Что является следствием воспитания митрофана в рассказе недоросль

Митрофан и простакова влияние на митрофана отца и дяди обучение митрофана почему митрофан является центральным персонажем? денис фонвизин написал комедию

Митрофан и Простакова
Влияние на Митрофана отца и дяди
Обучение Митрофана
Почему Митрофан является центральным персонажем?
Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались «недорослями» – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль. Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт.
Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта». Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.
Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены.
Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.
Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.
Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.
Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.
Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»»
«Недоросль» характеристика Митрована в комедии Фонвизина – сочинение по теме | источник

Митрофан и Простакова
Влияние на Митрофана отца и дяди
Обучение Митрофана
Почему Митрофан является центральным персонажем?
Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались «недорослями» – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль. Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт.
Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта». Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.
Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены.
Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.
Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.
Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.
Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.
Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»»
«Недоросль» характеристика Митрована в комедии Фонвизина – сочинение по теме | источник

Конспект урока: «Проблема воспитания  в комедии Д.И.Фонвизина
«Недоросль».

Основной конфликт и проблематика».

Учитель: Нестеренко Татьяна Михайловна, учитель русского языка
и литературы.

Предмет: Литература.

Класс: 8

Тип урока: освоение новых знаний.

Цели урока:

·  Обучающая — знакомство с жанром комедии;
выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с
эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от
них.

·  Развивающая — создание условий для формирования
умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою
точку зрения, решать проблемную ситуацию.

·  Воспитательная — воспитание стремления быть
по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть
и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Основной метод: проблемный метод с аналитической беседой.

Формы:
коллективная , индивидуальная, групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”.

Оформление доски: запись темы урока, портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

Эпиграф: 
Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,

а гроза духа, оскорбленного
позором общества». 
В. Г. Белинский. 
 

1.Организационный
момент. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

   «Я рада, мои любезные друзья, видеть
вас сегодня. Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе
образование.     Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего
ума и плоды  благородного воспитания».    

— Возможно, так поприветствовал бы вас,
молодое поколение,  писатель   Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин –
удивительный  писатель 
XVIII века.
Ещё А.С.Пушкин  назвал его «сатиры смелым властелином».

2. Проверка домашнего задания

1) Краткие
сведения о Д.И.Фонвизине
(выступление учащегося, задание заранее выдано)

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился
в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете,
учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на
философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся
переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые
попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия,
произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил
живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность,
юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны,
то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою».

В 1762 году Фонвизин переехал в
Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769
г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за
работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины
Второй.

Первое оригинальное
произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия,
которая пользовалась шумным успехом.

   Комедия «Недоросль» была завершена в
1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием
кошельков».

2) Выступление учащегося (задание заранее выдано)-записи в
тетрадях.

Сатира — обличающая, бичующая ирония.

Драма — род литературных произведений,
построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения
на сцене, произведения подобного рода, серьёзного, но не героического
содержания (в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы (обычно
в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой
и т. д.

Комедия — это жанр драмы, в котором высмеиваются
человеческие пороки.

Недоросль — молодые людикоторые не
получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до
службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

Слово учителя:

По сюжету и по названию
«Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина,
вырастив его «недорослем». Проблема воспитания — центральная в произведениях
эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы:
речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан — тот самый
недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет,
откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. 

3. Этап постановки проблемного вопроса.  Актуализация. Работа
над проблематикой пьесы. 

— Посмотрите небольшой видеофрагмент (отрывок из комедии «Недоросль»)

—  Зачем я показала видеофрагмент? Вам знакомы такие герои?  Нет ли
среди нас потомков Митрофана и его матери?

—  Произведение
«Недоросль» Фонвизина было написано  в 18  столетии. С момента первого
представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия
Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

—  В чем секрет неувядаемости комедии?

Проблемный вопрос:  

— Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину   доверить будущее России?
(на этот вопрос, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели
урока.
   

Обратимся
к теме нашего урока.  Какие ключевые слова есть в названии нашего
урока? (воспитание, гражданин)

— Подберите слова, которые связаны с этими понятиями.

 «Воспитание»: ребенок, родители, семья, учителя, взросление,
формирование человека, развитие…

«Гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

Как вы понимаете слово  воспитание

   Воспитание — планомерное воздействие на умственное
и физическое развитие детей, формирование их морального облика
привитием им необходимых правил поведения.

— 
Какая проблема
затронута
в комедии « Недоросль»?
(Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)

 —  Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы
хотели бы сегодня  получить ответы?

Каковы  цели нашего занятия?

—  Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

—  Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал
настоящим гражданином.  

 — Кто является настоящим гражданином?

4. Основной этап урока. Усвоение новых знаний

  1)  Начнем нашу работу, как говорит один из героев
комедии, «с задов», то есть с повторения.

XVIII в. имел для России особое
значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были
достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие
Россию  вровень с европейскими государствами:

1) в 1721
г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755
г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757
г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного
человека – монарха, монарха сильного и  просвещенного, как Петр Великий и
Екатерина Вторая. В это время в  искусстве, и в том числе литературе, возникло
новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Понятие «классицизм» в переводе с
латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в
искусстве Древней Греции и Рима.

Искусство классицизма проповедовало идеи
гражданственности, идеи просвещения.

Принципы классицизма:

1.     
Основа всего – разум.
Прекрасно лишь то, что разумно.

2.     
Главная задача –
укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

3.     
Высшее достоинство
человека – исполнение долга, служение государству.

4.     
Наследование античности
как образцу.

 Комедия «Недоросль»
является классицистической комедией:

герои делятся на положительных и
отрицательных;

– герои наделены
«говорящими» фамилиями;

– положительные герои
являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Комедия «Недоросль» — блистательное сатирическое произведение
для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие
пороки.

 — Еще раз обратимся к понятиям сатира, комедия.

Что же  такое сатира? Комедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид
комического; резкое осуждение и  осмеяние человеческих пороков или
несовершенства человеческой жизни.

Комедия — это жанр драмы, в котором
высмеиваются человеческие пороки.

— Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад
и  вспомним героев комедии и увидим пороки отрицательных
персонажей.

2) Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

—   Почему комедия так названа? «Недоросль»?
Понравилась ли она?

—   Почему Митрофана называют недорослем?

 Недорослями тогда называли всех дворянских
подростков до 15-16 лет.

Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до
20 лет,
чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в
домашних условиях для поступления на службу.

—  Какие
качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на
этот вопрос.

— Каким вы представляете Митрофана?

(Митрофан – характер комический.  Полное
незнание основ грамматики, истории, географии, но развиты смышленость и
сообразительность).

— Как героя воспитывала мать?

Какое
воздействие оказывала на Митрофана мать
?

3) Групповая работа (решение проблемы)

Задание на карточке.

1 группа.

—  Давайте посмотрим, в какой
семье
воспитывается Митрофан.

—  Обращаясь к тексту, покажите на
примерах,  как  Простакова ведет себя со своими  близкими: с мужем, братом,  с
учителями Митрофанушки, со слугами.

—  Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот,
воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне:  бестия, остолбенела, а ты
не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…

Ты еще, старая ведьма, разревелась…

Еремееевна о себе:    Сорок лет служу, а
милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день  ( д. 3,яв.
6 );

Мужу :  Я холопам потакать не намерена.
Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

   Все сама управляюсь, батюшка: то
дерусь, то бранюсь; на том дом и держится.     (  д.2, яв.5)

.К брату:   … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до
рожи, до рожи…( д.З, яв.З  — дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай
додраться! (Милон их разнял). …Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до
смерти!  (д.5, яв.2)

К учителям (  д.3  явл. 7 урок Митрофана )

Вывод:    Простакова — полновластная
хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее
согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со
слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

 Муж у нее под каблуком,  она им помыкает.
Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится
неуважительно,  кормит плохо.

2 группа. 

—  Но как эта «презлая
фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте
комедии ответы.    Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая,
безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает
учителей, Еремеевну.   («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить
Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

(  То, как она им любуется… 
«Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно
ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 

—   В чем она видит благо, счастье
для своего сына? Каков её идеал?

 (Её идеал – батюшка, который
«не умел грамоте, а умел достаточек нажить и —  сохранить», для этого хочет
женить на Софье Митрофана.

—    Как Простакова относится к образованию?
Для чего она нанимает учителей?

“Без наук люди живут и жили”- говорит
помещица.
Она
присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что
Митрофанушка вперед шагать не любит…”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она
советует сыну: “…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не
делись. Все себе возьми, Митрофанушка.( д.З, яв.7)

Простакова о географии: “…Да
извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4,
яв.8)

—   Почему же Митрофан ничему
не научился
?  На кого похож?

Выводы: Простакова   —  невежественная,
необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к
людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она  уродует его характер, воспитывает в
нем наглость, лень, подлость и  жестокость. И он действительно становится
похожим на мать.

Сама она невежественная, безграмотная
женщина.  Простакова  вынуждена пригласить к сыну учителей,  хотя не считает
образование необходимостью,  и смотрит на обучение,  как на тяжелую повинность.

3 группа.

Герои — антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания
Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

          
Глупому сыну
не в помощь богатство.

          
Имей сердце,
имей душу, и будешь человек во всякое время.

          
Невежда без
души – зверь.

          
Золотой болван
– всё болван.

          
Наличные
деньги — не наличные достоинства.

—    Кто Милон по роду занятий? Какой
он офицер
? Что мы узнаем о нем?

—   Какие качества он ценит в
человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества      (
дейст.4 явл.  6 ).     

 Вывод:  Милон любит Родину, он честен,
справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер.
Он образец настоящего гражданина  Отечества.

4. Подведение итогов.  Рефлексия.

Фонвизин обращается к вам,
молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование,
верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

— На какие вопросы вы получили
ответы на нашем занятии? 

— Кого можно назвать настоящим
гражданином своего Отечества?

— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я
задумался…»

 —
Вернемся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока, можно ли Митрофану
доверить будущее России? Почему?

Выводы: Митрофан,
воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не
уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну,
следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может
быть истинным гражданином.

5. Домашнее
задание

     Напишите  мини-сочинение 
«Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт:
комедия «Недоросль» Фонвизина).

Используем
фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному
примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», «
трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»   

 Выставление оценок

На чтение 14 мин. Просмотров 27 Опубликовано

Невзирая на то, что Д. И. Фонвизин написал комедию “Недоросль” еще в ХVIII веке, она до сих пор не сходит со сцен многих ведущих театров. А все потому, что многие человеческие пороки встречаются и поныне, а важные проблемы, присущие эпохе крепостничества раскрыты с помощью нетрадиционных для того времени литературных приемов.

Действие комедии разворачивается на фоне двух конфликтов.

Один из них – социально-политический играет в произведении ведущую роль. Другой – любовный.

Его роль второстепенна, но это противостояние является гармоничным дополнением первого основного конфликта.

В основе социально-политического конфликта на первый план выступают проблемы крепостного строя, в котором основную роль играют вопросы нравственного характера и проблемы образования.

Произведение написано в стиле классицизма. Поэтому в нем, как и в любом другом подобном творении существуют два противоположных типа героев. К положительным героям этого произведения относятся представители прогрессивного дворянства – Правдин, Стародум, Милон, Софья.

Невежество, нежелание учиться, отсутствие хороших манер и узколобая ограниченность – это качества, присущие тем, кто владеет крестьянами. Двойная мораль Простаковых вызывает презрение. По отношению к своим крепостным Простакова ведет себя бесцеремонно и грубо, а перед разбогатевшим Стародумом она буквально пресмыкается, стараясь угодить и войти в доверие. Самым основным противоречием комедии является то, что эти безнравственные необразованные господа имеют право тиранить тех, над кем имеют неограниченную власть.

Даже их фамилии говорят сами за себя. Скотинин – его интересуют одни лишь свиньи. Он и на Софье спешит жениться только ради свиней.

В любовном конфликте участвуют Софья, Митрофанушка, Скотинин и Милон. Этот конфликт усиливает значение социального противоречия комедии. Он в очередной раз подчеркивает безнравственность и невежество крепостников. Даже в создании семьи эти люди не руководствуются высокими чувствами.

Скотинин желает обзавестись свиньями, а Митрофанушка сам ничего не решает. Это великовозрастное дитя действует исключительно по указке и желанию маменьки.

Сочетая комичные ситуации с трогательными эпизодами, Фонвизину удалось придать произведению политическую окраску и остроту, высказать новые идеи и выставить крепостной строй в неприглядном свете.

Каковы особенности конфликта по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)« Сочинение на тему: “Ярослав Смеляков – поэт первой пятилетки”А. С. Пушкин как историк (по повести “Капитанская дочка”) »

Главный конфликт комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сатиры смелый властелин…

А. С. Пушкин

Пушкин называл «Недоросль» «комедией народной», Белинский — «гениальным созданием», Гоголь — «первой общественной комедией» в мире. Все они правы.

Главная тема «Недоросля» обозначена уже в первом действии. Помещица Про­стакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил», — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Крепостной Тришка, вызванный на расправу, вразу­мительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нра­вится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Тришка, порт­ной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.

Так начинается «Недоросль». Главный конфликт всей жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становятся темой комедии. А драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотиниными.

Читайте также:  Спор о правде и лжи в пьесе На дне Горького сочинение

Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи — бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех «злонравных невежд», которые, имея полную власть над своими людьми, «употребляют ее во зло».

Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.

Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семей­ные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспита­ли в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опас­ности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью. Материал с сайта //iEssay.ru

Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на кото­рые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку — так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, пе­ребивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучива­ет часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник — Скоти­нин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «сопер­ников» — Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель — еще раз под­черкнуть скотство представителей «благородного сословия».

В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевско­му «Ревизору», где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.

Как видим, все началось с Фонвизина. «Недоросль» — многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У же­стоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладыва­ют опеку. Разрешен главный конфликт — кончилась комедия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • любовный конфликт в комедии недоросель
  • недоросль любовный конфликт
  • фонвизин недоросль цитата о географии
  • комедия недоросль конфликт
  • недоросль фонвизин

Сведения о писателе

Если изучить особенности воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль», можно понять, в какую эпоху жил автор. Денис Иванович родился в апреле 1745 года в Москве. Период его жизни приходится на екатерининскую эпоху. Отец писателя был уважаемым гражданином. Сын им очень гордился и несколько позже воплотил его образ на страницах своей комедии в роли Стародума.

Автор утверждал, что именно этот герой является его любимым, поскольку придерживается принципов и верит в идеалы. После окончания школы Денис Иванович поступил в гимназию при Московском университете, учился хорошо, позже перевелся на философский факультет.

В 1760 году Фонвизин стал одним из лучших учеников гимназии и отправился в Петербург. Именно здесь он знакомится с Ломоносовым. Несколько позже Денис Иванович начинает заниматься переводами.

Одновременно этим Фонвизин стал создавать свои оригинальные произведения. Они были резковаты, но заслуживали внимание читателей и литературных критиков. Проблематика человеческих отношений в них была настолько актуальна, что почти каждый мог увидеть в произведении себя или свою семью.

Специалисты утверждают, что в этот период была создана знаменитая комедия автора, которая стала первоначальным вариантом пьесы, изданной несколько позже. Любимым автором Фонвизина был Руссо. Помимо этого, он увлекался творчеством Вольтера, был под впечатлением французской просветительской идеи. В 1777 году Денис Иванович уезжает во Францию, находится там на протяжении 18 месяцев.

Читайте также:  Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: описание, герои, анализ произведения

Умение Фовизина грамотно и быстро переводить произведения с разных языков помогло ему устроиться на хорошую должность. Долгое время он был секретарем главы русской дипломатии. Тяжелая болезнь (паралич) довольно рано забрала талантливого человека. Он умер в возрасте 47 лет, но до конца жизни занимался литературной деятельностью.

Скрытые мотивы

Второй и наиболее актуальной проблемой, разворачивающейся на страницах комедии, считается дурной пример, который Простаковы подают собственному сыну. Когда мать юноши узнает, что Софья получила письмо от своего дяди Стародума, она пытается уличить девушку в измене или плохом поведении, но не может подтвердить свои предположения, ведь не умеет читать.

Позже женщина узнает, что в письме сказано о наследстве, которое дядя завещает своей любимой и единственной племяннице. Тогда Простакова старается побыстрее устроить свадьбу Митрофана с Софьей, чтобы заполучить деньги Стародума. Подобная корысть отрицательно отражается на воспитании нравственных идеалов юноши:

  • он не понимает, что для получения чего-либо в жизни нужно усердно трудиться, добиваться поставленной цели;
  • Митрофан уверен, что рядом всегда будет человек, который решит все проблемы;
  • парень считает, что получит желаемое в любом случае, при этом не имеет значения, каким способом это делать.

Итог подобного воспитания — невежественный, разбалованный, ленивый, тщеславный юноша, который решает жениться только ради забавы, не испытывая истинных чувств к избраннице. Бедный Митрофанушка уверен, что неблагочестивые поступки не отражаются на личности, а любое средство хорошо для получения желаемого. При этом он возлагает груз ответственности на плечи матери, не заботясь о ее душе.

Несмотря на всю любовь, которую отдавала Простакова сыну, он не оценил ее по достоинству. В последнем действии комедии он отмахивается от матери, высказывает претензию, что она слишком навязывается. Именно тогда женщина понимает, что осталась без власти не только над крепостными, но и над собственным ребенком.

История создания комедии

Пьеса Дениса Ивановича стала популярной после его смерти и была включена в школьную программу. Однако ученики средних и старших классов не могут сразу понять проблему воспитания в «Недоросле». Аргументы к сочинению можно подобрать с легкостью, если изучить историю создания комедии, ее тему и основной сюжет.

В XVIII веке под термином «недоросль» понимали дворянина, который не получил должного образования и воспитания, а также не имел соответствующего документа, подтверждающего учебу. Таких людей не брали на службу и важные должности, им не разрешали жениться. Они были оторваны от мира образованных дворян.

Идея создания комедии, где действующими лицами стали бы люди из разных слоев населения, зародилась у Фонвизина во время пребывания во Франции. В этот период автор изучал:

  • философию;
  • юриспруденцию;
  • социальную жизнь страны.

Возвратившись на родину, он начал работу над произведением. Это заняло около 3 лет, а в 1782 году комедия была опубликована. Основной задачей автора было показать читателю, как устаревшие понятия препятствуют воспитанию целостной личности.

Подобные откровения, пусть и завуалированные, стали причиной гнева Екатерины II, которая запретила постановку пьесы на сцене. Фонвизин же предпринял попытку достучаться до людей с помощью журнала, в котором хотел излагать свои мысли. Однако императрица запретила его выпуск. Этот факт только подтверждает мысль о том, что правители не желают воспитывать истинных граждан, которые смогут отвечать за свои действия и наставлять других на верный путь.

Первый конфликт

О воспитании Митрофана в комедии «Недоросль» можно судить уже после прочтения первого действия пьесы. В нем описывается недовольство матери юноши, которое та выражает по поводу работы Тришки. Парень является крепостным и по совместительству занимает должность портного, хотя не получил должного образования. Простакова ругает Тришку за плохо сшитый кафтан, который необходим ее сыну.

Поводом для получения новой вещи стала предстоящая женитьба на Софье, которая была дальней родственницей Простаковых, осталась сиротой и проживала временно в их имении. Однажды во время урока Митрофан сказал матери, что не желает учиться, а хочет жениться на Софье. Мать сразу соглашается с сыном, поскольку девушке в наследство досталось много земель и скота.

Она старается уговорить Митрофана нормально учиться, чтобы доказать будущей супруге свою образованность. Кутейкин и Цыфиркин начинают занятия с юношей, но после трех лет уроков он не в состоянии прочесть даже одну строчку. Это не расстраивает Митрофана и его мать. Последняя говорит, что сын должен отказаться от занятий, если ему они тяжело даются.

Читайте также:  «Скифы» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, главный герой, жанр, история создания

Еще одним учителем Митрофана становится Вральман, который должен научить его французскому языку и другим наукам. Никто не догадывается, что учитель является бывшим кучером и не в состоянии передать парню необходимые знания. Здесь Фонвизин дает читателю понять, что Простакова — невежественная и просто глупая женщина, поскольку не способна отличить хорошего педагога от обманщика.

На первых страницах читатель видит нравственное разложение взрослой женщины. Она не может дать своему сыну верные наставления, поскольку сама безграмотна и плохо воспитана. Ее хамство в обращении со слугами раскрывает сущность характера, его влияние на воспитание сына. Проблемный ребенок нуждается в крепкой руке, но отец его слабовольный человек, а мать слишком поглощена собственной любовью к сыну-переростку.

Отношение Простакова к собственной семье становится еще одной проблемой. Он во всем соглашается с супругой, не имеет собственного мнения и не принимает участия в воспитании сына. Митрофан отца не уважает, не прислушивается, иногда повышает голос, но Простаков не предпринимает попыток исправить ситуацию. Его рассуждения напоминают речи крепостного, несмотря на принадлежность к дворянскому роду.

Какая основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль»?

</span>1

Конечно на самой поверхности лежит проблема воспитания подрастающего поколения, которую Фонвизин столь живо поднимает в своей комедии “Недоросль”. Но не только Митрофанушка вызывает гнев писателя-обличителя, в конце концов он еще ребенок, дитя, воспитанное прогнившей системой. Гораздо больше Фонвизина возмущает то падение нравов в высшем обществе, которое наступило после окончания эпохи Петра.

Его главный рупор – Стародум произносит гневные речи в которых осуждает и ложный патриотизм, и погоню за чинами, и завистников, и тех, кто стремится приблизится к власти для того, чтобы иметь от этого пользу для себя, а не приносить ее государству.

Упадок нравов, вот главная проблема, которую раскрывает Фонвизин в своем произведении.

</span>3Всего 10 ответов.

Другие интересные вопросы и ответы

В чем комизм сцены примерки кафтана в рассказе “Недоросль”? Какие реплики персонажей вызывают наш смех? Срочно!! !

3

Когда я прочитал эту книжку “Недоросль”, то сразу увидел Митрофанушку. Маленький такой он был, неказистенький, плюгавенький, но боольшаааая сволочь! И чего только он не вытворял, паразит такой, каждый день над кем-нибудь издевался: то над бедной Лизой, то над Эрастом, а то и над Муму. Вернее не над Муму, а над его собачёшкой. И довёл таки, гад, что Муму не выдержал и пошёл топить сцобачку, хотя и жалко было. Все деревенские робятёшки не любили этого Митрофана и смеялись над ним, и дразнили:” Митрофан, митро

</span>5Всего 1 ответ.

какие герои конфликтуют? В рассказе недоросль.

51Всего 2 ответа.

Кто принимает участие в конфликте недоросль?

6

В любовном конфликте: Софья, Милон, Скотинин, Митрофанушка.

Социальный конфликт: Простаковы, Скотинин, Стародум, Софья.

</span>7Всего 1 ответ.Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/kakovy-osobennosti-konflikta-po-komedii-nedorosl-fonvizin-d-i/
  • https://irenit-perm.ru/literatura/osnovnoj-konflikt-komedii-nedorosl.html
  • https://ask-homework.ru/literatura/kakie-geroi-konfliktuyut-v-rasskaze-nedorosl/

  • Что является главной отличительной особенностью волшебных сказок
  • Что является кульминацией рассказа господин из сан франциско
  • Что я принимаю в базарове и с чем я спорю отцы и дети сочинение
  • Что явилось началом любви маши в рассказе дубровский
  • Что является основным предметом изображения в рассказе чистый понедельник