Что значит тема рассказа

Урок родной русской литературы 8 класс по теме: л.а. чарская рассказ тайна. тема равнодушия и непонимания в рассказе. цель урока:

Урок родной (русской
литературы) 8 класс

по теме: «Л.А. Чарская рассказ
«Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

Цель урока: знакомство
с биографией Лидии Чарской (Чуриловой), знакомство анализ произведения «Тайна».

Ход урока:

1.      Оргмомент.

     …Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки
белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами
счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах
Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники,
увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.

    «Записки гимназистки», «Княжна
Джаваха»,»Смелая жизнь»… До революции это были просто книги,
они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие
критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши…

Что же это книги? И кто же их автор? Давайте познакомимся с
биографией Лидии Чарской.

2.     
Слово учителя. Знакомство с
биографией писателя.

Лидия Алексеевна Воронова родилась в
дворянской семье в Царском Селе 19 января 1875 года. Ее отец, Алексей
Александрович Воронов, был военным инженером. Семья Вороновых жила в достатке,
родители любили свою дочь, но внезапно умирает мать. В некоторых источниках
Лидия Алексеевна Чарская указывает, что мать умерла при родах и девочка ее не
знала. Всю свою любовь девочка перенесла на отца. Она прекрасно плавала, правила лодкой,
любила ездить верхом на пони, немало шалила и верховодила своими друзьями. Она
была очень впечатлительной, откровенной и открытой натурой. Любовь отца и
многочисленных тётушек, которые души в ней не чаяли, компенсировала ей
отсутствие матери.  Но отец женился второй раз.
Отношения с мачехой у девочки не сложились.
Она
замкнулась, воображала себя жертвой мачехи, о которых говорится в сказках. Лида
несколько раз убегала из дома.
Тогда
и было решено отвезти её в Павловский женский институт. Для живого
впечатлительного ребенка жизнь по строгим, раз и навсегда установленным
правилам показалась казарменной. Суровая дисциплина, постоянная зубрёжка, скудная
еда, грубая одежда — всё поначалу отталкивало и возмущало её. Но со временем
она привыкла, институт стал для девушки второй семьей. В 19 лет она окончила
его с медалью. После выпускных экзаменов лучшие воспитанницы в Зимнем дворце
получали медали из рук императрицы. В 1893 году среди лучших выпускниц
Павловского института в Зимнем дворце оказалась и Лидия Воронова.

            Затем (в 1893году)
Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище
и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.

       С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в
Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился
псевдоним «Чарская». Можно предположить, что оно родилось по аналогии
со словами «чары», «очарованье», «колдовство».
После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский
Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на
сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». Роли ей
доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.

          Наряду с работой в театре Чарская была страстно
увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги.
Занятие литературой оказалось легким и приятным. «Я буквально горю и
сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой».
Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее
институтских дневников, году принесла ей громкую славу.
Критики
начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой
актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее
представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у
подростков.

              О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о
сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах,
недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.

            Герои книг Чарской,
обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести
заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не
отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным. Другое очень
важное для Чарской качество — умение терпеть несправедливости и непреклонная вера
в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит. Героев
Чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной
поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете
побеждают они, их душевная красота и обаяние. Чарскую постоянно упрекали за
счастливые финалы, вернее, за последнюю счастливую страницу в ее книгах, но
радостные финалы, безусловно, были заслуженны в глазах юного читателя.

Из-под ее пера произведения выходили
одно за другим. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80
произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на
немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в
каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями,
восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха»,
«Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой
гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы
«Волька», «Первый день», «Два сочельника»,
«Корректорша Варкунина», сказки «Золотая свирель»,
«Волшебная сказка» и другие — вот неполный перечень того, что взахлеб
читало подрастающее поколение начала XX века

               Ее любили,
ей писали отклики, ее боготворили
. Популярность
Чарской не знала границ. Ее произведения переводили на разные языки. Вот только
некоторые данные: в отчете одной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что
юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля
 Верна. И это явление было типичным. В этом же году в восьми женских
гимназиях в сочинении на тему «Моя любимая книга», девочки почти единогласно
указали произведения Чарской.
Она была
кумиром всех подростков. За двадцать лет литературной деятельности Чарская
написала около 80 книг для детей и юношества, многие из которых были переведены
на иностранные языки.


            Но после 1917 судьба
писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали
печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и
буржуазно-мещанских взглядов.  Подвергли резкой критики за то, что ее
произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много
страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было
забыто).

     О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века.
Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует
то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее
книги уже стоят на полках книжных магазинов.

          У писательницы были две излюбленные темы. 1. Одна из них
связана с популярнейшей темой в мировой литературе — о брошенных, потерянных,
похищенных детях, об их порой удивительной судьбе. В силу роковых обстоятельств
герои книг Чарской «Сибирочка» (1908), «Лесовичка», «Щелчок» (обе — 1912) и др.
оказались оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой
лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену
цирка и т. п. Они познают жестокость, побои, нищету. Однако маленький искал
доброты, сердечности, отзывчивости. И читатель верил: с попавшим в беду
человеком рядом вдруг появится смелый, великодушный мальчик или хрупкая нежная
девочка — и они возьмут на себя несправедливое обвинение, поделятся куском
хлеба. Герои Чарской бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном
счете, они побеждают, побеждает их душевная красота и обаяние.

          Самая излюбленная тема Чарской была связана с жизнью девушек
в Павловском институте: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда
Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лиды Воронской» (1912),
а также автобиографические книги, в которых снова автор возвращается к
институтской жизни: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь»,
«Цель достигнута» (обе — 1911). В отличие от приключенческих повестей эти книги
показывают жизнь, ограниченную достаточно глухими стенами — закрытого женского
учебного заведения.

3.     
Анализ рассказа «Тайна».

Сегодня на уроке мы говорим о рассказе «Тайна».

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какова его основная тема?
(тема равнодушия и непонимания)

Это и станет темой нашей беседы сегодня.

Скажите, что такое равнодушие? (Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к
нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни)

А что такое непонимание? (Непонимание –
неспособность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого,
неумение объяснить его действия и поступки; неспособность пропускать через
разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого).

Давайте обратимся к тексту и
посмотрим, как раскрывает автор тему равнодушия и непонимания в произведении.
Запишите тему урока: «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской
«Тайна».

— Что случилось с Неточкой? (она
была взволнованна)

Найдите в тексте слова, которые
показывают, что с героиней было что-то неладное. (
не могла стоять спокойно, учитель Федор Павлович
Сабелин два раза окликнул ее, бедняжка Неточка не спала целую ночь, получила
замечание от Пифагора, Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее
шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как
лед, а щеки пылают, как печка).

Какие приемы использует автор, описывая состояние
героини? (восклицательные предложения указывают на волнение, сравнение как лед,
как печка)

С кем решает поделиться со своей тайной Неточка?
(Зое Стояновой)

Какую же тайну хранила Неточка? (она сочинила
стихотворение)

Зачитайте эпизод признания Неточки. Выпишите в
таблицу слова, которые описывают дейтвия Неточки и реакцию Зои.

Неточка

Зоя

Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый
дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения;

голос Неточки предательски дрожит;

Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое
разгоряченное лицо, Неточка шепчет

   С обиженным видом и растерзанным
сердцем Неточка продолжает

   — Ну?

— Ну не скажу. А дальше-то что?
   — Ну и что же?

Ну, — соглашается Зоя и лезет в карман за
карамелькой.
слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах

Как вы можете оценить реакцию Зои на стихотворение
Неточки?

Что происходит на втором уроке?

Что сделал учитель с тайной Неточки?

Как вы относитесь к поступку Учителя?

Что мог сделать учитель?

Какова была реакция Неточки на поступок учителя?
Найдите слова в тексте, передающие состояние героини.

Итак, за один день счастливая Неточка
стала глубоко несчастной. 
Чарская
хотела донести до читателя то, что очень легко можно обидеть человека, можно
отбить интерес его к творчеству. Героиня Нета написала чудесные стихи, на ее
взгляд. Но подруга не оценила и раскритиковала труд Неты, а учитель прочитал
перед всем классом, сделав кучу замечаний. Так, у девочки пропало всякое
желание заниматься творчеством в будущем.

4.     
Домашняя работа.

Напишите сочинение по теме «Что такое равнодушие?», в пример
приведите рассказ Л. Чарской «Тайна»

Сюжет рассказа «Спать хочется» представляет собой небольшую зарисовку быта. Текст написан нарочито пресно, заставляет читателя увязнуть в нем. К середине повествования читатели начинают дремать вместе с героиней. А после этого происходит трагичный, ужасающий финал, описанный тем же бытовым языком. Анализ произведения позволяет лучше разобраться в темах, затронутых автором. Понять мотивы героев.

История написания рассказа

В письме, датированном 1888 годом и адресованном издателю Плещееву Антон Павлович пишет, что работает над коротким и плохеньким рассказом. И что взялся за него только из любви к малой прозе. Хотя исследователи творчества автора уверены, что «Спать хочется» появился не из желания что-то написать, а благодаря обещанному гонорару. От хорошего заработка Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал значение денег в некоторых своих произведениях.

Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.

Жанр и направление

Сюжет выбран антиэтичный, повествующий о жизни мещанства. Но Чехов, не изменяя традициям, остается в излюбленном жанре — реализме.

Автор лукавил в письме к издателю. Вопреки его заявлению, рассказ не является легкой беллетристикой. Это своего рода триллер, где царит первобытная справедливость. Чехов перестает быть привычным гуманистом и оборачивается свирепым моралистом, который воздает каждому герою по заслугам. Деспотичные хозяева получают убийство собственного дитя. А Варя — долгожданный и заслуженный сон.

Смысл произведения

Читателю предстает унылая и несправедливая картина. Девочка Варя качает в люльке малыша, который никак не унимается, не засыпает. Уставшая, загруженная не по возрасту девчонка, старается не уснуть. Но героиню одолевает мучительная дремота. Варя не может отправиться спать, ведь ей нельзя оставлять младенца без присмотра. За это последует жестокое наказание.

Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.

В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.

Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением героине и читателю. И девочка готова отправиться спать. Но уже наступает утро, а вместе с ним новые обязанности по дому. Хозяин требует наличия дров в печи. За весь день Варваре не удается отдохнуть. Как специально находятся все новые дела и заботы. Девочка начинает ненавидеть хозяев и их дом. Желание спать не проходит. Организм подростка требует отдыха. И сделать ничего нельзя.
Приходит еще одна ночь. Снова та же картина: Варя у колыбели беспокойного малыша. Он снова не засыпает, не давая уснуть юной няньке. Рассудок медленно отказывает героине. В голове остается лишь одно желание: избавиться от навязчивого звука, не позволяющего реализовать естественную потребность. А именно — избавиться от младенца.
Помутненный разум легко подкидывает идею убийства ребенка. Задушив хозяйского отпрыска, Варя ложится на пол у тела и засыпает мертвецким сном.

Характеристика героев

Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.

Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.

Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания.
Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.

Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.

Темы

В произведении прослеживается несколько тем.

Отсутствие детства у ребенка. Из-за утраты родителей Варе приходится рано повзрослеть. Она безропотно сносит взрослые обязанности, горе, воспоминания об утраченном счастье. И до последнего сохраняет свет в душе. Это собирательный образ ребенка, лишенного радости детства. Таких ребят миллионы. Причины: сиротство, войны, эпидемии.

Тема рабов и господ. В России испокон века было расслоение общества. Именно этот резкий контраст стремился показать Чехов во многих своих произведениях.

Тема равнодушия. Она едва уловима, но важна. Если бы хозяева не были безразличны к состоянию и чувствам работницы, не случилось бы трагического финала.

Главная мысль — безысходность, трагизм человека подневольного, загнанного в угол.

Рассказ «Спать хочется» косвенно побуждает читателя к отречению от уникальности собственных проблем, которые людям свойственно преувеличивать, доводить до абсолюта. Чехов заставляет читателя обращать внимание на окружающих людей, замечать их чувства и состояние.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Раньше общество воспринимало сериалы как guilty pleasure и почти синоним ситкома. Теперь они стали неотъемлемой частью досуга, а иногда и двигателем социальных изменений. Разбираемся, как сериалы влияют на нашу жизнь

Как сериалы влияют на общество

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения. Согласно резолюции ООН, телевизионные продукты «оказывают влияние на принятие решений, привлекают внимание к конфликтам, угрозам миру и безопасности и могут повысить интерес к другим важным вопросам, включая экономические и социальные». И хотя сериалы долгое время были «постыдным развлечением», они — наравне с другими телевизионными продуктами — оказывали влияние на общество.

Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент департамента медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС:

«Сериалы с момента своего появления выполняли важные социальные функции: закрепления и формирования норм и политической социализации. Исследователь Дж. Карлсон отмечал, что большое количество полицейских сериалов в сетках каналов создает у публики стойкое представление о том, что мир вокруг них очень опасен — гораздо опаснее, чем свидетельствует их повседневный опыт. Поэтому, когда появляется «плохой полицейский», который нарушает закон, публика принимает его как героя: так он становится более эффективным защитником от опасностей мира. В результате зритель считает нормой, когда представитель власти может во имя безопасности общества нарушить закон.

Сериалы и ретранслируют, и трансформируют социальные нормы — это процесс непрерывный. Чтобы быть популярным, сериал должен опираться на нормы и ценности, которые разделяет публика, но одновременно, как писал об этом известный исследователь Джон Кавелти, помогает «аудитории исследовать в воображении границу между разрешенным и запрещенным и осторожно, надежно подстраховавшись, попробовать шагнуть за эту границу». Другой очевидный пример — мелодраматические сериалы, которые позволяют увидеть, как при сохранении основных признаков жанра изменились нормы отношений между полами».

Почему сериалы сейчас пользуются огромной популярностью

С начала 1950-х до конца 1990-х годов формат сериалов практически не менялся: чаще всего это были мыльные оперы. Пик их популярности пришелся на 1980–90-е годы, когда вышли такие хиты как «Друзья», «Сайнфелд» и «Альф». Но несмотря на возросший интерес аудитории, сериалы по-прежнему оставались телевизионным продуктом с вертикальным сюжетом: при таком построении нарратива в каждой серии рассказывают отдельную историю, поэтому включить ситком можно было с любой серии.

Исследователи отмечают, что в наше время отношение к производству и просмотру сериалов радикально изменилось. С чем это связано?

Цифровизация изменила качество изображения

Еще в 2014 году Netflix начал снимать и показывать весь контент под брендом Originals только в формате 4K и Ultra HD, чтобы обезопасить будущее фильмов и сериалов: по мнению руководства, через несколько лет будет сложно найти телевизор, который не поддерживает формат Ultra HD. Видео в формате 4K можно смотреть на большинстве стриминговых сервисов — HBO Max, Amazon Prime, «КиноПоиске», ivi и других.

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«В классических television studies очень многие выводы о природе и социальном воздействии сериалов строились на положении «сериалы — плохое качество картинки; кино — высокое качество картинки». Сегодня же качество сериальной картинки практически не отличается от кинематографической, возможности режиссеров, сценаристов и художников расширяются, это привлекает в сериальное производство профессионалов, бюджеты сериалов растут, и, как следствие, визуальный стиль становится все более изощренным, а нарративы — качественными и многосложными. Это обращает на сериалы внимание серьезных драматургов, знаменитых режиссеров, известных художников — и сериалы постепенно (по крайней мере, часть из них) обретают драматическую глубину и становятся визуально (и аудиально) изобретательными».

Изменились привычки потребления контента

В результате цифровизации появилась индустрия свободного времени, в которой досуг становится экономическим ресурсом и формирует предложение. Сериалы стали удобным способом провести время, когда его мало: одна серия, как правило, длится не дольше часа, а чтобы сходить в кинотеатр, нужно потратить больше времени и денег — при этом не факт, что фильм понравится.

Что значит тема рассказа

Автор книги «В следующих сериях» Иван Филиппов отмечает, что в кинотеатре зрителям комфортнее смотреть «легкое кино» — семейные фильмы, комедии, блокбастеры и всевозможные франшизы. Аудитория не предъявляет к таким фильмам высоких требований, потому что хочет отдохнуть от рутины и расслабиться после трудного рабочего дня. Выбрать драму сложнее: если она окажется скучной, зритель потеряет время и деньги, а заодно испортит себе настроение.

В результате драмы практически перекочевали в сериалы. По данным statista.com, в 2020 году именно этот жанр пользовался наибольшей популярностью у американской аудитории Netflix: его смотрели 34,7% зрителей. Комедии интересовали вдвое меньше пользователей — 18,7%.

Изменились запросы аудитории

Поколения, которые выросли перед телевизором, устали от плоских персонажей, предсказуемых историй и примитивных шуток. Горизонтальные сюжеты с целостной историей, разбитой на серии, стали вытеснять вертикальные. Появились сложные и нетипичные герои: мафиозо, который ходит к психиатру, в «Клане Сопрано», учитель химии, который производит наркотики, чтобы содержать семью и вылечить рак, в сериале «Во все тяжкие» и гениальный врач, который ненавидит людей, в «Докторе Хаусе».

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Можно осторожно, без статистики в руках, предположить, что для платформенных сериалов особое значение приобретают темы, связанные с толерантностью. Аудитория у сериалов глобальная, а это значит, что и персонажи на экране должны отражать свойственное глобальной аудитории разнообразие.

Новой и популярной темой являются сюжеты сериалов, связанные с технологиями в самых разных их проявлениях: о роботах, искусственном интеллекте, видеоиграх и мире их создателей, ИТ-компаниях и другом. Общество постоянно меняется, меняет само себя. Говорить, что сериал является внешним фактором, который приходит, как метеорит, извне и приводит к изменениям, неправильно. Сериал может быть триггером, он может открыть дискуссию, но только если тема уже возникла в обществе. Например, сериал «13 причин почему» повлиял на дискуссию вокруг проблемы подростковых суицидов, но только потому, что тема уже была важной для аудитории этого сериала».

Фото:HBO

Огромную популярность обрели стриминговые сервисы

В киноиндустрии поворотные изменения происходят примерно каждые 30 лет: в 1930-х годах появились звуковые фильмы, в 1950-х — телевещание, в 1980-х — кабельное телевидение и MTV. В конце 2010-х годов стриминговые сервисы начали набирать популярность, а во время пандемии коронавируса они достигли своего пика: к концу 2020 года количество подписчиков Netflix превысило 200 млн. Стриминговые платформы появились даже у гигантов, которые долгое время держались за традиционную модель вещания: в 2020 году WarnerMedia запустил HBO Max, NBCUniversal — Peacock, а Disney — Disney+. Чтобы выдержать конкуренцию, сервисы стали производить и оригинальный контент: Netflix — «Карточный домик», «Корону» и «Черное зеркало», HBO Max — ремейк «Сплетницы» и продолжение «Секса в большом городе», Disney+ — «Мандалорца» и «Локи».

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Важно, что большая часть сериалов сегодня — платформенные. На самом деле публика с более сложными запросами обратила внимание на сериалы еще в доцифровую эпоху — процесс повышения качества и разнообразия сериалов связан с распространением кабельных каналов, которые не зависели от рекламы, а существовали на деньги подписчиков и поэтому могли учитывать их вкусы и потребности. Стриминговые сервисы, которые также зарабатывают с помощью подписки, освободились не только от рекламы, но и частично от рейтингов и цензуры.

В стриминговых сериалах еще недавно можно было позволить себе смелые эксперименты, запретные темы и авторский стиль. Это также объясняет причины того, что со стриминговыми платформами начали работать знаменитые режиссеры, например Дэвид Финчер («Охотник за разумом», Netflix), Ридли Скотт («Воспитанные волками», HBO Max) или сестры Вачовски («Восьмое чувство», Netflix).

Правда, стоит отметить, что с лавинообразным увеличением популярности стриминговых сервисов в ситуации пандемии, возросло и стремление их контролировать, поэтому цензура и самоцензура стала появляться и на стриминговых сервисах, в том числе на отечественных».

Сериалы — это новые романы?

В 2018 году журналист Business Insider решил провести эксперимент и на две недели отказался от сериалов в пользу книг. По его словам, это оказалось сложнее, чем перестать употреблять мясо: он чувствовал, что выпадает из повестки дня, пропуская новые эпизоды.

Кандидат философских наук Арсений Хитров считает, что сериалы вытесняют из повседневной жизни литературу из-за влияния информационного общества. В развитых государствах многие сотрудники занимаются экономикой знаний, часто сталкиваются с чтением, сбором и обработкой данных. Они уже перегружены информацией, поэтому не готовы снова брать в руки книгу, приходя с работы домой. Сериал же, как отмечает Хитров, — «это непродолжительный кусок большого нарратива, вполне укладывающийся в час свободного времени, который есть в промежутке между ужином и сном у многих действительно интенсивно работающих людей».

Сериалы действительно формируют привычку, особенно если это проекты с полдюжиной сезонов — «Черный список», «Как избежать наказания за убийство», «Декстер» и другие. Такая циклическая модель соответствует запросам общества потребления и формирует преданную целевую аудиторию, выгодную для производителей. Однако появилась она задолго до капитализма: в интервью Le Figaro философ и специалист по сериалам Венсан Колонна объясняет, что циклические сюжеты существовали в литературе уже в эпоху Гомера, «Тысячи и одной ночи» и песен трубадуров.

Колонна убежден, что нарративное построение сериалов сближает их с романами: именно они лежат в основе многих популярных сериалов — от «Игры престолов» и «Карточного домика» до «Декстера» и «Рассказа служанки». По мнению Арсения Хитрова, деление на «главы»-эпизоды помогает жителям современных мегаполисов структурировать личное время: серия, как правило, длится не больше часа и подходит для просмотра за завтраком, во время пробежки в спортзале или перед сном.

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Сериалы сегодня очень тесно связаны с литературой. Мы живем в эпоху адаптации, причем адаптация — это не только процесс переноса литературного произведения на экран, но и наоборот. Как пишет автор книги «Теория адаптации» Линда Хатчеон, адаптация идет сегодня во всех направлениях. Например, не только сериалы вырастают из книг, но и книги из сериалов. Современные писатели часто работают сразу на несколько платформ (например, как писатели, драматурги и сценаристы) или по крайней мере предполагают, что их книги могут быть адаптированы. Но это не значит, что сериалы — это новые романы. Некоторые из них, безусловно, могут претендовать на это, ведь не стоит забывать, что и романы Диккенса и Толстого выходили как литературные сериалы. Но так же можно сказать, что сериалы — это новая беллетристика, новые фельетоны и новая готическая проза».

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада.

          Тема: «Путешествие в страну правил

                 дорожного движения»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

Образовательная:

— продолжать знакомить с элементами дороги;

— совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

— Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;

— Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Развивающие:

— развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;

— развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем,

Воспитательная:

— формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

— воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

— формировать желание соблюдать правила дорожного движения. 

Активизация словаря:
• Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
• Закрепить в речи названия дорожных знаков. 
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: дорожные знаки,
Методы и приемы: 
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:

«Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.

«Художественное творчество». Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой

«Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник.

«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.

Предварительная работа:

— беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»,  «В городском транспорте»

— дидактические игры: «Что такое улица»,  «Я — водитель», «Дорожные знаки»

— чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»

— рассматривание фотографий «Улицы нашего города»

— рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица»

— составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Это что за очень странный

 Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…

 Кто же это? (Буратино)

Дети: Буратино.

Воспитатель: Сегодня Буратино пришел к нам в гости. Но он пришел не просто так, он мне рассказал, что хочет, чтобы вы ему помогли.

Он оказался в нашем городе, заблудился в нем и испугался. Он не знает, как вести себя на улицах нашего большого города. Поможем мы Буратино?  

Дети: Да.

Воспитатель: А в каком городе мы живем?

Дети: Москва.

Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю не боятся ходить по улицам. Но для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Садитесь в наш воображаемый автобус. И для начала отгадайте загадку.

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.

Дети: Улица.

Первая остановка на нашей улице будет называться  «Путешествие в историю». Давайте расскажем Буратино на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и поездов.

Как вы думаете?

Дети: на лошадях, на повозках.

Воспитатель: правильно, ребята! Посмотрите на наш экран и послушайте стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты». И ты, Буратино, внимательно слушай.

Показ презентации.

Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть только от лошадей и они придумали….

На чем они путешествовали?

Дети: поезда, автомобили, самолеты и т.д.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Но поедем с вами дальше.

Следующая наша остановка называется «Светофор».

Сейчас дети (С.Фомина, Н. Комбарова, А.Ляхова, В. Егорова) помогут мне рассказать «Сказку о заветных огоньках .»
(Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)

Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:

Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Воспитатель Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?

Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.

Проводится игра «Цветные автомобили». (чей гараж быстрее соберется).

Воспитатель: а сейчас мы с вами поедем дальше и следующая наша остановка называется остановка «Загадки о дорожных знаках».

Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет.

Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.

Загадки по ПДД:

  1. Всем знакомые полоски,
    Знают дети, знает взрослый,
    На ту сторону ведет… («Пешеходный переход».)
  2. На машинах здесь, друзья,
    Ехать никому нельзя,
    Можно ехать, знайте, дети,
    Только на…. 
    («Велосипедная дорожка».)
  3. А здесь, ребята, не до смеха, 
    Ни на чем нельзя здесь ехать, 
    Можно только своим ходом, 
    Можно только пешеходам. 
    («Пешеходная дорожка».)
  4. Этот знак заметишь сразу:
    Три цветных огромных глаза.
    Цвет у глаз определенный:
    Красный, желтый и зеленый.
    Загорелся красный – двигаться опасно.
    Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
  5.  В белом треугольнике
    С окаемкой красной
    Человечкам-школьникам
    Очень безопасно.
    Этот знак дорожный 
    Знают все на свете:
    Будьте осторожны, 
    На дороге … (дети).
  6.  Что за знак дорожный:
    Красный крест на белом?
    Днем и ночью можно
    Обращаться смело!
    Врач повяжет голову
    Белою косынкою
    И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).
  7. Тормози водитель. Стой! 
    Знак — запрет перед тобой. 
    Самый строгий этот знак, 
    Чтоб не въехал ты впросак. 
    Должен знак ты соблюдать, 
    «Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).
  8. Остановка, толпится народ. 
    Скоро автобус подойдёт. 
    Здесь ждут транспорт городской, 
    Едут в офис, в цех, домой. 
    Едут в школу, детский сад, 
    В праздник едут на парад. 
    В уличном круговороте 
    Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
  9. Долго ехали, устали, 
    И желудки заурчали, 
    Это нам они признались, 
    Что давно проголодались. 
    Не прошло пяти минут 
    Знак висит – обедай тут. (Пункт питания) 
  10. Этот знак для тех, кто болен 
    Кто здоровьем не доволен. 
    Придорожный Айболит 
    Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)
  11. Я знаток дорожных правил 

Я машину здесь поставил 

На стоянке у ограды 

Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)

Проводится игра «Ответь правильно», дети становятся по кругу, воспитатель в центре с мячом, кому из детей воспитатель бросает мяч, тот отвечает.)
Вопросы:

Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)

Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)

Голос автомобиля (сигнал)

А машины летают?

У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)

А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)

Как называется то место, где люди ожидают автобус (остановка)

Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки (улица)

Воспитатель: Следующая наша остановка  называется «Собери светофор».

Дети делятся на две команды. Собирают светофор и приклеивают его, делая аппликацию на бумаге.

Воспитатель: и в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще однуигру.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои 
друзья», а если нет – то молчите. 

Вопросы: 

1. Кто из вас идет вперед 
Только там где переход? 

2. Кто летит вперед так скоро, 
Что не видит светофора? 

3. Знает кто, что свет зеленый 
Означает, путь открыт. 

А что желтый свет всегда
О вниманье говорит? 

4. Знает кто, что красный свет 
Это значит, хода нет? 

5. Кто из вас, идя домой, 
Держит путь по мостовой? 

6 Кто из вас в вагоне тесном 
уступил старушке место? 


Итог:  Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. До свидания.

Рефлексия.

— Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)

  • Что значит интеллигентный человек в современном мире сочинение
  • Что значит зимовье строить в сказке зимовье зверей
  • Что значит в свой удел в сказке о царе салтане
  • Что значит для меня отец сочинение
  • Что за сказка ловись рыбка большая и маленькая