Что значит художественный рассказ

Как прекрасен этот мир! каким необычайно красивым сделал его творец!и, как же много мы еще не знаем о нем сколько

Как прекрасен этот мир! Каким необычайно красивым сделал его Творец!И, как же много мы еще не знаем о нем… Сколько тайн и секретов хранят в себе океаны, джунгли, пустыни и даже крошечные муравейники, которые нам кажутся такими обычными и ничем не примечательными!

Давайте все вместе отправимся в удивительное путешествие по нашей планете, чтобы увидеть ее красоты! И, сейчас мы заглянем в гости к пчелам…

Из этого познавательного рассказа для детей вы узнаете, зачем пчелки заготавливают мед, как устроены их семьи, зачем пчеловодам «доспехи», как в старину люди защищали драгоценное лакомство от медведей и еще много-много чего интересного!

И, конечно, говоря о маленьких полосатых труженицах, невозможно умолчать о меде! Поэтому, мы и о нем расскажем удивительные факты.

Это, поражающий воображение рассказ, об удивительной цивилизации маленьких существ, к которым мы так привыкли, что уже перестали замечать. И, между прочим, зря! Ведь, это одни из самых загадочных насекомых на нашей планете! Мы просто уверены, что прочитав этот познавательный рассказ, вы узнаете много нового!

Начальные классы

Ломец Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка»

Русская литература (литературное чтение)

Тема:

1) научно-познавательный рассказ «Луна»; 2) рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Луна».

Цели:

сравнение и анализ научно-познавательного и художественных рассказов; нахождение их отличительных черт и
особенностей.

Задачи:

повторить отличительные признаки научно-познавательного рассказа; учить анализировать, сравнивать, делать
выводы; развивать монологическую речь учащихся, их воображение, память; формировать интерес к литературе разных жанров.

Оборудование:

выставка энциклопедий по теме «Космос», таблица «Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и
художественного произведения», карточки для сравнительного анализа рассказов, стикеры «Звёздочки».

Ход урока

I

Организационно-психологический момент

Ученик читает стихотворение «Родная планета»

Вверх взлетим, как ракета.

Вниз полетим, как комета.

Мы к звёздам стремились и к свету,

Теперь на родную вернёмся планету.

Есть девять планет, но эта –

Третья от Солнца планета –

Родная наша Земля.

Широка и привольна она!

Здесь шумят и леса, и поля.

Никогда не наскучит она!

II

Сообщение темы и целей урока

– Сегодня у нас не обыкновенный урок, а урок-исследование. Вспомните, что
означает слово «исследование»? / изучение, поиск, опыты, наблюдение…/

– Так как мы с вами работаем над проектом «Космос», тема нашего исследования на уроке такова (запись на
доске
): сравнение и анализ научно-познавательного текста и художественного рассказа.

Цель: найти отличительные черты научно-познавательной рассказа в сравнении с художественным
рассказом.

III

Актуализация знаний. Викторина

(за правильный ответ
ученик наклеивает себе звёздочку)


СЧИТАЛОЧКА

Отправляются ракеты

На любую из планет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Назовите, что хотите –

Весь на выбор небосклон:

Есть Венера, есть Юпитер,

Марс, Меркурий и Плутон.

Кому выпадет водить –

Раз, два, три – ракета ждёт.

Начинается отсчёт:

Пять, четыре – небосвод,

Три – нацелился пилот,

Два, один – вниманье, ВЗЛЁТ!

1.

Что такое космос? / это всё, что существует: Солнце, Земля, Луна, планеты, звёзды, кометы/

2.

Какие отличительные черты космоса вы знаете? / нет кислорода, существует невесомость/

3.

Какой цвет неба в космосе? / чёрный/

4.
Что такое звёзды? / это громадные газовые шары, температура которых достигает нескольких тысяч градусов/

5.

Сколько звёзд известно учёным? / 200 млн./

6.

Какие бывают звёзды? / гиганты, карлики/

7.

Какая звезда самая крупная в нашей системе? / Солнце/

8.

Сколько планет в Солнечной системе? / 9: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон/

9.

Какая планета ближе всех к Солнцу? / Меркурий (бог торговли)/

10.
Как называют вторую планету? /Венера/

11.
Дайте название красной планете. Почему её так называют? / Марс, бог войны/

12.
У какой планеты имя бога морей? / Нептун/

13.
Какая планета самая далёкая? / Плутон/

14.
У какой планеты есть множество колец? / Сатурн/

15.
Назовите планеты-гиганты. / Сатурн, Юпитер/

16.
Какая планета самая горячая? Холодная? Почему? / Меркурий, ближе всех к Солнцу; Плутон, дальше всех от Солнца/

17.
Какая планета самая большая? / Юпитер/

18.
Какая планета может быть видна даже днём? / Венера/

19.
У чего есть корона? Из чего она? / у Солнца; облако газов/

20.
Как называется наша Галактика? / Млечный путь/

21.
Сколько существует созвездий? / 88/

22.
Как называют созвездие в виде перевёрнутого ковша? / Большая медведица/

23.
Что такое комета? / огромная глыба из камня и льда/

24.
Что такое орбита? / траектория, по которой движется планета/

25.
Что такое спутник? / небольшие небесные тела, которые вращаются вокруг планет/

26.
Назови спутник Земли. / Луна/

27.
Как называется прибор для изучения звёзд и планет? / телескоп/

28.
Как называется здание, из которого ведутся наблюдения за космосом? / обсерватория/

29.
Какой цвет имеет Земля, если на неё смотреть из космоса? / голубой/

30.
Назовите имя первого космонавта и дату его полёта в космос. / Юрий Гагарин; 12 апреля 1961 года (в этом году отмечалось 50-летие
первого паллета в космос)/

31.
Назовите имя первой женщины-космонавта. / В.Терешкова/

32.
Назовите имена космонавтов-белорусов. / Пётр Климук, Владимир Ковалёнок/

IV

Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и
художественного произведения

(ученики называют, на доске «открываются» окошки таблицы)

Научно-познавательный рассказ

Художественное произведение

·

Название

·

Не всегда указывается автор

·

Нет сюжета

·

Научные сведения и факты

·

Название

·

Есть сюжет

·
Художественная
выразительность

V

Физкультминутка «Кто на месяце живёт»

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт? (ходьба на месте
)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз. (наклоны вперёд на несколько секунд
)

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой. (машут руками за спиной
)

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (машут руками перед собой
)

Кто садится на кровать,

Кто на стул, а кто на шкаф,

Кто на кресло, кто на стол,

Кто на полку, кто на пол. (приседания
)

Ну, и мы давайте сядем

И откроем-ка тетради. (возвращаются за парты
)

VI

Работа с текстами. Заполнение карточки сравнения рассказов.
Работа в парах.

– Чтобы достигнуть цели нашего исследования мы должны подробно проанализировать рассказы, которые читали дома, и заполнить карточки для
сравнения.

1.


Чтение текстов:

Луна

Луна – естественный
спутник Земли. Она движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц.

Луна в несколько раз меньше Земли.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца.

На Луне нет воздуха и воды, поэтому люди там не живут.

На Луне можно увидеть светлые и тёмные пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не
знали, поэтому и назвали их морями. Тёмные пятна – это ровные участки (равнины).

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На Луне всюду видны лунные кратеры (ямы), которые образовались от ударов метеоритов – камней,
упавших из космоса.

На поверхности Луны днём стоит жара до 130 градусов, а ночью – мороз – 170 градусов.

Луна

/В. Горьков, Ю. Авдеев/

Ближайший сосед Земли, точнее, не сосед, а её спутник в бесконечном космическом пространстве – это Луна.

Древние люди наделяли Луну волшебными свойствами. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и даже здоровье. Луну воспевали в
стихах, ей поклонялись как божеству, её изображали на боевых знамёнах.

Наблюдая за луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно
убывала, пока не исчезла совсем. А через некоторое время всё повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: «Может быть, по Луне можно отсчитывать время?» И они создали календарь, по
которому стали вести счёт неделям и месяцам.

Человек ещё только мечтал слетать на Луну, а учёные уже подсчитали до неё расстояние. Велико ли оно? Если сделать шары размером с Землю и поставить их
друг на друга, то тридцатый коснётся Луны.

Луна сравнительно невелика. А большой она кажется потому, что расположена ближе других небесных тел.

ПОЧЕМУ ЛУНА – СПУТНИК?

В астрономии спутником
называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

Искусственные спутники
– это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Их запускают с
различными целями: для научных исследований, для изучения погоды, для связи.

Луна
– единственный естественный спутник Земли, зато такой большой и близкий!

Она видна невооружённым глазом лучше, чем любая планета в телескоп
. Телескопические наблюдения и крупные фотографии показывают, что её красивая
поверхность не ровная и чрезвычайно сложная. В бинокль хорошо видно, что Луна – шар. На Луне видны тёмные пятна, которые называют морями. Но в них нет ни капли воды.

Активное изучение естественного спутника Земли началось с 1959 года. Для всестороннего её исследования были запущены космические зонды, автоматические
межпланетные станции. И до настоящего времени космические аппараты приносят немало информации для работы селенологов
(учёных, изучающих Луну). Много загадок хранит в себе наш спутник.
Долгое время люди не видели его обратной стороны вплоть до 1959, когда автоматическая станция «Луна-3» сфотографировала невидимую сторону лунной поверхности. Позднее на основе снимков были
составлены карты поверхности луны.

Научно-познавательный рассказ — что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире — необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли — и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» — художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

1182039

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание — определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

1182040

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста — вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

1176619

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация — а это черта художественной литературы — все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

1176624

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ — это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

1176633

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ — это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также общества — все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения — проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры — всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

Хотя Л.Н. Толстой и известен всему миру как мастер монументальной прозы, среди творческого наследия писателя есть немало произведений небольшого размера. Отдельную их категорию составляют рассказы для детей, в том числе для воспитанников Яснополянской школы.

Произведения Толстого для детей

Среди произведений Толстого для детей можно выделить несколько основных жанров. Первый из них — это сказки. Большая часть сказок представляет собой обработанные народные сюжеты (как, например, «Три медведя»), которые были включены в состав знаменитой толстовской «Азбуки».

Еще один жанр, любимый Толстым, — это быль. В таких произведениях он описывает события, которые происходили в реальности, однако художественно обрабатывает их. К этому типу относятся знаменитые «Филипок» и «Лев и собачка».

Создал писатель большое количество реалистичных рассказов, героями которых часто являются сами дети. Сюда можно отнести произведения «Пожар», «Девочка и грибы» и т.д.

Наконец, последний жанр, в котором Толстой создавал истории для детей, это научно-познавательные рассказы. Поговорим о нем подробнее.

Научно-познавательные рассказы Толстого

К числу наиболее известных научно-познавательных произведений Толстого для детей относят рассказы:

  • «Зайцы».
  • «Какая бывает роса на траве».
  • «О муравьях».
  • «Как волки учат своих детей».
  • «Отчего в темноте видно?».
  • «Яблони».
  • «Как ходят деревья».

Уже из названий произведений видно, что большая их часть посвящена описанию природных явлений. Толстой рассказывает во всех подробностях о повадках животных, различных растениях и т.д. При этом стиль изложения является достаточно лаконичным, но емким. Это помогает детям лучше воспринимать материал и усваивать самые главные моменты, касающиеся той или иной темы.

Научно-познавательные рассказы Толстого — прекрасный пример того, как художественное произведение может сочетаться с образовательной функцией. Дети хорошо запоминают яркий образ, а вслед за ним и главные факты, которые касаются научной характеристики предмета повествования.

Научно-познавательный рассказ — что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире — необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли — и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» — художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

1182039

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание — определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

1182040

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

Познавательная литература и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста — вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

1176619

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация — а это черта художественной литературы — все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

1176624

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ — это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

1176633

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ — это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества — все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения — проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры — всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

Урок русского языка в 6 классе (УМК М.М.Разумовской)

Тема:
Рассказ — один из жанров художественного повествования

Тип
урока:
урок развития речи, урок усвоения новых
умений и навыков.

Цели урока: (образовательные,
развивающие, воспитательные):

Образовательные: 

углубление и закрепление умений учащихся определять типы
речи;

— формирование представлений о
рассказе как одном из жанров повествования;

— формирование умения определять
основные композиционные элементы рассказа.

Развивающие:

      — развитие коммуникативных
навыков учащихся (умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать,
сопоставлять, анализировать и делать выводы);

      — совершенствование умения
осуществлять самостоятельную деятельность на уроке через индивидуальную, парную
и групповую работы;

      — развитие умения применять
имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных
задач.

Воспитательные:

— воспитание у учащихся доброжелательного отношения
друг к другу, умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми; 

— воспитание уважительного отношения
к родному языку.

Задачи:

·       
повторить функциональные типы речи;

·       
закрепить умение определять признаки
повествования как типа речи;

·       
находить, анализировать и отбирать
необходимую для решения познавательных и коммуникативных задач информацию;

·       
самостоятельно организовывать собственную
деятельность, оценивать ее;

·       
эффективно общаться и сотрудничать со
сверстниками.

Личностные
результаты:

1) повышение
познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и
самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

2)
воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку как одной из основных на­ционально-культурных ценностей
русского народа, его
значения
в процессе получения школьного образования,
стремления к речевому самосовер­шенствованию;

3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

4) развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности
и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

6) развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.

Предметные
результаты:

1) систематизация
и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках развития речи; умение
применять знания о тексте;

2)
совершенствование коммуникативных умений;

3) развитие
навыков культуры речи и речевого общения;

4)
обучение содержательно-композиционному анализу текста: тип речи, композиция,
средства художественной выразительности;

5)
понимание коммуникативно-эстетических возможностей языка и использование их в
собственной речевой практике.

Метапредметные
результаты:

1)развитие
основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;

2) развитие
мышления и формирование процессов мыслительной деятельности средствами языка,
используемыми в речи;

3)
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме);

4)
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

5)
формирование способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;

6)
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни,
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
предметам.

Методы: частично-поисковый,
проблемный.

Подход:
дифференцированный, индивидуальный.

Формы
работы
: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентация,
раздаточный материал.

Ход урока:

1.     Организационный
этап (1 мин.)

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.

Вы урок начать готовы?

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать?

Встали правильно, красиво.

Вот теперь готов наш класс!        

Значит, можно начинать.

Садитесь.

2.     Актуализация
знаний (6 мин.)

Задача:
Вспомнить изученное по теме «Текст. Типы речи».

Работа в группах:
решение кроссворда. Решаем кроссворд: прочитать текст (карточки для групповой
работы, приложение 1)
; найти ответ на поставленный вопрос и записать его в
кроссвордную сетку (презентация, слайд 2). Выбор ответа обосновать (презентация,
слайды 3 – 10).

Ключевое слово
кроссворда является ключевым словом темы нашего урока.

3.    
Постановка проблемы. Определение темы
урока (3 мин.)

Задача: определить
ключевые понятия темы урока. Сформулировать тему урока.

1) Фронтальная
беседа с опорой на вопросы:

-Какое слово у нас
получилось?

-Что такое
рассказ?

-Какой тип речи
характерен для рассказа?

— Какого стиля
речи мы придерживаемся, когда создаём рассказ как произведение?

(слайд 11:
рассказ – повествование, жанр, художественный стиль).

2) Сформулируем
тему урока, опираясь на данные слова (слайд 12).

3) Объясним
орфограммы, которые встречаются в словах темы урока.

Какая
пунктуационная ошибка допущена в записи темы?

4.    
Целеполагание (2 мин.)

-Любой ли текст
повествовательного характера является рассказом?

Задача: выяснить,
чем рассказ отличается от собственно повествования, каковы его особенности, как
он строится.

(Слайд
12:
характерные особенности, композиция.)

Работа с текстами
(слайд 13). Сравнить два текста:

-Какой из текстов,
на ваш взгляд, является рассказом? Что характерно для рассказа?

(По ходу урока на
доске запись: рассказ – повествование – событие – композиция).

— Сформулируйте,
что такое рассказ, указав на его особенности.

      
5. 
Коррекция знаний (3 мин.)

Задача: выяснить правильность полученной информации, при необходимости дополнить
её.

1)    Работа
с учебником:
прочитать материал учебника (стр.193-194),
проверить правильность сформулированного определения рассказа, дополнить его
(на доске – названия композиционных элементов рассказа).

2)    Работа
с текстом: выделение композиционных элементов (
(упр.
485 (часть 2). – слайд 14.

6.    
Физкультминутка (1 мин.)

Задача: обеспечить
активный отдых организму в процессе учебной деятельности.

7.  
 Первичное закрепление (10 мин.)

Задача: обучение содержательно-композиционному
анализу текста.

1)    Закрепление
(форма работы: вопрос – ответ).

— что характерно
для рассказа как жанра художественного повествования?

— что лежит в
центре рассказа?

— сколько частей
предполагает рассказ?

— какие элементы
выделяют в основной части рассказа? (слайд 16)

2) Работа с
текстом в группах (слайд 17).

1 группа:
прочитать текст упр.485 (1 часть), доказать, что это рассказ; выделить
композиционные элементы рассказа (задание 1) – слайд 18

2 группа: упр. 485
(1 часть): выделить композиционные элементы рассказа, обратить внимание на
слова, используемые в начале каждой композиционной части – слайд 19

3 группа: упр.484:
распределить данные слова и словосочетания в зависимости от возможного места их
в тексте — слайд 20

4 группа: упр.
485, задание 2: выделить в 1 части упражнения и охарактеризовать средства
художественной выразительности, используемые в тексте – слайд 21

3) Проверка
выполнения задания.  Обобщение по теме – слайд 22.

      
8.
Самостоятельная работа с использованием
полученных знаний (10 мин.)

Задача: закрепить полученные на уроке знания.

Работа
в группах (
слайд 23).

1
группа: выделить в тексте сказки В.Сутеева композиционные элементы (текст
сказки);

2
группа: расположить фрагменты текста сказки в нужном порядке согласно
композиции (нарезка текста сказки).

3 –
4 группы: расположить рисунки к сказке в композиционном порядке, придумать
предложения к рисункам (сюжетные рисунки к тексту сказки). (Слайды 24 – 25).

9.    
Рефлексия (3 мин.)

Задача:
обобщить изученное на уроке.

1)    Фронтальная беседа (слайд 26).


Напомним тему урока.


Какие задачи ставили?

-Выполнили
ли поставленные задачи?


Что узнали о рассказе?

2) Составить
структурную модель рассказа, используя фигурные элементы (детали для модели
рассказа, приложение 2).

    
10. 
Домашнее задание (1 мин.):
упр.486, упр. 470 (по выбору учащихся).

Задача:
развивать творческие способности учащихся.

11.   Оценивание деятельности учащихся. Самооценка (3 мин.)

Задача:
дать самооценку своей  работе на уроке.

Художественный
фильм «Небо» – картина о трагической гибели
летчика Олега Пешкова, самолет которого был сбит истребителем турецких ВВС пять
лет назад в Сирии, – выходит в широкий прокат 18 ноября. Это первый художественный
фильм об операции российской военной группировки в этой стране, первый фильм о
современном Герое России и первый, снятый на территории ближневосточной страны,
где еще продолжаются боевые действия.

Летчик
Олег Пешков стал прототипом героя фильма подполковника Сошникова. Русский солдат, настоящий кадровый офицер, истинный
«суворовцев», который навсегда выбрал профессию – до последней капли крови защищать
Отечество. Такой высокий, возможно,
самый высокий из возможных в мужской судьбе, выбор навсегда ассоциирован в
русской культуре с небом. Потому что только небо – это настоящий уровень жизни,
ее целевая высота для настоящих мужчин.

«Знаете,
Олег любил компании, друзей, но больше всего он любил небо. Он был создан для
него», – так характеризует героя его соседка по военному городку на Дальнем
Востоке Валентина Бухарцева в беседе с журналистом «Амурской правды».

«Понимаете,
все офицеры тех годов были влюблены в небо. Оно было всегда на первом месте.
Без полетов у них начиналась депрессия, ну а после взлета и посадки настроение
всегда хорошее – жизнь удалась! Олег был именно таким – человеком, который
безумно и безоговорочно любил небо!» – так рассказывает о нем и жена его
друга-офицера Светлана Шумова.

«Небо»
– так назван этот фильм. Фильм, который, по словам министра обороны России
Сергея Шойгу, однозначно подтверждает, что стране «удалось вернуть тот дух,
который должен здесь быть». Фильм, который задуман как одна простая история о
жизни и смерти русского летчика, погибшего в небе над Сирией за то, чтобы
русское небо было мирным.


Это рассказ о том, что человек до конца, до последнего мига жизни был верен
своей присяге, своему долгу. И это история о подвиге во имя жизни. Мы, безо
всяких преувеличений, живем благодаря таким подвигам! – констатирует главный
режиссер картины Игорь Копылов.


Наши герои – люди, которые тихо, скромно, без пафоса делают свою работу,
выполняют свой долг. И благодаря силе характера, силе духа сохраняют мир и
спасают нас от беды, от войны! – подчеркивает актер Иван Батарев.


Я постоянно пытался представить себе, что испытывал настоящий герой в жизни.
Конечно, все мои трудности – это просто ерунда, по сравнению с тем, что пережил
он! – уверен исполнитель главной роли Игорь Петренко.

Особый
вкус картине придает предельная, до полной документальности, реалистичность
происходящего. Это, с одной стороны, неудивительно – ведь съемки «Неба» шли на
военных аэродромах и военных полигонах в нашей стране, на российской военной
базе в Сирии, в них была использована только реальная боевая техника, а актеры несколько месяцев готовились
к работе в реальном тренировочном лагере Сил Специальных Операций. Но, с другой
стороны, вся техника без человеческого духа мертва. «Наши павшие, как часовые» –
собственно, именно это вечное русское чувство и дает фильму «Небо» тот самый
неистребимый дух реальной сопричастности к подвигу. Неслучайно главный режиссер
особо подчеркивал: «Нам очень хотелось создать кино, которое любой зритель в
кинозале воспринимал бы как относящееся непосредственно к нему».

Показательно
здесь и то, что вся съемочная группа каждый день сдавала «экзамен на правду» другому
герою – летчику, который выжил в том бою. Один из реальных участников этой
истории – майор Константин Мурахтин – выступил главным консультантом на
съемочной площадке фильма. «Его участие нас, безусловно, подпитывало, давало
заряд энергии и повышало градус ответственности. Очень хотелось не ударить
перед ним в грязь лицом и сделать хорошую, достойную работу!» – рассказывает
один из актеров «Неба».

«Я
все время озирался, все время поглядывал на него, ждал какой-то критики: так
или не так? Он подходил, где-то что-то поправлял. От него исходила мощнейшая
поддержка! Нам помогали и другие летчики, технический персонал, работники
взлетной полосы», – отмечает и Игорь Петренко.

Те
события ноября 2015 года, когда мир оказался на грани большой войны из-за
сбитого русского СУ-24 и гибели одного из пилотов, многое изменили на планете,
буквально развернули вспять все происходившее на Ближнем Востоке.

– Мне
кажется, главная мысль этого фильма: «Не изменяй себе!» В любой критической
ситуации нужно не изменять своим лучшим качествам – это самое важное! – так
понимает смысл событий один из участников съемок.


Если бы изначально не было веры, что это правильное и очень нужное кино, то его,
наверное, и не было бы. Сегодня, к сожалению, очень мало таких фильмов – с
правильным, здоровым зарядом, – отмечает и исполнитель главной роли.


Это не повествование, буквально повторяющее день за днем жизнь главных героев,
а собирательная история о русских офицерах. Это история, основанная на реальных
событиях и вобравшая биографии огромного числа русских офицеров, – рассказал
автор сценария и режиссер фильма Игорь Копылов.

  • Что золушке заменяло стул в сказке
  • Что значит слово грамотой в сказке о царе салтане
  • Что значит слово престоле в сказке о царе салтане
  • Что значит сочинение отзыв
  • Что значит слово обедне в сказке о мертвой