимул к развитию. Однако такие центры торговли, как Белёв и Ефремов частично утратили своё значение [11].

По данным Губернского статистического комитета, которые приводит в своей публикации В. В. Нехаев, в списке промышленных предприятий Тульской губернии на 1917 г. имелось 885 объектов [10, с.118]. Среди них: 2 электростанции, 1 железопрокатный завод, 4 чугунолитейных, 2 чугуноплавильных, 19 меделитейных и латунопрокатных, 3 сахаро-рафинадных, 17 колбасных, 7 кожевенных, 5 химических заводов, 31 скобяная фабрика, 10 кондитерских, 46 самоварных, 14 копей и рудников.

Обзор историографии хозяйственной деятельности тульских предпринимателей позволяет сделать вывод о том, что исследователей в равной степени интересуют проблемы различных сфер экономики тульского региона. Историки тульского предпринимательства в своих исследованиях освещали вопросы, как промышленной, так и торговой деятельности. Кроме того, существует корпус работ, посвящённый и предпринимательству Тулы XIX века в сфере услуг.

Литература:

  1. Биленко Н. А. Крестьянское предпринимательство в губернском городе Туле второй половины XIX в.: формы, масштабы, тенденции развития. // Ученые записки Курского государственного университета. № 4 (48). с.157
  2. Васильков В. Ю. Купцы Васильковы. // Федеральный бизнес-журнал. Тула.23 апреля 2018
  3. Дзиговская Л. Н. Многопрофильные Лялины: первые поколения. // Федеральный бизнес-журнал. Тула. 8 октября 2015.
  4. Дзиговская Л. Н. Тульские оружейники Алпатовы. // Федеральный бизнес-журнал. Тула.4 сентября 2015.
  5. Камоликов А. А. Штрихи о купечестве // Тени старинного кладбища — Всехсвятский некрополь в Туле (продолжение).— Тула: ОО «Борус-Принт», 2013.— С. 203–209.
  6. Майорова Т. В. Воскресенский спирт: шталмейстер Мальцев и XXI век. // Федеральный бизнес-журнал. Тула. 1 августа 2017.
  7. Майорова Т. В. Кто рисовал тульскую рекламу 100 лет назад? // Федеральный бизнес-журнал. Тула. 25 июня 2015
  8. Майорова Т. В. Основатели и содержатели ссудных касс в Туле.// Федеральный бизнес-журнал. Тула. 7 сентября 2017
  9. Майорова Т. В. Часовых дел мастера XIX-XX вв. // Федеральный бизнес-журнал. Тула. 3 февраля 2017
  10. Нехаев В. В. Статистические аспекты социально-экономического положения региона. Тульская губерния в 1917–1921 годах.// // Великая революция в региональном измерении. 1917–1921 гг. в Тульской губернии. Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Великой российской революции. Тула, Изд-во ТПГУ им. Л. Н. Толстого, 2017. 376 с. С.118
  11. Симонова Е. В. Биленко Н. А. Торговля Тульской губернии во второй половине XIX в.: участники, масштабы, тенденции // Ученые записки Курского государственного университета, 2018, № 2 (46).
  12. Шариков В. Е. Повседневная жизнь туляков во второй половине XIX — начале XX века. Тула: ООО «Борус-Принт». С.149–256
  13. Шелкоплясова Н.И Упаковка тульских производителей к. XIX как один из видов печатной рекламной продукции / Н. И. Шелкоплясова // Интеллектуальный потенциал региона и управление знаниями: Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции. — М. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. — С. 142- 145.
  14. Шелкоплясова Н. И. Реклама торговых предприятий центра Тулы второй половины XIX — начала XX вв. / Н. И. Шелкоплясова // Теория и практика современной торговли. Часть 2 [Текст]. — Тула: Тульский филиал РГТЭУ, 2011. — Тула: «Папирус», 2011. — С.196–205.
  15. Шелкоплясова Н. И. Реклама Тульского охотничьего оружия в XIX — начале XX вв. / Н. И. Шелкоплясова // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. С.70–72.

Основные термины (генерируются автоматически): Тула, Тульская губерния, половина XIX, Воскресенский спиртозавод, кожевенное производство, ссудная касса, торговая деятельность, тульский регион, тульское предпринимательство, хозяйственная деятельность тульских предпринимателей.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Касли́нский металлурги́ческий заво́д (также в разные периоды чугунолитейный, железоделательный, машиностроительный, золотопромывательный) — старейший металлургический завод Южного Урала, действующий с 1740-х годов. Получил мировую известность за своё художественное чугунное литьё[1].

Заводской посёлок дал начало городу Касли.

История

XVIII век

Завод был основан екатеринбургским купцом Яковом Родионовичем Коробковым, происходившим из тульских посадских людей. Место для строительства было выбрано на реке Касли, около озера Каслинского, в 110 верстах южнее Екатеринбурга, в 90 верстах к северу от Челябинска. Земля была выкуплена у местных башкир. 15 мая 1746 года Коробков подписал контракт на постройку завода с Оренбургской губернской канцелярией. 18 августа 1749 года состоялся запуск завода в эксплуатацию в составе доменной печи и кричной фабрики с 2 горнами. Все заводские постройки были деревянными кроме доменной печи и горнов. Заводская земляная плотина имела длину 128 м, ширину 27,7 м, высоту — 5,7 м[2][3][4].

Руда на завод поставлялась с близлежащих месторождений бурых железняков и содержала около 50 % железа. Древесина для производства угля добывалась на территории обширной заводской дачи, площадь которой на начало XX века составляла 120,5 тыс. десятин, в том числе 79 тыс. десятин лесных угодий. На заводе работали приписанные староверы-раскольники, жившие в Каслинской слободе. В 1750 году завод выплавил 24 тыс. пудов чугуна и выковал 16 тыс. пудов железа. По состоянию на 1762 год, плотина заводского пруда имела 27 водяных колёс, в том числе 10 колёс для привода молотов, 16 — для привода мехов[5]. Планировка Калинского завода и посёлка отличалась от других горных заводов тем, что центральная заводская улица была частью уличной сети посёлка[6].

13 августа 1751 года Коробков продал ещё строящийся завод Никите Никитичу Демидову[7]. Под руководством Демидова в 1755 году на заводе были смонтированы ещё 9 молотов. В 1758 году завод по наследству перешёл Никите Никитичу Демидову (младшему)[7][8], которому удалось нарастить производительность завода и повысить качество выпускаемой продукции[5].

После постройки плотины на реке Кыштым в 1757 году для обеспечения водой Нижнекыштымского завода был организован переток воды из Кыштымского пруда озёра Круглое, Долгое, Букоянские и Нижнемаукский пруд в пруд Каслинского завода. Это позволило решить проблему отсутствия воды в период маловодья[5].

Указами Сената 1756 и 1757 годов к Каслинскому заводу было приписано для выполнения вспомогательных работ 539 душ мужского пола государственных крестьян. В 1762 году Н. Н. Демидов переселил на завод 373 души мужского пола собственных крепостных крестьян из Калужской губернии. Из-за жестокого обращения со стороны заводовладельцев среди приписных крестьян вспыхнули крупные волнения, центром которых стал Масленский острог. В январе 1762 года приписные крестьяне Каслинского и Кыштымского заводов отправили челобитную на имя Петра III, в результате чего на Урал была направлена следственная комиссия во главе с генералом Кокошкиным, а позднее — комиссии под руководством А. А. Вяземского[9]. В итоге на подавление волнений послана воинская команда с пушкой[10]. При штурме Масленского острога убито и ранено 56 солдат, 300 крестьян были убиты или взяты в плен[5]. В 1763 году на заводе числились 724 души мужского пола, из которых 239 были заняты на основных заводских работах[11].

В 1760 году Каслинский завод выплавил 99,4 тыс. пудов чугуна и выковал 64,4 тыс. пудов железа, в 1770 году — 128,6 и 120 тыс. пудов соответственно. Завод производил в основном полосовое железо, отправлявшееся для продажи в Петербург и шло на экспорт. Товарная продукция в зимний период гужевым транспортом доставлялась на Сорокинскую пристань на Уфе, находившуюся в 143 верстах от завода. Затем водным путём на барках-коломенках железо сплавлялось в Казань, Нижний Новгород и Петербург. Кроме этого в начале своей деятельности завод получал разовые государственные заказы. В 1762 году по такому заказу завод изготовил 60 чугунных пушек и 49,3 тыс. ядер[5].

В 1761 году[Прим 1] на Каслинском заводе были запущены 2 медеплавильные печи и 2 горна для перечистки меди. Попытка организации медеплавильного производства не увенчалась успехом из-за скудности месторождений меди[5]. В итоге производство меди было завершено в 1770 году[13][14][4].

3 января 1774 года мастеровые и работные люди Каслинского завода перешли на сторону восставших крестьян. Для защиты завода была выслана военная команда из 350 человек, позднее также присоединившаяся к мятежникам. Заводская казна была конфискована, заводские служащие и офицеры арестованы и отправлены в Кыштым и Златоуст, где некоторых из них повесили. 26 февраля 1774 правительственные войска выбили пугачёвцев с завода[15], но 29 июня 1774 отряд мятежных башкир сжёг завод и посёлок. Доменная печь была разрушена, сгорели все заводские строения, механизмы плотины и 270 дворов посёлка. Восстановление завода началось только в апреле 1775 года, доменная печь вновь была задута 24 декабря 1775 года[5].

Завод восстановил прежний уровень производительности к концу 1770-х годов и поддерживал его с незначительными колебаниями до начала XIX века. В январе 1784 года Н. Н. Демидов купил 996 душ крестьян, которые были переведены на Урал и основали село Рождественское с деревнями Беспалово, Смолино и Губернское. В этот период помимо чугуна и полосового железа завод в значительных количествах производил тяжеловесные чугунные изделия: наковальни, прокатные валки и другие. В 1800 году на заводе было выплавлено 135,6 тыс. пудов чугуна и выковано 155 тыс. пудов железа[5].

По данным 1797 года, в составе заводе функционировали 1 доменная печь, 21 кричных горна и 11 молотов. Штат завода состоял из 853 мастеровых и работных людей. По данным берг-инспектора П. Е. Томилова 1809 года, к заводу также было приписано 3742 государственных крестьян мужского пола, проживавших от завода на расстояниях от 187 до 262 вёрст, для выполнения вспомогательных работ[16].

XIX век

После смерти в 1804 бездетного Никиты Никитича-младшего по его завещанию завод достался его племяннику П. Г. Демидову, вступившему во владение в феврале 1805 года[17]. 2 сентября 1809 года Пётр Григорьевич продал Калинский завод вместе с сёлами Воскресенским и Рождественским (3608 душ), Сорокинской пристанью и двумя дворами в Екатеринбурге и Лаишеве Л. И. Расторгуеву за 700 тыс. рублей[18][19]. Позднее Расторгуев сформировал Кыштымский горный округ в составе собственных Верхнекыштымского, Нижнекыштымского, Каслинского, Нязепетровкого и Шемахинского заводов. Центральным предприятием округа до 1834 был Каслинский завод[16][3].

В начале XIX века производство чугуна и железа на Каслинском заводе поддерживалось на уровне конца XVIII века. С 1811 до 1817 года, в период войн с Наполеоном и Отечественной войны 1812 года, завод производил ядра, бомбы, гранаты и картечи. Для изучения технологии литейного производства заводские мастера посылались на казённые Гороблагодатские заводы. В окрестностях завода были найдены высококачественные формовочные пески. После прекращения отливки снарядов производственные мощности литейного производства использовались для отливки чугунной посуды, плит и печных принадлежностей. В 1820—1830-е были построены новые каменные корпуса кричных фабрик, установлены прокатные машины, расширен ассортимент выпускаемой продукции. Завод стал изготавливать сортовое, листовое, котельное и другие сорта железа[16].

В 1822—1823 годах все кыштымские заводы были охвачены волнениями крестьян, требовавших выплаты заработанных денег и выдачи продовольствия. Все заводские работы были остановлены. В волнениях участвовало около 8 тыс. рабочих. На подавление волнений были посланы 3 тыс. солдат с 2 пушками, сотни рабочих подвергнуты телесным наказаниям, 96 сосланы на Богословские заводы, 33 заключены в тюрьму, К. Косолапов был застрелен[16].

После смерти в 1823 году Л. И. Расторгуева заводы оказались в совместном владении двух его дочерей: М. Л. Харитоновой и Е. Л. Зотовой[14]. В 1837 году совладелец заводов П. Я. Харитонов и управляющий заводов Г. Ф. Зотов за жестокое обращение с рабочим и покровительство раскольникам были отправлены в ссылку. В 1840-х годах между совладелицами начались разногласия, заводское хозяйство и финансы заводов пришли в упадок. 2 января 1842 года кыштымские заводы были переданы в казённое управление и находились в руках казны до 1852 года[16][20][21].

В 1840—1850-е годы проводилась реконструкция завода, были установлены три вагранки. В 1843—1845 годах началось производство художественного литья, в 1852—1853 годах завод освоил производство круглой камерной скульптуры. За своё чугунное литьё в 1860 году на выставке сельского хозяйства и промышленности в Петербурге, проводившейся Вольным экономическим обществом, завод получил свою первую золотую медаль. В 1861 году завод каслинское литьё было удостоено серебряной медали на Петербургской выставке русской мануфактурной промышленности[16][22].

Каслинский чугунный павильон в Музее изобразительных искусств Екатеринбурга

В 1858 году на заводе 10 старых кричных горнов Каслинского завода были демонтированы, вместо них были установлены 13 контуазских горнов. В 1860 году за заводом числилось 5404 души мужского пола крепостных мастеровых и непременных работников, из которых на заводских работах были задействованы 1632 человек. Отмена крепостного права практически не повлияла на деятельность завода. Мастеровые отказались от полевых наделов и согласились принять по уставной грамоте только усадебные участки в знак протеста против установленного высокого оброка на выкуп земли[24]. В 1863 году на заводе работала 1 доменная печь, 3 вагранки, 12 кричных горнов, 4 калильных печи, 10 ручных кузнечных горнов, 20 водяных колёс общей мощностью в 357 л. с. В этом же году было выплавлено чугуна 211,8 тыс. пудов, отлито 57,7 тыс. пудов чугунных изделий, выковано железа 95,2 тыс. пудов. На заводе трудились 1039 рабочих, в том числе: на основных работах — 825 человек, на вспомогательных — 214 человек[16].

В 1865 году на заводе были установлены 4 кричных и 2 кузнечных горна. В 1873 году все 6 вододействующих молотов были заменены 4 паровыми. По данным 1876 года, на заводе функционировали доменная, кричная, литейная, кузнечная и столярная фабрики. В 1883 году для обеспечения дутьём доменного цеха была установлена паровая машина мощностью 25 л. с. В 1884 году в кричном цехе был установлен паровой обжимной молот усилием в 3 т. В конце 1880-х годов устаревшие маломощные водяные колёса были демонтированы. Число водяных колёс с 14 в 1885 году сократилось до 3 в 1890 году, общая мощность водяных двигателей с 233 л. с. снизилась до 75 л. с.[23]

Во второй половине XIX века Каслинский завод также добывал россыпное золото. В 1859—1862 годах ежегодная переработка песков составляла около 5 млн пудов. В 1859 году было намыто 2 пуда 28 фунтов золота, в 1860 году — 3 пуда 11 фунтов, в 1861 году — 2 пуда 7 фунтов, в 1862 году — 23 фунта[14][26].

В 1890-х годах была проведена существенная реконструкция завода. Число кричных горнов с 10 в 1890 году было уменьшено до 7 в 1895 году и 3 в 1898 году. В 1890 году была запущена первая пудлинговая печь, в 1895 году количество пудлинговых печей достигло 4. В 1894 году был запущен прокатный стан, установлены 2 сварочные и 2 калильные печи. Энергетическое хозяйство завода пополнили локомобили. В 1897 году на заводе была построена небольшая доменная печь с горячим дутьём[23].

С второй половины XIX века на заводе отливались высокохудожественные произведения. Большую роль в занятии заводом лидирующих позиций в чугунном литье сыграли совладельцы завода Г. В. и В. Г. Дружинины, управляющие заводами А. Д. Одинцов и П. М. Карпинский. Каслинское литьё стало постоянным призёром российских и международных выставок[23]. В 1870 году в ходе своей экспедиции по заводам Урала австрийский металлург П. фон Туннер отметил высокое качество каслинского литья[27].

В 1899 году Каслинский завод посетил Д. И. Менделеев в ходе своей Уральской экспедиции. Менделеев в отчёте отмечал высокое качество художественного литья каслинских мастеров, сравнивая качество и тонкость деталей чугунных отливок с бронзовыми. Также учёный высказал идею о необходимости популяризации каслинского литья и отметил, что «будь эти отливки производимы во Франции или Германии — они были бы у всех и каждого на столе»[28][29].

XX век

В 1900 году оборудование завода составляли 2 доменные печи, 3 кричных горна, 4 пудлинговые печи, 2 сварочные печи, 3 паровых молота, 1 прокатный стан, 2 вагранки, 14 кузнечных горнов. В этом же году завод выплавил 584,4 тыс. пудов чугуна, отлил чугунных изделий 200,6 тыс. пудов. В этот период на заводе числилось 3280 рабочих, в том числе: на основных работах — 1593 человек, на вспомогательных — 1687 человек[23].

Несмотря на реконструкцию завода, проведённую в течение 1860—1890-х годов, его оборудование и технологии оставались устаревшими. Главная доменная печь продолжала действовать на холодном дутье, сохранялось устаревшее кричное производство, пудлинговое производство к тому времени также морально устарело. В 1905 году было свёрнуто пудлинговое производство, в 1906 году — кричное, в 1907 году были остановлены доменные печи[23].

В 1900 году владельцы завода создали семейно-паевое акционерное общество Кыштымских горных заводов, преобразованное в 1907 году в англо-российское акционерное общество с контрольным пакетом акций у английской Кыштымской корпорации. В этот период заводы округа были реконструированы и сосредоточились на выплавке меди. Каслинский завод остался в стороне от этих изменений и не получил инвестиций. Завод перешёл на производство чугунного литья, прокатная фабрика была реконструирована в литейную № 3, число вагранок было увеличено до 5 штук. В 1910 году завод произвёл 282,4 тыс. пудов чугунных отливок из вагранок, в 1911 году — 228,1 тыс. пудов, в 1912 году — 321,1 тыс. пудов, в 1913 году — 294,5 тыс. пудов. Завод был технически и технологически отсталым: формовка производилась вручную, механизация отсутствовала, ближайшая железнодорожная станция Маук находилась в 25 верстах от завода. В 1911 году штат завода состоял из 2008 рабочих, в том числе на основных работах были задействованы 881 человек, на вспомогательных — 1127 человек[30].

  • Фото Калинского завода С. М. Прокудина-Горского, 1910 год
  • Вид на завод

    Вид на завод

  • Формовочный цех

    Формовочный цех

  • Мастера-формовщики

    Мастера-формовщики

  • Литейные формы

    Литейные формы

С началом Первой мировой войны в 1914 году производство художественного литья прекратилось, завод полностью перешёл на выпуск военной продукции, производил гранаты и артиллерийские мины. К заводским работам привлекались женщины и подростки, на выбивке песка из отлитых мин работали военнопленные. В годы войны в небольших количествах производилась эмалированная чугунная посуда[30][24].

27 декабря 1917 года завод был национализирован, с началом Гражданской войны производство остановилось[31]. После освобождения завода от колчаковцев началось медленное восстановление производства в условиях общей хозяйственной разрухи, голода, нехватки сырья и топлива. 4 сентября 1919 года была запущена первая вагранка, из трёх литейных цехов функционировал только один. Завод испытывал проблемы с обеспечением древесиной и лошадьми для транспортировки грузов. По состоянию на 1 января 1920 года, на заводе работало 762 человека, в том числе квалифицированных рабочих — 390, чернорабочих — 290, служащих — 81, инженерно-технических работников — 1. Завод производил чугунную посуду, печное и художественное литьё в небольших количествах[30][32]. Из-за нерентабельности производство художественного литья было прекращено в 1924 году[30].

Чугунный камин Каслинского завода из дома Ипатьева, Музей истории и археологии Урала

В феврале—июле 1924 года были запущены вторая, третья и четвёртая вагранки. В этом же году завод получил первые автомобили для перевозки грузов. К 1925 году работали все три литейных цеха, все вагранки перешли на использование кокса. Благодаря проведённой модернизации и пуску всех трёх литейных цехов, в 1924/1925 хозяйственном году по объёму чугунного литья завод в 2 раза превысил уровень 1913 года. В этот же период было возобновлено эмалирование чугунной посуды, в конце 1926 года был запущен новый эмалировочный цех[30].

С началом первой пятилетки завод приступил к освоению новых видов продукции. В 1928 году под руководством шведского инженера А. Лаурена на заводе впервые в стране было освоено производство мясорубок. В 1930 году завод начал выпускать пустотелые утюги, чугунные эмалированные ванны, раковины, унитазы и котлы центрального отопления. Обновилось оборудование, было модернизировано энергетическое хозяйство. В 1927/1928 году завод произвёл продукции на 2,985 млн руб., что было в 2,1 раза выше уровня 1913 года[30].

В конце 1930 года на заводе трудились 2157 человек, в том числе 1852 рабочих, 81 человек из младшего обслуживающего персонала, 150 служащих и 74 инженерно-технических работника. В целом завод имел устаревшее оборудование, большинство работ производилось вручную, многие производственные корпуса пустовали. В 1931 году возник риск обрушений ветхих конструкций литейных цехов[30].

С 1929 года на Каслинском заводе под руководством сотрудников ЦНИИ машиностроения проводились опыты по изготовлению изделий из сталистого чугуна, давшие положительные результаты. В 1931 году завод был передан в ведение Всесоюзного снарядного треста ВСНХ СССР с присвоением № 71. Завод освоил производство из сталистого чугуна 122 мм артиллерийских снарядов. Началось строительство линии электропередачи от Челябинской ГРЭС, в 1931 году приступили к строительству железнодорожной ветки Касли — Маук. Из-за проблем с финансированием её строительство несколько раз прерывалось, укладка рельсов началась только весной 1941 года, к середине июня удалось уложить лишь на 4 км пути[30].

В 1934 году завод возобновил производство художественного литья. Некоторые модели изделий возвращали на завод из свердловских музеев. В 1935 году завод выполнил большой заказ архитектурного литья для администрации Челябинска, с 1936 года выполнял крупные заказы на художественное и архитектурное литьё для оформления станций московского метрополитена, набережных Москва-реки, московских мостов и других объектов. В 1937 году начался перевод муфельных печей с древесного топлива на каменный уголь. Среди уральских предприятий Каслинский завод был одним из немногих, которые не реконструировались в годы первых пятилеток, продолжая эксплуатировать оборудование начала XX века[33]. Несмотря на устаревшее оборудование, академик И. П. Бардин, посетивший завод в 1940 году, дал высокую оценку заводу[33].

В период Великой Отечественной войны завод производил мины, снаряды[31]. Осенью 1941 года на его территорию было эвакуировано оборудование Липецкого снарядного завода. Была быстро достроена и 2 июня 1942 года была запущена железнодорожная ветка Касли — Маук. За заслуги в обеспечении армии и флота в годы войны боеприпасами 4 мая 1945 года завод был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени[33][31].

После войны завод продолжал выпускать оборонную продукцию, был основательно реконструирован. С 1944 года возобновилось производство художественного литья. В начале 1950-х годов завод получил крупный заказ на художественное оформление Волго-Донского судоходного канала. С середины 1950-х годов на заводе начали применять металлические пресс-формы[33].

В послевоенный период завод также изготавливал скульптурные композиции для оформления городов России. В 1958 году был восстановлен Каслинский чугунный павильон, находящийся с 1985 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Коллекции каслинского художественного литья хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, в музеях Екатеринбурга, Челябинска и других городов России[34].

В перестроечный период численность заводского персонала сократилась с 7 до 2—3 тыс. человек[31]. При заводе действует профессионально-техническое училище, готовящее мастеров художественного литья[34][14].

С 2004 года предприятие носит наименование ООО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья»[24].

Каслинский завод дал начало городу Касли[31][24].

См. также

  • История металлургии Урала
  • Металлургические заводы Урала

Примечания

Комментарии
  1. По другим данным, в 1759 году[12].
Источники
  1. Алексеев, Гаврилов, 2008, с. 381.
  2. Гаврилов, Блинов, 2001, с. 256.
  3. 1 2 Запарий, 2014, с. 201.
  4. 1 2 Семёнов-Тян-Шанский, 1914, с. 445–446.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 Гаврилов, Блинов, 2001, с. 257.
  6. Лотарёва, 2011, с. 127.
  7. 1 2 Корнилов, 2013, с. 24–25.
  8. Гудков, Гудкова, 1993, с. 78.
  9. Гудков, Гудкова, 1993, с. 82.
  10. Гудков, Гудкова, 1993, с. 85.
  11. Гудков, Гудкова, 1993, с. 81.
  12. Павленко, 1962, с. 104.
  13. ЭСБЕ, 1895, с. 665.
  14. 1 2 3 4 Семёнов-Тян-Шанский, 1865, с. 528.
  15. Гудков, Гудкова, 1993, с. 95.
  16. 1 2 3 4 5 6 7 Гаврилов, Блинов, 2001, с. 258.
  17. Неклюдов, 2013, с. 127.
  18. Корнилов, 2013, с. 21–22.
  19. Неклюдов, 2013, с. 400–401.
  20. Корнилов, 2013, с. 67.
  21. Неклюдов, 2013, с. 408–409.
  22. Запарий, 2014, с. 202.
  23. 1 2 3 4 5 6 Гаврилов, Блинов, 2001, с. 259.
  24. 1 2 3 4 5 Кулбахтин, 2015—2020.
  25. Губкин, 2013, с. 69.
  26. Мозель, 1864, с. 245.
  27. Туннер, 1872, с. 153.
  28. Менделеев, 1900, с. 458–459.
  29. Губкин, 2013, с. 83.
  30. 1 2 3 4 5 6 7 8 Гаврилов, Блинов, 2001, с. 260.
  31. 1 2 3 4 5 Бакунин, 2000, с. 260.
  32. Алексеев, Гаврилов, 2008, с. 516.
  33. 1 2 3 4 Гаврилов, Блинов, 2001, с. 261.
  34. 1 2 Гаврилов, Блинов, 2001, с. 262.

Литература

  • Предприниматели Урала XVII — начала XX в. : [арх. 24 ноября 2021] : Справочник / авторы-составители: Е. Г. Неклюдов, Е. Ю. Рукосуев, Курлаев, В. П. Микитюк. — Екатеринбург : УрО РАН, 2013. — Вып. 1 : Уральские горнозаводчики / отв. ред. Г. Е. Корнилов. — 128 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7691-2353-5.
  • Неклюдов Е. Г. Уральские заводчики во второй половине XIX — начале XX века: владельцы и владения : [арх. 1 ноября 2020] / отв. ред. Г. Е. Корнилов. — Екатеринбург : Институт истории и археологии УрО РАН, 2013. — 660 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-7691-2336-8.
  • Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод / Гаврилов Д. В., Блинов А. Н. // Металлургические заводы Урала XVII—XX вв. : [арх. 20 октября 2021] : Энциклопедия / глав. ред. В. В. Алексеев. — Екатеринбург : Издательство «Академкнига», 2001. — С. 256–262. — 536 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93472-057-0.
  • Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод / Запарий В. В. // Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители В. В. Блажес, М. А. Литовская. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2014. — С. 201—202. — 640 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-88664-454-8.
  • Каслинский завод // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XIVa.
  • Каслинский чугуноплавильный, железоделательный и золотопромывальный завод // Географическо-статистический словарь Российской империи = Географическо-статистическій словарь Россійской Имперіи : в 5 т. / составитель П. Семёнов при содействии В. Зверинского, Р. Маака, Л. Майкова, Н. Филиппова и И. Бока. — СПб. : Типография «В. Безобразов и Компания», 1865. — Т. II : Дабанъ — Кяхтинское градоначальство. — 898 с.
  • Алексеев В. В., Гаврилов Д. В. Металлургия Урала с древнейших времён до наших днейМ.: Наука, 2008. — 886 с. — 1650 экз. — ISBN 978-5-02-036731-9
  • Географическое и топографическое описание // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Пермская губерния / составитель Мозель. — СПб.: Типография Ф. Персона, 1864. — Т. 2. — 740, 54 с.
  • Туннер П. ф. Горнозаводская промышленность России и в особенности её железное производство: Составлено на основании данных, полученных при обзоре С.-Петербургской мануфактурной выставки и при посещении главнейших заводов Урала в 1870 году П. фон Туннером / пер. Н. А. Кулибин — СПб.: Типография В. Демакова, 1872. — 246 с.
  • Лотарёва Р. М. Города-заводы России : XVIII — первая половина XIX века. — Екатеринбург : Издательство «Сократ», 2011. — 288 с., 16 с. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88664-372-5.
  • Россия. Полное географическое описание нашего отечества / под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского и под общ. руководством П. П. Семёнова-Тян-Шанского и В. И. Ламанского. — СПб. : Издание А. Ф. Девриена, 1914. — Т. 5. Урал и Приуралье. — 669 с.
  • Каслинский машиностроительный завод / Бакунин А. В. // Уральская историческая энциклопедия : [арх. 20 октября 2021] / глав. ред. В. В. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург : Академкнига; УрО РАН, 2000. — 640 с. — 2000 экз. — ISBN 5-93472-019-8.
  • Гудков Г. Ф., Гудкова З. И. Из истории южноуральских горных заводов XVIII—XIX веков : Историко-краеведческие очерки. — Уфа : Башкирское издательство «Китап», 1993. — Т. Часть 2. — 480 с. — 18 000 экз. — ISBN 5-295-00952-1.
  • Кулбахтин Н. М. Каслинский завод // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  • Павленко Н. И. История металлургии в России XVIII века : Заводы и заводовладельцы / отв. ред. А. А. Новосельский. — М. : Изд-во АН СССР, 1962. — 566 с. — 2000 экз.
  • Личные и фотографические впечатления Уральской поездки в июне, июле и августе 1899 г. // Уральская железная промышленность в 1899 г., по отчётам о поездке, совершённой с высочайшего соизволения: С. Вуколовым, К. Егоровым, П. Земятченским и Д. Менделеевым, по поручению г-на министра финансов, статс-секретаря С. Ю. Витте / под ред. Д. И. Менделеева. — СПб., типография В. Демакова: издание Министерства финансов по департаменту торговли и мануфактур, 1900. — 866 с.
  • Губкин О. П. Каслинский чугунный павильон: создание и возрождение. — Екатеринбург: Издательство АРТЕФАКТ, 2013. — 239 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-905261-91-6.

modif Эта страница в последний раз была отредактирована 18 ноября 2021 в 10:41.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

  • Чувашские народные сказки с картинками
  • Чувство долга сочинение рассуждение
  • Чувства влюбленных в рассказе темные аллеи
  • Чувашские сказки читать на русском языке
  • Чувашские народные сказки реферат