Что за прелесть эти сказки знаки препинания

Урок конкурс по литературе для учащихся 5 класса что за прелесть эти сказки! урок подготовлен на конкурс мультимедиа

Урок – конкурс по литературе для учащихся 5 класса

«Что за прелесть эти сказки!»

$ УРОК ПОДГОТОВЛЕН НА КОНКУРС

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Учитель русского языка и литературы МОУ –

средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово

Красноборова Елена Михайловна

$ Красноярский край. Россия

Форма урока: литературный конкурс

Ведущие: учащиеся 7 класса А, члены литературного клуба «ЛИК»

Участники: учащиеся 5 класса

Зрители: учащиеся 7 класса, родители, учителя.

Оборудование:

      • рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;

      • выставка произведений А. С. Пушкина;

      • презентация «Что за прелесть эти сказки!»

      • музыкальное сопровождение.

      • $ видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

      • фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок

А. С. Пушкина.

Цель урока:

  • Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина.

  • Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через р$азнообразны виды деятельности.

  • $Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского ге­ния, через другие виды искусств.

  • Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.

  • повысить мотивации обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме.

  • помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным.

  • актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей.

  • воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде)

Виды деятельности учащихся:

1.Чтение:

— выразительное чтение наизусть художественного текста;

2. Аналитическая работа по тексту:

— ответ на вопрос $с привлечением и без привлечения цитат;

3. Устная речь

Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями

Ход урока – конкурса

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок — праздник, посвященный 210- летию со дня ро$ждения русского гения.

В 1837 году «замолкли звуки чудных песен», злодейская пуля обор­вала жизнь поэта. Но он по – прежнему жив в сердцах поколений. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и$ ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».

К нам пришли герои пушкинских сказок (члены литературного клуба «ЛИК»), которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей! (учащиеся аплодируют).

1 ведущий (Слайд №2 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).

$

2 ведущий (Слайды №3-№4 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Детские годы Пушк$ина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.

3 ведущий (Слайд №5 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства».

$4 ведущий Слайд №6 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.

5 ведущий

Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чё$м их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.

Итак, начинаем конкурсы! Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.

В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Коман$да, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей, а учащиеся, набравшие 5 жетонов, получают оценку «пять», 4 – жетона — «четыре». Другие оценки не выставляются.

$

КОНКУРС №1 (5минут)

«Лучший чтец»

Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

По итогам конкурса определяется команда-победитель.$

КОНКУРС №2 (5 минут)

« Продолжи строку»

1 ведущий

Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.

2 ведущий. (Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

$ «Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».

1.Три девицы под окном…(пряли поздно вечерком)

2. Ветер по морю гуляет и…( и кораблик подгон$яет)

3.Ель в лесу, под елью белка:

Диво, право, не безделка-

Белка песенки… (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)

3 ведущий. ( Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

4. Жил старик со своею старухой

Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)

5. Стал он кликать Золотую рыбку

( приплыла к нему рыбка, спросила.$..)

6. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю…(всю правду доложи…)

4 ведущий

7.У лукоморья дуб зеленый …$

8. Вдруг шатер распахнулся.

И девица, Шамаханская царица,

Вся, сияя, как …(заря, тихо встретила царя)

9. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой…

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 3 (6 минут)

$«Узнай сказку»

5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!

Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.

Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.

$ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ( См. «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).

  • $ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

КОНКУРС № 4

«Музыкальный»

1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.

А теперь самое сложно$е задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.


ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.( См. папку

« Музукальные произведения» (6 минут ))

$

  • m8 Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке». Ария Шамаханской царицы.(1 минута 28 сек.)

  • m21. М.И. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Руслана в исполнении И И. Петорова.(1 минута 20 сек.)

  • m22.Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. (59 сек.)

  • $m24 Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.(1 минута 28 сек.)

  • m25. Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.(1 минута 20 сек.)

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 5 (3 минуты)

$«Пантомима»

$Группа учащихся 7 класса (члены литературнго клуба «ЛИК» в костюмах представляют фрагменты из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

— «Чернавка ведёт в лес царевну»

— « Разговор царицы с зеркальцем»

— « Царевна у семи богатырей»

2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.

$

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 6 (5 минут)

«Ораторы»

3 ведущий: задание:$ дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

Учитель

ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.

Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.

Итоги уро$ка.

Награждение команды – победительницы.

Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.

Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.

МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Домашнее задание. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр.118-151, в.1-7

Используемая литература.

$

1. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М. «Детская литература», 1998.

2. Учебный диск Мультимедиа Энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Фирма 1 С, 2002,Республиканский мультимедиа центр.

А) видеофрагменты. Б) музыкальные произведения. В) иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Комитет администрации г. Славгорода по образованию и делам молодежи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Итоговое интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы.

«Что за прелесть эти сказки» — викторина.

учитель-логопед Пивина Ирина Сергеевна

воспитатель Уманец Ирина Владимировна

                                                             2013г.

Итоговое интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы.

Тема: «Что за прелесть эти сказки» — викторина.

Цель:

Обобщить знания детей о сказках, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.

Задачи:

Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.

Совершенствование умения выразительно читать стихи, вести диалог.

Совершенствование навыков звукового и  слогового анализа слов.

Совершенствование грамматического строя речи, умения контролировать произносительные навыки в самостоятельной речи.

Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Предварительная работа:

Анализ и обобщение литературы по теме, консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям  сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание загадок о  сказках, инсценировка сказки.

Интеграция образовательных областей:    социализация, коммуникация,  познание, художественная литература.

Оборудование:

иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал, аудиозаписи  детских песен, мольберт.

Ход занятия:

Звучит  музыка «В гостях у сказки».

Логопед: 

— Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу.

Очень долго вы трудились в стенах нашего детского сада: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я знаю, что вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Вы научились  читать,  думать, находить правильные ответы на трудные вопросы.

Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

Введение в тему

Воспитатель:  Отгадайте загадку: 

  Буквы- значки, как бойцы на парад

в чётком  равнении построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё… (алфавит).

— Сколько букв в русском алфавите?

 (Тридцать три)

— Сколько гласных? (Десять).

— Какие буквы не обозначают звуков?  (Ъ, Ь).

— Сели на странички

Тридцать три сестрички,

Ждут, когда их прочитают,

Нас всех в сказки приглашают.

—  Ребята, вы любите сказки?

Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

Сказки приходят к нам ещё в раннем детстве.

—Кто придумывает, сочиняет сказки?

— Какие бывают сказки? (Авторские и народные)

—Кто является  героями сказок? (Люди, звери, птицы, предметы, явления природы).

— Что бывает в сказках? (Чудеса, чудесные превращения, волшебство).

— Какими словами начинаются сказки?

— Как сказки заканчиваются?

— Кто в сказках олицетворяет глупость? Трусость? Хитрость? Зло? Упрямство?

—Какие пословицы о сказках вы знаете?

Сказка- ложь, да в ней намёк,  добрым молодцам – урок».

«Сказка для доброго дня закваска».

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

О какой сказке идёт речь?

 1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.

2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.

4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…

5.Нам не страшен серый волк.

6.Сяду на пенёк, съем пирожок.

7.Колотил, колотил по тарелке носом.

8.Ловись, рыбка, большая и маленькая.

9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

11.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.

12.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.

13.Свет мой, зеркальце, скажи…

14.Не пей из копытца, козлёночком станешь.

15.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»

16.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.

17.Спокойствие, только спокойствие.

18. Не ходите, дети в Африку гулять.

Логопед:   Речь с движениями.

Ребята, которые занимались на логопункте, знают много стихов с движениями, в которых героями выступают разные сказочные персонажи. Сейчас мы послушаем эти стихи, а вы вспомните сказки, где эти персонажи были главными героями.

     «Лягушки»

Мы лягушки кваксы    

Ночь чернее ваксы…

Шелестит трава.

Ква-ква, ква-ква-ква!      

Разевайте пасти, —

Больше, больше страсти!

Громче! Раз и два!

Ква-ква, ква-ква-ква!      

Красным помидором        

Месяц встал над бором.

Гукает сова!        

Ква-ква, ква-ква-ква!        

Под ногами кочки,        

У пруда — цветочки.

В небе — синева.

Ква-ква, ква-ква-ква!      

Месяц лезет выше.

Тише- тише- тише,

Чуть-чуть-чуть – едва.

Ква-ква, ква-ква-ква!      

(дети вспоминают сказки, где есть герои лягушки: Царевна-лягушка, Лягушка путешественница, теремок, Дюймовочка…)

                «Дрозд»

Дружок ты, мой дрозд.         Дети машут сложенными ладошками, как крыльями.
В крапинку хвост,        Прячут руки за спину.

Носик — остренький,        Показывают пальцем на ни-

Бочок — пестренький,        Гладят руками бока.

Перья — тонкие,                           Поднимают указательные пальцы.

Песни — звонкие.                        Отводят руки назад и вытягивают шею

Весной распеваются,                   Поднимают руки.

Зимой забываются.                     Опускают их. Молдавская детская песенка

(Лиса и дрозд)

«Лиса»

Са-са-са — идет рыжая лиса.                     Дети по очереди мягко вытягивают  

                                                                     вперед   руки.

За-за-за — щурит хитрые глаза.        Прикасаются указательными пальцами к

                                                                  уголкам глаз.

Ицу-ицу-ицу — мы заметили лисицу.  Приставляют ладонь

Се-се-се – подошли мы все к лисе.        Идем пальчиками по ногам

Ица-ица-ица – а лиса-то злится, злится.      Сгибаем пальцы

Ост-ост-ост – распушила пышный хвост  Руки за спину

Ой-ой-ой – мы бежим скорей домой.         Руки к щекам, затем работаем                                                                

                                                                       локтями

(лисичка со скалочкой, заюшкина избушка, буратино…)

«Двенадцать месяцев»

А сейчас запоминай:                         Деи грозят      

                                                            пальцем.

Это март, апрель и май,            По очереди                

                                                      загибают        

                                                     пальцы   на 

                                                        одной руке.
Три сыночка-месяца.                       Поднимают

                                                         вверх три      

                                                      пальца.

У весны-кудесницы.
Шаловливы и ловки.                        
Хлопают в        

                                                              ладоши

 Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним.               Отводят в сторону сначала одну руку,

                                                       потом другую.

Август рыбку ловит им                Прижимают ладони друг к другу и качают

                                                       ими из  стороны в  

                                                      сторону («рыбка» ).

Вот прошли весна и лето.          «Проходятся» пальчиками по бедрам к    

                                                        коленкам.

 Осень в золото одета —             Ставят руки на пояс и поворачиваются из

                                                      стороны в

                                                         сторону.

 На дворе сентябрь, октябрь.    Отводят в сторону сначала одну руку,

                                                         потом другую.

 С дождиком всегда ноябрь.       Стучат указательным пальцем одной руки

                                                      по ладони другой («дождик»).

У зимы же, посмотри,                 Вытягивают обе руки вперед.

Дети есть — их тоже три:           Поднимают три пальца

Декабрь, январь и февраль         Загибают по очереди пальцы движения

                                                        кистями рук.

 Одели все в снежную шаль.       Поднимают руки и постепенно опускают их.

Воспитатель, логопед:  «Назови героя сказки»

На доске четыре  домика с окошками. Воспитатель загадывает загадку о героях сказок,

Логопед с детьми  заселяет их в домики путем слогового анализа слова.

 — Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).

— Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка).

— Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (Кот в сапогах).

— Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?

( Волк).

—  Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея?

( Золушка).

— Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка?

( Дюймовочка).

— Какой герой сказки лечит детей, лечит птичек и зверей?

(Айболит).

— Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? ( Маша).

— От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры).

—  Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг

(Чиполлино).

— Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло).

— Кому служил серый волк? ( Ивану-царевичу).

— Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше? ( Карлсон).

Физминутка:

Звучит песня из к/ф «Золушка» «Встаньте, дети, встаньте в круг…»

Дети выходят на ковёр, встают в круг и выполняют ритмичные пальчиковые движения.

Воспитатель: Ребята, вы и сами знаете много загадок о сказках, кто загадает загадку?

 Дети загадывают загадки:

1.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Русская народная сказка «По щучьему велению»).

2.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).

3. Эта девочка-малышка

В белой лилии спала.

Её ночью злая жаба

К себе в болото унесла.

( Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»).

4. Скажи ты нашей тётке,

Мы круглые сиротки,

Изба у нас без крыши,

А пол прогрызли мыши.

(С. Я.Маршак  « Кошкин дом»).

5. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Ш. Перро « Красная Шапочка»).

6. Мы себе построим дом,

Будем жить славно в нём!

Не боимся волка мы

Мы втроём и мы сильны!

(английская народная сказка « Три поросёнка»).

7. А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Извести её хотят,

Перенять гонца велят.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

8. Поперёк моря-окияна лежит

Чудо-юдо рыба-кит

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра врыты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит.

(П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»).

Логопед:  Ребята, к нам в гости пришли ребята из соседней группы. Они тоже любят сказки и как многие из вас занимались  с логопедом, чтобы красиво и правильно говорить.

Давайте отгадаем их загадки:

Д (Дом)

                 К кошке гости прибегали

                  Ели, пили, танцевали.

                  Не заметили огня…

                  Что за сказка у меня? 

2-ой ребёнок:

О (ослик) Приятно хвост свой получить

                  В подарок в день рождения.

                  Приятно другу удружить

                  И я того же мнения.

3-ий ребёнок:

Б (Бармалей) Буду, буду я добрей,

                    Напеку я для детей

                    Пирогов и кренделей.

                    Буду, буду я гулять

                    И детишек угощать.

4-ый ребёнок:

Р (рыбка)     Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка, в сказку загляни.

5-ый ребёнок:

О (оловянный солдатик)                                                                                          

               Он из олова отлит,

               На одной ноге стоит,

               От трудностей не убегает,

                Никогда не унывает.

Составьте слово по первым звукам отгадок: Д О Б Р О  — это то, чему нас учат сказки.

Логопед:    Игрушка перчаточного театра Баба-яга. 

-Это что такое, что я слышу сколько загадок  загадали, и на одной про бабу-ягу, а ну расказывайте про меня загадку. А то я вас съем!

Эта старушка не любит детей

 Часто пугают ей малышей.

 У бабушки есть костяная нога,

 Зовут же старуху…(Баба Яга)

-Что я слышу, я старуха?! За это я вам все сказки перепутаю! Абра-кабабра, дую-передую, все сказки заколдую! Вот теперь и разбирайте, что как называется!

Воспитатель:  Ребята, давайте попробуем распутать сказки, может это и не такая сложная для вас задача:

« Царевна — индюшка».

«По-собачьему велению».

«Сивка- будка».

«Иван-царевич и зелёный змей».

«Сестрица Алёнушка и  братец Никитушка».

«Петушок—  золотой пастушок».

«У смеха глаза велики».

«Лапша из топора».

И какой же праздник сказки без самой сказки. Инсценировка сказки «Кот в сапогах».

Тема урока: Прямая речь. 5 класс.

Тип урока: Урок-закрепление
пройденного материала (урок совершенствования ЗУН)

Цели:
Закрепить знания  понятий «прямая речь» и «слова автора», познакомить учащихся
с особенностями интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед
ней, отрабатывать умение  строить  схемы предложений с прямой речью; Совершенствовать
навыки
 пунктуационного
оформления предложений и обозначения пунктограммы «Знаки препинания при прямой
речи»;
развивать
орфографическую зоркость, логическое мышление, монологическую речь, внимание,
память, мышление учащихся;
Воспитывать осознание эстетической
ценности языка, уважительное отношение к родному языку, к русской литературе.

 Методы и
формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная, парная,
групповая, фронтальная работа.

Ход урока:

1. Орг. момент. Психологический
настрой на урок.

Долгожданный дан звонок —                                                

Начинается урок.

Снова сесть за парты
рады.                                                  

Приступать к учебе надо.                                                 

Проверка
готовности к уроку.

— Здравствуйте, ребята! Я вам очень
рада! Красиво сели девочки, красиво сели мальчики.

2. Актуализация прежних знаний.
Постановка учебных задач.

На 1 слайде предложение:

(В)    СКА…КАХ       Ж…ВОТНЫЕ     
УМЕЮТ        Г…ВОРИТЬ.

Задание: прочитайте.

-Что записано на доске? 
(Предложение)

— Докажите.  (Предложение содержит
законченную мысль, в нем все  слова связаны между собой по смыслу  и
грамматически)

— Как вы думаете, что нужно
сделать? (ответы детей).

Задание: Спишите предложение,
подчеркните и объясните пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор
предложения.

Итак, открываем тетради, записываем
число, классная работа. Оставим место для темы урока.

Вывод: мы
повторили орфограммы, которые нам часто встречаются, разобрали предложение.

А зачем
нам все это нужно? (для того, чтобы быть грамотным человеком). Думаю, вы 
готовы ответить на вопрос:

— Предположите, куда мы с вами
отправимся сегодня  на уроке?   

Звучит мелодия «В
гостях у сказки»,  на доске иллюстрации героев сказок.

-Мы отправляемся в страну сказок.

 — Как 
наше путешествие связано темой предыдущего урока? Это нам подскажет
предложение, которое мы разобрали. (В  сказках животные умеют говорить)                                                                                                 -Кто
записывает их речь? (их речь записывают для нас авторы сказок). Как они это
делают? (они записывают предложения с прямой речью).

— Давайте и мы с вами поупражняемся
в составлении  предложений с прямой речью и расстановке знаков препинания в
таких предложениях. Теперь вы знаете, что мы будем делать сегодня на уроке.
Сформулируйте тему урока (Прямая речь). Запишем тему урока в тетрадь.

— А теперь попробуем сформулировать
задачи нашего урока.

Появляется слайд: Задачи урока: 1.
Вспомнить… (что такое прямая речь)

2. Научиться … (правильно оформлять
прямую речь)  3. Совершенствовать… (навыки
пунктуационного
оформления предложений)

— Молодцы.

— Вспомним, что такое прямая речь?
(Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно).

— Из каких частей состоит
предложение  с прямой речью?  ( Слова автора + прямая речь)

3. Работа по теме урока.

Задание: составьте и запишите предложение
с прямой речью по иллюстрациям к сказкам. Составьте к ним схемы. (работа по
вариантам)

Примеры: Приходит цапля к журавлю и
говорит: «Журавль, возьми меня замуж!». «Что, Иван-царевич, голову повесил?» —
спрашивает лягушка. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно,
старче?»

Вывод: Прямая речь всегда
берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой
речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после
прямой речи. Кавычки – парный знак. Запятая ставится после кавычек, а
вопросительный или восклицательный знаки – перед ними (смотрим слайд со схемами
прямой речи).

 4. Закрепление учебного материала.

1. работа с учебником (выполнение
упр.240)

Вывод: При записи прямой речи
возникают трудности при постановке знаков препинания. Но эти  трудности можно
преодолеть, разграничив в предложении прямую речь и слова автора. В это нам
поможет графическая запись предложений (в виде схемы).

  5. Физминутка

2. Работа в парах (по раздаточному
материалу). Взаимопроверка.

— На листочках распечатаны задания.
Слева записаны предложения с прямой речью, справа —  схемы предложений. Ваша
задача: расставить знаки препинания и соотнести предложения со схемой, соединим
стрелочками.

Ведь  
вы    весной    вернётесь                                                               А:
«П?».

спрашивала   
Серая        шейка.

Отвечает
месяц ясный:

«Не
видал я девы
красной».                                                                  А:
«П!»

А.С.
Пушкин     писал             

Что
за прелесть эти
сказки                                                                     А:
«П».

Вывод: Мы отработали расстановку
знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.

6. Самостоятельная работа (на
листочках).

ТЕСТ

1.
Укажите схему предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка

«П»,
— а.

А
– «П?»

«П!»
-а.

А:
«П».

2.
Какое предложении соответствует схеме     «П,» — а.  

1)
Старший     молвил     Что за диво!

2)
Вы  у     меня    в    гостях     сказал    дедушка.

3.
Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы предложений.

Куда  
же  вы        спросил    Андрей          ___________________________

Попугай        
кивнул       и         засмеялся        Хорошо    _______________

Работы проверяются учителем после урока.

7.
Итог урока

Наше
путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам оно запомниться. 

— 
Что сегодня узнали нового?


Какие задания запомнились? Понравились?


Из каких сказок звучали предложения с прямой речью?


Кому из вас наше путешествие помогло разобраться в данной теме.

Выставление
оценок.

8.
Домашнее задание на выбор:

1)Выписать
из худ. лит-ры (сказки)  5  предложений с прямой речью. Составить к ним схемы.

2)Выполнить
упр. из учебника

Резерв урока:

1. Кто и какую
речь произносит?

Елисей:

Свет наш солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с тёплою весной…..

Солнце:

Свет ты мой, я
царевны не видало
Знать её в живых уж нет

Царица:

Ах, ты мерзкое
стекло
Это врешь ты мне назло!

Ветер:

Постой! Там за речкой
тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора….

2. Что будет, если
неверно использовать предложения с прямой речью?

Миша Лентяйкин
пришел в школу довольный. «Вот какой рассказ я написал!» — похвастался он.
Давайте прочтем его вместе.

Однажды папа
спросил у Васи: «Сегодня мы пойдем в музей». Вася обрадовался и ответил: «А в
какой?» «В исторический», — громко закричал папа. «Ура! – поинтересовался Вася.
– Я никогда там не был».

Позавтракав, они
поехали в музей. «Что мы там увидим?» — рассказал Вася папе. «Многое, — задал
вопрос отец. – Увидим, как жили люди в древности, какие носили наряды, какое у
них было оружие. Увидишь сам».

Кажется ли вам
Мишин текст смешным? Почему?

Посмотрел на
рассказ его приятель Дима Пятеркин, покачал головой и стал исправлять. Запишите
и вы Мишин рассказ в исправленном виде.

3. Переделайте
предложения так, чтобы прямая речь предшествовала словам автора

Кот в сапогах
спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька
поменьше?»

     Людоед
ответил: «Конечно, могу».

     Кот в сапогах
сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»

Как называются
выделенные слова? Объясните постановку знаков препинания при них.

4.
Спишите,
расставляя знаки препинания.  Начертите схемы получившихся предложений.

1) А Снежная королева
не может ворваться сюда спросила раз   девочка. 

2) Пусть только
попробует сказал  мальчик.

3)  Вдруг мальчик
воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.

4)  Кай что ты
делаешь вскрикнула девочка.

5) Он крикнул
Герде в самое ухо Мне позволили покататься  на  большой площади с другими
мальчиками.

Задание 1

1.Ведь  
вы    весной   
вернётесь                                                               А:
«П?».

спрашивала   
Серая        шейка.

2.Отвечает месяц ясный:

«Не видал я девы
красной».                                                                  А:
«П!»

3.А.С. Пушкин     писал            

Что за прелесть эти
сказки                                                                     А:
«П».

Задание 2 .
Спишите,
расставляя знаки препинания.  Начертите схемы получившихся предложений.

1) А
Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз   девочка. 

2) Пусть
только попробует сказал  мальчик.

3)  Вдруг
мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.

4)  Кай
что ты делаешь вскрикнула девочка.

5) Он
крикнул Герде в самое ухо Мне позволили покататься  на  большой площади с
другими мальчиками.

ТЕСТ

1. Укажите схему предложения с
прямой речью, в которой допущена ошибка

«П», — а.

А – «П?»

«П!» -а.

А: «П».

2. Какое предложении соответствует
схеме     «П,» — а.  

1) Старший     молвил     Что за
диво!

2) Вы  у     меня    в   
гостях     сказал    дедушка.

3. Расставьте знаки препинания при
прямой речи. Составьте схемы предложений.

Куда   же  вы        спросил   
Андрей          ___________________________

Попугай         кивнул      
и         засмеялся        Хорошо    _______________

Задание 1

1.Ведь  
вы    весной   
вернётесь                                                               А:
«П?».

спрашивала   
Серая        шейка.

2.Отвечает месяц ясный:

«Не видал я девы
красной».                                                                  А:
«П!»

3.А.С. Пушкин     писал            

Что за прелесть эти
сказки                                                                     А:
«П».

Задание 2 .
Спишите,
расставляя знаки препинания.  Начертите схемы получившихся предложений.

1) А
Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз   девочка. 

2) Пусть
только попробует сказал  мальчик.

3)  Вдруг
мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.

4)  Кай
что ты делаешь вскрикнула девочка.

5) Он
крикнул Герде в самое ухо Мне позволили покататься  на  большой площади с
другими мальчиками.

ТЕСТ

1. Укажите схему предложения с
прямой речью, в которой допущена ошибка

«П», — а.

А – «П?»

«П!» -а.

А: «П».

2. Какое предложении соответствует
схеме     «П,» — а.  

1) Старший     молвил     Что за
диво!

2) Вы  у     меня    в   
гостях     сказал    дедушка.

3. Расставьте знаки препинания при
прямой речи. Составьте схемы предложений.

Куда   же  вы        спросил   
Андрей          ___________________________

Попугай         кивнул      
и         засмеялся        Хорошо    _______________

Списать,
расставить знаки препинания.

1. Кто и какую
речь произносит?

Елисей:

Свет наш солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с тёплою весной…..

Солнце:

Свет ты мой, я
царевны не видало
Знать её в живых уж нет

Царица:

Ах, ты мерзкое
стекло
Это врешь ты мне назло!

Ветер:

Постой! Там за
речкой тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора….

Подсказка:
а-слова автора, П – прямая речь. «П»,- а,  А: «П!»

  • Что за прелесть эти сказки пушкин цитата
  • Что же самое невероятное есть в жизни найдите ответ в тексте сказки самое невероятное
  • Что за прелесть эти сказки 5 класс музыка кроссворд
  • Что есть жизнь пепел зола и еще рассказ
  • Что думает автор о старике из сказки золотая рыбка