Наверх
Тезисы
- Человек осилит дорогу, только если будет предпринимать необходимые шаги для реализации своей цели.
- Как говорят в народе, под лежачий камень вода не течет: если человек не покинет зону комфорта, в его жизни так ничего и не произойдет.
- Путь к мечте требует одного — шагов. Если человек ничего не предпринимает, его грезы не сбудутся, поэтому и говорят, что дорогу осилит только идущий.
- Человек может добиться того, чего он желает, только действием. Ведь дорога сама себя не пройдет, все достигается постепенно.
- Люди ничего не получают от жизни, если не движутся к своей цели, ведь «без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Результата усилий мы добиваемся в ходе самих усилий и только так. Зачастую подлинный смысл пути открывается именно в дороге, а потому его не найти без серьезной работы над собой и своей жизнью.
- Только тот, кто идет, может дойти — это вполне логично. Без определённых шагов цели не достигаются.
Аргументы
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Дорогу осилил Стародум — герой пьесы «Недоросль». Разочаровавшись в светском обществе и его методах достижения целей, персонаж отправился в далекий край — Сибирь. Именно там он решил нажить свой капитал честно, а не ценой лести и отказа от принципов. Российская глубинка подарила Стародуму много возможностей. Он открыл свое дело, работал на добыче полезных ископаемых. Теперь у дворянина был свой капитал, добытый трудом. Помещик не паразитировал на крестьянах и своем статусе при царе, а сделал нечто полезное для страны. Он мог бы, как и все, сидеть и ждать, не пожалует ли царь деревеньку с крестьянами, не даст ли чин? Но Стародум пошел по честной дороге к успеху и добился своего. Почему? Потому что рискнул и поехал туда, где нашел то, что искал. Трудом, активностью, целеустремленностью он осилил свой путь.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Если бы Петруша сидел дома возле маминой юбки, то так и остался бы всего лишь «недорослем», гоняющим голубей по двору. Но отец не хотел для него такой судьбы и отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе дорогу к цели самостоятельно. Этот путь многому научил юношу. Так, он проиграл на бильярде крупную сумму денег и поссорился с Савельичем, который не хотел выплачивать проигрыш. Опыт показал герою, насколько он еще наивный, инфантильный и незрелый. Он извинился перед слугой и больше не стал играть в азартные игры. Также в дороге он познакомился с простым человеком, который помог путникам выбраться из бурана и найти ночлег. За это Петр отблагодарил спасителя. Этот урок благодарности впоследствии выручил героя: Пугачев вспомнил доброту барина и помиловал его. Очевидно, что в путешествии Гринев возмужал, стал умнее и ответственнее. Он осилил дорогу чести, превратившись в смелого и мудрого офицера. Как ему это удалось? Благодаря активным попыткам измениться и достичь целей.
- А.Грин, «Ассоль». Дорогу осилит тот, кто идет — это верное утверждение. Так думал и Артур, герой повести. Он родился в богатой семье дипломата, но с детства мечтал о другом поприще. Его влекли путешествия по морям и океанам. Но родители не позволили мальчику гробить карьеру нелепыми фантазиями. И Артур ушел из дома, чтобы воплотить свою мечту. Он начинал юнгой на корабле, не имея поддержки из родового замка. Артур сам научился всем основам морского дела и смог руководить своим судном. Только благодаря смелости, упорству, решительности юноша добился поставленной цели и стал капитаном корабля с алыми парусами. Но если бы он ничего не делал и плыл по течению, его жизнь никак бы не изменилась. Он служил бы под началом отца и жалел бы о не реализовавшихся замыслах. Только самостоятельные и целенаправленные действия приводят человека к желаемому.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Как бы ни был сложен путь, человек осилит его шаг за шагом. Это доказывает пример Руслана. Главный герой отправился вслед за похитителем своей невесты. Черномор украл Людмилу прямо со свадьбы. Царь был рассержен на непутевого жениха и поручил четырем витязям, в том числе и Руслану, найти дочь. Символично, что в дороге каждый нашел свою судьбу. Рогдай пал в схватке с Русланом, потому что хотел устранить конкурента, но не думал о благе Людмилы. Фарлаф, как самый ленивый и хитрый из соискателей, заключил союз с Наиной и совершил подлость, но в финале был посрамлен и унижен. Ратмир нашел любимую женщину и отказался от поисков Людмилы. И лишь Руслан, который по-настоящему любил девушку, смог ее спасти. Битва с чародеем была опасна и трудна, но упорство и храбрость героя позволили ему дойти до конца и освободить любимую. Его пример учит нас тому, что идущий осилит даже тот путь, который кажется неприступным.
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Автор показал две противоположные парадигмы мышления: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Поэтому один офицер боролся с судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Именно Костылин тормозил Жилина и обрек его попытку освободиться на провал. Но во второй раз Костылин наотрез отказался рисковать, ведь он не верил в возможность уйти. А Жилин верил и пошел, хоть и многие обстоятельства были не на его стороне. Только так он сумел выйти живым из плена и не обременить бедную мать непосильным выкупом. Как бы трудно ни было, Жилин удалось переиграть судьбу, потому что он шел, а не сидел сложа руки.
- А.П. Чехов, «Невеста». Мы убедились на свое опыте, что дорога к успеху открывается только идущему. Вот и героиня рассказа поняла это вовремя. Надя жила в захолустье и не имела возможности разнообразить свою жизнь. Ее судьба в этом месте была предрешена: брак, скучное прозябание с праздности, отсутствие достижений и интересов. Надю перед свадьбой начало тяготить осознание того, что ей этого совсем не хочется. Еще немного, и уже ничего нельзя будет исправить. Тогда она решила воспользоваться помощью знакомого студента Саши и сбежать из дома. План удался. В большом городе ей удалось поступить в учебное заведение и расширить круг знакомств. Надя добилась своего счастья, потому что смогла превозмочь страх и пуститься в рискованный путь. И она его осилила, ведь трудилась и рисковала, а не бездействовала.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Пример Данко убедит каждого, что дорогу осилит идущий. Когда соплеменники героя заблудились в лесу, именно он принял на себя ответственность и повел их к выходу. Но где этот выход — не знал никто. Данко своим примером лишь воодушевлял и обнадёживал людей, ведь нельзя было просто стоять и жаловаться на судьбу. Они шли только потому, что Данко вел их. Но в пути многими овладело отчаяние, и персонажи начали роптать на спасителя, обвиняя его во всем. Тогда Данко вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к тому, что так долго искали герои. Он умер со счастливой улыбкой на устах, ведь доказал всем, что путь к свободе существовал, что добраться до него было реально, и он, Данко, этого добился. Если бы он, как и все, стенал и клял злой рок, то племя погибло бы в лесу. Только делом можно было было помочь себе и другим выбраться из чащи.
Для многих людей проблема саморазвития (или модный аналог, пришедший с английского языка – self-made) стала довольно актуальной в последнее время. И это закономерно, поскольку сегодняшний мир очень динамичен, а бурное развитие технологий требует постоянного усвоения новых знаний. Однако процесс обучения и усвоения информации не так прост. Чтобы добиться результата, необходимо большое желание, достаточное количество времени, усидчивость, умение довести начатое до конца и преодолеть все трудности обучения. Человеку непросто самому справиться с этой задачей, поэтому ему требуется поддержка. Этим, отчасти, объясняется наличие многих форумов, специализированных сайтов в Интернете и различных групп в соцсетях, основная задача которых – мотивировать, вдохновлять пользователей, давать духовную пищу и силу для свершений в области саморазвития.
Контент таких ресурсов пестрит изобилием мотивирующих рассказов, притч, картинок, цитат видных и не очень деятелей, достоверность которых порой очень трудно проверить. Материал этот самый разнообразный: от серьезного до юмористического, от известных всем моральных установок до откровенно новаторских норм поведения. Но, как и в других областях, здесь есть своя нестареющая классика. То, что вдохновляло не одно поколение и то, что стало актуальным относительно недавно. Как пример, широко известная фраза «Viam supervadet vadens» (лат.), или «Дорогу осилит идущий».
Узнайте себя и свои мотивы лучше, поймите сильные и слабые стороны с помощью лучших мировых психологических тестов на курсе «Самопознание». Узнайте больше о курсе, нажав на эту ссылку
Откуда эта цитата на самом деле?
Этот фразеологизм не относится к классическим латинским выражениям. Он широко известен только на территории бывшего СССР.
Похоже, что его ввел в оборот советский писатель и журналист Михаил Лоскутов в книге «Тринадцатый караван» с заметками о путешествии по Средней Азии. В тексте сообщается, что это туркменская пословица. Это первое упоминание выражения «дорогу осилит идущий» в корпусе текстов русского языка:
― Но не падайте духом. «Дорогу осилит идущий», ― говорит туркменская пословица. Через пару дней я выезжаю на верблюдах. М. П. Лоскутов. «Тринадцатый караван»
В 1977 году эта фраза появилась в книге воспоминаний Леонида Ильича Брежнева «Целина».
Дорогу осилит идущий ― есть такая хорошая восточная пословица. Л.И. Брежнев. «Целина»
Произведения генерального секретаря ЦК КПСС были обязательны для изучения, поэтому большинство советских людей, вероятно, именно с подачи лидера СССР впервые узнали выражение «дорогу осилит идущий».
И вот уже в 1983 году Сергей Довлатов в «Заповеднике» иронично вкладывает эту мудрость в уста своему пьяному собеседнику:
Все расплывалось у меня перед глазами. Из того, что говорил Марков, долетали лишь отдельные слова: — Вперед, на Запад!.. Танки идут ромбом!.. Дорогу осилит идущий!.. С.Д. Довлатов. «Заподвеник»
Откуда появилась цитата, кто сказал
«Дорогу осилит идущий» впервые была произнесена на латыни. Так считает большинство лингвистов и историков современности. Сегодня существует множество версий, пытающихся опровергнуть аксиому о том, что именно из языка древних римлян эта фраза дошла до наших дней. Виной тому — неточность переводов и утеря многих античных источников.
Некоторые считают, что именно эти причины послужили поводом тому, что авторство фразы было приписано философу Сенеке. Однако, согласно мнению большинства знатоков античности, эллин говорил о том, что «долгий путь кажется бесконечным, а по его завершении человеку он кажется совсем легким».
Тату на латыни «Дорогу осилит идущий»
Некоторые считают, что именно эти причины послужили поводом тому, что авторство фразы было приписано философу Сенеке. Однако, согласно мнению большинства знатоков античности, эллин говорил о том, что «долгий путь кажется бесконечным, а по его завершении человеку он кажется совсем легким».
Востоковеды, занимающиеся переводами древнекитайских текстов, считают, что первым смысл, заключенный в пословице, уловил Конфуций. Философ говорил о том, что «путь в тысячу ли начинается с одного шага».
Борьбу за первое упоминание фразы на латыни римлянам навязывает Индия. Существует предположение, что римляне заимствовали это выражение из индийский «Ригведы», которая написана на ведийском языке. Дословно ее можно перевести как «Того, кто пашет, плуг делает сытым, пусть осилит тот, кто идет пешком».
В словаре В.И. Даля за 1853 г. данная фраза отсутствует, что указывает на то, что ранее данное выражение не использовалось в русском языке. Всеобщую известность пословица приобретает только в ХХ в., когда она появилась в записках советского писателя и журналиста Михаила Лоскутова. Автор в своей книге «Тринадцатый караван» отмечает, что это турецкая пословица. В автобиографической книге «Целина» Л.И. Брежнева, выпущенной в 1977 г., подтверждается эта идея и фраза прочно входит в лексикон советских граждан.
Откуда цитата «Дорогу осилит идущий»? Кто сказал такие слова?
Откуда появилось данное выражение? Ответ на данный вопрос интересует многих людей. Его нет в книге Даля за 1853 год под названием «Пословицы русского народа». Однако имеется информация, что это выражение является старинной фразой, пришедшей к нам из языка древних римлян: Viam supervadet vadens (смежно с высказыванием “Дорогу осилит идущий”). Кто сказал эту фразу и как она дословно переводится?
Также бытует мнение, что данная цитата взята из латинского языка, однако оказалась она там из индийской “Ригведы” (коллекция гимнов на ведийском языке, которые входят в число 4 религиозных индуистских текстов, известных как Веды). В индийскую “Ригведу” высказывание попало из древней русской литературы. Получается, что эта цитата является исконно русской пословицей.
Подходящие шрифты для такой тату-надписи
Для нанесения текста поговорки в качестве татуировки используется небольшое количество шрифтов в сравнении с другими надписями. Это обусловлено тем, что фраза достаточно серьезная и применимая для многих жизненных ситуаций.
Придерживаясь такой концепции, для надписи подойдут шрифты:
- Old Scholo;
- Vintage;
- Brush;
- Calligraphy;
- Gothic.
Дорогу осилит идущий – откуда эта цитата?
Несмотря на широкую распространенность данной фразы определить истинного ее автора – задача не из простых. Происхождение цитаты “Дорогу осилит идущий” теряется в жарких спорах на страницах интернета. Поищите в поисковиках и чего только не найдете! Как правило, у спорщиков просто диаметрально противоположные взгляды на данный вопрос. Скажем, в списке латинских фраз Википедии содержится и интересующая нас цитата Viam supervadet vadens – откуда она, правда, там взялась информация умалчивается.
Главная версия происхождения высказывания “Дорогу осилит идущий” упирает на древнеиндийское происхождение. Сторонники этой теории ссылаются на один из первых памятников литературы старой Индии – «Ригведы». Этот сборник религиозных гимнов, где в “Гимне щедрости” встречается любопытный стих, имеющий отношение к интересующей нас фразе. Приведем дословный английский перевод написанного на санскрите фрагмента:
“The ploughshare ploughing makes the food that feeds us, and with its feet cuts through the path it follows (точный перевод этой фразы Дорогу осилит пешком идущий). Better the speaking than the silent Brahman: the liberal friend outvalues him who gives not”.
Если этот отрывок перевести на русский язык, то выглядеть он будет следующимобразом:
Пашущего сытым делает плуг,
Дорогу осилит пешком идущий,Говорящий брахман лучше молчаливого.Более ценен щедрый друг, чем скупой.
Впрочем, есть масса других версий происхождения цитаты Дорогу осилит идущий. Выше мы привели только самую распространенную из них. В действительности немало последователей есть у версии, что фразу Дорогу осилит идущий впервые произнес известный римский философ-стоик Луций Анней Сенека. Что интересно, серьезные исследователи творчества этого древнего ученого авторство упомянутой фразы Сенеке приписывать не спешат. При этом они отмечают, что в одном из ученых трактатов Сеники “О стойкости мудреца, или О том, что мудреца нельзя ни обидеть, ни оскорбить” схожая мысль все-таки проскальзывает. Так, философ отмечает, что если человек бросит беглый взгляд на извилистую дорогу, то в ее начале он воспримет ее как чрезвычайно сложную, практически непреодолимую, однако дойдя до конца пути, ему открывается истина: “то, что на расстоянии казалось обрывом, в действительности – пологий склон”. Так что те, кто приписывает авторство фразы Viam supervadet vadens Сенеке, с большой долей вероятности делают это, находясь под впечатлением диалога философа “О стойкости мудреца…”.
Есть еще одна любопытная версия происхождения фразы Дорогу осилит идущий. Востоковеды считают, что это перефраз высказывания Конфуция, утверждавшего, что “Путь в тысячу ли начинается с одного шага”. В таком случае получается, что в латынь выражение Viam supervadet vadens попало из Древнего Китая.
Интересно, что Служба русского языка Института русского языка Российской Академии Наук считает, что рассматриваемая нами фраза имеет прямое библейское происхождение. При этом поиск соответствующих цитат, проведенный по электронной версии текста Библии результатов не дает. В таком случае может мы имеем дело с поздней “авторской” интерпретацией некого священного стиха из “смежных” религиозных документов ? Исследователи священных христианских текстов указывают на сходство выражения Дорогу осилит идущий с рядом христианских крылатых фраз. К примеру в Евангелии от Матфея (7:7) черным по белому написано:
Просите, и дано будет вам,
ищите, и найдете,стучите, и отворят вам.
Дискуссионность происхождения
Установить авторство и происхождение сентенции «Дорогу осилит идущий» трудно. Даже беглый взгляд на результаты запросов в поисковых системах, позволит сделать вывод о наличии разных, иногда диаметрально противоположных подходов в понимании вопроса, откуда появилась цитата. «Viam supervadet vadens» есть в списке латинских фраз Википедии, но статьи на эту тему нет.
Наиболее распространенной версией происхождения выражения считается перевод стиха из «Ригведы» – одного из первых памятников индийской литературы, сборника религиозных гимнов, строка из которого имеет схожий смысл. Вот дословная цитата из английского перевода «Гимна щедрости», написанного на санскрите:
«The ploughshare ploughing makes the food that feeds us, and with
its feet cuts through the path it follows
.Better the speaking than the silent Brahman: the liberal friend outvalues him who gives not».
Строка в русском переводе звучит следующим образом: «Дорогу осилит пешком идущий». Полный перевод стиха в российском варианте:
«Того, кто пашет, плуг делает сытым, Дорогу осилит пешком идущий, Поучающий брахман достигнет большего, чем непоучающий. Щедрого друга должно предпочесть нещедрому».
Кроме того, существуют и другие версии. Одна из них приписывает авторство фразы Луцию Аннею Сенеке, однако исследователи его творчества этот факт не подтверждают. В то же время, у Сенеки встречаются подобные мысли, которые изложены в его диалоге «О стойкости мудреца, или О том, что мудреца нельзя ни обидеть, ни оскорбить». В произведении автор высказывает убеждение, что при беглом взгляде на крутую дорогу человек сначала воспринимает ее как непреодолимую, но пройдя по ней, видит, что это не так и «то, что на расстоянии представало обрывом, оказывается пологим склоном». Возможно, ссылаясь именно на эти латинские строки, автором сентенции «Viam supervadet vadens» называют Сенеку. Справедливости ради, отметим, что существует также мнение, будто в латынь это выражение пришло из древнего Китая, и является трактовкой слов Конфуция «Путь в тысячу ли начинается с одного шага».
Тату на руке у Евгения Плющенко на латыни: «Viam supervadet vadens» («Дорогу осилит идущий»).
Также высказывались предположения, что выражение «Дорогу осилит идущий» есть не что иное, как свободная интерпретация библейского стиха. Религиоведы не поддерживают это предположение, хотя и отмечают сходство в некоторых изречениях. Так, в Евангелии от Матфея, 7:7 сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Из приведенных выше примеров видно, что, не проводя специального исследования, довольно трудно определить, откуда цитата и кто автор слов. Версий происхождения фразы так же много, как и интерпретаций самого выражения.
С близким значением
Бороться и искать, найти и не сдаваться
Слова, вырезанные на надгробном кресте, поставленном в январе 1913 года в Антарктиде на вершине «Обсервер Хилл» в память об английском полярном путешественнике Роберте Скотте (1868 – 1912).
Бороться — так бороться до конца!
Цитата из романа «Мартин Иден» (1909 г., переводчик Сергей Заяицкий, 2014 г.) американского писателя Джека Лондона (1876 – 1916). Слова Мартина Идена о стремлении добиваться своей цели стать писателем после многочисленных отказов в публикации. Мартин Иден вспомнил свое многолетнее состязание с одним из своих недоброжелателей (Масляную Рожу), в котором он победил и убедился в верности своего решения продолжать борьбу (глава 15).
Вперед — без страха и сомненья
Первая строка стихотворения «Вперед» (1846 г.) поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893).
Кто ищет — тот всегда найдет!
Цитата из песни «Веселый ветер», написанной композитором Исааком Дунаевским на стихи поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1898 – 1949) для кинофильма «Дети капитана Гранта» (1936).
Успех – это одна из тем, на которую сегодня много говорят. Этой теме посвящены книги, устраивают различные курсы, тренинги и семинары на которых учат как стать успешным человеком и что для этого надо сделать. Сегодня, быть успешным стало очень модно, ведь, когда говорят, «успешный человек», эта фраза сразу поднимает самооценку самого человека и делает его выше в глазах других. Поэтому многие и хотят относиться к категории успешных людей. но чтобы хоть как-то приблизиться к этой категории, нужно работать над собой, развивать свои навыки и преодолевать трудности.
Очень часто многие путают понятие “успех” с понятием “удача”. Удача может в любой момент нагрянуть, например, выиграть супер приз в лотерею. А успех – это своего рода тоже приз, но чтобы его выиграть, нужно приложить не мало усилий. Успех не бывает просто так, он создаётся. и нужно быть готовым потратить не один день, месяц и даже не один год для достижения успеха. Например, Генри Форд, создатель известной марки автомобиля, потратил годы своей жизни разрабатывая свою идею, хотя многие люди считали её глупой, но мнение окружающих его не остановило, и спустя годы его идея принесла ему всемирную славу и богатство.
Каждый человек по-разному определяет, что для него есть успех и каким он должен быть. Это может быть деньги и слава или крепкая и любящая семья. Всё зависит от ценностей, мировоззрения и характера человека. Но прежде всего успех – это достигнутая цель, большая или маленькая, и не важно в какой сфере жизни, если она достигнута, то значит человек определенно достиг успехов. Проявление успеха бывает в различных ситуациях. Например, он может проявиться:
1. В получении определенных навыков, таких как игра на гитаре, танцы, рисование, готовка, учёба.
2. Психологических успех, проявляется в изменении своего характера или устранении вредной привычки.
3. Карьерный успех предполагает добиться желаемой должности на работе, получить карьерный рост или занять почетное место в коллективе.
4. Личный успех, проявляется в общении, дружбе, любви и семье.
Существует простой алгоритм как добиться успеха. Для начала нужно поставить перед собой цель, потом распланировать действия для её достижения и закрепить всё мотивацией.
Успех играет важную роль в жизни человека. Добиваясь успеха человек получает не только желаемый результат, но и получает удовольствие от достигнутого результата. Появляется вера в себя и свои возможности, отношение к жизни становится более позитивнее и эмоциональное состояние человека становится в разы лучше.
Успех в учебе – завтрашний успех в жизни.
Учение – это свет, дающий каждому человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. В этимологическом словаре русского о школе записано: «место, где занимаются учебой». И действительно, на протяжении многих лет ребенок ходит в школу, чтобы учиться. Но школа – это не только учреждение, в котором учат писать и читать. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Здесь он учится жить, радоваться, принимать важные решения, выражать свои чувства.
С особым желанием и восторгом первоклассники идут в школу, очень внимательно слушают они каждое слово учителя, с нетерпением ожидают начало следующего урока. Для детей, только что ставших учениками, урок – это сказка, волшебный мир, где им все интересно, где всегда весело; это мир приключений и открытий.
Но, с сожалением приходится констатировать тот факт, что в последнее время в нашем обществе прослеживается тенденция снижения желания детей учиться. Задавая вопрос будущему ученику-первокласснику: «Хочешь ли ты учиться в школе?», в ответ можно услышать шокирующее «НЕТ!».
Живительным воздухом для огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания. И если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет и в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично – ой как трудно!). [4; 95]
Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости постижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. И крушение этого желания является самой серьезной проблемой обучения. Именно поэтому побуждение учеников к активной учебной деятельности в последние годы стало предметом углубленного внимания со стороны психологов, и не только их. Именно побуждение, а не принуждение. Потому что, как правило, результатом всякого принуждения является или полное отторжение навязываемых действий, или безразличное отношение к ним. Не случайно, что, по исследованиям ученых, только 4 – 7% учащихся, обучающихся в режиме принуждения, сохраняют интерес к учению. Безусловно, стремление учителя за счет принуждения достичь желаемого результата приводит к обратному эффекту, поскольку существует закономерность: чем сильнее принуждение к деятельности, тем сильнее она отторгается человеком как чуждая, нужная не ему, а кому-то другому.
В свете сказанного выше полезно упомянуть о выводе, сделанном известным психотерапевтом В. Леви. В одной из своих работ он отмечает: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые не здороваются, не умываются, не чистят зубы, не читают книги… только потому, что их к этому постоянно принуждали…»
В этой связи задача учителя в том и состоит, чтобы дать возможность каждому ученику почувствовать радость труда, чтобы не осталось в классе равнодушных детей, чтобы учение не превратилось в утомительную обязанность. И только ситуация успеха, которую учитель будет создавать для каждого ученика, поможет успешно решить стоящие перед педагогом задачи. Только успех в учении, его ожидание поможет утвердить ребенку свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.
О том, как сохранить, поддержать интерес детей к учению рассуждали многие педагоги прошлых лет.
К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам». В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Первой заповедью воспитания он считал дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. [5; 150]
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.[3; 23]
Один из известных американских ученых, психолог Уильям Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. «Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни».[2; 67]
И многие наши современники, а именно Белкин А.С., Сластенин В.А., Цукерман Г.А., так же высказывают мысли о том, что «ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом».
Надо отметить, что с психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения, оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.
Накопленный 15-тилетний опыт работы, его анализ, опыт работы других учителей позволяет мне утверждать, что если ребенка лишить веры в себя, то трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. И только вдохновение, создаваемое успехом, рождает интерес к учению, и только успех в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
В этой связи необходимо отметить, что успех – это результат ситуации успеха.
А она, в свою очередь, – такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов. Так какие же условия обеспечивают создание ситуации успеха? В своей работе я придерживаюсь трех, на мой взгляд, основных условий: – создание атмосферы сотрудничества; – организация взаимообучения; – не принуждать, не запрещать.
Урок… Волшебная его сила. Он может быть разным: веселым и трудным, экскурсией и исследованием, но для нас важно одно – дух сотрудничества, царящий в нем.
Дух сотрудничества.
Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или как хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь ребенка. Так как ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности.
Пожалуй, сначала стоит присмотреться к совместному труду учителя и ученика. Еще до начала урока я попросила нескольких учеников вместе поразмышлять над решением этой задачи: « В трех бочках 405л бензина. В одной бочке 190л, во второй – на 39л больше, чем в первой. Сколько литров бензина в третьей бочке?». Несколько секунд тишины быстро сменились предположениями и рассуждениями детей. Они, не отводя от меня глаз, будто ожидали легкого чуть заметного одобрительного кивка головой, проговаривали решение задачи, то, дополняя, то, исправляя друг друга. Через 2 – 3 минуты мы вместе пришли к выводу, что «в третьей бочке налито 86л бензина». Потом, уже на уроке, при решении похожих задач (Математика 3 класс; Урок 23 с. 75 № 7) у тех ребятишек не появится сомнений в своих знаниях, они смело возьмутся за работу, будут активны и успех им гарантирован. Такую работу считаю частью планирования успеха детей в учебе.
Успех учащихся необходимо планировать.
Хорошие результаты дает и предварительная проверка, подготовка публичного выступления (ответа) ученика. Перед уроком нужно проверить работы ученика, указать на имеющиеся ошибки и, если они незначительны, предложить ребенку тут же исправить их с объяснением. На уроке во время ответа он будет уверенно себя чувствовать и чётко аргументировать свои действия. При такой организации работы дети чувствуют себя уверенно, что способствует повышению рабочего тонуса и усвоению учебного материала.
Использование заданий типа «легко-сложно» или «знаю-попробую» так же связано с работой по планированию успеха. Я подбираю такие задания, с которыми учащиеся сначала могли бы справиться без особых затруднений и, лишь потом, переходить к более сложным упражнениям.
Важным условием успешного обучения детей является и то, что учащиеся должны знать о предстоящей работе, т.е. знать то, что будут делать, как это делать, и, самое главное, зачем это делать. Потому что «неизвестная» деятельность вызывает быстрое утомление, не приносит удовольствия, не возникает чувства удовлетворенности проделанной работой и, наконец, она выполняется некачественно. «Человек хорошо делает то, что понимает» И.В. Гёте.
Радость совместной работы не должна омрачаться переживаниями за допущенные в работе ошибки. Отношение к ошибкам нужно изменить. Ведь ошибка – это не трагедия (хотя может стать таковой, если учитель к ней именно так относится), ошибка – ключ к развитию, к самосовершенствованию. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
…Выдалась свободная минутка…, ребятня на уроке музыки, а я начинаю проверять их тетради. Здесь одной ручкой с красной пастой не обойдешься, … Могла ли я, когда еще сама училась в школе, подумать о том, что учителя в моей тетради наставят разноцветных пометок? Не знаю, как бы я отнеслась к подобным действиям учителя, но моим ребятам это нравится:
1. Разноцветные поправки.
Обнаруженные ошибки в работах учащихся сначала исправляю (зачеркиваю и надписываю верную букву) разноцветными ручками. Детей сразу интересует вопрос: «Почему исправлены ошибки разным цветом?». Не стоит им сразу раскрывать все секреты, пусть поразмышляют. Уже на следующий день они поймут, по какому принципу используются разного цвета пометки. К примеру, некрасиво неправильно написанная буква исправляется красной пастой, неправильное написание большой буквы в словах – зеленой и т.д. Дети, как бы играя, раз за разом, не просто классифицируют ошибки, не просто систематически используют знание нужного правила для подбора проверочного слова, они совершенствуют орфографическую зоркость, тренируют память, развивают внимание. Как только дети пресытились такого рода работой с ошибками, мы переходим на следующий уровень.
2. Подчеркивание ошибок, не исправляя на правильное написание.
3. Подчеркивание слов, в которых допущены ошибки.
4. Пометка на полях (цифрой), какое количество ошибок допущено в записях это строки.
5. Подчеркивание учителем предложений, в котором допущены ошибки.
6. Указание в конце письменной работы (текста) или абзаца общего количества допущенных ошибок.
Хочу отметить, что переход на новый уровень указания на ошибку не обязательно осуществлять всему классу одновременно. Полезно подмечать готовность каждого ученика к такого рода переходу.
Необходимо уточнить, что кроме интереса, который проявляют дети к таким исправлениям ошибок, еще это украшает письменные работы (если ошибок много) и воспринимается детьми как игра. А игра вызывает в детях радость, интерес, приносит им удовольствие и чувство удовлетворения.
Как бы ни был похож урок на игру (ведь существование правил, распределение ролей, массовость организации отчасти «роднят» их), и игра – на урок, надо помнить то, что учебная деятельность не подразумевает четкого разграничения между игрой и уроком. Как в игре все мы можем быть и водящими и игроками, так и на уроке учитель может быть учеником (поучиться у детей есть чему!), а ученик может быть учителем. Значит ли это, что на уроке все учителя?
На уроке все учителя!
Самое время вспомнить следующее: кто из детей не играет в «школу», в ожидании, когда его поведут в настоящую школу. Почему проявляющийся так явно интерес теряется с приходом в первый класс? Возможно, один из ответов состоит в том, что у ребенка отобрали право учить. Если понаблюдать за детьми в процессе игры, то можно заметить, что многие из них – талантливые учителя. Они ответственно относятся к своим обязанностям, сколько сил и терпения затрачивают на обучение своих подопечных. А главное, они свято верят в то, что учитель знает все. Поэтому, помогая товарищу, они считают обязательным обладать необходимыми для этого знаниями. Следовательно, процесс обучения приобретает для них качественно новый смысл, появляется заинтересованность в учебе. Ученик чувствует свою ответственность за знания других. Дети учатся сопереживать за успехи и неудачи своих одноклассников. Исчезают такие черты характера, как зависть, презрение к слабоуспевающим ученикам. Такое ценное желание помочь свойственно всем детям, забота учителя в том и состоит, чтобы научить детей оказывать помощь и даже в том случае, если нет прямой просьбы или пожелания.
В этой связи, в своей работе я использую взаимообучение. К стати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% – если ученики только читают глазами; 26% – если слышат объяснение учителя; 30% – если видят наглядно представленный материал; 50% – если видят и слышат; 80% – если в работе опираются на личный опыт; 90% – если делают совместно; 95% – если обучают других. Согласитесь, информация не только интересная, но и полезная.
Основные преимущества взаимообучения:
возникновение у детей чувства раскованности в процессе учёбы;
повышение у детей ответственности не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
у школьников формируется адекватная самооценка;
отпадает необходимость в сдерживании темпа одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний.
Невозможно переоценить и дисциплинирующее значение взаимообучения. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они ведут себя достойно и работают гораздо старательнее.
Но, в том случае, если ученику лучше заниматься в одиночестве, то и пусть себе учится один. А бывает так, что сидят две девочки на уроке и помогают друг другу – и пусть себе работают в паре. То есть способ работы ученик должен выбирать сам. Класс – живой организм. В нём возникают симпатии и антипатии, рабочие группы и пары создаются и распадаются, повинуясь внутреннему развитию классного организма, а не пожеланию учителя.
В этой связи изменяется и моя роль, роль учителя, в учебном процессе. Моя задача состоит в том, чтобы организовать работу групп (пар) в нужном направлении, оказывая им помощь, если будет необходимость.
Как показал анализ проведенных контрольных работ, у учащихся возрос уровень усвоения знаний. Поэтому могу с уверенностью утверждать, что организация взаимообучения – это не только гарантированный интерес детей к учебной деятельности, но еще и гарантия прочного усвоения знаний всеми учениками.
Нельзя не отметить и другую сторону этой работы: умение общаться в процессе обучения переходит на общение детей в жизни, а радость успеха закрепляется в их сознании, становиться источником проявления интереса к учебе.
Итак, на уроке все четко соблюдают предложенные правила дня, царит дух сотрудничества и вдруг … зашумели, заболтали,… Может ли быть такое на нашем уроке? Что случилось вдруг с дисциплиной?
От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке?
Главное условие, обеспечивающее дисциплинированное поведение школьников на уроке, – тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делом, они не будут нарушать дисциплину. Психологический механизм данного явления достаточно прост: саморегуляция поведения становится частью интересной познавательной деятельности. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Еще одним важным фактором, влияющим на поведение школьников, является увлеченность ребенка происходящим, когда свобода выбора соседствует с отсутствием запретов и замечаний.
Я уверена, что замечание ученику делать, не только бесполезно, но и вредно, так как психологами давно установлено, что всякое представление о действии вызывает движение. Поэтому все замечания учителя типа: «Не вертись!» вредны потому, что вводят в сознание ученика предположение о возможности совершения такого поступка.
У нас на уроке вы не услышите замечаний, в них отпала необходимость, потому что мы все вместе соблюдаем правила дня. Их мы составляем тоже вместе, по мере того как в них возникает необходимость. Использовать правила в ходе урока можно по-разному. Ими можно урок начать. «Ребята, – говорит учитель, – прочтем правило сегодняшнего дня: КТО, СТАРАЯСЬ, УЧИТСЯ, У ТОГО ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ. Поводом для появления очередного правила может стать не любое проявление недисциплинированность, а конкретно произошедший случай. Подумайте, что стало поводом для принятия следующих правил:
– Руку чаще поднимай, ответы полные давай. – Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать. – Трудности нам нипочем, если рядом друга плечо. – Волшебная палочка – ручка твоя, ты ею напишешь красиво всегда! – Сиди за партой стройно и веди себя достойно. – Чтобы знания иметь, надо слушать, не шуметь. – Вместе мы сила, вместе – семья, ты знаешь это, знаю и я. – Чтобы знания добыть, внимательными надо быть. – Где зевают, там не успевают.
Вот и совсем немного времени осталось до окончания урока, пора бы подвести итог.
Самым важным итогом урока будет то, что ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу дальше (не важно в школе или вне ее). Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Ведь успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Список используемой литературы.
Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] – М.: Просвещение, 1991. – 169 с.
Глассер, У. Школы без неудачников [Текст] – М.: Просвещение, 1991. – 71 с.
Сухомлинский, В. А. Верьте в человека [Текст] – Киев, 1960. – 234 с.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] – К.: Рад. шк., 1988. – 272 с.
Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] – М.: Педагогика, 1974. – 569с.
Энциклопедия психологических тестов [Текст] / Под ред. А. Карелина. – М.: Издательство АСТ, 1997. – 300 с.
Главные спортивные события года по версии нашей газеты
Уходящий год – единственный в своём роде: олимпийский из-за переноса летних Игр-2020 в Токио и предолимпийский накануне зимних Игр-2022 в Пекине.
Конечно, олимпийский год не только для олимпийцев: в регионе активно развивают спортивную инфраструктуру, чтобы спорт стал нормой жизни для кузбасовцев всех поколений.
Олимпийские герои
На Олимпийских играх в столице Японии (23 июля – 8 августа) посланцы Кузбасса завоевали четыре медали всех достоинств. Награду высшей пробы заработал в вольной борьбе Заурбек Сидаков, вице-чемпионы Олимпиады – Анастасия Ильянкова (спортивная гимнастика), Игорь Кобзарь (волейбол), бронзовый призёр – боксёр Глеб Бакши.
Из-за пандемии коронавируса Олимпиаду-2020 в Токио перенесли на год. В программе соревнований – 33 вида спорта, атлеты из 205 стран оспорили 339 комплектов наград.
В активе олимпийской команды России 71 медаль: 20 золотых, 28 серебряных и 23 бронзовые. Это на 16 наград больше, чем на Играх-2016 в бразильском Рио-де-Жанейро.
Двукратный чемпион мира в весе до 74 килограммов Заурбек Сидаков (Ханты-Мансийский автономный округ – Кузбасс) на японском ковре уверенно одолел соперников из Гвинеи-Бисау и Узбекистана, Казахстана и Беларуси. После победы в финальной схватке Заурбек не смог сдержать слёз. Борец взял флаг Олимпийского комитета России, вышел в центр ковра, упал на колени и заплакал. Президент России Владимир Путин поздравил олимпийского чемпиона: «Уважаемый Заурбек Казбекович!
Примите поздравления с триумфальным выступлением на Играх XXXII Олимпиады в Токио. Проявив яркие чемпионские качества, в упорной и напряжённой борьбе Вы одержали верх над сильными соперниками и на деле доказали, что достойны самой высокой награды, своей победой весомо укрепили лидерские позиции отечественной школы вольной борьбы.
Желаю Вам дальнейших успехов. Так держать!»
На XVI Паралимпийских играх в Токио Кузбасс представляла Хеда Бериева, выступавшая в турнире по пауэрлифтингу лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА). Подопечная тренера Руслана Сорокина заняла пятое место в категории до 73 кг, зафиксировав в жиме лёжа штангу весом 127 кг. Десятикратная чемпионка России, двукратная чемпионка Европы заслуживает уважения за волю к победе, самоотверженное преодоление физического недуга.
Национальная спортивная премия
В этом году Кемеровской области присудили Национальную спортивную премию в номинации: «Регион России (за вклад в развитие спорта) – лучший субъект Российской Федерации».
Экспертный совет Национальной спортивной премии назвал победителем Кузбасс со следующей формулировкой: «В 2021 году в регионе провели два международных и 13 всероссийских турниров, в которых участвовали 3400 спортсменов. Построены и введены в эксплуатацию физкультурно-оздоровительные комплексы и другие спортивные объекты. В 2021 году для жителей Кемеровской области реализованы проекты «Равнение на ГТО» и «Кузбасская спортивная школьная лига». Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Кемеровской области, в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет составляет 67,9 процента».
Министр физической культуры и спорта региона Сергей Мяус отметил после церемонии награждения:
– Горд и счастлив, что получили высокую и заслуженную награду. Это командный труд, достижение всей команды, которая работает в Кузбассе под руководством губернатора Сергея Евгеньевича Цивилева.
В год 300-летия открытия Кузнецкого угольного бассейна общая сумма средств на развитие спорта в регионе превысила семь миллиардов рублей.
В 2022-м Кузбасс вновь примет престижные турниры, главный из них – групповой этап мужского чемпионата мира по волейболу (27-29 августа).
Новоселье года: гений места
В мае в столице региона торжественно открыли ледовый дворец «Кузбасс» для хоккея с мячом и скоростного бега на коньках. Спорткомплекс на Притомском проспекте – крупнейший за Уралом, его площадь составляет 65 тысяч квадратных метров.
Первые же турниры по хоккею с мячом на новой арене увенчались победами и нашей команды мастеров, и дублирующего состава. «Кузбасс» под руководством главного тренера Дмитрия Щетинина выиграл все пять матчей на предварительном этапе Кубка России в группе «Восток». Спустя восемь лет кемеровчане вышли в полуфинал соревнований, уступив на этой стадии архангельскому «Воднику» (4:6), а по итогам первого круга XXX чемпионата России поднялись в квартет лидеров суперлиги.
«Кузбасс-2» первенствовал на традиционном предсезонном турнире «Кубок Михайло Волкова» с участием семи команд высшей лиги и студенческой дружины из Иркутска. Подопечные Павла Якушева и Владимира Китькова подтвердили статус сильнейшего коллектива подэлитного дивизиона.
Хоккеисты и конькобежцы соседствуют на новом стадионе, не пересекаясь на льду: занятия проходят в разное время.
– Воспитанники нашей школы тренируются полтора часа в первой половине дня и столько же – во второй. Льда предостаточно. Мы счастливы! – говорит бронзовый призёр Олимпиады-1984, президент федерации конькобежного спорта Кузбасса Наталья Шиве. – Радует, что дети занимаются в прекрасном дворце спорта и с юных лет приобщаются к здоровому образу жизни. В ЛДК есть условия для развития шорт-трека, который входит в программу Международных спортивных игр «Дети Азии-2023». Приглашаем детей для занятий скоростным бегом на коньках и шорт-треком.
В ледовом дворце открыли филиал Музея физической культуры и спорта Кузбасса. Экспозиции посвящены хоккею с мячом и конькобежному спорту. На одном из снимков – хоккеисты «Кузбасса», бронзовые призёры чемпионата СССР-1973.
В составе команды играл полузащитник Анатолий Измаденов, успешно работавший в дальнейшем на тренерском поприще. В декабре Анатолий Петрович удостоен почётного звания «Заслуженный тренер России». Награда нашла героя, когда ему минуло 76 лет. Тот самый случай, когда лучше поздно, чем никогда.
Безумство храбрых. Сутки бегом
Титул чемпиона России-2021 в суточном беге завоевал 32-летний кемеровчанин Василий Корыткин. На стадионе «Искра» в Москве 15-16 мая горнорабочий шахты «Южная» пробежал за сутки 260 км 570 м, обновив рекорд соревнований и выполнив норматив мастера спорта международного класса (255 км).
В интервью нашей газете чемпион рассказал о турнире: «Бежали на стадионе по кругу, каждые четыре часа меняли направление движения. Можно делать что хочешь: остановиться, посидеть, попить воды, перекусить, да хоть поспать. Но все эти остановки сказываются на итоговом результате. Я не спал, ел и пил буквально на ходу, останавливался после нескольких часов бега на три-пять минут, чтобы ноги помассировать и смазать обезболивающей мазью».
Под занавес года, 19 декабря, Василий Корыткин выиграл забег по пересечённой местности на 100 миль (166 км) в Твери. Результат кузбассовца – 21 час 37 минут 57 секунд. Тренер сверхмарафонца – Анатолий Николаевич Леготин.
Дебют года
Воспитанник новокузнецкой спортивной школы Кирилл Капризов признан лучшим новичком Национальной хоккейной лиги по итогам минувшего сезона.
В 55 матчах регулярного чемпионата 24-летний сибиряк, выступая за американский клуб «Миннесота уайлд», набрал по системе «гол плюс пас» 51 (27+24) балл – новый рекорд для новобранцев команды и лучший результат среди дебютантов НХЛ.
В межсезонье Капризов подписал с «Миннесотой» пятилетний контракт на 45 миллионов долларов. И в новом сезоне наш земляк – один из лидеров среди бомбардиров лиги: 37 (12+25) очков в 30 матчах.
Кирилл Капризов – автор «золотой» шайбы россиян на Олимпиаде-2018, бронзовый призёр чемпионата мира-2019. Правда, Олимпиада-2022 пройдёт без игроков НХЛ. Не поедут в Пекин потенциальные олимпийцы, воспитанники «Кузни»: вратари Сергей Бобровский («Флорида»), Илья Сорокин («Нью-Йорк айлендерс») и защитник Дмитрий Орлов («Вашингтон»).
Тем временем новокузнецкий клуб весной этого года впервые вышел в финал Кубка Петрова Высшей хоккейной лиги. В нынешнем сезоне «Металлург» закрепился на верхних строчках таблицы регулярного чемпионата ВХЛ, установив клубный рекорд – двенадцать побед подряд.
Лучше гор только чемпионские горы
Немногим более месяца осталось до открытия зимней Олимпиады, которая пройдёт в трёх соревновательных кластерах Китая с 4 по 20 февраля 2022 года.
Воспитанники таштагольсой школы сноуборда составляют костяк национальной сборной в параллельных видах. Старший тренер команды – наш земляк, участник Олимпиады-2006 Денис Салагаев, его помощники – таштагольцы Владимир Кирьянов и Константин Котов.
В этом году первые победы на этапах Кубка мира одержали кузбассовцы Игорь Слуев и Дмитрий Карлагачев. В генеральной классификации турнира Слуев занял второе место в параллельном слаломе-гиганте, а Карлагачев замкнул тройку призёров в «простом» слаломе. В десятке лучших по итогам сезона – уроженец Таштагола, чемпион мира-2015 Андрей Соболев.
В списке кандидатов в олимпийскую сборную России – кузбассовцы Наталья Соболева, Анастасия Курочкина, Дарина Клинк, Дмитрий Сарсембаев (параллельные виды), Кристина Пауль, Юлия Лаптева (борд-кросс).
Кемеровчанка Надежда Сергеева – лидер сборной России в бобслее в олимпийских дисциплинах: монобоб, двухместные экипажи.
Накануне новых стартов традиционное пожелание российским спортсменам строчками Роберта Рождественского:
– Ты, пожалуйста, добеги.
Дотерпи, родной!
Дотяни, достони, дохрипи, смоги!
Через все чужие «ни в жизнь!..»,
Через все свои «не могу…»
Ну, ещё! Ещё продержись!
Болеем за наших!
Лыжник прошел 39 км в безветренную погоду. После чего поднялся ветер,дувший ему в с??ину,и лыжник прошел оставшиеся 90 км со скоростью на 3 км/ч выше,чем прежде. в результате он пришел в конечный пункт на 1 ч раньше. какая скорость была у лыжника изначально?
____________ и 9)_____________ горы. Единственная крупная река на планете, которая дважды пересекает экватор, — это 11)_____________. Водопад Виктория расположен на реке 12) ___________. Самое крупное озеро в Африке называется 13) __________.
В рельефе Африки преобладают 1)_____________. Преобладают высоты от 2)_______ до 3)_________м. Низменностей мало, они расположены вдоль побережий 4)___________. Горы есть только на крайнем 5)___________ и 6) ___________ материка. На севере находятся молодые 7)______________ горы. В южной части материка расположены древние
Всі герої повісті “Теадори із Васювківки”
4 однокоренных слова к слову далёкий
Составьте 54 новых слов из слова «просвещение»
Какой эпитет можно подобрать к слову балл?
Книга лежит на столе.Масса книги равна 0,6 кг.Площадь ещё соприкосновения со столом равна 0,08 м (квадрат).Определите давление книги на стол.
Мужчина с голубыми глазами женился на женщине с карими глазами у них родился сын голубоглазый. определить генотип матери.
В двух кассах было 807 грн.Когда из первой кассы выдали 163 грн., в ней осталось 123 грн. Сколько денег было в каждой кассе сначала?
5 класс номер 453 ладынежская