Урок – конкурс по литературе для учащихся 5 класса
«Что за прелесть эти сказки!»
$ УРОК ПОДГОТОВЛЕН НА КОНКУРС
«МУЛЬТИМЕДИА УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Учитель русского языка и литературы МОУ –
средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово
Красноборова Елена Михайловна
$ Красноярский край. Россия
Форма урока: литературный конкурс
Ведущие: учащиеся 7 класса А, члены литературного клуба «ЛИК»
Участники: учащиеся 5 класса
Зрители: учащиеся 7 класса, родители, учителя.
Оборудование:
-
рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;
-
выставка произведений А. С. Пушкина;
-
презентация «Что за прелесть эти сказки!»
-
музыкальное сопровождение.
-
$ видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».
-
фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок
А. С. Пушкина.
Цель урока:
-
Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина.
-
Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через р$азнообразны виды деятельности.
-
$Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского гения, через другие виды искусств.
-
Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.
-
повысить мотивации обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме.
-
помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным.
-
актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей.
-
воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде)
Виды деятельности учащихся:
1.Чтение:
— выразительное чтение наизусть художественного текста;
2. Аналитическая работа по тексту:
— ответ на вопрос $с привлечением и без привлечения цитат;
3. Устная речь
Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями
Ход урока – конкурса
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок — праздник, посвященный 210- летию со дня ро$ждения русского гения.
В 1837 году «замолкли звуки чудных песен», злодейская пуля оборвала жизнь поэта. Но он по – прежнему жив в сердцах поколений. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и$ ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».
К нам пришли герои пушкинских сказок (члены литературного клуба «ЛИК»), которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей! (учащиеся аплодируют).
1 ведущий (Слайд №2 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).
$
2 ведущий (Слайды №3-№4 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
Детские годы Пушк$ина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.
3 ведущий (Слайд №5 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства».
$4 ведущий Слайд №6 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.
5 ведущий
Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чё$м их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.
Итак, начинаем конкурсы! Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.
В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Коман$да, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей, а учащиеся, набравшие 5 жетонов, получают оценку «пять», 4 – жетона — «четыре». Другие оценки не выставляются.
$
КОНКУРС №1 (5минут)
«Лучший чтец»
Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
По итогам конкурса определяется команда-победитель.$
КОНКУРС №2 (5 минут)
« Продолжи строку»
1 ведущий
Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.
2 ведущий. (Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
$ «Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».
1.Три девицы под окном…(пряли поздно вечерком)
2. Ветер по морю гуляет и…( и кораблик подгон$яет)
3.Ель в лесу, под елью белка:
Диво, право, не безделка-
Белка песенки… (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)
3 ведущий. ( Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
4. Жил старик со своею старухой
Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)
5. Стал он кликать Золотую рыбку
( приплыла к нему рыбка, спросила.$..)
6. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю…(всю правду доложи…)
4 ведущий
7.У лукоморья дуб зеленый …$
8. Вдруг шатер распахнулся.
И девица, Шамаханская царица,
Вся, сияя, как …(заря, тихо встретила царя)
9. Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой…
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 3 (6 минут)
$«Узнай сказку»
5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!
Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.
Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.
$ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ( См. «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).
-
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).
-
$ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).
-
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).
-
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).
-
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
-
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
$
КОНКУРС № 4
«Музыкальный»
1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.
А теперь самое сложно$е задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.
ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.( См. папку
« Музукальные произведения» (6 минут ))
$
-
m8 Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке». Ария Шамаханской царицы.(1 минута 28 сек.)
-
m21. М.И. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Руслана в исполнении И И. Петорова.(1 минута 20 сек.)
-
m22.Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. (59 сек.)
-
$m24 Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.(1 минута 28 сек.)
-
m25. Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.(1 минута 20 сек.)
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 5 (3 минуты)
$«Пантомима»
$Группа учащихся 7 класса (члены литературнго клуба «ЛИК» в костюмах представляют фрагменты из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
— «Чернавка ведёт в лес царевну»
— « Разговор царицы с зеркальцем»
— « Царевна у семи богатырей»
2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.
$
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 6 (5 минут)
«Ораторы»
3 ведущий: задание:$ дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
$
Учитель
ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.
Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.
Итоги уро$ка.
Награждение команды – победительницы.
Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.
Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.
МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
Домашнее задание. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр.118-151, в.1-7
Используемая литература.
$
1. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М. «Детская литература», 1998.
2. Учебный диск Мультимедиа Энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Фирма 1 С, 2002,Республиканский мультимедиа центр.
А) видеофрагменты. Б) музыкальные произведения. В) иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
Комитет администрации г. Славгорода по образованию и делам молодежи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33»
Итоговое интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы.
«Что за прелесть эти сказки» — викторина.
учитель-логопед Пивина Ирина Сергеевна
воспитатель Уманец Ирина Владимировна
2013г.
Итоговое интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы.
Тема: «Что за прелесть эти сказки» — викторина.
Цель:
Обобщить знания детей о сказках, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
Задачи:
Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
Совершенствование умения выразительно читать стихи, вести диалог.
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
Совершенствование грамматического строя речи, умения контролировать произносительные навыки в самостоятельной речи.
Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.
Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.
Предварительная работа:
Анализ и обобщение литературы по теме, консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание загадок о сказках, инсценировка сказки.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественная литература.
Оборудование:
иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал, аудиозаписи детских песен, мольберт.
Ход занятия:
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Логопед:
— Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу.
Очень долго вы трудились в стенах нашего детского сада: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я знаю, что вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Вы научились читать, думать, находить правильные ответы на трудные вопросы.
Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.
Введение в тему
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Буквы- значки, как бойцы на парад
в чётком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё… (алфавит).
— Сколько букв в русском алфавите?
(Тридцать три)
— Сколько гласных? (Десять).
— Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ, Ь).
— Сели на странички
Тридцать три сестрички,
Ждут, когда их прочитают,
Нас всех в сказки приглашают.
— Ребята, вы любите сказки?
Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»
Сказки приходят к нам ещё в раннем детстве.
—Кто придумывает, сочиняет сказки?
— Какие бывают сказки? (Авторские и народные)
—Кто является героями сказок? (Люди, звери, птицы, предметы, явления природы).
— Что бывает в сказках? (Чудеса, чудесные превращения, волшебство).
— Какими словами начинаются сказки?
— Как сказки заканчиваются?
— Кто в сказках олицетворяет глупость? Трусость? Хитрость? Зло? Упрямство?
—Какие пословицы о сказках вы знаете?
Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».
«Сказка для доброго дня закваска».
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
О какой сказке идёт речь?
1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.
2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.
4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…
5.Нам не страшен серый волк.
6.Сяду на пенёк, съем пирожок.
7.Колотил, колотил по тарелке носом.
8.Ловись, рыбка, большая и маленькая.
9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка.
10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.
11.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
12.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.
13.Свет мой, зеркальце, скажи…
14.Не пей из копытца, козлёночком станешь.
15.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»
16.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.
17.Спокойствие, только спокойствие.
18. Не ходите, дети в Африку гулять.
Логопед: Речь с движениями.
Ребята, которые занимались на логопункте, знают много стихов с движениями, в которых героями выступают разные сказочные персонажи. Сейчас мы послушаем эти стихи, а вы вспомните сказки, где эти персонажи были главными героями.
«Лягушки»
Мы лягушки кваксы
Ночь чернее ваксы…
Шелестит трава.
Ква-ква, ква-ква-ква!
Разевайте пасти, —
Больше, больше страсти!
Громче! Раз и два!
Ква-ква, ква-ква-ква!
Красным помидором
Месяц встал над бором.
Гукает сова!
Ква-ква, ква-ква-ква!
Под ногами кочки,
У пруда — цветочки.
В небе — синева.
Ква-ква, ква-ква-ква!
Месяц лезет выше.
Тише- тише- тише,
Чуть-чуть-чуть – едва.
Ква-ква, ква-ква-ква!
(дети вспоминают сказки, где есть герои лягушки: Царевна-лягушка, Лягушка путешественница, теремок, Дюймовочка…)
«Дрозд»
Дружок ты, мой дрозд. Дети машут сложенными ладошками, как крыльями.
В крапинку хвост, Прячут руки за спину.
Носик — остренький, Показывают пальцем на ни-
Бочок — пестренький, Гладят руками бока.
Перья — тонкие, Поднимают указательные пальцы.
Песни — звонкие. Отводят руки назад и вытягивают шею
Весной распеваются, Поднимают руки.
Зимой забываются. Опускают их. Молдавская детская песенка
(Лиса и дрозд)
«Лиса»
Са-са-са — идет рыжая лиса. Дети по очереди мягко вытягивают
вперед руки.
За-за-за — щурит хитрые глаза. Прикасаются указательными пальцами к
уголкам глаз.
Ицу-ицу-ицу — мы заметили лисицу. Приставляют ладонь
Се-се-се – подошли мы все к лисе. Идем пальчиками по ногам
Ица-ица-ица – а лиса-то злится, злится. Сгибаем пальцы
Ост-ост-ост – распушила пышный хвост Руки за спину
Ой-ой-ой – мы бежим скорей домой. Руки к щекам, затем работаем
локтями
(лисичка со скалочкой, заюшкина избушка, буратино…)
«Двенадцать месяцев»
А сейчас запоминай: Деи грозят
пальцем.
Это март, апрель и май, По очереди
загибают
пальцы на
одной руке.
Три сыночка-месяца. Поднимают
вверх три
пальца.
У весны-кудесницы.
Шаловливы и ловки. Хлопают в
ладоши
Лета красного сынки:
Вот июнь, июль, за ним. Отводят в сторону сначала одну руку,
потом другую.
Август рыбку ловит им Прижимают ладони друг к другу и качают
ими из стороны в
сторону («рыбка» ).
Вот прошли весна и лето. «Проходятся» пальчиками по бедрам к
коленкам.
Осень в золото одета — Ставят руки на пояс и поворачиваются из
стороны в
сторону.
На дворе сентябрь, октябрь. Отводят в сторону сначала одну руку,
потом другую.
С дождиком всегда ноябрь. Стучат указательным пальцем одной руки
по ладони другой («дождик»).
У зимы же, посмотри, Вытягивают обе руки вперед.
Дети есть — их тоже три: Поднимают три пальца
Декабрь, январь и февраль Загибают по очереди пальцы движения
кистями рук.
Одели все в снежную шаль. Поднимают руки и постепенно опускают их.
Воспитатель, логопед: «Назови героя сказки»
На доске четыре домика с окошками. Воспитатель загадывает загадку о героях сказок,
Логопед с детьми заселяет их в домики путем слогового анализа слова.
— Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).
— Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка).
— Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (Кот в сапогах).
— Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?
( Волк).
— Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея?
( Золушка).
— Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка?
( Дюймовочка).
— Какой герой сказки лечит детей, лечит птичек и зверей?
(Айболит).
— Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? ( Маша).
— От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры).
— Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг
(Чиполлино).
— Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло).
— Кому служил серый волк? ( Ивану-царевичу).
— Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше? ( Карлсон).
Физминутка:
Звучит песня из к/ф «Золушка» «Встаньте, дети, встаньте в круг…»
Дети выходят на ковёр, встают в круг и выполняют ритмичные пальчиковые движения.
Воспитатель: Ребята, вы и сами знаете много загадок о сказках, кто загадает загадку?
Дети загадывают загадки:
1.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Русская народная сказка «По щучьему велению»).
2.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).
3. Эта девочка-малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла.
( Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»).
4. Скажи ты нашей тётке,
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши.
(С. Я.Маршак « Кошкин дом»).
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ш. Перро « Красная Шапочка»).
6. Мы себе построим дом,
Будем жить славно в нём!
Не боимся волка мы
Мы втроём и мы сильны!
(английская народная сказка « Три поросёнка»).
7. А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
8. Поперёк моря-окияна лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра врыты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит.
(П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»).
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли ребята из соседней группы. Они тоже любят сказки и как многие из вас занимались с логопедом, чтобы красиво и правильно говорить.
Давайте отгадаем их загадки:
Д (Дом)
К кошке гости прибегали
Ели, пили, танцевали.
Не заметили огня…
Что за сказка у меня?
2-ой ребёнок:
О (ослик) Приятно хвост свой получить
В подарок в день рождения.
Приятно другу удружить
И я того же мнения.
3-ий ребёнок:
Б (Бармалей) Буду, буду я добрей,
Напеку я для детей
Пирогов и кренделей.
Буду, буду я гулять
И детишек угощать.
4-ый ребёнок:
Р (рыбка) Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка, в сказку загляни.
5-ый ребёнок:
О (оловянный солдатик)
Он из олова отлит,
На одной ноге стоит,
От трудностей не убегает,
Никогда не унывает.
— Составьте слово по первым звукам отгадок: Д О Б Р О — это то, чему нас учат сказки.
Логопед: Игрушка перчаточного театра Баба-яга.
-Это что такое, что я слышу сколько загадок загадали, и на одной про бабу-ягу, а ну расказывайте про меня загадку. А то я вас съем!
Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху…(Баба Яга)
-Что я слышу, я старуха?! За это я вам все сказки перепутаю! Абра-кабабра, дую-передую, все сказки заколдую! Вот теперь и разбирайте, что как называется!
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем распутать сказки, может это и не такая сложная для вас задача:
« Царевна — индюшка».
«По-собачьему велению».
«Сивка- будка».
«Иван-царевич и зелёный змей».
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
«Петушок— золотой пастушок».
«У смеха глаза велики».
«Лапша из топора».
И какой же праздник сказки без самой сказки. Инсценировка сказки «Кот в сапогах».
Тема урока: Прямая речь. 5 класс.
Тип урока: Урок-закрепление
пройденного материала (урок совершенствования ЗУН)
Цели:
Закрепить знания понятий «прямая речь» и «слова автора», познакомить учащихся
с особенностями интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед
ней, отрабатывать умение строить схемы предложений с прямой речью; Совершенствовать
навыки пунктуационного
оформления предложений и обозначения пунктограммы «Знаки препинания при прямой
речи»; развивать
орфографическую зоркость, логическое мышление, монологическую речь, внимание,
память, мышление учащихся;Воспитывать осознание эстетической
ценности языка, уважительное отношение к родному языку, к русской литературе.
Методы и
формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная, парная,
групповая, фронтальная работа.
Ход урока:
1. Орг. момент. Психологический
настрой на урок.
Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Снова сесть за парты
рады.
Приступать к учебе надо.
Проверка
готовности к уроку.
— Здравствуйте, ребята! Я вам очень
рада! Красиво сели девочки, красиво сели мальчики.
2. Актуализация прежних знаний.
Постановка учебных задач.
На 1 слайде предложение:
(В) СКА…КАХ Ж…ВОТНЫЕ
УМЕЮТ Г…ВОРИТЬ.
Задание: прочитайте.
-Что записано на доске?
(Предложение)
— Докажите. (Предложение содержит
законченную мысль, в нем все слова связаны между собой по смыслу и
грамматически)
— Как вы думаете, что нужно
сделать? (ответы детей).
Задание: Спишите предложение,
подчеркните и объясните пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор
предложения.
Итак, открываем тетради, записываем
число, классная работа. Оставим место для темы урока.
Вывод: мы
повторили орфограммы, которые нам часто встречаются, разобрали предложение.
— А зачем
нам все это нужно? (для того, чтобы быть грамотным человеком). Думаю, вы
готовы ответить на вопрос:
— Предположите, куда мы с вами
отправимся сегодня на уроке?
Звучит мелодия «В
гостях у сказки», на доске иллюстрации героев сказок.
-Мы отправляемся в страну сказок.
— Как
наше путешествие связано темой предыдущего урока? Это нам подскажет
предложение, которое мы разобрали. (В сказках животные умеют говорить) -Кто
записывает их речь? (их речь записывают для нас авторы сказок). Как они это
делают? (они записывают предложения с прямой речью).
— Давайте и мы с вами поупражняемся
в составлении предложений с прямой речью и расстановке знаков препинания в
таких предложениях. Теперь вы знаете, что мы будем делать сегодня на уроке.
Сформулируйте тему урока (Прямая речь). Запишем тему урока в тетрадь.
— А теперь попробуем сформулировать
задачи нашего урока.
Появляется слайд: Задачи урока: 1.
Вспомнить… (что такое прямая речь)
2. Научиться … (правильно оформлять
прямую речь) 3. Совершенствовать… (навыки пунктуационного
оформления предложений)
— Молодцы.
— Вспомним, что такое прямая речь?
(Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно).
— Из каких частей состоит
предложение с прямой речью? ( Слова автора + прямая речь)
3. Работа по теме урока.
Задание: составьте и запишите предложение
с прямой речью по иллюстрациям к сказкам. Составьте к ним схемы. (работа по
вариантам)
Примеры: Приходит цапля к журавлю и
говорит: «Журавль, возьми меня замуж!». «Что, Иван-царевич, голову повесил?» —
спрашивает лягушка. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно,
старче?»
Вывод: Прямая речь всегда
берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой
речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после
прямой речи. Кавычки – парный знак. Запятая ставится после кавычек, а
вопросительный или восклицательный знаки – перед ними (смотрим слайд со схемами
прямой речи).
4. Закрепление учебного материала.
1. работа с учебником (выполнение
упр.240)
Вывод: При записи прямой речи
возникают трудности при постановке знаков препинания. Но эти трудности можно
преодолеть, разграничив в предложении прямую речь и слова автора. В это нам
поможет графическая запись предложений (в виде схемы).
5. Физминутка
2. Работа в парах (по раздаточному
материалу). Взаимопроверка.
— На листочках распечатаны задания.
Слева записаны предложения с прямой речью, справа — схемы предложений. Ваша
задача: расставить знаки препинания и соотнести предложения со схемой, соединим
стрелочками.
Ведь
вы весной вернётесь А:
«П?».
спрашивала
Серая шейка.
Отвечает
месяц ясный:
«Не
видал я девы
красной». А:
«П!»
А.С.
Пушкин писал
Что
за прелесть эти
сказки А:
«П».
Вывод: Мы отработали расстановку
знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.
6. Самостоятельная работа (на
листочках).
ТЕСТ
1.
Укажите схему предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка
«П»,
— а.
А
– «П?»
«П!»
-а.
А:
«П».
2.
Какое предложении соответствует схеме «П,» — а.
1)
Старший молвил Что за диво!
2)
Вы у меня в гостях сказал дедушка.
3.
Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы предложений.
Куда
же вы спросил Андрей ___________________________
Попугай
кивнул и засмеялся Хорошо _______________
Работы проверяются учителем после урока.
7.
Итог урока
Наше
путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам оно запомниться.
—
Что сегодня узнали нового?
—
Какие задания запомнились? Понравились?
—
Из каких сказок звучали предложения с прямой речью?
—
Кому из вас наше путешествие помогло разобраться в данной теме.
Выставление
оценок.
8.
Домашнее задание на выбор:
1)Выписать
из худ. лит-ры (сказки) 5 предложений с прямой речью. Составить к ним схемы.
2)Выполнить
упр. из учебника
Резерв урока:
1. Кто и какую
речь произносит?
Елисей:
Свет наш солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с тёплою весной…..
Солнце:
Свет ты мой, я
царевны не видало
Знать её в живых уж нет
Царица:
Ах, ты мерзкое
стекло
Это врешь ты мне назло!
Ветер:
Постой! Там за речкой
тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора….
2. Что будет, если
неверно использовать предложения с прямой речью?
Миша Лентяйкин
пришел в школу довольный. «Вот какой рассказ я написал!» — похвастался он.
Давайте прочтем его вместе.
Однажды папа
спросил у Васи: «Сегодня мы пойдем в музей». Вася обрадовался и ответил: «А в
какой?» «В исторический», — громко закричал папа. «Ура! – поинтересовался Вася.
– Я никогда там не был».
Позавтракав, они
поехали в музей. «Что мы там увидим?» — рассказал Вася папе. «Многое, — задал
вопрос отец. – Увидим, как жили люди в древности, какие носили наряды, какое у
них было оружие. Увидишь сам».
Кажется ли вам
Мишин текст смешным? Почему?
Посмотрел на
рассказ его приятель Дима Пятеркин, покачал головой и стал исправлять. Запишите
и вы Мишин рассказ в исправленном виде.
3. Переделайте
предложения так, чтобы прямая речь предшествовала словам автора
Кот в сапогах
спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька
поменьше?»
Людоед
ответил: «Конечно, могу».
Кот в сапогах
сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»
Как называются
выделенные слова? Объясните постановку знаков препинания при них.
4.
Спишите,
расставляя знаки препинания. Начертите схемы получившихся предложений.
1) А Снежная королева
не может ворваться сюда спросила раз девочка.
2) Пусть только
попробует сказал мальчик.
3) Вдруг мальчик
воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.
4) Кай что ты
делаешь вскрикнула девочка.
5) Он крикнул
Герде в самое ухо Мне позволили покататься на большой площади с другими
мальчиками.
Задание 1
1.Ведь
вы весной
вернётесь А:
«П?».
спрашивала
Серая шейка.
2.Отвечает месяц ясный:
«Не видал я девы
красной». А:
«П!»
3.А.С. Пушкин писал
Что за прелесть эти
сказки А:
«П».
Задание 2 .
Спишите,
расставляя знаки препинания. Начертите схемы получившихся предложений.
1) А
Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка.
2) Пусть
только попробует сказал мальчик.
3) Вдруг
мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.
4) Кай
что ты делаешь вскрикнула девочка.
5) Он
крикнул Герде в самое ухо Мне позволили покататься на большой площади с
другими мальчиками.
ТЕСТ
1. Укажите схему предложения с
прямой речью, в которой допущена ошибка
«П», — а.
А – «П?»
«П!» -а.
А: «П».
2. Какое предложении соответствует
схеме «П,» — а.
1) Старший молвил Что за
диво!
2) Вы у меня в
гостях сказал дедушка.
3. Расставьте знаки препинания при
прямой речи. Составьте схемы предложений.
Куда же вы спросил
Андрей ___________________________
Попугай кивнул
и засмеялся Хорошо _______________
Задание 1
1.Ведь
вы весной
вернётесь А:
«П?».
спрашивала
Серая шейка.
2.Отвечает месяц ясный:
«Не видал я девы
красной». А:
«П!»
3.А.С. Пушкин писал
Что за прелесть эти
сказки А:
«П».
Задание 2 .
Спишите,
расставляя знаки препинания. Начертите схемы получившихся предложений.
1) А
Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка.
2) Пусть
только попробует сказал мальчик.
3) Вдруг
мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.
4) Кай
что ты делаешь вскрикнула девочка.
5) Он
крикнул Герде в самое ухо Мне позволили покататься на большой площади с
другими мальчиками.
ТЕСТ
1. Укажите схему предложения с
прямой речью, в которой допущена ошибка
«П», — а.
А – «П?»
«П!» -а.
А: «П».
2. Какое предложении соответствует
схеме «П,» — а.
1) Старший молвил Что за
диво!
2) Вы у меня в
гостях сказал дедушка.
3. Расставьте знаки препинания при
прямой речи. Составьте схемы предложений.
Куда же вы спросил
Андрей ___________________________
Попугай кивнул
и засмеялся Хорошо _______________
Списать,
расставить знаки препинания.
1. Кто и какую
речь произносит?
Елисей:
Свет наш солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с тёплою весной…..
Солнце:
Свет ты мой, я
царевны не видало
Знать её в живых уж нет
Царица:
Ах, ты мерзкое
стекло
Это врешь ты мне назло!
Ветер:
Постой! Там за
речкой тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора….
Подсказка:
а-слова автора, П – прямая речь. «П»,- а, А: «П!»