Что значит внимание к ближнему сочинение

Разделы: литературацели: выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения; обучать интерпретации текста; воспитывать: любовь к ближнему,

Разделы:
Литература
Цели:
выявить личностное восприятие текста; помочь
осознанию чувства, которое возникает после
прочтения; обучать интерпретации текста;
воспитывать: любовь к ближнему, мужество,
благородство, доброту, взаимопонимание.
Оборудование: выставка рисунков
учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова,
литературных имён; музыкальный фон. Запись
словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.
Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн
«Лунная соната» в современной оранжировке.
Опережающее домашнее задание: предварительные
читательские отзывы о рассказе, рисунки,
эпиграфы к рассказу, суперобложка.
Мужество – это обладание
серединой между страхом и отвагой.
Аристотель
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя о писателе. Ю.Я.
Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях,
автор размышляет о будущем, о детской радости, о
детском горе, о воспитании трудом, красотой, о
важности примеров бескорыстия, благородства, о
духовном здоровье. Писатель опирается на
действительные эпизоды, случаи, происшествия, на
все, к чему пристально присматривается и чутко
прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и
характеру, душевным наклонностям и увлечениям.
Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без
дела, не могут равнодушно пройти мимо горя
другого человека, всегда готовы ринуться в бой за
справедливость и доброту. Изображая своих героев
в разных жизненных ситуациях, писатель
напоминает о том, что нельзя изменять дружбе,
искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить
себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он
внушает святые понятия любви, дружбы,
товарищества, помогает школьнику познать законы
честности и справедливости.
2. Беседа по содержанию рассказа.
Чем привлекает нас рассказ Ю.Я.
Яковлева «Рыцарь Вася»?
– Что написано о Васе? Каким его характеризует
автор?
Звучат детские впечатления от рассказа.
Ученики выступают с предварительными
читательскими отзывами. – «Он привлекает нас
искренностью рассуждений, душевностью,
отсутствием нравоучений, пониманием детской
души, настойчивым призывом к взрослым признавать
за детьми право называться людьми».
3. Работа в группах.
I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в
обтяжку, на толстом его лице…)
II группа. Его манеры, действия. (Медлительный,
неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
III группа. Отношение к нему окружающих (Все
называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был
предметом общих насмешек).
– А как характеризует его автор?
– «А в его груди билось благородное сердце
рыцаря. В заветных мечтах он видел себя
закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме
с опущенным забралом, на белом коне с
раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался
по свету и совершал множество подвигов, защищая
слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
– В отличие от автора, одноклассники видят его
толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что
причина его полноты – это обжорство. Но это не
так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень
несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый,
неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность
постепенно формируется. Вы же растёте, и все вы
разные! А что делает герой в ответ на эти обидные
слова?
– «Он привык к судьбе неудачника и сердился
только на самого себя».
– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы
рассмотрели нашего героя с точки зрения его
внешности, отношения к нему окружающих, автора. А
как мы, читатели, к нему относимся?
– «Сочувствуем ему, так как к нему очень
несправедливы окружающие».
– Какой главный вопрос автор предлагает для
обсуждения? Найдите в отрывке cлова «…а в его
груди билось благородное сердце…» три слова,
которые очень важны. – «рыцарь (подвиг);
слабых и обиженных; мечта».
– Что значит быть настоящим рыцарем? Вы
растёте, каждый из вас превратится в мужчину,
настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У
каждого из вас есть своё представление о том, что
значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт
нам понять, что значит быть настоящим мужчиной,
рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И.
Ожегова значение слова рыцарь. Назовите свойства
настоящего рыцаря:
– «Настоящий рыцарь не может быть злым,
злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды,
обижался только на себя. Мама называла его
«слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что
«на такого толстого никакие доспехи не налезут».
И он не обижался на них».
– Как он поступает?
– «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени
отношение к ней, к ситуации». Какое ещё качество
есть у Васи? – «Он – мечтатель. Он в душе рыцарь.
Он мечтает и представляет себя рыцарем».
– Что ещё мы знаем о Васе?
– «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими
доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон
Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по
книгам. Он готовит себя к подвигу».
– Как стать настоящим рыцарем?
– Вася жалеет, что у него имя не подходит к
рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей
таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые
известны всему миру. Совершил ли Вася подвиг?
Стал ли он рыцарем?
4. Пересказ эпизода спасения ребёнка
(обращаемся к тексту).

– А ведь имена настоящих рыцарей известны всем
в своей эпохе и даже сейчас. Это настоящие герои.
Не сказочные. Какие же ещё качества характера
должны быть у рыцаря?
– «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о
своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает
поступок не для того, чтобы имя стало известным, а
потому, что он по характеру такой смелый и
благородный».
– «Их славят люди! Жизненное кредо (объяснить) у
них – защищать слабых и беззащитных».
– А наш герой встретился, к сожалению, с
подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на
линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле
спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе
внимание ему стало стыдно, и все три бугорка
покраснели». Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с
трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце
концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего
происшествия». Какой же он рыцарь? Убедите меня в
обратном, что он не тюфяк.
– «Он просто внешне такой. А за внешней
оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее
сердце».
5. Творческое задание. Защита рисунков к
рассказу (по желанию):

– Предлагаю записать в тетрадь признаки
рыцаря: «честная справедливая душа»;
«мечтательный; характер мужественный и
скромный».
– «Димка же не бросился спасать, только кричал
и руками размахивал, значит, у него не такой
характер, а бросился спасать Вася».
– Какой момент в рассказе вы считаете самым
важным? Как называется самый остросюжетный
момент в развитии действия?
– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася
спасает первоклассника».
– Обратимся к финалу. О чём говорится в финале?
Кто герой финальной сцены? Найдите авторские
характеристики, оценочные слова, которыми
характеризует автор героев.
– «Речь шла о Димке, который якобы спас малыша:
«…смелый поступок; Димка, оказывается, выполнял
пионерский долг и сохранил честь красного
галстука. А наш герой стоит, слушает, стиснутый со
всех сторон. Ему хотелось сказать, но, увы:
поплёлся, протиснулся…».
– Как мы узнаём о героях?
– «При помощи художественных средств: портрет,
манеры, действия, авторское отношение, пейзаж,
диалог, кульминация, развязка».
– Можно ли в финальной сцене найти ответ на
вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?».
– «Да. Он остался скромным, верным своей
мечте, снова рисовал рыцаря».
– Можно ли считать финал развязкой и почему?
– «Действие завершилось. Развязка в рассказе
является одновременно и завязкой следующих
событий в других рассказах. Для Васи нет
развязки. Он остался верен своей мечте: пришёл в
класс, сел за парту и снова начал рисовать
рыцаря».
– Пять учеников накануне получили домашнее
задание прочитать 4 – 5 рассказов Ю.Я.Яковлева и
об одном из них подготовить небольшое сообщение
по определённому плану: 1. Название рассказа. 2.
Что волнует героя и автора? 3. Какова главная
проблема? 4. Кому бы вы хотели порекомендовать
чтение этого произведения и почему?
Мы выберем ту проблему, которая волнует всех.
6. Звучат сообщения:
1. «В «Багульнике» рассказывается о
том, как школьник Костя заботился о животных, о
братьях наших меньших, помогая беспомощным
людям. О доброте, о бескорыстии, об
ответственности взрослых за свои поступки, о
благородстве».
2. «В рассказе «Черника» главная
проблема – это проблема одиночества. Коля
Луковкин в пионерском лагере заболел, его
поместили в пустой лагерный изолятор, ему было
очень скучно, тоскливо, одиноко. И ему принесла
чернику Смирнова, внешне девочка некрасивая. Но
за её некрасивой внешностью он увидел доброе
сердце».
3. «Рассказ «Я убил аиста» о мальчике и
дяде, которые стреляли в тарелки. Мальчик, закрыв
глаза, выстрелил и убил нечаянно аиста, летевшего
мимо них. Этот рассказ учит нас быть осторожными,
более внимательными, бережно относиться к
окружающим животным, птицам, быть гуманными».
4. «Рассказ «На деревьях вырастают
листья». В этом рассказе ставятся проблемы: 1)
проблема одиночества; 2) проблема взрослых и
детей, их взаимоотношения; 3) проблема особого
внимания взрослого к миру детей, которые порой
бывают умнее, добрее, тоньше, мудрее, чем
взрослые. Иногда взрослые со своими проблемами,
заботами не видят того, что видят дети. И у детей
можно многому научиться. Я посоветовала бы
прочитать этот рассказ и взрослым, и детям, т.к.
эти проблемы волнуют всех».
5. «Где начинается небо» – это рассказ
о мальчике, который пробовал летать с парашютом
из окна первого этажа, используя вместо парашюта
простыню или наволочку, за что ему всегда
попадало от мамы. Рассказ о мальчике и о взрослом,
которые с полуслова поняли друг друга. Ведь
взрослый в далёком детстве также пробовал летать
из окна только с зонтиком. Он так же, как и
ребёнок, прыгал с высоты птичьего полёта.
Взрослый понял самое главное, что небо
начинается «не на гребне крыши и не в синих
струях, по которым плывут облака, а оно берёт
начало совсем близко от земли – на первом
этаже или на уровне плеча. Начинается в
бесстрашном сердце и простирается до тучи или до
звёзд, смотря куда его поднимет сердце». Я
порекомендовала бы прочитать одноклассникам,
мальчикам, потому что этот рассказ учит ребят
быть смелыми, мужественными, бесстрашными. Этот
мальчик мог бы прыгнуть с парашютом и из окна
пятого этажа, но ещё не пробовал пока. Такие
ребята не останавливаются ни перед какими
трудностями. Также этот рассказ о
взаимопонимании взрослых и детей».
– Итак, мы прослушали с вами краткие сообщения
ребят о прочитанных рассказах. Что общего в их
выступлениях? – «Они хотят, чтобы рассказ
прочитали взрослые и дети. – Оказывается,
героями его рассказов являются и взрослые, и
дети». – Чем дополните выступления товарищей?
– «В рассказе «Я убил аиста» мальчик страдает и
терзается от того, что по неосторожности убил
птицу».
– «В рассказе «На деревьях вырастают листья»
героиня не знает, как быть с родным отцом, как
помочь, чтобы он не пил, не просил денег на
выпивку, не курил и не бранился по ночам, а
заботился о них».
– «Герой рассказа «Багульник» – мальчик,
который заботился о братьях наших меньших,
выгуливал и подкармливал собак и немощных
людей».
– «Из рассказа «Черника» мы узнаём об
одиночестве Коли Луковкина, который из-за своей
болезни был помещён в лагерный изолятор, и
которого спасла от страшной человеческой
болезни – от одиночества, Смирнова, угостив его
черникой. Для Коли мир стал совсем другим, он
выздоровел, и Смирнова, эта невзрачная девочка,
превратилась в умную и красивую девочку».
– «Где начинается небо» – здесь повествуется о
бесстрашном мальчике, который готов прыгнуть из
окна пятого этажа, а также о полном понимании его
мечты взрослым, его собеседником».
– Какая же проблема объединяет все эти
рассказы? – «Главная проблема – это проблема
взаимопонимания взрослых и детей.
Оказывается, взрослые не всегда понимают детей.
Но не только взрослые не понимают детей, но не
понимают и дети друг друга. Эта проблема волнует
и героев рассказа – детей, взрослых, автора и
нас, читателей».
7. Вывод: Вася, безусловно, рыцарь,
рядом с его именем должно обязательно стоять
слово рыцарь! В начале рассказа Ю.Я. Яковлев
поставил проблему: Что такое рыцарь? Какими
качествами должен обладать настоящий рыцарь?
Далее идёт цепь событий, раскрывающих характер
мальчика через его поступки. Ребята не назвали
его рыцарем.
– А почему мы можем назвать вслед за автором?
– «Автор и назвал рыцарем нашего героя наравне
с Ричардом, Айвенго, Дон Кихотом. Но ведь в глазах
окружающих он оказался тюфяком. По-прежнему
никто в нём не увидел рыцаря.
– «А он своей мечте не изменил, пришёл после
линейки и снова начал рисовать рыцаря».
– Умение быть верным своей мечте – это тоже
свойство настоящего рыцаря. Почему рассказ
называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
– «Потому что Вася обладает всеми качествами
настоящего рыцаря: благородный, скромный,
мужественный, самоотверженный, не злой, не
реагировал на обиды, готовил себя к подвигу
внутренне, оказался верен своей мечте. Я могу вам
порекомендовать прочитать любой рассказ Ю.Я.
Яковлева, и каждый из его героев обладает
какими-либо чертами настоящего рыцаря. Но об этом
поговорим на других уроках.
– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными,
самоотверженными, совершать благородные
поступки, не требуя ничего взамен, т.е.
бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор
помогает детям взрослеть нравственно, готовит их
к самостоятельной жизни».
– «Он не гасит в сердце читателя огонёк
надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и
взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не
изменяет своей мечте».
– «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над
теми принципами и свойствами, которые присущи
настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись
от своих недостатков, воспитывали в себе только
положительные качества. Нельзя изменять дружбе,
искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя
«к звёздному мигу» человеческой жизни».
8. Домашнее задание по выбору учеников:
1. Прочитать другие рекомендованные рассказы
Ю.Я. Яковлева.
2. Составить киносценарий и киноафишу к рассказу
(групповое задание).
3. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).
3.03.2008

Для приготовления бетона смешивают воду, цемент, песок и щебень в отошении 2:4:9:17.
1) каково в этой смеси процентное содержание
а) цемента
б) песка
в) щебня?
2) Сколько цемента цемента понадобится для приготовления 16т бетона?
16/х+1 + 28/х-1 =3 пожалуйста помогите это контрольная нужно решать через дискриминант и проверку
помогите написать эссе на высказывание К.Крауса “Медецина: кошелек и жизнь”
Пуля массой 10г вылетила из автомата со скоростью 700м/с.Вследствие отдачи автомат приобрёл скорость 1,6 м /c.Какова масса автомата
Al + HCl > Al + Cu Cl2 > ? + ? > CO ? + ? > CuO ? + ? > P2O5 N2 + H2 > N2 + F2 > Al + H2 > помогите пожалуйста
Кенгуру прыгает в длину расстояние, в 4 раза больше и на 9м большее, чем в высоту.На какое расстояние кенгуру прыгает в длину?
Во время телевизионного ток-шоу был задан вопрос: «Должно ли государство быть заинтересовано в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?» Аудитория разделилась на две практически равные группы. Одни участники считали, что знание гражданами своих прав и способов их защиты — в интересах государства, другие считали, что это вредно для государственного управления. Подумайте, какие аргументы «за» и «против» могли быть у сторонников каждой из названных точек зрения. Запишите по два аргумента каждой группы. Мнение Аргументы «за» Аргументы «против» 1. В интересах государства 2. Вредно для государственного управления
помогите сочинение написать на тему”любить себя – это эгоизм или благо?”
Напишите уравнения четырех возможных реакций… Даны вещества: углерод, оксид алюминия, оксид серы 4, водный раствор гидроксида калия.
Ширину прямоугольника увеличили на 10%, а его длину уменьшили на 10%. Изменилась ли при этом площадь прямоугольника? Если изменилась , то увеличилась она или уменьшилась?

  • Сочинения
  • 9 класс ОГЭ
  • Любовь к ближнему

Любовь к ближнему можно назвать признанной добродетелью. Она довольно часто поощряется как моралью, так и религией – и, безусловно, является правильным подходом. Конечно же, не всегда стоит прощать своих врагов, как тому учит Библия – иногда, если тебя ударили по левой щеке, не стоит подставлять правую, а нужно суметь постоять за себя – но в данном случае, речь не об этом.

Как бы часто человек не сталкивался с обманом, предательством, несправедливостью, нужно уметь сохранить в себе остатки человечности, веру в людей, а также любовь и уважение к окружающим. Ведь далеко не все люди плохие – мир полон не одних лишь подлецов. В нем можно найти и единомышленников, и верных друзей – потому, не стоит судить обо всем человечестве лишь по нескольким неудачным примерам.

Любовь к ближнему многогранна: иногда она граничит с состраданием, иногда обусловлена жалостью – но, какой бы она не была, она означает самопожертвование – то есть умение немного отойти от своих принципов, умерить свою гордыню в пользу того, чтобы сделать добро другому человеку.

Многочисленные примеры показывают, что возлюбить ближнего настолько самозабвенно и убежденно, как того требуют религиозные каноны, крайне сложно. Тем не менее, бескорыстная помощь, поддержка, забота, содействие – все это грани любви к ближнему. Потому, если она проявляется по отношению хоть к кому-то, то человека уже нельзя назвать заблудшим и потерянным.

Считается, что проявлять любовь к ближнему – значит давать ему то, чего не желаешь себе. А не желаешь потому, что искренне хочешь, чтобы другому человеку досталось самое лучшее. Так, что любовь к ближнему еще и предполагает полное отсутствие эгоизма.

Человек, проявляющий данное качество, неимоверно мудр и добр и моральные качества личности для него куда важнее, чем материальные блага – ведь привязанный к материальному миру никогда не сможет любить ближнего бескорыстно – в его случае это будут лишь притворство и фальшь, необходимые для достижения определенной цели.

Примечательно то, что любовь к ближнему – не врожденное качество. Над ним нужно долго и упорно работать. Иногда и на протяжении всей жизни. При этом стоит учитывать, что сделанное людям добро не всегда возвращается обратно. Многие остаются неблагодарными. Стоит абстрагироваться от ощущения, что необходим равноценный обмен и научиться любить человечество и делать добро даже тем, кто впоследствии будет отвечать злом.

Рассуждение 2

Любовь — это основа человеческого бытия. Нет жизни без этого прекрасного чувства. Существует множество видов любви. Материнская любовь, любовь к родине, любовь к природе, любовь мужчины к женщине — это лишь некоторые из них. Но одну из важных ролей играет любовь к ближнему. Как можно растолковать это понятие?

Под любовью подразумевается нежное, ласковое, доброе отношение. Для него характерно активное участие в жизни другого человека, искренний интерес к нему. Любовь — это врожденное стремление для человека, но это не значит, что это чувство дается так просто. Любви нужно учиться. Чтобы по-настоящему любить кого-то, нужно избавится от злобы, ненависти, ярости в своей душе. Нужно уметь во всем видеть хорошее. Для того, чтобы полюбить другого, нужно  прежде всего полюбить себя. То есть необходимо начать видеть в себе что-то хорошее, уметь развивать свои способности и использовать их во благо, не ругать себя за оплошности и избавится от перфекционизма, который никогда не доводит ни до чего хорошего.

Необходимо воспитывать в себе чувство любви ко всему. Это очень сложно, но возможно. Большую роль в этом играет чтение классической литературы, ведь писатели всегда изображали это чувство, вдохновлялись им.

В настоящее время многие люди позабыли про доброе, вежливое, культурное отношение друг к другу. Нередко можно наблюдать такие случаи, когда люди грубят друг другу, не замечают чувства других людей, «идут по головам». Это и немудрено, ведь в современном мире человек движется с бешеной скоростью. А любовь к ближнему не терпит скорости. Она требует времени, ведь нельзя быстро ей научиться, нельзя уделять ей мало времени. Нужно иметь в себе нравственные силы, чтобы сохранять терпение даже в самых нервных и волнующих ситуациях в жизни. Стрессоустойчивость развивается непросто, но нельзя проявлять нежные чувства, не обладая ей.

Любовь к ближнему — это важнейшая часть жизни человека. Человек, лишенный этого чувства, как в свою сторону, так и исходящую от него, чувствует себя плохо. Нужно всегда помнить, что все зависит от человека, поэтому нужно всегда начинать с себя, всегда побеждать зло, ненависть и раздражительность внутри себя.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь к ближнему

Любовь к ближнему

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Кто хозяин Осеевой

    В рассказе В. А. Осеевой «Кто хозяин?» действия происходят между друзьями, которые не могли поделить собаку. Однажды у уличной бездомной собаки появилось сразу два хозяина. Это были товарищи, мальчики по имени Коля и Ваня

  • Анализ повести Кроткая Достоевского

    Автор разделил рассказ ровно на две части, которые различаются лицом, от которого ведется повествование, это достаточно нетипичный прием для написания произведения. Так вторая часть написана от лица лирического главного героя

  • Как озаглавить главы в романе Дубровский ответ
  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2, 7 класс

    На картине И. С. Остроухова «Золотая осень» изображено прекрасное время года. Деревья уже переоделись в золотой наряд, но нет еще осенних дождей и промозглой погоды.

  • Описание степи в повести Гоголя Тарас Бульба

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это произведение, рассказывающее о храбрых воинах, борющихся за свободу своей Родины. Повесть сочетает черты прозы и лирики

Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения «Что такое    равнодушие»

      
Орг момент
. (2 мин)

1.    
Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
Настройтесь на работу! Садитесь!

2.    
Интрига урока. Эпиграф

Обратите
внимание на доску. Там эпиграф нашего урока: « Как важно вовремя успеть…»
А.Дементьев

— Что стоит в
конце фразы? (многоточие)

-Это значит, что
следует продолжение.

«КОРЗИНА ИДЕЙ»


Как бы вы продолжили эту фразу? (предположения детей)

— В
конце урока мы снова вернёмся к этой фразе. Ну а пока нам необходимо
продуктивно поработать на уроке, чтобы в конце мы смогли продолжить её более
содержательно и, возможно, вы захотите продолжить эту фразу совсем по-другому

(№1)
Ребята, я хочу обратить ваше внимание на слайд– это памятник на
Болотной площади в Москве– памятник человеческим порокам.(фото 1)
Он
состоит из 15 скульптур

Наркомания — изображение лысого
мужчины со 
шприцом и сломанными крыльями.

Воровство — фигура мужчины с
головой 
кабана, уносящего мешочек с деньгами.

Алкоголизм — карикатурное изображение Бахуса с кубком.

Невежество — фигура осла с погремушкой в руках.

(№2)(фото
2)Я хочу обратить ваше внимание на
 центральную 
фигуру композиции с закрытыми глазами, четырьмя руками, одни их которых
скрещены на груди, а две другие  затыкают уши.

       .  «КОРЗИНА ИДЕЙ»


Как вы думаете, какой порок олицетворяет эта фигура? (предположения детей)


В процессе урока мы обязательно это узнаем, а также попробуем понять смысл
скульптуры. И в какой-то мере нам поможет в этом выполненное вами домашнее
задание к этому уроку.

I I.   Актуализация
опорных знаний (10 мин)                                                

3.    
Проверка
д/з (1 мин)

Дома
вы работали с заданиями в формате ОГЭ по тексту
Д. Гранина
. Я предлагаю провести взаимопроверку домашнего задания по
слайду с ответами.  Обменяйтесь тетрадями. И проверьте, обозначив правильный
ответ 1 б, а неправильный 0б. (№3)
Проверка Д/З по слайду

Задание 1

13

Самооценка

Задание 2

12

критерии

Задание 3

ближайший
подъезд

6б.- «5»

Задание 4

24

5б. –«4»

Задание 5

24

3б. –«3»

Задание 6

забрел

-Кто
получил 5? 4? 3?

III.   Определение
темы урока (3,5 мин)

4.
Чтобы понять, о чём сегодня мы будем говорить, предлагаю вам посмотреть
небольшой видеоролик 1:13-3:53 и
ответить после на вопрос: «Что объединяет сюжет ролика и текст Д.Гранина, с
которым вы работали дома?»


Так есть ли взаимосвязь между роликом  и текстом из домашнего задания?

-Сформулируйте,
о чём прочитанный текст и видеоролик, воспользовавшись подсказкой: (№4)

                     
безразличное отношение к людям

                     
безучастное, пассивное отношение к чужой беде

                     
безразличие
к
окружающим

                     
чёрствость души человека

                     
отсутствие у человека
  сострадания, жалости(варианты детей)


Можно ли все эти высказывания заменить одним словом? О каком понятии идёт речь?
(равнодушие)


 какой проблеме мы сегодня будем вести рассуждение? (проблема человеческого
равнодушия). А для выполнения какого задания ОГЭ это может нам понадобиться? (
9.3)


Можете сейчас сказать, какой порок представлен на фото?(№5) А вот почему он изображен именно так,
поговорим позже.

-Можете
ли вы предположить, какова будет тема урока? ОТКРЫВАЮ ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ ( «Подготовка
к написанию сочинения-в формате ОГЭ» (запись в тетрадь)

(№6)5.  — Для
работы на уроке перед нами будет стоять задачи:

·       
определить
, что такое равнодушие

·       
задуматься
над вопросом, почему люди остаются равнодушными

·       
подобрать
речевой и информационный материал, который поможет вам написать сочинение в
формате ОГЭ

практиковаться
в выполнении заданий ОГ

IV. Целеполагание
(1 мин)

6.    
(№7) На основе темы урока и
озвученных задач  попробуйте сформулировать, что вы планируете сегодня
выполнить на уроке?

Запомнить…

Найти ответ на вопрос…

Повторить…

Подготовиться…

Подобрать…

структура сочинения

значении понятия –равнодушие

 что такое равнодушие

примеры из литературы

V.Мотивация (1 мин)

7. Ну что ж, тема
определена, задачи и цели поставлены, а значит сегодня мы продолжим  по
кирпичику  строить   замок знаний,  необходимых вам, чтобы  с чистой
совестью
  в конце концов успешно сдать ОГЭ. Поэтому на уроке вам
нужно смотреть в оба, все ловить на лету, работать на совесть
.

(№8)  — Ребята,
что это за сочетания слов, которые вы услышали в моём высказывании?

(фразеологизмы) . В каком задании ОГЭ вы можете встретиться с фразеологизмами?
(№8)

— Сегодня, именно они определяют то , как нужно
работать сегодня на уроке, чтобы  достичь поставленных целей:  

  смотреть в оба  —
быть внимательным

  
ловить на лету – быстро усваивать , понимать

  
работать на совесть – добросовестно, качественно, усердно

  конце
концов —  в итоге

 
с чистой совестью – осознание того, что все сделал правильно

   — Готовы работать именно так?
Тогда вперед. 

VI.
Актуализация опорных знаний

8.
 Обратите внимание на слайд, определите, что это за части (
это части
сочинения ОГЭ,) (0,5мин)      
(№9)
                                          

Вступление + ключевой вопрос

Тезис

Комментарий к тезису

«Мостик» к 1 аргументу

Аргумент из прочитанного текста

«Мостик» ко 2 аргументу

Аргумент из литературы или из жизни.

Вывод = тезису

(призыв)

Что такое равнодушие?
Ответ на этот вопрос волнует не одно поколение.

На мой взгляд,
равнодушие — это …

В наше время мы часто сталкивается с проявлением
равнодушия. Этот порок можно считать самым страшным человеческим грехом.

В  тексте русского
прозаика, киносценариста и публициста Даниила  Александровича  Гранина 
можно  найти  пример,  подтверждающий мою мысль.

Похожий  пример
можно  встретить  в рассказе  А.И.Куприна  «Чудесный доктор».

Таким образом, 
равнодушие …

— Как вы думаете, что обозначено отдельными  цветами? (абзацы)

-Какая
часть предложенной схемы не является обязательной, но помогает встроить логику
сочинения? (вступление)

9. «Поймай
ошибку» (5 мин)

Одними
из главных качеств, необходимых для успешного выполнения заданий ОГЭ является
внимательность и грамотность. Совместить оба и проверить свой уровень вам
поможет следующее задание «Поймай ошибку»

-Посмотрите
на карточку, — Вы узнали эти фразы? (это опорные фразы, которые помогают 
логически выстроить текст сочинения)


Схема сочинения у вас есть на парте, присоедините к частям сочинения опорные
фразы-клише Работаем каждый самостоятельно. Именно это качество понадобится вам
на ОГЭ. А если кому-то нужна помощь, поднимаем руку.


Проверка по слайду (№10)


Похожая схема сочинения ОГЭ у вас представлена на рабочих листах подготовки к
сочинению. Именно на этих листах мы с вами будем сегодня работать.

9.1 Вам
необходимо расставить недостающие знаки препинания в этих фразах работаем на
рабочих листах.

·1)
Что такое равнодушие  Ответ на этот вопрос волнует не одно поколение.

·2)На мой взгляд равнодушие  это …

·3)
В наше время мы часто сталкивается с проявлением равнодушия. Этот порок можно
считать самым страшным человеческим грехом.

·4) В  тексте русского прозаика киносценариста и публициста Даниила  Александровича
 Гранина 
можно  найти
 пример  подтверждающий мою мысль.

·5)
Похожий  пример можно  встретить  в рассказе  А.И.Куприна  Чудесный доктор. 6)
Таким образом равнодушие это …

    
— Проверка по слайду (№11). Ученики
говорят, какие знаки поставили

ВЫВОД:
ну
что ж, мы повторили структуру сочинения,  опорные фразы. И зафиксировали знаки
препинания в них.

VII. Работа над
темой урока

10.
Работа над значением слова «равнодушие»


Посмотрите на рабочий лист, вступление с ключевым вопросом у вас уже есть.

-Какая
следующая часть сочинения? (тезис – ваш ответ на вопрос, что такое
равнодушие?)

-Чтобы
разобраться в значении данного слова предлагаю выполнить ряд заданий:

Для
этого мы поработаем в группах (№12+ КАРтОЧКИ) –

 (№13-черный кв.)

(5 мин)

           1 группа

            2 группа

      3 группа

объяснение
на основе анализа значения слова по словарю Ожегова

на основе
анализа значения слова по словарю
словарю
синонимов

На
основе анализа высказываний известных людей

Безразличный, безучастный, лишенный интереса к чему
-нибудь

Равнодушие —  Безразличие, безучастность,
безучастие,  бесчувствие, бесчувтвенность,
вялость, апатия, апатичность,нечувствтельность,холод, холодность,
индифферентность, индифферрентизм.  

«Есть
два способа убить себя – самоубийство и безразличие»
. (Джонатан
Коу).

«Равнодушие
– это вершина бесчеловечности, худший
грех по отношению к ближнему»  Бернард Шоу

«Когда
ты видишь человека в беде, не думай, что жизнь испытывает только его. Это испытание относится и к тебе. Как ты
поведёшь себя по отношению к нему: поможешь или отвернёшься?»    Людвиг
Бёрне
«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть» А.П.
Чехов

Равнодушие – это …………,  ………..,
(безучастное, пассивное)  отношение к окружающему, происходящему..

Равнодушие – это … (холодность,
безучастность, бесчувственность, безразличие)к окружающему, происходящему..

Равнодушие – это проявление ….(безразличия,
бесчеловечности) по отношению к ближнему.

Построение ответа на вопрос:
сформулировали понятие на основе анализа существенных признаков:

Ответ записать на доске

Построение ответа на вопрос:

«Мы проанализировали словарные
статьи словаря  Даля и  словаря синонимов сформулировали понятие на основе
подбора синонимов:

Ответ записать на доске

Построение ответа на вопрос:

«Мы проанализировали высказывания выдающихся людей и
сформулировали понятие на основе анализа сущности этих высказываний:

Ответ записать на доске

11. Ответы
групп + запись своих определений на доске(3 мин)

— 
высказывания3-й группы на доске (№14)

-Ребята
, я хочу предложить вам эти высказывания, с которыми работала 3 группа, они
записаны у вас на обороте рабочего листа. Возможно, вы  используете их в своем
сочинении. Но больше всего  я хочу, чтобы вы опирались на них в своей жизни и 
в своих поступках.


Запишите одно из определений в рабочий лист в раздел «тезис»

 12.
Работа над комментарием к тезису.   (5 мин)

Если
мы с вами вспомним  критерий К1, то отметим, что максимальный балл за тезис
можно получить только при наличии комментария к тезису.

Составить
комментарий нам поможет выполнение   пунктуационного анализа (№15)

 На
вечере поэзии Аркадий сидел(1) перекидывая ногу на ногу(2) потому что к
стихам от относился равнодушно.

 Конфеты
(3) которые лежали в вазе (4) не привлекали меня(5) потому что  я с детства
был равнодушен к сладкому.

 Ирландский драматург и романист Бернард Шоу говорил (6) Равнодушие (7) это
вершина бесчеловечности (8)  худший грех по отношению к ближнему! (9)

— 
РАБОТА В ПАРАХ Запишите цифры, на месте которых должны стоять кавычки 69

Обратите
внимание на выделенные сочетания слов в задании пунктуационного анализа, если
бы у вас были цветные карандаши, какое из них вы бы разукрасили чёрным цветом? Действительно
равнодушное отношение к конфетам или стихам

не
приносит боли  другим людям, а вот равнодушие к страданию другого человека –
это страшно!

Вспомните
из устного собеседования, какие слова нам помогают ввести высказывание в текст?
(недаром, не зря)


Запишите последнее предложение в рабочий лист. В раздел
тезис с комментарием

13.
Ребята, а как вы думаете, почему человек проявляет равнодушие к беде,
страданиям, проблемам другого? Посмотрите на доску, как вы думаете, что
является основной причиной?(3 мин)

нежелание
загружать себя проблемами — черствость души и сердца-эгоизм,
неспособность людей к милосердию и
сочувствию

Сформулируйте ответ на вопрос и
запишите на рабочий лист после комментария.

— А какую причину человеческого
равнодушия видел автор Гранин?

14.
Работа над 1 примером (из текста) раздел

Фронтальная
беседа. Нам необходимо привести 1 пример из текста.  (3 мин.)


Что
случилось с автором текста? (поскользнулся, упал и сломал нос, повредил руку))


Как повели себя окружающие?(разглядывали, отводили глаза, отворачивались,
равнодушно)


 Какие чувства одолевали автора из-за того, что никто не  помог ему?(злость и
недоумение)


Что вспомнил  автор?(что и сам поступал так же)


Какую горькую истину  он понял?(что равнодушие укоренилось в наших сердцах)

-Ребята,
эти вопросы отражены на рабочем листе в разделе языковой материал и помогут вам
привести в сочинении первый пример из текса. 


(№16)А вот помочь подобрать необходимые
сова и словосочетания нам поможет синтаксический анализ словосочетаний. 
Выполните задание, а ответы запишите чрез запятую на рабочий лист  в раздел
пример из текста Языковой материал.

Синтаксический
анализ словосочетание (2 мин)

Замените словосочетание «среди людской
толпы»»
построенное на основе согласование синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание

Замените
словосочетание «понимает с недоумением» построенное на основе управления
синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите
получившееся словосочетание

Замените
словосочетание «укоренилось с прочностью» построенное на основе управления
синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите
получившееся словосочетание

Замените
словосочетание «в сердцах людей» построенное на основе управления синонимичным
словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся
словосочетание

Замените
словосочетание «равнодушные окружающие  » построенное на основе согласования
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание

(№17)Проверка по слайду. (2 мин) Беру одну тетрадь.
Прочитайте получившиеся словосочетания. — Эти словосочетания помогут вам
составить пример из текста. (№18- черный квадр.)

15.
 Пример
из литературы/из жизни.(5 мин)

Д)
Орфографический анализ —  одно из самых сложных заданий ОГЭ, но сегодня оно поможет
нам подобрать пример из литературы о равнодушии. Вам необходимо записать
правильный ответ на рабочий лист в раздел Пример из литературы. Языковой
материал. 

показываю карточку, а дети записывают одно слово)

БЕЗРАЗЛИЧНОЕ(отношение к семье Мерцалова) 

НЕЗДЕШНИЙ(человек)

на конце
приставки перед звонким согласным пишется З.

ЗАБОЛЕЛ (и потерял работу)

ПРИКОСНУЛСЯ(к стене)

— написание безударной
гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова 

ТАЮЩИЙ

(случайно)
ВСТРЕТИВШИЙСЯ(доктор)

в причастиях написание
гласной перед суффиксом определяется по инфинитиву  

НЕ НАЗВАЛ (своего
имени)

НЕ думая (о
последствиях)

Не с глаголами, употребляющимися
без НЕ,  пишется раздельно

(№19)-  Прочитайте
выписанные словосочетания


Скажите, из какого произведения данные словосочетания? Кто автор?(Александр
Иванович Куприн)


Давайте вспомним это произведение, кто из его героев проявил равнодушие, а кто
наоборот, проявил участие в судьбах героев?

Безразличное и равнодушное отношения к Мерцалову, который заболел и потерял работу,  проявляет бывший
начальник.  Семья главного героя, жена и трое детей, ведут жизнь впроголодь,
смертельно больной дочери нужны лекарства.  Мерцалов обращается за помощью к
своему бывшему начальнику. Однако тот  легко отворачивается от бывшего
подчиненного, не желая даже выслушивать просьбы о помощи. Это пример полного
равнодушия к проблемам и бедам другого человека. Совсем по-другому повёл себя
доктор, случайно встретившийся
Мерцалову. Пирогов назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на
необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при
всём этот не называет
даже своего имени
, и не желает выслушивать благодарности. Проявив неравнодушие, «чудесный доктор» не
только уберёг Мерцалова от самоубийства, но и спас жизнь его больной дочери.

-Если вы захотите привести
пример из собственного опыта, вы можете это сделать самостоятельно.

16.
Ну что ж ребята, у нас осталась только одна последняя часть – вывод.(0,5 мин)
Эту часть
сочинения я оставлю для самостоятельной работы. Только напомню, что вывод =
тезису. Т.е. вы ещё раз подтверждаете то, что сказали в тезисе, только другими
словами.

VIII. Итог
урока (0,5 мин)

17. Наша работа на
уроке подходит к концу. Я уверена, что проблема, о которой мы сегодня
говорили,  не оставила вас равнодушными.  Я надеюсь, что вы никогда не пройдете
мимо того, кто нуждается в помощи, что ваше сердце не останется глухим и слепым
 к страданиям другого человека.

18. Так как
бы вы продолжили фразу?

Как важно
вовремя успеть…

Плечо надёжное подставить!
(Андрей Дементьев)

— (№ 20) 19. Давайте вернемся к скульптурной
композиции человеческих пороков.  


Почему именно так изображена скульптура равнодушия?

20. Моя хата
с краю, ничего не знаю.

 После нас – хоть
потоп.

Наше дело –
сторона. 

Хоть трава не
расти.

— Какого человека
характеризуют эти пословицы? (равнодушного)

IX.Рефлексия (1 мин)

21.(№21)Давайте
вернемся к тем целям, которые вы ставили пред собой в начале урока. Достигли ли
вы этих целей? Что вам удалось сегодня на уроке?

Запомнить…

Найти ответ на вопрос…

Повторить…

Подготовиться…

Подобрать…

структура сочинения

значении понятия –равнодушие

 что такое равнодушие

примеры из литературы

(№22) 22. ДЗ закончить
написание  сочинения на рабочий лист
(0,5 мин): прочитать стихотворение Роберта
Рождественского «Убили парня»

X .23. А закончить
урок я хочу такими словами (1 мин)

Дотоль,
пока не ощущаешь ты

чужих
страданий и чужой беды…

 То кажется
тебе, что их и нет!

Не слышишь
ты, как стонет твой сосед!

Но вот
когда к тебе нагрянет в дом беда,

ты словно
просыпаешься тогда!

И
понимаешь…есть на свете боль

Больнее,
чем саднящая мозоль.

И ты в
обиде на весь мир за это,

что боль
твою не разделил никто-

руки не
подал, видя что упал….

Но разве ты
иначе поступал?????
Давид Кугультинов (калмыкс.)

Не бойся врагов — в худшем случае они могут
тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся
равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия
существует на земле предательство и убийство.
Бруно
Ясенский

          (№23)

24.
ДОСМОТРЕТЬ ВИДЕОРОЛИК в зависимости от остатка времени

??? ?????????? ???????? ????? ?????? ????????? ???? ??? ???????? ? ??? ??? ?????????, ??????? ?????? ??????????, ????????????? ? ????????????? ??????? ?? ?????? ?????? ? ???????????? ???? ?????? ??????????? ?????????? ??? ? ??????? ???????? ?????? XIX-XX ????? ? ?????????? ?????? ????? ????: ???????? ?????????? — ????????? ? ????; ????????????? ????????? — ???????; ????? ????????????? ????, ?????? ?? ?? ?????, — ???? ? ???. ?????????? ?????? ???????????? ? ? ?????????? ??????????? ???: ??????? ??????????? ?????????, ?? ???????????? ?????????????; ?????????? ??????????? ?????; ?????????? ????????, ???????????? ? ???????? ???????. ?????? ??????????? ? ???? ??????? — ?????? ?? ???????? ??? — ?????? ???? ????????, ??????, ???????? ??, ??????? ???? ?????? ??????????? ??????????? ???. ????????, ?????????? ?? ?????????????? ?????????? ???, ? ?????? ?????????. ???????, ??????? ??????, ????? ??????????? ?????? ? ????????????? ?? ????????? ? ???????? ????????? ? ?????, ??????? ????????? ?? ?????????????? ???. ?????????? ???, ?????? ?? ?????? ???? ?????? ??? ? ????, ? ?? ??? ?? ?????? ???????? ???????? ???. ????? ??? ?? ??????? ???? ?????????????? ?????????? ????????, ?? ? ????????????? ??????????? ????????? ? ?????. ???? ??? ? ????? ?????? ??????? ? ??? ???? ?????????? ??????? ????????????? ???????????, ?? ??????? ????????? ???????????? ??? ?? ?????????: ????? ??? ? ?????? ??? ????. ?? ????? ?? ???? ????????????. ??????? ????????, ??????, ??? ????? ?? ????????????? ????? ???????, ??? ???????????? ?????????, ??????? ?????????, ??? ???????? ?? ?? ????????? ? ????????? ? ?????? ???? ? ????? ?? ???????. ????? ?????? ???????, ? ??????? ????????? ???? ????????? ???? ?? ????????? ????? ????????? ????????? ????? ???????? ? ?????. ????????? ????? ??????????????, ??? ?????? ????????? ???????? ?????? ? ??????. ???? ???????? ????? ?????????? ? ????????? ?? ??????? ????? ? ??????: ??????? ??, ?????? ?? ???? ?? ?????????? ?????? ???, ???????, ?? ??????? ???????. ? ??? ?? ?? ???? ???? ?????????? ????? ?? ??????? ?????????? ?? ?????????????? ?????: ??, ?????? ?? ??? ??? ??????, ?????? ?? ?????????? ???-?????? ???? ??????????, ???????????? ??????. ????? ??????? ??????? ???????? ????????, ?? ???????? ????????? ??????????: ?? ???????? ?? ? ?????? ?? ???????? ???, ? ? ???????????? ??????, ? ?????? ????, ?? ??-??????? ???????????? ????? ??? ?????????? ??????? ?????????? ?????. ???? ?????? ? ?????????, ?????? ?? ???????? ????? ?? ???????, ?? ???????? ???????. ?? ?????? ??? ???????? ?????? ??????????? ??? — ??? ?????? ? ??? ????????, ???????? ? ?????? ?? ?????? ?? ?????? ????????, ? ??? ????????? ? ??? ??????????? ?????????, ? ??? ?????????-?????? ? ??? ?????? ?????? ? ???????. ????????? ????? ??????????? ? ??????? ????? ???????????? ?? ?????. ? ?????? ? ???? ?????? ????? ???? ???????? ??????????? ?????? ?????????? ? ????, ??????? ???????????? ????????? ? ????????? ??? ???? ?????, ??????? ?????-?? ???????? ???????. ? ????? ??? ????? ? ???????? ?????????????? ???????? ?????. ??????????? ?????? ?????? ????? ? ?????, ? ? ????? ?????, ? ????? ??? ?? ??????????, ? ?????? ?????? ??? ?????? ???????????????, ?????? ?? ?????? ???????? ??????? ?????. ??? ?? ??????? ???????: ????? ???, ????? ?? ??????, ? ?????: «???????, ?? ??? ??? ????????? ????, ?????????? ????, ??????????? ?????????, ?, ???? ???, ?? ???? ?????? ?? ??-?????????? ???? ??????????»?. ???????????? ?????? ????? ??????, ?? ??????? ???, ?? ????? ???????????? ????????, ?? ? ????????? ???? ??????. ?????? ? ???????????? ? ????????? ?????? ???????? ???????????? ?? ?????????????. ? ?????? ?????? ????? ???? ????, ???????? ???????????????? ? ????-?? ?????????????, ??? ????? ????????. ??? ?? ?????? ? ????????? ???? ??????? ???? 22 ???????, ????? ?????? ????? ???????. ???? ? ???? ???? ? ???? ????????????? ????? — ??????????? ????? ?????? ????????????? ?????? ??????? ?????. ? ????? ????? ??????????? ????? ????????? ??? ?????????, ??????????? ?????????. ???? ??? ?? ????????? ?? ?????? ???????? ?????? ????????????? ?? ?????? ?????, ??????? ????????? ???????? ????… ??? ????? ? ????????? ????????, ??? ?????????? ?????????? ? ???????. (? ???? ????? ?????? ?????????? ? ????????? ?????????? ?????, ????????? ? ??????? ????????? ??????? ? ???????, ? ????? ? ?????? ??????.) ????????? ????? ????????? ?? ????????? ???? ? ????? ?? ??????, ??? ??? ???????, ? ??????, ??? ? ?? ???????? ???????????? ??????? ??????????? ???????????. ??? ???? ?? ??????????? ???? ?? ?????, ?? ???-?? ????????? ????????? ??. ????? ??????? ????????? ? ??????????? ?????????? ?????, ? ??????? ??????????? ????? ? ? ??????? ????????? ???????????? ??????. ????????? ???????? ??? ????? ???????? ?? ????????, ? ?????? ? ?? ???????????, ?????? ??????????????? ?? ?????? ?? ??????? ???. ????????? ?????? ????????????? ??????? ?????? ???????? — ???????? ??????, ??? ????????? ????????? — ???????? ?????????. ?????? ????? ??? ??? ? ??????. ????? ??? ????? ??????? ????? ????????????? ???????. ????? ????! ?? ???? ??????? ???? ??????? ????? ?????, ??? ??????? ????? ???? ????? ?? ???? ???? ?????? ?? ???? ??????. ?????????? ???? ??? ????? ?? ? ???? ? ???. ? ???, ??? ???????? ??????? ? ?????????????? ????? ?????? ? ????? ? ????? ?????, ????? ??? ???????????. ?? ? ???????????? ????? ??? ?????? ????, ? ??? ????? ???? ????, ??????? ?? ??????????. ? ???? ?? ?? ??????? ???????, ????????? ?????, ?? ???? ???? ?????? ???? ????????? ?? ?????. ?? ????? ???? ?????????? ?????? ? ?????????? ?? ???????? ? ?????????. ????????, ????? ???? ???? ??????? ?????????. ??????? ???? ????????? ? ?????, ?? ????????? ? ???????? ????? ???. ?????????, ??????????? ? ????????? ??????????????????? ??????????? ? ? ???. ??? ?????? ????? ???????, ?? ??????? ?????. ??????????, ??? ??? ???????? ?????? ?? ?????? ???? ?????, ??? ?? ?????????? ? ???? ??????????? ????? ????????. ? ??? ????? ???????????? ????????? ??????????, ?? ???? ???? ? ???? ?? ??????. ???? ??????, ???????????? ? ??????? ???? ? ?????? ????? ?????????? ?????. ????? ????? ?????? ???????, ?? ?????? ???. ? ?????? ????? ????????? ????????, ??? ????? ????????? ??? ???? ? ??? ?? ????????. ????? ?? ????????? ?? ??????, ??????? ??????? ?? ??? ??????????? ?????????.

Название: Чехов а. п. — Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе а. чехова
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 09:30:03 17 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 0
Комментариев: 6
Оценило: 0 человек
Средний балл: 0
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Чехов а. п. — Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе а. чехова
Реферат На Тему Праздники Народов Мира
Контрольная работа: Значение крещения Руси
Дипломная работа по теме Уголовно-правовой анализ террористического акта
Что Значит Внимание К Ближнему Сочинение Рассуждение
Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Лабораторная работа: Про дружбу і товаришування
Основные Проблемы Международного Спортивного Движения Реферат
Эссе Это Жанр Какого Стиля
Реферат: Азиатский финансовый кризис
Курсовая работа: Экономико-статистический анализ наличия и использования основных фондов
Контрольная работа: Налоговые правоотношения
Реферат по теме Самоконтроль в физической культуре и спорте
Дипломная Работа На Тему Анализ Финансово–Хозяйственной Деятельности Пкф «Бейсуг»
Учебное пособие: Методические указания и варианты контрольных заданий к самостоятельной работе студентов II курса хтф направления 240100- «Химическая технология и биотехнология» Томск 2007
Итоговая Контрольная Работа По Текстовому Редактору Практическая
Лекция по теме Лекции по курсу ‘Введение в языкознание’
Реферат по теме Математические модели технических систем
Реферат по теме Применение современных научно-технических средств в процессе боевой подготовки
Реферат: Анализ эффективности гидроразрыва пласта на разведочных скважинах. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Список национальных парков США
Реферат: Berlin Blockade Essay Research Paper After World
Дипломная работа: Электрохимическое поведение германия
Контрольная работа: Социология и родственные дисциплины

ОГЭ Рекомендации по написанию сжатого изложения

ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?

Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

— вводные слова,

— однородные члены предложения,

— повторы,

— риторические вопросы и восклицания,

— однотипные примеры,

— цитаты,

— рассуждения,

— описания,

— детали, не влияющие на ход авторской мысли,

— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

— ряды предложений, связанных одной мыслью;

— части сложного предложения;

— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

ДоС правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

  1. ЗАМЕНА.

Заменить можно:

— однородные члены обобщающим словом,

— сложное предложение простым,

— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

— прямую речь косвенной,

— часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать  изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.

Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Сформулируйте цель аудирования.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.

Тема?

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Совокупность микротем = теме текста.

Количество абзацев = количеству микротем.

Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля  и типа речи исходного текста.

Приёмы сжатия текста

  1. Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.

а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькоеВообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.                                                          (По В.И. Курбатову)

  б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

  в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  (Ю.М. Лотман)

  1. Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.

а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.  (По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).(С. Газарян)

  1. Упрощение синтаксических структур.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

в) сокращение количества структурных частей СП.

  • Что значит в современном мире быть образованным человеком сочинение рассуждение
  • Что значит быть культурным человеком сочинение рассуждение
  • Что значит быть другом сочинение 9 класс огэ
  • Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое
  • Что значит быть гражданином россии сочинение