Чучело рассказ краткое содержание для читательского дневника

Жанр: повестьчитайте краткое содержание других произведений владимира железникова:космонавтглавные герои повести чучело и их характеристикалена бессольцева. 12 лет. добрая и наивная

Жанр: повесть

Читайте краткое содержание других произведений Владимира Железникова:

«Космонавт»

Главные герои повести «Чучело» и их характеристика

  1. Лена Бессольцева. 12 лет. Добрая и наивная девочка. 
  2. Николай Николаевич. Дедушка Лены. Собиратель картин.
  3. Маргарита Ивановна. Учитель. Классный руководитель. Решает свои личные проблемы.
  4. Валька. Живодёр. Завистливый и подлый.
  5. Лохматый. Сын лесничего. Сильный и жестокий.
  6. Миронова. Железная кнопка. Авторитарная, надменная, самоуверенная, жестокая.
  7. Шмакова. Хитрая, завистливая, мелочная.
  8. Попов. Не имеет своего мнения.
  9. Васильев. Маленький, смелый, честный, принципиальный.
  10. Дима Сомов. Мальчик из обеспеченной семьи. Трус.

План пересказа повести «Чучело»

  1. Старый дом и картины.
  2. Поспешные сборы.
  3. Встреча одноклассников.
  4. Сила победила.
  5. Дед и внучка.
  6. Первый день в школе.
  7. Звери на фабрике.
  8. Поцелуй.
  9. Сбежали с урока.
  10. Дима предаёт ребят.
  11. Скандал.
  12. Поиски предателя.
  13. Признание Лены.
  14. Бойкот и побег.
  15. В парикмахерской
  16. Гнев деда.
  17. Разборки у парикмахерской.
  18. «Машка».
  19. Медвежья морда и разбитое стекло.
  20. Малодушие Димы.
  21. Чучело.
  22. Счастливая Маргарита.
  23. Испорченный день рождения.
  24. Отъезд.
  25. Дар городу.
  26. Каждый сам за себя.

Краткое содержание повести «Чучело» для читательского дневника в 6 предложений

  1. С первого дня ребята в новой школе стали насмехаться над Леной.
  2. Только Дима заступился за девочку и они подружились.
  3. Когда ребята сбежали с урока, Дима встретил учительницу и всё ей рассказал.
  4. Ребят не взяли в Москву и Лена, спасая Диму, взяла вину на себя.
  5. Но Дима струсил и вместе с ребятами стал травить Лену.
  6. Когда Лена уехала, правда открылась, и ребята просили у неё прощения.

Главная мысль повести «Чучело»

Простить можно всё, кроме предательства.
 
Чему учит повесть «Чучело»

Повесть учит милосердию и состраданию. Учит дружбе и взаимовыручке. Учит уметь отстаивать свою позицию. Учит иметь своё мнение, не идти на поводу большинства. Учит не мерить всё деньгами. 

Отзыв на повесть «Чучело»

Мне очень понравилась эта повесть, хотя в ней рассказывается о детской жестокости. Мне жаль, что ребята в повести вели себя не по-человечески, что они пытались всех мерить под одну гребёнку. Мне жаль, что Лене пришлось вытерпеть столько издевательств просто потому, что она была не такой как все. И мне понравилось, что Лена не озлобилась и осталась человеком, который никогда не станет обижать других.

Пословицы к повести «Чучело»

Друг познаётся в беде.

Не суди сам и не судим будешь.

Один за всех и все за одного.

Героям — слава, предателям — смерть.

В тихом омуте черти водятся.

Читать краткое содержание, пересказ повести «Чучело» по главам:

Глава 1

Ленка в отчаянии неслась по улице. Она всхлипывала и просила дедушку уехать отсюда, где живут шакалы и лисы, так обидевшие её.

Глава 2

После тридцати лет отсутствия Николай Николаевич вернулся в родной дом. Он нашёл спрятанные сестрой картины, затопил печь, а потом постепенно принялся за ремонт дома.

Дом ожил, а Николай Николаевич часто бродил по городу. К нему привыкли, а мальчишки дразнили заплаточником.

Соседям казалось странным, что старик каждый день топит печь и ночью не выключает свет.

Однажды к Николаю Николаевичу приехала внучка Лена. Осенью она пошла в шестой класс.

Глава 3

Лена ходила по улицам и её всё было интересно. Но в ноябре случилась страшная история. В тот день Лена прибежала домой и стала спешно собирать рюкзак. Она потребовала у деда денег на проезд к родителям.

Дедушка отказал, а Лена пригрозила продать картину. Дед дал ей пощёчину и Лена убежала.

Глава 4

Валька спешил на встречу с друзьями, чтобы вместе идти на день рождения к Димке Сомову. Он встретился с Лохматым и Рыжим и стал завидовать Димке, у которого всё было. Лохматый сжал шею Вальки и сказал, что главное не зависть, а сила. 

Подошли Попов и Шмакова, потом явилась Миронова. Васильев сказал, что не пойдёт к Сомову и Миронова стала отчитывать его за измену идеалам. А Лохматый ударил. Васильев упал, его очки откатились и Валька их раздавил.

Васильев ушёл, а Миронова объявила, что они едины.

Ребята увидели Маргариту Ивановну, которая покупала билет в кассе речного пароходства. Учительница ушла, а к кассе подошла Лена. Ребята стали кричать, обзывая её чучелом и ябедой, а Миронова удовлетворённо сказала, что сила победила и Лена уезжает.

Подошёл Николай Николаевич и стал стыдить ребят, но Миронова сказала, что они всё сделали правильно.

Дедушка дал Лене денег и она купила два билета. Дома дед стал уговаривать Лену не уезжать, и она бросила в него портфелем. А потом рассказала всю историю

Глава 5

Когда Лена в первый раз пришла в класс, ребята стали смеяться над ней и её дедом, у которого они воровали яблоки. Лена не поняла насмешек и ей показалось, что ребята просто весёлые.

Мальчишки стали обзывать её чучелом, а Димка заступился за Лену. Он скрутил Попова и сказал, что тот сам чучело.

Пришла Маргарита и раздала ученикам конфеты. Она была счастливой, ведь она выходила замуж.

Лена села рядом с Димой, там, где раньше сидела красавица Шмакова. А Маргарита объявила, что на осенние каникулы школа поедет на экскурсию в Москву.

Тогда Дима предложил заработать денег на поездку, а не брать их у родителей.

Ребята стали работать в парке и на уборке овощей и плодов.

Однажды Лена промочила ноги и Дима отдал ей свои сапоги. Это было очень счастливое время для неё.

Когда ребята трудились на фабрике игрушек, Дима принёс заработанные деньги и они стали радостно бросать рубли и десятки в копилку. Охранять копилку поручили Лене. Остальные ребята надели маски зверей и стали толкать и щипать Лену, обещая отобрать у неё копилку.

Позже на улице Лена и Дима увидели Вальку, который тащил куда-то собаку. Дима отобрал и отпустил собаку, но старший брат Вальки сильно ударил мальчика.

Дима рассказал Лене, что Валька сдаёт собак на живодёрню, а Лена предложила Диме дружить. Дима согласился и Лена поцеловала его в щёку.

Это увидели Валька с братом и Дима с Леной убежали, крикнув тем, что они живодёры.

Глава 6

На следующий день в школу Валька пришёл в братом. Тот стёр с доски объявление об уроке литературы и погрозил Диме. Дима промолчал.

Ребята обрадовались и решили сбежать с урока в кино. Дима шумел больше всех. Только Миронова отказалась идти, но Лохматый поднял её и вынес из класса.

Ребята ушли, но в классе остались спрятавшиеся Попов и Шмакова, которые жадно облизнулись на забытую Димой копилку.

Тут пришла Маргарита и ребята снова спрятались. А Дима вернулся за копилкой и был пойман Маргаритой. Лена слышала, как учительница стала стыдить мальчика, назвала его трусом и дала пощёчину. Дима ей всё рассказал и они с учительницей вышли из класса.

Дима догнал ребят и они пошли в кино. Лена ждала, когда Дима признается, что всех заложил, но тот молчал.

Глава 7

На следующее утро Маргарита объявила ребятам, что они не едут в Москву, а она едет. Ребята обиделись и стали кричать на Маргариту. Та вышла из себя и разбила копилку.

Ребята стали делить деньги. Дима отказался брать свои деньги и стал их совать Вальке, Лена тоже не стала брать деньги. Дима стал просить сохранить деньги, чтобы поехать в Москву зимой.

А Миронова сказала, что кто-то донёс Маргарите про стёртую надпись. Ребята стали искать предателя. Миронова сказала, что Димка возвращался в класс. Димка очень испугался. А Миронова стала считать пульс у ребят, чтобы выявить предателя по волнению. И Лена сказала, что это она предала всех.

Все стали кричать и угрожать Лене, а Миронова сказала, что ей надо объявить бойкот. И все радостно кричали: «Бойкот!»

Глава 8

Во дворе школы был праздник. Родители провожали уезжающих детей. Маргарита спросила Лену про бойкот, но сразу забыла про свои слова и заспешила в автобус.

Лена осталась одна с ребятами, злыми-презлыми. Они хотели избить её, но Диме удалось схватить Лену за руку и убежать.

Они спрятались в парикмахерской и там Дима наконец-то понял, что Лена ничего не говорила учительнице, а призналась, чтобы спасти его.

Он хотел всё рассказать ребятам, но снова испугался. Дима сказал, что даже если он теперь признается, ребята не поверят и решат, что он выгораживает Лену.

Лена защищала Диму, когда рассказывала про это деду, но тот вдруг рассвирепел и назвал мальчика предателем.

Глава 9

Лена решила сделать красивую причёску, а Дима стал ждать её на улице. Но увидел ребят из класса и убежал.

Ребята стояли у парикмахерской, когда вышла Лена с новой причёской. Её стали обстреливать горохом из трубочки, потом подхватили и потащили. Неожиданно на помощь Лене Пришёл Васильев, он сумел раскидать ребят и Лена вырвалась и побежала.

Только Васильев остался у парикмахерской. Тут вернулся Дима. Он сказал, что надо выручать Лену, и что она не предатель. Они с Васильевым бросились туда, где раздавались крики «Чучело» и «Предатель».

Глава 10

Лену гнали по городу как зайца, и ей чудом удалось добраться до дома. В окно кто-то сунул морду медведя и Лена перепугалась.

Когда дед пришёл домой, он застал ей, сидящую в полной темноте. Дед был счастлив. Бабка в деревне отдала ему картину прадеда, которую он называл «Машкой». Эта Машка была удивительно похожа на Лену.

Тут в окно снова полезла медвежья морда. Дед успел сорвать её и увидел Димку. Лена кричала, что Димку заставили пугать её, а с улицы слышался дикий хохот.

Лена бросилась на улицу. Вскоре послышался звон разбитого стекла. 

Когда Лена вернулась, она сказала, что Дима обманул её. Что она видела всех ребят у него дома, что они веселились и смотрели телик. И тогда она бросила в окно камень.

Дед почти не слушал её. Все его мысли были о вновь обретённой картине.

Глава 11

На следующий день Дима пришёл к Лене и стал каяться, называя себя трусом. Он обещал рассказать ребятам правду и Лена простила его.

Тут появился Валька и стащил сохнувшее на верёвке платье Лены. Дима бросился за ним. Лена пошла следом и увидела всех ребят вместе. Рыжий надел её платье и показывал Лену, все вокруг смеялись.

Тут появился Дима и стал отбирать платье. Он подрался с ребятами и Лена радовалась его смелости. Но Дима снова струсил и не смог признать свою вину.

Лена бросилась его защищать и её схватили. Ребята стали кидать платье и Дима тоже кидал вместе со всеми. И тогда Лена ударила Диму.

Её вытащили в сад, где стояло чучело. На чучело надели платье и Дима поджёг его. Лена оттолкнула Диму и вырвала чучело, а потом стала размахивать горящим чучелом и наступать на ребят.

Ребята разбежались. Дима снова пытался оправдаться, но Лена оттолкнула его.

Глава 12

Каникулы кончились. Лена с нетерпением ждала Маргариту, надеясь, что та всё расскажет класса. Но Маргарита приехала с мужем, и не замечала чужие проблемы.

Лена поняла, что справедливости ждать нечего, объявила, что уезжает и вышла из класса.

Она всё рассказала деду и теперь торопливо собирала вещи.

У Димы веселились и шумели. Там играла музыка.

Вдруг к Лене пришёл Васильев. Он спросил, почему Лена уезжает, и действительно ли она предатель. Лена раскричалась, что всем докажет, и выбежала из дома.

Глава 13

Лена прибежала в парикмахерскую и попросила постричь её наголо. Потом надела обгорелое платье и пошла к Диме. Тот танцевал со Шмаковой.

Лена стала говорить ребятам правду. Она рассказала про собак, которых убивает Валька, и ушла.

Лохматый нашёл у Вальки поводок и стал гонять его по комнате. Он понял, что это брат Вальки прострелил руку его отцу. Лохматый надел на Вальку ошейник, но потом прогнал его.

Миронова одобрила поступок Лены и сказала, что могла бы с ней подружиться, если бы Лена не была предателем. Она ушла с дня рождения.

Шмакова сказала Диме, что они с Поповым всё слышали, как он предавал ребят, и Дима перепугался. А Шмакова веселилась и ела пирожные.

Глава 14
На следующее утро дедушка заколотил дом и вместе с Леной пошёл к пристани. По дороге они увидели Димку, который убегал от ребят. Те гнали его и ругали последними словами.

Лена побежала следом.

Диму загнали в класс и он пытался выпрыгнуть в окно. Ребята стали кричать про бойкот и все голосовали за. Только Лена была против. Она сказала, что никогда никого не будет гонять так, как гоняли её.

Пришла Маргарита. Она сказала, что Николай Николаевич подарил городу свою коллекцию картин и что в городе будет музей. Ребята оторопели. Они не понимали, как можно подарить то, что стоит так много денег.

Тут появился дедушка, подарил школе «Машку» и увёл Лену.

Ребята стали хвалить Лену и наконец рассказали Маргарите, почему объявляли ей бойкот. Учительница пришла в ужас, ведь она могла помочь девочке. Её муж уезжал на катере, но она не могла бросить ребят.

А Миронова предложила бойкот Сомову. Но Рыжий неожиданно отказался. Он сказал, что когда Попов рассказал про Диму, пришёл в ужас. И теперь он сам по себе. Бойкот никто не поддержал и Миронова заплакала.

Рыжий развернул картину и вдруг узнал Лену. Он подошёл к доске и написал: «Прости нас, Чучело».

Рисунки и иллюстрации к повести «Чучело»

1

Повесть «Чучело» написана Владимиров Железниковым в 1981 году, в основу сюжета вошел личный опыт племянницы писателя. Основные события повествуют о шестикласснице, которой пришлось столкнуться с жестокостью сверстников и безразличием взрослых. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с повестью в сокращении и оценить отзыв о произведении для читательского дневника.


Краткий пересказ (467 слов): В небольшом городке у Оки живет Николай Николаевич Бессольцев по прозвищу Заплаточник и ходит в пальто с заплатками. К нему приезжает Лена Бессольцева, его внучка. Она приходит в новую школу и сразу же получает прозвище «Чучело». 

Лена не реагирует на оскорбления, воспринимая все как шутки, и смеется вместе со всеми. Однако дети оказываются по-настоящему жестокими, они оскорбляют и унижают, тем самым показывая себя лидерами. Лена обладает доброй душой, поэтому пытается смириться с этим и наладить отношения. К счастью, был один человек, захотевший с ней дружить, –  всеобщий любимец Димка Сомов из уважаемой семьи. Даже классная руководительница не замечает происходящего из-за забот о своей свадьбе. 

Класс решает прогулять урок русской литературы и пойти гулять. Не дойдя до кино, Лена разбивает коленку и возвращается в медпункт. Димка вспоминает о копилке, в которой были их общие заработанные деньги на экскурсию в Москву, и возвращается за ней в школу. Там он сталкивается с Маргаритой Ивановной и рассказывает правду о прогуле. Его слышат Шмакова, Попов (они спрятались под партой в школе, чтобы им не влетело из-за прогула) и Лена.

Утром все приходят нарядные в честь поездки в Москву. Однако классная ее отменяет из-за прогула класса и выходит из кабинета, опрокидывая копилку. Дети начиняют выяснять, кто из них предатель. Железная кнопка указывает на Димку, но затем начинают подозревать Попова. Он в свою очередь намекает на вчерашний подслушанный разговор. Лена, не дожидаясь признания Димки, берет вину на себя. Класс незамедлительно объявляет ей бойкот. 

Лену унижают и даже бьют. Димка обещает ей, что расскажет всем правду, но в итоге не может набраться смелости. Николай Николаевич из-за заботы о своих обожаемых картинах (он собирает творения своего дедушки) не замечает травли, хотя все это происходит у него под носом. 

Последней каплей становится сжигание чучела в платье Лены. Чучело поджигает Димка. Лена сразу пытается потушить чучело, ведь ей кажется, будто это она горит. Она меняется и перестает бояться.

В последний день каникул Лена приходит к классной, чтобы попросить ее рассказать правду, однако той не до этого, ибо она вернулась с молодым мужем. Лена приходит в класс только попрощаться. 

В этот день у Димы день рождения, все собрались у него дома. Лена не приглашена, но она надевает прожженное платье и отрезает волосы, чтобы быть похожей на чучело. В таком виде она приходит на праздник к Димке и высказывает все. Попов рассказывает правду о Димке Железной Кнопке.

На следующий день все объявляют бойкот Сомову, кроме Лены. На прощание Николай Николаевич дарит школе картину «Машка». Когда классная возвращается, Железная Кнопка рассказывает обо всем, что происходило с Леной. Маргарите становится стыдно, что она слишком была увлечена своей личной жизнью и не обратила внимание на это. Компания Мироновой разваливается, осознавая, что бойкот — это далеко не выход. Класс разворачивает картину и узнает в ней Лену, ту чистую девочку с бескорыстной душой. Рыжий подходит к доске и пишет: «Чучело, прости нас!».


Отзыв (290 слов): Повесть «Чучело» — это по-настоящему поучительное произведение как для детей, так и для взрослых. Мы видим изображение жестокого и аморального общества на примере детей. Тут есть место и предательству, и лжи, и угнетению — всему, чего не должно быть у шестиклассников.

Мое мнение о повести «Чучело» весьма положительное. Мне нравится, что автор затронул актуальные проблемы мира подростков, где иногда происходят настоящие драмы. Лена (это мой любимый герой произведения) стала жертвой всеобщего равнодушия и страха. Ее дедушка боялся покинуть свои картины и вникнуть в проблемы внучки, а Маргарите Ивановне было все равно, что происходит в школе, ведь лично у нее все было замечательно. В такой ситуации ребенок был обречен на зверскую травлю, ведь остальные дети росли без должного воспитания. Только Васильев проявлял здравый смысл, и то из-за личной симпатии к Лене.

Чему учит «Чучело»? Автор заставляет задуматься о том, как важно научиться прощать и отвечать за свои поступки. Дети винили во всем предателя, но, по сути, они сами виноваты, что прогуляли урок. Вместо признания вины они искали того, кто будет козлом отпущения, и эти поиски привели к трагическим последствиям, ведь Диме не хватило твердости признать, что он-то поступил правильно, сказав правду. Но главная мысль повести «Чучело» — призыв к доброте и гуманности. Дети должны были простить и Диму, и Лену, но их категоричность и злость стали причинами звериной жестокости. Из-за этого после прочтения «Чучела» остается тягостное впечатление.

Автор показывает нам, как молчание может обернуться предательством и сильно покалечить людей. Умение нести ответственность за свои поступки — это то, что нужно помнить всегда. Также автор указывает и на безответственность взрослых, которые не смогли остановить жестокое поведение детей. Мое отношение к ним смягчилось только после финального раскаяния, когда и учитель, и дедушка поняли, как важно вникать в дела детей и помогать им вовремя. 

Автор: Ольга Макарова

На чтение 11 мин. Просмотров 1 Опубликовано

О произведении

Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1975 году. Произведение отличается эмоциональностью и повествует о стойкой и мужественной девочке, вынужденной противостоять одноклассникам, объявившим ей бойкот.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чучела» по главам. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Лена Бессольцева (Чучело)открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания.

Дима Сомов красивый, умный мальчик из обеспеченной семьи, малодушный трус.

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) дедушка Лены, добрый, мягкий, замкнутый человек, коллекционер картин.

Другие персонажи

Маргарита Ивановнамолодая учительница, классный руководитель 6-А, добрая, справедливая, но зацикленная на своей личной жизни.

Миронова (Железная Кнопка) принципиальная, озлобленная на весь мир девочка с мощными лидерскими задатками.

Шмакова главная красавица в классе, подлая и хитрая девочка.

Валя безжалостный, корыстолюбивый мальчик, ловит бездомных собак и сдает их за деньги в живодерню.

Лохматый главный силач в классе, сын лесника.

Рыжий мальчик, выполняющий роль шута в классе.

Васильев принципиальный и порядочный, но при этом слабохарактерный одноклассник Лены.

Краткое содержание

Глава 1

Лена стремительно неслась по узким улочкам старого городка, «ничего не замечая на своем пути». Девочка была в глубоком отчаянии от того, что с нею сделали одноклассники.

Глава 2

Дедушка Лены – Николай Николаевич Бессольцев, нелюдимый, замкнутый человек. После многолетних странствий он вернулся в родной город и поселился в бревенчатом, почерневшем от времени доме, который более ста лет принадлежал роду Бессольцевых. Местные жители относились «к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием»: он все искал какие-то редкие картины, и, если находил, тратил на них большие деньги. Дети дразнили его Заплаточником из-за больших заплаток на рукавах старого пальто.

Однажды старика Бессольцева заметили «в сопровождении девочки лет двенадцати», его внучки – угловатого длинноногого подростка с дружелюбной улыбкой на лице.

Глава 3

Лена пошла в школу, и поначалу она чувствовала себя прекрасно, но в ноябре все изменилось. Она попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Услышав отказ, она пригрозила тайком продать одну из его картин, за что получила пощечину. Она бросилась бежать, и Николай Николаевич отправился вслед за ней.

Глава 4

Тем временем шестиклассник Валька встретился со своими товарищами – Лохматым и Рыжим, чтобы вместе отправиться на день рождения к Диме Сомову. Вскоре к ним присоединилась главная красавица класса Шмакова в сопровождении Попова. Осталось подождать Миронову – Железную Кнопку. Когда худенький очкарик Васильев признался одноклассникам, что не намерен идти на торжество к Сомову, который ему надоел, Железная Кнопка приказала Лохматому избить его «за измену идеалам».

Заметив издали Лену, они принялись дразнить ее чучелом. Эту сцену застал старик Бессольцев, и девочке пришлось рассказать ему «всю правду, без хитрости».

Глава 5

Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить», и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище – Чучело огородное. За нее заступился только один человек – Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя.

Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы. Классом было принято решение самостоятельно заработать денег на поездку, и ребята подрабатывали, где могли, складывая деньги в общую копилку.

Глава 6

В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок. В классе спрятались лишь Шмакова и Попов, которые стали свидетелями разговора Маргариты Ивановны и Димы Сомова. Под давлением учителя мальчик рассказал о намеренном прогуле. Этот разговор случайно услышала и Бессольцева. Она не сомневалась, что ее друг признается во всем ребятам, но он упорно молчал.

Глава 7

На следующий день нарядные школьники в предвкушении долгожданной поездки пришли в школу, где узнали новость: весь класс наказан за сорванный урок, и никто никуда не едет. Лена до последнего надеялась, что ее герой Дима Сомов во всем сознается, но он упорно молчал. Не выдержав напряжения, девочка взяла вину на себя. Класс объявил ей бойкот.

Глава 8

Автобусы со школьниками отправились в Москву. Покинула свой шестой класс и Маргарита Ивановна, которая спешила в столицу на собственную свадьбу. Тем временем класс окружил Лену, которая в полной мере поняла, что сделала: «страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Озлобленные одноклассники накинулись на Лену и Диму, которые едва успели спрятаться в парикмахерской.

Глава 9

Лена решила сделать себе прическу в парикмахерской. Тем временем Железная Кнопка отправила ребят на ее поиски. Она считала, что если «живешь не по правде — расплата», и никто не должен оставаться безнаказанным. Когда Лена вышла на улицу, ребята принялись ее всячески унижать и дразнить. Они решили, что Чучело должна покинуть их город.

Глава 10

Лене удалось оторваться от погони. Когда стемнело, раздался стук в окно, и перед девочкой появилась ужасная голова медведя. На крик внучки прибежал Николай Николаевич, и «оторвал» медвежью голову – за ней скрывалось «какое-то жалкое и ничтожное Димкино лицо». Лена отказывалась верить в это, полагая, что Диму насильно заставили совершить столь подлый поступок. Но она ошибалась: ребята сидели у Димы в гостях и пили чай, обсуждая травлю Чучела.

Глава 11

На следующий день Дима пришел к Лене, чтобы признаться в своей трусости и поцеловать ее. Свидетелем этой сцены стал Валька, который стянул постиранное платье Лены и сбежал с ним. Дима бросился за ним, чтобы во всем признаться ребятам.

Валька уже успел всем рассказать о поцелуе. Диму скрутили, но тут к нему на выручку подоспела Лена. Ребята принялись бросать ее платье по кругу, а Лена «металась между ними, старалась их победить». Когда кто-то швырнул платье Сомову, тот улыбнулся в лицо Лене и отшвырнул платье другому человеку. Платье надели на огородное пугало, и Дима поджег его. Увидев это, Лена громко закричала, схватила горящее пугало и принялась им размахивать. Она сильно обожглась, когда снимала свое обгоревшее платье.

Глава 12

Когда Лена зашла в класс впервые после каникул, она сообщила всем, что собирается навсегда покинуть этот город. Она принялась было упаковывать чемоданы, но затем передумала – надела обожженное платье и убежала из дома.

  • Страницы:
  • 1
  • 2
  • Следующая

Лена решила всем доказать, что она «ничего и никого не боится — даже чучелом быть не боится». Она остриглась наголо, и в таком виде появилась в доме Сомова, где находилась вся компания ее мучителей. Лена во всем призналась, сказав напоследок, что ей искренне жаль каждого из них. Когда она ушла, ребята все рассорились и разошлись.

Глава 14

На следующее утро Лена проснулась от шума: «дедушка заколачивал свой дом». Вскоре она «увидела бежавшего Димку», за которым гнались ее вчерашние преследователи. Они загнали Сомова в класс, где он запрыгнул на подоконник, угрожая покончить жизнь самоубийством. Миронова вновь предложила бойкот, и все ее поддержали, за исключением Лены, не желавшей участвовать во всеобщей травле.

В класс зашла Маргарита Ивановна, которая сообщила, что Николай Николаевич навсегда покидает город. Перед отъездом он сделал бесценный подарок местным жителям: свой дом и уникальную коллекцию картин. Вскоре появился и сам Бессольцев, который подарил школе свою самую любимую картину – портрет красивой девушки Маши, которая была очень похожа на Лену. При виде этой картины ребят охватила «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству». Рыжий взял мел и написал на доске – «Прости нас, Чучело!».

Заключение

Рассказ Железникова учит быть милосердным к людям, добрым, справедливым, иметь собственную точку зрения и не бояться отстаивать ее.

После ознакомления с кратким пересказом «Чучела» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Чучело»?</h3>

    • <label>Владимир Железников</label>
    • <label>Юрий Яковлев</label>
    • <label>Лев Кассиль</label>
    • <label>Владислав Крапивин</label>

(новая вкладка)Тема

———————————————

Железников Владимир Карпович

Глава первая

Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.

Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн — вверх!..

Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток — вниз!..

Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:

— Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. — Она всхлипывала на ходу. — Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..

— Вот ненормальная! — кричали ей вслед люди, которых она сбивала с ног. — Летит, как мотоциклетка!

Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком — и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала се радость и успокоение.

Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.

Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!

Глава вторая

Ленкин дед, Николай Николаевич Бессольцев, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городке на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховом.

Это был городок, каких на нашей земле осталось всего несколько десятков. Ему было больше восьмисот лет. Николай Николаевич хорошо знал, высоко ценил и любил его историю, которая как живая вставала перед ним, когда он бродил по его улочкам, по крутым берегам реки, по живописным окрестностям с древними курганами, заросшими густыми кустарниками жимолости и березняком.

Городок за свою историю пережил не одно бедствие.

Здесь, над самой рекой, на развалинах старого городища, стоял когда-то княжеский двор, и русская дружина насмерть дралась с несметными полчищами ханских воинов, вооруженных луками и кривыми саблями, которые с криками: «Та Русь! Та Русь!..» — на своих низкорослых крепких конях пытались переправиться с противоположного берега реки на этот, чтобы разгромить дружину и прорваться к Москве.

И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой артиллерии со всевозможными мортирами и гаубицами, с запасными лафетами и полевыми кузницами, превратив и без того худые местные дороги в сплошное месиво. А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя живота своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно, хотя совсем было непонятно, откуда они взяли силы. После такого длинного отступления, голода и эпидемий.

И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка — где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор.

А первая империалистическая как буря унесла из городка всех мужчин и вернула их наполовину калеками — безрукими, безногими, но злыми и бесстрашными. Свобода была дороже им собственной жизни. Они-то и принесли революцию в этот тихий, маленький городок.

Потом, много лет спустя, пришли фашисты — и прокатилась волна пожаров, виселиц, расстрелов и жестокого опустошения.

Но прошло время, окончилась война, и городок вновь возродился. Он стоял теперь, как и прежде, размашисто и вольно на нескольких холмах, которые крутыми обрывами подступали к широкой излучине реки.

Следующая → Перейти к странице Автор книги Железников Владимир КарповичАвтор: Владимир Карпович ЖелезниковЖанр: Проза для детейПросмотры: 5 149

Повесть о девочке-шестикласснице, которая попала в трудное положение — одноклассники объявили ей бойкот. Застенчивая, нерешительная девочка оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе она и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.

Download Premium WordPress Themes FreePremium WordPress Themes DownloadFree Download WordPress ThemesDownload Nulled WordPress Themesonline free course

Читать полную книгу «Чучело» автора Владимир Карпович Железников онлайн бесплатно и без регистрации в электронной библиотеке proknigi.com!

Читать онлайн

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/zheleznikov/chuchelo
  • https://mir-knig.com/read_855-1
  • https://proknigi.com/chuchelo/

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

  • Чучело мяучело что это докучная сказка
  • Чуть поодаль как пишется
  • Чучело мяучело докучная сказка или сказка цепочка
  • Чуть было как пишется
  • Чучело железникова для итогового сочинения