Что вы знаете о словосочетании сочинение

Язык это целый мир. с доисторических времн человек живт в обществе. это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить

Язык – это целый мир. С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.
С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить.
Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.
Русский язык – это язык на котором мы говорим с детства каждый день. И иногда бывает непонятно, зачем нам его изучать. И вообще – зачем быть грамотными и писать правильно? Знать русский язык – это значит не только уметь правильно говорить и писать на нем, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато “великий и могучий”. По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Получить хорошую работу не так легко, а если ты еще и неграмотный, то это вообще нереально. Производит очень неприятное впечатление, когда человек неправильно говорит по-русски. Если человек свободно владеет языком, то это позволяет ему выразить любую мысль. Он может убедить в своей правоте любого оппонента. Когда тебя окружают образованные люди, хорошо говорящие по-русски, хочется быть достойным их внимания. Хочется участвовать в беседе, быть услышанным и понятым, а для этого надо владеть языком

В нашей современной жизни, почти не отставая от стремительного темпа развития технического прогресса, происходят этические, моральные и культурные изменения в обществе. Одновременно с этими изменениями меняется и наша речь. Однако каких бы изменений не претерпевала наша наука или общество, существуют некоторые аспекты нашей жизни, которых не должны касаться изменения и которые не должны исчезать совсем. Я считаю, что к ним можно отнести нашу культуру и язык, а если точнее, то культуру речи.
С давних времен умение человека правильно говорить считалось одним из главных факторов правильного воспитания и хорошего образования. Например, в первых Древнегреческих школах ораторское искусство преподавалось как отдельная обязательная наука. И можно сказать, что в современном обществе культура находится на таком же высоком уровне, как и в Древней Греции. Конечно же, нет. Достаточно послушать, как разговаривают на улице или в общественном транспорте. Большинство людей не только неправильно ставят в словах ударения, но и неправильно произносят звуки, глотают фразы и даже части слов.
К тому же, досаждают нам и слова паразиты. Иногда через них невозможно понять, что хочет выразить человек, не говоря о том, что на коротенькое предложение тратится гораздо больше времени. Конечно, такого собеседника не интересно и даже трудно слушать, поэтому люди стараются избегать разговоров с теми, кто не умеет правильно разговаривать. Глядя на это, мы видим довольно печальную картину, что ухудшается ненормативной лексикой, которая в некоторых горе-ораторов не несет эмоциональной и смысловой нагрузки, однако используется ими слишком уж активно.
Как-то я попыталась обращать внимание не только на то, что рассказывают мне одноклассники, родственники и просто люди вокруг меня, но и на то, как они это делают. И мне стало казаться, что каждый разговаривает на своем собственном языке, почти непонятном для других. Главной причиной такого недоразумения был так называемый сленг. Через него довольно часто люди старшего поколения не понимают молодежь. И, хотя я считаю, что нет ничего страшного в том, что мои ровесники пользуются сленгом, но чтобы использовать нетипичные слова, надо научиться правильно разговаривать на чистом украинском языке, языке, на котором разговаривали наши родители, деды и прадеды. Каждый из наших соотечественников должен уметь выражать свои мысли красивым литературным языком.
Ярче наш язык делает использование синонимов и других средств, а вот нейтральные слова делают наши речи неинтересными для других. Человека, который обладает хорошим языком, лаконично и ясно высказывается, просто приятно слушать. А когда человек имеет низкую культуру речи, то даже если она говорит правильные вещи, с ней трудно согласиться, да и то, если хватит терпения ее дослушать. Недаром существует поговорка: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». И это, безусловно, полностью правильно.
На мой взгляд, чистота речи является такой же необходимостью, как, например, личная гигиена или чистота дома. Ведь жить в засоренной квартире никто не согласится, да и зачем, если можно навести в ней порядок и прибраться. Так же можно навести порядок и в собственных мыслях и собственном языке. Тогда общение будет не только намного эффективнее, но и гораздо приятнее для каждого из нас. Я думаю, что тогда мы все вместе получим возможность возродить давнюю величие украинского языка, избавить ее от вредных слов и сделать кристально чистой.

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.
Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.

Урок русского языка в 8 классе по теме
«Словосочетание»

Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели: закрепить и расширить знания учеников о
синтаксисе;  дать представление о строении словосочетаний,  о типах словосочетаний
; показать особенности схематического изображения словосочетания; развивать
навыки работы со словарями, навыки работы в парах.

Планируемые результаты: понимание объективности выделения словосочетаний и
наличие связи между словами; представление о строении словосочетаний; умение
определять типы словосочетаний, строить схемы словосочетаний; развитие навыков
работы со словарями; развитие навыков работы в парах.

Ход урока.

1.Организационный
момент.


Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь,
учебник и пенал.

2.Проверка
домашнего задания.

Упр. 79 (учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией
С.Г. Бархударова и др. (Просвещение, 2019)),

3.Работа по
теме урока.

3.1.Актуализация
знаний.

-Что такое синтаксис?

-Что называется пунктуацией?

-Что вы знаете о словосочетании?

   
Попробуйте сами определить тему урока,
прочитав записи: морозный день, напишу письмо, заразительно
смеётся. 
— Чем похожи и чем отличаются данные пары слов? Ученики определяют
тему – «Словосочетание».

3.2. Слово учителя. Работа с толковым словарём.

   Тема «Синтаксис и пунктуация» рассчитана для изучения не
только в 8, но и в 9 классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и
простым предложением, а в следующем- сложным предложением.

    Начнём со словосочетаний – синтаксических единиц, из
которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения
двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое
значение слова и его грамматические свойства.

  Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное
на доске (орган). Прочитайте его. Вне контекста, то есть вне окружения, неясно,
что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения Орган и оргАн.
Кроме того, слово орган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие
лексическое значение слова,  запишем их в тетради: орган печати (газета), орган
зрения (глаз), служить в органах (в полиции), слушать орган.

   Задание. Уточните происхождение и значение этих
слов по толковому словарю, найдите однокоренные слова.

Работа со словарём. Комментарии.

·        
О’РГАН, а, м. [греч. organon]. 1. Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств (глаза, уши и т. д.) Органы
речи. Органы питания.
 2. Орудие, инструмент,
средство (книжн.).
 …Советы являются наиболее
мощными органами
 революционной борьбы масс… Стлн. Слово
— о. мысли.
 3. Государственное или
общественное учреждение (офиц.).
 Органы
прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных
органов, подчиняясь только Прокурору СССР.
 Конституция СССР. Органы
власти. Партийные органы. Хозяйственные органы. Законодательные органы.
Профсоюзные органы.
 4. Газета или
журнал, издаваемый обществом, партией, учреждением.
 «Правда» — орган ЦК ВКП(б). 5. Составная часть сложной машины (тех.). О. передачи.

·        
ОРГА’Н, а, м. [греч. organon]. Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в
к-рые мехами нагнетается воздух (муз.).
 || Название
разного рода автоматических духовых инструментов.
 Ресторанный о.

   Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется
в контексте, то есть в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и
грамматически.

   Поговорим о грамматической форме и грамматическом строении
словосочетаний.

   Грамматическая форма словосочетания – это его строение,
схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи.
Например: олимпийское движение – «прил. + сущ», слишком быстро – «нареч. +
нареч.» и т.д.

    Более конкретная схема указывает на формы зависимого
слова: уверенный в себе – «прил. + предлог + местоим. В П.п.».

  По морфологической части словосочетания делятся на именные
( главное слово – имя сущ., имя прил., имя числ., местоим), глагольные (главное
слово – глагол, причастие или дееприч.) и наречные (главное слово – наречие).

3.3.Работа по учебнику

1.Чтение теоретических сведений (с. 41): понятие о
словосочетаний.

2.Упр. 81 – устно.

3.Чтение  теоретических сведений (с. 42): типы
словосочетаний.

4.Упр.82 – работа в парах

5.Чтение теоретических сведений о схемах словосочетаний (с.
42-43).

4.Закрепление изученного материала.

  4.1.Обобщение.

-Что такое словосочетание?

-Какие признаки словосочетаний вы изучили сегодня?

4.2.Работа по учебнику.

1.Упр. 83 –обсуждение и самостоятельная работа.

2.Упр. 84 – конструирование словосочетаний.

3.Упр. 85 – комментированное письмо.

4.Работа по карточкам.

   Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.

В словосочетаниях выделите главные слова. Определите тип
словосочетания.  

Подчеркните слова с чередующейся гласной в корне слова.
Выделите в них корень. Графически объясните правописание гласной в корне.

Высокий камыш_( ), интересный для нас ( ),

отмерьте ткань( ), восхищаться картиной ( ), подходить ближе
( ), вдруг разомкнулись( ) ,

выг__ревший пиджак ( ), горный ключ( ), выр_сти на солнце( ),
подружиться сразу ( ), разг__реться докрасна( ),нежное р_стение( ), письмо
матери

( ), тихие з_ри ( ), изл_гать неполно( ),

разл_жить коллекцию ( ) защищаться неувере_но ( )

отр_стить волосы ( ) , ч_рная рябина( ) , подошли к землянк_
( ) , легкое прик__сновение ( ),

идя прямо ( ), гул машин ( ) , обычный день ( ), к__сательная
прямая ( ),

вкусная земляника ( ), говорит о жизни ( ), сл_гать былины(
)пол_жить (не)далеко ( )

зазубрины на лезви_ ( ).

2 вариант.

   Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.

В словосочетаниях выделите главные слова. Определите тип словосочетания.  Подчеркните слова с
чередующейся гласной в корне слова. Выделите в них корень. Графически объясните
правописание гласной в корне.

Шум моря( ), интересный рассказ( ),очерк о герое( ), ходить
быстро( ) , прибывать в город( ) , маленькая картина( ), тонна цемента( ),
хвойный лес( ), жужжание пчелы( ), идти навстречу( ),

стакан воды( ),запах травы( ), вошел в комнату( ), такая
мама( ) , к этому дому( ), по той стороне( ), бежит быстро( ), режет ножом( ),
горяч__ обсуждали( ), обещая договориться( ) , бурно радоваться( ), делает
зарядку( ), пахнет сосною( ), дым над крышей( ), заб_рается в лодку( ),
вчерашний день( ), отчетливо

слышит( ) , к чужому дому( ), говорил о чувстве( ), скоро
выедем( ), ), тихие з_ри ( ), изл_гать неполно( ),

разл_жить коллекцию ( ), разг__реться докрасна( ), нежное
р_стение( ).

4.3. Словарная работа

   Выпишите
слова в рамках (с. 41, 42, 44, 45) в словарик, составьте с ними словосочетания.

 5.Подведение итогов
урока. Рефлексия.

 -Какие типы словосочетаний выделяются по морфологическим
свойствам?

-Каковы основные признаки словосочетаний?

Домашнее задание.

Параграф 7

Упражнение 87 и 89.

Святая ложь

Автор: Куприн А.И.
Иван Иванович Семенюта — вовсе не дурной человек. Он трезв, усерден, набожен, не пьет, не курит, не чувствует влечения ни к картам, ни к женщинам. Но он самый типичный из неудачников. На всем его существе лежит роковая черта какой-то растерянной робости, и, должно быть, именно за эту черту его постоянно бьет то по лбу, то по затылку жестокая судьба, которая, как известно, подобно капризной женщине, любит и слушается людей только властных и решительных. Еще в школьные годы Семенюта всегда был козлищем отпущения за целый класс. Бывало, во время урока нажует какой-нибудь сорванец большой лист бумаги, сделает из него лепешку и ловким броском шлепнет ею в величественную лысину француза. А Семенюту как раз в этот момент угораздит отогнать муху со лба. И красный от гнева француз кричит:
— О! Земнют, скверный мальчишка! Au mur! К стеньи!
И бедного, ни в чем не повинного Семенюту во время перемены волокут к инспектору, который трясет седой козлиной бородой, блестит сквозь золотые очки злыми серыми глазами и равномерно тюкает Семенюту по темени старым, окаменелым пальцем.
— Ученичок развращенный! Ар-ха-ро-вец… Позорище заведения!.. У-бо-и-ще!.. Ос-то-лоп!..
И потом заканчивал деловым холодным тоном:
— После обеда в карцер на трое суток. До рождества без отпуска (заведение было закрытое), а если еще повторится, то выдерем и вышвырнем из училища.
Затем звонкий щелчок в лоб и грозное: «Пшол! Козли-ще!»
И так было постоянно. Разбивали ли рогатками стекла в квартире инспектора, производили ли набег на соседние огороды, — всегда в критический момент молодые разбойники успевали разбежаться и скрыться, а скромный, тихий Семенюта, не принимавший никакого участия в проделке, оказывался роковым образом непременно поблизости к месту преступления. И опять его тащили на расправу, опять ритмические возгласы:
— У-бо-ище!.. Ар-ха-ро-вец!.. Ос-то-лоп!..
Так он с трудом добрался до шестого класса. Если его не выгнали еще раньше из училища с волчьим паспортом, то больше потому, что его мать, жалкая и убогая старушка, жившая в казенном вдовьем доме, тащилась через весь город к инспектору, к директору или к училищному священнику, бросалась перед ними в землю, обнимала их ноги, мочила их колени обильными материнскими слезами, моля за сына:
— Не губите мальчика. Ей-богу, он у меня очень послушный и ласковый. Только он робкий очень и запуганный. Вот другие сорванцы его и обижают. Уж лучше посеките его.
Семенюту довольно часто и основательно секли, но это испытанное средство плохо помогало ему. После двух неудачных попыток проникнуть в седьмой класс его все-таки исключили, хотя, снисходя к слезам его матери, дали ему аттестат об окончании шести классов.
Путем многих жертв и унижений мать кое-как сколотила небольшую сумму на штатское платье для сына. Пиджачная тройка, зеленое пальто «полудемисезон», заплатанные сапоги и котелок были куплены на толкучке, у торговцев «вручную». Белье же для него мать пошила из своих юбок и сорочек.
Оставалось искать место. Но место «не выходило» — таково уж было вечное счастье Семенюты. Хотя надо сказать, что целый год он с необыкновенным рвением бегал с утра до вечера по всем улицам громадного города в поисках какой-нибудь крошечной должности. Обедал он и ужинал во вдовьем доме: мать, возвращаясь из общей столовой, тайком приносила ему половину своей скудной порции. Труднее было с ночлегом, так как вдовы помещались в общих палатах, по пяти-шести в каждой. Но мать поклонилась псаломщику, поклонилась и кастелянше, и те милостиво позволили Семенюте спать у них на общей кухне на двух табуретках и деревянном стуле, сдвинутых вместе.
Наконец-то через год с лишком нашлось место писца в казенной палате на двадцать три рубля и одиннадцать с четвертью копеек в месяц. Добыл его для Семенюты частный поверенный, Ювеналий Евпсихиевич Антонов, знавший его мать во времена ее молодости и достатка.
Семенюта со всем усердием и неутомимостью, которые ему были свойственны, влег в лямку тяжелой, скучной службы. Он первый приходил в палату и последний уходил из нее, а иногда приходил заниматься даже по вечерам, так как за сущие гроши он исполнял срочную работу товарищей. Остальные писцы относились к нему холодно: немного свысока, немного пренебрежительно. Он не заводил знакомств, не играл на бильярде и не разгуливал на бульваре со знакомыми барышнями во время музыки. «Анахорет сирийский», — решили про него.
Семенюта был счастлив: скромная комнатка, вроде скворечника, на самом чердаке, обед за двадцать копеек в греческой столовой, свой чай и сахар. Теперь он не только мог изредка баловать мать то яблочком, то десятком карамель, то коробкой халвы, по к концу года даже завел себе довольно приличный костюмчик и прочные скрипучие ботинки. Начальство, по-видимому, оценило его усердие. На другой год службы он получил должность журналиста и прибавку в пять рублей к жалованью, а к концу второго года он уже числился штатным и стал изредка откладывать кое-что в сберегательную кассу. Но тут-то среди аркадского благополучия судьба и явила ему свой свирепый образ.
Однажды Семенюта прозанимался в канцелярии до самой глубокой ночи. Кроме того, его ждала на квартире спешная частная работа по переписке. Он лег спать лишь в пятом часу утра, а проснулся, по обыкновению, в семь, усталый, разбитый, бледный, с синими кругами под глазами, с красными ресницами и опухшими веками. На этот раз он явился в управление не раньше всех, как всегда, но одним из последних.
Он не успел еще сесть на свое место и разложить перед собой бумаги, как вдруг смутно почувствовал в душе какое-то странное чувство, тревожное и жуткое. Одни из товарищей глядели на него искоса, с неприязнью, другие — с мимолетным любопытством, третьи опускали глаза и отворачивались, когда встречались с его глазами. Он ничего не понимал, но сердце у него замерло от холодной боли.
Тревога его росла с каждой минутой. В одиннадцать часов, как обыкновенно, раздался громкий звонок, возвещающий прибытие директора. Семенюта вздрогнул и с этого момента не переставал дрожать мелкой лихорадочной дрожью. И он, пожалуй, совсем даже не удивился, а лишь покачнулся, как вол под обухом, когда секретарь, нагнувшись над его столом, сказал строго, вполголоса: «Его превосходительство требует вас к себе в кабинет». Он встал и свинцовыми шагами, точно в кошмаре, поплелся через всю канцелярию, провожаемый длинными взглядами всех сослуживцев.
Он никогда не был в этом святилище, и оно так поразило его своими огромными размерами, грандиозной мебелью в строгом, ледяном стиле, массивными малиновыми портьерами, что он не сразу заметил маленького директора, сидевшего за роскошным письменным столом, точно воробей на большом блюде.
— Подойдите, Семенюта, — сказал директор, после того как Семенюта низко поклонился. — Скажите, зачем вы это сделали?
— Что, ваше превосходительство?
— Вы сами лучше меня знаете, что. Зачем вы взломали ящик от экзекуторского стола и похитили оттуда гербовые марки и деньги? Не извольте отпираться. Нам все известно.
— Я… ваше превосходительство… Я… Я… Я, ей-богу…
Начальник, очень либеральный, сдержанный и гуманный человек, профессор университета по финансовому праву, вдруг гневно стукнул по столу кулаком:
— Не смейте божиться. Прошлой ночью вы здесь оставались одни. Оставались до часу. Кроме вас, во всем управлении был только сторож Анкудин, но он служит здесь больше сорока лет, и я скорее готов подумать на самого себя, чем на него. Итак, признайтесь, и я отпущу вас со службы, не причинив вам никакого вреда.
Ноги у Семенюты так сильно затряслись, что он невольно опустился на колени.
— Ваше… Ей-богу, честное слово… ваше… Пускай меня матерь божия, Николай Угодник, если я… ваше превосходительство!
— Встаньте, — брезгливо сказал начальник, подбирая ноги под стул. — Разве я не вижу по вашему лицу и по вашим глазам, что вы провели ночь в вертепе. Я ведь знаю, что у вас после растраты или _кражи_ (начальник жестоко подчеркнул это слово), что у вас первым делом — трактир или публичный дом. Не желая порочить репутацию моего учреждения, я не дам знать полиции, но помните, что если кто-нибудь обратится ко мне за справками о вас, я хорошего ничего не скажу. Ступайте.
И он надавил кнопку электрического звонка.
Вот уже три года как Семенюта живет дикой, болезненной и страшной жизнью. Он ютится в полутемном подвале, где снимает самый темный, сырой и холодный угол. В другом углу живет Михеевна, торговка, которая закупает у рыбаков корзинками мелкую рыбку уклейку, делает из нее котлеты и продает на базаре по копейке за штуку. В третьем, более светлом углу целый день стучит, сидя на липке, молоточком сапожник Иван Николаевич, по будням мягкий, ласковый, веселый человек, а по праздникам забияка и драчун, который живет со множеством ребятишек и с вечно беременной женой. Наконец, в четвертом углу с утра до вечера грохочет огромным деревянным катком прачка Ильинишна, хозяйка подвала, женщина сварливого характера и пьяница.
Чем существует Семенюта, — он и сам не скажет толком. Он учит грамоте старших ребятишек сапожника, Кольку и Верку, за что получает по утрам чай вприкуску, с черным хлебом. Он пишет прошения в ресторанах и пивных, а также по утрам в почтамте адресует конверты и составляет письма для безграмотных, дает уроки в купеческой семье, где-то на краю города, за три рубля в месяц. Изредка наклевывается переписка. Главное же его занятие — это бегать по городу в поисках за местом. Однако внешность его никому не внушает доверия. Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши. Он еще не пьяница, но начинает попивать.
Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и сбросить с себя запущенный вид. Это на Новый год, на пасху, на троицу и на тринадцатое августа.
Накануне этих дней он путем многих усилий и унижений достает пятнадцать копеек — пять копеек на баню, пять на цирюльника, практикующего в таком же подвале, без вывески, и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин. Потом он отправляется к одному из двух прежних товарищей, которых хотя и стесняют его визиты, но которые все-таки принимают его с острой и брезгливой жалостью в сердце. Их фамилии: одного — Пшонкин, а другого — Масса. Боясь надоесть, Семенюта чередует свои визиты.
Он пьет предложенный ему стакан чаю, кряхтит, вздыхает и печально, по-старчески покачивает головой.
— Что? Плохо, брат Семенюта? — спрашивает Масса.
— На бога жаловаться грех, а плохо, плохо, Николай Степанович.
— А ты не делал бы, чего не полагается.
— Николай Степанович… видит бог… не я… как перед истинным, — не я.
— Ну, ну, будет, будет, не плачь. Я ведь в шутку. Я тебе верю. С кем не бывает несчастья? А тебе, Семенюта, не нужно ли денег? Четвертачок я могу.
— Нет, нет, Николай Степанович, денег мне не надо, да и не возьму я их, а вот, если уж вы так великодушны, одолжите пиджачок на два часика. Какой позатрепаннее. Не откажите, роднуша, не откажите, голуба. Вы не беспокойтесь, я вчера в баньке был. Чистый.
— Чудак ты, Семенюта. Для чего тебе костюм? Вот уже третий год подряд ты у меня берешь напрокат пиджаки. Зачем тебе?
— Дело такое, Николай Степанович. Тетка у меня… старушка. Вдруг умрет, а я единственный наследник. Надо же показаться, поздравить. Деньги не бог весть какие, но все-таки пятьсот рублей… Это не Макара в спину целовать.
— Ну, ну, бери, бери, бог с тобой.
И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завернутые в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. В теплой, по-казенному величественной передней красуется, как монумент, в своей красной с черными орлами ливрее толстый седой швейцар Никита, который знал Семенюту еще с пятилетнего возраста. Но швейцар смотрит на Семенюту свысока и даже не отвечает на его приветствие.
— Здравствуй, Никитушка. Ну, как здоровье?
Гордый Никита молчит, точно окаменев.
— Как здоровье мамаши? — спрашивает робко обескураженный Семенюта, вешая пальто на вешалку.
Швейцар заявляет:
— А что ей сделается. Старуха крепкая. Поскрипи-ит.
Семенюта обыкновенно норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма. Неслышным шагом проходит он сквозь ряды огромных сводчатых палат, стены которых выкрашены спокойной зеленой краской, мимо белоснежных постелей со взбитыми перинами и горами подушек, мимо старушек, которые с любопытством провожают его взглядом поверх очков. Знакомые с младенчества запахи, — запах травы пачули, мятного куренья, воска и мастики от паркета и еще какой-то странный, неопределенный, цвелый запах чистой, опрятной старости, запах земли — все эти запахи бросаются в голову Семенюте и сжимают его сердце тонкой и острой жалостью.
Вот наконец палата, где живет его мать. Шесть высоченных постелей обращены головами к стенам, ногами внутрь, и около каждой кровати — казенный шкафчик, украшенный старыми портретами в рамках, оклеенных ракушками. В центре комнаты с потолка низко спущена на блоке огромная лампа, освещающая стол, за которым три старушки играют в нескончаемый преферанс, а две другие тут же вяжут какое-то вязанье и изредка вмешиваются со страстью в разбор сделанной игры. О, как все это болезненно знакомо Семенюте!
— Конкордия Сергеевна, к вам пришли.
— Никак, Ванечка?
Мать быстро встает, подымая очки на лоб. Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
— Ванечек! Милый. Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. Ну, идем, идем. И во сне тебя сегодня видела.
Она ведет его дрожащей рукой к своей постели, где около окна стоит ее собственный отдельный столик, постилает скатерть, зажигает восковой церковный огарочек, достает из шкафчика чайник, чашки, чайницу и сахарницу и все время хлопочет, хлопочет, и ее старые, иссохшие, узловатые руки трясутся.
Проходит мимо степенная старая горничная, «покоевая девушка», лет пятидесяти, в синем форменном платье и белом переднике.
— Домнушка! — говорит немного искательно Конкордия Сергеевна. — Принеси-ка нам, мать моя, немножечко кипяточку. Видишь, Ванюшка ко мне в гости приехал.
Домна низко, но с достоинством, по-старинному, по-московски, кланяется Семенюте.
— Здравствуйте, батюшка Иван Иванович. Давненько не бывали. И мамаша-то все об вас скучают. Сейчас, барыня, принесу, сию минуту-с.
Пока Домна ходит за кипятком, мать и сын молчат и быстрыми, пронзительными взглядами точно ощупывают души друг друга. Да, только расставаясь на долгое время, уловишь в любимом лице те черты разрушения и увядания, которые не переставая наносит беспощадное время и которые так незаметны при ежедневной совместной жизни.
— Вид у тебя неважный, Ванек, — говорит старушка и сухой жесткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. — Побледнел ты, усталый какой-то.
— Что поделаешь, маман! Служба. Я теперь, можно сказать, на виду. Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. Работаю буквально с утра до вечера. Как вол. Согласитесь, маман, надо же карьеру делать?
— Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
— Ничего, маман, я двужильный. Зато на пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. Тогда кончено ваше здешнее прозябание. Сниму квартирку и перевезу вас к себе. И будет у нас не житье, а рай. Я на службу, вы — хозяйка.
Из глаз старухи показываются слезы умиления и расползаются в складках глубоких морщин.
— Дай-то бог, дай-то бог, Ваничек. Только бы бог тебе послал здоровья и терпенья. Вид-то у тебя…
— Ничего. Выдержим, маман!
Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. Отсюда и дурацкое слово «маман». Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты». Но в названии «маман» есть что-то такое беспечное и аристократическое. И в те же минуты, глядя на измученное, опавшее, покоробленное лицо матери, он испытывает одновременно страх, нежность, стыд и жалость.
Домна приносит кипяток, ставит его со своим истовым поклоном на стол и плавно уходит.
Конкордия Сергеевна заваривает чай. Мимо их столика то и дело шмыгают по делу и без дела древние, любопытные, с мышиными глазками старушонки, сами похожие на серых мышей. Все они помнят Семенюту с той поры, когда ему было пять лет. Они останавливаются, всплескивают руками, качают головой и изумляются:
— Господи! Ванечка! И не узнать совсем, — какой большой стал. А я ведь вас вон этаким, этаким помню. Отчаянный был мальчик — герой. Так вас все и звали: генерал Скобелев. Меня все дразнил «Перпетуя Измегуевна», а покойницу Гололобову, Надежду Федоровну, — «серенькая бабушка с хвостиком». Как теперь помню.
Конкордия Сергеевна бесцеремонно машет на нее кистью руки.
— И спасибо… Тут у нас с сыном важный один разговор. Спасибо. Идите, идите.
— Как у нас дела, маман? — спрашивает Семенюта, прихлебывая чай внакладку.
— Что ж. Мое дело старческое. Давно пора бы туда… Вот с дочками плохо. Ты-то, слава богу, на дороге, на виду, а им туго приходится. Катюшин муж совсем от дому отбился. Играет, пьет, каждый день на квартиру пьяный приходит. Бьет Катеньку. С железной дороги его, кажется, скоро прогонят, а Катенька опять беременна. Только одно и умеет подлец.
— Да уж, маман, правда ваша, — подлец.
— Тес… тише… Не говори так вслух… — шепчет мать. — Здесь у нас все подслушивают, а потом пойдут сплетничать. Да. А у Зоиньки… уж, право, не знаю, хуже ли, лучше ли? Ее Стасенька и добрый и ласковый… Ну, да они все, поляки, ласые, а вот насчет бабья — сущий кобель, прости господи. Все деньги на них, бесстыдник, сорит. Катается на лихачах, подарки там разные. А Зоя, дурища, до сих пор влюблена как кошка! Не понимаю, что за глупость! На днях нашла у него в письменном столе, — ключ подобрала, — нашла карточки, которые он снимал со своих Дульциней в самом таком виде… знаешь… без ничего. Ну, Зоя и отравилась опиумом… Едва откачали. Да, впрочем, что я тебе все неприятное да неприятное. Расскажи лучше о себе что-нибудь. Только тес… потише — здесь и стены имеют уши.
Семенюта призывает на помощь все свое вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. Все равно, он этого не замечает. Замечает мать, но она молчит. Только ее старческие глаза становятся все печальнее и пытливее.
Служба идет прекрасно. Начальство ценит Семенюту, товарищи любят. Правда, Трактатов и Преображенский завидуют и интригуют. Но куда же им! У них ни знаний, ни соображения. И какое же образование: один выгнан из семинарии, а другой — просто хулиган. А под Семенюту комар носу не подточит. Он изучил все тайны канцелярщины досконально. Столоначальник с ним за руку. На днях пригласил к себе на ужин. Танцевали. Дочь столоначальника, Любочка, подошла к нему с другой барышней. «Что хотите: розу или ландыш?» — «Ландыш!» Она вся так и покраснела. А потом спрашивает: «Почему вы узнали, что это я?» — «Мне подсказало сердце».
— Жениться бы тебе, Ванечка.
— Подождите. Рано еще, маман. Дайте обрасти перьями. А хороша. Абсолютно хороша.
— Ах, проказник!
— Тьфу, тьфу, не сглазить бы. Дела идут пока порядочно, нельзя похаять. Начальник на днях, проходя, похлопал по плечу и сказал одобрительно: «Старайтесь, молодой человек, старайтесь. Я слежу за вами и всегда буду вам поддержкой. И вообще имею вас в виду».
И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, положив легкомысленно ногу на ногу, крутя усы и щуря глаза, а мать смотрит ему в рот, завороженная волшебной сказкой. Но вот звонит вдали, все приближаясь, звонок. Входит Домна с колокольчиком. «Барыни, ужинать».
— Ты подожди меня, — шепчет мать. — Хочу еще на тебя поглядеть.
Через двадцать минут она возвращается. В руках у нее тарелочка, на которой лежит кусок соленой севрюжинки, или студень, или винегрет с селедкой и несколько кусков вкусного черного хлеба.
— Покушай, Ванечка, покушай, — ласково упрашивает мать. — Не побрезгуй нашим вдовьим кушаньем! Ты маленьким очень любил севрюжинку.
— Маман, помилуйте, сыт по горло, куда мне. Обедали сегодня в «Праге», чествовали экзекутора. Кстати, маман, я вам оттуда апельсинчик захватил. Пожалуйте…
Но он, однако, съедает принесенное блюдо со зверским аппетитом и не замечает, как по морщинистым щекам материнского лица растекаются, точно узкие горные ручьи, тихие слезы.
Наступает время, когда надо уходить. Мать хочет проводить сына в переднюю, но он помнит о своем обтрепанном пальто невозможного вида и отклоняет эту любезность.
— Ну, что, в самом деле, маман. Дальние проводы — лишние слезы. И простудитесь вы еще, чего доброго. Смотрите же, берегите себя!
В передней гордый Никита смотрит с невыразимым подавляющим величием на то, как Семенюта торопливо надевает ветхое пальтишко и как он насовывает на голову полуразвалившуюся шапку.
— Так-то, Никитушка, — говорит ласково Семенюта. — Жить еще можно… Не надо только отчаиваться… Эх, надо бы тебе было гривенничек дать, да нету у меня мелочи.
— Да будет вам, — пренебрежительно роняет швейцар. — Я знаю, у вас все крупные. Идите уж, идите. Настудите мне швейцарскую.
Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю — да.
Что стоит ей, взбалмошной и непостоянной красавице, взять и назло всем своим любимцам нежно приласкать самого последнего раба?
И вот старый, честный сторож Анкудин, расхворавшись и почувствовав приближение смерти, шлет к начальнику казенной палаты своего внука Гришку:
— Так и скажи его превосходительству: Анкудин-де собрался умирать и перед кончиной хочет открыть его превосходительству один очень важный секрет.
Приедет генерал в Анкудинову казенную подвальную квартирешку. Тогда, собрав последние силы, сползет с кровати Анкудин и упадет в ноги перед генералом:
— Ваше превосходительство, совесть меня замучила… Умираю я… Хочу с души грех снять… Деньги-то эти самые и марки… Это ведь я украл… Попутал меня лукавый… Простите, Христа ради, что невинного человека оплел, а деньги и марки — вот они здесь… В комоде, в верхнем правом ящичке.
На другой же день пошлет начальник Пшонкина или Массу за Семенютой, выведет его рука об руку перед всей канцелярией и скажет все про Анкудина, и про украденные деньги и марки, и про страдание злосчастного Семенюты, и попросит у него публично прощения, и пожмет ему руку, и, растроганный до слез, облобызает его.
И будет жить Семенюта вместе с мамашей еще очень долго в тихом, скромном и теплом уюте. Но никогда старушка не намекнет сыну на то, что она знала об его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться. Святая ложь — это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
А ведь и в самом деле бывают же в жизни чудеса! Или только в пасхальных рассказах?

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

Двойственное отношение к преступнику — нередкий случай. Человеку свойственна эмпатия, и поэтому ему сложно рассматривать преступление, не учитывая своё отношение к обвиняемому. Так достоин ли преступник сочувствия? Я считаю, что человек достоин сопереживания, только если он осознаёт преступление и раскаивается в нём. Если же преступник не видит в своём поступке ничего скверного и не пытается измениться, то и сочувствия такой человек не достоин.

Так, в произведении Максима Горького «Ð¡Ñ‚Ð°Ñ€ÑƒÑ…Ð° Изергиль» повествуется легенда о Ларре, сыне орла и человека. Он на всех смотрел свысока и считал, что ему всё дозволено. Однажды он жестоко убил дочь одного из старейшин своей деревни, потому что она отказала ему в любви. В качестве наказания жители изгнали его, но даже после этого Ларра продолжил совершать преступления, воровать еду и женщин. Из-за своего отношения к людям, он не мог найти ни друзей, ни любви и был обречён на вечное одиночество. Такой человек не достоин сочувствия, ведь он не раскаялся, а продолжил совершать скверные поступки.

Но есть преступники, заслуживающие сопереживания. Таковым является Аркадий Свидригайлов, персонаж романа «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского. Свидригайлов, по его же словам, всю жизнь был отвратительным человеком. Он грабил, насиловал, надругался над несовершеннолетними. Однако, если судить его по поступкам, описанным в романе, он предстаёт перед нами глубоко нравственным человеком. Герой поступает по чести, помогает нуждающимся и совершает самоубийство лишь от одной распутной мысли о маленькой девочке. Прошлое Свидригайлова приносит ему ментальные страдания. Он попытался измениться, и потому достоин сочувствия.

Таким образом, нормально сопереживать преступнику и даже прощать его, но страшно, когда преступники начинают прощать себя.

Здравствуйте, Данила!

Вам удалось в своем сочинении создать рассуждение на заданную тему с привлечением литературного материала. Вместе с тем следует обратить внимание на минимальное количество слов (напомню, что рекомендуемый объём составляет 350), хотя, конечно, вы выполнили минимальное требование по количеству слов. Кроме того, следует обратить внимание на неглубокий анализ привлекаемых для аргументации художественных произведений, речевые и логические ошибки.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ произведений поверхностный, скудный, заменяемый чаще на пересказ.

Такой человек не достоин сочувствия, ведь он не раскаялся, а продолжил совершать скверные поступки.

Хотелось бы конкретики. Меня не покидало чувство, что Вы весьма поверхностно знаете сюжет. Какие поступки? В какой момент? Ларра был изгнан из племени и обречён на одиночество и бессмертие.

Он грабил, насиловал, надругался над несовершеннолетними.

Данила, не кажется ли Вам, что это очень серьёзное обвинения героя романа Ф.М. Достоевского? Не слишком ли обобщаете?

Об Аркадии Ивановиче Свидригайлове действительно ходила дурная слава, но нужно было всё-таки написать по-другому (о нём так говорили, думали), а Вы заявляете это безапелляционно.

Когда-то Марфа Петровна помогла Свидригайлову избежать уголовной отвественности за «Ð·Ð²ÐµÑ€ÑÐºÐ¾Ðµ душегубство» (судя по всему, изнaсилoвaние): «ÐœÐ°Ñ€Ñ„а Петровна… послужила ему еще и в другом отношении: единственно ее старанием и жертвами затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за которое он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь. Вот каков этот человек, если хотите знать…» (часть 4 глава II)

«…глухонемая, девочка лет пятнадцати и даже четырнадцати… Раз она найдена была на чердаке удавившеюся. Присуждено, что от самоубийства. После обыкновенных процедур тем дело и кончилось, но впоследствии явился, однако, донос, что ребенок был… жестоко оскорблен Свидригайловым.» (часть 4 глава II)

Свидригайлов — человек «Ð·Ð°Ð±ÑƒÐ±ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ поведения», то есть отчаянный, способный на все: «…человек поведения забубенного…» (полицейский Илья Петрович о Свидригайлове, часть 6 глава VIII)  ÐžÐ½ является грубым злодеем, сладострастником и подлецом, по мнению Раскольникова и его сестры Дуни: «…от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца…» (Раскольников о нем, часть 6 глава V) «Ð­Ñ‚о непременно ты… подлец!» (Дуня о нем, часть 6 глава V)

Однако, если судить его по поступкам, описанным в романе, он предстаёт перед нами глубоко нравственным человеком. Герой поступает по чести, помогает нуждающимся и совершает самоубийство лишь от одной распутной мысли о маленькой девочке.

Что Вы имеете в виду? Какие поступки об этом говорят?

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

В работе есть несколько логических ошибок, поэтому тезисно-доказательная часть не может считаться безупречной.

Ошибки

Таким образом, нормально сопереживать преступнику и даже прощать его, но страшно, когда преступники начинают прощать себя.

Непонятное противопоставление. Ничего из того, что было написано во вступительной и в основной частях,  Ð½Ðµ коррелирует с этой мыслью в заключении. Мысль выражена нелогично.

Однако, если судить его по поступкам, описанным в романе, он предстаёт перед нами глубоко нравственным человеком. Герой поступает по чести, помогает нуждающимся и совершает самоубийство лишь от одной распутной мысли о маленькой девочке.

Логическая ошибка (нарушение причинно-следственных связей). Распутная мысль о маленькой девочке никак не увязывается с выводом о том, что герой был «Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¾ нравственным человеком». Почему Вы не привели конкретные примеры помощи нуждающимся?

Накануне своей смерти  Ð¡Ð²Ð¸Ð´Ñ€Ð¸Ð³Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð² совершает несколько странных благородных поступков. Например, он дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь. Кроме того, он дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой собирался жениться: «Ð’от три пятипроцентные билета, всего на три тысячи. Это вы возьмите себе, собственно себе, и пусть это так между нами и будет, чтобы никто и не знал, что бы там вы ни услышали.» (часть 6 глава VI)

К 4 (речь)+ 1 балл

В работе встречаются повторы, речевая недостаточность, однообразие конструкций, но так как речевые ошибки существенно не затрудняют понимание смысла сочинения, Вы получаете зачёт по данному критерию.

Ошибки

Он на всех смотрел свысока и считал, что ему всё дозволено. Однажды он жестоко убил дочь одного из старейшин своей деревни, потому что она отказала ему в любви. В качестве наказания жители изгнали его, но даже после этого Ларра продолжил совершать преступления, воровать еду и женщин. Из-за своего отношения к людям, он не мог найти ни друзей, ни любви и был обречён на вечное одиночество.

Повторы.

Герой поступает по чести, помогает нуждающимся и совершает самоубийство лишь от одной распутной мысли о маленькой девочке.

Неудачный пример лексической сочетаемости.  Ð§Ð°Ñ‰Ðµ всё-таки говорят «Ð¿Ð¾ÑÑ‚упать по совести». В Национальном корпусе русского языка есть только один пример сочетаемости «Ð¿Ð¾ÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð°Ñ‚ÑŒ по совести».
Нарушение лексической сочетаемости в словосочетании «Ñ€Ð°ÑÐ¿ÑƒÑ‚Ð½Ð¾Ð¹ мысли» (вариант исправления: … от одной мысли…)

Прошлое Свидригайлова приносит ему ментальные страдания.

Речевая (стилистическая) ошибка. Слово «Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹» характерно для  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð³Ð¾ стиля. Это же можно сказать о слове «ÑÐ¼Ð¿Ð°Ñ‚Ð¸Ñ» во вступительной части сочинения:

Человеку свойственна эмпатия, и поэтому ему сложно рассматривать преступление, не учитывая своё отношение к обвиняемому.

Таким образом, нормально сопереживать преступнику и даже прощать его, но страшно, когда преступники начинают прощать себя.

Речевая недостаточность. Стилистическая неоднородность.

Возможные варианты:

Преступники могут вызывать сочувствие, сопереживание в том случае, когда они раскаиваются в содеянном, пытаются загладить вину перед людьми, совершая добрые дела, принося пользу людям…

На мой взгляд, даже преступники могут вызывать сочувствие, если они раскаиваются в преступлении…

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 2

Ошибки

Орфография — 0

Пунктуация — 1

Из-за своего отношения к людям, он не мог найти ни друзей, ни любви и был обречён на вечное одиночество.

Лишняя запятая.

Грамматика — 1

Так, в произведении Максима Горького «Ð¡Ñ‚Ð°Ñ€ÑƒÑ…Ð° Изергиль» повествуется легенда о Ларре, сыне орла и человека.

Нарушение управления. Повествуется (о чём?).

Общий вывод по работе

Итак, Данила, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом привлекаемых для аргументации художественных произведений, речевым оформлением (перечитывайте работу несколько раз, в том числе и с точки зрения повторов), чётче выстраивайте логику развития мысли.

Удачи!

Класс: 5.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты, карточки с заданием.

Основные понятия: грамматическая основа, подлежащее, сказуемое.

Тип урока: объяснение нового материала.

Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

— Послушайте концерт №3 фа мажор 1ч. «Осень» Вивальди (итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»)

— Какие мысли, чувства вызвала композиция? Почему? (Грусть, печаль)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Л: положительно относятся

к учению, познавательной деятельности.

П: осознают учебно-познавательную задачу.

Р: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2.Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Открытие новых знаний.

— Давайте совершим виртуальную прогулку по осеннему Владикавказу. (Слайд 2-5)

— Что вы видите на слайдах?

Ученики записывают слова: город, небо, горы, тропинка, пруд, парк, лебедь…- подбирают к ним прилагательные, глаголы, составляют словосочетания.

Отвечают на вопросы.

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу;

К: задают вопросы,отвечают на вопросы других.

-Давайте сформулируем тему урока. (Словосочетание)

-Вспомните, что вы знаете о словосочетании.

— Какие бывают словосочетания по главному слову?

— Какие способы подчинительной связи вы знаете? (Слайд 6)

— Чем словосочетания отличаются от предложений?

— Перед вами карточки со стихотворением русского писателя и поэта И.Бунина «Листопад». (Слайд 7)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

3.Выявление места и причины затруднения

Игра по группам. Эвристическая беседа.

— Выпишите по три словосочетания

глаг.+сущ.

прил.+сущ.

— Средством выразительности речи какие могут быть словосочетания?

— Как называют такие прилагательные, которые образно передают чувства?

— Являются ли словосочетаниями лес стоит, он высох, осень вступает…

— Выпишите оставшиеся словосочетания, укажите вид, способ связи ссч.

Работа с учебником. Пользуясь материалом учебника, составьте рассказ, что мы называем словосочетанием, предложением? Чем отличаются? (Слайд 8)

Отвечают на вопросы.

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П: устанавливают

причинно-следственные связи, делают выводы.

Р:осознают недостаточность своих знаний.

4.Самостоятельная работа по вариантам

— Вычеркни неверные варианты ответов. (Приложение)

1 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

1) Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

2) Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

3) Зависимое слово связывается в словосочетании с главным только грамматически.

4) Ошибки в расстановке знаков препинания называются пунктуационными.

2. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

х x

1) пронеслась по полю 3) в дупле березы

х х

2) зеленых вершин 4) исследовать остров

3. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Я нашел и собрал на поляне корзину крепких грибов.

1) нашел на поляне 3) крепких грибов

2) корзину грибов 4) нашел и собрал

4. Укажите именное словосочетание.

1) шумело громко 3) ветки берез

2) прыгнул в воду 4) пошел к реке

5. Укажите глагольное словосочетание.

1) продавец книг 3) пение птиц

2) бегать на стадионе 4) шепот детей

6. С каким из данных прилагательных нельзя составить словосочетание со словом глаза?

1) большие 3) грустные

2) голубые 4) коричневые

7. Какое словосочетание отличается от других по своему строению?

1) шум садов 3) тяжелое громыхание

2) шорох гравия 4) громыхание грозы

8. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

1) перед медвежонком 3) сидит перед медвежонком

2) сидит на земле 4) большая лягушка

2 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

1) Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

2) Зависимое слово в словосочетании связывается с главным только по смыслу.

3) Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам.

4) В словосочетании различаются главная и зависимая части.

2. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

х х

1) висит на ветке 3) повернуть налево

х х

2) запасы продовольствия 4) на высоком берегу

3. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Тихой ночью месяц вышел из-за лип.

1) тихой ночью 3) вышел из-за лип

2) месяц вышел 4) вышел ночью

4. Укажите именное словосочетание.

1) броситься за собакой 3) принимал груз

2) моток веревки 4) ярко блестело

5. Укажите глагольное словосочетание.

1) скрип полов 3) мчаться вперед

2) ветра свист 4) прогулка по лесу

6. С каким из данных прилагательных нельзя составить словосочетание со словом волосы?

1) длинные 3) коричневые

2) русые 4) светлые

7. Какое словосочетание отличается от других по своему строению?

1) звучание музыки 3) игра света

2) блеск красок 4) детский шепот

8. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Лягушка делает в сторону небольшой скачок.

1) лягушка делает 3) делает скачок

2) делает в сторону 4) небольшой скачок

Л: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку

зрения.

К: В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

5.Работа с текстом.

Запишите текст. Озаглавьте его. Определите, к какому стилю речи относится. Подчеркните грамматические основы предложений.

Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе. Земля окутана сухой листвой. Только осинка может похвастаться золотыми монетками. Осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке. Сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье. Трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле. Птиц совсем не слышно, только кукушка изредка подаёт голос. Природа ждет прихода зимы. (Карточки)

Формулируют собственное мнение, доказывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем делают выводы.

Л: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

— Что вспомнили на уроке…

— О чем говорили…

— Что нового узнали…

Оцените свою работу на уроке

7. Домашнее задание

Составьте рассказ об осени по данному началу.

Дни становятся короче…

  • Что вас удивило в этой сказке о какой мечте в ней говорится сказка летучий корабль
  • Что вас больше всего поразило в любовной лирике пушкина сочинение рассуждение
  • Что вдохновляет творческих людей сочинение
  • Что входит в сказки пушкина
  • Что важнее развитие технологий или духовное развитие итоговое сочинение аргументы из литературы