Чучело — краткое содержание
19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22
19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22
19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22
19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22
Лена Бессольцева – новая ученица одной из школ в небольшом городке. В этом городе живет дедушка Лены Николай Николаевич, которого местные жители не очень любят, называют «заплаточником» из-за того, что он постоянно ходит в одном и том же очень старом пальто. Дедушка увлечен коллекционированием – он собирает картины, собираясь открыть музей.
В классе Лены учатся самые разные ребята – есть среди них и дети из богатых семей, и дети, чьи родители зарабатывают совсем немного. Лене симпатизирует Дима Сомов – мальчик, в которого влюблены многие девочки из класса. Остальные ученики класса дают ей понять, что она здесь чужая, называют ее «чучелом». Ради того, чтобы стать «своей» в классе Лена старается не обижаться, когда одноклассники высмеивают ее деда и ее – она даже смеется вместе с ними.
Ребята мечтают поехать в осенние каникулы в Москву. Для того, чтобы собрать деньги на поездку, они идут работать на фабрику. После того, как зарплата получена, ребята решают отметить это, сходив в кино вместо урока. Все полученные деньги хранятся в копилке у Димы Сомова, и когда ребята уходят с урока, он забывает копилку в классе. Лена вызывается принести деньги, но, возвращаясь в школу, спотыкается и падает. Тогда Дима, назвав ее «недотепой», идет за деньгами сам. Лена тоже идет в школу и, стоя около двери класса, слышит, как учительница выспрашивает Диму, куда делись все ученики. Дима сознается, что они вместо урока пошли в кино. Класс наказан, поездка отменяется.
Ребята решают наказать того, кто сорвал им поездку. Дима не может сознаться в том, что это он во всем виноват. Лена, видя это, говорит, что это она рассказала учительнице о том, что все сбежали с урока и пошли в кино. Никто даже не подозревает, что кроме Димы и Лены, есть еще люди, которые знают правду – это ученики того же класса Шмакова и Попов, которые во время разговора Димы с учительницей сидели под партой.
Весь класс объявляет Лене бойкот. А она надеется на то, что Дима сознается в том, что сделал. Но он не только не признается – он еще и присоединяется к другим ученикам, издевающимся над Леной. В результате Лена вместе с дедушкой уезжает из города. Перед отъездом Николай Николаевич дарит школе картину – портрет бабушки, практически точной копией которой является Лена. Остальную свою коллекцию дедушка дарит городу. В классе узнают правду – все рассказывает Попов. Ученики растеряны и чувствуют свою вину перед Леной. На доске в классе появляется надпись: «Чучело, прости нас!»
szhato.ru
Повесть «Чучело» Железникова
Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. В героях повести можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. Автор очень точно сумел описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах.
Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева.
Сюжет повести «Чучело»
В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.
Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.
Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.
Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.
Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.
Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно.
Социальный вопрос в повести
Повесть «Чучело» обладает весьма скандальным характером. Автор выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только только формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению Лены.
Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки.
Яркий пример учительница Маргарита Ивановна, которая по — своему косвенно также принимала активное участие в моральном угнетении ребенка. Учительница поддерживала ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, ей не хватало жизненной мудрости.
Ситуация, описанная в повести достаточно распространенная в подростковой среде. Но ответственность за такое поведение детей лежит в первую очередь на старших людях, которые это допускают и поощряют.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: О Генри «Дары волхвов»: красота души героев их их нравственные ценности Следующая тема: Стихи о смысле жизни: Пушкин, Киплинг, Заболоцкий, Яшин, Окуджава
Твитнуть | Нравится | Нравится |
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
Книга Чучело
В маленький провинциальный городок где-то под Калугой к Николаю Николаевичу, нелюдимому собирателю старинных картин, тратящему на них все средства, приезжает внучка Лена Бессольцева. В новой школе одноклассники переносят свое презрение к “заплаточнику” (прозвище дедушки) на девочку. Когда понравившийся Лене Димка совершает предательство, девочка не задумываясь берет вину на себя. Весь гнев подростковой толпы обрушивается на бескорыстную, наивную, невероятно чистую и открытую Лену Бессольцеву. Но девочка обладает великодушной и мощной душой. Она преподнесет хороший урок не только своим мучителям, но и всем, кто прочтет эту пронзительную повесть о немотивированной подростковой агрессии.
(c)MrsGonzo для LibreBook
Обсудить
Все предложения…
Заколдованная буква
Путешественник с багажом
Каждый мечтает о собаке
LibreBook.ru Чучело Читать
librebook.me
Ответы@Mail.Ru: Помогите написать сочинение по произведению чучело . автор железников Примерно на 120 слов
Я прочитала повесть В. Железникова «Чучело» Главным героем в этом произведении является Лена Бессольцева, перед которой встает проблема изгнания из общества. Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем. Вообще дети очень жестоки и неправильно относятся к людям, не таким, как они. Дети не понимают, какую боль они причиняют таким людям. Так же и этот класс посчитал Лену предателем и объявил ей бойкот, но помимо бойкота ее травили. Когда ее гоняли по городу, она испытывала такое жуткое ощущение, как будто она лиса, а за ней гонятся злые собаки. У Лены был один – единственный друг, из-за любви к которому она и приняла его вину на себя. Лена считала его очень храбрым и сильным человеком, и он обещал ей во всем признаться классу, но ее продолжали травить. Было очень много ситуаций травли, и Сомов ни в чем ни признавался. Я считаю, что Сомов был человеком жалким и мелким и что ради положения в обществе он предал близкого человека. Он испортил жизнь Лене ради того, чтобы занимать лидирующее место в классе. Он был мерзким трусом. После разочарования в Диме, Лена начала проявлять волю. Лену достало это все, и она приняла решение уехать из города. Лену компания Мироновой обзывала чучелом, и она, чтобы утвердить это звание, предприняла отважный поступок: постриглась налысо, но помимо детей, Лену не любили и некоторые взрослые. Например, тетя Клава, которая считала, что из-за Лены ее сын не поехал в Москву к отцу. Но после рассказа Лены парикмахерша поняла свою ошибку и согласилась подстричь ее. Дети из класса думали, что Лена уезжает из-за страха, но это было не так. И все ребята поняли, что Лена победила. И когда она отказалась объявлять бойкот Сомову, стало ясно, что она выше их. И несмотря на жуткое отношение Сомова и его предательство, она не объявила ему бойкот. Другой бы человек на ее месте загнал бы Диму в угол и как следует врезал. Да, Лена победила! Ребятам стало стыдно, и их учительнице тоже, но у каждого поступка есть своя цена, и тут цена довольно большая: Лена навсегда покинула город, дедушка оставил свое любимое дело, и самое главное, пострадала психика Лены. И к тому же Лена слишком рано познала, что такое быть изгоем, а это не каждый познает. И кто знает, что с ней будет в будущем. Я считаю, что Лена еще слабо отреагировала на унижение класса, но, самое главное, она не потеряла самообладание и стала не по годам старше.
touch.otvet.mail.ru
Маленький старинный городок на берегу Оки. Пожилой Николай Николаевич Бессольцев уже несколько лет живёт один в столетнем фамильном доме с мезонином и четырьмя балконами.
Он переехал туда после смерти тётки. Став вдовцом, долго болел и часто вспоминал картины своего прадеда — крепостного художника, целая коллекция которых была собрана поколениями Бессольцевых. Николай Николаевич продолжил эту традицию, решив собрать все работы прадеда. Он тратил на это все свои деньги, а сам ходил в пальто с заплатками на локтях, за что дети прозвали его Заплаточником.
Однажды к нему приехала внучка Ленка — нескладный длинноногий подросток с подвижным лицом, которое украшал большой, вечно улыбающийся рот. Её сразу очаровал дом с четырьмя балкончиками, однако вскоре случилась та самая история.
Ленка примчалась домой в слезах и начала собирать вещи. Она хотела уехать из города навсегда. Уговоры не помогли — Николаю Николаевичу пришлось купить билет на пароход. У касс речного пароходства Ленку встретила группка одноклассников. Они начали обзывать девочку Чучелом, а вечером Ленка рассказала деду обо всём, что с ней случилось.
Шестой класс встретил Ленку насмешками. Узнав, что новенькая — внучка Заплаточника, ребята уже не стеснялись и прозвали Ленку Чучелом — «рот до ушей, хоть завязочки пришей». Ленка же думала, что её новые друзья просто шутят, и смеялась вместе со всеми. Из всего класса особенно выделялась сплочённая группка, возглавляемая Мироновой. За сильную волю и принципиальность эту девочку называли Железной Кнопкой. Она беспощадно наказывала всех, кто поступал, по её мнению, неправильно. Ещё в этой компании был мальчик Валя, считающий, что главное в жизни — деньги. Он стремился добыть их любой ценой. Лохматый считал, что всё можно решить силой — это был самый сильный мальчик в классе, сын лесничего. Над Рыжим все смеялись только потому, что он был рыжим. Сам Рыжий боялся пойти против группы и смеялся громче всех. Девочка Шмакова была самой красивой и нарядной в классе. Хитрая, кокетливая и изворотливая, она соблюдала только свои интересы и любила заводить себе «рабов». Таким «рабом» был верзила Попов. Он ходил за Шмаковой, словно был к ней привязан, и выполнял любые её капризы. Ещё один мальчик, Васильев, не был злым, но, как и все, подчинялся Железной Кнопке.
Димка Сомов тоже примыкал к этой компании, но Мироновой не подчинялся. Самый умный мальчик в классе, он держался независимо, и даже в «рабы» Шмаковой не попал. Рядом с ним и села Ленка. Дима ей понравился — он был похож на скульптуру в местном парке под названием «Спящий мальчик». К тому же, он единственный заступился за неё. Их классная Маргарита Ивановна в то время выходила замуж, была влюблена и ничего вокруг себя не замечала.
В тот день Маргарита Ивановна объявила, что класс поедет на экскурсию в Москву, а она поедет вместе с ними — её жених жил в Москве. Тут Димка и придумал не брать деньги у родителей, а заработать на экскурсию самим. Класс подхватил идею, и дети начали подрабатывать — собирать яблоки, подметать улицы и даже клеить игрушки на местной фабрике. Теперь в группе заправлял Димка Сомов. Он где-то раздобыл огромную фарфоровую копилку и складывал туда заработанные деньги. Ленке разрешили присоединиться к группе, она даже подружилась с Димкой.
На фабрике игрушек Дима спас Ленку. Дети клеили морды зверей, и Ленка примерила на себя заячью голову. Тогда остальные тоже надели морды и обступили девочку. Она оказалась в окружении странных и жутких зверей, испугалась и позвала Диму. Он разогнал одноклассников, но Ленке долго потом казалось, что Лохматый — это медведь, Валька — волк, Шмакова — лиса, а она сама — бедный зайчишка.
Однажды она и Дима застали одноклассника Вальку за позорным делом — он ловил по улицам бесхозных собак и отводил на живодёрню, по рублю за штуку. Дима отобрал у Вальки несчастную собачонку и пригрозил, что расскажет всем о его «живодёрном» промысле. За Вальку заступился его старший брат. Он недавно пришёл из армии и тоже ловил собак. И тут Ленка впервые увидела, как Дима, такой правильный и смелый, испугался, как его лицо «перевернулось» от страха.
Наступили осенние каникулы. Пришло время разбить копилку. Последним уроком четверти была физика. Ворвавшись в класс, ребята увидели на доске написанное классной сообщение о том, что урок физики заменён на урок русской литературы. После уроков Дима запланировал «шефскую» работу в детском саду, но бесплатно никто работать не желал. Одним из первых отказался от шефства Валька. Дима хотел рассказать всем о том. что Валька — живодёр, но тут в класс вошёл его брат. Он пригрозил Димке, и тот снова испугался. Потом Валькин брат стёр надпись с доски и удалился. Класс посчитал себя свободным — объявление кто-то стёр, и они его не читали.
Ребята отправились в кино. В классе осталась только Шмакова со свои верным «рабом». По дороге в кино Ленка упала, разбила коленку и пошла в школьный медпункт, а Димка вспомнил, что оставил в классе копилку, и вернулся за ней. Здесь его и застала Маргарита Ивановна. Она спросила, где остальные, почему не на уроке, начала ругать Димку, назвала его трусом, и мальчик не выдержал — рассказал всю правду. Это слышали Шмакова с Поповым, спрятавшиеся под парту, и Ленка, проходившая мимо класса. Весь вечер Ленка ждала, что Димка расскажет ей об этом, но тот молчал. Молчала и Шмакова.
Утром школа наполнилась нарядными детьми — все собирались в Москву. В класс вошла Маргарита Ивановна и сказала, что для них экскурсия отменяется «за сознательный срыв урока». Самой классной директор объявил выговор, но в Москву отпустил. Класс начал возмущаться такой несправедливости, забыв, что Маргарита — их учитель. Классная вышла из класса обиженная, напоследок грохнув об пол копилку.
Деньги разделили между собой. Потом Железная Кнопка начала выяснять, кто их предал, и вспомнила, что Димка возвращался за копилкой. Он испугался, но подозревать вскоре стали Попова — у него был повышен пульс. И тогда Попов намекнул, что знает кое-что интересное, и Димку снова «перевернуло» от страха. Ленка всё ждала, когда же Дима признается, но увидев его страх, девочка взяла вину на себя. Васильев не поверил Ленке, а вот Миронова поверила сразу и объявила Чучелу бойкот. Это слово услышала внезапно вернувшаяся Маргарита, но вникать не стала — мысленно она уже была в Москве с женихом.
Травля началась сразу после уроков. Ленку гоняли по городу с криками «Сжечь Чучело!», стремясь унизить. Бить девчонку не хотел только Васильев, но и он не пошёл против Железной Кнопки. Досталось и Димке — он посмел заступиться за Чучело и тоже попал под бойкот. Вечером того же дня Ленка призналась Диме, что слышала его разговор с классной, а вину на себя взяла потому, что хотела его защитить. Димка пообещал признаться, но время шло, а он всё не мог набраться храбрости. О невиновности Ленки знали только Шмакова и Попов, но они молчали — Шмакова вела свою игру. Ей было интересно, как выкрутится непокорный Димка, а поступок Ленки она понять не могла.
Слушая внучку, Николай Николаевич вспомнил вечер, когда принёс в дом картину «Машка». На ней прадед Бессольцев изобразил свою младшую сестру. Оказалось, что стриженная наголо девочка с картины очень похожа на Ленку. Николай Николаевич был рад этой картине и не заметил, что происходит с внучкой. Он вспомнил, как Ленку пугали через окно, надев медвежью голову. Николай Николаевич успел сдёрнуть маску, а под ней оказался Дима Сомов. Ленка тоже увидела его, решила, что Димку заставили, и полетела спасать — дед не успел её остановить. Потом он смутно слышал крики, но даже не предположил, что это одноклассники травят Ленку, как волчья стая.
Девочка вернулась домой в грязном платье, без сил и очень разочарованная. Она заглянула в окно Димкиного дома и увидела, что её друга вовсе не пытают. Там, в светлой, чистой комнате, у Димки в гостях была вся компания во главе с Мироновой. Они пили чай и смотрели телевизор. В глубине души Ленка начала понимать, что признаваться Сомов не собирается. Девочка схватила камень и бросила в окно. Разбив стекло, камень упал в лужу и забрызгал Ленкино платье грязью.
На следующий день Ленка развешивала во дворе выстиранное платье, когда к неё подошёл Димка. Он назвал себя подлым трусом, попросил Ленку подождать ещё немного и поцеловал. Это увидел Валька. Он заскочил во двор, схватил выстиранное платье и умчался рассказывать новость Железной Кнопке. Димка понёсся за ним, Ленка — следом. Димка зашёл «в сарай, где собралась мироновская компания». Они хохотали над Рыжим, напялившим Ленкино платье. Сначала они напали на Димку, и тот храбро защищался, даже пытался забрать платье у Рыжего. А потом Димка сказал Мироновой, что виноват он, но прозвучало это не как утверждение, а как предположение. Компания радостно загудела: появился новый объект для травли, и Димка не выдержал, испугался, превратил своё признание в шутку, сказал, что просто пожалел несчастную Бессольцеву.
Ему не поверили, и Ленка бросилась на помощь. Глядя в глаза Димке, она ещё раз взяла на себя его вину. А Димка молчал. Ленка потребовала назад своё платье. Рыжий снял его, и ребята начали перекидывать платье друг другу, а Ленка крутилась между ними, «как белка в колесе». Наконец платье попало в Димкины руки, но он не отдал его Ленке, а перекинул Мироновой. И тут Ленка ударила Сомова по лицу. Одноклассники навалились на девочку, скрутили её, и с воплями «Сжечь Чучело» вытащили в сад.
Железная Кнопка и Шмакова откуда-то приволокли чучело на длинной палке, одетое в Ленкино платье, с большими глазами и ртом до ушей. На его шее висела табличка с надписью «Чучело предатель». Палку воткнули в землю, а потом Миронова заставила Димку поджечь чучело-Ленку. Когда оно загорелось, девочка вырвалась из держащих её рук и бросилась тушить огонь — ей казалось, что горит она сама. После этого Ленка почувствовала перемену в себе — она перестала бояться.
Утром наступил последний день каникул. Ленка ждала на пристани Маргариту Ивановну. Девочка надеялась, что классная расскажет всем правду, раз уж Димка не смог. Маргариту она встретила, но та приехала с молодым мужем. Заметив наконец Ленку, учительница даже не вспомнила про страшное слово «бойкот» услышанное ею в классе перед отъездом. В класс Ленка пришла только чтобы попрощаться.
Все время, пока длился рассказ Ленки, у Сомовых веселились — Димка справлял день рождения. Ленка окончила рассказ, и тут в комнату вошёл Васильев. Он увидел собранные чемоданы и обвинил девочку в трусости. И тогда Ленка решилась. Она надела прожжённое платье и остриглась наголо, чтобы по-настоящему походить на чучело. В таком виде она и явилась к Димке на праздник. К тому времени у Сомова осталались только близкие друзья — мироновская компания. Увидев нежданную гостью, «все безмолвно ахнули», а Димку перекосило от страха. Она посмотрела в глаза всем, кто её травил и обижал, сказала каждому то, что должна была сказать. Поведала всей компании о Вальке-живодёре, а потом развернулась и ушла.
Сразу после этого хотел слинять и Валька, но Лохматый его задержал. От страха Валька проговорился, что это его брат с дружками ранили однажды лесничего — отца Лохматого. За Вальку никто не заступился. Постепенно все разошлись, кроме Шмаковой и Попова. Тогда-то Шмакова и рассказала Димке, что давно уже всё знает. Она рассчитывала, что Сомов, сын главного хирурга, станет её «рабом». И тут не выдержал Попов. Он выскочил из дома, догнал Железную Кнопку и выложил ей всю правду о Димке.
Проснувшись утром, Николай Николаевич решил, что уедет вместе с Ленкой, а свои бесценные картины подарит местному музею. Себе Бессольцев решил оставить только «Машку». На пристани Ленка увидела, как мироновская компания гонит Димку, а тот убегает, трусливо прижимаясь к заборам. Ленка бросилась следом. Сомова загнали в класс, Ленка вошла после всех. Её дружелюбно окружили, и сама Железная Кнопка ей улыбнулась — она была в восторге, ведь «справедливость восторжествовала».
Маргарита Ивановна вошла в тот момент, когда Сомову объявляли бойкот — все, кроме Ленки. Она увидела остриженную голову девочки, но разбираться не стала, а рассказала новость, которую Ленка ещё не знала: Бессольцев подарил свои картины и старинный дом музею. Класс ахнул, а Валька растерялся — он не представлял, что дорогую вещь можно просто подарить. И тут в класс вошёл Николай Николаевич и сделал то, чего раньше делать не собирался: подарил «Машку» школе.
Бессольцевы опаздывали на пароход и быстро ушли, Маргарита пошла их провожать, а вся компания накинулась на Димку — из-за него они обидели «таких людей!». Внезапно вернувшейся классной Железная Кнопка презрительно выложила всё, что случилось. Маргарите стало стыдно — из-за своего личного счастья она не замечала, чем живёт класс. Миронова снова заговорила про бойкот, но никто её не поддержал, даже Лохматый понял, что миром не всегда управляет сила. Компания Мироновой разваливалась. Видя это, Железная Кнопка расплакалась — такой «железной», помешанной на справедливости, она стала из-за матери, которая считала, что всем всё можно, лишь бы было «шито-крыто».
А потом развернули картину, подаренную Бессольцевым, и все увидели, как Машка похожа на Ленку. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода». Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!».
Краткий пересказ повести В.К. Железникова «Чучело» поможет освежить в памяти основные события произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может отлично помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения.
Первая глава: Знакомство с Леной
Повесть начинается с того, что главная героиня, Лена Бессольцева, в расстроенных чувствах бежит домой. Город, в котором происходят действия произведения, достаточно маленький, его можно назвать провинциальным. Лена переехала сюда не так давно, она живет с дедушкой.
Девочка бежит домой и думает, как будет просить дедушку о переезде. Случилось нечто странное, ведь она про себя обвиняет кого-то в жестокости, направленной против нее.
Вторая глава: История Бессольцевых
Рассказ о семье Бессольцевых. Николай Николаевич – дедушка Лены, он коллекционер. Он вернулся в родной город и стал жить в своем старом доме. Город был древним и помнил многие исторические события, но ни одно из них не могло его разрушить. Это было живописное место, а дому старика было около ста лет. Когда он вернулся туда (жена его умерла и сам он заболел), то болезни как рукой сняло: он занялся починкой осиротевшего заколоченного дома. Там он обнаружил картины деда, которые помнил с детства, и решил собирать и другие полотна. Для их сохранности он каждую ночь топил все печи в доме, и на это уходили почти все его деньги.
Соседи его уважали, но особо теплых отношений ни с кем завязать не удалось, люди плохо понимали старика. Он коллекционирует картины и занимается реставрацией, довольно нелюдим. Праздных речей не любил и уклонялся от разговоров. Но однажды его увидели на улице с девочкой…
Лена переехала к дедушке от родителей, она учится в шестом классе. Это нескладный худой подросток лет 12 с косичками и доброжелательной улыбкой на лице.
Третья глава: Ссора
В ноябре после каникул с девочкой случилась таинственная история, которая перевернула ее жизнь (автор пока не говорит, какая).
Лена, чувствующая себя особенно одинокой в тот день, возвращается домой в расстроенных чувствах и умоляет дедушку дать ей денег на билет домой, к родителям. Тот отказывает и не понимает, что произошло, ведь в начале осени все было хорошо. Он обращает ее внимание на картины, которые она так мало ценит.
Девочка злится и грозит украсть одну из коллекционных картин дедушки, чтобы продать и выручить денег на билет. За это она получает пощечину от Николая Николаевича. Лена убегает. Дедушка не понимает, что происходит, и отправляется вслед за внучкой.
Четвертая глава: Знакомство с ребятами
Одноклассники Лены собираются на день рождение Димы Сомова, мальчика из их класса. Валька, жестокий и завистливый мальчик, встречает сильных и немногословных товарищей — Лохматого и Рыжего. Он рассказывает, как завидует Сомову, ведь у него богатые родители, а сам он — красавец и отличник. Но его приятели больше всего этого ценят силу. Они встречают красавицу Шмакову и ее обожателя Попова. Они ждут Миронову (Железную кнопку). К ним приходит худой мальчик в очках — Васильев. Он всеми правдами и неправдами открещивается от похода к Сомову.
Они встречают Лену, окружают ее, дразнят девочку, называя «Чучелом», и требуют уехать из их города. Николай Николаевич становится свидетелем этой сцены, он вмешивается и говорит детям, что нападать толпой на одного нечестно. В ответ одна из девочек, по прозвищу Железная Кнопка, говорит мужчине, что это он должен стыдиться своей внучки. А почему так, она должна рассказать сама. Лена и дедушка после недолгого спора покупают билеты на завтра. Трудно деду отпускать внучку: привык он к ней и хотел, чтобы она после него жила в этом доме и берегла картины. Но девочка непреклонна: ей нужно уехать. Она сожалеет, что и ее дед стал объектом насмешек (у него старое залатанное пальто), однако мужчина против обновки: это пальто покупали они с женой.
Дети уходят к Диме на праздник, а Николай Николаевич и Лена возвращаются домой. Девочка Тогда девочка решает обо всем рассказать дедушке.
Пятая глава: Первые дни в новой школе
Лена была новенькой в классе. Она надеялась влиться в коллектив, но что-то пошло не по плану. Классный руководитель попросила представить девочку одноклассникам. Лена улыбалась, хотела показаться милой и дружелюбной, но дети смеялись над ней. Они знали дедушку девочки, называли его «Заплаточник». Лена подумала, что ребята просто шутят и веселятся и смеялась вместе с ними. Но потом она начала понимать, что ребята не так дружелюбны, как она думала.
Но в классе был один мальчик, Дима Сомов, он не смеялся со всеми и показался Лене очень симпатичным, он даже пустил девочку сесть с ним за парту, хотя раньше с ним сидела Шмакова. Она с презрением посмотрела на новенькую, но отсела.
Классу предложили отправиться на экскурсию в Москву во время каникул. Они решают сами заработать деньги и начитают подрабатывать. Дети трудились на фабрике, в совхозе, в саду, а деньги складывали в общую копилку. Лена тоже работала с ребятами, хоть над ней и постоянно подшучивали. Дима все время защищал девочку, чем заслужил ее расположение. На фабрике игрушек дети накинулись на нее в масках животных, и только Дима подошел к ней на выручку.
А однажды Лена увидела, как мальчик спас собаку от живодера Витьки и его брата Петьки, который ударил мальчика. Тогда Дима стал настоящим героем в ее глазах, она предложила ему дружить и поцеловала. Так у Лены появился друг. Но тут Петька и Витька вернулись с пойманной собакой, и Дима, бросившись на Витю, снова получил больной удар от его старшего брата. Он под угрозой еще одного удара согласился не выдавать братьев. После их ухода он посоветовал Лене не лезть на рожон, и она его поддакнула.
Шестая глава: Предательство
Был последний день перед каникулами. Ребята вошли в физический кабинет, чтобы отсидеть свой последний урок перед поездкой в Москву. Но на доске рукой классного руководителя Маргариты Ивановны было написано, что вместо урока физики будет литература. Недолго подумав, ребята решили прогулять урок и отправиться в кино, несмотря на запрет Димы. Из вожака он сразу превратился в изгоя. Он решил рассказать про Вальку и Петьку, но Петр пришел в этот момент в класс и напугал Диму. Записку учительницы стер старший брат Вальки, а ребята дружно ушли из класса.
Но, как оказалось, ушли не все. Шмакова и Попов спрятались в классе, когда пришла Маргарита Ивановна, классный руководитель, и обнаружила, что дети сбежали с уроков. В это время Дима Сомов понял, что забыл копилку с деньгами в классе, и вернулся за ней. Там мальчика встретила Маргарита Ивановна. Она пыталась выведать, что произошло, Димка держался, но рассказал все учительнице после того, как та назвала его трусом.
Лена все это время стояла за дверью и слышала разговор. Когда они оба вернулись в компанию одноклассников, то девочка ждала, что Димка расскажет им о случившемся, но он ничего не сделал.
Седьмая глава: Отмена поездки
На следующий день ребята с чемоданами пришли в школу, все были в предвкушении поездки в столицу, но ее отменили. Класс наказали за сорванный урок. Деньги дети поделили между собой, не послушавшись Диму (он предлагал деньги отложить до следующей поездки).
Дети стали вычислять предателя. Подозрения пали на Диму Сомова, потому что ребята вспомнили, что он возвращался в класс за копилкой. Лена надеялась, что ее друг сам признается в том, что рассказал все классной, но он этого не сделал. Железная Кнопка проверила у всех пульс, и обвинила Попова. Тогда Бессольцева сказала, что это она рассказала все Маргарите Ивановне. Она не хотела, чтобы дети начали издеваться над Димкой, ведь ему и так все завидовали.
Девочке объявили бойкот, но Сомов его так и не поддержал. Когда они остались наедине, он грустно посмотрел на нее и убежал.
Несмотря на все сказанное, дедушка был рад тому, что услышал. Его внучка была добра и милосердна, в отличие от других детей.
Восьмая глава: Начало травли
Все классы поехали в Москву, кроме 6 «А». Лена и Дима оказались окружены одноклассниками, все винили девочку в случившемся. Но Васильев, не веривший в вину Лены, разорвал кольцо, Сомов схватил Бессольцеву за руку, и они убежали от раздосадованных одноклассников. Двое спрятались в парикмахерской. Там она застали маму Рыжего, которая говорила, что отец ждет его в Москве. Они не виделись три года. Тогда мальчик заплакал и разозлился: месть Лене стала для него единственной отрадой.
Дима и Лена поговорили: мальчик решил признаться, но только после того, как подготовит к этому ребят, чтобы они ему поверили. Они пошли вместе, он обнял ее за плечи.
Дедушка с негодованием обвинил Диму, саму Лену назвал не милосердной, а попросту влюбленной в Диму. Она прощала только его, а не остальных ребят. Дед и внучка поссорились и не разговаривали, но потом все же помирились.
Девятая глава: Метания Димы
Дима ждал Лену из парихмахерской, но потом решил пройтись до дома и уведомить родителей, что он не в Москве. По дороге он думал, что признается так: он не сказал о своей вине сразу, потому что хотел помочь Лене закалить характер. Он уже пошел признаваться, но тут же отложил это дело на потом: Ленке ничего не сделают, поэтому незачем спешить. Он пошел домой.
В парикмахерской Лена решила постричь волосы, Дима не дождался ее и ушел. Когда Бессольцева закончила и вышла из парикмахерской, ее окружили одноклассники. Они начали издеваться над девочкой, дразнили, плевались в нее горохом. Они называли Лену чучелом и винили в предательстве. Из парихмахерской вышла мать Рыжего и помешала расправе.
Толпу помог растолкать Васильев, и Лена смогла убежать. Тут прибежал Дима, и Васильев сказал, что не верит в виновность Лены. Мальчик признался, что ему нравится Бессольцева. Дима попросил его уговорить Лену уехать из города, а сам загадочно признался, что спутает им все карты.
Десятая глава: Вторая измена Сомова
Лена смогла убежать от одноклассников, но потом заметила, что теперь они окружили Диму Сомова. Она надеялась, что сейчас мальчик расскажет правду. Дома она ждала, что Дима придет и расскажет, что во всем признался. Но Сомов так и не пришел.
Уже вечером девочка услышала стук в окно, открыла и увидела голову медведя. Девочка очень испугалась. В комнату зашел дедушка, он что-то рассказывал о новой картине в своей коллекции, но Лена не слушала его из-за испуга. В окно снова постучали. На этот раз открыл дедушка и даже смог сорвать медвежью голову. Под ней оказался испуганный Дима Сомов.
Лена не хотела верить, что Дима ее предал, и думала, что напугать ее мальчика заставили ребята. Но это было не так. Она побежала за ними, хотела выручить его, но он сам вызвался испугать девочку, ведь все ребята пили чай в доме Димы. Она вернулась домой утомленная и сломленная, сразу легла в постель. Дедушка продолжил вести записи о картинах, так ни о чем и не догадавшись тогда…
Одиннадцатая глава: Сожжение чучела
На следующий день Лена встретила Диму в своем дворе, когда выходила повесить платье сушиться. Мальчик просил прощения, говорил, что расскажет все ребятам сегодня же. Он плакал, ведь осознал, что является «подлым трусом». Он даже поцеловал Лену. Все это видел Валька, тогда он сорвал платье с верёвки и забрал себе, сказал, что вернет его только в обмен на медвежью голову, которая осталась у Лены дома.
Девочка отдала голову Диме. Мальчик спросил, знает ли Николай Николаевич о случившемся. Лена ответила, что дедушка ничего не знает. Тогда Сомов обрадовался и побежал во всем признаваться одноклассникам.
Лена начала переживать и побежала за ним. Она спряталась за сараем, чтобы ее никто не заметил.
Дима принес медвежью голову и требовал вернуть Ленино платье. Но Валька рассказал ребятам о поцелуе, Диму скрутили, начиналась драка. Сомов пытался признаться в своем предательстве, но после попытки вновь испугался и назвал это шуткой. Дети снова обступили его, но тут Лена вбежала в сарай и вновь сказала, что она рассказала все классной. Ребята начали перекидываться платьем, оно оказалось у Димы, но тот не отдал его девочке, а бросил другому. А потом одежду Лены натянули на огородное пугало, а Сомов его поджег. Тогда Лена поняла, что Дима ей не друг. Она громко закричала, разогнала всех полыхающим чучелом, а потом сняла обгоревшее платье. Девочка обожглась, Дима попытался к ней подойти, но она не позволила. Лена убежала к реке и долго плакала под лодкой до тех пор, пока к ней не прибилась жалкая голодная собачонка. Тогда героиня почувствовала, что кому-то хуже, чем ей, и встала. Она была уже совсем другим человеком.
Дедушка после ее рассказа вспомнил, как тогда искал внучку. Он опять ничего не заметил…
Двенадцатая глава: Поиск справедливости
Был первый учебный день после каникул. Лена не пошла в школу и ждала учительницу на пристани. Но Маргарита с женихом прошла мимо нее, как она не старалась привлечь ее внимание. На второй день Лена пришла и стала ждать, пока учительница спросит ее про бойкот и восстановит справедливость. Но она так ничего и не сказала, просто забыла, несмотря на все напоминания Лены. Тогда героиня крикнула, что уезжает, и выбежала из класса.
Лена обрывает рассказ и признается деду, что стыдилась его, потому что все ребята считали его нищим из-за заплаток. Она предала его, и это получила наказание. Но дедушка, скрыв свои слезы, сказал, что его это мало обижало, он даже не замечал, как она от него пряталась. Он простил ее.
Васильев зашел домой к Бессольцевым и спросил у Николая Николаевича, действительно ли Лена — «предатель». На что дедушка девочки ответил, что она никого не предавала. Лена сказала ему, что не струсила, и еще всем докажет, кто прав.
Одноклассники в этот день устраивали праздник в доме Димы, Лена надела обгорелое платье и направилась туда.
Тринадцатая глава: Кульминация
Девочка зашла в парикмахерскую и сбрила все свои волосы (именно так выглядела ее дальняя родственница («Машка»), нарисованная художником из их рода). Ее дедушка описывал как героиню, которая, потеряв жениха на фронте, никогда не вышла за другого и посвятила свою жизнь помощи людям.
В парихмахерской тетя Клава отказалась стричь Ленку, узнав про ее предательство. Ее сын из-за этого не встретился с отцом. Но девочка все ей рассказала, она поверила и требовала никогда не прощать предателя. Она хотела утешить ее новой стрижкой, не соглашалась сделать ее лысой, но Лена выхватила ножницы и сама срезала волосы.
С лысой головой и в обожженном платье девочка пришла в Диме домой. Там она обратилась к каждому и сказала про Вальку, что он — живодер, а дети по-прежнему с ним общаются, хоть и считают себя идейными. Диму она издевательски поздравила с днем рождения, указывая на его неестественный страх. Пожелала всем веселья и поздравила с победой над ней: она уезжает! Но после девочка добавила, что жалеет каждого, кто мучал ее. Никто так и не посмел ей возразить или ударить, только Валька неловко оправдывался.
Лохматый после ухода Лены выудил у Вальки повадок и обличил его гнусное занятие. Валька угрожал ему своим братом, и ребята поняли, что именно эти люди прострелили руку отцу Лохматого — лесничему. После этого Валька оказался на поводке у Лохматого, но Железная кнопка приказала его отпустить после его мольбы, сказав:
Не ожидала я такого от Чучела, — нарушила наконец тишину Железная Кнопка. — Всем врезала. Не каждый из вас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все — хлюпики. Сами не знаете, что хотите.
Вальку изгнали из коллектива. Миронова же ушла, несмотря на попытки Димы ее удержать. За ней пошли Лохматый и Рыжий. Оставшаяся Шмакова рассказала все Диме: они слышали его признание учительнице. Она велела Попову молчать, но он выбежал из комнаты. Шмакова сказала, что они ничего не расскажут, так как опасаются за свою судьбу в коллективе, и теперь они с Димой должны быть заодно. Он покорно подал ей пирожное и заступил на место Попова. Дима жалел себя, но ничего не мог поделать с этим: сил на решительный шаг у него не было, и все мечты о честной жизни разбились.
Четырнадцатая глава: Раскаяние
На следующее утро дедушка заколачивал окна в доме. Он решил уехать вместе с внучкой. С собой они взяли только одну картину, а все остальные он оставил.
Но тут Лена увидела, что ее бывшие одноклассники гонят Димку по улице. Она побежала за ними. Дети загнали мальчика в класс, тот прыгнул на подоконник и грозился выпрыгнуть в окно. Все уже знали, кто на самом деле предатель. Лену поддержали, теперь ее даже хвалили. Миронова предложила объявит Диме бойкот, но Лена была против. Она сказала, что никогда бы не стала ни над кем издеваться, как издевались над ней.
Вошла учительница и объявила детям, что Николай Николаевич покидает город и дарит ему свой дом вместе со всеми картинами. Теперь у них свой музей. Валька обмер: для него смыслом жизни были деньги, а тут кто-то отказался от них в пользу города.
Они с восторгом и с большим удивлением смотрели на Ленку, как на человека, имеющего отношение к чему-то им непонятному, но чудесному.
В класс зашел дедушка и подарил школе картину. Это та самая картина, о которой он говорил Лене, на ней была изображена девушка Маша, лысая и в рубище, она была очень похожа на внучку Бессольцева. Это была его бабушка, которая преподавала в школе за сто лет до Маргариты Ивановны. Ребята осознали, что все это время травили хорошую девочку.
На каких людей мы руку подняли! — нарушил тишину Васильев и тяжело вздохнул: — Э-э-эх!
После ухода Лены ребята все рассказали учительнице и отчасти обвинили ее, что она забыла о бойкоте и не сказала им, кто предатель. Сомов молчал, не поднимая глаз на учительницу. Она же отчаянно казнила себя, что забыла обо всем, кроме свадьбы. Она винила себя в том, что пришлось пережить Лене: «Собственное ничтожество — вот что занимало ее воображение…».
Миронова снова предложила бойкот, но на этот раз Рыжий отказался и сказал, что больше не будет делать так, как все. Дима под напором учительницы указал на Шмакову и Попова (он и сдал ребятам Диму, сам он опять-таки не признался): они знали, но не сказали. Попов стеснялся этого, а Шмакова гордо заявила, что это он из-за нее не признался. Она бросила отчаянно защищавшего ее Попова и демонстративно села к Диме. Бойкот Мироновой теперь уже никто не поддержал, а она заплакала и зачем-то рассказала о своей маме, которая живет как хочет и не думает о последствиях. Лохматый в отчаянии просипел: «Вот бы себе морду набить». Только Валька и Шмакова не признали своей вины. Учительница слушала упреки Мироновой («Бегите, мужа прозеваете») и понимала, что заслужила их. Она так и не пошла провожать мужа на катер.
Рыжий встал и написал на доске: «Прости нас, Чучело».
Автор: Екатерина Костерина
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Многомудрый Литрекон предлагает анализ повести «Чучело» по плану. В этой книге автор живо представляет действительность – как может быть беззащитен ребёнок в коллективе себе подобных, как трудно этому помочь, и на какую жестокость бывают способны дети? Более подробно о сюжете Вы можете узнать в кратком содержании по главам.
История создания
Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. В.К. Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни. В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело». Сам В. Железников так отзывается о своей работе:
«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».
Жанр и направление
Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа.
Жанровая направленность повести «Чучело» – это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий. Она была характерна для того периода развития советской литературы.
Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.
Композиция и конфликт
Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.
- В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
- Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.
- Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.
Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.
Смысл названия
В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены (она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми), но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли.
Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно.
Суть: о чём повесть?
В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.
В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.
Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.
В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.
С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.
Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.
Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.
Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.
Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика главных героев в повести «Чучело» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Герой | Характеристика |
Лена Бессольцева | Двенадцатилетняя девочка, хрупкая, неловкая, наивная, при этом полная душевной теплоты и участия к каждому, открытая и искренняя. У неё пылкое, преданное сердце, она готова любить и бесконечно прощать любимого человека, продолжает в него верить, несмотря ни на что. Однако у Лены сильная воля и смелый нрав, она не боится сказать правду и бросить вызов толпе, не боится признавать свои ошибки, очень строго судит себя. У неё возвышенная натура – Лена понимает своего дедушку, собирателя картин, а его бескорыстный поступок признаёт во всей полноте. У Лены бодрый, никогда не унывающий характер – она не разучивается радоваться жизни, травля одноклассников её не сломила, не сделала равнодушной и озлобленной. Такова краткая характеристика Лены Бессольцевой. |
Николай Николаевич Бессольцев | Дедушка Лены — пожилой одинокий человек, чуждающийся общества людей, находящий единственную радость в поиске и собирании картин, когда-то написанных его дедом, неизвестным художником. Николай Николаевич живёт ради этого, потому отказывает себе подчас в покупке даже необходимых вещей и одежды. Из-за этого в городе его считают странным, над ним смеются ребятишки на улице, а школьники дразнят «заплаточником». Ничего это не задевает Николая Николаевича и не выводит из душевного равновесия. Он ощущает родственной для себя душой свою внучку Лену, восхищается чистотой её души и старается как может помочь девочке. Николай Николаевич мудр и чуток, он верно угадывает ситуацию и определяет натуру каждого участника травли его внучки, он наталкивает Лену на принятие верных решений. Он не смог её защитить, но остался верен себе, благородным и честным, он бросает безмолвный укор бессердечным детям перед своим уходом. |
Учительница Маргарита Ивановна | Классный руководитель того самого класса, в котором происходила травля девочки. Маргарита Ивановна не завоевала к себе уважения и расположения детей. Пылкая, эмоциональная, энергичная учительница привычно и бодро выполняет свою работу, при этом не хочет вникать в проблемы детей и замечать нездоровую обстановку в классе. Маргарита Ивановна готовится к свадьбе и полностью поглощена своими делами, Лена напрасно ждёт от неё участия и помощи. В результате ситуация остаётся целиком вне поля зрения учительницы, она узнаёт обо всём лишь при окончательной развязке. |
Дима Сомов | Красивый, умный и способный мальчик, лидер в классе и любимец учителей. Он хочет поступать правильно, имеет благородные порывы, при этом на деле оказывается далёк от благородства и заботится лишь о внешнем впечатлении. Его дружба с Леной не выдерживает испытания, Дима так и не находит в себе силы сказать правду и защитить девочку. Он хочет бежать от обстоятельств, не понимая, что проблема заключается в нём самом. В конечном итоге он удостаивается презрения класса, а со стороны Лены — искреннего сожаления. |
Миронова, Железная Кнопка | Очень волевая, серьёзная девочка с непоколебимыми принципами чести, которые она активно внедряет в классе, будучи его лидером. Железная Кнопка считает, что всякая ложь и предательство должны немедленно и без пощады наказываться, при этом не знает никакой меры жестокости. Она уважает Лену за её смелость и правдивость, но не может поступиться своими принципами непримиримости. В Лене также вызывает восхищение эта девочка, за её честность и твёрдый характер. В заключение событий Железная Кнопка оказывается в замешательстве и отчаянии – она не понимает, почему Лена не желает мстить настоящему предателю и почему одноклассники поддерживают идею прощения. В семье Железной Кнопки можно угадать несогласие – мать явно не разделяет правильных принципов дочери, что девочку возмущает и расстраивает. |
Валька | Грубый, жестокий и лживый мальчик, ищущий во всём только свою выгоду и без колебаний причиняющий боль и обиду тому, кто слабее. Он промышляет продажей бродячих собак на живодёрню, и проявляет особенную жестокость в травле Лены. При этом он труслив, заискивает и немедленно пасует перед теми, кто сильнее его. |
Шмакова | Живая, красивая и популярная девочка в классе, заводящая себе бесконечных поклонников и даже «рабов» — тех, кто безраздельно служит ей. Она самовлюблённая и избалованная, больше всего на свете любит красиво одеваться, не имеет никаких моральных ценностей, привычно применяет хитрость и лукавство, как средство осуществления своих желаний и властвования над другими. Шмакова заполучила себе в «рабы» одноклассника Попова, и с его солидарностью хладнокровно наблюдает драму Лены, зная правду и не желая её открывать. |
Васильев | Изгой, отвергнутый классом, постоянно подвергающийся насмешкам и обидам. Тем не менее, Васильев осмеливается высказаться в пользу Лены и защищает её, навлекая на себя новые неприятности. Он приходит к Лене и призывает её быть смелой, чем побуждает её к решительным действиям. |
Темы
Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.
- Основная тема произведения – конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.
- Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды («предатель», «суд», «шпион» и т.д.). Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
- Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.
- Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой – она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.
- Тема искусства не менее значима. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.
Проблемы
Проблематика повести «Чучело» до сих пор актуальна во многих школах:
- В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
- Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
- У Димы проявляется его личная проблема благородства – желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
- Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
- Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.
Смысл
Основная идея, выраженная в повести «Чучело» – необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни.
Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.
В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие – прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело».
Чему учит?
Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности – как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться. Такова мораль повести «Чучело».
Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.
Критика
Вот как говорится о повести «Чучело» в журнале «Вестник ТГПУ»:
«Единственный путь пробудить в другом самосознание, совесть, гуманность – стоическое непротивление злу насилием. Повесть Железникова однозначно продолжает традиции классической русской литературы, развивает идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого…»
«В. Железников наряду с В. Распутиным, В. Астафьевым, В. Маканиным и другими авторами утверждает значимость исторической, культурной и родовой памяти, семьи, Родины, других традиционных ценностей, отказ от которых оборачивается разрушением личности и моральной деградацией общества».
Автор: Диана Горина
Метки: 6 классВладимир Железниковповесть Чучелоразбор
Читайте также:
Автор На чтение 11 мин. Просмотров 1 Опубликовано
О произведении
Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1975 году. Произведение отличается эмоциональностью и повествует о стойкой и мужественной девочке, вынужденной противостоять одноклассникам, объявившим ей бойкот.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чучела» по главам. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания.
Дима Сомов – красивый, умный мальчик из обеспеченной семьи, малодушный трус.
Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – дедушка Лены, добрый, мягкий, замкнутый человек, коллекционер картин.
Другие персонажи
Маргарита Ивановна – молодая учительница, классный руководитель 6-А, добрая, справедливая, но зацикленная на своей личной жизни.
Миронова (Железная Кнопка) – принципиальная, озлобленная на весь мир девочка с мощными лидерскими задатками.
Шмакова – главная красавица в классе, подлая и хитрая девочка.
Валя – безжалостный, корыстолюбивый мальчик, ловит бездомных собак и сдает их за деньги в живодерню.
Лохматый – главный силач в классе, сын лесника.
Рыжий – мальчик, выполняющий роль шута в классе.
Васильев – принципиальный и порядочный, но при этом слабохарактерный одноклассник Лены.
Краткое содержание
Глава 1
Лена стремительно неслась по узким улочкам старого городка, «ничего не замечая на своем пути»
. Девочка была в глубоком отчаянии от того, что с нею сделали одноклассники.
Глава 2
Дедушка Лены – Николай Николаевич Бессольцев, нелюдимый, замкнутый человек. После многолетних странствий он вернулся в родной город и поселился в бревенчатом, почерневшем от времени доме, который более ста лет принадлежал роду Бессольцевых. Местные жители относились «к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием»
: он все искал какие-то редкие картины, и, если находил, тратил на них большие деньги. Дети дразнили его Заплаточником из-за больших заплаток на рукавах старого пальто.
Однажды старика Бессольцева заметили «в сопровождении девочки лет двенадцати»
, его внучки – угловатого длинноногого подростка с дружелюбной улыбкой на лице.
Глава 3
Лена пошла в школу, и поначалу она чувствовала себя прекрасно, но в ноябре все изменилось. Она попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Услышав отказ, она пригрозила тайком продать одну из его картин, за что получила пощечину. Она бросилась бежать, и Николай Николаевич отправился вслед за ней.
Глава 4
Тем временем шестиклассник Валька встретился со своими товарищами – Лохматым и Рыжим, чтобы вместе отправиться на день рождения к Диме Сомову. Вскоре к ним присоединилась главная красавица класса Шмакова в сопровождении Попова. Осталось подождать Миронову – Железную Кнопку. Когда худенький очкарик Васильев признался одноклассникам, что не намерен идти на торжество к Сомову, который ему надоел, Железная Кнопка приказала Лохматому избить его «за измену идеалам»
.
Заметив издали Лену, они принялись дразнить ее чучелом. Эту сцену застал старик Бессольцев, и девочке пришлось рассказать ему «всю правду, без хитрости»
.
Глава 5
Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить»
, и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище – Чучело огородное. За нее заступился только один человек – Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя.
Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы. Классом было принято решение самостоятельно заработать денег на поездку, и ребята подрабатывали, где могли, складывая деньги в общую копилку.
Глава 6
В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок. В классе спрятались лишь Шмакова и Попов, которые стали свидетелями разговора Маргариты Ивановны и Димы Сомова. Под давлением учителя мальчик рассказал о намеренном прогуле. Этот разговор случайно услышала и Бессольцева. Она не сомневалась, что ее друг признается во всем ребятам, но он упорно молчал.
Глава 7
На следующий день нарядные школьники в предвкушении долгожданной поездки пришли в школу, где узнали новость: весь класс наказан за сорванный урок, и никто никуда не едет. Лена до последнего надеялась, что ее герой Дима Сомов во всем сознается, но он упорно молчал. Не выдержав напряжения, девочка взяла вину на себя. Класс объявил ей бойкот.
Глава 8
Автобусы со школьниками отправились в Москву. Покинула свой шестой класс и Маргарита Ивановна, которая спешила в столицу на собственную свадьбу. Тем временем класс окружил Лену, которая в полной мере поняла, что сделала: «страшно, когда один против всех, даже если ты прав»
. Озлобленные одноклассники накинулись на Лену и Диму, которые едва успели спрятаться в парикмахерской.
Глава 9
Лена решила сделать себе прическу в парикмахерской. Тем временем Железная Кнопка отправила ребят на ее поиски. Она считала, что если «живешь не по правде — расплата»
, и никто не должен оставаться безнаказанным. Когда Лена вышла на улицу, ребята принялись ее всячески унижать и дразнить. Они решили, что Чучело должна покинуть их город.
Глава 10
Лене удалось оторваться от погони. Когда стемнело, раздался стук в окно, и перед девочкой появилась ужасная голова медведя. На крик внучки прибежал Николай Николаевич, и «оторвал» медвежью голову – за ней скрывалось «какое-то жалкое и ничтожное Димкино лицо»
. Лена отказывалась верить в это, полагая, что Диму насильно заставили совершить столь подлый поступок. Но она ошибалась: ребята сидели у Димы в гостях и пили чай, обсуждая травлю Чучела.
Глава 11
На следующий день Дима пришел к Лене, чтобы признаться в своей трусости и поцеловать ее. Свидетелем этой сцены стал Валька, который стянул постиранное платье Лены и сбежал с ним. Дима бросился за ним, чтобы во всем признаться ребятам.
Валька уже успел всем рассказать о поцелуе. Диму скрутили, но тут к нему на выручку подоспела Лена. Ребята принялись бросать ее платье по кругу, а Лена «металась между ними, старалась их победить»
. Когда кто-то швырнул платье Сомову, тот улыбнулся в лицо Лене и отшвырнул платье другому человеку. Платье надели на огородное пугало, и Дима поджег его. Увидев это, Лена громко закричала, схватила горящее пугало и принялась им размахивать. Она сильно обожглась, когда снимала свое обгоревшее платье.
Глава 12
Когда Лена зашла в класс впервые после каникул, она сообщила всем, что собирается навсегда покинуть этот город. Она принялась было упаковывать чемоданы, но затем передумала – надела обожженное платье и убежала из дома.
- Страницы:
- 1
- 2
- Следующая
Лена решила всем доказать, что она «ничего и никого не боится — даже чучелом быть не боится»
. Она остриглась наголо, и в таком виде появилась в доме Сомова, где находилась вся компания ее мучителей. Лена во всем призналась, сказав напоследок, что ей искренне жаль каждого из них. Когда она ушла, ребята все рассорились и разошлись.
Глава 14
На следующее утро Лена проснулась от шума: «дедушка заколачивал свой дом»
. Вскоре она «увидела бежавшего Димку»
, за которым гнались ее вчерашние преследователи. Они загнали Сомова в класс, где он запрыгнул на подоконник, угрожая покончить жизнь самоубийством. Миронова вновь предложила бойкот, и все ее поддержали, за исключением Лены, не желавшей участвовать во всеобщей травле.
В класс зашла Маргарита Ивановна, которая сообщила, что Николай Николаевич навсегда покидает город. Перед отъездом он сделал бесценный подарок местным жителям: свой дом и уникальную коллекцию картин. Вскоре появился и сам Бессольцев, который подарил школе свою самую любимую картину – портрет красивой девушки Маши, которая была очень похожа на Лену. При виде этой картины ребят охватила «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству»
. Рыжий взял мел и написал на доске – «Прости нас, Чучело!»
.
Заключение
Рассказ Железникова учит быть милосердным к людям, добрым, справедливым, иметь собственную точку зрения и не бояться отстаивать ее.
После ознакомления с кратким пересказом «Чучела» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Чучело»?</h3>
- <label>Владимир Железников</label>
- <label>Юрий Яковлев</label>
- <label>Лев Кассиль</label>
- <label>Владислав Крапивин</label>
(новая вкладка)Тема
———————————————
Железников Владимир Карпович
Глава первая
Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.
Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн — вверх!..
Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток — вниз!..
Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:
— Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. — Она всхлипывала на ходу. — Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..
— Вот ненормальная! — кричали ей вслед люди, которых она сбивала с ног. — Летит, как мотоциклетка!
Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком — и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала се радость и успокоение.
Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.
Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!
Глава вторая
Ленкин дед, Николай Николаевич Бессольцев, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городке на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховом.
Это был городок, каких на нашей земле осталось всего несколько десятков. Ему было больше восьмисот лет. Николай Николаевич хорошо знал, высоко ценил и любил его историю, которая как живая вставала перед ним, когда он бродил по его улочкам, по крутым берегам реки, по живописным окрестностям с древними курганами, заросшими густыми кустарниками жимолости и березняком.
Городок за свою историю пережил не одно бедствие.
Здесь, над самой рекой, на развалинах старого городища, стоял когда-то княжеский двор, и русская дружина насмерть дралась с несметными полчищами ханских воинов, вооруженных луками и кривыми саблями, которые с криками: «Та Русь! Та Русь!..» — на своих низкорослых крепких конях пытались переправиться с противоположного берега реки на этот, чтобы разгромить дружину и прорваться к Москве.
И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой артиллерии со всевозможными мортирами и гаубицами, с запасными лафетами и полевыми кузницами, превратив и без того худые местные дороги в сплошное месиво. А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя живота своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно, хотя совсем было непонятно, откуда они взяли силы. После такого длинного отступления, голода и эпидемий.
И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка — где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор.
А первая империалистическая как буря унесла из городка всех мужчин и вернула их наполовину калеками — безрукими, безногими, но злыми и бесстрашными. Свобода была дороже им собственной жизни. Они-то и принесли революцию в этот тихий, маленький городок.
Потом, много лет спустя, пришли фашисты — и прокатилась волна пожаров, виселиц, расстрелов и жестокого опустошения.
Но прошло время, окончилась война, и городок вновь возродился. Он стоял теперь, как и прежде, размашисто и вольно на нескольких холмах, которые крутыми обрывами подступали к широкой излучине реки.
Следующая → Перейти к странице Автор книги Железников Владимир КарповичАвтор: Владимир Карпович ЖелезниковЖанр: Проза для детейПросмотры: 5 149
Повесть о девочке-шестикласснице, которая попала в трудное положение — одноклассники объявили ей бойкот. Застенчивая, нерешительная девочка оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе она и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.
Download Premium WordPress Themes FreePremium WordPress Themes DownloadFree Download WordPress ThemesDownload Nulled WordPress Themesonline free course
Читать полную книгу «Чучело» автора Владимир Карпович Железников онлайн бесплатно и без регистрации в электронной библиотеке proknigi.com!
Читать онлайн
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/books/zheleznikov/chuchelo
- https://mir-knig.com/read_855-1
- https://proknigi.com/chuchelo/