Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое

Многомудрый литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению разговор с собой на тему: что значит быть совестливым человеком? литературные

Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Что значит быть «совестливым человеком»? Литературные аргументы он взял из книг «Капитанская дочка», «Гроза», «Преступление и наказание», «Евгений Онегин». Приятного просвещения!

Вариант 1

(401 слово) Совестливый человек — это тот, кто испытывает чувство вины, когда делает то, что считает неправильным. Это качество является украшением характера, ведь люди с твердыми нравственными принципами никогда не предадут и не обманут. О таких героях писали многие авторы, в том числе и А.С. Пушкин. По его произведениям читатели могут «научиться совести».

Например, в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин изобразил пробуждение раскаяния. Петр Гринев, главный герой книги, был молодым повесой, которого строгий отец отправил служить в далекую часть. На одной из остановок юноша, избавившийся от контроля родителей, выпил спиртного и проиграл много денег. Его слуга Савельич был в ужасе и считал, что Петрушу обманули. Он не хотел давать крупную сумму, доверенную ему барином на хранение, но Гринев настоял на своем и сильно нагрубил крестьянину. Он указал ему на его низкий социальный статус и потребовал подчинения. Савельич исполнил приказ, но был глубоко обижен таким обращением. Он был для Петра не просто слугой, а «дядькой» — тем, кто был приставлен к нему от рождения. Когда состояние алкогольного опьянения прошло, Гринев почувствовал стыд за свое поведение. Он же знал, что Савельевич был прав, а он — нет. Его мучила совесть за проявленную грубость. И тогда случилось нечто удивительное для той поры: барин попросил у слуги прощения! Савельич простил хозяина, а Петр с тех пор больше не вел себя так нахально и неблагодарно. Раскаяние героя убеждает нас в том, что его можно назвать совестливым человеком.

Не менее интересный пример мы находим в романе в стихах «Евгений Онегин». Главная героиня всю жизнь любила одного мужчину, но он не ответил на ее чувства, и долг перед семьей заставил ее принять предложение богатого генерала, которого она не любила. Однако он «безумно любил» свою Татьяну и внушал девушке уважение. Через некоторое время судьба вновь свела героиню с ее первой и единственной любовью. Евгений встретил ее на светском мероприятии и влюбился. Он писал ей страстные письма, умолял о взаимности, но Татьяна не изменила своим принципам, своему слову перед алтарем. «Но я другому отдана и буду век ему верна» — ответила она. Предать супруга ей не позволяла совесть, поэтому она отказалась от любви. Героиня не могла совершить плохой поступок, ведь была совестливым человеком, который не мог поступиться своими убеждениями.

Таким образом, совестливый человек не только испытывает чувство вины, когда нарушает нормы морали, но и контролирует свое поведение, стараясь не совершать ошибок. Чтобы мир был лучше, таких людей должно быть больше, ведь всем будет приятно жить в окружении честных и преданных родственников, друзей и коллег.

Вариант 2

(369 слов) Кого можно назвать совестливым человеком? Того, кто испытывает нравственные страдания, когда совершает ошибку. Такие люди всегда стараются исправиться и стать лучше, ведь у них в душе работает морально-этический фильтр, позволяющий отличить добро от зла. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть литературные примеры.

Образ совестливого человека мы встречаем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой стал жертвой теории о вседозволенности, согласно которой одни люди могут властвовать над другими лишь потому, что проливают кровь без сожалений и колебаний. Родион позволил обмануть себя и решил приобщиться к «право имеющим», пройдя своеобразное «боевое крещение». В качестве «пробы» он избрал злую и жадную ростовщицу. Однако после убийства он отнюдь не чувствовал себя власть имущим. Наоборот, совесть замучила новоявленного «Наполеона». Он заболел лихорадкой, слег в постель и видел кошмары. Раскольников страдал до такой степени, что даже не мог общаться с семьей, боясь оскорбить ее близостью к преступнику. Однако свое спасение он нашел именно в угрызениях совести. Они вынудили его последовать совету Сони Мармеладовой и сдаться с повинной. Через наказание Родион обрел прощение и исцеление души. Его можно назвать совестливым человеком, потому что чувство вины не позволило ему спокойно жить после преступления.

У женщин совесть проявляется не менее остро и болезненно. Так, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» главная героиня была выдана замуж не по любви и попала в дом, где свекровь изводила ее своими упреками и замечаниями. Катерина не получила даже поддержки мужа, который боялся матери и во всем ей поддакивал. Жизнь без любви и свободы опостылела героине. Но однажды она встретила Бориса, племянника купца, жившего по соседству, и полюбила его. Страсть сблизила героев, которые страдали от тирании дома и непонимания в семье. И все же Катерина не могла наслаждаться тайной связью. Она чувствовала свою вину перед Богом и людьми, которых обманывала. Тогда она признала в адюльтере всенародно. Несмотря на угрозу расправы, побои, унижения, позор, героиня сделала этот сложный выбор и сохранила верность своим убеждениям. Катерина — совестливый человек, ведь она не смогла жить во лжи.

Таким образом, совестливые люди никогда не смогут пойти на компромисс со своими убеждениями. Они требовательны к себе и другим: чувство вины вынуждает их принимать нелёгкие решения, которые позволяют выйти на правильный путь. Чтобы жить по совести, каждому из нас необходимо развить в себе этот нравственный ориентир.

Итоговые сочинения
декабрьское сочинение

Поделиться

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Итоговое сочинение на тему: Что значит быть совестливым человеком?

Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое

Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое  Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №3: Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Что значит быть совестливым человеком? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Что значит быть совестливым человеком?

Совестливый человек — это тот, кто испытывает чувство вины, когда делает то, что считает неправильным. Это качество является украшением характера, ведь люди с твердыми нравственными принципами никогда не предадут и не обманут. О таких героях писали многие авторы, в том числе и А.С. Пушкин. По его произведениям читатели могут «научиться совести».

Например, в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин изобразил пробуждение раскаяния. Петр Гринев, главный герой книги, был молодым повесой, которого строгий отец отправил служить в далекую часть. На одной из остановок юноша, избавившийся от контроля родителей, выпил спиртного и проиграл много денег. Его слуга Савельич был в ужасе и считал, что Петрушу обманули. Он не хотел давать крупную сумму, доверенную ему барином на хранение, но Гринев настоял на своем и сильно нагрубил крестьянину. Он указал ему на его низкий социальный статус и потребовал подчинения. Савельич исполнил приказ, но был глубоко обижен таким обращением. Он был для Петра не просто слугой, а «дядькой» — тем, кто был приставлен к нему от рождения. Когда состояние алкогольного опьянения прошло, Гринев почувствовал стыд за свое поведение. Он же знал, что Савельевич был прав, а он — нет. Его мучила совесть за проявленную грубость. И тогда случилось нечто удивительное для той поры: барин попросил у слуги прощения! Савельич простил хозяина, а Петр с тех пор больше не вел себя так нахально и неблагодарно. Раскаяние героя убеждает нас в том, что его можно назвать совестливым человеком.

Не менее интересный пример мы находим в романе в стихах «Евгений Онегин». Главная героиня всю жизнь любила одного мужчину, но он не ответил на ее чувства, и долг перед семьей заставил ее принять предложение богатого генерала, которого она не любила. Однако он «безумно любил» свою Татьяну и внушал девушке уважение. Через некоторое время судьба вновь свела героиню с ее первой и единственной любовью. Евгений встретил ее на светском мероприятии и влюбился. Он писал ей страстные письма, умолял о взаимности, но Татьяна не изменила своим принципам, своему слову перед алтарем. «Но я другому отдана и буду век ему верна» — ответила она. Предать супруга ей не позволяла совесть, поэтому она отказалась от любви. Героиня не могла совершить плохой поступок, ведь была совестливым человеком, который не мог поступиться своими убеждениями.

Таким образом, совестливый человек не только испытывает чувство вины, когда нарушает нормы морали, но и контролирует свое поведение, стараясь не совершать ошибок. Чтобы мир был лучше, таких людей должно быть больше, ведь всем будет приятно жить в окружении честных и преданных родственников, друзей и коллег.

Кого можно назвать совестливым человеком? Того, кто испытывает нравственные страдания, когда совершает ошибку. Такие люди всегда стараются исправиться и стать лучше, ведь у них в душе работает морально-этический фильтр, позволяющий отличить добро от зла. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть литературные примеры.

Образ совестливого человека мы встречаем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой стал жертвой теории о вседозволенности, согласно которой одни люди могут властвовать над другими лишь потому, что проливают кровь без сожалений и колебаний. Родион позволил обмануть себя и решил приобщиться к «право имеющим», пройдя своеобразное «боевое крещение». В качестве «пробы» он избрал злую и жадную ростовщицу. Однако после убийства он отнюдь не чувствовал себя власть имущим. Наоборот, совесть замучила новоявленного «Наполеона». Он заболел лихорадкой, слег в постель и видел кошмары. Раскольников страдал до такой степени, что даже не мог общаться с семьей, боясь оскорбить ее близостью к преступнику. Однако свое спасение он нашел именно в угрызениях совести. Они вынудили его последовать совету Сони Мармеладовой и сдаться с повинной. Через наказание Родион обрел прощение и исцеление души. Его можно назвать совестливым человеком, потому что чувство вины не позволило ему спокойно жить после преступления.

У женщин совесть проявляется не менее остро и болезненно. Так, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» главная героиня была выдана замуж не по любви и попала в дом, где свекровь изводила ее своими упреками и замечаниями. Катерина не получила даже поддержки мужа, который боялся матери и во всем ей поддакивал. Жизнь без любви и свободы опостылела героине. Но однажды она встретила Бориса, племянника купца, жившего по соседству, и полюбила его. Страсть сблизила героев, которые страдали от тирании дома и непонимания в семье. И все же Катерина не могла наслаждаться тайной связью. Она чувствовала свою вину перед Богом и людьми, которых обманывала. Тогда она признала в адюльтере всенародно. Несмотря на угрозу расправы, побои, унижения, позор, героиня сделала этот сложный выбор и сохранила верность своим убеждениям. Катерина — совестливый человек, ведь она не смогла жить во лжи.

Таким образом, совестливые люди никогда не смогут пойти на компромисс со своими убеждениями. Они требовательны к себе и другим: чувство вины вынуждает их принимать нелёгкие решения, которые позволяют выйти на правильный путь. Чтобы жить по совести, каждому из нас необходимо развить в себе этот нравственный ориентир.

Что такое совесть? На мой взгляд, это внутренний голос человека, который регулирует его
поведение, устанавливает границы дозволенного. Совестливые люди имеют чувство
нравственной ответственности. Они признают свои ошибки, бескорыстно помогают другим,
не лицемерят. Совестливый человек честен перед собой. Докажу своё мнение примерами из
отечественной литературы.

Многие авторы в своих произведениях обращаются к проблеме совести. Например, в пьесе
«Гроза» А. Островского она является ключевой. История главной героини — это внутренняя
борьба её искренних и светлых чувств к молодому человеку и морально-нравственных
принципов, по которым девушка жила. Судьба Катерины сложилась трагично: она не смогла простить
себе измены. Главная героиня честно призналась мужу в том, что совершила грех. Любовь к Борису
привела девушку к страшным мукам, осуждениям со стороны. Катерина не выдержала. Главную
героиню пьесы погубило чувство вины. Я думаю, что Катерину можно назвать совестливым чело-
веком. Она сумела признаться в содеянном, что говорит о её честности и искренности.

Еще один пример, доказывающий, что совестливый человек имеет чувство нравственной ответствен-
ности, можно найти в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня не умела
отказывать людям в силу своей доброты. Она всегда шла на помощь к соседям, делала всё от души,
с радостью. Своих детей Матрёна похоронила, но воспитала дочь когда-то любимого ею мужчины
Фадея. Жила главная героиня бедно: пенсии ей не полагалось, ибо проработала Матрена в колхозе,
не была заводским рабочим. Но не обижалась женщина, а напротив, продолжала бескорыстно по-
могать людям. Она никому никогда не желала зла, оставалась трудолюбивым и отзывчивым чело-
веком с доброй душой и чистым сердцем. Судьба главной героини была тяжелой, но несмотря на
это, Матрёна сумела сохранить в себе высоконравственные человеческие качества. Жизнь её
неожиданно оборвалась из-за несчастного случая на железнодорожном переезде. А.И. Солжени-
цын заканчивает произведение словами: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она
тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что совестливый человек — это человек, который
всегда сделает выбор в пользу нравственных качеств: доброты, честности, сострадания.

Что значит быть совестным человеком сочинение итоговое Читать сочинение далее…

.

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.
→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Что значит быть «в ладу с самим собой?». Данная тема позволяет порассуждать о внутреннем мире человека и о способах самосовершенствования. Рассмотреть этот вопрос получится при обращении к художественной литературе, а именно – к произведениям следующих авторов: М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А.Н. Островского.

Вариант 1

Что значит быть в ладу с самим с собой? Прежде всего, это умение не сожалеть о совершенных ошибках. Каждому свойственно в жизни оступаться, но важно подняться с колен, и продолжить свой путь, следуя собственным целям, а не общественным требованиям или убеждениям. Человек, живущий в согласии с самим собой, может без сожаления и самобичевания оглядываться в свое прошлое, потому что понимает, что все принятые им решения, пусть даже и ошибочные, способствовали его личностному росту и духовному обогащению.

Ярким примером человека, который так и не смог прийти к внутреннему согласию, является главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин – лишний человек, несоответствующий своей эпохе. Будучи молодым, решительным, полным сил и энергии, он не может найти свое место в жизни и возможность проявить свои способности. Не желая никому боли и страданий, Печорин все время заставляет окружающих его людей мучиться. Возможно, основная причина этого кроется в том, что он никого не любит. В его жизни была только одна женщина, к которой он испытывал искренние чувства. Выходит, он способен на настоящую любовь, но не может найти в себе силы бороться за собственное счастье.

Во всех остальных случаях Печориным двигал его эгоизм и желание развлечься. Так, из скуки, он влюбил в себя княжну Мэри, а затем бросил ее. Только из-за собственной прихоти похитил Бэлу, и не испытал мук совести даже после ее гибели. И дружба не значила для главного героя так много, как для других людей. Он не испытывал к Максиму Максимычу ничего кроме временной привязанности, в то время как старик бросил все свои дела, ради встречи со старым другом.

Вся сущность Печорина противоречива. В нем беспрерывно идет внутренняя борьба, он постоянно ищет свое место в жизни. Его характер уникальный и неповторимый, поэтому так трудно в жизни, ведь он совсем не похож на других. Пытаясь осознать причины внутреннего конфликта, понять собственное предназначение, Печорин оказывается в состоянии постоянной борьбы с самим собой, закончить которую ему не удастся до конца своей жизни.

В качестве другого примера хочется привести Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников на протяжении всего повествования пытается достигнуть согласия с самим собой. Столкнувшись с беспросветной бедностью и невозможностью реализовать себя, главный герой начинает задумываться об общественной несправедливости. Так появляется его безумная теория о разделении людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». Раскольников решается на убийство не из-за того, что он жестокий человек, который мечтает отнять жизнь другого человека, а из-за того, что он хочет проверить свою теорию и понять свое место в жизни. Родион долго думает о предстоящем преступлении. Его одолевают страхи и сомнения, но уверенность в собственной правоте, вызванная безысходностью, побеждает. Убийство состоялось, и по нелепой случайности погибает не только старуха-процентщица, но и ее безобидная сестра.

В произведении центральное место занимают размышления и переживания главного героя. Вначале повествуется о совершенном им преступлении, а в конце – о его раскаянии, к которому он идет долгим и тернистым путем. Целых четыре части автор посвящает внутренним терзаниям своего персонажа. В итоге он признается в убийстве и несет заслуженное наказание на каторге. Именно там, благодаря Соне Мармеладовой, Раскольников осознает свою вину. Он понимает, что убил не «вошь бесполезную», а самого себя. И это осознание становится не только наказанием для него, но и началом пути к себе. Автор дает в конце произведения надежду на то, что главный герой вскоре обретет душевный покой.

Исходя из всего вышесказанного, следует вывод, что человеку необходимо научиться жить в гармонии с самим собой и с внешним миром, для того чтобы стать счастливым. Научиться быть «в ладу с самим собой» непросто, но понимание себя приводит к пониманию окружающих. Для этого нужно постоянно работать над собой, главное – начать и иметь желание.

Вариант 2

Одним из самых важных условий счастливой жизни является согласие с самим собой. Согласие с собой приносит мир и гармонию в душу человека, позволяет ему жить так, как хочется. Когда человек находится в ладу с самим собой, он наслаждается тем образом жизни, который ведет. Признает значимость своих достижений, не сравнивает себя с другими людьми.

Ярким примером такого человека является главный герой исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жизнь Петра Гринева можно разделить на «до» и «после». В начале произведения он представлен как типичный дворянский наследник, не сильно образованный и без особых интересов. До шестнадцати лет Петруша не задумывался о своем предназначении и не имел никаких целей, он просто плыл по течению. Единственное, чего он хотел – это служба в столице, в императорской гвардии. Однако отец Гринева понимал, какой образ жизни ведут гвардейцы, поэтому решил отправить своего сына в Белогорскую крепость, для того чтобы он «понюхал пороху» и стал настоящим мужчиной. На прощание он дал Петруше наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду». В дальнейшем отцовское наставление станет жизненным девизом для главного героя.

По дороге на место службы отношение Петра Гринева к жизни меняется. Автор показывает, как он превращается из беспечного юноши в отважного мужчину, способного взять на себя ответственность и защитить не только свою честь, но и честь близких. События, произошедшие в Белогорской крепости, помогли главному герою стать самим собой, понять свое внутреннее «Я». Каждый день он самосовершенствовался, поступая всегда по совести.

Защита Родины, страдающей от Пугачевского восстания, любовь к Маше и подлость Швабрина помогли Гриневу понять собственное предназначение. Он понял, что ошибался, и истинное счастье заключается не в праздных удовольствиях, а в согласии с самим собой. События в крепости оказывают на главного героя значительное влияние, он взрослее, становится мудрее и опытнее. В итоге он обретает самого себя, и понимает, что значит быть в ладу с самим собой.

В качестве противоположного примера выступает главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». В основе произведения лежит ее внутренний конфликт. Катерина привыкла к свободной жизни до замужества, поэтому чувствует себя в доме мужа, словно в клетке. Она чужая не только Кабановым, но и всему городу Калинову, с его жестокими нравами. Никто не может понять бедную девушку, а воспоминания о былой жизни делают ее еще более несчастной. Несмотря на одиночество, Катерина пытается смириться со своим положением. Она старается полюбить своего мужа и найти общий язык с его матерью. Но внешним подчинением она развязала борьбу внутри себя, и этот конфликт усиливается после встречи с Борисом.

Катерина пытается противиться своим чувствам, потому что не хочет нарушать клятву, данную в церкви во время венчания. Она считает измену большим грехом, но все-таки выбирает любовь. После долгих терзаний и сомнений Катерина соглашается встретиться со своим возлюбленным, и после этого продолжает с ним видеться вплоть до приезда Тихона. Но прекращение встреч с Борисом ничего не меняет. Совершенный грех тяготит Катерину, она боится Божьей кары, поэтому решает покаяться. Так, о ее измене узнает Тихон, Кабаниха и практически весь город Калинов. Однако признание не избавляет главную героиню от переживаний, их становится еще больше. Не в силах терпеть далее муки совести, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Смерть кажется ей единственным способом прекратить душевные мучения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что человек, который находится «в ладу с самим собой» придерживается в жизни своей системы ценностей, и не меняет ее под влиянием других людей или каких-то событий. Такой человек самостоятельно принимает решения согласно своим принципам и несет ответственность за свои поступки.

  • Что значит быть патриотом сочинение 5 класс
  • Что значит быть кадетом сочинение рассуждение
  • Что значит быть совестливым человеком итоговое сочинение аргументы преступление и наказание
  • Что забыли ребята в сказке золотая осень на школьном дворе
  • Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу сочинение обломов