Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

Цели: - повышение интереса читателей к сказкам андерсена; ход мероприятия ханс кристиан андерсен родился 2 апреля 1805 года в дании.

Цели:
— Повышение интереса читателей к сказкам Андерсена;

Ход мероприятия
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
<…>
Х. К. Андерсен «Дания – моя родина»

Отец Андерсена был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в бедности: спал в маленькой комнатке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но с самого раннего детства Андерсен был знаком со сказками и очень их любил. Сначала ему нравилось их слушать. Сказки читал ему отец, и рассказывала бабушка. Сказки погружали впечатлительного мальчика в загадочный мир волшебства.
Одарённый богатой фантазией, Андерсен часами мог играть один. Шумные детские компании ему были не нужны. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и рассказывали свои удивительные истории. Из этих историй впоследствии и рождались его сказки.
Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 150 сказок. У нас в библиотеке есть очень много книг Андерсена. (Ведущий показывает книги) Ребята, какие сказки Андерсена читали вы? (Дети называют) Сейчас мы проверим насколько внимательно вы их читали. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. В конце занятия мы подсчитаем жетоны. У кого их будет больше, те из вас получат призы.

ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:

Конкурс 1. «По страницам любимых сказок»
ДЮЙМОВОЧКА
1. Почему Дюймовочку назвали Дюймовочкой? (За рост всего в 1 дюйм = 2,54 см)
2. Как Дюймовочка появилась на свет? (Из ячменного зерна вырос цветок, похожий на тюльпан)
3. Какое имя дал Дюймовочке король эльфов? (Майя)
4. Назовите всех, кто хотел жениться на Дюймовочке. (Сын жабы, жук, крот, эльф)
5. Чем Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем, что Дюймовочка не такая как они: у неё нет талии, усиков и всего 2 ножки)
6. Почему полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка понравилась мыши тем, что мало ела)
7. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном)
8. Кто совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)
9. Кого Дюймовочка спасла от гибели, а потом она спасла Дюймовочку он несчастного замужества? (Ласточка)
10. Что подарили Дюймовочке эльфы в день свадьбы с королём эльфов? (Крылышки)

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
1. Что помешало героине сказки выспаться? (Горошина)
2. Через сколько тюфяков и пуховиков принцесса почувствовала горошину? (Через 20 тюфяков и 20 пуховиков)
3. Зачем королева подложила принцессе под тюфяки горошину? (Чтобы узнать настоящая она принцесса или нет)
4. Какая погода стояла на улице в тот день, когда принцесса пришла во дворец? (На улице лил дождь)
5. Куда отправили горошину, когда принц и принцесса поженились? (В кунсткамеру – музей диковинных вещей)

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
1. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
2. В кого влюбился стойкий оловянный солдатик? (В танцовщицу)
3. Какие трудности пришлось испытать солдатику? (Плыть в бумажной лодке, быть проглоченным рыбой)
4. Где закончил свою жизнь оловянный солдатик? (В печке)

ГАДКИЙ УТЁНОК
1. Кто из героев сказок Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утёнок)
2. В кого превратился Гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

1. Из скольких историй состоит сказка «Снежная королева»? (Из 7)
2. Как зовут главных героев сказки? (Кай и Герда)
3. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)
4. Кого Герда встретила на своём пути, пока искаля Кая? (Женщину, умеющую колдовать; ворона; Принца и Принцессу; Маленькую разбойницу; Лапландку; Финку)
5. Без него Герда не смогла бы добраться до Кая. (Олень)
6. С помощью чего Герде удалось избавиться от чар старушки, умеющей колдовать? (Цветка розы)
7. Где живёт Снежная Королева? (В Лапландии; в Финляндии)

ОГНИВО
1. Кто охранял сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами? (Собаки)
2. Какие были глаза у собак? (У первой – словно чайные чашки, у второй – как мельничные колёса, у третьей – с Круглую башню).
3. Как проявлялись волшебные свойства огнива? (Стоило ударить огнивом по кремню, то появлялась одна из собак)
4. Какое первое приказание солдат дал собаке? (Принести денег)
5. Какое было второе желание солдата? (Увидеть Принцессу)
6. Как закончилась сказка? (Солдат стал королём и женился на Принцессе)

СВИНОПАС
1. Зачем принц переоделся свинопасом? (Чтобы познакомиться с принцессой)
2. Какие подарки принца не оценила Принцесса? (Соловья и розу)
3. Почему король выгнал собственную дочь из дворца? (Король увидел, как его дочь целует свинопаса)
4. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (Два: чудесный горшочек с бубенчиками и музыкальный инструмент — трещотка)
5. Какую песенку названивали бубенчики горшочка? (Ах, мой милый Августин, Всё прошло, прошло, прошло!)

НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ
1. Кто сшил новое платье королю? (Двое ткачей обманщиков)
2. Какими удивительными свойствами обладала ткань, из которой было сшито платье короля? (Ткань была необыкновенно красивого рисунка и расцветки, а также она становилась невидимой для всякого человека, который не на своём месте или непроходимо глуп)
3. Из чего было сшито новое платье короля? (Из ничего)
4. Почему все вокруг боялись признать, что король голый? (Не хотели показаться глупыми)
5. Кто первым посмел сказать, что король голый? (Маленький мальчик)

Конкурс 2. «Сказочная математика»
1. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)
2. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)
3. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)
4. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)
5. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего — 110)

Конкурс 3. «В мире птиц и зверей»
Назовите, из каких сказок Андерсена эти животные?
1. Полевая мышь («Дюймовочка»)
2. Курица («Гадкий утёнок»)
3. Ворон («Снежная королева»)
4. Жаба («Дюймовочка»)
5. Лебедь («Гадкий утёнок», «Дикие лебеди»)
6. Ласточка («Дюймовочка»)
7. Олень («Снежная королева»)
8. Кот («Гадкий утёнок»)
9. Крот («Дюймовочка»)
10. Собака («Огниво»)
11. Жук («Дюймовочка»)
12. Утка («Гадкий утёнок»)
13. Мотылёк («Дюймовочка»)

Конкурс 4. «Вспомни названия сказок»
Вставьте пропущенные слова в названия сказок:
1. …королева (Снежная)
2. Калоши… (счастья)
3. Стойкий … солдатик (оловянный)
4. Дикие… (лебеди)
5. … дом (Старый)
6. … на горошине (Принцесса)
7. Новое … короля (платье)
8. … — Лукойе (Оле)
9. Девочка со … (спичками)
10. … утёнок (Гадкий)
11. Цветы … Иды (маленькой)

Конкурс 5. «Портреты героев»
1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты». (Снежная королева, «Снежная королева»)
3. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)
4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас»)
5. «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шёл домой». (Солдат, «Огниво»)
6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Сын жабы, «Дюймовочка»)
7. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине»)

Конкурс 6. «Родной город Андерсена»
В какой стране жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен? (В Дании)
Сейчас, ребята, мы, отгадав кроссворд, узнаем, в каком городе Дании родился Андерсен.

image001

Вопросы к кроссворду по горизонтали:
1. Маленькая девочка с тяжёлою судьбой.
Никогда не хвасталась девочка собой.
Всё умела делать: подметать и шить.
И осталась с эльфами на цветочках жить.

2. Стоял по стойке «Смирно» он,
Хоть был и одноногим.
Он стойко беды перенёс,
Никто его не видел слёз.

3. Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь,
И так и не засну!

4. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались,
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.

5. Рыбий хвост и сладкий голос,
Золотистый, длинный волос,
Морякам меня не жалко,
А зовут меня …

6. Она была прелестна так
Прекрасна, восхитительна.
Из ослепительного льда
Была она. Нежна и холодна.

В выделенных клеточках по вертикали: Название города, в котором родился Ганс Христиан Андерсен.
Ответы на кроссворд по горизонтали:1. Дюймовочка; 2. Солдатик; 3. Принцесса; 4. Утёнок; 5. Русалочка; 6. Королева.
Ответ по вертикали: ОДЕНСЕ. В этом городе есть музей Андерсена. В музее собраны личные вещи писателя, разные издания его книг на всех языках мира и рукописи, которые привлекают особое внимание посетителей. Смотришь на стремительно бегущие строки, и кажется, что вместе с ними уносишься в полюбившийся мир сказки.

Сейчас подведём итоги викторины. (Подсчёт количества жетонов у детей и награждение победителей) Те из вас, ребята, кто получил жетонов больше, получают призы. Молодцы!
Дорогие ребята, никогда не расставайтесь со сказками. Пусть они вас всегда ведут своими волшебными дорогами.

Литература
1) Бодрова О. А. Волшебный зонтик [Текст] / О. А. Бодрова // Читаем, учимся, играем. – 2009. — № 1. – С. 58-60.
2) Великий сказочник Датского Королевства. История жизни Х. К. Андерсена [Текст] // Мурзилка. – 2005. — № 2. – С. 6-8.
3) Маленкова Ю. М. Сказочная наука Х. К. Андерсена [Текст] / Ю. М. Маленкова // Читаем, учимся, играем. – 2008. — №. 9. – С. 91-94.
4) Оденсе, остров Фюн [Текст] // Мурзилка. – 2005. — № 2. – С. 9-10.
5) Скляренко Н. С. Самый любимый сказочник [Текст] / Н. С. Скляренко // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 3. – С. 65-69.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

edugr4
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

edugr3
Мы поможем в написании ваших работ!

Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться всё-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось.

Разумеется, с его стороны было несколько смело спросить дочь императора: «Пойдёшь за меня?» Впрочем, он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием. Да вот, ждите-ка этого от императорской дочки! Послушаем же, как было дело.

На могиле у отца принца вырос розовый куст несказанной красоты; цвёл он только раз в пять лет, и распускалась на нём всего одна-единственная роза. Зато она разливала такой сладкий аромат, что, впивая его, можно было забыть все свои горести и заботы.

Ещё был у принца соловей, который пел так дивно, словно у него в горлышке были собраны все чудеснейшие мелодии, какие только есть на свете. И роза и соловей предназначены были в дар принцессе; их положили в большие серебряные ларцы и отослали к ней.

Император велел принести ларцы прямо в большую залу, где принцесса играла со своими фрейлинами в гости; других занятий у неё не было. Увидав большие ларцы с подарками, принцесса захлопала от радости в ладоши.

— Ах, если бы тут была маленькая киска! — сказала она.

Но появилась прелестная роза.

— Ах, как это мило сделано! — сказали все фрейлины.

— Больше чем мило! — сказал император, — Это прямо недурно!

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

— Фи, папа! — сказала она. — Она не искусственная, а настоящая!

— Фи! — повторили все придворные. — Настоящая!

— Погодим сердиться! Посмотрим сначала, что в другом ларце! — возразил император.

И вот из ларца появился соловей и запел так чудесно, что нельзя было сейчас же найти какого-нибудь недостатка.

— Superbe! Charmant! — сказали фрейлины; все они болтали по-французски, одна хуже другой.

— Как эта птичка напоминает мне органчик покойной императрицы! — сказал один старый придворный. — Да, тот же тон, та же манера давать звук!

— Да! — сказал император и заплакал, как ребёнок.

— Надеюсь, что птица не настоящая? — спросила принцесса.

— Настоящая! — ответили ей доставившие подарки послы.

— Так пусть она летит! — сказала принцесса и так и не позволила принцу явиться к ней самому.

Но принц не унывал, вымазал себе всё лицо чёрной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался.

— Здравствуйте, император! — сказал он. — Не найдётся ли у вас для меня во дворце какого-нибудь местечка?

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

— Много вас тут ходит да ищет! — ответил император. — Впрочем, постой, мне нужен свинопас! У нас пропасть свиней!

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

И вот принца утвердили придворным свинопасом и отвели ему жалкую, крошечную каморку рядом со свиными закутками. Весь день просидел он за работой и к вечеру смастерил чудесный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками, и когда в нём что-нибудь варили, бубенчики названивали старую песенку:

Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, прошло, прошло!

Занимательнее же всего было то, что, держа над подымавшимся из горшочка паром руку, можно было узнать, какое у кого в городе готовилось кушанье. Да уж, горшочек был не чета какой-нибудь розе!

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

Вот принцесса отправилась со своими фрейлинами на прогулку и вдруг услыхала мелодичный звон бубенчиков. Она сразу же остановилась и вся просияла: она тоже умела наигрывать на фортепиано «Ах, мой милый Августин». Только одну эту мелодию она и наигрывала, зато одним пальцем.

— Ах, ведь и я это играю! — сказала она. — Так свинопас-то у нас образованный!

Слушайте, пусть кто-нибудь из вас пойдёт и спросит у него, что стоит этот инструмент.

Одной из фрейлин пришлось надеть деревянные башмаки и пойти на задний двор.

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

— Что возьмёшь за горшочек? — спросила она.

— Десять принцессиных поцелуев! — отвечал свинопас.

— Как можно! — сказала фрейлина.

— А дешевле нельзя! — отвечал свинопас.

— Ну, что он сказал? — спросила принцесса.

— Право, и передать нельзя! — отвечала фрейлина. — Это ужасно!

— Так шепни мне на ухо!

И фрейлина шепнула принцессе.

— Вот невежа! — сказала принцесса и пошла было, но… бубенчики зазвенели так мило:

Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, прошло, прошло!

— Послушай! — сказала принцесса фрейлине. — Пойди спроси, не возьмёт ли он десять поцелуев моих фрейлин?

— Нет, спасибо! — ответил свинопас. — Десять поцелуев принцессы, или горшочек останется у меня.

— Как это скучно! — сказала принцесса, — Ну, придётся вам стать вокруг, чтобы никто нас не увидал!

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

Фрейлины обступили её и растопырили свои юбки; свинопас получил десять принцессиных поцелуев, а принцесса — горшочек.

Вот была радость! Целый вечер и весь следующий день горшочек не сходил с очага, и в городе не осталось ни одной кухни, от камергерской до сапожниковой, о которой бы они не знали, что в ней стряпалось. Фрейлины прыгали и хлопали в ладоши.

— Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!

— Ещё бы! — подтвердила обер-гофмейстерина.

— Да, но держите язык за зубами, я ведь императорская дочка!

— Помилуйте! — сказали все.

А свинопас (то есть принц, но для них-то он был ведь свинопасом) даром времени не терял и смастерил трещотку; когда ею начинали вертеть по воздуху, раздавались звуки всех вальсов и полек, какие только есть на белом свете.

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

— Но это superbe! — сказала принцесса, проходя мимо. — Вот так попурри! Лучше этого я ничего не слыхала! Послушайте, спросите, что он хочет за этот инструмент. Но целоваться я больше не стану!

— Он требует сто принцессиных поцелуев! — доложила фрейлина, побывав у свинопаса.

— Да что он, в уме? — сказала принцесса и пошла своею дорогой, но сделала два шага и остановилась.

— Надо поощрять искусство! — сказала она. — Я ведь императорская дочь! Скажите ему, что я дам ему по-вчерашнему десять поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин!

— Ну, нам это вовсе не по вкусу! — сказали фрейлины.

— Пустяки! — сказала принцесса. — Уж если я могу целовать его, то вы и подавно!

Не забывайте, что я кормлю вас и плачу вам жалованье!

И фрейлине пришлось ещё раз отправиться к свинопасу.

— Сто принцессиных поцелуев! — повторил он. — А нет — каждый останется при своём.

— Становитесь вокруг! — скомандовала принцесса, и фрейлины обступили её, а свинопас принялся её целовать.

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

— Что это за сборище у свиных закуток? — спросил, выйдя на балкон, император, протёр глаза и надел очки. — Э, да это фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.

И он расправил задники своих домашних туфель. Туфлями служили ему стоптанные башмаки. Эх ты, ну, как он быстро зашлёпал в них!

Придя на задний двор, он потихоньку подкрался к фрейлинам, а те все были ужасно заняты счётом поцелуев, — надо же было следить за тем, чтобы расплата была честной и свинопас не получил ни больше, ни меньше, чем ему следовало. Никто поэтому не заметил императора, а он привстал на цыпочки.

— Это ещё что за штуки! — сказал он, увидав целующихся, и швырнул в них туфлей как раз в ту минуту, когда свинопас получал от принцессы восемьдесят шестой поцелуй. — Вон! — закричал рассерженный император и выгнал из своего государства и принцессу и свинопаса.

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

Принцесса стояла и плакала, свинопас бранился, а дождик так и лил на них.

— Ах, я несчастная! — плакала принцесса. — Что бы мне выйти за прекрасного принца! Ах, какая я несчастная!

А свинопас зашёл за дерево, стёр с лица чёрную и бурую краску, сбросил грязную одежду и явился перед ней во всём своём королевском величии и красе, и так он был хорош собой, что принцесса сделала реверанс.

— Теперь я только презираю тебя! — сказал он. — Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом же тебе!

И он ушёл к себе в королевство, крепко захлопнув за собой дверь. А ей оставалось стоять да петь:

Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, прошло, прошло!

Чудесный горшочек с бубенчиками из какой сказки

(Илл. Н. Гольц, изд. Эксмо, 2012 г.)

Ольга Васильева

«Волшебный горшочек». Конспект занятия кружка по изодеятельности (лепка)

Лепка
«Волшебный горшочек
»

Программные задачи
:

1. Изобразительные задачи.

Продолжать учить лепить с натуры глиняный горшочек
(круглый с небольшим горлышком, определить его форму и характерные особенности (внизу небольшое донышко, вверху — горлышко. Соблюдать пропорции.

2. Технические задачи.

Познакомить детей с новым способом лепки посуды — ленточным
. Учить соединять лентообразную форму с диском (дном, продолжать учить украшать изделия налепами более сложной формы (бубенчиками, закреплять умения прочно соединять части изделия, заглаживать места скрепления. Использовать в работе стеку.

3. Воспитательные задачи.

Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке
, желание лепить посуду разнообразных форм, развивать воображение, оригинальность, творческий замысел. Развивать у детей эстетическое восприятие, способность сочетать основной цвет горшка с украшениям на нем
. Сохранять при этом веселое, радостное настроение и художественную выразительность образа.

Материал и оборудование.

Книга с яркими иллюстрациями Х. К. Андерсена «Свинопас»
, музыкальная шкатулка, глиняный горшочек с сухариками внутри
, полка для посуды, пластилин, дощечки, стеки, влажные салфетки для рук.

Предварительная работа.

Чтение сказок Х. К. Андерсена «Свинопас»
, и Б. Гримм «Волшебный горшочек
»
. Рассматривание глиняной посуды
: горшочки
, кувшины, вазы.

Ход занятия.

Звучит приятная негромкая мелодия («Полька»
И. Штрауса) и дети видят на столе у педагога музыкальную вращающеюся шкатулку, на которой помещен украшенный бубенчиками глиняный волшебный горшочек
.

–Ребята, кто из вас догадался из какой сказки у нас появился этот замечательный горшочек
?

Ответы детей
:

–Это сказка называется «Свинопас»
.

–Сочинил ее датский сказочник Х. К. Андерсен

–Совершенно верно, отвечает педагог.

Зачитываю отрывок из этой сказки
: «И вот принца назначили придворным свинопасом и поместили его в убогой крошечной каморке, рядом со свиными закутками. Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил волшебный горшочек
. Горшочек
был весь увещан бубенчиками, в нем что-нибудь варили, бубенчики вызванивали старинную песенку
:

Ах, мой милый Августин,

Августин, Августин,

Ах, мой милый Августин,

Все прошло, все прошло!

Но вот что было всего занимательней
: подержишь руку над паром, который поднимался из горшочка
, и сразу узнаешь, кто в городе какое кушанье стряпает.» и показываю красочную иллюстрацию с изображением мастерской, где принц переодевшись свинопасом смастерил этот красивый, музыкальный, волшебный горшочек для принцессы
.

Сравниваем нарисованный горшочек
с натуральным и находим много общего (форма, величина, украшения — бубенчики)
.

Ребята, а давайте каждый из вас слепит из пластилина свой волшебный горшочек
. Показываю и объясняю детям ленточный способ лепки из пластилина
. Дети внимательно смотрят и слушают, затем самостоятельно приступают к лепке горшочка
.

В процессе лепки
подхожу в первую очередь к тем детям которые затрудняются с выполнением задания, ободряю словесно, подсказываю с чего начать. Еще раз объясняю и показываю приемы лепки
. После того, как дети справились с основной задачей формой и величиной горшочка
, напоминаю, что украшения — бубенчики должны быть намного меньше по размеру самого горшка
и сочетаться в цветовой гамме с самим горшком
, но не сливаться с ним.

Готовые работы выставляем на специальную полочку для посуды. Рассматривая каждый горшочек
, ребята делятся со мной впечатлениями. Рассказывают чем одни горшочки
понравились больше других. Аккуратно слеплены, прочно соединены части изделия, заглажены места скрепления, маленькие бубенчики красивые и гладкие сочетаются с основным цветом горшочка
.

–Ребята, пока вы лепили свои замечательные горшочки
, наш волшебный горшочек
из сказки Андерсена приготовил вам настоящее угощение. Откройте крышку и посмотрите, что там внутри?

–Вкусные, хрустящие, румяные сухарики.

Дети моют руки и угощаются сухариками из волшебного горшочка
.

По сказке Г-Х Андерсена.
Кукольный мультфильм о том, как жил-был принц, только королевство у него было очень маленькое. Однажды он увидел проезжавшую в карете дочь императора и влюбился.
Принц решил посвататься и послал подарки: розу, аромат которой заставлял забыть все горести и заботы, и соловья, чьё прекрасное пение заставляло прослезиться. Но принцесса отвергла его дары, ибо они были настоящими. Принц решил сам узнать, в чём дело. Он переоделся в простую одежду и поступил служить императору свинопасом…
(Посмотрите версию от Маши)
Творческое объединение «ЭКРАН»

1980
год
Продолжительность: 16:45

Смотреть · YouTube

На следующий день принцесса гуляла по саду и услышала перезвон колокольчиков. Она узнала мелодию «Ах, мой милый Августин» и сказала: «Ах, и я это играю». Оказывается, в руках у свинопаса был волшебный горшочек с колокольчиками. Если его залить водой и поставить на огонь, то, подержав руки над паром, можно узнать все городские новости. Принцесса послала одну из своих фрейлин купить инструмент.
Свинопас потребовал десять поцелуев принцессы, и, поколебавшись, она согласилась. Фрейлины встали вокруг них кружком и считали поцелуи. Горшочек был отнесён на кухню и поставлен на плиту, а принцесса и фрейлины спрашивали, что на обед у всех в городке.
На следующий день в руках свинопаса была необыкновенная трещотка, из которой звучала прелестная мелодия. И снова принцесса захотела её купить. На этот раз свинопас потребовал сто поцелуев принцессы. Поторговавшись, она снова согласилась.
Фрейлины вновь окружили их и так внимательно считали поцелуи, что не заметили подошедшего императора. Он возмутился и выгнал свою дочь и свинопаса из своего государства. Принцесса стояла под дождём и плакала:

“Ах, какая я несчастная принцесса! Ну отчего я не вышла за красавца-принца!”

Тут принц снял одеяние свинопаса, предстал в своём исходном облике и сказал:

“Ты не оценила ни соловья, ни розу, а согласилась целовать свинопаса за безделушки. Поделом же тебе!”

Отвернувшись, он удалился.

Над фильмом работали:
Автор сценария: Жанна Витензон
Режиссёры: Майя Бузинова

, Иосиф Доукша


Художник: Ольга Гвоздева
Оператор: Александр Пекарь
Композитор: Михаил Зив


Звукооператор: Виталий Азаровский
Мультипликаторы: Майя Бузинова, Иосиф Доукша, Татьяна Молодова
Роли озвучивали: Ю. Воробьев

, Людмила Крылова

, Виктор Байков

, Илья Рутберг

, Готлиб Ронинсон


Куклы изготовили: Юрий Одинцов, Александра Мулюкина, Владимир Шафранюк, Надежда Лярская, Маргарита Богатская, Анатолий Кузнецов, Л. Доронина, Галина Круглова, Н. Пантелеева, Виктор Слетков
Монтажёр: С. Симухина
Редактор: Алиса Феодориди
Директор: Е. Бобровская

Предварительный просмотр:

Урок русской словесности 5 класс.

Х.К. Андерсен — великий сказочник

(игра — викторина).

Желтенко Лилия Валерьевна
,

учитель русского языка и литературы и МХК

КГУ «Уба-Форпостовская средняя школа»
Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Казахстан

Цель:
закрепление полученных знаний о сказках писателя.

Задачи:

  1. Прививать интерес к чтению сказок.
  2. Расширять знания детей о творчестве детского сказочника Х.К.Андерсена.
  3. Развивать умение работать в группе.
  4. Продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.

Предварительная подготовка:

1.Проинформировать детей о проведении игры-викторины.

2.Объявить домашнее задание (подготовка костюма сказочного персонажа).

3.Составить перечень вопросов для конкурса.

4.Подготовить информацию о судьбе писателя (учитель, ученик).

5.Подготовить карточки для конкурса.

6.Подготовить фрагменты из сказок для ребят в качестве небольших лирических отступлений.

7.Подготовить оборудование.

Оборудование:
портрет Х.К. Андерсена; карта Европы, сказки Х.К. Андерсена, рисунки учащихся, костюмы сказочных персонажей, иллюстрации к сказкам Х.К.Андерсена.

Тип урока:
урок — викторина.

Технология:
ЛОО, работа в малых группах

Ход урока:

I.Организационный момент.

Звучит мелодия Э. Грига.

Представление сказочных персонажей (инсценировка сказки « Принцесса на горошине»).

II.Слово учителя.

Найдем на карте Европы небольшой полуостров, очертания которого немного напоминают человеческую ладонь. Это Ютландия. К востоку мы видим группу больших и маленьких островов: вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия, вот похожий на кошачью лапу остров Фюн… Это Дания. Столица Дании — Копенгаген. Здесь в Королевском саду стоит памятник великому датчанину- сказочнику и поэту Х.К. Андерсену. Из порта морем добираемся до острова Фюн. Там в городе Оденсе 2 апреля 1805 года родился Андерсен.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке мне песни мать певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна.

Люблю тебя, отцов моих страна!

Когда в семье бедного сапожника родился мальчик, которого назвали Ханс Кристиан, никто и не предполагал, что этот сапожников сын прославит когда- нибудь себя и всю Данию на весь мир. И так, кто же такой Ханс Кристиан Андерсен?

Конечно же — великий сказочник. Вот, что он говорил о себе: « Моя жизнь- это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная….»

Сегодня мы будем говорить о сказках этого замечательного писателя. Учащиеся 5 класса будут игроками, а учащиеся 6 класса будут моими помощниками-консультантами.

Конкурс 1

« Найди лишнее».

Все ли названые сказки принадлежат Х.К. Андерсену. Вычеркните лишнюю сказку
.

  1. «Принцесса на горошине», « Свинопас», «Ослиная шкура» (Ш.Перро), « Соловей».
  2. « Новое платье короля», « Горшок каши» (Братья Гримм), «Снежная королева», « Гадкий утенок».
  3. «Рассказы солнечного луча», « Красные башмачки», « Дюймовочка», «Царевна- лягушка» (русс. народная).
  4. « Синяя птица» (Метерлинк), « Стойкий оловянный солдатик», «Дни недели», «Русалочка», « Райский сад».
  5. « Огниво»,« Девочка наступившая на хлеб»,« Золушка»(Ш. Перро),« Дикие лебеди»,

« Сундук- самолет»

6. « Малахитовая шкатулка»(Бажов), «Оле — Лукойе», «Пастушка и трубочист», «Дочь болотного царя».

Конкурс 2

«Кто и кому так говорит?»

1. «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки — я до них большая охотница».

(Мышь — Дюймовочке.)

2. «Я не возьму с тебя ни полушки: — Только принеси мне скорее огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась тута последний раз!»

(Ведьма — солдату.)

3. «Терпеть не могу, когда хнычут! Теперь тебе надо смотреть весело! Вот тебе еще 2 хлеба и окорок. Что? Небось не будешь голодать?».

(Разбойница — Герде.)

4. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!»

(Фрейлины — принцессе.)

Конкурс 3

« Черный ящик».

Угадай сказку по 3 словам:

  1. Свечка, солдат, крупа. (« Огниво»)
  2. Молния, тюфяк, ночь. (« Принцесса на горошине»)
  3. Ласточка, колосок, скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)
  4. Море, хвост, голос. (« Русалочка»)
  5. Ткань, платье, народ. (« Новое платье короля»)
  6. Лодочка, рыба, печка. (« Стойкий оловянный солдатик»)
  7. Перья, крапива, рубашка. (« Дикие лебеди»)
  8. Спички, тарелки, свадьба. (« Сундук- Самолет»)
  9. Зонтик, кафтан, дни недели. (« Оле- Лукойе»)
  10. Роза, горшочек, поцелуй. (« Свинопас»)

Конкурс 4

«Блиц- опрос».

Команда №1

  1. Где раскинут летний шатер Снежной Королевы?

(В Лапландии.)

  1. Героиня сказки «Дикие лебеди» Элиза сидела на скамеечке из…

(зеркального стекла).

  1. По какому признаку догадалась высидеть странное яйцо утка из сказки «Гадкий утенок», что ее непохожий на утят сын все — таки не индюшонок…

(не боится воды, хорошо гребет лапками и при этом прямо держится).

  1. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка? Какого же?

(С дюйм.)

Команда№ 2

  1. Сколько принцесс было в подворном царстве, которое описывает Андерсен в сказке «Русалочка»?

(6.)

  1. Какие два замечательных предмета смастерил переодевшийся свинопасом принц?

(Чудесный горшочек с бубенчиками и трещотку, наигрывающую вальс и польку.)

  1. Любимые цветы Х.К.Андерсена?

(Розы.)

  1. Какие зонтики носит с собой Оле — Лукойе?

(Два, один с картинками, другой простой и гладкий.)

Конкурс 5

«Из какой сказки эти слова?»

  1. «Карен не удержалась и сделала несколько па, и тут ноги ее пошли плясать сами собой, точно башмаки имели какую-то волшебную силу. Карен неслась дальше и дальше, обогнула церковь и все не могла остановиться.

(«Красные башмачки»)

  1. « Вот была радость! Целый вечер и весь следующий день горшочек не сходил с очага, и в городе не осталось ни одной кухни, от камергерской до сапожниковой, о которой бы они не знали, что в ней стряпалось.»

(« Свинопас»)

3. « А зима стояла холодная- прехолодная. Утенку приходилось плавать без отдыха. Чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью свободное ото льда пространство становилось все меньше и меньше.»

(«Гадкий утенок»)

4. «Было раннее утро, когда они пролетали мимо избы, где спала еще крепким сном их сестрица. Они принялись летать над крышей, вытягивая свои гибкие шеи и хлопая крыльями. Но никто не слышал и не видел их, так им и пришлось улететь ни с чем»

(« Дикие лебеди»)

5. «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, — им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос. Что за чудное было лето, и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!»

(«Снежная королева»)

6. «Те поставили два ткацких станка и стали делать вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было. Нимало не стесняясь, они требовали для работы тончайшего шелку и чистейшего золота, все это припрятывали в карманы и просиживали за пустыми станками с утра до поздней ночи».

(«Новое платье короля»)

Конкурс 6

« Перепутавшиеся сказки»

Представьте себе, что названия сказок Андерсена перепутались.

Попробуйте сочинить и рассказать сказку, у которой теперь такое название:

«Дюймовочка на горошине»;

«Гадкий солдатик»;

«Стойкий оловянный утенок»;

«Снежный куст»;

«Улитка и королева».

Конкурс 7

Тестирование.

  1. Почему король из сказки «Огниво» прятал свою дочь в замке от людских глаз?
  1. Она была очень некрасивая
  2. Он боялся, что дочь сглазят
  3. Ему нагадали, что его дочь выйдет замуж за простого солдата
  1. Каким был замок у принцессы в сказке «Огниво»?
  1. Деревянным
  2. Хрустальным
  3. Медным
  1. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
  1. в 15 лет
  2. 18 лет
  3. 21 год
  1. Сколько перин положила королева на горошину, чтобы проверить, настоящая ли принцесса?
  1. Каким пухом были набиты эти перины?
  1. Лебяжьим
  2. Гагачьим
  3. Куриным
  1. Где раскинут летний шатер Снежной королевы?
  1. На Северном полюсе
  2. В холодильнике
  3. В Лапландии
  1. На чем писала письмо старая лапландка своей знакомой финке?
  1. На бумаге
  2. На сушеной треске
  3. На руке
  1. Из чего был сделан дворец морского короля в сказке «Русалочка»?
  1. Из водорослей
  2. Из кораллов
  3. Из камней
  1. В кого превратился гадкий утенок?
  1. В гуся
  2. В лебедя
  3. В петуха
  1. Кто помог Дюймовочке сбежать от крота?
  1. Гусенница
  2. Мышь
  3. Ласточка

Подведение итогов

Заключительное слово учителя:

Х.К.Андерсен действительно был сказочником, был волшебником. Все знают его сказки и никогда не забудут. Самые знаменитые люди того времени мечтали пожать ему руку. Ему и даже героям его сказок — поставлены прекрасные памятники. А Дания с тех пор стала замечательной страной — в ней много красивых домов, кораблей, книг, игрушек, конфет — на всех хватает! И совсем мало преступников и хулиганов.

Подумайте — может быть это из-за того, что первая книжка у всех датчан — сказки Х.К.Андерсена?

Домашнее задание:
чтение сказок Х.К.Андерсена.

Литература:

  1. Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47. .
  2. Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.
  3. Браудс Л.Ю. К читателю // Андерсен Х.-К. Сказки. Истории.- М., 1987.- С.5 — 6.
  4. Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.
  5. Зюзюкин И. Сказка его жизни // Смена. — 2000. — 9. — С.240-251.
  6. Кривцов Н. Старое лебединое гнездо // Вокруг света. — 1990. — 8. -С.8-14.
  7. Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. — 2001. — 8. — С.1—12.
  8. Сивоконь С. Ханс Кристиан Андерсен «Сказка моей жизни» // Дет. лит. — 2001. — 4. — С.38-39.
  9. Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, — 2000. — Вып.1. — С.109-114.
  10. Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. — М., 1987. — С.5-14.

письменная викторина.

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

  1. Снежная королева обещала подарить Каю весь мир и кое-что в придачу. Что именно?
    • пару коньков;
    • лыжи;
    • санки.
  2. Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»:
    • из жемчуга;
    • из янтаря;
    • из кораллов.
  3. Что свинопас менял на поцелуи принцессы:
    • дудочку и кувшинчик;
    • розу и соловья;
    • горшочек и трещотку.
  4. На чём было написано письмо старой лапландки финке в сказке «Снежная королева»:
    • на шкуре;
    • на рыбе;
    • на льдине.
  5. Вещь Герды, которую оставила себе маленькая разбойница»:
    • шапочка;
    • шубка;
    • муфта.

II. Сколько…

  1. Сколько дней каждый год проводили братья-лебеди на родине?
    — 11
  2. Сколько сестер было у Русалочки?
    — 5
  3. Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
    — 25
  4. Сколько учёных книг было написано об искусственном соловье в сказке «Соловей»?
    — 25
  5. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»?
    — 20 тюфяков, 20 перин и 1 горошина
  6. Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы?
    — 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)

III. Угадай героя по описанию:

  1. Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.
    — Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»
  2. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости.
    — Снежная королева
  3. На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди — блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки…
    — Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»
  4. Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами.
    — Искусственный соловей из сказки «Соловей»
  5. Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику…
    — Оле-Лукойе
  6. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох.
    — Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»

IV. Кто кому говорит эти слова:

  1. «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!»
    Принцесса – королю в сказке «Свинопас»
  2. «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?»
    — Трубочист — пастушке
  3. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!»
    Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
  4. «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!»
    Крыса – оловянному солдатику
  5. «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!».
    Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
  6. «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!»
    Курица — гадкому утёнку
  7. «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!
    Маленькая разбойница — Каю в сказке «Снежная королева»
  8. «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели».
    Студент – Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
  9. «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!»
    Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка»
  10. «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!»
    Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»

В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.

VI. Внимательный читатель. Вопросики, трудные и не очень:

  1. Кому было присвоено особое звание: первый певец императорского ночного столика с левой стороны?
    – Искусственному соловью
  2. В какой сказке наградой за обман послужили рыцарский крест в петлицу и придворное звание?
    – В сказке «Новое платье короля»
  3. Главы какой сказки носят название дней недели?
    – «Оле-Лукойе»
  4. Героиня какой сказки говорит: «А почему у нас нет бессмертной души? Я отдала бы все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо!»
    — «Русалочка»
  5. В сказке «Снежная королева» ворона говорит Герде: «Не угодно ли вам взять лампу, а я пойду вперёд. Мы пойдём прямой дорогой, тут мы никого не встретим» — «А мне кажется, что за нами кто-то идёт»,- сказала Герда. Кто шёл за ними?
    — Сны
  6. Какое место, по мнению андерсеновской ели, самое лучшее на земле?
    — Лес, где светит солнышко и поют птички
  7. В какой сказке Андерсена поленья пустили корни и ростки и появился благоухающий куст, весь усыпанный красными розами?
    – В сказке «Дикие лебеди»
  8. В какой сказке Андерсена за свадебным столом вместе в другими гостями сидели три собаки?
    – В сказке «Огниво»

VII. Рассуждалки и самые интересные рассуждения наших читателей

  1. Как ты думаешь, почему Герде удалось победить могущественную Снежную королеву?
    — В сказках добро всегда побеждает зло. И маленькой Герде очень нужно было спасти Кая. Она не побоялась ни опасного путешествия, ни голода, ни самой Снежной королевы. Такие смелые сердца всегда побеждают! (Павлов Коля, 2кл); Герда теплом своего сердца смогла растопить холод Снежной королевы (Лутиков Олег, 2 кл.); Потому что Герда – добрая, верная, смелая, терпеливая и мужественная. О себе она не думает, потому она и победила. С Божьей помощью (Герда постоянно молилась). Добро побеждает зло. (Горышнева Тамара, 3 кл.)
  2. Какая сказка Андерсена кажется тебе самой красивой? Почему?
    — «Русалочка». Героиня поняла, что хочет жить среди людей. Она полюбила человеческий мир и принца, ради которого превратилась в морскую пену. В конце я не сдержала слёз и, думаю, что каждый плачет в конце этой красивой сказки! (Султанова Яна, 5 кл.)

    — «Стойкий оловянный солдатик». Здесь такие замечательные солдатики, такая красивая танцовщица, такой чудесный замок из картона! Много волшебства и красоты! (Павлов Коля, 2 кл.); Потому что в этой сказке очень красивая история о любви и очень трогательный конец! (Коробкова Даша, 5 кл.);
    — «Дикие лебеди». Потому что она романтичная и очень хорошая (Леонова Юля, 2 кл.);

    — «Гадкий утёнок». Самая справедливая сказка. Утенок много страдал, но не жаловался на своё горе и поэтому получил награду — стал прекрасным лебедем! Очень красивый конец! (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    — «Снежная королева». Это сказка о том, как Герда от своей любви к Каю решилась на тяжёлые поиски, когда Кая унесла Снежная королева. (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
  3. Охарактеризуй 3-х героев из 3-х сказок Андерсена тремя словами. Например, солдат из сказки «Огниво» — смелый, предприимчивый, находчивый.
    — Дюймовочка: заботливая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); нежная, заботливая, терпеливая (Горышнева Тамара, 3 кл.); решительная, отважная, храбрая (Тихомирова Вика, 4 кл.); маленькая, красивая, милая (Коробкова Даша, 5 кл.); маленькая, добрая, красивая (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
    — Русалочка: любящая, мечтательная, ранимая (Султанова Яна, 5 кл.); любящая, самоотверженная, романтичная (Лутиков Олег, 2 кл.);
    — Герда: смелая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); смелая, любящая, решительная (Нихатуева Ангелина, 4 кл.); добрая, любящая, смелая (Лутиков Олег, 2 кл.); хорошая, отчаянная, весёлая (Леонова Юля, 2 кл.);
    — Оловянный солдатик: храбрый, влюблённый, мечтательный (Павлов Коля, 2 кл); верный, стойкий, влюблённый (Коробкова Даша, 5 кл.);
    — Король из сказки «Новое платье короля»: модник, глупый, тщеславный (Павлов Ваня, 2 кл.);
    — Свинопас: гордый, остроумный, мастеровитый (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    — Оле-Лукойе: сказочный, добрый, смешной (Коробкова Даша, 5 кл.);
    — Снежная королева: злая, плохая, ледяная (Леонова Юля, 2 кл.); жестокая, бездушная, умная (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    — Девочка из сказки «Девочка со спичками»: бедненькая, голодная, мечтательная (Павлов Ваня, 2 кл.)
    — Маленький Клаус: добрый, находчивый, хороший (Леонова Юля, 2 кл.).

1. Кто из героев сказок умер от

2. Вот зашифрованное послание, обращенное к вам как хороший жизненный совет. Займитесь дешифровкой и прочтите сказочный урок.

· «_ _а_ _а _ ож_, _а в _е_ _а_е_!

О_ _ ым _о_о_ _ а _ _ _ о_»

3. В каких национальных мифах и сказаниях Солнце является божеством? Почему?

4. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

· разбитое корыто

· чудесный горшочек с бубенчиками

· говорящее чудесное зеркало

· острый сверкающий нож и меховая муфточка

· дохлая кошка

· черевички

· сабля и ранец

5. Перед вами стихотворение «Книги в красном переплете» русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой. Попробуйте объяснить, что испытывает автор этих строчек, почему детство называется «золотыми временами», раем? Какую роль в этом играют книги? Почему литературные герои названы друзьями? Из каких произведений эти герои и кто их автор?

6. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Признаемся, что рифмы взяты из стихотворения русского поэта.

· Безумный — шумный

· Гранит – покрыт

· Родится – промчится

· Герой – покой

Марина Цветаева

КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном пререплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк!…-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы….
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

1. Назовите произведения, в названии которых упоминаются дети или их имена, не забудьте указать авторов.

2. О каком русском поэте идет речь в этом описании?

Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича; стал известным поэтом, рассказав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 года, он любил все таинственное и романтической, о чем писал в своих стихотворениях и балладах .

3. В каком году были написано стихотворение, строчки из которого приведены ниже? Свой ответ обоснуйте и объясните, чем стал для поэта Лицей.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем Лицея день заветный.

5.
Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которых употребляются слова небо (небеса), солнце, Россия (Русь).

6.
Какое впечатление производит на вас стихотворение Николая Гумилева «На полярных морях и на южных…»
? Каким рисуется образ капитанов? Каковы их жизненные цели и чем они готовы заплатить за их достижение? При помощи каких деталей возникает образ эпохи времен географических открытий? Как в стихотворении отражен главный конфликт и кто с кем вступает в борьбу? Символом чего является море и благодаря чему в тексте возникает настроение энергии и движения?

7. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:

звонко – ребенка

родится – стремится

шумящий – блестящий

дыханье – преданья

Николай Гумилев

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, —

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

1. О творчестве какого русского писателя идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя писателя.

Страшные сказки о жизни рассказал нам … потому и жизнь сама страшна, как страшна показалась «освещенная церковь ночью с мертвым телом и без души людей», — церковь, дом незаселенный, площадь пустоты. И, быть может, пугает все пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки, имеют душу, ничем не заполненную, душу мертвую? От смешного до страшного – один шаг.

2. Назовите произведение, в финале которого звучат приведенные ниже строки, и объясните, символом чего станет Диканька в цикле повестей другого русского писателя.

Цветет в Диканьке древний ряд

Дубов, друзьями насажденных;

Они о праотцах казненных

Доныне внукам говорят.

3. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Песня о купце Калашникове» , «Полтава» , «Тарас Бульба» , «Спартак» Р. Джованьоли.

4. Кто изображен в этом описании?

В детстве он стал свидетелем восстания Пугачева и чуть не погиб, так как его отец был помощником коменданта Яицкой крепости; в жизни был забиякой и драчуном, участником многих литературных бунтов, обжорой и лентяем, но блестяще образованным человеком; известность приобрел в жанре, известном с античности, придав ему русский национальный колорит; его часто называли «дедушкой»; ему поставлен памятник в Летнем саду в Петербурге и на Патриарших прудах в Москве в окружении его героев.

5.
Поразмышляйте над стихотворением «Читатель» русского поэта XX века Анны Ахматовой. Охарактеризуйте образы поэта и читателя. Какую роль играют образы сцены и рампы? Почему читатель – «клад»? как возникает контакт между поэтом и читателем?

6.
Сочините 1-2 парадоксальных строфы, продолжив балладу французского средневекового поэта Франсуа Вийона:

От жажды умираю над ручьем,

Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя,

Куда бы ни пошел – везде мой дом,

Чужбина мне страна моя родная.

Читатель

Не должен быть очень несчастным
И главное скрытным. О нет! —
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то таинственно плачет
В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад.
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят.

За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая.
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг.
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.

Жанры: 1. Романтическая поэма; 2. Историческая трагедия; 3. Историческая повесть; 4.Рыцарский роман.

2.
Напишите, как в церковнославянском языке звучат слова: лоб, глаз, щека, жизнь, слово.

3.
Объясните значение и происхождение выражений: дары данайцев, «а ларчик просто открывался», «а король-то голый», «а Васька слушает да ест», «птенцы гнезда Петрова».

4. Кто здесь описан?

Выходец из семьи ирландских художников, морской хирург , спортсмен, увлекающийся боксом; потерявший во время Первой мировой войны почти всех родственников, в связи с чем ставший поборником спиритизма, потративший на это четверть миллиона фунтов; изобретатель бронежилета ; автор серии детективных рассказов с одним главным персонажем (ему до сих пор пишут письма по официальному адресу), на его надгробии вырезаны слова эпитафии: «Верен, как сталь, прям, как клинок».

Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но все-таки не настолько уж ничтожное, чтобы принцу нельзя было жениться, а жениться ему хотелось.

Это, конечно, было дерзко с его стороны— спросить дочь императора: „Пойдешь за меня?» Впрочем, имя он носил славное и знал, что сотни принцесс с радостью приняли бы его предложение. Интересно знать, что ответила ему императорская дочка.

Послушаем же, как дело было.

Отец у принца умер, и на его могиле вырос розовый куст невиданной красоты: цвёл он только раз в пять лет, и распускалась на нём одна-единстве иная роза. Но что это была за роза! Она благоухала так сладостно, что понюхаешь её — и заботы свои и горе забудешь. Ещё был у принца соловей, который пел так чудесно, словно в горлышке у него хранились все самые прекрасные мелодии, какие только есть на свете. И роза и соловей предназначались в дар принцессе; их положили в большие серебряные ларцы и отослали к ней.

Император приказал внести ларцы прямо в большой зал, где принцесса играла с фрейлинами в „гости», — других занятий у неё не было. Увидав большие ларцы с подарками, принцесса от радости захлопала в ладоши.

— Если бы там оказалась маленькая киска! — воскликнула она.
Но в ларце был розовый куст с прекрасной розой.
— Ах, как мило она сделана! —залепетали фрейлины.
— Больше чем мило, —проговорил император,—прямо-таки великолепно!

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.
— Фи, папа! — сказала она. — Она не искусственная, а настоящая!
— Фи!- повторили все придворные. — Настоящая!
— Подождите! Посмотрим сначала, что в другом ларце,— провозгласил император.

И вот из ларца вылетел соловей и запел так чудесно, что ни у кого язык не повернулся сказать о нём дурное слово.
-Superbe! Charmant! (Бесподобно! Прелестно! *франц.) — затараторили фрейлины; все они болтали по-французски одна хуже другой.
— Как эта птичка напоминает мне музыкальную табакерку покойной императрицы! —сказал один старый придворный.
—Тот же тембр, та же подача звука!
— Да! — воскликнул император и заплакал, как ребенок.
— Надеюсь, что птица не настоящая? — спросила принцесса.
— Самая настоящая! — ответили ей послы, доставившие подарки.
— Так пусть летит, куда хочет! — заявила принцесса и отказалась принять принца.

Но принц не пал духом — вымазал себе всё лицо черной и коричневой краской, надвинул шапку на глаза и постучался.
— Добрый день, император! — сказал он.
— Не найдётся ли у вас во дворце какой-нибудь работы для меня?
— Много вас тут ходит да просит!—ответил император.
—Впрочем, погоди — вспомнил: мне нужен свинопас. Свиней у нас тьма-тьмущая.

И вот принца назначили придворным свинопасом и поместили его в убогой крошечной каморке, рядом со свиными закутами. Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил волшебный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками, и когда в нём что-нибудь варили, бубенчики вызванивали старинную песенку:

Ах, мой милый Аугустин,
Аугустин, Аугустин,
Ах, мой милый Аугустин,
Всё прошло, всё!

Но вот что было всего занимательней: подержишь руку над паром, который поднимался из горшочка, и сразу узнаешь, кто в городе какое кушанье стряпает. Да, уж горшочек этот был не чета какой-то там розе!

И вот принцесса отправилась на прогулку со своими фрейлинами и вдруг услыхала мелодичный звон бубенчиков. Она сразу остановилась и просияла: ведь сама она умела играть на фортепьяно только одну эту песенку. „Ах, мой милый Аугустин», да и то лишь одним пальцем.

— Ах, и я тоже это играю! — сказала принцесса.— Вот как! Значит, свинопас у нас образованный! Слушайте, пойдите кто-нибудь и спросите у него, сколько стоит этот инструмент.

Пришлось одной из фрейлин надеть деревянные башмаки и отправиться на задний двор.

— Что возьмешь за горшочек? —спросила она.
— Десять поцелуев принцессы! — ответил свинопас.
— Как можно! — воскликнула фрейлина.
— Дешевле нельзя! — ответил свинопас.
— Ну, что он сказал?—спросила принцесса,
— Право, и повторить нельзя! —ответила фрейлина.
—Ужас что сказал!

— Так шепни мне на ухо.

И фрейлина шепнула.
— Вот нахал! — рассердилась принцесса и пошла было прочь, но… бубенчики зазвенели так приманчиво:

Ах, мой милый Аугустин,
Всё прошло, всё!

— Послушай, — сказала принцесса фрейлине.
— Пойди спроси, не возьмёт ли он десяток поцелуев моих фрейлин?
— Нет, спасибо, — ответил свинопас.
—Десять поцелуев принцессы; а иначе горшочек останется у меня.

Как это неприятно! проговорила принцесса. — Ну что ж, делать нечего! Придётся вам окружить нас, чтобы никто не подсмотрел.

Фрейлины обступили принцессу и загородили её своими пышными юбками. Свинопас получил от принцессы десять поцелуев, а принцесса — от свинопаса горшочек.
Вот была радость! Весь вечер и весь следующий день горшочек не снимали с очага, и в городе не осталось ни одной кухни, от камергерской до сапожниковой, о которой не стало бы известно, какие кушанья в ней готовились.

Фрейлины прыгали и хлопали в ладоши:
— Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!
— Чрезвычайно интересно! — подтвердила обер-гофмейстерина.
— Да, но держите язык за зубами, я ведь дочь императора!
— Конечно, как же иначе! — воскликнули все.

А свинопас (то есть принц, но его все считали свинопасом) даром времени не терял и смастерил трещотку; стоило этой трещоткой махнуть, как она начинала играть все вальсы и польки, какие только существуют на белом свете.
— Какая прелесть! — воскликнула принцесса, проходя мимо,
—Вот так попурри! В жизни я не слыхала ничего лучше! Подите спросите, за сколько он отдаст этот инструмент. Но целоваться я больше не стану!

— Он требует сто поцелуев принцессы! — доложила фрейлина, побывав у свинопаса.
— Да что он, с ума сошёл?! — воскликнула принцесса и пошла своей дорогой, но шагнула раза два и остановилась.
—Надо поощрять искусство! — сказала она. —Ведь я дочь императора! Скажите свинопасу, что я по вчерашнему дам ему десять поцелуев, а остальные пусть дополучает с моих фрейлин.

— Да, но нам бы не хотелось… —заупрямились фрейлины.
— Вздор! — сказала принцесса. — Уж если я согласилась поцеловать его, то вы и подавно должны согласиться! Не забывайте, что я вас кормлю и плачу вам жалованье.

И фрейлине пришлось еще раз отправиться к свинопасу.
— Сто поцелуев принцессы! — повторил он.— А нет — останемся каждый при своём.
— Станьте в круг! —скомандовала принцесса; и фрейлины обступили её, а свинопас принялся её целовать.
— Что это за сборище у свиных закут? — спросил император, когда вышел на балкон; он протёр глаза и надел очки. — Э, да это фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть!

Он поправил задки своих туфель —они у него были совсем стоптанные —и быстро в них зашлёпал в ту сторону.

Придя на задний двор, он потихоньку подкрался к фрейлинам, которые были поглощены подсчётом поцелуев, — надо же было следить за тем, чтобы со свинопасом расплатились честь по чести и он получил ни больше ни меньше того, что ему причиталось. Никто поэтому не заметил императора, и он стал на цыпочки.

— Это ещё что за шутки! — крикнул он, увидев, что его дочка целуется со свинопасом, и хлопнул её туфлей по темени как раз в ту минуту, когда свинопас получал от неё восемьдесят шестой поцелуй. — Вон отсюда! —в гневе заорал император и выгнал из своего государства и принцессу и свинопаса.

И вот теперь принцесса стояла и плакала, свинопас бранился, а дождик поливал их обоих.
— Ах я несчастная! — ныла принцесса.— Отчего я не вышла за красавца принца! Ах, до чего же мне не повезло!

Меж тем свинопас зашел за дерево, стер с лица чёрную и коричневую краску, скинул простую одежду и явился перед принцессой в своём королевском платье. И так он был хорош собой, что принцесса сделала ему реверанс.

— Теперь я тебя презираю! — сказал он. —Ты не захотела выйти за принца! Ни соловья, ни розы ты не оценила, а согласилась целовать свинопаса за безделушки! Поделом же тебе!

Он вернулся в своё королевство и, крепко захлопнув за собой дверь, запер её на замок. А принцессе осталось только стоять да петь:

Ах, мой милый Аугустин,
Всё    прошло,    всё!

Получается, сидим, как принцесса, держим руки над горшочком, ой,
простите, на клавиатуре, все знаем, а попробовать не можем, да еще
гордимся своим горшочком, ой, опять ошибка, компьютером, сотовым, КПК.

Мы живем в век мобильных технологий. Интернет, форумы, чаты, сотовая связь, sms, mms и пр. Можно, не выходя из дома, узнать новости и 1получить интересующую информацию, совсем как принцесса из сказки. Но насколько мал процент посещения серьезных сайтов по сравнению с развлекательными? Далеко не высокоинтелектуальные разговоры ведутся в тех же чатах и через смс-ки. Казалось бы, стало проще общаться, а на самом деле — стало больше одиночества и непонимания. Не променяли ли мы живую жизнь, как сказочная принцесса живого соловья и розу, на глупый горшочек с бубенчиками? Получается, сидим, как принцесса, держим руки над горшочком — ой, простите, на клавиатуре, все знаем, а попробовать не можем, да еще гордимся своим горшочком — ой, опять ошибка, компьютером, сотовым, КПК.

Не счесть глупостей, совершаемых человеком. Но немногим из них можно присвоить звание тотальной Глупости, не знающей никаких преград и границ: ни географических, ни национальных, ни сословных, ни возрастных, ни образовательных, ни интеллектуальных. Но даже среди них выделяется Глупость под названием «Нострадамус».

По какой-то непостижимой игре истории этот образец невыносимо пошлой и глубоко второсортной литературы вот уже много веков служит для всех дураков мира знаменем и знамением того, что, что бы ни случилось в прошлом, происходит в настоящем и совершится в будущем, — обо всем этом уже написано в мутных и невнятных текстах «Нострадамуса», точнее, в «Столетиях» Мишеля Нострадама, чье нелатинизированное имя звучит настолько обыденно, что убери окончание «-ус» — мир бы не заметил существования этого персонажа в истории.

В мировой литературе существует немало действительно гениальных предсказаний, о которых многие из нас и не подозревают. И это не какая-нибудь элитарная литература вроде антиутопий Джорджа Оруэлла или Евгения Замятина, а та, которую мы знаем с раннего детства. Не верите? Тогда давайте возьмем и переберем книжки ваших детей или внуков. Вот, к примеру: Г.-Х. Андерсен, «Сказки». Одна за другой идут сказки, с которыми свыкаешься до такой степени, что не всегда понимаешь всю их грустную гениальность. Но более всего поражаешься количеству шедевров. «Новое платье короля», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Огниво», «Тень»… и вот, наконец, «Свинопас», ради которого мы и затеяли этот небольшой экскурс в детство.

Всем известный, прочитанный и зачитанный, с его глупой принцессой, которая предпочла побрякушки живой розе и живому соловью: «Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая… Надеюсь, птица не настоящая? — спросила принцесса». Но вспомните, что самой замечательной из этих побрякушек был горшочек, обладавший способностью… Но что я буду пересказывать гениального сказочника? Он сам уже все написал намного лучше и точнее. Перечтите знакомые с детства строки: «Ну вот, просидел он целый день за работой и к вечеру сделал чудесный маленький горшочек. Весь увешан бубенцами горшочек, и когда в нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную песенку: «Ах мой милый Августин!/Все прошло, прошло, прошло!»

2Но только самое занятное в горшочке то, что, если подержать над ним в два пальца ладонь, он позволял узнать, что у кого готовится в городе. «Весь вечер и весь следующий день стоял на огне горшочек, и в городе не осталось ни одной кухни, будь то дом камергера или сапожника, о которой бы принцесса не знала, что там стряпают. Фрейлины плясали от радости и хлопали в ладоши. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Знаем, у кого каша и свиные котлеты!»

Да это же — Интернет! Мы видим в тексте, написанном полтора столетия назад, поразительно точный образ того, чему от силы 10-15 лет. И страшная мысль приходит в голову. Неужели этот прозаический горшочек-интернет — плод величайшего события в физике двадцатого века, ознаменовавшего собой рождение квантовой механики? Плод той самой «драмы идей», когда Эйнштейн бросал в лицо Гейзенбергу полные страстного несогласия слова: «А в атоме, на ваш взгляд, никаких электронных орбит уже не оказывается! Это же, согласитесь, чушь. Нельзя ведь из-за простого уменьшения пространства, в котором движется электрон, отменить само понятие траектории». А Шредингер приходил в отчаяние: «Вы должны все-таки понять, Бор, что вся ваша идея квантовых скачков неизбежно ведет к бессмыслице… Словом, все это представление о квантовых скачках по необходимости оказывается просто чепухой… Если нельзя избавиться от этих проклятых квантовых скачков, то я жалею, что вообще связался с квантовой теорией».

Увы, так оно и есть. Благодаря как раз квантовой механике была построена зонная теория твердого тела, а затем изобретен транзистор, положивший почти шесть десятков лет назад начало победному и не прекращающемуся до сей поры шествию полупроводниковой электроники со всеми вытекающими интернетовскими последствиями. И гора интеллекта родила в прямом и фигуральном смысле мышь, в которой человек нашел наконец простой и универсальный в своем идиотизме способ удовлетворить самый сильный и опасный свой инстинкт — бежать от скуки жизни.

Поэтому движимое Демоном Скуки, рождающим Монстра Новизны, современное человечество с его компьютерами, Интернетом, мобильниками и прочим «барахлом» научно-технического прогресса более всего похоже на глупую принцессу из гениальной андерсеновской сказки. И в истории о ней и свинопасе поражают не технические предсказания (хотя горшочек-интернет и два пальца, которые нужно подержать над ним, не могут не впечатлять как раз ими), а мудрость сказочника № 1 всех времен и народов в утверждении простой и неизменной, как звездное небо над нами, истины: «Все то же солнце ходит надо мной, но и оно не блещет новизной».

Об авторе: Дмитрий Харитонович Квон — доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного университета.

Материал подготовлен редакционным коллективом православной студенческой газеты GAUDEAMUS

  • Чудесный доктор аргумент для сочинения милосердие
  • Чудесный доктор аргумент для сочинения итогового сочинения
  • Чудесные лапоточки русская народная сказка читать
  • Чудесные сказки о принцессах
  • Чудесные рассказы про зайца по имени лек