Что за чудо огонек увидели братья в поле в сказке конек горбунок

Фио учителя: довыденко галина владимировна.тема: конек- горбунок п.п. ершов место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного

ФИО
учителя:

Довыденко Галина Владимировна.

Тема:
«Конек- горбунок» П.П. Ершов

Место и
роль урока в изучаемой теме:
урок изучения и первичного закрепления
нового материала
.

Цель:
научить сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков,
интерпретировать события

Предметные знания, предметные действия

Планируемые
УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научатся: сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их
поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание
произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения
целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему
и главную мысль произведения

самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и
задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать
выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность
своей работой на уроке с помощью шкал, значков «+» и «–», «?».

ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и
целенаправленно выбирать книги; осуществлять поиск необходимой информации в произведении
живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи
с литературным текстом.

соблюдать правила взаимодействия в паре и группе 
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договориться о совместных действиях)

осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что
благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет
собственные чувства и отношение к героям своих произведений

  Название

       этапа урока

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности
учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению
планируемых результатов урока

Диагностика

достижения
планируемых результатов урока

1

Актуализация
опорных знаний.

Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Что вы
узнали о П. П. Ершове? Где он родился? Где учился?

– Какое
произведение сделало его известным писателем?

– В каком
году впервые напечатана сказка «Конек-горбунок»?

– Почему П.
П. Ершова называют «автором одного произведения»?

– Подумайте,
можно ли сказку «Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это
сказка?

– Назовите
героев этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.

– Почему
героев сказки я разделила на две 
группы?

– П. П. Ершов
написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым
сказочником.

– Это
авторская, литературная сказка

– Герои
сказки отрицательные и положительные

Отвечают на
вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Коммуникативные

— умение
совместно

договариваться о
правилах

поведения и
общения в школе  и

следовать им;

— умение
оформлять свои мысли в устной форме;

— умение
слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умение
чувствовать необходимость  учения.

2

Сообщение
темы урока.

Задает
вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– С каким
произведением мы знакомились на прошлом уроке?

– Каков жанр
этого произведения?

– С какой
целью была написана эта сказка? Какова ее основная мысль?

– Прочитайте
тему урока.

– Сегодня мы
продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе
работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их
характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную
мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

– На прошлом
уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова
«Конек-горбунок».

– Это сказка.

– Перед нами
возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль

Обсуждают
тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под
руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Регулятивные:


умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные

— умение
точно и полно выражать свои мысли

-выслушивать
ответы других детей и оценивать их.

3

Беседа по
теме урока

Проводит
беседу по теме урока.

– Какие
бывают сказки?

– Чем же
отличается авторская сказка от народной сказки?

– Какие
приемы народной сказки использованы в сказке?

– Какие виды
народных сказок вам знакомы?

– К какому
виду отнесем сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок»?

– Нам сегодня
нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять
на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

– Что же
происходит в сказке? О чем она повествует?


Конек-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем
охарактеризовать?

– А каких
героев сказки мы еще знаем?

– Давайте выясним,
каким характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого каждой группе
предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте
рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение
доказывайте словами из текста

– Сказки
бывают народные и авторские.

– В авторской
сказке чаще описываются случаи из жизни. В такой сказке очень яркие
персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в
сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной
речью, которая дает представление о них.

– При
построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов
использовал приемы народной сказки.

– В этой
сказке автор использует устаревшую 
лексику.

– В этой
сказке, так же как и в народных сказках, присутствует зачин.

– Как и в
народных сказках, число 3 является магическим: третий сын, на третий день.

– Главными
героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный
друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных
сказках).

– Народные
сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными
героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем
фантастические. Задача жанра – показать, что добро побеждает зло. В бытовых
сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и
животное). События в сказке – из реальной жизни, Задача жанра – высмеять
недостатки героев. В сказках о животных главные герои – животные. События
взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять поведение героев, за
которыми стоит человеческий характер.

– По типу
сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов
умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке.

– Чтобы понять
смысл сказки, нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.


Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить
задания.

Выступление
групп по алгоритму.

1. Место
героя в произведении.

2.
Характеристика героя.

3. Внешний
облик.

4. Социальное
и материальное положение героя.

5. Интересы
героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя.

6. Мир чувств
героя: отношения с окружающими людьми, внутренние переживания, чувства,
эмоции героя.

7. Какие
черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой
характеристике, через поступки героя/героев, с помощью предыстории и
биографии героя.

8. Зачем
создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в
произведении

Отвечают на
вопросы учителя.

Коротко
пересказывают сюжет.

Работают в
группах.

Регулятивные: осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия
по решению учебной задачи. Коммуникативные: договариваться и приходить к
общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания.
Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения
соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой
установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять
высказанные мнения по существу полученного задания

4

Анализ
смысловых частей произведения

Проводит
беседу по построению сюжетной линии произведения.

– Как
построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из
каждой 
части?

– Какую роль
играет присказка в сказке?

– Обратите
внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка
рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в
сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая
завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и
взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите
животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении.

– Какие
перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком?

– Развязка в
этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке
Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и
был избран царем, а прежний царь «сварился в молоке»

– Сначала мы
выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного
события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки.
Присказка представлена в сказке восемью первыми строками.

– Присказка
представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на
восприятие сказки, привлекает его внимание..

– Появление
кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с
того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и
конька-горбунка.

– Братья
украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке.
Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется
враг, который начинает строить Ивану козни.

– Кульминация
для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти
Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван
вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком

Пересказывают
смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию,
завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять
последовательность развития сюжета. Коммуникативные: адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы,
извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

5

Викторина по
содержанию сказки

Задает
вопросы викторины.

– Чем вам
понравился конек-горбунок? Иван?

– Чем
кобылица отблагодарила Ивана?

– По какой
причине царь взял Ивана на службу во дворец?

– Какого
роста был конек-горбунок? Длина его ушей?

– Что за
чудо-огонек увидели братья в поле?

– Как звали
братьев Ивана? Их отца?

– Кто стал
врагом Ивана во дворце? По какой причине?

– За что была
наказана рыба-кит?

– Кто из
персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?

– Что было в
трех котлах, в которых купались Иван и царь?

– Что
произошло с царем и Иваном после
этого?

– Кобылица
родила ему двух златогривых коней и конька-горбунка.

– Никто кроме
Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю.

– 3 вершка
(около 13 см), аршин (71 см).

– Перо
Жар-птицы.

– Данила и
Гаврила. Отца – Петр.

– Царский
спальник, из зависти, так как Иван занял его место.

– Рыба-кит
наказана за то, что проглотила 3 десятка кораблей.

– Царь-девица
была родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат».

– В котлах
была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом.

– Царь умер,
а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице

Отвечают на
вопросы викторины.

Регулятивные: выразительно читать, понимать на слух ответы
обучающихся. Слушать собеседника. Коммуникативные: формулировать свое мнение
и позицию

6

Домашнее задание

Объясняет
домашнее задание.

Подготовить
выразительное чтение одного из отрывков по выбору.

Выполнить
задание в рабочей тетради (с. 25)

Внимательно
слушают, задают уточняющие 
вопросы

Регулятивные: принимать, сохранять учебные 
задачи

7

Итог урока.
Рефлексия

Организует
оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения,
подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Понравилась
ли вам сказка?

– Чему учит
эта сказка? Какова основная мысль сказки?

– Подумайте,
похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?

– Какие герои
сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?

– А нет ли
сходства с другими литературными сказками?

— А. С.
Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род
сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?

– Эта сказка
действительно стала классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы,
а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и
характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и
высмеивая их недостатки

– Сказка учит
нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

– Эта
волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные
ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все
трудности и получает заслуженную награду.

– Из русских
народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица,
Иван, друг-помощник главного героя.

– Многое взял
П. П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от
рассказчиков-крестьян.

– Эта сказка
похожа на литературные сказки 
А. С. Пушкина. Простой, звучный, легкий стих сказки «Конек-горбунок» похож на
стихотворную форму сказок А. С. Пушкина

Отвечают на
вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию.

Личностные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

                                                                                 МБОУ  «Гашейская СОШ»

                                     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС

                                   ТЕМА:     П. П. ЕРШОВ «КОНЕК-ГОРБУНОК» 

                                                                                                   2021

Тип урока: освоение нового материала  

Педагогические задачи: создать условия для повторения отдельных, связанных с созданием сказки, сведений из жизни писателя; научить сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события; развивать самостоятельность, умения выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью, сотрудничать в группе; воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом.

Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке с помощью шкал, значков «+» и «–», «?».

Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные: осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Что вы узнали о П. П. Ершове? Где он родился? Где учился?

– Какое произведение сделало его известным писателем?

– В каком году впервые напечатана сказка «Конек-горбунок»?

– Почему П. П. Ершова называют «автором одного произведения»?

– Подумайте, можно ли сказку «Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это сказка?

– Назовите героев этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.

– Почему героев сказки я разделила на две
группы?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

– П. П. Ершов написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказоч-
ником.

– Это авторская, литературная сказка.

– Герои сказки отрицательные и положительные

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

– Каков жанр этого произведения?

– С какой целью была написана эта сказка? Какова ее основная мысль?

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня мы продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок».

– Это сказка.

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Беседа по теме урока

Проводит беседу по теме урока.

– Какие бывают сказки?

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки?

– Какие приемы народной сказки использованы в сказке?

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

– К какому виду отнесем сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок»?

– Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

– Что же происходит в сказке? О чем она повествует?

– Конек-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– А каких героев сказки мы еще знаем?

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение доказывайте словами из текста

Отвечают на вопросы учителя.

– Сказки бывают народные и авторские.

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. В такой сказке очень яркие персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приемы народной сказки.

– В этой сказке автор использует устаревшую
лексику.

– В этой сказке, так же как и в народных сказках, присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число 3 является магическим: третий сын, на третий день.

– Главными героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках).

– Народные сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем фантастические. Задача жанра – показать, что добро побеждает зло. В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и животное). События в сказке – из реальной жизни, Задача жанра – высмеять недостатки героев. В сказках о животных главные герои – животные. События взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер.

– По типу сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке.

– Чтобы понять смысл сказки, нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

Коротко пересказывают сюжет. 

– Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить задания.

Работают в группах.

Выступление групп по алгоритму.

1. Место героя в произведении.

2. Характеристика героя.

3. Внешний облик.

4. Социальное и материальное положение героя.

5. Интересы героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя.

6. Мир чувств героя: отношения с окружающими людьми, внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

7. Какие черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой характеристике, через поступки героя/героев, с помощью предыстории и биографии героя.

8. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

IV. Анализ смысловых частей произведения

Проводит беседу по построению сюжетной линии произведения.

– Как построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из каждой
части?

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Какие перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком?

– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем, а прежний царь «сварился в молоке»

Пересказывают смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

 Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки. Присказка представлена в сказке восемью первыми строками.

– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизована, богата звукописью.

– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– Братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни.

– Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

V. Викторина по содержанию сказки

Задает вопросы викторины.

– Чем вам понравился конек-горбунок? Иван?

– Чем кобылица отблагодарила Ивана?

– По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

– Какого роста был конек-горбунок? Длина его ушей?

– Что за чудо-огонек увидели братья в поле?

– Как звали братьев Ивана? их отца?

– Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?

– За что была наказана рыба-кит?

– Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?

– Что было в трех котлах, в которых купались Иван и царь?

– Что произошло с царем и Иваном после
этого?

Отвечают на вопросы викторины.

– Кобылица родила ему двух златогривых коней и конька-горбунка.

– Никто кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю.

– 3 вершка (около 13 см), аршин (71 см).

– Перо Жар-птицы.

– Данила и Гаврила. Отца – Петр.

– Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.

– Рыба-кит наказана за то, что проглотила 3 десятка кораблей.

– Царь-девица была родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат».

– В котлах была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом.

– Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. 

Подготовить выразительное чтение одного из отрывков по выбору.

Выполнить задание в рабочей тетради (с. 25)

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Понравилась ли вам сказка?

– Чему учит эта сказка? Какова основная мысль сказки?

– Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?

– Какие герои сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?

– А нет ли сходства с другими литературными сказками?

– А. С. Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?

– Эта сказка действительно стала классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

– Эта волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Из русских народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя.

– Многое взял П. П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян.

– Эта сказка похожа на литературные сказки
А. С. Пушкина. Простой, звучный, легкий стих сказки «Конек-горбунок» похож на стихотворную форму сказок А. С. Пушкина

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной работе.

– Что вы узнали о П. П. Ершове?
Где он родился? Где учился?

– Какое произведение сделало его
известным писателем?

– В каком году впервые напечатана
сказка «Конек-горбунок»?

– Почему П. П. Ершова называют
«автором одного произведения»?

– Подумайте, можно ли сказку
«Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это сказка?

– Назовите героев этой сказки.
Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.

– Почему героев сказки я
разделила на две
группы?

Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

– П. П. Ершов написал одну
сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказоч-
ником.

– Это авторская, литературная
сказка.

– Герои сказки отрицательные и
положительные

Осуществлять актуализацию личного
жизненного опыта

II. Сообщение темы урока.Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует
ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– С каким произведением мы
знакомились на прошлом уроке?

– Каков жанр этого произведения?

– С какой целью была написана эта
сказка? Какова ее основная мысль?

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня мы продолжим работать с
произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки
и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим
сюжетную композицию сказки и определим основную мысль.
Что мы должны сегодня сделать на
уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на
вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют
задачи чтения и составляют план чтения.

– На прошлом уроке мы
познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок».

– Это сказка.

– Перед нами возникла проблема:
проанализировать сказку и определить основную мысль

Принимать и сохранять учебную
цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме

III. Беседа по теме урока

Проводит беседу по теме урока.

– Какие бывают сказки?

– Чем же отличается авторская
сказка от народной сказки?

– Какие приемы народной сказки
использованы в сказке?

– Какие виды народных сказок вам
знакомы?

– К какому виду отнесем сказку П.
П. Ершова «Конек-горбунок»?

– Нам сегодня нужно определить
основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе,
чтобы раскрыть смысл сказки?

– Что же происходит в сказке? О
чем она повествует?

– Конек-горбунок выступил как
яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– А каких героев сказки мы еще
знаем?

– Давайте выясним, каким
характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого каждой группе
предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте
рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение
доказывайте словами из текста

Отвечают
на вопросы учителя.

– Сказки бывают народные и
авторские.

– В авторской сказке чаще описываются
случаи из жизни. В такой сказке очень яркие персонажи: у каждого из них свой
характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои
замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает
представление о них.

– При построении автор
выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приемы
народной сказки.

– В этой сказке автор использует
устаревшую
лексику.

– В этой сказке, так же как и в
народных сказках, присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число
3 является магическим: третий сын, на третий день.

– Главными героями являются Иван
– простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник
(подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках).

– Народные сказки бывают волшебные,
бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и
несуществующие герои, события в нем фантастические. Задача жанра – показать,
что добро побеждает зло. В бытовых сказках главным героем выступают несколько
человек (иногда человек и животное). События в сказке – из реальной жизни,
Задача жанра – высмеять недостатки героев. В сказках о животных главные герои
– животные. События взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять
поведение героев, за которыми стоит человеческий характер.

– По типу сказка «Конек-горбунок»
– авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей
сказке приемы, применяемые в народной сказке.

– Чтобы понять смысл сказки, нам
необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

Коротко пересказывают сюжет.

– Конек-горбунок – верный друг,
без его помощи Иван не смог бы выполнить задания.

Работают в группах.

Выступление групп по алгоритму.

1. Место героя в произведении.

2. Характеристика героя.

3. Внешний облик.

4. Социальное и материальное
положение героя.

5. Интересы героя: занятия, цель
в жизни, уровень развития героя.

6. Мир чувств героя: отношения с
окружающими людьми, внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

7. Какие черты личности
выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой характеристике,
через поступки героя/героев, с помощью предыстории и биографии героя.

8. Зачем создан данный образ,
какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении

Осуществлять анализ произведения.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить
понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь
слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную
цель и задачу.
Дополнять,
уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

IV. Анализ смысловых частей произведения

Проводит
беседу по построению сюжетной линии произведения.

– Как
построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из каждой

части?

– Какую роль
играет присказка в сказке?

– Обратите
внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка
рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в
сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая
завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и
взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите
животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Какие
перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком?

– Развязка в этой
сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван
за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был
избран царем, а прежний царь «сварился в молоке»

Пересказывают
смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию,
завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

Сначала мы выделяем особую
часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за
лесами, за широкими морями…» – это начало присказки. Присказка представлена в
сказке восемью первыми строками.

– Присказка представляет
шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки,
привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизована, богата звукописью.

– Появление кобылицы послужило
завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда
кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– Братья украли коней и повели их
на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке. Ивана царь назначил
главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает
строить Ивану козни.

– Кульминация для Ивана наступает
в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу,
достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в
котлах с кипящей водой и молоком

Осуществлять анализ объектов с
опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Аргументировать свою позицию

V. Викторина по содержанию сказки

Задает вопросы викторины.

– Чем вам понравился
конек-горбунок? Иван?

– Чем кобылица отблагодарила
Ивана?

– По какой причине царь взял Ивана
на службу во дворец?

– Какого роста был
конек-горбунок? Длина его ушей?

– Что за чудо-огонек увидели
братья в поле?

– Как звали братьев Ивана? их
отца?

– Кто стал врагом Ивана во
дворце? По какой причине?

– За что была наказана рыба-кит?

– Кто из персонажей был
родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?

– Что было в трех котлах, в
которых купались Иван и царь?

– Что произошло с царем и Иваном
после
этого?

Отвечают на вопросы
викторины.

– Кобылица родила ему двух
златогривых коней и конька-горбунка.

– Никто кроме Ивана не мог
справиться с златогривыми конями, которых он продал царю.

– 3 вершка (около 13 см), аршин
(71 см).

– Перо Жар-птицы.

– Данила и Гаврила. Отца
– Петр.

– Царский спальник, из
зависти, так как Иван занял его место.

– Рыба-кит наказана за
то, что проглотила 3 десятка кораблей.

– Царь-девица была
родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат».

– В котлах была вода
студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом.

– Царь умер, а Иван стал красавцем
и женился на Царь-девице

Выразительно читать. Понимать на
слух ответы обучающихся. Слушать собеседника.
Формулировать свое мнение и позицию

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее
задание.

Подготовить
выразительное чтение одного из отрывков по выбору.

Выполнить задание в
рабочей тетради (с. 25)

Внимательно слушают, задают
уточняющие
вопросы

Принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов
выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока
обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Понравилась ли вам
сказка?

– Чему учит эта сказка? Какова
основная мысль сказки?

– Подумайте, похожа ли сказка
Ершова на русские народные сказки? Чем?

– Какие герои сказки
«Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?

– А нет ли сходства с другими
литературными сказками?

– А. С. Пушкин, прочитав в 1834
году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и
оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?

– Эта сказка действительно стала
классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете
вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы
начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки

Отвечают на вопросы. Определяют
свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– Сказка учит
нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

– Эта
волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные
ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все
трудности и получает заслуженную награду.

– Из русских народных сказок
пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван,
друг-помощник главного героя.

– Многое взял П. П. Ершов из
старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян.

– Эта сказка похожа на
литературные сказки
А. С. Пушкина. Простой, звучный, легкий стих сказки «Конек-горбунок» похож на
стихотворную форму сказок А. С. Пушкина

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Предварительная подготовка:

Объявление-приглашение на праздник

Ребята!

Вы, конечно, прочитали веселую сказку в стихах Петра Ершова «Конек-Горбунок» о смелом Иванушке, о глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке.

Если сказка вам понравилась (а она не могла не понравиться — ее любят все без исключения: и взрослые, и дети!), если вам интересно узнать о писателе-сибиряке Петре Ершове, авторе сказки,

ПРИХОДИТЕ К НАМ НА ПРАЗДНИК!

Вас ждут:

1. Увлекательный рассказ о жизни Петра Ершова.

2. Путешествие по сказке «Конек-Горбунок» с остановками на самых захватывающих страницах волшебной истории.

3. Игры, конкурсы, занимательные задачи.

4. Мультфильм по сказке «Конек-Горбунок».

5. Награждение победителей конкурсов.

Чтобы быть готовыми к празднику, предлагаем вам перечитать сказку «Конек-Горбунок» и сделать рисунки к ней, а также вспомнить любимые русские народные и литературные сказки.

Приглашаем на праздник всех желающих, а особенно ребят младших классов.

Конек-Горбунок

Оборудование:

1. Приглашение на праздник.

2. Мультфильм или диафильм «Конек-Горбунок».

3. Стенд «П. Ершов. «Конек-Горбунок»:

— в центре — Конек-Горбунок (кукла-аппликация из плотной бумаги);

— вокруг Конька:

1) открытки-иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» с названиями остановок:

  • первая остановка — «Иван караул держать идет»;

  • вторая остановка — «Тут лежит перо Жар-птицы»;

  • третья остановка — «Иван поехал на восток за Царь- девицей»;

  • четвертая остановка — «Иван избавляет от мучений рыбу-кит»;

  • пятая остановка — «Вот Иван к котлам поднялся»;

2) портрет писателя Петра Ершова.

4. Два рисунка, изображающие Ивана (с семью различиями).

5. Два рисунка-заготовки с изображением Царь-девицы.

6. Два самодельных мозаичных набора «Царь-рыба».

7. На чистых листах бумаги крупно написанные устаревшие и непонятные слова: «живот», «чернокнижник», «красный», «ендова» и др.

8. Два комплекта слов на карточках: «корыто», «пшено», «вино».

9. Зашифрованные имена двух братьев: Данило, Таврило.

10. Два листа чистой бумаги с вырезанными посередине круглыми дырочками.

11. Таблички с цифрами: «2», «3», «10», «15», «19», «30», «100», «1000».

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Методические рекомендации: можно начать праздник с показа мультфильма или диафильма «Конек-Горбунок».

II. Слово ведущего. Рассказ о Петре Ершове.

Ведущий. Однажды профессор литературы Петербургского университета П. А. Плетнев начал свою лекцию крайне необычно. Он вместо продолжения курса по истории словесности стал читать… сказку в стихах, в которой рассказывалось о необычайных похождениях крестьянского сына Ивана и его верного спутника — Конька-Горбунка. (Вы ее только что увидели и услышали.)

Закончив чтение, профессор предложил изумленным и очарованным слушателям отгадать, кто же автор этой дивной сказки. Мнения разделились. Одни студенты полагали, что ее написал Пушкин, другие называли Жуковского, третьи считали автором Крылова. С улыбкой выслушав различные мнения, Плетнев открыл наконец имя сказочника. Им оказался скромно сидевший тут же, в аудитории, 19-летний студент Петр Ершов…

А было это в незапамятные времена, когда не только вас еще на свете не было, но и ваших пап и мам… Да что там — и праба- бушки-прадедушки ваши даже еще и не народились!

Рассказываю дальше, а вы слушайте, не ленитесь.

Итак, было это давно, почти 200 лет назад… За горами, за долами, за дремучими лесами жил-был мальчик Петя. Не в сказке, а на самом деле. Горы, долы и дремучие леса тоже были не сказочные, а самые всамделешные, потому что родился Петя не в Москве, не в Петербурге, а в Сибири, в красивом старинном городе Тобольске, который стоит там, где крупная река Тобол впадает в очень большую и очень могучую реку Иртыш.

Он родился очень слабым, и родителям казалось, что ребенок появился на свет, только чтобы умереть. И тогда любящие родители решились испробовать народный способ лечения сына — «продать» его нищему, чтобы унес тот с собой его хворь. Это сделали так. К открытому окошку подошел нищий. Ему протянули ребенка:

— Купи!

— А сколько возьмете?

— Грош!

«Проданного» сразу же положили обратно в постельку, и — удивительное дело — он выздоровел. Ушла за медные деньги вместе с нищим из дома Ершовых болезнь, а сынок Петруша остался жить и здравствовать. Потом, взрослым, Ершов говорил о себе насмешливо: «Что ж, мне ведь цена грош».

Петя жил, рос и очень любил слушать сказки. Это дело понятное, потому что — кто же не любит. Но если вы внимательны, то заметили, что сказки он не читал, а именно слушал, потому что в ту пору книжек со сказками еще почти не было. Представляете себе? Вы-то, если соскучитесь по сказкам, возьмете книжку и прочитаете все, что захочется, а в ту пору, когда Петя был маленьким, такое было невозможно. Ну, то есть сказки-то были, но их передавали из уст в уста — пересказывали. Но никто их еще не записал, не превратил в книги. Просто в голову никому не приходило это сделать…

И тут, надо сказать, Пете очень повезло. Потому что 16 годами раньше Пети родился мальчик Саша, который тоже очень любил сказки, и была у него няня Арина Родионовна, которая сказок этих знала бессчетное количество… И вот к тому времени, когда Петя подрос и выучился читать, мальчик Саша уже стал поэтом А. С. Пушкиным. Он записал свои любимые русские сказки и напечатал книжку.

(В этот момент рассказа ведущий может спросить присутствующих, какие сказки написал А. С. Пушкин.)

Эта книжка Пете так понравилась, что он знал ее наизусть! Замечательные были сказки, жалко, что мало их было!.. И Петя думал, думал и решил тоже написать сказку. И написал: «Конек- Горбунок». И было Пете, Петру Ершову, когда он начал писать сказку, сколько, вы думаете, лет? Кто решил, что много, тот ошибся. Было ему в ту пору 17 лет. Чуток старше вас был Петя Ершов.

А через два года «Конек-Горбунок» был известен на всю Россию: книжку продавали в больших и малых городах в книжных лавках, а по селам разносили ее офени-книгоноши. О приключениях Ивана и Конька-Горбунка знали и важные ученые, и господа, и мастеровые, и крестьяне — и все эту новую книжку любили. Говорят, А. С. Пушкин, читая ее, хохотал от души и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Но были и другие мнения: ничему хорошему не может научить эта сказка, а только тому, что будь дураком, лентяем — и ты

будешь счастливым. Можно ли согласиться с таким мнением? Нет, конечно!

Может быть, нужно пройти дорогами Ивана, чтобы убедиться в том, что сказка, в которой он живет, умная, добрая и полезная? Готовы? Тогда вперед!

Сказка Конек-Горбунок

III. Остановка «Иван караул держать идет».

Ведущий. …Но в самом деле, «братья сеяли пшеницу», а Иванушка? Что делал он? Сказка отвечает: совершал подвиги. Перечислите подвиги, совершенные героем.

Дети перечисляют подвиги Ивана.

Вот пришла беда:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

И, видно, здорово «шевелил», раз

Мужички такой печали

Отродяся не видали.

Старший брат, тот самый, который «умный был детина», отправился в дозор, но —

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

И со средним то же самое: лишь только

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Только Иванушка спас пшеницу!

А потом он совершал подвиг за подвигом, потому что не глупый он вовсе, а веселый, добрый, бескорыстный, дурашливый, лукавый (как он рассказывал братьям небылицы о том, что с ним произошло!). И не ленивый вовсе: сам все, что надо, делает, а Конек только ему помогает, восполняет, так сказать, недостатки образования.

Иван и Конек-Горбунок — настоящие, верные друзья. Мать Конька говорит Ивану:

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет;

В голод хлебом угостит,

В жажду медом напоит.

Конек-Горбунок как бы вторит матери:

И скорее сам я сгину,

Чем тебя, Иван, покину.

Удивительное существо придумал для своей сказки Ершов:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Создавая его, Ершов часть описания взял от героя русских народных сказок — паршивого, шелудивого жеребенка с добрым сердцем и недюжинными способностями. Часть — из своих детских воспоминаний: когда-то на ярмарке Петя увидел впервые осла с длинными ушами и, особенно поразившее его, диковинное животное — верблюда с двумя горбами. Конек-Горбунок получился у Ершова похожим на коня-игрушку, потому что был очень маленьким.

Задания для внимательных читателей:

1. Определите размеры Конька-Горбунка (1 вершок = 4,4 см, а 1 аршин = 71 см).

2. Назовите сказочных животных, которые помогают главным героям в других сказках. Вспомните названия этих сказок. (Сивка-Бурка, серый волк, медведь, заяц, утка.)

3. Нарисуйте Конька-Горбунка с завязанными глазами.

4. Перечислите необыкновенные, волшебные качества, способности Конька-Горбунка. (Говорил, летал, колдовал, предсказывал.)

IV. Остановка «Туг лежит перо Жар-птицы».

Не послушал Иван Конька-Горбунка, подобрал перо Жар- птицы, и пришлось отправиться ему потом за самой Жар- птицей. Давайте поможем Иванушке быстрее справиться с этой задачей (сколько их у нас с вами еще впереди!) — ответьте на вопросы и выполните задания.

Задания.

1. Перечислите сказки, в которых встречается перо Жар- птицы. («Жар-птица и Василиса-царевна, «Иван-царевич и серый волк».)

2. Как, по вашему мнению, мог использовать царь Жар- птицу? Пофантазируйте. (Для красоты, мог продать, для освещения дворца, чтобы согреться.)

3. Составьте слова из отдельных букв на карточках и вы узнаете, какие вещи помогли Ивану поймать Жар-птицу. (Корыто, пшено, вино.)

4. Вся история с Жар-птицей и ее пером началась с того, что братья Ивана увидели огонек и послали дурака узнать, что это такое, втайне надеясь, что Иван погибнет. Как звали братьев Ивана? Подберите ключ и отгадайте имена. (Данило, Гаврило.)

V. Остановка «Иван поехал на восток за Царь-девицей».

Задания.

1. Отправился Иван на восток добывать царевну. Понравилась Царь-девица Ивану?

(Эта вовсе не красива:


И бледна-то и тонка.


Чай, в обхват-то три вершка,


А ножонка-то, ножонка!


Тьфу ты, словно у цыпленка!


Пусть полюбится кому,


Я и даром не возьму.)

2. Царь-девица была особой знатной и богатой.

Кто ее родственники и где они живут? (Мать — Месяц Месяцович. Братец — Солнце. Они живут на небе.)

3. Сколько Царь-девице лет? (15.)

4. Оденьте Царь-девицу. (Соревнуются два участника — кто быстрее и лучше раскрасит заранее заготовленные художником силуэты Царь-девицы.)

Примечание. Это не русская красавица, а восточная, поэтому у нее должны быть шаровары, закрытое платье с длинными рукавами и накидка на голову, на ногах туфли с загнутыми носами.

5. Что нарисовано — отгадайте.

(Заранее заготовлены две одинаковые иллюстрации к сказке. Соревнуются два участника. Они накладывают на иллюстрацию лист чистой бумаги с вырезанной дырочкой размером с 5-копеечную монету. Нужно водить бумагой по иллюстрации, пытаясь понять рисунок.)

6. Отгадайте: словесные портреты каких царевен и из каких сказок вы сейчас услышали?

1) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

На зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

(Царица. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

2) Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(Царевна. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

3) … Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Царевна-лебедь. Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане».)

4) За окном порхали снежинки; одна из них упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. И все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.

(Снежная королева. Андерсен X. К. «Снежная королева».)

VI. Остановка «Иван избавляет от мучений рыбу-кит».

Ведущий. Отгадайте загадку:

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус во рту

Растянулся на версту. (Кит.)

С этим героем мы встретимся на нашей следующей остановке. Сто лет лежит он поперек моря-океяна:

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит,

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

Во дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Образ рыбы-кита не случайно появился в сказке. Он опять, как в случае с образом Конька-Горбунка, связан с воспоминаниями детства. Один из знакомых семьи Ершовых, купец Нижегородцев, рассказал как-то, что, разъезжая по торговым делам по свету, очутился он на берегу Карского моря, за тысячу верст от дома, и своими собственными глазами видел огромного кита, выброшенного на сушу. Его бока были буквально изрыты — дело в том, что предприимчивые местные жители вырезали из туши кита мясо и сало. Рассказ о небывалой находке, диковинной рыбе, сохранился в памяти мальчика, а потом стал занимательнейшей частью сказки «Конек-Горбунок». Кстати сказать, образ рыбы-кита встречается и в русских сказках, но он не такой яркий, запоминающийся.

Задания для эрудитов.

1. Сложите рыбу-кит из картонных частей мозаики (вариант: выложите фигурку рыбы-кита из спичек).

(Заранее заготавливаются из картона два изображения кита, разрезаются на части. Мозаичные кусочки и нужно сложить двум участникам в целого сказочного кита — кто быстрее.)

2. В сказке много чисел — я буду называть число, вы попробуйте ответить, о чем или о ком идет речь:

  • 3 (3 сына; за 3 дня перстень Царь-девицы велел достать царь Ивану; 3 котла с водой — студеной, вареной и молоком);

  • 2 (2 корыта, чтобы поймать Жар-птицу; 2 коня — «да таких, каких поныне не бывало и в помине»);

  • 10 (10 лет кит лежит поперек моря-океяна);

  • 15 (столько лет Царь-девице);

  • 19 (в 19 лет Ершов сочинил сказку);

  • 30 (три десятка кораблей проглотил кит);

  • 100 (сто пудов весит сундучок с кольцом Царь-девицы);

  • 1000 (за тысячу рублев решили братья продать коней.)

Памятник Коньку-Горбунку

VII. Остановка «Вот Иван к котлам поднялся».

Ведущий. Настала пора Иванушке искупаться. А для вас готовы новые задания.

Задания.

1. Назовите сказки, в которых герои используют для омоложения, оживления и получения дополнительной силы различные средства. Какие именно? (Вода, яблоки, веник, ягоды, корешок, рубашка.)

2. Художником нарисованы два Ивана. Найдите в рисунках семь различий. (Детям предлагается рисунок Ивана с семью различиями.)

3. Перечислите героев сказки, каждый раз добавляя к названным ещё одного, например: Иван -» Иван, Жар-птица -» Иван, Жар-птица, Царь-девица и т. д. (задание выполняется «по цепочке»),

4. В сказке встречается много слов, которые ушли из нашей речи. Давайте с вами попробуем выяснить, что же могут обозначать эти забытые слова. Чтобы не ошибиться, внимательно слушайте контекст.

1) Старший брат пошел сторожить пшеницу:

И со страха наш мужик

Закопался под сенник.

(Сенник — сарай для сена, сеновал.)

2) Отец говорит Ивану:

Побегай в дозор, Ванюша.

Я куплю тебе лубков,

Дам гороху и бобов.

(Лубок — цветная картинка. Луб — кора дерева, обычно липы. Лубок — липовая доска, на которой вырезали картинку для печатания ее на бумаге, затем лубком стали называть и саму картинку, напечатанную на этой доске.)

3) В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

(Городничий — начальник города.)

4) Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый.

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит.

(Глашатай — всенародный вестник, оглашатель.)

5) Царь говорит Ивану:

Делать нечего, придется

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться.

(Красное — значит красивое.)

6) Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

Постучали ендовой

И отправились домой.

(Ендова — сосуд для вина. Постучали ендовой — выпили.)

7) Так, неделей через пять

Спальник начал примечать,

Что Иван коней не холит.

(Спальник — придворный при царе для личных услуг.)

8) Вот и полночь наступила.

У него [царского спальника] в груди заныло:

Он ни жив ни мертв лежит,

Сам молитвы все творит.

Ждет суседки…

(Суседка — сибирское название домового.)

9) Спальник думает:

Донесу я в думе царской,

Что конюший государской –

Басурманин, ворожей,

Чернокнижник и злодей.

(Чернокнижник — колдун.)

10) За Царь-девицей

Едут целую седьмицу.

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

Сколько же едут за Царь-девицей? (Неделю. Седъмица — неделя, а также седьмой день недели — воскресенье. На первую седьмицу братья едут в столицу на ярмарку продавать чудо- коней:


Ну, Гаврило, в ту седьмицу


Отведем-ка их в столицу.)

11) А конек ему вещает:

Ну, раскидывай шатер,

На ширинку ставь прибор

Из заморского варенья

И сластей для прохлажденья.

(Ширинка — широкое, на всю ширину ткани, полотенце.)

12) Тут крестьяне и миряне,

Православны христиане,

Закричали: «Быть бедам!» —

И пустились по домам.

Все телег и собирали;

В них, не мешкая, поклали

Все, что было живота,

И оставили кита.

(Живот — имущество, нажитое добро.)

Ведущий. Молодцы, юные эрудиты! Со всеми заданиями вы справились. Незаметно добрались мы до финала сказки и узнали (или вспомнили) историю Ивана. А как же сложилась жизнь его создателя, Петра Павловича Ершова?

Что было с Петей потом? Он поехал в Петербург, окончил университет и вернулся в родной Тобольск, стал учителем Петром Павловичем. Писал пьесы, рассказы. Честно говоря, все, что он написал, став взрослым, давно позабыто. Так бывает: напишет писатель одну замечательную книжку, и все — больше уже так не получается. Грустно, конечно. Да что поделаешь.

Зато учителем Петр Павлович Ершов был хорошим. Учил самого Дмитрия Ивановича Менделеева, будущего знаменитого ученого-химика. Стал директором гимназии. Говорят, строг был, гимназисты его побаивались. Но ведь с ними, с гимназистами, как без строгости-то? Некоторые из гимназистов меж собой сомневались, поговаривали, что не может быть, чтоб такой сердитый и грозный директор и такую смешную сказку написал…

VIII. Подведение итогов конкурсов, выявление и награждение победителей.

Рецензии и отзывы к фильму

4

Рецензия редакции

18 февраля 2021

5

О чем все это

Экранизация знаменитой сказки Ершова — не то чтобы предельно точная, но довольно близкая к тексту. Крестьянский сын Иван, получивший пост царского конюха, монарх-самодур, жар-птица, чудо-юдо рыба-кит, Царь-девица и ее перстень — все ключевые составляющие на месте. Правда, от четырехстопного хорея, которым написан литературный первоисточник, авторы экранизации избавились.

Зачем смотреть

Новая киноверсия «Конька-горбунка», конечно, не переплюнет голливудские детские блокбастеры, но все же она вышла вполне добротной. Кит, скажем, получился гораздо более любопытным, чем его сородич из фильма-конкурента «Последний богатырь 2». Кроме того, нельзя не отметить, что сама история, сочиненная почти два века назад, не растеряла актуальности. Иван (Антон Шагин) предстает на экране простолюдином, для которого царь (Михаил Ефремов) — эдакое светило; о выгоде главы государства герой печется больше, чем о собственной. Царь, между тем, отвечает ровно тем же, то есть заботится о себе, при любой возможности подставляя Ваню. Роль из «Горбунка» вряд ли когда-нибудь назовут лучшей работой Ефремова, но актер отлично вписался в образ одновременно жалкого и отвратительного правителя.

Почему можно не смотреть

Пожалуй, главный минус новой экранизации — ее стилистическая невыдержанность. Костюмы — что русские, что отсылающие к европейским традициям — выглядят как пародии. В отдельные моменты начинает казаться, что перед нами — населенная фриками Москва будущего из какого-нибудь «Вратаря галактики». В фильме даже нашлось место для полностью выбивающегося из общей эстетики музыкального анимированного клипа; к счастью, создатели картины использовали этот трюк всего один раз.

ВсеТолько положительныеТолько отрицательные

Рецензии пользователей

Александр Россия

12 июля 2021

10

Александр Россия поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Конек-Горбунок»

Это надо видеть в кино!!!
Моя дочь попросила поставить 100 тысяч таких знаков (большой палец вверх).
Но я напишу подробнее.
Посмотрел только что Конька-Горбунка. Это обязательно стоит увидеть в кино. Музыка Ивана Бурляева, очень много цитат из классики (порой не к месту из попсы), нарисовано так красиво, что просто пиршество для глаз. К фильму можно выдвинуть много претензий (как и к любому), но в целом очень сделано с отношением, старались люди. Очень качественно сделано. Многие места можно было сделать иначе, в т.ч. сценарий, но если ТАКОЕ кино не будет окупаться, то тогда вообще не будут стараться уже. Сейчас в своем городке в единственном кинотеатре я с дочкой были единственными, кто был на первом показе. Еще постараюсь сходить как минимум раз. Титры в конце до конца досмотрите, если вдруг пойдете, красиво исполняет оркестр.
Что ОСОБЕННО для меня приятно — хоть это мало кого волнует, — есть смысл ИМЕННО на большом экране смотреть. Так снято! Дело в том, что многие режиссеры показывают в кино потому, чтоб окупилось. А снято в расчёте на ТВ показ. Отсюда крупные планы — сверхкрупные, чтобы домохозяйка с другого конца кухни могла б разглядеть. А здесь именно на кино расчёт. Многие кадры — там смотришь на Ивана, на его лицо, и понимаешь, что если такое смотреть дома — ты никогда не разглядишь ни эмоций, ни мимики.
В фильме много недочетов, прежде всего драматургических, отсюда некоторое провисание (что именно и как стоило бы подправить, чтобы было «как надо» — это уже творческая задача, потом мне самому интересно мысленно обдумать это), но даже в таком виде как-то это интересно смотрится. Не знаю, может, я отвык и давно не был в кино. Но я ожидал раза в 3 хуже качеством картинку. Если бы еще драматургия помогла бы вовлечься (а не просто на харизме актеров очень талантливых) — было бы отлично.
Музыкально очень интересно. Можно спорить, где-то не согласиться с подбором, но видно — делал человек с консерваторским слухом (И. Бурляев) — очень классно, я даже услышал мотив один из мультфильма советского о Коньке-Горбунке. Всё творчески переосмыслено, обработано, тонко и изящно. опять же, можно спорить и не соглашаться, и не увидеть русскость в музыке (которой там нет, пожалуй), но зато есть что-то, во что люди вкладывались, старались, это чувствуется в каждом кадре.
То, что по ролику кажется кондовым (деревянный голос Деревянко, «старый» Иван) — всё как-то вообще не вызывает вопросов, отлично, Иван идеален, и даже жена Бондарчука (в КОНТЕКСТЕ ЭТОЙ истории, как ее преподнесли) почти хорошо воспринимается.
так что, ЕСЛИ ВДРУГ захочется сходить в кино — то сюда можно спокойно идти.
Давайте сделаем так, чтобы не голимый мусор снимали (вроде «Последнего богатыря» с издевательствами по отношению к первоисточнику), а ХОРОШЕЕ, ДОБРОЕ. Чтобы киноделы видели, что ОКУПАЕТСЯ и ТАКОЙ ТРУД, а не только «ржака под пивас и чипсы». Давайте сделаем, чтобы ЭТОТ фильм — Конек-Горбунок — собрал 1 млрд и на него равнялись другие.
Аниматоры, рисовавшие фоны — гениально одаренные люди. Мы проснулись в другой стране. Осталось драматургическую часть навострить.

Понравилась рецензия?   0+

Марина ***

1 марта 2021

7

Марина *** поставила оценку 7 и написала отзыв к фильму «Конек-Горбунок»

Из плюсов: Фильм яркий, красочный, Паулина Андреева очень хороша, Михаил Ефремов — на своем месте. Из минусов: Некоторые моменты, особенно в начале фильма затянуты (не буду спойлерить), Ивана хотелось бы помоложе, да и посимпатичнее — ведь сама Царь-Девица влюбилась! Общее впечатление — лубок, да и сказки, в полном смысле слова, не получилось — дети местами скучали…

Понравилась рецензия?   +1+

Сергей Наумов

23 февраля 2021

1

Сергей Наумов поставил оценку 1 и написал отзыв к фильму «Конек-Горбунок»

Ужас как плохо. Ушли с половины фильма. Хорошие в фильме только спецэффекты. Не ходите, зря потратите время и деньги. А режиссеру советую перечитать сказку Ершова раз пять. Чтобы поняли как хреново снят ваш фильм. Актеры играют, чувствуется, только за деньги. Ни души, ни мастерства. Жаль мне наш кинематограф, если такие плохие фильмы снимают.

Понравилась рецензия?   0+

  • Что значит быть успешным сочинение рассуждение
  • Что значит быть взрослым 10 предложений рассуждение сочинение
  • Что за прелесть эти сказки прокофьев сказочка римский корсаков сказка о царе салтане три чуда
  • Что за прелесть эти сказки знаки препинания
  • Что за прелесть эти сказки пушкин цитата