Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Что я люблю и чего не принимаю в Базарове
Если читатель не полюбит
Базарова со всей его грубостью,
Бессердечностью, безжалостной
Сухостью и резкостью, если он
Не полюбит, повторяю – я виноват,
Я не достиг свой цели.
И.С. Тургенев
После выхода в свет в 1862 году романа Тургенева «Отцы и дети» появилось множество критических статей. Никто не мог простить писателю того, что дворяне изображены иронически, что Базаров все время издевается над ними и оказывается выше их. Критик Антонович назвал Базарова «асмодеем нашего времени». Но все эти факты говорят в пользу Тургенева. Он увидел появление нового типа людей, демократов-разночинцев.
Главная проблема представлена Тургеневым в названии романа: «Отцы и дети». С одной стороны, это вечная проблема двух поколений, с другой – конфликт социально-политических сил, действующих в России в 60-е годы: либералов и демократов. Главные герои романа группируются в зависимости от ого, к какому лагерю их можно отнести. Но дело в том, что Евгений базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей».
«Кто есть базаров?» спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат в ответ: «Нигилист». Взгляды нигилиста и Павла Петровича были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали неприязнь друг к другу. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя».
Павел Петрович Кирсанов – сын боевого генерала. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки.
Базаров – внук дьячка, сын уездного лекаря. Говорит он мужественным голосом, ясно и просто.
Столкновение Базарова и Павла Петровича было неизбежным. «У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», — говорил Кирсанов. Базаров считал бесполезными их споры, но отклониться он не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, базаров говорит с «невыразимым спокойствием». В словах Павла Петровича чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет слова, подчеркивающие его воспитанность. Иностранные выражения раздражают Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов» Русскому человеку они не нужны». В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, здравый и ясный. Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ свято преданья, он патриархальный, он не может жить без веры. Но базаров пренебрежительно говорит о русских мужиках. Он выступает не против их самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.
Порой позиция Базарова, которая ко всему относится с критической точки зрения, отличается крайностью. Евгений насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей среды, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней – огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека («природа не храм, а мастерская»).
Евгений Базаров очень одинокий человек. В Марьине он – гость, отличающийся от помещиков. В деревне своего отца в глазах крепостных он – барин. На деле, он далек от помещиков и от простых людей. В романе нет ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Прежде всего, это Аркадий. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что она невозможна без взаимопонимания. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия – Базарову. При этом он лучший из учеников Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая сильная натура.
В спорах Павла Петровича и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Н, в целом, Базаров имеет преимущества. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно», – пишет Тургенев.
Базаров – сильная личность. У него воля, мысль и дело сливаются в одно целое.
79044 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Что я люблю и чего не принимаю в Базарове
Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Автор На чтение 24 мин. Просмотров 43 Опубликовано
Евгений Базаров. Иллюстрация П. Боклевского |
Появление романа «Отцы и дети» в 1862 году вызвало бурную реакцию как у критиков, так и у читателей. Отзывы критиков оказались самыми противоречивыми: одни восторгались романом, а другие откровенно осуждали его.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Отцы и дети»
Критика о романе «Отцы и дети» Тургенева, отзывы современников
Писатель Л. Н. Толстой:Писатель Ф.М. Достоевский:Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм. Даже отхлестали мы его и за Кукшину, за эту прогрессивную вошь, которую вычесал Тургенев из русской действительности нам на показ, да еще прибавили, что он идет против эманципации женщины.» (Ф.М. Достоевский «Зимние заметки о летних впечатлениях», глава III, 1863 г.)Критик М. А. Антонович: «И вот желанный час настал; давно и с нетерпением ожидаемый… роман явился наконец… , ну, разумеется, все от мала до велика с жаром бросились на него, как голодные волки на добычу. И начинается всеобщее чтение романа. С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука; но, разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать… А между тем и дальше, когда действие романа развертывается перед вами вполне, ваше любопытство не шевелится, ваше чувство остается нетронутым… <…> Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… <…> Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, — впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Оттого в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души…» (статья «Асмодей нашего времени», 1862 г.)Критик П. В. Анненков: ««Отцы и дети» действительно нашумели так, как даже я и не ожидал. Вы можете радоваться всему, что об них говорят. Писателем-романистом быть хорошо, по кинуть в публику нечто вроде нравственного масштаба, на который все себя примеривают, ругаясь на градусы, показываемые масштабом, и равно злясь, когда градус мал и когда велик, — это значит добраться, через роман, до публичной проповеди. А это, я полагаю, — последнее и высшее звено всякого творчества…» (П. В. Анненков — И. С. Тургеневу, письмо 19 июня (1 июля) 1862 г.)Критик, публицист Н. Н. Страхов: «…Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии… <…>Гоголь об своем «Ревизоре» говорил, что в нем есть одно честное лицо — смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова — жизнь. <…> Критик и публицист В. П. Буренин: «…Можно сказать с уверенностью, что со времени «Мертвых Душ» Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и Дети» при их появлении. Глубокий ум и не менее глубокая наблюдательность, несравненная способность к смелому и верному анализу жизненных явлений, к широкому их обобщению сказались в основном замысле этого положительно исторического произведения. Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом… <…> …В своем романе он вовсе не становился на сторону «отцов», как это утверждала тогдашняя несочувственная ему прогрессивная критика, он вовсе не имел намерения превознести их над «детьми» для унижения последних. Точно так-же он вовсе не имел намерения выставлять в образе представителя детей какой-то образец «мыслящего реалиста», которому молодое поколение должно было поклоняться и подражать, как это вообразила прогрессивная критика, сочувственно отнесшаяся к его произведению… …В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом. И он сделал это… …Что касается до значения этого романа в родной литературе, то его законное место в ряду с такими созданиями, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые Души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова и «Война и Мир» Льва Толстого…» (В. П. Буренин, «Литературная деятельность Тургенева». Спб. 1884 г.)Критик Д. И. Писарев:«…Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества. Один из лучших людей старшего поколения, Тургенев, писатель честный, написавший и напечатавший «Записки охотника» задолго до уничтожения крепостного права, Тургенев, говорю я, обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать. Вот что я успел подметить. Объясните мне это явление». Таков настоящий смысл романа. Этот откровенный и честный вопрос пришелся как нельзя более во-время. Его предлагала вместе с Тургеневым вся старшая половина читающей России. Этот вызов на объяснение невозможно было отвергнуть. Отвечать на него литературе было необходимо…» (Д, И. Писарев, статья «Реалисты», 1864 г.)М. Н. Катков, публицист, издатель и критик:«…все в этом произведении свидетельствует о созревшей силе этого первоклассного таланта; ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия, воздержность и ровность в исполнении, драматизм, возникающий естественно из самых обыкновенных положений, ничего лишнего, ничего задерживающего, ничего постороннего. Но сверх этих общих достоинств роман г. Тургенева имеет еще тот интерес, что в нем уловлен текущий момент, схвачено убегающее явление, типически изображена и запечатлена навеки мимолетная фаза нашей жизни…» (М. Н. Катков, «Роман Тургенева и его критики», 1862 г.)Отзыв в журнале «Библиотека для Чтения»:Критик А. Скабичевский:«…В области беллетристики первым протестом против новых идей был роман г. Тургенева «Отцы и Дети». Роман этот отличается от других того же рода произведений тем, что он преимущественно философский. Он мало касается каких-либо общественных вопросов своего времени. Главная цель его поставить рядом друг перед другом философию отцов и философию детей, и показать, что философия детей противна человеческой природе, и потому не может быть применима в жизни. Задача романа, как вы видите, очень серьезная… Но на первых же страницах вы видите, что автор, лишен всякой умственной подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные, ребяческие…» (А. Скабичевскии. «Отечественные Записки», 1868 г., № 9)Ю. Г. Жуковский, литератор и экономист: Это была критика о романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, отзывы современников о произведении и его значении в русской литературе.Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»
«Отцы и дети», история создания которого обычно связывается с произведением «Рудин», опубликованным в 1855 году, — роман, в котором Иван Сергеевич Тургенев возвратился к структуре этого первого своего творения.
Как и в нем, в «Отцах и детях» все сюжетные нити сошлись к одному центру, который образовала фигура Базарова — разночинца-демократа. Она растревожила всех критиков и читателей. Много написали различные критики о романе «Отцы и дети», поскольку произведение вызвало неподдельный интерес и споры. Основные позиции в отношении этого романа мы представим вам в данной статье.
За что бранили Тургенева?
Двойственное отношение самого автора к своему герою повлекло за собой порицания и упреки современников. Тургенева жестоко бранили со всех сторон. Критики о романе «Отцы и дети» отзывались в основном негативно. Многие читатели не могли понять мысль автора. Из воспоминаний Анненкова, а также самого Ивана Сергеевича мы узнаем о том, что М.Н. Катков пришел в негодование, ознакомившись с рукописью «Отцы и дети» по главам. Его возмущало то, что главный герой произведения безраздельно господствует и не встречает нигде дельного отпора. Читатели и критики противоположного лагеря также жестоко порицали Ивана Сергеевича за внутренний спор, который он вел с Базаровым в своем романе «Отцы и дети». Содержание его показалось им не вполне демократичным.
Наиболее заметными среди многих других интерпретаций являются статья М.А. Антоновича, опубликованная в «Современнике» («Асмодей нашего времени»), а также ряд статей, появившихся в журнале «Русское слово» (демократическом), принадлежащих перу Д.И. Писарева: «Мыслящий пролетариат», «Реалисты», «Базаров». Эти критики о романе «Отцы и дети» представили два противоположных мнения.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике
Читайте также: Фонетический разбор слова «измаил-бей»
Мнение Писарева о главном герое
В отличие от Антоновича, который оценивал Базарова резко отрицательно, Писарев в нем увидел настоящего «героя времени». Этот критик сопоставил данный образ с «новыми людьми», изображенными в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевским.
Тема «отцы и дети» (взаимоотношение поколений) в его статьях вышла на первый план. Высказанные представителями демократического направления разноречивые мнения о произведении Тургенева восприняты были как «раскол в нигилистах» — факт внутренней полемики, существовавшей в демократическом движении.
Антонович о Базарове
И читателей, и критиков «Отцов и детей» волновали не случайно два вопроса: об авторской позиции и о прототипах образов данного романа. Именно они составляют два полюса, по которым истолковывается и воспринимается любое произведение. По убеждению Антоновича, Тургенев был злонамерен. В толковании Базарова, представленном этим критиком, этот образ является вовсе не списанным «с натуры» лицом, а «злым духом», «асмодеем», который выпущен озлобленным на новое поколение писателем.
В фельетонной манере выдержана статья Антоновича. Критик этот вместо того, чтобы представить объективный разбор произведения, создал на главного героя шарж, подставив Ситникова, «ученика» Базарова, на место своего учителя. Базаров, по мнению Антоновича, является вовсе не художественным обобщением, не зеркалом, в котором отражается молодое поколение. Критик считал, что автор романа создал хлесткий фельетон, возражать которому следует в такой же манере. Цель Антоновича — «поссорить» с молодым поколением Тургенева — была достигнута.
Базаров в «реальной критике»
Писаревым была высказана другая точка зрения по поводу главного героя произведения. Он рассмотрел его не как карикатуру на некоторых лиц, а как представителя складывавшегося в то время нового общественно-идеологического типа. Этого критика меньше всего интересовало отношение самого автора к своему герою, а также различные особенности художественного воплощения данного образа. Писарев истолковал Базарова в духе так называемой реальной критики. Он указал на то, что автор в его изображении был предвзятым, однако сам тип был оценен Писаревым высоко — как «герой времени». В статье под названием «Базаров» говорилось о том, что изображенный в романе главный герой, представленный как «лицо трагическое», — это новый тип, которого не хватало литературе. В дальнейших интерпретациях данного критика Базаров отрывался все больше от самого романа. Например, в статьях «Мыслящий пролетариат» и «Реалисты» именем «Базаров» был назван тип эпохи, разночинец-культуртрегер, по мировоззрению являвшийся близким самому Писареву.
Критика произведения «Отцы и дети»: взгляд Герцена
В работе Герцена под названием «Еще раз Базаров» основной упор делается не на тургеневского героя, а на то, каким образом он был понят Писаревым. Герцен писал о том, что в Базарове Писарев смог узнать себя, а также добавить то, чего недоставало в книге. Помимо этого, Герцен сравнивает Базарова с декабристами и приходит к выводу о том, что они являются «великими отцами», в то время как «базаровы» представляют собой «блудных детей» декабристов. Нигилизм в своей статье Герцен сравнивает с логикой без структур, или же с научным знанием без тезисов.
Обвинения в тенденциозности
Объективному, спокойному тону Тургенева в изображении главного героя противоречили обвинения в тенденциозности. «Отцы и дети» — это своеобразная тургеневская «дуэль» с нигилистами и нигилизмом, однако автором были соблюдены все требования «кодекса чести»: он с уважением отнесся к противнику, в честном бою «убив» его. Базаров как символ опасных заблуждений, по мнению Ивана Сергеевича, является достойным противником. Глумление и карикатурность изображения, в которых обвиняли автора некоторые критики, им не использовались, поскольку могли дать совершенно противоположный результат, а именно недооценку силы нигилизма, являющейся разрушительной. Нигилисты стремились поставить своих лжекумиров на место «вечных». Тургенев, вспоминая о своей работе над образом Евгения Базарова, писал М.Е. Салтыкову-Щедрину в 1876 году о романе «Отцы и дети», история создания которого интересовала многих, что его не удивляет то, почему для основной части читателей этот герой остался загадкой, ведь сам автор не может вполне представить себе, как написал его. Тургенев говорил, что знает лишь одно: не было в нем тогда никакой тенденции, никакой предвзятости мысли.
Критика произведения
Критические статьи о романе «Отцы и дети» пользовались такой же популярностью, как и само произведение. Любой образованный человек спешил сделать собственный вывод и присоединиться к тому или иному мнению.
Отрицательные отзывы
В 1858 году Тургенев разорвал отношения со знаменитым литературным журналом «Современник». Отношения с сотрудниками этого издания были серьёзно испорчены. Вовсе не удивительно, что самая жестокая критика «Отцов и детей» была опубликована именно авторами «Современника».
М. А. Антонович написал отрицательную рецензию «Асмодей нашего времени». В своей статье публицист называл роман поверхностным морально-философским трактатом. Критик обвинял автора в карикатурном изображении молодёжи. Описание «отцов» он посчитал чрезмерно идеализированным, а Ивана Сергеевича называл «противником всякого прогресса».
Похожие высказывания опубликовал критик А. Скабичевский в «Отечественных записках». Он обвинял Ивана Сергеевича в абсолютном непонимании новой системы мировоззрения. Литератор Ю. Г. Жуковский, который также являлся сотрудником журнала «Современник», назвал «Отцов и детей» унизительным пасквилем на Добролюбова.
Положительные рецензии
Среди литературных критиков были и те, кто высказал положительное мнение о романе. Самый полный анализ произведения представил молодой публицист журнала «Русское слово» Д. Писарев.
Дмитрий Иванович Писарев, как и Базаров, относил себя к нигилистам и революционерам-демократам. В своей статье он подчёркивал, что Тургенев правильно отобразил характер «нового человека». По мнению Писарева, критический взгляд Тургенева на Базарова позволяет объективно рассмотреть достоинства и недостатки нового поколения. Положительными рецензиями отметились и другие критики:
- Н. Н. Страхов;
- П. В. Анненков;
- В. П. Буренин;
- М. Н. Катков.
Страхов считал книгу «Отцы и дети» лучшим произведением Тургенева. Буренин отрицал негативное отношение автора к главному герою. Критик считал, что Тургенев видит в Базарове выдающуюся нравственную силу и природную энергию.
Нейтральные точки зрения
Александр Иванович Герцен не высказывал резких суждений о произведении. Публициста интересовала лишь философия главного героя. Нигилизм Герцен называл «логикой без структур» и «научным знанием без тезисов». Главными людьми уходящей эпохи он считал декабристов. Новое поколение прогрессивной молодёжи, представленное в романе, Герцен назвал «блудными детьми» героев.
Другое интересное мнение о произведении высказал Ф. М. Достоевский. Писатель сравнил образы Базарова и Раскольникова. Фёдор Михайлович считал нигилиста «теоретиком», оторванным от реальности.
Читайте также: Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?
Достоевский полагал, что таланты и взгляды Базарова не нашли применения в обществе, поэтому, как и Раскольников, он не мог стать счастливым.
Сам же Тургенев не стремился показать «новых людей» в дурном свете. Писатель говорил, что прототипом главного героя является вовсе не Добролюбов, а другой выдающийся деятель — Белинский. В русской критике о романе «Отцы и дети» отразились противоречия, назревающие в русском обществе конца XIX века.
Позиция самого Тургенева
Критики о романе «Отцы и дети» отзывались в основном односторонне, давали резкие оценки. Между тем Тургенев, как и в предшествующих своих романах, избегает комментариев, не делает выводов, скрывает намеренно внутренний мир своего героя для того, чтобы не давить на читателей. Конфликт романа «Отцы и дети» отнюдь не находится на поверхности. Столь прямолинейно истолкованная критиком Антоновичем и полностью проигнорированная Писаревым авторская позиция проявляется в композиции сюжета, в характере конфликтов. Именно в них реализована концепция судьбы Базарова, представленная автором произведения «Отцы и дети», образы которого до сих пор вызывают споры различных исследователей.
Евгений в спорах с Павлом Петровичем непоколебим, однако после непростого «испытания любовью» внутренне сломлен. Автор подчеркивает «жестокость», продуманность убеждений этого героя, а также взаимосвязь между собой всех компонентов, составляющих его мировоззрение. Базаров — это максималист, по мнению которого имеет цену любое убеждение, если оно не находится в противоречии с другими. Стоило этому персонажу утратить одно «звено» в «цепочке» мировоззрения — подверглись переоценке и сомнению все другие. В финале это уже «новый» Базаров, являющийся «Гамлетом» среди нигилистов.
Опубликовано 24.01.2019 — 10:09 —
Презентация, отражающая мнения современников И.С.Тургенева о романе «Отцы и дети»; о главном герое романа-Базарове. В материале использованы отзывы Писарева,Каткова,Страхова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kritika_o_romane_ottsy_i_deti.pptx | 193.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Критика о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Слайд 2
После выхода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» на него обрушились, как шквал похвалы, так и не мало критики. Критик журнала «Современник» М.А. Антонович, из-за ухода Ивана Сергеевича из журнала, отрицательно отреагировал на роман. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем. АнтонОвич пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что Кукшина далеко не так пуста и ограничена. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это — чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к представителям которого, правда, причислил заодно Пушкина и самого Тургенева.
Слайд 3
М.А.Антонович о романе Одну из самых критичных точек зрений выдвинул М. А. Антонович, опубликовав свою статью » Асмодей нашего времени» в мартовской книжке «Современника». В ней критик отказывал «Отцам и детям» в каких бы то ни было художественных достоинствах. Он был весьма недоволен романом Тургенева. Критик обвинял автора в клевете на молодое поколение, говорил, что роман написан в укор и поучение молодому поколению, а также радовался, что писатель, наконец, открыл свое истинное лицо — лицо противника прогресса. Как написал Н. Н. Страхов, «вся статья обнаруживает только одно — что критик сильно недоволен Тургеневым и считает священным долгом своим и всякого гражданина не находить как в новом его произведении, так и во всех прежних ничего хорошего».
Слайд 4
Н.С.Страхов о романе Сам же Н. Н. Страхов относится к роману «Отцы и дети» с положительной стороны. Он говорит о том, что «роман читается с жадностью и возбуждает такой интерес, какого, смело можно сказать, не возбуждало еще ни одно произведение Тургенева». Также критик отмечает, что «роман так хорош, что на первый план победоносно выступает чистая поэзия, а не посторонние мысли <> и именно потому, что она остается поэзиею, может деятельно служить обществу». В оценку самого автора Страхов замечает: «И. С. Тургенев представляет образец писателя, одаренного совершенной подвижностью и вместе глубокою чуткостью, глубокою любовью к современной ему жизни <> Тургенев остался верен своему художническому дару: он не выдумывает, а создает, не искажает, а только освещает свои фигуры <> он дал плоть и кровь тому, что явно уже существовало в виде мысли и убеждения. Он придал наружное проявление тому, что уже существовало как внутреннее основание». Наружной же сменой романа критик видит смену поколений. Он говорит, «если Тургенев изобразил не всех отцов и детей или не тех отцов и детей, каких хотелось бы другим, то вообще отцов и вообще детей и отношение между этими двумя поколениями он изобразил превосходно».
Слайд 5
Н.М.Катков о романе Еще одним из критиков, давших свою оценку роману Тургенева, был М.Н. Катков. Свое мнение он опубликовал в майском номере журнала «Русский вестник» в статье под названием «Роман Тургенева и его критики». Отметив «созревшую силу первоклассного таланта» Ивана Сергеевича, он видит особенное достоинство романа в том, что автору удалось «уловить текущий момент», современную фазу русского образованного общества.
Слайд 6
Д.И.Писарев о романе Самую же положительную оценку роману дал Д. И. Писарев. Его статья была одним из первых критических отзывов на роман «Отцы и дети» и появилась вслед за его публикацией в журнале «Русский вестник». Критик писал: «Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя чрез сознание художника». Писарев отмечает: «Кроме своей художественной красоты, роман замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям»Также он говорит, что все произведение насквозь проникнуто самою полною, самою трогательною искренностью.
Слайд 7
И.С.Тургенев о своем романе В свою очередь, сам автор романа «Отцы и дети», Иван Сергеевич Тургенев, в статье «По поводу отцов и детей» отмечает: «По милости этой повести прекратилось — и, кажется, навсегда — благосклонное расположение ко мне русского молодого поколения». Прочитав в критических статьях о том, что он в своих произведениях «отправляется от идеи» или «проводит идею», со своей стороны, Тургенев сознается, «что никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы». На протяжении всей статьи Иван Сергеевич общается только лишь со своим читателем — своим слушателем. И в конце повествования он дает им очень дельный совет: «Друзья мои, не оправдывайтесь никогда, какую бы ни взводили на вас клевету; не старайтесь разъяснить недоразумения, не желайте — ни сами сказать, ни услышать «последнее слово». Делайте свое дело — а то все перемелется».
Слайд 8
Критики о Базарове Д. И. Писарев характеризовал его, как человека сильного по уму и по характеру, который составляет центр всего романа. «Базаров — представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя», — писал критик. Писарев считает, что Базаров, как эмпирик , признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Критик утверждает, что «Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит». Дмитрий Иванович Писарев говорит о Евгении Базарове, как о человеке, беспощадно и с полным убеждением отрицающем все, что другие признают высоким и прекрасным .
Слайд 9
Критики о Базарове Николай Николаевич Страхов называет главного героя «яблоком раздора». «Он не есть ходячий тип, всем знакомый и только схваченный художником и выставленный им «на всенародные очи», — замечает критик. «Базаров есть тип, идеал, явление, «возведенное в перл создания», он стоит выше действительных явлений базаровщины». А базаровщина в свою очередь есть, как сказал Писарев, болезнь, болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать, несмотря ни на какие паллиативы и ампутации . «Относитесь к базаровщине как угодно — это ваше дело; а остановить — не остановите; это та же холера».Продолжая мысль Страхова, можно сказать, что «Базаров реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы».Он вовсе не желает мириться с жизнью. Как написал Николай Николаевич Страхов, «Базаров представляет живое воплощение одной из сторон русского духа, он «более русский, чем все остальные лица романа». «Его речь отличается простотою, меткостью; насмешливостью и совершенно русским складом», — говорил критик.Также Страхов заметил, что «Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества» .В конце романа «Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление. До самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе ни единым словом, ни единым признаком малодушия . Он сломлен, но не побежден», — утверждает критик
Слайд 10
И.С.Тургенев о Базарове Тургенев же выражает свое отношение к главному герою такими словами : «Я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне «Отцов». я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным!». «В самый момент появления нового человека – Базарова — автор отнесся к нему критически. объективно». «Автор сам не знает, любит ли он или нет выставленный характер (как это случилось со мною в отношении к Базарову)», — говорит о себе Тургенев в третьем лице.
Слайд 11
М нения всех критиков очень отличаются друг от друга . У каждого есть своя точка зрения. Но, несмотря на многие отрицательные высказывания в адрес И. С. Тургенева и его произведения, роман «Отцы и дети» и по сей день остается актуальным для нас, ведь проблема разных поколений была и будет. Как уже говорил Дмитрий Иванович Писарев, «это болезнь», и она неизлечима
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по литературе: «Румяный критик мой…»
Проект: «Румяный критик мой…» Ответ на критику в адрес произведений А. С. Пушкина Цель проекта: написание собст…
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров «Очерк жизни и творчества писателя.»,Роман «Обломов» в русской критике. «Золотое сердце» или «русская лень»?
1 работа: в центре презентации — очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. …
Пирамида «Критика» О.К.Громовой.
Опроа для создания отзыва о книге. Технология РКМЧП….
Проект урока «Россия в Первой мировой войне» (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока «Россия в Первой мировой войне» (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ…
А.Пушкин в портретах художников-современников
Методические рекомендации при работе над сочинением по портретам поэта в изображении художников: В.А.Тропинина и О.А.Кипренского. Учим сравнивать, выделять общее и различие, выражать свое отношение к …
Виртуальная экскурсия «Музей одной картины»ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина — А.П. Брюллова
Цель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат…
Журнал «Современник». И.Тургенев — сотрудник журнала «Современник»
И.С. Тургенев стоял у истоков журнала «Современник», сотрудничество с которым длилось 15 лет….
- Мне нравится
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2016/05/kritika-otcy-i-deti-turgenev.html
- https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/otcy-i-deti-v-russkoj-kritike.html
- https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2019/01/24/kritika-o-romane-ottsy-i-deti-turgeneva-otzyvy
2. «Герой времени» в «Отцах и детях».
3. Художественный прием «психологической пары»
Название романа «Отцы и дети» часто понимается весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии — значит понимать его «по-базаровски». Ведь и сам Базаров считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все, сделанное «отцами», дискредитировать их, с их «принципами» и моралью, во имя туманного «светлого будущем». Такое вульгарное упрощение смысла эпохи и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.
Проблема отцовства — одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений — процесс всегда непростой и небезболезненный. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов», необходимо творческое переосмысление их жизненного credo — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.
В России Х1Х века сильнейшим социальным потрясением оказалось восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих отцов, «Потерянным поколением» станет оно в русской истории. «Толпой угрюмою и скоро позабытой» назовет его один из лучших сынов этого поколения М.Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества событий 14декабря. Произошел разрыв в цепи поколений, одно звено — выпало:
И прах наш с строгостью судьи и гражданина
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Введенное Лермонтовым понятие «герой времени» означает человека, наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев времени». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любой эпохе умеют приспособиться. И это замечательно — представьте себе поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.
Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: «герои времени» и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару.
Павел Петрович неслучайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой «печоринский» тип. «Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович — холостая душа, ничего от него «родиться ‘, произойти не может; именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе», — комментирует А. Жук.
Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто «выпадает» из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-х — 4О-х годов Х1Х века, воссоздает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным «княгиня Р». Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость «ей самой неведомыми силами», ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.
Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непростительной дурью»; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.
Его единственный друг — Аркадий — наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые, так называемые, «дворяне-прогрессисты». Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм — веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает , что это люди неумные и непостоянные — он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя, единомышленника. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще между ними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким романтиком» Николаем Павловичем, когда тот играет на виалончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, но, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя». Базаров не замечает измену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: «…ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор, для нашего дела это не годится…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный борич.» Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот не покалебим в своем жестоком решении.
Итак, первая потеря — потеря друга.
Любовь — чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной: «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась.»
Любовь к А.С Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением.
Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: «-Это что за фигура? На остальных особ не похожа.» Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдавать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать.»
А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, «с негодованием сознает романтика в самом себе.» А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью — целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете,хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но «Одинцовой стало страшно и жалко его.» «Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете,-…
Итак, он отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться — в последний раз.
Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». Но это он только говорит, что «больше ничего не нужно», на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, «она проста испугалась каким-то холодным и томительным испугом .» Базаров понял ее: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.» Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.
Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился своего, прине бы практическую пользу России, а может, и не только России.
Название: «Отцы и дети»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 12:57:33 20 мая 2001 Похожие работы
Просмотров: 950
Комментариев: 19
Оценило: 7 человек
Средний балл: 4.1
Оценка: 4 Скачать
Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.
Сочинение: «Отцы и дети»
Курсовая работа по теме Основные направления привлечения внешних ресурсов в экономику Республики Беларусь
Концепции Маркетинга Реферат
Курсовая работа по теме Оборотный капитал и его материальный состав. Оборачиваемость оборотных средств
Сочинение По Личным Впечатлениям 6 Класс
Курсовая Работа По Праву Пример
Дипломная работа по теме Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
Контрольная работа: Технология содержания овец и получение продукции в тонкорунном овцеводстве
Сочинение 6 Кл Описание Моей Комнаты
Сочинение: Всегда ли действует закон убывающей предельной полезности?
Реферат по теме Психологические особенности социализации современных подростков
Голод В Казахстане 1921 1922 Года Реферат
Курсовая работа: Особенности психологической готовности детей к школе, воспитывающихся в ДОУ
Реферат: Финансовые технологии предприятия
Реферат: Теория размещения городов
Реферат: Политический кризис в Таиланде 2008 2010
Реферат по теме Апулей
Реферат: Аудит основных средств 9
Курсовая работа по теме Социальная работа и социальная помощь: состояние и перспективы развития
Язык Поисковых Запросов Реферат
Дипломная работа по теме Эффективные приемы обучения грамматической стороне высказывания на среднем этапе в школе
Реферат: Художественные особенности героической былины «Добрыня и Змей»
Курсовая работа: О побочном событии в лабораторном эксперименте
Реферат: Галицько-Волинське Князівство
В последнее время все большую популярность приобретает мануальная фотография. Что это за увлечение? На эту тему мы побеседовали с белорусским фотографом-коллекционером.
— Что такого особенного в мануальной фотографии и почему она тебе нравится?
— Мануальная фотография — это когда фотограф вручную настраивает оптику фотоаппарата перед съемкой, вращая элементы объектива. Это как выбор автомобиля с механической коробкой передач. Мне в кайф механика и мануальное фото, потому что там я полностью все контролирую. Особенно если фотографирую на пленочный фотоаппарат, где надо учитывать светочувствительность пленки, освещение, расстояние до объекта съемки. Можно снять картинку со всеми объектами в фокусе, а можно сосредоточить внимание на одном, а остальные размыть, причем на одном объективе размытие одно, на другом — иное. Как говорит один мой знакомый, это лучшая возможность для творчества и эксперимента. С обычной мыльницей, то есть фотоаппаратом с несъемным объективом, такой красоты не получишь.
Мне нравится фотографировать девушек на улице, с их согласия, конечно. У нас красивых моделей можно просто на улице встретить. Реагируют по-разному, но я обычно сразу могу сказать, кто согласится на фотосессию. А вообще, стеснение быстро проходит, ведь все девушки хотят получить красивые фотографии для Instagram.
Фотоаппарат Pentax Spotmatic (пленочный) и объектив Primoplan 1.9/58
— Рассматриваешь свое увлечение как источник дохода?
— Ни в коем случае. Я хочу, чтобы это осталось просто увлечением. Зарабатывание денег точно превратит фотографию в рутину, перестанет приносить радость. У меня много знакомых есть, которые перестали развиваться как фотографы, когда пустили свое дело на поток. Поэтому, к примеру, и свадьбы не люблю снимать. Это слишком большая ответственность, с одной стороны.
С другой — не люблю капризных моделей. Я же деньги за фотосессии не беру принципиально. Так проще и нервы целее. Если девушка не согласна с моей задумкой, я не спорю, могу просто развернуться и уйти, люблю свободу. И если девушка хочет сделать фотосессию в студии — пожалуйста, но предупреждаю, что оплачивать студию будет она. Для меня это не имеет значения, могу и в парке пофотографировать, благо погода этим летом порадовала.
— Какой фотоаппарат лучше для такой съемки? Цифровой или пленочный?
— Смотри, у каждого есть плюсы и минусы. К примеру, пленка лучше передает картинку, с этим почти никто не спорит. Опытные фотографы вообще говорят, что пленка чувствительна, как живой организм, и процесс появления фотографии на ней сравнивают с волшебством.
Да и пленочные фотоаппараты в разы дешевле цифровых. Можно взять хотя бы «Зенит», который выпускался в Советском Союзе в огромных количествах. В продаже их полно, можно купить за копейки и радоваться жизни. Тут ты научишься и экспозицию правильно рассчитать, и вообще с пленочником обращаться (та же зарядка и разрядка пленки). Имеешь ограниченное количество кадров, работаешь над каждым, это заставляет думать о мелочах и развивает.
Sony a7 III и переделанный под фотоаппарат кинопроекционный объектив РО-109а
Но есть и минусы. Во-первых, это стоимость пленки и проявки. Кстати, мест хороших для проявки не так уж много в Минске. Ну и потом, фото ты же не сразу получишь, надо ждать, когда пленку проявят и отсканируют. А в ходе съемки могут и косяки незаметно появиться вроде залипшего зеркальца на «Зените». И увидишь ты это, только когда пленку проявят.
В этом плане цифровые фотоаппараты, конечно, удобнее: щелкнул, посмотрел. Не понравилось — щелкнул еще раз. С ним ты быстрее учишься на ошибках. Минус — цена, они гораздо дороже пленочных.
Я сам начинал с пленочных фотоаппаратов. Убедился на опыте, что «Зенит» не всегда хорош, часто требует ремонта. Если бюджет позволяет, я бы посоветовал новичкам все-таки брать для начала старую немецкую Praktica или японский Pentax. По цене немного дороже, хоть и пленочные, зато более качественные и удобные камеры. Все-таки не такие массовые, как «Зенит».
— С какой камерой работаешь и какими объективами?
— Первый мой цифровик был Canon EOS 600D, потом Sony R2, теперь Sony Alpha A7 III. Своей нынешней камерой очень доволен. Для использования советской оптики установил на нее переходник Techart на резьбу 42 мм с подтверждением автофокуса. Очень выручает, корректирует картинку в случае мелких непроизвольных движений фотоаппарата в руках, помогает с фокусировкой оптики, если зрение подводит. Убежден, что для старой оптики это отличный вариант. Также использую пленочные Nikon F и советский ФЭД.
Объективов у меня целая коллекция, некоторыми даже ни разу не пользовался. Каждый дает при съемке какой-то необычный эффект. Обычно беру с собой набор объективов с разным углом обзора. Например, широкоугольный для пейзажной съемки (фокусное расстояние 30 мм), средний для портретов (50 мм) и телевик для дальней съемки (с фокусным больше 50 мм).
Из широкоугольных объективов мой любимый — Carl Zeiss Jena Flektogon 2,8/35.
Flektogon 2.8/35
Его всегда беру с собой вместе с 50 мм Carl Zeiss Pancolar 1.8/50 и 85 мм.
Полтинник возьмет картинки меньше, 35 мм — больше. Но размер тоже не всегда хорошо, особенно если в кадр попадает мусор и другие нежелательные детали.
— Расскажи о своей коллекции и самых интересных объективах?
— Я коллекционирую старую оптику, в основном немецкую и советскую. Убедился, что объективы, выпущенные 60—70 лет назад, могут дать картинку лучше, чем современные. Тем более с художественной точки зрения. И по цене они гораздо доступнее.
Вообще, по моей коллекции можно историю оптики проследить. Самый старый объектив, к примеру, был разработан концерном Carl Zeiss в довоенной Германии — это Carl Zeiss Jena Biotar 2/58.
Очень старый, одна из первых модификаций. У них диафрагма состоит из 17 лепестков, это дает красивый рисунок фона, абсолютно ровные кружочки в зоне нерезкости при любом фокусном значении. С новыми выпусками количество лепестков уменьшалось для удешевления.
По моему мнению, самый шикарный немецкий объектив 50 мм, который есть в продаже, — это MC Pancolar 1.8/50 Carl Zeiss Jena DDR. Это штатный объектив для зеркальных фотокамер Praktica, производился приблизительно в 1969—1979 годах.
Мне он очень нравится по резкости. Следом идет Meyer-Optik Primoplan 58/1.9 (выпускался в 40—50-е годы), один из лучших Meyer-Optik.
Обладает выраженной пластикой, шикарным художественным размытием фона, что называют эффектом боке, передачей натуральных цветов. Примечательный факт, который еще раз говорит о популярности мануальной фотографии: фанаты данного объектива сделали стартап и добились возобновления его производства под названием Primoplan-2.
Лучший из 50 мм Meyer-Optik — Trioplan 50/2.9, обладает лучшим мыльным боке. От других полтинников он также выгодно отличается малыми размерами.
Meyer-Optik Trioplan 2.9/50
Я собрал все 50 мм объективы от Meyer-Optik, какие знал: 1,8, 1,9, 2,8, 2,9 и 3,5 мм. Больше не встречал.
— Чем можешь похвастать из советской оптики?
— Советские объективы — это основа моей коллекции, их больше всего. Вообще, если про советскую оптику говорить, надо понимать, что активно развиваться она начала после Второй мировой войны. Концерн Zeiss передал СССР линзы и оптические схемы, и вскоре у нас появились хорошие объективы.
В СССР был другой сорт стекла, не такой, как в Германии, поэтому и оптические схемы советским инженерам приходилось пересчитывать. Иногда итог получался не такой, как в оригинале. К примеру, для изготовления широкоугольного объектива 35 мм взяли за основу Carl Zeiss Jena Flektogon 2,8/35.
Получился «Мир-1», но уже с другими показателями — 37/2,8. Кроме того, у оригинала минимальная дистанция фокусировки 18 см.
А вообще, у наших неплохо получилось. «Мир-1» завоевал Гран-при на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, так же как и объективы «Таир-11» 2,8/135 и «Таир-3» 133/2.8. «Таир-11» 2,8/135 считается одним из лучших советских портретных объективов.
Это круто, но многое также зависит от качества стекла. Вот у Carl Zeiss Pancolar 1.8/50, к примеру, отверстие далеко не круглое, зато у него шикарнейшее стекло.
Есть у меня и один из тяжелейших советских объективов — «Юпитер-6» 180/2,8. Вес — около 1,5 кг. Скопирован с немецкого Carl Zeiss Jena Sonnar 2,8/180.
Обеспечивает точную передачу картинки и цвета, на нем получаются очень качественные фотографии, в особенности портретные.
Молодцы советские инженеры! Хоть объектив нормальный остался. Причем это как раз тот случай, когда копия в чем-то превзошла оригинал. Видимо, его скопировали с прототипа, потому что сами Carl Zeiss Jena Sonnar 2,8/180 позже выпускались по переделанной схеме.
Самый шикарный советский объектив — «Гелиос-40» 1,5/85. Про него хоть сочинение пиши. Каждый мануальщик мечтает о таком из-за красивого мыльного боке.
Копия немецкого Carl Zeiss Biotar 75/1,5. Он настолько тяжелый, что на корпусе предусматривается отверстие для штатива. Выполнялся в разных корпусах (белый и черный) и до сих пор выпускается на КМЗ как «МС Зенитар» 1,4/85. Хотя уступает своему предку и по качеству, и по цене. Лучше найти «старика».
Самый лучший «женский» объектив — «Юпитер-3 П» 50/1,5. Почему женский? На фото смягчает кожу. Использовался только на дальномерных фотокамерах, теперь можно ставить на современные беззеркальные фотоаппараты.
Юпитер-3
— А какие объективы самые необычные из твоей коллекции?
— Есть киношные переделки, они просто шикарные. Из них получаются самые дешевые светосильные объективы. Например, переделанный из РО 109-А или КП-109 (или 106) 50/1,2. В моем случае переделали очень качественно, даже диафрагму удалось в корпус вместить, хотя это не у всех получается. В итоге получился объектив с размытием зоны нерезкости еще лучше, чем у многих более дорогих объективов. Есть, правда, и ложка дегтя: на цифровых фотоаппаратах он не кроет полный кадр, только кроп.
Зато полнокадровая переделка тоже есть — так называемый «Гелиос-92». Сделан из объектива от старого кинопроектора «ЛЭТИ-60». А свое народное название получил, потому что его чаще всего помещают в корпус объективов семейства «Гелиос».
В итоге получился интересный объектив с необычным эффектом боке, который сравним с размытием у далеко не дешевого «Гелиос-40-2» 85/1.5. Кстати, любители переделывают под себя не только кинотехнику. К примеру, есть объектив, переделанный из авиационной оптики, — «Орион» 18р 100/ф8, предназначенный для аэрофотосъемки.
Есть и необычный белорусский экземпляр — объектив «Индустар-23-2» 4,5/110, выпускавшийся на заводе им. Вавилова в 90-е гг. практически полулегально. В этот период завод лишился лицензии Красногорского завода из-за распада СССР, выпущено всего около 2000 единиц.
— Как ты оцениваешь современные достижения белорусской оптики?
— Я изучал продукцию «БелОмо», который подхватил дело завода им. Вавилова. Но, честно говоря, ничего интересного лично для себя, как фотографа, не нашел. Такое чувство, что наша промышленность еще не оправилась после перестройки, ее как будто в 90-е бейсбольной битой отметелили. Как, в принципе, и российская, хотя там и были самые передовые разработки. Но многие технологии были утеряны, специалисты сменили профиль. Это грустно, учитывая, какие обороты эта отрасль набрала перед развалом страны и сколько от нее ждали фотолюбители.
Возможно, как-нибудь соберемся с единомышленниками-энтузиастами и попробуем повторить подвиг фанатов немецкого Primoplan 58/1.9, организуем производство какого-нибудь старого советского объектива. Тут очень много сложностей, начиная от помещения, оборудования, стекла и так далее. Но задумка такая есть.
Посмотреть фотографии автора можно в личном Instagram.
Читайте также:
- Говорящая плазма, «глас бога» и дистанционная микроволновка. «Гуманное» оружие, которое не вредит
- От вахтера на фабрике до правой руки диктатора. Кто охранял президента Уганды Иди Амина
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by