Что в жизни людей остается неизменным даже в условиях технического прогресса сочинение рассуждение

Чернобыльская молитва отрывкикороткие рассказы и темы ис от соточкиподготовка к ис с соточкойпримерные темы ис 2021-22 дары волхвов о.генри: как

Чернобыльская молитва (отрывки)

Короткие рассказы и темы ИС от Соточки

Подготовка к ИС с Соточкой

Примерные темы ИС 2021-22

Дары волхвов О.Генри:

Как обрести счастье?

Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?

Что значит «идти по жизни своим путём»?

Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?

Можно ли обойтись без науки в современном мире?

Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях
технического прогресса?

Что значит быть совестливым человеком?

Свобода и ответственность в жизни человека.

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Какие книги вдохновляют современную молодежь?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Какие произведения искусства делают вас счастливым?

Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей
актуальности с течением времени? Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых
времён?

Каким образом можно улучшить общество?

Какими качествами должен обладать счастливый человек?

Что делает человека подлинно счастливым?

Последний лист О.Генри

Какие цели важно ставить на жизненном пути?

Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?

Каковы цель и смысл жизни человека?

Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?

Что значит «идти по жизни своим путём»?

Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?

Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством
нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не
катиться, как камень»?

Что значит быть совестливым человеком?

Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет
боль?

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и
злом?

Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?

Что помогает человеку искоренять зло в себе?

Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?

Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?

Свобода и ответственность в жизни человека.

Можно ли искупить свою вину?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут
помнить в XXII веке и почему?

Какие книги вдохновляют современную молодежь?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Какие произведения искусства делают вас счастливым?

Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?

Всегда ли общество ценит достойных людей?

Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Что такое репутация человека в обществе?

Что значит «быть в ладу с самим собой»?

Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Всегда ли общество ценит достойных людей?

Скрипка Ротшильда Чехов

Каким путём человек идёт к самому себе?

Что может исказить жизненный путь человека?

Какие цели важно ставить на жизненном пути?

Каковы цель и смысл жизни человека?

Как характер, образ жизни человека влияют на его
путешествия?

Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?

Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет
боль?

Что можно считать преступлением?

В чём различие между ошибкой и преступлением?

Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?

Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?

Что помогает человеку искоренять зло в себе?

Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?

Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?

Свобода и ответственность в жизни человека.

Что значит быть совестливым человеком?

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?

Можно ли искупить свою вину?

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и
злом?

Может ли преступление быть оправдано?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Как искусство влияет на личность?

Как музыка влияет на людей?

Зачем человек слушает музыку?

«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан
Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

Каким образом можно улучшить общество?

Что значит «быть в ладу с самим собой»?

Полёт Лёвшин
Вельд Брэдбери
Улыбка Брэдбери
Каникулы Брэдбери

Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Как развитие технологий повлияло на общество?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Как на современное поколение влияют технические открытия
нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?

Чем опасен технический прогресс?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее
ярко отразить достижения и риски цивилизации?

Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?

Как повлияло развитие техники и технологии на молодое
поколение?

Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Что можно считать преступлением?

В чём различие между ошибкой и преступлением?

Может ли преступление быть оправдано?

Какие преступления нельзя простить?

Можно ли оправдать преступление?

Достоин ли преступник сочувствия?

Может ли преступник раскаяться в содеянном?

Бывает ли так, что в преступлении личности виновато
общество?

Как бороться с преступностью?

Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?

Каковы могут быть причины преступлений?

Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?

Свобода и ответственность в жизни человека.

Может ли преступление быть оправдано?

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?

Можно ли искупить свою вину?

Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Чернобыльская молитва (отрывки)

Короткие рассказы и темы ИС от Соточки

Подготовка к ИС с Соточкой

Примерные темы ИС 2021-22

AVvXsEhuJetSLtcJgl bEsxzDSVsCrvTbJlm xVldv59nQlU5dC9GYwTgaOJ7tZY6HEZPfyCO7rAsklnhKrVx0m2rhae7FvB1 ymJmFn TXBXc2E3chk6Yz pFrDVyiIJ7 AeZT JJ

В 2021 году основная дата итогового сочинения – 5 апреля, а дополнительные – 21 апреля и 5 мая. Времени достаточно, чтобы разобраться с направлениями и наработать для каждого небольшой список наиболее подходящих произведений. Для успешного написания сочинения необязательно знать всю русскую литературу, ключевые произведения могут быть универсальными аргументами. Направления, примерные темы и литературу к ним мы сегодня подготовили для Вас. Список произведений для итогового сочинения от Многомудрого Литрекона представлен вместе с другим дидактическим материалом, который пойдет на пользу выпускникам.

Забвению не подлежит

«Забвению не подлежит» – одно из самых легких направлений этого года. Темами на пробниках становились исторические события и явления, народная память о них, незабвенное искусство, личность в истории.

Примерные темы

  • Почему важно знать историю?
  • Почему важно помнить о войне?
  • Что такое историческая память?
  • Как личность влияет на историю?
  • Какие личности остаются в истории?
  • Почему важно сохранять искусство?
  • В чем состоит роль исторических памятников в истории?

Литература

«Слово о полку Игореве» (краткое) – автор произведения на примере злоключений Игоря обличает распри и феодальную раздробленность. «Слово» – не только литературный, но и исторический памятник. Читая такие произведения, можно узнать об общественной мысли того периода. Сохранять память о древнерусской литературе – сохранять память о народе, историю России.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – пример важности сохранения искусства, классической литературы. В поэме раскрыты вечные темы и проблемы, имена героев стали нарицательными.

А. С. Пушкин «Медный всадник» (краткое) – влияние личности Петра Первого на историю Россию и жизнь обычных людей, раскрытие вопроса о том, как интересы государства оказываются выше личных на примере наводнения в Петербурге и трагедии Евгения.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – раскрытие личности Наполеона, Кутузова, Александра I и других исторических персонажей, вопрос о том, как народные массы вершат историю. Кроме того, роман может быть аргументом по теме сохранения исторических памятников (так как по нему можно изучать Отечественную войну 1812 года) и памятников искусства.

А. П. Чехов «Чайка» – сравниваются настоящая литература и произведения ради заработка, а также рассматривается влияние искусства на жизнь людей.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (краткое) – сохранение настоящего искусства, которое останется в истории, несмотря на политическую повестку.

М. Булгаков «Белая гвардия» (краткое) – влияние исторических событий на повседневную жизнь людей, память о войне и ее уроки (а гражданские войны – самые страшные).

М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – как люди оказываются в водовороте событий, в ощущении безвременья и зыбкости, что рушит их судьбы (на примере семьи Мелеховых). Здесь поднимаются и тема исторической памяти, и проблема неведения народа, которое ведет к разрушению страны.

М. Шолохов «Судьба человека» (краткое) – пример того, что о войне необходимо помнить и ее историю изучать, чтобы не допустить повторения страшных событий, ведь война рушит судьбы людей.

А. Твардовский «Василий Теркин» (краткое) – поэма о том, как простой человек поневоле становится героем, подчеркивается важность этого события для истории, задача современных людей помнить о таких трагедиях и не повторять их. 

А. Фадеев «Молодая гвардия» – повесть о том, как группа смелых молодых людей вышла против зла и вошла в историю. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

В. Быков «Сотников» (краткое) – подвиг обыкновенного человека, выбор им пути чести привел к тому, что он вошел в историю. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

К. Симонов «Живые и мертвые» – роман о том, как обычному, совершенно невоенному человеку пришлось адаптироваться к страшным обстоятельствам. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

В. Шукшин «Мастер» – сохранение искусства и значение исторических памятников, его влияние на отдельного человека. 

Список книг для итогового сочинения 2021 года дополнит подборка аргументов по этому направлению.

Я и другие

«Я и другие» – это самое абстрактное направление этого года, по которое может подойти любая тема, так что с ним нужно быть настороже. Темами являются конфликты и взаимоотношения людей, самоидентификация человека в обществе; 

Примерные темы

  • Как понять других людей?
  • Почему важно оставаться собой в обществе?
  • Как общество влияет на человека?
  • Почему люди не могут понять друг друга?
  • Что такое общественное мнение/толерантность/конфликт?
  • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  • Может ли человек жить без общества?

Литература

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – непонимание между людьми, разные взгляды на события общественной жизни. Чацкий не мог потерять себя, поэтому выступил против сложившегося общественного мнения и уклада, что привело к конфликту.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – взаимоотношения героя с обществом, другом Ленским, влюбленной в него Татьяной. Раскрытие проблем непонимания между людьми, конфликтов и их последствий (например, если бы Онегин избежал бы конфликта с Ленским, то последний остался бы в живых).

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – герой вступает в конфликт с обществом и остается один, но оказывается, что убежать от людей невозможно.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин представляет собой «лишнего человека», который не находит применения своим способностям, а потому скучает и приносит зло. Он не находит понимания ни у кого, кроме Веры, с которой он не может быть вместе.

И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов пытается устраниться от любых проблем и сложностей, избежать любых конфликтов, но это невозможно и приводит к непониманию с близкими. 

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров остается собой в обществе, высказывает новаторские идеи, но пока он совершенно один, и его прогрессивные мысли никто не понимает. Подробно раскрывается конфликт с Павлом Петровичем Кирсановым, представляющим собой существующий общественный порядок.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников попал под влияние разрушительных идей и совершил преступление, тем самым стал на антиобщественный путь, преступил законы морали и нравственности. 

Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин не находил понимания среди окружающих, его считали глупцом, а он просто был добрым и хотел помочь всему миру. Герой не шел против своих идеалов, даже если из-за следования им он что-то терял.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов искали себя, пытались сохранить свою индивидуальность в среде лживого дворянского общества, шли против общественного мнения ради следования высшим нравственным ценностям. 

М. Горький «На дне» (краткое) – среда бродяг разрушала и затягивала, такое общество ломает человека, убивает лучшие его чувства, а подчас и его самого. 

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (краткое) – Мастер сохранил себя, свое творчество,  и ради этого выступил против общества, которое не принимало его произведение. В этом конфликте общество было неправо.

М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов не мог понять, с кем он хочет быть – с красными или белыми, с Аксиньей или Натальей. Герои, живущие в период перемен, оказались в водовороте событий, которые захлестывают их. Слом общественного строя ломает и запутывает отношения между людьми.

М. Шолохов «Судьба человека» (краткое) – Андрей Соколов остался собой, несмотря на бесчеловечные условия вокруг, не стал предателем, не переступил через свои ценности. В данном примере читатель находит те идеи и чувства, которые объединяют людей.

Дополнить список произведений для итогового сочинения 2021 поможет подборка аргументов по этому направлению.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» подразумевает   рассуждение на тему портрета современников, отношений отцов и детей, предпочтения современной молодежи в искусстве, литературе и других сферах. 

Примерные темы

  • Почему родители и дети не понимают друг друга?
  • Почему опыт предков важен для современного человека?
  • Какие ценности остаются вечными?
  • Можно ли считать современное поколение потерянным?
  • Нужно ли читать в современном мире?
  • Как изменилось современное искусство?
  • Может ли классическая литература отвечать на вопросы современных читателей?
  • Как можно описать современного человека?

Литература

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев сначала не понимал решения отца отправить его служить в глушь, однако служба закалила характер героя и дала ему шанс найти настоящую любовь. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин столкнулся с тем, что не может найти приложение своим способностям, поиск себя – вечная тема для каждого молодого человека. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров действительно выступает против мира «отцов», зато непонимание Аркадия Кирсанова с Николаем Петровичем оказывается надуманным. Это говорит о том, что дело не в непонимании отцов и детей, а в непонимании между людьми, имеющими разные взгляды. Произведения классической литературы остаются близкими для нас, ведь там раскрываются вечные проблемы.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников понял, что теории о сверхлюдях разрушительны, потому что оправдывают насилие. А милосердие остается вечной ценностью. Произведения классической литературы остаются значимыми и отвечают на вопросы современности.

Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин выше всего ставил вечные ценности – доброту, милосердие. Он следовал им и помогал людям, даже в ущерб себе. Произведения классической литературы о молодежи по-прежнему отражают характер и мировоззрение молодых людей.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – любимые герои поступали в соответствии с нравственными принципами, именно поэтому они все же пришли к гармонии. Произведения классической литературы нужно читать и в наше время, ведь они пропагандируют вечные ценности, которые делают людей лучше.

А. П. Чехов «Чайка» – рассуждения о современном для того периода искусстве, непонимании окружающими новаторских произведений Константина Треплева.  Здесь автор изображает конфликт отцов и детей. Произведения классической литературы заставляют нас задуматься о том, что было и будет важно всегда.

М. Горький «Мать» – мать не сразу поняла революционные воззрения своего сына, но, поняв, стала его верной союзницей. Произведения вроде этого убеждают нас в том, что старшее поколение должно прислушиваться к младшему и поддерживать его, ведь новые люди выступают на стороне прогресса.

Л. Улицкая «Сонечка» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (генетическое заболевание, отношения личности и общества в современных реалиях).

Т. Толстая «Кысь» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы, раскрывается роль технического прогресса в жизни общества.

Л. Петрушевская «Глюк» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (наркомания).

Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим» помогут выпускникам найти новую литературу для аргументов. Там Вы найдете не только книги для итогового сочинения, но и полноценные аргументы.

Время перемен

Направление «Время перемен» – одно из лучших в 2021 году, потому что оно конкретное и ясное. Темы такие: изменения в обществе, современные проблемы, меняющие привычное течение жизни, открытия; 

Примерные темы

  • Всегда ли нужны перемены?
  • Всегда ли изменения бывают к лучшему?
  • Почему люди боятся перемен?
  • Как влияет технический процесс на жизнь современного общества?
  • Всегда ли хорош технический прогресс?
  • Какие решения меняют жизнь человека?

Литература

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – фамусовское общество боялось перемен, потому что ему не хотелось потерять свое выгодное положение. Но страх перемен стал причиной его регресса.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Пугачев хотел прийти к власти, чтобы сделать жизнь народа легче, но его политические амбиции приводили к кровопролитию. Поэтому не все перемены к лучшему, ведь многие из них чреваты жертвами и страданиями.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин испугался перемен в своей жизни, пожалел «постылую свободу» и отверг Татьяну, а потому потерял свой шанс на личное счастье.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров не находил понимания, потому что общество пугал радикализм воззрений героя. Он хотел перемен, но люди по природе своей консервативны, поэтому его путь преобразований был чужд большинству.

М. Горький «На дне» (краткое) – бродяги боялись менять даже свое отвратительное, угнетенное положение, потому что впереди была неизвестность и необходимость действовать, а не только возможность жаловаться и страдать. Нищенская среда засасывает, а ведь в ней царит апатия — главный враг изменений к лучшему.

М. Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» – ощущение перемен, бури, которая изменит жизнь к лучшему.

М. Горький «Старуха Изергиль» (краткое) – Данко хотел изменить жизнь своих соплеменников, отдал за это жизнь, осветив дорогу сердцем, но сам погиб. Перемены привели к лучшему и спасли жизнь племени.

А. П. Чехов «Вишневый сад» (краткое) – ситуация с садом символически отображает общественную ситуацию начала XXI века, предчувствие перемен. Но не все изменения в пьесе к лучшему. Дворяне стали жертвами прогресса и не смогли к нему приспособиться. 

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова искали себя и принимали решения, меняющие их жизни. Пьер Безухов увлекся идеями декабристов, которые хотели справедливости в обществе. Только изменения и рискованные шаги в неизвестность позволили героям найти себя и свое счастье.

Е. Замятин «Мы» (краткое) – общество боялось перемен, даже любого проявления эмоций, жизни не по расписанию. Диктатура, полное отсутствие индивидуальности – в государстве из повести необходимы были перемены, но властные круги пытались помешать их совершению. Отсутсвие изменений привело к деградации всех сфер жизни.

М. Булгаков «Роковые яйца» – технический прогресс, открытия, которые привели к трагедии.

Л. Петрушевская «Глюк» – современные проблемы, негативное влияние технического прогресса на людей.

Дополнить список литературы для итогового сочинения 2021 года поможет подборка аргументов по направлению «Время перемен».

Разговор с собой

Направление «Разговор с собой» — очевидное и понятное, но все же опасное для тех, кто не любит размышлять о философских категориях. Здесь рассматриваются психологические вопросы, восприятие человеком самого себя, совесть и воля, переживания.

Примерные темы

  • Что такое совесть?
  • Важно ли быть нравственным человеком?
  • Что такое мораль?
  • Как найти себя?
  • Можно ли человеку идти против своей совести?
  • Что помогает найти смысл жизни?
  • Почему важно совершенствовать себя?
  • Что такое честь?
  • Почему важно быть честным?
  • Существуют ли люди без недостатков?
  • Почему важно найти гармонию в жизни?

Литература

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (краткое) – Лиза отдалась своей любви, доверилась Эрасту, а он поступил бесчестно и трусливо. В этом примере поднимаются проблемы совести, чести, богатства и бедности внутреннего мира.

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – Чацкий не пошел против совести, не стал приспособленцем, остался честным человеком в обществе, которое было против него. У него хватило силы для того, чтобы отстаивать свои взгляды. У него есть богатый внутренний мир и индивидуальность.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин не мог найти смысл жизни, чувствовал себя лишним в обществе, потому что не смог выйти за рамки своего эгоизма.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев ставил честь превыше всего, что помогло ему остаться честным человеком в сложное время. В этом примере поднимаются темы совести и важности нравственных ценностей.

А. С. Пушкин «Выстрел» (краткое) – Сильвио всю жизнь потратил на ненависть и приготовления к тому самому решающему выстрелу. И только тогда, когда случай представился, он понял, что был неправ. Это пример ложного жизненного пути.                                                                                             

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – Мцыри нашел гармонию в свободе, он был счастлив краткий миг за всю прошлую жизнь. Он нашел себя в непобедимом стремлении к свободе.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорина нельзя назвать человеком без недостатков, он нарушал нормы чести и морали, однако он все равно привлекателен, так как честен с собой, в отличие от фальшивого общества. 

И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов  -добрый, честный и милосердный  человек, однако его добрые качества не могут быть никуда приложены из-за инертности и пассивности героя.

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (краткое) – повесть о том, что никакая любовь не может оправдать нарушение норм морали.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – нарушение морали, чести и нравственности чаще всего описывались автором в дворянском высшем свете, где люди безнравственны (Элен и Анатоль Курагины, их отец). Ростовы, Болконские, несмотря на принадлежность к светскому обществу, – люди честные, эти семьи автор считает гармоничными, ведь в них на первом месте стоит любовь.

Н. Островский «Как закалялась сталь» – Павел Корчагин ради своих идей преодолевал себя, работал на благо дела, даже будучи слепым. Герой – образец несгибаемости и мужества. 

М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов искал правды в политике, но так и не мог найти, так как среди красных и среди белых были страшные злоупотребления властью и преступления. Он запутался в жизни, потому что поздно понял, в чем заключается наивысшие ценности.

Подборка аргументов поможет Вам разнообразить список произведений для итогового сочинения 2021.

Для успешной сдачи итогового сочинения, как Вы видите, достаточно прочитать одно крупное произведение (например, «Войну и мир»), а также 5-10 небольших (например, рассказы А. П. Чехова и несколько современных произведений). Однако мы все же рекомендуем читать больше, а эта подборка поможет Вам понять, в каком направлении двигаться. 

Автор: Мария Копусова

Что вам приходит в голову в первую очередь, когда вы слышите “чисто женский коллектив”? Возможно, минимум половина скажет нечто вроде “скандалы, интриги, расследования” или “змеиное гнездышко”. Я не могу рассуждать, как обстоят дела внутри других коллективов, состоящих только из представительниц прекрасного пола, но могу поделиться “инсайтами” о нашем, а также рассказать, как нам удалось прийти к тому результату, который мы имеем сейчас (спойлер: змеиное гнездо — это не про нас).

Как все начиналось

Мое рекрутинговое агентство начиналось с двух человек: меня и еще одного рекрутера. Сегодня команда разрослась в несколько раз — добавились разные отделы, и, более того, мы все еще продолжаем расширяться и принимать в свои ряды новых сотрудников. Впрочем, одно остается неизменным: наша команда остается чисто женской

С самого начала я точно понимала: не хочу, чтобы расхожий стереотип о женском коллективе как о месте сплетен и подстав был про наш коллектив. Однако понимание — это, конечно, хорошо, но требовалось сделать что-то еще для осуществления данного концепта и на практике. Я начала с простого: с доверия.

Доверие — это открытость, прозрачность, отсутствие лицемерия или утаивания чего-либо. Культура компании всегда начинается сверху, поэтому первое, что я сделала — начала придерживаться принципа построения доверительных отношений сама и транслировать их команде: у нас было не принято обсуждать коллег, объединяться против кого-то, или вести двойные игры.

Также я старалась активно участвовать в жизни команды, и, несмотря на наличие определенной необходимой субординации, не отдаляться от сотрудников. Сложности начались, когда команда ощутимо расширилась, а также когда мы, в условиях пандемии, были вынуждены достаточно надолго перейти на удаленный формат работы. 

Сложности

Во-первых, по мере развития компании и приходом большого количества новых членов команды, у меня появились дополнительные управленческие задачи, а в компании начала выстраиваться определенная иерархия, в результате чего между мной и остальным коллективом образовалась некоторая дистанция. Появились чаты “без босса”, что тоже, в свою очередь, не способствовало большому сплочению: иногда у меня возникало ощущение, что у девочек образовалась своя компания, куда мне не было доступа.

Во-вторых, пандемия также внесла значительные коррективы в наши отношения: если при общении “вживую” в офисе можно отслеживать реакции собеседника, язык тела, и мимику, что снижает риск недопониманий и мискоммуникаций, то с переходом в онлайн формат это стало случаться чаще. Кроме того, начали сказываться на взаимоотношениях внутри команды напряжение и общая фоновая нервозность в связи с внешней обстановкой — длительная самоизоляция и дистанционная работа не способствовали укреплению отношений и повышению уровня доверия

Что делать?

Ситуация обострилась больше, когда мы снова вышли в офис: вскрылись все накопленные за период хоум офиса недопонимания и шероховатости, отношения в коллективе становились все более натянутыми, и в какой-то момент я поймала себя на мысли, что уже готова распустить команду. 

Мысль мне решительно не понравилась и была отправлена на задворки сознания мощным пинком моими мартинсами, а я сосредоточилась на поиске других путей решения ситуации. Методом проб и ошибок были найдены следующие пути: 

Больше совместного времяпрепровождения

Мы начали на регулярной основе практиковать совместные внерабочие активности:  устраивали киновечера, ходили на пикники, выезжали на корпоративы на природе. На таких мероприятиях мы общались на отвлеченные от работы темы, отдыхали и лучше узнавали друг друга. Это принесло свои плоды: отношения начали улучшаться, коллектив стал более сплоченным

Индивидуальные встречи

Я стала назначать персональные встречи каждому члену команды. Мы подробно обсуждали все вопросы, волнующие того или иного человека: не только рабочие моменты (например, прогресс за определенный период), но и пожелания или просьбы. Строили траекторию дальнейшего развития сотрудника и говорили о том, что бы ему хотелось поменять или улучшить

Ситуация со встречами была “двусторонней” — подобные индивидуальные митинги могла назначать не только я, но и сотрудник мог инициировать их со своей стороны, если чувствовал такую потребность. Подобный шаг тоже способствовал большей искренности и уменьшению субординации между мной и командой. 

Мотивация и единодушие

В конце каждого месяца я начала писать на общую почту письмовестник, в котором рассказывала о наших общих достижениях за данный период, новостях, итогах и важных объявлениях.

Опять же, это способствовало не только большей открытости (каждый член команды понимал, как шли дела у компании в прошлом месяцы, какие события происходили и чем жил коллектив), но и повышению сплоченности: я специально рассказывала об апдейтах в каждом отделе, от рекрутингового до маркетинга, так что все чувствовали и признание собственных достижений, и свою причастность к общему результату

Также у нас появились внутренние командные конкурсы для рекрутеров, которые улучшали настроение, повышали мотивацию и вносили некий элемент игры, делая рабочую рутину более разнообразной и интересной. 

Коллективное обсуждение насущных вопросов

Для меня доверие и прозрачность — это открыто говорить на самые разные темы и обсуждать самые разные вопросы без утайки чего-либо. Так, я ввела практику совместного обсуждения каких-либо важных моментов, касающихся компании: например, насчет сотрудничества с тем или иным новым клиентом.

Каждый рекрутер мог выразить свое мнение и мы приходили к совместному решению — подобный ход позволил дать команде понять, что их точки зрения важны для меня и что я ценю возможность говорить с ними на актуальные темы, касающиеся всех нас. 

Как все закончилось

С момента, когда эти решения были претворены в жизнь, прошло уже достаточно времени, чтобы судить о результатах. И теперь я могу с уверенностью сказать, что все предпринятые шаги существенно повлияли на создание позитивной, доверительной атмосферы внутри коллектива, его сплочению и отсутствию сплетен, напряженности и “закулисных игр”, которые так часто предписывают женским коллективам. 

Всем руководителям посвящается

Помните, что во многом, очень во многом (если практически не во всем) корпоративную культуру компании начинает и строит руководство. Ценности, которых вы придерживаетесь и которые вы транслируете, находят отражение и в ваших сотрудниках. Поэтому если вы изначально приоритезируете адекватность, искренность, прозрачность в общении и уважение — команда ответит вам тем же.

Однако теории не бывает без практики — поэтому так важно подкреплять слова действиями: ведь если ограничиться просто рассуждениями о необходимости искреннего общения и дружбы, но ничего не делать (или, как иногда бывает, делать ровно наоборот), не стоит удивляться потом, что ситуация развивается не так, как вы того хотели :)

21 декабря 2021 г. 13:43

20 декабря 2021 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига». Мероприятие было организовано Синодальным отделом по монастырям и монашеству по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках подготовки собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.

Участниками круглого стола стали наместники, игумены и игумении ставропигиальных монастырей и обителей Московской митрополии. Встреча проходила дистанционно на платформе Zoom. Круглый стол возглавил митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. В президиуме вместе с владыкой Дионисием на конференции присутствовали председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы митрополит Каширский Феогност и член коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова).

Митрополит Дионисий передал участникам круглого стола благословение и пожелание Божией помощи в работе от Святейшего Патриарха Кирилла. Управляющий делами Московской Патриархии также отметил, что обстоятельства, препятствующие личному общению, иногда открывают новые возможности, позволяют лучше увидеть, насколько глубока вера и крепко упование.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.

По мнению митрополита Павла, понятия «монах» и «добродетель» являются синонимами, поскольку монашеский путь — это путь совершенства, которое происходит через доброделание. И первое дело, которое начинает творить монах, — это воплощение намерения следовать за Христом, оставив все, что ранее окружало его. Устремляясь к совершенству, образцом для подражания монах выбирает Христа и Его святость.

Секулярный мир традиционно обвиняет монаха в бездействии, не подозревая о том, что жизнь монаха имеет сакраментальную сторону: труд инока по очищению сердца сложен и кропотлив. Сокрытый от мира, этот труд вменяется монашеству в сугубую обязанность. Осознание несовершенства своего естества рождает покаянное чувство и желание обращаться за помощью. Покаянный опыт, опыт богообщения неизвестен миру, и потому монашество осуждается им. Следовать за Христом в любую эпоху было непросто, но в каждом поколении есть праведники, ради которых и стоит мир. И мир этот меняется, но человек с его пороками и добродетелями остается прежним. Среди особенностей нынешнего столетия, осложняющих существование монашества, митрополит Павел выделил технический прогресс и необходимость современных иноков подвизаться в условиях городских монастырей. Однако внешние условия ни в какое время не могут быть оправданием для личной расслабленности человека, отметил владыка Павел. Приобретение добродетелей, стяжание мирного духа — это всегда подвиг.

Среди внешних проявлений духовного благополучия монастырей Патриарший наместник Московской митрополии отметил гостеприимство обителей. В настоящее время в городских монастырях нет возможности предаваться безмолвию, однако есть возможность возродить традицию гостеприимства, утраченную в трудный период возрождения духовной жизни на постсоветском пространстве. Посещая обители, паломники надеются увидеть в монастырях если не ангелов, то по крайней мере святых людей, однако отсутствие элементарных бытовых условий, хмурые лица насельников могут оставить о монашествующих противоположное впечатление. Завершая свое выступление, владыка Павел выразил надежду, что круглый стол поможет игуменам и игумениям исправить то, что необходимо исправить в монастырских обителях, улучшить состояние монастырей, помочь им стать духовными школами воинов, упражняющихся в добродетелях.

По окончании слова владыки Павла митрополит Каширский Феогност отметил, что добродетель является истинным корнем подвига. Каждое время дает свои особые переживания того, что по сути вечно и неизменно. Владыка Феогност призвал участников монашеской встречи честно и бескомпромиссно делиться своими переживаниями и возникающими вопросами.

Митрополит Воскресенский Дионисий особо выделил в слове владыки Павла мысль о том, что стяжание мирного духа — всегда подвиг. Людям кажется, что современные обстоятельства исключают саму возможность сохранения мирного духа, однако владыка Дионисий напомнил, что обстоятельства времени преподобного Сергия были много тяжелей, однако он оставил братии именно завет о хранении мира в сердце, которому представители монашества должны следовать и в настоящее время.

В докладе «О сути монашеского подвига» наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря епископ Видновский Тихон отметил, что монашество как сакральное явление в Церкви Христовой зародилось не по общественным или политическим причинам, а для достижения духовных целей и неотмирных задач, и является «спасительным и духоносным для бытия русского народа от древности и до сего дня». Суть же монашеского подвига — это усвоение монахом навыков приобретения добродетелей, ибо мы… созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10). Перечислив названные апостолом Павлом добродетели (см. Гал. 5:22-25), епископ Тихон заострил внимание на том, что их стяжание невозможно без терпения и труда. В терпении — сила монашества, оно помогает каждому иноку не унывать в восхождении к благодати Божией, а труд испепеляет многие греховные помыслы. Венцом же добродетелей является любовь: возглас «возлюбим друг друга» — начальное действие Литургии верных.

Однако исполнение заповеди о любви было бы невозможно, если бы любовь не была еще и даром, который люди — паче всех монашествующие — обязаны приумножить. Христианство — религия любви, и обожение человека есть не что иное, как жертвенное служение Богу, предмету своей любви.

Владыка Тихон также предложил вниманию монашествующих духовные размышления и некоторые практические советы, касающиеся приобретения навыков добродетелей, — радости (радуйтесь и паки реку радуйтесь (Флп. 4:4)), мира душевного, благости, кротости, воздержания, а также рассказал о значении духовного руководства на этом пути. «Долг игумена помочь новоначальному быть благостным. Милосердие доступно всем, это самое простое из того, в чем мы можем быть подобными Богу. Этот добрый навык должен развивать каждый приходящий в монастырь. Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение — сопереживание, сострадание, сердечное желание помочь нуждающемуся. При подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется. Не это ли пример истинного монашеского братства и сестричества?» — подытожил епископ Тихон, заметив, что связующим звеном в приобретении всех добродетелей является кротость, которая тоже появляется не сразу. О последней добродетели, упомянутой апостолом Павлом, — воздержании — владыка Тихон сказал, что без нее вообще нет монашества. Духом воздержания должна быть пропитана вся жизнь монаха, благо что сам уклад монастыря благоприятствует этому, а игумен должен первым подавать пример братии в ее стяжании.

В завершение своего выступления докладчик поблагодарил за внимание участников круглого стола и напомнил, что на наместниках, игуменах и игумениях лежит особая ответственность за научение монашествующих добродетельной жизни. Помогая человеку с самого начала в духовном делании, не оставляя его наедине со страстями, проявляя к нему отеческую любовь и заботу, руководители монастырей сами приобретают добродетель игуменского служения.

С развернутым комментарием к докладу владыки Тихона выступил архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. Развивая мысль о доступности добродетели милосердия для всех архимандрит Мелхиседек привел примеры оказания милости монашествующими разных обителей, а в качестве утешения предложил участникам круглого стола вспомнить изречения Оптинских старцев о монашестве, в том числе преподобного Анатолия (Зерцалова): «Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая… неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих…»

Митрополит Дионисий добавил, что «с такой сутью монашеской жизни не страшны ни война, ни революция. У монаха ничего невозможно отнять, потому что у нас все есть». В качестве личного примера, как благотворно действуют на человека гостеприимство со стороны монахов и радостная готовность помочь, владыка Дионисий вспомнил свое посещение Оптиной пустыни в молодости и подчеркнул, что проявление гостеприимства и радостного духа как магнит привлекает людей в обители.

В продолжение темы стяжания добродетелей как главной цели монашеского подвига епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, поделился с участниками круглого стола размышлением о роли игуменов и игумений в достижении этой цели насельниками управляемых ими обителей. Сообщение владыки Алексия носило название «Забота игумена о возрастании братии в добродетелях». Отправной точкой доклада Его Преосвященства была мысль, что идеалом наставника является Сам Христос — Пастырь добрый, полагающий душу за овец (см. Ин. 10:11). Особое попечение Спасителя о духовном воспитании апостолов — одна из основополагающих тем Евангелия. Епископ Алексий подчеркнул, что это попечение жертвенно, и ведет оно не к почитанию и славе, а на крест.

Обязанность игумена — научить братию любви во Христе, привлекая вверенных ему людей к Богу, помогая им почувствовать любовь Божию и достигая этим правильного устроения монашеского общежития. Владыка Алексий подчеркнул, что «без помощи наставника человеку трудно, почти невозможно научиться самому главному — трезвению, познанию самого себя, обретению должных духовных понятий и правильного взгляда на себя и окружающий мир».

В качестве примеров епископ Алексий привел чуткое, бережное отношение преподобного Варсонофия Оптинского к духовному становлению будущего преподобноисповедника Никона (Беляева) и столь же внимательное духовное руководство игумении Ювеналии (Ловенецкой), а затем владыки Арсения (Жадановского), воспитавших схиигумению Фамарь (Марджанову), прославленную в лике преподобноисповедниц и в свою очередь ставшую замечательной подвижницей и духовной матерью многих монашествующих и мирян.

От игумена и его заботы о братии зависит, живет ли обитель Богом, Евангелием, стремятся ли ее насельники к Царствию Божию. «Многое зависит от готовности к послушанию и восприимчивости самого брата, — также заметил владыка Алексий. — Монашество — это делание, которое познается не в теории, а собственным опытом». Этот опыт зачастую может оказаться болезненным, ожесточенная брань со страстями подчас затмевает внутреннее зрение, и монах, особенно новоначальный, начинает всё видеть в черном цвете. В такой ситуации ему особенно важно иметь доверие к игумену и послушание, благодаря которым он сможет узнать высшие законы, по которым строится иноческая жизнь, принять эти законы и тем обрести радость и счастье в Боге.

Игумен призван любовью, и по необходимости строгостью, по-отечески наставить брата и в бескорыстии (поскольку монашество несовместимо с «карьерным ростом»), и в необходимости неустанного труда физического и духовного, и также вовремя заметить пагубные для души ростки самонадеянности или эгоизма.

«Монастырь устроен так, что каждый может найти в нем свое место, обрести внутренний мир», — сказал в конце своего выступления епископ Алексий. Игумен призван направить эти поиски в нужное русло и в конечном счете привести братию в объятия Отча, воспитывая и сберегая вверенные ему души, каждая из которых для Бога дороже всего мира.

По завершении доклада владыки Алексия игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря, поделилась воспоминанием о том, с какими заботой и терпением строил духовную жизнь сестер создатель и духовник их общины архимандрит Петр (Афанасьев), а также высказала мысль о необходимости вести беседы с молодыми насельницами, касающиеся разных тем, в том числе изучения Священного Писания, актуальность которого, как выясняется, далеко не всегда осознается нынешней монашеской молодежью.

О работе с молодыми, не только монашествующими, но и мирянами (такое послушание нередко нынче входит в круг обязанностей руководителей монастырей) говорила игумения Серафимо-Знаменского скита Иннокентия (Попова), обеспокоенная тем, что для разговора с юными часто не хватает системных знаний.

Учительству нужно учиться, особенно если речь идет детях, поддержал матушку Иннокентию митрополит Дионисий. Полагаться здесь только на свое искреннее желание безрассудно, нужен хотя бы минимум психолого-педагогических знаний и навыков. Владыка Дионисий сделал особый акцент на том, что нужно находить возможности удовлетворить потребности игуменов и игумений в расширении знаний в прикладных областях.

Тему обучения монашествующих в ином ключе поднял епископ Озерский Порфирий, наместник Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря. Владыка сказал о том, что для нового поколения священнослужителей, рукополагаемых в монастырях, необходим специальный курс. Особенно в этом нуждаются отдаленные обители. На протяжении последних лет технологии дистанционного обучения были отработаны, и личное общение даже через удаленную связь оказывается гораздо более эффективным, чем заочный формат.

Председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) в ответ на это заметил, что вопрос следует поставить перед Учебным комитетом Русской Православной Церкви, поскольку базовые программы по образованию монашествующих, работающие ныне уже на 150 площадках, предполагают получение начальных богословских знаний перед принятием пострига, но недостаточны для рукоположения. Имеющийся опыт дистанционного образования, а также разрабатываемые в настоящее время видеокурсы для удаленных монастырей будут существенным подспорьем при создании программ обучения будущих монастырских клириков.

О роли монастырей в умножении исторических знаний рассказал настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин). Обитель активно занимается историческими изысканиями о жизни и деяниях преподобного Кукши Печерского, священномученика, просветителя вятичей. Митрополит Дионисий посоветовал при этом обратить сугубое внимание на богослужебное почитание святого, напомнив, что вопрос этот ставился еще в предреволюционные годы и необходимо снова его поднять.

Последний доклад круглого стола «Плоды монашеского послушания: мир и радость о Духе Святом» представила игумения Серпуховского Введенского Владычнего монастыря Алексия (Петрова). Сосредоточившись на теме послушания, докладчица привела немало высказываний святых подвижников и учителей иночества в прошлом и в современности, подтверждающих, что эта тема является ключевой для монашества. Как пишет преподобный Паисий Святогорец, «послушание — это ключ от дверей рая… никто не спасется без послушания. Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем». При этом пришедший в монастырь для послушания Христу должен понимать, что, по выражению старца Ефрема Аризонского, Христос «оставляет Своего представителя в монастыре — игумена… чтобы то послушание, которое он желает показать Христу, показать игумену».

Учиться послушанию, руководствуясь только Священным Писанием, — путь опасный, это отмечал еще святитель Игнатий (Брянчанинов). Нужен наставник, нужен совет добродетельных и разумных братьев, нужно и спасительное недоверие своей воле и всему тому, что может льстить самолюбию инока, особенно новоначального, и оправдывать его страстность. Послушание выражается в полном доверии руководителю, только в этом случае оно может привести к подлинной свободе и достижению мирного духа. Преподобный Никон Оптинский говорил: «У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и беспечалие на душе».

Матушка Алексия обратила также внимание на то, что послушание, как в общем смысле этого слова, так и в применении к монашеской жизни, изначально воспитывается в семье. Сейчас в монастыри поступают люди, которых растили по принципам современной системы воспитания и образования — искажающим или буквально искореняющим понятие о послушании. Эти проблемы залегают глубоко и либо проявляются в условиях обители открыто, либо могут быть прикрыты подобием добродетели — например, рассуждением при выполнении послушания. Только общая атмосфера благоговейного послушания, отсутствие со стороны старших сестер потакания непослушанию может воспитать современную молодежь, приходящую в монастырь, — заключила игумения Алексия.

Пример удивительных плодов послушания привел в своих комментариях к докладу матушки Алексии наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев) — рассказав об этапах открытия и восстановления Сретенской обители по благословениям, полученным нынешним главой Псковской митрополии митрополитом Тихоном от архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Митрополит Воскресенский Дионисий подвел в заключительном слове итоги круглого стола, отметив, что плодотворность работы, как правило, выражается в краткости и ясности выводов, которые можно сделать по ее окончании, и назвал три главных положения, отражающих содержание прошедшей встречи: сутью монашеского подвига является приобретение добродетелей; игумены, игумении монастырей призваны создавать благоприятные условия для приобретения насельниками добродетелей; послушание — это главный инструмент для приобретения добродетелей.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Итоговое сочинение (2021/2022 учебный год) Подготовила:...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Итоговое сочинение (2021/2022 учебный год) Подготовила:

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    (2021/2022 учебный год)

    Подготовила:
    Заместитель директора по УВР
    МБОУ Кутузовская СОШ
    Тропина В. В.

  • 2 слайд

    Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой а

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
    Итоговое сочинение
    содержит
    нацелено
    требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала
    на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию

  • 3 слайд

    НАПРАВЛЕНИЯ -2021-20221. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

    Описание слайда:

    НАПРАВЛЕНИЯ -2021-2022
    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
    3. Преступление и наказание — вечная тема
    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

  • 4 слайд

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организу

    Описание слайда:

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления)
    Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени

  • 5 слайд

    Продолжительность написания3 часа 55 минут (235 минут)Результат итогового со

    Описание слайда:

    Продолжительность написания
    3 часа 55 минут
    (235 минут)
    Результат итогового сочинения
    «зачет»
    «незачет»

  • 6 слайд

    Критерии К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения

    Описание слайда:

    Критерии
    К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения
    Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
    Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)
    Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом

  • 7 слайд

    Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

    критерий № 1
    «Соответствие теме»
    критерий № 3
    «Композиция и логика рассуждения»
    критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

    критерий № 4
    «Грамотность»

    критерий № 4
    «Качество письменной речи»

  • 8 слайд

    Критерий № 1 «Соответствие теме» Участник должен рассуждать на предложенну

    Описание слайда:

    Критерий № 1
    «Соответствие теме»

    Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

    Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст)

    Критерий № 2 «Аргументация»

  • 9 слайд

    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»Участник должен выдерживать соо

    Описание слайда:

    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
    Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть

    Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

    Критерий № 4 «Качество письменной речи»
    Критерий № 5 «Грамотность»
    «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных .

  • 10 слайд

    ВАЖНО Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получит

    Описание слайда:

    ВАЖНО

    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев

  • 11 слайд

    Что в жизни людей остается неизменным даже в условиях технического прогресса сочинение рассуждение

  • 12 слайд

    Композиция сочинения 1.Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно р

    Описание слайда:

    Композиция сочинения

    1.Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем

    2.Основная часть. В этой части доказывается 2-3 тезиса. 
    Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (Эти доказательства строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли. (Опора на литературные произведения – главный критерий при оценивании сочинения)

    3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки

  • 13 слайд

    Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальна

    Описание слайда:

    Направление
    «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»

    ФИПИ комментирует:
    Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

  • 14 слайд

    Примерные темы по направлению «Человек путешествующий» Согласны ли Вы с мы

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Человек путешествующий»

    Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
    Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
    Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
    Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
    Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
    Что значит «идти по жизни своим путём»?
    Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
    Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
    Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
    Зачем люди отправляются в путешествие?
    Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
    Чем путешествия обогащают личность?
    Что значит: идти ногу со временем?

  • 15 слайд

    Что читать? Н.С. Лесков «Очарованный странник» А.С. Пушкин «Капитанская доч

    Описание слайда:

    Что читать?

    Н.С. Лесков «Очарованный странник»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
    М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
    А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
    Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
    И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    Р. Брэдбери «И грянул гром»
     Г. Уэллс «Машина-времени»
    Д. Лондон «Любовь к жизни»

  • 16 слайд

    Направление«Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достиж

    Описание слайда:

    Направление
    «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).»

    ФИПИ комментирует:
    Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • 17 слайд

    Примерные темы по направлению «Цивилизация и технологии» Меняются ли люд

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Цивилизация и технологии»

    Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
    Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
    Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
    Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
    Какие опасности таит в себе технический прогресс?
    Что значит «разумное использование технологий?

    Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
    Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
    Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
    Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
    Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
    Что значит быть современным?
    Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

  • 18 слайд

    Что читать? В. Распутин. «Прощание с Матёрой» Ч. Айтматов «Плаха» А. Платон

    Описание слайда:

    Что читать?

    В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
    Ч. Айтматов «Плаха»
    А. Платонов «Котлован»
    А.И. Куприн «Олеся»
    И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
    М. Булгаков «Собачье сердце»
    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
     Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
    М. Замятин «Мы»

  • 19 слайд

    Направление«Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание

    Описание слайда:

    Направление
    «Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)»

    ФИПИ комментирует:
    Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  • 20 слайд

    Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание» Зачем анализиров

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Преступление и Наказание»

    Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
    Что помогает человеку искоренять зло в себе?
    Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
    Каковы могут быть причины преступлений?
    Почему за преступлением следует наказание?
    Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    Свобода и ответственность в жизни человека.
    Что значит быть совестливым человеком?
    Можно ли простить человека, совершившего преступление?
    Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
    Может ли преступление быть оправдано?
    Какую роль играет совесть в жизни человека?
    Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
    Можно ли искупить свою вину?
    В чём различие между ошибкой и преступлением?
    Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

  • 21 слайд

    Что читать? Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.Ю. Лермонтов «Гер

    Описание слайда:

    Что читать?

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
    М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
    А.Н. Островский «Гроза»
    А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
    Л. Андреев. «Иуда Искариот»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  • 22 слайд

    Направление«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о текс

    Описание слайда:

    Направление
    «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)»

    ФИПИ комментирует:
    Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • 23 слайд

    Примерные темы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня »

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня »

    Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
    Кумиры моего поколения: какие они?
    Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
    Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
    В какой книге изображён портрет современного поколения?
    Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
    Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
    Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    Какие произведения искусства делают вас счастливым?
    Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
    Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
    Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
    Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

  • 24 слайд

    Что читать? Л. Андреев. «Иуда Искариот» Д.И. Фонвизин «Недоросль» Юлия Кузн

    Описание слайда:

    Что читать?

    Л. Андреев. «Иуда Искариот»
    Д.И. Фонвизин «Недоросль»
    Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    Лермонтов «Герой нашего времени»
    М. Шолохов «Судьба человека»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А. Грин «Алые паруса»
    М. Горький «На дне»
    М. Горький «Старуха Изергиль»
    Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
    А. Н. Толстой «Русский характер»
    А. С. Грин «Зелёная лампа»
    Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

  • 25 слайд

    Направление«Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные порок

    Описание слайда:

    Направление
    «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).»

    ФИПИ комментирует:
    Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

    При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  • 26 слайд

    Примерные темы по направлению «Кому на Руси жить хорошо?» Что значит быт

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Кому на Руси жить хорошо?»

    Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
    Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
    Может ли государство быть справедливым ко всем?
    Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
    Какими качествами должен обладать счастливый человек?
    Что такое репутация человека в обществе?
    Что значит «быть в ладу с самим собой»?
    Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
    Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
    Может ли один человек изменить общество?
    Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
    Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
    Что делает человека подлинно счастливым?
    Всегда ли общество ценит достойных людей?
    Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
    Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

  • 27 слайд

    Что читать? Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» А.С. Пушкин «Медный вс

    Описание слайда:

    Что читать?

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
    А.С. Пушкин «Медный всадник»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    Н.С. Лесков «Очарованный странник»
    Н.С. Лесков «Левша»
    Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
    М. Булгаков «Собачье сердце»
    М. Горький «На дне»
    Горький «Старуха Изергиль»

  • 28 слайд

    Что в жизни людей остается неизменным даже в условиях технического прогресса сочинение рассуждение

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Оно на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.Критерии, требования к оцениванию, все изложено в презентации. Примеры произведений также приведены.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Гальцова Е.Д. и др./Под ред. Коровина В.И.

Похожие материалы

  • Презентация по литературе Неизвестный цветок А. Платонова. (6 класс)

  • Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

  • Конспект урока по литературе в 5 классе на тему Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

  • Конспект урока по литературе » Уроки доброты по рассказу А. Платонова «Неизвестный цветок» (6 класс)

  • Рабочая программа по литературе (6 класс)

  • Презентация на тему «Изучение Бородино Лермонтова в школе»

  • Творчество Пушкина 5 класс

  • Пером пролить всю душу. Творчество писателя Бориса Горбатова

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456468 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Что в любви главное брать или отдавать жертвовать сочинение гранатовый браслет
  • Что в моем сердце сочинение
  • Что было в сказке сначала а что потом составь план опираясь на текст золотая рыбка
  • Что бы ни происходило как пишется
  • Что бы я попросил у золотой рыбки сочинение 2 класс