Что я знаю о стихах 2 класс литературное чтение рассказ

Стихотворение это...их разновидностипризнаки стихотворениячто нужно помнить при анализе стиховздравствуйте, уважаемые читатели блога ktonanovenkogo.ru. со школьных лет всем известно, что

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Пушкин

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это…

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  1. тоническая;
  2. силлабическая;
  3. силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

  1. гражданским («Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова);
  2. философским («Гамлет» Б.Л.Пастернака);
  3. пейзажным («Шёпот, лёгкое дыханье…» А.А.Фета);
  4. городским («Балаганы», «Городу» В.Я.Брюсова);
  5. любовным («Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И.Цветаевой).

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

  1. белыми («Она пришла с мороза…» А.Блока);
    пример стихотворения без рифмы
  2. рифмованными («Зимний вечер» А.Пушкина).

По адресации также выделяют:

  1. стихи для детей;
  2. стихи-поздравления;
  3. стихи, написанные по случаю (датские).

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

  1. Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.

    Признаки стихотворения

    Например, поэт любуется цветами после дождя и, как английский стихотворец У.Блейк, замечает «небо в чашечке цветка».

  2. Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе.
    Пример стихотворения
    Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку.
  3. Лаконичность. А.Блок при встрече с молодым С.Есениным настаивал на том, что стихотворение не должно превышать пяти строф (что это такое?). Всё остальное мэтр призывал безжалостно сокращать.
    Стихи блока
    У самого блока есть стихотворения гораздо большего объёма, но поспорить с маэстро трудно: тексты, содержание которых можно уложить в 5-6 строф, максимально привлекательны для читателя. Если стихотворное произведение длиннее, его лирическая концентрация теряется.
  4. Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема. Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться.

    Смысловая законченность стиха

    В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

    «Лизни ей нежно руку
    За всё, в чём был и не был виноват»…

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

Цель:

  • повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания обучающихся о жизни и творчестве изученных писателей;
  • учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, анализировать, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные картинки, маски, куклы, рисунки для инсценировок стихотворений, выставка книг изученных писателей, показ слайдов по произведениям писателей.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

-Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

-Итак, урок литературного чтения.

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

— Сегодня мы вспомним изученные произведения наших любимых писателей.

Я вам показываю портрет писателя, а вы говорите полное его имя и фамилию. (показ портретов) С книгами К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто вы уже были знакомы с детского сада. Вы проделали большую работу по группам: создали богатую выставку книг, приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Каждая группа придумала себе название, представьте свою группу: «Мяч», «Находка», «Верёвочка», «Радость».

-Начнём наш урок с биографии писателей.

3. Рассказ о писателях.

(Заранее детей разделили на 4 группы, сильноподготовленным обучающимся было предложено собрать материал о писателях и создать папку по своему автору, остальные обучающиеся получили творческие задания в группах: инсценирование стихотворения, телепередача, диафильм и кукольный спектакль, наиболее понравившиеся отрывки из произведений дети проиллюстрировали и поместили в свою папку)

От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку и рассказывает биографию писателя.

Группа «Находка» рассказывает о С.В. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. В 10 лет он написал свою первую басню. Сергей Михалков писал для детей и для взрослых.

Известность С.В. Михалкову как детскому поэту принесла поэма «Дядя Стёпа» и её продолжение «Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа-ветеран». Очень популярны сатирические стихи поэта.

Знакомство, а потом и творческая дружба с С.Я. Маршаком и К. И. Чуковским помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь – путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.

Группа «Радость» расскажет о К.И.Чуковском

Миллионы читателей — от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни 1882 – 1969. «Прежде чем написать первую сказку, – пишет Чуковский, – я лет 15 изучал малышей». Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает. Стихи Корнея Ивановича приносят всем нам радость. Они великолепно звучат, развивают нашу речь. Сегодня мы послушаем некоторые из них.

Группа «Верёвочка» расскажет о А.Л. Барто

Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В своих произведениях Барто рассказывает нам о детях, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Л. Барто убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит проблемами в будущем. Поэтому она по-серьёзному, а не в шутку разговаривает с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.

Группа «Мяч» расскажет о С.Я.Маршаке

Творчество С. Маршака очень разнообразно. Он и поэт, и переводчик, и редактор. Маршак писал стихи и для малышей, и для детей постарше, и для взрослых. Он писал и сказки, и сатирические произведения, и юмористические. Его юмористические стихи «Вот какой рассеянный», «Усатый – полосатый» помнят наизусть и дети, и взрослые.

Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах.

Первой книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей». Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе. Самуил Яковлевич прожил 76 лет. Более пятидесяти из них посвятил литературе.

4. Чтение наизусть учащимися одного стихотворения каждого автора.

— Стихотворение « Радость» К.И.Чуковского.

— Стихотворение «Мы не заметили жука» А.Л. Барто.

— Отрывок из стихотворения «Мой секрет» С.В.Михалкова.

— Отрывок из стихотворения «Мяч» С.Я.Маршака.

5. Творческая работа учащихся

— Стихи наших замечательных писателей можно не только читать наизусть или выразительно, но и ещё создавать мини-спектакли, диафильмы, телепередачи и кукольные спектакли.

  • а) Группа «Радость» покажет для вас сценку (отрывок) по стихотворению К. Чуковского «Путаница». (дети выходят в масках и рассказывают наизусть отрывок)
  • б) Группа «Верёвочка» покажет телепередачу по стихотворениям А. Барто

Телепередача

(на парте стоит старый экран телевизора, ведущий садится и начинает передачу)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В эфире передача «Бибигоша». Сегодня к нам в гости пришла девочка, а зовут её Машенька.

– А что это ты принесла с собой?

Машенька: – Игрушки мои любимые, я часто их беру с собой, вот лошадка, слоник, зайчик (показывает игрушки)

Ведущий: – А вот есть такая писательница Агния Барто, которая написала стихи о твоих любимых игрушках. Хочешь послушать?

Машенька: – Да (показывает игрушку, дети читают стихи)

«Лошадка»
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком поглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

«Зайка»
Зайку бросила хозяйка.
Под кустом остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок.

«Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Ведущий: Тебе понравились стихи? Это были стихи А.Барто из сборника «Игрушки». А в следующей передаче мы почитаем другие стихи. Наше время закончилось. До свидания, до новых встреч!

  • в) Группа «Находка» по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок» покажет диафильм (наизусть рассказывают и показывают рисунок к своему отрывку)
  • г) Группа «Мяч» по стихотворению С. Маршака «Кот и лодыри» покажет кукольный спектакль.

Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне.
Видят, видят лодыри: из ворот
Хмурый и ободранный кот идёт.
Спрашивают лодыри у него:
— Ты чего нахмурился, отчего?
Замяукал жалобно серый кот:
-Мне, коту усатому, скоро год.
И красив, я, лодыри и умён,
А письму и грамоте не учён.
Школа не построена для котят.
Научить нас грамоте не хотят.
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Ни попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!
Отвечают лодыри: — Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый скоро год.
Учат нас и грамоте, и письму,
А не могут выучить ничему.
Нам учиться, лодырям, что-то лень.
На коньках катаемся целый день.
Мы не пишем грифелем на доске,
А коньками пишем мы на катке!
Отвечает лодырям серый кот:
— Мне, коту усатому, скоро год.
Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз!

Физминутка

— Мы дружно трудились,
Немного устали,
А теперь все тихонечко встали.
«Хомка, хомка, хомячок».

6. «Узнай по голосу: «Кто так сказал?» (включить аудио запись)

Дети называют героя и автора произведения.

-«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять».
Федора (К.И.Чуковский)

-«А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Ни попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!»
Кот (С.Я.Маршак)

-«Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь-
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!».
Мальчик (С.В.Михалков)

-« Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе…
Доскакала до угла.
-Я б не так ещё могла!»
Лида (А.Л. Барто)

7. «Задай вопрос!»

Каждая группа задает вопросы по прочитанным произведениям.

С. Маршак

Назовите произведения С.Я.Маршака. Как выглядел кот в стихотворении «Кот и лодыри»?

В каком произведении есть герои – цифры?

А. Барто

Какое время года описано в произведении «Верёвочка».Что делал герой Вовка? Почему Петя просыпался 10 раз?

К. Чуковский

Назовите полное имя Федоры. Кто из героев стихотворения «Путаница» был паинькой? Что вырастает от радости на берёзах?

С. Михалков

Почему Михалков назвал стихотворение «Мой секрет» именно так? Как мальчик преодолел свой страх в стихотворении «Сила воли»? Вспомни, какие добрые и смешные стихи написал Михалков.

8. «Работа с пословицами»

Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.

  • «Порядок – душа всякого дела» Федорино горе
  • «Учись смолоду – пригодится в старости» Кот и лодыри
  • «У страха глаза велики» Сила воли
  • «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» Вовка – добрая душа

9. «Соотнеси название стихотворения с портретом поэта».

На доске портреты писателей и карточки – названия стихотворений «Дядя Стёпа», «Мой секрет»,»Телефон», «Путаница», «Верёвочка», «В школу», «Радость», «Кот и лодыри», «Почта», «Багаж», «Сила воли», «Мы не заметили жука». Надо прикрепить название стихотворения под портретом автора. (выходят 4 ученика)

10. Подведение итога урока.

— Произведения каких писателей мы изучали? Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (интересно пишут, весело, иногда ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают над невоспитанными детьми, учат добру).

— Назовите наиболее понравившееся стихотворение. Почему оно вам нравится? Чему учит это стихотворение? И в дальнейшем на уроках литературного чтения мы будем продолжать изучение произведений этих замечательных детских писателей.

— Всем спасибо, вы очень хорошо поработали!

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тема: Что нужно, чтобы стать поэтом? Н.Носов. «Как Незнайка сочинял стихи?»

Цель: Формирование представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи:

— воспринимать на слух произведение;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, характера героя рассказа;

— участвовать в обсуждении произведения;

— уточнить представление о поэзии, вымысле.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные универсальные учебные действия

  • способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

  • умение выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

  • желание рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

  • участвовать в осуждении плана выполнения заданий;

  • оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Познавательные универсальные учебные действия

  • читать текст, понимать фактическое содержание текста, выделять в нём основные части;

  • ориентироваться в содержании учебника;

  • осуществлять первоначальный анализ художественного текста;

  • обобщать и классифицировать учебный материал, формулировать несложные выводы.

  • сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные универсальные действия

  • уважать мнение собеседников;

  • проявлять интерес к общению и групповой работе;

  • участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

  • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Ход урока

Слайд 1

  1. Организационный момент.

Учитель: Начинаем урок литературного чтения. Я желаю вам готличного настроения.

Скороговорка

Три сороки тараторки

Тараторили на горке

(Повторить скороговорку 3 раза с разной скоростью).

Повторим стихотворение, активно работая губами:

Чтобы разговаривать

Надо выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Подготовка к восприятию.

Учитель: Мы познакомились на прошлых уроках с двумя произведениями Николая Носова. О ком он пишет? (О детях)

— Перечислите героев рассказов Н.Носова (Бобка, Коля, Мишка)

— Внимание! Вы сейчас не просто ученики, а следователи. Проведите следственный эксперимент.

Слайд 2.

— Кто, Мишка, Коля или Бобка мог сказать такие слова?

  • «Стихи сочинять трудно, наверное. Я сам не пробовал» (Коля, потому что сомневается, т.к. сам не делал)

  • «Чего там их сочинять! Я в два счёта такие стихи сочиню, заслушаешься» (Мишка, т.к. у него всегда все легко и просто)

  • «Надо как следует потрудиться, чтобы хорошо получилось» (Бобка, т.к. он теперь знает, чтобы что-то получилось, надо потрудиться)

  • «Я рисовать научился, на трубе играть научился, стихи сочинять тоже научусь. Про всех друзей сочиню».

  • «Знаете, кто лучший в мире сочиняльщик стихов? У меня на чердаке тысяча стихов»

— Кто же сказал последние два отрывка? Какие два героя вмешались в беседу? (Незнайка и Карлсон)

— Кто из героев лишний? (Карлсон. Он не является героем Н.Носова).

— Ребята, чем похожи все эти высказывания? (Здесь герои высказали свое мнение о том, как пишутся стихи).

— Скажите, пожалуйста, кто пишет стихи? (Поэт) Слайд 3. Как одним словом называется то, что создает поэт? (Поэзия) Щелчок.

— Кто-нибудь из вас пробовал писать стихи? (…) Трудно?(…)

_ Как вы думаете, что нужно, чтобы получились стихи? (Рифма)

— Что такое рифма? Давайте заглянем в Толковый словарь и найдем определение этому слову. (После прочтения определение оно появляется на доске) Щелчок.

III. Определение темы и цели урока.

— Подберите рифмы к данным словам:

(На доске)

Снежок – (пушок)

Мороз – (красный нос)

Пушистый – (душистый)

Сверкает – (играет)

— Молодцы! Получается, что мы с вами все поэты? (Наверное, нет)

— Какой возникает вопрос? (Тема урока: Что нужно, чтобы стать поэтом?) Слайд 4

— Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Как научиться сочинять стихи)

IV. Работа по теме урока.

Учитель: — Предлагаю вам послушать рассказ «Как Незнайка сочинял стихи?» и выяснить, смог ли он стать поэтом? (Аудиозапись)

— Вам понравился рассказ? Почему? (Было смешно)

— Кто главный герой рассказа? (Незнайка)

— Кем он захотел стать и почему? Найдите ответ в тексте (с. 111-117)

— К кому Незнайка обратился с просьбой научить его писать стихи? (К Цветику)

Чему, прежде всего, учил Цветик Незнайку? (Рифмовать слова) Найдите отрывок из рассказа и прочтите как он это объясняет (с.112).

— Как вы думаете, достаточно ли только рифмы, чтобы получилось стихотворение? (Нет)

_ Можно ли назвать стихотворением такую рифму: Утка-шутка, коржик-моржик. (Нет, рифма есть, но нет смысла).

— Как цветик объясняет Незнайке, что еще должно быть в стихотворении? Найдите в тексте и зачитайте (с.114)

— Согласны ли вы с таким высказыванием? Хороший ли Цветик учитель?

V. Физкультминутка.

Вот Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в сторону развёл –

Видно рифму не нашёл.

Чтобы рифму отыскать,

Надо на носочки встать.

VI. Работа по теме урока.

  • Работа в парах.

Учитель: — Ребята, работая в парах, найдите в тексте, какие стихи получились у Незнайки? Есть ли в них рифма и смысл? (Рифма есть, смысла нет)

— Как друзья отнеслись к этим стихам? (Друзьям не понравились стихи, они показались им обидными).

— Как вы считаете, Незнайка умышленно хотел обидеть своих друзей? (Нет, он просто составлял рифмы).

— Почему же друзья на него обиделись? (Они друг друга не поняли. Вероятно у них нет чувства юмора)

— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стихи получились хорошие, что в них нужно передать? (Они должны быть написаны с чувством, в них должна быть какая-то тайна, переживания).

— Понимает ли Незнайка смысл поэзии? (Нет.

_ А его друзья? (Друзья тоже неправильно понимают смысл поэзии. Они утверждают – быть поэтом, значит говорить правду).

— Вы согласны с ними? (Не совсем. Поэт — это творческий человек, а в творчестве всегда есть доля вымысла).

— Давайте вспомним стихотворение С.Есенина «Зима»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

— Есть ли здесь правда? (Автор правдиво описывает зиму. Он точно передает ощущения от ветра и холода).

— Есть ли в этом произведении вымысел? (Да. Он использовал литературные приемы: олицетворение и одушевление при создании образа зимы).

— Какой же вывод мы можем сделать? (Поэзия — это передача поэтом чувств, переживаний, наблюдений, вдохновение, а не пустая рифма).

  • Работа в группах.

— Посмотрим, посетит ли вас сейчас вдохновение. У вас на партах лежат листики с рифмами. Поработайте в группах и сочините небольшие четверостишия:

идёт – лёд

коньки – вперегонки

лежит – не бежит

нос – Барбос

— Молодцы!

— Послушайте, какое стихотворение написала ваша сверстница с этими же рифмами:

« Зима идёт, зима идёт,

Уже застыл на речке лёд.

Уже достали мы коньки

И бегаем вперегонки.

Уже на крыше снег лежит,

Ручей шумливый не бежит,

Мороз трескучий щиплет нос

И в будку прячется Барбос»

VII. Обобщение. Итог урока.

  • Работа в группах.

Учитель: Ребята, на ваших партах лежат раскраски. Работая в группах, раскрасьте героев произведения. (Дети выполняют работу). Повесьте свои работы на доску. Скажите, из какого произведения эти сказочные герои (мы с вами сегодня знакомились лишь с отрывком из этой повести)? (Н.Носов «Незнайка и его друзья»). Кто читал это произведение? Какие книги о Незнайке вы еще знаете? («Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на луне»).

— Скажите, пожалуйста, ответили ли мы на вопрос, как стать поэтом?

— Что нового узнали?

— Кому захотелось прочитать произведение полностью?

— Оцените свой труд на протяжении всего урока.

VIII. Домашнее задание.

— Выполнить домашнее задание по выбору:

1) Сочинить стихотворение.

2)Придумать вопросы к произведению.

3) Чтение произведения по ролям.

IX. Рефлексия. Оценика.

— Оцените свой труд на протяжении всего урока.

— Вам понравился наш сегодняшний урок? Если да, то поднимите большой палец вверх, если нет, то опустите его вниз. (В.Меладзе. Клип о Незнайке)

  • Что я вижу из окна своего дома сочинение 6 предложений
  • Что я ем на завтрак обед и ужин сочинение
  • Что я думаю об обломове сочинение
  • Что я делал на осенних каникулах сочинение
  • Что я делал летом сочинение на английском