Что взял с собой в караул иван в сказке конек горбунок

Инфоурок музыка презентациипрезентация по музыке на тему щедрин балет конек-горбунок 7 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация по музыке на тему «Щедрин балет «Конек-горбунок» 7 класс

Конек-горбунокКомпозитор – Р.К. ЩедринЛибретто - В. Вайнонен и П. Маляревс...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Конек-горбунокКомпозитор – Р.К. ЩедринЛибретто - В. Вайнонен и П. Маляревс

    Описание слайда:

    Конек-горбунок
    Композитор – Р.К. Щедрин
    Либретто — В. Вайнонен и
    П. Маляревский
    Хореография — А. Радунский
    Балет в 4 действиях, 8 картинах с прологом и эпилогом
    1960 г, Москва
    В основе сценария – одноименная сказка П. Ершова
    Партитуру балета «Конёк-Горбунок» Родион Щедрин посвятил великой балерине Майе Плисецкой, которая впоследствии стала его женой. Следует заметить, что знакомство композитора и балерины состоялось именно на репетициях «Конька-Горбунка».

  • 2 слайд

    Родион Константинович Щедрин  1932 г, Москва Советский и российский комп

    Описание слайда:

    Родион Константинович Щедрин  
    1932 г, Москва
    Советский и российский композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981), лауреат Государственных премий СССР и РФ.
    Родился в семье музыканта. Годы отрочества пришлись на Великую Отечественную войну. Из ЦМШ его не раз отчислялся из-за поведения – дважды убегал на фронт. Поэтому его отправили в Московское хоровое училище с полуармейской дисциплиной.
    В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию на два факультета – фортепианный и композиторский и успешно окончил оба. А в 1959 г закончил и аспирантуру. Еще в годы учебы много сочинял в разных жанрах и успешно формировал собственный стиль, опирающийся на русский фольклор. Еще 4-курсником стал членом Союза композиторов!
    В 1955 году Родион Щедрин во время работы над балетом «Конек-горбунок» познакомился с молодой балериной Майей Плисецкой. Майя Михайловна стала не только единственной спутницей жизни композитора, но и главной музой – специально для нее Родион Константинович написал несколько балетов, посвящал ей многие другие произведения.
    Сегодня Родион Щедрин практически единственный современный российский композитор, широко известный за пределами страны и занимающий место в центре мировой музыкальной культуры. Не примкнув ни к каким общепризнанным стилям и направлениям, он имеет свой музыкальный образ, в основе которого русское искусство – как классическое, так и народное.

  • 3 слайд

    Пролог Вечер. Поле возле деревни. По небу плывут тучи. Пшеница на поле по

    Описание слайда:

    Пролог
    Вечер. Поле возле деревни. По небу плывут тучи. Пшеница на поле помята и вытоптана. 
    У поля стоит убитый горем старик-крестьянин. Надо найти разбойника, вытоптавшего поле, сгубившего урожай и разорившего всю крестьянскую семью!
    Деревенская изба. Воскресный день. Братья Гаврила и Данила собираются на гулянку. Иван тоже хотел бы пойти с ними, но младшего брата оставляют дома — пусть сидит на печи. От скуки он начинает играть на дудочке. У окна собираются деревенские ребятишки. Иван зовет их в избу, потешает, учит плясать. Вернувшись, братья выгоняют ребят и бранят Ивана.
    С поля возвращается старик отец. Он просит сыновей найти злого врага, уничтожившего урожай пшеницы. Вооружившись топорами и вилами, братья идут в дозор. Иван, взяв краюху хлеба, тихонечко отправляется вслед за ними.

  • 4 слайд

    1 действие Ночное поле. Братья, выпив для храбрости, засыпают. Из-за куст

    Описание слайда:

    1 действие
    Ночное поле. Братья, выпив для храбрости, засыпают. Из-за куста выглядывает Иван. Увидев спящих, он сам встает на караул. Неожиданно налетает вихрь, и перед Иваном появляется чудо-кобылица. Он хватает ее за хвост и садится верхом. Кобылица, как ни старается, не может сбросить седока. Она просит Ивана отпустить ее на волю, обещая выкуп. Иван отпускает ее. Кобылица дарит ему двух златогривых коней и впридачу маленького Конька-Горбунка с аршинными ушами.
    Небо светлеет. Это прилетели жар-птицы. Одна из них роняет перо. Иван устремляется за сверкающим перышком. Крадучись и озираясь, появляются Данила и Гаврила. Они видят коней и уводят их с собой — продавать в град-столицу. Возвращается Иван. Как ни предостерегает его Конек не брать с собой пера Жар-птицы, Иван не слушает. Заметив пропажу коней, Иван горько плачет. Конек предлагает отправиться в погоню за похитителями.
    Базарный день в столице. Толпы гуляющих. Братья с конями становятся в конный ряд, вызывая всеобщее изумление. Появляется царь со свитой и хочет купить чудо-коней. Тут вбегает Иван и объясняет, что хозяин он. Царь покупает коней, но его конюшенный не может управиться с ними. Тогда царь назначает конюшенным Ивана, а своего переводит в спальники. Новый спальник недоволен и клянется отомстить Ивану, занявшему его место.

  • 5 слайд

    2 действие Жаркий летний день. Царь сидит в своей светлице. Главная мамка

    Описание слайда:

    2 действие
    Жаркий летний день. Царь сидит в своей светлице. Главная мамка кормит его с ложечки. Сенные девушки овевают царя платками, оберегая от зноя.
    Царский спальник, подсматривая за Иваном, замечает перо Жар-птицы. Когда Иван засыпает, он крадет перо и приносит царю с доносом на конюшенного. Царь восхищен красотой пера. Нечаянно он прикасается им к стене — и тут же оживают нарисованные на ней жар-птицы. Под волшебным пером оживает и сходит со стены красавица Царь-девица. Царь без памяти влюбляется в нее, но красавица исчезает.
    По совету спальника царь посылает Ивана привести ему Царь-девицу. Конек-Горбунок обещает помочь другу.
    Серебряная гора на берегу моря. Сюда каждую ночь приплывает Царь-девица. С помощью Конька Ивану удается ее схватить. Он поражен ее красотой. Царь-девица тоже не налюбуется Иваном. Конек усыпляет красавицу, и все отправляются в обратный путь.

  • 6 слайд

    3 действие Царь с нетерпением ждет возвращения Ивана. Бояре усердно смотр

    Описание слайда:

    3 действие
    Царь с нетерпением ждет возвращения Ивана. Бояре усердно смотрят в подзорную трубу. Появляется Иван со спящей Царь-девицей. Царь лихорадочно прихорашивается. Просыпается Царь-девица. Потерявший от любви голову царь хочет немедленно жениться, но красавица требует достать сначала со дна морского ее перстень.
    Царь приказывает Ивану раздобыть перстень. Иван горюет, не зная, как справиться с новым поручением. Конек берется помочь и в этой беде.
    Иван опускается на дно моря-океана. Морская царевна показывает Ивану чудеса подводного царства. Медузы, кораллы, морские коньки развлекают гостя. Однако никто не знает, где перстень Царь-девицы.
    Морская царевна зовет на помощь всезнающего ерша-забияку. Ерш вытаскивает из песка ларец с перстнем. Иван благодарит всех и поднимается на поверхность.

  • 7 слайд

    4 действие Во дворце все готово к свадьбе. Только Царь-девица не рада. Он

    Описание слайда:

    4 действие
    Во дворце все готово к свадьбе. Только Царь-девица не рада. Она грустит, вспоминая Ивана. А вот и он сам, в руках его — перстень. Царь передает перстень красавице и тут же хочет идти с ней к венцу. Но Царь-девица смеется над стариком и предлагает ему помолодеть, искупавшись в котле с кипящим молоком.
    Царь в страхе. Спальник нашептывает ему, что надо сперва искупать Ивана. Царь зовет Ивана и приказывает ему прыгнуть в котел. Конек-Горбунок снова приходит другу на выручку. Он ворожит над котлом, после чего Иван смело ныряет в кипящее молоко. Выходит он оттуда чудо-красавцем. Следом прыгает в котел царь и исчезает там.

  • 8 слайд

    Эпилог Площадь перед царскими хоромами. Народ приветствует Ивана и Царь-д

    Описание слайда:

    Эпилог
    Площадь перед царскими хоромами. Народ приветствует Ивана и Царь-девицу, водит вокруг них величальные хороводы.
    Свадьба Ивана и Царь-девицы. Пожелав всем счастья, Конек-Горбунок улетает.

  • 9 слайд

    Премьера Премьера балета с большим успехом состоялась 4 марта 1960 года в

    Описание слайда:

    Премьера
    Премьера балета с большим успехом состоялась 4 марта 1960 года в Большом театре в Москве.
    Балет много ставили в разных городах по всему СССР и за рубежом. В 1962 г по нему сняли фильм-балет.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Что взял с собой в караул иван в сказке конек горбунок

  • Сейчас обучается 931 человек из 80 регионов

Что взял с собой в караул иван в сказке конек горбунок

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов

Что взял с собой в караул иван в сказке конек горбунок

  • Сейчас обучается 69 человек из 38 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация по музыке на тему «Хачатурян балет «Спартак» 7 класс

  • Презентация по музыке на тему «Хачатурян балет «Гаянэ» 7 класс

  • Презентация по музыке на тему «Прокофьев балет «Золушка» 7 класс

  • Презентация по музыке на тему «Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» 7 класс

  • Презентация по музыке на тему «Шостакович балет «Светлый ручей» 7 класс

  • Презентация по музыке на тему «Шостакович балет «Болт» 7 класс

  • Методическая разработка на тему «Жанр реквием в творчестве романтиков»

  • Методическая разработка на тему «Антонин Дворжак. Анализ музыкального произведения «Реквием»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459935 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Краткое содержание сказки «Конек-горбунок», которую написал Петр Павлович Ершов в 1834 году, помогает сократить время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями, а так же узнать основные моменты произведения.

Главные герои

  • Иван – крестьянский сын, младший в семье.
  • Конек-горбунок – волшебный конек, дружил с Иваном и помогал ему.
  • Царь – Иван у него работал конюхом.
  • Данило – старший сын, брат Ивана.
  • Гаврило – средний сын, брат Ивана.
  • Спальник – слуга царя.
  • Царь-девица – пятнадцатилетняя царица, возлюбленная царя.

Краткое содержание

Часть 1

В одной деревне жил старик и было у него три сына. Они зарабатывали тем, что выращивали и продавали пшеницу. Но вот однажды посевы кто-то вытоптал. Начали они поочередно вести караул, чтобы узнать, кто вредит их полю. Данило и Гаврило ушли со своего дежурства, а сами соврали, что ничего не увидели.

Третью ночь дежурил Иван. Ровно в полночь он увидел белую лошадь, у которой была золотая грива. Ивану удалось оседлать её. Лошадь тщетно старалась сбросить своего наездника – Иван очень крепко за неё держался. Когда она очень устала, то сказала Ивану, что он теперь должен следить за ней три дня, после чего она подарит ему двух жеребцов и маленького конька, спину которого украшали два горба, а на голове были огромные уши. Так вот двух жеребцов он смело может продавать, но конька путь оставит себе и не под каким предлогом никому не отдает.

Спустя время, старший брат вошел в сарай, в котором стояли два прекрасных жеребца и конек-горбунок. Договорившись со средним братом, они тайно едут продать коней.

Когда Иван увидел это, то едва не заплакал. Но конек очень быстро его успокоил и им удалось догнать братьев. Пока они  ехали – увидели вдалеке что-то светится. Братья отправили Ивана посмотреть что там. Он увидел там перо Жар-птицы. Конек старался убедить Ивана, что перо брать не стоит, но тот не послушался и спрятал перо в шапке.

На рынке их лошадей покупает царь. Но довести до конюшен они их так и не смогли. Кони вырвались и прибежали обратно к Ивану. Царю ничего не оставалось, как сделать Ивана начальником конюшни. Братья вернулись домой.

Часть 2

Жизнь при дворе Ивану нравилась. Но через некоторое время спальник увидел, что Иван с конями ничего не делает, а они чистые и вычесанные. Ему стало интересно, поэтому он решил спрятаться в конюшне и посмотреть. Ночью в конюшне появился Иван, который достал перо Жар-птицы, которое осветило все вокруг. Он убрал у животных, вычесал их и заплел. После чего лег спать.

Спальник украл перо у Ивана и отнес царю. Так же слуга рассказал правителю, что Иван обещал достать Жар-птицу для царя. Царь дал конюху три недели для того, чтобы он доставил птицу во дворец.

Иван очень расстроился, но конек сумел его утешить. Конек посоветовал Ивану взять с собой необходимые вещи, а утром они отправились в дорогу. Когда они приехали на место, Иван в одном тазу смешал зерно и вино, а под вторым сам укрылся. Когда на зерно слетелись Жар-птицы, Иван быстро схватил одну из них. Царь был очень раз и повысил Ивана до стременного, чем очень сильно расстроил спальника.

Некоторое время спустя, спальник услышал разговор слуг, которые говорили о Царь-девице. Спальник тут же сказал царю, что Иван хвастался, что сможет привезти девушку. Царь тут же отдал приказ, чтобы Иван выполнил свое обещание в оговоренный срок.

Конек снова рассказал Ивану, что ему необходимо взять с собой. Когда они приехали на место, Иван поставил шатер, а сам укрылся за ним. Днем появилась Царь-девица, которая принялась играть на гуслях. От этой игры Иван уснул. На следующий день Иван смог не уснуть и схватил девушку, после чего доставил её во дворец.

Царю очень понравилась девушка, что он решил утром с ней обвенчаться. Но девушка сказала, что даст свое согласие только после того, как ей с океана достанут её перстень. Времени она дала три дня. Царь отправляет Ивана привезти перстень.

Часть 3

Направляясь к океану, Иван видит Чудо-юдо Рыбу-кит, которая лежит поперек моря. Верху на рыбе расположилась деревня. Рыба-кит очень хотела узнать, как скоро закончатся её мучения.

Иван отправился к Месяцу – матери царевны. Месяц ответил, что они с Солнцем в печали, от того, что не могут найти царевну. Что же касается Рыбы-кит, то его вина в том, что он проглотил тридцать кораблей. Освободиться он сможет лишь тогда, когда выпустит их на свободу. Рыба-кит освободил корабли, после чего отблагодарил Ивана и достал перстень.

Царь очень хотел пожениться, но девица опять ответила отказом. Она не хотела идти под венец со стариком. Для этого царю было необходимо окунуться в три котла. Первый котел был со студеной водой, второй – с вареной, а третий – с молоком. Царь отправил первого окунуться Ивана. С помощью конька Иван окунулся в три котла и вынырнул красавцем. Царь, когда увидел такие изменения, тут же прыгнул в котел, где и сварился.

Царь-девица сказала, что выйдет за Ивана. Все долго праздновали свадьбу и радовались новому царю и царице.

Предварительная подготовка:

Объявление-приглашение на праздник

Ребята!

Вы, конечно, прочитали веселую сказку в стихах Петра Ершова «Конек-Горбунок» о смелом Иванушке, о глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке.

Если сказка вам понравилась (а она не могла не понравиться — ее любят все без исключения: и взрослые, и дети!), если вам интересно узнать о писателе-сибиряке Петре Ершове, авторе сказки,

ПРИХОДИТЕ К НАМ НА ПРАЗДНИК!

Вас ждут:

1. Увлекательный рассказ о жизни Петра Ершова.

2. Путешествие по сказке «Конек-Горбунок» с остановками на самых захватывающих страницах волшебной истории.

3. Игры, конкурсы, занимательные задачи.

4. Мультфильм по сказке «Конек-Горбунок».

5. Награждение победителей конкурсов.

Чтобы быть готовыми к празднику, предлагаем вам перечитать сказку «Конек-Горбунок» и сделать рисунки к ней, а также вспомнить любимые русские народные и литературные сказки.

Приглашаем на праздник всех желающих, а особенно ребят младших классов.

Конек-Горбунок

Оборудование:

1. Приглашение на праздник.

2. Мультфильм или диафильм «Конек-Горбунок».

3. Стенд «П. Ершов. «Конек-Горбунок»:

— в центре — Конек-Горбунок (кукла-аппликация из плотной бумаги);

— вокруг Конька:

1) открытки-иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» с названиями остановок:

  • первая остановка — «Иван караул держать идет»;

  • вторая остановка — «Тут лежит перо Жар-птицы»;

  • третья остановка — «Иван поехал на восток за Царь- девицей»;

  • четвертая остановка — «Иван избавляет от мучений рыбу-кит»;

  • пятая остановка — «Вот Иван к котлам поднялся»;

2) портрет писателя Петра Ершова.

4. Два рисунка, изображающие Ивана (с семью различиями).

5. Два рисунка-заготовки с изображением Царь-девицы.

6. Два самодельных мозаичных набора «Царь-рыба».

7. На чистых листах бумаги крупно написанные устаревшие и непонятные слова: «живот», «чернокнижник», «красный», «ендова» и др.

8. Два комплекта слов на карточках: «корыто», «пшено», «вино».

9. Зашифрованные имена двух братьев: Данило, Таврило.

10. Два листа чистой бумаги с вырезанными посередине круглыми дырочками.

11. Таблички с цифрами: «2», «3», «10», «15», «19», «30», «100», «1000».

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Методические рекомендации: можно начать праздник с показа мультфильма или диафильма «Конек-Горбунок».

II. Слово ведущего. Рассказ о Петре Ершове.

Ведущий. Однажды профессор литературы Петербургского университета П. А. Плетнев начал свою лекцию крайне необычно. Он вместо продолжения курса по истории словесности стал читать… сказку в стихах, в которой рассказывалось о необычайных похождениях крестьянского сына Ивана и его верного спутника — Конька-Горбунка. (Вы ее только что увидели и услышали.)

Закончив чтение, профессор предложил изумленным и очарованным слушателям отгадать, кто же автор этой дивной сказки. Мнения разделились. Одни студенты полагали, что ее написал Пушкин, другие называли Жуковского, третьи считали автором Крылова. С улыбкой выслушав различные мнения, Плетнев открыл наконец имя сказочника. Им оказался скромно сидевший тут же, в аудитории, 19-летний студент Петр Ершов…

А было это в незапамятные времена, когда не только вас еще на свете не было, но и ваших пап и мам… Да что там — и праба- бушки-прадедушки ваши даже еще и не народились!

Рассказываю дальше, а вы слушайте, не ленитесь.

Итак, было это давно, почти 200 лет назад… За горами, за долами, за дремучими лесами жил-был мальчик Петя. Не в сказке, а на самом деле. Горы, долы и дремучие леса тоже были не сказочные, а самые всамделешные, потому что родился Петя не в Москве, не в Петербурге, а в Сибири, в красивом старинном городе Тобольске, который стоит там, где крупная река Тобол впадает в очень большую и очень могучую реку Иртыш.

Он родился очень слабым, и родителям казалось, что ребенок появился на свет, только чтобы умереть. И тогда любящие родители решились испробовать народный способ лечения сына — «продать» его нищему, чтобы унес тот с собой его хворь. Это сделали так. К открытому окошку подошел нищий. Ему протянули ребенка:

— Купи!

— А сколько возьмете?

— Грош!

«Проданного» сразу же положили обратно в постельку, и — удивительное дело — он выздоровел. Ушла за медные деньги вместе с нищим из дома Ершовых болезнь, а сынок Петруша остался жить и здравствовать. Потом, взрослым, Ершов говорил о себе насмешливо: «Что ж, мне ведь цена грош».

Петя жил, рос и очень любил слушать сказки. Это дело понятное, потому что — кто же не любит. Но если вы внимательны, то заметили, что сказки он не читал, а именно слушал, потому что в ту пору книжек со сказками еще почти не было. Представляете себе? Вы-то, если соскучитесь по сказкам, возьмете книжку и прочитаете все, что захочется, а в ту пору, когда Петя был маленьким, такое было невозможно. Ну, то есть сказки-то были, но их передавали из уст в уста — пересказывали. Но никто их еще не записал, не превратил в книги. Просто в голову никому не приходило это сделать…

И тут, надо сказать, Пете очень повезло. Потому что 16 годами раньше Пети родился мальчик Саша, который тоже очень любил сказки, и была у него няня Арина Родионовна, которая сказок этих знала бессчетное количество… И вот к тому времени, когда Петя подрос и выучился читать, мальчик Саша уже стал поэтом А. С. Пушкиным. Он записал свои любимые русские сказки и напечатал книжку.

(В этот момент рассказа ведущий может спросить присутствующих, какие сказки написал А. С. Пушкин.)

Эта книжка Пете так понравилась, что он знал ее наизусть! Замечательные были сказки, жалко, что мало их было!.. И Петя думал, думал и решил тоже написать сказку. И написал: «Конек- Горбунок». И было Пете, Петру Ершову, когда он начал писать сказку, сколько, вы думаете, лет? Кто решил, что много, тот ошибся. Было ему в ту пору 17 лет. Чуток старше вас был Петя Ершов.

А через два года «Конек-Горбунок» был известен на всю Россию: книжку продавали в больших и малых городах в книжных лавках, а по селам разносили ее офени-книгоноши. О приключениях Ивана и Конька-Горбунка знали и важные ученые, и господа, и мастеровые, и крестьяне — и все эту новую книжку любили. Говорят, А. С. Пушкин, читая ее, хохотал от души и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Но были и другие мнения: ничему хорошему не может научить эта сказка, а только тому, что будь дураком, лентяем — и ты

будешь счастливым. Можно ли согласиться с таким мнением? Нет, конечно!

Может быть, нужно пройти дорогами Ивана, чтобы убедиться в том, что сказка, в которой он живет, умная, добрая и полезная? Готовы? Тогда вперед!

Сказка Конек-Горбунок

III. Остановка «Иван караул держать идет».

Ведущий. …Но в самом деле, «братья сеяли пшеницу», а Иванушка? Что делал он? Сказка отвечает: совершал подвиги. Перечислите подвиги, совершенные героем.

Дети перечисляют подвиги Ивана.

Вот пришла беда:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

И, видно, здорово «шевелил», раз

Мужички такой печали

Отродяся не видали.

Старший брат, тот самый, который «умный был детина», отправился в дозор, но —

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

И со средним то же самое: лишь только

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Только Иванушка спас пшеницу!

А потом он совершал подвиг за подвигом, потому что не глупый он вовсе, а веселый, добрый, бескорыстный, дурашливый, лукавый (как он рассказывал братьям небылицы о том, что с ним произошло!). И не ленивый вовсе: сам все, что надо, делает, а Конек только ему помогает, восполняет, так сказать, недостатки образования.

Иван и Конек-Горбунок — настоящие, верные друзья. Мать Конька говорит Ивану:

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет;

В голод хлебом угостит,

В жажду медом напоит.

Конек-Горбунок как бы вторит матери:

И скорее сам я сгину,

Чем тебя, Иван, покину.

Удивительное существо придумал для своей сказки Ершов:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Создавая его, Ершов часть описания взял от героя русских народных сказок — паршивого, шелудивого жеребенка с добрым сердцем и недюжинными способностями. Часть — из своих детских воспоминаний: когда-то на ярмарке Петя увидел впервые осла с длинными ушами и, особенно поразившее его, диковинное животное — верблюда с двумя горбами. Конек-Горбунок получился у Ершова похожим на коня-игрушку, потому что был очень маленьким.

Задания для внимательных читателей:

1. Определите размеры Конька-Горбунка (1 вершок = 4,4 см, а 1 аршин = 71 см).

2. Назовите сказочных животных, которые помогают главным героям в других сказках. Вспомните названия этих сказок. (Сивка-Бурка, серый волк, медведь, заяц, утка.)

3. Нарисуйте Конька-Горбунка с завязанными глазами.

4. Перечислите необыкновенные, волшебные качества, способности Конька-Горбунка. (Говорил, летал, колдовал, предсказывал.)

IV. Остановка «Туг лежит перо Жар-птицы».

Не послушал Иван Конька-Горбунка, подобрал перо Жар- птицы, и пришлось отправиться ему потом за самой Жар- птицей. Давайте поможем Иванушке быстрее справиться с этой задачей (сколько их у нас с вами еще впереди!) — ответьте на вопросы и выполните задания.

Задания.

1. Перечислите сказки, в которых встречается перо Жар- птицы. («Жар-птица и Василиса-царевна, «Иван-царевич и серый волк».)

2. Как, по вашему мнению, мог использовать царь Жар- птицу? Пофантазируйте. (Для красоты, мог продать, для освещения дворца, чтобы согреться.)

3. Составьте слова из отдельных букв на карточках и вы узнаете, какие вещи помогли Ивану поймать Жар-птицу. (Корыто, пшено, вино.)

4. Вся история с Жар-птицей и ее пером началась с того, что братья Ивана увидели огонек и послали дурака узнать, что это такое, втайне надеясь, что Иван погибнет. Как звали братьев Ивана? Подберите ключ и отгадайте имена. (Данило, Гаврило.)

V. Остановка «Иван поехал на восток за Царь-девицей».

Задания.

1. Отправился Иван на восток добывать царевну. Понравилась Царь-девица Ивану?

(Эта вовсе не красива:


И бледна-то и тонка.


Чай, в обхват-то три вершка,


А ножонка-то, ножонка!


Тьфу ты, словно у цыпленка!


Пусть полюбится кому,


Я и даром не возьму.)

2. Царь-девица была особой знатной и богатой.

Кто ее родственники и где они живут? (Мать — Месяц Месяцович. Братец — Солнце. Они живут на небе.)

3. Сколько Царь-девице лет? (15.)

4. Оденьте Царь-девицу. (Соревнуются два участника — кто быстрее и лучше раскрасит заранее заготовленные художником силуэты Царь-девицы.)

Примечание. Это не русская красавица, а восточная, поэтому у нее должны быть шаровары, закрытое платье с длинными рукавами и накидка на голову, на ногах туфли с загнутыми носами.

5. Что нарисовано — отгадайте.

(Заранее заготовлены две одинаковые иллюстрации к сказке. Соревнуются два участника. Они накладывают на иллюстрацию лист чистой бумаги с вырезанной дырочкой размером с 5-копеечную монету. Нужно водить бумагой по иллюстрации, пытаясь понять рисунок.)

6. Отгадайте: словесные портреты каких царевен и из каких сказок вы сейчас услышали?

1) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

На зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

(Царица. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

2) Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(Царевна. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

3) … Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Царевна-лебедь. Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане».)

4) За окном порхали снежинки; одна из них упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. И все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.

(Снежная королева. Андерсен X. К. «Снежная королева».)

VI. Остановка «Иван избавляет от мучений рыбу-кит».

Ведущий. Отгадайте загадку:

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус во рту

Растянулся на версту. (Кит.)

С этим героем мы встретимся на нашей следующей остановке. Сто лет лежит он поперек моря-океяна:

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит,

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

Во дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Образ рыбы-кита не случайно появился в сказке. Он опять, как в случае с образом Конька-Горбунка, связан с воспоминаниями детства. Один из знакомых семьи Ершовых, купец Нижегородцев, рассказал как-то, что, разъезжая по торговым делам по свету, очутился он на берегу Карского моря, за тысячу верст от дома, и своими собственными глазами видел огромного кита, выброшенного на сушу. Его бока были буквально изрыты — дело в том, что предприимчивые местные жители вырезали из туши кита мясо и сало. Рассказ о небывалой находке, диковинной рыбе, сохранился в памяти мальчика, а потом стал занимательнейшей частью сказки «Конек-Горбунок». Кстати сказать, образ рыбы-кита встречается и в русских сказках, но он не такой яркий, запоминающийся.

Задания для эрудитов.

1. Сложите рыбу-кит из картонных частей мозаики (вариант: выложите фигурку рыбы-кита из спичек).

(Заранее заготавливаются из картона два изображения кита, разрезаются на части. Мозаичные кусочки и нужно сложить двум участникам в целого сказочного кита — кто быстрее.)

2. В сказке много чисел — я буду называть число, вы попробуйте ответить, о чем или о ком идет речь:

  • 3 (3 сына; за 3 дня перстень Царь-девицы велел достать царь Ивану; 3 котла с водой — студеной, вареной и молоком);

  • 2 (2 корыта, чтобы поймать Жар-птицу; 2 коня — «да таких, каких поныне не бывало и в помине»);

  • 10 (10 лет кит лежит поперек моря-океяна);

  • 15 (столько лет Царь-девице);

  • 19 (в 19 лет Ершов сочинил сказку);

  • 30 (три десятка кораблей проглотил кит);

  • 100 (сто пудов весит сундучок с кольцом Царь-девицы);

  • 1000 (за тысячу рублев решили братья продать коней.)

Памятник Коньку-Горбунку

VII. Остановка «Вот Иван к котлам поднялся».

Ведущий. Настала пора Иванушке искупаться. А для вас готовы новые задания.

Задания.

1. Назовите сказки, в которых герои используют для омоложения, оживления и получения дополнительной силы различные средства. Какие именно? (Вода, яблоки, веник, ягоды, корешок, рубашка.)

2. Художником нарисованы два Ивана. Найдите в рисунках семь различий. (Детям предлагается рисунок Ивана с семью различиями.)

3. Перечислите героев сказки, каждый раз добавляя к названным ещё одного, например: Иван -» Иван, Жар-птица -» Иван, Жар-птица, Царь-девица и т. д. (задание выполняется «по цепочке»),

4. В сказке встречается много слов, которые ушли из нашей речи. Давайте с вами попробуем выяснить, что же могут обозначать эти забытые слова. Чтобы не ошибиться, внимательно слушайте контекст.

1) Старший брат пошел сторожить пшеницу:

И со страха наш мужик

Закопался под сенник.

(Сенник — сарай для сена, сеновал.)

2) Отец говорит Ивану:

Побегай в дозор, Ванюша.

Я куплю тебе лубков,

Дам гороху и бобов.

(Лубок — цветная картинка. Луб — кора дерева, обычно липы. Лубок — липовая доска, на которой вырезали картинку для печатания ее на бумаге, затем лубком стали называть и саму картинку, напечатанную на этой доске.)

3) В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

(Городничий — начальник города.)

4) Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый.

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит.

(Глашатай — всенародный вестник, оглашатель.)

5) Царь говорит Ивану:

Делать нечего, придется

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться.

(Красное — значит красивое.)

6) Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

Постучали ендовой

И отправились домой.

(Ендова — сосуд для вина. Постучали ендовой — выпили.)

7) Так, неделей через пять

Спальник начал примечать,

Что Иван коней не холит.

(Спальник — придворный при царе для личных услуг.)

8) Вот и полночь наступила.

У него [царского спальника] в груди заныло:

Он ни жив ни мертв лежит,

Сам молитвы все творит.

Ждет суседки…

(Суседка — сибирское название домового.)

9) Спальник думает:

Донесу я в думе царской,

Что конюший государской –

Басурманин, ворожей,

Чернокнижник и злодей.

(Чернокнижник — колдун.)

10) За Царь-девицей

Едут целую седьмицу.

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

Сколько же едут за Царь-девицей? (Неделю. Седъмица — неделя, а также седьмой день недели — воскресенье. На первую седьмицу братья едут в столицу на ярмарку продавать чудо- коней:


Ну, Гаврило, в ту седьмицу


Отведем-ка их в столицу.)

11) А конек ему вещает:

Ну, раскидывай шатер,

На ширинку ставь прибор

Из заморского варенья

И сластей для прохлажденья.

(Ширинка — широкое, на всю ширину ткани, полотенце.)

12) Тут крестьяне и миряне,

Православны христиане,

Закричали: «Быть бедам!» —

И пустились по домам.

Все телег и собирали;

В них, не мешкая, поклали

Все, что было живота,

И оставили кита.

(Живот — имущество, нажитое добро.)

Ведущий. Молодцы, юные эрудиты! Со всеми заданиями вы справились. Незаметно добрались мы до финала сказки и узнали (или вспомнили) историю Ивана. А как же сложилась жизнь его создателя, Петра Павловича Ершова?

Что было с Петей потом? Он поехал в Петербург, окончил университет и вернулся в родной Тобольск, стал учителем Петром Павловичем. Писал пьесы, рассказы. Честно говоря, все, что он написал, став взрослым, давно позабыто. Так бывает: напишет писатель одну замечательную книжку, и все — больше уже так не получается. Грустно, конечно. Да что поделаешь.

Зато учителем Петр Павлович Ершов был хорошим. Учил самого Дмитрия Ивановича Менделеева, будущего знаменитого ученого-химика. Стал директором гимназии. Говорят, строг был, гимназисты его побаивались. Но ведь с ними, с гимназистами, как без строгости-то? Некоторые из гимназистов меж собой сомневались, поговаривали, что не может быть, чтоб такой сердитый и грозный директор и такую смешную сказку написал…

VIII. Подведение итогов конкурсов, выявление и награждение победителей.

  • Что было в руках у девочки в сказке цветик семицветик когда за ней шла собака
  • Что бы я ни делал все не так как пишется
  • Что бывало и другие рассказы
  • Чтение стихотворений об осени составление рассказов описаний об игрушках средняя группа
  • Что будет через 100 лет сочинение на английском