Чудесный рассказ паустовского о моцарте

Цели урока: формировать предметные умения: - воспринимать на слух текст в исполнении учителя; - прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

Цели урока: Формировать предметные умения:

     
воспринимать на слух текст в
исполнении учителя;

     
прогнозировать содержание
текста по заглавию, иллюстрации;

     
определять жанр произведения;

     
читать про себя, отвечать на
вопросы по прочитанному;

     
участвовать в ведении
учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Формировать У УД:

      определять цель учебной деятельности с помощью
учителя; работая по предложенному плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Оборудование:Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В. Литературное чтение. 3-й класс.
Стр. 146- 150. Фрагмент произведения В. Моцарта. Запись песни сверчка.
Изображения: сверчок, стрельчатые окна,

Методические рекомендации стр. 220- 221.

Ход урока:

I.                                
ОНУ.

II.                             
Проверка домашнего задания.

                    
Над каким произведением мы
работали на прошлых уроках? (рассказ «Корзина с еловыми шишками» К. Г.
Паустовского)

                   
Докажите, что это
рассказ.(небольшой по объёму, немного персонажей, мало событий)

                   
Назовите главных героев этого
рассказа. (Дагни и Эдвард Г риг)

                   
Какое чудо произошло в жизни
Дагни?

                   
Как вы поняли смысл
последнего предложения?

                   
Какое место в рассказе вам
понравилось больше всего?

                   
За что Дагниблагодарна
композитору Эдварду Г ригу?

                   
Как вы понимаете выражение
«вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»? Чем же
прекрасным должен жить человек?

                   
Какая же волшебная сила есть
у музыки? (сила воздействия на человека, на его душу; музыка помогает человеку
понять мир, в котором он живёт, понять себя)

                    
Как вы думаете, пьеса Грига —
это подарок только для Дагни? А вы получали, когда- ни будь удивительные
подарки? А сами могли бы сделать пусть не совсем такой, но тоже — удивительный,
необычный подарок? Подумайте над этим. •

III.                   
Основная часть урока.

1)                    
Формулировка новой темы
урока.

                              
Хочется ли вам узнать, как
рождалась музыка у других композиторов? Только ли Паустовский восторгается музыкальным
талантом композитора?

                              
Сегодня мы перенесёмся в
другую эпоху, в другую страну и узнаем еще одну тайну…

                              
А поможет нам в этом сегодня
произведение Геннадия Цыферова.

     
Прочитайте заглавие текста на
стр. 146.

     
Кто из вас видел сверчка? Кто
слышал его песню?Прислушайтесь…Это сверчок, (звучит пение сверчка, на доске
изображение сверчка)

     
Где живёт этот сверчок? (за
печкой, в поле)

     
Рассмотрите иллюстрацию в
учебнике. Кого вы видите?(мальчика и сверчка)

     
Чем занимается сверчок?
(играет на скрипке)                                    .

Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали
«запечными соловьями».

     
А кто этот мальчик?

-Мальчик этот наш современник?(Нет. У него парик. Это
XVIII век.)

      Это маленький Моцарт (фотография на доску).
Будущий
австрийскийкомпозитор и исполнитель-виртуоз, один из самых
популярных классических композиторов. Как вы понимаете слово — виртуоз?

     
Какое произведение по жанру
мы будем читать (рассказ или сказку)?

     
Докажите своё
предположение.(Сверчки не играют на скрипке.)

     
Прочитайте ещё раз заглавие.

     
Какой вопрос вы хотите задать
автору? (какую тайну скрывает сверчок)

     
Как вы сами ответите на этот
вопрос?

     
Проверим наши
предположения, прочитав данный текст.

Читает учитель (первичное чтение).

Комментирует слова:

бутафорское (ненастоящее оружие),стрельчатые окна (в форме арки,
завершающиеся

острымуглом),
маэстринонеофициальное
почётное именование выдающихся деятелей в различных областях искусства (чаще —
музыкантов: композиторов, дирижёров, исполнителей)

     
Мы предположили по иллюстрации,
что это сказка.

      Как вы сейчас думаете,
какое произведение по жанру мы будем читать
?(Это рассказ.
Рассказ о детстве Моцарта. Моцарт — не сказочный персонаж, это известный
композитор.) Читает ещё
раз последний абзац предисловия (стр. 147).

     
Данные слова автора
подтверждают, что это сказка? (подтверждают)

     
Проверим наше предположение,
будем читать дальше.

Читает текст учитель.

Организует беседу после чтения.

-Какая же сказочная тайна была у маленького Моцарта?

-Сколько лет ему было?

-О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка?

-С какой трудностью встретился маленький Моцарт? Как к
этому отнёсся сверчок?

     
Какую тайну открыл сверчок
мальчику? Почему именно ему?

-Верите ли вы в историю рассказанную Г.Цыферовым?                       .

Исполнилась
ли мечта Моцарта и надежда Сверчка?

      Как вы думаете, почему Цыферов предполагает, что
именно сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему тайну? (Музыка Моцарта — это
язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как мир вокруг)

      Закройте глаза, положите руки на парту, можно
положить голову на руки. Прослушайте
фрагмент
музыкального произведения.(В.А.Моцарт Менуэт-ля мажор)

      Знаете ли вы, ребята, что отец маленького
Моцарта, скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт
Фольфгангерль выучил 26 января 1961 года, в половине десятого вечера, в
возрасте четырех лет, за день до своего дня рождения»

     
Что вы представили, когда
слушали музыку?

     
Почему автор называет музыку
Моцарта «маленьким чудом»?

Первичное
чтение второй главки учащимися.

1)      — Родина Моцарта- Зальцбург, это маленький
австрийский городок. «На карте тогдашней Европы он выглядел крохотным» Столицей
Австрии является город Вена. Как встретят Моцарта в этом шумном большом городе?

     
Прочитайте название следующей
главки.

       Отчего вдруг затанцевал снег? Где будут
происходить события? При чем тут серебряная шпага принца? (предположения детей)

Комбинированное чтение.

2)     
-Почему так волновались
Моцарты, приехав в столицу- Вену?

3)      — Чем маленький музыкант покорил венскую публику?
(«Вольфганг играл бесподобно — то есть…(превосходно, его игру нельзя было
сравнить ни с чьей.Весь зал переживал чувства, которые всколыхнула в людях
музыка)

4)      — Венская публика — очень строгая и
требовательная к музыке — рукоплескала маленькому Моцарту. Это было одно
удивительное событие, а другое? (подарок императора — очень высокая честь и
признание)

5)      — Кто еще радовался успеху Моцарта? (вся природа:
зима, снег. А снежинки «застывали цветами» — в подарок маленькому талантливому
музыканту)

Учитель читает авторский текст до вопросов с. 150

-Так что же мы читали: сказку или быль?(Сказка
переплетается с реальностью.)

-Почему автор использует такой
приём?(Мир музыки, мир звуков-всегда тайна, загадка, всегда немного
волшебство.)

       Знаете ли вы,
ребята, чем заканчивается это произведение Геннадия Цыферова?
«Напрасно грустили о Моцарте зальцбружцы.
Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные
скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскорепочтовая карета привезла из австрийской
столицы письмо. В нём торжественно извещалось: «Вольфганг Амадей Моцарт стал
первым независимым музыкантом XVIII столетия»

(Звучит произведение Моцарта «Музыка ангелов»)

      Теперь он подчиняется одной музыке.И только ей.
Звучат мелодии Моцарта, и светлеет мир, пробуждаются сердца, рвущиеся навстречу
счастью. Лучше всяких слов это передает сама музыка Моцарта. Звучит
произведение Моцарта «Музыка ангелов»

IV Домашнее задание. Прочитать рассказ. Рассказать эту историю от лица
запечного

Сверчка.

Открытый урок литературного чтения
в 3 классе на тему :


         « Сказка о маленьком

       Моцарте»

Писатель и классик советской и русской литературы К. Г. Паустовский родился 19 мая 1892 года. И прежде чем познакомиться с его биографией, надо отметить, что он состоял в Союзе писателей СССР, а его книги были переведены на разные языки мира. С середины XX века его произведения стали изучать по русской литературе в общеобразовательных школах. Константин Паустовский (фото писателя представлены ниже) обладал множеством наград — премий, орденов и медалей.

константин паустовский

Отзывы о писателе

Секретарь Валерий Дружбинский, работавший у писателя Паустовского в 1965-1968 годах, писал о нем в своих воспоминаниях. Больше всего его удивиляло то, что этот знаменитый писатель ухитрился прожить время, постоянно восхваляющее Сталина, не написав о вожде ни слова. Паустовский также умудрился не вступить в партию и не подписать ни одного письма или доноса, клеймящего кого-нибудь из тех, с кем он общался. И даже наоборот, когда судили писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, Паустовский открыто подержал их и положительно отозвался об их творчестве. И более того, в 1967 году Константин Паустовский поддержал письмо Солженицына, которое было обращено к IV Съезду советских писателей, где он требовал отменить цензуру в литературе. И уже потом смертельно больной Паустовский отправил письмо Председателю Совмина СССР А. Н. Косыгину в защиту режиссера Таганки Ю. П. Любимова с мольбой не увольнять его, и этот приказ не подписали.

Константин Паустовский: биография

Чтобы понять всю историю жизни этого удивительного писателя, можно ознакомиться с его автобиографической трилогией «Поветь о жизни». Константин Паустовский был сыном статиста железной дороги Георгия Максимовича и Марии Григорьевны Паустовских, проживавших в Москве в Гранатном переулке.

Его родословная по отцу корнями уходит к роду казацкого гетмана П. К. Сагайдачного. Ведь его дед был тоже казаком-чумаком, он-то и познакомил внука Костю с украинским фольклором, казацкими историями и песнями. Дед служил еще при Николае I и в русско-турецкую попал в плен, откуда и привез себе жену, турчанку Фатьму, которая приняла крещение в России с именем Гонораты. Таким образом, к украино-казацкой крови писателя примешалась и турецкая от его бабки.

константин паустовский биография

Возвращаясь к биографии известного писателя, надо отметить, что у него были два старших брата — Борис, Вадим — и сестра Галина.

Любовь к Украине

Рожденный в Москве, Паустовский более 20 лет прожил на Украине, здесь он стал писателем и журналистом, о чем часто упоминал в своей автобиографической прозе. Он благодарил судьбу за то, что вырос на Украине, которая была ему как лира, образ которой он носил много лет в своем сердце.

константин паустовский произведения

В 1898 году его семья переехала из Москвы в Киев, где Константин Паустовский начинает обучение в Первой классической гимназии. В 1912 году он поступает в Киевский университет на факультет истории и филологии, где учился только два года.

Первая мировая

С началом войны Паустовский переехал опять в Москву к матери и родным, потом перешел в Московский университет. Но вскоре он прервал учебу и устроился на работу кондуктором трамвая, потом он служил санитаром в поездах-госпиталях. После гибели братьев на войне Паустовский вернулся к матери и сестре. Но опять через некоторое время уехал и работал, то на металлургических заводах Екатеринославля и Юзовска, то на котельном заводе в Таганроге или в рыбачьей артели на Азове.

Революция, гражданская война

С началом Февральской революции он отправился в Москву и работал репортером в разных печатных издательствах. Там он стал свидетелем Октябрьской революции 1917 года.

константин паустовский фото

После этого страна погрузилась в гражданскую войну, и Паустовский вынужден опять вернуться в Украину в Киев, куда уже перебрались из столицы мать и сестра. В декабре его призывали в гетманскую армию, но после смены власти — на службу в Красную армию в охранный полк, созданный из бывших махновцев. Полк этот вскоре расформировали.

Путь к творчеству

Жизнь Константина Паустовского менялась, и после он много путешествовал по югу России, затем жил в Одессе, работал в издательстве «Моряк». В этот период он познакомился с И. Бабелем, И. Ильфом, Л. Славиным. Но после Одессы он отправился на Кавказ и жил в Батуми, Сухуми, Ереване, Тбилиси, Баку.

В 1923 году Константин Паустовский опять в Москве и несколько лет работает в редакции РОСТА. Его начинают печать. В 30-х годах он опять путешествовал и работал журналистом издательств «30 дней», «Наши достижения», газета «Правда». В журнале «30 дней» опубликовались его очерки «Разговор о рыбе», «Зона голубого огня».

В начале 1931 годов по заданию РОСТА он едет в Пермский край, в Березники, на строительство химкомбината. Его очерки на эту тему вошли в книгу «Великан на Каме». В это же время он дописал начатую в Москве повесть «Кара-Бугаз», которая стала для него ключевой. Вскоре он бросил службу и стал профессиональным писателем.

Константин Паустовский: произведения

В 1932 году писатель посетил Петрозаводск и начал работать над историей завода. В итоге написаны повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Озерный фронт» и «Онежский завод». Потом были поездки по северной России, результатом стали очерки «Страна за Онегой» и «Мурманск». Через время — очерк «Подводные ветры» в 1932 году. А в 1937 году вышел в газете «Правда» очерк «Новые тропики» после поездки в Мингрелию.

После поездок в Новгород, Псков и Михайловское писатель написал очерк «Михайловские рощи», вышедший в журнале «Красная ночь» в 1938 г.

константин паустовский произведения

В 1939 году за литературные достижения правительство наградило Паустовского Трудовым Орденом Красного Знамени. Неизвестно точно, сколько рассказов написал Константин Паустовский, но их было предостаточно. В них он смог проффессионально передать читателям весь свой жизненный опыт – все, что он видел, слышал и пережил.

Великая Отечественная

Во время войны с фашистами Паустовский служил военным корреспондентом на линии Южного фронта. Потом он вернулся в Москву и работал в аппарате ТАСС. Но его освободили для работы над пьесой во МХАТе. И в это же время он с семьей эвакуировался в Алма-Ату. Там он работал над пьесой «Пока не остановится сердце» и эпопейным романом «Дым отечества». Постановка готовилась Московским камерным театром А. Я. Таирова, эвакуированным в Барнаул.

сколько рассказов написал константин паустовский

Почти год, с 1942 года по 1943-й, он проводил время то в Барнауле, то в Белокурихе. Премьера спектакля, посвященная борьбе с немецкими завоевателями, состоялась в Барнауле весной 4 апреля 1943 году.

Признание

В 1950 годах к писателю пришло мировое признание. У него сразу появилась возможность посетить Европу. В 1956 году его выдвинули кандидатом на Нобелевскую премию, но ее получил Шолохов. Паустовский был любимым писателем Марлен Дитрих. У него было три жены, один приемный сын Алексей и родные дети — Алексей и Вадим.

В конце жизни писатель долго болел астмой и перенес инфаркт. Он умер в Москве 14 июля 1968 года и был похоронен на кладбище города Тарусы Калужской области.

Судьба одного наполеоновского маршала – не будем называть его имени, дабы не раздражать историков и педантов, – заслуживает того, чтобы рассказать ее вам, сетующим на скудость человеческих чувств.

Маршал этот был еще молод. Легкая седина и шрам на щеке придавали особую привлекательность его лицу. Оно потемнело от лишений и походов.

Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжесть войны. Он часто спал в поле у костра, закутавшись в плащ, и просыпался от хриплого крика трубы. Он пил с солдатами из одной манерки и носил потертый мундир, покрытый пылью.

Он не видел и не знал ничего, кроме утомительных переходов и сражений. Ему никогда не приходило в голову нагнуться с седла и запросто спросить у крестьянина, как называется трава, которую топтал его конь, или узнать, чем знамениты города, взятые его солдатами во славу Франции. Непрерывная война научила его молчаливости, забвению собственной жизни.

Однажды зимой конный корпус маршала, стоявший в Ломбардии, получил приказ немедленно выступить в Германию и присоединиться к «большой армии».

На двенадцатый день корпус стал на ночлег в маленьком немецком городке. Горы, покрытые снегом, белели среди ночи. Буковые леса простирались вокруг, и одни только звезды мерцали в небе среди всеобщей неподвижности.

Маршал остановился в гостинице. После скромного ужина он сел у камина в маленьком зале и отослал подчиненных. Он устал, ему хотелось остаться одному. Молчание городка, засыпанного по уши снегом, напоминало ему не то детство, не то недавний сон, которого, может быть, и не было. Маршал знал, что на днях император даст решительный бой, и успокаивал себя тем, что непривычное желание тишины нужно сейчас ему, маршалу, как последний отдых перед стремительным топотом атаки.

Огонь вызывает у людей оцепенение. Маршал, не спуская глаз с поленьев, пылавших в камине, не заметил, как в зал вошел пожилой человек с худым, птичьим лицом. На незнакомце был синий заштопанный фрак. Незнакомец подошел к камину и начал греть озябшие руки. Маршал поднял голову и недовольно спросил:

– Кто вы, сударь? Почему вы появились здесь так неслышно?

– Я музыкант Баумвейс, – ответил незнакомец. – Я вошел осторожно потому, что в эту зимнюю ночь невольно хочется двигаться без всякого шума.

Лицо и голос музыканта располагали к себе, и маршал, подумав, сказал:

– Садитесь к огню, сударь. Признаться, мне в жизни редко перепадают такие спокойные вечера, и я рад побеседовать с вами.

– Благодарю вас, – ответил музыкант, – но, если вы позволите, я лучше сяду к роялю и сыграю. Вот уже два часа как меня преследует одна музыкальная тема. Мне надо ее проиграть, а наверху, в моей комнате, нет рояля,

– Хорошо… – ответил маршал, – хотя тишина этой ночи несравненно приятнее самых божественных звуков.

Баумвейс подсел к роялю и заиграл едва слышно. Маршалу показалось, что вокруг городка звучат глубокие и легкие снега, поет зима, поют все ветви буков, тяжелые от снега, и звенит даже огонь в камине.

Маршал нахмурился, взглянул на поленья и заметил, что звенит не огонь, а шпора на его ботфорте.

– Мне уже мерещится всякая чертовщина, – сказал маршал. – Вы, должно быть, великолепный музыкант?

– Нет, – ответил Баумвейс и перестал играть, – я играю на свадьбах и праздничных вечерах у маленьких князей и именитых людей.

Около крыльца послышался скрип полозьев. Заржали лошади.

– Ну вот, – Баумвейс встал, – за мной приехали. Позвольте попрощаться с вами.

– Куда вы? – спросил маршал.

– В горах, в двух лье отсюда живет лесничий, – ответил Баумвейс. – В его доме гостит сейчас наша прелестная певица Мария Черни. Она скрывается здесь от превратностей войны. Сегодня Марии Черни исполнилось двадцать три года, и она устраивает небольшой праздник. А какой праздник может обойтись без старого тапера Баумвейса?!

Маршал поднялся с кресла.

– Сударь, – сказал он, – мой корпус выступает отсюда завтра утром. Не будет ли неучтиво с моей стороны, если я присоединюсь к вам и проведу эту ночь в доме лесничего?

– Как вам будет угодно, – ответил Баумвейс и сдержанно поклонился, но было заметно, что он удивлен словами маршала.

– Но, – сказал маршал, – никому ни слова об этом. Я выйду через черное крыльцо и сяду в сани около колодца.

– Как вам будет угодно, – повторил Баумвейс, снова поклонился и вышел.

Маршал засмеялся. В этот вечер он не пил вина, но беспечное опьянение охватило его с необычайной силой.

– В зиму! – сказал он самому себе. – К черту, в лес, в ночные горы! Прекрасно!

Он накинул плащ и незаметно вышел из гостиницы через сад. Около колодца стояли сани – Баумвейс уже ждал маршала. Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы. Часовой привычно, хотя и с опозданием, вскинул ружье к плечу и отдал маршалу честь. Он долго слушал, как болтают, удаляясь, бубенцы, и покачал головой:

– Какая ночь! Эх, только бы один глоток горячего вина!

Лошади мчались по земле, кованной из серебра. Снег таял на их горячих мордах. Леса заколдовала стужа. Черный плющ крепко сжимал стволы буков, как бы стараясь согреть в них живительные соки.

Внезапно лошади остановились около ручья. Он не замерз. Он круто пенился и шумел по камням, сбегая из горных пещер, из пущи, заваленной буреломом и мерзлой листвой.

Лошади пили из ручья. Что-то пронеслось в воде под их копытами блестящей струей. Они шарахнулись и рванулись вскачь по узкой дороге.

– Форель, – сказал возница. – Веселая рыба!

Маршал улыбнулся. Опьянение не проходило. Оно не прошло и тогда, когда лошади вынесли сани на поляну в горах, к старому дому с высокой крышей.

Окна были освещены. Возница соскочил и откинул полость.

Дверь распахнулась, и маршал об руку с Баумвейсом вошел, сбросив плащ, в низкую комнату, освещенную свечами, и остановился у порога. В комнате было несколько нарядных женщин и мужчин.

Одна из женщин встала. Маршал взглянул на нее и догадался, что это была Мария Черни.

– Простите меня, – сказал маршал и слегка покраснел. – Простите за непрошеное вторжение. Но мы, солдаты, не знаем ни семьи, ни праздников, ни мирного веселья. Позвольте же мне немного погреться у вашего огня.

Старый лесничий поклонился маршалу, а Мария Черни быстро подошла, взглянула маршалу в глаза и протянула руку. Маршал поцеловал руку, и она показалась ему холодной, как льдинка. Все молчали.

Мария Черни осторожно дотронулась до щеки маршала, провела пальцем по глубокому шраму и спросила:

– Это было очень больно?

– Да, – ответил, смешавшись, маршал, – это был крепкий сабельный удар.

Тогда она взяла его под руку и подвела к гостям. Она знакомила его с ними, смущенная и сияющая, как будто представляла им своего жениха. Шепот недоумения пробежал среди гостей.

Не знаю, нужно ли вам, читатель, описывать наружность Марии Черни? Если вы, как и я, были ее современником, то, наверное, слышали о светлой красоте этой женщины, о ее легкой походке, капризном, но пленительном нраве. Не было ни одного мужчины, который посмел бы надеяться на любовь Марии Черни. Быть может, только такие люди, как Шиллер, могли быть достойны ее любви.

Что было дальше? Маршал провел в доме лесничего два дня. Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или это смех и пение и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах у Марии Черни. Кто знает? Может быть, это обнаженная рука на жестком эполете, пальцы, гладящие холодные волосы, заштопанный фрак Баумвейса. Это мужские слезы о том, чего никогда не ожидало сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает? И может быть, это отчаяние перед расставанием, когда падает сердце и Мария Черни судорожно гладит рукой обои, столы, створки дверей той комнаты, что была свидетелем ее любви. И, может быть, наконец, это крик и беспамятство женщины, когда за окнами, в дыму факелов, при резких выкриках команды наполеоновские жандармы соскакивают с седел и входят в дом, чтобы арестовать маршала по личному приказу императора.

Бывают истории, которые промелькнут и исчезнут, как птицы, но навсегда остаются в памяти у людей, ставших невольными их очевидцами.

Все вокруг осталось по-прежнему. Все так же шумели во время ветра леса и ручей кружил в маленьких водоворотах темную листву. Все так же отдавалось в горах эхо топора и в городке болтали женщины, собираясь около колодца.

Но почему-то эти леса, и медленно падающий снег, и блеск форелей в ручье заставляли Баумвейса вынимать из заднего кармана фрака хотя и старый, но белоснежный платок, прижимать его к глазам и шептать бессвязные печальные слова о короткой любви Марии Черни и о том, что временами жизнь делается похожей на музыку.

Но, шептал Баумвейс, несмотря на сердечную боль, он рад, что был участником этого случая и испытал волнение, какое редко выпадает на долю старого бедного тапера.

1939

Моцарт. Рассказ детямГениальных людей человечество знает немало. К плеяде гениальных людей принадлежит и Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор и музыкант-виртуоз.

Моцарт прожил небольшую, но очень яркую жизнь. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец, Леопольд Моцарт, был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа Зальцбургского. Мать Моцарта, Анна Мария, не была отмечена музыкальными талантами, но она стала настоящей опорой супругу, композитору и педагогу мировой величины, а также матерью двух удивительно талантливых детей.

Вольфганг Моцарт начал демонстрировать свои феноменальные музыкальные способности еще в возрасте трех лет. Он садился за инструмент и подолгу занимался подбором созвучий. Он повторял на клавесине музыкальные фрагменты пьес, которые слышал. Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец, ошеломленный музыкальным дарованием сына, сказал, что он есть «не что иное, как чудо божье».

В возрасте пяти лет Вольфганг Моцарт сочинил свой первый менуэт и ряд небольших пьес. В шесть лет мальчик освоил скрипку. В нотной тетради Вольфганга были сочинения Баха, других музыкантов, а также произведения самого юного Моцарта.

Первый концерт юного музыканта состоялся в Мюнхене, мальчику было тогда шесть лет. Успешные выступления в Мюнхене и восторг, с которым слушатели встречали игру Моцарта, укрепили веру отца в том, что он на правильном пути.

13 октября 1763 года Леопольд Моцарт и его дети, сын Вольфганг и дочь Мария Анна, прибыли в Шёнбрунн — летнюю резиденцию императорского двора. Императрица Мария Терезия была очарована игрой маленького виртуоза. Юный гений блистательно отыграл концерт. Он поразил своей необыкновенной игрой самых строгих музыкальных критиков. После выступления юный музыкант подбежал к императрице и забрался к ней на колени, чтобы поцеловать.

Но не всегда судьба была благосклонна к юному дарованию. В двенадцать лет мальчик вкусил плоды человеческой недоброжелательности, закрывшей путь на сцену его первой опере.

Но жизнь шла своим чередом. На концертах в Англии, Франции, Швейцарии юный Моцарт выступает в роли пианиста, скрипача, органиста и певца. В 1769-1774 годах музыкант посещает Италию. Он не только исполнитель, но и композитор. Его музыка чиста, гармонична и эмоциональна.

Имя Вольфганга Амадея Моцарта для человечества — символ гениальности и совершенства.

«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки», – писал Петр Чайковский.

«Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии», – отмечал Дмитрий Шостакович.

«В музыке Моцарта нет ни одной лишней ноты», — утверждал Альберт Эйнштейн.

Каждое поколение вносит нечто свое в понимание музыки Моцарта. И даже спустя века интерес к Моцарту не ослабевает – его жизнь и творчество по-прежнему привлекают внимание музыкантов и экспертов. В концертных залах, в театрах и сейчас звучит музыка выдающегося мастера. Компьютерный анализ музыки Моцарта показал, что композитор предпочитал в основном мажорные тона, и это придаёт особый колорит его произведениям.

Моцарт прожил до обидного мало. Он умер в возрасте 35 лет. Есть версия, что он был отравлен известнейшим в то время композитором Антонио Сальери. Но доказать или опровергнуть эту версию практически невозможно. Однако абсолютное большинство учёных считает, что Моцарт умер естественным путём.

Знаменитый итальянский режиссер Джорджо Стрелер писал, что Моцарт умер от того, что в нем закончилась музыка. Но, скорее всего, музыка в нем не закончилась бы никогда.

Интересные факты о жизни и творчестве Моцарта:

— в возрасте восьми лет Вольфганг Амадей играл с сыном Баха,
— Моцарт — самый известный юный композитор,
— Моцарт отлично владел искусством импровизации,
— Моцарт обладал феноменальной памятью, на клавире он мог исполнять мелодии с завязанными глазами,
— Моцарт был награжден Орденом Рыцаря золотой шпоры из рук Папы Римского,
— музыка Моцарта объединяет в себе разные национальные культуры.

За всю свою творческую жизнь Моцартом было написано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов, сонат, месс.

Самые известные произведения Моцарта:

— «Свадьба Фигаро» — опера-шедевр, ярчайшее проявление таланта Моцарта,

— опера «Дон Жуан», премьера которой состоялась 29 октября 1787 года в Праге,

— Реквием (Заупокойная месса), который остался незаконченным, завершил эту работу по просьбе вдовы Моцарта, Констанции, композитор Франц Зюсмайер,

— опера «Волшебная флейта», она была встречена овациями,

— а также: Симфония №40 соль минор, Серенада №13(Маленькая ночная серенада) соль мажор, Соната для фортепиано № 11 ля мажор, Концерт для фортепиано с оркестром №21 и другие.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

— Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:

— Пойдем смотреть грома!

Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

Мальчик сказал «смотреть грома», и я вспомнил слова из «Божественной комедии» Данте о том, что «солнца луч умолк». И тут и там было смещение понятий Но оно придавало резкую выразительность слову.

Я уже упоминал о зарнице.

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливается быстрее.

Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться — все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.

Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда — это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате своей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская мглу ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Эти строки — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи.

Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.

Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ.

  • Чудесные русские сказки книга
  • Чудо или чюдо как правильно пишется
  • Чудесный как пишется правильно чудесный или слово чудестный
  • Чудесный доктор аргументы к итоговому сочинению 2022
  • Чудеса из сказки о царе салтане белка