Что значит любовь для тютчева и фета сочинение

Молодая бедная девушка по имени лиза, живущая со своей матерью, которая больна в деревне, влюбляется в городского юношу по имени
  • Молодая бедная девушка по имени Лиза, живущая со своей матерью, которая больна в деревне, влюбляется в городского юношу по имени Эраст. Лиза очень порядочная и скромная, она собирает цветы в поле и отвозит их в Москву для продажи. Выручка с продажи очень нужна ее семье. Бедная Лиза с головой окунулась в любовь.
    Эраст тоже ее полюбил. Ему очень нравилась ее красота. Казалось бы, раз уж это взаимно, то все должны быть счастливы. Но Эраст не может справиться со своими плохими привычками, что привело к трагедии.
    Эраст проиграл все свое состояние и был вынужден сыграть свадьбу с богатой вдовой. Иного выхода из своей ситуации Эраст не нашел. В то время, Лиза ждет своего возлюбленного с войны. Эраст поступил очень нечестно по отношению к ней.
    Разве бедная Лиза, такая порядочная, влюбленная, честная, заслужила такого предательского отношения к себе? Лиза была в полном шоке, увидев свою любовь с другой женщиной. Лиза не смогла справиться со своими чувствами и эмоциями, она была унижена и растоптана, и решает уйти из жизни. Лиза решает утопиться в пруду.
    Любовь Лизы и Эраста можно назвать любовью с первого взгляда. Ради Лизы молодой человек был готов оставить свою богатую жизнь. Они даже клялись друг другу в любви.  Они были готовы встречаться тайно и не могли прожить ни дня друг без друга.
    В скорое время к Лизе посватался богатый сын одного крестьянина, и Эраст потерял интерес к Лизе, это уже не та любовь, что прежде. Эраст сказал Лизе, что поедет на войну.  Но однажды Лиза встретила своего возлюбленного в городе, и тот рассказал ей всю правду о том, что женился на другой женщине.
    Любовь в произведении Карамзина «Бедная Лиза» является основной темой. Эта повесть одна из самых чувствительных из всех русских произведений. Здесь описываются чувства и переживания двух влюбленных друг в друга людей. В данной новелле раскрываются не только положительные качества героев, но и открываются отрицательные стороны молодого человека, такие как женитьба по расчету и предательство по отношению к Лизе.

  • Сочинение на тему: Любовь в произведениях Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и И: В. Гёте «Страдания юного Вертера»
    Произведения «Бедная Лиза» (1792 г.) и «Страдания юного Вертера» (1774 г.) принадлежат к направлению литературы, которое было определено как сентиментализм. Это направление возникло в европейской литературе XVIII-XIX века как протест против сухости и высокопарности псевдоклассицизма. Оно отличалось появлением психологического анализа, добрым отношениям к малым и слабым.
    По существу, сентиментализм начинается с И.-В. Гёте, который прошел долгую школу «пиетического распознавания собственной души». Его Вертер — свободолюбивый мечтатель, воспитанный на идеях Ж: Ж. Руссо, враг бюргерства и дворянской спеси, деспотизма и тирании. В этом произведении весь вихрь событий закручивается в любовном треугольнике -Вертер, Лотта, Альберт.
    Вертер любит Шарлотту, но мне кажется, что если бы не было преграды в любви (Альберта), то их отношения не привели бы ни к чему, стали бы слишком обыденными. Лотта тоже ведет себя по меньшей мере странно: она не дает Вертеру отказа, хотя помолвлена с Альбертом. И Альберт не делает никаких усилий, чтобы взять всю ситуацию в свои руки. Возможно, если бы Вертер не был романтиком, то он либо добился бы брака с Шарлотгой, либо отошел в сторону, то есть уважал бы отношения других людей. Однако доведенный до отчаяния противоречиями в самом себе, одиночеством во враждебном ему обществе и желанием любви, но не в этом мире, Вертер кончает с собой.
    Очень сложно сравнивать, искать единство и отличия в ритме, особенностях литературного языка и композиции двух произведений, хотя они, наверняка, есть (одно из произведений написано на немецком языке). Тем не менее можно отметить, даже с учетом перевода, мягкость языка, умение затронуть душевные струны в человеке, чувствительность.
    Трагический разлад с действительностью, видимо из-за актуальности этой темы, сделал Вертера популярным героем мировой литературы сентиментализма и романтизма. Роман Гёте вызвал много подражаний в разных странах, его перелагали в драмы и стихи. Среди молодых людей вошло в моду одеваться, как Вертер; были случаи, когда юноши кончали с собой, оставляя письма к возлюбленным. Одна из поздних интерпретаций романа Гете — опера французского композитора Ж. Массне «Вертер» — не сходит до сих пор со сцен театров мира.
    Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза» показывает, что и «крестьянки любить умеют», учит ценить не сословную принадлежность человека, а его душевный мир, расширяет возможности искусства в изображении человека. Лиза — простая девушка, а понравившийся ей молодой человек — барин, который, по ее мнению, отвечает ей взаимностью, но на самом деле это не так. Она не понимает мотивов, которыми руководствуется Эраст и принимает кажущееся ей за действительность. Она способна на многое ради него и глубоко в душе предполагает, что он ответит ей тем же. Яркий пример этого — сцена в самом начале повести, когда Лиза набрала лучших цветов, но не продала их никому а выбросила в Москву-реку Зачем продавать любовь другому, если она предназначена кому-то одному? О внимании Эраста к Лизе говорят только вечерние прогулки. Но все становится ясным после сцены грехопадения. Далее следует уход Эраста на военную службу где суть его и раскрывается для нас. И только случай, когда Лиза увидела жену Эраста, помог ей раскрыть глаза на истинное положение вещей. То, что она так далеко зашла в своем заблуждении, определило ее поступки… Она даже не думала о людях, жизнь которых зависит от ее жизни, ничто не остановило ее.
    Еще хотелось бы уточнить, что если бы Лиза не закончила жизнь столь трагично, то это уже было бы произведение совсем не эпохи сентиментализма. Если можно сравнивать содержание этих двух произведений как характерных для немецкого и русского сентиментализма, то немецкий сентиментализм («Страдания юного Вертера») несет в себе страстное возвеличивание чувств, мятежный протест и бунт личности. В русском же сентиментализме («Бедная Лиза») само представление о чувстве рационалистично, то есть рассудок, здравый смысл нередко остаются главенствующими категориями. Но общее для всех произведений эпохи сентиментализма заключается в том, что литература пробудила интерес к 4жиз-ни сердца», к человеку, чье нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Анализ произведений эпохи сентиментализма очень важен, так как в характере любого современного человека есть элементы каждой эпохи, в том числе и эпохи сентиментализма.

  • Русская литература богата на лирические и сентиментальные произведения. Одним из таких произведений является повесть «Бедная Лиза», которая была написана в 1792 году замечательным писателем Карамзиным. Эта повесть пробуждает многие чувства, а также заставляет читателя вспомнить о гуманности и уважении к людям.
    В произведении ведется описание трагедии, причем все написанное воспринимается читателем как реальная история. Это связанно с тем, что рассказчик был знаком с героем, который показал ему могилу Лизы. Многих людей данная повесть заинтересовала благодаря образам людей, которые создал автор. Герои наполнены многими чувствами. Некоторые люди добрые, некоторые совершают зло, а кто-то делает множество ошибок и согласен с ними.
    Автор очень красиво описывает пейзажи и красоту природы. Красивые и трогательные слова свидетельствуют о том, что Карамзин имел очень глубокую душу. Поэт сравнивает городскую местность и деревню. Замечательно описывает лето в Москве, а также мастерски переходит на осеннюю пору и тем самым готовит читателя к более тревожным чувствам.
    Центральными героями повести являются Лиза и Эраст. Автор описывал Эраста как состоятельного человека, который обладает добротой и открытым сердцем, но с другой стороны слабым и легкомысленным человеком. Данный герой любил разгульную жизнь и не пропускал светских мероприятий, на которых искал и надеялся получить удовольствие. Но в большинстве случаях он не находил что и искал.
    Лиза при первой встрече с Эрастом удивила его своей красотой. У Эраста было довольно развитое воображение, поскольку он читал много романов, в которых пары целовались и проживали жизнь только в романтических чувствах. Герой был теперь рад, ведь у него сложилось впечатление того, что он наконец-то отыскал ту самую девушку, которую так долго искал.
    Молодые люди встречались, и изначально Лиза для Эраста была чем-то новым, ранее не виданым. Эраст уже не мог себя удовлетворить поцелуем с Лизой или ласками. Девушка со временем стала для Эраста уже не той, которую он так долго искал. Вскоре главный герой покинет Лизу, напоследок искренне поцеловав её, что девушке казалось, как будто весь мир полыхает. Герой потерял чувства к Лизе, и причиной тому было то, что Эраст не привык к такой жизни. Его избаловал город своими вечеринками и поведением людей. Герою сложно общаться с обычными людьми из простых мест.

  • Главная
    Стихи
    Стихи А.С. Пушкина
    Стихи Н.Я. Агнивцева
    Стихи Анненского И.Ф.
    Стихи Апухтина А.Н.
    Стихи Ахматовой А.А.
    Короткие стихи Ахматовой
    Легкие стихи Ахматовой
    Лучшие стихи Ахматовой
    Поэмы Ахматовой
    Стихи Ахматовой о войне
    Стихи Ахматовой о жизни
    Стихи Ахматовой о любви
    Стихи Ахматовой о Петербурге
    Стихи Ахматовой о природе
    Стихи Ахматовой о Родине
    Стихи Ахматовой о смерти
    Стихи Есенина
    Стихи Есенина о любви
    Стихи Есенина про осень
    Стихи Есенина о природе
    Матерные стихи Есенина
    Лучшие стихи Есенина
    Легкие стихи Есенина
    Короткие стихи Есенина
    Стихи Есенина для детей
    Стихи Есенина о Родине
    Грустные стихи Есенина
    Философские стихи Есенина
    Скандальные стихи Есенина
    Озорные стихи Есенина
    Стихи Есенина о животных
    Стихи Есенина о матери
    Стихи Есенина о войне
    Стихи Есенина о деревне
    Из школьной программы
    Стихи Маяковского В.В.
    Стихи Цветаевой М.И.
    Стихи Тютчева Ф.И.
    Русская литература
    Анализ стихотворений
    Пушкин А.С.
    Лермонтов М.Ю.
    С. Есенин
    Некрасов Н.А.
    А. Ахматова
    М. Цветаева
    Тютчев Ф.И.
    В. Маяковский
    Толстой А.К.
    Фет А.А.
    Майков А.Н.
    А. Блок
    Бунин И.А.
    Баратынский Е.А.
    Плещеев А.Н.
    К. Симонов
    Полонский С.Ю.
    Русский язык
    Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2018 Цыбулько. 36 вариантов
    Правила русского языка
    Итоговое выпускное сочинение
    ЕГЭ. Русский язык. Подготовка к написанию сочинения
    ЕГЭ. Русский язык. Сдаем без проблем!
    Справочник для подготовки к ЕГЭ
    ЕГЭ 100 баллов. Русский язык. Сочинение
    ЕГЭ по русскому языку. Задания
    Українська мова
    Твори з української літератури
    Біографії
    История
    Темы на английском
    Биология
    Учебники и книги
    Подготовка к школе
    Окружающий мир, учебники
    Подготовка к сочинению
    Учебники по математике
    Учебники по математике 1 класс
    Учебники по математике 2 класс
    Учебники по математике 3 класс
    Учебники по математике 4 класс
    Учебники по математике 5 класс
    Учебники по математике 6 класс
    Учебники по алгебре 7 класс
    Учебники по алгебре 8 класс
    Учебники по алгебре 9 класс
    Учебники по алгебре 10-11 класс
    Учебники по геометрии 5-11 классы.
    Учебники по русскому языку
    Учебники по русскому языку 1 класс
    Учебники по русскому языку 2 класс
    Учебники по русскому языку 3 класс
    Учебники по русскому языку 4 класс
    Учебники по русскому языку 5 класс
    Учебники по русскому языку 6 класс
    Учебники по русскому языку 7 класс
    Учебники по русскому языку 8 класс
    Учебники по русскому языку 9 класс
    Учебники по русскому языку 10-11 класс
    Учебники по английскому языку
    Учебники по литературе
    Учебники по истории
    Учебники по истории России
    Учебники по обществознанию
    Учебники по биологии
    Учебники по биологии 5 класс
    Учебники по биологии 6 класс
    Учебники по биологии 7 класс
    Учебники по биологии 8 класс
    Учебники ОБЖ
    Учебники по географии
    Учебники по технологии и труду
    Учебники по физике
    Учебники по химии
    Учебники по немецкому языку
    ГДЗ
    ГДЗ по математике
    ГДЗ по русскому языку
    ГДЗ по английскому языку
    ГДЗ по физике
    ГДЗ по химии
    Уроки
    Уроки математики в 3 классе
    ЕГЭ
    ЕГЭ по биологии
    ЕГЭ по географии
    ЕГЭ по английскому языку
    ЕГЭ по информатике
    ЕГЭ по истории
    ЕГЭ по литературе
    ЕГЭ по математике
    ЕГЭ по обществознанию
    ЕГЭ по русскому языку
    ЕГЭ по физике
    ЕГЭ по химии
    ОГЭ
    ОГЭ по биологии
    ОГЭ по географии
    ОГЭ по английскому
    ОГЭ по информатике
    ОГЭ по истории
    ОГЭ по литературе
    ОГЭ по математике
    ОГЭ по обществознанию
    ОГЭ по русскому языку
    ОГЭ по физике
    ОГЭ по химии
    ВПР
    ВПР по математике
    ВПР по русскому языку
    ВПР по литературе
    ВПР по окружающему миру
    ВПР по истории
    ВПР по биологии
    ВПР по географии
    ВПР по обществознанию
    ВПР по физике
    ВПР по химии
    Разное
    Современная энциклопедия
    Философия
    Обществознание
    Гражданское право
    Валютное право
    Сборник заданий 10-11 класс
    Тесты онлайн
    Тесты по истории
    Тесты по истории 5 класс
    Тесты по истории 6 класс
    Тесты по истории Средних веков 6 класс
    Тесты по истории 7 класс
    Тесты ОГЭ по истории
    Тесты по русскому языку
    Тесты по русскому языку 7 класс
    Тесты по русскому языку 8 класс

  • Повесть Карамзина «Бедная Лиза» является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста.
    Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. Например, тема социального неравенства поднимается тоже, мы видим, что традиции и условности общества не позволяют любящим молодым людям из разных сословий создать семью. Кроме того, мы наблюдаем раскрытие в повести темы внутренней чистоты и достоинства личности, проявляющуюся в ее поступках и отношении к другим: подлость (обман Лизы) и корыстные поступки Эраста (женитьба по расчету) противопоставляется верности и искренности Лизы. Однако все-таки тема любви как гаммы чувств интересуют автора больше всего, позволяя в полной мере создать произведение сентиментального жанра.
    Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца. Позже Эраст находит дом Лизы, где она живет со своей матерью. Он просит у её матери разрешения впредь покупать все цветы, собранные девушкой, и «ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».
    Эраст увлекается чистой, доверчивой и невинной девушкой. Он называет её «пастушкой» и «дочерью природы». Ради любви к ней он готов оставить светскую жизнь. Лиза тоже полюбила Эраста. Молодые люди дают друг другу клятву верности. Лиза готова ради него скрывать их отношения от горячо любимой матери. Они наслаждаются тайными встречами и не могут прожить друг без друга и дня. Однако вскоре к Лизе посватался сын богатого крестьянина. Эраст выступает против их свадьбы и обещает Лизе, несмотря на разницу между ними, никогда не расставаться. Платоническая любовь между ними закончилась и «уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться, и которые были для него уже не новы». Эраст постепенно теряет былой интерес к Лизе. Вскоре он сообщает ей, что отправляется в военный поход. Лиза тоскует по своему Эрасту. И вот однажды она случайно встречает его в городе. Девушка рада их встрече, но Эраст говорит, что, несмотря на свою любовь, вынужден жениться на другой.
    Лиза не смогла пережить это потрясение. Она бросается в пруд, близ которого они часто гуляли с Эрастом. Так трагически заканчивается жизнь Лизы и история её любви.
    Карамзин одним из первых в русской литературе смог так ярко описать чувства и переживания героев. Повесть «Бедная Лиза» наполнена тонким психологизмом, в ней показан внутренний мир человека, его переживания и желания.

  • Когда “ум с сердцем не в ладу“, это всегда приводит к трагическим последствиям. Пример такой дисгармонии показывает нам Н.М.Карамзин в повести “Бедная Лиза“, где по законам сентиментального жанра в центре внимания оказываются чувства и переживания героев.
    Кажется, взаимная любовь Лизы, бедной красивой крестьянки, и Эраста, довольно богатого дворянина, должны принести им счастье. Но Эраст, завладев сердцем чистой и наивной девушки, оказался обыкновенным обманщиком – все его клятвы и заверения разбились о банальный расчёт. Когда он проиграл своё состояние, то женился на богатой вдове, а от Лизы решил откупиться 100 рублями. Он оказался не способным преодолевать трудности, жажда удовольствий оказалась сильнее призрачного счастья с бедной девушкой.
    Лиза хотя и понимала, что они принадлежат к разным сословиям, но голос сердца затмил голос разума, и даже любовь к матери не остановила её перед роковой чертой.
    Бедная Лиза бедна не только в материальном плане, но и бедная – в смысле несчастная, но насколько её духовный мир богаче и выше её некогда богатого возлюбленного!
    Повесть “Бедная Лиза” одна из первых в русской литературе открыла перед нами мир глубоких чувств и переживаний, способных затмить разум и доводы рассудка. Она интересна современным читателям именно искренними чувствами и переживаниями.

  • Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» всегда вызывала интерес у читателей. Почему? Это трагическая история любви романтичной юной крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Сюжет этой повести достаточно прост, он показывает пропасть, которая лежит между людьми из разных слоев общества. Если же смотреть чуть глубже, можно проследить интересные перемены человеческих чувств, которые тоже подвержены влиянию времени.
    Вспыхнувшая было любовь между молодыми людьми, казавшаяся чувством новым, неизведанным, вечным, неожиданно охладевает в сердце Эраста. Бедная самоотверженная Лиза является воплощением девичьей любви, воспитанной сентиментальными романами, доверчивой, искренней, нескончаемой. Это чувство неизведанно и ново для несчастной крестьянки. Она считает, что эта сказка никогда не закончится, но все проходит. Эраст теряет былую пылкую страсть и отдаляется от Лизы.
    Это и есть главная проблема любви. Рядом со страстью и близостью всегда есть отдаление.

  • В повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» мы наблюдаем историю о том, как молодой дворянин Эраст встречает прекрасную девушку Лизу. Лиза проживала вместе с матушкой на окраине Москвы, продавала цветы, зарабатывая этим на жизнь. С Эрастом она повстречалась на работе.
    Молодой человек отличался добротой, был довольно умным, но при этом, по словам Карамзина, был «ветреным и слабым». Эраст и Лиза по-настоящему полюбили друг друга, но из-за ветрености Эраста эти отношения очень быстро рухнули. Однажды Эраст очень крупно проигрался в карты. Решить свои финансовые проблемы он решил, женившись на богатой вдове. Приняв такое решение, он бросил свою возлюбленную. Девушка не смогла этого пережить, она прыгнула в пруд и утонула.
    Я думаю, что такие отношения изначально не могли привести ни к чему хорошему. Эраст был богат, а Лиза была обычной бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому положительного завершения таких отношений ожидать и не следовало. Однако сам Карамзин в своей повести не спешит преклоняться перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы. Для меня также истинная искренность, доброта и верность намного важнее, чем материальные блага.
    Хотя самого Эраста мне тоже немного жаль, ведь он так и не нашёл своего счастья, до конца жизни он был несчастен. Никакие деньги не смогли изменить его жизнь к лучшему. К тому же он считал себя убийцей Лизы и жил с этим до конца своих дней.
    Читая повесть Карамзина «Бедная Лиза», я восхищался главной героиней произведения, нельзя не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень нравится позиция автора – по его мнению, к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.

  • Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.
    Психологически доподлинно показано состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом переплетается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, райской и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восхищения девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по своему природа: “Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала: “Эраст, Эраст! — сказала она.— Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!”
    Беспокойство оказывается ненапрасным: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря — места ее счастливых свиданий с Эрастом.
    В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.
    Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе — в пушкинских “Цыганах”, в поздней драме Л. Н. Толстого “Живой труп” и романе “Воскресение”. А судьба Лизы отзовется в “Станционном смотрителе” Пушкина, в “Бедных людях” Достоевского. По существу, “Бедной Лизой” открывается ключевая в отечественной литературе тема “маленького человека”.
    Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что “и крестьянки любить умеют”. Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более — на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название “Лизин пруд”. Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться “меланхолии” люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:
    “Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,— Топитесь, девушки, в пруду довольно места!” А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.
    Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие людей далекой от нас эпохи. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что “привязанную” к крестьянке устарелым литературным языком — историю девической любви с ее зарождения до катастрофы Карамзин передал с психологической достоверностью, в её зерне уже содержится и будущий Тургенев, певец “первой любви” и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевное течение с его формами и законами. Узнаваемый во всем мире изощренный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, появляется в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести этого писателя.

  • Лучшие экзаменационные сочинения

    ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА

    Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.

    У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

    Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слепоте страстей

    Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей.

    ……………………

    Судьбы ужасным приговором

    Твоя любовь для ней была,

    И незаслуженным укором

    На жизнь ее она легла!

    Образ толпы — частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

    Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

    То, что в душе ее цвело…

    Чему молилась ты с любовью,

    Что, как святыню, берегла,

    Судьба людскому суесловью

    На поруганье предала…

    Любовь для Тютчева — это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во

    многих стихотворениях любовь — это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

    О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

    Хоть вижу, нож в руке его дрожит…

    ……………………………….

    Я стражду, не живу… им, им одним живу я.

    Но эта жизнь!.. О, как горька она! —

    пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…» Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

    Любила ты, и так, как ты, любить —

    Нет, никому еще не удавалось!

    О господи!.. И это пережить…

    И сердце на клочки не разорвалось…

    Денисьевский цикл — это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

    Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

    Жизнь, как подстреленная птица.

    Подняться хочет и не может…

    Нет ни полета, ни размаху —

    Висят поломанные крылья.

    И вся она, прижавшись к праху,

    Дрожит от боли и бессилья…

    Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

    Минувшее не веет легкой тенью,

    А под землей, как труп, лежит оно.

    Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

    О, господи, дай жгучего страданья

    И мертвенность души моей рассей:

    Ты взял ее, но муку вспоминанья.

    Живую муку мне оставь о ней.

    В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один — жестокий, прагматичный помещик, другой — мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия — диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

    Любовь, по Фету, — это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность — это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

    «На заре ты ее не буди…» — один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

    В стихотворении «Сияла ночь…» героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

    Ты пела до зари, от слез изнемогая,

    Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

    И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

    У Фета нет конкретного цикла любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет пис&л о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

    Та трава, что вдали на могиле твоей,

    Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

    И я знаю, взглянувши на звезды порой,

    Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

    Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по- юношески писать о любви; он ответил: по памяти. Действительно, память имела большое значение в жизни Фета. В отличие от Тютчева, постепенно забывающего образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич:

    Нет, я не изменил. До старости глубокой

    Я тот же преданный, я раб твоей любви.

    И старый яд углей, отрадный и жестокий,

    Еще горит в моей крови.

    Хоть память и твердит, что между нас могила,

    Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, —

    Когда ты здесь, передо мной.

    Фет, в отличие от Тютчева, не только способен хранить воспоминания о давно умершей любимой женщине, он ощущает себя и любимую навсегда нераздельно слитыми в одном мире — мире поэзии:

    И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

    Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

    Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

    Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю,

    И нежности былой я слышу дуновенье,

    И, содрогаясь, я пою.

    Именно такое «узнавание» в новом женском образе все того же, на всю жизнь вошедшего в его поэтическое сознание дорогого и прекрасного образа и составляет основу его любовных песен в цикле «Вечерние огни». Истинным предметом фетовских песен любви являются не столько те, кто в данную минуту снова затронул его сердце, сколько сами чувства восторга, счастья, умиления, влюбленности в красоту, которые они вызывают в поэте. Любовь для Фета — это не роковой поединок, это всегда радость, счастье. Без любви, как и без природы и искусства, невозможно жить полноценной жизнью. В своих «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что это уже само по себе приносит ему ни с чем не сравнимое счастье.

    Таким образом, в раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета больше различий, но есть и сходство. Любовные стихотворения у того и другого поэта посвящены переживаниям, связанным в основном с одной любимой женщиной, причем эти переживания постоянны для каждого поэта, они не меняются со временем. Для этих двух поэтов чувства и настроения любовной лирики различны, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь — это роковая страсть, губящая героиню, приносящая страдания, боль, чувство вины герою. За мгновения счастья возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью.

    У Фета любовная лирика хотя и отражает личную трагедию, которую также пережил поэт, в целом окрашена в светлые, радостные тона, связанные с воспоминаниями поэта об упоительных мгновениях первой любви.

    Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, не обязательно знающий личные любовные истории поэтов, тем не менее хорошо понимает их стихотворения, находит в них выражение настроений, созвучных его личным переживаниям.

    

    Сочинение на тему: «В чём истинная красота человека?» — примеры с аргументами

    Истинная красота

    В чём заключается настоящая красота? Человек, произнося слово «красивый», всегда имеет в виду внешность мужчины или женщины. Говоря о внутреннем мире, люди используют другое слово — богатый. Значит ли это, что красота зависит от черт лица, фигуры и внешнего облика в целом?

    Маленький принц и Лис

    Наверняка многие читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Автор известных литературных произведений раскрывает большое количество важных проблем, и одна из них — подлинная красота человека. Лис, вопреки стереотипам, оказался очень мудрым персонажем и сказал фразу, которая отражает реальность.

    «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».

    Этот пример ещё раз доказывает, что душа гораздо важнее, чем внешность. Как гласит русская пословица: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Действительно, даже если человек подходит под стандарты, которые, к слову, постоянно меняются, это совсем не обозначает, что он будет искренним, настоящим и приятным человеком.

    Искренность

    Внешний вид — это всего лишь оболочка. Каждый всегда выбирает друга или вторую половинку, обращая внимание на богатство внутреннего мира, полного лучших человеческих качеств. Воспитанность, уважение, доброта́, отзывчивость, терпеливость, искренность — составляющие подлинно красивого человека.

    Таким образом, поистине красив тот, у кого внешность отражает глубину внутреннего мира. Чтобы найти преданного друга или достойного спутника жизни, нужно научиться смотреть сквозь оболочку. Именно там, где скрывается настоящее лицо человека, можно найти ответы на вопросы о его качествах, характере и личности в целом.

    Поистине красивый человек

    А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» и был, как мне кажется, абсолютно прав. Настоящую красоту нельзя увидеть глазами, её можно только почувствовать. Если душа живая, а сердце доброе, это подлинная красота.

    «Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней». — Виктор Гюго.

    Виктор Гюго

    Я соглашусь с мнением французского писателя. Настоящая красота свободна. Для нее нет никаких рамок и стандартов, в отличие от внешности. Она состоит из души, стремящейся к своим целям, и присущих ей положительным качествам.

    Многие не согласны с таким мнением. Есть люди, для которых красота проявляется во внешних данных: фигуры, черт лица и цвета волос. По моему мнению, такие «коллекционеры фантиков» остаются в конце жизни совершенно одинокими или рядом с ужасным человеком с привлекательной внешностью.

    Итак, порассуждав на очень важную тему, я ещё раз убедился, что красота — это гармония внешнего вида и внутреннего мира. Но истинное понятие относится к душе.

    Нельзя говорить с упоением о тех предметах и людях, которые изначально несут в себе негатив. Если красота и спасёт мир, то только душевная.

    Правила написания сочинения на ЕГЭ

    Чтобы хорошо написать сочинение на экзамене в конце 11 класса, нужно много тренироваться, учиться на своих ошибках и прорабатывать самые частые из них.

    Существуют главные требования, за которыми нужно следить во время написания:

    Писать ЕГЭ

    1. Нельзя начинать сочинение со слов: «Мне понравился данный текст», «Передо мной статья такого-то автора», «Этот рассказ привлёк меня» и тому подобное.
    2. Нужно следить за последовательностью и логикой мыслей и речью.
    3. Не допускать речевых ошибок.
    4. Не употреблять полное имя известного человека без уверенности в его правильности.
    5. Сокращать количество восклицаний в сочинении.
    6. Не навязывать свою точку зрения, допускать возможность другого мнения.
    7. Не искажать цитаты.
    8. Стараться не утверждать факты, подкреплённые одним мнением.
    9. Работы объёмом менее 70 слов не принимаются к проверке.

    Необязательно постоянно высматривать промахи в сочинении. Следует регулярно практиковаться, и тогда таких ошибок не возникнет.

    Пошаговый план

    Эссе пишется по определённому алгоритму, который при проверке является одним из ведущих критериев.

    Писать сочинение

    План написания выглядит так:

    1. Вступление.
    2. Проблема.
    3. Позиция автора.
    4. Собственное мнение.
    5. Заключение.

    Также следует использовать разные конструкции речи — вводить причастные и деепричастные обороты, использовать вводные слова и конструкции, цитаты из литературных произведений.

    Что такое истинная красота в человеке? (ЕГЭ по русскому)

    Что такое истинная красота в человеке? Именно эту проблему в своём тексте поднимает П. Васильев.

    В истории, которую повествует герой-рассказчик, есть важный персонаж, девушка, чья красота — “столь же редкий дар природы для человека, как талант, или даже гениальность”. Красоту, а именно то, как прекрасно выглядит женщина или мужчина, нередко описывают в стихах поэты, об этом поют в романсах. Красоту людей боготворили, например, в Древней Греции, где создавалось огромное множество произведений искусства, воспевающих изящность человеческого тела. Такой красоте, видной невооруженным глазом, П.Васильев противопоставляет внутреннее уродство этой девушки, которое увидит не каждый. Когда рассказчику был необходим телефон, чтобы вызвать помощь для соседки, у которой случился инфаркт, девушка, заняв телефонную будку, лишь сказала “Мне надо”, что “для нее значило уже все” и пренебрегла рассказчиком, чтобы связаться со своим молодым человеком, а всех людей в очереди надменно назвала “всякими”.

    Руководствуясь своим внешним превосходством над остальными, девушка презрительно относится ко всем, называет героя-рассказчика “уродкой” только потому, что он не так привлекателен, как эта девушка. Но из-за ее пренебрежения, из-за ее внутреннего уродства погибает ее собственная бабушка.

    Авторская позиция состоит в том, что внутренняя красота, красота души, гораздо важнее внешней.

    Я согласен с авторской позицией. Я считаю, что внешность гораздо менее важна для человека, чем его внутренний мир, его мысли, цели, которые он ставят для себя в жизни. Для того, чтобы обосновать свою точку зрения, я хочу обратиться к произведению Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

    В романе Л.Н. Толстого есть два персонажа, противопоставленные друг другу по своей внешности и своим чертам характера: Элен Курагина и Наташа Ростова. Кокетка Элен, безусловно, является обладательницей потрясающей красоты, на балу ее тело было будто “покрыто лаком” от всех взглядов, скользивших по нему. Но Курагина — коварная, лживая, хитрая и злая. Она выходит замуж за Безухова, чтобы завладеть частью его денежного состояния, а потом изменяет ему с его лучшим другом. Напротив, Наташа не так красива, как Элен, и у нее нет такого количества поклонников, ее не обсуждают в обществе, но ее главные черты — это добродушность, честность, чуткость, смелость. Она всегда добра по отношению к Пьеру и ко всем ее окружающим, а когда во время войны раненым солдатам не было возможности найти транспорт, она попросила своего отца отдать им подводы, принадлежавшие их дому. Так мы понимаем, что в людях самым важным является вовсе не их внешний вид, а то, что у них внутри: их характер, их сердце, их душа.

    Таким образом, можно сделать следующий вывод. Истинная красота — это красота внутренняя, то есть наличие у человека доброй души, желания помогать своим ближним, это его внутренний мир. Именно поэтому не стоит всегда судить о людях по их внешности и всегда стараться узнать их поближе.

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Эссе «Что такое истинная красота?

    Как часто мы говорим: “Какой красивый человек!” А что значит “красота”? Нам кажется, в это понятие входит, прежде всего, внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества. Ведь не важно, чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту, делает порученное дело с полной самоотдачей, если с ним хорошо и интересно, хочется ему подражать.

    Для нас идеалами красоты являются литературные герои из сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», в частности та царевна, которая «всех милее, всех румяней и белее». Молодая царевна в сказке истинно красивая, ласковая, нежная, соблюдающая законы этикета («честь хозяям отдала»), трудолюбивая. Читая сказку, чувствуешь, что автор горячо любит свою героиню. Здесь, как и во многих других сказках, достаточно чудес и волшебства. Говорящее зеркальце честно и бесстрашно разговаривает с завистливой царицей, вызывая её гнев и злобу. Ведь зеркальце говорило правду, да только человек не всегда верит своим глазам. Если хочешь быть красавицей, то ею надо родиться. Да и вообще внешняя красота – это не главное. Мы думаем, что всё-таки важно то, каков внутренний мир у человека. Внешняя красота злой царицы не согласуется с ее злобным характером, тогда как внешность и характер царевны вполне гармонируют друг с другом. В сказке все любят добрую царевну, а злая сама по себе, ей никто не мешает «сыпать зла», но и не помогает никто. Даже зеркальце — единственный предмет, дорогой ее сердцу, совершенно равнодушен к ее личным переживаниям. Козни героини, воплощающей зло, приводят почти к гибели героини, несущей идею добра, но благодаря волшебству добро торжествует над злом; гибнет, наоборот, героиня отрицательная. Не зря существует выражение «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». А.С.Пушкин открыто намекает на то, чтобы мы извлекли для себя урок. Мы должны быть, как та молодая царевна, добрыми, ласковыми и порядочными.

    Зеркало не всегда говорит о человеке правду. Человек, конечно, может быть внешне очень красивым, но это не главное. Ведь даже есть пословица «Встречают по одёжке – провожают по уму». Главное, каков внутренний мир. Доброта, порядочность, вежливость, ум – вот, на наш взгляд, основные критерии истинной красоты. К сожалению, в наше время очень мало людей, обладающих этими качествами.

    Нужно развивать и растить в себе истинную Красоту, сознательно оберегая свой внутренний мир от проникновения в него безобразного и растлевающего. Действительно, разве может бездельник, лентяй вызывать уважение. Нет, конечно. Это только вызывает презрение, жалость, желание помочь, но только не восхищение.

    По сравнению с другими поэтами-классиками, у Федора Ивановича Тютчева не так много лирических произведений, всего около 300. Все они легко вмещаются в одну книгу. Но А. А. Фет очень точно подметил, что одна книга Ф. И. Тютчева может перевесить несколько томов произведений других авторов. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомится с одним из стихотворений этого уникального автора, стихотворением «Последняя любовь», анализ которого по плану представлен ниже.

    История создания

    Произведение «Последняя любовь» написано примерно в 1852-1854 годах. Фёдор Иванович пользовался немалой популярностью у прекрасного пола. Нам известно о нескольких «серьёзных» романах поэта. Первый из них – это любовь к Амалии Крюденер, любовь, которая расцвела в душе поэта еще в совсем юном возрасте, в 19 лет. Чувство к этой молодой женщине Фёдор Иванович пронёс через всю свою жизнь, но свою судьбу с ней так и не связал. 

    В 1826 году Федор Тютчев женился на Элеоноре Петерсон – женщине, которой автор восхищался, которой был очень признателен, благодарен, уверен в ней, уверен в её любви. В этом браке родились три замечательные дочери. 

    В 1833 году у Федора Ивановича начался роман с замужней на то время Эрнестиной Дернберг. Элеонора Федоровна догадывалась о измене мужа, но вела себя достойно. Скандал по этому поводу был лишь однажды, без присутствия самого Тютчева, впоследствии чего первая жена поэта довольно быстро ушла из жизни. Смерть жены Федор Иванович мучительно переживал, тосковал по ней, поседел за одну ночь… Но через несколько месяцев Федор Тютчев и Эрнестина Дернберг обвенчались. В этом браке родились ещё два сына и дочь.

    В 1850 году Фёдор Иванович Тютчев познакомился с Еленой Александровной Денисьевой, которая училась в одном классе с его старшими детьми. Эрнестина Фёдоровна замечала знаки внимания своего мужа к подружке дочери, но не придавала большого значения им, так как привыкла к мимолетным романам Федора Ивановича. Но уже в 1851 году Елена Александровна родила от поэта первого ребенка. Их роман продолжался 14 лет, до смерти Елены Денисьевой. 

    Разбираемое стихотворение «Последняя любовь» относится к «Денисьевскому циклу». Этот цикл можно считать романом, повествующим о «сложной» любви поэта к молодой девушке, повествующем о «губительной» любви, но в то же время о светлом и спасительном чувстве.

    Третий период творчества Тютчева, к коему относится разбираемое стихотворение, отличается трагическими, упадническими, мрачными нотами, безысходными настроениями. Он уже стар, а его муза молода и прекрасна.

    Жанр, направление, размер

    Жанр произведения «Последняя любовь» – элегия. Однозначно стихотворение окрашено в «драматичные» краски, оно передаёт душевные терзания поэта.

    Направление творчества Федора Ивановича – романтизм. Данное стихотворение является очередным доказательством этого! Всё внимание обращено к внутреннему миру лирического героя. Чувства в романтизме важнее разума и рассудка. Также творчество Тютчева причисляют к «чистому искусству» — поэзии, направленной на любование красотой, наслаждение чувствами и созерцание природы.

    Стихотворение «Последняя любовь» начинается с междометия «о», что говорит об эмоциональности произведения, об открытости души лирического героя, поэта перед читателем. 

    Мы не знаем какова внешность лирического героя, но мы видим его «внутреннее содержание» – это главная отличительная черта романтизма.

    Размер стихотворения «Последняя любовь» – четырехстопный ямб с пиррихиями. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифмы. 

    Композиция

    Стихотворение «Последняя любовь» состоит из трёх строф. Произведение можно разделить на три смысловые части, соответствующие каждому четверостишию. 

    В 1-й части автор восклицает, говорит будто на выдохе, после долгих раздумий и метаний.

    «О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…»

    Поэт сравнивает «последнюю» любовь со светом, с зарёй. 

    «Сияй, сияй, прощальный свет…» 

    Повторение слов или строк в лирических произведениях обычно заостряет внимание читателя на особо важном, на основном. В данном случае поэт воспользовался повторением, чтобы рассказать читателю о своей радости видеть этот удивительный свет, о нежелании его терять из виду.

    2-я часть посвящена жизни лирического героя, которую поэт сравнивает с небом, которое «обхватила тень», с прошедшим днём, сложным, утомляющим, но на склоне таким прекрасным, озаренным.

    Также автор прибегает к повторению. 

    «Помедли, помедли, вечерний день,
    Продлись, продлись, очарованье.»

    Складывается ощущение, что лирический герой не хочет, чтобы время шло дальше, он хочет задержать прекрасное мгновенье, «продлить очарованье».

    В 3-й части поэт пишет о том, что, возможно внешне человек с возрастом и меняется, но сердце, душа его всегда молоды, полны любви и надежды!

    «О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство и безнадежность.»

    Последние две строки – это отчаянный вывод из всего рассуждения поэта! 

    Образы и символы

    Лирический герой разбираемого произведения «Последняя любовь» – сам поэт, так как произведение обращено к возлюбленной автора и отражает реальные события. Лирический герой – человек, который уже повидал многое, испытал всё, что можно было… Но вдруг он открывает для себя нечто новое! Это новое – хорошо забытое старое, это любовь! И вновь увидев этот «свет», ощутив, прочувствовав это «хрупкое», лирический герой относится к любви по-новому, с большим трепетом, с большим уважением, с благодарностью, погрузившись в данное чувство полностью, не оставив себя для чего-то ещё!

    Главным образом произведения является именно это чувство – любовь! Автор сопоставляет его со светом. Свет – это символ истины, свет – это что-то необходимое, неотъемлемое, побеждающее тьму. Точно такая же и любовь, всепоглощающая, всепроникающая и необходимая. Она открывает глаза на «настоящий» мир, на такой мир, каким он был задуман.

    Далее поэт прямым текстом сравнивает последнюю любовь с зарей.

    «Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!»

    Заря – это символ пришествия Христа. То есть тьмы уже не будет, есть негасимый свет! Поэт заменил закат словосочетанием заря вечерняя, что объясняет отношение лирического героя к одолевшему его чувству, лирический герой воспринимает его как что-то разрастающееся, увеличивающееся и усиливающееся. 

    Далее поэт пишет:

    «Полнеба обхватила тень,
    Лишь там, на западе, бродит сиянье…»

    Скорее всего, здесь автор ничего не завуалировал, а образно обрисовал происходящие события, представив свою жизнь небом, в которой не было место радости, но вдруг появился свет, подаривший радость жизни лирическому герою. 

    Очень интересно так же то, что одно из символических значений запада – это средний возраст, то есть как раз тот возраст, в котором прибывал поэт на момент написания произведения. Этот факт ещё раз доказывает, что лирический герой является автопортретом поэта.

    Далее следует очень красивый оксюморон «вечерний день», который опять же описывает отношение автора к происходящему, к внезапной радости в жизни.

    Темы, проблемы, настроение

    Основная тема стихотворения «Последняя любовь» закреплена в названии — это любовь. Любовная лирика Фёдора Ивановича отличается удивительной чувствительностью, эмоциональностью, открытостью. 

    Особенным является «Денисьевский цикл», который посвящен как раз последней любви поэта. Данный сборник наполнен не только пылкой любовью и чувственностью, но он также один из самых тревожных и отчаянных.

    В этом и заключается проблематика произведения, в сплетённости любви, нежности и отчаянья, странного чувства собственного несоответствия обстоятельствам, тревоги, страха. Старость контрастирует с юностью, закат дней сталкивается с ярким светом зари. 

    Настроение стихотворения «Последняя любовь» нельзя назвать тревожным, хотя подобные ноты присущи ему. Произведение наполнено надеждой и благодарностью, радостью и «нежным» страхом, который растворяется в мудрости лирического героя.

    Основная идея

    Главная мысль стихотворения «Последняя любовь» — это ответ на проблематику произведения. Поэт принимает решение любить, хотя прямым текстом этого не пишет. 

    «О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство и безнадежность.»

    Последние строки описывают смешенные чувства лирического героя. Складывается впечатление, что он решается «нырнуть с головой» в любовь, хотя и не совсем уверен в себе, сомневается. 

    Смысл стихотворения Тютчева «Последняя любовь» состоит в том, что любовь – это свет, а от него не скроешься, любовь поддерживает нас, поднимает и оберегает, любовь – это дыхание, а жить без дыхания невозможно. Именно поэтому лирический герой принимает такое решение, он достаточно опытный, мудрый человек, испытавший многое.

    Средства выразительности

    Анализ стихотворения Тютчева «Прощальная любовь» должен быть завершен перечислением тропов. Средства художественной выразительно создают неповторимый стиль автора и выражают его чувства.

    1. Эпитеты: «прощальный свет», «любви последней», «последняя любовь».
    2. Метафора: «на склоне лет», «заря вечерняя», «скудеет кровь», «не скудеет нежность».
    3. Олицетворение: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
    4. Оксюморон: «вечерний день».
    5. Лексический повтор: «сияй, сияй…», «помедли, помедли…», «продлись, продлись…».
    6. Инверсия прослеживается на протяжении всего стихотворения. Например, «нежней мы любим и суеверней…».
    7. Риторическое восклицание:

    «Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!»
    «О ты, последняя любовь!»

    Автор: Кристина Асаулова

    На чтение 6 мин Просмотров 1.2к.
    Обновлено

    Анализ стихотворения «Осень», которое написал Афанасий Афанасьевич Фет, помогает узнать историю создания произведения, а так же основные моменты его содержания. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение данной темы станет намного проще.

    Во всем творчестве Афанасия Фета явно прослеживалась его невероятная связь с природой. Он чувствовал её даже самую незначительную деталь, а так же умело это все донес до читателя. Он раскрывает перед читателем невероятную красоту окружающего мира. Очень часто в его творчестве встречается отражение его собственного душевного состояния. Хорошим примером этому и стало стихотворение «Осень», где внутреннее состояние поэта полностью соответствует описываемому пейзажу.

    История создания

    Стихотворение «Осень» было написано в 1883 году, когда Афанасий Афанасьевич уже представлял собой достаточно пожилого мужчину 63 лет. Он прожил достаточно долгую и насыщенную жизнь, в которой встречались как влеты, так и падения. И вот перешагнув порог старости, Фет достигает того самого умиротворения, которое ему было так необходимо. У него появляется время и возможность, чтобы переосмыслить всю свою прожитую жизнь, со всеми её горестями и радостями. Все свое состояние и настроение автор выражает в своем стихотворении «Осень».

    В 1877 году поэт приобретает себе огромное поместье, расположенное в Курской губернии, где начинает жить постоянно, никуда не выезжая. Он начинает вести размеренную жизнь помещика. Изредка выезжает, чтобы осмотреть свои владения, занимается хозяйством, а так же полностью увлекается делами и их управлением.

    Из-за постоянного одиночества Афанасий Афанасьевич начинает превращаться в меланхолика. Для него старость стала медленным завершением и бесцельным угасанием. Именно поэтому он решил переключиться на совершенно новое для него дело, но и оно не принесло ему никакого удовольствия и удовлетворения.

    Поэтому в последние годы жизни единственное от чего автор получал удовольствие – это было творчество. Он проделал огромную работу, во время которой привел в порядок работы раннего периода, систематизировав их, долгое время трудился над своей автобиографией, но все равно это все не делало его счастливым. Поэт по-прежнему тосковал. Существуют так же данные, что перед сердечным приступом, который случился у него в 1892 году, он пытался покончить с собой.

    Жанр, размер

    Для написания стихотворения «Осень» поэт использует четырехстопный ямб. Именно этот стихотворный размер как нельзя лучше подходит для описания печальных, грустных размышлений, которые начали посещать автора в последние годы его жизни.

    Эмоции в стихотворении постоянно возрастают, но в самом конце становятся снова умеренными и спокойными.

    Что же касается жанра анализируемого стихотворения, то, безусловно, это лирическое стихотворение относится к пейзажной лирике.

    Направление в творчестве поэта – «чистое искусство». Авторы, которые избирали данное направление, в своем творчестве воспевали лишь мир прекрасного и человеческих чувств. Социальные проблемы в их творчестве отсутствовали напрочь.

    Композиция

    Данное стихотворение состоит из трех частей.

    Первая часть стихотворения передает достаточно грустное настроение, пронизанного одиночеством, безысходностью и тишиной. Серость и скука, окружающие лирического героя, совершенно никак не радуют его. Данные чувства очень часто встречаются у людей преклонного возраста, когда эмоции и чувства уже не такие яркие, как раньше.

    Как грустны сумрачные дни

    Беззвучной осени и хладной!

    Какой истомой безотрадной

    К нам в душу просятся они!

    Вторая часть стихотворения противопоставляет первую в этой строфе. Автор показывает то, что даже осенью можно быть счастливым. Встречаются чудесные и радостные дни. Этим он напоминает читателю, что благодаря подобным «вспышкам» у человека появляется возможность снова почувствовать всю прелесть и радость жизни.

    Третья, заключительная строфа стихотворения, еще больше раскрывает осень во всей её красе и очаровании, поскольку понимает, что терять уже нечего, и жалеть ни о чем не надо.

    Молчит стыдливая печаль,

    Лишь вызывающее слышно,

    И, замирающей так пышно,

    Ей ничего уже не жаль.

    Образы и символы

    Образ осени в данном стихотворении представлен с особым значением. Да и как иначе? Ведь стихотворение несет автобиографический характер, поэтому полностью ассоциируется с жизнью самого автора. Увядание природы символизирует старость человека. Афанасий Афанасьевич показывает осень не только за окном, а и в душе человека.

    Общие черты у неё носят безотрадный и печальный характер, но всегда встречаются светлые, теплые и радостные деньки, когда появляется желание жить и творить. Вот тогда осень начинает жить полной жизнью, поскольку о чем-то жалеть не имеет смысла.

    Лирический герой, таким образом, передает свое внутреннее состояние, хотя какого-то прямого указания в тексте на это и нет. Автор снабжает время года человеческими качествами и чертами – осень, как и человек, стареет, и грустит по этому поводу. В каждой строчке хорошо прослеживается состояние души самого автора.

    Темы, проблемы

    Тематика анализируемого стихотворения весьма традиционна для творчества поэта.

    Основная тема произведения – это увядание. Последние теплые деньки автор умело сравнивает с прожитой жизнью, когда уже ничего вернуть нельзя. А лучшие годы жизни уже остались в прошлом.

    Второй темой стихотворения можно выделить любовь. Для Фета именно в любви заключалась вся радость и смысл жизни. Пока человек любит – у него все еще впереди. Перед ним раскрыты все двери. Именно поэтому в стихотворении хорошо видно, что последние свои силы он посвящает страсти.

    Не обошел он своим вниманием и тему красоты, которой так же предавал большое значение в жизни. Даже в старости он старается подметить положительные и прекрасные моменты. Сравнивая свою жизнь с последними деньками осени, он показывает невероятные краски осени, которые наполнены очаровательной грациозностью.

    Что же касается настроения произведения, то оно наполнено страстью, отчаянием и порывистостью. Проблемы, как таковые, в произведении отсутствуют. Здесь больше уделяется внимание впечатлениям и чувствам.

    Средства художественной выразительности

    В стихотворении «Осень» поэт использует большое количество различных троп, которые благодаря его огромному опыту, достигли изысканности и совершенства.

    Присутствуют эпитеты, благодаря которым стихотворение приобретает новые оттенки и краски.

    Метафоры делают стихотворение более красочным и ярким. Так же в тексте присутствуют олицетворение и градация.

    Основная мысль

    Основная мысль стихотворения «Осень» заключается в том, что даже в последние дни жизни, что человек, что природа, требует нежности, внимания, страсти и любви. Осень автор изображает в виде томной красавицы, которая пытается взять все от последних дней её существования.

    Для Фета любовь была всей жизнью. Именно этот смысл он и постарался передать в своем стихотворении. И вот, будучи человеком достаточно преклонного возраста, он понимает, что «ничего уже не жаль»…

  • Что значит настоящая дружба сочинение
  • Что значит найти себя в жизни 10 предложений сочинение рассуждение
  • Что значит погост в рассказе капитанская дочка
  • Что значит нечистая сила в сказке
  • Что значит признаки сказки