Чтобы дописать недописанное сочинение учитель дал нам время на уроке литературы

The new times, 24.11.2021 в середине девяностых годов я провела много часов в беседах с главным политическим цензором советской власти

The New Times, 24.11.2021

В середине девяностых годов я провела много часов в беседах с главным политическим цензором советской власти Владимиром Солодиным. Недавно нашла старые кассеты и ахнула — насколько полезным, если не актуальным становится интервью, сделанное в 1995 году. Перед вами самое интересное из этого многочасового разговора — что называется, найдите сходства и отличия.

— А зачем? Уже сделать ничего нельзя. Люди погибли, их не оживишь. Члены общества должны быть информированы настолько, насколько считает это достаточным и возможным государство.

Новости из разряда — закрыли передачу за не те слова, вменили штраф за женские костюмы на мужчинах-актерах, исключили упоминание в негативном контексте Путина и ФСБ в независимом издании, — все это давно стало частью нашей жизни. В этом смысле цензура, которую не допускает российская конституция, уже давно существует. И тем не менее до системы цензуры, созданной и десятилетиями отработанной советской властью, нынешним душителям свободы еще  (пока) далеко.

В газете «Известия», в воскресном приложении которой я работала, цензор сидел в отдельном кабинете, где стояли огромные, грязно-голубого цвета фолианты формата А2— в них хранились перечни запрещенных к употреблению в советской печати имен, названий заводов или городов. Под грифом «секретно» были телефонные справочники, а на картах были специально перепутаны номера домов — чтобы враг не нашел.

Цензор Сергей был добрый парень, которому было неприятно вычеркивать красных карандашом имена Зощенко или Ахматовой или какие-то детали в  моем репортаже с реактора в Дубне или даже намек, что известный физик, специалист по  физике нейтрино  итальянец Бруно Понтекорво  был завербован советской разведкой еще до войны и тайно, преодолев океан и границы был ввезен в СССР, когда был разоблачен — я встречалась с ним в Дубне, и он мне рассказывал о своих учителях, великих физиках Ферми (он разработал и испытал  первый ядерный реактор в подвале стадиона в Чикаго) и Паули ( он автор теории нейтрино).

Еще была космическая цензура — она сидела в офисе ТАСС и литовала ( то есть, либо пропускала в печать, либо нет) все, что касалось космонавтов, орбитальных полетов и ракетно-космической техники. Именно эта цензура два десятилетия не позволяла рассказать о настоящем первом отряде космонавтов.Была своя цензура и в армии — Главпур.

В перестройку, в газете «Московские новости», цензор был неплохой парень, с которым можно было выпить и попросить взять больничный — чтобы ему не надо было предупреждать начальство в Пятом управлении КГБ СССР ( борьба с идеологической диверсией), что мы публикуем очередной материал о «конторе» или следователях НКВД.

Над всеми этими газетными цензорами возвышался Главлит (Роскомнадзор — сегодняшняя  его ну очень слабая копия) — Главное управление по охране государственных тайн в печати, которое официально называлось «при Совете министров СССР», но на самом деле оно подчинялось  ЦК КПСС и было подразделением все той же «пятерки» КГБ , так же как и Совет по делам религий  имел малое отношение к правительству, хотя тоже числился «при», и относился все к  тому же управлению Лубянки.

Поэтому и главный политический  цензор СССР, Владимир Солодин, прослуживший на поприще  запретов 30 лет, хотя и представлялся и китаистом, и международником, но того, что на плечах у него генеральские погоны, особенно  не скрывал.

После того как ЦК КПСС не стало, а КГБ в разных своих аббревиатурах переживал не лучшие времена я вместе с коллегой из одного зарубежного издания  много часов расспрашивала Солодина о том, что и почему он запрещал, как была выстроенап система цензуры в СССР.  Недавно я отдала кучу старых магнитофонных кассет на оцифровку и— о, чудо! — среди них оказались и эти несколько часов разговоров с главным политическим цензором СССР. 

Как вы стали цензором?

Владимир Солодин: Цензором я стал в какой-то степени случайно, по образованию я экономист-международник, окончил Институт внешней торговли. В аспирантуре изучал китайский язык и писал диссертацию по финансам Китайской Народной Республики. В 1961-м защитил диссертацию, и в этом же году произошел раскол между Советским Союзом и Китаем. И Высшая аттестационная комиссия диссертацию мне не утвердила. Все учреждения, которые работали по Китаю и с Китаем, были ликвидированы. Мне пришлось искать работу, я пришел в Главлит, начал цензором-практикантом. Специализация — международные отношения. Потом рос, рос, и вот добрался до верховных положений.

Система

Что это такое — цензор-практикант?

Цензор довольно долго готовится, примерно год. Он изучает все документы, которыми руководствуется Главлит в своей работе. Учится читать особым образом, ведь мы даже чисто технически читаем с той скоростью, с которой листаем книгу.  Тебя прикрепляют к кому-то из старших цензоров с большим опытом работы, и он тебя год натаскивает. Ты учишься оценивать материал с политической точки зрения. Потом получаешь цензорский штамп.

И полгода читаешь сам, самостоятельно и сам оформляешь. Но за тобой всё, что ты прочитал, перечитывают старшие, люди с большим опытом. Если в эти полгода видят, что ты правильно оцениваешь материал, не ошибаешься, то ты становишься цензором. Потом, года через два, через три, ты становишься старшим цензором, а дальше уже чисто административный рост. Как повезет и как сложится деловая конъюнктура.

Как функционировал аппарат цензуры? Сколько цензоров было в Главлите? Кто раздавал указания главным цензорам?

В мое время, то есть в последние тридцать лет работы цензуры, начальство — руководитель Главлита и его первый заместитель —присылалось, как правило, из ЦК партии. Рядовой аппарат, как правило, выращивали из своих. У нас работали люди самых разных специальностей. В гуманитарных отраслях были юристы, журналисты, филологи, театроведы, искусствоведы, и т.д. Но не надо забывать, что Главлит всегда занимался еще и охраной государственных тайн в печати, и вот там все профессии были собраны, начиная от атомной физики и химии, кончая агрономией, были экономисты, юристы, каждый читал литературу по своему профилю. В центральном аппарате Управления работали люди более 80 профессий. А всего в центральном аппарате — 450 человек, по всей стране 1500. Это не по России, а по Союзу. В республиках были главлиты республик, в каждой области был обллит. Формально Главлит назывался так: Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР. Но к Совету министров СССР Главлит не имел никакого отношения, он был подчинен ЦК партии. Точно так же органы на местах были подчинены по прямой линии Главлиту и по месту пребывания — обкому партии или республиканскому ЦК партии. Это было прикрытие. К органам советской власти мы не имели никакого отношения, только деньги на зарплату там получали, а подчинялись партийным органам.

Под сведения, дезинформирующие общественное мнение, можно было подвести любой материал и снять все, что считали нужным. Поэтому никаких специальных списков не было

Не дразнить гусей

Что вы искали в текстах?

В положении о Главлите было записано, что Главлит обязан не пропускать в открытую печать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну и сведения, дезинформирующие общественное мнение. Вот под сведения, дезинформирующие общественное мнение, можно было подвести любой материал и снять все, что считали нужным. Поэтому никаких специальных списков не было никогда. У нас была плановая экономика, значит, никаких произведений о рыночной экономике быть не должно. Мы были поклонниками материалистической философии, поэтому никакой идеалистической философии, никакого Фрейда не было и быть не могло. В области искусства, в живописи у нас был социалистический реализм, и вся эта заумь: Дали, Пикассо и др. — не приветствовались. То же самое в литературе: был один единственный стиль, принятый в нашей литературе — социалистический реализм. Все, что под него не подходило — вычеркивалось. Конечно, в реальности все намного сложнее. Но схема такая.

Были и общие принципы.  Один из них — не надо дразнить гусей. Например, если бы в то время появилась на телевидении реклама типа: «Вы еще не были на Азорских островах? Так что же вы сидите, бегите, покупайте билет и путевку», — конечно, она никогда бы не прошла, хотя политики здесь нет. Но у человека едва хватает денег на профсоюзный дом отдыха на тот месяц отпуска, который он имеет, и нечего его дразнить Азорскими островами. То же самое, не надо рассказывать о производстве, где работнику платят не 200 рублей, а 5000. Наверное, на каком-то участке это было возможно. Но во всем народном хозяйстве — нет. А если допустить такие выбросы, то начнется общее недовольство. Поэтому подобного рода материал закрывался, чтобы не раздражать людей.

Советский человек должен быть информирован настолько, насколько считает это достаточным и возможным государство

Почему  не обнародовались сведения об падениях самолетов, о железнодорожных катастрофах, пожарах и т.д.?

Это еще один принцип. А зачем? Уже сделать ничего нельзя. Люди погибли, их не оживишь. А разговаривать о том, что самолет был неисправный, что самолеты этой серии, предположим, недостаточно надежны — зачем это нужно?

Чтобы люди знали.

Тоталитарные общества не очень заинтересованы в том, чтобы его члены были уж очень информированы. Они должны быть информированы настолько, насколько считает это достаточным и возможным государство. Это принцип тоталитарного государства.

То есть только государство решает, что мы должны знать. И это работало?

Очень хорошо работало. Он первый раз дал сбой во время чернобыльских событий. А до этого он действовал великолепно. Даже такие крупные события, как расстрел демонстрации в Новочеркасске, большой огласки в стране не имели. Так, слышали, что где-то какие-то волнения произошли. Точно никто не знал ни сколько убитых, ни сколько участвовало в этом деле. Первый раз этот принцип дал сбой во время чернобыльской аварии, когда цензура уже не действовала в полную мощь. А так он очень хорошо действовал, он себя оправдывал полностью.

А как этот принцип действовал — люди были спокойнее?

Да, да. Во многом благодаря этому. Но не только. Принимались какие-то меры. Предположим, волнения в городе произошли из-за того, что не хватает продовольствия. Сведения об этом перекрываются, но в то же время партийные органы занимаются проблемой: туда подвозят продовольствие, товары. Положение исправляют на месте. Но чтобы не было брожения в других регионах, этим занимался цензурный комитет.

Запрещенный Чернобыль

Чернобыльские события — Главлит этим занимался?

Конечно. Была создана комиссия по ликвидации последствий аварии. Возглавлял ее зампред Совета министров <Борис> Щербина, он курировал все атомные дела. И любой материал мог пойти на радио, в газеты, на телевидение только с разрешения этой комиссии. То есть цензура генерально ограничила все материалы по чернобыльской аварии.

Щербина вскоре умер, он был сильно облучен. А пока был жив, хотите дать материал —обращайтесь к Щербине. Завизирует он материал — мы пропустим, если нет — нет. Но закрывать материалы по Чернобылю удавалось полгода. Это ведь был 86-й год. Стали обращаться к Горбачеву. Он разрешал какие-то материалы. Например, вышла пьеса «Черный саркофаг». После чего мы заявили, что не имеем возможности дальше сдерживать информацию.

Сколько нежелательных материалов прошло в нашей литературе и периодике, столько было неприятностей у цензуры

Были ли у вас разногласия с вышестоящими товарищами?

 Во все времена власть, особенно партийные власти, считали, что те или иные произведения, книги или статьи не должны были выйти. Если они выходили, то одинаковую ответственность за это несли издательства или газеты, которые выпустили этот материал, и цензор, который этот материал контролировал. Поэтому сколько нежелательных материалов прошло в нашей литературе и периодике, столько было неприятностей у цензуры. Беда в том, что очень часто оценки были субъективными. Какому-то завотдела ЦК не понравился тот или иной материал. Один деятель ЦК свою кандидатскую диссертацию в Академии общественных наук писал о Василе Быкове, и там чуть ли не бандеровцем его назвал, в своей диссертации. Потом он рос по партийной линии, стал замзавотдела пропаганды, и он Василя Быкова преследовал до самого последнего дня, пока работал. Мы выпускаем произведение Быкова, ничего там нет с нашей точки зрения. Начинается: зачем выпустили? Это же бандит, это бандеровец.

А случаи увольнения и наказания цензоров?

Бывали. Я сам имел выговор от Комитета партийного контроля ЦК КПСС. Проскочила в книге цитата из Багирова (М.Д.Багиров, до 1953 г. — первый секретарь ЦК  КП Азербайджана. — NT), который был признан врагом народа. Обвинили весь Главлит в том, что он не смотрит, хотя не дело Главлита ловить цитаты. Я в течение трех минут получил выговор от Комитета партийного контроля. Это тяжелейшее партийное взыскание, которое может быть у члена партии.

Плаха

Как работали цензоры?

Рабочий цензор сидел всегда в издательстве. Ему приносили верстку, он ее читал. Если вопросов не было, он ее подписывал и все. Если возникали вопросы, он докладывал мне, и я решал, вызывать ли главного редактора или сомнения неправомочны и можно подписывать. Цензоры сидели на радиостанциях, в телевизионных редакциях, в газетах и журналах.

В России большой писатель — это немножко больше, чем правительство. Не надо думать, что цензура была настолько глупа, что этого не понимала

У вас были официальные инструкции?

Была «Инструкция о порядке цензорского контроля», но она в основном касалась не содержания контроля, а методики. Сколько экземпляров верстки должны цензору предоставить на контроль, как верстка должна быть оформлена, и т.д.

Цензор мог сказать: если измените то-то и то-то, то пропущу?

Цензор не имел такого права. Такое право имел я. Цензор докладывал мне свои сомнения. Если они были достаточно вескими, я вызывал главного редактора и говорил: либо книга не пойдет, либо в ней должны быть сделаны такие-то изменения. Причем я не говорил, как исправить. Я говорил: этот абзац, этот, этот не пойдут. А дальше как ты хочешь. Хочешь сокращай , хочешь впечатывай какой-то нейтральный текст, это твое дело. Были очень редкие случаи… Я помню, с Евтушенко у нас был довольно длительный спор по поводу одного стихотворения («Лермонтов», 1964 г., — NT). Суть стихотворения была в том, что в России поэт очень часто гибнет, выступая за гражданские свободы, и так далее. И кончалось оно такой строчкой: в России поэты рождаются «с дантесовской пулей в груди». Я попросил сделать одно изменение и написать так: в России поэты РОЖДАЛИСЬ с дантесовской пулей в груди. Он отказался это сделать, стихотворение было целиком снято.

Поэты и писатели приходили к вам, в Главлит или общение шло по телефону?

У нас по положению от 7 января 1969 года все разногласия между издательством и Главлитом решались на уровне руководителей издательства и руководителей Главлита. Иногда я сам звонил и приглашал к себе. Главный редактор приезжал к нам, я ему высказывал все свои несогласия с данным произведением. Это происходило у нас, и поэтому маленький стол, приткнутый к большому письменному столу, где я сидел, назывался «плаха». На нем разбирались все произведения.

Какие отношения у вас были с творческой интеллигенцией? Вы знали, что они думают о вас?

Знал, потому что с самыми маститыми писателями мы работали напрямую. Я приглашал к себе и объяснял, что им делать. У большинства было такое мнение, что это государственный чиновник, государева рука. Что можно — он разрешит, что нельзя — не разрешит. Было очень хорошо, когда мне удавалось объяснить, почему что-то нельзя и почему это нежелательно. Чаще всего мы находили общий язык, я не помню, чтобы с большими писателями у меня были разногласия до крика и шума. Это гораздо лучше, чем нажить себе врага. Особенно среди писателей, особенно среди больших писателей.

Почему?

Потому что в России большой писатель — это немножко больше, чем правительство. Не надо думать, что цензура была настолько глупа, что этого не понимала. Мы старались всегда по-доброму договориться с большим писателем. И, между прочим, у большого писателя есть еще одна особенность: там из текста трудно что-то выдернуть. Выдергиваешь три строчки — рассыпается все произведение. Это не то что у какого-то графомана, где можно с начала в конец переставить, с конца в начало, выдернуть из середины и никто это не заметит. У большого писателя это все нервные узлы. Поэтому очень часто я по 3-4 раза читал произведение, чтобы как можно меньшим вмешательством обойтись, чтобы сохранить произведение. Как правило, с большими писателями у меня были очень добрые отношения. Многим из них я подсказывал еще при работе, что не пройдет. Я очень часто был первым неофициальным цензором.

Мог ли писатель опротестовать решение цензора или изменить его?

Изменить нет, опротестовать да. Мог обратиться в ЦК партии. Евтушенко часто вздорил с нами. Но я не помню случая, чтобы ЦК решил вопрос не в нашу пользу.

А неофициально? Можно было как-то договориться?

Были положения, которые я не мог переступить. Вот здесь я не могу. Здесь плохо — давай торговаться.

Что значит — торговаться?

Вместе думать, как с меньшей потерей выйти из положения. В таких вариантах, когда это делалось приватно и на более ранней стадии, никогда никаких жалоб не было.

А были случаи, когда вы что-то разрешили из того, чего не должно было быть?

Были. Я всегда считал, что конфликт с большим писателем значительно хуже и значительно вреднее для советского общества, нежели разрешение чуть-чуть превысить планку политического контроля. Я потом за это довольно часто отвечал, но всегда говорил, что ссориться с кем-то из больших писателей значительно хуже, чем разрешить ему написать, что солдат шел оборванный, грязный — это про отступление лета 41-го года, — против чего возмущается Главное политическое управление армии. И в общем я всегда доказывал свою точку зрения.

Или, например, «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова. Там у него есть легенда о манкуртах (люди, потерявшие память в результате насилия —NT), самый идеологический центр этого произведения. Но когда я начал подходить к тому, что не худо было бы снять эту легенду из текста, то я понял, что он скорее снимет все произведение. Я разрешил. И потом имел очень много неприятностей.

Правда, что Главлит следил, чтобы не допускались разногласия между различными национальностями и народами СССР?

Все вычищали, как катком.

Глянцевая война

Но вы видите и отрицательные моменты в существовании цензуры?

Отрицательных очень много. Предположим, была такая проблема в России — идея поворота северных рек на юг. Наша интеллигенция во главе с писателем Залыгиным восстала против этого насмерть. Что это настолько испортит экологию, вызовет такие непредсказуемые явления природы, что этого нельзя делать. И были написаны сотни статей, десятки книг на эту тему. Главлит все закрыл. Тема была открыта только тогда, когда выяснилось, что в обозримые столетия на эти работы просто не будет денег, тогда кое-что пошло. А так это была очень масштабная кампания, и мы снимали статьи, книги, очерки десятками .

К 40-летию Победы мы голубым цветом раскрасили всю историю Великой Отечественной войны. Не было страшных отступлений лета 41-го года, плена, ничего такого не было

Или, например, готовится 40-летие победы в Великой Отечественной войне… Великая Отечественная ведь очень неодинаково протекала. Были тяжелейшие поражения, были победы… К 40-летию мы голубым цветом раскрасили всю историю Великой Отечественной войны. Не было тех страшных отступлений лета 41-го года, когда пять миллионов наших солдат попало в плен, ничего этого не было. Только успехи и удачи. Все, что под это не подпадало, все беспощадно выбрасывалось со страниц газет, журналов, книг.

Я смотрел на себя как на государственного чиновника высокого ранга, который способствует покою и стабилизации в стране

Цензорские будни

Что было интересным для вас в цензурной работе?

Цензорская работа очень информативна. Никто столько не читает, никто столько в своей области не получает информации, сколько цензор. Он читает все, что по данному вопросу выходит в стране. Это, конечно, очень интересно. Мой цензор, самый средний, рядовой, если он занимался каким-то техническим вопросом или вопросами науки, он знал больше, нежели профессор в этой области. Цензоры великолепно разбирались в вопросах юриспруденции, экономики, литературы, журналистики, публицистики. Отрицательное же было — это, конечно, психологический пресс, который всегда имел место в нашей работе. Мы не идиоты же были, и не всегда были уверены, что все, что мы делали, хорошо. Предположим, я тоже был уверен, что поворот северных рек может черт-те что натворить, это же все не просчитано было, не проверено. А вынужден был делать так, как мне указано.

Было такое понятие среди цензоров или в Главлите, что тот, кто слишком много цензурирует — нехороший цензор?

Было. Таких обычно увольняли. У нас было профессиональное выражение «цепкий цензор». Когда он зацепил ровно столько, сколько нужно зацепить, не больше и не меньше. Я же за ним читаю и вижу, что он подчеркнул. И сразу понятен ход его мысли. И когда мы хотели сказать, что цензор великолепный, мы говорили: «цепкий цензор».

Как вы смотрели на себя? Как на милиционера, который покой охраняет?

Я смотрел на себя как на государственного чиновника высокого ранга, который способствует покою и стабилизации в стране. Ведь цензура что такое? Это организация, которая проводит в литературе политику правительства.

И у нас ходила такая шутка: цензура покрыла рубероидом все Подмосковье. Почему? Потому что все, что конфисковывалось, отправлялось на рубероидный завод

Вы цензурировали то, что издавалось за рубежами СССР…

…и поступало к нам. Что заказывали институты, библиотеки и т.д. Все проходило контроль. Из того, что поступало из-за рубежа, до адресата доходило процентов 15-20. Я имею в виду политическую и художественную литературу, научная литература и техническая не контролировалась. И у нас ходила такая шутка: цензура покрыла рубероидом все Подмосковье. Почему? Потому что все, что конфисковывалось, отправлялось на рубероидный завод. Белой бумаги из журналов  нельзя сделать, поэтому делали рубероид, крыша такая волнистая. Мы грузовик конфискованной литературы отвозили туда два раза в неделю.

Что конкретно вы отправляли на рубироид?

Сразу же изымалась вся литература, которая была издана в эмигрантских издательствах, будь то политологический сборник или собрание сочинений Пушкина. Это делалось автоматически. Большинство газет и журналов политического и социального направления  имело генеральные ограничения. New York Times приходит — сразу конфискуется: работали цензоры, хорошо знающие язык, и если наше правительство особенно не ругают, никаких особенных выпадов против него нет — обычно таких бывало 5-6 номеров в год, — то разрешали учреждениям, где есть спецфонды, получить эти издания. Все книги прочитывались. У нас была картотека на 2,5 миллиона карточек. Приходит Сэлинджер, условно, какой-то роман. Ищем: был прочитан, то-то и то-то. И по аналогии решается вопрос.

Теперь (1995 г.—NT) вы не работаете цензором. Обществу не нужна цензура?

Нет. Во всяком случае, общество считает, что ему не нужна цензура.

А как вы считаете?

Я считаю несколько иначе. Я считаю, что сознание и ответственность нашего журналистского корпуса еще не позволяет ему обойтись без какого-то надзора. Вы смотрите, у нас по телевидению сообщения в новостях идут, на следующий день они опровергаются. То есть журналист где-то что-то услышал и немедленно тащит это на экран или на газетную полосу. У него нет ответственности за материал, который он дает. Безобразно много порнографии, безобразно много материала, который раздражает зрителя. Не цензура нужна в буквальном смысле этого слова, но какие-то рамочные ограничения должны бы быть. Предположим, какой-то попечительский совет, который бы определял политику. Ведь никто ж не отвечает за то, что на экране появляется, а это миллионы зрителей. А общество не считает нужным вмешаться. Боится.

Боится чего?

Боится журналистов, средств массовой информации. Потому что если завтра кто-то скажет, что необходима цензура, его заклюют и заплюют. Как это можно? Как это так? Нарушить гласность, нарушить свободу слова! Да кто это разрешил? Да это мракобесы!

Что вы бы ответили людям, которые говорят, что свобода слова — это важнейший элемент справедливого общества?

Свобода слова необходима, это первое. Нужна точность: то, что случилось, то и должно найти отражение — это второе. И, наконец, третье: журналист должен не просто хвататься за жареные факты, он должен думать, что принесет эта информация в политической жизни и не дестабилизирует ли она какое-то найденное равновесие.

Вы используете слова «порядок», «стабильность». По-вашему, это была главная функция цензуры — держать порядок в стране?

Конечно. Мы прекрасно знали, что наше общество довольно легко вывести из состояния стабильности.

Почему?

В основном из-за бедности. Так он тянул, тянул, и вдруг перед носом у него красной тряпкой замахали… Понимаете, человек должен иметь право говорить все, что угодно, а вот когда вопрос пойдет о действиях, вот здесь он должен думать — может он что-то сделать или не может. Мы человека заранее подозревали, мы его преследовали не за действия, а за мысли. Но беда вся в том, что мысли очень быстро перерастают в действие…

Справка:

Владимир Алексеевич Солодин (1930 – 1997) — с 1961-го по 1991 год работал в Главлите. С 1971 года — член коллегии Главлита, отвечающий за политический участок работы, заместитель начальника Главлита. Возглавлял Отдел по контролю общественно-политической и художественной литературы. По неофициальным данным являлся генералом КГБ СССР.

Оригинал

Разработка
урока по музыке во 6 классе

 (программа
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)

на тему:
«Старинной песни мир».

                                                                                                    
             Составила:

                         
                                 Учитель музыки

Бондаренко
Л.Г.г. Алушта МОУ Школа –лицей им.Героя Советского Союза Н.Г.Саранчева.                    

image001

Цель
урока:

углубить знания о
творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире
баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного
восприятия музыкального образа.

Задачи урока:

1.     Дополнить
знания о жизненном  пути композитора романтика Франца Шуберта.

2.     Повторить
 песни  Ф. Шуберта, выученные в 5 классе.

3.     Познакомить
с вокальным жанром балладой.

4.     Прочитать
и пропеть по ролям балладу «Лесной царь»

5.     Сделать
анализ баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».

6.     Закрепить
пройденный материал.

7.     Прогулка
по картинной галерее. Сравнение живописных полотен с образом «Лесного царя»

8.     Провести
творческое задание «Мой  финал баллады»

9.     Провести
рефлексию, сделать вывод урока.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(урок-беседа).

Тип урока:
расширение  и углубление знаний.

Информационно-методическое
обеспечение:
    диск
СД, учебник по музыке  6 класс Е.Д. Критской,  «Музыкальная литература» М.
Шорникова (вспомогательный материал), рабочая тетрадь,  нотная хрестоматия,
иллюстрации по произведению «Лесной царь» и по творчеству Ф. Шуберта.

ХОД УРОКА

«Поистине
у Шуберта есть искра божья!»

(Людвиг
ванн Бетховен)

1.
Музыкальное приветствие.

2.
Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.

(На
доске висит портрет Франца Шуберта)

УЧИТЕЛЬ:

Ребята,
знаком ли вам образ человека, изображённого на этом портрете?

ДЕТИ:

Да.
Это австрийский композитор Франц Шуберт.

УЧИТЕЛЬ:

Вы
правы, в 5 классе мы немного знакомились с творчеством Шуберта. А сегодня я
хочу, чтобы ваши знания стали более углублёнными и расширенными.  Как вы поняли
из моего предисловия, мы сегодняшний наш урок посвятим творчеству Франца
Шуберта и проанализируем одно из  его лучших вокальных  произведений балладу
«Лесной царь».

3.
Рассказ учителя о Ф. Шуберте. Пение ранее выученных песен
.

image002   
Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронёсся он
на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество
произведений: только песен им было написано более 600. Это был один из первых
композиторов-романтиков.

  
Он родился в предместье Вены в Лихтентале в семье школьного учителя. Музыка в
жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались
музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных
музыкальных инструментах. Вскоре к их музицированию подключился сам Франц,
которому первые шаги в музыке помог сделать отец и его брат Игнац. Кроме того,
у мальчика был хороший голос. Он пел в церковном хоре, но когда произошла ломка
голоса, ему пришлось оставить это занятие. Отец предложил ему стать школьным
учителем. Эта работа утомляла юного Шуберта, ведь в нём звучало столько
мелодий. Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, причём каждая из них
яркая, новая, не похожая ни на что другое.

А
какие песни Шуберта знаете вы?

ДЕТИ:

«Аве
Мария», «Форель».

УЧИТЕЛЬ:

Давайте
пропоём несколько фраз из этих песен и насладимся их тонкостью, лиризмом,
светом.

(учащиеся
исполняют песню «Форель», «Аве Мария»)

  
Для того, чтобы заниматься любимым делом Шуберт был вынужден порвать со своим
отцом. Очень тяжело жилось Францу, у него не было знатных покровителей.
Публичных концертов Шуберт не давал, при императорском дворце его не знали,
издатели платили ему гроши. Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь
у него была МУЗЫКА. И эта музыка рождалась в нём постоянно. Он заканчивал одно
произведение и сразу же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10
песен. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы
для фортепиано, камерные ансамбли. Не имея возможности услышать свои
произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал 9 симфоний, в
том числе знаменитую «Неоконченную симфонию».

  
Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. В
течение 4-х лет он жил поочерёдно то у одного, то у другого друга. Он был
всеобщим любимцем. И скоро образовался кружок, в который входили поэты,
художники, учёные, музыканты. Молодые люди, читали, беседовали, музицировали,
исполняли произведения Шуберта. В связи с этим эти вечера получили названия
«шубертиад». (Учитель вывешивает иллюстрацию с музыкальной шубертианой).

Благодаря
этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они
распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали
рукописи, организовывали концерты в богатых дамах Вены. Из-за недостатка денег
композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья
снабжали его ею.

(Задание
на опережение было дано ученице класса Цыганко Татьяне)

УЧЕНИЦА:

Я
хочу вам рассказать одну историю из жизни Ф.Шуберта, которую я узнала из книги
Шорникова «Музыкальная литература».

Однажды Шуберта посетил его
друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нот­ная бумага,
а с деньгами, как всегда, было затрудне­ние. Тогда художник сел к столу и стал
наносить на бумагу параллельные линии — нотный стан. Когда спу­стя годы у
художника спрашивали, какой из своих ри­сунков он считает лучшим, он отвечал:

  Нотные линейки для Шуберта!

Во время очередного
безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его
больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем
попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и
тут же написал к нему музыку. Ноты компози­тор отдал хозяину, и тот взамен
принес телятину с картошкой.

Через тридцать лет ноты,
написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч
франков.

Это была знаменитая
«Колыбельная песня» Шуберта.

УЧИТЕЛЬ:

Спасибо
за интересную информацию.                                 

У
каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу.
Такой любимый поэт был и у Шуберта. Он пленил его, волновал ум и душу
композитора. На его тексты было написано 70 песен. Это выдающийся немецкий поэт
Гёте.

С
одним из таких  произведений написанных Шубертом  в 18-летнем возрасте на стихи
Гёте мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь».

Знаком
ли вам такой жанр?

ДЕТИ:

Мы
знакомились с ним на уроках литературы.

УЧИТЕЛЬ:

Тогда
охарактеризуйте мне его.

ДЕТИ:

Баллада
– это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в
нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики

УЧИТЕЛЬ:

А
в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное
развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность  и
фантастика, эпос и лирика. (Дети записывают в тетрадь о жанре
баллады).

Как
видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения
литературного.

4.
Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта. Проведение анализа произведения.

   
Опережающее задание. Определить количество действующих лиц в балладе

ДЕТИ:

В
балладе  4  действующих лица.

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы.
А теперь давайте прочитаем балладу по ролям, а затем ещё раз прослушав,
определим какие интонации, эмоциональные краски  каждому персонажу дал Шуберт.

А
знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник
Александра Сергеевича Пушкина.

(Учитель
на доске вывешивает иллюстрации,  нарисованные к балладе. Дети читают балладу
по ролям Ещё раз  прослушивают ).

УЧИТЕЛЬ:

Охарактеризуйте
темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными?

ДЕТИ:

Рассказчик
– взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся,
напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная,
плавная, закруглённая.

УЧИТЕЛЬ:

Какой
инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе?

ДЕТИ:

Мы
услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть  даже
стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.

УЧИТЕЛЬ:

   
Давайте ещё раз прослушаем эту интонацию (Учитель играет на фортепиано
фрагмент вступления).
Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано.
Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

  
А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот
аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши. А кто хочет попробовать сыграть? (Дети
выстукивают аккомпанемент, играют).

Давайте
попробуем напеть по нотной записи учебника интонации ребёнка, отца, лесного
царя.

Настало
время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по
которой дети  выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и
аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика —  от РР до FFF

Регистр – низкий  и средний(аккомпанемент),
средний и высокий (солист)

Размер – 4/4

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные,
выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительная,
взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая,  сладкая, завораживающая,
безумная, испуганная.

УЧИТЕЛЬ:

Сейчас
мы с вами отправляемся в картинную галерею. Попробуем найти в картинах образы,
которые по своей сути созвучны произведению Шуберта «Лесной царь». (Учащиеся
высказывают своё мнение по увиденным полотнам М. Воробьёва «Дуб, раздробленный
молнией», К. Богаевского «Классический пейзаж», К. Коро «Порыв ветра», Коха
«Горный пейзаж»).

Сравните 
язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и
живописного. Какие средства выразительности каждого вида искусства создают
единый драматический напряжённый образ?

ДЕТИ:

Литература
использует слово, музыка — звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов
искусства смогли создать драматический образ.

ВЫВОДЫ:

Как
видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина,
сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый
стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и
движением (развитием) чувств  главных действующих лиц.

УЧИТЕЛЬ:

Если
бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его  сделали? (Дети 
рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её).

УЧИТЕЛЬ:

Теперь
мне интересно узнать у вас понравился ли вам сегодняшний урок? Тогда, я
попрошу  вас ответить мне  на эти вопросы. (Каждый ребёнок  (или по желанию)
берёт по одной карточке из рук учителя, зачитывает её, отвечает на поставленный
вопрос).

Примерные
вопросы на карточках
(рефлексия):

1.Что
ты узнал нового на сегодняшнем уроке?

2.
Понадобятся ли тебе знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?

3.
Как и где ты можешь применить знания, полученные на уроке музыки?

4.
Какой вид деятельности больше всего тебе понравился на уроке?

5.
Расскажешь ли ты о полученной информации своим родителям, друзьям, знакомым?

Я
хочу вам рассказать одну историю из жизни Ф.Шуберта, которую я узнала из книги
Шорникова «Музыкальная литература».

Однажды Шуберта посетил его друг художник
Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нот­ная бумага, а с деньгами,
как всегда, было затрудне­ние. Тогда художник сел к столу и стал наносить на
бумагу параллельные линии — нотный стан. Когда спу­стя годы у художника
спрашивали, какой из своих ри­сунков он считает лучшим, он отвечал:

  Нотные линейки для Шуберта!

Во время очередного безденежья Шуберт зашел в
ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда
композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение,
которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему
музыку. Ноты компози­тор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с
картошкой.

Через тридцать лет ноты, написанные тогда в
ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тясяч франков.

Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.

Введение

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Чтобы реализовать эти задачи, учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяю таким технологиям, где как учитель выступаю не источником учебной информации, а являюсь организатором и координатором творческого учебного процесса, направляю деятельность учеников в нужное русло, при этом учитываю индивидуальные способности каждого ученика. Задачей учителя считаю включение самого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Выделяю важнейшие функции.

Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.

Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности.

Критериями эффективности урока считаю следующие:

  1. Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.
  2. Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
  3. Использование субъектного опыта учеников. Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
  4. Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
  5. Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
  6. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Учитывая различие умственно отсталых школьников по степени и характеру речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, методика русского языка нацеливает учителя на широкое применение принципа дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. В этом мне помогают педагогические технологии.

В своей работе я использую такие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как:

  • технологии критического мышления;
  • игровые технологии.

2 Личностно-ориентированное развивающее обучение

2.1. Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Наверное, каждый учитель русского языка в национальной школе задавался вопросом, почему ученики приступают к изучению неродного языка с большим энтузиазмом, но постепенно теряют к нему интерес. Вначале дети активны, с удовольствием выполняют задания учителя и с готовностью отвечают, но со временем некоторые из них превращаются в пассивных созерцателей происходящего на уроке. Это вызывает беспокойство учителей, потому что успех во многом зависит от того, насколько сознательно и заинтересованно учащиеся работают. Чтобы воспитать у школьников стремление с полной отдачей трудиться и тем самым обеспечить эффективность каждого урока, учитель должен постоянно проявлять заботу о мотивации учебной деятельности своих учащихся.

Мотивация в педагогике понимается как система целей, потребностей и мотивов, пробуждающих у школьников овладевать знаниями, сознательно относиться к учению, быть активными в учебной работе.

«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», — писал В.А.Сухомлинский. Начало любой игры — это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Третий лишний»; «Я работаю волшебником»; «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница» — повторение спряжения; «Ремонт»; «Лови ошибку» — повторение вида; «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».

Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения — хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз — рас»…

Использование на уроках русского языка занимательного материала способствует пробуждению познавательного интереса у детей. Такой материал необходим, чтобы облегчить усвоение русского языка в условиях билингвизма в коррекционной школе с задержкой умственного развития. Значительно облегчает обучение грамоте использование загадок, занимательных стихов, заданий в игровой форме. К примеру, прежде чем выделить мягкие и твердые согласные из исходных слов кот, котик, ученики придумывают загадки к этим словам. В случае затруднений учитель раздает карточки со словами, из которых нужно сложить загадки. Например: мягкие лапки, в лапках царапки. Для выработки правильной артикуляции твердых и мягких согласных [р], подбираются скороговорки: семь раз отмерь, один раз отрежь. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Крута гора, в горе — дыра, в дыре кротовая нора.

Вспомогательным материалом могут быть и метаграммы, анаграммы. Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой и тогда получится новое слово.

С буквой к бери меня на покос,

а без к ужалю в нос (коса, оса).

С ч — я двери открываю.

С в — я червяков хватаю. (Ключ — клюв)

Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: пила — липа. Анаграммы — это еще один вид загадок в стихах, которые способствуют развитию мышления у учащихся.

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется (сокол — колос)

Выработке чтения в коррекционной школе задержкой развития способствуют игры со слогами.

Игра «Легкая задача». На наборном полотне составлены слова типа: вол, нёс, сын, дым. Ученики должны заменить в каждом слове гласную, чтобы получилось новое слово (вёл — выл — вол, нёс — нос, сын — сон, дым — дом).

Игра «Кто больше?». Даются слоги, из которых надо составлять слова. Выигрывает тот ученик, который составит больше слов и правильно их прочитает и запишет.

Игра «Все наоборот». Ребятам предстоит научиться произносить слова наоборот. Учитель называет слово, а учащиеся моментально читают его с конца. Неплохо также поиграть и в обратном порядке, когда один читает «перевернутые» варианты слов, а остальные называют оригиналы.

Игра «Эхо». Учащиеся, сидящие за одной партой, получают слова, напечатанные на карточках: ел — ель, угол — уголь, мел — мель. Один ученик читает слова с твердым согласным, а второй — с мягким.

Занимательный материал необходимо использовать и в процессе изучения темы «Звуки и буквы» в 5 -9 классах коррекционных школы восьмого вида.

Такие задания, как, придумать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами (конь, боль); какую букву надо дописать в словах, чтобы угол стал топливом, шест — числом; какую букву надо заменить в слове кость, чтобы получилось название желанного в доме человека (гость); подумайте и скажите, изменится ли значение слова, если переставить слоги (дядя, няня, камыш мышка, весна -навес, скала- ласка), научат ребят внимательно относиться к слову.

Учащиеся коррекционных классов часто неправильно произносят звуки [к]- [г], [д]-[т], [ж]-[ш] под влиянием чувашского языка. Чтение стихов, скороговорок с этими звуками помогает усваивать их произношение. Учитель готовит карточки с определенным текстом и заданием к нему.

Задание. Прочитайте правильно. Обратите внимание на произношение в русском языке звука [ж].

Еж с ежонком и ежихой

Собирают ежевику.

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться… [1, с. 10]

Задание. Научитесь быстро читать скороговорки, правильно произносить звуки [ш], [с]

1. Как в капюшоне кукушонок смешон.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Ела Клаша кашу с простоквашей.

Для закрепления правописания произношения звонких и глухих согласных можно использовать занимательные стихи и загадки.

Драчун и забияка,

Не знает страха,

Живет на воде,

Носит иглы на спине. (Ерш) [2, с 75]

При изучении предлогов используется занимательный материал, в котором предлагается назвать слова, одинаковые по произношению, но разные по написанию.

Не вертись с подносом

У меня под носом

Понять значения слов — омонимов помогает занимательный материал. Учитель готовит предложения со словами, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение. С особым интересом учащиеся отвечают на вопросы: какие ноты кладут в суп? Каким ключом нельзя отвернуть гайку? Какой лук не растет? Из какого крана не течет вода?

В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, на уроке литературы в 8 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова «Путешествие по лермонтовским Тарханам»; уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

Изучаем цикл произведений о войне. Перед чтением М.А.Шолохова «Судьба человека» в девятом классе и «Сын полка» в восьмом классе важно воссоздать эмоциональный образ времени. Дело ведь не только в сообщении конкретных исторических сведений, которые помогут ученикам понять произведение. Надо, чтобы детские сердца взволнованно забились при рассказе о мужестве главных героев Андрее Соколова, Вани Солнцева и многих других защитников нашей Родины. «Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!» — обращается к потомкам писатель А.Лиханов. В этих словах призыв никогда не забывать войну и сохранить мир, самое дорогое и святое, что у нас есть. Это призыв не забывать погибших во имя жизни на земле. Современные школьники должны знать, что наравне со взрослыми воевали и дети, и во имя жизни, во имя будущего отдавали свою жизнь. Пусть в их детских душах зарождается чувство гордости за наш народ, за своих дедов. А это возможно, если на уроках прозвучат песни времен войны, если кто-нибудь из детей расскажет о дедушке-ветеране, если будут прочитаны письма из фронта, показаны пожелтевшие фотографии времен войны, которые бережно хранят в семьях, как память, как реликвию, и передают новому поколению, рожденному после войны. Я уверена, в каждой школе нашей необъятной страны, ученики с гордостью напишут сочинение о героях, которые живут рядом. Работы моих учеников из коррекционной школы восьмого вида пример этому.

Письмо в далекое прошлое.

Здравствуй, дедушка!

Я никогда тебя не видел, но знаю, что ты защищал Родину.

Я хотел бы тебя поблагодарить за то, что ты дал нам возможность жить счастливо и свободно. Низкий поклон тебе за то, что я живу на свете.

О войне я знаю по рассказам учителей. Из книг и кинофильмов узнаю, какое горе приносит людям война.

Бабушка много рассказывает о тебе, дедушка. Из ее рассказов я знаю, что ты воевал под Сталинградом. Там шли ожесточенные бои, но ты вместе с солдатами не сдавался противнику. Твои награды мы храним свято. Мы гордимся тобой. Пока мы будем помнить о вас, на земле не бывать войне.

Твой внук Павел Федотов. 9 кл

Черная шкатулка.

Однажды я открыл старый сундук. В сундуке были старые вещи. Среди вещей я нашел маленькую, завернутую бумагой, красивую черную шкатулку. В шкатулке были ордена и медали. Эти вещи были дедушкины. Дедушка воевал на войне. Был награжден орденом и медалями. Свои награды он хранил в этой черной шкатулке, а шкатулка ему досталась от прадедушки. К сожалению, я не помню его рассказы о войне. Сейчас эту шкатулку отдали в музей. (Федотов П. 9 кл.)

Практика показывает, что интерес к изучаемому материалу возникает у школьников тогда, когда они открывают для себя что-то новое, неожиданное, когда учитель создает ситуацию, заставляющую учеников удивиться и задуматься. Создать такую ситуацию помогает занимательный материал. Самое главное нельзя забывать учителю и о том, что больше всего стимулирует изучение русского языка «похвала учителя».

См. продолжение статьи

Усі уроки художня культура 10 клас 7 детективна історія клас Алан піз мова жестів книга українською.

До вашої уваги Конспект уроку зарубіжної літератури для 7-го класу на тему: «Детектив як жанр літератури, характерні ознаки жанру.

Жанрове розмаїття детективів».Лингвистическая пьеса о правописании союзов. «Детективная история в стране «Морфология». Сцена 1. Квартира. Костя Сидоров в недоумении. Костя (задумчиво): Ребята, учитель русского языка дал мне задание, в котором нужно правильно раскрыть скобки и записать предложения (показывая на слайд, читает): 1.Мы то(же) пришли на праздник. 2.Со мной случилось то(же) самое, что и с Вами. Костя (в недоумении): Слово то(же) повторяется в двух предложениях, в каком же случае раздельное написание, а в каком – слитное?  Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс.

Выберите учебник: Все учебники. Выберите тему: Все темы.

Составьте короткую очень продуманную детективную историю! Помогите придумать небольшую детективную историю. Срочно. Помогите придумать детективную историю без убийств и без кражи.СРОЧНО НА ЗАВТРА. Помогите придумать мне детективную историю.НА ЗАВТРА СРОЧНО! Помогите пожалуйста написать детективную историю. Мне нужно скласть свою детективную историю. 7 класс,зарубежная литература. Презентація на тему про організацію дозвілля молоді собственную детективную историю предложений(желательно на украинском Помогите пожалуйста написать детективную историю со словами: дворецкий, лупа, идти Продолжите детективную мини историю: Сто. Наша библиотека предлагает широкий выбор детективных произведений классического жанра.Конец Пендрагонов, Крах одной светской карьеры, Крылатый кинжал, Летучие звезды, Лицо на мишени, Лиловый парик, Месть статуи, Небесная стрела, Необъяснимое поведение профессора Самоучка 5 клас математика, Необычная сделка жилищного агента. Весенние детективные истории. Теплые лучи солнца, звонкая капель, первые тюльпаны и нарциссы Все это весна! И, конечно, долгожданный весенний праздник, который все мы так любим! Останетесь ли вы дома или отправитесь в гости – о п Подробнее. ОтложитьЧитал.  Детектив-пикник. Что может быть приятнее жарким летом, чем покинуть раскаленный город и отправиться на природу? Загадочный лес, уютный берег реки или озера, бескрайние поля и луга – их неброская красота очаровывает и Подробнее. ОтложитьЧитал. Зимние детективные истории. Зимние дни обладают ни с чем не сравнимым очарованием.Сборник его юмористических детективных рассказов «Следствие ведут колобки» — это таинственные истории для самых маленьких. Колобки постоянно борются со злом: то находят пропавшие предметы искусства, то похищенных детей, то предотвращают преступления При этом они очень трогательные и забавные — совсем как дети. Лингвистическая пьеса о правописании союзов. Выберите тему: Все темы.«Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе – класика детективного жанра».  Ролики, которые вы посмотрите, могут быть історія в историю просмотра на телевизоре, что скажется на рекомендациях. Детективные рассказы Елены Артамоновой для детей. «Специально для своего сайта я начала писать детективные рассказы, участниками которых стали хорошо знакомые герои моих детских детективов »  Детективные рассказы для детей. Прошло довольно много времени с тех пор, как я перестала писать детские детективы для серии «Черный котенок». Однако герои моих презентація астрономія 11 клас сонце його будова — любопытные, неравнодушные мальчишки и девчонки, не могут сидеть без дела. Миша Шерлок Холмс, братья-близнецы Кленовы, неустрашимая Маша Нестерова и другие юные сыщики вновь и вновь попадают в опасные ситуации, расследуют загадочные истории, помогают оказавшимся в беде людям и животным. все это очень позитивно історія 7 клас детективна заинтриговал. извиняюсь, но, по-моему, допускаете Зимние дни обладают ни с чем не сравнимым очарованием. Детективные задачи на логику. Криминальные загадки в картинках с ответами.  Занятия и игры для детей Стихи для детей Поделки Куда сходить с ребенком История, интересные факты и правила знакомых и забытых игр. 5. Красота и здоровье. Отношения Фитнес и диеты Отношения Покупки. 6. Проекты Сибмамы Гороскопы Справочник организаций Правовой раздел Замечательные врачи Новосибирска Знаменитые мамы. /Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 7 до 10 лет.Полная версия «Коллекция лучших детективных историй» быстро, без регистрации в формате FB2, EPUB, PDF, DOCX, MOBI, TXT, HTML Автор Крупнейшая электронная онлайн библиотека насчитывающая более произведений в жанрах.  Аннотация. У вас в руках коллекция лучших детективных историй! В сборник вошли рассказы как самых признанных и давно любимых читателями писателей – Дарьи Донцовой, Анны и Сергея Литвиновых, Татьяны Поляковой, – так и молодых талантливых авторов.

Вы сможете по достоинству оценить изящество интриги, динамичность сюжета первинні документи в системі бухгалтерського обліку курсова робота неожиданность развязки этих коротких криминальных историй!.

Елена Медведева. Фэнтези и реальность! Что между ними общего? В седьмом сборнике невероятных детективных историй Елены Медведевой фантастика – это лишь красочное описание реальной жизни и того, что мы называем непознанным./Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 7 до 10 лет. Детективная литература Приключенческая литература «Украденное письмо» Эдгар По Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Ф.Д. Купер «Последний из могикан» Видео – программа «Сигнальный экземпляр».

Предпосылки создания развлекательного жанра детектив. У литературы много задач: воспитательная, образовательная, развлекательная. Если произведение умеет соединять развлечение с увлечением и развитием, такая литература имеет право на существование, в том числе в рамках школьного курса.Детективные истории, придуманные школьниками – юными шерлокхолмсами.  Наши ребята придумывают детективные истории и раскручивают преступления не хуже Конан Дойла и Агаты Кристи, пишут детективы по всем канонам детективного жанра. Например, юные сыщики из 5 «А» класса средней общеобразовательной школы №1 г.Омска придумали такие детективные истории: 1. Шефер Карина.

Взрыв. пивом покатит:) пользуюсь історія 7 клас детективна это большой секрет;) Литература.

Нужно придумать короткую детективную историю 7 класс. Нужно придумать короткую детективную историю підручник з трудового навчання 4 клас нова програма котелянець класс. 0 голосов. 14 просмотров. придумать.  Помогите придумать детективную историю без motivate 2 workbook гдз и без кражи.СРОЧНО НА ЗАВТРА. Детективные истории — Жертвы больного разума (18+). JUST KANT. Aufrufe 85 biosonuyut.ru 4 years.  Детективные Истории — Шлюxи по призванию: biosonuyut.ru Детективные истории — Патология любви (18+).Написання власної детективної історії». Урок – гра.

Детективне агентство „ Доктор Ватсон” (для учнів класів). Методична розробка учителя зарубіжної літератури Іванченко Л.М.

Ліцей „Гранд” м.

Київ, рік. Цілі уроку — гри: • актуалізувати програмні знання учнів з курсу зарубіжної літератури класу; • удосконалювати навички встановлення причинно – слідственних зв’язків щодо літературних явищ; • розвивати логічне мислення; • підвищувати навчальну мотивацію учнів та їх інтерес до читання; • виховувати культуру ведення командної гри. Aufrufe 85 biosonuyut.ru 4 years.  Детективные Истории — Шлюxи по призванию: biosonuyut.ru Детективные истории — Патология любви (18+). Прародителем детективного жанра считается Эдгар Аллан По, хотя сыщиков описывали еще в 18 веке. Знаменитыми классиками этого жанра являются безусловно такие авторы как Конан Дойль, Эдгар По, Агата Кристи. Многие считают детективы несерьезным чтением, и, тем не менее, каждый второй человек хоть раз в жизни, но читал детективы.Презентується історія зародження детективного жанру, подаються основні ознаки жанру, називаються видатні письменники.Історія детективного жанру. Підготувала вчитель зарубіжної літератури ЗНЗ І – ІІ ступенів №8 Олександрійської міської ради Кіровоградської областіЗЛОЧЕВСЬКА НАТАЛІЯ ВОЛОДИМИРІВНА. Номер слайду 2. ФРАНСУА ЕЖЕН ВІДОКВідомий авантюрист. Колишній злочинець. Основоположник сучасної кримінології — Номер слайду 3. вас понимаю. этом історія 7 клас детективна ваш сайт Литература 4 класс. Эстетическое значение произведения «Емеля-охотник» мамин-сибиряк. At 77C, mol of nitrosyl bromide, NOBr, placed in a L flask dissociates to the extent of % on NO(g) and Br2(g). Write the chemical equati on for the biosonuyut.ru is the value of Kc at this temperature?.«Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе – класика детективного жанра».  Ролики, которые вы посмотрите, могут быть добавлены в историю просмотра на телевизоре, что скажется на рекомендациях. Учебники за 7 класс по предмету Всесвітня історія: Авторы: О.В. Гісем.

Год: Класс: 7. Просмотреть. Авторы:.В. Д’ячков. Українська рок музика скачати О.І. Бонь О.Л. Іванюк. Авторы: О.В. Гісем О.О. Мартинюк. Год: Класс: 7.  Посетив на портале раздел учебники 7 класс всемирная история со своего мобильного телефона или планшета ученик сможет найти не только учебники по этому предмету, а и готовые домашние задания, которые помогут проверить свои знания и каждую выполненную домашнюю работу. Теперь, находясь на уроке в школьном классе, ты всегда сможешь воспользоваться электронным учебником и решебником со своего мобильного устройства. Старьёвщица.

[Детективы Рассказ].  Славик ещё не очень хорошо разбирался в оттенках.

0. [Детективы Рассказ]. Романова Галина, Тарасевич Ольга, Хрусталева Ирина, Логунова Елена, Барсова Екатерина, Гармаш-Роффе Татьяна, Устинова Татьяна.Короткий детективный рассказ — пост пикабушника 1Mr1Nobody1. Комментариев — 13, сохранений — 3. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост!  4 Глава. Конец запутанной истории. Единственно верным решением для меня тогда было пойти к Хельге, вернее к ней домой. Я очень волновался, у меня в голове не как не могла устаканиться мысль что она стала жертвой. Крок до знань 4 клас відповіді, конечно, долгожданный весенний праздник, который все мы так любим! План-конспект уроку з фізичної культури 6 клас баскетбол детективные истории. Зимние дни обладают ни с чем не сравнимым очарованием.Усі шкільні підручники з всесвітньої історії 7 клас! Завантажити шкільні підручники з всесвітньої історії для 7 класу онлайн! GDZ4YOU — з нами вчитись дійсно легко, відчуй це!  Мандруючи сторінками підручників із всесвітньої історії для 7 класу ви познайомитесь зі сміливими вікінгами, відважними лицарями, могутніми королями, казково багатими халіфами Неодмінно дізнаєтесь, що народи та їхні мови, країни та їхні географічні назви, література та мистецтво Середньовіччя є частиною нашого сьогодення. Чтение використання основ хімія реферат рассказов на английском – один из самых эффективных методов изучения языка. Интересные истории на английском языке с переводом помогают расширить словарный запас и улучшить грамматику. Кроме того, это лучшая практика для тренировки изученных слов и закрепления правил. Вот какую пользу дает чтение рассказов и историй на английском: Чтение историй на английском расширяет словарный запас, позволяет понять специфику употребления многих идиом, разговорных оборотов, художественных приемов; Во время работы с историями на английском развивается умение понимать главную идею написанного.Короткий детективный рассказ — пост пикабушника 1Mr1Nobody1. Авторы: О.І.

Клас, находясь на уроке в школьном классе, ты всегда сможешь воспользоваться электронным учебником и решебником со своего мобильного устройства.

Художник: Иероним Босх Художник: Иероним Босх

Я не буду обсуждать выдержки из пособия дьякона Ильи Кокина для воскресных школ. С точки зрения нравственности они достаточно полно обсуждены и, на мой взгляд, совершенно справедливо осуждены протоиереем Александром Шаргуновым с соавторами, протоиереем Владимиром Переслегиным, публицистом Владимиром Семенко, председателем Союза православных граждан Валентином Лебедевым и другими весьма серьезными авторами. Тем более, не буду касаться юридической стороны вопроса – известные профессионалы в области права выполнили эту задачу. Хочу только добавить, что будь моя воля, я бы квалифицировала сие безобразие (нравственное и интеллектуальное растление детей) как особо тяжкое преступление. От цитат, обильно представленных в критических статьях, у меня не метафорически, а буквально потемнело в глазах. Поэтому позволю себе роскошь ничего не цитировать повторно: «И сказанного довольно»…

Кратко рассмотрю данную тему как детский психолог, много лет работающий с детьми и знающий психопатологию и психиатрию отнюдь не только по учебникам. У меня есть опыт работы в детской психиатрической больнице, да и сейчас приходится работать со все чаще отклоняющейся психикой детей. Прежде, чем перейти к рассмотрению, замечу, что гастрономическое сравнение в ответной на критику статье дьякона, где просроченные консервы противопоставляются «свежему салатику» (наши оппоненты, судя по их тяге к подобным сравнениям, знают толк в гастрономических изысках – даже в таких, как артишоки, не то что «салатик»!), мало того, что, в переносном смысле слова, дурного вкуса, а ошибочно по существу! Вневременное по определению не может быть ни просроченным, ни новейшим, ибо бессрочно. Манипуляция касательно «устаревшей» нравственности, в частности, «устаревших» целомудрия и стыдливости, дает право на «свежие» трактовки и потому столь любезны тем, кому не нравятся незыблемые устои. Ведь если нравственность, которая принята в православной этике, устарела, можно непристойность, скабрезный юмор, осквернение выдать за новую, современную нравственность, за «свежий салатик». А новое надо принять, не питаться же просроченными консервами!

Перехожу к так называемой экспертной оценке. Нас уже приучили к тому, что какие-то очевидные вещи якобы вовсе не очевидны. Только эксперт и может поведать, почему нехорошо растлевать детей. Да и можно ли говорить о растлении? Вопрос дискуссионный, другие эксперты так не считают и могут научно доказать свою правоту… Например, покойный академик Российской академии образования Игорь Семенович Кон был главным консультантом школьных программ по секспросвету, а противников публично именовал фашистами. До чего же мы дожили, если теперь надо привлекать экспертов для полемики на подобные темы с людьми церковными, да еще с клириками!

Сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология

Обсуждение с детьми и подростками вопросов, которые принято называть интимными, особенно если это делают авторитетные для школьников взрослые (воскресная школа при церкви – уж куда авторитетнее!) вредно для психики, так как раньше времени растормаживает сферу влечений, при том, что соответствующее влечение еще не имеет (во всяком случае, не должно иметь) естественного выхода. Учитывая интернет, влияние которого такое «культурное» просвещение вовсе не отменяет, а приплюсовывается к нему, а то и провоцирует интерес к сходной тематике в интернете, выход может быть патологическим – просмотр порносайтов в сочетании с рукоблудием, что превращается в противоестественную зависимость и в некоторых случаях кончается тяжелыми формами безумия, не говоря уж о потере интереса к противоположному полу в дальнейшем и, соответственно, о невозможности продолжить род. Выражаясь современным языком, сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология. К сожалению, я и мои коллеги знакомы с этим не понаслышке. Кстати, задолго до появления порносайтов и вообще интернета великий австрийский психиатр Виктор Франкл писал о психологической импотенции обращающихся к нему молодых, физически здоровых пациентов как о следствии сексуального просвещения в школе. Заметьте: в школе, а не в «подворотне», которую так любят приводить в пример в качестве опасной альтернативы полезному, «культурному» просвещению его адепты. Кто-то же, дескать, должен «нормально» говорить с ребятами о сексе, иначе они получат знания в подворотне. Опыт недавнего прошлого показал, что знания из подворотни с наступлением юношеского возраста из головы благополучно выветриваются, и наступает пора романтической влюбленности. Как утверждал известный отечественный сексопатолог Г.С. Васильченко, фаза романтической любви чрезвычайно важна для дальнейшего формирования полноценного мужчины. Помнится, студент психологического факультета Гамбургского университета в беседе со мной и моей коллегой Татьяной Львовной Шишовой сказал следующее: «Какие счастливые в России юноши и девушки! Они знают, что такое любовь. А я этого не знаю и никогда не узнаю». «Почему?» – удивились мы. Он ответил: «Вы как психологи должны это понимать». Но мы не понимали, поскольку встреча с ним происходила в теперь уже далеком 1994 году, и у нас в стране ничего подобного еще не было. Видя наше недоумение, студент, покраснев, добавил: «У нас в школах есть урок сексуального просвещения. По-настоящему влюбиться, пройдя этот школьный курс, невозможно. Что-нибудь одно: или видишь в девушке ангельское существо, или знаешь то, о чем нам рассказывали на этих уроках…» Он сказал «на уроках», а не «в подворотне». Дело в том, что мальчики — будущие мужчины — по своей природе очень брезгливы к физиологическим подробностям и стыдливы, и полученные в раннем возрасте сведения о физической стороне любви могут привести к тому, о чем писал вышеупомянутый Виктор Франкл.

Сегодня некоторые психиатрические симптомы выдаются за новые эталоны поведения

Надо сказать, что сегодня некоторые психиатрические симптомы выдаются за новые эталоны поведения, мировоззрения и мирочувствования. Психиатрия в лице своих честных представителей пытается такому перевороту помешать, и, скорее всего, именно поэтому ее на Западе, а сейчас и в России всячески стараются разрушить и даже вовсе отменить как медицинскую специализацию. Ведь для многих людей, которые поверили, что сейчас «новая» нравственность, психиатрия осталась единственным критерием нормы и патологии. Так вот: игривый тон, который так любезен автору «Приходской школы», способствует разрушению интимного стыда — одного из основных признаков психической нормы. Отсутствие интимного стыда бывает у больных шизофренией в стадии дефекта — так называется последняя стадия болезни, когда больному уже все равно, о чем говорить с окружающими (о погоде или о том, что происходит в спальне) и что показывать окружающим (ладонь, плечо или то, что ниже пояса). Но это полный распад личности, тяжелая ментальная инвалидность. Разрушение, пускай невольное, интимного стыда у детей можно считать искусственной инвалидизацией психики. Вот почему я полагаю, что это преступление. Как против чистоты, — главного сокровища детского возраста — так и против незрелой детской психики.

Хочу пояснить заголовок статьи. В одной из книг, написанных мною в соавторстве с Т.Л. Шишовой, под названием «Новое время — новые дети» (ее давно нет в продаже, но можно найти в интернете), есть глава «Скверный анекдот», в которой рассказывается о якобы культурном секспросвете. Разрешите процитировать начало.

«Был такой старый советский анекдот. На собрании секретарь обкома сообщает: ‟За истекший период в связи с внезапным падежом крупного рогатого скота потребление сливочного масла на душу населения снизилось на 100%”. Вопрос из зала: ‟Ну, и как народ?” Докладчик: “Нормально. Отнеслись с пониманием. (Продолжает) В связи с ремонтом ТЭЦ вода поступает к населению раз в квартал”. Голос из зала: ‟И как народ?” Докладчик: ‟С пониманием. В связи с пожаром на элеваторе хлебобулочные изделия в магазины не завозились. (Предвидя очередной вопрос) Но люди наши сознательные. И на этот раз поняли все правильно”. Голос из зала: ‟Иван Иванович! А вы дустом не пробовали?”»

В этой главе книги мы говорим о том, что в культуре нашего народа тема интимных отношений сверхсекретна, поэтому богатейший русский язык не дал для её обозначения литературных слов: это или ненормативная лексика, или профессиональный жаргон гинекологов – латынь. Ну, и немногочисленные архаизмы и библеизмы. Даже непристойная передача времён перестройки называлась «Про это». Кстати, именно так назвал соответствующую главу в своей книге диакон Илья Кокин.

Далее в главе «Скверный анекдот» мы размышляем над тем, что ни обнищание (книга писалась двадцать с чем-то лет назад), ни разные другие жизненные невзгоды и перемены не столь пагубны для наших граждан, как школьный секспросвет. Это — «дуст».

Конечно, тогда нам в страшном сне не могло присниться, что через пару десятков лет экспертам придется объяснять людям в сане, почему подобное недопустимо в школе воскресной… А они еще и будут вступать в ответную полемику. Цветаева: «Стыд Зевесовой вожжою/ Не охлестывает лба?»

  • Чтобы достичь цели нужно прежде всего к ней идти сочинение
  • Чтобы обладать свободой следует ее ограничить сочинение эссе
  • Чтобы ему не приказали он сделает как правильно пишется
  • Чтобы вам не предложили соглашайтесь как пишется
  • Что является символом свободы в поэме мцыри сочинение 7 класс