Что я знаю о звуках русского языка рассказ

река палата псков, полоцк у меня все статьи, как продолжение одной о изучении русского языка. дроблю, чтобы не раздувать до
«река Палата (Псков, Полоцк)»
Что я знаю о звуках русского языка рассказ

     У меня все статьи, как продолжение одной о изучении русского языка. Дроблю, чтобы не раздувать до неприличия объём буквиц, хотя, увлекаюсь не замечая… И ничего не могу поделать, весь язык без исключения надо изучать заново. Так уж получается, что берёшься за какое-нибудь слово, например — «опала», а по ходу узнаёшь значение языку (который во рту). Нет, я, конечно же, слышал, что «язык без кости» и им молотят. Но при чём тут рыба палтус? А она одного семейства с «Языком-рыбой» Средиземноморской. А какая между ними связь, я и представить не мог. Дальше больше, неожиданно узнаёшь, откуда взялись знаменитые тапочки, если первый встал. Слово за слово цепляется и так происходит всегда, невозможно не остановиться, не пропустить. Кто не прочёл статью о том, кто такие половцы и кривичи, напомню вкратце сюжет, именно от половца и речки Палата, перешёл к опале. Уже прекрасно представляя значение корня «пал», вдруг подумалось, а что пишут за опалу? Только капнул и понял, что это клад. Благоразумно решил разделить тему, хоть они и крепко связаны нитью времени, аки палата, опала и злой половец.

      Кто такие половцы (кипчаки и куманы), заодно и кривичи разобрался в статье «Половец. Значение и происхождение ловец…», это те же самые полочане — половчане. Ключевые слова, которые они оставили потомкам: полон (плен), полк, поле, пал и ещё тысяча. Напомню: полочане — полоцкие кривичи, населявшие территорию современной Витебской, север Минской области, часть современной России. В летописи утверждается, что кривичи произошли от полочан. Половец — калька язычник, но трудность состояла не в том, чтобы доказать, что они язычники, а что половцы никакие не степняки — славяне с оседлым образом жизни. Крупнейшими поселениями кривичей-полочан являлись Полоцк (862), Витебск (974), Лукомль (1078), Изяславль (985), Усвяты (1021), Копысь (1059), Минск (1067), Орша (1067), Друцк (1078), Логойск, Смоленск, Изборск. Из известных исторических героев Долгорукий, Боголюбский, Невский — были женаты на половчанках, соответственно и вся линия потомков по крови — половецкая. Если бы не одно но. Половец — не национальность, хоть об этом и много глупостей в справочной литературе, причисляя куманов, кипчаков и половцев к одному народу. Второй момент, не менее важный, надо внимательнее присмотреться к личности «половецких ханов», они должны открыться исследователю совершенно с другой стороны (луны) познания истории.

      На территории расселения полочан сформировалось Полоцкое княжество. Земли полочан простирались по обоим берегам Западной Двины далеко от Полоцка вплоть до Балтийского моря и граничили со смоленскими кривичами, псковскими и ильменскими словенами. А воевали с ними киевляне со времён Аскольда, пока Олег не принял Киев во владение и правление. В Никоновской летописи упомянут поход на полочан Аскольда и Дира под 865 годом: «…воеваша Асколдъ и Диръ полочанъ и много зла сътвориша». После Крещения активную борьбу с половцами продолжил Мономах, а разгромили половцев монголо-татары. Половцы исчезли почти бесследно, указывают историки в одну дуду с теологами, однако, если внимательно приглядеться, то отыскать можно добрую половину среди нас и сейчас. На основе полоцкого диалекта сформировались северные и северо-западные белорусские говоры  (запад Брянской области), а Масленицу празднуем дружно и повсеместно. «По новейшим данным сравнительной лингвистики, полочане говорили на полоцком диалекте кривичского племенного языка», сообщает справочник. Достаточно рассмотреть прозвище, чтобы убедиться, что я и сделал. Половцы — кумане (cumani, comani на латинице), что могут означать? Кони — камони? Всё гораздо проще: coma — коса (болг, серб), волосы, валасы, волосся, vlasy… Ну, а свидетель тому речка Палата: пал + ата (секс и отец). Памятник слову половец — эта река Полота. По-белорусски Палата — начало её в Невельском районе Псковской области России, правый приток Западной Двины, у слияния — город Полоцк.

    Итак, к теме. Первым делом загляну в словари и википедию: Изначально «опала» — гневное слово царя (великого князя), адресованное провинившемуся подданному, в котором гнев монарха сравнивается с испепеляющей молнией. Понятие об опале, видимо, появилось в обиходе с началом формирования единого Русского государства. Иностранные наблюдатели Конрад Буссов и Станислав Немоевский  описали церемонию царской опалы, употреблявшуюся в конце XVI — начале XVII века так. Сначала опальному объявляли его вину, после чего подвергали гражданской казни — выщипывали волосы из бороды. Это значило нанести человеку страшное бесчестье. Впавший в немилость сановник должен был носить чёрные одежды и выказывать смирение, снимая шапку перед встречными. Да уж. Изучаю следствия, никак не могу найти значения слова опала. Смахивает на опал свиньи соломой, удаление волосяного покрова, ещё называют смоление — осмолить тушу. «Кур в ощип» тоже подходит. Если ты знаешь, что такое кур (петух по- др.русски) и щипач (вор высшей квалификации, элита уголовного общества, карманник), перед тобой открывается изумительное по красоте изречение. Но меня интересует изначальное значение — «опала» и отчего произошло слово? Как это по-русски, этимология? Вот-вот. Перехожу по ссылке: Опала — река на полуострове Камчатка, село… Опала — немилость со стороны монарха или иного могущественного и влиятельного человека. Всё. Но много косвенных намёков: палач от слова пал (кого, сделать палачом, или жестоким мучителем; -ся, стать таким). Беспамятная собака — статья «Беспамятная собака» в 3-м томе «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» — «собака жадная до азартности». Родственные слова палу-опале опалзывать, оползать, оползти что или вокруг, около чего, ползти обходом, как обойти, объехать. Сравни — на кривой козе не подъехать. Жук ополз лужу. Или как о непрочном основании — сползать, откос, берег оползает. Стена оползла. Что на тебе пояс все оползает? Шуба оползла, мех ополз, облез, вылез. А раз так, то льзя-нельзя, полезное и сюда же лес — пытаюсь размышлять. Вот у Даля: оползень и оползина жен. обвал, осадка земли, на берегу или на овраге, от подмою дождями или родниками. Толковый словарь Ушакова (1935-1940): Печерский монастырь в Нижнем некогда осел оползнем и погиб в Волге. Откос дал оползину. Ребенок оползал всю комнату. Дополню ещё одним термином, о котором словари забыли: Палеолог — старьё, ветхость + учение, сравни с конструкцией слова филолог, а уж я на тебя запал, таки и перевода не требует. Как и палёная (водка, пойло) не настоящая и опасная для здоровья. «Нас каждый день опала ожидает, тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы.» Пушкин. Как в воду глядел.

     По одной из версий, название происходит от балтийской основы pal, palt, лит. pala «болото», лит. palios «заболачивающееся озеро», латыш. palts, palte «лужа, дождевой поток». По другой версии, название связано с фин. paltta, paltto, лив. paald, саам. puolda «обрыв, скат, край, возвышенность», что объясняется преимущественно обрывистыми берегами реки… Как всегда, на лихом коне и впереди филологов россиян — балты. Балты от слова топор. Ничего личного, это прямой перевод: балт = топор по-русски и по-татарски балта (ср. Балда у Пушкина).

    От «балтийской основы» pal/pala можно вывести спал/спала/опала, но балтийская ли она, основа? А в слове пальто — palte — рассмотреть «лужу», а в palts — палтуса… Перевод: pal te — нежный, Нежні — напоминает имя города Нежин и нежность тела рыбы. По-белорусски это «Пяшчотны» (нежно, серб.) или: пяш чотны — Даже пешком — Чак и пешке (серб) — Dokonce i pěšky (чех) — до конца и пешки. Термин приобретает теологические обороты, значение «пешки» см. статью о знаке «пси» в психологии. А деление на чёт и нечет (конец и начало) — статью «Ноль и Суя из история фигуры…», там я задавался вопросом, почему нуль — чётное число? Потому что вокруг него (справа и слева) расположены единицы — такой ответ науки.

    Интересно, а рыба палтус (род лучепёрых рыб), что мечет икру на глубине свыше 300 м, тоже от высыхающего болота? Палтусы, также палтусовые («морской язык») или семейство камбаловых. Вид лучепёрых рыб — семейства солеевых (лат. Solea solea). Я пробовал камчатского палтуса на Камчатке и язык испанского улова в Испании, в чём разница? Наш палтус — это огромная жирная рыба одна из самых дорогих на прилавке, а язык Средиземноморской — это 30-40 см в размере, рыбка вся костистая и готовая жареная с гарниром стоит 12 евро, в магазинах — 8 евро свежая. Но вкусная зараза! Это разные рыбы по внешнему виду и размеру, но одного семейства и плоские. Что вкладывалось в имя, каково значение?

    Solea solea (лат) — Ботинок, сапог (Домашняя обувь) — Бот, бот (Тэпцікі, белор) — Bota, bota (Bačkory, чех) — copati (Домашняя обувь, словен) — тапочки (укр). Что могу сказать определённо, таки тапочки не болото. Ботинок, наоборот — защита от влаги. Но языком ботают и, причём по фене, а ботва уходит на компост. Вот оно откуда! Или наоборот, сначала ботали, а потом и рыбу-лопату обозвали ботинком. Лопатник, который работал на лопате землекопом (copati) стал кошельком или полицейским копом (который раскапывает по делу). Ясно, главное — логично. По-словенски copa — чашка, то есть сосуд для жидкости. Ботик — небольшого размера судно, с которого начинал Пётр.

    А теперь сравните «балтийскую основу pal» со словом паллеты (поддоны деревянные под какой-нибудь груз), вот тут водой совершенно не пахнет. Потому что она не имеет запаха. Если с одним «л» пишется, то имеет — Палета (блюдо) — испанский национальный деликатес, сыровяленый свиной окорок (аналог хамона, но из передних ног). То, что у нас называется… лопатка! По пути находишь для себя столько много новых слов, но ни слова за нужную этимологию… Ещё вариант: «Палета — упакованная складская единица, образованная поддоном для перевозки грузов, и расположенным на нём товаром». То же самое, что и ноги в тапочках, где они или Вы — «складская единица». Сырости не обнаружено и в этом случае, наоборот, «единица» надёжно от неё защищена. Ищем дальше (копаем).

    Паллета — существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). Замечательно. А что уважаемый академик думает за корень? Изумительно! У него корень: -паллет-; окончание: -а. И за это платят деньги? Да, причём приличные деньги и это изучают в школе. Балты россиян обскачут однозначно. Чё-та мне расхотелось быть и работать академиком, с другой стороны, в интересах истины, не правды, но кривды… Заботался, хотел сказать, что даже пал и тот — сложно назвать корнем: пал = п + ал, а уже дальше можно изобретать колесо, алтын и что душе угодно. Это пальцы, палата, паллета, опала и т. п. в разных значения разным народам при одних звуках, или лёгким искажением ударения в слове. Есть подозрение, что построение языка от корней это какой-то блуд, абсолютно ни кому не нужный. Растёт дерево (стебелёк ли), вот у него есть корень, семена и плоды. Понюхал, откусил — не понравилось, выплюнул. Какой корень у человека? Ветхий и старый (век), а у женщины? Путь познания плода (по дереву) примерно тот же, ты уже не хочешь, а тебя уговаривают — за маму ложечку, за папу… С какой целью или для чего мы изучаем корни и фонетику с морфемами в школах? Интересный вопрос. Когда погон не было, на петлице была шпала — чин

Дата публикации:

Оценка произведения:
Разное:

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 268 — 269

Антон Павлович Чехов «Хирургия»

Размышляем о прочитанном

1. О какой хирургии рассказывает Чехов?

Писатель рассказывает о зубной хирургии, стоматологии.

2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или собственные размышления о провинциальных лекарях?

Скорее всего, основой сюжета стал случай, рассказанный Архангельским. Но немалую роль в написании рассказа сыграл успех домашнего спектакля о зубном враче и личные наблюдения Чехова в земской больнице.

3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какое чувство вызывает чеховский рассказ?

Земская больница была убогой, как и её пациенты. Одна комната заменяла приёмную и кабинет врача. Всюду стояли банки и лежали инструменты.

Пациентами больницы были простые крестьяне, невежественные люди, чаще старики. Например, дьячок.

Рассказ вызывает чувство жалости к состоянию медицины в те далёкие времена. И жалости к людям, которым приходилось лечиться в такой больнице.

4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

Курятин — толстый человек лет сорока. Он постоянно курит. Он плохой врач, фельдшер. Он самоуверенный, хвастливый, быстро раздражается.

Вонмигласов — старик, дьячок. Необразованный, подобострастный вначале, рассерженный, возмущённый в конце.

Курятин вызывает больше смеха, Вонмигласов — больше сочувствия.

5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — высмеивание недостатков в жизни человека и общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

Рассказ можно назвать юмористическим. В нём описан смешной случай.

Юмор рассказа основан на невежестве, глупости, самоуверенности.

Писатель сознательно преувеличивает глупость фельдшера, для высмеивании недостатков человека.

Состояние медицины того времени вызывает сочувствие. Мы чувствуем грусть оттого, что больные люди страдали ещё сильнее, обращаясь к таким лекарям, как Курятин.

Фонохрестоматия

1. Расскажите о внешности героев, манере двигаться, говорить, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?

Курятин толстый человек 40 лет, в потрепанной одежде. Он важный, чувствует свою значимость, зевает, говорит покровительственно, громогласно, командует.

Вонмигласов высокий старик с кожаным поясом. Он суетится, говорит торопливо, жалуется, плачется.

Актёры помогли мне лучше представить внешность персонажей.

2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?

Поначалу дьячок подобострастный, потом сердитый, насмешливый. Ему больно, на лбу выступают слёзы. Когда ломается зуб, дьячок называет фельдшера чёртом и иродом, забирает просфору, которую приносил фельдшеру.

Актёр показывает эти изменения интонацией.

3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать про общение с помещиком Египетским, чем сосредоточится на зубе дьячка?

Фельдшер не признаёт своих ошибок, он сваливает вину на дьячка. Когда зуб ломается, фельдшер сперва притихает, потом опять начинает говорить про помещика, кричать на дьячка.

Курятину важнее рассказать о помещике, чтобы подчеркнуть собственную значимость, потешить своё самолюбие.

К своим обязанностям он относится легкомысленно — раз плюнуть.

4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

Мне жаль дьячка, потому что я знаю, как плохо, когда болят зубы. А фельдшер ему не только не помог, но ещё и зуб сломал.

Фельдшера я не уважаю, он ничего не умеет делать хорошо.

5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?

Рассказ скорее грустный. Он о человеческой глупости и невежестве.

6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

Мне больше понравился актёр, играющий дьячка. Он убедительно создаёт образ недалёкого старика, передает его страх и боль, показывает голосом, как меняется отношение героя к фельдшеру.

Будьте внимательны к слову

Обратите внимание на действия фельдшера (берёт козью ножку…). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе? Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?

Эти действия говорят о том, что фельдшер плохо представляет себе процедуру вырывания зуба. Он знает, что надо дергать, но не знает чем.

На протяжении процедуры фельдшер говорит о помещике Египетском, которому рвал зуб. Он также комментирует свои действия.

В его речи много простонародных слов: вона, дёргайся, очумеешь, ништо, околеешь.

Но также встречаются и медицинские термины: тракция, десна, вертикальной оси.

Он часто использует расхожие фразеологизмы: в мгновенье ока, раз плюнуть, Христом-Богом.

Лексикон его не богат, он как раз такой, какой и должен быть у полуграмотного деревенского фельдшера в те времена.

Курятин человек низкой культуры, неумелый, но при этом самоуверенный, нежелающий признавать своих ошибок.

AVvXsEhLUnRadgrLw9AXRxFRBycpVUCRhl4JpUQvlsB3ivoFeHlOMQ mk3PwLNeaxfggYqx6jVZ0yhiFHP7N6fhsihtSnredlXQRn3pIjGmwgAdIQ90eOD7toXbpxLDTl2LgSV6oVScOkOhYTHzTkUc8HB4hT3V2DVqfAuhEnYsy9GzAfSsebZPbwPOhev0Qmg=w400 h304

Урок 25

Раздел: Моя семья и друзья.

Лексическая тема: Как сохранить дружбу?

Тема: Твёрдые и мягкие согласные.

УРОК: рус-

Школа:Надеждинская ОШ

ский язык

Дата:

Имя учителя:Чеголина Л.И.

КЛАСС: 2

Количество присутству-

Количество отсутствующих:

ющих:

Цели обуче-

2.1.3.1 прогнозировать содержание информации на основе заголовка и

ния, кото-

опорных слов

рым посвя-

2.2.4.2 определять художественные и нехудожественные тексты (стихотво-

щен урок:

рение, рассказ, статья)

2.3.1.2 создавать небольшие тексты (рассказ) на основе особенностей ху-

дожественного стиля (с помощью учителя)

Развитие

1.3 Прогнозирование содержания информации

навыков:

2.4 Определение типов и стилей текстов

3.1 Создание текстов разных типов и стилей

Все учащиеся смогут:

Узнать, на какие группы делятся согласные, какие согласные звуки не

имеют пары по твёрдости-мягкости.

Предполага-

Большинство учащихся смогут:

Приводить примеры слов, которые начинаются с твёрдых и мягких со-

емый ре-

гласных.

зультат:

Прогнозировать содержание текста на основе заголовка и опорных слов.

Определять художественные и нехудожественные тексты.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Некоторые учащиеся смогут:

Рассказать о согласных звуках по схеме.

Основные термины и словосочетания:

Согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные, парные и непарные

согласные, шипящие согласные, гласные буквы, слог, текст, рассказ, стихо-

Языковая

творение, статья, пословица, скороговорка, предложение, словосочетание,

упражнение, загадка, отгадка.

цель

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

– Весело ли играть одному?

– Как сохранить дружбу?

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,

Материал

алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,

высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и

прошедших

письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в

уроков

именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,

перенос слов с двойными согласными, ударные и безударные гласные,

мягкий знак на конце и в середине слова.

План

Временное

планиро-

Планируемые мероприятия

Ресурсы

вание

Создание положительного эмоционального настроя

Мы – умные!

Мы – дружные!

1-2 мин

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей

урока.

Учитель предлагает ученикам разминку. Дети показывают

различие мягких и твёрдых согласные звуков в слогах при

помощи жестов. Твёрдые согласные обозначаются ударом

3-4 мин

кулака о кулак, мягкие согласные – скользящими движения-

ми ладони о ладонь.

То, тё, ли, ма, ло, лё, дю, дю, ну, зе, ко, кё, вё, во, ги, нё, но,

зо, зё, го, гё, ся

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Постановка задач:

На какие две группы делятся все согласные звуки?

Какие гласные пишутся после твёрдых согласных, после мяг-

ких согласных?

Работа над темой урока.

Учебник

Цель: усвоение содержания темы.

Работа по учебнику.

(К) Минутка чистописания: запись пословицы.

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов .

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему

5-12 мин

учит?

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно упо-

требить данную пословицу.

(К, И) Исследовательская работа

Упр 1 чтр 64

Учащиеся исследуют слоги по картинке и делают выводы, в

каких слогах согласные Р и В произносятся твёрдо, а в каких

– мягко. Записывают слоги: с твёрдыми согласными – в пер-

вый ряд, с мягкими – во второй. Придумывают и записыва-

ют слова с этими слогами.

(К, И) Чтение и анализ правила из учебника.

(Д, К) Пальчиковая гимнастика

«Много мебели в квартире»

13-14 мин

Раз, два, три, четыре, (Ритмично сжимают и разжимают

Много мебели в квартире.

кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку. (Загибают пальчики, начиная с

больших, на каждое название мебели.)

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают

в ладоши и

Много мебели в квартире.

стучат кулачками.)

Работа по теме урока

Учебник

Цель: выполнение практических заданий.

Работа по учебнику стр 65

(Г) упр 2 Каждая группа учащихся составляет рассказ о согласных

звуках по схеме. Приводят свои примеры слов, которые

начинаются с твёрдых и мягких согласных.

15-25 мин

(И) Самостоятельная работа.

Упр 3

Учащиеся самостоятельно анализируют, какими согласными

и гласными звуками различаются пропущенные слова. Запи-

сывают пары слов, подчёркивая буквы, обозначающие пар-

ные твёрдые и мягкие звуки.

(Д, К) Динамическая пауза.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

26-27 мин

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Работа над темой урока.

Учебник

Цель: усвоение содержания темы.

Работа с учебником

(П) Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинки с

группами предметов и назвать их одним словом (одежда, по-

суда, мебель). Дети записывают слова и выясняют, в каком

слове все согласные твёрдые, а в каком – мягкие?

(К, И) Словарная работа – слова:«посуда», «одежда», «ме-

28-35 мин

бель».

(К, И) Учащиеся читают название текста «Сторож»

и пред-

полагают, о чём или о ком в нём будет

рассказываться. Учитель предлагает ученикам прочитать

текст и проверить свои предположения.

Определяют к какому виду относится текст «Сторож» (худо-

жественный или нехудожественный текст: стихотворение,

рассказ, статья) .

Находят и выписывают из текста ответы на вопросы:

  1. Как играли все ребята?

  1. Кто не играл?

  2. Было ли ему весело?

Подчеркивают буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Работа в тетради «Что я знаю и умею».

Тетрадь

35-40 мин Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.

«Что я знаю

Д/З упр 4 стр 665 правило стр 64

и умею»

Итог урока. Рефлексия.

Согласные звуки в словах могут быть … и … .Согласные [й’], [ч’], [щ’] – всегда … . Согласные [ж], [ш], [ц] – всегда … . Такие согласные не имеют … по твёрдости-мягкости.

Дополнительная информация

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные связи

В процессе работы на уроке

Формативное оценивание.

– литература

учитель индивидуально помо-

– Самооценивание в тетради

– самопознание

гает учащимся прогнозиро-

«Что я знаю и умею».

вать содержание текста на

– Взаимооценивание при рабо-

основе заголовка и опорных

те в паре, группе, классом.

слов, отвечать на вопросы по

– Результаты наблюдения учи-

содержанию прочитанного.

телем качества ответов уча-

Для повышения мотивации у

щихся на уроке.

детей с высоким уровнем

– Определение уровня усвоения

направленности на знания,

навыка по теме (тетрадь «Что я

учащимся предлагается

знаю и умею»).

рассказать о согласных зву-

ках по схеме.

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

Комментарии по проведенному уроку:

по уроку:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.

Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

  1. Именительный.

  2. Родительный.

  3. Дательный.

  4. Винительный.

  5. Творительный.

  6. Предложный.

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Падеж

Вспомогательное слово

Именительный

есть

Родительный

нет

Дательный

рад

Винительный

вижу

Творительный

любуюсь

Предложный

думаю (о)

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Падеж

Сущ-е, мест-я

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

Количественные числительные

И.

кто? что?

какой? какая? какое? какие?

сколько?

Р.

кого? чего?

какого? какой? какого? каких?

скольких?

Д.

кому? чему?

какому? какой? какому? каким?

скольким?

В.

кого? что?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

Т.

кем? чем?

каким? какой? каким? какими?

сколькими?

П.

о ком? о чём?

о каком? о какой? о каком? о каких?

о скольких?

Как правильно определить падеж:

  • гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

  • бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

  • сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

  • обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

  • наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

  • рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

От чего зависят падежные окончания:

  • от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

  • от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий

Падеж

Падежные окончания

Имена существительные

Имена прилагательные, причастия

Единственное число

Множ. число

Ед. число

Множ. число

1 скл

2 скл

3 скл

И.

а, я

нулевое, о, е

нулевое

ы, и, а, я

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

ые, ие

Р.

ы, и

а, я

и

нулевое, ов, ев, ей

ого, его, ой, ей

ых, их

Д.

е, и

у, ю

и

ам, ям

ому, ему, ой, ей

ым, им

В.

у, ю

о, е, а, я, нулевое

нулевое

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

ые, ие, ых, их

Т.

ой, ей

ом, ем

ю

ами, ями

им, ым, ой, ей

ыми, ими

П.

е, и

е, и

и

ах, ях

ом, ем, ой, ей

ых, их

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

  • укусил (кто?) щенок;

  • закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.


В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может может быть:

  • Подлежащим.

    Вода остыла. Пирог упал.

  • Главным членом односоставного номинативного предложения.

    Вечер. Улица. Фонарь.

  • Обращением.

    Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.

Зависимый именительный падеж может быть в роли:

  • Именной части составного именного сказуемого.

    Кама — река.

  • Приложения в значении добавочного сообщения.

    Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.

Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?

Примеры существительных в родительном падеже:

  • книга (кого?) друга;

  • чтение (чего?) романа.

В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.


Примеры:

  • торта;

  • шарфа;

  • возраста;

  • хлебца;

  • договора.

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:

  • Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.

  • Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.

  • Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).

Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:

  • Дополнение (Он устал от работы).

  • Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).

  • Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).

Запоминаем!

У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции.

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.

Дательный падеж может быть:

  • поименным (употребляться при существительных);

  • приглагольным (употребляться при глаголах).

Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?

Примеры существительных в дательном падеже:

  • позвонить (кому?) маме;

  • приблизиться (к чему?) к цели.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.


Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:

  • Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.

  • Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.

  • Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.

  • Определительное: памятник Пушкину, цена словам.

Запоминаем!

Собственные имена существительные в дательном падеже оканчиваются на -и — Любови, Марии, Юлии.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.

Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?

Примеры существительных в винительном падеже:

  • переписать (что?) диплом;

  • слушать (что?) музыку;

  • ждать (кого?) друга.

Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:


Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:

  • Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.

  • Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.

  • Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.

Запоминаем!

Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных) и родительного падежа (у одушевлённых).

В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?

Примеры существительных в творительном падеже:

  • горжусь (чем?) победой;

  • наслаждаться (чем?) спектаклем;

  • быть (кем?) режиссером.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.


В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

  • Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.

  • Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.

  • Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.

  • Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.

Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:

  • гулять под (под чем?) зонтом;

  • конфликт между (между кем?) братьями;

  • говорить с (с кем?) другом.

Запоминаем!

Существительные творительного падежа множественного числа всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение — разносклоняемое существительное «дитя».

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

  • говорить о (о чем?) планетах;

  • сидеть на (на чем?) стуле;

  • ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.


Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:

  • Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.

  • Определительное: небо в облаках, поле в цветах.

  • Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.

Запоминаем!

У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Обращайте внимание не только на окончание, но и на то, подходят ли вопросы предложного падежа.

Что я знаю о звуках русского языка рассказ

Что я знаю о звуках русского языка рассказ

«ЯЗЫК»
Что я знаю о звуках русского языка рассказ

     Язык и истина едины. Продолжаю статью «Язык в опале, этимология обоих слов». Откуда родом, почему так называется слово (язык), где прятался мой язык до середины 9-го века? Потому что впервые слово русь (оттого он и русский) мы узнали с призванием варяга. Почему прячется от меня сегодня? Сравнивая язык службы (на церковнославянском) с российским бытовым, я понимаю насколько общество опередило саму идею слова. Как так получилось, что слово отстало от меня, или я от него, а как следствие — мы перестали понимать друг друга? Примерная тема статьи или очередной детектив, почему язык — язык? 

     Название вещи должно объяснить и всё остальное, форму и содержание её. Соответствует ли наполнение фасаду, внутреннее убранство экстерьеру? Основной закон любой конструкции обязательно подтвердит непременное условие построения. Невозможно рассуждать о том, чего не знаешь. Как ты можешь судить о языке, если ты не знаешь значения слова язык, и в этом моя беда, подумалось однажды на досуге. С другой стороны, не зная значения имени, мне известно о языке до неприличия многое из сплетен. Если целоваться по-взрослому, то надо с языками, если девушка показывает язык, чего-то хочет, если молчит — золото, если сам скажешь чего, потом жалеешь — язык твой враг. Вот такие сплетни ходят вокруг языка: язык до Киева довёл, он без кости и мелет, он в голове для того чтобы в неё есть, а в колоколе чтобы звонить… Накидаю портрет врага: язык ходячий, мягкий, весь в муке и звонкий, помогает кушать и обладает даром речи. Однако не вяжется с пленным языком, который может сообщить нужную информацию. Язычники от слова язык стопудово, но каким боком они подпали под этот термин? Язычники во множественном числе, а язык — один. Первая зацепка или ниточка, за которую следует потянуть. Три раза сплюнул и постучал по голове. Язык есть у птиц, зверей, даже — Язык название рыбы (на латинице). Такой образ «языка», ещё и плавает, но молчит как рыба, как в рот воды набравший и читающий всё наоборот. Рыба — афиша, рыба — реклама, язык — торговый знак марки АБЫРВАЛГ. Однако главная особенность языка или основное свойство — вязать людей. Он нас и единит и разлучает одновременно, не буду ходить далеко за примерами. Слово — это слово, и речь, и мова одновременно, а это уже разные понятия, и ты сам уже во власти переводчика, а это беда. Но задумка была совершенно иной, рассуждая со своей колокольни, позволю высказать одно субъективное мнение, которое доселе не встречалось. Язык и слово просто повязаны быть вместе по закону слова. Так всё начиналось.

     По закону слова определяется суть единого языка (в древнегреческом тексте «Закон и заповеди»), связывающего Пастыря и пасомых (спасаемых) им людей в единый народ: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (От Иоанна, 10:1-5). — Совершенно невозможно возразить. Сравнивая язык службы (на церковнославянском) с российским бытовым, я понимаю насколько общество опередило саму идею слова. Разошлись во времени? Или слово отстало от меня, иностранца. Слово живёт отдельно от паствы-этноса в утраченных навсегда звуках. Тогда кто тот, который «перелазит инуде»… Много мыслей одновременно не понимая слов это плохо.

     Слово νόμον (nomon  — нОмон — звучит с латиницы), переведено на славянский язык как «закон»: без окончания (ν) прямой перевод: νόμο — закон (серб, укр, русск, болг), права (белор), prawo (пол), zakon (слов, хорв), zákon (чех) — ударением уточняется звук: зА-кон, поясняя в чём дело. «Справа» и есть дело — управиться, управа, а правая рука — дясно (десна основа для зубов) и Десна — имя реки (левого притока Днепра). Так не бывает, чтобы путали лево и право, привязывая сено и солому к руке в армии. Десна — косвенное значение. Союз славянских слов (или за-конъ) некоторым образом объясняется термином «права/prawo = дело. Дело (праца, работа) само состоит из «домика» (рама на ножках) + ел (божество). Мы с помощью языка ещё и едим, что бесспорно! Как-то задался целью и высчитал, и придал всем основным шести словам «есть» (в российском языке) свои этнические русские начальные значения. Уложив (завтрак, обед и ужин с армейским «Есть!» и прочими, то есть) в две неприлично длинные статьи. А о слове эллины не писал, не интересно. Узы, уста, устная речь в таком союзе может косвенно напоминать и устье (реки), но речь не может быть положена в основу слова «язык». Сравните язык, речь и народ. Сравнили? В них нет даже одинаковых букв, не говоря уже о звуке… Как же может пасуемый услышать Глас? Вот это мне интересно. И почему до сих пор нет определения, что такое язык? Это беспредел, это не нормально и не допустимо.

     Слово nomon/νόμον/zakon — близкородственное с греческим ονομα /онома/onoma, однако, стоило чуть изменить конструкцию (подставить в начало слова «о» и окончанием сделать «а»), и ονομα = имя. На других языках nomen, name, Name, ime, імя, názov — словацкое «на зов», пожалуй, даёт определение точнее англичан и немцев… Слово же, переведённое на русский язык как «беззаконие» (в том числе и беспредел, из ряда вон, зарядье), в греческом оригинале этого текста звучит как АНОМИЯ, буквально «отрицание номоса», то есть Имени и Закона Божьего (Сына). Аномальное место, состоящее из звуков анома + мал. Современные толковые словари определяют аномию как «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать нормам общественной жизни».

      Вспоминаем заповеди: «…и он зовет своих овец по имени и выводит их». Кто? Таким образом, представляется «имя». Белорусский и русский языки (імя/имя) в написании уточняют Бога посредством буквицы «и» впереди: Исус. С двумя «и» слово стали писать со второй половины 16 века. Имя Исус созвучно союзным звукам (ус/уз): «И когда выведет своих овец, идет перед ними», а иначе и быть не может, чтобы его имя звучало иначе паствы; «а овцы за ним идут, потому что знают голос его». Иисуса величают «Словом», а призвание совершили словене новгородские. Ах, какая вязь! Редкий историк отличает словен от славян. В событиях появляется логика, а в языке истина («истинно говорю вам»).

      Вот теперь, с полным пониманием по делу, можно поговорить и об этимологии слова язык… И для чего язык, и с какой целью, всё это ещё впереди. Впрочем, сразу надо сказать, что тема сложная и одновременно яйца выеденного не стоит. Сайты и справочники запружены в изыскательских потугах. Неизвестно с какой целью делают это они, но ответа языку от языка пленного пока нет. Существуют разные предположения, как о первоначальном облике слова, так и о его исконном значении. Исконное — от слова кон, закон, икона — этимология в данном случае, хоть и гипотетическая, но заслуживающая внимания. В древнерусском и в современном русском — слово «язык» многозначное. В настоящее время у него выделяют следующие основные значения:

1. Орган в ротовой полости у человека и животных.
2. Орган речи.
3. Система словесного выражения мыслей, средство общения людей (язык русский, английский, испанский и т. д.).
4. Разновидность, стиль речи, в том числе индивидуальный (язык говоров, Пушкина, СМИ и др.).
5. Система знаков (звуковых, зрительных и т. д.), передающих информацию (язык животных, жестов, программирования и др.).
6. Народ, народность (устаревшее).
7. Пленный, который может сообщить нужную информацию.
8. Подвесной стержень в колоколе.
9. Предмет, имеющий удлиненную форму (язык пламени, ледника и др.).
10. Язык — название рыбы (семейство камбаловые).
11. Язык — это язычники (всё же выделю отдельным пунктом от языка говоров и глухонемых).
12. Язык — наше всё (чтобы не заниматься перечислением и бесполезной тратой времени).

    Как много и всё разное. Как видим, некоторые значения слова сильно отдалены друг от друга. Это дало основание некоторым лингвистам считать, что язык (часть тела, средство общения, народ и далее по списку), и всё это не может быть значением одного слова, а это разные слова, т.е. омонимы. Такая точка зрения отражена, например, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и не только. Господа, но если все вещи и прозвища — есть порождение Имени? Автору данной статьи представляется более верной мысль, потому-то мы и имеем здесь дело с омонимами в великом множестве слов со всей их многозначностью… Небольшое отступление. Что такое омонимы? Омонимы, это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению, причём в их семантике нет ничего общего. Так и должно быть, см. пункт №12 по закону Имени (имя/nomon/zakon). И во всех остальных пунктах у нас слово — Язык — одинаковое по звучанию, разве значение подкачало, может показаться на первый взгляд…

    Почему? В этом случае связь значений прослеживается (от Р.Х.) с перекроя всего в мире под себя: мы говорим на русском языке, используя необходимый для этого орган речи. Нестыковка в одном, в слове народ, если под ним понимать кровные узы. На одном языке обычно говорят представители одного народа — рода, племени. Однако цели были поставлены далеко идущие во времени (если можно так сказать), усмотрев род общества от Христа, не от Творца. Славян должен был объединить язык. Обратимся теперь к более ранним эпохам, как понимали язык 200 лет назад. Известный русский языковед XIX века Измаил Иванович Срезневский значительную часть своей жизни посвятил созданию словаря древнерусского языка, исследуя употребление слов в старинных памятниках письменности. Правда, завершить эту огромную работу учёный не успел, и собранные им материалы были изданы после его смерти. Удивляться тут нечему. Даль не смог издать свой словарь «живаго» при жизни, запрещала цензура. В работе И. И. Срезневского у слова «язык» выделены следующие значения:

1. Часть тела.
2. Речь.
3. Язык, наречие.
4. Народ, племя.
5. Иноплеменники, язычники (во множественном числе).
6. Народ, люди.
7. Переводчик, проводник.
8. Пленный, который может сообщить сведения о неприятеле.
9. Свидетельское показание.
10. Завещание.

    Учёный видел различие между речью и наречием, иноплеменниками и народом. Обратите внимание на пукты №4 (народ, племя) и №6 (народ, люди). Племя и люди — разные понятия. Такое понятие как люди на западе отсутствует. Наверное, поэтому он разделил народы — по крови и этносу (общность восточного слова). А не указал слово ЭТНОС, потому что его ещё не существовало? Мне эти 10 пунктов показались наиболее точными в подходе к делу. Ни по одному не допустимо инакомыслия. До пунктов 9 и 10 сам бы не додумался. Чем отличается судебный язык или юриспруденции от нотариального? И в голову бы не пришло… Однако завещание могло быть составлено и своими словами (на наречии). Издержки империи. А почему язычники (во множественном числе — иноплеменники) могли быть выделены, тут сомнений никаких. Слово христианина против их языка многобожия перевешивало чашу весов правосудия. Если ты слово понимаешь иначе, будешь причислен к язычнику и

Дата публикации:

Оценка произведения:
Разное:

  • Что хотел сказать пушкин в сказке о рыбаке и рыбке
  • Что указывает на родство сказок салтыкова щедрина с народными язык герои ситуации стилистика
  • Что то как пишется правильно правило
  • Что ты можешь сказать о володиной семье рассказ мальчики
  • Что ты баба белены объелась из какой сказки