Чудеса в сказке елена премудрая

Время чтения: 11 мин.в стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на

Время чтения: 11 мин.

В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью. Ровно в двенадцать часов слышится солдату, что кто-то кричит из этой башни:

— Эй, служивый!

Солдат спрашивает:

— Кто меня кличет?

— Это я — черт, — отзывается голос из-за железной решетки, — тридцать лет как сижу здесь не пивши, не евши.

— Что же тебе надо?

— Выпусти меня на волю. Как будешь в нужде, я тебе сам пригожусь; только помяни меня — и я в ту же минуту явлюсь к тебе на выручку.

Солдат тотчас сорвал печать, разломал замок и отворил двери — нечистый вылетел из башни, взвился кверху и сгинул быстрее молнии.

«Ну, — думает солдат, — наделал я дела; вся моя служба ни за грош пропала. Теперь засадят меня под арест, отдадут под военный суд и, чего доброго, заставят сквозь строй прогуляться; уж лучше убегу, пока время есть».

Бросил ружье и ранец на землю и пошёл куда глаза глядят.

Шел он день, и другой, и третий; разобрал его голод, а есть и пить нечего; сел на дороге, заплакал горькими слезами и раздумался:

«Ну, не глуп ли я? Служил у царя десять лет, каждый день по три фунта хлеба получал. Так вот нет же! Убежал на волю, чтобы помереть голодною смертию. Эх, черт, всему ты виною!»

Вдруг откуда ни взялся — стал перед ним нечистый и спрашивает:

— Здравствуй, служивый! О чем горюешь?

— Как мне не горевать, коли третий день с голоду пропадаю.

— Не тужи, это дело поправное! — сказал черт. Туда-сюда бросился, притащил всяких вин и припасов, накормил-напоил солдата и зовет его с собою:

— В моем доме будет тебе житье привольное; пей, ешь и гуляй, сколько душа хочет, только присматривай за моими дочерьми — больше мне ничего не надобно. Солдат согласился. Черт подхватил его под руки, поднял высоко-высоко на воздух и принес за тридевять земель, в тридесятое государство — в белокаменные палаты.

У черта было три дочери — собой красавицы. Приказал он им слушаться того солдата и кормить и поить его вдоволь, а сам полетел творить пакости: известно — черт! На месте никогда не сидит, а все по свету рыщет да людей смущает.

Остался солдат с красными девицами, и такое ему житье вышло, что и помирать не надо. Одно его кручинит: каждую ночь уходят красные девицы из дому, а куда уходят — неведомо.

Стал было их про то расспрашивать, так не сказывают, запираются.

«Ладно же, — думает солдат, — буду целую ночь караулить, а уж усмотрю, куда вы таскаетесь».

Вечером лег солдат на постель, притворился, будто крепко спит, а сам ждет не дождется — что-то будет? Вот как пришла пора-время, подкрался он потихоньку к девичьей спальне, стал у дверей, нагнулся и смотрит в замочную скважинку. Красные девицы принесли волшебный ковер, разостлали по полу, ударились о тот ковер и сделались голубками; встрепенулись и улетели в окошко.

«Что за диво! — думает солдат. — Дай-ка я попробую».

Вскочил в спальню, ударился о ковер и обернулся малиновкой, вылетел в окно да за ними вдогонку. Голубки опустились на зеленый луг, а малиновка села под смородинов куст, укрылась за листьями и высматривает оттуда.

На то место налетело голубиц видимо-невидимо, весь луг прикрыли; посредине стоял золотой трон. Немного погодя осияло и небо и землю — летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев; на колеснице сидит королевна Елена Премудрая — такой красы неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать!

Сошла она с колесницы, села на золотой трон; начала подзывать к себе голубок по очереди и учить их разным мудростям. Покончила ученье, вскочила на колесницу — и была такова!

Тут все до единой голубки снялись с зеленого лугу и полетели каждая в свою сторону. Птичка-малиновка вспорхнула вслед за тремя сестрами и вместе с ними очутилась в спальне.

Голубки ударились о ковер — сделались красными девицами, а малиновка ударилась — обернулась солдатом.

— Ты откуда? — спрашивают его девицы.

— А я с вами на зеленом лугу был, видел прекрасную королевну на золотом троне и слышал, как учила вас королевна разным хитростям.

— Ну, счастье твое, что уцелел! Ведь эта королевна — Елена Премудрая, наша могучая повелительница. Если б при ней да была ее волшебная книга, она тотчас бы тебя узнала — и тогда не миновать бы тебе злой смерти. Берегись, служивый! Не летай больше на зеленый луг, не дивись на Елену Премудрую, не то сложишь буйну голову.

Солдат не унывает, те речи мимо ушей пропускает. Дождался другой ночи, ударился о ковер и сделался птичкой-малиновкой. Прилетела малиновка на зеленый луг, спряталась под смородинов куст, смотрит на Елену Премудрую, любуется ее красотой ненаглядною и думает:

«Если бы такую жену добыть — ничего б в свете пожелать не осталося! Полечу-ка я следом за нею да узнаю, где она проживает».

Вот сошла Елена Премудрая с золотого трона, села на свою колесницу и понеслась по воздуху к своему чудесному дворцу; следом за ней и малиновка полетела. Приехала королевна во дворец; выбежали к ней навстречу няньки и мамки, подхватили ее под руки и увели в расписные палаты. А птичка-малиновка порхнула в сад, выбрала прекрасное дерево, что как раз стояло под окном королевниной спальни, уселась на веточке и начала петь так хорошо да жалобно, что королевна целую ночь и глаз не смыкала — все слушала. Только взошло красное солнышко, закричала Елена Премудрая громким голосом:

— Няньки, мамки, бегите скорее в сад; изловите мне птичку-малиновку!

Няньки и мамки бросились в сад, стали ловить певчую пташку… Да куда им, старухам! Малиновка с кустика на кустик перепархивает, далеко не летит и в ручки не дается.

Не стерпела королевна, выбежала в зеленый сад, хочет сама ловить птичку-малиновку; подходит к кустику — птичка с ветки не трогается, сидит спустя крылышки, словно ее дожидается.

Обрадовалась королевна, взяла птичку в руки, принесла во дворец, посадила в золотую клетку и повесила в своей спальне.

День прошел, солнце закатилось, Елена Премудрая слетала на зеленый луг, воротилась, начала снимать уборы, разделась и легла в постель. Как только уснула королевна, птичка-малиновка обернулась мухою, вылетела из золотой клетки, ударилась об пол и сделалась добрым молодцем.

Подошел добрый молодец к королевниной кроватке, смотрел, смотрел на красавицу, не выдержал и поцеловал ее в уста сахарные. Видит — королевна просыпается, обернулся поскорей мухою, влетел в клетку и стал птичкой-малиновкой. Елена Премудрая раскрыла глаза, глянула кругом — нет никого. «Видно, — думает, — мне во сне это пригрезилось!» Повернулась на другой бок и опять заснула. А солдату крепко не терпится; попробовал в другой и в третий раз — чутко спит королевна, после всякого поцелуя пробуждается. На третий раз встала она с постели и говорит:

— Тут что-нибудь да недаром: дай-ка посмотрю в волшебную книгу.

Посмотрела в свою волшебную книгу и тотчас узнала, что сидит в золотой клетке не простая птичка-малиновка, а молодой солдат.

— Ах ты! — закричала Елена Премудрая. — Выходи-ка из клетки. За твою неправду ты мне жизнью ответишь.

Нечего делать — вылетела птичка-малиновка из золотой клетки, ударилась об пол и обернулась добрым молодцем.

— Нет тебе прощенья! — сказала Елена Премудрая и крикнула палача рубить солдату голову. Откуда ни взялся — стал перед ней великан с топором и с плахою, повалил солдата наземь, прижал его буйную голову к плахе и поднял топор. Вот махнет королевна платком, и покатится молодецкая голова…

— Смилуйся, прекрасная королевна, — сказал солдат со слезами, — позволь напоследях песню спеть.

— Пой, да скорей!

Солдат затянул песню, такую грустную, такую жалобную, что Елена Премудрая сама расплакалась; жалко ей стало доброго молодца, говорит она солдату:

— Даю тебе сроку десять часов; если ты сумеешь в это время так хитро спрятаться, что я тебя не найду, то выйду за тебя замуж; а не сумеешь этого дела сделать, велю рубить тебе голову.

Вышел солдат из дворца, забрел в дремучий лес, сел под кустик, задумался-закручинился.

— Ах, дух нечистый! Все из-за тебя пропадаю. В ту ж минуту явился к нему черт:

— Что тебе, служивый, надобно?

— Эх, — говорит, — смерть моя приходит! Куда я от Елены Премудрой спрячусь?

Черт ударился о сырую землю и обернулся сизокрылым орлом:

— Садись, служивый, ко мне на спину, я тебя занесу в поднебесье.

Солдат сел на орла; орел взвился кверху и залетел за облака-тучи черные.

Прошло пять часов. Елена Премудрая взяла волшебную книгу, посмотрела — и все словно на ладони увидела; возгласила она громким голосом:

— Полно, орел, летать по поднебесью; опускайся на низ — от меня ведь не укроешься.

Орел опустился наземь. Солдат пуще прежнего закручинился:

— Что теперь делать? Куда спрятаться?

— Постой, — говорит черт, — я тебе помогу. Подскочил к солдату, ударил его по щеке и оборотил булавкою, а сам сделался мышкою, схватил булавку в зубы, прокрался во дворец, нашел волшебную книгу и воткнул в нее булавку.

Прошли последние пять часов. Елена Премудрая развернула свою волшебную книгу, смотрела, смотрела — книга ничего не показывает; крепко рассердилась королевна и швырнула ее в печь.

Булавка выпала из книги, ударилась об пол и обернулась добрым молодцем.

Елена Премудрая взяла его за руку.

— Я, — говорит, — хитра, а ты и меня хитрей!

Не стали они долго раздумывать, перевенчались и зажили себе припеваючи.

ВИКТОРИНА

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40274/pub_5995a53357906aabcc46c1c9_5995a569256d5c7226dcfe0d/scale_1200

   «В ГОСТЯХ

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2000092/9b30ea3e-6ec9-41ed-a0ac-df9471258dd8/s1200?webp=falsehttps://stend64.ru/d/a-121110.jpgУ СКАЗОЧНЫХ     ГЕРОЕВ»

Цель:

Создать условия
для развития интереса к чтению, творческих способностей, познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий.

Планируемые
результаты

Личностные:

Заинтересованное
отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книгам;

Интерес к
различным видам художественной деятельности (декламация, создание творческих
работ, создание небольших сочинений, инсценировка) как к средству самовыражения;

Основы для
развития творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные: Строить
устное высказывание с учётом поставленной задачи;

Менять позиции
слушателя, читателя, зрителя в зависимости от поставленной задачи;

Проявлять
инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий.

Познавательные: Обобщать
сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом
материале;Работать с информацией;

Находить
дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме;

Проводить аналогии
между изучаемым материалом и собственным опытом;

Коммуникативные: Использовать
опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга;Проявлять
устойчивый интерес к общению и групповой работе; Использовать различные речевые
средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и
впечатлений;Сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход 
викторины.

Затей
у нас большой запас!

А
для кого они? Для вас!

Мы
знаем, вы любите игры,

Песни,
загадки и пляски.

Но
нет ничего интересней.

Чем
наши волшебные сказки.

— Ребята, а вы
любите сказки? И я люблю. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта
начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда
интересны. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Герои русских сказок
благородны, добросердечны, храбры, находчивы. Среди положительных героев
русских сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и прекрасные
царевны, и простые крестьяне. Герои сказок показывают разные стороны народного
характера: благородство, самоотверженность, мудрость, смекалку, героизм,
бескорыстность. И все препятствия герои сказок преодолевают благодаря этим
качествам. В сказках добро всегда побеждает зло.

— Сегодня мы с
вами проведём сказочную викторину “В гостях у сказочных  героев”.

Вспомним наши
любимые сказки, побываем в гостях у сказочных героев.

Давайте разделимся
на команды (из мешочка достаем квадрат и треугольник по очереди все дети).
Разбиваются на 2 команды. Каждая  команда состоит из 10 человек.

Представление
жюри.

За каждый
правильный ответ — 1 балл.

Конкурс загадок о сказочных героях

Было яичко у нас золотое,

а осталось лукошко пустое…

Плачет дед, плачет баба,

но их утешает…  («Курочка
Ряба»)

Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый
…..                   (Чебурашка)

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,
говорливый, простодушный

И румяный…               
(Колобок)

Многим долго неизвестный,   Стал
он каждому знаком.

Всем по сказке интересной

Мальчик луковка знаком.

Очень просто и не длинно

Он зовётся
…                      (Чиполино)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …       (Айболит)

Я на балу никогда не бывала,   
Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне
на бал

То голову принц от любви
потерял.

А я башмачок потеряла тогда
же.

Кто это такая? Кто тут
подскажет? (Золушка)

Подарит новое корыто, и новый
дом,

и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком
растает…. («Золотая рыбка»)

Удивляется народ: едет печка,
дым идёт,

А Емеля на печи ест большие
калачи!

Чай сам наливается по его
хотению,

А сказка называется…    («По
щучьему велению»)

Конкурс кроссвордов

1) По
горизонтали:

2.Тот Илья, что Соловья-разбойника усмирил.4.Героиня
сказок. Она и Премудрая, она и Прекрасная.7.Цветок, который дружил с
жаворонком.10.В истории про деда и медведя одному из них достались
корешки, а другому…11.Он и от дедушки ушел и от бабушки ушел.12.Что
произошло, когда принц и принцесса встретились?

По вертикали:

hello_html_m5b54eb0d.jpg1.Птица-разбойник.3.Баба
страшная …5.Младший сын деда и бабы. Обычно дурачок.6.У
сестрицы Алёнушки был братец …8.Чем поп машет?9.Сказочный
домик, в котором живет много зверей.

Ответы на
кроссворд:

hello_html_1b2c3a8f.jpg

hello_html_1f088315.jpg

hello_html_ea3fb01.jpg

Конкурс «Угадай сказку»

1.Женя, дёрнув
лепесток,

Говорила: «На
восток,

Север, запад, и на
юг

Ты лети, а кончив
круг,

Сделай чудо,
лепесток!»

Как волшебный
звать цветок?     (Цветик-семицветик)

2.«Чтоб себе не
создавать

В жизни лишних
сложностей,

Двери лучше
открывать

Нужно с
осторожностью.

Так нам правила
велят».

Подпись: «Семеро…»
( козлят»)

2.Без носков и без
чулок,

Без ботинок и
сапог

По траве катиться
мог

В детской сказке
… (Колобок.)

1.Вёдра в дом идут
с водой,

Едет печь сама
собой…

Что за чудо, в
самом деле?

Это сказка о…(«По
щучьему велению»)

2.В поле появился
дом.

Поселились в доме
том:

Мышка по имени
Норушка,

И лягушечка
Квакушка,

Ёж, Лисица и
Зайчишка.

А ещё лохматый
Мишка

Позже поселился
тут.

Как все домик-то
зовут?

Вьётся над трубой
дымок.

Этот домик — …теремок

1.Кто, скажите
всем на диво

Появлялся из
огнива?   (Три собаки из сказки  Андерсена «Огниво»)

1.Кто любил играть
и петь?

Два мышонка —
Круть и … (Верть).

Кто мышат с утра
будил?

Кто на мельницу
… (ходил)?

Намелил муки
мешок?

Это — Петя-…
(петушок).

Пирогов напёк он
много

И спросил друзей
от строго:

— Что вы делали,
мышата,

От рассвета до …
(заката)?

Веселились целый
день,

Вам работать было
… (лень)!

А теперь за стол
садитесь.

Подаёте голосок,

Нет, сначала
потрудитесь

И прочтите
«……..».(«Колосок».)

2.Всех важней она
в загадке,

Хоть и в погребе
жила:

Репку вытащить из
грядки

Деду с бабкой
помогла.

2.Смышленость
этого мальчишки

Спасла его и шесть
братишек,

Хоть ростом мал он
да удал,

Так кто из вас о
нём читал? (Мальчик-с-пальчик»)

1.В колпаке и
бородой

С киркой ищет
клады

Человечек
небольшой

Сказочного града.
(Гном.)

2.Только этот царь
родился,

Сразу в море
очутился.

В бочке плыл по
морю он,

Звался этот царь
… (Гвидон.)

1.Ложилась спать
на тюфяках

Принцесса молодая.

А утром встала в
синяках –

Вот неженка какая!
(«Принцесса на горошине)

Конкурс.
“Из какой сказки предметы”?

(Слайды )

1. Веретено.

2. Стрела

3. Корыто

4. Меч-кладенец

5. Колыбелька из
скорлупы грецкого ореха

6. Лепесток

Конкурс
“Закончи имя сказочного героя”

(Слайды)

1. Кощей ……
Бессмертный.

2. Елена ……. Прекрасная
(Премудрая)

3. Василиса ….
Премудрая.

4. Сестрица ……
Алёнушка.

5. Братец ……
Иванушка.

6. Крошечка ….
Хаврошечка.

7. Змей …..
Горыныч.

8. Сивка …..
Бурка.

Конкурс
“Адреса сказочных героев”

Правильно написать
адреса сказочных героев, соединив их стрелками.

Коту
Матроскину

Гулливеру

Василисе
Премудрой

Великому
Гудвину

Незнайке

Рассеянному

Капитану
Врунгелю

Алисе

Зазеркалье

Деревня
Простоквашино

Цветочный
город

Тридевятое
царство

г.
Ленинград, ул. Бассейная

Яхта
“Беда”

Изумрудный
город

Лилипутия

Конкурс
“Сказочный переполох”

В названиях сказок
и сказочных героев   что-то перепутано. Перепутались названия сказок. Начался
переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей — Ясным соколом. Не должно быть
беспорядка в сказках. Вы должны исправить эти ошибки.

  • Метровочка
    — Дюймовочка
  • Три
    чистюли — три поросёнка
  • Пёс в
    рукавицах – кот в сапогах
  • Глупый
    Василий – Василиса Премудрая
  • Ржавый
    замочек – золотой ключик
  • Пёс в
    рукавицах – кот в сапогах
  • Кикимора
    под арбузом — принцесса на горошине
  • Сивка
    – утка — Сивка — Бурка
  • Иван
    Королевич и оранжевый волк — Иван – Царевич и серый волк
  • Царевна
    – Петрушка — Царевна – Лягушка
  • Лиса
    и 7 колобков — волк и семеро козлят

                                          
Конкурс “Сказка стала былью”

 Давным-давно люди
мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и
чувствовать себя там, как рыбы…. Мечтали и о волшебных предметах – помните
сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали
явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.

Перо жар птицы.
(Лампа, прожектор)

Сани, что везут
сами. Печь Емели. (Автомобиль, аэросани)

Помните, у Емели
вёдра сами воду несли. (Водопровод)

Гусли – самогуды.
(Магнитофон)

Ступа. Ковёр –
самолёт. (Ракета, самолёт)

Чудо – зеркало.
(Телевизор, компьютер)

Клубок ниток,
указывающий дорогу. (Компас)

На этом наша
встреча подошла к концу. Давайте  подведем  итоги наших  конкурсов.

Определим
победителей.

— Любите сказки,
читайте сказки и помните: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок”. В сказке всегда есть урок, но урок добрый, чаще всего это дружеский
совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Спасибо
всем за участие!!!!

Конкурс «Старая сказка на новый лад»

Пока дети собираются в зале включить песню «В гостях у сказки»

В мире много сказокгрустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

Там герои сказок дарят нам тепло,

Там добро навеки побеждает зло.

Мы с хорошей сказкой неразлучны,

А чудес у сказки до небес!

Вы представьте, как бы было скучно,

Если б в мире не было чудес.

Сказок много в мире,

Всех не перечтешь!

Но таких, как наши,

В книжках не найдешь!

Сказки всем знакомы,

Но на новый лад!

Их увидеть каждый будет рад!

Мы начинаем наше представление

Всем на радость и на удивление!

Сегодня
наш праздник посвящен интересным и веселым, волшебным и смешным, удивительным сказкам,
которые знают и любят все. Но участники нашего конкурса приготовили для нас старые
сказки на современный лад. Я думаю, это будет интересно!

Давайте
познакомимся с командами. Я приглашаю на сцену наших актеров. Встречаем их
громкими аплодисментами!

5-10 классы

Музыка «В гостях у сказки». Выход
классов

С
командами мы познакомились. Давайте теперь поприветствуем жюри нашего конкурса!
(перечисление и приветствие членов жюри)

Актеры временно рассаживаются в зал.

Итак,
мы начинаем конкурс «Старая сказка на
современный лад».

В этой сказке –
именины,

Много было там
гостей.

И на этих именинах

Появился вдруг
злодей.

Он хотел убить
хозяйку,

Чуть ее не
погубил.

Но коварному
злодею

Кто-то голову
срубил.

 На
сцену приглашается 5 класс со сказкой «Муха-Цокотуха»

Сказка  1

Замечательная
сказка! Следующими идут готовиться 6 класс. А пока готовятся участники, я
предлагаю немного поиграть. Игра называется «Поймай мяч».
Я кидаю
вам мячик и говорю первую часть имени сказочного героя, а тот, кто ловит, заканчивает.
Задание понятно? Давайте попробуем.

А
сейчас встречайте 6 класс со сказкой «Колобок»!

Сказка  2

Молодцы!

К
выступлению готовятся артисты 7 класса. А зрителям я вновь предлагаю игру.

Игра
называется «Угадай сказку». Я называю вам слова, а вы должны угадать к
какой сказке они относятся.


      Лес, дорога, злость, обман, зубы («Красная шапочка»)

Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса
на горошине»).


Роза, соловей, горшочек, трещотка, 100 поцелуев. («Свинопас»).


Иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. («Новое платье короля»).


Нора, мышь, крыло, цветок, эльфы. («Дюймовочка»).

Какие
вы молодцы, все сказки знаете! Но пришло время смотреть выступление

7 класса. Сказка «Теремок».

Давайте
встретим их громкими аплодисментами!

Сказка  3

Да,
нелегкая работа предстоит жюри. Все сказки просто замечательные!

Дадим
время подготовиться 8 классу и еще поиграем.

Конкурс
«Как зовут?»

Нужно
вспомнить имена животных из сказок и мультфильмов.
 

   
Кот (Леопольд, Матроскин, Базилио, Кот в сапогах и так далее)

    Пёс
(Шарик, Бим)

    Курочка
(Ряба)

    Крыса
(Лариска)

    Ослик
(Иа, Маффин, из «Бременских музыкантов»)

    Поросёнок
(Пятачок, три поросёнка, Хрюша)

Встречайте
аплодисментами артистов 8 класса. Они покажут нам сказку «Три
поросенка».

Сказка 4

Аплодисменты 8 классу. И мы отправляем
готовиться 9 класс, а сами поиграем в игру
«Чей портрет?»

   — Он
выступает в художественной самодеятельности. Играет на гармошке. Первым сделал
открытие, что к сожалению день рождения только раз в году. (Крокодил Гена)

   — Порода
домашних охотничьих птиц, выведена лично Бабой – Ягой. Они ловят и доставляют
хозяйке к ужину непослушных маленьких детей. (Гуси – Лебеди)

    —
Сын златогривой кобылицы. Неказист, но очень умён, говорит стихам,
даёт хозяину дельные советы. (Конёк- горбунок)

    —
Владычица морская, великая волшебница. Может даже старуху, жену
простого рыбака, сделать царицей. (Золотая рыбка)

    —
Он кричит и рычит и усами шевелит: принесите-ка мне, звери, ваших
детушек. Я сегодня за ужином их скушаю. (Тараканище)

    —
Благородный пленник маленькой разбойницы, доставивший Герду в
царство Снежной королевы. (Олень)

А
сейчас сказку «12 месяцев» покажут ученики 9 класса. Встречайте!

Сказка 5

Аплодисменты
артистам! А я вновь предлагаю вам игру, пока готовится следующий 10 класс. Попробуйте
угадать зашифрованных сказочных героев.

Встречайте
10 класс со «Сказкой о царе Салтане»

Сказка  6

Спасибо
10 классу!

Наш
конкурс подходит к концу. Но осталась самая волнующая часть – награждение! Кто же
станет победителем сегодняшнего конкурса? Это мы узнаем чуть позже.

Нашему
жюри предстоит серьезная работа. А пока мы ждем их решения я вновь предлагаю
вам поиграть.

А
знаете ли вы, ребята, кто есть кто в сказках и мультфильмах?

Вот
сейчас мы это и проверим.

Мойдодыр… –
умывальник

Страшила… –
соломенное чучело

Рикки-тикки тави…-
мангуст

Тяни-Толкай –
сказочный конь с двумя головами

Каа – удав

Дядя Федор — семилетний
мальчик

 «Блиц-опрос»

    —
Кто является стражем ворот Дадонова царства? (Золотой петушок)

    —
Как звали зверька, который сильно поправил финансовое положение
Князя Гвидона? (Белка)

    —
Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает
множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели
помочь хозяйке. Кто её выручил? (Комарик)

    —
Забравшись в чужой дом, некто съедает обед, ломает мебель и вообще
устраивает беспорядок. Кто жил в этом доме? (Три медведя)

    —
Несколько бездомных находят пустующее здание и поселяются в нём.
Однако дом был разрушен. Кем? (Медведем)

   — Простая
работница сельского хозяйства создаёт изделие из драгоценного металла. Её
хозяева начинают испытывать изделие на прочность. Внезапно появляется некто и
разбивает ценное произведение. Кто этот злодей? (мышка)

    —
Что заказал слон для своего сына и сколько? (Шоколада: пудов этак
шесть)

    —
Какой овощ вытащили лишь с помощью мышки? (Репку)

    —
Какой зверь обидел нечётное количество маленьких детей? (Волк)

«Кто
такой, что такое?»

    Кто
хочет жить дружно? (Кот Леопольд)

    Как
любил есть бутерброды кот Матроскин? (Колбасой вниз)

    Где
работал дядя кота Матроскина? (На гуталиновой фабрике)

    Какое
страшное чудище увидел крошка Енот? (Своё отражении)

    В
каком городе живут Бременские музыканты? (В Бремене)

    Квартет
домашних животных под управлением юноши? (Кот, петух, пёс, осёл)

Конкурс
«Зашифрованная сказка»

Условия
этого конкурса очень просты: задается фраза, в которой каждое слово
«перевернуто» на противоположное по значению. Нужно эту фразу отгадать.
Например, «Доброе утро, старики!» — это «Спокойной ночи, малыши!».

1.      Кикимора
под арбузом.

Принцесса
на горошине.

2.      Пес
в рукавицах.

Кот
в сапогах.

3.      Кубик
рубик.

Колобок.

4.      Глупый
Василий.

Василиса
премудрая.

5.      Зеленый
ботинок.

Красная
шапочка.

6.      Ржавый
замочек.

Золотой
ключик.

7.      Серенький
кустарник.

Аленький
цветочек.

8.      Усопший
толстяк.

Кощей
Бессмертный.

9.      Босоножка.

Золушка.

10.    Многоэтажный
дом с разными жителями.

Варежка

11.Чудо
Юдо рыба кит.

Золотая
рыбка.

Если
жюри задерживается можно сделать музыкальную паузу (включить песню «В гостях у
сказки»)

Приглашаю
на сцену всех актеров.

Наши
участники очень волнуются. Давайте поддержим их громкими аплодисментами!

Аплодисменты
всем, кто помогал нашим участникам готовиться к сегодняшнему конкурсу — вашим
классным руководителям:

Аплодисменты
жюри конкурса. Вам слово!

Награждение

Возможные номинации:

«Приз
зрительских симпатий»

«Лучшее
воспроизведение сказки» (театрализация)

«Лучшая
музыкальная сказка» (мюзикл)

«Сказочная
страна» (за дружбу и единство коллектива)

«Креативная
сказка» (сказка на новый лад)

«Театральное
искусство» (за лучшее театральное перевоплощение)

«За
лучшую мужскую роль»

«За
лучшую женскую роль»

Поздравим
друг друга аплодисментами! Спасибо всем за чудесный праздник!

Сказки

Русская народная сказка

Царевна

В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью.

Ровно в двенадцать часов слышится солдату, что кто-то кричит из этой башни:

— Эй, служивый!

Солдат спрашивает:

— Кто меня кличет?

— Это я — черт, — отзывается голос из-за железной решетки, — тридцать лет как сижу здесь не пивши, не евши.

— Что же тебе надо?

— Выпусти меня на волю. Как будешь в нужде, я тебе сам пригожусь; только помяни меня — и я в ту же минуту явлюсь к тебе на выручку.

Солдат тотчас сорвал печать, разломал замок и отворил двери — черт выскочил из башни, взвился кверху и сгинул быстрее молнии.

«Ну, — думает солдат, — наделал я дела; вся моя служба ни за грош пропала. Теперь засадят меня под арест, отдадут под военный суд и, чего доброго, заставят сквозь строй прогуляться; уж лучше убегу, пока время есть».

Бросил ружье и ранец на землю и пошел куда глаза глядят.

Шел он день, и другой, и третий; разобрал его голод, а есть и пить нечего; сел на дороге, заплакал горькими слезами и раздумался:

«Ну, не глуп ли я? Служил у царя десять лет, каждый день по три фунта хлеба получал. Так вот нет же! Убежал на волю, чтобы помереть голодною смертью. Эх, черт, всему ты виною!»

Вдруг откуда ни взялся — стал перед ним нечистый и спрашивает:

— Здравствуй, служивый! О чем горюешь?

— Как мне не горевать, коли третий день с голоду пропадаю.

— Не тужи, это дело поправное! — сказал черт.

Туда-сюда бросился, притащил всяких вин и припасов, накормил-напоил солдата и зовет его с собою:

— В моем доме будет тебе житье привольное; пей, ешь и гуляй, сколько душа хочет, только присматривай за моими дочерьми — больше мне ничего не надобно.

Солдат согласился. Черт подхватил его под руки, поднял высоко-высоко на воздух и принес за тридевять земель, в тридесятое государство — в белокаменные палаты.

У черта было три дочери — собой красавицы. Приказал он им слушаться того солдата и кормить и поить его вдоволь, а сам полетел творить пакости: известно — чёрт! На месте никогда не сидит, а все по свету рыщет да людей смущает.

Остался солдат с красными девицами, и такое ему житье вышло, что и помирать не надо. Одно его кручинит: каждую ночь уходят красные девицы из дому, а куда уходят — неведомо. Стал было их про то расспрашивать, так не сказывают, запираются.

«Ладно же, — думает солдат, — буду целую ночь караулить, а уж усмотрю, куда вы таскаетесь».

Вечером лег солдат на постель, притворился, будто крепко спит, а сам ждет не дождется — что-то будет?

Вот как пришла пора-время, подкрался он потихоньку к девичьей спальне, стал у дверей, нагнулся и смотрит в замочную скважинку. Красные девицы принесли волшебный ковер, разостлали по полу, ударились о тот ковер и сделались голубками; встрепенулись и улетели в окошко.

«Что за диво! — думает солдат. — Дай-ка я попробую».

Вскочил в спальню, ударился о ковер и обернулся малиновкой, вылетел в окно да за ними вдогонку.

Голубки опустились на зеленый луг, а малиновка села под смородинов куст, укрылась за листьями и высматривает оттуда.
На то место налетело голубиц видимо-невидимо, весь луг прикрыли; посредине стоял золотой трон.

Немного погодя осияло и небо и землю — летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев; на колеснице сидит королевна Елена Премудрая — такой красы неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать!

Сошла она с колесницы, села на золотой трон; начала подзывать к себе голубок по очереди и учить их разным мудростям. Покончила ученье, вскочила на колесницу — и была такова!

Тут все до единой голубки снялись с зеленого лугу и полетели каждая в свою сторону. Птичка-малиновка вспорхнула вслед за тремя сестрами и вместе с ними очутилась в спальне.

Голубки ударились о ковер — сделались красными девицами, а малиновка ударилась — обернулась солдатом.

— Ты откуда? — спрашивают его девицы.

— А я с вами на зеленом лугу был, видел прекрасную королевну на золотом троне и слышал, как учила вас королевна разным хитростям.

— Ну, счастье твое, что уцелел! Ведь эта королевна — Елена Премудрая, наша могучая повелительница. Если б при ней да была ее волшебная книга, она тотчас бы тебя узнала — и тогда не миновать бы тебе злой смерти. Берегись, служивый! Не летай больше на зеленый луг, не дивись на Елену Премудрую, не то сложишь буйну голову.

Солдат не унывает, те речи мимо ушей пропускает.

Дождался другой ночи, ударился о ковер и сделался птичкой-малиновкой. Прилетела малиновка на зеленый луг, спряталась под смородинов куст, смотрит на Елену Премудрую, любуется ее красотой ненаглядною и думает:

«Если бы такую жену добыть — ничего б в свете пожелать не осталося! Полечу-ка я следом за нею да узнаю, где она проживает».

Вот сошла Елена Премудрая с золотого трона, села на свою колесницу и понеслась по воздуху к своему чудесному дворцу; следом за ней и малиновка полетела.

Приехала королевна во дворец; выбежали к ней навстречу няньки и мамки, подхватили ее под руки и увели в расписные палаты. А птичка-малиновка порхнула в сад, выбрала прекрасное дерево, что как раз стояло под окном королевниной спальни, уселась на веточке и начала петь так хорошо да жалобно, что королевна целую ночь и глаз не смыкала — все слушала.

Только взошло красное солнышко, закричала Елена Премудрая громким голосом:

— Няньки, мамки, бегите скорее в сад; изловите мне птичку-малиновку!

Няньки и мамки бросились в сад, стали ловить певчую пташку… Да куда им, старухам! Малиновка с кустика на кустик перепархивает, далеко не летит и в руки не дается.

Не стерпела королевна, выбежала в зеленый сад, хочет сама ловить птичку-малиновку; подходит к кустику — птичка с ветки не трогается, сидит опустя крылышки, словно ее дожидается.

Обрадовалась королевна, взяла птичку в руки, принесла во дворец, посадила в золотую клетку и повесила в своей спальне.
День прошел, солнце закатилось, Елена Премудрая слетала на зеленый луг, воротилась, начала снимать уборы, разделась и легла в постель. Как только уснула королевна, птичка-малиновка обернулась мухою, вылетела из золотой клетки, ударилась об пол и сделалась добрым молодцем.

Подошел добрый молодец к королевниной кроватке, смотрел, смотрел на красавицу, не выдержал и поцеловал ее в уста сахарные. Видит — королевна просыпается, обернулся поскорей мухою, влетел в клетку и стал птичкой-малиновкой.

Елена Премудрая раскрыла глаза, глянула кругом — нет никого. «Видно, — думает, — мне во сне это пригрезилось!» Повернулась на другой бок и опять заснула.

А солдату крепко не терпится; попробовал в другой и в третий раз — чутко спит королевна, после всякого поцелуя пробуждается.

На третий раз встала она с постели и говорит:

— Тут что-нибудь да недаром: дай-ка посмотрю в волшебную книгу.

Посмотрела в свою волшебную книгу и тотчас узнала, что сидит в золотой клетке не простая птичка-малиновка, а молодой солдат.

— Ах ты! — закричала Елена Премудрая. — Выходи-ка из клетки. За твою неправду ты мне жизнью ответишь!

Нечего делать — вылетела птичка-малиновка из золотой клетки, ударилась об пол и обернулась добрым молодцем.

— Нет тебе прощения! — сказала Елена Премудрая и крикнула палача рубить солдату голову.

Откуда ни взялся — стал перед ней великан с топором и с плахою, повалил солдата наземь, прижал его буйную голову к плахе и поднял топор. Вот махнет королевна платком, и покатится молодецкая голова…

— Смилуйся, прекрасная королевна, — сказал солдат со слезами, — позволь напоследях песню спеть.

— Пой, да скорей!

Солдат затянул песню, такую грустную, такую жалобную, что Елена Премудрая сама расплакалась; жалко ей стало доброго молодца, говорит она солдату:

— Даю тебе сроку десять часов; если ты сумеешь в это время так хитро спрятаться, что я тебя не найду, то выйду за тебя замуж; а не сумеешь этого дела сделать, велю рубить тебе голову.

Вышел солдат из дворца, забрел в дремучий лес, сел под кустик, задумался-закручинился:

— Ах, дух нечистый! Все из-за тебя пропадаю.

В ту ж минуту явился к нему черт:

— Что тебе, служивый, надобно?

— Эх, — говорит, — смерть моя приходит! Куда я от Елены Премудрой спрячуся?

Черт ударился о сырую землю и обернулся сизокрылым орлом:

— Садись, служивый, ко мне на спину, я тебя занесу в поднебесье.

Солдат сел на орла; орел взвился кверху и залетел за облака-тучи черные.

Прошло пять часов. Елена Премудрая взяла волшебную книгу, посмотрела — и все словно на ладони увидела; возгласила она громким голосом:

— Полно, орел, летать по поднебесью; опускайся на низ — от меня ведь не укроешься.

Орел опустился наземь.

Солдат пуще прежнего закручинился:

— Что теперь делать? Куда спрятаться?

— Постой, — говорит черт, — я тебе помогу.

Подскочил к солдату, ударил его по щеке и оборотил булавкою, а сам сделался мышкою, схватил булавку в зубы, прокрался во дворец, нашел волшебную книгу и воткнул в нее булавку.

Прошли последние пять часов. Елена Премудрая развернула свою волшебную книгу, смотрела, смотрела — книга ничего не показывает; крепко рассердилась королевна и швырнула ее в печь.

Булавка выпала из книги, ударилась об пол и обернулась добрым молодцем.

Елена Премудрая взяла его за руку.

— Я, — говорит, — хитра, а ты и меня хитрей!

Не стали они долго раздумывать, перевенчались и зажили себе припеваючи.

                        
СКАЗКА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ.

Сказка как жанр фольклора.

Сказка как жанр фольклора имеет свою
специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я.
Пропп.

Тексты данного жанра, строятся с
помощью установленных традицией клише:

Сказка как жанр фольклора.

• Сказочные формулы — ритмизованные
прозаические фразы:

— «Жили-были…», «В некотором
царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

— «Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается» — срединные формулы;

— «И я там был, мёд-пиво пил, по усам
текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;

Сказка как жанр фольклора.

2. «Общие места» — кочующие из текста в текст
разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

— Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где
проза перемежается с ритмизованными местами:

— Клишированное описание
портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;

— Клишированные формульные
вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу
задом», и т.д.;

Сказка как жанр фольклора.

— Клишированное описание места действия: «на
калиновом мосту, на реке смородиновой»;

— Клишированное описание действий:
перемещение героя на «ковре-самолёте»;

— Общефольклорные эпитет: «красна девица»,
«добрый молодец».

История сказки.

Сказка или
казка, байка, и побасенка (древнейшее ее название басень — от слова
«баять», «говорить») — это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка
о том чего не бывает.

Сказка —
вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная
проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых
опираются на вымысел.

История сказки.

Слово «сказка» засвидетельствовано
в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение:
перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX
века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.

Структура сказки.

• Зачин. (“В некотором царстве, в
некотором государстве жили-были…”).

• Основная часть.

• Концовка. (“Стали они жить – поживать
и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Основные герои.

Любимый герой русских сказок Иван-царевич,
Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный
герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе
счастье.

Основные герои.

Важное место в русских волшебных сказках
отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

Это Василиса Премудрая, Елена
Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Основные герои.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего
выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

— Баба Яга — один из самых древних
персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в
избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но
иногда помогает.

— Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с
несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный
персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается
буря, сверкает молния, дрожит земля.
image001

Особенности русских народных
сказок.

В русских сказках часто встречаются
повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый
молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят;
буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Особенности русских народных
сказок.

В русских сказках определение ставится после
определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые;
солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно
солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо
пойди

image002

Особенности русских народных
сказок.

Языку сказок свойственно употребление имен
существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают
им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок,
солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.
Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то,
вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Сказки о животных.

Cказка о животных 
это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в
которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также
предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1)
играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза
(саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки
«Старая хлеб-соль забывается»).

Сказки о животных.

Сказки о животных — широко
распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о
животных, в русском — 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем
значительная их час оригинальна.

— Композиционный прием сказок о животных
связан с обманом в разных его видах: коварный совет, неожиданный испуг,
изменение голоса и др.

Сказки о животных.

— В сказках о животных можно проследить
забытые верования, обряды, представления.

— В сказках о животных говорится о повадках,
проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о
птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между
людьми.

Сказки бытовые.

Сказка бытовая 
ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.

— В бытовой сказке говорится о жизни и
представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые ее
сюжеты тоже пришли из очень давних времен.

Сказки бытовые.

— Местом действия бытовых сказок является
русская часто крепостная деревня.

— Герой — деревенский бедняк, батрак или
солдат; он воюет с барином, барыней, с богатеем и попом.

— Бытовые сказки высмеивают
общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.

— Бытовые сказки полны юмора, они дают
комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад,
ворчливых, упрямых жен.

Сказки бытовые.

— Бытовая сказка идеализирует
активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной
борьбе.

— Для бытовой сказки характерны краткость
изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению
мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов.

— В бытовой сказке не используются
красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой
сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них
начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

Волшебные сказки.

— В основе сюжета волшебной сказки
находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи
чудесных средств, или волшебных помощников.

— В экспозиции сказки присутствуют
стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с
братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего
поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.

— Завязка сказки состоит в том, что главный
герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую
мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало
противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Волшебные сказки.

— Развитие сюжета — это поиск
потерянного или недостающего.

— Кульминация волшебной сказки состоит в том,
что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и
всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые
всегда разгадываются).

— Развязка — это преодоление потери, или
недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть
приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Волшебные сказки.

— Главный герой сказки всегда молод.

— В волшебных сказках герой встречается с:

— Существами, которых не встретишь в
жизни: водяным царем, русалками, лешим, Кощей Бессмертный, Баба-Яга,
многоголовый Змей, великаны и карлики.

— Невиданными зверями: Олень — Золотые
рога, Свинка — Золотая щетинка, Жар — Птица.

— Властителями стихий, природных сил:
Солнце, Месяц, Ветер, Морозко.

Волшебные сказки.

— Нередко в руки героя попадают чудесные
предметы:

— гусли — самогуды,

— скатерть-самобранка,

— шапка-невидимка.

— В такой сказке все возможно. Хочешь стать
молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни
их мертвой, а затем живою водой.

Волшебные сказки.

В волшебной сказке особенно ярко сказались
обращенные к светлому будущему, мечты народа, представления о справедливой и радостной
жизни, добре, правде, красоте. В этих сказках настойчиво звучит оптимистическая
вера в победу добра над злом.

  • Чудеса и превращения в сказке морозко и мороз иванович
  • Чудеса в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях а с пушкина
  • Чувствую себя неплохо как пишется
  • Чугунолитейный завод как пишется
  • Чувашские народные сказки с картинками