Что я люблю и чего не принимаю в базарове сочинение 10 класс с цитатами

Сочинение. удивительный мир поэзии афанасия фета через все творчество фета, то затихая, то громко звуча, проходит одна отчаянная, звучащая нота,

Сочинение.
Удивительный мир поэзии Афанасия Фета

Через все творчество Фета,— то затихая, то громко звуча,— проходит одна отчаянная, звучащая нота, и тот, кто не чувствует ее, тот не чувствует Фета, ибо все остальные мотивы находятся как бы на периферии его творчества. Для понимания внутреннего мира поэзии Фета нужно знать некоторые факты его биографии. Исток его лирики — в драматических обстоятельствах, имевших место когда-то, в дни его ранней молодости. Будучи унтер-офицером Кирасирского орденского полка, расквартированного в Херсонской губернии, Фет познакомился с Марией Лазич —девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший ника ких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре погибла — сгорела от неосторожно брошенной спички; предполагают, что это было самоубийство. Всю жизнь, до конца дней, Фет не мог ее забыть. Жизненная драма, как подземный ключ, изнутри питала его лирику, придавала его стихам ту остроту, которую чувствовали все современники поэта. И потому его ранние стихи — это монологи к умершей подруге — страстные, исполненные раскаяния (он называет себя “несчастный палач”) и смятения (“Я рвался, я твердил о не нашей вине,— ничего ты на все не ответила мне”). В личности великого русского поэта Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека. Огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый до последнего вздоха певец красоты и любви. Поистине, чудна природа, создавая такие сильные характеры и творя такие удивительные судьбы. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился статуса дворянского сына. А дворянский чин давал огромные преимущества. Он пытается “выслужить” дворянство, но это ему не удается сделать. Тогда Фет женится по расчету на старой и богатой женщине, становится обыкновенным сельским помещиком. Наряду с таким заурядным стремлением к достатку у этого человека был незаурядный поэтический дар. Всю жизнь, а умер Фет в возрасте 72 лет, он не переставал создавать то, что сегодня мы называем великой русской литературой, сокровищницей нашей поэзии: Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Первый лирический сборник стихов поэта “Лирический пантеон” вышел только в 1840 году. После выхода книги к нему быстро приходит известность. Но она была недолгой. Интерес к поэзии во второй половине 40-х годов резко падает. В 1845 году Фет поступает на военную службу, так как понимает, что занятие литературой не принесет денег. Через 13 лет он выходит в отставку в чине майора. За два года до этого он вновь начинает писать стихи, устанавливает дружеские отношения с литераторами “Современника” (Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, В. П. Боткиным, А. В. Дружининым, позже с Л. Н. Толстым). Фет начинает много писать и печататься. В свет выходит его новый сборник. Для этого периода поэзия Фета необычна, причудлива, утонченна. Она полна недомолвок, недоговоренности. Критика находит в ней необыкновенную мелодичность. Чайковский писал о Фете: “Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена”. Ряд стихотворений Фета написан в традиции романса: На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит, Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит… …И чем ярче играла луна, И чем громче свистел соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней… В выборе образов Фет бывает порой удивительно смел: Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет,— и плачет уходя. Но к 60-м годам Фет оказывается на периферии литературы и еще раз резко меняет свою судьбу. Он становится помещиком, почти не пишет стихов. Всецело отдается земледелию, хозяйственным хлопотам. В 1873 году вышел долгожданный указ о присоединении Афанасия Фета к роду Шеншиных. Фет начинает обладать всеми правами дворянина. Сменив имение, после длительного перерыва он снова начинает писать стихи. Он дает им название “Вечерние огни”. С поэтом происходит чудо. На старости лет он пишет вполне юношеские, свежие стихи. Они полны зоркости, остроты восприятия, благоговения перед красотой природы: И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этвй шаткой вдвоем Мы стоим и бросаем друг друга. Он обращается к своей возлюбленной, умершей 30 лет назад, так, словно они расстались лишь вчера: Хоть память и твердит, что между нас могила, Хоть каждый день бреду томительно к другой,— Не в силах, верить я, чтоб ты меня забыла, Когда ты здесь, передо мной. Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого “чистого искусства”. Он утверждал, что красота — единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Героиня этого стихотворения — Татьяна Берс, сестра Софьи Андреевны Толстой. Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: “Когда вы поете, слова летят на крыльях”. Поэт большой эмоциональной силы, Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые, едва зарождающиеся настроения. “Уменье уловить неуловимое” — так характеризовала критика эту черту его дарования. В стихотворениях, воспевающих природу, а особенно в философских стихах, Фет близок к своему кумиру — Тютчеву. Но если Тютчев в стремлении постичь вечную загадку бытия томится и страдает, то Фет, говоря о самых трагических предметах, сохраняет суровое спокойствие, выказывает гордое презрение к смерти: Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия, Но пред моим судом, покуда сердце бьется. Мы силы равные, и торжествую я. В поэзии Афанасия Фета почти нет действия. Чем сильнее захватывает поэта эстетическое восприятие мира, тем больше он удаляется от прозаичности. Каждое стихотворение поэта — это целая гамма впечатлений, мыслей, радостей, печалей. Подтверждением этой мысли служат такие стихотворения, как “Луч твой, летящий далеко…”, “Недвижные очи, безумные очи…”, “Солнца луч промеж лип…”, “Тебе в молчании я простираю руку…”. Творчество этого интереснейшего поэта вечно благодаря отражению в нем чувств и переживаний, которые испытывает человек, не лишенный чувства прекрасного. Стихотворения Афанасия Фета трогают самые сокровенные струны души, передают нам ощущение удивительной гармонии окружающего мира: Сбежали тени ночи летней, Тревожный ропот их исчез. Но тем всевластней, тем заметней Огни безоблачных небес. Как будто волею всезрящей На этот миг ты посвящен Глядеть в лицо природы спящей И понимать всемирный сон. Фет оказал огромное влияние на последующее развитие русской поэзии. Он — как бы мост от Державина и Батюшкова к Блоку, которого роднит с Фетом поэтический максимализм.
Тонкая поэзия Фета будет жить вечно, его стихи и песни приняты в любых социальных слоях нашего общества. Они стали частью этого общества, неотъемлемой частью, как луна и звезды.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Николай Алексеевич Некрасов, будучи довольно значительной фигурой в русской литературе и поэтом-новатором, в своем творчестве стремился охватить как можно больше волновавших его тем. В частности, ему удалось создать так называемую «прозу любви» – рассказ об обратной, не поэтизированной, стороне отношений между мужчиной и женщиной. К числу произведений, посвященных данной тематике, относится его известное стихотворение «Я не люблю иронии твоей…»

История создания

По предположениям исследователей, стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было написано Некрасовым в 1850 г. Однако опубликовали его лишь в 1855 г. в журнале «Современник» №11.

Оно входит в «панаевский цикл» и обращено к возлюбленной поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой, которая по совместительству была супругой его товарища, возрождавшего вместе с ним «Современник», Ивана Панаева. Отличаясь легкомысленностью, тот позволил паре сойтись в гражданском браке.

Некрасов почти никогда не чувствовал себя счастливым на протяжении всех этих отношений, продлившихся без малого двадцать лет. Уже спустя шесть лет после их начала он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», в котором пытается установить причины семейных неурядиц и предрекает будущую трагедию.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Я не люблю иронии твоей» – любовное послание. На это указывает наличие местоимений второго лица, а также обращений к возлюбленной, образ которой известен читателю по «панаевскому циклу».

Литературное произведение, в рамках которого развивалось творчество Некрасова и к которому относится его стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» – реализм.

Стихотворный размер «Я не люблю иронии твоей» – пятистопный ямб, часто переходящий на пиррихий. Эта особенность ритмического рисунка позволяет создавать впечатление неравномерности дыхания лирического героя, который вне себя от волнения. Рифмовка кольцевая.

Смысл названия

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» неспроста имеет именно такое название. Некрасов стремится сразу же посвятить читателя в происходящее, избегая излишних прелюдий. Так он пытается показать, что описываемая ситуация является лишь одной репликой лирического героя в длинном разговоре, фрагментом целого. 

Возникает ощущение будничности, что в очередной раз позволяет говорить о совершенстве «прозы любви» Некрасова.

Образы и символы

Лирический герой и его возлюбленная – центральные образы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей». На самом деле, можно сказать, что они сливаются в коллективный образ любящей пары, чувство которых все еще переживает не самые ужасные времена, о чем говорится во второй строфе:

«Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!»

В последней строке уже дается намек на скорую гибель отношений. Автор не возвышает образы героев, как это часто бывает в любовной лирике, напротив, он стремится избегать поэтизации ситуации.

В финале стихотворения автор создает символ – река, которая «осенью бурливее», но вместе с тем и холоднее. Этот символ демонстрирует тщетность волнений, когда за ними не кроется искренних чувств.

Темы

Тематика произведения «Я не люблю иронии твоей…» не столь разнообразна. Автор говорит главным образом о ссоре между влюбленными, являющейся, по всей видимости, частью гораздо более сложных взаимоотношений. 

Также он говорит о хрупкости чувств и неотвратимости трагедии. Любви суждено закончиться рано или поздно. Оба героя понимают это, но растягивают осень взаимности и получают последние лучи тепла.

Проблемы

Будучи реалистом, Некрасов стремился к объективности изображения действительности. Именно поэтому в его произведениях можно отчетливо выделить главные проблемы. Что касается разбираемого нами стихотворения, то его проблематика сводится к следующему вопросу: «Как совладать над страстями и направить их таким образом, чтобы сохранить любовь?».

Главная проблема — это неизбежность расставания. В душе уже поселился тайный холод, который делает отношения безнадежными. И лирический герой жаждет притормозить ход времени, пока от любви осталось хоть что-то. Но он понимает, что все усилия тщетны.

Смысл

В своем стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов стремится найти способ выхода из ситуации постоянных ссор. Основная идея произведения заключается в том, что необходимо уметь избегать иронии во взаимоотношениях даже в самые трудные периоды, нужно стремиться сохранять искренние и живые чувства. Иначе отношения увянут раньше времени и принесут больше боли.

Главная мысль стихотворения «Я не люблю иронии твоей» – даже когда трагичная развязка в любви неизбежна, нельзя относиться к ней как к чему-то оставленному позади, необходимо пользоваться каждым шансом для поддержания чувств.

Чему учит?

Произведение Некрасова несет в себе назидание по отношению ко всем любящим. Описывая ситуацию, которая близка каждому человеку, поэт показывает, что из нее есть единственный выход – продолжать оставаться чутким, отвергать иронию и оберегать оставшиеся чувства.

В то же время автор учит читателя не обманываться по поводу происходящего. Необходимо подмечать признаки приближающегося разрыва.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»:

  1. Эпитеты: «последняя жажда», «бушующие волны».
  2. Метафоры: «кипят… ревнивые тревоги и мечты», «последней жаждой полны».
  3. Сравнения: «так осенью бурливее река».
  4. Инверсия: «иронии твоей», «остаток чувства сохранившим».

Автор: Ромазан Самодинов

Сочинение – рассказ о себе, о своей жизни.

Вариант №1.

Введение
Я простая девушка, которая просто любит жить. Я мечтаю жить самостоятельно, когда вырасту. Я хочу создать крепкую семью и быть финансово,эмоционально независимой и сильной.
Моя цель в жизни
Я очень амбициозный человек. Я всегда была лидером в своем классе и хочу продолжать тенденцию, даже когда я беру на себя более сложные задачи в жизни. Я хочу заняться наукой, когда я перейду в 11 класс, поскольку я хочу изучать медицину. Работа доктором всегда очаровывала меня. Я хочу изучать древнюю науку и хочу исцелять людей от различных психических и физических болезней с помощью трав и лечения.
Карьера в медицине не только уважительная, но и весьма прибыльная. Я хочу попасть в медицинское направление не только из-за этих двух аспектов, но и потому, что хочу помочь нуждающимся. Я хочу открыть свою собственную клинику или найти хорошую возможность в уже созданном центре. В дополнение к этому, я также хочу организовать медицинские лагеря в отдаленных районах, по крайней мере, раз в 2-3 месяца, чтобы предоставить бесплатную медицинскую помощь людям, живущим в этих районах.
Мой характер
Моя модель для подражания – моя мать. Она была источником вдохновения для меня и моей сестры с детства. Она работящая женщина и достигла больших высот в своей карьере. Все в ее офисе хвалят ее за то, что она очень трудолюбива и искренна в своей работе. Это качество ее также отражает то, как она заботится о нашем доме. Она уверена, что все на месте. Она готовит вкусную еду. Хотя она работает и должна заботиться о доме, который не мешает ей заботиться о нас. Она помогает нам в наших исследованиях, а также поощряет и готовит нас к внеклассной деятельности. Она поистине универсальна. Я стремлюсь быть такой же, как моя мать. Я хочу добиться баланса между моей личной и профессиональной жизнью, как и она.
Вывод
Многие люди стремятся к высокому и хотят добиться многого в своей жизни. В этой попытке они теряют свое здоровье. Я не хочу попадать в эту категорию. Я – человек, который очень амбициозен, но моя цель также состоит в том, чтобы быть здоровой и счастливой, а не просто быть успешной и состоятельной.
(335 слов)

Сочинение – рассказ о себе, о своей жизни.

Вариант №2.

Введение
Я очень добрый человек. Этот мой атрибут помог мне найти несколько друзей. Из-за этого меня любят члены моей семьи и родственники. Тем не менее,из-за этой черты моего характера я много раз попадал в беду. Со временем я узнал, что хорошо иметь доброе сердце и помогать другим, но в меру.
Как моя доброта заставляет меня беспокоиться?
Говорят, что те, кто помогает другим, всегда довольны и счастливы. Доброта приходит ко мне естественным образом, и я люблю помогать другим. Это дает мне чувство удовлетворения. Будь то в школе или дома или в любом месте, я люблю помогать всем. Я хочу, чтобы все были счастливы. Поэтому я стараюсь распространять доброту.
Однако эта моя привычка часто создавала проблемы для меня. Например, поскольку я хорошо разбираюсь в учебе, ученики часто берут мои тетради для выполнения своей работы. Даже когда на следующий день экзамен, я не могу отказать в помощи своим одноклассникам, если они попросят об этом. Совсем недавно мои одноклассники не вернули мою тетрадь вовремя, и в таких случаях мне очень сложно подготовиться к экзамену. Время от времени мне возвращают разорванные или нацарапанные тетради. Хотя я хочу делать добро другим, для меня это плохо. Много раз, я отдаю свой обед бедным детям, которые приходят просить о еде и деньгах по дороге в школу. Однако из-за этого у меня не остается ничего, чтобы поесть до обеда. Это плохо влияет на мое здоровье. В такие дни я страдаю от головной боли, боли в животе.
Как я изменил себя в лучшую сторону?
Моя мама не может видеть, как я страдаю из-за этого. Поэтому она продолжает говорить мне, чтобы я не совершал поступки, которые плохо влияют на меня. Раньше я использовал ее советы, так как мне нравилось помогать людям, однако,я понял, что мы должны помогать другим, но важно сначала заботиться о себе. Есть знаменитая цитата: «Вы не можете выливать из пустой чашки. Сначала позаботьтесь о себе ». Это означает, что мы можем помогать другим только тогда, когда мы сами здоровы и имеем достаточно сил. Мы не можем голодать и кормить других.
Поэтому, хотя я чувствую желание помочь людям, я останавливаюсь и спрашиваю себя, может ли это оказать на меня негативное влияние. Если да, то я воздержусь от этого. Глядя на это небольшое изменение в моем поведении, некоторые люди начали называть меня грубым. Однако это не влияет на меня, поскольку я знаю, что я делаю правильно. Моя семья чувствует, что я стал мудрее, и этого достаточно для меня.
Вывод
Мне нравится учиться и испытывать новые вещи в жизни. Я благодарен за то, что у меня есть, и хочу сделать все возможное, чтобы сделать других счастливыми. Тем не менее, теперь я помню, что для того, чтобы заботиться о других и делать их счастливыми, мне нужно сначала позаботиться о себе.
(439 слов)

Авторы интернет-журнала Литеровед рады предложить читателям новое сочинение на тему «Образ Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), в котором раскроют образ героини произведения и определят ее роль в раскрытии характера нигилиста Евгения Базарова.

В 1862 году в журнале «Русский вестник» был напечатан роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, над которым талантливый писатель работал в течение года: с августа 1860 по август 1861 года. Сразу после своего появления произведение побудило острые споры о главном герое, об идейной позиции автора и художественных особенностях романа. И.С. Тургенев явил русской литературе новый тип героя, пришедшего в середине девятнадцатого века на арену общественной деятельности. Новый герой – демократ-разночинец Евгений Базаров. По происхождению он сын полкового лекаря и простой русской дворянки. Молодой человек учится в университете на медицинском факультете, интересуется естественными науками.

Большую роль в понимании образа нигилиста Базарова, а также несовершенства его теории играет Анна Сергеевна Одинцова. Как нигилист, Базаров многое отрицает: он не верит в существование любви, поэтому смеется над Павлом Петровичем Кирсановым и его любовью к княгине Р.; называет природу не храмом, а мастерской, в которой человек является работником; герой отрицает пользу аристократии, как класса; негативно отзывается о русском народе. Знакомство с Анной Одинцовой, а затем и возникшее к ней глубокое чувство не только показали, насколько несовершенна теория Базарова, но и убедили самого героя в существовании любви.

Анна Сергеевна Одинцова – молодая двадцативосьмилетняя вдова, помещица. Впервые Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров встретились с ней на балу у губернатора. Молодая женщина предстала перед гостями, словно царственная особа, которая с первого взгляда поразила всех своей внешностью и достоинством осанки. Анна Сергеевна была высокого роста, стройная, ее обнаженные руки красиво лежали вдоль стана, светлые глаза смотрели из-под белого нависшего лба спокойно и очень умно, а губы улыбались чуть заметною улыбкой. Весь ее образ излучал ласковую и мягкую силу. Она не была похожа на других дам, в ней была какая-то загадка, изюминка, которая тянула, будто магнитом, к ней других людей. Казалось, что даже складки платья у нее ложились стройнее и шире, чем у других, а в ее движениях было больше плавности и естественности одновременно.

Судьба Одинцовой складывалась не совсем просто. Мать Анны рано умерла, а отец был страстным игроком. Он проиграл в карты почти все состояние и вынужден был переехать с дочерями в глухую деревню, где жил уединенно, не общаясь с соседями, так как их презирал и считал себя выше других. Вскоре он умер, оставив юных девушек сиротами. Анне Сергеевне на тот момент было всего двадцать лет, а ее сестре Катерине — двенадцать. Анна Сергеевна получила прекрасное образование в Петербурге и вовсе не была готова жить в глухой деревне и управлять имением. Однако девушка не растерялась, она выписала к себе сестру матери, старую и капризную княжну, и уже приготовилась прожить свой век в глуши, но судьба подарила ей счастливый шанс: героиня встретила богатого помещика Одинцова, который влюбился в нее и предложил руку и сердце. Анна Сергеевна согласилась стать его женой. Через шесть лет супружеской жизни Одинцов умер, оставив Анну единственной наследницей своего состояния.

После смерти мужа Анна Сергеевна осталась жить в Никольском, так как полюбила это тихое и уютное место. Она редко выезжала в свет, жила уединенно, много читала, занималась самообразованием. О ней всякое говорили в свете, но Анна Сергеевна не обращала на слухи никакого внимания. При первой же встрече эрудированность, глубокий живой ум молодой женщины удивили Евгения Базарова. Он отметил, что Одинцова – отличный собеседник, умеет поддержать разговор на разные темы, видно, что не теряет время впустую в деревне.

Героиня  отличается гордым, независимым, решительным характером, обладает любовью к порядку, домашнему уюту, чистоте. Она спокойна и хладнокровна, прекрасно воспитанна. Во время беседы Анна Сергеевна предпочитает слушать собеседника, а не говорить, со всеми одинаково мила и любезна. Превыше всего в жизни она ценит постоянство и комфорт, которые дают ей прекрасную возможность чувствовать себя спокойной. Все в жизни молодой женщины происходит по четкому плану, распорядку. Возможно, именно эта страсть к постоянству, комфорту, не позволила Анне Одинцовой никого впустить в свое сердце, глубоко и искренне кого-то полюбить, потому что любовь лишает даже самого сильного человека душевного равновесия, нарушает тот жизненный порядок, к которому человек привык. Так случилось и с Евгением Базаровым и Анной Сергеевной. Две сильные личности потянулись друг к другу.

В Базарове Одинцову привлекли глубокий смелый ум и решительность. Он смело и открыто высказывал свои мысли и ничем не был похож на других молодых людей, чем был любопытен для героини. Базаров – человек образованный, начитанный, и Анне Сергеевне было интересно и приятно вести разговор с умным собеседником. Базаров же с первого взгляда обратил внимание на непохожесть героини «на остальных баб»,  отметил ее холодность, трезвый рассудок. В ней нет ни тени жеманства и кокетства, она умеет быть учтивой, внимательной и приветливой, однако в своих суждениях предпочитает оставаться независимой от чужого мнения. Долгие беседы и неспешные прогулки в Никольском сблизили молодых людей. Базаров с удивлением сначала себе признается в том, что влюбился в Анну Сергеевну, а потом открывается ей в своих чувствах. Любовь стала для Базарова огромным потрясением, открытием. Герой ждал от любимой ответа, но Одинцова испугалась силы чувств молодого нигилиста, поэтому отвергла его любовь, выбрала стабильность. Молодая женщина, на долю которой выпало множество нелегких испытаний, ничем не хотела нарушать спокойную и размеренную жизнь, терять душевный покой. К своему благополучию Анна Сергеевна шла трудным путем, поэтому даже ради любви она не смогла отказаться от спокойной и комфортной  жизни.

Образ Анны Одинцовой и история любви Базарова к ней дают возможность читателю лучше понять характер главного героя, а автору, который не разделяет нигилистические убеждения Базарова, подчеркнуть зыбкость взглядов героя, их нежизненность, несостоятельность, а также убедить читателя в том, что любовь существует и это самое прекрасное чувство в жизни человека.   

Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. В революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому государству для возбуждения и поддержания в юных и не очень душах ненависти к крепостничеству, как порождению царского режима. Рассказ Тургенева «Муму» издавался отдельным изданием и в 1917-м, и в 1918-м, и в последующие годы, а затем прочно, на сто лет, поселился в школьной программе. Видимо, по мнению первого придумавшего ввести «Муму» в школьную программу, советский строй сильно выигрывал перед ужасами царского режима. Объективности ради стоит сказать, что в гимназические хрестоматии (для чтения по желанию) она попала уже в восьмидесятых годах 19 века, после отмены крепостного права. Все-таки судьба рассказа уникальна: сначала царское правительство его боялось – «возбуждает недовольство крепостным правом», потом поощряло – «возбуждает недовольство крепостным правом», и советскому государству он пригодился на тех же основаниях. А теперь, когда всякого рода стереотипные взгляды на классику и ее преподавание вроде бы пересматриваются, оказалось, что небольшой рассказ Ивана Тургенева полон самых разных, в том числе и глубоких философских смыслов. Как говорит Дмитрий Быков, вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» ‒ это третий вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».

Во всяком случае, этот вопрос занимает умы уже 170 лет. Радует, что в профессиональной среде предположения о том, что же «хотел сказать автор», уже не так однозначны, как прежде. И версии предлагаются одна интереснее другой. А главное, в том, что рассказ не детский и смыслы его младшим детям непонятны, все практически единодушны.

Но вот парадокс – составители школьных программ и учебников почему-то не в курсе этих мнений. Правда, составители некоторых новых учебников решились на новаторство – предлагают изучать «Муму» в 6 классе! Но с той же системой вопросов, которая должна привести к пониманию поступка Герасима как «освобождения». Да еще и предвосхищают закономерную реакцию детей вопросом: «Как вы думаете, почему Герасим не мог уйти вместе с собакой в деревню?» Я считаю, что такого рода вопросы блокируют последнюю возможность ребенка иметь собственное мнение, а значит, и приблизиться к тому философскому смыслу, который несомненно есть в этом рассказе. Хотя какие уж философские смыслы, когда половина класса рыдает, а те, кто уже заблокировал свои чувства от ударов русской классики, автоматически расскажут учителю все, что положено рассказать по учебнику. Да, я знаю школы, где мудрые учителя не испытывают детей на прочность чтением «Муму», есть и один учебник, где достойные авторы как-то смогли обойтись без «Муму». Но это только две школы и один, совсем не массовый, учебник.

А массовой школе нет дела до переживаний реальных детей. И даже до того, что так и начинается неприязнь к классике. Встречаются еще и пафосные рассуждения, что грубым детским сердцам полезно очищение слезами. Но что если эти слезы чаще не смягчают сердце ребенка, а наоборот, ожесточают, закрывают? И потом психотерапевтам и душепопечителям приходится открывать такие сердца, уже взрослые, заново.

Я, вполне взрослый человек и уже опытный читатель, не понимаю самого важного про школьный взгляд на «Муму». Как можно в поступке Герасима видеть освобождение? От чего можно освободиться, намеренно убив свою единственную любовь? Как можно уже 170 лет восхищаться Герасимом и его поступком? Автор, мол, сказал, что Герасим «замечательный» человек. А автор всего навсего имел в виду, что Герасим «заметный, отличающийся от других» ‒ это устаревшее значение слова «замечательный», которое Тургенев часто использует. Да и вообще Иван Сергеевич Тургенев не такой автор, чтобы человека и его поступки как-то однозначно оценивать. Уж учителям это должно быть известно. Может, и известно, но сочинениями на тему «В чем нравственная сила Герасима» и т.п. интернет полон. Значит, они востребованы.

Мне Герасима жалко, я ему глубоко сочувствую. Он выбрал жизнь спокойную, но не человека, а робота. Поэтому я одобрить его решение не могу. И согласиться с авторитетными мнениями, что рассказ заканчивается «оптимистично», тоже не могу.

Да ведь и большинство школьников чувствуют и понимают именно так, хотя многие ненавидят несчастного Герасима. Учебные пособия для учителей говорят, что пятиклассникам свойственно наивно-реалистическое мышление и они неправильно, неглубоко понимают и чувствуют этот текст школьного канона. Нужно системой вопросов привести детей к единственно верному пониманию текста Тургенева. Но мы видим, что усилия учителей и учебников совершенно напрасны. Огромное количество мемов, анекдотов про Герасима и Муму и стихов «по мотивам» говорит о том, что школа, как ни старалась, способность самостоятельно мыслить и чувствовать убила не у всех. Пусть даже все это народное творчество ‒ просто защитная реакция на непонятное и болезненное. Наверное, противоречие между навязываемым школьной программой текстом и его пониманием глубже всех выразил Алексей Кортнев в своей популярной песне «Зачем Герасим утопил свою Муму». Песню эту кто только не исполняет, даже хор МВД. Вроде бы и шуточная, пародийная, она невероятно точно отражает то наивно-реалистическое восприятие, которое свойственно, вроде бы, младшим школьникам, но в котором, получается, по каким-то причинам застряли многие взрослые:

За что Герасим утопил Муму?
Я не пойму, я не пойму.
В каком бреду он был, в каком дыму?
Ведь не к добру, не по уму.
Что он за чувства чувствовал внутри,
Пока она пускала пузыри?
… … … … …. … … … … … …
…Он привязал к Муме два кирпича ‒
Глаза садиста, руки палача…
… … … … … … … … … …
…Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы…

Алексей Кортнев очень точно говорит не только о непонимании мотивов поступка Герасима, но и об ощущении безысходности, которое оставляет «изучение» этого текста в 10‒11 лет. (И, добавлю, сопровождает многих во взрослой жизни.)

Уже совсем не иносказательно, а вполне аргументированно и убедительно рассказала не только о невозможности понимания, но и о большой психологической травматичности встречи с «Муму» в таком возрасте известный психолог Людмила Петрановская:

«…Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии. Теперь он может уйти, он больше не привязан ‒ ни в каком смысле. И больше не ребенок. <…>

Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами. <…>

Возвращаясь к детям и чтению — “1984” мы дали ребенку читать в 14. А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима».

Вполне возможно, что Муму действительно построена на непроговоренных мотивах Герасима, которые остаются тайной для читателя. Получается, что Герасим проходит в некотором роде обряд инициации и тем освобождается.

Звучит убедительно. Но только почему же так больно и невозможно принять смерть Муму от рук Герасима? Нет радости за него. Я уже говорю о себе, а не конкретном или гипотетическом пятикласснике.

Есть еще и другое мнение, которое, как мне кажется, тоже стоит принять во внимание, если есть задача понять оглушительную болезненность «Муму» для некоторых детей. Дети, как правило ассоциируют себя с героями произведения. С кем можно ассоциировать себя в этом рассказе? Конечно, с Муму. (Все-таки ассоциировать себя с Герасимом смогут более старшие, да и то немногие.) Маленькое, беззащитное, доверяющее своему взрослому, бесконечно любящее его, полностью зависимое от него существо. Это кто? Ребенок, конечно. В 10‒11 лет он еще такой, потребность отделиться от родителей появится несколько позже. А еще это красивая, даже изящная, умная и преданная собачка по кличке Муму. И вот какой-то взрослый сознательно или бессознательно (одно только очевидно ‒ что для решения своих собственных проблем) решает это существо убить. Что из того, что ему тяжело это сделать, что из того, что он неподдельно страдает? Главное, что он убивает доверившуюся ему жизнь. Легко такую вероятность примерить на себя?

Школьный и «официальный» образ Герасима поддерживался не в последнюю очередь книжными иллюстраторами (например, Игорем Пчелко) и художественным фильмом 1959 года. Герасим там полон собственного достоинства, величия и внутренней силы. Такой народный богатырь из эпоса. Но дело в том, что если бы Герасим был таким, каким его до сих пор ‒ наверное, следуя традиции, ‒ изображают художники, то он скорее утопился бы сам, или утопил бы барыню, или… Как утверждает моя племянница-восьмиклассница, она знает 7 вариантов того, что мог бы сделать Герасим. И все эти 7 вариантов, по ее мнению, гораздо логичнее авторских.

Мне думается, что если бы «Муму» читать лет так с 14, то можно поговорить с ребятами о важных и актуальных для них вещах: насилии власти и семьи, самоопределении, выборе жизненного пути, жизненных и семейных ценностях, настоящей любви и настоящей литературе. И обсудить с ними самые интересные варианты ответа на «третий вечный вопрос» русской литературы. И если собака ‒ это символ, то что же утопил Герасим?.. Кажется, Дмитрий Быков прав, и «Муму» ‒ одно из важнейших философских сочинений русской литературы.

А вот как мне рассказать сейчас дочке (да и любому из ее ровесников), что Герасим, утопив Муму, возможно, утопил свою душу, я не знаю. Что для нее больнее – когда топят собаку или свою душу? Вариант про «душу» предложил Дмитрий Быков. Мне он очень созвучен. И для меня он и есть объяснение моей боли от этого рассказа.

Наталия Соляник

В оформлении статьи использована иллюстрация Игоря Пчелко к рассказу Тургенева «Муму»

_______________________________________

Некоторые издания рассказа Ивана Тургенева «Муму»:

Муму. Рассказы и сказки »

Муму: рассказы и повести »

  • Что я люблю и чего не принимаю в базарове сочинение 10 класс 250 слов
  • Что я знаю о фонетике рассказ
  • Что я знаю о петре 1 сочинение
  • Что я знаю об армии сочинение
  • Что я люблю в базарове и чего не принимаю в нем сочинение