Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку «Пойди туда, не знаю куда» и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.Падчерица возвращается с подснежниками — невозможное задание выполнено. Королева требует от мачехи привести её на необыкновенную поляну. Здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе «Морозко», когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. Этот мотив обыгран своеобразно Маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.
Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа :)Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку «Пойди туда, не знаю куда» и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.Падчерица возвращается с подснежниками — невозможное задание выполнено. Королева требует от мачехи привести её на необыкновенную поляну. Здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе «Морозко», когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. Этот мотив обыгран своеобразно Маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.
Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа :)Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку «Пойди туда, не знаю куда» и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.Падчерица возвращается с подснежниками — невозможное задание выполнено. Королева требует от мачехи привести её на необыкновенную поляну. Здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе «Морозко», когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. Этот мотив обыгран своеобразно Маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.
Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа :)Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку «Пойди туда, не знаю куда» и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.Падчерица возвращается с подснежниками — невозможное задание выполнено. Королева требует от мачехи привести её на необыкновенную поляну. Здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе «Морозко», когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. Этот мотив обыгран своеобразно Маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.
Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа :)Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку «Пойди туда, не знаю куда» и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.Падчерица возвращается с подснежниками — невозможное задание выполнено. Королева требует от мачехи привести её на необыкновенную поляну. Здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе «Морозко», когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. Этот мотив обыгран своеобразно Маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.
Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа :)Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку «Пойди туда, не знаю куда» и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.Падчерица возвращается с подснежниками — невозможное задание выполнено. Королева требует от мачехи привести её на необыкновенную поляну. Здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе «Морозко», когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. Этот мотив обыгран своеобразно Маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.
Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа :)Двенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку «Пойди туда, не знаю куда» и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.Падчерица возвращается с подснежниками — невозможное задание выполнено. Королева требует от мачехи привести её на необыкновенную поляну. Здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе «Морозко», когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. Этот мотив обыгран своеобразно Маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.
Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа :)мДвенадцать месяцев» созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с «Бабой-Ягой» и «Морозко».С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда м
Тема урока: Художественные
особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака «12 месяцев». Драма
Урок литературы в 5 классе
Хушкелдиева Д.Ш.
Учитель русского языка и лит-ры
Тема урока: Художественные особенности
пьесы-сказки С.Я. Маршака «12 месяцев». Драма как род литературы.
Аннотация: Сценарий открытого урока литературы
в 5 классе: УМК «Литература» 5 класс под ред. В. Я. Коровиной. Учебный предмет:
Литература. Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи урока: расширить представление учащихся
о творчестве поэта С.Я. Маршака;
дать
представление о драме как роде литературы;
раскрыть
традиции народной сказки в пьесе С.Я.Маршака;
развивать
навыки выразительного чтения как элемента культуры речи;
формировать
умение анализировать художественное произведение;
формировать
навыки работы в группе.
Оборудование: портрет С.Я.Маршака,
выставка книг С.Я.Маршака.
Ход
урока:
Организационный
момент. Приветствие.
Итак,
друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок
Садитесь, поудобнее,
Начнём скорей урок.
.
—
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(весёлым,
интересным, познавательным)
Отчего
это зависит? (Оттого как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя, друг
друга, дружно работать в команде.)
Правильно.
Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой и может быть вам удастся открыть что-то
необычное в себе и своих друзьях.
2.
Стадия вызова. Актуализация субъектного опыта учащихся. Ученическое
целеполагание.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята,
а вы верите в чудеса? А в сказки?
Урок литературы – один из самых интересных предметов в школьной программе. У
вас есть возможность на уроке создать волшебную атмосферу своей фантазией,
своими словами. Потому что каждый урок литературы – встреча с мастером слова, а
не просто с поэтом и писателем.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа над теорией литературы.
Ребята,
вы уже знаете, что сказка С.Я. Маршака относится к литературным сказкам. А что
вы еще знаете о литературных и народных сказках? Я предлагаю вам поработать в
парах, прочитайте статью о сказках и заполните таблицу — опору. А затем мы
обсудим наши результаты.
ЗАДАНИЕ:
Итак,
у вас на столах листы с таблицей-опорой, заполните ее6 общие черты, различия.
Сказка | Сказка литературная |
Общие черты | |
Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, Фантастическое Герои дел-ся на положительных и отрицательных | Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, Фантастическое Герои дел-ся на положительных и отрицательных |
Различия | |
Нет конкретного автора | Конкретный автор Герои созданные самим автором Определить время, место и действие Пишут сказки для постановки на сцене |
Текст
Сказка…
Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир
прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес… И читатель сам
воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем
волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все
эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И
появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая
рыбка…
Сказки
писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть
конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в
которое происходит событие. А вот в литературной сказке часто можно
определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а
литературные сказки могут занимать десятки страниц.
Некоторые
писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции
народных сказок.
(Вместе обсуждаем резултат работы)
Ребята,
произведение С.Я. Маршака «12 месяцев» — это не просто сказка, а сказка-пьеса.
—
А какие жанры произведений вы знаете? (Стихи, сказки, драматические сказки,
сказы, рассказы, повести)
Действительно,
мир художественной литературы очень разнообразен, но принято в
литературоведение объединять все произведения в три группы, рода.
—
А какие жанры этих родов вы знаете?
Слайд
1
Рассказ Повесть Роман | Стихотворение Басня Поэма | Пьеса Комедия Трагедия |
-А
о чем обычно говорится в эпических произведениях? (повествуется о каких-то
событиях из жизни героев)
—
В лирических (рисуются отдельные состояния характера в отдельный момент жизни)
—
А вот о третьем роде, т.е о драме, мы подробно поговорим сегодня на уроке.
Ребята, а как вы считаете о чем пойдет речь сегодня на
уроке?
— Какие цели мы поставим пред собой: — определить……………..(особенности пьесы как жанра) — сравнить……………….(драму с другими родами литературы) — научиться………………Понимать особенности чтения драмы — Воспитывать……………….чувство ответственности за свои поступки. Сегодня мы подробней познакомимся с драмой, дадим понятие этому | В тетрадях и на доске |
К
какому роду литературы относится Сказка – пьеса С.Я. Маршака– драме. Попытаемся
дать определение драмы.
А
для этого поработаем в парах. Перед вами на партах 2 варианта произведения С.Я.
Маршака «12 месяцев».
Первая – эпическая сказка с подзаголовком – новогодняя
сказка.
Вторая – драматическая сказка.
Вот
на основе сравнения этих сказок мы и дадим понятие ДРАМЫ.
—
Мы уже с вами говорили об этих сказка, но мы в них сравнивали сюжет, героев
—
Сегодня у нас задача: сравнить эти два одноименных произведения с целью
выявления особенностей драматической сказки.
—
Что легче пересказать? (эпическое повествование) А почему?
А
пересказ какого произведения вызывает трудности и какие? Почему? (Драматическое)(Потому
что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
—
А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
—
Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
Ребята,
из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи
нескольких лиц; из монологов, т.е. речи одного лица)
—
Обратим внимание на то, что следует в обеих сказках после названия? (В
эпической – сразу повествование, в драматической – перечень действующих лиц,
т.е. АФИША)
Повествованию предшествует афиша
—
Обратите внимание, что в тексте драматической сказки слова, заключенные в
круглые скобки. А в этической сказке они есть? Что это за слова? Зачем они
нужны? Их роль? (В эпической сказке их нет. Там все поясняет автор. А в
драматической сказке эти слова поясняют, как действуют персонажи)
— Это
РЕМАРКИ — слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых
автор помогает понять, как действуют герои.
Итак, ребята, текст драмы состоит из
монологов, диалогов, афиши и ремарок.
А
как вы думаете, есть ли в драматической сказке описание (отдельное) внешности и
характера персонажей? Откуда мы узнаем об этом? (Из реплик героев)
—
А в эпической сказке? (Из отдельных описаний автора) О внешности и
характере персонажей мы узнаем из реплик героев.
Какое определение драмы вы могли бы дать?
(Драма – это произведение художественной
литературы, написанное для постановки на сцене.
Постановка пьесы
Друзья,
а сейчас мы с вами отправимся в театр.
«Театр
уж полон, ложи блещут».
И
перед нами разыгрывается один из эпизодов прекрасной драматической сказки
С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Представим
себе: Маленький домик на окраине города Жарко топится печка, за окнами метель,
сумерки…
–
Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
–
Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли и радости,
связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке).
Работа над содержанием пьесы
А
сейчас мы с вами поработаем в группах. Для каждой группы я подготовила вопросы,
Обсудите и дайте связный и развернутый ответ.
1 группа.
Кто
из героев стоит на стороне добра?
Какие
их добрые дела и мысли показаны в пьесе?
2 группа.
Кто
помогает Падчерице?
Почему
ей помогают окружающие?
3
группа
За
что наказаны отрицательные герои?
Что
заставляет отрицательных героев пьесы-сказки измениться к лучшему?
(Ответы
каждой из групп. Совместно делается вывод, почему в сказках всегда побеждает
добро.
— Итак, судьба доброй и трудолюбивой Падчерицы в пьесе С.Я.
Маршака складывается счастливо, и справиться со злом помогает не только
волшебство, но и положительные качества людей. Зло должно быть наказано, а
добро должно торжествовать. В это верил русский народ, эта вера воплотилась в
народных сказках, стала традицией. С.Я. Маршак в своей пьесе-сказке продолжил
эту традицию.
(Вместе обсуждаем рез-т работы)
Характеристика героев.
Как
и в народной сказке герои нашей сказки делятся на положительных и
отрицательных:
Назовите
положительных героев нашей сказки
(Слайд)
Положительные | Отрицательные |
Падчерица Профессор 12 месяцев Солдат | Старуха Дочка Королева |
Продолжаем
работу в группах (3 мин.)
—
подберите эпитеты характеризующие:
Королеву-
Падчерицу
Старуху
Дочку
(взбалмошная,
глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная,
жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, завистливая, сварливая,
сердечная, скромная, избалованная, ленивая)
Какие же поступки королевы дали возможность сделать
вывод, что она капризная и своенравная?
Мы вспомнили героев нашей сказки, а какие же из них
часто встречаются в народных сказках?……………
Есть
ли в пьесе сказке действующие лица не фольклорные, а литературные? (профессор,
канцлер, солдат, глашатай, астролог)
Художественные особенности
Одной
из художественной особенностью сказки являются образы — символы. Есть они и в
сказке «12 месяце». Перечислите их (волшебное колечко, весенний цветок
подснежник). А волшебное колечко приводит падчерицу к новогоднему
костру, к братьям-месяцем. Подснежники — символы весны, просыпающейся жизни.
—
Ребята, как вы думаете что в сказке жизненно, правдиво, а
что неправдоподобно, фантастично? В сказке Маршака жизненны и правдивы
характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, злоба и
жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование
братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу,
превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
Таким сочетанием фантастического и реального Маршак
достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то,
что братья-Месяцы существуют. Маршак учит нас добру и состраданию. Мы осуждаем
жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и Учителю
Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью
и
ложью и верим в добро и справедливость.
А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал
сегодняшнего урока. Я предлагаю вам выполнить Мини-тест
Что такое драма?
А)
это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.
Б)
это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения
отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека
В)
повествовательный род литературы. В центре внимания — жизнь человека, его
взаимодействие с окружающими людьми, события
2. Что такое ремарка?
А)
крылатые фразеологические выражения
Б)
слова, сказанные героями
В)
слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять,
как действуют герои.
3. Символы пьесы –сказки?
А)
береза
Б)
подснежник
В)
братья-месяцы
4. Из чего состоит драма?
А)
актов, картин, действий, монологов, диалогов, ремарок, афиши
Б)
актов, картин, сцен.
В)
ремарок
Ключ: 1 А), 2 Б), 3 Б), 4А)
Итак,
вначале урока мы ставили перед собой цели, достигли ли вы их:
Рефлексия.
—
Сегодня я узнал…
—
Было интересно…
—
Я выполнял задание…
—
Я понял, что…
—
Теперь я могу…
—
Я почувствовал, что…….
—
Я научился…
—
Урок дал мне для жизни…
Мне хочется закончить урок словами писательницы М.
Алигер: «Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются
в жизни, что только захоти, только будь хорошим, чистым, честным – и зацветут
для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…»
Д/З
написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:
Что
вам нравится и не нравится в поступках королевы?
Как
в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?
Какой
урок вы извлекли для себя?
Текст
Сказка…
Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир
прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес… И читатель сам
воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем
волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все
эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И
появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая
рыбка…
Сказки
писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть
конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в
которое происходит событие. А вот в литературной сказке часто можно
определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а
литературные сказки могут занимать десятки страниц.
Некоторые
писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции
народных сказок.
Славянская сказка в обработке С. Маршака
Знаешь
ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А
как их зовут?
Январь,
февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,
декабрь.
Только
окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так,
чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы
идут один за другим и никогда не встречаются.
Но
люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела
все двенадцать месяцев сразу.
Как
же это случилось? А вот как.
В
одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.
Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает
падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.
Дочка
по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и
присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё
на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала
она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.
Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.
Была
зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось
отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже
качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди
сидели в домах и топили печки.
В
такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт
вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
—
Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя
именинница.
Посмотрела
на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в
лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся
на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А
сестра говорит ей:
—
Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не
возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала
девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
Первый зимний месяц на пороге. А вместе с ним на театральные сцены нашего города приходят новые спектакли. Какими премьерами порадуют зрителей в декабре столичные сцены, расскажет в обзоре «Вечерняя Москва».
Открывает зимний обзор премьера «Урожай» (18+), которую зрители смогут увидеть в объединенном театре на Таганке уже 2 декабря.
Спектакль поставлен Марфой Горвиц по пьесе Павла Пряжко — яркого представителя «новой драмы» и обладателя премии «Золотая маска».
Зритель окажется в захватывающем квесте, наполненном увлекательными, забавными, а где-то драматическими приключениями.
Четверо молодых людей отправляются в яблоневый сад собирать урожай, не предполагая, что это занятие превратится в настоящий блокбастер. А сам сбор яблок обернется поиском сокровищ, наполненным увлекательными, смешными и драматическими приключениями. Один из героев берет на себя командование операцией, ведь подобная задача должна быть наполнена доблестью, благородством, безрассудностью и храбростью. Потому что фортуна любит отчаянных и трудолюбивых. Познание взрослого мира, муки выбора, получение нового опыта — все это исследуют герои спектакля через чувственный аспект в созданной райской реальности.
Декабрь подарит юным зрителям много новых театральных постановок. Настоящий премьерный дождь прольется уже 3 декабря. В первую зимнюю пятницу театр кукол KукLab подарит театралам постановку «Белый пароход» (8+).
Режиссер Екатерина Половцева поставила спектакль по мотивам повести Чингиза Айтматова. В нем она продолжает поиски ответа на вопрос одного из главных героев Момуна: «Почему такими бывают люди?» и исследует человечность.
Язык Айтматова поэтичен и насыщен метафорами, история разрушения последнего оплота традиций показана глазами мальчика. Сначала мы видим и чувствуем прекрасную природу, которая его окружает. Его друзья — растения, камни, земля. Самые дорогие для него существа — это портфель, бинокль и фуражка, а еще белый пароход, который изредка появляется вдалеке. Вечная борьба добра и зла, так характерная для произведений Айтматова, аллегорически обыгрывается в спектакле, созданном на стыке драматического и кукольного жанров.
На следующий день, 4 декабря, Московский детский камерный театр кукол представит премьеру для самых маленьких зрителей — «Как Ежик Медвежонка спасал» (3+).
Спектакль по мотивам сказок Сергея Козлова, которые учат добру, ставят перед детьми непростые вопросы взрослых: о смысле жизни и расставании. Именно Сергей Козлов придумал Страну Тилимилитрямдию, куда отправились Медвежонок и Ежик, а их приветствие «Трям! Здравствуйте!» стало практически нарицательным.
Зрителям предстоит встреча с Ежиком, Медвежонком, Зайцем, Дятлом и Осликом. Вместе с новыми друзьями герои придумают разные истории, которые и расскажут детям.
Театр имени Наталии Сац 4 декабря зовет взрослых и детей на премьеру оперы «Вредные советы» (6+).
Ценителям высокого искусства предстоит увидеть постановку композитора Михаила Броннера по культовой книге Григория Остера «Вредные советы» — спектакль про дружбу внутри семьи и про территорию свободы.
Парадоксальные «Вредные советы» Остера станут в спектакле тем ключом, с их помощью которого главные герои найдут способ побыть вместе, похулиганить, повеселиться и поговорить о самом главном: о взаимоотношениях друг с другом.
Еще одну премьеру 4 декабря зрителям подарит детский театр «Снарк». Спектакль «Аляска» (10+) расскажет о собаке, которая становится поводырем для мальчика-эпилептика.
Семья главной героини Паркер вынуждена отдать любимую собаку другим хозяевам из-за аллергии, внезапно возникшей у младшего брата. Вскоре Паркер узнает, что досталась Аляска ее злейшему врагу, мальчику, который выставил ее на посмешище перед всем классом в первый день в новой школе. Затаив обиду, девочка решает украсть собаку у новоиспеченного хозяина.
Но не все так просто. Мальчик оказывается эпилептиком, и собака для него не просто домашний питомец и друг семьи — собака ему жизненно необходима.
Премьера мюзикла «Онегин» (16+) в постановке Алексея Франдетти на сцене Театра на Таганке состоится 16 декабря.
Авторы оригинальной постановки Эмил Глэдмтоун и Веда Хилль, никогда не бывавшие в России, взялись за перевод «Евгения Онегина» Пушкина на английский. Теперь Театр на Таганке переводит канадский мюзикл обратно — на русский. Онегин Франдетти станет первым спектаклем на исторической сцене объединенного театра, в котором сыграют актеры вновь единой труппы.
Вечная классика больше не будет скучной: через хулиганство и юмор, живое перевоплощение актеров в персонажей прямо на сцене автор постановки раскроет тот вечный и актуальный смысл романа Пушкина. Онегин в постановке Франдетти поднимает все те же пушкинские вопросы: выбирать разумом или сердцем, идти на риск или принять навязанные обществом стандарты, доверять другим или верить в себя.
Через призму текстов Пушкина, музыку Чайковского, уникальную сценографию и авторское прочтение оригинальной постановки зритель погрузится в мир собственных чувств и эмоций, раскроет глубокую суть достоинств и пороков главных героев. Пришло время сопоставить, что есть реальность, а что — мечты.
Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой 18 декабря представит премьеру спектакля «Кукурузный человечек» (6+).
В жаркой солнечной Мексике, где-то среди бескрайних кукурузных полей, затерялась деревушка под названием Маисета. Там живут простые, работящие крестьяне. Они любят свою землю, много трудятся, воспитывают детей и уважают стариков.
А уж какие праздники они устраивают. Особым образом в Мексике принято отмечать пятнадцатилетие девочек — окончание детства и вступление во взрослую жизнь. По-испански этот праздник называется «кинсеаньера». Виновнице торжества преподносят последнюю куклу, первые взрослые туфли и множество других знаковых подарков.
Но праздник главной героини оказался омрачен: ее младший брат угодил в историю, да такую, из которой без магии не выбраться. На что способна простая мексиканская девушка, какими добрыми бывают духи и жестокими люди — обо всем об этом спектакль «Кукурузный человечек».
Новую версию постановки спектакля «Три мушкетера» (12+) 23 декабря зрителям представит театр «У Никитских ворот».
Спектакль поставлен по бессмертному роману Дюма.
Жизнь, Смерть, Любовь, Геройство, Самовластье, Интриги, Приключения, Злодейства, Предательство, Шпиономания — и над этим многоцветным конгломератом превыше всего стоит святая мужская Дружба как единственная бесценность, спасающая человека в любом времени и пространстве.
24 декабря Московский театр кукол представит премьеру спектакля «Госпожа Метелица» (6+).
В старой библиотеке среди знакомых историй живут братья Гримм, которые проводят время в спорах о нужности сказок. Их мир был цельным в своем уединении. Пока в двери дома не постучалась девушка — в поисках своей сказки со счастливым концом. Братья охотно соглашаются помочь незнакомке найти свое счастье. Но сказочные герои совсем отбились от рук, а девушка была так несчастна, что братья полюбили ее. Бедняжке придется многое пережить на страницах чужих сказок, прежде чем она решится написать собственную историю.
Поставила историю со счастливым концом режиссер — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Наталья Пахомова.
Театр Романа Виктюка порадует зрителя 25 декабря премьерой русской классики — «Мертвые души» (18+).
В авторской интерпретации Дениса Азарова классический текст Гоголя соединен с другими текстами — голосами России двухвековой давности и современной, отразившей все эти два прошедших с момента написания века.
Поразит зрителя, прежде всего, выбор театральных «помещиков». В образе гоголевского Плюшкина на сцену выйдет Дмитрий Бозин. Блистательная Людмила Погорелова — Коробочка, а Дмитрий Голубев — разбитной Ноздрев. Дмитрий Жойдик сыграет помещика Собакевича, а Иван Иванович — обаятельного Манилова.
Роль Павла Ивановича Чичикова, «человека, с которым можно век прожить и не поссориться», сыграет приглашенный Сергей Епишев.
Новый мюзикл «Летучий корабль» (5+) на сцене Театра Российской армии зрители увидят впервые в последнюю субботу года, 25 декабря.
Спектакль о мечте, которая обязательно сбудется, создан по мотивам любимого мультфильма Гарри Бардина, волшебных сказок из сборника русских народных сказок, составленного Александром Николаевичем Афанасьевым, и замечательных стихов Юрия Энтина. А объединит феерию образов фантастическая музыка Максима Дунаевского.
Зрители встретятся с трубочистом Иваном, царевной Забавой, воеводой Полканом, мечтательным Водяным и самой что ни на есть настоящей Бабой-Ягой. В сказке все по-настоящему. Коварство Полкана, захотевшего захватить царство, жестокость Бабы-Яги, которая чуть было не довела до беды Ивана, и бескорыстная дружба Водяного, протянувшего руку помощи своему новому другу. А самое главное — любовь Забавы и Ивана, любовь, способная преодолеть все преграды и помогающая творить самые настоящие чудеса.
«Развитие читательской компетенции как метапредметного образовательного результата». (Обобщение опыта)
СЛАЙД 1
«Развитие читательской компетенции как метапредметного образовательного результата».
СЛАЙД 2
“Образование – это то, что большинство получает,
многие передают и немногие имеют”.
(К. Краус – австрийский писатель).
В последние годы в методике обучения школьным предметам особую актуальность приобретает вопрос о развитии читательской компетенции. Выбор данной темы не случаен. Акцент на такой вид деятельности школьника и учителя, как работа с текстом, имеет своё объяснение.
Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно-правовых документах:СЛАЙД 3
-
“Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования”;
-
«Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»;
-
«Концепция преподавания русского языка и литературы»;
-
Стандарт основного общего образования по литературе;
-
«Национальная программа поддержки и развития чтения» (2007-2020)»;
-
“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993), Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Второй побудительной причиной моей деятельности стали неутешительные результаты читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста.
Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству усвоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35 % населения никогда не читают, 43 % — от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день. Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян. Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют:«Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
СЛАЙД 4
Опыт работы в школе выявил ряд проблем у современного школьника:
1. Бедный кругозор и речевое развитие
Бедный кругозор связан с бедным опытом. Тестовая система проверяет знание конкретных терминов и фактов, в значительной степени на материале из дошкольного опыта и начальной школы. Поэтому даже усердные наши ученики не в состоянии наверстать весь объем сведений (в том числе бытовых), которые обычно ребята узнают в детстве от родителей, видят во время поездок, воспринимают от ближайшего окружения. Отсутствие в речи нужного слова не дает также возможности воспринять смысл понятий, добиться ясности в учебных вопросах. Многие слова и понятия ребята слышали, но у них не возникает никакого образа предмета. Поэтому материал не воспринимается, хотя взрослому кажется, что он говорит просто и объясняет понятно. Возникает также проблема неясного, смутного, примерного понимания, абсолютно недостаточного для закрепления знаний. Трудно представить, сколько сложностей возникает перед учениками, готовящимися к ГИА, если им не ясны даже обычные разговорные слова (их приходится запоминать как термины), в этом случае не ясен для них сам предмет беседы.
2.Непонимание устной речи
Наблюдается слабая концентрация внимания, умение слушать и услышать. Эти категории связаны не только со способностями человека и его воспитанием, но с необходимостью терпеливой работы по преодолению своих границ, вслушиванию в слова совершенно другого человека.
3.Неумение учиться «добывать» знания
Учащиеся заучивают часто термины и целые схемы наизусть.
Однако после урока они не в состоянии воспроизвести пройденные термины и схемы правильно. Одним словом, не умеют заучивать или не понимают, что
это значит.
4. Непонимание устного вопроса
Точный смысл предложения может быть понят только при наличии у учеников навыка полного «прочитывания» слов, а не «примерного» их восприятия. Поскольку ученики плохо читают про себя многосложные слова, проглатывают окончания, то воспринимают только «образ» слова (его корень и, так сказать, контур), а не слово в его грамматической форме. Это приводит к неизбежному «додумыванию» слов, рассыпанию предложения на отдельные известные, но неправильно воспринятые единицы Смысл же предложения ускользает. С этим и связано то, что ученики хотят услышать вопрос, поскольку сами не умеют переводить текст во внутреннюю речь, и учитель
делает это «за них».
5.Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой.
Многие дети не понимают половины того, что читают. Именно книжная (бумажная) форма словарей при поиске слова дает возможность увлечься словарной работой.
6. Отсутствие умения сопоставлять
Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, т.е. необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять;
7. Слабое умение анализировать
Нет привычки видеть детали; не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.
СЛАЙД 5
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации – от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше учащийся на выходе должен был обладать определенным набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения — компетенция.
СЛАЙД 6
Компетенция (применительно к сфере образования) – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
СЛАЙД 7
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5].
Компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Таким образом, компетентность, в отличие от навыка, связана с осознанием деятельности, формируется и проявляется исключительно в деятельности.
В 90-х годах XX-ого века Международной организацией труда было введено понятие “ключевые компетенции”. Акцентирую внимание на тех ключевых компетенциях, что в большей степени удовлетворяют теме моего опыта:
-
Учебно-познавательные компетенции (проявляются в умении учащихся определить цели и порядок работы, самостоятельно спланировать свою учебную деятельность и учиться, установить связи между отдельными объектами, применить освоенные способы в новых ситуациях, осуществить самоконтроль);
-
Информационные компетенции (отражают способности учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
-
Коммуникативные компетенции (это показатели умения сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, обмениваться информацией);
-
Компетенции личностного самосовершенствования (как способность учащихся анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни).
СЛАЙД 8
Читательская компетенция – это овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. (Определение, данное в ФГОСах). Читательская компетентность имеет более широкий смысл – это понимание в необходимости знаний, умений и навыков; это качество сохранения прочитанного.
Требования стандарта к метапредметным результатам
-
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку и литературе: совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. (Из ФГОС).
-
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку и литературе: формированиесмыслового чтения и формирование умения осознанно использовать речевые средства с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью монологической, контекстной речью. (Из ФГОС).
-
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися межпредметные понятия. Примеры планируемых предметных и метапредметных результатов на уроках по анализу исходных текстов.
Метапредметный образовательный результат, который будет получен при условии сформированной читательской компетенции (прописано в ФГОС):
-
1. У выпускников будет сформированапотребность в систематической чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа, «потребного будущего».
-
2. Учащиеся усовершенствуюттехнику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
-
3. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения художественных и других видов текста и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
-
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
СЛАЙД 9
В связи с вышесказанным, понятно, что нужно изменить преподавание литературы в школе, чтобы повысить читательскую грамотность, чтобы учащиеся на классической литературе, персонажах учились преодолевать трудности, находить выход из любой ситуации, оставаясь при этом человеком. И, конечно же, успешная сдача экзаменов. Для этого необходимо формировать читательскую компетенцию, чем и обусловлена актуальность моей работы.
СЛАЙД 10
Для повышения уровня читательской компетентности обучающихся необходимо включать в учебный процесс педагогические технологии, позволяющие обеспечить позиции компетентностного подхода. Из опыта работы учителей России в образовательном процессе применяются следующие технологии и стратегии развития чтения:
-
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек);
-
Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина);
-
Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова);
-
Методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова);
-
Стратегии чтения (Н.Н.Сметанникова);
-
Технология скорочтения (М.А.Зиганов);
-
Методика структурно-логического анализа текста (Н.И.Козлов)
-
Методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев)
-
Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова);
-
Технология формирования информационной культуры личности (Н.В.Збаровская, Н.И.Гендина);
-
Стандарты оценки качества чтения PISA (понимание текста);
-
Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.А.Орлова).
Ряд данных технологий применим только для обучения технике чтения, формированию культуры чтения, т.е. для младших школьников, школьников 5-6 классов.
Использование ресурсов УМК по литературе под ред. В. Я. Коровиной
по формирования читательской компетенции.
В современной образовательной системе существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), поддержанная заданиями к тексту, обучающими ведению диалога с автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нем не только фактуальную, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль преобразовывать полученную информацию.
Система заданий в УМК под ред. Коровиной В.Я. направлена на серьезную работу по развитию речи, на обогащение словарного запаса ученика, прослеживается движение от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного. Все это способствует формированию правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения:
этап1 Предтекстовый этап (мотивационный). (работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации) – обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения;
этап 2 Текстовый этап (активное чтение) (работа с текстом во время чтения) – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения;
этап 3 . Послетекстовый этап (рефлексивный) (после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.
Примеры заданий по формированию первого умения читательской грамотности:
-
Найти и извлечь информацию – это умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.); добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание).
Решению этой задачи способствуют вопросы и задания рубрик «Проверь себя», « Размышляем о прочитанном», «Обогащаем свою речь. Совершенствуем свою речь», «Вопросы и задания повышенной сложности».
-
Выберите слова и выражения, которые встречались вам (или могли встретиться) в народных сказках, те, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке: простился, в путь-дорогу снарядился, ждет-пождет милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белёшенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой в злобе, трубит уже молва.
-
Тургенев И.С. в рассказе «Муму» запечатлел человека, несломленного крепостническим гнетом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.
-
Найдите в сказке «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривали, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи?
-
Вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа.
-
Что считал Л.Н.Толстой своей главной задачей в Ясной Поляне? Подтвердите примерами из статьи «Л.Н. Толстой и Ясная Поляна» по Н.Гудзию.
-
В какой части стихотворения С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями »мы слышим интонацию русской народной песни? Найдите эти строки в тексте стихотворения и прочитайте вслух.
-
Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для этого поэта? Как вы понимаете эти слова? Найдите их в тексте стихотворения.
Примеры заданий по формированию второго умения читательской грамотности:
-
Интегрировать и интерпретировать – это умение распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; понимать настроение и общий тон произведения; находить практическое применение информации из текста; понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.
Использование приемов интерпретации анализа и преобразования художественных текстов позволяют рубрики «Учимся читать выразительно», «Проект. Творческое задание».
-
Подготовьте выразительное чтение рассказа Н. В. Гоголя «Заколдованное место». Обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения, на особенности их произнесения. Подумайте, как нужно прочитать слова деда, чтобы почувствовать гоголевский юмор.
-
Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева так, чтобы все слушатели почувствовали ваше отношение и к хохотунье Весне, и к ворчливой Зиме.
-
Организуйте и проведите в классе конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. При награждении победителей в качестве призов можно использовать открытки с литературной тематикой, поэтические сборники.
-
Подготовьте чтение диалога Алёши и учителя по ролям. Жюри будет оценивать исполнение-чтение каждого чтеца. (Сказка А. Погорельского «Чёрная курица»).
-
Подготовьте постановку нескольких картин из пьесы – сказки «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. Определите, кто будет режиссером, кто — актерами. Группа художников займется подготовкой декораций и костюмов. Звукооператоры подберут музыкальное сопровождение. Поэты напишут тексты стихотворных приглашений, а кинооператоры снимут ваш спектакль на видео.
-
Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».
-
Подготовьте стихотворение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…» к чтению в классе, передав торжественное и скорбное звучание произведения.
Примеры заданий по формированию третьего умения читательской грамотности:
-
Осмыслить и оценить – это умение связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом.
Специальные вопросы и рубрики учебника посвящены работе над проблемой синтеза различных искусств (рубрика «Литература и изобразительное искусство»). Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями к изучаемому тексту, сравнение иллюстраций разных художников позволяют осуществить связь вербального образа с визуальным.
-
Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мертвой царевне…», покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.
-
Вы прочитали стихотворение А. Фета «Задрожали листы, облетая…» В чем смысл противопоставления «шумящей мглы» и « теплого гнездышка».
-
Можно ли сказать, что А. Фет прислушивается к звукам, всматривается в окружающий мир, чтобы самое обычное событие, знакомое каждому, осветилось по-новому? Испытывали ли вы такое же состояние, которое переживает поэт в стихотворении?
-
Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Совпадают ли они с вашим мнением?
-
Проследите по статье Б.М. Эйхенбаума о рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был написан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом?
-
Рассмотрите иллюстрации художников Ю. Петрова, А. Иткина, М. Родионова к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.
-
Различаются ли общая тональность, настроение прозвучавших стихотворений Ф. И. Тютчева и стихотворения А.Н. Плещеева? Как вы думаете почему?
-
Сравните летний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева и И.С. Никитина. Чем отличаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актеры?
-
В сказе «Медной горы Хозяйка» немало названий тех мест, где происходят события: « за Северушкой» где-то…»; « на Гумешках то есть…»; « с Красногорки убираться…». А в волшебных сказках место действия обычно указывается очень неопределенно: «В некотором царстве, в некотором государстве». Как вы объясните такие «географические» различия между сказом и сказкой?
-
Что в пьесе – сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся?
Заключение
Сегодня в российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые, по разным причинам, почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности
Федеральные государственные образовательные стандарты относят читательскую компетенцию к метапредметным образовательным стандартам, то есть к действиям, формируемым между/сверх учебных дисциплин. Значит, не только учитель литературы и русского языка организует учебную деятельность с целью развития обучающихся в деятельности чтения. Это задача всех учителей-предметников – метапредметная задача.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/471873-razvitie-chitatelskoj-kompetencii-kak-metapre
устное народное творчество и авторские произведения отличие
Литературное произведение — произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением. В качестве примера литературного произведения я выбрала пьесу С. Я. Маршака <<Двенадцать месяцев >>.
Пьеса С. Я. Маршака <<Двенадцать месяцев>> рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что сила природы помогает только, добрым и трудолюбивым людям.
В этой сказке рассказывается о том, как Королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерица. Падчерица встречает у костра 12 братьев — месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить падчерицу, но братья — месяцы приходят ей на помощь, превращают мачеху и ее дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву задуматься о том, что такое добро.
В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например, Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование братьев- месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.
Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, и верим в добро и справедливость.
2.Фольклорное произведение.
Фольклорное произведение- результат коллективного творческого процесса, в котором невозможно установить авторство. Литература объединяет произведения, авторство которых достоверно известно. В качестве примера я выбрала сказку <<Морозко>>.
У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется.
В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.
Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
Главная героиня сказки — падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая — «социально ущемленный персонаж» в доме мачехи: «Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…» Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.
По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина — выгоняет мачеха : «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».
Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки — Морозко — испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награду — характерный прием народных сказок.
Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: «Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут». Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.
Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.
Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем как торжество справедливости.
3.Чем отличается литературное произведение от фольклорного произведения.
Между фольклором и литературой существует тесная связь, обусловленная спецификой словесного творчества, в котором отображаются представления человека об окружающем мире и закономерности развития общественного сознания. Однако в фольклорных и литературных произведениях есть принципиальные различия, определяющие их характерные черты и особенности. Так же есть различия в героях.
В приведенных мною примерах есть схожие герои. Так же есть и различия. В сказке <<Морозко>>, как и в сказке- пьесе С. Я. Маршака <<Двенадцать месяцев>> есть одинаковые герои такие как: Падчерица, мачеха, королева, дочка, солдат и т.д.. В пьесе- сказке С.Я. Маршака <<Двенадцать месяцев >> действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейсте- рина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.
Фольклор в широком смысле — это исторически сложившееся, впитавшее народные традиции коллективное соавторство, передающее в устной или игровой форме поэтическое обобщение опыта многих поколений. Среди фольклорных жанров выделяют обрядовые, песенные и эпические. К эпическим жанрам относятся сказки, предания, былины, легенды, сказы, а также малые формы устного народного творчества — пословицы, поговорки, загадки и анекдоты. Слово «фольклор» часто употребляют в более узком значении — для определения содержания и способа создания словесных художественных образов, свойственных именно этим жанрам.
Зарождение литературы как вида искусства во многих культурах связано с развитием народного эпоса. Он служил основой летописей и жизнеописания святых; принцип повествования, позаимствованный из фольклорных сказок, использовался в построении сюжетов авантюрных и плутовских романов — прообраза многих жанров современной прозы; образный строй и ритмическая организация былин, исторических, обрядовых песен нашли отражение в авторской поэзии.
Однако литературные произведения не подчинялись фольклорным канонам, имели более сложную композицию, произвольно развивающийся сюжет и могли существовать только в письменной форме, поскольку каждое из них представляло собой оригинальное сочинение, созданное одним человеком.
Начиная с эпохи Возрождения, характерной чертой художественной литературы становится авторский стиль, а объектом изображения — внутренний мир героя, в котором читатель находит нравственные приоритеты и черты эпохи, свойственные конкретному историческому периоду в развитии общества.
Современный литературный процесс — сложное разноплановое культурное явление, проявляющееся в многообразии уже сложившихся и только зарождающихся форм словесного творчества.
В отличие от литературы, фольклор сохраняет устойчивые формы и малоподвижную композиционную структуру текста. Внутренний мир героя закрыт: значение имеют только событие или поступок, в которых проявляется не черты характера, а общепризнанные принципы поведения, принятые за основу порядка, устанавливающего равновесие между добром и злом.
1)Нет персонального создателя
2)Возникло и развивается как устное народное творчество
3)Живет во множестве вариантов
4)Можно передавать речитативом
5)Можно приплясывая и распевать
1)Есть конкретный автор
2)Возникло как письменное и развивается как письменное
3)Имеет один вариант написанный автором
4)Писатель написал
5)Читатель читает
Так же и в наших примерах, в сказке <<Морозко>> не персонального создателя, оно развивается, как устное народное творчество, эта сказка, когда то давно была придумана народом, позже уже появились разные варианты. Есть вариант Толстого и вариант Афанасьева.
В пьесе- сказке <<Двенадцать месяцев>> есть конкретный автор это С. Я. Маршак, как возникло им, так и остается в единственном экземпляре.
Список литературы:
-
https://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye
-
https://www.glossary.ru/
-
https://www.dreams4kids.ru/
-
https://thedifference.ru/
-
Аникин В.П. Русская народная сказка. — М., 1984.
-
Коровина В.Я. Литература и фольклор. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов — М., 1966.