Что за прелесть эти сказки прокофьев сказочка римский корсаков сказка о царе салтане три чуда

Урок конкурс по литературе для учащихся 5 класса что за прелесть эти сказки! урок подготовлен на конкурс мультимедиа

Урок – конкурс по литературе для учащихся 5 класса

«Что за прелесть эти сказки!»

$ УРОК ПОДГОТОВЛЕН НА КОНКУРС

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Учитель русского языка и литературы МОУ –

средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово

Красноборова Елена Михайловна

$ Красноярский край. Россия

Форма урока: литературный конкурс

Ведущие: учащиеся 7 класса А, члены литературного клуба «ЛИК»

Участники: учащиеся 5 класса

Зрители: учащиеся 7 класса, родители, учителя.

Оборудование:

      • рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;

      • выставка произведений А. С. Пушкина;

      • презентация «Что за прелесть эти сказки!»

      • музыкальное сопровождение.

      • $ видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

      • фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок

А. С. Пушкина.

Цель урока:

  • Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина.

  • Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через р$азнообразны виды деятельности.

  • $Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского ге­ния, через другие виды искусств.

  • Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.

  • повысить мотивации обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме.

  • помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным.

  • актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей.

  • воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде)

Виды деятельности учащихся:

1.Чтение:

— выразительное чтение наизусть художественного текста;

2. Аналитическая работа по тексту:

— ответ на вопрос $с привлечением и без привлечения цитат;

3. Устная речь

Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями

Ход урока – конкурса

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок — праздник, посвященный 210- летию со дня ро$ждения русского гения.

В 1837 году «замолкли звуки чудных песен», злодейская пуля обор­вала жизнь поэта. Но он по – прежнему жив в сердцах поколений. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и$ ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».

К нам пришли герои пушкинских сказок (члены литературного клуба «ЛИК»), которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей! (учащиеся аплодируют).

1 ведущий (Слайд №2 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).

$

2 ведущий (Слайды №3-№4 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Детские годы Пушк$ина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.

3 ведущий (Слайд №5 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства».

$4 ведущий Слайд №6 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.

5 ведущий

Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чё$м их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.

Итак, начинаем конкурсы! Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.

В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Коман$да, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей, а учащиеся, набравшие 5 жетонов, получают оценку «пять», 4 – жетона — «четыре». Другие оценки не выставляются.

$

КОНКУРС №1 (5минут)

«Лучший чтец»

Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

По итогам конкурса определяется команда-победитель.$

КОНКУРС №2 (5 минут)

« Продолжи строку»

1 ведущий

Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.

2 ведущий. (Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

$ «Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».

1.Три девицы под окном…(пряли поздно вечерком)

2. Ветер по морю гуляет и…( и кораблик подгон$яет)

3.Ель в лесу, под елью белка:

Диво, право, не безделка-

Белка песенки… (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)

3 ведущий. ( Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

4. Жил старик со своею старухой

Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)

5. Стал он кликать Золотую рыбку

( приплыла к нему рыбка, спросила.$..)

6. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю…(всю правду доложи…)

4 ведущий

7.У лукоморья дуб зеленый …$

8. Вдруг шатер распахнулся.

И девица, Шамаханская царица,

Вся, сияя, как …(заря, тихо встретила царя)

9. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой…

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 3 (6 минут)

$«Узнай сказку»

5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!

Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.

Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.

$ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ( См. «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).

  • $ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

КОНКУРС № 4

«Музыкальный»

1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.

А теперь самое сложно$е задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.


ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.( См. папку

« Музукальные произведения» (6 минут ))

$

  • m8 Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке». Ария Шамаханской царицы.(1 минута 28 сек.)

  • m21. М.И. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Руслана в исполнении И И. Петорова.(1 минута 20 сек.)

  • m22.Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. (59 сек.)

  • $m24 Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.(1 минута 28 сек.)

  • m25. Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.(1 минута 20 сек.)

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 5 (3 минуты)

$«Пантомима»

$Группа учащихся 7 класса (члены литературнго клуба «ЛИК» в костюмах представляют фрагменты из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

— «Чернавка ведёт в лес царевну»

— « Разговор царицы с зеркальцем»

— « Царевна у семи богатырей»

2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.

$

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 6 (5 минут)

«Ораторы»

3 ведущий: задание:$ дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

Учитель

ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.

Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.

Итоги уро$ка.

Награждение команды – победительницы.

Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.

Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.

МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Домашнее задание. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр.118-151, в.1-7

Используемая литература.

$

1. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М. «Детская литература», 1998.

2. Учебный диск Мультимедиа Энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Фирма 1 С, 2002,Республиканский мультимедиа центр.

А) видеофрагменты. Б) музыкальные произведения. В) иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

1.Планируемые
результаты освоения учебного предмета «Музыка», 4 класс

     
В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала.
Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает
какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших
понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он
как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним
разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он
«переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и
выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном
предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не
определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном
предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал
рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно 
проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или
другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные
предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он
работал с одной и той же организованностью мышления.

Личностные
результаты:

Личностные
результаты освоения образовательной программы начального общего образования
должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества,  сформированность основ гражданской
идентичности.

Личностные
результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:


чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки
русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;


целостный, социально — ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных
стилей;


умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности;


уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;


развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;


ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной  жизни класса, школы, города и др.;


формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально –
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.

Метапредметные
результаты:

       К метапредметным
результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких
или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные
действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

         — овладение
способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

         — освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

         — формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;

         — освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкально – творческих возможностей;

         — овладение
навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

         — приобретение
умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений
в соответствии с задачами коммуникации;

         — формирование
у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о
музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

         — овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления
аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

         — умение
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные
результаты:

      
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира.

        
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно –
нравственном развитии;

        
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;

        
— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;

        
— формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;

        
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-
либо виду) музыкально — творческой деятельности;

        
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;

        
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание,
интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

        
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых
произведений.

2.Содержание
учебного предмета «Музыка», 4 класс

«Россия — Родина моя» 3 ч.

Общность
интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен,
их интонационно-образ­ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в
русской классике.

   
«О России петь — что стремиться в храм.. » 4 ч.

Святые
земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные
песнопения: стихира, тропарь, мо­литва, величание.

    
«День, полный событий» 6 ч.

«В
краю великих вдохновений…». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические
образы.

     
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»3 ч.

Народная
песня — летопись жизни народа и источник вдох­новения композиторов.
Интонационная выразительность народ­ных песен. Мифы, легенды, предания, сказки
о музыке и музы­кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на­родных
инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского
народа. Троицын день.

«В концертном
зале» 6 ч.

Различные
жанры вокальной, фортепианной и симфониче­ской музыки. Интонации народных
танцев. Музыкальная драма­тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического
оркестра.

       
«В музыкальном театре» 6 ч.

 Линии
драматургического развития в опере. Основные те­мы — музыкальная характеристика
действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в
творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл

       
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 7 ч.

 Произведения
композиторов-классиков и мастерство извест­ных исполнителей. Сходство и
различие музыкального языка раз­ных эпох, композиторов, народов. Музыкальные
образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонат­ная).
Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Тематическое
планирование по музыке в 4 а классе (34 ч.)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

«Россия – Родина моя» (3 ч)

1

Россия
– Родина  моя.

Мелодия.

1

1.09

2

Как
сложили песню.

1

8.09

3

«Ты 
откуда,  русская,  зародилась  музыка».

1

15.09

«О России петь – что стремиться в храм…» (4 ч)

4

Святые 
земли Русской. Илья  Муромец.  Бородин  «Богатырская  симфония».  Мусоргский «Богатырские 
ворота».

1

22.09

5

Кирилл и
Мефодий.

1

29.09

6

Праздников
праздник, торжество из торжеств. 

1

6.10

7

Родной
обычай старины. Светлый праздник.

1

13.10

«День, полный событий» (6 ч)

8

«
Приют спокойствия,  трудов  и  вдохновенья».

А.С.
Пушкин  и  музыка.

1

20.10

9

Зимнее 
утро.  Зимний вечер. Чайковский  «У камелька»

1

10.11

10

«Что 
за  прелесть  эти  сказки».  Прокофьев  «Сказочка».  Римский-Корсаков 
«Сказка  о  царе  Салтане». «Три  чуда». 

1

17.11

11

Римский-Корсаков 
«Сказка  о  царе  Салтане». «Три  чуда». 

1

24.11

12

Ярмарочное 
гулянье.  Святогорский монастырь.

1

1.12

13

Романсы 
на  стихи  Пушкина.   «Приют,

сияньем 
муз  одетый».

1

8.12

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)

14

Композитор
– имя  ему  народ. Музыкальные инструменты России.

1

15.12

15

 Промежуточная 
аттестация  за  1  полугодие.  Тест. Оркестр русских народных инструментов. 

1

22.12

16

«Музыкант-чародей».
Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

1

12.01

В концертном зале (5 ч)

17

Музыкальные 
инструменты. 

Вариации 
на  тему  рококо.  Чайковский

«Вариации».

1

19.01

18

Мусоргский 
«Картинки  с  выставки» «Старый  замок».

1

26.01

19

«Счастье 
в  сирени  живет». Рахманинов

романс 
«Сирень».

1

2.02

20

«Не 
молкнет  сердце  чуткое Шопена…». Танцы  Шопена. 

1

9.02

21

Патетическая 
соната  Бетховена. Годы странствий. Глинка романс  «Венецианская ночь», 
«Арагонская  хота»,  Чайковский  «Баркарола».

1

16.02

В музыкальном театре (6 ч)

22

Театр 
музыкальной  комедии.  Мюзикл.

1

23.02

23

Балет
«Петрушка»

1

2.03

24

Балет.
Особенности музыкальных образов в балетах А.Хачатуряна, И.Стравинского.

1

9.03

25

Народные
мотивы и своеобразие музыкального языка.

1

16.03

26

Орнаментальная
мелодия. Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл.

1

23.03

27

Особенности
мелодики, ритмики, манеры исполнения.

1

6.04

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч)

28

Прелюдия.
Исповедь души. Революционный этюд.

1

13.04

29

Революционный
этюд.

1

20.04

30

Мастерство
исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

4.05

31

В каждой
интонации спрятан человек.

1

11.05

32

Музыкальный
сказочник.

1

18.05

33

 Промежуточная
аттестация за год. Тест. Рассвет на Москве-реке.

1

21.05

34

Обобщающий
урок. Урок – концерт.

1

25.05

2.Актуализация
знаний.

Проверка
домашнего задания.

-Ребята,
посмотрите на экран и скажите мне, кто изображен на этом портрете?

Скажите, ребята, а откуда у поэта такое увлечение
сказками, как вы думаете? И почему его сказки привлекательны для людей?

-А какие сказки написал А.С. Пушкин?

-Подскажите, а как обычно начинается сказка?


какое время суток обычно рассказывают сказки?


Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока? О чем мы сегодня
будем говорить?

А.С.
Пушкин

 Ему сказки няня сказывала… А он
потом их записывал, наверное, поэтому и
его сказки так необычны! А ещё они очень
легко читаются!

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане»

В
тридевятом царстве

в
тридесятом
государстве.

Вечером.

О
сказках.

По
желанию выходят к доске, показывают рисунки и читают придуманные четверостишья.

Коммуникативные:

Формирование
умения грамотно строить речевые высказывания.

3.Изучение нового материала.

Слушание пьесы «Нянина сказка»
П. Чайковского

Звучат фанфары из оперы «Сказка о царе Салтане»

Слушание оперы «Океан-море
синее»

-А сейчас мы услышим, как начинается сказка в музыке.

-Давайте вспомним закон музыки.

Будем учиться слушать музыку.

Ваша задача – прослушать музыку и сказать, какую сказку
вы представили.

-Какую сказку можно сочинить под эту музыку?

-А почему такая? Какая была музыка?

Мелодия

Настроение

Тембр (муз. инструмент)

Темп

Характер

-Повторное прослушивание с тв. заданием: синквейн
(подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, 4 связных слова, одно обобщающее
слово)

-А.С. Пушкин по праву считается лучшим  русским
сказочником. Многие композиторы создавали музыкальные произведения на сюжеты
сказок Пушкина.

 Среди них Н.А. Римский – Корсаков, русский
композитор, которого в дальнейшем назвали музыкальный сказочник. Будучи
морским офицером, его привлекала тема моря. Сказка Пушкина заинтересовала
композитора и он решил написать Оперу «Сказка о царе Салтане».  

-Что такое опера?

Опера имеет много действий и действующих лиц

Вот мы отправляемся в следующую сказку, но не простую, а
музыкальную.

-Давайте вспомним «Сказку о царе Салтане». О чем она? Кто
главные герои?

И коль мы с вами путешествуем по миру поэзии А. С.
Пушкина,
музыка,
которая всегда сопровождала творчество поэта, вновь поможет нам.

Скажите, ребята, а какая звучала музыка,
которая привела нас в сегодняшнюю
сказку?

 Вы правы – это звучали фанфары, а они всегда призывали «Внимание!
Внимание! Внимание!..

-Ребята, а без чего не обходиться ни одна сказка?

А из какой сказки это чудо: « В синем небе звёзды блещут…»

-Ребята, вспомните, на чем путешественники добирались до
острова?

-А куда отправили царицу с сыном?

Сказочник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин нарисовал
иллюстрацию, которая называется «Бочка по морю плывёт».  

-«Море – связующее звено в сказке». Н.А. Римский-Корсаков
описал это море.

— Второе действие оперы начинает «Океан-море синее».

-Послушайте внимательно и постарайтесь рассказать, какое
вы представите себе море.

ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

-Какое было море? Какую картину вы себе представили?

Мелодия

Тембр (муз. инструмент)

Темп

Характер

Созвучна она с музыкой и сказкой Пушкина?

-Повторное слушание с тв.заданием («Море»)

Три карточки с изображением линий. Они
условно передают различное состояние моря. На первой – линия, изогнутая на
серо–голубом фоне – «море взволнованное», на второй – линия сильно изогнутая,
фиолетовый фон – «море бушующее», на третьей – линия слабо волнистая, голубой
фон – «море успокаивающееся, буря затихает».

Итак, музыка передаёт и блеск звёзд на небе, и плывущую
по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже  то, как чудесным
образом «не по дням , а по часам» растёт князь Гвидон.

Всё это Римский – Корсаков  изобразил с помощью
инструментов симфонического оркестра.

Музыка
звучит в тишине.

Зайка
убегает от волка. Прячется в кустах. Идёт медведь. Спугнул волка. Зайчик
счастливый продолжает свой путь. Добрался до дома.

Слушают
музыку.

Скачкообразная,
плавная, волнообразная, поступенная

Грациозно,
шутливо, свирепо, выразительно, энергично.

Фортепиано

Быстрый

Песенный,
танцевальный, маршевый

Выразительная,
шутливая – бежать, сочинять, догонять – Чайковский является великим
композитором – музыка.

Опера
– это
жанр музыкально-драматического искусства, в
котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным
образом посредством вокальной музыки

Фанфары

Без
чудес!

Это
из
 «Сказки
о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне Салтановиче».
 

На
корабле по морю

В море

Плавная,
грациозно, величаво, свирепо, выразительно, бурно.

Оркестр

Медленный

Песенный,
танцевальный, маршевый

Регулятивные: развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

Коммуникативные: формирование
умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, преподавателем в процессе
всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые
высказывания.

Познавательные:

Извлечение
необходимой информации из прослушанного произведения; учатся давать оценку
результатам деятельности.

Регулятивные: развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

Коммуникативные: формирование
умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, преподавателем в процессе
всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые
высказывания.

Познавательные:

Извлечение
необходимой информации из прослушанного произведения; учатся давать оценку
результатам деятельности.

Регулятивные: развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

Познавательные:

Извлечение
необходимой информации из прослушанного произведения; учатся давать оценку
результатам деятельности.

Коммуникативные: формирование
умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, преподавателем в процессе
всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые
высказывания.

Регулятивные: развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

Что за прелесть эти сказки прокофьев сказочка римский корсаков сказка о царе салтане три чуда

Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.

В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).

Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).

Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.

Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.

Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.

Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.

Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.

Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.

На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?

Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?

Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.

Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»

Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Тип

Раздел

Театры и фестивали

Персоналии

Произведения

Автор

Оценочные материалы по предмету Музыка 1-4 класс.

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

Итоговый тест  1 класс 1 полугодие

Тема раздела: « Музыка вокруг нас»

1. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

г) Марш

2. Выберите верное утверждение:

а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

3. Выберите верное утверждение:

а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

4. Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) дудка

5. Симфонические инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) арфа

6. Найдите лишнее:

Народные праздники – это…

а) Новый год

б) Рождество

в) 1 сентября

Итоговый тест 1 класс 2 полугодие

Тема раздела: « Музыка и ты»

1.  Приведи в соответствие (соедини стрелками):

Какие средства в своей работе использует:

1) Поэт а) краски

2) Художник б) звуки

3) Композитор в) слова

2.  Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:

а) светлыми

б) нежными

в) сумрачными

3. Найди лишнее:

Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это…

а) «О маме»

б) «Богатырская симфония»

в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

4.  Найди лишнее:(подчеркни)

Духовые народные инструменты – это…

а) Волынка

б) Рожок

в) Дудка

г) Скрипка

5.  Назовите композитора песни «Болтунья»:

а) Д.Б. Кабалевский

б) С.Прокофьев

6.  Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?

а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш

б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец

в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня

Итоговый тест 2 класс 1 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

Назовите музыкальный символ России:

а) Герб России

б) Флаг России

в) Гимн России

Назовите авторов-создателей Гимна России:

а) П.Чайковский

б) А.Александров в) С.Михалков

3. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

г) Марш

Приведите в соответствие:

1) «Марш деревянных солдатиков» а) С. Прокофьев

2) «Шествие кузнечиков» б) П. Чайковский

Определите жанр произведений П.Чайковского:

1) «Нянина сказка» а) Марш

2) «Похороны куклы» б) Песня

3) «Вальс» в) Танец

Итоговый тест 2 класс 2 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

Найдите лишнее:

Названия колокольных звонов России:

а) Благовест

б) Праздничный трезвон

в) Громкий

г) Набат

Выберите верное:

Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?

а) Благовест

б) Праздничный трезвон

в) Набат

Назовите Святых земли русской:

а) Александр Невский

б) Сергей Прокофьев

в) Сергий Радонежский

Назовите композитора, который сочинил кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

Назовите русский народный праздник, одним из обычаев которого было колядование:

а) Новый год

б) Рождество Христово

Итоговый тест 2 класс 3 четверть

1. Назовите весенние русские народные праздники:

а) Новый год

б) Рождество

в) Масленица

г) Встреча весны

2. Верно ли утверждение:

Музыка в народном стиле – это музыка, которую написал композитор, но очень похожая на

народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

3. Что такое опера?

а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

б) Спектакль, в котором актеры только поют

4. Что такое увертюра?

а) Вступление

б) Середина спектакля

в) Окончание спектакля

5. Назовите композитора оперы «Руслан и Людмила»

а) П.И.Чайковский

б) М.И.Глинка

в) А.С.Пушкин

в) «Песня о картинах»

г) «Избушка на курьих ножках, Баба-Яга»

д) «Богатырские ворота»

6. Выбери композитора, о котором сказали: «Не ручей — море ему имя!»

а) П.Чайковский

б) С.Прокофьев

в) И.С.Бах

г) В. Моцарт

7. Верно ли утверждение:

Мажор – это светлый веселый лад в музыке.

а) Верно

б) Неверно

Итоговый тест 2 класс 4 четверть

1. Назовите композитора симфонической сказки «Петя и волк»:

а) М.П.Мусоргский

б) С.С.Прокофьев

в) И.С.Бах

г) Д.Б.Кабалевский

2. Приведите в соответствие:

В сказке «Петя и волк» за действующих героев исполняют музыкальные инструменты:

а) Петя 1) фагот

б) Птичка 2) кларнет

в) Утка 3) валторны

г) Кошка 4) флейта

д) Дедушка 5) скрипки

е) Волк 6) гобой

3. Что такое сюита?

а) Большое произведение, которое состоит из нескольких частей

б) Спектакль, в котором актеры только поют

4. Назовите композитора произведения «Картинки с выставки»

а) П.И.Чайковский

б) М.П.Мусоргский

в) С.С.Прокофьев

5. Найди лишнее:

В произведение «Картинки с выставки» входит:

а) «Балет невылупившихся птенцов»

б) «Старый замок»

Итоговый тест 3 класс 1 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

Оцените утверждение:

Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно

б) неверно

Выберите наиболее точное определение:

Кантата – это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

4. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

5. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский

6. Приведите в соответствие:

а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев

б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский

в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский

Итоговый тест 3 класс 2 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

1.Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс

2. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

3. Выберите правильный ответ:

Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

Найди лишнее:

4. Имена первых певцов-сказителей:

а) Садко

б) Баян

г) Римский-Корсаков

5. Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria”

б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский»

г) Икона «Богоматерь Владимирская»

6. Выберите правильный ответ:

Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество

Итоговый тест по музыке 3 класс 3 четверть

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

1. В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»

2. Приведите в соответствие:

1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский

2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк

3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков

4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка

3. Верно ли следующее утверждение?

Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.

а) Верно

б) Неверно

4. Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония

б) концерт

5. Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:

а) скрипка

б) флейта

в) фортепиано

6. Приведите в соответствие:

1) скрипка а) духовой инструмент

2) флейта б) струнный инструмент

в) струнно-смычковый инструмент

7. Приведите в соответствие:

1) Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

2) Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

3) Мюзикл в) Спектакль, в котором актеры только поют

Итоговый тест по музыке 3 класс 4 четверть

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

1. Приведите в соответствие:

1) Концерт 1 для фортепиано с оркестром а) П.И.Чайковский

2) «Героическая» симфония б) Э.Григ

3) Сюита «Пер Гюнт» в) Л.Бетховен

2. Выберите наиболее точное определение:

Сюита – это …

а) большое музыкальное произведение,

б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,

в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.

Найди лишнее:

В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:

а) «Утро»

б) «В пещере горного короля»

в) «Балет невылупившихся птенцов»

г) «Танец Анитры»

д) «Смерть Озе»

4. Найди лишнее:

Произведения Л.Бетховена – это…

1) «Лунная соната»

2) «Спящая красавица»

3) «Героическая симфония»

5. Приведите в соответствие:

1) «Рассвет на Москве-реке» а) В.Моцарт

2) «Шествие солнца» б) М.Мусоргский

3) «Симфония 40» в) С.Прокофьев

6. Оцените утверждение:

Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.

а) верно

б) неверно

Итоговый тест по музыке 4 класс 1 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)

1. Приведите в соответствие:

а) народная музыка 1) «Концерт

б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька»

3) «Солдатушки, бравы ребятушки»

4) Кантата «Александр Невский»

2. Приведите в соответствие:

а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька»

б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки»

в) игровая 3) «А мы просо сеяли»

г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»

Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

Оцените утверждение:

Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского – это лирические произведения

а) верно

б) неверно

Приведите в соответствие:

а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь»

б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь»

в) М.И.Глинка 3) «Три чуда»

Итоговый тест по музыке 4 класс 2 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка

б) бубен

в) виолончель

г) балалайка

д) домра

е) барабан

ж) баян

з) гусли

и) флейта

2.Приведите в соответствие:

а) Струнные инструменты 1) рожок

б) Ударные инструменты 2) бубен

в) Духовые 3) гусли

3. Найдите лишнее:

Жанры народных песен:

а) Колыбельные

б) Игровые

в) Плясовые

г) Хороводные

д) Спокойные

е) Трудовые

ж) Обрядовые

4.Найдите лишнее:

Струнно-смычковые инструменты:

а) Скрипка

б) Альт

в) Арфа

г) Виолончель

д) Контрабас

5. Приведите в соответствие:

а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»

б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»

в) Ф.Шопен 3) «Сирень»

6. Оцените утверждение:

Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно

б) неверно

Тест по музыке 4 класс 3 четверть

(программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

1. Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

2. Оцените утверждение:

Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

3. Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) М.И.Глинка

б) П.И.Чайковский

в) И.Ф.Стравинский

4. Найдите лишнее:

В музыкальном театре показывают следующие спектакли:

а) опера

б) балет

в) этюд

г) оперетта

д) мюзикл

5. Приведите в соответствие:

1) Опера а) актеры только танцуют

2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия

3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма

4) Мюзикл г) актеры только поют

Тест по музыке 4 класс 4 четверть

(Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)

1. Какой праздник называют «Светлым праздником»?

а) Троица

б) Пасха

в) Рождество Христово

г) Масленица

2. Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»

а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»

в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

3. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:

а) Масленица

б) Троица

в) Пасха

г) Ивана Купала

4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»

а) П.И.Чайковский

б) М.П.Мусоргский

в) Н.А.Римский-Корсаков

г) М.И.Глинка

5. Найди лишнее:

Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…

а) «Рассвет на Москве-реке»

б) «В пещере горного короля»

в) «Шехеразада»

г) «Садко»

д) «Снегурочка»

е) «Сказка о царе Салтане»

6. Приведите в соответствие:

1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» а) Н.А.Римский-Корсаков

2) сюита «Шехеразада» б) М.П.Мусоргский

3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке» в) С.В.Рахманинов(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

  • Что за прелесть эти сказки пушкин цитата
  • Что же самое невероятное есть в жизни найдите ответ в тексте сказки самое невероятное
  • Что за прелесть эти сказки 5 класс музыка кроссворд
  • Что есть жизнь пепел зола и еще рассказ
  • Что думает автор о старике из сказки золотая рыбка