Что я знаю об имени существительном сочинение

Автор: самый зелный 17.06.2021 в свом известном романе в стихах евгений онегин александр сергеевич пушкин показал жизнь российского общества

Автор:
Самый Зелёный
·

В своём известном романе в стихах «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин показал жизнь российского общества в начале девятнадцатого столетия. В произведении автором были затронуты очень важные и актуальные темы того времени. Даже современный читатель, листая страницы романа, открывает для себя что-то новое и интересное, а также переживает вместе с героями их чувства. Чтобы приблизить нас к героям книги, писатель продемонстрировал, какой нелёгкий путь предстояло пройти главным героям — Евгению и Татьяне. Именно письма главных персонажей раскрывают их характеры и мироощущение. Многомудрый Литрекон предлагает Вам рассмотреть сравнительный анализ писем Татьяны и Евгения Онегина.

Роль писем в произведении 

Письма в романе «Евгений Онегин» выполняют следующие функции:

  1. Раскрывают характеры героев и их истинные чувства;
  2. Создают любовный конфликт: без признаний герои не обнаружили бы свои эмоции и не стали бы их обсуждать;
  3. Дополняют картину нравов в России первой половины 19 века;
  4. Делают героев более понятными и живыми для читателя, порождают сочувствие.

Можно заметить, что письмо Онегина представляет собой некое отражение письма Лариной. Благодаря этому возникает некая симметрия, которая характерна именно для романа в стихах. Писатель, используя в произведении два письма, меняет персонажей местами. Читатель замечает, что и Татьяна, и Евгений попадают в схожие обстоятельства. Такой интересный приём Александр Сергеевич использует в романе, чтобы продемонстрировать читателю, как изменились характеры и обстоятельства жизни главных героев. В первом письме Татьяна признавалась в любви, которая оказалась безответной. Она рисковала своей репутацией и полагалась всецело на порядочность Евгения. Во втором письме Евгений говорил о своей безответной любви и рисковал своим именем, здоровьем, жизнью, наконец. Такая переписка могла бы послужить основанием для скандала и дуэли. Как и Татьяна, Евгений все-таки надеется на положительный ответ. Как и она, он опасается презрения адресата. Теперь он в ее воле, как когда-то она была в его. Таким образом, письма главных героев представляют собой некую кольцевую антитезу. Они противопоставлены друг другу, и имеют как сходства, так и различия.

Сходства писем

Как можно заметить, письма героев выделяются из общего повествования о судьбах Евгения и Татьяны. Несмотря на это, они не отрываются от всей сюжетной линии, хоть и кажутся самостоятельными частями произведения. Именно оба письма и оказывают влияние на  развитие всей сюжетной линии. 

Некоторое сходство читатель замечает и в нескольких словах главных персонажей, и в идейном плане. 

  • Так, например, в письме Онегин заявляет: «Всё решено: я в вашей воле…». Татьяна в письме использует похожие слова: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». 
  • Оба героя упоминают о том, что адресат письма вправе презирать их: «Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать» — пишет Татьяна. А Евгений говорит об этом неоднократно: «Какое горькое презренье ваш гордый взгляд изобразит!».
  • Оба героя оправдываются, так как считают свой поступок (написание и отправку письма) предосудительным и аморальным. Татьяна говорит, что не написала бы, если бы могла хотя бы видеть Евгения и быть уверенной, что увидит вновь. Евгений же видит извинение своего поступка в силе чувств, которые он испытывает.
  • Оба героя убеждают незримого собеседника в том, как им необходима эта любовь. Татьяна считает, что Евгений ей послан Богом, видит в ее появлении промысел судьбы. А Онегин и вовсе говорит: «Но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я».
  • Оба героя боятся вызвать негодование адресата. «Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю…» — пишет Татьяна. Но она выражает надежду, что Евгений не оставит ее без участия и покровительства. Евгений говорит: «Боюсь: в мольбе моей смиренной увидит ваш суровый взор затеи хитрости презренной». Он опасается, что Татьяна не поверит в чистоту его намерений, и после этого предложения перечисляет муки любви, которые он выносить не может, которые затмевают его страх.

Различия писем

Несмотря на то, что два письма в известном романе Пушкина выполняют схожие функции, сами они отличаются друг от друга. 

  • Так, если сравнить два письма, то можно заметить, что письмо Лариной по существу является внезапным порывом чувств. Татьяна пишет своё письмо внезапно. Героиня просто искренне любит и желает поделиться своими возвышенными чувствами с Онегиным. Ее послание более трогательно и наивно, написано просто и без лукавства. Евгений же — человек зрелый и опытный. В его письме все продумано и логично, он не в первый раз пишет замужней даме. Чувствуется, что Онегин свое письмо продумывал несколько раз, а Ларина написала письмо спонтанно. Искренность Татьяны можно заметить в ее обращении к Евгению на «ты». Евгений же не смеет обратиться так к светской даме, боится перешагнуть приличие настолько. 
  • Если взглянуть на содержание писем, становится очевидной разница. Татьяна идеализирует своего избранника и унижает себя: «Ничем мы не блестим» — пишет она о семье. А Евгений не роняет своего достоинства и даже подозревает у возлюбленной наличие скверных качеств характера: «Какому злобному веселью, быть может, повод подаю!». Да, он признает, что ошибся тогда, но сразу же упоминает о том, что и так достаточно наказан судьбой.
  • В отличие от Лариной, Евгений больше строк посвящает оправданию себя. Герой даже говорит о дуэли с Ленским, которая, по его мнению, оказала воздействие на отношения персонажей.
  • Ларина совершает очень смелый поступок. Ведь в те времена признания девушек могли нанести огромный урон их репутации. А Евгений хоть и рискует навлечь на себя гнев мужа, все-таки более защищен традиционными патриархальными установками. Волокитство за чужой женой в обществе не так уж и порицалось. Напротив, оно создавало для мужчины приятную славу покорителя женских сердец. От этого скандала больше пострадала бы сама Татьяна, так как дала повод для подобных писем, а значит, не была чиста и невинна в юности.
  • Хоть оба письма посвящены признанию в любви, герои преследуют разные цели. Татьяна нарушает правила, но ради чего? Чтобы выйти замуж, совершить честный поступок. Евгений также поступает наперекор всем установленным правилам общества, но ведь герой пишет письмо женщине, которая замужем. Цель Онегина уже совсем иная. Евгений полюбил уже «новую» Татьяну, которая предстала перед ним в облике светской женщины.  И он претендует на роль любовника — не мужа. Он предлагает Татьяне то, что нечестно и недостойно, а себя не обременяет ответственностью.
  • По содержанию письма тоже разнятся. Так, письмо Евгения представляет собой сожаление о любви, которую он по собственной воле и под давлением обстоятельств потерял. Главный герой раскаивается и признается в совершенных им ошибках, но все его намеки ясно говорят о цели послания: получить право видеть Татьяну регулярно и наслаждаться ее обществом. А Татьяна пишет не о сожалении, а о надежде. Она раскаивается лишь в нескромности, а свою позицию считает верной: Бог послал ей избранника, и она готова быть «добродетельной матерью» и «верную супругой».

Письмо Лариной является началом непростых взаимоотношений между Евгением и Татьяной. А письмо Онегина ознаменует конец этих взаимоотношений. Татьяна не в состоянии ответить взаимностью на нежные чувства Евгения, ведь теперь она «другому отдана».

Смысл писем

Можно утверждать, что в своем знаменитом произведении Александр Сергеевич с помощью писем главных героев сумел мастерски раскрыть их характеры. Так, Ларина сумела понять личность Евгения, даже не будучи основательно знакомой с ним. Она предугадала, что его честь станет порукой в том, что содержание письма никто не узнает. Она почувствовала симпатию Евгения к себе, ведь тот сказал однажды Ленскому: «Я выбрал бы другую» — он имел в виду Татьяну. Она поняла, что они с Евгением похожи: оба много читали, оба искали в жизни духовное богатство и смысл, оба сторонились общества. Ее предложение было честным и благородным: она готова была на брак, готова была стать для Евгения женой.

А герой не смог разглядеть под светской маской истинную Татьяну.  А ведь она осталась такой же, какой и была прежде. Онегин даже думает, что Татьяна, скорее всего, начнёт злорадствовать, как только прочитает его письмо. Он уверен, что его письмо может вызвать такие чувства у той, которая его любила всю жизнь! Значит, Евгений совсем не разобрался в характере Татьяны, и его влечение к ней — лишь следствие холодности и неприступности героини. В обращении к Татьяне герой больше всего пытается защитить и выгородить себя, абсолютно не задумываясь о том, перед каким выбором он ставит свою возлюбленную. Его письмо выражает не столько любовь, сколько эгоизм. Что он мог дать Татьяне, жене генерала и светской женщине? Только позорную связь, которая уронила бы ее достоинство. А что она хотела дать ему? Всю свою жизнь и любовь. В этом и состоит смысл писем: они раскрывают истинную природу чувств героев.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 9 классАлександр ПушкинЕвгений Онегинразбор

Читайте также:

Раздел: Русский язык.

Класс: 5 (УМК под редакцией А.Д.Шмелёва).

Урок выстроен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре урока в контексте системно-деятельностного подхода.

Тип урока: урок «открытие нового знания».

Цель урока: Познакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного.

1. Предметные:

2. Метапредметные:

3. Личностные:

Формы работы: фронтальная, парная, коллективная.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки для самопроверки, раздаточный материал (признаки существительного).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Проверяем готовность к уроку. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

— Я надеюсь на вашу продуктивную работу. Сегодня на уроке нам с вами предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме и, конечно же, узнать новое.

2.Мотивация к учебной деятельности Синтаксическая минутка.

— Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.

Хорошая книга — неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями и знаниями. — Выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложения.

— Отвечают по разбору предложения. — Как вы понимаете смысл предложения?

— Какую часть речи изучаем? Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Слова фиксируются на доске.

— Выпишите из предложения слова части речи, которую мы изучаем.

Книга

Сосуд

Мыслями

Знаниями

— Выписывают имена существительные.

— Докажите, что это существительные. Отвечают на вопрос.

3.Выявление места и причины затруднений

— Вот уже на протяжении нескольких уроков мы говорим об имени существительном. Оцените свои знания по данной теме на начало урока («+» — хорошо знаю, «-» — не знаю, « » — знаю неточно).

— Какие темы вызвали затруднение при оценивании?

— Расскажите про имена существительные, используя материал с листа самооценки.

Во время рассказа об имени существительном обращается внимание на те признаки существительного, определение которых вызывает затруднение.

Работают в листе самооценки

Начало урока

Конец урока

Вопросы имени существительного

Начальная форма имени существительного

Нарицательные и собственные существительные

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Род

Существительные общего рода

Склонение

Несклоняемые существительные

Разносклоняемые существительные

Падеж

Число

— Составляют ответ, перечисляя признаки имени существительного.

4. Целеполагание и планирование дальнейших действий

— Мы с вами работали с листом самооценки, характеризовали имена существительные, встретившиеся в предложении, а как ещё можно назвать наши действия с именами существительными (перечисление признаков существительного, характеристика, разбор).

— А как называется разбор слова как часть речи? (морфологический разбор).

— Попробуйте сформулировать тему урока.

Морфологический разбор имени существительного.

— Какие учебные задачи поставим?

(вспомнить признаки имени существительного, познакомиться с порядком разбора, применить полученные знания на практике)

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Оформляют тетради

Определяют учебные задачи.

5.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

— На какие признаки делятся все морфологические признаки частей речи? (постоянные и непостоянные).

— Какие из перечисленных признаков имени существительного отнесём к постоянным? Почему?

— А к непостоянным? Почему?

— Как мы можем узнать порядок разбора?

(познакомиться с материалом параграфа, узнать в интернете и т.д.)

— Я предлагаю вам поработать в парах и составить схему разбора самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Оказывает помощь при необходимости.

Работают в парах. Каждая пара получает расположенные в разнобой признаки имени существительного. Необходимо самостоятельно составить из карточек порядок разбора.

Работают самостоятельно, при необходимости обращаясь за помощью к учителю.

7. Реализация построенного проекта

Организует проверку.

Озвучивают свои схемы разбора имени существительного.

Сравнивают получившуюся схему со схемой в учебнике.

Схема выстраивается на доске.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

— А сейчас возьмите любое имя существительное из предложения, с которым мы работали в начале урока, и выполните морфологический разбор.

Выполняют морфологический разбор.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

— Вновь обратимся к нашим листочкам с проверкой своего знания.

— Что изменилось?

— Что осталось сложным?

— Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

— Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

— Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Работают с карточкой «Проверь свои знания». («+» — хорошо знаю, «-» — не знаю, « » — знаю неточно).

Отвечают на вопросы учителя

10. Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание.

Найти и записать 5 пословиц о книге или знаниях. Выполнить морфологический разбор 3-х существительных с разными морфологическими признаками.

Выполнить упражнение 139(1), стр.184.

Цели:

Образовательные:

  • повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
  • закреплять умения склонять имена существительные;
  • развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение;
  • развитие сенсорных модальностей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

  • развитие и поддержание зрительных функций глаза;
  • создание положительного психологического климата на уроке;
  • поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; тест.

Ход урока

1. Организационный момент

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

— Ребята, я всем желаю быть грамотными, образованными, беречь наш родной русский язык и достойно уметь на нем выражать свои мысли.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Постановка учебной проблемы

— Какую тему мы изучаем? (Имя сущ.)

— У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то поднимаете карточку «Знаю», если не знаете «Не знаю»

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?

3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы падежи имен существительных?

Умеете ли вы склонять имена существительные?

5. Знаете ли вы, что такое склонение имён существительных?

6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

— Поднимите руку, если были вопросы, на которые вы ответили «не знаю?

— Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имен существительных).

Чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

На какой бы вопрос вы хотели получить ответ?

Используя знания приобретенные на прошедших уроках, скажите, пожалуйста, какие сущ. относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл. Приведите примеры.

3. Словрная работа

— На доске написаны слова. Назовите орфограмму.

Ж…лище, д…ректор, к…смонавт, б…лет, р…сунок. с…рока. л…пата, в…робей, тр…мвай.

Что общего в этих словах? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные.)

— Запишите слова в тетрадь

  • 1 вариант — записывает слова, отвечающие на вопрос кто?
  • 2 вариант — записывает слова, отвечающие на вопрос что?

— Подчеркните непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение. Подпишите склонение имен существительных, выделите окончание в словах.

— Проверим.

4. Игра «Грамматическая эстафета»

— У вас на карточках записаны словосочетания. Ваша задача — списать в тетрадь, дописать окончания и обозначить склонение и падеж. Некоторые ребята запишут словосочет. на доске.

Карточка 1

Стоит на стул…, подбежал к палатк…, остановился около деревн…, доволен рисунк…, легла на земл…, подошёл к дерев…, говорили об учёб…, засыпало снег…, залез на дерев…, приехал от дедушк….

5. Физминутка

— Я буду называть существительные.

1 скл.- встают ребята 1 ряда. 2 скл. — ряд. 3 скл. — 3 ряд.

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро.

— Отлично справились.

6. Работа в парах

А сейчас поработайте в парах посовещайтесь и запишите еще по два слова каждого склонения, выделите в словах окончания.

Назовите слова.

7. Работа по учебнику

Стр. 101. Упр. 179.

8. Игра «Четвёртый лишний»

— У каждого на столе карточка. Сейчас мы проверим, как вы умеете определять склонение им. сущ.

Карточка 2.

Ночь, речь, грач, печь.

Гараж, рожь, камыш, нож.

Журнал, газета, цветок, учебник.

На встрече, на уроке, около дома, из окна.

Печь, вещь, плащ, пустошь.

Солнце, чиж, небо, соль

9. Тест «Имя существительное»

1) Найди имя существительное.

— сбежал

— беговой

— пробежка

— бегать

2) Как определить склонение имени существительного?

— по вопросам и падежам

— по вопросам

— по падежам

— по роду и окончанию

3) Укажи существительные 1 склонения.

— ружьё, племя

— тарелка, дядя

— бидон, огонь

— сирень, пень

4) Укажи существительные 2 склонения.

— звание, команда

— свекла, карамель

— работник, облако

— деревня, город

5) Укажи существительные 3 склонения.

— укротитель, конь

— сталь, вещь

— рояль, вещь

— писатель, учитель

6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе?

— доброта

— гриб

— ягода

— помидор

7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?

— руки

— брюки

— ноги

— круги

10. Подведение итогов урока

— Над какой темой мы работали?

— Что мы повторили об имени существительном?

— Что вам особенно понравилось?

11. Домашнее задание

Урок – путешествие по русскому языку на тему «Обобщение знаний об имени существительном» (4 класс).

Автор: Будина Валентина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1» г.Почепа Брянской области.

О себе: Стаж работы – 29 лет. Хобби – разведение комнатных растений, любительское фото. Педагогическое кредо – каждый ребёнок талантлив по-своему, главное – увидеть и помочь раскрыться его таланту. Мои ученики ежегодно являются участниками и победителями районных и всероссийских дистанционных олимпиад.

Цели:
— обобщить знания по изученному материалу;
— расширять кругозор учащихся;
— воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: компьютер, карточки.

Ход урока.

1. Организационный момент.
— Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится? (Ответы детей)
— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2.Чистописание.
П п ч о
— Какие звуки обозначают эти буквы?
— Запишите буквы в тетрадь. Попробуйте составить из этих букв слово. Оно должно быть связано с темой, которую мы изучаем на уроках «Окружающего мира». Как называется эта тема?
( «Родной край – часть большой страны» )
— Какой буквы не хватает для того, чтобы получилось слово?
— А от какого слова произошло слово Почеп?
( Ученик. – В старинных документах встречается написание «Почеп» слитно и по «Чеп» раздельно. Предполагают, что город-крепость мог называться «Чеп», что на местном языке означало накладной замок, чепок. ).
— Запишите слово Почеп в тетрадь. Как пишется это слово?
— А как произносится слово? Запишите транскрипцию. Почему произношение не совпадает с написанием?
( Т.к. буква е стоит в слабой позиции.)
— Запомнить написание слова Почеп вам поможет слово «чеп»- накладной замок.
— Итак, мы отправляемся в путешествие по родному Почепу.

3.Словарно-орфографическая работа.
— А сейчас мы будем работать со словарём. Слово, которое мы запишем в словарик, вы составите сами. Оно состоит из первых букв существительных первого склонения.
( На доске: «Свобода, портрет, декабрь, осина, народ, беседа, одежда, мороз, родина.»)
— Какое слово у вас получилось? (Собор)
-Ребята, Воскресенский собор является визитной карточкой города Почепа. Он был построен в конце 60-х годов 18 века Кириллом Григорьевичем Разумовским, владельцем Почепа, по планам итальянского архитектора Антонио Ринальди. Постройку осуществил местный архитектор А.Г.Яновский.
— Составьте предложение со словом собор. (Дети составляют)
— Давайте запишем это предложение и выполним его разбор. (Разбор предложения)
— Ребята, а что ещё вы можете рассказать о Почепе?
(Щедра и богата Почепская земля талантливыми людьми. Среди них – писатель Алексей Перовский (псевдоним- Антоний Погорельский), который написал для своего племянника Алёши сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Племянники Перовского – А.К.Толстой, Жемчужниковы, создавшие замечательный шедевр – «Козьму Пруткова»)

4.Сообщение темы и целей урока.
— Ребята, рассказывая о Почепе, мы употребляли в речи много собственных имён. Ещё с одним именем вы встретитесь, анализируя текст, который вы видите на карточках.
(Карточка: Матвей Блантер родился 10 февраля 1903 года в Почепе. Его дед и отец занимались варкой дегтя, мыла и мелкой торговлей. Они имели в завокзальной части города три дома. Один сохранился до наших дней, в нём разместился интернат гимназии №1)
— Работать будете в парах. Прочитайте текст и определите, какая часть речи встречается в нём чаще других. С этой частью речи и будет связана тема нашего сегодняшнего урока.
(Дети читают текст)
— Какая же часть речи встречалась вам чаще других?
( Это имя существительное, оно встретилось в тексте 17 раз)
— Назовите тему нашего урока.
( На доске: Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»)

5. Работа по теме урока.
— Ребята, вам нужно постараться вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.

1) — Приготовьтесь работать в группах. Ваша задача – исследовать группу загадочных слов, определить, есть ли среди них существительное, доказать (карточки).
бурбяка чирбушать сурметь
махрятить курдонце лурмовое
бурдявый дорбявая клышь
— Справились? Кто будет доказывать?
( Доказывает 1 ученик из группы)
— Молодцы, ребята, спасибо. Вы хорошо справились с заданием.

2) — А сейчас у нас блиц-турнир, который называется «Ответь на пять!»
— Что называется именем существительным?
— Как изменяются имена существительные?
— Какого рода могут быть имена существительные?
— Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?
— Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами?
— Какая часть существительного изменяется при склонении?
— Сколько падежей у имени существительного?
— Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?
— Молодцы!

Физкультминутка.
— А сейчас мы отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – сделайте наклон вперёд, если с безударным – присядьте. Постарайтесь сосчитать, сколько будет слов с безударным окончанием.
— У мамы, на реке, до Судости, у сестры, в Почепе, по площади, о стране, в Брянске, от встречи.
— Сколько было названо существительных с безударным окончанием? (6)

3) Упражнение в написании безударных окончаний.
— А как правильно написать безударное окончание существительного? Что для этого надо знать?
— Путешествуем дальше по городу. Рядом с Воскресенским собором находится красивый старый парк, в котором любят отдыхать жители города. (На доске – четверостишие)
« В стар.м парк. над Судостью
Так п.ют сол.вьи,
Что готова их слушать я
От зари до зари
В.Будина.)
— Ребята, кто прочитает выразительно четверостишие о старом парке?
— Спишите четверостишие, вставив пропущенные орфограммы. Из первой строки выпишите имена существительные и разберите их в указанном порядке.
— Очень много имён существительных спряталось в парке. Вот некоторые из них. Помогите именам существительным найти их окончания.

Самостоятельная работа. (Дети работают в тетрадях, 1 ученик — у доски.)
На доске: на скамейк.
у речк.
по тропинк.
в алле.
под лип.й
за клён.м
(проверка).
— Наш город славный и гостеприимный. Гостей здесь встречают вот с такими красивыми караваями, которые выпекают на Почепском хлебокомбинате. (Фото « Караваи»)
— Давайте прочитаем пословицы о хлебе. Найдите пословицу, в которой нет существительных 1-го и 3-го склонений. (Худ обед, когда хлеба нет.) Как вы её понимаете?
— Теперь найдите пословицу, в которой нет существительного 1-го склонения. Объясните её смысл.( Хочешь есть калачи – не сиди на печи).
— Запишите в тетрадь ту пословицу, которая вам больше понравилась.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.
— Ребята, поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает, что материал усвоен вами хорошо и вы могли бы оказать помощь тем, кому что-то непонятно.
— А кто ещё сомневается в чём – то?
— Я думаю, что у вас всё получится! Спасибо всем за работу.

8. Домашнее задание.

Итоговое сочинение – это часть аттестации выпускников. Его одиннадцатиклассники традиционно пишут в первую среду декабря. От результатов этого испытания зависит допуск либо недопуск к ЕГЭ по всем предметам. Поэтому переоценить важность сочинения сложно. Рассказываем, на что следует обратить внимание, чтобы выполнить задание успешно.

Направления и темы итогового сочинения

Ежегодно в преддверии нового учебного года объявляют пять направлений для итоговых сочинений. В этом году они такие:

  • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  • «Преступление и Наказание — вечная тема»
  • «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  • «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Каждое направление включает несколько тем. Выглядеть они могут по-разному. Например, как утверждение, с которым нужно согласиться либо опровергнуть его, цитата или вопрос, требующий ответа.

Список тем по каждому из направлений разрабатывает Рособрнадзор. Объявляют их ученикам уже в аудитории непосредственно во время испытания. Выбрать можно из пяти предложенных вариантов.

067f627c2cc3441382755eeab9ecad89

Как проходит итоговое сочинение?

Во-первых, установлен лимит времени – на все про все 3 часа 55 минут. Во-вторых, определён минимум по объёму: 250 слов. Если нижний порог участником не пройден, он получает «незачет». Верхней границы нет — каждый сам решает, насколько объёмным должно быть сочинение.

Оценка

Сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт». В процессе проверки эксперты опираются на пять критериев: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

Два первых критерия (соответствие теме и аргументация с привлечением литературного материала) обязательны. Если по ним и хотя бы одному из оставшихся ученик получает «зачёт», то в целом сочинение считается успешным.

59ccfeea31d545379d5a18aaea02be22

ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) опубликовал методические рекомендации для проверяющих итоговое сочинение. Вот что написано о каждом из критериев оценки.

Соответствие теме

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

То есть для положительной оценки сочинения ученик должен писать строго по выбранной теме. Посторонние рассуждения лучше оставить при себе.

Аргументация с привлечением литературного материала

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

Каждое высказывание должно быть строго подтверждено примерами из произведений. Додумывать образы персонажей нельзя. Субъективное мнение о поступках или мотивах симпатичного вам героя произведения здесь может сыграть с вами злую шутку и привести к незачёту.

Помните, что литературные примеры – это иллюстрация вашего аргумента, а не аргумент. Примеры обязательно должны сопровождаться рассуждениями, в которых вы подчеркнёте связь иллюстрации с выбранной вами темой сочинения.

Композиция и логика рассуждения

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

Текст должен делиться по смыслу на абзацы. Мысль должна излагаться последовательно и логично, а выдвигаемые тезисы должны быть конструктивно доказаны.

Качество письменной речи

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Грамотность

Ученик рискует провалить итоговое сочинение, если допустил более 5 ошибок на каждую сотню слов. Но при подсчете ошибок есть нюансы. В некоторых случаях несколько ошибок приравниваются проверяющими к одной. Например:

  • Две негрубые ошибки. К ним относятся написание имен собственных и заглавных/строчных букв, а также дефисное-раздельное написание.
  • Первые три однотипные ошибки (то есть на одно правило русского языка) равны одной. На последующих «тариф» меняется, и каждая ошибка учитывается уже по отдельности.
  • Две и больше ошибок в словарных словах.

Важно! Такие правила подсчета не распространяются на пунктуационные ошибки.

d6678341ac0345eb9a3406863dab4251

Как работать над сочинением?

  • Ознакомьтесь с предложенными темами. Выберите одну и выделите в ней ключевые слова. Можно даже подчеркнуть или обвести их.
  • Продумайте вашу позицию и подберите примеры, которые будут подтверждать ее. Постоянно сверяйтесь с темой и ключевыми словами, чтобы не уйти от них.
  • Если вы выбрали тему-цитату, во вступлении формулируйте главный вопрос, на который будете искать ответ в вашем сочинении.
  • Объясните ключевые понятия по теме и сформулируйте ответ, который будет содержать ваше мнение.
  • Подберите аргументы, которые подтверждают ваше мнение, и к каждому из них сформулируйте выводы.
  • Сделайте общий вывод по предложенной теме на основе того, что вы написали. Вывод логически связан со вступлением. Он как бы «закольцовывает» сочинение и возвращает к поставленному вопросу, на который теперь есть ответ.
  • Проверьте ваше сочинение на наличие ошибок. Обращайте внимание и на возможность фактологических ошибок!
  • Напишите чистовой вариант вашего сочинения.

ФИПИ разработал также рекомендации по композиции итогового сочинения и регламентировал объем каждой составной части:

  • Вступление (2-3 предложения);
  • Комментарий вступления (4–6 предложений).
  • Аргумент из литературы № 1 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Аргумент из литературы № 2 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Заключение (75 слов. 3–5 предложений).

Что еще поможет успешно написать сочинение?

Чтение

Чем больше литературных произведений вы прочтете, тем легче вам будет подобрать примеры для аргументации. В этом году, к тому же, одно из направлений – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Чем не повод найти то самое произведение, о котором стоит написать, и заодно узнать себя получше?

Читая литературу, анализируйте поступки персонажей и ситуации, в которые они попадают. Обсуждайте прочитанное с семьёй и друзьями.

b93991ab41064e9bad869b2a8b668436

Тренировки

Полезно будет периодически давать себе задание написать сочинение. Попросите друзей или родных придумать для вас интересные темы. Поразмышляйте на них, следуя всем требованиям по написанию итогового сочинения. Таким образом вы научитесь правильно выстраивать ваш текст.

Практика поможет выявить ваши сильные и слабые стороны и покажет, над чем нужно поработать и какие правила, возможно, освежить в памяти. 

8f8d9748d6924d6eb127d205d1266bae

Сайт ФИПИ

Разбор типичных ошибок, методические рекомендации и подробные разъяснения – всё можно найти там. Изучите как можно больше информации об итоговом сочинении, чтобы четко понимать, что вы должны делать.

Забота о себе

Правильный режим дня, здоровое питание и отдых – немаловажный фактор вашего успеха. Не забывайте об этом!

Удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  • Что я люблю и не принимаю в базарове сочинение отцы и дети 250 слов
  • Что я могу сделать чтобы наш мир стал добрее сочинение
  • Что я знаю о словарях русского языка сочинение
  • Что я представлял себе когда слушал музыку сочинение 3 класс
  • Что я думаю о религии сочинение