Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке

Автор на чтение 19 мин. просмотров 9 опубликовано 14.03.2021 русская народная сказка лиса и журавль жанр: народная сказка о животныхглавные

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Русская народная сказка «Лиса и журавль» Жанр: народная сказка о животныхГлавные герои сказки «Лиса и журавль»

  1. Лиса, как обычно хитрая особа, готовая поживиться за чужой счет
  2. Журавль, простодушный, но умный и мстительный, нашел способ отплатить Лисе той же монетой.

План пересказа сказки «Лиса и Журавль»

  1. Приглашение Лисы
  2. Блюдо с манной кашей
  3. Приглашение журавля
  4. Два кувшина
  5. Дружба врозь

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и журавль» для читательского дневника в 5 предложений:

  1. Лиса зовет кума Журавля на обед
  2. Лиса угощает Журавля манной кашей с блюда
  3. Журавль голодный приглашает на обед Лису
  4. Журавль угощает Лису окрошкой в кувшине
  5. Журавль и Лиса ссорятся.

Главная мысль сказки «Лиса и Журавль» Не делай другому плохого и тебе никто плохого делать не будет.Чему учит сказка «Лиса и Журавль» Эта сказка учит нас по доброму относится к другим людям. Учит быть гостеприимными и угощать другого только тем, что он любит.Отзыв на сказку «Лиса и Журавль» Эта народная сказка в образной манере рисует нам отношения между людьми. Прочитав ее, мы понимаем, что каждый человек заслуживает уважения ровно в той степени, в которой он сам его проявляет по отношению к другим людям. Это очень красивая и поучительная сказка.Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»: Из текста сказки: Как аукнется так и откликнется Что копал, в то и сам попал.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и журавль» Как-то крестили вместе лиса и журавль медвежат и стали друг другу кумом и кумой. Подружились даже. Вот пригласила лиса журавля в гости, намазала каши на тарелку и угощает. Журавль клювом постучал по тарелке и ничего не съел. А лиса всю кашу сама подъела. Решил и журавль угостить лису. Налил в  кувшин окрошки и зовет куму в гости. Лиса вокруг кувшина вертится, а окрошку достать не может. Журавль сам все и съел. Так и закончилась дружба у лисы и журавля.Другой конец к сказке «Лиса и журавль» Ушла Лиса от Журавля несолоно хлебала, а Журавль сидит и думает: «Нехорошо все-таки получилось. Лиса — что с нее взять? А я то должен быть умнее и добрее. Приглашу-ка я снова Лису в гости. Вот пригласил Журавль куму в гости. Лиса не хотела идти, думала опять окрошка в кувшине будет, но Журавль уговорил Лису и та все-таки пришла. А Журавль выставил для Лисы блюдо, себе поставил кувшин, и поели они оба досыта. Обрадовалась Лиса, идет домой и думает: «Вот молодец. кум, на славу угостил. А я что, хуже?» И тоже в гости Журавля зовет и кувшин ему ставит, а себе блюдо. Так и стали Лиса с Журавлем друг к другу в гости ходить, угощаться, да друг друга нахваливать.Иллюстрации и рисунки к сказке «Лиса и журавль»:

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

О чём русская народная сказка «Лиса и журавль»

1542275789_e-news-su_161112.jpg

— Пересказывание событий — магическая процедура, — сказал он (Дон Хуан). — Это не просто рассказывание историй. Это видение структуры, лежащей в основе событий. (Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности») Для удобства работы сказка была выбрана специально небольшая по размеру, поэтому я приведу её здесь целиком.

Читайте также:  Вера Павловна Розальская — характеристика героя. «Что делать?»

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости. На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой. Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Читайте также:  Краткое содержание М. Горький «Легенда о Данко»

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение. Источник

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

О чем сказка? Краткий пересказ

Автор «Лисы и Журавля» — русский народ — описывает в сказке то, как попытались подружиться Лиса и Журавль. Лиса захотела угостить Журавля и позвала его в гости, приготовив манки и размазав ее по тарелке. Пока хозяйка потчует Журавля, она хвалится тем, что сама приготовила угощение. У Журавля не получилось попробовать кашу даже немного, ведь клювом есть подобное блюдо неудобно. А Лиса, тем временем, съела кашу и стала извиняться, что больше нечем угостить Журавля. Тот, в свою очередь, позвал подругу в гости уже к себе.

Автор сказки «Лиса и журавль» описывает дальше, как «рыжая кумушка» пришла в гости. Журавль приготовил угощение в кувшине – вкусную окрошку, которую ему удобно кушать клювом. Лисица, пытаясь попробовать еду, вертела кувшин во все стороны, но так и не смогла скушать и крошки. Журавль покушал и тоже извинился, что нечем Лису угощать.

Автор «Лисы и Журавля». Есть ли вариации сказки в современном мире?

Так как сказка является русским народным творчеством, ее часто интерпретируют и в современном мире, подгоняя под формат спектаклей и сценок для детей. Автором «Лисы и Журавля» как короткого спектакля на одну минуту в стихотворной форме выступила Олеся Емельянова, и написала она пьесу в 2001 году. В ее видении спектакль можно представлять как одному, так и двум или трем актерам – Лиса, Журавль, Рассказчик. Лучше всего читать спектакль Олеси детям, когда они изучают эту сказку в школе, ведь так они лучше запомнят и сюжет, и мораль произведения.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя. События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации.

На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем. Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Читайте также:  Краткое содержание: Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Важные моменты

Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании.

34-56a252ff71cf18e7d8baf7fff9e872b1cda961116760033c5301772a9aa93ed1.png

Федосей Князев

Сюжет народной сказки «Лиса и журавль» прост: Лиса и Журавль подружились, но дружбы у низ не вышло, так как Лиса хотела обмануть Журавля, на что он ответил ей тем же. 

Лиса в этой сказке проявляет присущие ей лицемерие и хитрость, но в то же время сама оказывается в аналогичном положении. Это говорит о том, что не такая уж она и хитрая.

Журавль в сказке полностью имитирует поведение Лисы, но он выглядит более привлекательно, так как его действия — всего лишь ответная реакция на неуважение со стороны Лисы.

Пожаловаться Опубликовано 19.01.2020 — 19:05 —

Урок литературного чтения. 2 класс (УМК «Перспектива»). Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Скачать:

Вложение Размер
lisa_i_zhuravl.docx 28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Мир театра. Русская народная сказка «Лиса и Журавль». Характеристика героев. Драматизация

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать,

 И друг другу помогать

Видеообращение воспитанников детского сада:

«Дорогие второклассники! Мы ни разу не были в театре! А как бы хотелось узнать что такое ТЕАТР. Какие бывают театры, сколько театров в нашем городе Мурманске.  Вот было бы здорово побывать и  увидеть  настоящий спектакль!»

-Поможем ребятам?

-Определите тему урока.

-Назовите цель

— что же такое театр?

Ученик читает стихотворение

«Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

 Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

 Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

 Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

-А какие театры вы знаете?

Мы с вами были в театре. Видели сцену, игру актеров. А сейчас побываем за кулисами (театральным занавесом)

Прежде, чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий:

Загадки о профессиях

Он по сцене ходит, скачет,То смеется он, то плачет!Хоть кого изобразит, —Мастерством всех поразит!И сложился с давних порВид профессии — …(актёр)Всеми он руководит,Мыслит, бегает, кричит!Он актёров вдохновляет,Всем спектаклем управляет,Как оркестром дирижер,Но зовётся — …(режиссёр)

То царём, а то шутом,Нищим или королёмСтать поможет, например,Театральный…(костюмер)

Спектакль на славу удалсяИ публика довольна вся!Художнику особые овацииЗа красочные …(декорации)-Назовите профессию

-А какие жанры чаще всего режиссёры используют для детских спектаклей?

-Почему?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Распределите по группам.

бытовые

волшебные

О животных

«У страха глаза велики»(рнс)

«Пых» (Белнс)

«Идэ» (хантыйская нс)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рнс)

«Айога» (нанайская нс)

«Кукушка» (ненецкая нс)

«Лисичка-Сестричка и Волк» (рнс)

«Хитрая лиса» (корякская нс)

«Зимовье» (рнс)

-Вспомните цель урока — поставить спектакль.

-Отгадайте загадки о героях нашего спектакля.

  1. Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых побрякушек
  2. Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост — краса. Кто это?

-Какие признаки помогли вам узнать загадку?

— Назовите сказки, в которых вам уже встречался один из героев загадки

-Какая там лиса?

-Могут ли журавль и лиса встретиться в природе? (В жизни Л и Ж практически не встречаются. Но в лит-ре есть жанр народного творчества, в котором возможна такая необычная встреча.

Прежде, чем разыграть спектакль, надо понять произведение.

-Что это значит?

Первичное чтение.

-Сейчас вы услышите произведение, которое прочитает актер. Ваша задача — прочитать текст вместе с аудиозаписью. В руках карандаш. Отметьте слова и выражения ,которые вам непонятны.

Докажите, что это сказка.

Определите вид сказки.

-Понравилась ли вам сказка?

Знакома ли вам она?

Словарная работа.

Куманёк, кумушка — родственники после крестин

Званый пир — большой званый обед, обильное угощение

Стряпала — готовила

Не обессудь — не суди, не относись строго

Потчевать —  угощать

Взяла досада — обиделась

Не солоно хлебала — остался ни с чем.

 Речевая разминка

Ля-ля-ля -лиса кормила журавля

Са-са-са — ох и хитрая лиса

Трудные слова:

Раз-ма-за-ла

Длин-ным

Жу-равль

При-гла-сил

При-го-то-вила

Анализ сказки.

 -Кто из героев сказки вам понравился и почему?

— Перечитаем ещё раз сказку и разберемся, кто из вас прав?

1 отрывок.

— Как угощала лиса?

Какое мнение у вас сложилось?

Какую промашку допустила лиса?

Как поступил Журавль?

2 отрывок.

-Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

-Он сделал это умышленно?

-Что почувствовал Лиса после такого угощения?

-Как вы понимаете выражение «взяла досада»?

3 отрывок.

Дочитаем сказку до конца.

Как вы понимаете пословицу «Как аукнется, так и откликнется»

-Объясните смысл пословицы.

— К кому обращена эта мудрость?

Пословица так и говорит каждому из нас: Следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно.

Характеристика героев.

-Какая Лиса?      Журавль?

(на листах соединить характеристику с картинкой — проверить на доске)

Хитрая, обидчивый, добрая, жадная, гостеприимная, дружелюбный, вежливый, мстительный)

_Почему у Ж иЛ дружба врозь?

Дайте совет Лисе и Журавлю.

Готовы ли после детального разбора характеров героев попробовать себя в роли актеров?

Сколько их?

Задания в конверте.

  1. Выбор актеров
  2. Подобрать реквизит для спектакля
  3. Подготовить актеров
  4. Показать спектакль

3 звонка, занавес 3 спектакля (Кукольный . драматический, театр теней)

Итог.

-открыли ли вы для себя что-то новое?

Выполнили ли мы поставленную цель?

Что нам необходимо для выступления в детском саду?

Рефлексия.

Выберите маску с улыбкой, если вы получили удовольствие от урока. и маску грустную, если  у вас что-то не получилось

-Театр

— подготовить спектакль для дошкольников

-Драматический театр

-Оперы и балета

-театр теней

-кукольный театр

-театр зверей

-театр марионеток

На слайде  появляются картинки с  театральными профессиями

Художник-декоратор

-Сказки

-авторские

-народные

-бытовые

-волшебные

-о животных

Журавль

 лиса

Не показал виду

К каждому из нас

2 + слова автора

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка во 2 классе по теме «Характеристики героев Кукольного театра».

Урок введения новых лексических единиц…

«Драматизация русской народной сказки»Заюшкина избушка» Проект

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. А сказка, показанная самим ребенком, надолго остается в памяти детей. Детям нравится драматизировать сценки из сказок, используя для этого персонажей из р…

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»….

Урок литературного чтения для 3 класса по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев»

Урок литературного чтения для 3 класса по УМК «Перспектива»…

Занятие театрального кружка «Кукольный театр . Русская народная сказка «Теремок»

Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития  тво…

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.

В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки….

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_93.html
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/lisa-i-zhuravl-analiz.html
  • https://vashurok.ru/questions/v-skazke-lisa-i-zhuravl-dat-harakteristiku-lise-i-zhuravlyu
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/01/19/mir-teatra-russkaya-narodnaya-skazka-lisa-i-zhuravl

Цели урока:

  • образовательная: способствовать
    пониманию учащимися текста литературного
    произведения; формировать умение анализировать,
    сравнивать, обобщать;
  • развивающая: развитие и обогащение
    речи учащихся (через высказывания); развитие
    образного и логического мышления;
  • воспитательная: воспитание интереса к
    предмету, культуры общения, воспитание
    нравственности через анализ содержания
    художественного произведения; формирование
    ценностных установок, оставленных нам в
    наследство и передаваемых из поколения в
    поколение.

Оборудование:

  • Текст сказки с заданием и пословицей,
    напечатанный на отдельном листе для каждого
    ребёнка (см. Приложение 1).
  • Пособие “Солнце дружбы” (см.
    Приложение 2)
    .
  • Карточки с картинками к сказке по одному набору
    на двух учащихся (см. Приложение 3).
  • Плакат для зрительной гимнастики по методу
    Базарного (см. Приложение 4).
  • “Смайлики” для каждого ребёнка (см.
    Приложение 5)
    .
  • Компьютерный диск со слайдами и аудиозаписью.

Ход урока

Презентация

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета
Александровна и сегодня урок чтения проведу у
вас я.

Сегодня на уроке мы будем проводить самые
настоящие исследования и совершать открытия,
будем историками, мультипликаторами,
звукорежиссерами, литераторами.

1. Подготовка к восприятию произведения.

— Сегодня наш урок посвящён произведению,
которое, наверняка, вам хорошо знакомо. Это
сказка “Лиса и Журавль”. (Слайд 1)

— Ребята, это авторская или народная сказка? (Народная.)

— Посмотрите на заголовок сказки. Почему же
тогда под ним написано: “В обработке
К.Ушинского”? (Ответы детей.)

— Вы встречались уже с произведениями
Ушинского?

(Слайд 2)

— Что вы можете рассказать о нём? (Ответы
детей.)

— Константин Дмитриевич Ушинский был не
писателем, а педагогом. Великим педагогом. Для
созданных им почти 150 лет назад учебных книг
“Детский мир” и “Родное слово” Ушинский
подбирал прекрасные народные сказки, песни,
прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также
разнообразные авторские произведения.

— Одним из произведений, вошедших в книгу
“Родное слово”, и является сказка “Лиса и
Журавль”.

2. Чтение произведения.

— Давайте прочитаем эту сказку вместе с
аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку
профессиональные артисты и одновременно, вслух,
но очень тихо, читайте сами.

Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова,
значения которых вам не очень понятны. (Слайд 3)

— Какие слова вы подчеркнули? (Ответы детей.)

(Слайд 4) – Словарная работа,
разбор каждого слова.

(Слайд 5) Молодцы! Вы очень
хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.

Физминутка

К солнцу тянутся ромашки,
Птицы, звери, второклашки. (Дети встают на одну
ногу и тянут руки вверх.)
Если ты устал в пути,
К солнцу потянись и ты. (Дети встают на другую
ногу и тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. (Вращение прямых рук
вперёд.)
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем. (Поставить ладони сзади на
пояс, медленный прогиб назад.)
А теперь, давай, дружок,
Посмотри на потолок.
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за
парты.)

— А теперь давайте побудем мультипликаторами и
составим мультфильм к этой сказке.

— Вы будете работать в парах. Возьмите конверты,
достаньте картинки-карточки. (см.
Приложение 3)

— Разложите картинки в том порядке, в каком
развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

— Найдите и отметьте в тексте сказки одно или
несколько предложений, которые соответствуют
каждой картинке. (Работа в парах.)

— Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 6)

(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно
нашёл подпись к картинке, учитель обращает
внимание на некоторые детали рисунка.)

Физминутка для глаз

— Наши глазки устали. Давайте дадим им
отдохнуть.

— Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не
поворачивая головы, посмотрите налево…,
направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко,
далеко-далеко.

— Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4)

— Читайте, следуя глазами за движением указки. (Чтение
хором.)

— Закройте глаза и подумайте, что же вы
прочитали?

— Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как
аукнется, так и откликнется.)

— Что это за предложение? (Это пословица, она
есть в сказке.)

3. Анализ произведения.

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы
детей.)

— Значит,… (Учитель одновременно пишет на
доске.)
… Нехорошая Лиса обидела хорошего
Журавля и он ей отплатил?

— Так? Или не так? (Предположения детей.)

— Давайте разберёмся.

-Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках? (Гадкая,
хитрая, льстивая.)

— А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём
“подружилась”, а подружившись, как водится
среди соседей, “вздумала угостить Журавля и
пошла звать его к себе в гости”.)

— Что же тут плохого? (Ничего.)

— Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как
положено в русской традиции. И каши наварила
(каша тогда не каждый день и не в каждом доме
водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы
гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а
подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к
гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

— Плохие ли это слова и дела? (Нет.)

— Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в
том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась
обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)

— Так где же, в чём, когда допустила Лиса
промашку? (Когда гость и хозяйка начали
трапезничать. Увлёкшись приятным занятием
(“лижет себе да лижет кашу”), Лиса и не заметила,
что Журавль только стучит носом по тарелке, а
кашки ему при этом не достаётся.)

— А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же
и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что
угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису
поблагодарил за приём и пригласил к себе с
ответным визитом.)

— Как же принял Лису Журавль? (Наготовил
окрошки, перелил (!) её в кувшин с узким горлышком.)

— Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел
отомстить Лисе.)

— Как вы думаете, заметил ли Журавль, что Лиса
вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает,
а до еды добраться не может? (Именно этого
эффекта от своего угощения он и ждал.)

— Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса
обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно,
когда над тобой откровенно насмехаются,
пригласив тебя же в гости.)

— Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно
возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но
обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела
Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что,
если приглашаешь гостя, надо предварительно
изучить его вкусы и возможности. Надо всё время
заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость
почувствует себя неуютно.)

— Как должен вести себя гость?(Культурно,
искренне, честно. Журавль мог бы тактично
намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось.
Или, если уж очень обиделся, мог бы просто,
поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с
ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась,
почему так получилось.)

— Как мог бы поступить Журавль, пригласив Лису в
гости? (На своём примере показать Лисе, как надо
встречать гостей.)

— Но это доступно только культурным людям и
искренним друзьям.

— А как же пословица? Ведь русский народ в
пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта
пословица обращена не к тому, кого обидели, а к
каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой,
старайся никого не обижать, даже случайно. Потому
что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком
умного и не очень-то культурного человека, он
непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

— Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые
подходили бы к этой сказке?

— Сейчас я буду называть пословицы. Если вы
считаете, что пословица подходит к этой сказке –
хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Шило в мешке не утаишь.

+ За добро добром и платят.

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

4. Итог урока. Рефлексия.

— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно
обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я
спровоцировал эту обиду.)

— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду?
(Нет.)

— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими
друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта
сказка “о ложной дружбе”.)

— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите,
чтобы у вас было много друзей? (Да.)

— Для этого нам надо зажечь волшебное солнце
дружбы. (на доске – круг солнца)

— Возьмите листы с текстом сказки. Из слов,
напечатанных внизу, подчеркните слова,
обозначающие качества, которые вы хотели бы
видеть у своего друга. (Работа детей.)

— Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить
лучики.

— Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и
одновременно прикрепляют к солнцу лучи с
названиями качеств друга.)

— Как вы думаете, какого качества здесь не
хватает? (Умение понимать друга.)

— Давайте добавим этот лучик.

— Ребята, вы прекрасно работали. Давайте
посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете
урок?

— Возьмите карточки, где нарисован грустный и
весёлый человечек. Я сделаю так же.

— Поднимите карточку, которая соответствует
вашему настроению. (Дети поднимают карточки.)

— А я выбрала такую карточку. (Учитель
показывает карточку хорошего настроения.)

— Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы
настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это
солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда,
радовало и согревало вас.

— Наш урок закончен. Спасибо.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтение «Сказка «Лиса и журавль».»(2 класс)

Орг. момент.Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Орг. момент.Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте

    Описание слайда:

    Орг. момент.
    Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
    Много жанров есть на свете:
    Басня, повесть и рассказ,
    Но с рожденья любят дети
    Волшебство и мир прикрас.
    — О каком жанре эта загадка?
    — Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?
    — Почему сказки называются народными?
    — Как создавались народные сказки?

  • 2 слайд

    Актуализация знаний- На какие группы делятся народные сказки? С какой русской

    Описание слайда:

    Актуализация знаний
    — На какие группы делятся народные сказки?
    С какой русской народной сказкой мы познакомились на прошлом уроке? К какому жанру она относится?

  • 3 слайд

    Постановка проблемы

    Описание слайда:

    Постановка проблемы

  • 4 слайд

    Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -А вот о каких животных мы будем чи

    Описание слайда:

    Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
    -А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете, отгадав ребус.
    А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
    Загадка .
    Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса.
    Кто это? Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ? Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? Могут ли они встретиться вместе в природе? В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

  • 5 слайд

    Как называется жанр? Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в

    Описание слайда:

    Как называется жанр?
    Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса.
    Опишите характер лисички в разных народных сказках.
    -Кто главные герои русских народных сказок?
    -Чему учит сказка?
    -Какую пословицу об этом вы знаете? Составьте пословицу из слов на доске.
    -И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль

  • 6 слайд

    Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

    Описание слайда:

    Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

  • 7 слайд

    Сказка-молодцам ложь, намек, урок. добрым да в ней

    Описание слайда:

    Сказка-молодцам ложь, намек, урок.
    добрым да в ней

  • 8 слайд

    Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    Описание слайда:

    Сказка-ложь, да в ней намек,
    добрым молодцам урок.

  • 9 слайд

    Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке

  • 10 слайд

    1. Посмотрите и послушайте, пожалуйста, сказку, ( включить запись)обратите вн

    Описание слайда:

    1.Посмотрите и послушайте, пожалуйста, сказку, ( включить запись)обратите внимание, с какой интонацией будут общаться лиса и журавль.
    — Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась? Какие слова были не понятны?

  • 11 слайд

    Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке

  • 12 слайд

    Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке

  • 13 слайд

    Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке

  • 14 слайд

    Пир – большой званый обед, обильное угощение. Потчева

    Описание слайда:

    Пир – большой званый обед,
    обильное угощение.
    Потчевать – угощать.
    Не обессудь – не отнесись
    строго, не осуди.
    Несолоно хлебавши – ни с чем.
    СЛОВАРЬ

  • 15 слайд

    Анализ содержания сказки. – Как начинается сказка? Прочитайте. Чем понрави

    Описание слайда:

    Анализ содержания сказки.
    – Как начинается сказка? Прочитайте.
    Чем понравилась вам сказка? Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.
    -Что показалось забавным?- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?- Чем нравится вам конец сказки? -Как можно помирить героев?-Что вы посоветуете героям сказки? – Если бы журавль не ответил лисе тем же, стало бы лисе стыдно за свой поступок?

  • 16 слайд

    ФИЗМИНУТКА У лисицы острый нос У неё пушистый хвост Шуба рыжая лисы Несказанн

    Описание слайда:

    ФИЗМИНУТКА
    У лисицы острый нос
    У неё пушистый хвост
    Шуба рыжая лисы
    Несказанной красоты.
    Лиса важно похаживает
    Свою шубу поглаживает.
    Я охотница до птицы
    Кур хватать – я мастерица
    Как увижу, подкрадусь
    И тихонько затаюсь.
    После прыгну и схвачу
    Деткам в норку отнесу.

  • 17 слайд

    Закрепление (включение новых знаний в систему знаний ребенка 1. -Сейчас мы п

    Описание слайда:

    Закрепление
    (включение новых знаний в систему знаний ребенка
    1.-Сейчас мы прочитаем эту сказку по ролям, выбираем лису и журавля, автор будет меняться.

  • 18 слайд

    .Характеристика героев. - Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лис

    Описание слайда:

    .Характеристика героев.
    — Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске прикрепите к картинке качества каждого героя.
    — упрямый(а я) умный(а я) смешной(а я) несговорчивый(а я) капризный(а я) жадный (а я) придирчивый(а я) нерешительный(а я) хвастливый(а я) добрый(а я) четный(а я)
    -Сделайте вывод–Какие герои сказки?

  • 19 слайд

    Самостоятельная работа. А сейчас вы будете работать в парах. Соберите картинк

    Описание слайда:

    Самостоятельная работа.
    А сейчас вы будете работать в парах.
    Соберите картинку к сказке, назовите эпизод. Собирают показывают и рассказывают.

  • 20 слайд

    Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке

  • 21 слайд

    Как аукнется, так и откликнется.На что звать, коли нечего давать.Не потчуй м

    Описание слайда:

    Как аукнется, так и откликнется.
    На что звать,
    коли нечего давать.
    Не потчуй меня тем,
    что я не ем.
    -Определите главную мысль сказки (чему она учит).

  • 22 слайд

    Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке

  • 23 слайд

    Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке

  • 24 слайд

    Рефлексия С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - Могла л

    Описание слайда:

    Рефлексия
    С каким произведением познакомились? — О ком эта сказка? — Могла ли эта история приключиться с людьми?
    -Определите главную мысль сказки (чему она учит). -Какой мудрый совет дает нам сказка? Удалось решить поставленную задачу?Каким способом?Где можно применить новые знания?

  • 25 слайд

    Домашнее задание. Подробно пересказать сказку от имени лисы или журавля, нар

    Описание слайда:

    Домашнее задание.
    Подробно пересказать сказку от имени лисы или журавля, нарисовать рисунок. С 40-41, вопросы, р.т.с. 23

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете, отгадав ребус А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ? Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? Могут ли они встретиться вместе в природе? В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи. Беседа Как называется жанр? Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. Опишите характер лисички в разных народных сказках. -Кто главные герои русских народных сказок?-Чему учит сказка? -Какую пословицу об этом вы знаете? Составьте пословицу из слов на доске. -И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и ЖуравльПосмотрите и послушайте, пожалуйста, сказку, обратите внимание, с какой интонацией будут общаться лиса и журавль. Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась? Какие слова были не понятны? -Словарная работа. Обсудите значение слов) Пир — большой званый обед, а также вообще обильное угощение. Потчевать — угощать. Не обессудь — не отнесись строго, не осуди, не обижайся Несолонохлебавши – остаться ни с чем. -Анализ содержания сказки. – Как начинается сказка? Прочитайте. Чем понравилась вам сказка? Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение. -Что показалось забавным?- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?- Чем нравится вам конец сказки? -Как можно помирить героев?-Что вы посоветуете героям сказки? – Если бы журавль не ответил лисе тем же, стало бы лисе стыдно за свой поступок?

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Лиса и журавль.

Похожие материалы

  • Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс

  • Презентация на тему»Детские поэты и писатели»

  • Презентация по литературному чтению»Сказка «Каша из топора».»(2 класс)

  • Календарно-тематическое планирование по родному литературному чтению 1 класс

  • Презентация по литературному чтению»Сказка «Лиса и тетерев».»(2 класс)

  • А.С.Пушкин_Сказка о мёртвой царевне презентация

  • Пушкин. Биография. Стихи презентация литературное чтение

  • Ершов_Конёк-горбунок презентация по литературному чтению

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456468 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Дата проведения: 17.09.2021
г.

Цель:
продолжить знакомство учащихся с жанром художественных
произведений (сказкой) на примере народной сказки «Лиса и журавль».

       Образовательная:
познакомить с русской народной сказкой «Лиса и
журавль».

      
Воспитательная:
воспитать нравственность через анализ содержания
художественного произведения.

      
Развивающая: развивать
память, связную речь, коммуникативные качества, умение находить главную мысль.

Тип урока:
изучение нового материала.

Оборудование: учебник,
электронная доска.

Этапы урока

Содержание
деятельности учителя

Содержание
деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы деятельности учащегося

I.
Организационный момент

Сказка
в гости к нам пришла,

в мир
фантазий позвала.

Всё про
сказку мы расскажем

Свои
знания покажем.


Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Здравствуйте,
учитель!

Планирование
учебного сотрудничества с учителем

II. Речевая
разминка


Ребята, скажите мне, пожалуйста, что значит хорошо читать?


Для того, чтобы сегодня мы с вами читали правильно и выразительно, мы
проведём речевую разминку.

Речевая разминка

Бежит лиса по ше́сточку:

— Лизни, лиса, песо́чку!

— Скажите, по чему
бежит лиса?

— Что такое шест?

— У шеста есть несколько значений, но в данном случае
говорится о длинной палке.

__________________________________

Шест:

1. Длинная палка,
жердь.

2.
Спортивный снаряд для прыжков в высоту.

__________________________________

— Прочитайте
скороговорку про себя.


Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.


Молодцы.

Выразительно,
громко и четко

По шесту

Длинная палка

Читают
скороговорку, правильно артикулируя.

Принятие
и сохранение учебной задачи

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной
задачи.

 Скажите,
пожалуйста, какой раздел по литературному чтению мы изучаем?

— Что относится
к этому разделу? Что мы сейчас с вами изучаем?

— Сказки бывают
разные. Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки?

— А есть сказки, которые сочинил народ.
А они называются…

— Скажите, а какими бывают народные
сказки?

— А как можно
назвать сказки, которые мы сейчас изучаем? К чему они больше относятся из
перечисленного?

— Правильно!
Сейчас мы с вами проходим народные сказки о животных. Скажите, какую сказку
мы изучали на прошлом уроке?

— Удалось ли
лисе перехитрить тетерева? Почему?

— Как вы
думаете, зачем мы с вами изучаем народные сказки? Чему они нас учат?

— А вот как вы
считаете, просто сказка и народная сказка о животных чем-то отличаются друг
от друга или нет?

— Сегодня мы
познакомимся с еще одной народной сказкой, поразмышляем над поступками ее
героев и в конце урока постараемся ответить на вопрос «чему учат народные
сказки о животных?».

Устное народное творчество

Сказки

Авторские

Народные

Волшебные,
бытовые и о животных

Сказки о животных

«Лиса и
тетерев»

Нет, тетерев
оказался находчивым

Сказки
учат нас быть внимательными, находчивыми и т.д.

Наверное,
отличаются

Осуществление
актуализации пройденного материала. Принятие и сохранение учебной задачи

IV. Изучение нового материала


Давайте посмотрим мультфильм, а после просмотра ответим на вопросы.

Просмотр отрывка из мультфильма

— Теперь давайте обсудим мультфильм. Как называется сказка?

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Да, в этой сказке рассказывается о гостеприимстве двух персонажей – лисы и журавля. О том, как
они подружились и звали друг друга в гости отведать угощения.

— Расскажите, кто первый звал к себе в
гости?

— Что лиса предложила журавлю и как она
это подала?

— Наелся ли журавль угощеньем лисы?
Почему?

— Что сделала после этого лиса и что она
сказала журавлю?

— Что на это ответил ей журавль?

— Как вы думаете, как журавль поблагодарит цаплю: хорошо или
плохо?

— А это мы узнаем после того, как прочитаем сказку.

«Лиса и журавль»

О
гостеприимстве лисы и журавля

Лиса

Лиса
предложила журавлю манную кашу и размазала ее по тарелке

Нет, он
не смог нормально есть, потому что ничего не попадало в клюв, т.к. каша была
размазана по тарелке

Лиса
слизала всю кашу с тарелок и сказала, что больше нечем угощать

Он
поблагодарил лису и позвал к себе в гости.

Ответы
детей

Первичное
знакомство с материалом через просмотр мультфильма, проговаривание сюжета и
формирование мотивации для дальнейшей работы с учебником

V.
Физминутка

Наши
нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Выполняют
двигательные упражнения

Выполнение
динамической разминки

VI. Словарная работа

— Открываем
учебник на стр. 42. Для начала давайте внимательно изучим сказку и найдем в
ней выделенные слова, которые могут быть для вас непонятными.

— Теперь найдите
в словарике учебника на стр. 213 значение выделенных слов и выражений.
Прочитайте и объясните их.

— Как вы
понимаете слово «пир»?

По́тчует – угощает.

Не
обессудь – не суди, не отнесись строго.

Несолоно хлебавши – остался ни с чем.

Большой званый
обед, обильное угощение

Разбор
малознакомых слов для дальнейшей работы с текстом

VII. Работа с текстом

Учитель
по ходу работы исправляет неправильное произношение у детей

Какие чувства вы испытали при чтении сказки?

Читают
по очереди сказку

Делятся
своими впечатлениями

Чтение
сказки

VIII. Закрепление нового материала

— Теперь
расскажите, как все-таки журавль поблагодарил лису за угощенье?

— Как вы думаете,
они действительно были друзьями?

— Почему дружбы
у них не получилось?

— Скажите,
стоило ли лисе и журавлю как-то договориться между собой?

— Подходит ли к
этой сказке пословица «За добро добром и платят»?

— Как вы
понимаете пословицу «Как аукнется, так и откликнется»? Можно ли сказать, что
она подходит по смыслу к содержанию сказки?

— Чему нас учит
сказка?

— А можно ли
предположить, что лиса не специально подала журавлю тарелку вместо кувшина?
Возможно, она даже не задумывалась над тем, что журавлю будет неудобно есть
из тарелки, то есть она не учла его особенности, а журавль не подумал над
этим и решил отплатить лисе «тем же».

— Ребята, в
начале урока нам был поставлен вопрос, на который пора дать ответ: «чему учат
народные сказки о животных?».

— Скажите,
животные в сказках, которые мы читали, они похожи чем-то на людей? Чем они
напоминают нам людей?

— Да, у животных
точно так же, как и у людей есть свой характер.

— События в
сказках происходят где?

— Верно, в
реальной жизни. А вот скажите, раз у каждого из нас есть свой характер, в том
числе и у героев нашей сказки, тогда назовите мне, какие они?

— Жадные. Мы с
вами когда анализировали сказку, говорили, что главная мысль сказки – не
жадничать, то есть мы говорили о качествах, присущих главным героям и людям в
целом.

— Получается,
анализируя поведение животных в сказках мы тем самым высмеиваем какие-то
определенные негативные качества и поведение, которое мешает нам жить в мире
и гармонии с другими. Тогда подведите итог всего сказанного и ответьте на
вопрос «чему учат народные сказки о животных»?

Он пригласил лису к себе в гости.

Приготовил ей окрошку и наклал в кувшин с узким
горлышком, а лиса не могла есть из кувшина

Нет

Настоящие
друзья так не поступают

Да (предлагают свои варианты)

Да
(объясняют свои ответы)

Как ты
относишься к людям, так и они будут относиться к тебе.

Да, можно

Нужно
делиться с друзьями, если зовешь их к себе в гости и учитывать их
предпочтения и особенности

Да,
можно

Да,
у животных есть характер

В
реальной жизни

Жадные

Народные
сказки о животных высмеивают поведение героев и учат жить в мире с другими

Анализ
содержания и обобщение

IX. Итог урока. Рефлексия


О какой сказке мы сегодня говорили?


С какими сказками о лисе вы познакомились?


Какими представляются герои этих сказок?

                            
Находчивый(ая)

Лиса                    Умный(ая)

 
                     
     Слабый(ая)

 
                     
     Веселый(ая)

Тетерев
             
Хитрый(ая)

                             Ловкий(ая)

                             Ласковый(ая)

Журавль
           Притворный(ая)

 
                     
     Грубый(ая)

 
                     
     Жадный(ая)


Как думаете, вы сегодня хорошо работали на уроке? Довольны ли вы своими
результатами?

— А теперь давайте каждый из вас встанет и
расскажет, что он сегодня узнал на уроке.

1.  Сегодня я узнал(а)…

2.  Было интересно…

3.  Было трудно…

4.  Я научился…

5.  Теперь я могу…

6.  Урок дал мне для
жизни…

«Лиса и журавль»

«Лиса
и тетерев» и «Лиса и журавль»

Дают
характеристику персонажам

Да

Делятся
впечатлениями за урок

Осуществление
самоконтроля учебной деятельности

X.
Домашнее задание

— Запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение и
нарисовать иллюстрацию к сказке «Лиса и журавль».

Принятие
и сохранение учебной задачи

  • Что вы вкладываете в понятие красивый человек сочинение рассуждение
  • Что входит в сочинение рассуждение
  • Что вы узнали о жизни и творчестве державина подготовьте рассказ о поэте
  • Что вы узнали о волшебных сказках
  • Что вы имеете в виду или ввиду как пишется