Постепенно литературная сказка стала полноценным направлением художественной литературы. Сегодня этот жанр универсален, он отражает явления окружающей действительности, ее проблемы, достижения, успехи и неудачи. При этом связь с фольклором осталась прежней, неразрывной. Итак, попробуем разобраться, что такое литературная сказка.
Определение
Сначала дадим определение: сказка — это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием фантастических и волшебных явлений.
Теперь узнаем, что такое литературная сказка.
Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности.
Определения похожи, но во втором, касающемся литературной сказки, есть определенная конкретизация и уточнения. Они касаются типов героев и пространства, а также автора и проблематики произведения.
Черты литературной сказки
Теперь перечислим главные черты литературной сказки:
- Отражает эстетику и мировоззрение своей эпохи.
- Заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики.
- Сочетание вымысла и реальности.
- Гротескный мир.
- Присутствует игровое начало.
- Стремление к психологизации героев.
- Позиция автора ярко выражена.
- Социальная оценка происходящего.
Народная и литературная сказка
Что такое литературная сказка, чем она отличается от народной? Авторскую сказку считают жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя ее жанровые отличия. Можно сказать, что народная сказка эволюционировала в литературную.
Литературная сказка проходит ряд этапов по мере своего удаления от первоисточника – сказки. Перечислим их в порядке увеличения дистанции:
- Простая запись фольклорных сказок.
- Обрабатывание записей народных сказок.
- Пересказ сказки автором.
- В авторской сказке внутренняя форма отличается от народной, а фольклорные элементы изменяются в зависимости от замысла писателя.
- Пародии и стилизации – их задачи связаны с педагогической направленностью.
- Литературная сказка максимально удалена от распространенных фольклорных сюжетов, образов. Речь и стилистика такой сказки ближе к литературной традиции.
В чем проявляются народные традиции литературной сказки
Что такое литературная сказка? Это, как мы уже сказали, соединения литературного и фольклорного. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, определим, что же народного унаследовала литературная сказка.
Писатели обычно берут за основу сюжеты фольклоров. Например:
- волшебное происхождение или рождение главного героя;
- нелюбовь мачехи к своей падчерице;
- испытания героя обязательно несут нравственный характер;
- спасенные животные, которые становятся помощниками героя и т. п.
Писатели также эксплуатируют сказочные образы-персонажи, наделенные определенными функциями. Например:
- Идеальный герой.
- Помощник идеального героя.
- Тот, кто отправляет в путь героя.
- Даритель волшебной вещи.
- Тот, кто вредит идеальному герою и мешает выполнить поручение.
- Похищенный персонаж или вещь.
- Ложный герой – тот, кто пытается присвоить себе чужие подвиги.
Пространство и время сказочного мира зачастую строятся по законам фольклорного. Это фантастическое неопределенное место, а время то замедляется, то убыстряется, оно тоже волшебное и не поддается законам реальности. Например: остров Буян; тридевятое царство, тридесятое государство; долго ли коротко ли; быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Стараясь приблизить свои сказки к народным, писатели прибегают к использованию фольклорной поэтической речи: эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки и т. п.
Обратившись к народным традициям, мы смогли ответить, что такое литературная сказка в ее связи с фольклором. Рассмотрим теперь другую составляющую нашей сказки – литературную, и попробуем понять, что отдаляет ее от народного наследия.
Что такое литературная сказка и чем она отличается от народной
Примеры и сравнения литературных и народных сказок позволяют выделить ряд их отличий.
Авторская сказка всегда записана, ее вид неизменен. В то время как фольклорная передавалась из уст в уста, и каждый новый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в нее или убрать.
Литературная сказка отличается своей изобразительностью. Автор старается детально описать местность, события, сделать персонажей ближе к реальности, чтобы читатель поверил в происходящее как можно больше.
Таким образом, что такое литературная сказка, как не психологизм героев? Писатель пытается исследовать внутренний мир персонажа, изобразить переживания. Так, Пушкин в «Царе Салтане», изображая встречу героя с женой и сыном, описывает: «В нем забилось ретивое… дух в нем занялся царь слезами залился». В фольклоре такого не встретишь.
Ершов, Пушкин, Одоевский и другие писатели-сказочники наделяют своих персонажей полноценным характером. Это не просто герои, характерные для фольклора, это полноценные живые люди со своими стремлениями, переживаниями, противоречиями. Даже чертика в «Сказке о Балде» Пушкин наделяет наивным детским характером.
Чем еще отличается литературная сказка
Что такое литературная сказка? Ответы на этот вопрос можно найти в специфике литературного произведения. А именно в яркой выраженности авторской позиции. В сказке она проявляется через оценки, отношение к происходящему, по которым легко догадаться, кому из героев автор симпатизирует, а кого не любит или высмеивает. Так, описывая попа, его страхи и природную жадность, Пушкин высмеивает это.
Литературная сказка всегда будет отражать авторский взгляд на мир, его представление о жизни и идеи. Мы будем видеть писателя, его устремления, ценности, духовный мир, желания. В фольклорной же сказке могут отразиться только идеалы и ценности всего народа, личность рассказчика в ней будет стерта.
Итак, что такое литературная сказка в ее классическом понимании? Это слияние авторской самобытности и народных традиций.
Истоки литературной сказки
Корни литературной сказки уходят в глубокую древность. Существует записанная египетская сказка о двух братьях, датированная XIII в. до н. э. В эпосе также есть отсылки к сказочным сюжетам, например, в вавилонском цикле о Гильгамеше, у ассирийцев — в преданиях об Ахикаре, в греческом — это «Илиада» и «Одиссея».
Во времена Средневековья литературную сказку использовала церковь, превращая в притчу. Подобная традиция сохранилась вплоть до XIX в.
Эпоха Возрождения перенесла элементы сказок в новеллу, используя их для создания сатирических и дидактических элементов.
Появление литературной сказки
Но только в XVIII в. литературная сказка стала самостоятельным художественным жанром, во многом благодаря увлечению романтизма народными традициями. В это время, чтобы ответить на вопрос, что такое литературная сказка, примеры пришлось бы брать у Шарля Перро и А. Галлана в Европе и у М. Чулкова в России.
В XIX в. популярность литературной сказки возрастает. К этому жанру обращаются Гёте, Шамиссо, Тик, Эдгар По, Гофман, Андерсен. Русская литература этого периода также богата сказками. Это В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Толстой и др.
Сказки Пушкина
Что такое литературная сказка? Определение, которое мы дали выше, прекрасно иллюстрируют сказки А.С. Пушкина. Изначально они не рассчитывались на детей, но быстро оказались в кругу детского чтения. Названия этих сказок известны нам с детства:
- «Сказка о царе Салтане».
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».
- «Сказка о золотом петушке».
Все эти сказки имеют сюжетную связь с народными. Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы. Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка.
Краткое содержание «Сказки о попе и работнике его Балде»
Рассмотрим одну из сказок Пушкина. Сущность этой сказки в сатире на служителей церкви, обманывающих народ. Высмеиваются также человеческие качества: глупость, жадность и лицемерие. Из жадности поп решается нанять за гроши слугу, который будет выполнять тяжелую работу. Глупость вынуждает его согласиться на предложение Балды. Но по мере приближения расплаты в попе просыпается коварство и злоба – он решается погубить работника.
Сказка не была опубликована в таком виде, цензоры заменили попа на Купца Остолопа. Но суть сказки осталась прежней – она продолжала высмеивать человеческие пороки.
В этой сказке, как и в других, Пушкин создает психологически совершенных персонажей. Каждого автор наделяет характером и личностными особенностями. А язык хоть и стихотворен, максимально приближен к народному. Пушкин всегда стремился уйти от вычурного литературного стиха к чему-то более легкому, гибкому, свободному. Все эти качества ему удалось найти в народном творчестве.
Таким образом, литературная сказка имеет богатую историю развития, является уникальным сплавом фольклора и авторского произведения и продолжает развиваться и по сей день.
Сценарии новогодних праздников
Литературно-музыкальная композиция к новогодним праздникам.
20.12.2021
Цель: вызвать интерес к предстоящему празднику, создать праздничное новогоднее настроение.
15.12.2021
Цель: развивать у детей умение работать в команде, помогать друг другу, находить совместные решения.
14.12.2021
Сценарий новогоднего концерта – спектакля в Доме культуры.
11.11.2021
Для удобства чтения иные слова написаны в транскрипции.
20.10.2021
Сценарий новогоднего праздника «В гости к нам бычок идет» для 1 класса.
21.04.2021
Новогодний музыкальный спектакль для старшеклассников по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха» «Коварство и Любовь».
24.01.2021
Сценарий проведения новогоднего праздника для обучающихся старших классов.
25.02.2020
Сценарий праздничного новогоднего утренника «Приключения Кузи и Бабы-Яги на елке в детском саду. Дети под музыку вбегают в зал и встают в хоровод.
11.02.2020
Действующие лица: Ваня, Люся, Мальчик, Девочка, Снеговик, Дружок, Лиса, Филин, Волк, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Мишка, Зайка, Зайчиха.
16.10.2019
Цель: создать праздничную сказочную обстановку, вызывать у детей радостные положительные эмоции, формировать всесторонне развитую, целостную личность.
26.12.2018
Старый год кончается,
Хороший добрый год…
15.12.2018
Не далеко не близко, не высоко не низко,
А это было в тридесятом царстве, тридевятом государстве…
15.12.2018
Забавная новогодняя сценка для учащихся 4 — 6 классов по мотивам мультсериала о Смешариках. Встраивается в любой новогодний сборный сценарий и позволяет задействовать большое количество учащихся. Если же класс маленький, то можно легко сократить количество участников. Сценка предполагает исполнение 2-х песен,- лирическую (О Новом годе, например, о дружбе, о счастье) и забавную (мы пели «Шёл по Африке медведь»). Уходят Смешарики под песню «Маленькой ёлочке холодно зимой», можно просто музыку, без слов..
12.09.2018
В Новогодний праздник не должно быть уныния и скуки. поэтому все дети, присутствующие в зале принимают активное участие в победе добра над злом. т.е. помогают Козе наказать Волка и Лису. Конечно же, побеждает Коза. Всё заканчивается хорошо. Тёплая. непринуждённая атмосфера праздника помогает создать уют и по-настоящему доброе веселье в зале.
11.09.2018
Сценарий Новогодней дискотеки для учащихся 6-х классов. Действующие герои: Петрушка, Домовой Кузя, Баба Яга, леший, Дед Мороз, Снегурочка из числа учащихся. Традиционные игры и новогодние песни.
24.07.2018
Цель: формировать у дошкольников представление о Новом годе как о веселом и добром празднике, как начале календарного года; формировать умения доставлять радость близким людям и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки; вызывать эмоционально положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью.
20.02.2018
Детская мюзикл — сказка для детей 1-4 классов. Наверное, ни один праздник детвора так не ожидает,как Новый год!Это и сюрприз, и веселье, а главное сказка, куда дети попадут на данном празднике.
26.11.2017
Сценарий новогоднего утренника предназначен для учащихся начальной школы. В сюжет вставляются концертные номера, поэтому принять участие в таком празднике могут как первоклассники, так и выпускники начальной школы. Ведущими являются ученики 4 класса. Они же помогают педагогам в проведении игр и конкурсов.
27.06.2017
Этот сценарий поможет вам встретить Новый год весело, с иронией, даст возможность раскрыться артистическим способностям даже у самого «закрытого» ученика. Ведущая в самом начале делает делает установку на представление по примеру развлекательного шоу, в дальнейшем она же исполняет роль тёти Оксаны.
01.11.2016
Сценарий новогодней сказки можно использовать при организации общешкольных новогодних мероприятий. Материал подходит для классов начальной школы. Актерами могут выступать обучающиеся старших классов. Между сценами сказки – музыкальные номера на новогоднюю тематику. Количество действующих лиц (учеников 8а класса) можно варьировать. Продолжительность действия: 30 минут.
01.02.2016
Проектный продукт: сценарий спектакля и постановка спектакля «Сказка в новогоднюю ночь». Я подробно описываю творческий процесс, проблемы во время репетиций, выступление, предлагаю созданный в процессе творческого поиска сценарий и «музыкальную дорожку» для сценария. Ребятам очень понравилась работа над проектом.
26.01.2016
В этой доброй музыкальной сказке рассказывается о том, как девочка Маша и ее друг Медведь — герои любимого мультфильма «Маша и Медведь» в новогоднюю ночь отправляются за волшебной снежинкой к самой Снежной Королеве… на пути им встречаются герои наших любимых сказок…это и Баба Яга ,Кощей Бессмертный,Король и Принцесса, Водяной, цыгане,и конечно же сам Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой…..А какие же приключения их ждали? Вы узнаете, когда прочтете сценарий!
26.11.2015
Предназначен для детей подготовительного к школе возраста, включает в себя игры и упражнения различной направленности (на развитие связной речи, активизацию лексического запаса, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонетического восприятия и др.). Во время образовательной ситуации происходит быстрая смена видов деятельности, что позволяет удержать внимание детей, вызвать у них интерес. Использование аудиозаписей вносит в процесс деятельности эффект новизны, волшебства (дети впервые слышат голос Деда Мороза в записи). Интересен прием использования крахмала (получение звука шагов) — развивает фонематический слух, происходит процесс экспериментирования, знакомства с новым, ранее неизвестным детям веществом. Актуален к использованию, так как составлен на основе интеграции всех образовательных областей, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
31.08.2015
Сценарий новогоднего праздника, который можно провести в зрительном зале, на сцене которого будут выступать герои праздника: Пеппи, Незнайка, Баба Яга, Дед Мороз и Снегурочка. Учащиеся начальной школы выступают в роли активных зрителей, с ними проводятся конкурсы, игры. каждый класс представляет свой новогодний номер.
13.12.2013
Библиотечное занятие составлено в форме Исторического экскурса в прошлое: история возникновения праздника «Новый год», знакомство с образами Деда Мороза и Снегурочки». Занятие разработано с главной целью — прививать любовь и уважение к народным традициям.
25.10.2013
Задача праздника воспитывать у каждого ученика активное отношение к окружающей действительности, развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в атмосфере яркого эмоционального праздника, формирование традиций классного коллектива, проведение совместных мероприятий с участием родителей.
10.01.2013
Урок ознакомления и закрепление лексики по теме Рождество и Новый год. На уроке учащиеся учатся создавать мультфильмы на английском языке онлайн. Урок проводится в компьютерном классе.
18.12.2012
Сценарий внеклассного мероприятия: «Новый год!». В сценарий включены стихотворения — поздравления с Новым годом, различные конкурсы, проводимые в игровой форме. Праздник подходит для учеников 2-4 классов.
08.09.2012
Внеклассное занятие, позволяющее расширить представления детей о праздновании Нового года в России и других странах; развивать речь, внимание, мышление, сообразительность, находчивость; повторить правила пожарной безопасности при работе с пиротехникой: бенгальскими огнями, фейерверками, ёлочными гирляндами и т.д
26.06.2012
Оригинал
Берлинский государственный балет отказался в этом году от всех показов «Щелкунчика». Что не так со спектаклем, и почему он не соответствует духу нашего времени?
Вместо волшебного балета «Щелкунчик» Чайковского, традиционного для предновогоднего репертуара, в Берлине в этом сезоне будет идти «Дон Кихот». События в этом балете происходят, однако, под раскаленным солнцем Испании отнюдь не в канун Рождества, поэтому решение руководства театра не могло не вызвать вопросов. Как никак, «Щелкунчик» стоимостью 1,5 миллиона евро, поставленный в Берлине в 2013 году российскими хореографами Василием Медведевым и Юрием Бурлакой, был одним из самых популярных спектаклей в репертуаре театра.
Причину отмены «Щелкунчика» объяснила исполняющая обязанности директора Берлинского государственного балета Кристиана Теобальд (Christiane Theobald). В интервью берлинской газете Berliner Zeitung она, в частности, сказала: «Я убеждена, что мы должны поместить этого «Щелкунчика» в новый контекст, дать новое прочтение этому репертуару».
Постановка Мариуса Петипы вызвала вопросы
Отмененный в Берлине «Щелкунчик» является реконструкцией оригинального балета 1892 года в постановке Мариуса Петипы для Мариинского театра в Санкт-Петербурге. То есть сегодняшний зритель видит на сцене то, что более ста лет тому назад породили танцевальный гений и воображение легендарного танцора и балетмейстера. А ему помимо сказочной мышиной возни под елкой привиделись разнообразные экзотические танцы народов мира. И хотя в Турции и Китае Петипа не бывал, хореографию китайских и турецких танцев он осилил.
В 2021 году некоторые элементы этой хореографии и вызвали обеспокоенность на родине Э. Т. А. Гофмана (E. T. A. Hoffmann), автора рождественской повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король», по мотивам которой создан балет «Щелкунчик».
«Китайский танец показывает стереотипно семенящие шаги. В момент создания хореографии они не вызывали критических нареканий. Но сегодня мы должны это объяснить. Восточный танец с женщинами из гарема и солистом с коричневым макияжем на теле — это сегодня тоже нельзя выносить на сцену без объяснения. (…) В связи с актуальными дискуссиями о том, какой репертуар еще можно показывать в постколониальные времена, мы должны проверить, не будет ли сложностей с постановками в их первоначальной форме», — пояснила отмену «Щелкунчика» нынешняя глава Берлинского балета Кристиана Теобальд.
Что делать с «неполиткорректными» классическими постановками?
Берлинский государственный балет еще в 2015 году отреагировал на новые веяния политкорректности — в ответ на жалобы общественности для спектакля «Щелкунчик» перестали красить в черный цвет лица двух детей, выходивших на сцену в роли статистов. С тех пор так называемый «блэкфэйс» в Берлине не практикуется.
В ноябре 2020 года Берлинский балет оказался в центре еще одного скандала. Танцовщица ансамбля тогда публично заявила, что неоднократно подвергалась в театре дискриминации и расовым оскорблениям, особенно со стороны балетмейстера, из-за цвета ее кожи. Дело дошло до суда и было полюбовно улажено. Но руководство театра после инцидента пообещало «радикальные изменения» в театре и провело серию дискуссий под названием «Балет для будущего? Нам нужно поговорить!»
Суть их сводилась к тому, допустимо ли показывать сегодня шедевры столетней давности, которые не соответствуют современным нормам политкорректности. Что делать с классическим «Щелкунчиком», в котором предполагаемые фольклорные номера исполняют отнюдь не восточные танцовщицы и не китайские акробаты? Можно ли еще выпускать на сцену псевдо-индийских храмовых танцовщиц в «Баядерке»? И насколько соответствуют духу нашего времени покорные женские персонажи из потустороннего мира в балете «Жизель»?
Участники и участницы дискуссий в Берлинском балете тогда пришли к выводу, что делать что-то надо, но не запрещать и не подвергать цензуре, а объяснять в тех же программках, почему некоторые сцены балетов в оригинальной постановке могут сегодня показаться оскорбительными.
Объяснять, а не отменять
Так почему же «Щелкунчика» отменили, а не объяснили? Исполняющая обязанности директора Берлинского государственного балета Кристиана Теобальд сослалась на нехватку времени. «Я не сторонник отмен в культуре, напротив, я считаю, что такой большой ансамбль, как наш, должен иметь большой балетный репертуар. Но я просто не успеваю. Нужно провести массу специальных мероприятий, надо выслушать мнение ученых. Надо переделывать сопроводительные программки».
В балете «Дон Кихот», поставленном испанским хореографом Виктором Улатэ и заменившем «Щелкунчика», тоже есть вариации на тему народных танцев. Но руководство берлинского балета не видит проблем с gitanos, что переводится как «цыгане». «Это термин, которым синти и рома в Испании обычно сами себя называют, — отметила Кристиана Теобальд. — Так что gitanos в испанском языке не имеет такого негативного оттенка, как слово на букву «Ц» в немецком. Но постановка содержит, тем не менее, романтические стереотипы. Мы связались с представителями синти и рома в ходе работы над реконструкцией этого балета, переделали программку, есть сопроводительная информация».
Неискушенный зритель, возможно, и не заметит разницы между оригинальной версией классического балета и его слегка подретушированной современной копией. Но истинных любителей балета любые вторжения в оригинальную постановку не очень радуют. Ведь балет существует только в момент его исполнения, а у Петипы и его современников еще не было возможностей делать видеозаписи.
«Исторические балетные версии, — пишет одна читательница Berliner Zeitung, это — традиция; обрезание их в соответствии с сегодняшней политкорректностью лишает их достоинства и самобытности. Существуют новые версии старых балетов (например, «Жизель» Акрама Хана), которые являются прекрасными новыми интерпретациями. Но это не значит, что традиционные версии больше не надо ставить: это прекрасные балеты, и они нравятся широкой аудитории! Мои пожелания таковы: сохраните классику, включите в программу ссылки на исторический контекст и указания на расизм и прочие проблемы. Пусть новые постановки классического балетного наследия интерпретируют его в духе нового времени. Ах, да, и не надо недооценивать зрителей. Большинство из них знает, что «Щелкунчик» — это сказка».
Автор — Элла Володина
Оригинал
«Что такое любовь?» — задает вопрос в темноте взрослый мужской голос. Так начинается фильм. Юг России, наши дни. Видимо, пионерлагерь, в котором педагог, смахивающий на физрука, проводит воспитательную беседу с десятком подростков. В ответ возникают разные реплики. Например, «Любовь — это чипсы». Но педагог невозмутим. Он читает, подглядывая в телефон, тринадцатую главу из Первого послания апостола Павла, которую прозвали «Гимном любви». Про то, что «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится»… ну, и так далее. Тема ребят волнует, они даже начинают вслух обсуждать: «Правда, вот как понять, того я парня выбрала или нет?» Педагог продолжает читать, игнорируя вопрошания.
С такой интонацией возвращается к зрителю Николай Хомерики с авторским фильмом, которых он не делал практически десять лет. Да не просто возвращается: «Море волнуется раз» в этом году стал победителем «Кинотавра».
Дискотека всё в том же вроде бы пионерлагере. Слова «видимо» и «вроде бы» мне придется часто употреблять, потому что этот фильм во многом создан в виде притчи: многие детали весьма условны. То снег пойдет под Геленджиком в августе, то рай на Земле ненадолго возникнет, на что режиссер с оператором нам укажут сильно размытым фоном и благостной музыкой. Но пока, на дискотеке, музыка не благостная — звучит «Девочка, танцуй» коллектива под названием «ARTIK & ASTI». Это та песня, где «Номер его в блок / В Инстаграме в бан. / Он явно не тот, / Кто был Богом дан». Девочки с блестками на висках, с сережками в форме сердечек, их руки согнуты в локтях, ладони стремятся к небу. То чуть-чуть приседая, то выпрямляясь, они переминаются с ноги на ногу. Но вот главная героиня Саша (только что танцевавшая со спортсменом) застывает, встретившись взглядом с Колей — кудрявым пареньком, который грызёт шоколадку, опершись на стенку.
Главную роль сыграла Ольга Бодрова (дочь Сергея Бодрова-младшего, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»), для нее это дебют в большом кино. Дебют, который закончился призом за лучшую женскую роль на всё том же «Кинотавре». Коля — Валерий Степанов, выпускник Московской театральной школы Олега Табакова, студент ГИТИСа.
Следующий кадр: Саша и Коля едут на грузовике вдоль черноморских пейзажей. Видимо, познакомившись в пионерлагере, они решили проверить свои чувства на прочность (или просто интересно провести время) и теперь едут в дом (точнее, на дачу) Колиной бабушки. Дом находится в лесу. В нем нет туалета и душа, но есть старая одежда, неработающие радио и печка и главное — крыша над головой. Ребята запаслись консервами, сгущенкой и крабовыми палочками — не пропадут!
Другой вопрос — сохранят ли они «свежесть чувств»? Ведь игра во взрослых связана не только с тем, что Саша носит ремень с надписью Moschino (скорее всего, подделку, на что указывают другие элементы ее одежды и плохонький телефон), но и с обзывательствами «дурой» и «давалкой». При том что в остальные моменты хочется делиться с любимым человеком половинкой последнего печенья, отдавать ему свою куртку, чтобы согреть, ну и вообще — жить ради любимого. Только не всегда получается.
Любопытно и необычно на протяжении двух часов следить за двумя персонажами. Вот что сказал Николай Хомерики в интервью журналу «Сеанс» по этому поводу: «Я устал от больших съемок. Может, подсознательно думал, что чем сложнее конструкция, тем сложнее будет искать деньги, и поэтому хотелось сконцентрироваться на минимальном количестве актеров и объектов. Я начал с героев. Придумал, какими они будут, потом придумал тех, с кем они встречаются, но даже с четырьмя актерами и двумя объектами было сложно найти финансирование». Два объекта — это два дома, две дачи в сказочном летнем лесу. Николай Хомерики: «Я хотел какое-то подобие субтропиков, это связано с моим детством, которое прошло в Абхазии и Сочи. В Абхазии снимать сложно и опасно даже без пандемии, а с пандемией — втройне. А в Сочи просто очень дорого, да и там всё застроено, нам же был нужен живой участок. Методом исключения оказалось, что российские субтропики заканчиваются в Геленджике».
Не последнюю роль в этом фильме играют герои Юлии Ауг и Андрея Смолякова: в середине фильма, уже став одним целым, Саша и Коля выясняют, что те — их соседи. И, конечно, очень важна фигура оператора — Николая Желудовича, который умело превращает происходящее то ли в притчу, то ли в сказку, то ли и в то, и в другое сразу. Николай снимал много документальных проектов — например, «Норильск. От первого лица» с Александром Расторгуевым. Несмотря на то, что они с Николаем Хомерики до этого не работали вместе (режиссер, как он сам признается, выбрал оператора «интуитивно»), союз состоялся. «Мне важно, что у человека есть документальный аппарат. Эта история — как жизнь, важно, чтобы оператор не просто свет красиво ставил или рельсы умел прокладывать. Он должен чувствовать, что происходит, должен понимать, когда нужно включить камеру, когда выключить, как и куда смотреть. У нас же многое было построено на импровизации», — сказал Николай Хомерики. Часть кадров, кстати, снята на пленку, что тоже добавляет происходящему сказочности.
Сказочности и притчевости, из-за которых на финальных титрах я был в некоторой растерянности. Все-таки жанровое кино привычнее и понятнее: вот герой, вот его цель, вот то, что ему мешает. Здесь конфликт несколько иного рода. Саше постоянно снится волна, которая смывает город вместе с ней. Но Коля ее будит.
Позже внутри появилось нестерпимое чувство того, что надо бы быть нежнее. Думаю, это чувство не случайно. Ведь что значит «море волнуется раз»? Это детская игра. Когда эту фразу в ней произносят, всем надо сразу же немедленно застыть. И в этом смысле, как мне кажется, этот фильм про то, что что бы там не случилось, каждому из нас необходимо сохранить внутри себя вот это первое чувство счастья от встречи двух одиночеств. Потому что как только оно проходит, наступает смерть.
2022-01-08T11:54:00+03:00
2022-01-10T14:43:00+03:00
2022-01-08T11:54:00+03:00
2022
https://inosmi.ru/social/20220108/251162218.html
Названы профессии, которые скоро исчезнут
Названы профессии, которые скоро исчезнут
Общество
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
В Швеции техника и компьютеры выполняют все больше работ. Стокгольмская система здравоохранения — одна из тех областей, где хотят поскорее расширить область применения… ИНОСМИ, 08.01.2022
общество, европа, швеция, шведский, искусственный интеллект, исчезновение, профессии
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24987/08/249870840.jpg
1200
630
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24987/08/249870840.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24987/08/249870805.jpg
2888
2048
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24987/08/249870805.jpg
https://inosmi.ru/science/20211002/250593473.html
https://inosmi.ru/politic/20211008/250660304.html
https://inosmi.ru/social/20211008/250664401.html
https://inosmi.ru/military/20210914/250494653.html
https://inosmi.ru/politic/20211103/250836499.html
https://inosmi.ru/science/20211102/250827787.html
https://inosmi.ru/military/20211112/250883067.html
https://inosmi.ru/science/20210614/249904021.html
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Dagens Nyheter
https://cdnn1.inosmi.ru/images/23748/04/237480409.gif
В Швеции техника и компьютеры выполняют все больше работ. Стокгольмская система здравоохранения — одна из тех областей, где хотят поскорее расширить область применения искусственного интеллекта (ИИ).
«В долгосрочной перспективе это может изменить роль врачей и их задачи», — считает исследователь Макс Гордон (Max Gordon).
Искусственный интеллект (ИИ) постепенно начинает выполнять некоторые работы частично или полностью, и это становится все более обычным явлением. Это не означает, что вырастет безработица, но вот разница в зарплатах в разных профессиональных сферах может усугубиться, свидетельствует исследование, которое ранее провел Институт оценки рынка труда и политики образования.
Сказаться это может и на высокообразованных специалистах — например, рентгенологах, говорит ортопед Макс Гордон, который любительски занимался программированием еще в детстве. Вместе с несколькими коллегами из Дандеридской больницы он с 2014 года изучает, как искусственный интеллект может интерпретировать рентгеновские снимки.
Просмотрев тысячи рентгеновских снимков, ИИ научился определять различные типы переломов костей. Программа называется Raiddex — это передовая технология, которая анализирует рентгеновские изображения без участия человека.
Целью было научить ИИ не хуже человека — или даже лучше —толковать рентгеновские снимки и на основании этого рекомендовать различные методы лечения. И вот первой части цели удалось добиться, а значит, наилучшее лечение можно теперь подбирать быстрее.
Следующий шаг — научить ИИ рекомендовать форму лечения, объясняет Макс Гордон.
«ИИ способен выполнять эту работу мгновенно, что поможет сократить количество рабочих мест с трудоемкими задачами в отрасли, где у нас сейчас есть дефицит персонала. Многое указывает на то, что искусственный интеллект будет играть все более важную роль в здравоохранении будущего, — говорит он и продолжает: — Теперь мы также намерены разработать и другие модели искусственного интеллекта и интегрировать их с больничными системами, чтобы опробовать их во множестве разных сфер помимо ортопедии. Например, в области неотложной помощи и гинекологии».
ИИ, может, и не решит проблему нехватки медсестер, но, по мнению Макса Гордона, лет через десять он точно станет стандартной частью процедуры интерпретации рентгеновских снимков.
«Что касается будущего рынка труда и того, как он изменится в ближайшее время, я убежден, что в ближайшем будущем все простые однообразные задачи будет выполнять ИИ. Это означает, что мы сами сможем больше сосредоточиться на сложных проблемах».
По его мнению, это может повысить безопасность и решить проблему чрезмерной нагрузки на здравоохранение.
«Когда у врача есть время сосредоточиться на действительно важном и сложном, пациент в большей безопасности. Врачу не нужно самому считать позвонки, вместо этого он может глубоко изучить болезнь».
Несколько лет назад Фонд стратегических исследований (SSF) опубликовал отчет о том, в каких сферах рабочие места находятся под угрозой из-за автоматизации и цифровизации. Вывод гласил, что через 20 лет исчезнет половина всех нынешних рабочих мест.
Чтобы получить результат, исследователи использовали модель, определявшую девять свойств, которые затрудняют автоматизацию тех или иных задач. В их числе оказались, например, умение убеждать людей или способность «считывать» их в социальном контексте.
Эксперт Георг Грэтц (Georg Graetz) изучил, как увеличение автоматизации и использование искусственного интеллекта повлияет на рынок труда, и частично согласен с результатами отчета.
Но в то же время в исследовании, проведенном для Института оценки рынка труда и политики образования, он делает вывод, что автоматизация и использование искусственного интеллекта вряд ли приведут к сокращению числа рабочих мест в целом.
Наблюдаются тенденции к усилению поляризации: количество низкооплачиваемых рабочих мест в сфере услуг растет одновременно с увеличением числа вакансий в области самых квалифицированных и высокооплачиваемых профессий. С другой стороны, благодаря автоматизации могут полностью исчезнуть рабочие места, подразумевающие много однообразной и рутинной работы.
«Мы не знаем точно, к чему приведет техническое развитие. Но сейчас проводится много исследований по этому поводу, и по их результатам разумно сделать вывод, что спрос на работников с хорошими когнитивными и социальными навыками в любом случае сохранится», — сказал Георг Грэтц в сообщении для прессы.
Из-за цифровизации в Швеции находятся под угрозой 53% рабочих мест. Сейчас в Швеции работают 4,7 миллиона человек, а это значит, что 2,49 миллиона из них можно будет заменить компьютерами и роботами.
Большую часть работы можно будет автоматизировать в следующих профессиях:
— Фотомодели
— Бухгалтеры и помощники бухгалтеров
— Операторы станков, машин и механизмов в деревообрабатывающей, химико-технической, полиграфической промышленности и на производстве канцелярских товаров
— Помощники библиотекарей
— Кассиры
— Младший персонал в сельском хозяйстве, садоводстве, лесном хозяйстве и рыболовстве
— Слесари
— Продавцы в розничной торговле, на рынках и ярмарках
— Офисный персонал
— Уборщики и персонал мусороперерабатывающей индустрии
— Монтеры
— Машинисты
— Младший административный персонал
— Операторы технологических процессов на металлургических заводах
— Ассистенты поваров, большая часть персонала в ресторанах
— Плотники
— Кузнецы, инструментальщики
— Мясники, пекари, кондитеры
— Операторы станков по переработке руды, бурильщики
— Грубая рабочая сила в строительстве
— Сварщики, мастера по работе с листовым металлом
— Операторы процессов производства стекла и керамики
— Агенты, посредники
— Персонал на шиномонтажах
— Операторы станков
— Художники-декораторы
— Водители транспортных средств
— Лесники
— Младший персонал складов и сферы логистики
— Почтальоны
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.