Что значит авторская сказка

алексей константинович толстой злые дяди, злые тти, есть метла - таки метите. а как денег наметте, так вы к нам
«Алексей Константинович Толстой»
Что значит авторская сказка

    Злые дяди, злые тёти,
    есть метла — таки метите.
    А как денег наметёте,
    так вы к нам и заходите…

    Кто-то подсчитал, что разных вариантов сказок «Колобок» уже более 30 штук. Люди до сих пор гадают, а кто он? Наиболее известная сказка автора графа А. К. Толстого, член-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской АН, но её запретили читать детям до 6 лет. Потому, что Лиса съела Колобка, а это не хорошо. Пока сочиняю свою, наверное, напишут ещё парочку, поэтому называю её по тексту № 40. Граф Алексей Константинович Толстой (24 августа 1817, Санкт-Петербург — 28 сентября 1875, село Красный Рог, Брянщина). Без знания истории эту сказку не сочинить и не раскусить. Просто так и ни о чём Толстой писать не станет, сочинив «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» в 83 куплетах от 1868 года, которую россиянам перевели с английского. Я решил изложить собственное видение означенного сюжета несколько шире имеющихся предположений, с раскрытием значений ключевых русских терминов, встречающихся по тексту. По мотивам исследования написал сказку с добрым концом. Из логики повествования Колобок остаётся жить. Характер главного героя сложный, поступки его неисповедимы, значения многих слов сказки нами позабыты — исследование получится несколько длиннее оригинала. Зацепило обращение Колобка к «родителям», он их называет бабушка и дедушка (у автора сказки они старик и старуха), а где же папа, где отец? В таком случае, за мать уже и не спрашивается, что само собой разумеется. От меня Колобок, как от Алексея Константиновича, не убежит. Лиса его не съест и родители детям почитают перед сном. Примечательно вот что и, что дорого сердцу — все действующие лица в сказке разговаривали на одном — родном мне языке, и понимали друг друга. Надеюсь, пойму их и я…

Как прочёл я тридцать сказок,
а вчера о Колобке —
ещё три, то понял сразу
всё о главном косяке…

Говорят, их тридцать семь,
но не суть. А мама с папой?
И о чём там пишут все,
и решают тихой сапой,
как узнал, что сути мимо
захотелось написать
о конце её счастливом.
Да всю правду рассказать!

Будет сказка номер сорок,
но зато, таких одна.
От корней и поговорок.
И от самого — до дна,
как пошла ей полоса:
Кто герою — лютый ворог?
Не медведь, не волк — лиса!
Патрикеевна? Умора…

Чем и сказка хороша:
На любой сгодится вкус.
От меня — до малыша,
плюс большой морали плюс…

Колобок, ребята, мутный.
По наклонной покатись.
Я сначала думал: смутный,
а возьми, да и влюбись!
Тут ведь сердцу не прикажешь,
да и род его мужской.
Уголь сажей не измажешь,
разберёмся, кто косой…

Он дорогу просто любит,
любит песенки попеть.
Это дело, кто осудит?
Ведь не может он лететь,
или будь герой наш кубом,
да в лепёшку расшибись,
то и вовсе дело глупо…
Нет, ребята, это жизнь.

…На колоде колют чурки.
Колют чурки: ко-луном?
А потом несут к печурке
полнолунным вечерком?
Так кололи бы: колУном.
Не колышет если звук.
Или Коло, или Уно,
на дворе у стука «гук».

Теребя у чувства струны
потешались старики:
Испеки старуха — лУну!
Душу тешить — испеки.

КолобОк — читаю с детства,
для меня он просто Бог,
без ухмылок и кокетства,
но ни разу: кОл-о-бок…
Если звуки не волнуют,
пусть земной он будет шар.
Бабы с вечера колдуют:
Угольки, небесный жар…

Колдуй баба, колдуй дед,
хоть ты серый, а хоть белый,
а хоть бурый ты медведь.
Сделал дело и гуляй!
Опосля — гуляет смело,
и стоит собачий лай…

…Кто Луну сравнил с Землёю,
кто о сизом голубке,
вьют любовь себе петлёю,
ищут Солнцу — в Колобке,
от обычаев славянских,
по душе находят путь,
дней доходят христианских,
а вот тут не увернуть…

Образ зайца? Он — Даждьбог,
волк — Перун, а миша — Велес,
Он скрывается как Бог.
Значит, катит Коло через,
да не будь он дураком,
прокатись в деревню нашу,
там расскажут о каком…
А навстречу — дева Макошь.

Машет хвостиком да машет…
Как тут песенку не спеть?
И опять он ей расскажет,
абы по боку медведь.

…Катит, Коло Колобком,
вариант ещё — от Кола,
если кто-то не знаком,
вот такая жизни школа!

Гам! И нету Колобка.
Целиком. Ну, что за сказка?
Половинку! Будьте ласка.
Что возьмёте с дурака…

Это я из всех Сварожьих,
и от самых древних пор,
до сюжетов скоморошьих,
как пробрался к рогу вор.

Колобок наш не был трусом!
Я подумал головой.
А катись он, весь искусан,
словно Месяц молодой.

У него роман сердечный,
а катиться, как тогда?
Не путём лети он млечным…
На рогах и без бока…

По дороге так и рыщут.
Соловьи с дубиной ждут,
в оба пальца так и свищут.
И сидят они в дубах.
С рушниками и навстречу,
кучерявые в умах,
от всего (судачат) лечат,
его круглые бока:

«Не видали, Колобка?»

…Или вот, ещё примеры,
вам со сдутым колесом,
или с кубом, кто б поверил?
Ну а тут… какой-то сон.
Да не сон — die Sonne — солнце,
раскалённое светило.
Сколько радостных эмоций
Вас бы сразу посетило…

Стал персты я загибать,
и решил начать с мизинца,
как учила меня мать
в ожидании гостинца,
повторять-то повторяю,
может, что и забываю,
только сам себе не врун.
Безымянным — кто быть мог?
Безымянный перст — Даждьбог,
Велес — средний, а Перун —
указательным перстом!
А большой — один был палец.
Накрывал кулак потом.
А кулак — покрепче палиц,
всех оставит в дураках…
Сколько пальцев на руках?
Отвечайте, пальцев — два!
Было так во все века.

…Пальцем деланы колбасы
с указательным перстом.
Да из сала, да из мяса,
в нашем веке золотом.
Скажут, «тыканные» — точно!
Хороша ж родная речь.
У премудрости восточной
по канве в канаву стечь…

…А напёрсток — по персту.
Если пялиться, то — очи,
если пяльца, то — холсту,
если спать, то: «Доброй нОчи!»
А молиться, то Христу…
В троеперстие и вдвое
(а когда-то был один),
вспомни плот, а с ним и Ноя,
и до самых до седин…
Осеняя по кресту,
тело бренное со лба,
по небесному мосту,
«пальцы» сложены в слова…

…Нет лобка у Колобка
и ни ручек, и ни ножек…
Как считать? Схожу с ума,
отношусь уже я строже,
что же ЭТО за такое,
в сказке за изделие?
Сразу видно — непростое,
с «раза» — рукоделие.

Перейти сейчас к рассказу,
мне сетей мешает шум.
Пробивается зараза,
липнет на уши и ум.
Указующим перстом,
мне в одно лишь тычет ухо,
во второе — стариком,
кто в семье у нас Большуха?

Малышей смешные крики
накатили в снежный ком:
Запретили? — До шести?!
Как подчистят все улики,
не успеть нам подрасти,
поиграться с Колобком…

Чтобы было честь по чести,
приведу такой пример.
О лисе, как о невесте.
И никто не принял мер?!

Лупоглазая красотка,
и сожрала Колобка…
Из чего же мир наш соткан?
Лупа — глупая лубка.

И с каких же это пор
(заглянул я вглубь и старь),
мне — Лиса, то Солнцу вор,
а то лунный календарь?

А из вас хоть кто подумал,
ночью лунной или днём,
что не фунт это изюма,
разгадать, где мы живём.

***
…Шарик, круглая земля,
и свались, Оно с окошка!
Комом блин! Ну, погулял!..
И пошёл себе без ножек.
Хотя, всякое быть может,
ну останься — дома скис бы,
или съели старики —
вот такие бродят мысли,
ведь зачем-то же пекли?

Так хоть свет увидел белый!
Сам катился, песни пел…
перед всеми был он смелым,
а с лисою — не удел…
Как увидел — офигел!
Да и прыг лисе на нос!!

Рыжий хвост её бледнел,
а глаза — глаза бесстыжи,
И пошло всё в перекос…
Губы алые всё ближе…
Тихий омут у чертовки.
Он ей песню напевал.
Речи льстивые плутовки.
На язык -и- он пропал.

Ну, чего так долго виснешь?
Тут, приятель, ты не скиснешь.
Пряжен твой на масле бок…
Мой румяный колобок!

Абы лысый наш не скис,
не лиса была, а Лис!

Но любовь пришла не сразу,
а постились до весны…
Вот такая вот зараза,
вот такие Солнцу сны.

Значит, точно быть беде.
Семь комочков испекли —
дело всё — в сковороде!
Грели, грели как могли.
Разогреть не успевали —
подсказал один шатун…
Он по штату — лап сосатель
и ещё предприниматель,
заодно и душ спасатель…
Сочинитель местных рун,
а по прозвищу — «перун»?

Как зовут тебя? — Да Власий,
Батя рубит — я вожу…
Не находите тут связи?
И лошадку торможу…

…Кто его ПерУном кличет,
а кто Серого Волка,
и на свой кладут обычай.
Укрывают все бока…
А не то, придёт волчок,
да укусит за бочок!

Хуже если — то за пятку
(Ахиллесову пяту),
и играют дети в прятки,
и на улице в лапту,
а Того — они не знают,
почему, так называют?

Трусишка — зайка серенький,
под ёлочкой… скакал?
А кто не скачет в ельнике,
зовут его?.. Москаль!
Совсем не так ребятушки.
Совсем — наоборот.
Играют с ними в ладушки,
встречают Новый год…

Зовёт он маму — бабушкой,
а дедушкой — отца?
Давайте сядем рядышком,
и с самого конца:
Ну как же это вышло-то?
Родителей он без…
Изделие с мучицы, но
прослушайте ликбез:

Зачем они купаются
в холодном январе?
И матом не ругаются.
Всё крутится в уме.

Прослушаем по Новому,
печалей не тая,
по Старому по слову мы…
Ту песенку, друзья.

Я — от дедушки ушёл,
Я — от бабушки ушёл…
Перечислил всех зверей,
Колобок их всех хитрей!
Кто встречался на пути…
От лисицы, как уйти?
Оказалось — «нехитро»,
в чём и есть его нутро.

Тут не скажешь по-другому.
Ты лиса мети, мети…
То есть просто. По тупому,
как педали не крути…

Я смотрю словарь у Даля,
что такое, колобье?
За отходы не слыхали?
Маслобойня ваша де?
Сам Петро лису боялся!
Петя — Петя, петушок.
Колобок — не испугался.
Не сморозил гребешок…

Повелитель Велес рун,
Колобок им интересен!
Словно птица Говорун
воспевает книгу Песен…

***

У деревни — Деревнищи,
был один всего случАй,
там кого казаки ищут?
Пригласили не на чай.
Ты, Иван давай, согрейся
в зипуне своём маненько,
а на случай не надейся…
Провожали деревенькой.

…Как старухи говорили,
из-за ижицы, какой-то,
Старичину и сгубили,
да в капусту изрубили.
Вот что было меж собой то…

Вот и ищем по капусте,
малых деток — от отцов
и доходим… свято пусто!
Аж до самых до Клинцов.
Наконец-то! Златоустый,
Здравствуй, Вася-кострома!
Клином клин, как говорится.
Всё и горе от ума:
«Основатели Отцы»,
прямо «племени меря»?
Раскололись в бубенцы,
в тридцать три богатыря…

От варягов дело длится,
на одной воде стоим,
что Клинцы, а что столица,
убедиться еже сим…

Я читаю, а мне снится…
Где Клинцы и Кострома,
и Москва — одна водица,
и девица им — одна…
Запрягали долго в сани.
Ёшкин случай, ещё тот.
Сорок раз И(ван)СУСанин
за нос водит весь народ.

***
Ну так, что там, с Колобком?
Жили-были, мне по уху
а в уме уж снежный ком,
говорит — старик старухе
(а не будь я чудаком),
сразу понял бы откуда,
где намазано медком…
Наш язык, ребята — чудо.
С языка начать бы надо,
о «Большухе» и о «мухе»
изучать ползучих гадов.
Закатили — оплеуху
сразу сказку изучать:
как там по морю — посуху,
зря не стали б завещать.

Вот и стал я примечать,
чтобы мне не обещали,
кто всё будет выполнять?
Размотал сии скрижали…

…А поди-ка, ты, старуха
(да по коробу скребя),
не назойливою мухой,
совершенно не шутя…
По сусеку — помети-ка!
С тары древней и любя,
поручил старик старухе.
Ничего не говоря.

Значит, слово в обиходе,
и не стоит объяснять,
мол, пеки по новой моде.
А старухе не понять…
Как ей печь-то, чем ей маслить?!
И на чём его месить.
Не метите по напраслин. 
Не учите бабу жить…

Чтобы было всем понятней,
наскребёшь если муки,
Бабке, долго объяснять ли?
Колобка! — Не пироги.
Только слово Дед замолви
(и совсем не для гостей),
а старуха всё

Дата публикации:

Оценка произведения:
Разное:

Африка! Удивительная неразгаданная и такая далекая. Сколько необычных и редких животных и растений
населяют ее. Длинношеие жирафы, с забавными пятнистыми рисунками, озорные обезьянки, с веселыми закрученными
хвостиками, величественные и опасные Львы, которые так любят поспать, что иногда на это зудит весь день, и, конечно
же большие африканские слоны.

Сложно даже представить каких размеров они бывают, а стоит слону поднят лапу и топнуть, всем вокруг уже сложно
удержаться на ногах. Слоны — самые большие животные на земле, а маленькие слонята — это самые послушные детишки в
Африке. Своим маленьким хоботом слоники цепляются за хвост старшего, чтобы не потеряться и не отстать.

А известно ли вам, что в далекой и жаркой Африке есть настоящая школа для зверей? Да, да, самая обычная школа в
которую ходят все маленькие зверята от львят до непослушных мартышек. Эта школа находиться возле небольшого озера.
Озеро необычно тем, что вместо воды в нем чернила. Этими-то чернилами и пишут зверята в школе.

Рано утром собираются они на песочке рядом с озером и учатся. Директор школы, старый мудрый лев, приглядывает за
учениками, а жираф, которому все-все с высоты видно — учитель.

Пора познакомиться с нашим маленьким слоненком. Его зовут Эл. Слоны — одни из умнейших животных на планете. Эл очень
усердно учиться, чтобы поддерживать этот уровень. Он так ловко управляет своим длинным хоботом, что может рисовать
красивые картины на песке чернильной водой. Мама и папа слоненка гордиться им, они всегда помогают Элу делать уроки,
и с радостью отвечают на любые его вопросы. А вопросов у любознательного слоненка очень много.

Обычно Эл с радостью ходит в школу, ему не сложно вставать рано утром, он весело умывается, поливая себя из хобота и,
держась за мамин хвостик, спешит на учебу. Но однажды все изменилось.

Как-то раз мама заметила, что Слоненок вернулся из школы очень и очень грустным, она аккуратно спросила у него:

Милый мой мальчик, Эл, что стряслось? Почему твои глазки-бусинки так невесело смотрят? — мама очень
переживала за слоненка.

Все хорошо, — ответил Эл, не глядя на маму.

Ты уверен, солнышко, ты можешь мне все-все рассказать, — мама понимала, что Эл что-то скрывает.

Все хорошо, — повторил он и пошел отдыхать в свою комнату.

На следующий день с самого утра Эл вёл себя необычно. Он не торопился поскорее оказаться в школе, а наоборот,
умывался очень медленно и долго. А когда пришла пора выходить он обратился к маме:

Мама, ты могла бы не провожать меня в школу, я больше не хочу держаться за твой хвостик, я дойду сам.

Солнышко, ты разве не боишься заблудиться в песках? Ты же ещё не умеешь сам ориентироваться в пустыне,
— мама была расстроена, словами Эла.

Тогда довели меня, пожалуйста, до озера, а в школу я пойду сам, не хочу, чтобы другие зверята видели,
как я иду, держась за тебя.

Мама слоненка все поняла. Она догадалась, что кто-то из зверей учеников обидел ее мальчика. Но он не просил о помощи,
поэтому она согласилась довести его до озера, и сказала:

Эл, сынок, если тебя что-то беспокоит, ты всегда можешь мне сказать.

Все хорошо, — снова произнес слоненок. Больше он ничего не говорил до самой школы.

Так повторялось много раз. Каждый вечер Эл возвращался из школы и сразу же уходил в свою комнату, чтобы ни с кем не
разговаривать. Мама и папа стали сильно переживать за него. Это было так не похоже на их маленького счастливого
слоненка Эла, который всегда радостно делился с ними последними новостями в классе. Спустя некоторое время родители
узнали, что маленький слоненок стал хуже учиться. Папа слон спросил у него:

Эл, расскажи, что случилось? Ты совсем перестал делать уроки? Если хочешь, я могу помочь, что тебе не
понятно в заданиях, давай разберемся вместе, — его голос был серьезным, но он не ругал Эла, а предлагал помощь.

Папа, можно мне больше не ходить в школу? — спросил он с надеждой.

Как же так? Ты же такой умный и любознательный, почему ты не хочешь больше учиться? Что-то случилось в
классе? — папа слон помнил, как мама говорила, что ей кажется, что слоненка обижают другие звери, — Если ты
расскажешь мне, я обязательно тебе помогу.

Все хорошо, — вновь грустно сказал слоненок.

После этого разговора он нехотя сел за уроки и долго-долго не мог собраться с мыслями. Мама и папа были правы. Совсем
недавно зверята в классе стали его обижать. Сначала они смеялись над тем, что слоненок ходит, держа маму за хвост.
Тогда он попросил маму не провожать его.

Потом они смеялись над его картинами на песке, а одна особо вредная мартышка засыпала их обратно, стоило слоника
закончить рисовать. Он не знал, что делать и к кому обратиться. А сегодня, когда слоник уже собирался пойти домой,
несколько обезьянок стали бросать в него песком и приговаривать:

Малыш Эл бежит к мамочке! Аж земля трясется! Ха-ха-ха.

Эл просил их перестать, но от этого они только громче смеялись:

Малыш Эл хочет пожаловаться родителям, он ябеда. Ха-ха-ха.

Когда немного песка попало слоненку в глаза, он расплакался и убежал домой, не дожидаясь мамы. Если бы только папа
разрешил больше не ходить в школу. Но Эл, понимал, что ему все равно придется учиться дальше, хотя теперь, он даже
не старался писать аккуратно, когда делал уроки.

Мама и папа постоянно твердили, что они готовы выслушать его, Эл видел, как они волнуются, но рассказать боялся. Ему
казалось, что это он что-то делал не так и из-за этого мартышки его дразнили. Когда в очередной раз слоненок пришел
домой, едва сдерживая слезы, родители не выдержали и сказали:

Эл, нам пора поговорить и во всем разобраться.

Все хорошо, — снова соврала он.

Малыш, я же вижу, что это не так. Ты стал сам на себя не похож в последнее время, — сказала мама.

Дружок, не надо обманывать и говорить, что все в порядке. Мы можем помочь тебе, только расскажи нам,
что происходит, — добавил папа.

Тогда я стану ябедой, — маленькая слезинка побежала по его щеке.

Что за глупости! — воскликнула мама, — Если кто-то обижает тебя, ты имеешь полное право обратиться за
помощью.

Правда? — слоненок поднял удивленные глаза на маму.

Ты поэтому так долго молчал? — папа слон разозлился.

Да, поэтому. Папа, ты злишься на меня? — голос слоненка дрожал.

Конечно, нет, сынок. Я злюсь на тех, кто посмел обидеть такого удивительного умного и талантливого
слоненка.

После слов папы, слоненку стало намного легче. Эл все рассказал родителям про мартышек и про то, как они обижали его
в школе. Он также сказал, что боялся сказать учителю жирафу, чтобы тот не ругал его.

Сынок, послушай внимательно, ты самый сказочный слоненок на всем белом свете и ни одна мартышка не
сравнится с тобой, — сказала мама.

Слоненок внимательно слушал ее и понимал, что она права. Мартышки, которые издевались над ним, всегда плохо учились.
Видимо, их ума хватало только на то, чтобы смеяться над другими.

Завтра мы пойдем с тобой вместе мы школу и поговорим с директором. Не бойся, мама с папой никогда не
дадут тебя в обиду, — сказали родители.

Когда слоновья семья приближалась к школе, все зверята смотрели на них затаив дыхание. Папа слон важно вышагивал по
песку своими огромными лапами, мама слоника шла позади, но от ее шагов тоже поднималась пыль, а за ней, держась
хоботом за хвостик, шел и сам слоненок Эл.

У мартышек от удивления выпучились глаза. Они испугались, что слоны пришли ругать их за проделки. Но папа слон только
очень строго и внимательно посмотрел на озорников грозным взглядам, и они тут же разбежались по кустам.

Директор был очень удивлен рассказом родителей, но больше всего его поражало то, что Эл — лучший ученик школы, стал
мишенью обидчиков. Какой переполох начался тогда. Грозный лев поговорил с учителем жирафом, а тот пообещал, что во
всем разберется.

Прошло время, мартышки поняли, что были не правы, и перестали обижать слоненка. А Эл вновь стал хорошо учиться и
ходить в школу с радостью.

Ребята, помните, что чтобы ни случилось, если вас обижают в школе, главное — не молчать. Вы всегда можете обратиться
за помощью ко взрослым. Знайте, что вы не виноваты, что стали жертвой обидчиков и из любой ситуации есть выход.

Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.

Народные сказки — древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.

Литературная сказка возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман — писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.

В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.

Жанровая особенность литературной сказки со второй половины XIX века проявляется в ее близости к новелле и даже повести. Примером могут служить произведения русских писателей А. Погорельского, Л. Толстого, а в западноевропейской литературе О. Уайльда, С. Лагерлеф, Л. Кэрролла.

«Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл

Выводы сайт

  1. Литературная сказка — авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества этноса.
  2. Литературная сказка — жанр художественной литературы, в то время как народная сказка — один из фольклорных жанров, особенность которого — устный пересказ.
  3. Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.
  4. Система образов в литературной сказке произвольна, в народной — обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.
  5. Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.

В разделе на вопрос что такое авторская сказка? чем она отличается от народной сказки? заданный автором Невролог лучший ответ это 1. Народная сказка — творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.

2. В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.

3. Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки — выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.

4. Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета…) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.

5. В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.

6. В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.

7. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.

8. В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.

У каждого ребенка есть своя любимая сказка. Кто-то не может заснуть без истории о Русалочке, кто-то требует рассказ о Колобке, а кто-то просто любит слушать о захватывающих приключениях сказочных героев. Будучи маленькими, Вы не интересовались, кто написал эту сказку. Но время бежит, и рано или поздно приходится столкнуться с этим вопросом: чем авторская сказка отличается от народной? Почему герои поступают именно так, а не иначе?

Герои любой сказки проживают свою маленькую жизнь на страницах книг. Описанные приключения, действия и решения отображают индивидуальность персонажа. Но, если задуматься, то есть персонажи, которые повторяют одни и те же действия, кочуя из истории в историю. Но есть те, кому необходимы необычные обстоятельства для начала приключений.

Народные сказки — передаются из уст в уста не одно поколение . Они являются наследием, несущим в себе понятия о добре и зле, порядочности и взаимопомощи. Рассказывая их детям, наши предки учили детей жить в гармонии с собой и миром.

Различают несколько видов народных сказок:

  1. Былинные.
  2. Богатырские.
  3. Бытовые.
  4. Сатирические.
  5. Волшебные.

Благодаря именно этим сказкам, дети знают о Бабе Яге, змее Горыныче, Кощее Бессмертном. Многие из этих персонажей стали прототипами других героев.

Авторские сказки написаны по мотивам народного фольклора . Такой жанр в литературе появился в конце восемнадцатого века. Самыми известными сказочниками того времени были братья Гримм. Они любили национальные традиции, собирали интересные истории, которыми пугали маленьких детей. Немного «облагородив» эти рассказы, лингвисты опубликовали свою книжку сказок.

Более популярной, авторская сказка стала с развитием романтизма в художественной литературе и живописи. Поэты, писатели, художники поняли, что основой всего культурного наследия является именно народный фольклор. А труды знаменитых немцев легли в основу этого течения.

Чем отличаются народные сказки от авторских?

  • Народные сказки сложил и передал народ;
  • Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.

Различное описание происшествий, действий героев, их одежды:

  • Народные сказки не имеют точных описаний мелких деталей.
  • Авторская сказка передает красочно мельчайшие подробности всех событий, достоверно показывая читателю реалистичность происходящего.

Различие в характерах персонажей:

  • Народные сказки показывают одинаковых, безликих не отличающихся между собой героев.
  • Авторы передают индивидуальность каждого героя. Создавая продуманные образы, переносят читателей в совершенно новый незабываемый мир. Каждый персонаж показан, как живое, думающее и чувствующее существо.

Авторское отношение к персонажам . Читая произведение любого писателя, можно с точностью определить в считанные минуты, кто должен стать положительным героем. Кого хочет видеть автор добрым, отзывчивым существом, а кто неисправимый злодей. Чьи поступки должны вызывать восторг, а кто своим появлением должен навевать неосознанный страх и переживание за других персонажей.

Понимание и восприятие жизни :

Четкое разделение на положительных и отрицательных героев, понимание добра и зла . Рыцарь и дракон. Такой подход прослеживается в фольклорных рассказах.

Создавая своих персонажей, продумывая свою историю, автор пытается показать многогранность человеческого характера . Рассказывает не только о черном и белом, но и старается стереть четкую черту, пытаясь показать, что существует еще и серое.

Авторская сказка всегда несет в себе отголоски народных сказаний и легенд. Не стоит забывать, что даже Александр Сергеевич Пушкин написал свои незабвенные творения под впечатлением от рассказов нянюшки Арины Родионовны.

В классической литературе множество авторов писавших произведения, основанные на народных сказках услышанных еще в детстве. Но каждое из них несет в себе отголосок исторического прошлого. Прототипы героев, исполняющих (обладающих) присущими только им особенностями. Использование давно известной сюжетной линии. А также словесные обороты, пословицы, поговорки присущие только просторечью.

Очень часто можно встретить различные атрибуты, некие ритуалы или действия связанные с язычеством. Читая такую литературу, не всегда можно с уверенностью сказать были ли эти моменты позаимствованы или придуманы автором. Изучая классическую литературу, дети учатся понимать и различать авторскую и народную сказу. Развивая логику и мышление, тренируют навыки столь необходимые в дальнейшей жизни.

Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

Особенности жанра

Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

Главные отличия

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

Заключение

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика — авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

Определение

Рассказчик — вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Сравнение

Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик — лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.

Повествование от первого лица — распространенный прием в европейской литературе XVIII — XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.

Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

Выводы сайт

  1. Автор — создатель литературного произведения. Рассказчик — один из его персонажей.
  2. Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой — рассказчик.
  3. Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
  4. В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.

Глава №1. Знакомство с волшебником

Эта история случилась в обычный весенний день. У Вани как раз закончились все уроки, и он совершенно не знал, чем бы
ему заняться. Он ведь рассчитывал погулять с Васькой, но тот задержался в школе, да и других ребят было не видать.

«Вот невезуха!» — думал мальчик, сидя на лавке и бросая камешки в воробьёв, хорошо, что
те были достаточно проворные, а мальчик не такой меткий.

Эх, Ваня, и не стыдно тебе маленьких обижать!

Да я… ведь ничего такого не делаю.

Мальчик растерялся, рядом с ним сидел седой дедушка, непонятно, как он его не заметил, не из воздуха же он появился!

А вы мою маму знаете?

Упавшим голосом спросил Ваня, наябедничает ведь старик теперь по-любому!

Я тебя, к сожалению, слишком хорошо знаю, и ябедничать не собираюсь!

Спокойно ответил дедушка.

Ну, ну как? Откуда вы знаете мои мысли? Вы что экстрасенс?

Нет, просто волшебник.

Шутите, волшебников не бывает!

Рассмеялся Ваня.

Бывает, мой мальчик, бывает! Я тебя помню совсем малышом, каким ты был хорошим, а сейчас мне
кажется, ты просто забыл, что значит быть человеком!

А кто я, по-вашему, может, картофель или жук какой?

Ваня начинал злиться, старик действительно странный, но он явно не волшебник, а просто сумасшедший, и мальчик решил,
что пора уходить от этого старика.

До свидания, мне пора!

Мальчик встал и уже собирался уходить, как услышал за спиной:

А если я сотворю чудо, то перестану быть сумасшедшим для тебя?

Какое ещё чудо?

Ну, например, такой маленький пустячок!

Дедушка щёлкнул пальцем, и у него в руке возник стаканчик мороженого.

Неплохо для сумасшедшего?

Спросил дедушка, протягивая стаканчик мальчику.

Простите, — смущенно сказал мальчик, — первый раз встретил волшебника и оскорбил!

Дедушка щёлкнул пальцем, и стаканчик исчез.

Эх, Ваня, Ваня! Каким ты был чудесным малышом, природу любил, а сейчас… эх!

Уважаемый волшебник, вы меня, конечно, извините, но вы повторяетесь, я ведь ничего не сделал
плохого!

Как это? А кто в воробышков камнями швырял?

Удивился старик.

«Он и это знает!» — подумал мальчик про себя, но вслух сказал:

Но я ведь не попал! Я ведь просто играл!

Хорошенькое дело! А если бы с тобой так? Тебе понравилось бы?

Возмутился дедушка.

Исключено! «Человек царь — природы!»

Заметил мальчик.

А не хочешь ли ты почувствовать то, что чувствуют те, кого ты обижал?

Неожиданно предложил дедушка.

Как это?

Ну вот, например, вы с другом приманите бродячего пса, а потом палкой гоните или кошек
дворовых пугаете, или…

Да, понял я, понял. Только никак не возьму в толк, уважаемый волшебник, что вы к этой
живности пристали. Они думать и чувствовать не могут, одни инстинкты, они через две минуты про нас и не вспомнят, то
ли мы люди!

Вот ты сейчас это и узнаешь!

Резко вдруг крикнул волшебник и щёлкнул пальцем. Ваня стал уменьшаться, он хотел было возразить, но вместо слов
вылетали только звуки, похожие на рычанье.

Ты станешь мальчиком только тогда, когда поймёшь, как это быть человеком!

Услышал он как будто где-то вдалеке.

Глава 2. В собачьей шкуре!

Всё стало вокруг по-другому, Ваня был во дворе, на том же самом месте, но цвета! Он видел всё по-иному, да и ростом
стал меньше, ужасно зачесалась рука. И тут он с ужасом обнаружил, что стоит на четвереньках, да и рук-то у него нет,
а лапы! В луже он увидел своё отражение: да, он теперь бродячий пёс!

«Это даже забавно!» — подумал мальчик, страх заменило любопытство, и тут он увидел Зою,
младшую сестрёнку своего лучшего друга.

«Пойду поздороваюсь да про Ваську спрошу, вот Зоя удивится говорящему псу!»

Решил Ваня.

Подойдя близко к девочке, а она сидела в песочнице и лепила куличики к нему спиной, Ваня вполне дружелюбно произнёс:

Привет, малявка, а Васька где?

Мальчик даже улыбнулся, вернее, это он так думал.

Девочка, услышав за спиной рычание, в испуге обернулась. На неё смотрел, оскалив клыки, дворовый пёс.

Он показался ей огромным, девчуля так испугалась, что зарыдала в голос. Ваня хотел её успокоить, сказать, что это он,
но что-то больно ударило его по ноге, вернее по лапе. Это был его друг Васька! Мальчик, услышав плач Зои, кинулся на
помощь и сразу бросил камень в пса, который, как ему показалось, намеревался обидеть сестренку. Но заступник попал
по лапе животного. А Ваня поспешил уйти, ему было больно и обидно: ещё друг называется, а камнями швыряется. И это
не казалось теперь таким забавным, когда камнем бросают в тебя!

Иди ко мне, мой хороший!

Вдруг он услышал ласковый голос. Это был дядя Боря, известный весельчак, мальчик любил смеяться над его шутками.

Ну иди, иди ко мне!

Позвал сосед снова, он что-то держал в руке, поманил Ваню-собаку и положил это на землю.

В животе заурчало, и только сейчас мальчик осознал, как он голоден.

«Эх, надо было послушать бабушку и поесть, а не сразу бежать на улицу!» — подумал
мальчик. — «Всё-таки классный у меня сосед, добрый! Есть, конечно, с земли как-то не очень, но я ведь собака, не из
сервиза же мне трапезничать!».

Мальчик даже мысленно себе улыбнулся, любимое слово бабушки — «трапезничать». Ах, если бы она сейчас была рядом!

Дядя Боря отошёл на приличное расстояние от такого лакомого кусочка, можно было подойти без боязни, что ударят, и
Ваня-собака решился. Но что за странный вкус у этого кусочки колбасы?

В ней было столько соли, перца и ещё всяких там специй, что Ваня, выплюнув этот злополучный кусок, высунул язык и
тяжело задышал. Он напоминал себе сейчас огнедышащего дракона, а не мальчика и явно не собаку.

Наверное, со стороны это выглядело смешно: он услышал громкий взрослый смех и детский. Дядя Боря стоял в стороне и
смеялся, а рядом с ним заливались хохотом мальчишки, они все вместе с Ваней играли в казаки-разбойники, но сейчас он
был дворовым псом, вот и всё. И тут Ваня с горечью вдруг вспомнил, что и он так смеялся недавно, как он мог забыть!

Сосед был ещё тем шутником, и ему почему-то казалось забавным подозвать животное, угостить его пересоленным,
переперченным кусочком колбасы и, смеясь, наблюдать за реакцией. Ване это тоже казалось забавным, но не сейчас!

«Пить, как же хочется пить!» — и тут Ваня увидел небольшую лужицу. В другой ситуации он
бы не рассматривал это как выход, но только не сейчас, когда во рту всё пылало, словно он огнедышащий дракон!

Утолив жажду, мальчик-собака поймал на себе взгляд кота. Тот сидел на лавке с таким довольным видом, что Ваня понял:
смеётся блохастый, но сейчас я тебя погоняю, и да, это будет забавно!» и С криком: «не уйдёшь!» он бросился на кота.
Кот зашипел и больно оцарапал лапу. Ваня прямо взвыл: «Ну, теперь точно держись, блохастый!».

Гоняясь за котом, он вдруг подумал, что всё не так и плохо, можно вот хоть кота погонять!

И тут опять…

Глава 3. Я кот!

«Опять что-то происходит со мной…» — только успел подумать мальчик, как кот, которого он
преследовал, остановился и бросился на него. Ваня кинулся наутек, а мало ли, вдруг бешенный? Нормальный разве будет
за собакой гнаться? Но когда Ваня вихрем влетел на берёзу, то понял, он уже не собака! Преследователь остался внизу,
и мальчик, внимательно себя осмотрев, понял: теперь он кот, уличный кот!

Так, мне это уже начинает надоедать, волшебник, ты где?

Негромко позвал мальчик.

Но в ответ тишина, только старушка, какая-то вздохнула: «Ох, как котик мяукает, застрял бедненький!».

Тут Ваня с ужасом подумал: «А правда, как мне слезть-то? Вот попал так попал! Так, что я знаю о кошках? Что они
приземляются на четыре лапы, значит, всё нормально. Стоп! НО Я ЖЕ НЕ КОТ, Я ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК! ВОЛШЕБНИК,
ВОЛШЕБНИК!».

Но опять тишина, а со стороны это выглядело так: уличный кот жалобно мяукал на дереве.

Пятясь назад, Ваня начал осторожно спускаться, но эти пару минут показались ему целой вечностью! Его лапки уже
коснулись земли, как тут его грубо схватили.

Кися!

Услышал он над ухом.

«О нет!» — мелькнуло в голове у Вани.

Теперь-то он видел, что схватил его Алёша, соседский карапуз. Ване всегда казалось забавным, как малыш тискал котов,
но не сейчас! Липкие пальцы неприятно сжимали его, и Ваня уже был готов цапнуть надоедливого малыша, как подбежала
Алёшина бабушка:

Фу, фу, Алёша! Брось этого кота, он ведь блохастый!

«Сама ты блохастая!» — хотел ответить Ваня, но не успел, его бросили на землю, вот тут-то
и помогли все четыре лапы!

Глава 4. Я воробей!

Забравшись на лавку, мальчик решил обдумать план действий, что делать дальше.

«Волшебник мне говорил, что надо быть человеком. Но я и так человек! Вернее, был до
встречи с этим чудиком! А вдруг он меня слышит? ДЕДУШКА, Я ВАС ОБИДЕТЬ НЕ ХОТЕЛ!»

Тут Ванино внимание привлёк воробышек, махонький такой, глупенький, совсем рядом прыгал.

«Всегда хотел поймать птичку! Когда это сделать как не сейчас!» — и Ваня уже был рядом с
маленьким воробышком, а тот так растерялся при виде кота, что даже и не думал улетать.

«Я только потрогаю, и всё!» — Ваня даже не подумал, что у него теперь не рука, а лапа с
когтищами!

И тут что-то больно клюнуло в голову. Это мама-воробьиха подоспела! Атака была яростная, Ваня поспешил уйти, как
опять понял: что-то происходит. Он почувствовал, что уменьшается, и увидел, как к нему спешит давний кот
преследователь.

На этот раз Ваня уже догадался, что он теперь сам воробей, значит, спасение на дереве – не вариант: летать-то он не
умеет! Поэтому он попытался спрятаться в небольшой трещине в стене, кот туда бы никак не пролез.

Он прыгал, насколько позволяли его маленькие лапки, и успел спрятаться в укрытие, как огромная лапа последовала за
ним. Но, к счастью, для Вани кот как ни старался, но достать его не мог.

У мальчика не было часов, и он не знал, сколько просидел в своём укрытии, ему показалось, что целую вечность!
Осторожно выглянув из укрытия и убедившись, что никого нет, Ваня увидел красивую бабочку.

«Интересно, а бабочки боятся воробьёв?».

Так хотелось дёрнуть её за крылышко, мальчик-воробей был уже рядом, как тут…

Глава 5. И кто я?

«Что, опять?» — но тут Ваня подумал, что бабочкой, наверное, быть неплохо, и можно
попробовать полетать, но, к своему ужасу, обнаружил, что крыльев-то нет!

«Так если я не бабочка, то кто я?» — но мысленный диалог нарушило что- то непонятное,
огромное, совсем рядом.

«Это что за столбы?» — с ужасом подумал мальчик, когда это огромное было совсем рядом и
чуть не раздавило его. Он спрятался за камешек и тут понял, что это ноги, и вовсе они не огромные, просто он слишком
маленький!

«Очень смешно, дедушка волшебник, а следующее моё превращение будет в микроба, что ли?».

Ваня хотел что-то ещё добавить, как вдруг его схватила огромная рука, и он услышал знакомый голос:

«Вот так жучок, Ваньке понравится!».

«Васька, это я — Ванька!» — но друг его не слышал и не понимал, а вместо слов раздавалось
жужжание.

«Посиди пока здесь» — мальчик отодвинул спичечный коробок.

«О нет, Васька меня хочет туда посадить! Не надо!» — но друг не понимал его.

В спичечном коробке было темно и тесно, а Ване вдруг стало грустно, что его лучший друг не понял его. Мальчик стал
вспоминать всех жуков, которых он поймал один или с другом, воробьёв, в которых кидал камни, кошек и собак, которых
они с Васькой любили обижать. И ему захотелось плакать.

Он понял, что всем этим живым существам, которые гораздо меньше в размерах, бывает больно и страшно. А уж какими
злыми великанами для них порой кажутся дворовые мальчишки, в том числе и он с Васькой.

«Простите меня все, — шептал Ваня. — Я, наверное, и вправду заслужил сидеть в спичной
коробке!».

Мальчик почувствовал, что засыпает, он словно проваливался куда-то и не знал, что же будет дальше.

Глава 6. Быть человеком!

Ваня открыл глаза и обнаружил, что сидит во дворе на той же лавке, где он встретил волшебника.

Одежда была вся в пыли, да и свежая царапина напоминала, что всё это был не сон. Мальчику хотелось сказать дедушке,
что он всё понял, только того нигде не было, но зато к нему уже спешил Васька.

Привет, ты где был? Я тебе что-то сейчас покажу!

Жука?

Ну да… А откуда… ладно, не важно, смотри! А где он?

Васька смотрел с открытым ртом на пустой коробок, а Ване вдруг стало так весело, что он расхохотался.

Действительно, забавная ситуация, ведь жуком-то был он! Васька посмотрел на него и тоже засмеялся.

Через пару минут Ваня уже рассказывал другу про свои необычные превращения, а Васька сначала улыбался, но потом
становился всё серьёзнее и серьёзнее, а когда друг закончил рассказ, он сказал:

Ты уж прости за камень и за спичечный коробок, я же не знал, что это ты! А дедушку я этого
тоже видел, но он так внезапно исчез, словно в воздухе растаял! Я тогда подумал — воображение разыгралось. А
оказывается, нет, чудеса бывают!

Дедушку-волшебника мальчики больше не видели, да это было и не нужно, они ведь теперь больше не обижали братьев наших
меньших. А волшебник где-то совсем рядом, может, и на твоей улице, наблюдает, чтобы мы не забыли: к другим нужно
относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. Это ведь и значит быть человеком!

В одном небольшом городишке жила-была бедная, но дружная семья. Мама с утра до вечера работала в поте лица, чтобы
вырастить прекрасных двоих сыновей. Старшего сына звали Анемон. Его имя означало ветер, а младшего — Аким.

Отец старшего мальчика много странствовал, любил свободу и вольный ветер. Именно поэтому он назвал своего сына
Анемоном. Однажды отец забрел к старому колдуну, тот напоил его зельем. Зелье было такое прекрасное, что от него
хотелось только смеяться и веселиться.

Вернувшись после долгих странствий домой, отец долго не мог найти работу в бедном городишке. Нужно было кормить
семью. И это его так угнетало и огорчало, что он всё чаще вспоминал о зелье, которое пробовал. Однажды ему стало
совсем невмоготу. Его руки и ноги болели так, как будто были сломаны. В голове был туман. Рано утром он тайком от
жены и маленького сына сбежал. На столе оставил лишь записку: «Скоро вернусь!».

Но отец так и не вернулся в семью, потому что снова попробовал зелье и пропал в забытьи. А любимая жена ждала его,
проливая слёзы день и ночь. Лишь сынок был для неё утешением.

Младенец был очень беспокойным и много плакал по ночам. Женщина позвала доктора на помощь. Доктор осмотрел малыша и
сказал, что у него растут крылья, как у ангела, и что когда они вырастут, он улетит на небо. А пока они будут расти,
ему будет очень больно. Доктор приготовил отвар от боли на время. Но сказал, что нужно искать более сильное
лекарство.

Так шли годы. Доктор приходил к женщине и помогал ей справляться с болезнью мальчика и домашними делами. Он очень
привязался к ребёнку и считал его своим сыном. Своих детей у него не было, но он хотел иметь семью. Вскоре доктор
женился на этой женщине, и у них родился еще один сын. Его назвали Акимом.

В поисках сильного лекарства доктор ставил эксперименты с травами и пробовал их на себе. Но его внезапно настигла
болезнь, и последний эксперимент оказался неудачным. Доктор умер раньше, чем ему удалось найти сильное лекарство.

Бедная женщина от отчаяния пошла к ужасной старой ведьме. Ведьма жила на окраине города в заброшенном лесу, куда
никто смел забрести. Она была очень коварна и ждала, что к ней придёт жертва, с помощью которой ей удастся завладеть
всем миром. Женщина попросила только одного: спасти её старшего сына.

Старуха, прежде чем помочь, рассказала о том, откуда свалилось это страшное проклятие.

Это расплата за соблазн его отца. Он выбрал себе «злую радость» вместо счастья его сына.

Вы знаете, где мой муж?

Я все знаю.

н вернётся?

Нет, глупая женщина! Он никогда не вернётся, и его сын скоро тоже уйдет и пропадет
навсегда, как он.

Что же мне делать?! Мой бедный мальчик, он так страдает!

Я помогу тебе, но ты должна мне оказать услугу.

Я согласна на все.

И ведьма дала то самое зелье, «Злую радость», которое пробовал отец. Женщина не знала, что это, и спросила у ведьмы:

Что это за лекарство?

Это папавер, обычный красивый красный цветок. Но если его приготовить по особому рецепту,
то он приносит радость телу. Твой сын навсегда забудет о боли! Но только его нужно постоянно принимать, иначе твой
сын умрет.

Сколько это стоит?

Дорого. Но если ты будешь продавать для меня эту радость людям каждый день, я не возьму с
тебя ни гроша.

Конечно, я согласна помочь и вам, и людям!

Бери один мешочек сыну, а большой — на продажу. Да смотри, завтра возвращайся снова.

Радостная мать побежала домой спасать своего сына. Ему, правда, стало лучше. Он был весёлым и беззаботным. Ему стало
так легко, что его всё время тянуло на приключения. Сын вскоре вырос и ушел из дома надолго — гулять.

Слоняясь по улицам, Анемон заблудился. Его тело устало и внезапно начало болеть так, как будто у него были сломаны
все кости. Он изнемогал от боли и извивался как змея, прося о помощи. Прохожие, увидев его, узнали.

Это сын торговки «радостью».

Люди были в ужасе: почему её сын страдает, если она продает такое чудесное средство.

Они привели Анемона домой. Мама тут же дала сыну «злую радость» и попросила больше не уходить.

Потом пронеслась молва, что и другие люди, которые покупали эту «злую радость», также страдают.

Люди стали злыми и безумными. Они были готовы убивать друг друга ради маленькой коробочки с папавером. Мир
превратился в хаос. Ничего не осталось доброго и светлого. Люди сначала страдали всю жизнь в поисках «злой радости»,
а потом умирали. Их души злая ведьма забирала себе на вечные мучения.

Все вокруг стали обвинять женщину в несчастьях. Не давали ей житья. Она пообещала, что поможет этим страдающим людям.
Им надо лишь снова купить лекарство, и они исцелятся.

Но они требовали, чтобы она бесплатно раздала всем лекарство.

Бедной женщине пришлось распродать всю скотину и хозяйство, чтобы отдать недовольным людям долги. У неё не осталось
ничего. Она пришла к старухе снова за товаром, зная, что покупать его уже не будут.

Женщине пришлось сознаться ведьме, что ей нечем больше платить. Она продала всё, что у неё было.

Нет, не всё! — прошипела старуха. — Продай мне свою душу!

Как я могу продать свою душу?! Ведь я же умру. Кто тогда поможет моим детям? — в отчаянии завопила женщина.

Не умрешь, пока будешь делать всё, что я скажу.

Хорошо! Я буду делать всё, что ты скажешь, лишь бы мой Анемон был жив!

Женщина снова взяла папавер для сына и мешок для людей и пошла домой.

Старуха приказала ей рассказать всему народу, что те, кто попробует хотя бы раз папавер, непременно попадут в рай.
Она раздавала его всем бесплатно и просила всех рассказывать другим о том, что они могут уже сейчас занять своё
место в раю.

Однажды придя домой, женщина увидела младшего сына в весёлом забвении. Она начала трясти его, кричать, рыдая:

Зачем, зачем ты попробовал папавер?! Это же зло! Это — отрава! Мой бедный мальчик! Мои бедные дети! О горе мне!

Сыновья Анемон и Аким были удивлены.

Мама, ты сама всем говоришь, что мы попадём в рай!

И женщина в отчаянии рассказала всю правду детям.

Анемон был потрясён страданием своей матери и всех людей на земле.

Я не хочу! Не хочу, чтобы из-за меня страдали люди! Я не хочу, чтобы мама была лгуньей из-за меня! Пусть лучше меня
не станет, но я не позволю тебе больше лгать!

С этими словами он убежал из дома без оглядки. Он бежал по улице и кричал всем-всем, что папавер — это зло,
приносящий боль и страдание. Его тело ломило от боли, потому что за спиной вырастали крылья. Люди смотрели на него с
удивлением и не верили его словам. Они видели, что он возносится к небу, как ангел, и были уверены, что он летит в
рай.

Мама продолжала лгать ради своего младшего сына и выполнять всё, что приказывала ей ведьма.

Анемон летел всё выше и выше в белые пушистые облака. Боль его ушла, и он стал лёгким, как перышко. Ему казалось, что
это и есть рай. Он ударился обо что-то твёрдое. Увидел ворота перед собой и забор. Такой красивый и золотой. А за
забором — его отец. Но не тот, который бросил его однажды, а тот, который его воспитал. Анемон хотел зайти к нему за
забор, но строгие стражи не пустили его. Велели вернуться обратно на землю. Тогда он подошёл к забору и позвал отца.
Тот приблизился и с горечью сказал:

Я не смог тебя спасти. Я виноват перед тобой. Но теперь я знаю всё. Я знаю, почему люди страдают на земле. Я хочу
тебе помочь. Послушай меня. Я уже не могу вернуться на землю, но ты можешь. И ты должен рассказать людям, как
спастись.

И спасти своего брата и маму.

И отец рассказал ему, как победить зло на земле и исцелить людей.

Когда я покидал эту землю, я пролетал над городом Арбаш. Я видел, как один лекарь исцелил мальчика от приступа боли.
Он также дал ему книгу, в которой написаны молитвы, чтобы спастись от желания попробовать папавер. Ты должен найти
этого лекаря и спросить у него, как помочь людям.

Анемон помчался, как ветер, по свету на поиски лекаря. Он нашёл его быстро и хотел подойти к нему. Но лекарь прошёл
сквозь него.

Он не видит меня! Как?

И он полетел к своим родным, чтобы рассказать о том, что узнал.

Каково было его удивление, когда он увидел своё бездыханное тело, над которым рыдают мать и брат.

Как? Я умер!

Он летал над землёй и слышал плачь и стоны несчастных людей. И понимал, что это настоящий ад. Улететь на небо он не
мог. Ворота перед ним закрыты, и обещание отцу невыполнено. Анемон с грустью смотрел, как его брат ложится спать. А
мама его гладила по голове всю ночь.

Когда Аким уснул, он увидел во сне Анемона. И тот рассказал ему всё, что знал. Аким проснулся и радостно рассказал
маме, что видел Анемона и говорил с ним. Но мама не поверила ему. Тогда на следующую ночь Анемон придумал нарисовать
рисунок и написать, где можно найти лекаря, который может им помочь. И незаметно положил маме на стол.

Мама была удивлена рисунком и отправилась на поиски лекаря. Она нашла его в одном из приютов. Он поил всех каким-то
отваром и читал ветхую книгу над ними, заставляя повторять за ним молитвы.

Пожалуйста, помогите моему сыну! — взмолилась женщина.

Я могу помочь, но полное исцеление зависит от твоего сына.

Что он должен делать?

Он должен выучить молитвы из книги и читать их до конца без запинок, до тех пор, пока
перестанет гореть желанием попробовать папавер.

А что вы даёте больным? Где это можно взять?

Это обычная трава, из которой делают масло. Я сжигаю её и выпариваю. Получается лекарство. Но…

Что НО? — спросила женщина.

Эта трава даёт временное облегчение, а потом лекарство надо пить ещё и ещё. А иногда оно вообще не помогает, и
больные просят дать им снова папавер.

Что же делать?

Исцеление в нас самих. Папавер владеет нашим телом. А наша душа желает исцеления. В помощь ей дана древняя книга с
чудесными молитвами. Они придают сил нашей воле. Главное — верить в свои силы.

Женщина переписала книгу и рецепт отвара. С надеждой отправилась домой.

Акиму стало легче от отвара. И он пристрастился к нему. А книгу он читать не умел. Он был ещё мал и не обладал
сильной волей. Читать и учиться ему не хотелось. От этого его воля слабела, и его одолевало желание попробовать
папавер снова.

Анемон являлся ему во сне и просил приложить старание к учению, ведь от него зависят его жизнь и счастье. Однажды
Аким так упился «злой радостью», что оказался между небом и землёй, лишь немного касаясь земли. Он снова увидел Анемона. Анемон просил его вернуться на землю и больше так не
делать. Он ругал его, обижался на младшего брата и просил стать прежним сыном ради бедной матери.

Аким его видел, но
не слышал. Анемон понял, что Аким уже стал совсем безволен и не может совладать с собой. Анемон боялся, что брат так
же обречён на вечные скитания между небом и землей, как он сам, смотреть на вечные страдания людей и не иметь
возможности им помочь.

Анемон хотел достучаться до мамы. Она его не слышала. Её душа была продана ведьме.

Он решил отправиться к этой ведьме и попросил обменять свою душу на душу мамы, а также в последний раз помочь им
увидеться и поговорить.

Ведьма была коварна и хотела завладеть душами всех людей. Она знала, как заставить женщину вернуть душу обратно.
Поэтому согласилась.

Когда женщина снова пришла по её просьбе, ведьма обманом уговорила её отказаться снова от своей души. Взамен она
увидит своего старшего сына ещё раз. Анемон всё понял и попросил маму ни в коем случае не продавать свою душу, а
иначе она не сможет помочь Акиму и всем, кто болеет зависимостью от папавера.

Когда ведьма начала выманивать душу у женщины, та отказала ей, сказав, что больше не придёт, ведь не нуждается в её
услугах, потому что сама знает, как спасти своего сына.

Ведьма стала чернее тучи и подняла вихрь над землёй. Грозилась уничтожить посевы и истребить всех людей. Но женщина
собрала свою волю в кулак и не испугалась. Сила ведьмы ослабела. Всё стихло. На самом деле это всего лишь старуха,
которая питается слабостью и страхом людей. На большее она сил не имела, если её никто не боится.

Женщина вернулась домой, полная сил и воли, с желанием спасти весь мир. Силы ей придал Анемон. Он отдал ей всю свою
любовь и желание помочь миру. Его любовь к миру стала настолько сильной, как и любовь матери, которая готова была
погубить весь мир во имя его одного. Мама Анемона рассказала людям всю правду о «злой радости» и о том, что ей
пришлось лгать людям по повелению злой ведьмы.

Она по просьбе сына переписала несколько экземпляров древней книги с
молитвами и раздала людям, чтобы они тоже читали. Она сама постоянно читала строки молитв на улицах и своему сыну.
Так он смог запомнить и выучить наизусть все молитвы. Он их помнил даже во сне. И ему понравилось это занятие. У
него появилось желание читать, а также писать и рисовать, как бы они могли жить с братом счастливой беззаботной
жизнью.

Все люди, как зачарованные, повторяли эти волшебные слова, сочиняли музыку и пели песни со словами молитв. Людей
объединило общее горе, и они стали все вместе придумывать, как побороть его. Появилось много других увлекательных
занятий, которые доставляли людям, и особенно детям, много удовольствия.

И все вокруг начали замечать, как меняется
мир, как будто неведомая сила свыше помогала им. Люди волшебным заклинанием избавились от проклятья и желания
пробовать «злую радость» ради мимолетного удовольствия. А злая ведьма лопнула от злости, ведь больше не осталось
людей, кто не знал бы о её злом умысле завладеть душами людей.

Все лекарства стали хранить от детей подальше под строгим запретом.

Свидетельство о публикации
№2021-319 от 24 марта 2021.

  • Что за прелесть эти сказки пушкин сочинение 5 класс
  • Что за прелесть эти сказки музыкальные сказки
  • Что за прелесть эти сказки картинки
  • Что жевали звери из сказки к чуковского до встречи с тараканом 6 букв
  • Что за неуважение как пишется