Что за прелесть эти сказки 5 класс музыка кроссворд

фольклор в музыке русских композиторов. что за прелесть эти сказки цель: продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на

«Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки…»

Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.

Задачи:

Образовательные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы

— продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность

— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»

— знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова

Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний

— развивать образное мышление

— развитие творческой активности учащихся

— развивать навыки анализа музыкального произведения

— через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки

Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах

— воспитание музыкальной «слушательской» культуры

Ход урока.

Слайд № 1

  1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие. Повторение.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать уважаемые гости, давайте их поприветствуем. (Поём) Я рада всех видеть, и желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений и знаний, приобретённых на этом уроке. Итак, мы готовы к работе, начинаем урок, садитесь.

Учитель: На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому в основе их лежат тоже литературные произведения.

И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания).

Слайд № 2

-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.

(Слайд № 3)

Учитель: — Скажите, что послужило литературной основой «Кикиморы»?

Ученики: Основой стало народное сказание.

Учитель: Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?

(Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.

— Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

(Произношу с подсказками детей)

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит…»

(Слайд № 4)

Учитель: — Любите ли вы сказки?

Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»

— Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания?

Ученики: А. С. Пушкин

(Слайд № 5)

Учитель: Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»

(Слайд № 6)

(Ученики записывают тему в тетрадь)

Учитель: В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов

Ученики: П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков.

Учитель: Я хочу представить своих помощников. К нам на урок я пригласила двух знатоков русской музыки. Они подготовили друг другу вопросы по творчеству и биографии Римского – Корсакова. И в диалоге нам расскажут что-то интересное.

(Слайд № 7)

(Знатоки выходят к доске)

Первый знаток: Когда и где родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

Второй знаток: Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине. Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?

Первый знаток: Все Римские – Корсаковы служили на флоте. Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

Второй знаток: В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет. Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?

Первый знаток: Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни». Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?

Второй знаток: Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др. Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?

Первый знаток: Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев. Был ли он участником содружества русских композиторов «Могучей кучки»?

Второй знаток: Вместе с Бородиным, Мусоргским, Кюи, Балакиревым он входил в «Могучую кучку». Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?

Первый знаток: Да, он был прекрасным дирижёром. Сколько лет прожил композитор?

Второй знаток: Он прожил 64 года.

Учитель: Спасибо нашим знатокам. Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена.

(Слайд № 8)

– Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?

Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…

Учитель: Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

(Слайд № 9)

«Влечёт Восток сияньем красок,

Зовёт базарной суетой,

С Али – Бабой, героем сказок,

С Синдбадом, брошенным волной.

Там Шехеразада начинает,

Для Падишаха свой рассказ,

Багдадаский вор там убегает,

Торговцев обманув не раз.

На ослике, качаясь, едет

Хаджа, мудрейший Насреддин,

И, вынув лампу, вызывает

Седого джинна Алладин.

Там поднимаясь на барханы,

Стремясь пустыни перейти,

Идут с востока караваны,

Сходясь на Шёлковом пути.

И на Востоке, средь барханов

Живёт красавица одна

Она зовётся Шехеразадой

Она прекрасна и умна».

Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту. – Ребята, а что означает слова «сюита»?

Ученики: Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

(Слайд № 10)

(Записывают в тетрадь)

Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу. Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.

Учитель: Сформулируете определение программной музыки.

Ученики: (С помощью учебника стр. 20) Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания. (Слайд № 11)

Учитель: Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу:

(Слайд № 12)

(Читают ученики в учебнике стр. – 21)

Учитель: На какие образы настраивает нас композитор?

Ученики: Шахриара и Шехеразады.

  1. Слушание музыки.

Учитель: Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.

— Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?

(Слайд № 13)

(Слушание музыкального фрагмента)

Учитель: — Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?

(Использование карточек «Эмоциональные термины»)

Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.

Учитель: Как вы это почувствовали?

Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.

Учитель: А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?

Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…

Учитель: Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?

Ученики: скрипка, арфа.

  1. Двигательная импровизация.

Учитель: Ребята, давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и должны своими движениями танца очаровать хозяина.

(Звучит видео — ряд. Дети повторяют движения восточного танца).

  1. Релаксация.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь услышал, что ещё передаёт в музыке композитор? Какой образ?

Ученики: Образ моря, мелодия оркестра передавала волны.

(Ученики смотрят видео – ролик «Шум моря»)

Слайд 14

7.Вокально-хоровая работа.

(Слайд № 15)

Учитель: Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок?

Ученики: Нет.

Учитель: Сейчас, вы познакомитесь с новой песней, которую мы начнём разучивать. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос, о чём поётся в этой песне?

(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни).

Учитель: Какую роль играет сказка в этой песне?

Ученики: Если б не было сказок, не появились бы такие прекрасные песни.

(Распевания. Разучивание мелодии 1 куплета с текстом по фразам).

8.Контроль усвоения.

(Слайд № 16)

Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению, и я надеюсь, вы приобрели новые знания. И хотела бы убедиться в этом. Проведём небольшой тест. Я уверена, вы справитесь.

(Слайд № 17)

( На партах у каждого лежат небольшие листочки с заданием)

Учитель: Ребята, прошу вас прочитать внимательно все понятия музыкальные и правильно стрелочкой соотнести к пояснению.

(Выполняют задание)

Учитель: Ребята, а теперь обменяйтесь своими работами с соседом по парте и проверьте своих товарищей, сверяя с доской. Если все ответы верны, ставьте оценку «5» , а если один неправильный ответ – оценка «4».

  1. Информация о домашнем задании.

(Слайд № 18)

Учитель: Ребята, выберите себе из 3-х одно домашнее задание по душе:

— составить кроссворд по теме урока

— представить презентацию «Дружба музыки и литературы»

— нарисовать одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»

10. Рефлексия.

(Слайд № 19)

Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.

– Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?

— Сегодня я узнал, что без сказки………?

— Сегодняшние знания я могу применить…..

— Больше всего мне понравилось……

— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..

— Я узнал, что программная музыка – это…..

Слайд № 20

Учитель: Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке. Я благодарю своих помощников знатоков русской музыки, которые мне помогали. Вы хорошо все потрудились, показали свои знания и умения. Каждый за работу на уроке получает оценку «5».

Фольклор —

Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.

Сюита –

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»

Программная музыка —

Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?

Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Фольклор —

Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.

Сюита –

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»

Программная музыка —

Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?

Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Фольклор —

Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.

Сюита –

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»

Программная музыка —

Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?

Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Фольклор —

Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.

Сюита –

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»

Программная музыка —

Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?

Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Методическая разработка урока музыки в 5 классе

«Что за прелесть эти сказки!..»

Видео «Спор Маши и Вити» 1м 35 с

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

К чему относятся сказки?

На прошлом уроке мы говорили о том, что многие русские
композиторы обращались в своем творчестве к сказкам, былинам,
преданиям.

А с какими музыкальными образами сказочных героев мы
познакомились на прошлом уроке?

Мы слушали с вами увертюру к опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
А какое литературное произведение стало основой оперы Глинки?

Кто его автор?

Все вы знаете о том, что у Пушкина была няня, как ее звали?
(ответы).

— Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал.
Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных
периодов его жизни — когда поэт был сослан в ссылку, в село
Михайловское. Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами
няня рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором
государстве…»

— Пушкин писал брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу
записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю
сказки — Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Ребята. А какие слова из письма Пушкина вы бы выбрали темой
нашего урока?

Ученица:

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

Ученик:

То были чудные мгновенья.

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зелёный»

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот учёный

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

Учитель:

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал — без перевода.

— Имя поэта никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой,
наш любимый, наш великий Пушкин.

— Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а
музыкальные — в которых музыка также является главным действующим
героем. Итак, давайте вместе произнесем мелодично волшебные слова,
которые откроют перед нами сказочный мир: «крибли, крабли, бумс».

Сказки Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание
музыкальных произведений.

я предлагаю вам отгадать фамилию композитора, чьё творчество мы
будем изучать на сегодняшнем уроке.

-Это русский композитор

-Фамилия этого композитора состоит из двух частей

— он автор таких произведений как «Золотой петушок», «Садко»,
«Снегурочка».

Да. это — великий русский композитор Николай Андреевич
Римский-Корсаков.

Композитор очень любил писать музыку к сказкам.

Его музыку любят не только в России, но и в других странах.

Во всем мире его называют музыкальный
сказочник.

— Какая сказка Пушкина начинается словами:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком?

(«Сказка о царе Салтане…»)

Когда Римский-Корсаков прочел «Сказку о царе Салтане» Пушкина,
ему тут же захотелось изобразить ее в музыке, оживить звуками
образы сказочных героев.

На прошлом уроке мы научились делать с вами
интонационно-образный анализ музыкальных произведений, а сегодня вы
будете делать анализ самостоятельно. На ваших столах лежит таблица
«Музыкальная галерея сказочных образов». У нас с вами не просто
путешествие в музыкальный мир сказочных образов Риского-корсакова.
Но и контрольная работа. Итак, напишите свою фамилию и имя на
таблице.

Есть и в «Сказке о царе Салтане» и в музыке Римского-Корсакова
три чуда,

ОНИ НАХОДЯТСЯ В ЭТОЙ ШКАТУЛКЕ.

Первое чудо — Белка — 1 м 59 с

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые….

…Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:….

А какую песню пела белка? («Во саду ли, в огороде»).

Какой вы представляете Белку, какой художественный образ дал ей
Пушкин? (веселая, проворная, певунья)

Сейчас мы услышим, каким Римский-Корсаков создал музыкальный
образ Белки.

Второе чудо. до 3м 15 с

(открывается музыкальная шкатулка).

«…Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор.

С ними дядька Черномор».

Какими вы увидели богатырей? (сильными, храбрыми, великанами)

Молодцы, именно такой образ богатырей и задумал ПУШКИН

Послушайте, какими музыкальными средствами Римский-Корсаков
рисует образ богатырей.

Третье чудо

(открывается музыкальная шкатулка).

«…Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает.

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит.

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава.

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит

Какой образ рисует Пушкин?

Я хочу показать картину, она называется «Царевна Лебедь», ее
написал русский художник Михаил Врубель к «Сказке о царе Салтане»

Учитель демонстрирует иллюстрацию картины М.Врубеля «Царевна
Лебедь».

Посмотрите внимательно, какие краски использовал художник?

Какую музыку вы ожидаете сейчас услышать?

Есть в опере Римского-Корсакова удивительный
музыкальный эпизод. Догадайтесь. Кого он изображает?

Он над ней жужжит, кружится —

Прямо на нос к ней садится,

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь.

Кто это был и в кого он превратился? (Шмель)

В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон
превращается с помощью царевны Лебедь в шмеля и нагоняет корабль.

Шмелем царь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал…

В опере Римского-Корсакова есть музыкальное
описание полёта шмеля.

Слушание фрагмента оперы «Полёт шмеля».

Физкультминутка

Римский -Корсаков в своем творчестве обращался не только к
русскому фольклору.

Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой «Шехеразада»
известного русского композитора-сказочника Николая Андреевича
Римского-Корсакова.

Учитель: Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока,
который не перестает удивлять во все времена. Каким вы себе
представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при
упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (Ответы детей —
пустыня, змея, верблюд, солнце, песок)

Учитель: Глядя на эти картинки, я думаю, вам будет легко
подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой
он теперь в вашем представлении?

Ответы детей- верблюды, караван, песок, знойное солнце, пальмы,
море, экзотические цветы и фрукты, шумный рынок, ковры и посуда с
затейливым узорчатым орнаментом, индусы, причудливая мозаика
дворца султана, восточные сказки…

Учитель: Восточные сказки… они не могут оставить равнодушными ни
одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и
детей приключения Синдбада — морехода, Алладина, Али-бабы… Это
герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

:

Влечет Восток сияньем красок,

Зовет базарной суетой,

С Али-Бабой, героем сказок,

С Синдбадом, брошенным волной.

Там Шехеразада начинает,

Для падишаха свой рассказ,

Багдадский вор там убегает,

Торговцев обманув не раз.

На ослике, качаясь, едет

Хаджа, мудрейший Насреддин,

И, вынув лампу, вызывает

Седого джинна Алладин.

Там поднимаясь на барханы,

Стремясь пустыни перейти,

Идут с востока караваны,

Сходясь на Шелковом пути.

И на Востоке, средь барханов

Живет красавица одна

Она зовется Шехеразадой

Она прекрасна и умна.

По мотивам известных арабских сказок Н.А. Римский-Корсаков
сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада». Что же такое сюита?

На прошлом уроке мы знакомились с вами с понятием — программная
музыка. Что же это такое?

Открываем учебник на с.21

Композитор приложил к партитуре программу.

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал
зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша
Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками,
рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый
любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец,
совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему
Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в
сказку и рассказ в рассказ»

Сейчас мы послушаем Iчасть симфонической сюиты
«Шехеразада», которая называется «Море. Синдбадов корабль». Музыка
изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шехеразаду
.Хочу заметить, что музыка сюиты — это не только серия живописных
восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и
Шехеразады. И в своих таблицах вы должны сделать
интонационно-образный анализ музыкальных тем султана Шахриара и
Шехерезады.

Учитель: Ну что же, ребята, мы с вами
познакомились со сказочными героями, побывали в разных сказках,
посмотрели картины, послушали прекрасную музыку. А теперь давайте
разучим песню и вместе с её героями выясним, бывают на свете
чудеса или нет.

Разучивание и исполнение песни «Сказки гуляют
по свету»

Учитель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с вокальной
частью нашего урока. А теперь давайте закрепим наши знания при
помощи теста-викторины.

Ребята, что вы узнали нового на уроке?

Что было для вас наиболее интересным?

Что было трудным?

Сегодня мы совершили увлекательное музыкальное путешествие в
сказочный мир музыки композитора Римского-Корсакова. В сказках
всегда побеждает добро. И я всем вам желаю , чтобы добрые сказки
всегда были рядом с вами.

Песня «Добрые сказки»

Руководитель: 

Аскалепова Светлана Николаевна

Учреждение: 

МБОУ «Школа №8 имени Рашутина»

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель: сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, ознакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью определения уровня знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гипотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение

  1. Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина.
  2. Лексика сказок А.С. Пушкина

Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза: на написание сказок оказала огромное влияние Арина Родионовна, а используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина.

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование;
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщение результатов.

Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А.С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели, Обманами мой сон обворожали. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь Муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить. Беса старого взяла тут унылость. Скажи, за что такая немилость? Как за что? Вы не плотите оброка, Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Что есть жизнь пепел зола и еще рассказ
  • Что думает автор о старике из сказки золотая рыбка
  • Что дороже осетинская сказка читать
  • Что должен добыть иван царевич в сказке иван царевич и серый
  • Что делал герой рассказа чехова пересолил