Чудеса в сказке конек горбунок

путешествие по сказке с коньком- горбунком интеллектуальная игра умники и умницы по произведению п.п.ершова конек-горбунок с учащимися 3-4 классов. цель:

«Путешествие по сказке с Коньком- Горбунком»
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по произведению П.П.Ершова «Конек-Горбунок» с учащимися 3-4 классов.
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством П.П.Ершова, прививать интерес к чтению, развивать воображение, логическое мышление, способствовать развитию речи детей.
Оборудование:
Портрет П.П.Ершова;Набор «Рыбы и животные сказочного «моря — окиана»;Криптограмма «Сложи слово»;Иллюстрации по произведению «Конек-Горбунок», рисунки детей.
I.Биография писателя
6 марта 2010 года русскому писателю Петру Павловичу Ершову 195 лет со дня рождения. Родился Ершов в Сибири в 1815 году. (Умер в 1869 г.) В детстве ему пришлось много ездить: его отец служил в должности волостного комиссара – семья часто переезжала с места на место. Ершовы жили и в Петропавловске, и в Омске, и на Крайнем Севере. Будущий поэт узнал быт крестьян, таёжных охотников, ямщиков, услышал рассказы о сибирской старине, от старожилов узнал сказки. Отец Ершова был разносторонне образованным человеком. С ранних лет он стремился привить тягу к знаниям своему сыну – Петру. В Берёзове Ершов прожил до двенадцати лет, пока семья не переехала в Тобольск, где будущий литератор поступил в гимназию.Во время учебы в Тобольске Ершов собирал сибирские сказки, пословицы и поговорки. После окончания гимназии он отправился в Петербург, где поступил на философско-юридическое отделение университета. Закончил университет в 1834 году. Впервые начал печататься, учась в университете, вначале в рукописном журнале «Подснежник», а затем и в популярном литературном журнале «Библиотека для чтения».В 1832 году Ершов начал работать над первым крупным произведением – сказкой «Конёк-Горбунок». Напечатана она в 1834 году. Сказка принесла П.Ершову известность. Она оказалась настолько популярной, что по её мотивам было написано два балета. Один из них, поставленный Стравинским, и имевший название «Жар-птица», обессмертил героев Ершова, сделав их знакомыми всему миру. В 1836 году Петр Ершов становится инспектором Тобольской гимназии, а в 1857 он был назначен директором Тобольской гимназии. Переехав в Сибирь, Ершов не прерывает литературного творчества, он ежегодно путешествует, записывая сказки и легенды. Свои сочинения и собранные фольклорные тексты Ершов регулярно посылает в Петербург, где они печатаются в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения». Сказка «Конек-Горбунок» была перенята от сибирских сказочников, но не всегда легко решить, где перед нами искусство народа, а где собственное творчество Ершова. Но поэт не только пересказал своими стихами сказки народа, Ершов украсил народный вымысел, расцветил его своей выдумкой, дополнил его. Чего только не узнаем мы и где только не перебываем вместе с Иваном и его горбунком! Мы с вами сегодня проведём литературную игру по этому прекрасному произведению. Вы все его очень внимательно читали и сегодня по ходу нашей игры, ученик, ответивший правильно, будет получать жетон. В конце нашей игры мы выясним самого лучшего знатока произведения Ершова.Начинает сказка сказываться да не скоро дело делается.

За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
И, так затей у нас большой запас, а для кого они? Для вас!

(в отборочном туре участие принимают все дети)
1. В каком году родился П.П.Ершов? (1815 г.);2. В каком году сказка была написана и напечатана?(1834 г.);3. Сколько сказок написал П.П. Ершов? (Одну); 4. Определить по описанию героя сказки:«Рыжий парень хоть куды!Волос гладкий, сбоку ленты.На рубашке прозументы.
Сапоги как ал сафьян» (Иванушка-дурачок);
5. Из скольки частей состоит сказка? (Трех);6. Сколько сыновей было у старика? (Три);7. «Будьте милостливы, братцы!Дайте чуточку подраться». Кто это? (Ерш);8. Чем занимались братья? («Братья сеяли пшеницу да возили в град–столицу»);9. Кто и за что попросил в сказке тысячу рублей? (Старшие братья за двух коней);10. Что пообещал отец Ивану за то, что тот пойдёт в караул? (Лубки, горох, бобы); 11. Какой рост конька-горбунка? (3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см.); 12. О ком это? «Эта вовсе не красива;И бледна-то, и тонка,Чай в обхват-то три вершка;А ножонка-то, ножонка!Тьфу ты! Словно у цыпленка!» (Иван-дурачок о Царь-девице)13. Чтоб поймать Жар-птицу, что понадобилось Ивану? (Два корыта, белояровое пшено, заморское вино);14. Сколько сказок было в книге слуги? (Пять); 15. На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.); 16. Назовите родственников Царь-девицы. (Месяц — мать, Солнце — брат); 17. За свои прегрешения Чудо-юдо рыба-кит страдал долгие годы. А сколько именно лет мучился несчастный? (10 лет); 18. Сколько лет царю? (70 лет);19. Какое приключилось у братьев горе? («Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»);20. Каким образом братья решили выявить, кто топчет и поедает пшеницу?( Ходить в дозор);21. Как прошло дежурство старшего сына?(«Ночь ненастная настала на него боязнь напала,И со страхов наш мужик закопался под сенник»);22. Как прошло дежурство среднего сына?(« Всю ночь ходил дозором у соседки под забором»);23. Опишите ночь дежурства Ивана?«Ночь настала; месяц всходит;Поле все Иван обходит,Озираючись кругом,И садится под кустом,Звезды на небе считаетДа краюшку уплетает.Вдруг о полночь конь заржал.Караульщик наш привстал,Посмотрел под рукавицуИ увидел кобылицу»;24. Чем отблагодарила кобылица Ивана?(Два коня и конька-горбунка);25. Что задумали братья, увидев коней? (Украсть и продать); 26. Какой чин получил Иван при дворе? (Управляющий царской конюшней);27. Во что Иван насыпал зерно? (Корыто);28. Чтобы не обжечь руки о Жар-птицу, Иван использовал этот предмет одежды. Что? (Рукавицы);29. Чем полил Иван зерно? (Вином);30. За что была наказана рыба-кит?« Он за то несёт мученье,Что без божия веленьяПроглотив среди морейТри десятка кораблей»;31. Какого цвета был сундук с перстнем? (Красного цвета);32. Какое желание царевны должен был исполнить царь, чтобы она вышла за него замуж? (Искупаться в трёх котлах); 33. Как сложилась жизнь старших братьев Ивана после поездки в столицу? (Поделили деньги, женились, «Стали жить да поживать да Ивана поминать»);34. Сколько лет было юной царевне, когда к ней посватался царь? (15 лет);35. В какой срок Иван должен был раздобыть Жар-птицу? (Недели в три);35. В какой срок был доставлен во дворец перстень Царь-девицы?(В три дня);
Для дальнейшей игры отбираются дети, получившие большее количество жетонов (три участника).
III. Вопросы красной дорожки: (Ошибаться нельзя)1.В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?(«Кобылица та была Вся, как зимний снег, белаМолодые, вороные, Вьются гривы золотые…»);2. Разгадайте криптограмму. Зачеркните все повторяющиеся буквы.Из оставшихся сложите слово. (Ершов)
Г
Ж
А
Л
Е
Н
И
Р
С
М
Д
М
У
Ш
Д
У
О
И
А
Н
В
Л
Г
С
Ж

(Ошибаться можно один раз)
На протяжении всей сказки Иван с большим удовольствием поедает этот продукт. Какой? (Хлеб);
Какими рыбами и животными заселил Ершов свое сказочное «море-окиан»? Какие лишние?
(Кит, Осетр, ерш, лещ, дельфин, карась, плотва, салака, сельдь, сом, рак, белуга, акула). Лишние: белуга, акула.
Кто нашел перстень Царь-девицы? (Ерш)

(Ошибаться можно дважды)1.Чем угрожал царь Ивану, если он не привезет ему Царь-девицу? (Посадить на кол);2. Как звали старика и его трех сыновей? (Старик-Петр, сыновья-Гаврило, Данило, Иван);3. О ком это?«Ох, ты, вечная гуляка,И крикун и забияка!Все бы, дрянь, тебе гулятьВсе бы драться да кричать».(Дельфины о Ерше, когда его искали по Китову приказу);4. Вспомните сценку сказки, когда царь велел Иванушке искупаться в трех котлах. В каком котле Иван искупался сначала, а в каких потом?(«Ты, смотри же, не зевай:В молоко сперва ныряй,Тут в котел с водой вареной,А оттудова в студеной»)
VI. Подведение итогов, награждение участников
Игру подготовила: зав. библиотекой МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Г.В.Тагильцева

Конек-Горбунок

Было у отца три сына, младший из них – Иван-дурак (Антон Шагин), которому путём немыслимых приключений достаётся крошечный Конёк-горбунок, умеющий говорить, очень быстро бегать, свистеть и даже летать. Приключения продолжаются во дворце у Царя (Михаил Ефремов), который даёт Ивану задания: поймать Жар-птицу, привести Царь-девицу и найти перстень в море-окияне. Наконец, когда все дела сделаны, Царь решает омолодиться, но для этого ему нужно искупаться в трёх котлах: с ледяной водой, с горячей водой и в кипящем молоке. Но вперёд себя пускает Ивана. Ивану с помощью Конька всё это удаётся, Царю – нет. Это то, что есть и в сказке, и в фильме. Остальное – сплошь расхождения, другой вопрос, насколько это принципиально.

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Идея снять «Конька-горбунка», да ещё на российских просторах, может вызвать скепсис, особенно у всех презирающих отечественное кино в принципе. Для начала, «Конёк-горбунок» 2021 года от режиссёра Олега Погодина – очень красивая картина. Яркие фоны, проработанные фантастические животные, птицы и рыбы, исключительно тонко выбранные цвета, отлично поставленный свет – это всё удивительно. При этом давайте не забывать, что это не мультфильм – хотя двухмерная анимация тоже есть, – а широкоформатное художественное кино. О формате: если вы будете смотреть его в IMAX, вы можете подумать, что это снято на честные аймас-камеры, так как картинка занимает всё пространство экрана. Над фильмом работала компания CGF, известная по «Движению вверх» и «Времени первых», и это прекрасно, но это ничего не значит, потому что это коллективный труд многих департаментов: от художников до костюмеров. Обычно когда делается такой фантастический фильм, то часто в погоне за красочной картинкой цветокоррекция выкручивается до состояния «вырви глаз». Здесь же всё на месте. Прямо «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бёртона.

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

 Паулина  Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Список отличий этой картины от сказки Ершова может занять целую статью, логично даже предполагать, что будет какое-то количество оскорблённых новым прочтением классики, но давайте будем честны: в неприкасаемом советском фильме Александра Роу 1941 года было не меньше расхождений с поэмой XIX века. Там, насколько можно вспомнить, Иван больше пел, чем действовал, а Конька и вовсе прятали то за кустами, то за камнями. Однако в нынешней версии есть важные точки, спорящие с Ершовым или, наоборот, из-за своего отличия придающие сказке Петра Павловича ещё большую глубину. По-другому Иванушка полонит белую кобылицу, и даже не хватает её, а спасает от смерти. По-другому герой ловит Жар-птицу и находит её перо. По-другому он освобождает Чудо-юдо рыбу-кита и, соответственно, находит кольцо.

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина  Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Напомним, что книгу Ершова не раз запрещали, в основном из-за остросоциального юмора. В фильме тоже есть шутки для взрослых, и все они предсказуемо касаются Царя и конкретно власти. Их много: от того, как глава государства отжал у Ивана двух коней и не дал ни копеечки, до казначея, постоянно таскающего сундук с казной и повторяющего: «Это казна, но у нас денег нет».

Чудеса в сказке конек горбунок

Кадр из фильма «Конёк-горбунок»

Вы, конечно, знаете, что для нынешнего «Конька-горбунка» сценарий был переведён Алексеем Бородачёвым и Олегом Погодиным из поэтического первоисточника в прозаический. То есть герои говорят не стихами, а прозой. Мы не являемся ханжами, мы понимаем, для чего это было сделано, и даже можно похвалить авторов за смелость в этом нелёгком выборе, тем более что получившийся скрипт оказался вполне сносным. Но когда герои сидят в теле кита и произносят примерно такой диалог: «Кажется, он сейчас чихнет» – «Лишь бы не пукнул», – это, конечно, смешно для малышни, но это уже, извините, чересчур. Можно похвалить за смелость и композитора. Он аккуратно вплетает в свою музыку и Чайковского, и «Спят усталые игрушки», и «Сарабанду» Генделя, и даже «Цыплёнка жареного». Но когда царь видит сон, а в нём Иванушка танцует под Little Big, то это, наверное, смешно, но перебор.

Главное и самое важное: в сюжет наконец-то оказалась привнесена большими красными буквами любовная линия Иванушки и Царь-девицы. В прежних версиях она была, но или к концу сказки, ближе к свадьбе, или являлась каким-то вспомогательным инструментом для продвижения сюжета. Здесь же она является доминирующей и для героини Паулины Андреевой, и для героя Антона Шагина, и для всех остальных. А Царь? Что Царь? У Ершова: «Бух в котел – и там сварился». У Погодина примерно то же самое, только менее людоедски, царь вылетает из кипящего котла в огромном мыльном пузыре и летит туда, не знаю куда.

На неделю дети закинут в дальний угол тетради и учебники, ведь уже завтра в Беларуси начинаются осенние каникулы. А вот у родителей прибавляется головной боли: куда сводить свое чадо, чтобы и каникулы зря не пропали, но и время с пользой прошло? Большой театр Беларуси решил помочь взрослым с решением этой задачи: в его афише появился детский балет «Конек-Горбунок» по известной сказке Петра Ершова. Мы побывали на генеральной репетиции спектакля и собрали специально для вас факты, после которых вам непременно захочется побывать на премьере.

конек горбунок5.jpg

Километры одежды сцены, сотни расшитых вручную костюмов

  • В «Коньке-Горбунке» задействовано пять расписных фонов: тут и задники, и дополнительные сказочные занавесы. Вся эта красота расписывалась работниками театра по эскизам художника-постановщика Любови Сидельниковой вручную. Чтобы нанести рисунок на каждое из полотен, размер которого составляет несколько десятков метров, никакого стола не хватит, поэтому ткань расстилают на полу покрасочного цеха.

конек горбунок4.jpg

  • Придумывая сценографию, Любовь Сидельникова вдохновлялась картинами художников золотого века русского искусства. Советуем присмотреться к деталям: вы обязательно заметите отсылки к Врубелю, Баксту и Билибину. Если же живопись не ваш конек, то просто наслаждайтесь цукатными дворцами, коваными котлами, ярмарочными лотками и цветущими порталами.

  • Заметьте, все это сделано не менее интересно, чем в одноименном российском блокбастере, в этом году вышедшем на широкие киноэкраны. Правда, в кино все декорации создавались на компьютере, в театре же они настоящие. К примеру, для облицовки царской печки-трона художники Большого театра создали около 500 изразцов!

  • В этом спектакле лошади не только танцуют: на деревянном коне-качалке по своим хоромам рассекает царь, а бояре восседают на лавках, увенчанных лошадиными головами.

конек горбунок.jpg

  • В любом балете всегда задействовано несколько составов актеров. В сказке Петра Ершова постоянно меняются локации: после ярмарки герои попадают на царский двор, из заповедных мест обитания Жар-птицы переносятся в подводный мир. И для каждого из этих пространств балетмейстер-постановщик Юрий Троян придумал многочисленные массовые сцены. Неудивительно, что художнику по костюмам Екатерине Булгаковой пришлось создать 300 эскизов, чтобы для каждого танцовщика подобрать характерный наряд.

  • В сказке всегда должно быть место чуду: чтобы персонажи выглядели волшебнее и роскошнее, 180 костюмов расшили стразами и бисером. Опять же все это было сделано вручную. Самым сложным стало платье-трансформер Морской царевны.

Был «Конек» раньше или не был?

  • Большой театр много раз акцентировал внимание, что «Конька-Горбунка» покажут впервые. Кто-то из поклонников театра удивился: в афише 30-х годов точно уже встречалось это название. Выставка в театральном фойе поможет разгадать эту детективную историю, действительно, в 1936-м и 1949-м году на белорусской сцене танцевал царь, жар-птица и конек-горбунок, вот только тот балет был на музыку другого композитора – Цезаря Пуни. Для нынешней премьеры выбрали музыку Родиона Щедрина.

конек горбунок2.jpg

  • Русский композитор Родион Щедрин начал писать балет, опираясь на воспоминания о своей поездке белорусскую глубинку. Кстати, волшебный конек и для него сотворил чудо: на репетициях спектакля Щедрин повстречал будущую легенду мирового балета Майю Плисецкую. Та встреча закончилась долгой счастливой семейной жизнью. Своей музе композитор и посвятил партитуру «Конька-Горбунка».

  • Балет был написан в 1960-м году и в оригинале имел четыре акта. Хореограф Юрий Троян вместе с дирижером-постановщиком Юрием Колядко решили сократить музыкальную партитуру до двух действий, правда, не меняя авторского звучания. Для нового хронометража Юрий Троян сочинил собственное либретто.

конек горбунок3.jpg

  • В один из премьерных показов партию главного героя Ивана исполнит Эвен Капитен. Этот французский танцовщик в 16 лет променял Париж на Минск: оставил школу при опера-Гарнье и приехал учиться в Белорусскую хореографическую гимназию-колледж. После учебы Эвена пригласили в труппу Большого, причем в массовке он практически не работал: талантливого танцовщика приметил Юрий Троян и тут же перевел в солисты. Кстати, вслед за Эвеном в Минск учиться балету приезжала и его младшая сестра Перл.

  • В паре с французом работает еще один иностранец: партию Конька-Горбунка танцует японец Таро Курачи. Он окончил балетную студию в городе Фукуока, учился в Бельгии в Королевской балетной школе Антверпена, в немецкой школе Джона Кранко и американской балетной школе Эллисона.  А теперь покоряет белорусскую сцену.

Автор: Анастасия Панкратова

Фото: Анна Шарко

О спектакле, зрителях и творческом процессе рассказал режиссер-постановщик – заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусства Республики Ингушетия Вадим Домбровский.

Вадим Александрович, приступая к работе, задумываетесь ли вы над тем, о чем эта сказка Петра Ершова для вас и о чем она для детей?

– Конечно, с этого начинается процесс. Любой режиссер обязан подумать не только о том, как ставить спектакль, но и о том, о чем он будет говорить, какую идею посылать в зал, зрителям. В этой сказке мы говорим о дружбе, взаимопонимании, поддержке, самопожертвовании, – Конек-Горбунок ведь действительно готов всем пожертвовать, чтобы помочь своему другу. А Иван не всегда прислушивается, самовольничает, и Коньку-Горбунку приходится, рискуя собой, оказывать помощь ему.

Сегодняшние юные зрители отличаются от тех, кто приходил в зал, допустим, 20 лет назад? Какие они сегодня?

– Зрители все разные. Что я подразумеваю под этим словом? Каждый человек проходит первый круг восприятия, когда впервые слушает «Теремок», «Колобок» и другие произведения. У него нет никакого опыта, и он готов воспринимать все с чистого листа. Когда же ребенок во второй–третий раз слушает сказку, в пятый раз идет в театр, – у него уже появляется опыт восприятия, даже если ему 5–6 лет.

Если говорить про первую категорию, то в любой точке земного шара все дети одинаковые – искренние, непосредственные. К тому же у малышей своя психология восприятия мира: отсутствие логики, особое представление о времени и пространстве… Режиссер все это должен учитывать.

Дети постарше имеют совершенно другой художественный и жизненный опыт, нежели их сверстники 20–30 лет назад. Они активно пользуются компьютером, телефоном, у них другое мышление – клиповое, им сложнее удержать внимание, у него есть определенный вкус, сформированный современными мультфильмами. Они по-своему понимают происходящее на сцене.

Нужно ли театру брать на себя такую задачу – воспитывать художественный вкус?

– Как говорил Н. В. Гоголь, театр – это кафедра, с которой много можно сказать доброго. Заметьте: не плохого, не неприглядного, а именно доброго. В детстве закладываются такие понятия, как добро, справедливость, честность, порядочность. Поэтому те фильмы или спектакли, которые смотрит ребенок, должны взращивать его нравственно. Не думаю, что жестокие компьютерные игры воспитают лучшие качества в человеке. На мой взгляд, в театре должна оставаться дидактическая составляющая, а не только развлекательная.

Вы категорический противник халтуры в любом ее проявлении. Что в вашем понимании качественный спектакль?

– Качество производимого продукта зависит от его составляющих и от повара, который готовит «блюдо». Поэтому я как режиссер-педагог стараюсь на репетициях уделять внимание артистам, по ходу действия их чему-то учить, что-то подсказывать (к слову, моему педагогическому стажу уже 35 лет). Ну и, конечно, добросовестное отношение к труду должно быть. Нельзя работать в театре за деньги, это не то место, где зарабатывают. Вообще вся творческая команда вносит свою лепту в создание спектакля, но ответственен за итог всегда режиссер-постановщик.

Что вас вдохновляет?

– Когда работа спорится, когда актеры хотят творить, а не торопятся с репетиции домой. Хороший театр тот, где высока концентрация творческих, смелых людей. Ростовский театр кукол – именно такой.

Бывает, что ваши идеи во время работы над спектаклем претерпевают изменения?

– Безусловно. Есть такое выражение: поставленный спектакль – загубленный замысел. У тебя в голове всегда идеальная картинка: идеальная актерская труппа, идеальный художник, идеальное время – тебе его дают столько, сколько нужно. Но так бывает не всегда. Иногда кто-то из артистов говорит: «А давайте сделаем вот так!» «Хорошо, – отвечаю. – Давай, но только это придумал я». Весело у нас проходят репетиции.

Если серьезно, то Ростовский театр кукол мне интересен тем, что в нем сохранилась большая форма спектаклей. Здесь огромное количество больших кукол, есть возможность развернуться с декорациями, спецэффектами. Если говорить о «Коньке-Горбунке», то на сцене появится огромный кит, который спустится на дно морское.

Сказка в стихах Петра Ершова – пространное произведение, а постановка длится всего час. Все ключевые сцены вошли в спектакль?

– Я сохранил все сцены, но сократил текст. Как вы знаете, куклы не выдерживают больших объемов повествования. Но все важное, что создает аромат этого спектакля, осталось. Мы изображаем два мира: бытовой (царь, чаепития) и волшебный (чудеса).

Чем удивите зрителей? Как будете удерживать внимание?

– Прежде всего актерской игрой. Только его величество актер способен удержать внимание публики. Если игра слабая, нет взаимодействия персонажей, азарта – ничего не спасет. Да, в нашем спектакле Жар-птицы прилетают, сверкают, переливаются, Конек-Горбунок по облакам скачет, но только актер может заразить эмоциями и вдохновить. И это бесценно – актерское воздействие здесь и сейчас, которое происходит на наших глазах и больше в таком виде не повторится.

  • Чудеса в сказке о царе салтане пушкина список
  • Чудеса в сказке о мертвой царевне и семи богатырях сочинение 5 класс
  • Чудак чудаком как пишется через дефис или нет
  • Чугунная сковорода как пишется правильно
  • Чугунное литье как пишется