Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

14 октября православная церковь празднует великий праздник русской православной церкви - покров пресвятой владычицы нашей богородицы - в память явления

Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

14 октября Православная Церковь празднует великий праздник Русской Православной Церкви — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — в память явления во Влахернском храме в Константинополе Богоматери, простирающей свой покров над всеми верующими. 

Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. В 910 году к Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

В воскресный день, 1 октября (14 октября по новому стилю), во время всенощного бдения во Влахернском храме, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы омофор (покрывало для головы) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место не в 910, а в 866 году, и нападающими были русы, а не сарацины. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.

В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

На территории Екатеринбургской митрополии создано и действует 34 храма, придела, молитвенных домов и комнат, а также два монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы: в Верхотурье и Колчедане Каменской епархии.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация к уроку русского языка 7 класс «Подготовка к сочинению по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»

Второе ноябряКлассная работаПодготовка к сочинению по картине С.В. Герасимо...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Второе ноябряКлассная работаПодготовка к сочинению по картине С.В. Герасимо

    Описание слайда:

    Второе ноября
    Классная работа
    Подготовка к сочинению по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»

  • 2 слайд

    Цели урока:Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейны

    Описание слайда:

    Цели урока:
    Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения
    Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; 
    Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного,чувство любви к родной природе, искусству
    .

    Метапредметные:
    Предметные: создание осмысленного связного высказывания, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка
    Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись
    Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий
    Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

  • 3 слайд

    Художник С.В. ГерасимовИзвестный советский художник СергейВасильевич Гераси

    Описание слайда:

    Художник С.В. Герасимов
    Известный советский художник Сергей
    Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в
    Можайске.
    Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что
    обязательно станет художником. Путь к воплощению
    мечты для него начался на пятнадцатом году жизни,
    когда он приехал в Москву поступать в Строгановское
    училище. Окончив в 1907 году Строгановку, сразу же
    поступил в Московское училище живописи, ваяния и
    зодчества.
    Будущему художнику повезло с учителями и
    наставниками. Он занимался у прекрасных живописцев
    К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и А.Е.
    Архипова.
    О том, что именно к пейзажной живописи
    лежит у него душа, признавался и сам мастер: «Очень
    люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном
    случае».
    Он был признанным пейзажистом, тонким лириком,
    понимающим и умеющим отразить на полотне
    неброскую красоту родной земли.
    Особо стоит отметить в творчестве мастера
    книжную графику. Сергеем Васильевичем
    Герасимовым созданы иллюстрации ко многим
    произведениям отечественных писателей, в том числе
    А.С. Пушкина (Капитанская дочка) Н.А. Некрасова
    (Кому на Руси жить хорошо), А.Н. Островского (Гроза),
    М. Горького (Дело Артамоновых).
    Сергей Васильевич Герасимов ушел из жизни
    20 апреля 1964 года. Но остались его ученики и его
    картины. Интерес к творчеству мастера не
    уменьшается, продолжают издаваться альбомы с
    репродукциями его картин, проходят персональные
    выставки. Его полотна украшают крупнейшие музеи и
    картинные галереи России. На его родине в Можайске
    создан музей художника, в котором всегда много
    посетителей.

  • 4 слайд

    Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • 5 слайд

    Древней церкви нежный силуэтОтразился в зеркале реки,И струится лучезарный

    Описание слайда:

    Древней церкви нежный силуэт
    Отразился в зеркале реки,
    И струится лучезарный свет
    Храма, что воздвигнут на Нерли.
    Белый, легкий, устремленный ввысь —
    Словно камнем обернулась песня.
    Словно лебедь, осеняет мыс
    И готов умчаться в поднебесье. 
     Элина Кийг

  • 6 слайд

     Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал уто

    Описание слайда:

     Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов

  • 7 слайд

    Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храм

    Описание слайда:

    Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храмом России» Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили сами побежденные волжские булгары.

  • 8 слайд

    Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • 9 слайд

    Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • 10 слайд

    Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отраж

    Описание слайда:

    Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.

  • 11 слайд

    Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • 12 слайд

    Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • 13 слайд

    Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • 14 слайд

    Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • 15 слайд

    Беседа по картине.Беседа по картине. - Какой тип речи вы можете использовать

    Описание слайда:

    Беседа по картине.

    Беседа по картине.
    — Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)
    (в описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления их признаков.)
    — Какова структура текста описания?
    1. Вступление
    2. Основная часть (признаки предметов)
    3. Вывод (отношение к предмету, явлению)
    — Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).
    — Попробуйте составить план сочинения

  • 16 слайд

    ПланI. «Церковь Покрова на Нерли» – величайший памятник древнерусской архитек

    Описание слайда:

    План
    I. «Церковь Покрова на Нерли» – величайший памятник древнерусской архитектуры.
    II. «Белая лебедь русской архитектуры»:
    1. Простота и величие «жемчужины».
    2. Место расположение храма.
    3. Архитектурные особенности.
    III. Символ добра, красоты, духовной связи человека с природой.

  • 17 слайд

    Работа над картинойСпишите только те предложения, которые вы можете использов

    Описание слайда:

    Работа над картиной
    Спишите только те предложения, которые вы можете использовать в первой части вашей работы.
    Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.
    Герасимов — русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.

  • 18 слайд

    Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопро

    Описание слайда:

    Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы должны будете ответить во второй части вашего сочинения.
    -Что мы видим в центральной части картины? (Церковь, белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд)
    — Как вы думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в том, что именно она — композиционный и логический центр картины)
    — Где расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река.)
    Холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.
    — Опишите церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).

  • 19 слайд

     Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь и

    Описание слайда:

     Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей)

  • 20 слайд

    Редактирование текстаВ центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм,

    Описание слайда:

    Редактирование текста
    В центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.
    — Какие ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)
    — Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часто встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.
    — Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова местоимением…)
    — Отредактируйте текст и запишите его в исправленном виде.

  • 21 слайд

    Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которы

    Описание слайда:

    Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите.
    Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая,)
    Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)
    Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)

  • 22 слайд

    Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди

    Описание слайда:

    Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).
    — Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).
    — Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?
    (Герасимов показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом)

  • 23 слайд

     Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом? Рядом и поодаль

    Описание слайда:

     Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?
    Рядом и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба.)
    — Отвлекает ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту стен)
    По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.
    — Расскажите, что является фоном для храма? (Большу́ю часть картины занимает небо.)

  • 24 слайд

    Напишите слитно, раздельно или через дефис.Ярко? синий; светло?синий; густо?

    Описание слайда:

    Напишите слитно, раздельно или через дефис.

    Ярко? синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый; небесно?голубой; молочно?белый; удивительно?яркий; ослепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.

  • 25 слайд

    Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на пример

    Описание слайда:

    Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)
    Какова тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.

  • 26 слайд

    Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал

    Описание слайда:

    Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем? (Чтобы сделать текст ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)
    2. Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости, гордости.)

  • 27 слайд

    Отредактируйте предложения:Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасим

    Описание слайда:

    Отредактируйте предложения:

    Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности — именно такой предстает Россия на картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

  • 28 слайд

    Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • 29 слайд

    Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспори

    Описание слайда:

    Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства

  • 30 слайд

     Домашнее задание.Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Опираясь на со

    Описание слайда:

     Домашнее задание.

    Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Опираясь на собранный материал, напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».

  • 31 слайд

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • Сейчас обучается 310 человек из 63 регионов

Чудесный собор храм покрова на нерли сочинение

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Похожие материалы

  • Конспект урока «Неполное предложение»

  • Русский язык — выпускникам — кружок 11 класс

  • Презентация «Состав слова. Суффикс. 2 урок»(5 класс)

  • «Фотография — связь через века»

  • Исследовательская работа «Лингвистические парадоксы»

  • Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему «Морфологический разбор имени числительного»

  • Технологическая карта урока русского языка на тему «Синтаксический разбор сложного предложения» (5 класс)

  • Олимпиада по русскому языку 4 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454968 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Тема урока  «Чудный храм». Подготовка к сочинению — описанию  по картине

С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Задачи урока:                    

Обучающие:

Способствовать формированию умения переноса знаний с одного объекта (текста о памятнике архитектуры) на другой объект (картину);

Формировать умение использовать цитаты в тексте собственного сочинения;

Активизировать лексику учащихся, связанную с описанием памятника архитектуры.

Развивающие:

Развитие связной образной речи и обогащение словарного запаса учащихся;

Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

Развитие  умения  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Воспитательные:

Воспитание чувства любви к родному языку, к своей Родине,  чувства гордости за свой народ, его культуру и историю

Воспитание уважительного, бережного  отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского     зодчества;

Обогащение  эстетического  восприятия.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация  «Чудный храм», карточки – шаблоны.  Подготовка к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Форма урока: круглый стол

Используемые методы и  технологии:    частично-поисковый метод, элементы проблемного обучения, эвристическая беседа, ИКТ

Ход урока.

1Мотивация. Объявление темы урока. Слайд

  1. 2. Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом к уроку. Эпиграфом  к уроку я предлагаю взять слова К. Бальмонта и Б.Чичибабина

Работа с эпиграфом к уроку.

1.Можно все заветное  покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя  к минувшему остынуть, Слайд

Но нельзя о прошлом позабыть.                                                  К.Бальмонт

— Как  вы  понимаете смысл  высказывания? (Одним из самых святых чувств является любовь к Родине. Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего)

     — Что позволяет нам сохранить память о прошлом? (Памятники истории и культуры

Об одном из таких замечательных памятников  архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12 века, о Церкви Покрова на Нерли, пойдет сегодня речь.      Слайд со словами
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Элина Кийг
— Какими чувствами  проникнуты строки? (Чувством восторга, восхищения  перед  удивительной красотой храма)

      —   Каковы же цели нашего урока?  (Понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли).

  1. Актуализация знаний. Защита презентаций обучающихся.

-Церковь  Покрова на Нерли – жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм-лебедь плывет по волнам времени и неизменно прекрасен во все времена .           Сегодня мне будут помогать мои ассистенты, которые приоткроют завесу тайны и расскажут о церкви с поэтичным названием

1) Выступление Иванова Юрия «Церковь Покрова на Нерли»

2)  Выступление Хайруллиной  Анастасии «Встреча с чудным храмом»

  1. Подготовка к сочинению. Учитель: Как видите, храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Многие русские художники, преклоняясь перед сказочной красотой церкви, запечатлели ее на своих полотнах. (Слайды) Осетров в книге «Живая Древняя Русь» писал: «Трудно сказать, когда храмом лучше всего любоваться.  Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года»

Искусствовед Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойдённых шедевров, нет, может быть, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается, как поэма, запечатлённая в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания»

-«Поэму в камне» запечатлел на своей картине и С.Герасимов (Слайды)

3 ассистент. Краткий рассказ о художнике  Родился Сергей Васильевич Герасимов в 1885 году в древнем русском городе Можайске, где впервые им были прочитаны строки Пушкина, Некрасова, Чехова, Островского, открылась красота русского зодчества и живописи, были услышаны лирические голоса природы. Отец его был простым кожевником, но отличался тягой к прекрасному, много читал. Именно он привил сыну любовь к высокой культуре. Первым плодотворным этапом на пути в искусство было поступление Сергея Герасимова в Строгановское училище(1901-1906.  Оно воспитало в начинающем художнике уважение к русской культуре, к народному искусству, познакомило с великими мастерами античности и Возрождения. В 1906 году он поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Художник С.В.Герасимов любил людей и свою родину. У С.В.Герасимова очень много пейзажей, изображающих малую Родину, — родной город Можайск и его окрестности. Он рисовал Подмосковье в разные времена года. . Среди таких работ «Сирень в цвету»(1955), «Начало апреля»(1952), «Вечер»(1950). Часто на его пейзажах можно увидеть изображение старинной башни или крепостной стены, деревянную церквушку, руины собора, часовенку. Увидев белокаменный храм на Нерли, восхищенный ее красотой,  в 1953 году Герасимов написал картину «Церковь Покрова на Нерли», которая  сейчас хранится в  Государственной Третьяковской галерее.Слайд

  1. Предварительная беседа по картине. Проверка домашнего задания.

Итак, мы будем работать над картиной  С.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», в которой удивительным образом слились древнерусская архитектура и русская природа.

В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)

Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

  • — В центре картины Герасимова мы видим белокаменный храм,  который сразу притягивает взгляд, и нет никакого сомнения в том, что именно она  — композиционный и логический центр картины. На картине изображён не просто один из многочисленных русских храмов, а удивительный памятник архитектуры 12 века, связанный с нашей историей, культурой, поэтическими преданиями и реальными историческими лицами. Постарайтесь передать своё  впечатление от храма, запечатлённого на холсте, каким он вам видится? (Это небольшой храм с луковичным куполом; маленькая церковь, словно летящая ввысь; очень лёгкий и какой-то изящный храм, белопенный, светлый, сказочно-прекрасный, удивительный, дивной красоты)Удачные примеры записываем

Проверим, как вы справились с д/з; составили предложения ,  используя  выразительные  средства (сравнения, олицетворения): словно белая птица, как красавица, словно лебедь, плывет над водой,  белокрылая чайка, манит к себе, летит,  живет века, как свеча, как чудо

(предложения с тире между подлежащим и сказуемым, с согласованными и несогласованными определениями и приложениями).  Примеры; 1) Белокаменный храм Покрова на Нерли – удивительное создание древнерусского зодчества. 2) Это настоящее счастье – увидеть красивейший храм Покрова на Нерли. 3) Маленькая легкая церковь, построенная на Нерли, стоит уже более 8 веков. 4) Храм этот необычайной красоты, светлый, устремленный ввысь. 5)Чудный храм Покрова на Нерли стоит на высоком холме, окруженном  речными водами  и заливными лугами. 6) Белокаменный храм на Нерли, возвышаясь на холме,  привлекает к себе внимание.

  • -Молодцы, ребята! А теперь познакомимся с высказываниями известных искусствоведов, историков, возьмем за образец и сравним с вашими материалами
  • Групповая работа с текстами.

   Прочитайте  несколько высказываний, которые описывали свои впечатления от  храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?  Работа сопровождается  музыкой (Шопен «Апрель мечты») Релаксация

1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство…, как самые высокие достижения древней Эллады. Л.Д.ЛюбимовСлайд

(Автор первого отрывка говорит  о церкви так, как будто она вырастает из окружающей  её природы. Он сравнивает храм со свечой, устремлённой вверх. Для него храм – воплощение изящества, ясности и красоты, причём красоты совершенной, сопоставимой с искусством Древней Греции).

  1. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. слайд

Ю.С.Рябцев

(Ю.С.Рябцев называет церковь «белокаменным чудом». Он тоже говорит об окружающей храм природе: о поле, холме, озерце… Говорит не только о самом храме, но и его отражении в воде. Автор отмечает стройность силуэта церкви, её лёгкость, невесомость. В его описании появляется красивое и необычное сравнение церкви с невестой в подвенечном платье.)

  1. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут. слайд

Н.Н.Воронин

(В последнем тексте подчёркивается изящество, лёгкость, красота церкви, Автор сравнивает её с невестой в подвенечном наряде. Но самое главное – чувство счастья, о котором говорит автор, при виде этого чуда архитектуры.)

— Каждый текст индивидуален, однако в предложенных текстах описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили, что-то  общее во всех текстах, что их объединяет?

(Эти тексты объединяет восхищение перед описываемой церковью, каждому из авторов она очень нравится; все говорят о храме и о природе вокруг храма, не разделяя их; все отметили лёгкость, невесомость церкви, её стройность, красоту и совершенство)

 Как можно использовать материал? (Как эпиграф, цитаты в форме прямой речи)

Церковь на картине

 —  Вновь обратимся к картине Герасимова «Покрова на Нерли».  Как художнику удалось передать красоту, совершенство церкви на холсте? Что он для этого использовал? (Использует цвет — много светлых, спокойных  красок, через свет – светлый фон, через композицию —  церковь  в центре картины, хотя и расположил ее художник   вдали, на заднем плане, так, что основное место на картине занимает природа. На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как, изображая его, художник пользуется в основном вертикальными линиями. Узкие окна, переходы от более широкой части к узкой, остроконечный верх луковицы – всё это словно вытягивает церковь вверх. Церковь отражается в воде, она сливается с белыми облаками.  Величественно возвышается на холме, окруженная цветущей природой..)

Храм  представляет собой единое целое с окружающей её природой.  Опишите словами, что мы видим на картине помимо церкви.

Природа на картине

(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками

_Художник изображает исторический вид церкви или современный?

  Картина отражает современный вид церкви; мы видим фигурки людей на переднем и заднем плане картины, лодку у берега, дым, идущий из трубы)

Вывод: Значит, на картине соединены воедино рукотворное чудо архитектуры, возведённое безвестными мастерами, и вечная природа, земное и небесное, история и современность. Прошлое и настоящее нашей родины.

   -Какое настроение вызывает у вас это соединение в одной картине? Какие чувства вы испытываете?

(чувство гордости за свой народ и его культуру; на душе спокойно, меняются люди, идут года, а церковь стоит всё такая же прекрасная и величавая; чувство умиротворения и покоя, понимаешь, что всё плохое пройдёт, всё хорошее будет стоять вечно)

 — Что вы можете сказать о художнике, который написал такую картину?

(этот человек очень любит свою родину; написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной)

Рабочие материалы в помощь учащимся слайд

  1. Составление плана к сочинению (по группам) Предлагается памятка и шаблон. Ваша задача заключается в том, чтобы написать сочинение, в котором вы будете описывать картину и размышлять над тем, что на ней изображено. Вспомните, на что мы обращаем внимание, когда описываем картину? ( о её композиции, а затем рассматриваем церковь и пейзаж, на фоне которого она изображена)

О чём вы можете рассуждать при работе над сочинением в начале, в заключении?

План к сочинению

  1. 1. Вступление.

……………………………………………………………………………..
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С.В.Герасимова.

   ………………………………………………………………………..

б) ………………………………………………………………………….

в)………………………………………………………………………………..

  1. 3. Заключение.

 ……………………………………………………………………………

                                      Анализ плана. Проверим себя   Слайд

  1. 1. Вступление.
    Место картины в творчестве художника. (История храма)
    2. Основная часть.
    а) Композиция произведения С.В.Герасимова.
    Белокаменное чудо в центре картины.
    б) Величественная красота.
    в) Единство и гармония с природой.
    3. Заключение.
    Жизнь в веках.  (Мое впечатление от храма) 
  2. Творческая работа учащихся. Отзыв в книге отзывов и предложений.

  — Остается не так много времени до конца урока, и мне хочется, чтобы вы поделились своими мыслями о чудном храме, запечатленном Герасимовым. Представьте, что вы посетили храм.   Поделитесь, пожалуйста,  впечатлениями, оставьте  записи в  книге отзывов и предложений.

Пример. Сегодня я увидела необыкновенный храм Покрова на Нерли. Его красота меня поразила. Он, как белый лебедь, стоит на холме в окружении чудесной природы. Нельзя было без волнения трогать древние камни храма, которым уже 8 веков! Очень красивый храм, удивительное место! Я никогда не забуду сегодняшний день!

Музыка. «Шопен» (Зачитывают 2-3 примера)

  1. 6. Рефлексия. Ребята, зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?  (Ответы)
  2. Вывод по уроку. Подтверждением ваших слов служат замечательные строки Б.Чичибабина:

Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, —
Вот и с Вечностью сведались:      Слайд со словами
И возносит, и знобит…

Б. Чичибабин

Сегодня  мы попытались приобщиться  к великой Красоте, чтобы через эту красоту вы осознали, что мы, живущие на  хрупкой планете Земля, составляем единый союз с поколениями ушедшими и грядущими.

Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости… (Николай Рерих)

 —_Что еще полезного вы  нашли на уроке? (Расширили свой кругозор, развили речь, пополнили словарный запас. Учились писать сочинение о памятнике культуры.)

8 .  Подведение итогов. Домашнее задание. Написать сочинение  «Чудный храм», используя материалы урока

В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет ре­ка, за рекой — небольшой зеленый холм, на кото­ром воздвигнут Храм. Он стоит в окружении де­ревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть его величие, величие освя­щенного места, где было воздвигнуто здание Хра­ма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на карти­не — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.

Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!

Описание рассуждение по картине

Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины – церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс

Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова

Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.

Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение

средняя
школа №8 Володарского района

Зачетная
работа по
ОРКСЭ                                                                       

Тема:
«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли»

                            
                                           Девришалиева Алиса,

                                                                       
учащаяся 4А класса

 МАОУ СШ №8                        

                                                                     
п. Новосмолинский

                         
Руководитель:

                         
Барскова Лидия Анатольевна,

                         
учитель высшей квалификационной категории

МАОУ
СШ №8

                       
  п. Новосмолинский, 2021 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
3

Основная
часть………………………………………………………..4

2.1
глава «Семейное путешествие» ………………………………..4

2.2
глава «История храма» ………………………………………..4

2.3
глава «Праздник Покрова» ……………………………………5

2.4
глава «Особенности архитектуры храма»…………………….6

2.5
глава «Храм сегодня»…………………………………………..7

2.6
глава «Эксперимент»……………………………………………7

Заключение……………………………………………………………8

Список
литературы…………………………………………………9

Приложения………………………………………………………..10

Введение

Актуальность

         «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира
является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из
величайших памятников мирового искусства»  (Игорь Грабарь)

Древние
люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество.
В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми,
кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну,
готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого
познания своей малой Родины, её святых мест. Кто-то из великих людей сказал:
«Человек, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее». Чем
гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного поселка, страны, если
лишён памяти об объектах культурного наследия своей Родины?

Особая
роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры
принадлежит православию. Древнерусские церкви – это для нас, прежде всего,
памятники искусства, памятники национальной культуры.

Наше
время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям,
утраченным в начале 20-го века. Поэтому тема исследования, которую мы выбрали,
является на сегодняшний день очень актуальной.

 
Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные, но сохранение старых
объектов культурного наследия является более приоритетным.

Проблема
проекта –
это
несоизмеримость исторической и культурной значимости церкви Покрова на Нерли с
уровнем знаний учащихся об этом памятнике культуры.

Предметом нашего
исследования является привлечение внимания обучающихся к белокаменным
памятникам Владимиро-Суздальской Руси, внесенным в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО.

Объектом нашей
исследовательской работы является Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
во Владимирской области.

Целью моей
исследовательской работы является сохранение исторической памяти и дополнение
сведений по истории существования Церкви для выполнения рисунка  «…….

Цель
определила основные задачи исследования:

1)   
Осуществить
анализ литературы по данной теме.

2)   
Познакомиться
с архивными материалами об истории создания и жизни церкви, ее архитектуре.

3)   
Изучить
первоисточники, рассказывающие о возрождении церкви и ее нынешнем состоянии.

4)   
Для
решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

·       
Теоретические
(анализ первоисточников, анализ архивных документов);

·       
Практические
(посещение церкви, фотографирование местности, опрос одноклассников). Практическая
значимость данной работы определяется тем, что материалы исследования могут
быть использованы в практике педагогами на классных часах, краеведческих кружках.

Основная
часть.

2.1
Семейное путешествие.

         Мы
живем в огромной и очень красивой стране. На территории России есть множество
красивых городов, недавно построенных и очень древних. Я люблю бывать в разных
городах, знакомиться с историей этих городов, так как считаю, что каждый
гражданин своей страны должен знать историю Родины. Только через историю можно
постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. Историю надо знать.
Это элементарное уважение к предкам. Из историй отдельных семей складывается
история страны. И из истории нашей семьи — тоже. Знание истории собственной
страны – это самоуважение.

В
августе 2020 года я с семьей посетила этот чудесный храм. Дорога от п.
Новосмолинский заняла 2 часа. К храму ведет мощеная дорога через красивый луг.

Церковь
производит потрясающее впечатление. От нее веет не только историей, а
умиротворением и величием. Церковь небольшая, органично вписана в окружающий
ландшафт. После посещения мне захотелось изучить историю этого храма, ведь
церковь Покрова на Нерли возвышается над рекой 855 лет. Всем этим мне
захотелось поделиться со своими одноклассниками и провести опрос: видели ли они
эту церковь, знают ли они что такое объекты всемирного наследия.

2.2 История храма

Небольшой белокаменный храм, расположенный в
российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Этот
храм – Покрова на Нерли. Церковь отличается изысканными пропорциями и является
одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси.
Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. И ежегодно к церкви
пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную
церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем),
чтобы прикоснуться к русской истории.

Покрова
на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме
реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была
возведена за один год (единым летом), и архитектура.

В
1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было
выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на
месте, где был выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась
Богородица, которая и указала место для строительства города.

Что
касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией
князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158
году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о
воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея),
умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165
году.

Как
уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего
лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский
выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке
водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой
холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на
небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.

Саму
церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь
необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том,
что Боголюбский приглашал для строительства своего
города иноземных мастеров.

Освящение
церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени.
Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было византийских
традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский. Скорее всего,
один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.

2.3
Праздник Покрова
– это воспоминания о чудесных событиях, которые
произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители
собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой
юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица.
Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем
подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми
молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря
заступничеству Матери Божией, город устоял.

Именно
в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у
реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар
Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы
от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому
войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он
сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в
Боголюбово.

Археологические
раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об
его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на
котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной
спускалась белокаменная лестница.

Немало
интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До
раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной
возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет
мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная
кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных
известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной
метров.

2.4
Особенности архитектуры храма

Материалом
для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на
Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность
церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают
иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект
достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении
соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки
также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.

Внутреннее
пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно
вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается
впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально
увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также
подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.

Фасад
здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду,
восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три
раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и
львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.

Символика
резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти
и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его
изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается
женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и
самоотречения.

Подобная каменная
резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая
технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма
трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.

До
наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на
Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи.
Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной
реставрации.

2.5
Храм сегодня

Сейчас
церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому
заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем
Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по
двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь
Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить
свечку.

Церковь
Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия
ЮНЕСКО.

2.6
Эксперимент

Для
моего эксперимента я создала опрос (см. приложение 1) и попросила
одноклассников ответить на эти вопросы. Результаты меня расстроили, большинство
моих одноклассников никогда не посещали данную церковь и ничего не знают о ней (см.
приложение 2). Печально, что живя рядом с таким уникальным памятником истории и
архитектуры, мало кто знает о нем. Чтобы заинтересовать моих одноклассников я
решила показать им фотографии своей поездки к церкви Покрова на Нерли (см.
приожение 3,4), а также нарисовать рисунок (см. приложение 5).       

Заключение

Подводя
итоги данной работы можно сказать, что 12 век, а именно время правления Андрея
Боголюбского, стало поистине блестящим периодом в истории и культуре Древней
Руси. Благодаря князю Андрею — пожалуй, одному из самых просвещенных, тяготеющих
к искусству правителей, были созданы величайшие в истории гражданские и
церковные сооружения, до сих пор поражающие наше воображение, внушающие
благоговейный трепет. Размах строительства, предпринятого Андреем, поистине не
может не удивлять: за восемь лет его правления было возведено больше каменных
зданий, чем за тридцать два года правления Юрия Долгорукого. Сюда можно отнести
Успенский Собор и Спасскую церковь во Владимире, дополнительные укрепления
города, ансамбль Боголюбовского замка с каменными стенами, дворцом и собором,
огромный белокаменный собор в Ростове. Однако самым грандиозным и самым
изумительным сооружением являлся храм Покрова на Нерли. К сожалению, опрос
показал, что мои одноклассники не посещали и не знают об этом уникальном памятнике
истории и архитектуры. Надеюсь, после моего проекта они заинтересуются и обязательно
посетят со своими родителями церковь Покрова на Нерли, и это станет моим
небольшим вкладом в распространение и расширение знаний о великих памятниках
истории и архитектуры в нашей стране.

Список
литературы

1.    
Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т. 1.
М., 1961. С. 262-301.

2.    
Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви
Покрова на Нерли — www.zagraevsky.com/vsmz9.htm. Глава из кн.: Заграевский С.В.
Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского
музея-заповедника. М., 2008. С. 129-146.

3.    
Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М. Церковь
Покрова на Нерли. М., 2003. — www.rusarch.ru/timofeeva3.htm

4.    
Совершенный храм на берегу Нерли —
www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/588/

5.    
А. Паевский. Совершенство на берегу
Нерли — trv-science.ru/2010/02/02/sovershenstvo-na-beregu-nerli // «Троицкий
вариант», № 46, c. 8 (2 февраля 2010)

Приложение
1

Опрос

1.
Знаете ли вы какие объекты нашей страны включены в список всемирного наследия
ЮНЕСКО?

image001       Да

 
image002Нет

 
image002Затрудняюсь
ответить

2.
Бывали ли вы во Владимирской области?

 
image002Да

 
image002Нет

3.Видели
ли вы белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли?

 
image002Да

 
image002Нет

 
image002Затрудняюсь
ответить

4.
Видели ли вы Церковь Покрова на Нерли?

 
image002Да

 
image002Нет

Приложение
2

image003image004

image005image006

Приложение
3

image007

image008

Приложение
4

image009

image010

Приложение
5

image011

  • Чудесный или чудестный правило как пишется
  • Чудесный орешек бобровские сказки дарья струкова читать
  • Чудесный доктор аргумент к итоговому сочинению
  • Чудесный доктор сочинение рассуждение
  • Чудесный доктор сочинение 11 класс