Дорога как странствие,
путешествие:
«Письма о добром и прекрасном» Д.С.
Лихачев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А.Н. Радищев
«Мертвые души» Н.В. Гоголь «Кому на Руси жить
хорошо» Н.А.
Некрасов
«Очарованный странник» Н.С. Лесков
«Робинзон Крузо» Д. Дэфо
«Путешествия Гулливера» Д.Свифт
«Дон Кихот» Сервантес
«Властелин колец» Дж. Толкин «Алиса в
стране чудес» Льюис Кэрролл
Дорога как жизненный
путь, процесс самосознания и нравственного выбора:
«Выхожу один я на дорогу…» М.Ю.
Лермонтов
«Железная дорога» Н.А. Некрасов «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Герой нашего
времени» М.Ю. Лермонтов «Отцы и дети» И.С. Тургенев «Преступление и
наказание» Ф.М. Достоевский
«Обломов» И.А.Гончаров
«Гроза» А. Островский
«Война и мир» Л.Н. Толстой
«Дни Турбиных» М. Булгаков,
«Тихий Дон» М. Шолохов «Доктор
Живаго» Б. Пастернак
«Жизнь и судьба» В. Гроссман.
«Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»
Дорога – образ, используемый всеми
поколениями писателей. Зарождался этот мотив ещё в русском фольклоре, далее он
продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен
поэтами и писателями ХIХ столетия, не забыт он и сейчас.
Понятие «дорога» и синонимичное ему «путь»
многогранны. Их можно понимать и в прямом значении – проложенная тропа, по
которой можно передвигаться разными способами, и в переносном – как жизненный
путь, выбор, принятое решение.
Мы часто слышим выражения «идти своим
путем», «найти свою дорогу», «дорога к цели», «путь в никуда», «жизненный
путь», «профессиональный путь», «идти дорогой чести», «ступить на скользкий
путь» и многие другие. Исходя из этого,
путешествие
– это и передвижение с какойлибо целью или для познания мира и получения
впечатлений и эмоций, и наш путь по жизни, на котором мы сталкиваемся с разными
препятствиями, и с испытаниями, и с необходимостью делать порой нелегкий выбор,
встречаемся с разными людьми, познаем этот мир и себя в нем.
Немыслима дорога без странников, для
которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности. Дорога –
это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Дорога – это и
способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и
всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти
современникам.
Тематическое направление «Человек путешествующий:
дорога в жизни человека (дорога реальная,
Тематическое направление нацеливает
выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте
путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях
литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о
теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути
научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не
только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят
рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и
духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской,
психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам,
публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания
действительности и внутреннего мира человека.
Возможные
темы по направлению
«Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»
1.
Как
меняется характер человека на протяжении жизни?
2.
Каждый
ли человек может найти свой жизненный путь?
3.
Согласны
ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4.
Может
ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5.
Как
вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему
внутреннему голосу»?
6.
Почему
тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7.
Почему
некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8.
Согласны
ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9.
Как
путешествия помогают познавать себя?
10.
Что
лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Цитаты:
«Дело не в дороге, которую мы
выбираем. Дело в нас, в том, что заставляет ее выбрать». (Оррин
Генри)
«Мы
найдем дорогу, но если нам это не удастся, мы проложим ее
сами». (Ганнибал Барка)
«Никогда
не опускайте глаз, чтобы проверить место для ноги перед следующим шагом, –
верную дорогу найдет лишь тот, кто не отводит взгляд от далекого горизонта». (Даг
Хаммаршельд)
«Дорогу осилит идущий». (Веды)
«Жизнь великих призывает
Нас к великому идти,
Чтоб в песках времён остался
След и нашего пути,
След, что выведет, быть может,
На дорогу и других – Заблудившихся, усталых – И пробудет совесть в
них.»
(Генри Лонгфелло)
«Никакой дорогой, даже самой
правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг». (Владислав
Крапивин)
«Единственная честная дорога — это
путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь — есть выявление собственным опытом
границ добра и зла. Других путей не существует». (Сергей Довлатов,
«Заповедник»)
«Человек с ясной целью будет
продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не
продвинется и по самой гладкой дороге». (Томас Карлейль)
«Ценным достоинством нашей жизни
является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как
камень». (Дж. Лондон)
«Чтобы дойти до цели, человеку нужно
только одно – идти». (Оноре де Бальзак)
ПОДЕЛИТЬСЯ
Что значит идти по жизни своей дорогой? 3 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с аргументами из литературы и литературными произведениями.
Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему что значит идти по жизни своей дорогой?
«Идти своей дорогой» – значит, человек делает выбор, руководствуясь собственными понятиями, не завися от мнения и выборов других людей. Выбор человека основывается на его жизненных ценностях, принципах, целях, желаниях, ориентирах, интересах, предпочтениях, возможностях, способностях. То, что человек «идет своей дорогой», особо ярко видно в сложных жизненных ситуациях, когда от выбора зависит все дальнейшее существование человека. В таких ситуациях легко сбиться с правильного пути, поскольку верность своему выбору предполагает риск и самопожертвование.
Смысл выражения «идти своей дорогой» раскрывается во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В повести В.В. Быкова «Сотников» показано, что собственным путем, оставаясь ему верным, идет Сотников. Оказавшись во время Великой Отечественной войны в плену у полицаев, Сотников даже не думает о том, чтобы пойти на сотрудничество с врагами, он готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы ничего не рассказывать полицаям. Верностью не только Родине, но и самому себе Сотников отличается от другого партизана – Рыбака, который сделал выбор в пользу сотрудничества с полицаями, чтобы сохранить себе жизнь. Автор показывает, что Сотников не может предать Отечество, поэтому он без сожаления отдает собственную жизнь. Для него благо Родины важнее своего существования. В повести показано, что Сотников «идет своей дорогой» до самой смерти, проявляя верность собственным жизненным ценностям и принципам.
Своей дорогой идет и центральный персонаж повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Оказавшись на службе в Белогорской крепости, Петр Гринев оказался втянутым в события крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, с которым главный герой был лично знаком. Автор показывает: в то время как многие дворяне, например, Алексей Швабрин, переходят на сторону самозванца, Петр Гринев остается верным государству, рискуя при этом собственной жизнью. Смерть пугает центрального персонажа меньше, чем предательство Родины и совершение поступка, противоречащего его жизненным ценностям. Будучи человеком чести и достоинства, Петр Гринев не может нарушить ставший его жизненным девизом отцовский наказ «Береги платье снову, а честь смолоду». Он не боится быть казненным пугачевцами и решает быть верным самому себе до самого конца. Петр Гринев отказывается от предложения Емельяна Пугачева послужить ему «верою и правдою», несмотря на то что тот дает ему обещание пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья». На то, что Петр Гринев «идет своей дорогой», особо ярко указывают следующие реплики: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»; «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего».
Подводя итог к вышесказанному, следует отметить, что «идти своей дорогой» – значит, быть верным собственному выбору жизненного пути, даже если для этого придется рисковать и чем-то жертвовать.
Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №2
Что значит идти по жизни своим путем? Я считаю, что это означает заниматься чем-то особенным в жизни, принимать решения, не следуя чьему-то примеру или же «инструкции», а исключительно опираясь на свои чувства и нужды. Порой даже намеренно поступая противоположно обычаю.
Примером для подтверждения моих слов является нигилист Базаров из произведения «Отцы и дети» Ивана Тургенева, а также Раскольников- главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Многие писатели обращаются к теме жизненного пути в своих произведениях. Примером для подтверждения моих слов является Базаров из произведения «Отцы и Дети» Ивана Тургенева. Автор повествует, что Евгений Васильевич занимается наукой, собирается стать доктором. Базаров является нигилистом по своим убеждениям: не признает искусство и романтику, не восхищается природой, не верит в любовь и брак. Сама философия нигилизма намеренно подразумевает противопоставление обыденности. Поэтому в течение всего повествования мы можем наблюдать разногласие Базарова с отцом Аркадия Кирсанова, который был старообрядцем и предпочитал науке традиции. Несмотря на то, что общество, в котором Евгению пришлось существовать, всячески высказывало свое недовольство в его сторону, пытаясь либо избавиться от инакомыслящего, либо переубедить, склонив на свою сторону, ему удалось сохранить прежнее мышление и ни на шаг не отступить от своего отречённого пути. В тоже время Базаров умудрялся делать исключения и в собственных убеждениях. Как мы уже знаем, движение нигилизма отрицало общепринятые ценности, среди которых была любовь к близким. Влюбившись в Анну Одинцову, Евгений как будто отрекся от своих слов. В тот момент им повелевали только эмоции.
Таким образом можно сделать вывод, что Базаров является человеком, который волен сам решать, что ему делать. Он не следует чужому примеру, а действует согласно задуманному, опираясь на чувства и нужды. В заключение можно сказать, что идти жизненным путем, который различен с другими и противоречив, не всегда просто, а иногда даже трудно, однако именно такой путь можно назвать своим.
Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №3
Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о том, что значит «идти своей дорогой». Эта дорога у каждого своя: у одного лёгкая и свободная, у другого тяжёлая и тернистая. Идти своей дорогой, значит идти своим путем, не бояться трудностей и неудач, слушать только свое сердце. Потом может будет уже поздно что-то менять. Нужно сделать выбор вовремя, чтобы потом не жалеть.
Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
Первым примером может служить рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Данко проходит свой путь. Когда племя героя заблудилось в лесу, он принял на себя ответственность и повел их к выходу. Но где выход никто не знал. Данко воодушевлял и обнадёживал людей, ведь нельзя было просто стоять. Люди шли только потому, что Данко вел их. Но в пути многие отчаялись и начали ворчать на спасителя, обвиняя его во всём. Тогда Данко ради спасения народа решил вырвать своё сердце и осветить им путь. Он умер со счастливой улыбкой, ведь доказал всем, что путь к свободе существовал, что до него можно было добраться. Если бы он, как и все, стонал и жаловался, то племя погибло бы в лесу. Писатель приходит к выводу, что герой не может идти по жизни своим путём с таким окружением, из-за которого измениться ему очень сложно.
Можно вспомнить и другой пример, в котором поднимается вопрос о своей дороге жизни. В произведении Александра Николаевича Островского «Гроза» мы видим Катерину — молодую женщину со свободолюбивым характером. Но после замужества не по любви девушка перестает идти по своему пути. Свекровь, злая старуха Кабаниха, обижает Катерину. Муж Тихон не заступается за неё. Домом управляет Марфа Игнатьевна. Она старается держать всех в страхе, ведь только так, по её мнению, можно добиться порядка.
Катерина вынуждена жить по её порядкам, а не слушать своё сердце. Но она влюбляется в Бориса и не выдержав страданий кончает с собой. Автор показывает, как чужие порядки могут погубить жизнь. Таким образом, «идти своей дорогой» означает жить так, как хочется, а не как должен или как говорят другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что выражение «идти своей дорогой» означает способность добиваться своих целей, невзирая на препятствия, трудности и ошибки. Благодаря таким качествам, как решительность и целеустремленность, человек достигает желаемых целей. Я считаю, что каждый должен выбирать как жить сам, ведь жизнь только одна и важно, чтобы она была в удовольствие.
-
Все аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 1 декабря 2021 год
-
Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе
Наверх
Темы
- Выбор жизненного пути
- Как найти жизненный путь?
- Любовь как путь самопознания
- Как определить свой жизненный путь?
- Смысл жизненного пути
- Куда ведет жизненный путь?
- Возможен ли путь без ошибок?
- Каким путем человек идет к себе?
- Какие цели важны на жизненном пути?
- Что может исказить жизненный путь?
Аргументы
- И.А. Гончаров, «Обломов». Главный герой выбрал самый легкий жизненный путь — плыл по течению. Илья Обломов жил на скромные доходы от своего имения и ничего не предпринимал, чтобы улучшить свое материальное положение. Он довольствовался малым — тем, что судьба сама даст ему в руки. Илья Ильич мирился даже с грязной комнатой и небрежностью слуги, лишь бы ничего не делать. У него не было своих целей, интересов, а потому и перспективы его были туманны и призрачны. Барин проживал родительское наследство и все заботы перекладывал на плечи друзей и знакомых. Целыми днями герой просто дремал и грезил об уюте, комфорте и хороших воспоминаниях из прошлого. Все, что он хотел, уже у него было. Детство в Обломовке так и не закончилось для Ильи Ильича. Поэтому жизненный путь Обломова привел его к преждевременной смерти, ведь духовно он умер уже давно — когда перестал к чему-либо стремиться и остановился в развитии. Увы, самая легкая дорога судьбы всегда ведет в тупик.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Определение своего жизненного пути — главный вопрос для каждого человека. И очень часто люди ошибаются, сводя свою судьбу к погоне за материальными ценностями. Так поступил и герой рассказа. Господин все отпущенное ему время потратил на обогащение. Он работал днем и ночью, мало общался с семьей и до пятидесяти лет ни разу не отдыхал. А когда он, наконец, собрался с мыслями и силами, его настигла смерть на острове Капри. Зачем же были все эти годы тяжкого труда, который ему даже не нравился? К чему он пришел? К тому, что родная дочь сторонилась его в отпуске, а жена постоянно ссорилась с ним? К сожалению, герой ошибся в выборе жизненного пути, посвятив его погоне за деньгами. Он неправильно расставил приоритеты, поэтому не нашел себя и своего счастья.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Любовь помогает человеку понять себя и найти свою судьбу. Это доказывает пример из произведения «Капитанская дочка». Петр Гринев в свои 17 лет был еще недорослем, гонявшим голубей по двору и превращающим карту в воздушного змея. Отца не устраивала такая ситуация, и он отправил избалованного сына отбывать службу в суровые условия, где не было знакомств и связей, соблазнов и развлечений. Но именно там Петр нашел свою избранницу — дочь коменданта крепости. С этой любви началось становление его мужского характера. Он постоял за честь Марьи с оружием в руках, понял цену дружбы и суть предательства, научился прощать и проявлять благородство. Во время обороны крепости Петр думал о Марье и продемонстрировал всю смелость, решительность, силу духа. Чувства к ней заставили его в одиночку предпринять опасное путешествие и взять на себя ответственность за судьбу девушки. Можно с уверенностью утверждать, что Гринев познал себя в полной мере и раскрыл свои возможности благодаря своей любви к Марье, ведь она мотивировала его на настоящие поступки.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Жизненный путь Андрея Болконского пролегал через испытания и переосмысления себя. Герой определил его благодаря рефлексии и умению слышать свой внутренний голос. Первоначально он искал себя на военном поприще, думая, что его карьерная лестница начинается на передовой, где гибнут люди. Но собственный подвиг разубедил князя: он осознал, что напрасно повел солдат в грязную и кровавую схватку, где даже не решалась судьба его Родины. Зачем эта война? Для чего? Андрей почувствовал, что прежний кумир внушает ему омерзение, а былые цели ничего не значат. Вернувшись домой, он нашел применение себе в реформаторской деятельности, но и она не удовлетворила его духовные поиски. Он ощутил ее фальшь и никчемность. Также Болконский попробовал создать счастливую семью, но невеста обманула его ожидания. Тем не менее, на Отечественной войне он смог очиститься от желания мести и простить тех, кто сделал ему больно. Перед смертью он почувствовал высшее счастье и познал высшую мудрость. Очевидно, что Андрей шел к себе методами проб и ошибок на зов внутреннего голоса. Он умел признать свои ошибки и продолжать путь к истинным ценностям, которые безошибочно выявило его сердце.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Жизненный путь Пьера Безухова стал осмысленным тогда, когда герой смог расставить приоритеты и определить подлинные моральные ценности. Переосмысление жизни произошло у героя в плену, когда он проникся народной мудростью Платона Каратаева, который жертвовал собой ради людей и делал все, чтобы мир стал лучше. Именно эта философия помогла Безухову выстроить личные границы со светским обществом и идти к своим целям, несмотря на одобрение или осуждение кого-либо. Он стал самостоятельным человеком со своей миссией и идеологией, тесно связанной с историческим путем России. После возращения из плена Пьер создал идеальную семью, которая его во всем поддерживала, и занялся общественной деятельностью, которая отвечала его духовным запросам. Судьба России больше всего интересовала героя, поэтому он посвятил все силы ее политическому развитию. Таков был смысл его осознанного жизненного пути. Если вдуматься, мы все идем к этой цели, только разными дорогами.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Жизненный путь всегда ведет человека к себе самому, к осознанию и принятию своей личности и индивидуальности. Главная героиня рассказа поняла это довольно рано. Ее поступки и мысли очень зрелые для ее возраста. В финале книги становится очевидным вывод, к которому она пришла, изучая литературу, религиозные обряды и философию. Героиня выбрала себе духовное призвание и приняла решение дистанцироваться от мирской суеты. Эти итоги не были случайным капризом. Она шла к ним поэтапно и давно. Девушка испытала себя любовью, прелестями светской жизни, научными доводами, роскошью, но ни один соблазн не подорвал ее доверие к себе и своему внутреннему голосу. Даже ночь наедине с избранником не заставила ее поколебаться и свернуть с дороги. Она отдавала себе отчет в том, что ее путь к себе возможен только в условиях религиозного очищения души, аскезы и духовного роста. Она стремилась только к одному — обретению лучшей версии себя.
- И.А. Бунин, «Темные аллеи». Жизненный путь нельзя пройти без ошибок, что доказывают судьбы героев рассказа Бунина. Давным давно Надежду и Николая связывали узы любви, но каждый из них в те переломные моменты совершил просчет. Николай влюбился несерьезно и разбил сердце девушки, когда женился на другой. Он совершенно напрасно обманул ее ожидания. А Надежда зря поверила в непостоянную любовь барина и загубила свою личную жизнь. После отношений с Николаем она уже не могла найти себе суженого и довольствовалась одиночеством, чтобы никого не ранить своим равнодушием. Никто из них так и не обрел счастья. Николая в супружестве ожидало лишь разочарование, а Надежда так и не завела семьи. Ошибка молодости была у каждого героя, есть она и у каждого человека, ведь тот, кто учится ходить, не может ни разу не упасть.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Человек идет к себе путем, состоящим из проб и ошибок, взлетов и падений. По-другому просто нельзя, ведь изначально мы себя совсем не знаем и не понимаем, куда двигаться. Это доказывает пример Евгения Онегина. Герой вырос в светской суете столицы и изначально отождествлял себя с этим маскарадным образом жизни, где все не то, чем кажется. Но со временем Евгений пресытился игрушечным миром, все все страсти были неискренними и фальшивыми. Он покинул свет и стал деревенским затворником, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу, пролить свет на свое предназначение. Впрочем, скука деревни и ограниченность ее жителей столь же быстро наскучили ему. Но в этих условиях Евгений смог проверить себя, пройдя через испытания любовью и дружбой. Оба результата показали, что ему необходимо проделать серьёзную работу над собой. Онегин отправился в путешествие по России, чтобы изучить свою натуру через призму новых впечатлений и открытий. И лишь в финале герой осознал свои истинные потребности и цели, но было уже поздно. Тем не менее, его дорога к себе может стать примером для читателя. Чтобы лучше разобраться в своем характере, необходимо выходить из зоны комфорта, испытывать себя, пробовать что-то новое, и тогда наше «Я» раскроется с разных сторон.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Наиболее важные цели на жизненном пути точно сформулировал Евгений Базаров. Герой отдавал предпочтение труду и поиску собственного призвания. Он настаивал на том, что человек должен относиться к миру, как к сфере деятельности, как к полю, которое нужно возделать. Евгений считал, что люди не должны подстраиваться под существующие условия и обстоятельства, что в их силах все изменить и преобразовать к лучшему. Поэтому сам герой был погружен в научную деятельность, которая давала практические результаты и была наиболее полезна обществу. В отличие от сибаритствующего Аркадия, Евгений рано вставал и сразу же брался за работу. Его деятельный ум не уставал искать дело. Он помогал советами Фенечке, осматривал ее ребенка, а у себя дома принимал людей и лечил их. Конечно, категоричность в любви и в оценке искусства многих отталкивает от его идеологии, но главная ее суть верна и в наше время. Человек рожден для того, чтобы реализовать свой потенциал в труде, улучшающем мир и обогащающем цивилизацию, культуру, науку.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Человека легко сбить с пути, и сделать это может, прежде всего, наше окружение. Не секрет, что общество очень сильно влияет на личность и способно исказить ее судьбу. Так произошло и с Дмитрием Старцевым. Герой переехал в захолустье, где ему предоставили место уездного лекаря. Сначала он презирал местных обывателей и продолжал стремиться к большему: изучал научные материалы, помогал пациентам новыми методами, хотел поднять уровень медицины в регионе. Однако со временем среда начала потихоньку опускать Дмитрия до своего уровня. Не найдя единомышленников и поддержки, он поневоле стал разделять образ жизни и мыслей того окружения, которое было. Рутина убила его амбиции, погасила огонь в глазах. И молодой мечтатель Дмитрий превратился в обрюзгшего Ионыча без целей и грез. Старцев жаждал принести пользу обществу, стать светилом медицины, а достиг лишь уровня посредственности, ищущей в работе только деньги. Его путь исказила социальная среда, в которой он не смог себя реализовать.
Чернобыльская молитва (отрывки)
Короткие рассказы и темы ИС от Соточки
Подготовка к ИС с Соточкой
Примерные темы ИС 2021-22
Дары волхвов О.Генри:
Как обрести счастье?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
Можно ли обойтись без науки в современном мире?
Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях
технического прогресса?
Что значит быть совестливым человеком?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какие книги вдохновляют современную молодежь?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Какие произведения искусства делают вас счастливым?
Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей
актуальности с течением времени? Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых
времён?
Каким образом можно улучшить общество?
Какими качествами должен обладать счастливый человек?
Что делает человека подлинно счастливым?
Последний лист О.Генри
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством
нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не
катиться, как камень»?
Что значит быть совестливым человеком?
Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет
боль?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и
злом?
Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
Что помогает человеку искоренять зло в себе?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Можно ли искупить свою вину?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут
помнить в XXII веке и почему?
Какие книги вдохновляют современную молодежь?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Какие произведения искусства делают вас счастливым?
Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
Всегда ли общество ценит достойных людей?
Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Что такое репутация человека в обществе?
Что значит «быть в ладу с самим собой»?
Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Всегда ли общество ценит достойных людей?
Скрипка Ротшильда Чехов
Каким путём человек идёт к самому себе?
Что может исказить жизненный путь человека?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Как характер, образ жизни человека влияют на его
путешествия?
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет
боль?
Что можно считать преступлением?
В чём различие между ошибкой и преступлением?
Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
Что помогает человеку искоренять зло в себе?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Что значит быть совестливым человеком?
Какую роль играет совесть в жизни человека?
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Можно ли искупить свою вину?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и
злом?
Может ли преступление быть оправдано?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Как искусство влияет на личность?
Как музыка влияет на людей?
Зачем человек слушает музыку?
«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан
Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Каким образом можно улучшить общество?
Что значит «быть в ладу с самим собой»?
Полёт Лёвшин
Вельд Брэдбери
Улыбка Брэдбери
Каникулы Брэдбери
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Как развитие технологий повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как на современное поколение влияют технические открытия
нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
Чем опасен технический прогресс?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее
ярко отразить достижения и риски цивилизации?
Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
Как повлияло развитие техники и технологии на молодое
поколение?
Какие опасности таит в себе технический прогресс?
Что можно считать преступлением?
В чём различие между ошибкой и преступлением?
Может ли преступление быть оправдано?
Какие преступления нельзя простить?
Можно ли оправдать преступление?
Достоин ли преступник сочувствия?
Может ли преступник раскаяться в содеянном?
Бывает ли так, что в преступлении личности виновато
общество?
Как бороться с преступностью?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Каковы могут быть причины преступлений?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Может ли преступление быть оправдано?
Какую роль играет совесть в жизни человека?
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Можно ли искупить свою вину?
Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Чернобыльская молитва (отрывки)
Короткие рассказы и темы ИС от Соточки
Подготовка к ИС с Соточкой
Примерные темы ИС 2021-22
(682 слова) Одной из самых знаменитых пьес Александра Николаевича Островского является произведение «Гроза». Автор вложил глубокий смысл в заглавие своей пьесы. Многие писатели в своих произведениях использовали образы природных стихий. Однако в пьесе Островского гроза выполняет определённую смысловую функцию. Образ грозы является не просто фоном, но и одним из главных действующих лиц произведения.
В четвёртом действии пьесы природной стихии автор уделяет особое значение. Кулигин замечает, что собирается дождь, и искренне восхищается силой природы. Кулигин выражает авторскую позицию в произведении. Ведь он — сторонник прогрессивности во всех сферах жизни. В отличие от других жителей города Калинова, Кулигин отличается своей образованностью и умом. Это единственный персонаж, который не боится грозы. Она не представляет для него никакой опасности:
«убивает не гроза!… убивает благодать!».
Кулигин, как образованный человек, считает, что громоотвод является самой полезной вещью для обитатей города Калинова. Однако с героем не соглашается Дикой. Это богатый купец и яркий представитель самодуров города Калинова. Ко всем он обращается жестоко, даже родственники убегают от его оскорблений.
Не зря слово «гроза» употребляется писателем в сцене прощания с Тихоном. Здесь под угрозой подразумеваются власть, боязнь, страх и долгожданное избавление от него. Ведь Тихон — слабый и беспомощный человек, которому надоели упрёки матери. Герой искренне любит свою супругу, однако ему не хватает сил и решимости, чтобы ее защитить от претензий Кабанихи. Тихон абсолютно не согласен с порядками своей матери, но идти против них он не видит смысла. Герою очень хочется побыть в одиночестве, и хотя бы ненадолго избавиться от зависимости и чувства страха. Гроза является воплощением этого избавления.
Гроза предстаёт в произведении роком, который нависает над каждым героем. Неудивительно, что перед своим отъездом Тихон произносит такие слова: «Грозы не будет две недели». Здесь под «грозой» персонаж понимает всю ужасающую атмосферу, присущую их семье. В особенности это касается поучений Кабанихи, которая хоть на две недели оставит его в покое.
По мнению самодура Дикова, гроза посылается людям в наказание. Богатый купец уверен, что люди должны бояться природной стихии. Однако его самого гроза не пугает.
В произведении Островский остро поднял тему греховного покаяния. Страх быть наказанным за свои грехи распространяется практически на каждого персонажа произведения, но в основном, конечно же, на Катерину. Героиня отличается от всех остальных жителей города Калинова. Это молодая интеллигентная девушка, получившая прекрасное воспитание от родителей. Для нее особенно важны такие понятия, как свобода мысли и свобода слова. С самого детства героиня отличалась невероятной храбростью и решительностью:
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».
Катерина жила беспечно и беззаботно, но лишь до своего замужества. В браке героине пришлось столкнуться с грубостью, непониманием и оскорблениями. Она пыталась смирится с таким отношением к ней и полюбить Тихона, но у героини ничего не вышло. Ее свободолюбивая натура просто оказалась неспособной на это. Из-за безысходности героиня была вынуждена пойти на лицемерие и начать вести тайную жизнь. Однако и такой образ не выдержал её характер. Это в лишний раз доказывает, что Катерина отличается от всех героев пьесы своей прямотой, нравственной чистотой и свободой, а также честностью и совестью. Катерина очень боится грозы. Она считает, что гроза бывает неспроста. По ее мнению, она посылается людям в наказание за грехи.
Катерина ощущает себя великой грешницей, так как она предала супруга. Подобно природной стихии, в душе героини зарождается гроза. Катерине сложно сделать выбор: жить рядом с любимым Борисом, но во грехе и в атмосфере осуждения, или жить по законам «тёмного царства», завыв о своих чувствах. Героиня выбрала Бориса, но он не смог взять на себя ответственность за любимую женщину. Именно отношения Катерины и Бориса похожи на грозу. Они развиваются так же стихийно, как и природное явление. При этом и заканчиваются быстро, подобно стихии.
Таким образом, можно утверждать, что образ грозы в известном произведении Александра Николаевича Островского символизирует наказание и силу рока. Со смертью главной героини Катерины многие герои меняются, их терпение подходит к концу. Тихон решается на протест против матери. Кулигин во всем случившемся обвиняет жителей города Калинова. Варвара сбегает из дома с любимым. Смерть Катерины ознаменовала крушение жестоких законов «тёмного царства».
Автор: Виктория Комарова
Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение
Поделиться