Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

Ершов петр павлович своими сказками о коньке-горбунке и чуде-юде подарил целому поколению веру в неопознанное. этот автор заставил по-новому посмотреть

Ершов Петр Павлович своими сказками о Коньке-горбунке и Чуде-юде подарил целому поколению веру в неопознанное. Этот автор заставил по-новому посмотреть на чудеса природы, ведь такого рода аномалии, как Чудо-юдо Рыба-кит, встречались в мифологии и других народов.

Так, к примеру, в сказаниях Древней Греции есть упоминание о «живом острове», на который высадился Одиссей в поисках пресной воды, древесины для починки своих кораблей и провианта для оголодавших матросов.

В прозе Ершова на Чудо-юдо Рыбе-ките выстроили целый город в качестве наказания за проглоченные корабли. Возможно ли, что прототипом для такого необычного героя послужила отнюдь не фантазия автора, преисполненная идей после прочтения мифов, а реальное животное, пускай и меньших размеров?

Кочующий образ былин и старинных легенд

Ёрмунганд

Ёрмунганд — персонаж скандинавской мифологии, также именуемый Йормунгандом, Мидгардсорм, Змеем Мидгарда или Мировым Змеем

Сказки о Чуде-юде – это отнюдь не первоисточник информации, а образ гигантского левиафана, предпочтительно водного, который прослеживается не только в относительно современной прозе.

Такой антагонист появляется в разного рода легендах и повествованиях, существовавших до славян. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что Чудо-юдо Рыбе-киту нашлось место и в мифологии северных народностей, в том числе и варягов.

Великий змей Йормунганд, отравивший моря своим ядом при Рагнареке, действительно чем-то неуловимо напоминает своего более крупного «собрата» из сказок Ершова.

Рыба-кит также прожорлива, дурна характером и ненасытна в поисках прокорма в море, но в отличие от северного прообраза, управу на нее найти все же удалось.

Физиология чудовища

Рыбе-киту присущи буквально гигантские размеры. Цитируя первоисточник, «быть на нем городу большому». Речь идет не только о двух десятках дворов со своим хозяйством, но также и о пашнях, лесном хозяйстве, месте выгула скотины, даже портовом причале. Также о Рыбе-ките можно сказать, как об классическом античном морском чудище.

Она обладает внушительной пастью, способной проглотить корабль, дурным нравом, несмотря на относительное спокойствие реального прообраза животного, и видоизмененной физиологией.

Черты животного искажены. Если в итоге рыба стала более или менее естественной на вид, исключая её размеры, конечно, то первоначально речь шла практически о драконе, с вытянутой пастью, полной острых зубов.

Чудо-юдо Рыба-кит: миф или реальность

Согласно материалам «для сравнительных слов» под редакцией Хомякова, Чудо-юдо и следует трактовать как дракона. Также в 19-м веке это выражение употреблялось для описания любого «дива морского», к которым можно отнести даже касаток. Несмотря на то, что в разных источниках Чудо-юдо представляется по-своему, большинство из этих тварей имеют природный прототип или же по крайней мере естественное объяснение.

Происхождение терминологии

Непосредственно слово «Чудо-юдо» также имеет собственную историю. Первая часть легко объяснима, так как означает непосредственно нечто «чудное» или «необычное».

А вот вторая часть термина обладает более специфической и интересной историей. В раннем христианстве слово «юдо», созвучное имени Иуда, использовалось для обозначения всего демонического, злого и нечистого.

Возможно именно поэтому большинству прототипов таких диковинок, в том числе и описанной в прозе Ершова

Синдбад и рыба рыбе, приписывают крайне агрессивный нрав.

Так, к примеру, герой уже другой мифологии, на этот раз с Востока, Синдбад-мореход спасался от «лже-острова» в корыте, преследуемый огромной тварью, желавшей полакомиться членами его команды.

Упомянутый в «Коне-горбунке» кит в свою очередь едва ли смог повторить те бесчинства, которые приписывают его более «злым» собратьям. Рыбу наказали за гонки за кораблями, но вот претворяться островом киту не приходилось.

Един ли образ чудища

В старославянских сказаниях Чудо-юдо представляет собой драконо- или змееподобное чудище «о нескольких головах». Например, в сказке «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо» оное представлено в качестве многоглавого и огнедышащего змия.

Чудо-юдо на коне

Что касается кита, то свое причисление и диковинкам он получил скорее всего за змееподобное тело, пускай и видоизмененное. Рыба, что лежит «поперек моря», также обладает вполне природными характеристиками, свойственными реально существующему подвиду. Так, к примеру, от излишков воды в организме животное также избавляется с помощью фонтана в передней части тела, называемое «дыхало», вокруг которого ребята веселятся и прыгают.

Реальный прототип

Если речь зашла о ките Ершова, то следует отметить тот факт, что у него существует вполне реальный образ.

Он безусловно гиперболизирован в угоду зрелищности и масштабности сказания, однако так или иначе соответствует тому образу, который был описан в прозе.

Чудо-юдо рыба-кит ЕршоваСперва можно подумать, что речь идет о ките-полосатике, так как большинство иллюстраций к прозе Ершова показывают ту самую рыбу с характерными продольными полосами под пастью, в котором четко просматривает китовый ус.

Однако, большинство представителей данного вида охотятся исключительно на планктон, из-за чего непосредственно проглотить что-либо, включая «три десятка кораблей», им будет крайне затруднительно.

Вполне возможно, что Ершов использовал в качестве основы для своего Чуда-юда кашалота, который не редко заглатывает различные объекты, доставляющие животному позднее значительное неудобство.

Безусловно ни о каком «городе большом», способном разместиться на спине у этого представителя млекопитающих, речь не идет. Средняя длина животного составляет примерно 15-20 метров.

Библейский сценарий

Рыба проглатывает человекаЕршов так и не раскрыл тайны, что именно послужило прототипом для того самого кита. Некоторые увидели в рыбе описанный выше «живой остров» из более древней мифологии, который является ручным зверьком местного владыки морей, другие и вовсе узрели предпосылку к притче, описывающий библейский мотив.

Речь идет о Книге пророка Ионы, который также был проглочен китом, когда прогневал Господа и не покаялся в прегрешениях. Однако, как в случае с китом Ершова, пророк не остался предоставлен сам себе и получил возможность изменить судьбу, в результате будучи выброшенным на берег.

Также и рыба получила свое прощение, когда отпустила на волю все 30 проглоченных кораблей.

Морализация повествования

В прозе Ершова Солнце дал киту второй шанс, отпустив рыбу, которая сразу же объявила о собственном владычестве на территории глади морской.

В данном случае прослеживается эволюция образа из полностью отрицательного и деструктивного к мыслящему и понимающему. Киту пришлось отпустить все корабли после того, как Конек-горбунок донес ему весть о спасении из бедственного положения. Не пострадали даже крестьяне, которые вовремя убрались с острова.

Вклад Ершова в очеловечивание Чуда-юда не стоит недооценивать, автор осознанно дал толчок развитию образа.

Несмотря на то, что славяне были крайне далеки как от моря, так и от мифологии, свойственной народам, в культуре которых судоходство занимало важную роль, своего левиафана они все же создали.

Возможно, дело в той «невидали», которой представлялось обычному люду гладь морская. Не исключено и то, что Чудо-юдо просто эволюционировало из персонажей местного рыбачьего фольклора. В любом случае этот образ остался одним из ключевых в совокупном описании сил, противостоящих герою былин и сказок.

Конспект развлечения в средней группе

Тема: «Жизнь морей и океанов».

Цели:

расширить у детей представление о животном мире морей и океанов;                            — обогащать словарный запас детей;                                                                   — пробуждать интерес к поискам нового и интересного;                                                      — воспитывать бережное отношение к окружающей среде;                                           — развивать творческие способности детей.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

1.Воспитатель:

— Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал её «голубой планетой». (Ставит на стол глобус). Как вы думаете, почему?

-Правильно! Потому что большую часть Земли покрывает вода.

II. Основная часть:                                                                                                

1) Воспитатель: -Ребята, вы хотите узнать, какая часть Земли покрыта водой?

-Возьмите кружок, который лежит перед вами. Посчитайте, на сколько частей разделён круг? (4 части.) Одну часть закрасьте синим цветом. Покажите, что у вас получилось. Так же закрасьте ещё две часть. Сколько всего частей вы закрасили?

-Столько частей воды на земле.

-Сколько частей осталось не закрашенными?  Столько частей занимает на Земле суша. Выберите нужный цвет и закрасьте эту часть. Какой цвет вы выбрали и почему?

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

— Каким цветом окрашена большая часть?

— Каким цветом окрашена меньшая часть?

-Значит, на Земле больше суши или воды?

-Правильно, вода занимает на Земле в три раза больше места, чем суша. Поэтому океан называется мировым океаном.

2) Воспитатель:  – Сколько океанов на Земле? Оказывается, четыре.

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

Самый большой по площади – Тихий океан. Он назван так потому, что когда первые мореплаватели пересекали воды океана, стояла тихая, безветренная погода. Впоследствии этот океан получил название – Великий. Ведь он самый грандиозный из всех океанов Земли!

-Самый маленький океан – Северный Ледовитый. Большую часть года его воды скованы льдом.

-Есть на Земле ещё два океана – Индийский и Атлантический, который несёт теплое течение и влияет на изменение погоды.

3) Физкультминутка: ( Включается аудиозапись – шум моря).

                                  Четыре океана

Четыре великана                                   А вот это знаменитый

Шумят и бьют волной-                         Океан наш Ледовитый.

Четыре океана,                                       Холоден, суров на вид,

Полны водой.                                         Льдом и снегом он покрыт.

Вот Великий океан-                               Есть ещё два океана,

Океан безбрежный.                                Два могучих великана.

То кипит в нем ураган,                          Вот Индийский океан

То он Тихий, нежный.                           Омывает много стран.

                                 А это Атлантический,

                                 Красивый фантастически!

4) Опыт: «Создаем морскую воду» Воспитатель:

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

— Кто из вас был на море? Какая на вкус вода в морях и океанах?

-В одном литре океанской воды содержится35 граммов поваренной соли. Именно она придаёт солёный вкус  морской воде, делает её непригодной для питья.

-Сейчас мы сами создадим океанскую воду. Как вы думаете, сто нам для этого надо сделать? (Предположения детей).

-Растворим соль в воде.

5)-Никто точно не знает, как попало столько много  соли в океан. По одной из версий вода, которая течёт в моря, вымывает соли из почвы и размываемых пород.

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

6) Подвижная гра «Водяной, водяной».

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

Дети встают в круг. Выбирается водящий, которому завязывают шарфиком  глаза. Дети ходят по кругу и говорят слова:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Раз, два, три!

После этих слов дети останавливаются. Водящий должен отгадать, кто стоит перед ним, ощупав стоящего перед ним ребёнка. Если отгадал – водящего меняют. Игра продолжается три – четыре раза.

7) Дидактическая игра « Отгадай, кто живёт в море».

(На каждую отгадку воспитатель показывает изображение отгаданного предмета).

-В океанах великое множество живых организмов. Отгадайте загадки и скажите, кого можно встретить в морских глубинах.

И в звёздную ночь, и солнечным днём            В небе ночью много

Лазурные волны гуляют на нём.                      Сестричек и подруг,

И пенистый бьётся о берег прибой,                 Я к ним из океана

Он камешки точит и точит волной.                 Тяну свои пять рук.

                                   (Море.)                             (Морская звезда.)

В тёплых морях и между льдин

Плавает быстрый, весёлый… (дельфин).

Вот так рыба – удивленье:

Нет чешуек, есть плавник,

Хвост крючком, глаза навыкат,

Цвет меняет – озорник.

                                     (Морской конёк.)

В темноте на дне морском                              Что за чудные фонтаны

Он в пещере сделал дом.                                 Посредине океана?

У него есть восемь ног,                                   Это выплыл и шумит

Его имя …(осьминог).                                     Чудо-юдо рыба-…(кит).

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

8) Подвижная игра «Море волнуется раз…»

 Вода стоит спиной к игрокам, которые выделывают всевозможные пассы, изображая различные фигуры в движении и произносит слова: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три, морская фигура на месте замри», затем оборачивается. Тот, кто не успел замереть или пошевелился первый, становится водящим.

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

9) Дидактическая игра «Выбери лишнее животное»

Из представленных фигурок животных выбрать лишнего: акула, морская звезда, дельфин, рыба-пила, осьминог, морж, тюлень, ящерица. Объяснить свой выбор.

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

10) Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Детям представлены четыре картинки: щука, краб, морской ёж, скат-хвостокол. Нужно выбрать лишнее животное и объяснить свой выбор.

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

11) Дидактическая игра «Назови лишнее животное»

Заяц, волк, лиса, дельфин – назовите лишнее животное и объясни свой выбор. (Звучит аудиозапись «Голоса морских обитателей» -дельфин).

12) Дидактическая игра «Хлопай – топай)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее по смыслу к слову «океан», топните, услышав слово, не подходящее к слову «океан»: прибой, дуб, берег, волна, шторм, солёная вода, огромный, бесшумный, горы, кораллы, остров,  болото, аист.

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

13) Коллективная творческая работа «Модель океана»

В коробочку дети вставляют синюю бархатную бумагу на заднюю стенку,  голубую – на боковую стенку, коричневую – вниз. На дно выкладывают морские камушки, ракушки, фигурки кораллов и морских животных, на стенки наклеивают самоклеющиеся рисунки морских рыб. Затем к верхней стороне коробки на двусторонний скотч за леску подвешивают фигурки морских рыб, наверх коробки ставят фигурки моржа, тюленя, морского котика.

 Чудо юдо рыба кит как пишется правильно       

 Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

14) Подвижная игра «Айсберг»

 Заранее чертятся три круга: первый большой, чтобы поместились все дети, второй поменьше, третий – самый маленький, для двоих ребят. Дети бегают по площадке, изображая морских обитателей. По команде «Айсберг!» дети бегут в большой круг. По команде «Айсберг растаял!» дети выбегают из большого круга. Во второй раз по команде « Айсберг!» дети бегут во второй круг, третий раз – в маленький. Победитель тот, кто все три раза оказался в кругу.

Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

III. Итог:

-Наше развлечение подошло к концу. Скажите, почему Ю.А.Гагарин назвал нашу планету «голубой»?

-Какие океаны знаете?

-Сколько частей нашей планеты занимает вода?

-Хоть воды на земле очень много, её надо беречь. Запасы воды ограничены. Мы пользуемся не солёной водой, а пресной. Как мы с вами можем беречь воду?

-выключать кран с водой;

-умываться при малой струе воды;

-не оставлять кран с водой открытым;

-не разливать понапрасну воду;

-не загрязнять воду  в открытых водоёмах, берега рек и водоёмов, не бросать в воду мусор, камни, ветки.

                              Чудо юдо рыба кит как пишется правильно   

Гости из младшей группы рассматривают наш аквариум

                                      Чудо юдо рыба кит как пишется правильно

Литература:

  • Т.Скиба «первая энциклопедия для маленьких «Почемучка»
  • Эндрю Клив «Мир животных». Альбомы: «Молюски», «Акулы», «Киты и дельфины», «Удивительные животные».
  • Подвижные игры с детьми 5 – 6 лет.
  • Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе»

01:05 5 мая 2016 г.

Спустя 25 лет

перехода к рынку нам предлагают начать второй этап либерализации, не уточняя при этом, сколько лет он будет длиться. Может быть, опять двадцать пять?

В «Российской газете» (13.04.2016) главнаучлиберал России Евгений Ясин в колонке «Точка зрения» опубликовал свои измышления о «семи чудесах экономики» в мире и нашей стране.

На седьмом ежегодном биржевом форуме России (12.04.2016) коллеги Е. Ясина говорили о том, что нас «спасет экономическое чудо, которое должна сотворить Россия, учитывая свой опыт и других стран».

Собственно по этому вопросу главнаучлиберал высказывает свою точку зрения, согласно которой он насчитал семь (почему всего семь?) чудес экономики.

Однако до перечисления «своих» семи чудес Е. Ясин написал следующие инсинуации:

«Может, нам подойдет опыт СССР, «чудо индустриализации»? Страна тогда добилась значительных успехов. Правда, дорогой ценой. Это стало ясно в более поздний период, когда возможности мобилизации внутренних резервов – и человеческих, и материальных – были исчерпаны. Нет, такой «дорогой цены», пожалуй, нам не надо».

В этой цитате отчетливо проявляется нутро Е. Ясина, его патологическая ненависть к Советскому Союзу, преднамеренное, умышленное, ложное толкование, порочащее пятилетнюю советскую довоенную индустриализацию, которую во всем мире считали истинным экономическим чудом. Неужели главнаучлиберал не понимает, что успехи советской довоенной индустриализации стали экономической основой победы СССР над фашизмом во Второй мировой войне? Более того, вопреки клеветническим измышлениям об исчерпании человеческих внутренних резервов, советский народ во всю мощь проявил свой неисчерпаемый человеческий и духовный потенциал.

Будучи отъявленным либералом-рыночником до мозга костей, до безрассудства, Е. Ясин заявляет, что любое экономическое чудо должно быть неразрывно связано с повышением эффективности, с развитием рыночной экономики. Естественно, что советская индустриализация не ставила целью развитие рынка, но то, что она была высокоэффективной, в том вряд ли кто сомневается, а если и есть единицы сомневающихся, то пусть это остается на их совести.

Далее Е. Ясин начинает описывать семь чудес экономики. Я намеренно сохранил ясинский порядок перечисления семи чудес, хотя этот порядок сам по себе вызывает удивление.

ПЕРВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО. ЗАПАДНАЯ ГЕРМАНИЯ. Автором «экономического чуда» ФРГ был немецкий экономист и политический деятель Людвиг Эрхард, министр экономики  ФРГ (1949), вице-канцлер (1953–1963) и канцлер ФРГ (1963–1966), автор монографии «Благосостояние для всех» (1957). Л. Эрхард начал экономико-политические реформы в 1948 г.

Для меня лично странно, что Е. Ясин начал перечислять чудеса экономики с ФРГ…

Приведем цитату.

«И хотя те страны, которые оккупировали Западную Германию, в том числе Америка и Британия, старались направить его только на экономию ресурсов и госрасходов, он решился на очень важное. На либерализацию цен. Настроение в Германии в момент проведения этих реформ было ужасное. Прошло пять лет… И немцы поняли, что они живут несравненно лучше, что в стране наступает благополучие и что либеральная рыночная экономика и демократизация приносят свои плоды».

Меня удивляет, что главнаучлиберал Е. Ясин не подчеркнул экономическую цель и сущность реформ Л. Эрхарда, его стратегию, которая в мировой экономической науке получила название «построение социального рыночного хозяйства».

Здесь ключевое слово «социальное», социальная экономика, обеспечивающая благосостояние всех жителей страны.

Обратим внимание, что реформа длилась всего пять лет. А наши либералы реформируют уже 23 года и пока обеспечили благосостояние небольшого клана олигархов и обнищание гражданского общества.

ВТОРОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО. ЯПОНИЯ. «Второе чудо сотворили японцы. Его идеологом стал американский банкир Джозеф Додж. Он предложил либеральную политику, которая опиралась на то, чтобы не выпускать излишние деньги в оборот. Японцы, как и немцы, очень быстро ликвидировали последствия Второй мировой войны. Они создали экономику, которая стремительно развивалась в техническом отношении и догоняла американцев. Американцы даже говорили, что им придется многое заимствовать у японцев».

Здесь ключевые слова «не выпускать излишние деньги в оборот», то есть не увеличивать денежную массу М2 и держать экономику на финансовом голодании.

Как таковое японское экономическое чудо Е. Ясин не раскрыл. И сделано это преднамеренно. Действительно в Японии за короткий срок свершилось настоящее экономическое чудо, отдельные элементы которого стали достоянием всего мира, но не России.

Политико-экономические преобразования в Японии  начал видный американский экономист Вольф Ладежинский в 1946 г. Под его кураторством (в период 1946–1949) в Японии была проведена аграрная реформа. Крупное землевладение было уничтожено, крестьяне стали собственниками участков земли. Кстати, В. Ладежинский был автором и куратором аграрных реформ на Тайване (1953–1954) и в Южном Вьетнаме (1956–1960).

Вслед за В. Ладежинским в 1949–1950 гг. американский банкир Джозеф Додж разработал план стабилизации японской экономики посредством «шоковой терапии». Но в отличие от гайдаровского «шока», был установлен жесткий курс иены к доллару (360 к 1). Японцы стали срочно и в большом количестве покупать патенты, лицензии и права на разработку и изготовление новых видов продукции, попутно качественно совершенствуя ее. Были определены приоритеты развития промышленности Японии. Не обладая минерально-сырьевыми ресурсами, ставка была сделана на обрабатывающую промышленность, металлургию, нефтехимию, а также крупнотоннажное судостроение. Очень быстро Япония стала ПЕРВОЙ судостроительной державой мира с самой передовой в мире металлургией.

На втором этапе приоритеты были отданы автомобилестроению и бытовой электронике (телевизоры, радиоприемники, видеокамеры, оптика, фотоаппараты и т.п.). При этом упор делался на качество: японское – значит очень качественное. И весь мир стремился покупать японскую продукцию. В 1957–1971 гг. объем японского экспорта вырос в 10 раз. За 15 лет (1965–1980) ВВП Японии вырос с 91 млрд долл. до 1 трлн долл.

Сравните, что было в это время в СССР в послехрущевскую, брежневскую эпоху. Да, действительно были новейшая передовая наука, космос, добыча и экспорт минсырья. При этом начался застой и отставание в производстве товаров повседневного быта. Но наука, космос, оборонка, ракеты, спутники, танки, нефть и газ не кормят, не обувают и не одевают. Они мало влияют на промышленность повседневного спроса. Добавим к этому «железный занавес», зависть к импортным товарам, доступ к которым в СССР был резко ограничен.

Когда в Японии свершалось экономическое чудо, в СССР, к сожалению, господствовало экономическое античудо, что постепенно привело (хотя мы этого не хотели) к распаду Советского Союза и к временной (именно временной, я в этом уверен!) ликвидации социализма в СССР и в большей части стран социализма.

ТРЕТЬЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Вне сомнения, это чудо (чудо ли?) связано с баронессой Маргарет Тэтчер, премьер-министром Великобритании в 1979–1990 годы. В нашей стране за резкую критику советского руководства ее прозвали «железной леди». Жесткой рукой она провела политические и экономические реформы, укрепившие страну на долгие годы.

Е. Ясин ее деятельность характеризует следующим образом:

«Энергичная женщина. Не так часто такое случается. Умная исключительно. Она повернула политику на то, чтобы создать условия для активизации предпринимательского класса в условиях ограниченности денежных ресурсов. Это была ориентация на то, чтобы приватизировать или закрыть те государственные предприятия, которые не показывали соответствующего результата. И через некоторое время Британия начала подниматься, вставать на ноги, добиваться успехов. Перед авторитетом Маргарет Тэтчер я преклоняюсь. Это был еще один успех либеральной модели для Европы».

Мне не совсем понятно, почему в перечислении чудес экономики главнаучлиберал Е. Ясин на третье место поставил Великобританию. Непонятно потому, что в мировой практике в Великобритании не было явного экономического чуда, по крайней мере в мировой экономике не используется термин «английское экономическое чудо».

Да, действительно М. Тэтчер добилась и осуществила приватизацию ряда важнейших госпредприятий, уменьшила долю госсектора в экономике Великобритании.

Можно понять Е. Ясина, его уважение и отношение к «железной леди», которая до конца жизни охаивала Советский Союз и его руководителей, как это делает сам Е. Ясин. Да, можно понять Е. Ясина, который считает либеральную модель экономики Великобритании успешной.

Но хотелось бы высказать некоторые соображения, которые наверняка известны главнаучлибералу.

Великобритания является уникальной страной, где столетиями (еще с XIII века) существует институт пэров, сэров, лордов, баронов, который отрицательно относится к воровской собственности. В свою когорту, в кабинет правительства, в двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов) не допускаются лица с незаконно нажитым имуществом, в частности воровским путем. Участие в законодательном процессе передается по наследству или пожизненно.

Сравним с нашим Федеральным собранием (Госдума и Совет Федерации), где многие депутаты и сенаторы имеют незаконно нажитую собственность, где заседают олигархи и члены «партии воров и жуликов» (по С. Говорухину).

ЧЕТВЕРТОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО. КИТАЙ. Понимая, что великий Китай нашим либералам не по зубам, Е. Ясин ограничился небольшой констатацией элементов китайского чуда, началом которого послужила земельная реформа Дэн Сяопина. Крестьяне получили в аренду большие земельные наделы, их полностью обеспечили малой сельхозтехникой. Ударными темпами шла переработка сельхозсырья. Наступила очередь промышленности. Были созданы особые «китайские» условия для привлечения инвестиций. Почти все передовые страны мира, в том числе Америка, устремились в Китай. Их прельщала дешевая рабочая сила и эффективная налоговая система.

Е. Ясин пишет:

«Китай пошел на либерализацию, показал необыкновенные успехи, которые известны всем, создал открытые экономические зоны, более свободное использование частных инвестиций. После глубочайшего упадка (это сомнительно.– С.К.) он тоже поднялся на ноги (он-то поднялся, а мы нет. – С.К.) и вышел на второе место в мире по объему ВВП».

Смею возразить Е. Ясину. В Китае никакой либерализации экономики не было. Если бы в китайском правительстве были гайдары, ясины, чубайсы и иже с ними, то никакого китайского экономического чуда не было бы и в помине.

Помимо экономической основы китайского чуда, немаловажную роль сыграла политическая основа: умелое сочетание социалистических завоеваний с необходимыми элементами рынка под предводительством Компартии Китая, оптимальное сочетание общегосударственной (национальной), народной, арендной и частной собственности, широкое распространение народных предприятий.

В отличие от России, Китай долго удерживал неизменный курс юаня к доллару. И только в последние два года допустил незначительное падение юаня. Тем не менее юань стал пятой конвертируемой мировой валютой.

Китай – единственная страна, заполонившая рынки почти всех стран мира  ширпотребом, сувенирами, игрушками (правда, не всегда высокого качества). Во многих странах мира на «прилавках» китайские автомобили, компьютеры, товары электроники и многое другое.

О китайском экономическом чуде можно много чего рассказать, но это не предмет настоящей статьи.

ПЯТОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО. ПОЛЬША. О польском экономическом чуде Е. Ясин написал кратко, но благостно:

«Это экономист Лешек Бальцерович, его «шоковая терапия». Он проводил либерализацию экономики и одновременно жесткую финансовую политику. Польша буквально за год-два поднялась и начала развиваться, успешно ликвидировав те минусы, те недостатки, которые были характерны для нее за годы социализма».

В августе 1989 г. Л. Бальцерович стал вице-премьером и министром финансов в первом правительстве «Солидарности» (руководитель Лех Валенса). Началась реализация «Плана Бальцеровича», получившего в дальнейшем название «шоковая терапия». Это был достаточно большой комплекс реформ, включающих строгое ограничение инфляции, перевод всех сфер экономики на рыночные начала и главенство частной собственности, моментальную либерализацию цен, сокращение денежной массы. На все это Л. Бальцерович отводил год, и многое из намеченного ему удалось осуществить.

Следует сказать, что теорией «шоковой терапии» воспользовались впоследствии Аргентина, Боливия, Израиль, Венесуэла, Перу, Чили и наша страна. О «шоковой терапии» Л. Бальцеровича написано много, подробно рассмотрены ее плюсы и минусы. Польшу многие экономисты считают положительным примером «шоковой терапии». Одним из идеологов «шоковой терапии» является американский экономист Джеффри Сакс, который был 6 лет советником правительства Польши.

Любопытно отметить, что 22.04.2016 президент Украины Петр Порошенко назначил своим помощником и представителем президента в кабинете министров Украины Лешека Бальцеровича. Значит ли это, что на Украине скоро начнется «шоковая терапия»?

ШЕСТОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО. РОССИЯ. Наконец-то мы подошли к главному, к квинтэссенции того, что хотел сказать главнаучлиберал, перечисляя семь чудес экономики. Ничтоже сумняшеся он заявил:

«Шестое чудо. Его еще мало кто признает. Это реформа Егора Гайдара в нашей стране».

Когда я прочел эти две строки, то не поверил своим глазам… Правда, немного успокоился, когда вчитался и увидел, что шестое чудо Е. Гайдара «мало кто признает».

Первые описанные выше четыре чудеса экономики, видимо, были нужны Е. Ясину для оправдания либеральной политики и либеральной экономики, подкрепляя либерализм известными лидерами мировой политики и экономики (Людвиг Эрхард, Маргарет Тэтчер, Дэн Сяопин) и крепкоразвитыми странами (Германия, Великобритания, Китай, Япония). Главнаучлибералу наверняка хотелось бы описать экономическое чудо Америки, но, увы, в ней либерализм не в моде.

Описанное выше пятое экономическое чуда «шоковой терапии» в Польше приведено главнаучлибералом, чтобы убедить россиян, что скоропалительный (за одну ночь и последующие девять месяцев) гайдаро-ясино-чубайсовский переход от плановой экономики к рыночным началам (отношениям) есть не что иное, как «шоковая терапия» Лешека Бальцеровича, который, как известно, был советником Е. Гайдара в 1991 г.

Другой идеолог политики «шоковой терапии» Дж. Сакс в 1991–1994 гг. был руководителем группы экономических советников Б. Ельцина.

Впоследствии в 1998 г. увидев, к чему на самом деле привела эта политика, Джеффри Сакс крайне негативно оценил действия российских реформаторов.

«Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства – служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».

По мнению вице-президента РАН академика А.Д. Некипелова, реализованная в России шоковая терапия (максимальная либерализация экономической деятельности, произвольное распределение госсобственности, финансовая стабилизация за счет жесткого ограничения совокупного спроса) привела к созданию квазирыночной системы, особенностями которой были:

– беспрецедентная централизация хозяйственной деятельности;

– устойчивое значительное превышение процентной ставки над уровнем отдачи капитала в реальном секторе;

– неизбежная ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства;

– хронический фискальный кризис;

– дефицит бюджета (в 1992 г. он составил более 40%);

– сокращение государственных расходов;

– спад производства и разрастание неплатежей;

– высокий уровень безработицы;

– резкое имущественное расслоение.

Не буду повторяться, я во многих моих статьях в экономических журналах, на моей страничке «VIPERSON» и на страницах газеты «Советская Россия» доказывал аферность и бандитский беспредел, сопровождавший шоковую терапию. Наличие американских советников и их негативную роль признал публично президент В. Путин, но он считает, что было, то было, назад дороги нет. Хотя сегодня, в силу складывающейся международной геополитической обстановки, Кремль и правительство предлагают признать ничтожной сделкой залоговый аукцион по «ЮКОСу», во главе которого стал М. Ходорковский. Гаагская Фемида в апреле с.г. подтвердила незаконность исков владельцев «ЮКОСа» к нашей стране.

Как бы то ни было, как бы кто ни считал, насколько законной или аферной была приватизация в 1992–1998 гг., власти нашей страны должны покаяться и дать государственную оценку итогам шоковой терапии.

Главнаучлиберал не устает говорить, что в 1992–1998 гг. в России построен капитализм, дружественный богатым, и теперь мы строим капитализм, дружественный бедным. Но это долгий процесс на пятнадцать-двадцать-тридцать лет и ход его реализации зависит не только и не столько от нас, сколько от мировой обстановки, санкций и т.д. и т.п. Плохому танцору всегда что-то мешает…

Созданный узкий клан «шоковых» олигархов жирует и почивает на лаврах до сих пор, занимает высокие посты в государственных корпорациях и структурах, в топ-менеджменте. Несколько позднее, при В. Путине, в процессе передела собственности и некоторой смены топ-менеджмента оформился еще один более узкий олигархический клан друзье-озерщины, к которому президент прислушивается и потворствует.

Разумеется, что оба эти клана, пока они живы и живы их родственники и друзья, своего не упустят и не допустят построения капитализма для бедных, равносправедливого социального гражданского общества – для своей защиты они создали Нацгвардию (Росгвардию).

СЕДЬМОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО БУДУЩЕЙ РОССИИ. Перечень семи чудес экономики главнаучлиберал завершает вопросом:

«Сможем ли мы явить миру седьмое чудо?» и отвечает: «Сможем. Если доведем реформы до конца. Сегодня страна живет в обстановке кризиса, тем не менее то, что мы сделали вместе с Гайдаром, – залог нашего будущего экономического чуда. Оно произойдет, когда наша страна сможет провести второй этап либерализации и усилить роль частной собственности».

И далее Е. Ясин рассуждает о приоритете сельского хозяйства, ростки подъема которого под микроскопом увидели Кремль и правительство, об импортозамещении, о решении социальных проблем и прочей демагогии, которой заполнены все СМИ.

Но давайте призадумаемся и порассуждаем…

Нас опять кормят «завтраками». Спустя 25 лет перехода к рынку нам предлагают начать второй этап либерализации, не уточняя при этом, сколько лет он будет длиться. Может быть, опять двадцать пять? Получится как война с индейцами в Америке – 50–60 лет воевали, уничтожали индейцев, пока не построили современное республиканско-демократическое (заметим, не либеральное) государство. Не хотелось бы, чтобы нас, россиян, постигла участь порабощенных американских индейцев…

Ясно одно, что живущие сейчас либералы гайдаро-ясинского толка хватаются за соломинку, чтобы оправдать свое существование. Они состоят на службе у действующей власти – и власть их пока содержит и даже прислушивается кое в чем к их мнению…

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА ЭКОНОМИКИ СССР И РОССИИ, О КОТОРЫХ УМОЛЧАЛ ЯСИН.  Вне сомнения, настоящим мировым экономическим чудом следует считать СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, творцом которого по праву считается выдающийся мировой политик и экономист Владимир Ильич Ленин.

Элементами этого экономического чуда являются начатые при В. Ленине:

– НЭП — новая экономическая политика (к сожалению, незавершенная);

– план ГОЭЛРО;

– Советы народных депутатов.

Также элементами экономического чуда СССР по праву являются продолженные и завершенные И.В. Сталиным:

– коллективизация;

– индустриализация;

– победа над фашизмом;

– восстановление в кратчайший срок разрушенного войной хозяйства;

– общее для всех среднее образование;

– создание одной из лучших в мире научной среды.

Полагаю, что это далеко не полный перечень элементов чудес экономики, коим являлся Советский Союз. Каждый читатель может его самостоятельно дополнить…

***

Экономическим чудом я считаю также правление правительства Е. Примакова–А. Маслюкова–В. Геращенко, которое всего за 9 месяцев вывело Россию из дефолта и начало возрождение разрушенного «шоковой терапией» народного хозяйства. Это, конечно, не понравилось либералам и новоявленным «шоковым» олигархам. Они спешно заменили это правительство.

Во главе нового правительства был посажен В. Черномырдин, главным результатом деяний которого стало создание сверхмонополии Газпрома, как государства в государстве и как постоянной кормушки партии власти «Единая Россия» и движения ОНФ (Общероссийский народный фронт).

АНТИЧУДО РЫБА-КИТ. СЕГОДНЯШНЯЯ РОССИЯ. Что же мы соорудили за 25 лет в нашей стране?

Возможно, некоторые читатели «Советской России» и отдельные граждане (хотелось бы, чтобы их было не так уж много) нашей великой страны не согласятся со мной, но я называю постсоветское детище современной России следующим образом:

«квазигосударственный капитализм, некое чудище – Чудо-юдо рыба-кит как некий прообраз действующей сегодня властной оболочки».

В какой-то мере это определение ассоциируется у меня с сюжетом сказки П. Ершова «Конек-горбунок». На огромной территории от Калининграда до Владивостока лежит Чудо-юдо рыба-кит, которое все нац­богатства проглотит.

Занимая шестую часть земной суши, площадь территории России составляет 17 млн км2. Идущие следом за ней Канада, США, Китай имеют площадь территории от 10 до 9,5 млн км2. Казалось бы, живи, пользуйся богатствами и радуйся…

Однако Чудо-юдо рыба-кит проглотило все национальные природные богатства, всю бывшую советскую собственность и мучается от несварения всего этого, от безрадостного своего существования, от недовольства жителей, у которых отобрали их богатства. По сказке П. Ершова чудище проглотило 30 кораблей (читай монополий), которые мешают ей плавать в океане. Как только она выпустит на волю эти 30 кораблей, оно (Чудо-юдо рыба-кит) радостно вздохнет и вернется к нормальной жизни.

Не буду пересказывать дальше сказку. Но в каждой сказке всегда находится добрый молодец, который приводит сказку к счастливому концу.

Однако пока лежит наша родная Россия на океанском дне кризиса в коматозном состоянии, к которому привели ее либералы, а дно оказалось илистым, трясинистым и засасывающим всё глубже.

Сказочник П. Ершов оказался провидцем. А сказка была написана в далеком 1834 году…

СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ. БУДЕТ ЛИ? Прошло почти 2 года после того, как президент В. Путин во время общения с народом сказал, что политико-экономический кризис завершится через 2 года, но прогноз, как всегда, не осуществился.

В прошлом году был принят Антикризисный план, но он выполнен всего на 30%, к тому же принятые меры только усилили кризис.

Отчитываясь в Госдуме РФ в апреле с.г., премьер-министр с подачи Кремля неожиданно заявил, что Антикризисный план НЕ НУЖЕН вовсе. Экономика якобы идет на поправку и в будущем году падение ВВП остановится и начнется рост. Ждем-с!

На апрельской (2016 г.) прямой линии общения с народом на вопрос, какая сейчас полоса в экономике России – черная или белая, президент ответил: «Серая». По его словам: «Ситуация еще не исправилась, но тренд положительный». Правда, я не понял, куда направлен положительный тренд: в сторону дальнейшего сползания в трясину или наоборот. И слово «серая» я как экономист понимаю однозначно: ТЕНЕВАЯ НЕПРОЗРАЧНАЯ ЭКОНОМИКА.

А. Кудрин вернулся во власть и возглавит ЦСР (Центр стратегических разработок). На прямой линии 14.04.2016 президент сказал, что Кудрин будет более активно работать в Экспертном совете при президенте, в частности, займется вопросами, связанными со стратегией развития на ближайшее время.

А это обозначает, что стратегии развития страны НЕТ, но если нет стратегии, то не может быть развития. Ни одна из сегодняшних оппозиционных партий не предлагает конкретную стратегию развития.

Десять пунктов программы КПРФ нельзя считать стратегией развития страны. Они могут составить десять направлений, на которых должна концептуально базироваться стратегия. В рамках каждого из этих направлений должен быть разработан детальный план мер и мероприятий, ведущих к одной цели, к счастливому концу выхода из трясины современного кризиса.

Я уверен, что КПРФ до выборов справится с этой важнейшей задачей и стратегия развития российской экономики со счастливым концом будет в ближайшее время разработана.  

С.А. КИМЕЛЬМАН,

доктор экономических наук 

Вообще мне не нравится идея экзотизации мужского родительства, потому что я хочу жить в мире, где мать, которая держит на руках своего новорожденного младенца, — это так же cute, как и отец с малышом.

Хочу жить в реальности, где заботливый, вовлеченный в памперсы и пеленки мужчина — это не чудо-юдо-рыба-кит, достойный каких-то отдельных улыбок и похвал, а обыкновеннейшее явление.

Такое же обыкновеннейшее, как мать, психика и физика которой в какой-то момент полностью подчиняется психике и физике ребенка. И в этом ничего такого нет. А чего ты хотела. А зачем ты рожала.

Но мы пока в таком мире не живем, да и к тому же вчера было 23 февраля, и у меня возникло острое желание выдать собстенную и более современную трактовку этого грубого гендерного праздника, воспевающего милитаризм и культ силы.

Я присоединяюсь к флэшмобу #папаможет_бережно и показываю в галерее картинок фото своего мужа, Ильи, в максимальной точке нежности — с только что рожденным сыном на руках. И да, папа — мужчина — действительно может быть таким же бережным, ласковым, внимательным и ресурсным, как мама.

Это миф, что у мужчины чего-то там не получается на этом этапе, а женщины #паприроде отлично заботятся о малышах. Просто надо воспитывать во втором родителе вовлеченность, включенность, ответственность и собственное понимание, чувствование своего родительства, и тогда таинственный, первобытный диалог с младенцем непременно наладится. Это не так уж и трудно.

В науч-док фильме «Babies» от Netflix прямо цифрами, уровнями гормонов в крови доказывалось, что у отцов, которые присутствуют на родах, сразу берут своих детей на руки и быстро входят в контакт с ними через плач, еду и сон, окситоцин — такой же, как у матери после родов. Что? Как? А вот так. Гормоны — это не только физиология, но и эмоции, ОТНОШЕНИЯ.

Это те же механизмы, благодаря которым работает, а не не работает, приёмное родительство и ЛГБТ родительство.

Каким же мне видится современный отец?

1. Это тот, кто берет декретный отпуск, осознавая не только свое право, но и свою обязанность позаботиться о семье в этот трудный и предельно уязвимый период жизни. Тот, кто готов у своего работодателя такой отпуск запросить. Почему это важно? Потому что поворот не туда как будто делается с самого начала, и социальное устройство разделяет мужчину, женщину и ребенка в самый важный период, когда выстраиваются глубинные семейные связи и умение чувствовать друг друга.

2. Это тот, кто идет с женщиной в роды не потому, что это такой классный хиппанский стиль жизни, а потому что переживает за безопасность и психический комфорт рожающей жены и ребенка. Ведь роды до сих пор, даже в самых продвинутых странах мира, относятся к «закрытой» части медицины. Есть такой миф из 20 века, что мужчине нельзя видеть свою женщину в таком состоянии, что он испугается крови, криков и вообще грубой животной физиологии, но по факту мужчины просто осознает реальность, а не эфемерность процесса.

3. Это тот, кому хватает ума и душевного ресурса поддерживать женщину ФИЗИЧЕСКИ, не шеймить и любить ее тело, несмотря на метаморфозы, ведь тело женщины во время беременности и родов по сути становится чем-то вроде общего семейного актива, и от физического и психического благополучия этого тела зависит вообще все. Здесь я — об установке, что дородовое тело женщины — это восхитительно, а после — надо скорее, скорее возвращаться обратно в состояние девочки.

4. Это тот, кто одновременно помогает женщине не «провалиться» в родительство с головой и находить время на заботу и о себе тоже, именно так, через любовь и внимание к себе, женщина постепенно выздоравливает после родов и возвращается в ощущение тела как своего собственного. Здесь разговор о способности не наделять моментально женщину ролью «матери», которая теперь только должна, должна, должна, должна, должна…

5. Это тот, кто смело вводит себя в родительскую роль, работая над установками в своей голове, связанными с гендерными стереотипами. То есть тот, кто способен отодвинуть в сторону «программу» в своей голове касательно того, как вел себя в детстве его отец или дедушка, потому что, скорее всего, то, как они себя вели, уже немного ушло в прошлое. Придумывать СВОЮ программу, свой тип отцовства, не копируя никого.

6. Тот, кто не боится быть уязвимым, слабым, растерянным, не знающим, как быть. Немного феминным, немного матерью, сюсюкающим, поющим колыбельные, вытирающим какашки, готовящим кашу, торчащим на родительских форумах и волнующимся по поводу зубиков.

7. Тот, кто просит о поддержке, когда ему непонятно, как действовать. Кто ищет информацию, кто задает вопросы жене, маме, другим мужчинам. Кто осознает, что его поколение ведет себя немного иначе, чем предыдущее и поэтому ответственность велика.

8. Тот, кто прямо в отношениях учится открыто говорить о своих чувствах. Называть их, проговаривать. Почему именно УЧИТСЯ? Потому что, скорее всего, он этого не умеет.

Оригинал

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый пробный тренировочный вариант №15 КИМ №211213 в форме решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки на 100 баллов от 13 декабря 2021 года. Данный тренировочный тест составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются правильные ответы и решения.

скачать вариант с ответами

Решу пробный ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс вариант №211213:

Задания и ответы для пробного варианта ЕГЭ 2022:

Гренландский кит (…) жизнь проводит в холодных полярных водах. Своим дыхалом взламывает 30-ти сантиметровые толщи льда. Погружается под воду на 40 минут и на глубину 3,5 км. Претендует на звание самого долгоживущего млекопитающего: отдельные особи живут более 100 лет! В фольклор вошёл как прототип персонажа Чудо-юдо Рыба-кит. Это всё о гренландском ките. Полярные воды планеты являются единственной средой обитания для гренландских китов. Когда-то они обитали во всех северных водах полушария планеты. Количество громадных водоплавающих часто затрудняло движение судов. Особенно в зимний период, когда киты возвращались в прибрежную зону. От моряков требовалась сноровка, чтобы лавировать между ними.

Однако за последний век численность гренландских китов катастрофически снизилась. Сейчас до 1 000 особей насчитывается в Северной Атлантике, ещё 7 000 – в северной акватории Тихого океана. Из-за жестоких, смертельно холодных, условий обитания полноценно исследовать китов практически невозможно.

Млекопитающие постоянно мигрируют из-за льдин и температур. Усатые гиганты любят чистые воды и отодвигаются ото льда, стараясь не заплывать в температуры ниже 45 градусов. Случается, что, прокладывая дорогу, китам приходится взламывать небольшие толщи льда. В исключительных случаях, при угрозах жизни, ледяная корка помогает «полярникам» маскироваться.

1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Текст относится к публицистическому стилю, жанр текста – статья в научно-популярном журнале.
  • 2) В тексте можно встретить риторические восклицания, что свидетельствует об эмоциональности автора.
  • 3) В лексике приведённого текста можно встретить термины, профессионализмы, а также канцеляризмы.
  • 4) В тексте можно встретить имена существительные с абстрактным значением (угроза, условие, обитание и др.).
  • 5) Синтаксис текста представлен сложными и простыми предложениями.

Ответ: 1245

2)Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: всю

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СРЕДА, -ы, ж.

  • 1) Вещество, заполняющее пространство, а также телá, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на которой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).
  • 2) ед. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей̆среды.
  • 3) ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей̆, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей̆ среды. В нашей̆ среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).
  • 4) Третий день недели. Расписание на среду.

Ответ: 3

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. облилАсь, дозвонЯтся, нАживший, налитА, начАв.

Ответ: наживший

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ДИПЛОМАТИЧНАЯ беседа помогла установить дружеский̆контакт между партнёрами. В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ человеку силы. Предварительное изучение ЛЕДЯНОЙ обстановки на северных морях помогает избежать многих проблем в районах Крайнего Севера. Группа экономистов советует вложить свободные средства в акции ДЕЙСТВУЮЩИХ предприятий. Капитан казался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах истории Отечества.

Ответ: ледовой

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Нужно было оставить записку, и Иван ловко нацарапал текст, подписал подпись и опустил письмо в почтовый ящик.

Ответ: поставил

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • этот вариант БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ
  • ПОЕЗЖАЙ быстрее
  • молодые ОФИЦЕРЫ
  • в ДВЕ тысячи пятом году
  • мало ВРЕМЯ

Ответ: времени

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  • 1) пробираться, экология, забаррикадировать
  • 2) совестливый, чемпионат, начинать
  • 3) далёкий, украшение, травянистый
  • 4) вычерпать, хранилище, помирились
  • 5) расплескал, родители, сетевой

Ответ: 345

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) на..шить, на..ломить, по..колоть
  • 2) раз..гнал, пр..хлада, под..брать
  • 3) пере..збрал, от..скал, вз..мать
  • 4) пр..мудрый, пр..писáл, пр..сниться
  • 5) ра..певать, в..битый, в..кормить

Ответ: 12

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) вскармл..вать, цел..вой
  • 2) раскашл..ться, эмал..вый
  • 3) бедн..нький, продл..вать
  • 4) привередл..вый, пристра..вать
  • 5) ключ..вой, тюл..вый

Ответ: 345

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) постро..шь, изобража..мый
  • 2) униз..шься, потерп..шь
  • 3) (он) беспоко..тся, изменя..мый
  • 4) (они) посе..т, колебл..щийся
  • 5) щебеч..щий, (они) задерж..тся

Ответ: 24

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ответ ученика был (НЕ)ПОЛНЫМ, но оригинальным. Пение красногрудых снегирей̆, (НЕ)ЛИШЁННОЕ какой̆-то приятной̆ мелодии, раздавалось с оголённых веток сада. Крестьянин ехал (НЕ)СПЕША и вдруг увидел на дороге коров. (НЕ)ЧИЩЕННЫЕ с вечера ботинки стояли у порога. Каштанка (НЕ)СРАЗУ поняла, что с ней произошло.

Ответ: неполным

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. В темноте трудно было понять, (ПО)ЧЕМУ стучит створка незакрытых ворот: по металлическому забору или по припаркованному (В)БЛИЗИ автомобилю. Прямой противоположностью Ольге Ильинской выглядит квартирная хозяйка, а (ЗА)ТЕМ и жена Обломова Агафья Пшеницына, (КАК)БУДТО без остатка растворившаяся в круговороте будничных забот. Слуги ТО(ЖЕ) привязались к Базарову: чувствовали, что он ВСЁ(ТАКИ) не барин. (В)СЛЕД за тем главные ворота завода распахнулись, и (ОТ)ТУДА выкатились пять грузовиков. С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

Ответ: вслед оттуда

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На зва(1)ом обеде у Кувшинниковых были пода(2)ы солё(3)ые грузди в смета(4)ом соусе, жаре(5)ый во фритюре картофель, нареза(6)ый ломтиками, фарширова(7)ый овощами кальмар и дрожащий студень.

Ответ: 4567

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Справа от нас то таял в дымке то вновь выплывал из тумана пустынный берег. 2) Ромашками были усеяли луга и поляны и лесные проталины. 3) Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге. 4) 4) Красные фиолетовые и небесно-голубые оттенки преобладают в работах этого художника. 5) От древнейшего форума в Риме остался лишь фундамент и первоначальный вид этого архитектурного сооружения можно увидеть только в реконструкции.

Ответ: 145

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

Ответ: 14

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ты жива ещё (1) моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что (2) ты (3) часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто (4) кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего (5) родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой (6) уж (7) горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.

Ответ: 15

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В любви (1) как и во всем остальном (2) он не знал проигрыша (3) но шатание по женским сердцам интересовало его только до тех пор (4) пока он не убедился (5) что нового ни в одном из них не встретишь.

Ответ: 12345

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который̆ куры и цыплята хорошо понимали.

Ответ: 234

21)Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. (2)В саду шумел мокрый ветер. (3)В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу. (4)Был конец ноября – самое грустное время в деревне. (5)Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна. (6)Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. (7)Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно. (8)После чая мы садились у печки и читали. (9)В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжелые тома журналов «Нива» и «Живописное обозрение» за старые годы.

Ответ: 15

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Красота – это исключительно совершенство всех элементов тела, здоровье.
  • 2) Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, подчёркивающей лучшие качества его личности.
  • 3) Тревога, заботы, муки творчества мешают сохранению красоты: они откладывают на лице глубокие морщины.
  • 4) Любая активная деятельность губит красоту, огрубляет черты лица человека.
  • 5) Быть самим собой, дорожить своим достоинством – главные условия красоты человека.

Ответ: 25

24)Из предложений 23-24 выпишите фразеологизм.

Ответ: в конечном счёте

25)Среди предложений 7-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения( ий).

Ответ: 9

26)«Размышляя о природе красоты, В.А. Сухомлинский̆ широко использует разнообразные художественные средства. Дать определение понятию «красота» автору помогает троп – (А) («свечение души» в предложении 5, «кровь подлинной красоты» в предложении 22) и лексическое средство – (Б) («внешняя – внутренняя», «духовное – физическое»). Писатель использует синтаксические средства: (В) (предложения 9, 17) и (Г) (предложения 20, 21, 22), чтобы вызвать доверие читателей̆ и сделать свою речь убедительной.

Ответ: 2489

Другие пробные ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс:

Русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 контрольная работа за 1 полугодие 2 варианта с ответами

Варианты РЯ2110701 РЯ2110702 ЕГЭ 2022 статград по русскому языку 11 класс с ответами

  • Чудо чудное диво дивное как пишется
  • Чудо юдо рыба кит из какой сказки
  • Чудо юдо рыба кит отрывок из сказки конек горбунок
  • Чудо белка сказка о царе салтане картинки
  • Чудо работа как пишется