Что значит прозаическая сказка пушкина литературное чтение 4 класс

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 135-136. укм школа россиираздел чудесный мир классики.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: урок-презентация, урок-размышление.

Цели урока:

  1. Обучающие:
    • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Сказки А.С.Пушкина”;
    • создать условия для усвоения нравственных идей, в частности о границах между добром и злом, истиной и ложью, верой и безверием;
    • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
  2. Ориентированные на развитие личности учащегося:
    • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
    • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
    • способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитательные:
    • содействовать развитию умения общаться между собой;
    • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, художественные произведения, фломастеры, листы бумаги, бумажные фигуры героев сказок А. С. Пушкина, клей, краски, кисточки, баночки с водой.

Презентация – Приложение 2.

Подготовительная работа.

Список сказок А.С.Пушкина, прочитанных учащимися:

  1. “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  2. “Сказка о царе Салтане…”.
  3. “Сказка о Золотом петушке”.
  4. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.
  5. “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

Примечания:

1 часть урока задаёт тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности. Ученики работают в группах. Каждая группа готовит творческий проект с примерами из текста по заданию, предложенному учителем в презентации.

Работа в группах требует от учащихся умения не возвышаться, сотрудничать друг с другом, прислушиваться к мнению оппонентов; умения рассуждать, строить свое высказывание так, чтобы слушателям было все понятно. Во время своей работы учащиеся пользуются дополнительной литературой, словарями, справочниками (они их приготовили заранее).

2 часть урока – самая главная. В её основе лежат диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока (ученик-ученик, ученик-учитель-ученик). Ученики вместе с учителем подводят итоги работы в группах.

3 часть предполагает творческую самостоятельную работу в группах на компьютере, позволяет закрепить основные знания и понятия, полученные на уроке.

ХОД УРОКА

1. Настрой на рабочий лад.

Посмотрите, все ли есть? Можно всем за парты сесть. Влево, вправо повернёмся и друг другу улыбнёмся.

2. Сообщение темы урока.

Слайд 2, 3

– Тема нашего урока «Сказки А.С.Пушкина». Вы их читали?

Слайд 4

3. Вводная беседа.

Необычный сегодня у нас урок. Мы будем работать сразу с несколькими сказками.

– Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Дети:

  • отвечать на вопросы,
  • задавать вопросы,
  • выразительно читать,
  • пересказывать,
  • находить в тексте нужные отрывки,
  • думать,
  • делать выводы,
  • анализировать и сравнивать,
  • подводить итоги.

Правильно!

Итак, цели нашего сегодняшнего урока. Слайд 5

Давайте немного пофантазируем и отправимся в страну Лукоморье, где живут сказки А. С. Пушкина. Закройте глаза, представьте розовую сказочную страну, произнесём волшебные слова

У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит. Слайд6

Кот: Здравствуйте, ребята!

Я рад вас видеть. Чтобы узнать моё задание, надо назвать слова, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»

Дети: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Такими словами заканчивается “Сказка о Золотом петушке” Александра Сергеевича Пушкина.

Слайд 7

Кот: Я думал, что всё знаю и умею, но сделать рекламу пушкинским сказкам не смогу никогда. Пусть каждая группа представит свою сказку так, чтобы всем стало понятно, чему учат сказки Пушкина.

4. Творческая работа в группах.

Групповая работа с презентацией, осмысливание и выполнение предложенных заданий.

Слайд 8

1 группа – “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

2 группа – “Сказка о царе Салтане…”.

3 группа – “Сказка о Золотом петушке”.

4 группа – “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.

5 группа – “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Слайд 9

План работы:

  1. Подготовьте короткую характеристику сказки:
    правильное название;
    какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?).
  2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям, рекламный плакат.
    Слайд 10

5. Физкульт.минутка.

Вы, наверное, устали?
Ну,тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
1-2-3-4-5
Открываем, поморгаем
И работу начинаем.

6. Выступления групп. Самооценка и взаимооценивание ответов.

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят С К А З К И.

Слайд 12

ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛУШАЕТ.

  1. Внимательно выслушайте ответ товарища.
  2. Оцените:
    1) полноту ответа;
    2) последовательность (логику);
    4) использование примеров изложения;
    3) наглядность;
    5) наличие вывода.
  3. Исправьте ошибки, дополните ответы.
  4. Дайте обоснованную оценку.

7. Открытие новых знаний.

Слайд 13

Кот: СПАСИБО вам, дорогие мои ребята, столько я сегодня узнал нового и интересного! Порадовали вы меня, и за это я расскажу вам тайну сказок Пушкина – ТАЙНУ СКАЗОК.

Слайд 14

Александр Сергеевич Пушкин маленьким мальчиком слушал сказки Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал.

От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Толпа толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.

Слайд 15

В годы ссылки в Михайловском поэт попросит Арину Родионовну вновь рассказать ему те детские сказки.

Слайд 16

Арина Родионовна расскажет о мёртвой царевне, которая «заблудилась в лесу», а «мачеха приходит в лес под видом нищенки. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает…» Записывает Пушкин и про Балду, и про турецкого государя Султана Султановича, которому царица родила 33 сына, а 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц…»

Слайд 17

Чудесным образом мотивы русских сказок и фантазии Пушкина переплетаются, и вот из-под его пера появились литературные стихотворные сказки, в которых «русский дух» и «Русью пахнет!»

8. Обобщение. Игры по сказкам.

Слайд 18

А у меня есть подарок. Я приготовил для настоящих знатоков пушкинских сказок весёлые задания. Хотите поиграть?

Слайд 19

1) Разгадайте кроссворд Приложение 1

Слайд 20

2) Игра “Как кого зовут”.

Слайд 21

Кот: До свидания! До скорой встречи!

Слайд 22

9. Итог урока. Домашнее задание.

Тема: Сказки авторские и народные. Сказки А.С.Пушкина.

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; дать представление о народных и авторских сказках; совершенствовать навыки чтения; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, воображение.

Планируемые результаты:

  • умение строить ассоциативные ряды;

  • выделять при выполнении занятия полезную информацию;

  • отвечать на вопросы;

  • умение работать в группе и парах;

  • оценивать результаты своей работы;

Оборудование урока:

  • учебник «Литературное чтение» авторы Л.В. Климанова и В.Г. Горецкий и

др. (1 часть);

  • интерактивная доска (ИД) ;

  • презентация к уроку;

  • выставка книг А.С. Пушкина;

  • карточки для работы в парах и группах;

  • таблица и картинки для работы в группах.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Ребята, вы у меня замечательные, улыбнитесь друг другу. Проверьте вашу готовность к уроку. Не волнуйтесь, у нас с вами все получится. Садитесь. Начинаем наш урок. ( ИД. Стр. 1- звучит песня «Приходи сказка»)

II. Мотивация познавательной деятельности.

Ребята, куда приглашает нас песня? (В страну сказок). Обратите внимание на нашу выставку книг. Какие книги вы принесли на урок? Как можно ее назвать? (Наши любимые сказки).

III. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

На какие две группы делятся сказки? (на доске схема и картинки)

СКАЗКИ

народные

авторские

99692444 199692444 2

— Поработаем в группах (Приложение 1).

«ПОМОГИТЕ СКАЗКАМ НАЙТИ СВОЙ ДОМИК».

Возьмите конверты и распределите картинки к сказкам по группам (дети приклеивают картинки, по окончании работы прикрепляет таблички к магнитной доске).

  • Выходят ученики от каждой группы и объясняют выбор.

  • Почему сказки называются народными?

  • Почему сказки называются авторскими?

  • (ИД.стр.2) (ученики выходят и распределяют картинки по местам): Какие сказки вы расселили в домик «НАРОДНЫЕ»?

Какие сказки вы расселили в домик «АВТОРСКИЕ»?

  • С картинками сказок, какого автора вы сейчас работали? (А.С. Пушкина).

  • Кто догадался, какова тема нашего урока? (Изучаем сказки А. Пушкина)

  • Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, рассуждать, красиво говорить.

IV. Мотивация учебной деятельности.

— Учитель: А. С. Пушкин родился 6 июня в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

(ИД. стр.3) Бабушка поэта Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Они и привили ему любовь к родному языку. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

VI. Физминутка.

— Сейчас Серафим прочитает отрывок из сказки А.С.Пушкина, а мы попробуем догадаться из какой сказки строки.

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…»  

— Кто узнал строки? Из какой они сказки ? («Сказка  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях»)

V. Работа по теме урока.

1. (Стр. 52учебника) Послушайте отрывок из этой сказки (чтение отрывка учителем);

отрывок читают ученики.

2. Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?

Существует большое число отличающихся друг от друга определений термина «стихотворение». В разных источниках приведены такие определения (учитель показывает словари):

Толковый словарь русского языка Ушакова: стихотворение — небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью.

Большая Советская Энциклопедия: стихотворение — написанное стихами художественное произведение.

3. Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)

— Что такое рифма? (Рифма — это созвучие концов стихотворных строк).

4. ( Учебник стр. 52).

Давайте найдем созвучие слов в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина (Дети называют слова).

VII. Продолжение работы по теме урока.

1. Вика, прочитает свой отрывок:

В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица …»  

Из какой сказки строки, прочитанные Викой? («Сказка  о  царе Салтане….»)

2. (Стр. 53) Лексическая работа.

Прежде чем читать следующий отрывок самостоятельно, познакомимся со значением   слова (ИД стр. 5) «ИЗУМРУД — камень. Изумрудный цвет – это оттенок всеми любимого зеленого.

3. (Стр. 53.) Чтение детьми отрывков из «Сказка  о  царе Салтане….».

4. Работа в парах.

— Ребята, я предлагаю вам на некоторое мгновение стать поэтами. Согласны? Тогда подберите к данным словам на карточке рифмующие слова. Попробуйте, используя их, составить четверостишие.

1 ряд – комар, пар, удар,…

2 ряд – муха, ухо, пуха,…

3 ряд – шмель, капель, трель …

— Проверяем, что получилось.

VIII. Физминутка.

IX. Рефлексия.

Учитель: В сказках всегда происходит волшебство. Ребята, пока мы с вами отдыхали, злой волшебник спрятал слова в сказках Пушкина, которые мы читали. Нужно вернуть слова на свои места и назвать к какой сказке относится отрывок.

2. Работа в группах (Приложение2)

1. Ветер по морю…………………………

И кораблик ……………………………..,

Он бежит себе в……………………….

На раздутых…………………………….

2. Час обеда…………………………,

Топот по двору …………………..:

Входят семь ………………………,

Семь румяных……………………..

3. Белка песенки……………………..

И орешки все…………………….,

А орешки не ……………………..,

Все скорлупки …………………….

3. Ученики читают, что у них получилось.

IX. Итог урока.

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Чьи стихи мы сегодня изучали?

  3. Какие задания больше всего понравилось выполнять?

  4. Как вы оцените свою работу на уроке?

Населенный пункт: Московская область, г.о. Воскресенск

Педагогическая цель: обобщить знания о произведениях А. С. Пушкина; развивать умение анализировать характер и поступки героев; развивать способность внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову; формировать навык осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: читать правильно, осознанно, выразительно вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; находить необходимую информацию в учебнике в процессе выборочного и повторного изучающего чтения; анализировать содержание информации; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения; выявление особенностей (признаков) сказки; работа над развитием полноценного навыка чтения.

Личностные: учиться выражать свое мнение; воспринимать сказку как особый жанр литературы; развивать любознательность у учащихся, развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД: анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.

Коммуникативные УУД: обсуждают героев литературного произведения; высказывают свое отношение; оценивают высказывание партнера; вырабатывают общую позицию; развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

— Кому с утра весело?

— Кому грустно?

— А как вы думаете, от чего зависит наше настроение?

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

— Начинается урок.

— Он пойдёт ребятам впрок.

— Поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.

Девиз

— Мы – умные!

— Мы – дружные!

— Мы – внимательные!

— Мы – старательные!

— Мы отлично учимся!

— Все у нас получится!

— Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю – у вас все получится!

— А настроение, я думаю, что настроение зависит от наших мыслей. Бывают мысли яркие, как летняя радуга, и от таких мыслей хочется петь. А бывают мысли серые, тоскливые, как осенняя непогода. Мы постараемся сделать наши дни солнечными, яркими, красочными, интересными, увлекательными.

Как обычно мы начинаем с речевой разминки

технология развития речи

— Но прежде, чем начать, скажите, что такое скороговорка и для чего она нужна?

Что же такое скороговорка и для чего она нужна?

— Скороговорка — это отличный инструмент, для улучшения дикции.

— Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.

Т. к. сегодня у нас ЧИСЛО (напомните мне). Тот ученик, у кого это число на листочке, начинает читать;

Какой месяц? (Столько скороговорок и читаем)

Один ученик четко проговаривает скороговорку и называет любое число до 30. Тот, у кого будет названное число, читает следующую скороговорку и т. д. (10 детей)

II. Актуализация опорных знаний фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии.

— Давайте, вспомним, с каким видом литературного жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка)

— Что такое сказка? (Сказка это — повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц)

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сказки — это короткие истории фантастического характера.

— Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала мы дадим оценку знаний приобретенных на предыдущих уроках литературного чтения.

Игра «Обоснуй свой ответ»

— Сказки делятся на авторские и народные (да), (Существует два вида сказок: авторские и народные)

(возможно, с учащимися построить беседу — диалог)

Народная сказка

Литературная сказка

Нет автора. Автор — народ

Есть автор

Устная форма

Письменная форма

Изменяемый текст

Неизменяемый текст

Нет даты

Есть дата

Небольшая по объему

Больший объём

Неопределенное пространство и время

Пространство и время определено

События более волшебные

События приближены к реальности

(Само название говорит о себе) К авторским сказкам относятся произведения, написанные одним конкретным человеком. Народные сказки передаются из поколения в поколения, из уст в уста. Одного конкретного писателя нет, каждый добавляет свое. В итоге с каждым пересказчиком появляются новые действия, события и тогда сказка звучит уже по – новому)

(По своему содержанию сказки делятся на следующие группы: волшебные, о животных, бытовые)

( возможно, с учащимися построить беседу — диалог)

Волшебные сказки

Волшебство присуще почти в каждой сказке. Именно оно побеждает зло, помогает героям справиться с трудностями. Благодаря таким рассказам, многие дети с раннего возраста верят в чудеса и волшебство. Автор погружает в фантастический мир, где с помощью волшебных предметов или действий любое желание воплощается в реальность. Цель таких повествований – донести до читателя, что вера в чудеса должна быть всегда. Чудеса могут настигнуть в самый неожиданный момент. Именно их так не хватает главному персонажу, для достижения цели.

Сказки о животных

В данном виде роль человека заменяют животными, причем не только домашними, но и лесными и дикими. Рыбы, птицы, насекомые, вся живность задействована, каждому отведена особая роль. Даже природным явлениям достается если не главное, то второстепенная значимость. И тот и другой зверь имеет свой характер и принцип поведения.

Нам внушили, что заяц трусишка – боится все и всех.

Лиса – хитрая и жадная.

Медведя – все боятся, но по замыслу, он один из разумных животных.

Волк на первый взгляд зубастый и хищный.

Бытовые сказки

Произведения данного характера, показывают, что ждать чудес не стоит, нужно делать все самим. Только трудолюбивый, справедливый и расчетливый сможет сам всего добиться в жизни. Они показывают присущую жизнь каждого человека. Делают акцент на негативные черты, высмеивают и подают необходимый урок. В данных произведениях главное, не могучая сила, а ум и нравственность. В этих сказках скупых и жадных людей, всегда проучит мудрый и благородный.

Народные сказки – передаются из уст в уста не одно поколение. Они являются наследием, несущим в себе понятия о добре и зле, порядочности и взаимопомощи.

Авторские сказки написаны по мотивам народного фольклора (Фолькло́р — «народная мудрость»)— устное словесное и музыкальное народное творчество (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец).

— Назовите, пожалуйста, особенности построения сказок

(в сказках всегда присутствуют:

положительные и отрицательные герои,

герой проходит ряд испытаний,

наличие волшебного помощника или волшебного предмета,

добро побеждает зло).

— Чему учат сказки?

(Добру, взаимовыручке, выдержке, мужеству, любви, трудолюбию…)

III. Постановка учебной задачи. Проблемно — поисковая технология

Прежде чем вы мне скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке и какова тема урока, послушайте меня внимательно и скажите, чьи сказки (а речь пойдет именно о них) мы сегодня будем читать?

Слайд 1 — перо, лист бумаги

Учитель

— Родился этот человек 6 июня 1799 года в Москве, в небогатой дворянской семье. Маленький мальчик рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая рассказчица Арина Родионовна первая познакомила будущего поэта с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Прошли годы. Этот человек написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе, а также замечательные сказки — необыкновенно простые и волшебные.

— Какие же цели мы поставим себе на этом уроке?

Слайд 2 — ФОТО Пушкина

Цели урока:

— Вспомнить биографию великого русского поэта А. С. Пушкина

— Вспомнить написанные поэтом сказки

— Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина,

— Выразительно читать отрывки из этих сказок,

— Проанализировать их.

Давайте послушаем некоторые факты из жизни А. С, Пушкина

Слайд 3- А. С. Пушкин в детстве (говорит один ученик)

Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным ребёнком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни — Арины Родионовны.

Слайд 4 – Арина Радионовна — портрет няни. (говорит один ученик)

-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок. О ней Александр Сергеевич Пушкин говорил Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто, на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Слайд 5 Отец Пушкина (говорит один ученик)

Небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу,

был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

Слайд 6 Мать Пушкина (говорит один ученик)

Мать — Надежда Осиповна. Cлыла красавицей, блистала на балах, но была женщиной с тяжёлым характером. Она получила прекрасное домашнее воспитание, разумеется французское. Она была начитана, остроумна, насмешлива.

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй — Александр и младший – Лёвушка,
любимец семьи

Слайд 7 Памятник Пушкина (говорит один ученик)

А. С. Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе.

Учитель И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в удивительный мир таинственных, загадочных, волшебных, весёлый, солнечных, местами грустных, временами печальных, но всегда радостных, счастливый, ярких, красочных, интересных, увлекательных сказок.

Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает) Закрывайте глаза. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном кружит и падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. И сказка превращается под его беглым, быстрым пером в поющие строчки. Некоторые отрывки из них мы сейчас послушаем.

Но какой отрывок сейчас прозвучит, решит этот волшебный мешочек (Жемчуг или рыбка, Зеркало. Лебедь , Верёвка,Петушок)

IV. Открытие нового знания. Изучение новой темы.

1.»Сказка о рыбаке и рыбке» (1833) ( атрибут -Жемчуг или рыбка)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

2.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» атрибут — Зеркало (1833)

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

3. «: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) » атрибут -Лебедь

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».

  1. «Сказка о попе и его работнике Балде»(1830) атрибут -Верёвка

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,

Ест за четверых,
Работает за семерых;
До́ светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.

  1. «Сказка о золотом петушке«(1834) лена атрибут -Петушок

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

С молоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юга, глядь, —

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, — лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

  • Жених (1825)
  • Сказка о медведихе (1830—1831)

V. Первичное ознакомление с текстом.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) Здоровьесберегающая технология

(можем проводить на любом этапе урока, так как физкультминутка для рук способствует благоприятному развитию мелкой моторики рук)

Учитель: Давайте своими действиями и словами передадим информацию.

На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
  • Задание « Сказочные загадки». Игровая технолгия
  • Мешочек с карточки со словами. Читают по очереди, остальные отгадывают.
  • Что за зверь в хустальном доме
    Князю прибыль создает,
    “Во саду ли, в огороде…”-
    Звонко песенку поет? Белка
  • Он невидим и могуч,
    Он гоняет стаи туч,
    Он гуляет на просторе,
    Кораблям — подспорье в море. Ветер
  • Тридцать три года — такие дела —
    Старуха у моря все пряжу пряла.
    А дед неудачной рыблакою жил.
    Что за жилье у них было, скажи? Землянка
  • Много лет старик рыбачил.
    Часто был он без удачи.
    Вы ли вспомнить не могли бы,
    С чем ходил ловить он рыбу? Невод
  • В сказке попу обязались черти
    Что-то платить до поповой смерти.
    За тем и пошел к ним Балда, не споря,
    Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.Оброк
  • Золотую эту птицу
    Посадил Дадон на спицу.
    Коль сидит та птица смирно,
    То вокруг царя все мирно.Петушок
  • Сбылась трех сестер мечта.
    Кем, скажите, стала та,
    Что мечтала лишь одна
    Выткать море полотна? Ткачиха
  • Увенчалась сказка пиром.
    Угощали медом, пивом.
    В рот ни капли не попало,
    Все по ним лишь и стекало. Усы
  • Вряд ли может зуб простой
    Грызть орешек золотой.
    Ай да сказочный орех!
    Что ж внутри орехов тех? Изумруды
  • У царя жена вторая,
    Дни беспутно коротая,
    Говорила по-секрету
    С этим маленьким предметом. Зеркальце
  • Если сказку мы эту знаем,
    То почешем в раздумьях лоб:
    На что же, Балду нанимая,
    Надеялся хитрый поп? Авось
  •  

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся (четыре раза).

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И читать, мы начинаем.

VI. Закрепление полученных знаний.

Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам произведений А. С. Пушкина. Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-нибудь новое. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн.

Чему же учит нас сказка?:

Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.

Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь, доброту, заботу.

Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью.

Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

— В сказках показывается, как самый маленький глупый и слабый преодолевает трудности и становится сильным, мужественным и умным победителем.

— Прожитые чувства в сказках делают нас сильнее и смелее.

— Добро всегда в сказках победит зло.

Итог урока

VII. Рефлексия учебной деятельности: это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя».Это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

У вас лежат смайлики в конвертах, наклейте их на доску:

Кто справился с заданием- желтый смайлик.

Кто испытывал затруднения – зелёный смайлик.

Домашнее задание. Нарисовать сказочную иллюстрацию к любимой сказке А . С. Пушкина.

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

  • Что значит любовь в жизни человека сочинение по литературе
  • Что значит жить не по лжи сочинение
  • Что значит идти по жизни своим путем сочинение гроза
  • Что значит идти своей дорогой сочинение обломов
  • Что значит идти своей дорогой итоговое сочинение рассуждение