Что за прелесть эти сказки музыкальные сказки

Урок конкурс по литературе для учащихся 5 класса что за прелесть эти сказки! урок подготовлен на конкурс мультимедиа

Урок – конкурс по литературе для учащихся 5 класса

«Что за прелесть эти сказки!»

$ УРОК ПОДГОТОВЛЕН НА КОНКУРС

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Учитель русского языка и литературы МОУ –

средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово

Красноборова Елена Михайловна

$ Красноярский край. Россия

Форма урока: литературный конкурс

Ведущие: учащиеся 7 класса А, члены литературного клуба «ЛИК»

Участники: учащиеся 5 класса

Зрители: учащиеся 7 класса, родители, учителя.

Оборудование:

      • рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;

      • выставка произведений А. С. Пушкина;

      • презентация «Что за прелесть эти сказки!»

      • музыкальное сопровождение.

      • $ видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

      • фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок

А. С. Пушкина.

Цель урока:

  • Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина.

  • Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через р$азнообразны виды деятельности.

  • $Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского ге­ния, через другие виды искусств.

  • Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.

  • повысить мотивации обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме.

  • помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным.

  • актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей.

  • воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде)

Виды деятельности учащихся:

1.Чтение:

— выразительное чтение наизусть художественного текста;

2. Аналитическая работа по тексту:

— ответ на вопрос $с привлечением и без привлечения цитат;

3. Устная речь

Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями

Ход урока – конкурса

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок — праздник, посвященный 210- летию со дня ро$ждения русского гения.

В 1837 году «замолкли звуки чудных песен», злодейская пуля обор­вала жизнь поэта. Но он по – прежнему жив в сердцах поколений. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и$ ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».

К нам пришли герои пушкинских сказок (члены литературного клуба «ЛИК»), которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей! (учащиеся аплодируют).

1 ведущий (Слайд №2 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).

$

2 ведущий (Слайды №3-№4 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Детские годы Пушк$ина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.

3 ведущий (Слайд №5 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства».

$4 ведущий Слайд №6 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.

5 ведущий

Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чё$м их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.

Итак, начинаем конкурсы! Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.

В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Коман$да, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей, а учащиеся, набравшие 5 жетонов, получают оценку «пять», 4 – жетона — «четыре». Другие оценки не выставляются.

$

КОНКУРС №1 (5минут)

«Лучший чтец»

Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

По итогам конкурса определяется команда-победитель.$

КОНКУРС №2 (5 минут)

« Продолжи строку»

1 ведущий

Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.

2 ведущий. (Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

$ «Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».

1.Три девицы под окном…(пряли поздно вечерком)

2. Ветер по морю гуляет и…( и кораблик подгон$яет)

3.Ель в лесу, под елью белка:

Диво, право, не безделка-

Белка песенки… (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)

3 ведущий. ( Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

4. Жил старик со своею старухой

Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)

5. Стал он кликать Золотую рыбку

( приплыла к нему рыбка, спросила.$..)

6. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю…(всю правду доложи…)

4 ведущий

7.У лукоморья дуб зеленый …$

8. Вдруг шатер распахнулся.

И девица, Шамаханская царица,

Вся, сияя, как …(заря, тихо встретила царя)

9. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой…

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 3 (6 минут)

$«Узнай сказку»

5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!

Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.

Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.

$ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ( См. «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).

  • $ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

КОНКУРС № 4

«Музыкальный»

1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.

А теперь самое сложно$е задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.


ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.( См. папку

« Музукальные произведения» (6 минут ))

$

  • m8 Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке». Ария Шамаханской царицы.(1 минута 28 сек.)

  • m21. М.И. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Руслана в исполнении И И. Петорова.(1 минута 20 сек.)

  • m22.Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. (59 сек.)

  • $m24 Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.(1 минута 28 сек.)

  • m25. Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.(1 минута 20 сек.)

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 5 (3 минуты)

$«Пантомима»

$Группа учащихся 7 класса (члены литературнго клуба «ЛИК» в костюмах представляют фрагменты из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

— «Чернавка ведёт в лес царевну»

— « Разговор царицы с зеркальцем»

— « Царевна у семи богатырей»

2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.

$

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 6 (5 минут)

«Ораторы»

3 ведущий: задание:$ дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

Учитель

ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.

Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.

Итоги уро$ка.

Награждение команды – победительницы.

Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.

Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.

МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Домашнее задание. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр.118-151, в.1-7

Используемая литература.

$

1. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М. «Детская литература», 1998.

2. Учебный диск Мультимедиа Энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Фирма 1 С, 2002,Республиканский мультимедиа центр.

А) видеофрагменты. Б) музыкальные произведения. В) иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Конкурсная программа

«Что за прелесть эти сказки»

Ведущий:

Время сказки
наступает,

Время сказки
настаёт.

Все внимательно
смотрите,

Чудо вдруг
произойдет.

Если сказку вы
хотите,

К вам сейчас она
придет!

Сегодня мы с вами
приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня
гостеприимной хозяйкой нашего праздника. А я помогу вам, ребята, чтобы вы были
веселыми, любознательными и остроумными. Вы, конечно же, прочитали много
книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите
мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?

(в ходе программы
дети собирают жетоны)

Для начала
проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы
кончайте,

Только в рифму
отвечайте!

Вам надо будет
вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, что вы
в сказочной стране? Тогда – первое задание.

*Какие слова надо
произнести, чтобы вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань
передо мной, как лист перед травой.)

*Вместе с
Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)

*Сварить кашу в
волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)

*Исполнить желание
с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

1. Конкурс
«Детективы»

А сейчас я
предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать
литературного героя по моему описанию. Задание называется «Фоторобот».
Посмотрите, какие герои попали в нашу картотеку, и попробуйте узнать их по
особым приметам.        

*Медведь. Любит мед.
Голова набита опилками. Не лишён литературных способностей. (Винни Пух)

*Мальчик. Издает
стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные
потоки слез. (Чиполлино)

*Кукла. Место
работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая
примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)

*Кот. Место
жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин)

Ведущий:

Молодцы, ребята!
Настоящие детективы!

Теперь я попрошу
узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил.  

Ваша мама пришла,

Молочка принесла.

(Коза из
русской сказки «Волк и семеро козлят».)

Не садись на
пенек,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке,

Неси дедушке.

(Машенька из
русской народной сказки «Маша и Медведь».)

Столяр Джузеппе –
Синий нос

Полено как-то в
дом принес.

Он начал ножку
мастерить

Для кресла или
стула.

Полено стало
говорить

И в нос его
щипнуло.

(«Буратино»,
А.Н. Толстой)

Ведущий:

Молодцы, ребята!
Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки.

2. Конкурс
«Узнай сказочного героя»

Перед волком он
дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался… (Колобок)

Враг людей

И враг зверей

Злой разбойник… (Бармалей)

Всех на свете он
добрей,

Лечит он больных
зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из
болота.

Добротою знаменит,

Это доктор… (Айболит)

Красна девица
грустна —

Приближается
весна.

Ей на солнце
тяжко.

Слезы льет,
бедняжка. (Снегурочка)

Он знаком всем
малым детям,

Обожают все его,

Но таких на целом
свете

Не найдешь ни одного.

Он не лев, не
слон, не птица,

Не тигренок, не
синица,

Не котенок, не
щенок,

Не волчонок, не
сурок.

Но заснята для
кино

И известна всем
давно

Эта милая
мордашка,

А зовется… (Чебурашка)

Ведущий:                        
 

 Молодцы, ребята!
Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А теперь посмотрите на доску. (На
доске — контуры портрета Чебурашки во весь рост.) Узнаете? Верно, это всеми
любимый Чебурашка. Предлагаю по очереди нарисовать по одному элементу портрета,
например: ухо, глаз и т. д. Посмотрим, сумеете ли вы дополнить портрет этого
замечательного персонажа.

Ребята дополняют
портрет Чебурашки под музыку «Песни Чебурашки».

Ведущий:

 А сейчас, ребята,
я предлагаю вам конкурс переводчиков. Я буду говорить о героях произведений
простыми предложениями. А вы, узнав, о ком идет речь, должны сказать об этом
герое, не повторив ни одного моего слова. Кроме того, «перевод» нужно найти
либо в песне, либо в стихотворении. Трудное задание? Но я уверена, что и с ним
вы справитесь!

3. Конкурс
«Переводчики»

*Старушка имела
животное булыжного цвета с рогами. (Жил-был у бабушки серенький козлик…)

*Женщина пожилого
возраста была владелицей пары жизнерадостных птичек. (Жили у бабуси два веселых
гуся…)

*Компания молодых
особ занималась рукоделием после захода солнца у отверстия со стеклом. (Три
девицы под окном пряли поздно вечерком…)

*На плантации
зеленых насаждений появилось новое чудо, пригодное для встречи Нового года. (В
лесу родилась елочка, в лесу она росла…)

*В зарослях
невысоких растений расположилось зеленое насекомое. (В траве сидел кузнечик…)

Ведущий:

А теперь – узнайте
героя по событию, которое случилось в его жизни.

4. Конкурс
«Узнай героя по событию»

*Этот герой
работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он
оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)

*Как рассказывал
сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на
пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон
Мюнхгаузен)

*Этот мальчик в
наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и
совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)

*Героиня этой
английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий
колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)

Единственный
мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)

Ведущий:

Молодцы, ребята! С
вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш конкурс состоит из
сказочных вопросов, и вы будете большие молодцы, если сумеете верно на них
ответить. Попробуем?

5. Конкурс «
Сказочный вопрос»

*Сказочная
хитрюга. Кто это? (Лиса.)

*За кого держалась
Жучка? (За внучку.)

*Чем ловили
золотую рыбку? (Неводом.)

*Из чего фея
сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)

*Кто любил
сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)

*Кто такой Елисей?
(Королевич.)

*Подруга семи
гномов. (Белоснежка.)

*Сказочная
замарашка. (Золушка.)

6. Конкурс
«Продолжи сказку»

Позвала бабка
внучку.

Внучка за бабку,

Бабка…

Прискакала к
терему лягушка-квакушка и спрашивает:

– Терем-теремок!
Кто в тереме живет?

– Я мышка –
норушка! А ты кто?

– А я …

7. Конкурс «Угадай,
из какой сказки предмет»

Мед

Ключ

Красная шапочка

Горошина

Яйцо

Цветик-семицветик

8. Конкурс
«Найди пару»

Соединить слово из
левого столбика со словом из правого

Петух                      Бабка

Дед                         Заяц

Тесто                       Пирожки

Маша                     Коса

Теремок                 
Колобок

Ведущий:

Назовите сказки,
героем которых является волк.

9. Конкурс «
Сказки о волке»

Дети называют
сказки, героем которых является волк.

Ведущий:

Предлагаю
последнюю викторину, но не простую, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка,
а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.

10. Конкурс
«Музыкальная викторина»

(Включается запись)

*Я на солнышке
лежу,

 Я на солнышко
гляжу,

 Все лежу, все
лежу

 И на солнышко
гляжу! («Как львенок и черепаха пели песню»)

*С голубого
ручейка начинается река,

 Ну, а дружба
начинается в улыбки. («Крошка Енот»)

*В траве сидел
кузнечик,

 В траве сидел
кузнечик,

 Совсем как
огуречик

 Зелененький он
был. («Незнайка»)

*Я водяной. Я
водяной.

 Поговорил бы кто
со мной!

 А то мои подружки

 Пиявки да
лягушки!

 Эх, жизнь моя
жестянка…

 Да ну ее в
болото!

 Живу я, как
поганка,

 А мне летать
охота! («Летучий корабль»)

*Ничего на свете
лучше нету,

 Чем бродить
друзьям по белу свету.

 Тем, кто дружен,
не страшны тревоги!

 Нам любые дороги
дороги! («Бременские музыканты»)

*Расскажи,
Снегурочка, где была?

 Расскажи-ка,
милая, как дела? («Ну, погоди!»)

Ведущий:

Вот это да!
Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть
мультики.

Сейчас подсчитаем
жетоны, определим победителей.

Награждение (
грамоты за 1,2,3 место). Всем – сладкий приз.

Ведущий:

Сказки гуляют по
свету,

Ночь запрягая в
карету.

Сказки живут на
полянах,

Бродят на зорьке в
туманах…

Мир озарив
чудесами,

Сказки летят над
лесами,

На подоконник
садятся,

В окна, как в
речки, глядятся…

Сказки со мною
повсюду,

Их никогда не
забуду.

Пусть Зло на
проделки хитро,

Но все ж побеждает
Добро.

  • Что жевали звери из сказки к чуковского до встречи с тараканом 6 букв
  • Что за неуважение как пишется
  • Что же самое невероятное есть в жизни найдите ответ в тексте сказки и запишите
  • Что есть преступление сочинение
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту 11 класс сочинение аргументы